Капалуха – краткое содержание рассказа Астафьева

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

15.10.2018

“Капалуха”

Астафьев В., рассказ “Капалуха”

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа “Капалуха” и их характеристика

  1. Автор-рассказчик, человек бывалый, опытный, ценитель природы, любитель всего живого.
  2. Ребята. Любопытные, озорные, но добрые и отзывчивые
  3. Учитель. Просто умный человек.
  4. Капалуха. Героическая птица, которая не боялась смерти, но боялась, как бы чего не случилось с ее яйцами.

План пересказа рассказа “Капалуха”

  1. Стадо на просеке
  2. Черничный бугорок
  3. Гнездо под корнем
  4. Четыре яйца
  5. Предложение ребят
  6. Голый живот капалухи
  7. Слова учителя
  8. Сравнение с мамой
  9. Пора догонять стадо
  10. Песня взрослого глухаря.

Кратчайшее содержание рассказа “Капалуха” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Взрослые и ребята гнали по тайге стадо на горные луга.
  2. Ребята нашли гнездо капалухи и та взлетела на соседнее дерево
  3. Ребята хотели взять яйца, но автор показал им на капалуху
  4. Капалуха выщипала себе пух на животе, чтобы лучше греть яйца.
  5. Ребята сравнили капалуху со своей мамой и побежали догонять стадо.
  6. Капалуха села на яйца и стала их греть.

Главная мысль рассказа “Капалуха”
Ради своего ребенка любая мать отдаст все что у нее есть, и даже собственную жизнь.

Чему учит рассказ “Капалуха”
Рассказ учит любить природу и бережно относиться к зверям и птицам. Учит никогда не разорять птичьи гнезда и не забирать из них яйца. Учит правильно вести себя в лесу. Учит доброте, отзывчивости, сочувствию. Учит любить и ценить заботу матери.

Отзыв на рассказ “Капалуха”
Меня очень тронул этот простой рассказ. Автор описал как бережно относится птица капалуха к своим яйцам, понимая, что это ее будущие дети. И я даже испугалась, что кто-то может по незнанию или по черствости сердца причинить вред этим милым созданиям. Никогда не следует обижать птиц и других животных, потому что они тоже живые.

Пословицы к рассказу “Капалуха”
Лучше матери друга не сыщешь.
Кто отца с матерью не любит, тот никого не полюбит.
Материнская молитва со дня моря вынимает.
Сердце матери лучше солнца греет.
Всяк страх любовь изгоняет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Капалуха”
Автор вместе с пастухами и ребятами, которые гнали на альпийские луга колхозное стадо, пробирался через поредевшую уральскую тайгу.
Стадо втянулось на просеку и потекло мимо бугорка, заросшего кустами черники, на которой только начали расцветать маленькие невзрачные цветочки.
Вдруг возле этого бугорка поднялся шум и гвалт. Автор поспешил к нему и увидел, как по черничному бугорку бегает глухарка, которую местные охотники зовут капалухой.
Ребята кричали, что нашли гнездо, но автор не видел никакого гнезда. Тогда ребята указали на корягу, возле которой он стоял и автор в испуге отступил – он чуть не наступил на гнездо. В гнезде, которое пряталось во мху под корнем, лежали четыре теплых, почти горячих яйца.
Ребята хотели взять яйца, но автор спросил, что тогда будет с капалухой.
А птица металась в стороне с распущенными по земле крыльями. Пока она сидела на гнезде, капалуха этими крыльями укрывала яйца и они закостенели, она не могла их согнуть. Наконец она сумела взлететь и села на нижнюю ветку. И все увидели, что живот птицы голый до самой шейки. И сквозь тонкую розовую кожу было видно как мелко и часто бьется бесстрашное птичье сердце.
Тут подошел учитель и объяснил, что капалуха сама выщипывает у себя пух, чтобы лучше согревать яйца в гнезде.
И тогда один из ребят не по-детски вздохнул и тихо сказал, что капалуха все отдает своим детям, прямо как его мама.
И ребята сразу бросились догонять стадо.
А капалуха сидела на ветке и уже не смотрела на случайных прохожих. Она нацелилась на гнездо. И как только путники отошли, слетела на яйца, снова раскрыла крылья и стала согревать их. И может быть недели через две из яиц проклюнутся птенцы. А когда они вырастут, кто-нибудь из них обязательно споет на своем глухарином языке песню, в которой будут слова о матери. которая отдает птенцам все, может быть даже свою жизнь.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Капалуха”

Капалуха

Краткое содержание рассказа “Капалуха”:

Рассказ “Капалуха” – читать:

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

Виктор Астафьев: Капалуха

Здесь есть возможность читать онлайн «Виктор Астафьев: Капалуха» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Советская классическая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Капалуха: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Капалуха»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Виктор Астафьев: другие книги автора

Кто написал Капалуха? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Капалуха — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Капалуха», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

Читайте также:  Монах в новых штанах - краткое содержание рассказа Астафьева

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

Похожие книги на «Капалуха»

Представляем Вашему вниманию похожие книги на «Капалуха» списком для выбора. Мы отобрали схожую по названию и смыслу литературу в надежде предоставить читателям больше вариантов отыскать новые, интересные, ещё не прочитанные произведения.

