Бабушка с малиной – краткое содержание рассказа Астафьева

Бабушка с малиной – краткое содержание рассказа Астафьева

Виктор Астафьев
БАБУШКА С МАЛИНОЙ
На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора. Поезд стоит здесь одну минуту. А ягодников тьма, и у всех посуда: кастрюли, вёдра, корзины, бидоны. И вся посуда полна. Малины на Урале — бери не переберёшь. Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда — поезд стоит всего минуту.
Но если бы поезд стоял полчаса, всё равно была бы давка и паника. Так уж устроены наши пассажиры — всем хочется быстрее попасть в вагон и там уж ворчать: «И чего стоит? Чего ждёт? Рабо-о-тнички!»
У одного вагона гвалта и суеты особенно много. В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка. Она остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх. Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. Да что там авария — трагедия! Самая настоящая трагедия. Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки.
Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке, по рельсам, по подножке. Бабка оцепенела, схватилась за сердце. Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся. Последние ягодники прыгали на подножку, задевая бабку посудой. Она потрясённо смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся по белой щебёнке, и, встрепенувшись, крикнула:
— Стойте! Родимые, подождите! Соберу.
Но поезд уже набрал скорость. Красное пятно мелькнуло зарницею и погасло за последним вагоном. Проводница сочувственно сказала:
— Чего уж там собирать! Что с возу упало… Шла бы ты, бабушка, в вагон, а не висела на подножке.
Так, с болтающимся на груди туесом, и появилась бабка в вагоне. Потрясение всё ещё не сошло с её лица. Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.
Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды. Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье.
Сидит бабка одна на всей скамейке и неподвижно смотрит на пустой фонарь, подпрыгивающий на стене. Дверца у фонаря то открывается, то закрывается. Свечи в фонаре нет. И фонарь уже ни к чему. Поезд этот давно уже освещается электричеством, а фонарь просто запамятовали снять, вот он и остался сиротой, и дверца у него болтается.
Пусто в фонаре. Пусто в туесе. Пусто у бабки на душе. А ведь ещё какой-то час назад она была совершенно счастлива. В кои-то веки поехала по ягоды, через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:
«Я прежде проворная была! Ох, проворна! По два ведра малины в день насобирывала, а черницы либо брусники, да с совком, и поболе черпывала. Свету белого не видать мне, если вру», — уверяла бабка поражённых ребят. И — раз-раз, незаметно так, под говорок, обирала малину с кустов. Дело у неё спорилось, и удобная старинная посудина быстро наполнялась.
Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родову. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула:
В саду ягода малина
Под у-у-у-укрытием росла-а-а…
И даже рукой плавно взмахнула. Должно быть, компанейская бабка когда-то была. Погуляла, попела на своём веку…
А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки. Предлагали ей школьники помощь — хотели взять туес и занести его в вагон — не дала. «Я уж сама, робятки, уж как-нибудь, благословясь, сама, я ещё проворна, ух, проворна!»
Вот тебе и проворна! Вот тебе и сама! Была малина — и нет малины.
На разъезде Коммуна-кряж в вагон вваливаются три рыбака. Они пристраивают в углу связки удочек с подсачниками, вешают на древние чугунные крючки вещмешки и усаживаются подле бабки, поскольку только подле неё и есть свободные места.
Устроившись, они тут же грянули песню на мотив «Соловей, соловей — пташечка»:
Калино, Лями, Лёвшино!
Комариха и Тёплая гора.
Рыбаки эти сами составили песню из названий здешних станций, и песня им, как видно, пришлась по душе. Они её повторяли раз за разом. Бабка с досадой косилась на рыбаков. Молодой рыбак в соломенной драной шляпе крикнул бабке:
— Подтягивай, бабусь!
Бабка с сердцем плюнула, отвернулась и стала смотреть в окно. Один из школьников придвинулся к рыбаку и что-то шепнул ему на ухо.
— Ну-ну! — удивился рыбак и повернулся к бабке, всё так же отчуждённо и без интереса смотревшей в окно: — Как же это тебя, бабусь, угораздило?! Экая ты неловкая!
И тут бабка не выдержала, подскочила:
— Неловкая?! Ты больно ловкий! Я раньше знаешь какая была! Я ране… — Она потрясла перед рыбаком сухоньким кулачишком и так же внезапно сникла, как и взъерошилась.
Рыбак неловко прокашлялся. Его попутчики тоже прокашлялись и больше уже не запевали. Тот, что был в шляпе, подумал, подумал и, что-то обмыслив, хлопнул себя по лбу, будто комара пришиб, вскочил, двинулся по вагону, заглядывая к ребятам в посуду:
— А ну, показывай трофеи! Ого, молодцы! С копной малины набрала, молодец. — похвалил он конопатую девочку в лыжных штанах. — И у тебя с копной. И у тебя. Молодцы! Молодцы! Знаете что, ребятки, — хитро, со значением прищурился рыбак, — подвиньтесь-ка ближе, и я вам очень интересное скажу на ухо.
Школьники потянулись к рыбаку. Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.
В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:
— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!
И потекла малина в туес, по горсти, по две. Девочка в лыжных штанах сняла «копну» со своего ведра.
Бабка протестовала:
— Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!
— Молчи, бабусь! — урезонил её рыбак. — Какое же это чужое? Ребята ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба. Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!
И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.
Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза, всё повторяла:
— Да милыя, да родимыя. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои.
Туес был полон, даже с «копной». Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подхватили её:
Эх, Калино, Лямино, Лёвшино!
Комариха и Тёплая гора.
Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!»
А бабка сидела, прижав к груди туес с ягодами, слушала дурашливую песню и с улыбкой покачивала головой:
— И придумают же! Придумают же, лешие! И что за востроязыкий народ пошёл.

Урок вне классного чтения ‘Не опоздать с добротой’ по рассказу В. П. Астафьева ‘Бабушка с малиной’

План-конспект урока

Тема урока: Не опоздать с добротой. (Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»)

Виктор Петрович Астафьев – известный современный писатель, заслуживший признание как взрослой, так и детской читательской аудитории. Много интересных рассказов написано Астафьевым для юных читателей. « Для детей я всегда пишу со светлой радостью, – говорил Виктор Петрович, – и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости».

