Капалуха – краткое содержание рассказа Астафьева

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 47. В.П. Астафьев «Капалуха»

изучить произведение В.П.Астафьева «Капалуха».

научиться определять главную мысль произведения;

уметь понимать и объяснять поведение героя.

мы научимся:

определять основную мысль текста;

по ключевым словам давать характеристику героя.

Необходимо запомнить

Выдающийся русский писатель В. П. Астафьев родился в 1924 году в сибирской деревне. Детство его прошло в красивейшем крае – Сибири, среди густых еловых лесов и зеркально-чистых вод Енисея. Поэтому отдельное место в его творчестве занимает тема природы. Об этом он говорит в рассказе «Капалуха».

Рассказ – прозаическое произведение небольшого объема, в котором изображаются одно или несколько событий из жизни героя.

Основная мысль – это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать.

Ключевые слова – это слова, выражающие главную информацию в тексте.

Герой произведения – действующее лицо в художественном произведении.

Образ героя – это характер, внешность, речь, поведение и отношение героя к себе и окружающим.

Ключевые слова:

Рассказ, основная мысль, ключевые слова, герой произведения, образ героя.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.: ил. С. 98-102
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Астафьев В. Конь с розовой гривой. Рассказы. – М.: Детская литература, 1975. – 190 с.

На уроке мы познакомимся с произведением В.П.Астафьева «Капалуха»

Научимся определять основную мысль текста;

Сможем, по ключевым словам давать характеристику героя

Основное содержание урока

Как хороша русская природа! Густые леса, глубокие озера, широкие реки населяет множество живых существ. Иногда кажется, что лес – это волшебная кладовая, что хранит от посторонних глаз самых диковинных птиц и зверей.

Да, много секретов хранит наша русская тайга.

А знаете ли вы, ребята, что это за птица?

Это самка глухаря – птица неприметная и скрытная. Вряд ли вы встречали ее в лесу, так как эту осторожную птицу может обнаружить только хорошо знающий и любящий природу человек. Таким был крупнейший русский писатель Виктор Петрович Астафьев.

ЗНАКОМСТВО С АВТОРОМ

Хорошего человека за версту видно, вот и писателя Виктора Петровича Астафьева каждый в сибирской тайге знал. Родился он в 1924 году в деревне Овсянка.

Детство писателя было трудным. Он рано потерял родителей, воспитывался в детском доме. Но проходили его детские годы среди густых лесов и зеркально-чистых вод Енисея – это крупнейшая сибирская река. Поэтому Виктор Петрович так хорошо знал природу, внимательно и заботливо к ней относился.

Много произведений автор посвятил природе и своей родной деревне. Один из таких рассказов – «Капалуха». А можно ли догадаться по названию, о чем пойдет речь в рассказе?

Думаю, можно, если знаешь, что капалуха – это самка глухаря, она одна выпаривает яйца, заботится о своих птенцах, учит их добывать корм и скрываться от опасностей.

Эта история случилась с автором в школьном возрасте. Начало рассказа посвящено описанию природы. Посмотрите, какие яркие слова находит Виктор Петрович, чтобы рассказать о красоте таежного края: «Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки, да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник». Ф: Подумайте, какое название можно дать этой части рассказа?

А кто из вас видел, как растёт черника? «Зеленые пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом». Почти половина рассказа посвящена ярким картинам природы, но об этом ли нам хотел сказать автор, это ли его тревожит?

  1. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА?

В рассказе всегда важно понять основную мысль, то важное, что хотел сказать автор, для чего он создал своё произведение.

Неожиданный поворот в рассказе возникает в тот момент, когда герои встречают глухарку – капалуху. Посмотрите, как отчаянно себя ведет птица. Почему?

Чтобы лучше понять литературный образ, нужно посмотреть на поведение героя, найти важные (ключевые) слова.

Давайте отметим ключевые слова, чтобы описать поведение капалухи. Она «бегала с распущенными крыльями», «металась», «была настороже». О ком так переживает птица? Может быть она боится за свою жизнь?

Нет, она спасает гнездо от непрошеных гостей, в котором вот-вот должны появиться четыре птенца. Автор об этом говорит так: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце».

Интересный факт отметил автор: «Живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа». Почему у птицы голый живот? Так она яйца в гнезде греет. Посмотрите, как об этом в тексте говорит учитель детей: «А пух-то она выщипала сама … чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам».

Разные люди в лесу ходят, по-разному себя ведут. Обрати внимание, Филин, на поведение ребят. Важно помнить, что через поступки героев автор создает их образ.

Вот и Рассказчик не сразу заметил гнездо, он «стал озираться», а когда увидел, то «сердце забилось от испуга». Его удивила эта находка. А его друзья «кричали», один из них хотел взять яйцо из гнезда. Большой бедой могла обернуться такая детская шалость. Всем важно помнить о том, чего нельзя делать в лесу.

Давайте определим, какую основную мысль выразил автор текста? Для этого нужно понять, кем восхищается автор, чье поведение его удивило.

Конечно, автора поразило поведение птицы. Он наделяет капалуха человеческими чертами: смелостью, способностью любить и защищать своё потомство. Она, как настоящая мать, не думает о своей жизни, не бросает птенцов в минуту опасности, а борется до конца. Даже мальчишки, многие из которых не знали материнской любви, так как воспитывались в детском доме, поняли смысл её поступка и не стали разорять гнездо.

