Гуси в полынье – краткое содержание рассказа Астафьева

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Отзыв о рассказе Астафьева «Гуси в полынье»

Главные герои рассказа Виктора Астафьева «Гуси в полынье» — деревенские мальчишки. Деревня, в которой они жили, стояла на берегу реки Енисей. С приближением зимы реку стал сковывать лед. И только в некоторых местах еще оставались полыньи. В одной такой полынье ребята заметили гусей, которые плавали в воде и не могли выбраться на лед. Это была гусыня и ее подросшие за лето гусята. Гуси были явно домашние, скорее всего, их принесло течением из другой деревни.

Мальчишки решили, что они должны спасти гусей. Но лед был еще очень тонким, и подобраться к полынье было нельзя. А гуси тем временем устали бороться с быстрым течением и одного молодого гуся вода утащила под лед.

Ребята заметили на берегу местного жителя, которого, несмотря на его возраст, все звали Мишкой. Мишка имел отчаянный характер, и он согласился помочь ребятам в их опасной задумке. Неподалеку от берега шло строительство барака, и Мишка велел мальчишкам принести оттуда доски.

Потом на тонкий лед стали класть по одной доске и самому маленькому и легкому мальчишке Мишка велел скинуть зимнюю одежду и ползти к полынье. Мальчишке было очень страшно, но он согласился, потому что хотел спасти гусей.

Потихоньку мальчик пополз по доскам и сумел добраться до полыньи. Но гуси испугались человека и перебрались на противоположный край полыньи. Тогда Мишка передал еще одну доску, и мальчик опустил ее край прямо в воду. После этого гусыня поняла, что это путь к спасению и направилась к доске. Когда гусыня выбралась сама из полыньи, она подала сигнал своим детям, и они послушно направились следом за ней.

Мальчик стал отползать к берегу, а гуси шли по доске за ним. На берегу ребята разобрали гусей и побежали по домам. Мальчик, который выползал на лед, взял себе гусыню. Дома он рассказал о спасении гусей из полыньи. Когда бабушка узнала, каким способом ее внук раздобыл гусыню, она очень ругалась и обещала открутить Мишке голову.

Сама гусыня вела себя в доме беспокойно и громко кричала. Ее разместили во дворе, но и там она продолжала шуметь. Гусыня волновалась до тех пор, пока ей не вернули гусят. После этой истории в деревне появились свои домашние гуси.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Астафьева «Гуси в полынье» заключается в том, что бывают в жизни ситуации, когда невозможно принять единственно правильное решение и приходится идти на риск. Герои рассказа, деревенские мальчишки, имели право не рисковать своей жизнью и не выходить на тонкий лед. Но тогда гуси погибли бы у них на глазах. Поэтому ребята решили пойти на риск и спасти гусей. В этом им помог взрослый человек по имени Мишка, который предложил использовать доски, чтобы добраться до полыньи. Эта идея позволила снизить риск провалиться под лед.

Рассказ Астафьева «Гуси в полынье» учит никогда не торопиться с ответственными решениями и обдумывать все варианты, выбирая наиболее безопасные. Герои рассказа, решив спасти гусей из полыньи, не стали сразу выходить на тонкий лед, а принялись искать безопасный способ спасения птиц. Они обратились за помощью к взрослому человеку, и он подсказал им правильное решение проблемы.

В рассказе мне понравился мальчик, которому выпало ползти по доскам к полынье. Ему было страшно на тонком льду, но мальчик переборол свой страх, потому что хотел помочь птицам, оказавшимся в смертельной опасности.

Какие пословицы подходят к рассказу Астафьева «Гуси в полынье»?

Не верь льду — обманет.
Сам погибай, а товарища выручай.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

15.03.2019

“Гуси в полынье”

Астафьев В., “Гуси в полынье”

Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа “Гуси в полынье” и их характеристика

  1. Витя. Мальчик, храбрый и решительный. добрый, умеет побороть свой страх
  2. Мишка Коршуков. Взрослый парень, безбашенный, отчаянный.

План пересказа рассказа “Гуси в полынье”

  1. Суровый Енисей
  2. Большая полынья
  3. Гуси в полынье
  4. Гибель гусака
  5. Дети решают помочь
  6. Совет Мишки
  7. По доскам по льду.
  8. У края полыньи
  9. Спасение гусей
  10. Гордая гусыня.

Кратчайшее содержание рассказа “Гуси в полынье” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Могучий Енисей застывает не сразу и на нем остаются большие полыньи.
  2. В такой полынье оказалась стая гусей, которым грозила скорая гибель.
  3. Ребята решили спасти гусей и обратились за советом к Мишке Коршукову.
  4. Тот посоветовал взять доски и добраться до полыньи по льду.
  5. Ребята добрались до полыньи и помогли гусям выйти на лед.
  6. Они унесли гусей по домам, и так в деревне появились гуси.