“Капалуха” В.П. Астафьев

Смотреть и слушать рассказ “КАПАЛУХА”

Канал “РАЗУМНИКИ” в YouTube

Читать рассказ В. Астафьева “КАПАЛУХА”

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скотна летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё! Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку. — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА “КАПАЛУХА” (ДЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА)

Часто ярчайшим впечатлением, особенно для ребенка, становится явление природы или какое-то живое существо. Ребенок уже “обосновался” в мире, знает жизнь вокруг себя, а ещё если это городской ребенок… то выезд за город, столкновение лицом к лицу с природой – очень важно. В рассказе описывается, как маленький герой увидел птицу. Точней, сначала он увидел её гнездо, а там будущие птенцы – ещё в скорлупе. Его приятель предложил забрать их. На логичный вопрос героя “зачем”, тот не смог ответить. И тут они увидели странную птицу – у неё не было перьев на груди, а ещё вела себя она очень странно – шумно. Понятно, что она волновалась, ведь это было её гнездо, её детки.

Тут к ребятам подошел учитель и пояснил, что птица эта выщипывает сама у себя перья на груди, которые всё равно не помогают летать, чтобы птенчикам было теплей. Он назвал её странное имя – капалуха. Конечно, ребят поразило поведение птицы, её самоотверженность.

Рассказ учит внимательному отношению к миру природу, а ещё тому, что звери и птицы могут быть такими смелыми и самоотверженными, что людям с них только пример брать.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА В. П. АСТАФЬЕВА “КАПАЛУХА”

Выдающийся русский писатель В. П. Астафьев родился в 1924 году в сибирской деревне. Детство писателя было очень трудным: его семья была выслана в ссылку, а маленькому мальчику пришлось жить в детском доме. Именно те события, которые происходили с ним в приюте легли в основу первых произведений автора.

В своих рассказах он описывал тяжелое детство своих друзей, которые были вынужденные расти без родительской любви и заботы. Юность Астафьева пришлась на период Великой Отечественной войны. Писатель также описывал военные события, героическую борьбу советского народа в своих рассказах и новеллах. Отдельное место в его творчестве занимает тема природы и родной деревни.

Ведь детство его прошло в красивейшем крае – Сибири, среди густых еловых лесов и зеркально-чистых вод Енисея. Один из таких рассказов – “Капалуха”.

ИЗЛОЖЕНИЕ ПО РАССКАЗУ “КАПАЛУХА”

Повествования ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. В начале рассказа мы видим всю красоту таежного края – с непревзойденным мастерством автор описывает природу своей маленькой родины – хвойные деревья, густые ковры травы и маленькие кустики черники, которые робко прячутся в зарослях.

Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором уютно располагалось четыре яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся маленькие птенцы.

Читайте также:  Мальчик в белой рубахе – краткое содержание рассказа Астафьева

Мальчику стало стыдно – он начал сравнивать капалуху со своей матерью, которая дарила ему любовь и заботу в детстве. Разговор ребят учителя перервал крик капалухи, которая несмотря на угрозу собственной жизни, все же вернулась к своим будущим птенцам. Когда ребята отошли, капалуха заботливо покрыла яйца своими широкими крыльями.

Автор заканчивает свой рассказ собственными размышлениями о том, что через несколько дней мир увидят маленькие птенцы, которые своим пением станут преображать несравненную природу тайги.

АНАЛИЗ РАССКАЗА “КАПАЛУХА”

Несмотря на то, что капалухе удалось защитить своих птенцов от опасности, этот рассказ является очень грустным. Эта история случилась с автором, когда он перебывал в детском доме. Мальчик, который сравнивал капалуху со своей матерью, никогда не видел ее, так как был сиротой.

Воспитанники детского дома нуждались в материнской заботе. Рассказ учителя о будущих маленьких птенцах растопил сердца маленьких ребят, которые были лишены любви своих мам. Автор наделяет капалуху человеческими чертами – смелостью, способностью любить и защищать свое потомство.