Вот здесь и заключена основная мысль рассказа: материнская любовь выше всего на свете, а главное назначение человека – творить добро, не вредить.

Помните, ребята, что в лесу вас ждет много интересного, относитесь к природе с любовью, заботой и уважением, тогда все лесные секреты для вас будут открыты.

Разбор типового тренировочного задания

Задание: Выберите из списка правильный ответ:

Виктор Петрович Астафьев написал рассказ _________ .

Варианты ответов: «Живая шляпа», «Капалуха», «Моя Родина», «Растрёпанный воробей»

Подсказка: Николай Носов – автор рассказа «Живая шляпа», М.М.Пришвин – автор рассказа «Моя Родина», К.Г.Паустовский – автор рассказа «Растрёпанный воробей», В.П.Астафьев – автор рассказа «Капалуха»

Правильный ответ: «Капалуха»

Разбор типового контрольного задания

Задание: Вставьте пропущенные слова в текст рассказа В.П.Астафьева «Капалуха».

Леса были сплошь________, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди______ елей, пихт и лиственниц пошевеливали______ листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые________ ветви папоротник.

Слова для справок: хвойные, редколапых, робкой, улитками

Правильный ответ можно найти в тексте рассказа.

В.П. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цели урока:

  • Продолжить работу над произведениями о природе, животных.
  • Познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
  • Учить оценивать работу товарищей.
  • Развивать навыки смыслового чтения.
  • Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
  • Пополнять словарный запас.
  • Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.
  • Обобщить знания о поведении в лесу.
  • Учить всматриваться в природу.
  • Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.
  • Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.
  • Прививать любовь к животным, природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_chteniya.zip14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха» для учащихся 3 классов

Предмет: Литературное чтение.

Система: «Школа России».

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха».

  • Продолжить работу над произведениями о природе, животных.
  • Познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному.
  • Учить оценивать работу товарищей.
  • Развивать навыки смыслового чтения.
  • Развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы.
  • Пополнять словарный запас.
  • Прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.
  • Обобщить знания о поведении в лесу.
  • Учить всматриваться в природу.
  • Развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор.
  • Учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает.
  • Прививать любовь к животным, природе родного края.

Тип урока: комбинированный.

  • иллюстрации;
  • фишки для оценивания ответов и для этапа рефлексии;
  • рисунки детей;
  • опорные слова;
  • ТСО.

I . Организационный момент

Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

II . Речевая разминка

Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

? Для работы на уроке нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе.

Развитие речевого аппарата для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах.

4) Слоговое чтение:

  • пе-ре-би-ра-лись;
  • блед-но-лис-тым;
  • вы-дав-шим-ся;
  • за-рож-да-ю-щим-ся;
  • за-тя-ги-вать-ся.

5) Чтение пословиц.

Работа над интонацией, темпом, логическим ударением.

Нечистая совесть спать не дает.

? Объясните значение пословицы.

III . Проверка домашнего задания.

Проверить правильность, полноту и сознательное выполнение домашнего задания всем классом, устранить неточности в знаниях, умениях, навыках.

? Как детский поступок Владимира Леонидовича Дурова повлиял не его дальнейшую судьбу? (Он стал дрессировщиком, разработал свою систему дрессировки животных, основанную на изучении поведения животных, любви к ним.)

  • Пересказ по плану.

Соблюдение при подробном пересказе логической последовательности и точности изложения.

1. Жучка – любимица ребят.

2. Злой поступок надзирателя.

3. Страшный приговор.

4. Исполнение приговора.

5. Бессонная ночь.

6. Счастливая встреча.

  • Оценивание ответов учащихся.

Дети оценивают ответы при помощи фишек:

красный цвет – «5»;

Обосновывают свой выбор.

? Чему научил вас этот рассказ? (Любить животных, бережно относиться ко всем живым существам, не обижать их, оценивать свои поступки, отвечать за них.)

IV . Актуализация опорных знаний

Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, заинтересовать.

? Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)

Обратимся к словам Агнии Барто.

«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

? Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)

V . Сообщение темы урока

Эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

? Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:

Ноги, чтобы идти.

Уши, чтобы слышать.

Глаза, чтобы видеть.

И сердце, чтобы все это понять.

? Назовите эту Зеленую страну. (Лес.)

? А помогут нам все это увидеть и услышать рассказы Виктора Петровича Астафьева, прочитав которые, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали. Виктор Астафьев пишет о том, что отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

V I . Изучение нового материала

Развитие важнейшего читательского умения – антиципация, умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию и иллюстрациям, высказывать свои предположения о героях, о теме произведения, развитие действия.

? Прослушайте отрывок из произведения Виктора Астафьева и определите, какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.)

? Какие растения встречаются в этой местности?

? Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чем пойдет речь? Почему?

? Может быть, вам поможет иллюстрация на странице 106. Рассмотрите внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ?

Чтение про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

? Прочитайте текст до того места, где вы найдете ответ на вопрос «О ком говориться в тексте?» и проверите свои предположения.

? Подтвердились ли ваши предположения?

? Кто такая капалуха? Докажите словами из текста.

На доске иллюстрация капалухи.

? Капалуха – это самка глухаря. Глухарь – боровая птица. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.

? Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

? Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

? О какой находке рассказывает автор?

? Каким вы представляете гнездо глухарки?

Показ иллюстрации гнезда.