Главная мысль рассказа “Гуси в полынье”
Если кто попал в беду, надо ему обязательно помочь.

Чему учит рассказ “Гуси в полынье”
Рассказ учит не быть равнодушным перед чужой бедой. Учит помогать в трудную минуту нуждающимся всем, чем можешь. Учит любить природу и животных. Учит жалости к живым существам. Учит состраданию и сопереживанию.

Отзыв на рассказ “Гуси в полынье”
Мне понравился этот рассказ, в котором дети принимают взрослое и ответственное решение. Они рисковали своими жизнями, чтобы спасти гусей. Но это был правильный выбор и риск был оправдан. Потому что спасение любой жизни – дело святое.

Пословицы к рассказу “Гуси в полынье”
Веревка крепка с повивкою, а человек с помощью.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Сам погибай, а товарища выручай.
Дорога помощь вовремя.
Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Гуси в полынье”
Ледостав на Енисее происходит постепенно, от берега к стремнине. Но усмирить великую реку не в силах никакой мороз. И потому всегда на Енисее остаются полыньи.
Одна из самых больших полыней находилась у Караульного быка, где все бурлит и клокочет.
И вот однажды, кто-то принес весть, что там, у Караульного быка в полынье плавают крупные гуси и не улетают.
Ребята из деревни побежали к Быку и увидели в полынье стайку гусей. Вела ее за собой дородная гусыня, которая покрикивала на остальных гусаков, и раз за разом пыталась вывести стаю на лед.
Но у нее ничего не получалось. Было видно, что гуси боятся ночи, потому что полынья все уменьшалась.
На следующий день ребята снова вернулись к полынье и увидели, что та стала совсем маленькой. Вдруг дети увидели, как одного молодого гуся подхватило течение и затянуло под кромку льда. С горестным криком гусь пропал навсегда, а гусыня долго и печально кричала.
И тогда дети решили спасти гусей. Они думали, как это сделать, но ничего путного им в головы не приходило. Подобраться к полынье они не могли.
Тогда они пошли в деревню, все еще отчаянно споря, и встретили Мишку Коршукова, отчаянную головушку, который раз перешел Енисей во время весеннего ледохода.
Мишка выслушал про гусей и велел ребятам взять по длинной доске.
Они вернулись к Енисею и стали ползти по льду, подкладывая под себя доски. Мишка руководил детьми, он был слишком тяжелый, чтобы ползти самому.
Наконец дети подобрались почти к самой полынье и дальше ползти пришлось одному, самому легкому. Мальчик Витя сильно боялся, слыша, как трещит и прогибается под доской лед, но упрямо полз вперед. Вот мальчик застыл у самого края и пытается подозвать гусей. Но те жмутся у противоположного края полыньи.
Мишка протянул мальчику еще одну доску и тот опустил ее в воду. Гусыня подплыла к доске, подумала, и забралась на нее. А потом расторопно пошла по доске, созывая криком всю стаю.
Когда гуси выбрались на лед, ребята расхватали гусей и понесли их по домам – кормить и отогревать. Витя взял себе гусыню. Бабушка конечно сильно ругалась на Мишку, который подверг детей риску, а гусыня кричала еще громче и не хотела есть.
Только когда всех гусей собрали в одной избе, они наконец поели.
С тех пор в деревне и появились гуси.

Астафьев «Гуси в полынье»

Виктор Астафьев «Гуси в полынье»

Ледостав на Енисее наступает постепенно. Сначала появляются зеркальные забереги, по краям хрупкие и неровные. В заливчиках и заводях они широкие, на быстрине — узкие, трепещущие. Но после каждого морозного утра они становятся все шире, а потом начинает плыть шуга. И тогда вся река шуршит печально, утихомиренно, засыпая до весны.

С каждым днем толще и шире забереги, уже полоса воды, гуще шуга. Она теснится, рыхлые льдины с хрустом лезут одна на другую. А потом окрепшая шуга спаивается, и однажды, чаще всего в студеную ночь, река встает.

Там, где река в последний раз сердито громоздила льдины, остаются торосы — острые ледяные клыки торчат всюду.

Но вот закружилась поземка, потащило ветром снег по реке, и зазвенели тонкие льдинки, сдерживая порывы ветра; возле них, как у щитков, образовались сугробы. Только на быстрине, на самой стремнине, где торосы высоки и льдины крепки, что сталь, всю зиму торчат они, зеленоватые, сверкающие на солнце.

Но как бы ни крута была осень, как бы густо ни шла шуга, она никогда не может разом усмирить Енисей. На нем то там, то тут остаются полыньи. Самая большая полынья — у Караульного быка.

