Конь с розовой гривой – краткое содержание рассказа Астафьева

Краткое содержание В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Ознакомьтесь с кратким содержанием рассказа «Конь с розовой гривой» Виктора Петровича Астафьева, писателя советской эпохи. Рассказ этот считается автобиографическим. В нем автор описывает важный эпизод из своего детства, повлиявший на становление его личности. Произведение было издано в 1968 году как часть книги «Последний поклон».

Кратко о героях

Пересказ эпизода из детства идет от первого лица. То есть главным персонажем является сам Витя Астафьев – мальчик-сирота. Он после трагической смерти матери воспитывается в деревне бабушкой Катериной Петровной и дедушкой. Кроме этих главных героев, есть еще следующие действующие лица:

  • Левонтий – сосед, отставной моряк, пьяница и лентяй;
  • Васёна – его жена;
  • Сыновья Левонтия и Васёны, из которых выделяется Санька, «злее и вреднее остальных левонтьевских».

Очень краткий пересказ

Бабушка дала внучку особый пряник в виде розовогривой лошади. Но за это Витя должен насобирать в лесу туесок земляники. Внук отправился в лес с соседскими ребятами, однако вечно голодная орава съела все, что насобирала, подбивая и Витю сделать то же самое. Санька подговорил мальчика обмануть бабушку – положить в лукошко траву и слегка присыпать земляникой.

С утра Витя хотел покаяться перед бабушкой, однако та уже уехала в город. Весь день мальчик провел с «левонтьевскими», а вечером пробрался в каморку у дома, где и уснул. Утром Витя во всем признался и попросил простить его. Оказалось, что несмотря на его постыдный поступок, бабушка привезла ему пряник.

Такое очень краткое содержание рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» не дает представления о характерах главных героев и других персонажей, и о том, в каких условиях жили семьи Вити и Левонтия. Давайте познакомимся с этим воспоминанием детства писателя более подробно.

Краткое содержание рассказа

Будучи ребенком из небогатой семьи, Витя мечтает о прянике. Но не о простом, а необычном, прямо-таки сказочном. В рассказе описанию пряничного коня уделено много внимания, о чем свидетельствует и название произведения.

«Конь этот белый-белый. А хвост у него розовый, и грива розовая, равно как глаза и копыта».

Витя даже не думает есть этот пряник. Он хочет им обладать. Кроме того, владение пряничным конем сразу же повышает его социальный статус в глазах деревенских детей.

«С таким конем столько сразу внимания, почета».

Плата за пряник
Бабушка, Катерина Петровна, зная о мечте внука заполучить лошадку из имбирного теста, но не имея денег на сладость, нашла выход из положения: она послала Витю с другими ребятами в лес собирать землянику. Если набрать полный туесок душистой ягоды да продать в городе, то как раз можно купить лакомство, украшенное удивительной розовой помадкой. Так мальчик рано утром отправился в лес зарабатывать на пряник.

Левонтий и его семья
Далее сюжет рассказа прерывается, поскольку автор хочет сообщить читателю некоторые подробности о товарищах своего детства. Отставной моряк Левонтий трудился на лесозаготовках и неплохо зарабатывал. Но все сразу пропивал. В день получки его супруга обходила соседей, чтобы отдать занятые деньги, но проходило совсем немного времени, и она опять просила взаймы.

У семьи не было даже бани, и мыться они просились к соседям. Каждую весну Левонтий ставил вокруг дома изгородь из досок, но в холодное время вся она уходила на отопление избы: работой, в т.ч. заготовкой дров, Левонтий не заморачивался. Когда жена просила сделать что-то по дому, он говорил, что больше ценит «слободу». Напившись, Левонтий буянил и крушил все в доме, отчего злыдни в хате только усугублялись. Утром глава семейства наспех все чинил и уходил на лесозаготовки.

Маленький Витя очень любил ходить в дом Левонтия сразу же после получки. Бывший моряк, пока еще ворочал языком, рассказывал истории о своих путешествиях. Но бабушка не поощряла такие визиты внука. Она не говорила прямо, что там ее внук будет в плохой компании, но объясняла, что Витя «объедает пролетариев».

Однако дед мальчика работал в нескольких километрах от села, а сама она была очень занята по хозяйству. Пришлось отпустить внука в лес с «пролетариями».

Чем закончился сбор ягод
Правильно говорят, что на осинке не родятся апельсинки. Сыновья Леонтия больше дурачились, чем собирали ягоды. А если и находили их, то клали не в лукошко, а в рот. Один Витя добросовестно собирал землянику, пока не набрался полный туесок. Тогда Санька стал подначивать Витю, что тому «слабо» съесть свои ягоды. Податливый и наивный мальчик и сам полакомился, и приятелей угостил. После этого шумная толпа детей побежала к речке купаться.

К вечеру Витя загрустил, ведь Катерина Петровна – не чета Левонтьевой Васёне, ее не обманешь. Тут Санька надоумил Витю наполнить лукошко сорванной травой, а вот сверху положить горсть или две ягодок. И Витя решился на обман.

Тяжелая ночь
Катерина Петровна так хвалила внука за трудолюбие, что ему стало стыдно. Женщина не стала высыпать землянику в другую емкость, решив повезти их на продажу прямо в туеске. Витя вышел во двор и рассказал об этом Саньке. Малолетний паршивец тут же стал шантажировать приятеля и требовать калачи за молчание. Пришлось Вите залезть в кладовую и таскать оттуда сдобу, пока Санька не насытился. Ночью мальчика грызла совесть: ведь он и бабушку обманул, и калачи украл. Он решил утром покаяться и попросить прощения. Но после такой тревожной ночи проспал – бабушка уплыла на лодке в город.