Традиционно для чтения и обсуждения в 5 – 6 классах учитель выбирает такие рассказы писателя, как «Конь с розовой гривой» и «Фотография, на которой меня нет».
А ведь у В.П.Астафьева есть произведения и о бережном отношении к животным и природе, добром отношении к человеку, находящемуся рядом. На мой взгляд, именно эти рассказы звучат сегодня очень современно, даже злободневно. Хочется выделить, прежде всего, такие произведения известного писателя, как «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Стрижонок Скрип», «Капалуха», «Зорькина песня», «Бабушка с малиной» и другие.

Сегодня просто необходимо жить в мире и согласии – вот что внушает нам, живущим в XXI, несомненно, гуманный человек В.П.Астафьев.
Рассказы Виктора Петровича Астафьева учитывают возрастные и психологические особенности школьников младшего и среднего звена, находят живой отклик в детских сердцах.

Для уроков внеклассного чтения по рассказам «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?», «Гуси в полынье», «Капалуха» использую разнообразные формы: беседу, урок – взгляд, урок – размышление. Уроки внеклассного чтения в подобной форме проходят живо и интересно, отличаются особой активностью учащихся, надолго остаются в их душах. Например, «Если читать, то….» (урок – реклама произведения), «Я – читатель!», «Моя первая встреча с рассказами В.П.Астафьева» и другие.

Цели урока:

1) продолжить знакомить обучающихся с творчеством писателя, особенностями прозы В. П. Астафьева;

2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить замысел автора;

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;

2) развивать коммуникативные навыки и сценические умения обучающихся, их творческие способности.

помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев художественного произведения

подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть.

И я даю себе слово: отныне помогать любому и

каждому сколько хватит сил. Не быть ленивым,

равнодушным, разделять судьбу каждого,

постигая и превозмогая страдание могучей

Вы не знали или забыли, что в каждом человеке, звере,

в каждой птице живет маленький теплый солнечный

зайчик. И если ко всякому живому существу

отнестись с добром (только не притворяться,

только по-настоящему!), то в нем этот солнечный

зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром,

потому что почувствует в себе солнышко и жизнь.

– Какие произведения В.П. Астафьева вам знакомы?

– Кто является героями рассказов Астафьева?

– Интересно было вам читать рассказы писателя?

Учитель обобщает ответы обучающихся

II. Анализ рассказа.

-О чем рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»?

Учитель: Произошло самое обыкновенное происшествие. Мастерство писателя состоит в том, чтобы в каждодневном, ничем не выделяющемся случае видеть необычное.

1. – Где разворачиваются события рассказа?

– Как описывает писатель состояние пассажиров? (Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда – поезд стоит всего минуту)

– Кто из пассажиров особо привлекает внимание читателей? (бабка)

– Каким словом Астафьев называет героиню рассказа? (старушонка)

– Помогает ли это слово представить героиню? (Да, перед нами сухонькая, маленькая, юркая бабка, именно бабка, а не бабушка)

– Какие слова использует писатель, чтобы описать то, что случилось на перроне? (Авария. Да что там авария – трагедия!)

2. Работа со словарем

Трагедия – 1. Драматическое произведение, изображающее личную или общественную

2. потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.

– В каком значении использует писатель в рассказе это слово?

3. – Найдите в тексте и зачитайте, какими словами передает писатель состояние бабки после случившегося. (Бабка оцепенела, схватилась за сердце; потрясенно смотрела; сухие, сморщенные губы дрожали; руки тряслись)

Учитель: Всего несколько слов – и читатели воочию представляют весь трагизм случившегося. Но автор идет дальше, отмечает, что «бабка – старая крестьянка и ягодница». И вот уже мы вполне можем осознать и горе бабки, и ее конфуз (ведь от предложенной помощи героиня отказалась!)

Читайте также:  Царь рыба - краткое содержание рассказа Астафьева

4. – Давайте вернемся в вагон.

– Как повели себя пассажиры – ребята, ехавшие в этом вагоне?

(поспешно освободили место, притихли, хотя и не чувствовали вины – ведь предлагали же помощь)

– Какая деталь помогает читателям представить состояние бабки? (пустой фонарь с открытой дверцей)

5. – Какое средство выразительности использует автор? (антитезу: горе у бабки – а час назад была совершенно счастлива)

6. -Кому удается изменить случившееся, а заодно и настроение в вагоне?

– Как это происходит?

– Зачитайте. ( В вагоне все разом оживилось, школьники засуетились, заговорили)

– Что теперь испытывает бабка? (Обняла посудину руками, пошмыгивая носом, повторяла,: «- Да милыя, да родимыя. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои. »)

7. – Какую роль играет песня в рассказе?

– Когда хочется петь?

(Она органично вписывается в повествование, следует за ним, тонко реагирует на настроение пассажиров. Недаром рыбаки, узнав про горе бабки, смолкли.)

III. Подведение итогов

1. Учитель: Случаю столь незначительному, обыденному, автор придает большое значение, берет за основу сюжета. Почему?

Ответы детей: доброта, отзывчивость, чуткость уходят из жизни современного человека; ему некогда остановиться, присмотреться к окружающим людям – а вдруг им нужна моя помощь; если бы окружающие не помогли бы бабке, то не только она ехала бы с «пустотой» в душе, испорченным настроением, ведь и у ребят была тяжесть на сердце; нельзя, чтобы кому-то одному было плохо.

2. – Случались ли с вами похожие ситуации?

– Знакомо ли вам чувство, которое испытывает человек, оказавший помощь и поддержку другому?

(Радость, счастье, легкость, хочется петь. И у Астафьева в рассказе читаем: «Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подтянули ее»

Учитель: Что испытывает героиня рассказа?

(А бабка сидела, прижав к груди туес с ягодами, слушала дурашливую песню и с улыбкой покачивала головой:

– И придумают же! Придумают же, лешие! И что за востроязыкий народ пошёл. )

3. Работа с эпиграфами.

– Внимательно прочитайте слова С. Цвейга и Ирины Токмаковой.

– Как вы объясните значение слова сострадание, равнодушие?

– Можно ли их соотнести с содержанием рассказа?

– Чьи слова вам больше нравятся? Обоснуйте ответ.

– Запишите понравившееся высказывание в тетрадь.

– Почему так важно не опоздать с добротой?

Обобщение ответов детей

IV. Домашнее задание.

Творческая работа: сочинение-размышление «Почему так важно не опоздать с добротой?»

Бабушка с малиной, стр. 1

Бабушка с малиной

На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора. Поезд стоит здесь одну минуту. А ягодников тьма, и у всех посуда: кастрюли, вёдра, корзины, бидоны. И вся посуда полна. Малины на Урале — бери не переберёшь. Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда — поезд стоит всего минуту.