Здесь все бурлит, клокочет, шуга плывет дальше, свирепое течение крушит хрупкий припай. Не мирится Караульный бык, не желает вмерзать в реку. Уже вся река замерзла, а он стоит в полой воде. Уже идут по льду первые отчаянные пешеходы, осторожно прощупывая палкой лед перед собой; появилась одинокая подвода, затем длинный, неторопливый обоз, а у быка все еще колышется пар и чернеет вода.

Читайте также:  Печальный детектив - краткое содержание романа Астафьева

От пара куржевеют каменные выступы быка, а кустики, трава и сосенки, прилепившиеся к нему, обрастают толстой бахромой, и среди темных, угрюмых скал Караульный бык, разрисованный пушистыми, до рези в глазах белыми узорами, кажется каким-то чудом.

Однажды после ледостава кто-то сообщил в деревню, что возле быка, в полынье, плавают гуси и не улетают. Гуси крупные, людей не боятся — должно быть, домашние.

И в самом деле, вечером, когда мы, ребятишки, катались на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наигрывал на пионерском горне.

Гуси боялись наступающей ночи, ведь полынья с каждым часом становилась все меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял ее, припаивал к закрайкам пленочки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.

На следующий день мы целой оравой перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизились к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.

Полынья сделалась совсем маленькой. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала. Иногда она подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун.

Мне и прежде приходилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались настолько беспечными, что и ночевать оставались на реке. И эта беспечность приводила к тому, что ночью их подхватывало свежей шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лед или выползали на него и, конечно, гибли от мороза.

А эти все еще боролись. Их подбрасывало на волнах, разметывало в стороны, как белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко и властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне! Не вешать голов!»

Внезапно одного гуся течением отделило от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытаясь одолеть течение, но его тащило и тащило. А когда пригнало ко льду, он закричал отчаянно. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло к краю льда, свалило на бок, и он беленьким комочком мелькнул под припаем, как под стеклом, и исчез навсегда.

Гусыня кричала долго и с такой печалью, что у нас спины покоробило.

И тут кто-то из ребят сказал:

— Пропадут гуси. Все пропадут. Спасти бы их!

Мы задумались. Ребятишки-ребятишки, а понимали, что с Енисеем шутить нельзя и что к полынье подобраться невозможно. Обломится припай у полыньи, и мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом и закрутит, как того гуся, — ищи-свищи потом!

И вдруг разом, как это бывает у ребятишек, мы заспорили. Одни предлагали подбираться к полынье ползком, держа друг друга за ноги; другие говорили, что надо позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучились; третьи утверждали, что надо еще день подождать, и гуси сами тогда выйдут на лед: выжмет их из полыньи морозом.

Так, споря, мы спустились с быка и очутились на берегу возле домов известкарей.

Много лет мои односельчане занимались нехитрым и тяжелым делом — выжигали известку из камня. Камень добывали из скал, возили на берег. Здесь же на берегу разделывали приплавленные плотами бревна на длинные поленья — бадоги.

Возле одной поленницы, гулко охая, бил по клину деревянной колотушкой Мишка Коршунов. Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек, но так уж все его звали: Мишка и Мишка.

Однажды этот Мишка на спор перешел во время весеннего ледохода Енисей и оттого считался в деревне отчаянной головушкой.

— Что за шум, а драки нет? — спросил нас Мишка, опуская деревянную колотушку. Его озорные черные глаза искрились смехом, на носу и на груди блестел пот, и весь он был в пленках бересты, и кучерявая цыганская голова сделалась седой от этих пленок.

Мы рассказали Мишке про гусей. Он радушным жестом указал нам на поленья. Когда мы расселись и сосредоточенно замолкли, Мишка закурил, выпустил клуб дыма и сказал:

— Погибнут гуси, если не помочь им выбраться.

Нам сразу стало как-то легче: Мишка выручит, он такой.

Мишка и впрямь скомандовал нам следовать за ним, и мы побежали на угор, где строился барак.

— Всем взять по длинной доске! — отдал распоряжение Мишка.

И мы возликовали.

Ну конечно же доски надо! Как это мы не догадались сами?

И вот мы бросаем доски и, держа друг друга за ноги, ползем между торосов к припаю. Кое- где под козырьками льдин еще остались оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.

Мишка сзади нас, ему нельзя на доску: он тяжелый. Когда заканчивается доска, он просовывает нам другую, мы кладем ее впереди и снова ползем, ползем.

— Стоп! — командует Мишка. — Теперь надо одному. Кто тут полегче? — Он обмеривает всех нас взглядом, и его глаза останавливаются на мне. — Сымай шубенку! — приказывает он.