Как прошел следующий день
Терзаемый совестью, Витя вспоминал дедушку. Тот никогда не ругал внука и позволял ему всякие шалости. Но дедушка был далеко. Витя снова отправился с детьми Левонтия на реку, рыбачить. Автору удалось дать краткий набросок нравов семьи. Когда Саньке удалось поймать рыбу, он с братьями даже не испекли ее как следует – так и съели полусырой, словно дикари.

Но тут из-за крутого берега показалась лодка с Катериной Петровной, которая еще издали грозила внуку кулаком. Перепуганный Витя убежал. Понимая, что бабушка пойдет искать его в дом Левонтия, он подался к тете, где и провел время до темноты, играя с двоюродным братом. А поздно вечером пробрался в кладовую и залег там, постелив себе хранящиеся там же половики. Несмотря на то, что мальчик боялся бабушки, он очень любил ее. Автор тонко передает свои детские переживания и наивные мысли:

«Я решил, что если буду думать о бабушке только хорошо, она догадается и простит меня».

Витю переполнили и воспоминания о покойной матери. Однажды та возвращалась из города по реке, но перегруженная лодка перевернулась. Женщину утянула стремнина под сплавную бону, за которую та зацепилась косами. Бабушка тогда шесть дней простояла на коленях у реки, пока не вытащили тело.

Покаяние и награда
Наутро Витя обнаружил, что накрыт дедушкиным полушубком. Мальчик обрадовался, почувствовав, что теперь есть кому его защитить. Но дед тоже был непреклонен. Бабушка рассказала, что ягоды у нее хотела купить «культурная дамочка в шляпке» и обнаружила обман. Катерина Петровна сказала, что такого сраму ей наделал пакостный внучок. Витя разрыдался. Дед заявил, что мальчику пора просить о прощении. Это Витя и сделал, рыдая пуще прежнего. Все еще сердитым голосом бабушка сказала внуку садиться завтракать. И – о, диво! Положила перед ним белого конька! А грива у него была розовой.

Основная идея

Завершает повествование рассказчик такими словами:

«Давно уже нет на свете ни бабушки, ни дедушки. Да и сам я старею. Но я все никак не могу забыть дивного конька с розовой гривой – бабушкиного гостинца».

Даже из краткого содержания рассказа можно извлечь урок: нельзя обманывать и жульничать, не стоит обращать внимания на тех, кто говорит, что поступать по совести – это признак слабости. Случай с пряником научил автора противостоять искушениям и думать о тех, кого любишь, только хорошее.

Чтобы получить удовольствия от легкого и живого стиля автора, рекомендуем читать произведение в полном объеме. На это потребуется всего 40-50 минут.

Краткое содержание «Конь с розовой гривой»

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Коня с розовой гривой», а также пройти тест на знание произведения, готовясь к уроку русской литературы.

Главные герои

Главный герой (рассказчик) – сирота, внук Катерины Петровны, от его лица идет повествование в рассказе.

Катерина Петровна – бабушка главного героя.

Санька – сын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят» .

Левонтий – бывший моряк, сосед Катерины Петровны.

Краткое содержание

Бабушка отправляет главного героя с соседскими, левонтьевскими ребятами за земляникой. Женщина пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей» . «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые» . С таким пряником «сразу почету столько, внимания» .

Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах» , заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские мылись у соседей.

Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу» .

Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать» . Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал» . Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.

Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали брать землянику» . Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.

Сашка начал дразнить главного героя, что он боится бабушки, называть его жадным. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.

Ребята весь день провели гуляя. Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.

Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны» , так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.

Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда женщина уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.

Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит» .

Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку» . Ее «почти волоком утащили домой» , и после она еще долго грустила по умершей.

Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка каждому, кто наведывался к ним, рассказывала, как продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке» и какую пакость совершил внук.

Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство» мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая, чтобы он больше никогда ее не обманывал.

Читайте также:  Васюткино озеро – краткое содержание рассказа Астафьева

«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой» .

Заключение

В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием. Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Коня с розовой гривой», а оценить рассказ полностью – он того стоит.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание Астафьев Конь с розовой гривой

Мечта любого деревенского мальчишки – пряник. Пряники пекут разных форм, но самая лучшая – это форма коня!
Ведь он «белый-белый, этот конь». С розовой гривой, и хвостом. Многие отдадут все что угодно за то чтобы укусить, или хотя бы лизнуть такого коня.

И всего-то надо, чтобы заполучить пряник – это отправиться с соседскими детьми за земляникой, и насобирать лукошко. А бабка уже продаст ее в городе, и привезет заветный пряник.

Соседские ребятишки – дети лесоруба, дядьки Левонтия жили небогато, в доме у него “были ребятишки и ничего больше”, потому и промысел детский, земляникой или другой зеленью был серьезным подспорьем в семье. Только Левонтьевы дети, наигравшись и поссорившись, съели все ягоды, а Санька, “вреднее и злее всех” остальных уговорил съесть и ту землянику, которая должна была быть обменяна на пряник.

А для того, чтобы бабушка не ругалась, вредный Санька предложил насыпать на дно лукошка травы, а сверху чуть-чуть прикрыть ягодами, мол, насобирал полный туесок. Бабка не заметила подмены и обрадованная, что я насобирал столько ягод, положила мое лукошко в подвал и наутро так и повезла его в город продавать.

Конечно, в городе мой подлог раскрылся, и бабушка, которая чуть не обманула доверчивую покупательницу, была очень зла.
Весь следующий день рассказывала она соседям, что “мой-то, малой-то! Чего утворил!”. А я лежал в кладовке, и делал вид, что сплю. Но я не спал, и бабка это знала. А потом я попросил прощенья, и задыхаясь от слез, сказал, что больше никогда так не сделаю.