Но если бы поезд стоял полчаса, всё равно была бы давка и паника. Так уж устроены наши пассажиры — всем хочется быстрее попасть в вагон и там уж ворчать: «И чего стоит? Чего ждёт? Рабо-о-тнички!»

У одного вагона гвалта и суеты особенно много. В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка. Она остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх. Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. Да что там авария — трагедия! Самая настоящая трагедия. Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки.

Туес висит на груди, но уже вверх дном. Ягоды раскатились по щебёнке, по рельсам, по подножке. Бабка оцепенела, схватилась за сердце. Машинист, уже просрочивший стоянку минуты на три, просигналил, и поезд тронулся. Последние ягодники прыгали на подножку, задевая бабку посудой. Она потрясённо смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся по белой щебёнке, и, встрепенувшись, крикнула:

— Стойте! Родимые, подождите! Соберу.

Но поезд уже набрал скорость. Красное пятно мелькнуло зарницею и погасло за последним вагоном. Проводница сочувственно сказала:

— Чего уж там собирать! Что с возу упало… Шла бы ты, бабушка, в вагон, а не висела на подножке.

Так, с болтающимся на груди туесом, и появилась бабка в вагоне. Потрясение всё ещё не сошло с её лица. Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись.

Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку — притихшие школьники, видимо всем классом выезжавшие по ягоды. Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье.

Сидит бабка одна на всей скамейке и неподвижно смотрит на пустой фонарь, подпрыгивающий на стене. Дверца у фонаря то открывается, то закрывается. Свечи в фонаре нет. И фонарь уже ни к чему. Поезд этот давно уже освещается электричеством, а фонарь просто запамятовали снять, вот он и остался сиротой, и дверца у него болтается.

Пусто в фонаре. Пусто в туесе. Пусто у бабки на душе. А ведь ещё какой-то час назад она была совершенно счастлива. В кои-то веки поехала по ягоды, через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:

«Я прежде проворная была! Ох, проворна! По два ведра малины в день насобирывала, а черницы либо брусники, да с совком, и поболе черпывала. Свету белого не видать мне, если вру», — уверяла бабка поражённых ребят. И — раз-раз, незаметно так, под говорок, обирала малину с кустов. Дело у неё спорилось, и удобная старинная посудина быстро наполнялась.

Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родову. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула:

И даже рукой плавно взмахнула. Должно быть, компанейская бабка когда-то была. Погуляла, попела на своём веку…

А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки. Предлагали ей школьники помощь — хотели взять туес и занести его в вагон — не дала. «Я уж сама, робятки, уж как-нибудь, благословясь, сама, я ещё проворна, ух, проворна!»

Вот тебе и проворна! Вот тебе и сама! Была малина — и нет малины.

На разъезде Коммуна-кряж в вагон вваливаются три рыбака. Они пристраивают в углу связки удочек с подсачниками, вешают на древние чугунные крючки вещмешки и усаживаются подле бабки, поскольку только подле неё и есть свободные места.

Устроившись, они тут же грянули песню на мотив «Соловей, соловей — пташечка»:

Рыбаки эти сами составили песню из названий здешних станций, и песня им, как видно, пришлась по душе. Они её повторяли раз за разом. Бабка с досадой косилась на рыбаков. Молодой рыбак в соломенной драной шляпе крикнул бабке:

Бабка с сердцем плюнула, отвернулась и стала смотреть в окно. Один из школьников придвинулся к рыбаку и что-то шепнул ему на ухо.

— Ну-ну! — удивился рыбак и повернулся к бабке, всё так же отчуждённо и без интереса смотревшей в окно: — Как же это тебя, бабусь, угораздило?! Экая ты неловкая!

И тут бабка не выдержала, подскочила:

— Неловкая?! Ты больно ловкий! Я раньше знаешь какая была! Я ране… — Она потрясла перед рыбаком сухоньким кулачишком и так же внезапно сникла, как и взъерошилась.

Рыбак неловко прокашлялся. Его попутчики тоже прокашлялись и больше уже не запевали. Тот, что был в шляпе, подумал, подумал и, что-то обмыслив, хлопнул себя по лбу, будто комара пришиб, вскочил, двинулся по вагону, заглядывая к ребятам в посуду:

— А ну, показывай трофеи! Ого, молодцы! С копной малины набрала, молодец. — похвалил он конопатую девочку в лыжных штанах. — И у тебя с копной. И у тебя. Молодцы! Молодцы! Знаете что, ребятки, — хитро, со значением прищурился рыбак, — подвиньтесь-ка ближе, и я вам очень интересное скажу на ухо.

Школьники потянулись к рыбаку. Он что-то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли.

В вагоне всё разом оживилось. Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду:

— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет!

И потекла малина в туес, по горсти, по две. Девочка в лыжных штанах сняла «копну» со своего ведра.

— Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!

— Молчи, бабусь! — урезонил её рыбак. — Какое же это чужое? Ребята ж эти всё внуки твои. Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба. Сыпь, хлопцы, сыпь, не робей!

И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.

Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза, всё повторяла:

— Да милыя, да родимыя. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои.

Туес был полон, даже с «копной». Рыбаки снова грянули песню. Школьники тоже подхватили её:

Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!»

А бабка сидела, прижав к груди туес с ягодами, слушала дурашливую песню и с улыбкой покачивала головой:

— И придумают же! Придумают же, лешие! И что за востроязыкий народ пошёл.

Творчество Виктора Астафьева в равной мере относится к двум направлениям отечественной литературы. Это и произведения о войне — «окопная правда», принятая в штыки официальной критикой, — и деревенская проза, рассказывающая об истинной картине коллективизации и ее последствиях.

Бабушка с малиной

  • 759

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • epub
  • rtf
  • mobi
  • txt

Аннотация

Бабушка с малиной

На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора. Поезд стоит здесь одну минуту. А ягодников тьма, и у всех посуда: кастрюли, вёдра, корзины, бидоны. И вся посуда полна. Малины на Урале — бери не переберёшь. Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда — поезд стоит всего минуту.

Но если бы поезд стоял полчаса, всё равно была бы давка и паника. Так уж устроены наши пассажиры — всем хочется быстрее попасть в вагон и там уж ворчать: «И чего стоит? Чего ждёт? Рабо-о-тнички!»

У одного вагона гвалта и суеты особенно много. В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка. Она остреньким плечом «режет массы», достигает подножки, цепляясь за неё. Кто-то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх. Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. Да что там авария — трагедия! Самая настоящая .