И я начинаю расстегивать пуговицы. Хочется мне закричать, убежать, потому что уж очень страшно дальше ползти.

Но Мишка смотрит на меня, стоя на доске, по которой я уже прополз, и никак невозможно ему возражать.

Я ползу по доске. Она кажется мне горячей. Под доской трещит и прогибается лед.

— Гусоньки, гусоньки. — шепчу я, глядя на сбившихся в кучу гусей, которые отплыли к противоположному краю полыньи и встревоженно, с недоумением погагакивают. — Гусоньки, гусоньки. — умоляю их, зову и не могу дальше ползти: страшно. А лед с тонким перезвоном оседает под доской, и беленькие молнии со щелком и дзиком мечутся по нему. — Гусоньки, гусоньки. — плачу я и маню их пальцем, рукой, глазами.

А они по-прежнему толпятся в противоположной стороне и, вытянув шеи, глядят на меня.

Вдруг я почувствовал, что возле моего бока что-то зашуршало, и я обмер: подумал, что лед вовсе обломился, и уцепился за доску.

— Держи, держи доску! — слышу я тугой, взволнованный шепот Мишки и, не оборачиваясь, нащупываю доску.

Она ползет по гладкому льду легко, и я почему-то думаю, как, наверное, хорошо и бесконечно долго летели бы каменные плиточки по такому вот гладенькому, без единой морщинки, льду.

Доска доползла до воды, чуть прогнула ледок, раскрошила закраек. Я держу кончиками онемевших пальцев доску и опять зову, умоляю:

— Гусоньки, гусоньки, миленькие.

Мать-гусыня поглядела на меня и, недоверчиво гагакая, поплыла к доске. Все семейство двинулось за ней. Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали ее яркие, будто огонь, лапы.

— Ну, вылезай, вылезай! — нетерпеливо закричали сзади меня ребятишки.

— Ша, мелочь! — гаркнул Мишка, и ребята покорно замолкли.

Гусыня, напуганная криками, отпрянула, а потом, успокоившись, повернулась грудью по течению, поплыла быстро-быстро и выскочила на доску. Чуть проковыляла до края и приказала: «Делать так же!»

— Ах ты умница, ах ты умница. — шептал я.

Гуси так же стремительно заплывали на доску и ковыляли по ней, а я отползал назад, дальше от черной, жуткой полыньи и манил:

А потом, уже на крепком льду, схватил тяжелую гусыню на руки, зарылся носом в тугое, холодное ее перо.

Ребята подобрали остальных гусей, и мы помчались в деревню.

— Не забудьте покормить их! — кричал вслед нам Мишка. — Да в тепло их, в тепло! Намерзлись, сердечные.

Я припер домой гусыню, а остальных гусей ребята растащили по своим домам.

Бабушка, узнавши, где я был и как гусыню добыл, чуть было ума не решилась и говорила, что Мишке Коршунову она задаст баню.

Гусыня орала на всю избу, клевалась и ничего не желала есть. Бабушка выгнала ее во двор, заперла в стайку. Но гусыня и там орала на всю деревню, орала до тех пор, пока не отнесли ее в другой дом и не собрали к ней всех гусей. Тогда гусыня успокоилась и поела.

С тех пор в нашей деревне появились гуси. И сейчас по улице важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.

«…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…» (по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье»)
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Урок посвящён знакомству с биографией и творчеством В.П. Астафьева на примере рассказа “Гуси в полынье”. Содержит гуманистический компонент: воспитание сострадания ко всему живому, уважение к окружающей природе, которое лежит в основе гуманных поступков людей. Среди дидактических целей урока обучение элементам анализа художественного текста, исследование стилистических особенностей рассказа, средств художественной изобразительности, анализ эпизода.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_rasskazu_astafeva.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…»

(по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье»)

Цели: 1. Дидактические:

Обучать элементам анализа художественного текста;

Обратить внимание учащихся на стилистические особенности;

Развивать умение исследовать текст;

Расширять словарь учащихся

Воспитывать сострадание, деятельное сострадание, уважение к окружающей природе, которое лежит в основе гуманных поступков людей

Литературоведческий компонент : композиционное построение, анализ эпизода, роль средств художественной изобразительности.

Словарик вводимых понятий: сострадание, ранимость, уязвимость всего живого в экстремальной ситуации; незащищённость, экстремальная ситуация

Приёмы : словарная работа, постановка проблемного вопроса, беседа с элементами дискуссии

Никто из нас не имеет права пройти

мимо страданий, за которые мы,

собственно не несём ответственности,

и не предотвратить их.