А потом случилось чудо! На столе лежал белый конь с розовой гривой.

И спустя десятилетия автор не может забыть «того коня с розовой гривой, того бабушкиного пряника».

Тема обмана, раскаяния и прощения, которое присуще только по настоящему родным людям – вот та идея, которая излагается в прекрасном рассказе Виктора Астафьева из цикла «Страницы детства»

Подробный пересказ рассказа Конь с розовой гривой

Рассказ начинается с того момента, когда бабушка отправила внука, которому недавно исполнилось 7 лет в лес, чтобы он набрал ягод. А потом он продаст их на рынке и на вырученные средства купит мальчику сладкий пряник в виде коня. О такой сладости мечтали все деревенские ребята. Красивый белый конь с гривой розового цвета. Катерина Петровна запрещала таскать со стола хлеб на улицу, да и заметно было, как возьмешь, а пряник мальчик прятал под рубашку и выбегал к друзьям. Конечно же, он делился со своими приятелями Санькой и Танькой. Отец их, когда получал зарплату, то начинал пить, и детишки убегали сразу же гулять. Пропивал он все до копейки, и поэтому особо на столе у них и не было ничего. Их мать часто бегала к бабке нашего героя за помощью, и та всегда ей одалживала некоторую сумму денег. Дядя Леонтий, будучи пьяным, часто пел одну и ту же песню про море, так как он был в прошлом моряком, про обезьянку, которую он так и не привез из Африки.

Вот в один из таких дней, когда отец его приятелей был в загуле, мальчик с друзьями отправился за земляникой. Вначале ребятишки ходили тихо, и старательно собирали ягоды. Но потом Санька стал тащить из туеска сестры землянику и есть. В конце концов, старший брат надавал тумаков Саньке, и началась потасовка. Поколотив друг друга, мальчишки собрались бежать купаться. Они позвали и нашего героя, но он должен был собрать полную корзину. Санька, который любил подсмеиваться над всеми, начал дразнить персонажа рассказа и обзывать жадным мальчишкой.

Тогда он раздал всем ребятишкам собранную землянику и отправился с ними на речку. Только вечером ребенок вспомнил, что ягод он набрал мало. Но тут Санька подсказал ему, как найти выход из положения. Он посоветовал под ягоду положить траву. Когда дело было сделано, бабушка взяла корзину и сказала, что продавать она будет в ней. Паренек мучился всю ночь от своего обмана, и утром решил признаться в своем обмане, однако было поздно, бабушка уже уехала, и он не мог ее предупредить, так как ночевал на заимке у деда. Тогда мальчик собрался с Санькой ловить рыбу, и когда они пришли на место, то он увидел Катерину Петровну, которая плыла в лодке и грозила мне. Но все-таки рыбалка удалась. Они наловили много рыбы, а потом зажарила на костре. Ребята, поедая улов, даже стонали от удовольствия. Природа тоже благоволила им. Вокруг было тепло и тихо, и лишь легкий ветерок качал колокольчики на поляне, и паутину, образовавшуюся на листьях деревьев.

Лежа в траве, мальчик переживал из-за своего поступка. Он представлял себе, что все возможно обойдется. Он на минуту представил, как бабушкина лодка опрокидывается и она тонет. Но, потом отгоняет эти мысли прочь. Ведь он итак сирота. Его мать тоже утонула. Бабушка долго не могла прийти в себя после смерти дочери, но человека уже больше не вернешь. Санька посоветовал мальчику спрятаться в сене, и Катерина Петровна, не найдя его, будет думать, что ее внук утоп, сразу же объявиться перед ней. Старушка и ругаться-то не будет, а пожалеет. Не желая таких переживаний бабушке, ребенок до позднего вечера скрывался от нее. Но, мать Кешки, увидев, что он домой не идет, сама его отвела к дому, и спрятала в кладовке. Сама же пошла беседовать с Екатериной Петровной. Мальчишка все думал, что бабушка к нему зайдет, но так и уснул, не дождавшись ее.

На следующий день, пробудившись поутру, он увидел, что на него набросили полушубок дедушки, и тут же услышал разговор Екатерины Петровны с соседкой. Она рассказывала, как продавала ягоды в городе, и какой поступок совершил ее внук.

Когда вернулся дед, то он сказал ему, чтобы тот извинился перед бабушкой. Раскаявшись в своем поведении, мальчик все-таки получил долгожданный пряник, которого уже не надеялся увидеть.

Произведение учит нас быть честными, проявлять заботу о своих близких и родных и уважать их.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Астафьев. Все произведения

Конь с розовой гривой. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение относится к философской прозе писателя, отражающей реальную действительности современной жизни и демонстрирующей представителей простого народа в качестве примеров для подрастающего поколения.

Произведение молодого автора о нищенском положении детей в Англии, о равнодушии правительства к этой проблеме сделало его знаменитым писателем.

В одном доме сварили как-то замечательный кисель. Хозяева и дети их с удовольствием его ели да нахваливали сладость и мягкость кушанья. И так он им по вкусу пришелся, что велели кухарке каждый день его к столу подавать

Рассказчик однажды поймал журавлёнка и принёс к себе домой. Там попробовал кормить птицу лягушками. Она скушала все 5 штук. Жена поинтересовалась, сколько молодой журавль может их съесть. 1 класс

Роман «Смерть на Ниле» – одно из лучших произведений Агаты Кристи из «восточного» цикла о великолепном Эркюле Пуаро.

Краткое содержание «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева

Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Коня с розовой гривой», который изучают в 6 классе. В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.