Этим он еще больше приближает птицу к образу матерей брошенных детей. Также в своем произведении автору удалось коснуться темы красоты родного края. Читая рассказ, мы словно переносимся в тайгу: видим ее могущественные многовековые деревья, свежие травы, ожерелья ягод.

ПЕРЕСКАЗ “КАПАЛУХА”

Повествование ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним, когда он и его друзья выпасал молодых телят.

Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором располагалось 4 яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил им это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся птенчики. Мальчику стало стыдно, и он начал сравнивать капалуху с собственной матерью, которая дарила ему любовь и заботу в детстве. Разговор ребят учителя прервал крик капалухи, которая несмотря на угрозу собственной жизни, вернулась к собственным птенцам. Когда ребята отошли, капалуха заботливо покрыла яйца своими широкими крыльями. Автор заканчивает рассказ собственными размышлениями, о том что через несколько дней мир увидят маленькие птенчики, которые своим пением будут преображать несравненную природу тайги.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ РАССКАЗА “КАПАЛУХА”

Материнская любовь выше всего на свете. Главное назначение человека – творить добро. Не навреди.

ЗАГАДКА

СООБЩЕНИЕ О ГЛУХАРЕ

Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из – под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из – под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на землю, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь – петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За это и прозван глухарём”.

ПОСЛОВИЦЫ

Нет леса – посади.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

При солнышке-тепло, при матушке-добро.

Мать высоко руку подымет, да не больно опустит.

Кто отца и мать почитает, то вовеки не погибает.

Птица рада весне, а младенец-матери.

ПЛАН К РАССКАЗУ “КАПАЛУХА”

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ ПО РАССКАЗУ “КАПАЛУХА”

1. Какую птицу охотники называют капалухой? Почему? – (Глухарка, самка глухаря. И только самка глухаря, которая уже мама, у которой есть или недавно было потомство.)
2. Где происходит событие, описанное в сказке? – (В тайге).
3. Каких животных гнали на пастьбу? – (Стадо телят и бычков).
4. Что растет на небольшом бугорочке? – (Ягода черника).
5. Почему вокруг бугорка поднялся шум? – (Потому что, по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка).
6. Где ребята обнаружили гнездо птицы? – (У черничного бугорка).
7. Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? – (Он испугался).
8. Какими были яйца в гнезде? – (В гнезде было четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных.)
9. Какое открытие сделал подошедший пастух? – (Он нашел гнездо капалухи).
10. Определите жанр произведения? Почему? – (Рассказ. Потому что здесь речь идёт об одном событии и в нём малое количество действующих лиц.)
11. Какой тип текста? – (Повествование.)
12. Кто является действующими лицами. – (Дети, учитель, капалуха, автор.)
13. Какие слова, характеризуют капалуху? – (Заботливая, бесстрашная, смелая.)
14. Какие чувства вы испытываете, когда читаете это произведение? – (Грусть, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят.)
15. Какие чувства вы испытали к матери-капалухе? – (Восхищения, благодарности, уважения.)
16. Как вы понимаете слово самоотверженная? – (Готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов.)
17. Какие слова в тексте, говорят о чувствах капалухи? – (Гнев, испуг, бесстрашие.)
18. Почему дети решили не трогать гнездо? – (Восхитились смелостью птицы – матери, им стало её жаль.)
19. В жизни людей встречаются подобные случаи? – (Мама тоже защитит нас в трудную минуту.)
20. Успокоилась ли капалуха сразу? – (Она не избавилась от своего страха и волнения за своих детей, она всегда была настороже.)

Виктор Астафьев – Капалуха

Виктор Астафьев – Капалуха краткое содержание

Капалуха – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

В.П. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цели урока:

  • Продолжить работу над произведениями о природе, животных.
  • Познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
  • Учить оценивать работу товарищей.
  • Развивать навыки смыслового чтения.
  • Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
  • Пополнять словарный запас.
  • Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.
  • Обобщить знания о поведении в лесу.
  • Учить всматриваться в природу.
  • Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.
  • Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.
  • Прививать любовь к животным, природе родного края.
Читайте также:  Васюткино озеро – краткое содержание рассказа Астафьева

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_chteniya.zip14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха» для учащихся 3 классов

Предмет: Литературное чтение.

Система: «Школа России».

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».

  • Продолжить работу над произведениями о природе, животных.
  • Познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
  • Учить оценивать работу товарищей.
  • Развивать навыки смыслового чтения.
  • Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
  • Пополнять словарный запас.
  • Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.
  • Обобщить знания о поведении в лесу.
  • Учить всматриваться в природу.
  • Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.
  • Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.
  • Прививать любовь к животным, природе родного края.