мыслитель, врач, музыковед)

1. Вступительное слово

В 5м и 7м классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», мы знакомились с произведениями Е. Носова. Вспомните их. (Рассказы «Трудный хлеб», «Белый гусь»)

– Какие основные проблемы, затронутые в них, мы обсуждали?

(Взаимоотношения человека и природы, животных, сострадание к слабым и беззащитным, ответственность более сильного за жизнь окружающих)

– Что такое сострадание?

(Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека)

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П. Астафьева «Гуси в полынье»

В.П.Астафьев из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет, рос беспризорником, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 — на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. Основная особенность произведений Астафьева — изображение добра, бескорыстия, сострадания, справедливости, порой непутёвых и бесшабашных людей, способных к добру и участию, которые в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, часто рискуя собственной жизнью. Понятие жизни неотделимо от природы в творчестве Астафьева. В 2004 году посмертно был удостоен Государственной премии РФ как автор поставленных на сцене МХАТа им. А. П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».

2. Подготовка к восприятию. Беседа по вопросам, заранее записанным на доске:

– Что такое экстремальная ситуация?

(Чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства)

– Какие примеры экстремальных ситуаций вы можете привести.

(пожар, взрыв бытового газа или на атомной станции, наводнение, обвал в шахте, камнепад в горах и др.)

– Приходилось ли вам оказываться в экстремальной ситуации?

– Как ведут себя люди в подобных ситуациях?

(Одни испытывают страх, паникуют, теряются, другие, наоборот, проявляют хладнокровие, выдержку)

3. Чтение текста с комментариями и составлением словарика – слов, значение которых может быть непонятным:

Ледостав – замерзание реки, образование ледяного покрова.

Шуга – мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом и во время

Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов.

Полынья – незамёрзшее или растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера.

Припай, запайка – тонкий лёд у края полыньи

Бык – бетонные опоры моста

– Каковы особенности данных слов? Вспомните, как они называются?

(Это диалектные слова, употребляемые жителями определённой местности)

4. Работа по тексту.

– Расскажите фабулу рассказа.

(События рассказа происходят осенью на Енисее недалеко от прибрежного поселка. Стайка гусей, опустившаяся на реку, была замечена детьми с берега. Полынья, в которой они плавают с каждым часом становиться всё меньше и меньше. В конце концов, она стала настолько мала, что им уже нет возможности подняться и улететь, ведь гусям, в отличие от уток, например, для подъёма с воды нужен разбег, пространство. И если бы ребята не спасли гусей, то они просто замёрзли бы во льдах или сильное течение унесло бы их под лёд, и они погибли бы.

Но как подобраться к полынье по тонкому, хрупкому льду? И придумали способ: прокладывать к полынье тонкие доски и по ним подползать. Герой рассказа проявил исключительную смелость, выполняя столь опасный трюк)

– Как можно охарактеризовать период времени, когда происходят события рассказа и состояние природы? Какие беды, трагедии бывают на реке в это время года?

(Это период замерзания рек поздней осенью, нарастание льда, ледостав на Енисее. Часто случаются на реке на неокрепшем льду несчастные случаи, когда люди, оказавшись по легкомыслию на тонком льду, погибают, уходят под лёд)

– Какой эпизод произвёл на вас самое сильное впечатление? Почему?

(Эпизод гибели гусыни с гусятами)

Анализ эпизода «Гибель гусей во льдах»

И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне. Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.

На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизились к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.

Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное, яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала, подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун.

Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лед или выползали на него и мучительно погибали на морозе.

А эти все еще боролись. Их подбрасывало на волнах, разметывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко, властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне!»

Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одолеть течение, но его тащило и тащило, и когда пригнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда.

Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.

– В чём необычность ситуации, описанной в рассказе?

( В роли гибнущих оказывается стайка гусей, замеченная ребятишками с берега реки, она попала в плен водной стихии, гуси задержались в полынье, ведь для того, чтобы взлететь с воды, гусям нужен разбег, большое пространство, а его «с каждым часом становилась меньше и меньше»)

– Как описана экстремальная ситуация гибели гусей? Какие художественные средства использует автор для описания напряжения и отчаяния взывающей о помощи гусыни?

(Гибель гусей в ледяной полынье оценивается героем рассказа как катастрофа, равнозначная гибели людей. Недаром появляются сравнения «мать», олицетворения гусыня вскрикивал властно, врезалась грудью, «кричала с горьким отчаянием», гусь «закричал отчаянно о помощи» как человек, эпитеты «ошалевшая, усталая», метафоры «вода кипела», сравнение «словно её подогревали снизу громадным костром», полынья как окно)

– Каково отношение героя произведения к происходящему?

(Состояние рассказчика раскрывается в предложении: «Гусыня кричала

долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины»

– К какой мысли подводит нас автор?