Основные персонажи рассказа

  • Главный герой (рассказчик) – сирота, внук Катерины Петровны, от его лица идет повествование в рассказе.
  • Катерина Петровна – бабушка главного героя.
  • Санька – сын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят».
  • Левонтий – бывший моряк, сосед Катерины Петровны.

«Конь с розовой гривой» очень краткое содержание

Главный герой рассказа мальчик Витя живет в селе Овсянка в тайге на берегу Енисея. Мать Вити утонула, его воспитывают бабушка и дедушка.

Однажды бабушка предлагает Вите нарвать в лесу земляники, чтобы продать ее. На вырученные деньги бабушка обещает внуку купить в городе его любимый пряник — “коня с розовой гривой”. Витя отправляется в лес с другими детьми и набирает ягод.

В лесу соседский мальчик Санька дразнит Витю, обзывая его трусом и жадиной. Чтобы доказать, что Санька неправ, Витя высыпает свою землянику на землю, и толпа детей тут же съедает ее. Витя остается без ягод, а значит, теперь не получит желанного пряника.

Чтобы обмануть бабушку, Витя набивает свой пустой туесок (посудину для ягод) травой и прикрывает ее ягодками земляники. Бабушка не замечает обмана, и на следующий день увозит ягоду на продажу. В городе старушка обнаруживает обман и приезжает домой сердитая на внука. До ночи Витя не появляется дома, чтобы избежать ссоры с бабушкой. Когда Витя наконец приходит поздно домой, бабушка не трогает его.

На утро Витю все больше мучает совесть за то, что он обманул свою добрую бабушку. Наконец, по совету дедушки, Витя просит у старушки прощения. Та ругает внука, но, конечно, прощает его. Добрая бабушка тут же вручает Вите тот самый пряник – коня с розовой гривой, о котором он так мечтал (старушка купила пряник, несмотря на проделку внука).

Спустя годы, став взрослым мужчиной, автор по-прежнему вспоминает “коня с розовой гривой” как символ бабушкиной любви и доброты.

Читайте также: Рассказ «Васюткино озеро» Астафьев написал в 1952 году, во многом автобиографичен, и основан на детских воспоминаниях писателя. Для лучшей подготовки к уроку литературы 5 класса рекомендуем прочитать краткое содержание «Васюткино озеро». В своей книге Виктору Петровичу в полной мере удалось передать переживания мальчика, потерявшегося в тайге.

Содержание «Конь с розовой гривой» с цитатами

Бабушка отправляет главного героя с соседскими, левонтьевскими ребятами за земляникой. Женщина пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей». «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». С таким пряником «сразу почету столько, внимания».

Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах», заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские мылись у соседей.

Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу».

Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать». Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал». Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.

Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали брать землянику». Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.

Сашка начал дразнить главного героя, что он боится бабушки, называть его жадным. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо», высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.

Ребята весь день провели гуляя. Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.

Читайте также:  Людочка - краткое содержание рассказа Астафьев

Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны», так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.

Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда женщина уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.

Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит».

Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку». Ее «почти волоком утащили домой», и после она еще долго грустила по умершей.

Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка каждому, кто наведывался к ним, рассказывала, как продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке» и какую пакость совершил внук.

Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство» мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая, чтобы он больше никогда ее не обманывал.

«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Заключение

В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием. Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

Читайте также: Рассказ «Ангел-хранитель» Виктор Астафьев написал в 1968 году. В повествовании события разворачиваются в 1933 году. Мальчик-сирота переживает самую голодную в своей жизни зиму. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Ангел-хранитель» для подготовки к уроку литературы

Короткий пересказ «Конь с розовой гривой»

Рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку.

Маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые съедают свои ягоды и его упрекают «в жадности».

Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. И она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой.

Но потом возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой.

Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...» И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Читайте такаже: В рассказе Астафьев описывает период раскулачивания, жизнь и быт крестьян сибирской деревеньки. Краткое содержание «Фотографии, на которой меня нет» В. Астафьева поможет узнать главных героев и фабулу рассказа. История о старой фотографии, сделанной приезжим фотографом в то далекое время.

Видео краткое содержание Конь с розовой гривой

“Конь с розовой гривой” — это трогательный, поучительный рассказ знаменитого русского писателя Виктора Астафьева. Главный героем произведения является мальчик Витя. Его имя не указано в тексте, но, учитывая автобиографичность рассказа, можно предположить, что мальчика зовут Виктором, как и самого автора.

«Конь с розовой гривой» В. П. Астафьев Кратко

Виктор Петрович Астафьев
Рассказ «Конь с розовой гривой» Краткое содержание

Этот рассказ рассчитан на детскую и юношескую аудиторию и раскрывает на «живом» примере тему взросления ребёнка и его знакомство с ответственностью за свои проступки. Представленная ниже статья познакомит читателей с кратким пересказом, историей создания и характеристиками основных героев произведения.

Краткий пересказ сюжета рассказа «Конь с розовой гривой»

Витя сирота. О нём заботятся бабушка и дед. Как и многие деревенские мальчишки из небогатых семей, он мечтает о белом прянике в форме коня. Однажды ему представился случай заполучить заветное лакомство, но для этого ему нужно было набрать туесок земляники.

Мальчишка загорелся этой идеей, но не смог вовремя остановиться, играя с соседскими детьми. К вечеру нужного количества ягоды не набралось. Тогда Витя, послушав «хитрого» совета одного из друзей, набрал в лукошко травы да листьев, а ягоду тонким слоем сверху насыпал.