? Как описывает его автор?

? С чем он его сравнивает?

? Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

Соблюдение гигиенического режима.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Хорошо мы погуляли

И немножко устали!

V I . Изучение нового материала (продолжение)

? Что решили сделать мальчики с гнездом?

? Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? (Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса.)

? Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.

Выборочное чтение с подбором материала связанного причинно-следственными отношениями, а также требующего сравнения фактов, обобщения.

? Прочитайте следующих 2 абзаца и подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

? Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

? Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

? Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

? Подберите слова близкие по значению.

? Так какой мы увидели капалуху?

? Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.

? Это доказывает, что капалуха заботливая мать.

? Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Заползла в гнездо

? Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

VII . Итог урока

? Понравился ли вам рассказ?

? Какие чувства пробудила у вас эта история?

? Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?

? Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? Объясните свой выбор.

Пословицы являются наглядной опорой в работе над идеей произведения.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.

Родную мать никем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

? Что нового вы узнали о жизни животных, их поводках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»?

Определение эмоционального состояния учащихся.

? Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .)

Обобщить знания детей о поведении в лесу, прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам.

? Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.

? Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

VIII . Домашнее задание

Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.

  • Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
  • Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.
  • Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007.

3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова.

Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию.

Этот материал поможет учителю провести урок по литературному чтению по произведению В. Астафьева “Капалуха”.

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр.

Представляю разработку урока по теме “Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева “Капалуха”. Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока – воспитать любовь к маме, сделать ей подаро.

Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе “Школа России”. Тему урока “В.П.Астафьев. “Капалуха”.

Краткое содержание Астафьев Мальчик в белой рубахе для читательского дневника

В далеком 1933 году выдалось очень сухое лето. Большая часть людей с восточной деревни перемещается на заимки для уборки рожи и пшеницы, которая уцелела после засухи. В это время в селе остаются только старики и дети. Постоянно воет пёс Вити, сообщая, как думает бабушка, беду. И эта беда таки поспеет.

Заимка тёти Апрони расположена в шести верстах от деревни. Там она занимается уборкой урожая, в то время как дома осталось трое её сыновей. Младшему сыну было всего три года.

Скучая по матери, трое братьев выходят на заимку самостоятельно, справляются с горными реками, перепадами высот, узкими и опасными ущельями и все таки целыми добираются к заимке. Петька, которому три года, на полпути сообщает об сильной усталости, но старшие братья убеждают его идти дальше, что бы в будущем дойти к матери. Уже под конец пути братья по очереди тащат младшего на закорках.

Братья сели под навес для небольшого отдыха, Петька же решил отправиться к маме самостоятельно.

Апроня за работой постоянно вспоминает о детях. Она запаслась гостинцами для детей, насобирала с кустов ягод и вечерком хочет попасть в село. В один момент мать заметила под навесом кучерявые головы своих старших сыновей, вот только Петьки, младшего сына, с ними не было. Не один день они искали своего сына, так и найти не смогли. Не осталось от Петьки никаких следов, не крови, не порванной рубахи.

С того момента прошло сорок лет. Мать Апроня уже нянчила внуков от своих сыновей, хоронила родных, но ни на секунду не могла забыть о своем младшем сыне Петеньке. Много родни оплаканы, верны земле, а душа ребёнка рыщет где-то в том поле. И всё кажется матери Апроне, будто по тропе между гор идёт её младший сын Петенька.

Автор жалеет детей которые обязаны тяжело работать с ранних лет. Обязаны рано взрослеть, заниматься бытом взрослых людей. Так же автор восхищается этими детьми за их самостоятельность и рассудительность. Рассказ заставляет задуматься об отношении детей и их родителей.

Читать краткое содержание Мальчик в белой рубахе. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Макаронина
  • Мальчик в белой рубахе
  • Милаха и кот громило
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Родные березы
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Картинка или рисунок Мальчик в белой рубахе

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Саломея – падчерица царя Ирода Иудейского и дочь жены Ирода – Иродиады, которая была проклята пророком по имени Джоканаан (известным как Иоанн Креститель в Библии). Он говорит, что брак короля является

Сюжет перекликается с действиями романа Брэдбери «Марсианские хроники». Семья американцев живет на Марсе, планете заселенной людьми. Это неприветливое место, больше похожее на пустыню, и воспоминания о родной Земле будоражат мистера и миссис Прэнтис.

Чук и Гек – два. Они обитают в городе Москве. У них есть родители, но с ними пока живет только мама, так как отец работает в тайге, у самых Синих гор, как он писал в письме семье. Дети живут смеясь, веселясь

Жанровая направленность произведения представляет собой фантастическую сказочную прозу. Главной героиней произведения является девочка по имени Момо, представленная в рассказе в образе случайно появившегося в полуразрушенном

Старый охотник по прозвищу Богач работает сторожем в большом фруктовом саду, он живет в небольшой сторожке вдвоем с собакой Еремкой. Оба довольны своей жизнью: живут в тепле, сыты, дед получает жалованье

Краткое содержание рассказа «Мальчик в белой рубахе» В. Астафьева

Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.

  1. Основные персонажи рассказа
  2. «Мальчик в белой рубашке» в сокращении
  3. Короткий пересказ «Мальчик в белой рубахе»
  4. Сюжет рассказа «Мальчик в белой рубашке»

Основные персонажи рассказа

Рассказ знакомит нас с тремя братьями: Санькой, Ванюхой и Петенькой – младшим братцем, который пропал, оставив заснувших и утомленных дорогой братьев. Петеньке было всего три года. Маму ребят звали Апроня, она с утра до вечера работала на колхозном поле – вязала снопы.