Отзывы

Популярные книги

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 33815
  • 5
  • 10

Барон Максимильян, чрезвычайный и полномочный посол его величества Нумеда III к Подгорному престол.

Мастер клинков. Клинок выкован

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 53803
  • 9
  • 2

Стивен Кинг Оно Эту книгу я с благодарностью посвящаю моим детям. Мои мать и жена научили меня бы.

Читайте также:  Кража - краткое содержание рассказа Астафьева

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 43177
  • 9
  • 2

Мертвые игры все ближе, попытки убить все изощреннее, а секретов собственной крови открывается все б.

Мертвые игры 3

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 49979
  • 8
  • 5

Ольга Громыко Профессия: ведьма Профессия: ведьма СТАРМИНСКАЯ ШКОЛА ЧАРОДЕЕВ, ПИФИЙ И ТРАВНИ.

Профессия: ведьма (Тетралогия)

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 122105
  • 14
  • 3

Она была странным ребенком и вместо детских игр занималась…. уборкой. В старших классах ее подру.

Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 84322
  • 19

Максим Батырев 45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя © М. Батырев, 2014 © Из.

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя

Дорогой читатель. Книгу “Бабушка с малиной” Астафьев Виктор Петрович вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. Создатель не спешит преждевременно раскрыть идею произведения, но через действия при помощи намеков в диалогах постепенно подводит к ней читателя. Главный герой моментально вызывает одобрение и сочувствие, с легкостью начинаешь представлять себя не его месте и сопереживаешь вместе с ним. Через виденье главного героя окружающий мир в воображении читающего вырисовывается ярко, красочно и невероятно красиво. Динамичный и живой язык повествования с невероятной скоростью приводит финалу и удивляет непредсказуемой развязкой. С первых строк обращают на себя внимание зрительные образы, они во многом отчетливы, красочны и графичны. Обильное количество метафор, которые повсеместно использованы в тексте, сделали сюжет живым и сочным. Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. Интригует именно та нить сюжета, которую хочется распутать и именно она в конце становится действительностью с неожиданным поворотом событий. Удачно выбранное время событий помогло автору углубиться в проблематику и поднять ряд жизненно важных вопросов над которыми стоит задуматься. “Бабушка с малиной” Астафьев Виктор Петрович читать бесплатно онлайн невозможно без переживания чувства любви, признательности и благодарности.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 759

Новинки

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 15

Повесть об одном из пионеров космонавтики, советском изобретателе и ученом Ф. А. Цандере. Им был в.

Марсианин: Цандер. Опыт биографии

Повесть об одном из пионеров космонавтики, советском изобретателе и ученом Ф. А. Цандере. Им был в.

Помогите найти краткое содержание В.Астафьев “Кража”

u041fu043eu0432u0435u0441u0442u044c “u041au0440u0430u0436u0430” u043fu043eu044fu0432u0438u043bu0430u0441u044c u0432u043fu0435u0440u0432u044bu0435 u043du0430 u0441u0442u0440u0430u043du0438u0446u0430u0445 u0436u0443u0440u043du0430u043bu0430 “u0421u0438u0431u0438u0440u0441u043au0438u0435 u043eu0433u043du0438” (u21168-9) u0432 1966 u0433u043eu0434u0443. u0412 u043eu0431u0449u0435u0439 u0441u043bu043eu0436u043du043eu0441u0442u0438 u0410u0441u0442u0430u0444u044cu0435u0432 u0440u0430u0431u043eu0442u0430u043b u043du0430u0434 u043du0435u0439 4 u0433u043eu0434u0430 (1961-1965).

(u041cu0435u0441u0442u043e u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u044f u2013 u041au0440u0430u0435u0441u0432u0435u0442u0441u043a, u0434u0435u0442u0441u043au0438u0439 u0434u043eu043c. u041fu043e u0440u0430u0437u043du044bu043c u043fu0440u0438u0447u0438u043du0430u043c u043eu043au0430u0437u0430u043bu0438u0441u044c u0432 u043du0435u043c u0434u0435u0442u0438. u0420u0435u0431u044fu0442u0430 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0430u044eu0442 u043fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435: u043eu043du0438 u043au0440u0430u0434u0443u0442 u0434u0435u043du044cu0433u0438 u0438u0437 u043au0430u0441u0441u044b u0431u0430u043du0438. u041au0430u0441u0441u0438u0440u0448u0430 u043du0430u0445u043eu0434u0438u0442u0441u044f u043fu043eu0434 u0441u043bu0435u0434u0441u0442u0432u0438u0435u043c, u0430 u0434u0432u043eu0435 u0435u0435 u0434u0435u0442u0435u0439 u043eu0442u043fu0440u0430u0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u0432 u0434u0435u0442u0434u043eu043c. u0417u0430u0442u0435u043c u0443u0441u0438u043bu0438u044fu043cu0438 u0422u043eu043bu0438 u041cu0430u0437u043eu0432u0430 u0438 u0434u0440u0443u0433u0438u0445 u0440u0435u0431u044fu0442 u0434u0435u043du044cu0433u0438 u0431u044bu043bu0438 u0432u043eu0437u0432u0440u0430u0449u0435u043du044b. u041cu0430u0442u044c u0434u0435u0442u0435u0439 u043du0430 u0441u0432u043eu0431u043eu0434u0435.)

“u0414u0430u043bu0435u043au0438u0439 u043fu043eu0440u0442 u0418u0433u0430u0440u043au0430. u0414u0430u043bu0435u043au043eu0435 u043du0430u0447u0430u043bu043e u043du0435u0443u044eu0442u043du044bu0445, u0433u043eu043bu043eu0434u043du044bu0445 30-u0445 u0433u043eu0434u043eu0432. u0422u0440u043eu0435 u0440u0435u0431u044fu0442 u043fu043eu0434u043eu0437u0440u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0433u043e u043eu0431u043bu0438u043au0430, u043eu0437u0438u0440u0430u044fu0441u044c u043fu043e u0441u0442u043eu0440u043eu043du0430u043c, u043fu0440u043eu0431u0438u0440u0430u044eu0442u0441u044f u043fu043e u0437u0430u0441u043du0435u0436u0435u043du043du043eu043cu0443 u0434u0432u043eu0440u0443, u0447u0442u043eu0431u044b u043fu043eu0442u043eu043c u0437u0430u0431u0440u0430u0442u044cu0441u044f u043du0430 u043au0440u044bu0448u0443 u0441u0430u0440u0430u044f, u043eu0442u043au0440u044bu0442u044c u043eu043au043du043e u0438 u043fu043eu0434 u043fu043eu043au0440u043eu0432u043eu043c u0433u0443u0441u0442u043eu0439 u0441u0435u0432u0435u0440u043du043eu0439 u043du043eu0447u0438 u043fu0440u043eu0431u0440u0430u0442u044cu0441u044f u0432 u043fu043eu043cu0435u0449u0435u043du0438u0435. u0412u0441u0435 u043fu0440u043eu0434u0443u043cu0430u043du043e, u0432u0441u0435 u0443u0447u0442u0435u043du043e: u0435u0449u0435 u0434u043du0435u043c u043eu0442u043fu0435u0440u0442u043e u043eu043au043du043e, u043fu0440u0438u0433u043eu0442u043eu0432u043bu0435u043du044b u043du0435u043eu0431u0445u043eu0434u0438u043cu044bu0435 u043fu043eu0434u0440u0443u0447u043du044bu0435 u0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432u0430.