На другой день бабушка унесла лукошко в город продавать. Там она чуть не обманула ненароком покупательницу и потому вернулась домой рассерженной. Витя притворился спящим, но совесть его взяла своё. Он раскаялся перед бабушкой. Увидев, что внук искренен, бабуля вручила ему долгожданное угощение — белый пряник в форме коня с розовой гривой.

Список персонажей рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

  • Сирота Витя
  • Катерина Петровна — бабушка Вити
  • Дедушка Вити
  • Сосед-пьяница Левонтий
  • Жена Левонтия
  • Санька — сын Левонтия и приятель Вити
  • «Боевые орлы» — братья Саньки

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану

Рассказ «Конь с розовой гривой» ведётся автором от первого лица. Он не подразделён на главы или части, но для лучшего понимания переломных моментов в истории мальчишки-сироты, его удобно воспринимать пересказанным по плану.

I. Знакомство с Витей и семейством Левонтия

После смерти матери Витю воспитывает бабушка. Она предлагает внуку пойти с ребятами Левонтия по ягоду. Если наберёт Витя туесок земляники, то её можно будет продать в городе. Там же бабушка обещает купить ему в подарок за работу мечту всех ребят — пряник в форме коня. Такое приобретение обеспечит зависть и уважение всех деревенских детей. Витя рад согласиться.

По ягоду ему идти с ребятами из соседской малообеспеченной и шумной семьи Левонтия, работающего на лесозаготовках. Деньги у этих людей не приживались: получит Левонтий зарплату, закатит пир, жена его раздаст долги, а через пару дней вновь бегают одалживают. Но Витю в той семье жалеют и любят.

II. Поход за ягодой

Ребята отправились собирать землянику. Витя, воодушевлённый обещанием бабушки, быстро принялся за работу. А левонтьевские ребята больше дурачились, дрались и собирали землянику не в лукошки, а в рот. Затем они решили идти купаться, но заметив, что у Вити осталась ягода дразнили его и вынудили съесть её. Расправившись с добычей, ребята дружно убежали на реку.

III. Обман и шантаж

Лишь к вечеру опомнился Витя. Возвращаться без ягоды домой ему было стыдно. Санька, старший из левонтьевских, подсказал «выход» — набить короб травой, а сверху присыпать ягодой будто он полный. Витя так и поступил.

Дома бабушка не догадалась об обмане и долго хвалила внука. Обманку поставила в холод до утра. Витя убежал на улицу и поделился своими тревогами с Санькой, а тот потребовал плату за молчание — калач. Чтобы друг его не сдал, Витя стал тайком таскать ему из дома угощения для шантажиста, пока тот не насытился. Всю ночь Витя затем плохо спал, переживал, что обманул бабушку, да ещё и калачи взял без спроса. Под конец ночи мальчик решил, что утром должен всё рассказать бабушке.

IV. Муки совести

Но утром Витя проспал. Бабушка с обманкой уплыла на лодке в город. А Витя отправился с Санькой рыбачить. С берега он увидел бабушку в большой лодке, грозящую ему кулаком.

Вечером, Витя лёг в кладовке и стал вспоминать о маме. Мама так же как бабушка ездила в город продавать ягоду. Однажды лодка перевернулась. Мама утонула.

V. Раскаяние и прощение

Утром вернулся с заимки дед. Он потребовал, чтобы Витя повинился перед бабушкой. Бабушка уже многим рассказала, как подвёл её внук. Из-за его подлога она чуть не обманула покупательницу.

Долго и слёзно каялся Витя в содеянном. Бабушка поругала его, но потом накормила завтраком и подарила пряник в форме коня с розовой гривой.

Герои рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

Среди значимых персонажей рассказа «Конь с розовой гривой» — главные герои: мальчик-сирота Витя и его бабушка Катерина Петровна, второстепенные: дедушка Вити, сосед Левонтий и его сын Санька.

Краткая характеристика главных героев:

Витя

Главный персонаж рассказа осиротевший мальчик. Его мама утонула. Бабушка растит Витю в строгости. Не терпит обмана, поддаёт за проказы. Дедушка в этом плане намного мягче и никогда не повышает голоса на внука. Дружит мальчишка с ребятами, живущими по соседству. Левонтьевские дети растут в бедности и беспечности. Они учат главного героя воровству, обману и шалостям. Но Витя совсем не похож на своих друзей. Он жалеет и любит бабушку, его мучают угрызения совести из-за истории с «земляничным подлогом». Обманув бабушку, мальчик поступил плохо, но сумел осознать тягость такого проступка.

Катерина Петровна

Один из важных персонажей рассказа — бабушка. Пожилая и мудрая женщина, воспитывающая внука после гибели дочери. Она строга с мальчиком, но глубоко любит его. Ругает и поддаёт внуку лишь с целью воспитать из него честного человека. Дедушка Вити за строгость и боевой дух зовёт свою жену «генералом». Она не одобряет дружбы внука с детьми Левонтия, так как знает, что его отпрыски учат мальчишку плохому.

Катерина Петровна энергичная и предприимчивая женщина. Она тяжело пережила потерю дочери, но смогла выстоять и теперь вся её любовь принадлежит Вите. Как и многие из села, она продаёт в городе ягоду. Поступок внука её очень расстраивает. Она ругает его, но увидев, что мальчик искренне раскаялся — прощает. Как доказательство её безмерной любви выступает в конце рассказа всё таки подаренный заветный пряник.

Краткая характеристика второстепенных героев:

Сосед Левонтий

В списке важных героев и сосед Витиной бабушки Левонтий. С его ребятишками дружит главный герой, хоть этого и не одобряет Катерина Петровна. Левонтий пьяница и дебошир по натуре. Хозяин из него плохой, дома из добра — только кучка ребятишек. Обустройством двора ему заниматься не с руки, он ценит свою «свободу». Напившись ведёт себя буйно и грубо. Левонтий работает на лесозаготовках, полученные за труды деньги прогуливает. Жена Левонтия постоянно занимает у односельчан, а дети чаще всего носятся по округе без присмотра.

