Доклад на тему Планета Меркурий сообщение

Доклад планета Меркурий 2, 4, 5 класс сообщение

Планета Меркурий считается самой быстрой планетой Солнечной системы. Она с большой скоростью облетает орбиту Солнца. Меркурий считают одной из горячих планет. В то же время, температура здесь может в один момент опускаться до самых низких показателей, чаще всего это наблюдается в ночное время суток. Планета Меркурий ближе всех располагается около Солнца, про нее писали многие писатели и музыканты. Данная планета не имеет спутников, а самое интересное то, что у Меркурия не наблюдаются изменения в сезонах. По сравнению с другими, это очень маленькая планета. Но, несмотря на свои размеры, она очень интересна. Еще в древние времена многие пытались наблюдать за Меркурием. Но это был достаточно трудный процесс, так как с Земли наблюдать за ним непросто. На земном небосклоне Меркурий можно заметить только поздно вечером, или же рано утром. Это немного усложняло наблюдение за планетой. Кроме того, в такое время становится видно только половину Меркурия низко над горизонтом.

Планетой интересовались еще древние шумеры. Упоминания о Меркурии появились в их цивилизации давно, хотя точная дата этого события так и не известна. Первым же исследовать эту интересную и неизведанную планету отправили американский зонд, это было в 1974 году. Этот зонд смог три раза облететь всю планету и даже успеть сделать фотоснимки. Ученые смогли выяснить, что на Меркурии есть впадины и горные хребты, а сама поверхность планеты похожа сморщенное яблоко. Ученых поразил тот факт, что только в одном месте планеты расположилось ровное место. Его назвали Равниной Жары. Многие считают, что это ранее застывшая лава, образовавшаяся вследствие столкновения Меркурия с другим космическим телом. Работники науки считают, что в самом центре планеты находится железное ядро, которое спрятано под мантии, образовавшей каменные породы. На Меркурии есть много мест от кратеров, самый крупный из которых бассейн Калорис. Между кратерами сформировались равнины. Есть здесь и большие скалы, достигающие много метров в высоту. Многие ученые считают, что на планете когда-то было множество действующих вулканов. Хотя в настоящее время их активность давно пошла на спад. А об их наличии говорят лишь оставшиеся недействующие кратеры.

Меркурий имеет достаточно низкую плотность атмосферы. В ее состав входит водород, пары кальция, калия и натрия, а так же гелий. Атмосфера настолько тонкая, что ее почти не заметно, но это совсем не значит, что ее нет вовсе. Древнеримские и древнегреческие астрономы часто любовались неизведанной планетой. И уже на тот момент ученый Гераклит заявлял, что Меркурий вертится вокруг Солнца, а не вокруг Земли. Сегодня же, имея высокие технологии, ученым не составляет труда изучить в полной мере Меркурий, и про открытия поведать миру.

Планета Меркурий доклад

Меркурий – планета не имеющая спутников и находящаяся ближе всех к Солнцу. Галилео Галилей (ученый физик и астроном) был первым, кто проводил наблюдения за Меркурием.

Почему именно такое название?

Названа планета была в честь покровителя путешественников – бога Меркурия.

Характеристика планеты:

Меркурий – планета маленькая, ее масса составляет примерно двадцатую часть массы нашей Земли. И из этого следует, что на нем сила тяжести меньше. И если бы вы оказались на Меркурии, то ваш вес бы был в 3 раза меньше, чем на Земле.

Планета не имеет атмосферы. Это связано как раз с тем, что он находится близко к солнцу. А температура на планете достигает примерно 800 градусов по Фаренгейту.

Земля делает свой оборот вокруг солнца за 365 дней (1 год), в то время как у Меркурий всего лишь за 88 дней.

Интересные факты:

1) Ученые, изучив планету, выяснили, что масса ядра составляет примерно 80% массы самой планеты. Ядро планеты находится в жидком состоянии.

2) На поверхности планеты находится множество кратеров, появившихся из-за столкновения астероидов. В них находится много льда, но несмотря на большие температуры, он не тает, благодаря высоким стенкам кратеров. Вулканической активности сейчас на планете нет, она прекратилась около 3 миллиардов лет назад.

3) Диаметр же самого крупного кратера на Меркурии составляет около 620 километров, он назван в честь Бетховена – известного композитора.

4) Также существует у ученых предположение, что когда-то Меркурий был спутников другой планеты – Венеры

5) На этой планете нет всем привычных пор года.

6) Орбита Меркурия имеет форму эллипса, в то время как все другие планеты солнечно системы имеют круглые орбиты.

7) Планета светит очень ярко утром и вечером, по этой причине она получила название утренней звезды. Её можно увидеть утром как небольшую звезду недалеко от восходящего солнца, а вечером рядом с закатом.

Планета Меркурий

Жизнь и быт людей в средние века отличался от теперешней жизни. Для многих сегодня жизнь средневековых людей в замке покажется дикой или смешной, но образ жизни, который будет изложен ниже, в средние века был обычным делом.

Орлы являются представителями крупных птиц, относящихся с семейству ястребиных. Их видовое разнообразие сводится к 17. Каждый имеет свои отличительные особенности, занимая почетное место в классификации птиц.