u041du043e u0432u043eu0442 u0441u0442u0440u0430u0445u0438 u0438 u043eu043fu0430u0441u0435u043du0438u044f u043fu043eu0437u0430u0434u0438. u0420u0435u0431u044fu0442u0430 u0431u043bu0430u0433u043eu043fu043eu043bu0443u0447u043du043e u0432u043eu0437u0432u0440u0430u0449u0430u044eu0442u0441u044f u0432 u0441u0432u043eu044e u043du043eu0447u043bu0435u0436u043au0443, u0441u0442u0430u0440u0430u044fu0441u044c u043du0438u0447u0435u043c u043du0435 u0432u044bu0437u0432u0430u0442u044c u0435u0449u0435 u043du0435 u0443u0433u0430u0441u0448u0435u0433u043e u0432u043eu043bu043du0435u043du0438u044f, – u0432u0435u0434u044c u0442u043eu043bu044cu043au043e u0447u0442u043e u043eu043du0438 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0438u043bu0438 u043au0440u0430u0436u0443. u041du0430u043au043eu043du0435u0446-u0442u043e u043eu043du0438 u0443 u0441u0435u0431u044f u0434u043eu043cu0430, u0435u0441u043bu0438 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0442u0430u043a u043cu043eu0436u043du043e u043du0430u0437u0432u0430u0442u044c u044du0442u043e u0441u043bu0443u0447u0430u0439u043du043eu0435 u043fu0440u0438u0431u0435u0436u0438u0449u0435 u0431u0435u0441u043fu0440u0438u0437u043eu0440u043du044bu0445 u043cu0430u043bu044cu0447u0438u0448u0435u043a, u043eu0431u044au0435u0434u0438u043du0435u043du043du044bu0445 u043eu0431u0449u0435u0439 u0433u043eu0440u043eu0434u0441u043au043eu0439 u0441u0443u0434u044cu0431u043eu0439. u0423u0441u0435u0432u0448u0438u0441u044c u0432 u043au0440u0443u0433, u043eu043du0438 u043fu0440u0435u0434u0432u043au0443u0448u0430u044eu0442 u0441u043bu0430u0434u043eu0441u0442u043du044bu0435 u043cu0438u043du0443u0442u044b: u0441u0435u0439u0447u0430u0441 u043eu043du0438 u0441u0442u0430u043du0443u0442 u0447u0438u0442u0430u0442u044c u0438 u0431u0443u0434u0443u0442 u0447u0438u0442u0430u0442u044c u0434u043eu043bu0433u043e-u0434u043eu043bu0433u043e. u0421u0435u0433u043eu0434u043du044f u043eu043du0438 u0437u0430u0431u0440u0430u043bu0438u0441u044c u0432 u043cu0435u0441u0442u043du0443u044e u0431u0438u0431u043bu0438u043eu0442u0435u043au0443.

u0420u0435u0431u044fu0442u0430 u0437u0430u0432u043eu0440u043eu0436u0435u043du043du043e u0441u043cu043eu0442u0440u044fu0442 u043du0430 u0433u0443u0431u044b u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0442u043eu0432u0430u0440u0438u0449u0430, u0441 u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u0441u043bu0435u0442u0430u044eu0442 u0441u043bu043eu0432u0430. u0410 u0442u0435u043fu0435u0440u044c u0438 u0441u043bu043eu0432 u043du0435u0442, u0435u0441u0442u044c u0432u043eu043bu0448u0435u0431u043du0430u044f u043cu0443u0437u044bu043au0430, u043fu043eu0433u0440u0443u0436u0430u044eu0449u0430u044f u0440u0435u0431u044fu0442 u0432 u043cu0438u0440, u043fu043eu043bu043du044bu0439 u043au0440u0430u0441u043eu0442u044b u0438 u0442u0430u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u0438. u0418 u044du0442u043eu0442 u043cu0438u0440, u0447u0443u0436u043eu0439 u0438 u0434u0430u043bu0435u043au0438u0439 u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u0441u044f u0432u0434u0440u0443u0433 u0442u0432u043eu0438u043c u0441u043eu0431u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu043c. u0418 u0442u044b u0443u0436u0435 u0442u0430u043c.

u0410 u043fu043eu0443u0442u0440u0443 u0441u043bu0435u0434u044b, u043fu0440u043eu0442u043eu043fu0442u0430u043du043du044bu0435 u043eu0442 u0441u0430u0440u0430u044f u0434u043e u043du043eu0447u043bu0435u0436u043au0438, u043fu0440u0438u0432u0435u043bu0438 u0441u044eu0434u0430 u0443u0447u0430u0441u0442u043au043eu0432u043eu0433u043e. u0412u0440u0430u0437 u043eu0431u0440u044bu0432u0430u044eu0442u0441u044f u0440u0430u0437u0433u043eu0440u044fu0447u0435u043du043du044bu0435 u043du0435u043eu0431u0443u0437u0434u0430u043du043du043eu0439 u0444u0430u043du0442u0430u0437u0438u0435u0439 u0441u043du044b. u0421u043eu0432u0441u0435u043c u043au043eu0440u043eu0442u043au0438u0439 u043cu0430u0440u0448u0440u0443u0442, u0438 u0432u043eu0442 u0442u0435u0431u044f u0443u0436u0435 u043eu043au0440u0443u0436u0430u044eu0442 u043au0430u0437u0435u043du043du044bu0435 u0441u0442u0435u043du044b u0434u0435u0442u0441u043au043eu0433u043e u0434u043eu043cu0430. u0417u0434u0435u0441u044c u0441u043eu0432u0441u0435u043c u0434u0440u0443u0433u043eu0439 u043cu0438u0440, u0432u043e u0432u0441u0435u043c u0442u0435u0431u0435 u043du0435u0437u043du0430u043au043eu043cu044bu0439, u043du043e u043du0435 u0442u0430u0438u043du0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0439. ” “>]” data-test=”answer-box-list”>

Повесть “Кража” появилась впервые на страницах журнала “Сибирские огни” (№8-9) в 1966 году. В общей сложности Астафьев работал над ней 4 года (1961-1965).