Санька — сына Левонтия

Санька — сын Левонтия, живущий по соседству с Витей и его бабушкой и растущий в неблагополучной семье мальчишка. Отпрысков Левонтия автор зовёт «боевыми орлами» и Санька среди них главный. Весь исцарапанный, не умытый, с дыркой между передних зубов, через которую «здорово» слюной цыкает. Санька самый злой и невоспитанный, знает много бранных слов и постоянно проказничает. Главному герою рассказа Вите он даёт вредные советы, учит его лгать, изворачиваться и шалить.

Дедушка Вити

Дедушка Вити работает на заимке — дальнем земельном участке. Он тоже очень важная фигура в жизни сироты. Витя любит своего деда за то, что он мягок к нему и никогда не ругается в отличие от требовательной бабушки. Он балует мальчишку и защищает. Именно дедушка поддержал Витю в момент, когда пришло время признаваться и каяться в содеянном.

Краткие выводы и история создания рассказа

Рассказ «Конь с розовой гривой» написан для детей. Но в нём заложены важные истины, в которых могут потерять себя даже взрослые люди. Этот рассказ вышел в свет в астафьевском сборнике в 1972 году. Он автобиографичен. Виктор Астафьев, так же как и главный герой, после того, как его мать утонула, воспитывался бабушкой Екатериной. События рассказа относятся к 1930-м годам и повествуют о непростой жизни деревенских людей. Красочные, живые описания местности, где происходят события, и героев рассказа вряд ли кого-то оставят равнодушным. Эта история-исповедь о том, как автор впервые понял как на самом деле плохо подводить и обманывать своих близких. Голосом главного героя-мальчишки Виктор Астафьев делится со своими юными читателями бесценным опытом, собственными переживаниями и выводами о взрослой жизни, о важности каждого поступка, о тяжести бремени за ошибки. Вместе с тем это ещё и история о настоящей, безграничной любви бабушки и внука. Любви, которая может многое простить и помочь пережить даже очень тяжелые времена.

Читайте также:  Печальный детектив – краткое содержание романа Астафьева

«Конь с розовой гривой»: краткое содержание произведения пера Виктора Астафьева

1968 год – время написания рассказа со странным названием «Конь с розовой гривой», краткое содержание которого мы представим ниже. Автор рассказа – Виктор Астафьев. Этот рассказ писатель включил в другой текст, созданный специально для детей, а именно: «Последний уклон».

Тематика «Коня с розовой гривой» – это процесс развития ребенка, когда дети становятся взрослыми. Виктором Астафьевым раскрываются проблемы трансформации мировоззрения ребенка, который покидает детство. Кроме того, рассказ включает элементы автобиографии, потому что Астафьев описывает эпизоды из собственного детства.

Для начала, мы скажем несколько слов о ключевых персонажах рассказа, без краткой характеристики которых трудно перейти к содержанию произведения.

Действующие лица «Коня с розовой гривой»

Речь ведет рассказчик, который одновременно выступает в тексте главным героем. Мальчик, рассказывающий читателям историю, приходится внуком Екатерине Петровне. Главный герой лишился родителей, мальчика воспитывает бабушка.

Также в повествовании выделяется фигура Саньки – сына Левонтия, который жил с рассказчиком по соседству. У Левонтия были и другие дети, но Санька – самый злой из ребят. Сам же Левонтий в прошлом служил моряком, но те времени бесследно исчезли. В рассказе описана также супруга мужчины – Васена.

Витя – главный герой произведения – с виду крепкий мальчик. Писатель сравнивает рассказчика с грибом-боровиком. Известно, что деревня, где живут Витя, бабушка и дедушка, расположена в глубине тайги. Бабушка Вити – крепкий орешек, женщина трудно поддается на жалость и слезы. Также Катерина Петровна тонко чувствует обман и ложь. Бабушка строже дедушки, старается держать внука в условиях дисциплины, требуя отчитываться о поступках. Шалости Катерина Петровна не поощряет.

Санька – соседский мальчик-хулиган – плохо влияет на Витю, обучая того нецензурным словам, грубости, проказам. Бабушке не нравится, что внук водит дружбу с детьми соседа, потому что влияние ребят способно испортить Витю. Соседские дети обманывают маму, грубят, ругаются, ссорятся, но Витя не привык лгать Катерине Петровне.

Бабушка – сильная женщина, на плечах которой держится все хозяйство. Женщина много трудится и устает. Вите жаль бабушку, встающую с рассветом. После того, как Витя обманул бабушку, совесть мучила его. Этот урок показал мальчику, что ложь и мошенничество – плохие товарищи. Писатель, однако, упоминает, что Катерина Петровна – женщина строгая, изредка практикующая даже легкие телесные наказания за проступки. Катерина Петровна тревожится, что из-за общения с левонтиевской бандой из внука вырастет арестант и плут.

Бабушка любит пошуметь, ведет себя громко, а когда произносит слова, то кажется, что «гремит». Достается как Вите, так и дедушке, который даже дал жене прозвище – генерал. Катерина Петровна – пожилая женщина, однако бабушка сохранила прежнюю бойкость, энергичность, трудолюбие. Женщина не любит алкоголиков, тунеядцев, ленивых людей.

Катерина Петровна – хорошая рассказчица. Героиня часто делится с соседями свежими историями и новостями. Проступок внука тоже превращатся в историю, в анекдот.