«Мальчик в белой рубашке» в сокращении

Виктор Астафьев «Мальчик в белой рубашке» краткое содержание для читательского дневника:

Период был уборки урожая и оставшиеся без присмотра дети, пошли в поле к матери, расположенное в нескольких километрах от деревни. Всю дорогу, старшие Санька и Ванюха пытались отвлечь уставшего Петеньку, привлекая его внимание на птиц, грызунов, встречавшихся на их пути.

В конце, когда уже ничего на младшего не действовало, Санька с Ванюхой пошли на обман, сказав, что мать ему в поле приготовила молока с шаньгой. Ребенок, одетый в белую рубашку, поверил и весь оставшийся путь он шел с мыслю о этой еде.

Уже почти дойдя до поля, старшие братья уснули, а Петенька один пошел к матери. Трехлетний ребенок, не смог перейти канаву у дороги и погиб… Тело ребенка так и не было найдено, даже лоскутка белой рубашки. Возможно его унесло водой, возможно засыпало обвалившейся землей.

А мать до конца жизни видела во снах мальчика в белой рубахе…

Главная мысль:

Нет срока давности для материнской любви, даже спустя сорок лет с горечью в сердце вспоминает мать своего младшенького, робко семенящего к ней в своей белой рубашке через безбрежное ржаное поле.

Другой рождественский рассказ «Мальчик у Христа на Ёлке» Достоевского был написан в 1876 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчик у Христа на Елке». Произведение проникнуто темой детских страданий в жестоком и беспощадном мире взрослых. В книге описана жизнь маленьких беззащитных детей, которые лишены практически всего, что у них было.

Короткий пересказ «Мальчик в белой рубахе»

Краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» Астафьев:

Маленький мальчик погибает, заблудившись в полях. Проходит время, но мать не может забыть своё горе и постоянно видит во сне сына в белой рубахе.

1933 год. Стоит засушливое лето. Всё население дальневосточного села переезжает на заимки убирать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе остаются старики и дети. Витин пёс Шарик воет, накликивая, по мнению бабушки, беду. И беда приходит.

Заимка тётки Апрони находится верстах в шести от села. Там она убирает урожай, оставив дома троих сыновей, младшему из которых только три годика.

Стосковавшись по матери, братья отправляются на заимку, преодолевают горную речку, таёжную седловину, раскалённое ущелье и невредимыми добираются до заимки. Младший Петенька устаёт ещё на полпути, и старшие уговаривают его идти, обещая привести к маме. В конце пути они по очереди тащат его на закорках. Уставшие братья садятся под навесом и засыпают. Петенька же решает отправиться к маме.

«Чем выше поднималась водомоина, тем уже и глубже делалась она, и по подмытому ли, обвалившемуся закрайку, по вешнему ли желобку, пробитому снеговицей к придорожной канаве, Петенька убрёл от дороги».

Апроня тем временем думает о детях. Она припасла гостинцев, собрала в лесу ягод и хочет вечером забежать в село. Вдруг замечает она в недожатках кудлатые головы старших сыновей, вот только младшего с ними нет. Много дней искали Петеньку, да так и не нашли. Не осталось от мальчика ни капельки крови, ни клочка одежды.

Прошло сорок лет. Апроня нянчила внуков, хоронила родню, но ни на миг не забывала о Петеньке. Родные оплаканы, преданы земле, а детская душа бродит где-то в неведомых пространствах. И всё снится Апроне, как по тропинке меж высоких хлебов уходит от неё мальчик в белой рубахе.

Вывод:

Рассказ «Мальчик в белой рубашке» учит состраданию и напоминает детям о том, что материнское горе больше всего на свете.

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Сюжет рассказа «Мальчик в белой рубашке»

«Мальчик в белой рубахе» Астафьев краткое содержание произведения:

В далеком 1933 году выдалось очень сухое лето. Большая часть людей с восточной деревни перемещается на заимки для уборки рожи и пшеницы, которая уцелела после засухи. В это время в селе остаются только старики и дети. Постоянно воет пёс Вити, сообщая, как думает бабушка, беду. И эта беда таки поспеет.

Заимка тёти Апрони расположена в шести верстах от деревни. Там она занимается уборкой урожая, в то время как дома осталось трое её сыновей. Младшему сыну было всего три года. Скучая по матери, трое братьев выходят на заимку самостоятельно, справляются с горными реками, перепадами высот, узкими и опасными ущельями и все таки целыми добираются к заимке.

Петька, которому три года, на полпути сообщает об сильной усталости, но старшие братья убеждают его идти дальше, чтобы в будущем дойти к матери. Уже под конец пути братья по очереди тащат младшего на закорках. Братья сели под навес для небольшого отдыха, Петька же решил отправиться к маме самостоятельно.

Апроня за работой постоянно вспоминает о детях. Она запаслась гостинцами для детей, насобирала с кустов ягод и вечерком хочет попасть в село. В один момент мать заметила под навесом кучерявые головы своих старших сыновей, вот только Петьки, младшего сына, с ними не было. Не один день они искали своего сына, так и найти не смогли. Не осталось от Петьки никаких следов, не крови, не порванной рубахи.