Тип урока: комбинированный.

  • иллюстрации;
  • фишки для оценивания ответов и для этапа рефлексии;
  • рисунки детей;
  • опорные слова;
  • ТСО.

I . Организационный момент

Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

II . Речевая разминка

Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

? Для работы на уроке нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе.

Развитие речевого аппарата для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах.

4) Слоговое чтение:

5) Чтение пословиц.

Работа над интонацией, темпом, логическим ударением.

Нечистая совесть спать не дает.

? Объясните значение пословицы.

III . Проверка домашнего задания.

Проверить правильность, полноту и сознательное выполнение домашнего задания всем классом, устранить неточности в знаниях, умениях, навыках.

? Как детский поступок Владимира Леонидовича Дурова повлиял не его дальнейшую судьбу? (Он стал дрессировщиком, разработал свою систему дрессировки животных, основанную на изучении поведения животных, любви к ним.)

Соблюдение при подробном пересказе логической последовательности и точности изложения.

1. Жучка – любимица ребят.

2. Злой поступок надзирателя.

3. Страшный приговор.

4. Исполнение приговора.

5. Бессонная ночь.

6. Счастливая встреча.

  • Оценивание ответов учащихся.

Дети оценивают ответы при помощи фишек:

красный цвет – «5»;

Обосновывают свой выбор.

? Чему научил вас этот рассказ? (Любить животных, бережно относиться ко всем живым существам, не обижать их, оценивать свои поступки, отвечать за них.)

IV . Актуализация опорных знаний

Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, заинтересовать.

? Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)

Обратимся к словам Агнии Барто.

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

? Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)

V . Сообщение темы урока

Эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

? Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:

Ноги, чтобы идти.

Уши, чтобы слышать.

Глаза, чтобы видеть.

И сердце, чтобы все это понять.

? Назовите эту Зеленую страну. (Лес.)

? А помогут нам все это увидеть и услышать рассказы Виктора Петровича Астафьева, прочитав которые, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

V I . Изучение нового материала

Развитие важнейшего читательского умения – антиципация, умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию и иллюстрациям, высказывать свои предположения о героях, о теме произведения, развитие действия.

? Прослушайте отрывок из произведения Виктора Астафьева и определите, какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.)

? Какие растения встречаются в этой местности?

? Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чем пойдет речь? Почему?

? Может быть, вам поможет иллюстрация на странице 106. Рассмотрите внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ?

Чтение про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

? Прочитайте текст до того места, где вы найдете ответ на вопрос «О ком говориться в тексте?» и проверите свои предположения.

? Подтвердились ли ваши предположения?

? Кто такая капалуха? Докажите словами из текста.

На доске иллюстрация капалухи.

? Капалуха – это самка глухаря. Глухарь – боровая птица. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.

? Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

? Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

? О какой находке рассказывает автор?

? Каким вы представляете гнездо глухарки?

Показ иллюстрации гнезда.

? Как описывает его автор?

? С чем он его сравнивает?

? Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

Соблюдение гигиенического режима.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Хорошо мы погуляли

И немножко устали!

V I . Изучение нового материала (продолжение)

? Что решили сделать мальчики с гнездом?

? Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? (Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса.)

? Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.

Выборочное чтение с подбором материала связанного причинно-следственными отношениями, а также требующего сравнения фактов, обобщения.

? Прочитайте следующих 2 абзаца и подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

? Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

? Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

? Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

? Подберите слова близкие по значению.

? Так какой мы увидели капалуху?

? Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.

? Это доказывает, что капалуха заботливая мать.

? Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Заползла в гнездо

? Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

VII . Итог урока

? Понравился ли вам рассказ?

? Какие чувства пробудила у вас эта история?

? Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?

? Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? Объясните свой выбор.

Пословицы являются наглядной опорой в работе над идеей произведения.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.

Родную мать никем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

? Что нового вы узнали о жизни животных, их поводках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»?

Определение эмоционального состояния учащихся.

? Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .)

Обобщить знания детей о поведении в лесу, прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.

? Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.

? Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

VIII . Домашнее задание

Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.

  • Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
  • Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.
  • Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007.

3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова.

Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию.

Этот материал поможет учителю провести урок по литературному чтению по произведению В. Астафьева “Капалуха”.

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр.

Представляю разработку урока по теме “Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева “Капалуха”. Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока – воспитать любовь к маме, сделать ей подаро.

Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе “Школа России”. Тему урока “В.П.Астафьев. “Капалуха”.

Ссылка на основную публикацию