(Место действия – Краесветск, детский дом. По разным причинам оказались в нем дети. Ребята совершают преступление: они крадут деньги из кассы бани. Кассирша находится под следствием, а двое ее детей отправляются в детдом. Затем усилиями Толи Мазова и других ребят деньги были возвращены. Мать детей на свободе.)

“Далекий порт Игарка. Далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной ночи пробраться в помещение. Все продумано, все учтено: еще днем отперто окно, приготовлены необходимые подручные средства.

Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не вызвать еще не угасшего волнения, – ведь только что они совершили кражу. Наконец-то они у себя дома, если только так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединенных общей городской судьбой. Усевшись в круг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать и будут читать долго-долго. Сегодня они забрались в местную библиотеку.

Ребята завороженно смотрят на губы своего товарища, с которых слетают слова. А теперь и слов нет, есть волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полный красоты и таинственности. И этот мир, чужой и далекий становится вдруг твоим собственным. И ты уже там.

А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома. Здесь совсем другой мир, во всем тебе незнакомый, но не таинственный. “

Краткое содержание Астафьев Васюткино озеро для читательского дневника

Год написания: 1952

Жанр: рассказ

Главные герои: Васютка – мальчик, Григорий Афанасьевич Шадрин – рыбацкий бригадир

Сюжет:

Это рассказ о том, как мальчик Васютка неожиданно для самого себя заблудился в знакомом лесу. Погнался юный охотник за раненым глухарём и вдруг сбился с пути. Испугался, конечно, мальчик, ведь ему пришлось ночевать в холодном и страшном лесу, который раньше казался таким привычным. К счастью, Васютка сумел выйти к большой реке – к людям, а сделал он это, благодаря ручью от большого рыбного озера… Мальчику даже никто не хотел верить, что он видел это «новое» озеро, но позже нашли это заповедное место, назвали его – Васюткино озеро.

Главная мысль. Потерявшись в лесу, Васютка случайно находит не известное никому озеро, а уже от него выходит к людям. Так неожиданно именем мальчика названо целое новое озеро, где полно рыбы.

Читать краткое содержание Васюткино озеро Астафьева 5 класс

Начинается рассказ с того, что Васютка готовится к школе, жалея о том, что лето, как всегда, пролетело слишком быстро… Погода уже не очень хорошая, особенно для местных рыбаков. Им приходится чинить снасти да щелкать кедровые орехи, которые приносит Васютка. Вот и в этот раз мальчик отправился за орехами для друзей-рыбаков. И ему пришлось идти достаточно далеко от дома, так как вблизи он уже собрал все кедровые шишки.

Собираясь в путь «на часок», мальчик даже немного смеялся над мамой, которая заставила его (по традиции) взять с собой в лес спички и хлеб – на всякий случай. Как же он после был ей благодарен! Собрав в лесу уже полную сумку орехов, но вдруг увидел глухаря. Выстрелил мальчик и ранил огромную птицу. И такой в парне охотничий инстинкт взыграл, так захотелось всех удивить, что он погнался за глупым глухарем. И незаметно для себя мальчик заблудился. До этого он следовал зарубкам на коре деревьев, а теперь оглянулся – ни одной зарубки нигде. Не поверил сначала, что мог потеряться в родной тайге, а после вспомнил, какая она коварная, припомнил всех, кто заблудился здесь. Так страшно ему стало, что он бросился, куда глаза глядят – и сбился с пути окончательно.

Естественно, мальчик разозлился на себя, на этого глупого глухаря. Ещё Васютка, конечно, испугался перспективы ночевать в дремучем лесу, а темнота уже спускалась. Пришлось устраиваться на ночлег. Ему всё время казалось, что к нему кто-то крадётся. Хорошо, что сумел Васютка развести огонь. Глухаря того самого сумел запечь в углях от костра. Измучился Вапсютка, так ему уже домой к маме хотелось. И он знал, что его родные ищут… Вспоминал он дом, семью, даже школу. Нельзя сказать, что он очень любил учиться. А тут ещё учительница ругала – за курение. Мал слишком Васютка был, чтобы курить. И ещё он табак давал совсем маленьким школьникам. Но теперь Васютка готов был поклясться, что бросит курить. Лишь бы вернуться к своей привычной жизни – из этого холодного и страшного леса.

Утром залез мальчик на дерево, чтобы определиться с дорогой, а вокруг тайга. Вспомнил все приметы, чтобы выйти из леса. Идёт – не сдается. Орехи Васютка все съел, аж язык заболел, хлеб берёг. Заметил тут Васютка кочки, какие бывают рядом с речкой. Понадеялся, что судоходный Енисей рядом, которого он не увидел с верхушки дерева, но вышел мальчик к незнакомому озеру.

Оказалось, на удивление, что вода в озере чистая, рыбы – хоть руками лови. Ещё тут было полно непуганой дичи. Васютка даже сумел застрелить себе на пропитание пару уток. А тут дождь, только теперь Васютка съел припасенный хлеб, пережидая непогоду под деревом.

Васютке озеро важно было, в первую очередь, из-за того, что, наверняка, от него ручей к большой реке. Важно, что рыба в озере была речная, значит, точно есть проток. Не ошибся мальчик – вышел на речку, а там и корабль, но вот только капитан то ли принял мальчика за сумасшедшего, то ли просто не заметил… и проплыл мимо. Пришлось ждать – корабль должен был появиться, но минуты тянулись ужасно долго. Только другой бот появился, как Васютка уж старался звать и кричать, и стрелять в воздух. К чумазому мальчику шлюпку спустил. Накормили ребенка, вернули домой, где все сбились с ног в поисках ребенка. Капитан даже оказался его знакомым. Стал Васютка дома про озеро рассказывать – никто не верит. А проверили, так пришлось в честь Васютки это прекрасное озеро называть. И рыбаки его знакомые почти полностью перешли, благодаря спасенному приятелю, на озерный лов вместо речного.