(Всё живое нуждается в помощи в непредвиденных обстоятельствах, сложной ситуации)

– Какой приём использует автор для раскрытия всей безысходности ситуации?

(Эпизод в эпизоде: воспоминание о гибели птиц во льдах, гибель «одного голошеего гуся»)

– Каково место эпизода в рассказе?

(Его можно считать завязкой действия, именно в этот момент ребята решают спасать птиц)

– Почему ребята решили спасать гусей? Какие способы предлагали?

(Дети не могли пройти мимо гибнущей семьи гусей, сострадание к птицам толкает их на поиски выхода из сложившейся ситуации. Нужно спасти гусей. Некоторые из жалости предлагают «позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучались)

– Какой эпизод повествования можно считать кульминационным?

(Эпизод спасения гусыни с гусятами)

– К кому ребята обращаются за помощью? Что мы узнаём о Митьке Коршукове?

(Это непутёвый молодой человек, сумасброд, «однажды на спор перешёл Енисей во время ледохода», «отчаянная головушка» Однако именно он предлагает способ спасения птиц и помогает его осуществить)

– Каким способом ребята спасают семейство? Расскажите.

(Решают прокладывать дорогу к полынье с помощью тонких досок)

– Как с помощью средств языка автор подчёркивает опасность и тревожность ситуации?

(Автор использует обилие коротких, отрывистых, восклицательных

предложений, а также эмоционально-окрашенную лексику: глаголы «умолял, слизывая слёзы с губ», «обмер», «уцепился за доску»)

– Какие черты характера проявляет герой рассказа?

(Выдержку и самообладание в критической ситуации, отчаянную смелость и бесстрашие, большую доброту и сострадание к чужому горю и даже героизм)

Вывод: Чрезвычайная ситуация подталкивает мальчика на подвиг, героический, отважный поступок.

5. Подведение итогов

– О чём заставляет задуматься рассказ?

( Подобные ситуации, опасные для жизни, когда требуется очень быстро принять непростое решение, нередко встречаются в жизни. Часто помощь требуется не только человеку, но и животным, потому что всё живое нуждается в помощи и может оказаться незащищённым перед силами природы, разбушевавшейся стихией)

6. Домашнее задание

Подумайте и ответьте на вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Опишите такую ситуацию.

Урок чтения в 6-м классе коррекционной школы по произведению В.Астафьева “Гуси в полынье”

Цель:

  • Обобщить прочитанное произведение, формируя систему нравственных понятий, оценок, качеств.
  • Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, ориентироваться в тексте прочитанного произведения;
  • Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • Создавать условия для создания общей картины прочитанного, образа героев;
  • Самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • Осуществлять анализ и синтез;

Устанавливать причинно-следственные связи:

  • выстраивать рассуждения;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • создавать условия для развития речи учащихся, используя технологию критического мышления;
  • создавать условия для развития умений устанавливать причинно – следственные связи и строить рассуждения

Оборудование:

  • карточки с названиями событий, описанных в рассказе: 1.Наступление осени. Ледостава; 2.Печальное известие; 3.Гуси в опасности; 4.К Мишке за помощью; 5. Спасение гусей;
  • 2 карточки с описанием черт характера: доброта, сострадание, безразличие, трусливость, отзывчивость, милосердие, бессердечность, внимательность, решительность, гуманность, нерешительность, жестокость, справедливость, черствость, эгоизм, малодушие, отважность, смелость.
  • Иллюстрации к произведению В.Астафьева “Гуси в полынье”;
  • Текст произведения В.Астафьева “Гуси в полынье”;
Деятельность учителя Деятельность учащихся
ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная
Осуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельностиОсуществляемые действияФормируемые способы деятельности
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
-Проверьте готовность к уроку; настройтесь на работу на уроке;

-Мы рады друг друга видеть. Будем сегодня работать сообща, и у нас все получится;Создание ситуации успеха;Приветствие друг друга.Готовность строить отношения с партнером.Правила поведения на уроке.Самоконтроль готовности к уроку, настрой на урок.II. Актуализация изученного материала1.Вспомните название произведения и автора произведения, которое прочитали.Актуализировать

знания, необходимые для работы на данном уроке.

Постановка целей урокаВзаимодействие с учителем во фронтальном режиме2. Восстанови последовательность событий этого рассказа:

Наступление осени, ледостава;

3. Назови героев произведения.Умение восстанавливать последовательность прочитанного содержание рассказаКонтроль ответов собеседника, умение корректно исправить ошибкуIII. Постановка проблемно-поискового вопроса1.Сравнение двух отзывов о прочитанном рассказе.

Первый отзыв: “Мальчишки спасли гусей. Дети проявили заботу, милосердие, смелость, мужество. Благодаря этим качествам, гуси остались живы”.