С того момента прошло сорок лет. Мать Апроня уже нянчила внуков от своих сыновей, хоронила родных, но ни на секунду не могла забыть о своем младшем сыне Петеньке. Много родни оплаканы, верны земле, а душа ребёнка рыщет где-то в том поле. И всё кажется матери Апроне, будто по тропе между гор идёт её младший сын Петенька.

Заключение:

Автор жалеет детей, которые обязаны тяжело работать с ранних лет. Обязаны рано взрослеть, заниматься бытом взрослых людей. Также автор восхищается этими детьми за их самостоятельность и рассудительность. Рассказ заставляет задуматься об отношении детей и их родителей.

Мальчик в белой рубахе – краткое содержание рассказа Астафьева

Мальчик в белой рубашке

В засушливое лето тридцать третьего года рано вызорились, начали переспевать и осыпаться хлеба. Население нашей деревни почти поголовно переселилось на заимки — убирать не везде убитую зноем рожь и поджаристую низкорослую пшеницу с остистым колосом, уцелевшую в логах и низинах. Улицы села обезлюдели. По ним беспризорно бродили мослатые телята, сипло блажили ссохшимися глотками плохо продоенные детишками и старухами коровы, вяло пурхались в пыли курицы, сохранившиеся в некоторых домах, и выли за околицей одичавшие собаки.

Верстах в шести от села, на Фокинском улусе, страдовала и моя старшая тетка, оставив дома ребятишек: Саньку, Ванюху и Петеньку. Саньке весною пошел седьмой год, у Ванюхи на исходе шестой, а Петеньке и трех еще не минуло.

Вот эта-то компания, задичавшая без взрослого присмотра и стосковавшаяся по родителям, решила податься на пашню, к матери. У мужчин такого возраста колебаний, как известно, не бывает, и коли они что замыслили, то уж непременно и осуществят.

Каким образом троица эта шла, где сил набралась и бесстрашия — объяснить трудно. Может, и впрямь всевышний ей пособил добраться до места, а скорее всего — смекалка деревенских детей, сызмальства привыкших жить своим трудом и догадливостью. На пути мальчишки преодолели горную речку, пусть и мелкую, но с завалами; затем — таежную седловину с каменными останцами и горбатииами, пока скатились по обвальному спуску в ущелье, где нет воды, но дополна раскаленного, острого камешника, принесенного потоками во время дикого вешневодья. Они миновали раскаленное ущелье, уморившее в камнях траву и все живое, кроме змей и ящерок, и ниточка дороги, разматываясь, привела их на убранные покосы, затем — в пыльные, проплешисто зажелтевшие овсы.

Долго еще оборачивались ребятишки назад, на тайгу, на ущелье, радуясь тому, что выбрались они на свет, и хотя их мучил зной, идти сделалось веселей. И они добрались-таки до заимки, попили студеной водицы, заботливо охлопали пыль с головы и с рубахи младшего братишки, присели отдышаться в холодке, под навесом, крытым чапыжником и соломой, да и задремали.

Очень устали Санька и Ванюха — поочередно несли в гору Петеньку на закукорках. А он такой тяжелый — долго грудь тянул, вот и набузовался пузан молочком-то мамкиным. Ближе к заимке, когда Петенька начал садиться в пыль и хныкать, отказываясь следовать дальше, мальчишки увлекали его разными штуковинами, виднеющимися впереди: то суслика показывали, попиком стоящего у норы, то пустельгу, парящую над сухо шелестящим лугом, то дымящуюся в скалистом провале чистоводную Ману-реку, в которой сколько хочешь холодной-прехолодной, сладкой-пресладкой воды, и надо только ноги переставлять, как сей же момент окажешься на берегу, и попьешь, и побрызгаешься.

Но настала пора, когда ребенок вовсе выбился из сил и никакие уговоры и заманивания на него не действовали. Он плюхнулся на дорогу решительно и молча. И тогда смекалистые парнишки употребили последнее средство: они показывали ему на желто скатывающуюся с крутого косолобка полосу, где виднелись работающие люди: «Мама там. Она теплую шанежку и шкалик молочка Петеньке припасла».

Петенька сразу этому поверил, слюну сглотнул, поднялся, дал братьям руки и, с трудом переставляя разбитые ноги, двинулся к Фокинскому улусу.

Забыли братья свой обман, а Петенька помнил и про маму, и про шанежку, и про шкалик с молоком, и когда братья сморенно заснули под навесом, он вышел за ворота заимки и, подрубив ладошкой ослепляющий свет закатывающегося к вечеру солнца, потащился к желтой полосе, где и в самом деле жала рожь и вязала снопы его мать.

Не ведала, не знала она, что явились самовольно на заимку ее сыновья-разбойники и младшенький к ней потопал. И притопал бы, да попал он в водомоину, что тянулась вдоль дороги. В рытвине той было мягко ногам — песок в ней и галька мелкая. Чем выше подымалась водомоина, тем уже и глубже делалась она, и по подмытому ли, обвалившемуся закрайку, по вешнему ли желобку, пробитому снеговицей к придорожной канаве, Петенька убрел от дороги. Не угодил он на расплеснувшуюся по горному склону полоску жита, где до звона в голове, пропеченная солнцем, оглохшая от усталости, хрустко резала серпом ржаные стебли его мать, а в узелке под кустиком и в самом деле хранилась припасенная Петеньке картовная шанежка и кринка пахучей лесной клубники, утром, по росе, набранной.