Дедушка героя, напротив, человек спокойный и тихий, герою свойственна мягкость и доброта. Витя чувствует комфорт рядом с дедушкой, свободу. Однако большую часть лета старичок проводит на земельном участке, расположенном вдалеке от дома, поэтому с внуком видится редко. Витя скучает по дедушке. Бабушка часто ругается на мужа, потому что тот балует внука, потакая шалостям мальчика. Катерина Петровна склонна много говорить, поэтому муж, уходя от конфликта, находит себе занятия, чтобы не слушать болтовню супруги.

Краткий пересказ повествования о коне с розовой гривой

Писатель начинает рассказ изложением истории из детства. Бабушка главного героя отправляет внука собрать землянику на увале. Мальчик решил выполнить задание бабушки вместе с друзьями – соседскими ребятишками.

Чтобы мотивировать внука, бабушка пообещала мальчику купить на вырученные от продажи земляники деньги пряник в форме коня.

Сладость была похожей на произведение искусства: розовая глазурь, детализация в изображении формы лошади, копыт, гривы. Обладание таким пряником означало, что соседские мальчишки будут оказывать почет тому, у кого есть такая сладость. Поэтому покупка пряника стала мечтой ребят.

Поход за земляникой

В поход за ягодами главного героя сопроводили дети соседа – Левонтия. Сосед занимался заготовкой леса, и когда получал оплату за труды, то семья Левонтия могла расплатиться с долгами, а также устроить роскошный пир для детей. Рассказчик старался в этот момент попасть в гости к соседям, чтобы попробовать вкусной еды. Бабушке главного героя не нравились поползновения внука гостить у Левонтия, так как женщина считала, что не стоит «объедать» пролетарскую семью. Однако соседи радушно относились к рассказчику, желая осиротевшего мальчика.

Семья Левонтия

Деньгам, принесенным Левонтием, быстро приходил конец, поэтому жена героя брала взаймы деньги у соседей. Бедность постоянно преследовала семью Левонтия. Хозяйства семья не держала. Кроме того, для того, чтобы помыться левонтьевскому семейству приходилось ходить в баню к соседям. Вместо забора весной ставили худой тын, который использовался в качестве дров осенью. Бабушка упрекала Левонтия за такой образ жизни, однако мужчина отвечал, что ему по нраву слободская жизнь. Частично это оправдывалось былыми привычками Левонтия к стилю жизни матроса.

Жизнь матросов отпечаталась на Левонтие. Тоскуя по былым временам, мужчина выпивал, когда получал деньги, а по вечерам семейство напевало моряцкие песни.

В одной из песен рассказывалась история о привезенной африканской обезьянке, которая чувствовала тоску по горячей родине. Застолья, которые устраивал Левонтий по случаю получки, заканчивались тем, что глава семьи буянил и пугал детей и жену.

Супруга с ребятишками убегали из дому, пока Левонтий бил посуду, стекло, кричал и плакал. Протрезвев утром, герой принимался за починку поломок в доме.

Возвращение к походу за земляникой

Итак, с детьми Левонтия главный герой и отправился в сторону увала в надежде собрать достаточно ягод, чтобы получить заветный пряник в виде розовогривой лошади. Однако соседские мальчишки, компаньоны рассказчика в походе за земляникой, подрались, потому что старший сын Левонтия увидел, как браться не собирают ягоды, а едят. Как следствие ссоры, собранные ягоды рассыпали и съели, после чего мальчики спустились к реке. Водоем назывался Фокинская речка. Но перед этим ребята заметили, что ягоды, собранные в банку рассказчиком, остались на месте. Мальчишки подначивали главного героя, чтобы тот тоже съел землянику. Когда рассказчик сдался, все пошли к реке.

Вечером, нагулявшись, рассказчик опомнился: банка пуста, ягод нет. Мальчику стало стыдно, что бабушка разочаруется в нем. Санька – сын Левонтия, научил мальчика, как обмануть Катерину Петровну. Обман состоял в том, что в сосуд для ягод мальчики насыпали травы, лишь на верхушку – немного земляники. С этой «добычей» мальчик и пришел домой.

Обман и плата за молчание

Катерина Петровна не проверила корзинку с ягодами. Тщательно похвалив внука, бабушка подумала, что поутру отвезет туес на рынок. Рассказчик поделился успехом с Саней, но мальчик потребовал заплатить за то, чтобы сохранить проделку в тайне. В качестве платы рассказчик должен был принести Сане калач. Однако одного калача оказалось мало, поэтому Саня поедал калачи, пока не насытился. Рассказчика мучила совесть: обман бабушки, кража выпечки. Утром, проснувшись, мальчик решил: надо признаваться.

Но было поздно: Катерина Петровна забрала корзинку и увезла на рынок – на продажу. Рассказчик испугался, подумав, что хотелось бы погостить у дедушки. Характер дедушки отличался мягкостью, а бабушку мальчик побаивался. Страшась возвращения бабушки, главный герой отправился рыбачить в компании Саньки. Во время рыбалки из-за холма показалась лодка, в которой находилась бабушка героя. Катерина Петровна злилась и показывала проказнику кулак.

Возвращение домой

Рассказчик боялся возвращаться домой, ведь бабушка выглядела очень разгневанной. Вернувшись поздно вечером, главный герой спрятался в кладовой, которая служила мальчику временным пристанищем. Тут даже была приготовлена импровизированная постель, вымощенная половиками на старом седле. Устроившись в кладовой, рассказчик грустил о погибшей маме. Торговля ягодами – семейное дело. Мать главного героя тоже собирала землянику и возила ягоды на рынок – на лодке. Однажды лодка перевернулась – ее перегрузили вещами. Мать мальчика упала в воду, зацепившись косой. Женщина не смогла выбраться, утонув в реке. Вода долго не отпускала несчастную утопленницу – это мучило Катерину Петровну.