Второй отзыв: “ Я бы не полез в воду, я мог бы утонуть. Я – человек, а гуси-птицы”.

Цель обсуждения – как поступить нравственно, автор какого отзыва прав. Действительно ли мальчишки рисковали жизнью, спасая гусей, проявили духовно – нравственные качестваПодбор нравственных черт характера, которые характеризуют личностьДети высказывают свою точку зрения, какой отзыв им ближе, доказывают свой выборВыслушивают мнение другихIV. Поиск решения – обобщение прочитанногоАнализ прочитанного текста.

1. Беседа по прочитанному содержанию.

-Докажите, что в рассказе описывается весна и на реке ледостав.

-Какое печальное известие принесли ребята из деревни? (гуси остались в полынье).

– Как это действие характеризует ребят? (Внимательность, чуткость, небезразличие к чужой беде)

-Как гуси оказались в полынье?

-Какие варианты спасения гусей обсуждались?

-Доказали ли ребята еще раз, что они внимательны к чужой беде и не могут пройти мимо?

-К кому мальчишки обратились за помощью из взрослых?

-Как были спасены гуси?

-Какие черты характера показал Мишка? (уверенность, настойчивость)

-Какие чувства испытал мальчик, когда полз по доске?

-Как вела себя гусыня во время спасения? Что происходило со льдом?Ответы на вопросы учителя, поиск необходимых ответов в тексте. Чтение, пересказ необходимых отрывков.

Объяснение фразы “отчаянная головушка”Высказывают свою точку зрения, рассуждают.

Дают характеристику героям, оценивают их поступки.

Пытаются пережить те ощущения, которые пережили герои, “встать” на место героевВесь класс работает фронтально, слушает мнения учащихсяУмение выслушивать до конца, формулировать мысль, обосновывать свою точку зрения, высказывать мысль распространенным предложением, вести диалог достойно, не навязывая свое мнениеОценивают правильность и точность ответовУмение слушать, дополнять, уточнять высказывания2. Работа с иллюстрациями.

-Какие эпизоды изображены на иллюстрациях?3. Работа по карточкам.

Предлагаются две карточки:

Первая карточка “Черты характера Мишки”;

Вторая карточка: “Черты характера мальчишек”.

-Сравнение черт характера Мишки и мальчишекОбсуждение данных черт характера. Мишка, мальчики-доброта, сострадание, безразличие, отзывчивость,
внимательность,
решительность,
нерешительность,
жестокость,
справедливость,
черствость,
эгоизм,
малодушие,
отважность,
смелостьСопоставление поступков героев и предлагаемых черт характера.

Знание значения слов – в данном случае черт характераСовместная работа в группахУмение прислушиваться к мнению товарища, умение сотрудничать, договариватьсяКонтроль и самоконтроль правильности подобранного эпизодаУмение выделять лишнее4. Работа с иллюстрациями.

-Какие эпизоды изображены? Найдите эти эпизоды в текстеРассматривание иллюстраций, соотнесение иллюстраций с эпизодами текста.

Работа по подгруппамВыразительное чтение эпизодов. Умение передать настроение героев (страх, забота, уверенность и т.д.)

Нахождение соответствующих черт характераУмение работать сообща, слушать мнение товарища, умение доказывать свой выбор, переубедить товарища в случае неправильного выбора. Уважительно относится к выбору товарищаОбобщение полученной информации. Соотнесение наглядного варианта с текстовым вариантом.

Сравнение качеств характераV. Подведение итогов-результат решения проблемы. Рефлексия-Нам необходимо было выяснить, правильно ли поступили дети, спасая гусей.

-Какой отзыв близок вам.

-Обратить внимание на то, что самовольно решения по спасению кого-либо принимать категорически запрещено.

Аудиокнига Виктор Астафьев Гуси В Полынье

Название: Аудиокнига Виктор Астафьев Гуси В Полынье

Загрузил: АудиоКниги на русском языке

Длительность: 20 мин и 8 сек

Битрейт: 192 Kbps

26.50 MB и длительностью 20 мин и 8 сек в формате mp3.

Аудиокнига Виктор Астафьев Бабушкин Праздник

АудиоКниги на русском языке

Аудиокнига Виктор Астафьев Деревья Растут Для Всех

АудиоКниги на русском языке

Рассказы Мамина Сибиряка Зимовье На Студеной Аудиосказка Для Детей

Аудиосказка Самуил Маршак Быль Небылица

АудиоКниги на русском языке

2001110 02 Аудиокнига Чехов А П Крыжовник

Борис Акунин Ф М Том 1 Аудиокнига

Аудиокнига Томас Майн Рид Квартеронка Или Приключения На Дальнем Западе Главы 17 32