Скорей бы упряг одолеть, скорей бы солнце закатилось — и она с поля напрямки побежит в село через гору — гостинец ребятишкам принесет. То-то радость будет! Как-то они там, соловьи-разбойники? Не подожгли бы чего. В реке не утонули бы…

“Память как духовная опора в жизни человека”. Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу В.П. Астафьева “Мальчик в белой рубахе”

Разделы: Литература

При изучении рассказа В.П. Астафьева “Мальчик в белой рубахе” не обязательно следует повторять с учащимися тот материал, который был задействован ранее. Но наш опыт свидетельствует о том, что ребята, повзрослев, читают известные им эпизоды с другим настроением, делают другие акценты на прочитанном. Поэтому мы представляем ребятам возможность еще раз самостоятельно повторить эпизоды автобиографии Виктора Петровича (Приложение 1), приготовить презентацию “Биография В. П. Астафьева в фотографиях” (Приложение 2), познакомиться с воспоминаниями о писателе людей, близко его знавших. Перед обращением к этим воспоминаниям можно попросить учащихся выделить в мемуарах наиболее интересные для них эпизоды.

Так, в воспоминаниях Василия Обыденко “История одной фотографии” (Приложение 3) основное внимание уделяется взаимоотношениям В. П. Астафьева и девятилетней Иринки. Известный писатель, обремененный многими делами и обязанностями, находит удовольствие в беседе с девочкой. Подробно объясняет ей встретившееся в рассказе “Стрижонок Скрип” непонятное словосочетание: “Встать на крыло – значит начинать жить, взрослеть, становиться самостоятельным, пробовать свои силы, которые заложила в тебе природа, защищаться от более сильного, завести свое потомство. У каждой птицы свое время становления на крыло, как и у человека: один раньше становится на ноги, другой — позже”. Так разговор с ребенком оказывается одновременно своеобразным напутствием во взрослую жизнь.

Не могут учащиеся не обратить внимания на то, как серьезно отнесся писатель к самому процессу фотографирования: Виктор Петрович специально пошел переодеться, сменить домашнюю майку на рубашку, так как “негоже фотографироваться с ребенком в таком виде”.

Воспоминания Василия Обыденко свидетельствуют о том, что отношения к детям у писателя были всегда самые серьезные. Может быть, поэтому рассказы о детях и для детей так трогают сердца читателей.

В воспоминаниях Марины Савиных “Профессия прекрасная и проклятая” (Приложение 4) Виктор Петрович предстает перед нами в роли учителя молодых талантов. Важно, чтобы ребята увидели, как ответственно относился он к работе с одаренными детьми. Особую ценность для учителя – словесника представляет речь писателя на церемонии открытия Красноярского литературного лицея 26 октября 1998 года. В этой речи В. П. Астафьев характеризует работу писателя? “Профессия прекрасная и проклятая. Ничего тяжелее нет… Если только вы соглашаетесь с тем, что вы будете литераторами, готовьтесь к огромному внутреннему постоянному труду, постоянному чтению от утра до вечера, чтению не только того, что вам нравится, но чаще всего того, что вам не нравится, совершенствованию, обязательному приобщению к музыке, к природе… без этого никакого литератора не бывает”. Таким образом, данные материалы позволяют учащимся представить писателя одновременно как отзывчивого, внимательного, умеющего находить общий язык с детьми человека и требовательного, сурового, представляющего в полной мере ту ответственность, которую должен чувствовать перед обществом и самим собой творческий человек.

Вопросы по биографии В.П.Астафьева:

  1. Откуда пришли в Сибирь предки Астафьева?
  2. Расскажите о прадеде писателя, Якове Максимовиче Астафьеве, его занятиях и характере.
  3. Чем запомнился Виктору Петровичу его дед, Павел Яковлевич Астафьев?
  4. Почему односельчане прозвали членов семьи Астафьевых Мазовскими? Как мазовском доме появилась Мария Егоровна Осипова, “бабушка из Сисима”?
  5. Почему будущий писатель был назван Виктором? При каких обстоятельствах это произошло?
  6. Что случилось с семьей Астафьевых в первые годы Советской власти, в пору раскулачивания и коллективизации?
  7. Какие трудности пришлось преодолеть семье Павла Астафьева, направляясь в Игарку?
  8. Какова судьба Лидии Ильиничны Потылицыной, матери писателя? С каким чувством рассказывает о ней в автобиографии В.П.Астафьев?
  9. Найдите и прочитайте фрагмент автобиографии писателя, рассказывающий о его военном пути.
  10. Что вы узнали о жизни В. П. Астафьева на Урале? Прочитайте фрагменты автобиографии писателя, в которых Виктор Петрович рассказывает о природе Урала. Определите, какие чувства писатель воплощает в этих пейзажных зарисовках.
  11. Как Виктор Петрович объясняет свой переезд в Красноярск. Прочитайте соответствующий фрагмент автобиографии.
  12. Укажите, какие чувства испытывал В. П. Астафьев, вернувшись на сибирскую землю.