Читать краткое содержание Васюткино озеро. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Макаронина
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные березы
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Картинка или рисунок Васюткино озеро

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В своем романе Жан-Жак Руссо досконально описывает идеал воспитания нового человека. Стоит сказать, роман пользовался существенной популярностью и в его времена и после, многие идеи использовались на практике в разных странах.

Читайте также:  Мальчик в белой рубахе – краткое содержание рассказа Астафьева

Главный герой Арбенин показан в компании старых друзей (гуляк и картёжников), впрочем, он давно у них не бывал – стал серьёзным человеком, верным мужем. Они даже посмеиваются над ним, мол, всё у человека дела. (А дела настоящего нет!)

Семен Давыдов по заданию партии прибывает в хутор Гремячий Лог для проведения коллективизации. Ему помогают члены местной партячейки Макар Нагульнов и Андрей Разметнов.

В усадьбу помещика Степана Степановича Чубукова приезжает тридцатипятилетний сосед Иван Васильевич Ломов. С виду Чубуков рад Ломову, встречает как родного, ведёт “елейные” разговоры, но на самом деле опасается

Совушкин каждый раз опаздывает в школу. Учительница русского языка – Анна Васильевна, каждый раз относилась к нему снисходительно и прощала мальчика. В этот раз его опоздание вывело из себя молодую учительницу.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

14.11.2018

“Васюткино озеро”

Астафьев В., рассказ “Васюткино озеро”

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа “Васюткино озеро” и их характеристика

  1. Васютка Шадрин, мальчик 13 лет. Смелый, решительный, отчаянный. Хорошо знает тайгу и умеет ориентироваться.
  2. Григорий Шадрин. Отец Васютки. Суровый и справедливый.
  3. Анна Шадрина. Мать Васютки. Добрая, заботливая.
  4. Афанасий Шадрин. Дед Васютки. Знаток разных историй.
  5. Коляда. Капитан баркаса “Игарец”, спасший Васютку.

План пересказа рассказа “Васюткино озеро”

  1. На Енисее мало рыбы
  2. Избушка в низовьях реки
  3. Васютка отправляется за шишками
  4. Погоня за глухарем
  5. Пропали затеси
  6. Заблудился!
  7. Первая ночь в тайге
  8. На берегу озера
  9. Охота на уток
  10. Вторая ночь в тайге
  11. Большое озеро с рыбой
  12. По реке к Енисею
  13. Третья ночь в тайге
  14. Берег Енисея
  15. Четвертая ночь
  16. Баркас “Игарец”.
  17. Наконец дома
  18. На озеро за рыбой.

Кратчайшее содержание рассказа “Васюткино озеро” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Васютка отправляется за шишками и гонится за раненым глухарем
  2. Васютка понимает что заблудился, разводит костер и ест глухаря
  3. Васютка находит озеро, полное рыбы, и стреляет уток
  4. Васютка добирается до речки и идет вниз к Енисею
  5. Васютку подбирает баркас и рыбаки доставляют его домой.
  6. Васютка ведет рыбаков к озеру, которое называют его именем.

Главная мысль рассказа “Васюткино озеро”
В любой ситуации важно сохранять присутствие духа и не терять надежды.

Чему учит рассказ “Васюткино озеро”
Рассказ учит смелости, находчивости, оптимизму. Учит быть предусмотрительным и запасаться впрок, идя в тайгу или другое место. Учит уметь применять знания на практике. Учит не впадать в отчаяние и верить в лучшее. Учит быть самостоятельным. Учит не баловаться в лесу и не отходить от тропинки.

Отзыв на рассказ “Васюткино озеро”
Мне очень понравился этот рассказ и особенно понравился мальчик Васютка. Он остался один в тайге, не знал дороги домой, но он не растерялся и не пропал. Он выбрал верное решение и старался выжить любой ценой. И ему улыбнулась удача. Он не только нашел дорогу домой, но помог рыбакам найти богатое рыбой озеро. Конечно Васютка поступил опрометчиво, погнавшись за глухарем, но дальше он вел себя образцово, хотя ему было и страшно, и грустно.