АудиоКниги на русском языке

К Г Паустовский Заячьи Лапы

Евгения Николаевна Нефёдова

Уильям Сомерсет Моэм Нищий Чтение 360

Аудиокнига Александр Куприн Штабс Капитан Рыбников

АудиоКниги на русском языке

Аудиокнига Виктор Астафьев Ночь Темная Темная

АудиоКниги на русском языке

Аудиокнига Виктор Астафьев Мальчик В Белой Рубахе

АудиоКниги на русском языке

Вечер Короткого Рассказа Александр Куприн Иван Бунин Радиоспектакль Слушать Онлайн

В П Астафьев Конь С Розовой Гривой 1 Часть

Аудиокнига Виктор Астафьев Карасиная Погибель

АудиоКниги на русском языке

Аудиокнига Виктор Астафьев Дядя Филипп Судовой Механик

АудиоКниги на русском языке

Аудиокнига Виктор Астафьев Осенние Грусти И Радости

АудиоКниги на русском языке

Аудиокнига Виктор Астафьев Фотография На Которой Меня Нет

АудиоКниги на русском языке

Аудиокнига Томас Майн Рид Квартеронка Или Приключения На Дальнем Западе Главы 33 48

АудиоКниги на русском языке

Shaolin Street Fight Skills

Аудиокнига Виктор Астафьев Гуси В Полынье

Today S Best Latest New Tik Tok Musically Video Romantic Funny Tiktok Video Tik Tok Videos

Collateral Jammage K Hole Live At The Shuffle

Vildhjarta Shiver Guitar Cover

Super Retriever Series Crown Championship Watch The Best Dogs And Handler Teams In The Field An

Pork Soda Том Торд Чит Опис Перед Просмотром Видео

My Toyota Gt 86 With Aero Kit Walkaround Rev

Мультики Про Машинки Робокар Поли Машинка На Голосовом Управлении

Рэкетмены Владимир Асмолов Фильм За Последней Чертой 1991

Fountainview Academy I Sing The Mighty Power Of God

Трактор Мтз 50 Запуск Двигателя Д 50

Resumen Deportivo Borregos Csf Vs Oseznos Fba Juvenil A 2014

17 05 2016 Талас О Б Бакай Ата Району

Как Сделать Оригами Очки Из Бумаги А4 Своими Руками

The Fat Rat The Calling

Incredible Sportsmanship As Doncaster Rovers Allow Bury To Walk Ball Into Net

Fevicol Se Full Video Song Dabangg 2 Official Kareena Kapoor Salman Khan

Обзор На Игру Far Cry 18

Teardown Kangen Water Filter

Hitman Blood Money Till Death Do Us Part Pro Sa So Sniper Only

How To Make A 3D Wine Bottle Illustrator 3D Revolve

Час Ислама Ценность Месяца Рабиуль Авваль

5 Evolutions Pokemon Booster Opening Naar De Toysxl

Undertale Bongo Cat Genocide Run

Hathat Dekha Rabindranath Thakur Soumitra Chatterjee Praktan

Invisible Box Challenge Reto De La Caja Invisible Los Polinesios Reto

Ylvis Elbil Med Toghorn Tvnorge

Norgine Amsterdam Corporate Headquarters

Lockdown Hanya Dari Pm Dan Kdn Sultan Puji

Ocean Wave Projector Light Review

Iron Maiden Bruce Dickinson Meets The New Ed Force One

Trump Supporters Shrug Off His Bankruptcies And Tax Crimes

Melihat Situasi Indonesia Tak Perlu Lockdown

Яна Сидорова Its My Life Bon Jovi

Boss Level 800 Angry Birds 2

Final Fantasy X Hd Remaster Let S Play Part 67 Schwarze Anima

5 Ciptaan Rakyat Malaysia Yang Hebat

Soleh Di Sisi Allah Tapi Tinggi Dengki

W A Mozart Das Kinderspiel

Rfactor F1 Crash Compilation 1

Der Neue Hyundai Santa Fe Welt Der Wunder

Final Fantasy X X 2 Hd Remaster Collector S Edition Trailer

Diagmed Healthcare Endocuff Demonstration Video Production Leeds

Xyaum Noj Txiv Seb Noj Puas Taus

Гала Концерт Респ Конкурса Исп Эстрадной Песни Песенный Каскад Удмуртия

Dab Zaj Nkag Npij Tus Phooj Ywg 12 17 2019

Melanie Wenzel Naturkosmetik Jetzt Neu Bei Hse24

Буль Карасики Буль Буль Карасики

How To Eat An Avocado Nutrition Benefits Tips Preparation

Ссылка на основную публикацию