Дорогие любители русской литературы! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа “Васюткино озеро” Виктора Астафьева.

Утром рассказчик проснулся и понял, что дедушка дома. Дедушка нашел внука в кладовой, поговорил с мальчиков, объяснив, что следует извиниться перед бабушкой. Катерина Петровна долго ругала и срамила нерадивого внука, после чего покормила завтраком. Поступок мальчика превратился в шутку.

С особенной ностальгией писатель вспоминает, что бабушка подарила пряник в виде коня, несмотря на невыполненные условия «договора». Рассказ заканчивается горечью воспоминания, потому что с момента этой истории прошли десятки лет, бабушка с дедушкой умерли, писатель – пожилой старик, который до сих пор помнит чудесного розовогривого коня.

Краткое содержание основных позиций сюжета требует обращения к анализу особенностей сюжета, композиции, героев произведения. Виктор Астафьев затронул проблематику, актуальную для любой эпохи. Автобиографический элемент привносит дополнительную трогательность и грусть тексту.

Специфика «Коня с розовой гривой»

Рассказ о прянике на самом деле скрывает глубину воспоминаний и жизненный урок, повлиявший на всю жизнь главного героя – мальчика, проказника, устыдившегося нравственно некрасивого поступка. Рассказ включает лейтмотивы, которые внимательный читатель найдет также в «Последнем уклоне». Это воспоминания о смерти матери, об образах бабушки и дедушки, об отношениях с соседским семейством, в частности, с мальчиком по имени Санька.

Рассказчика зовут так же, как автора, – Виктором. Вчитавшись повнимательнее в текст рассказа, нетрудно заметить, что произведение распадается на две части. Первая часть повествует о поступке Вити, об обмане бабушки, вторая – рассказывает о стыде, раскаянии, которые способствуют духовному становлению главного героя. Эти части одновременно представляют и центральные проблемы рассказа.

Особенности композиции рассказа Виктора Астафьева

Рассказ не отличается оригинальностью композиции, однако произведение характеризуется определенной спецификой размещения сюжетных элементов. Классическая схема изложения событий в последовательности развертывания сюжета тут нарушается. Сначала идет завязка, однако за этим элементом следует изложение экспозиции, характеристика развития событий рассказа, кульминации и, наконец, развязки. Автор – признанный мастер лаконичных, сдержанных пейзажей и портретов, похожих на эскизы больше, чем на законченные картины. Художественный минимализм придает рассказу изюминку, литературную выразительность.

Развязка произведения состоит в просьбе Катерины Петровны принести земляники. Экспозиция рассказа представлена описанием семейства Левонтия, характеристикой отношений семьи Вити (рассказчика) и соседей. События развиваются, когда мальчики отправляются за ягодами. Рассорившись, съев собранную землянику, дети Левонтия убеждают Витю обмануть бабушку. Придя домой, рассказчик волнуется, заметит ли Катерина Викторовна то, что в корзине ягоды лежат только сверху, а внизу – трава. Развязка произведения наступает, когда бабушка обнаруживает обман и отчитывает внука. Приезжает дедушкаа рассказчика, призывая мальчика попросить у бабушки прощение. Витя мирится с Катериной Петровной и семья завтракает.

Виктор Астафьев написал произведение в 1963 году, когда в литературе торжествовал реализм, поэтому рассказ можно смело отнести к этому направлению.

По следам истории создания рассказа

Как мы упоминали выше, писатель создавал произведение, учитывая собственный опыт, биографию, переживания прошлого. Перед нами – реконструкция памяти автора «Коня с розовой гривой».

Мать Виктора Астафьева умерла, когда мальчику было 7 лет. Женщина погибла так, как описано в рассказе: лодка, в которой находилась мать автора, перевернулась, женщина утонула в реке. После этого отец мальчика нашел другую жену, отправив сына жить в детском доме. Тот факт, что читатель, пробегая глазами текст рассказала, касается реальных событий, делает произведение трогательным и грустным.

После смерти матери у мальчика остались двое близких людей – бабушка и дедушка. С бабушкой, Потылицыной Екатериной Петровной, Виктора связывали по-особенному тесные отношения.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа Виктора Астафьева “Фотография, на которой меня нет”, в основе которого реальный случай из жизни писателя.

Также Витя общался с соседями – семьей бывшего моряка Левонтия. Соседское семейство писатель тщательно выводит на страницах рассказа. Деревня, многодетная семья Левонтия, дружба с Санькой – левонтиевским сыном, рыбалка, купание в реке, приключения, в которые часто попадали мальчишки, отпечатались в памяти будущего писателя.

Символы рассказа и значение повествования о прянике

Символике названия рассказа стоит уделить отдельное внимание. Писатель использует образ пряника в виде розового коня, который напоминает о людях, оставшихся в сердце навсегда, о событиях детства, о беззаботности и непосредственности, свойственной детям, пусть даже пережившим тяжелые испытания и боль.

Проблема детства, взаимоотношений между поколениями – важные мотивы произведения Виктора Астафьева. Писатель стремится продемонстрировать читателям необходимость иметь чистую совесть по жизни, без которой не достичь покоя. Чистая совесть приобретается, когда человек учится говорить правду, избегать лжи, не совершать поступков, за которые потом будет стыдно.

Воспоминание об этом эпизоде детства – это исповедь уже пожилого человека, воспоминания которого свежи, будто события рассказа произошли вчера.

Ссылка на основную публикацию