Пословицы к рассказу “Васюткино озеро”
На бога надейся, а сам не плошай.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Тайга что море, кто ее не знает, тому горе.
Кто идет вперед, того страх не берет.
Упорства хватит, и сквозь землю пройдешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Васюткино озеро”
Это маленькое озеро не отыскать на карте, незаметное оно. Но для Васютки, тринадцатилетнего мальчика, очень памятное.
В ту осень рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Сперва лили бесконечные дожди и рыба ушла в глубину. Потом распогодилось, но даже спускаясь все ниже по течению Енисея, рыбаки ловили очень мало рыбы.
Дед Афанасий прямо говорил, что фарта нынче нет и Енисей-батюшка оскудел.
Наконец рыбаки ушли в низовья Енисея и остановились в старенькой ветхой избушке. Отец Васютки сказал, что здесь они будут ждать путины.
Дни потянулись скучные, особенно для Васютки. Одно его утешало, скоро в школу. По вечерам рыбаки собирались в избушке и щелкали кедровые орехи. Ими рыбаков снабжал Васютка. Он ходил за орехами в тайгу и с каждым днем забирался все глубже.
Вот и за десять дней до первого сентября Васютка снова собрался в лес. Он повесил на плечо ружье, проверил патронташ. Мать напомнила мальчику, что он должен держаться затесей и дала краюху хлеба, так полагалось по таежному закону.
Васютка пошел в тайгу весело насвистывая. Вдруг он услышал “кра-кра” и на вершине ели заметил кедровку.. Птица это была мелкая, но полезная. Она разносила по лесу кедровые орехи. Стрелять в нее Васютка не стал, а просто запустил палкой.
Потом он нашел подходящий кедр, забрался на него и набил мешок орехами. Отдохнув, мальчик решил пойти поискать еще дерево. Вдруг он услышал хлопок и увидел как впереди поднимается черная птица – глухарь!
Глухарь сел на ветку дерева, и Васютка вспомнил рассказы охотников, как глухарь отвлекается на лающую собаку и позволяет охотнику подойти ближе. Мальчик опустился на колени и пополз к глухарю, тявкая по-собачьи. Глухарь с любопытством наблюдал за ним.
Но вот Васютка привстал на колено, поймал глухаря на мушку и выстрелил.
Глухарь тяжело поднялся и полетел прочь. Васютка догадался, что ранил птицу и корил себя, что стрелял мелкой дробью. Он побежал вслед за глухарем. А тот все сильнее слабел и мальчик решил, что обязательно его догонит.
Наконец глухарь устал и Васютка выстрелил в него вторично. Он поднял огромную птицу и довольно присвистнул – полпуда будет. Он весело пошел обратно, но вскоре спохватился а где же затеси? Он развернулся и пошел обратно, присматриваясь к деревьям. Но затеси не попадались.
Мальчик попытался сориентироваться по сторонам света и пошел на юг, рассчитывая выйти к Енисею. Он высыпал из мешка шишки, но затеси все не попадались.
Внезапно мальчик увидел в паутине беспомощную муху и впервые понял – заблудился. Отчаяние охватило Васютку и он бросился бежать куда глаза глядят. Какие-то шорохи пугали его и он все бежал и бежал, пока не настала ночь. Тогда он упал и притаился. Стало холодать. Васютка вспомнил слова отца, что тайга хлипких не любит, и решил развести костер.
Васютка развел костер, потом поджарил в золе глухаря. Поискал в мешке соли и нашел несколько крупных зерен. Мальчик приободрился и стал устраиваться на ночлег. Он убрал костер в сторону, насыпал хвои и веток, и лег, укрывшись телогрейкой.
В ночной тишине в голову полезли разные мысли. Ему показалось, что кто-то крадется во тьме и мальчик вскочил, угрожая незнакомцу ружьем. Но то оказался лишь огромный пень.
Наконец Васютка заснул. Проснулся он когда солнце стояло высоко и не сразу вспомнил, где находится. Тайга была полна звуками и Васютка разговорился с белкой. Он пожаловался белке на свои невзгоды и выстрелил в воздух. Потом еще раз. Отклика не было.
Васютка полез на дерево, но вокруг на сколько хватало глаз расстилалась сплошное море тайги. Нигде не было видно лиственника, приметы близости воды. Васютке стало жутко и он закричал.
Спустившись мальчик стал решать куда идти дальше. Подумав, он решил отправится на север. Он знал что тайга на севере скоро кончится и начнется тундра, а затеряться в тундре сложнее.
Васютка шел весь день и к вечеру стал замечать траву, потом кустарники. Он воспрянул духом, надеясь, что приближается к Енисею. В безумной надежде он рванул вперед и оказался на берегу небольшого озера. От разочарования мальчик заплакал навзрыд.
Васютка решил заночевать на берегу озера и развел костер. Поджарив шишки он поел их наподобие картошки, решив до конца беречь хлеб.
Потом он заметил множество уток, которые ныряли на озере. Утки казались совсем не пуганными и мальчик решил поохотиться. Он пробрался на мысок и присел. Вдруг его внимание привлекли круги на поверхности воды. Васютка пригляделся и увидел множество рыб, причем это была не озерная рыба, а белая – пелядь, чиры, сиги.
Васютка попытался что-то вспомнить, но тут приблизились утки и мальчик выстрелил. Он подобрал двух уток и вернулся к костру. Уток он зарыл в горячие угли и стал смотреть на небо.
Небо вызвездило и это обещало морозное утро. Васютка вспомнил школу и своих товарищей и совсем приуныл. На небе перемигивались звезды.
Проснулся Васютка поздно, вокруг был туман. Он вспомнил про белую рыбу и понял, что озеро должно быть проточным, а значит может вывести его к Енисею. Васютка пошел вдоль берега озера и вышел к перешейку, за которым начиналось еще более крупное озеро. В нем также было много рыбы.
Вдруг Васютка увидел в воде подбитую утку и обрадовался – ее принесло течением, а значит озеро точно проточное. Он пошел дальше и увидел полосу лиственного леса. Вскоре потянулись крутые берега – речка. Уж она точно должна вывести мальчика к Енисею.
Васютка упорно шел вперед, но тут пошел дождь и мальчик спрятался под пихтой. Дождь шел всю ночь и утром Васютка проснулся мокрым и промокшим. Васютка разжег костер и подсушил одежду.
Вдруг он услышал звук, напоминающий комариный писк. Пароход!
Васютка почти бегом двинулся дальше. В полдень он подстрелил на речке двух гусей и поджарил одного на вертеле. Он боялся удаляться от речки больше чем на сто-двести метров.
Васютка сильно устал и еле переставлял ноги, когда лес наконец расступился и мальчик вышел на пологий берег Енисея.
Место было незнакомое, но Васютка прыгал от радости. Он заметил дымок и стал ждать парохода. Пароход назывался “Серго Орджоникидзе” и Васютка замахал руками. Кто-то заметил его и помахал в ответ, но пароход прошел мимо. Мальчик расстроился, но стал собирать дрова на ночь.
Под утро Васютка услышал звук мотора рыбачьего катера. Васютка подбросил в костер дров и стал кричать, а потом стрелять. С бота спустили шлюпку. Мальчика перевезли на борт бота и Васютка узнал дядю Коляду, капитана бота “Игарец”. Тот тоже признал Васютку и сказал, что мальчика вынесло на шестьдесят километров ниже стана рыбаков.
Вскоре “Играрец” подплыл к стоянке бригадира Шадрина. Концы принял дед Афанасий и рассказал про беду – пятые сутки ищут Васютку.
Но матрос обрадовал деда, сказав, что малец нашелся. Афанасий даже не сразу поверил столь радостному известию и стал звать мать Васютки – Анну. А та, увидев сына на трапе, осела на землю.
И вот Васютка дома, его растерли, накормили, обогрели. На улице залаял Дружок и мать выбежала из избушки. Навстречу шел мокрый и отчаявшийся Григорий. Он отрешенно махнул рукой, говоря, что пропал парень, но мать уже спешила обрадовать отца.
Григорий зашел и был встречен довольным Васюткой. У Васютки был небольшой жар, но он торопливо рассказывал про озеро с рыбой и речку, которая из него вытекает.
Эта новость заинтересовала отца и уже через два дня Васютка вышагивал с ним по берегу, а следом по реке тянулся рыбачий баркас. Васютка все не мог успокоиться и рассказывал историю своих приключений. Наконец отец не выдержал и отправил мальчика в лодку, к деду.
А когда впереди показалось озеро, кто-то из рыбаков сказал: “Вот оно, Васюткино озеро”.
Рыбы в нем действительно оказалось очень много, и скоро к бригаде Шадрина подключилась вторая бригада. На берегу поставили избушку и открыли постоянный промысел.
А на районных картах появилось обозначение Васюткино озеро. Вот только на карте страны найти его сможет наверно только сам Васютка.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Васюткино озеро”

Ссылка на основную публикацию