Рассказ “Мальчик в белой рубахе”, небольшой по объему, может быть прочитан или прослушан в классе. Ученики живо воспринимают описанные события, сочувствуют горю матери, пытаются найти виновников беды. По содержанию произведения предлагаются вопросы, при ответах на которые ребята обращают внимание на такие детали и ситуации, которые помогают им представить жизнь сибиряков в 1930-е годы, голодные и тяжелые не только для людей, но и для животных:

  1. Почему дети оказались без присмотра?
  2. Как переживали в деревне тяжелое время домашние животные?
  3. Почему отправились в лес сыновья тетки Апрони?
  4. Как старшие ребята подбадривали уставшего в пути Петеньку?
  5. Каково прозвище старшего мальчика?
  6. Каково прозвище среднего сына тетки Апрони?
  7. Почему ребята не смогли помешать уйти Петеньке?
  8. Какое настроение было в это время у тетки Апрони?
  9. Что предприняли односельчане, чтобы найти Петеньку?
  10. Как в дальнейшем переживала тетка Апроня потерю младшего сына?

Данные вопросы позволяют ученикам не только воссоздать событийный ряд рассказа, но и обратить внимание на пейзажные и психологические зарисовки, воплощающие своеобразный авторский комментарий к событиям. Эту же роль выполняют и тестовые задания. (Приложение 5)

Особое внимание следует уделить в рассказе описаниям природы, так как в них представлена авторская оценка изображаемой картины жизни. Для этого анализируются некоторые эпизоды (Приложение 6). Учитель может акцентировать внимание детей на следующие изобразительно- выразительные средства, используемые автором при описании встретившегося на пути мальчишек ущелья, в котором “нет воды, но дополна раскаленного острого камешника, принесенного потоками во время вешневодья”, ребята “ миновали раскаленное ущелье, уморившее в камнях траву и все живое, кроме змей и ящерок”. Эпитеты (“раскаленный”, “уморивший”) позволяют писателю создать картину надвигающейся всеобщей катастрофы. Еще ничего страшного с детьми тетки Апрони не произошло, но читатели уже почувствовали, что гибель угрожает всему живому. Учитель может обратить внимание ребят на то, как готовит автор читателей к восприятию надвигающейся беды, характеризуя состояние “тяжко уставшей” тетки Апрони: “Обычные крестьянские думы и тревоги, укорачивающие знойный день, гасящие время, скрашивающие нудь однообразного нелегкого труда. Нет, не предсказывало материнское сердце беды. Глохнут, притупляются чувства и предчувствия у тяжко уставшего человека”. Так писатель объединяет уставших мальчишек, Саньку и Ванюху, и “тяжко уставшую” их мать, не сумевших предчувствовать надвигающуюся беду, тем самым призывая читателей к прощению и сочувствию.

Подобная работа на уроке с изобразительно-выразительными средствами позволяет учителю обратить внимание ребят на мастерство писателя, на психологизм его творческой манеры, на смысловую оправданность каждого слова.

Завершая изучение рассказа В. П. Астафьева, мы предложили ученикам в конце урока написать мини-сочинение на одну из тем:

  1. Каковы причины исчезновения Петеньки?
  2. Чему учит нас рассказ В. П. Астафьева “Мальчик в белой рубахе”?
  3. Чем поразил вас рассказ В. П. Астафьева “Мальчик в белой рубахе”?

Фрагменты сочинений свидетельствуют о том, что семиклассники, познакомившись с произведением В. П. Астафьева, извлекли соответствующий нравственный урок: “Рассказ В.П.Астафьева научил меня помогать младшим. В этом произведении присутствовал обман. Хотя ложь была не злой, но всё равно она была. Мальчики всего лишь хотели, чтобы маленький Петенька пошёл быстрее. Но этим обманом они навредили младшему брату”; “Это произведение учит нас быть ответственными по отношению к младшим, не обманывать, так как это приводит к трагическим последствиям”; “Я надеюсь, что после прочтения этого рассказа все задумаются над своими поступками и будут внимательнее к младшим братьям и сёстрам”; “История семьи, описанная автором, учит нас состраданию, сочувствию, умению понимать чужую боль. Особенно поражает сила материнской любви: мать по ночам слышит шаги своего сына, но не может его дозваться”. Эти отзывы позволяют нам говорить о том, что В. П. Астафьев своими рассказами учит ребят ответственности за совершаемые поступки, чуткости и внимательности к тем, кто рядом. Так изучение рассказа “Мальчик в белой рубахе” становится для семиклассников познанием основных нравственных законов жизни человека.

Мальчик в белой рубахе

Мальчик в белой рубахе
В том же тридцать третьем году случилась в нашей родне страшная и непоправимая беда.
Второе подряд лето выдалось засушливое. Рано вызорились, начали переспевать и осыпаться хлеба. Население села почти поголовно переселилось на заимки — убирать не везде убитую зноем рожь, поджаристую, низкорослую пшеницу с остистым колосом, уцелевшую в логах и низинах.
Улицы села обезлюдели. По ним беспризорно бродили мослатые телята, сипло блажили ссохшимися глотками плохо продоенные детишками и старухами коровы, которые шибко маялись тем летом и мало давали молока. В жару разводится много ос, тварь эту коровы сжевывают вместе с травой, и которую не дожуют, та шибко кусает кишки и брюшину, пока не сдохнет, корова дичает, дергается, перестает есть, теряет молоко. Бабушка стругала в пойло луковки борца, кормила корову с заслонки, чтоб “заслонить” от худого глаза и хворей. Вяло пурхались в пыли несколько куриц возле нашего двора. Шарик вырос и стал себя вести неспокойно, ночами за околицей выли одичавшие собаки, он подвывал им. порой переходя на горькое рыдание, — сердце рвало, вот как он рыдал, накликая, по мнению бабушки, неминуемую беду.
И накликал.
Верстах в шести от села, на Фокинском улусе, страдовала тетка Апроня, оставив дома ребятишек: Саньку, Ванюху и Петеньку. Саньке весною пошел седьмой год, у Ванюхи на исходе шестой, Петеньке и четырех еще не минуло.
Вот эта-то компания, задичавшая без взрослого присмотра и стосковавшаяся по родителям, решила податься на пашню к матери. У мужчин такого возраста колебаний, как известно, не бывает, и коли они что замыслили, то уж непременно и осуществят.
Каким образом шла троица парней, где сил набралась и бесстрашия — объяснить трудно. Может, и впрямь Всевышний ей пособил добраться до места, но скорее всего — смекалка деревенских детей, сызмальства привыкших жить своим трудом и догадливостью.
На пути мальчишки преодолели горную речку, пусть и мелкую, но с завалами; затем — таежную седловину с каменными останцами и горбатинами, пока скатились по обвальному спуску в ущелье, где нет воды, но дополна раскаленного острого камешника, принесенного потоками во время вешпеводья, миновали раскаленное ущелье, уморившее в камнях траву и все живое, кроме змей и ящерок. Ниточка дороги, разматываясь, привела их на убранные покосы, затем — в пыльные, проплешисто зажелтевшие овсы.
Долго еще оборачивались ребятишки назад, на тайгу, на ущелье, радуясь тому, что выбрались они на свет, и хотя их мучил зной, идти сделалось веселей. И они добрались-таки до заимки, попили студеной водицы, заботливо охлопали пыль с головы и с рубахи младшего братишки, присели отдышаться в холодке, под навесом, крытым чапыжником и соломой, да и задремали.
Очень устали Санька и Ванюха — поочередно несли в гору Петеньку на закукорках. А он такой тяжелый — долго грудь тянул, вот и набузовался пузан молочком-то мамкиным. Ближе к заимке, когда Петенька начал садиться в пыль и хныкать, отказываясь следовать дальше, мальчишки увлекали его разными штуковинами, виднеющимися впереди: то суслика показывали, попиком стоявшего у норы, то пустельгу, парящую над сухо шелестящим лугом, то дымящуюся в скалистом провале чистоводную Maну, в которой сколько хочешь холодной-прехолодной, сладкой-пресладкой воды, и надо только ноги быстрее переставлять, как сей же момент окажешься на берегу, попьешь и побрызгаешься.
Но настала пора, когда ребенок совсем выбился из сил и никакие уговоры и заманивания на него не действовали. Он плюхнулся на дорогу решительно и молча. И тогда смекалистые парнишки употребили последнее средство: они показывали ему на желто скатывающуюся с крутого косолобка полосу, где виднелись работающие люди: “Мама там. Она теплую шанежку и шкалик молочка Петеньке припасла”.
Петенька сразу этому поверил, сглотнул слюну, поднялся, дал братьям руки и, с трудом переставляя разбитые ноги, двинулся к Фокинскому улусу.
Забыли братья обманную уловку, а Петенька помнил и про маму, и про шанежку, и про шкалик с молоком, и, когда братья сморенно заснули под навесом, он вышел за ворота заимки, подрубив ладошкой ослепляющий свет закатывающегося к вечеру солнца, высмотрел желтую полосу и потащился туда. Там и на самом деле жала рожь и вязала снопы его мать.
Не ведала, не знала она, что явились самовольно на заимку ее сыновья-разбойники и младшенький к ней потопал. И притопал бы, да попал он в водомоину, что тянулась вдоль дороги. В рытвине той было мягко ногам — песок в ней и мелкая галька. Чем выше поднималась водомоина, тем уже и глубже делалась она, и по подмытому ли, обвалившемуся закрайку, по вешнему ли желобку, пробитому снеговицей к придорожной канаве, Петенька убрел от дороги.
Не угодил он на расплеснувшугося по горному склону полосу жита, где до звона в голове пропеченная солнцем, оглохшая от усталости хруско резала серпом ржаные стебли его мать, в узелке под кустиком хранилась припасенная Петеньке картовная шанежка и кринка пахучей лесной клубники, утром по росе набранной.
Скорей бы упряг одолеть, скорей бы солнце закатилось — и жница с поля напрямки побежит в село через гору — гостинец ребятишкам принесет. То-то радости будет! Как-то они там, соловьи-разбойники? Не подожгли бы чего. В реке не утонули бы. . .
Обычные крестьянские думы и тревоги, укорачивающие знойный день, гасящие время, скрашивающие нудь однообразного нелегкого труда. Нет, не предсказывало материнское сердце беды. Глохнут, притупляются чувства и предчувствия у тяжко уставшего человека. Лишь праздным людям снятся диковинные сны и мучают их сладкие, загадочные или тревожные предчувствия.
Она связала свою норму снопов, составила их в суслоны и выпрямилась, растирая задубевшую поясницу, думая о том, что в дороге, глядишь, разомнется, как к речке спустится, лицо и ноги ополоснет — совсем от одури очнется. . .
И тут она увидела Санькину кудлатую голову в недожатках, за Санькой и Ванюха вперевалку тащился.

Читайте также:  Лисистрата - краткое содержание комедии Аристофана
Ссылка на основную публикацию