Во всём мире существует большое количество разновидностей грызунов, в том числе около 100 видов мышей. Самые распространенные из них – это полевые, лесные и домовые мыши. Все они очень похожи, но всё же имеют различия. Данный доклад

Сообщение доклад Планета Меркурий

Наша Солнечная система включает в себя восемь планет. Меркурий – первая планета Солнечной системы, расположенная ближе всех по удаленности от солнца. Древние астрономы дали планете название Меркурий в честь бога Меркурия – покровителя торговли, вестника древних богов. Планета наблюдается ранним утром – до восхода солнца, и поздним вечером, когда оно уже село за горизонт. Любой человек, даже без помощи специального оборудования может увидеть Меркурий в указанное время. Ранее, астрономы, при утренних и вечерних наблюдениях, считали, что они видят две абсолютно разные звезды.

Самое благоприятное место для наблюдения за Меркурием вблизи экватора, так как сумерки там длятся меньше всего. В средних и высоких широтах планету увидеть почти невозможно, если только во времена затмения.

Меркурий – это самая малая планета необъятной Солнечной системы, в то время как расположен он ближе всех к солнцу. Его радиус достигает двух тысяч четырехсот сорока километров. От солнца Меркурий удален на пятьдесят восемь миллионов километров.

Космические спутники выявили, что у планеты слабое магнитное поле. Температура на глади Меркурия варьируется от – 170 градусов Цельсия на темной стороне до 430 градусов Цельсия на солнце. Благодаря фотографиям со спутников, видно, что поверхностью планеты очень схожа с поверхностью луны. Присутствует значительное количество кратеров.

Одни земные сутки на Меркурии равны ста семидесяти шести дням на Земле. Это происходит из-за того, что он очень медленно вращается вокруг своей оси, при этом быстро пролетает по орбите. В центре планеты находится огромное железное ядро, такое же, как и на нашей планете. Из-за разреженности воздуха, атмосферы на Меркурии просто не может существовать.

По результатам исследований, проводимых на планете выявлено, что она совсем непригодна к жизни на ней. Из-за близкого расположения к солнцу, оборудование не смогло полностью провести исследования на планете, поэтому получить четкое представление о ней невозможно.

Также на планете не происходит смена времени года. Это случается по причине того, что ось, по которой вращается Меркурий перпендикулярна плоскости орбиты. Исследования, которые проводились с помощью телескопов доказывают, что в зонах, которые не освещаются солнечными лучами, слой льда может достигать двух метров.

Сейчас, в планах космических станций существуют перспективы наблюдения за планетой с помощью новейшего европейского оборудования. Будет проведен более тщательный осмотр поверхностных кратеров на Меркурии. Также планируется привлечение оборудования из Японии, для фиксирования результатов по исследованию геосферы и магнитосферы.

Сообщение на тему Меркурий

Меркурий – самая маленькая и быстрая из всей земной группы планет. Из-за большой движущейся скорости, наименована в честь Меркурия – бога торговли.

Располагается в 58 миллионах километров от Солнца. Полный оборот проходит за 88 суток. Ее можно увидеть с Земли при определенных обстоятельствах: в средних широтах двух полушарий в период равноденствия (когда сумерки минимальны).

Возникновение Меркурия

Есть версия: Меркурий являлся спутником Венеры. Точка зрения вносит ясность по поводу орбитальной вытянутости планеты, ее способа движения вокруг Солнца, исчезновения вращения у обеих планет.

Другая версия: в результате столкновения с Венерой по касательной, мантия и кора Меркурия распались и собраны Венерой.

Характеристики планеты

По физическим параметрам Меркурий похож на Луну. Поверхность покрыта кратерами. Имеет разреженную атмосферу. Большую часть объема занимает ядро (83%общей массы). Высокое содержание железа. Характерны большие температурные перепады от -190 до +430 градусов С.

Плотность планеты велика – 5,43 г/см3, чуть меньше земной.

Меркурианские сутки соответствуют 58,65 земным. За планетарный год, планета оборачивается вокруг оси в 1,5 раза.

У планеты высокоразреженная атмосфера. Происходит столкновение атомов с планетарной поверхностью. Они захватываются от солнечного ветра. Их состав: гелий, натрий, аргон, кислород, водород, калий. Продолжительность жизни частицы около двухсот суток.

Планетарное движение образует «горячие долготы» – противоположные меридианы. Температура на них достигает высочайших отметок.

На Меркурии отсутствуют времена года, связано с перпендикулярным расположением осевого вращения к орбитальной плоскости.

Стоит отметить интересный момент: при совмещении осевого и орбитального вращений происходит остановка Солнца. Движение начинается с запада на восток. Угловая скорость вращения орбиты превышает угловую скорость осевого в течение 8 суток. Наблюдающие на долготах под прямым углом к «горячим долготам», видят восход – закат дважды.

Молодому Меркурию была свойственна вулканическая активность. В процессе остывания, объем планеты сокращался, оболочка затвердевала, кора стала растрескиваться, верхний слой находил на нижний. Так сформировался рельеф.

Самый крупный объект планетарной поверхности – равнина Жары. 1500 км в диаметре.

Кратеры планеты именуют в честь знаменитостей из области гуманитарных наук (писателей, художников). Среди них, Стравинский, Суриков, Чайковский.

Цепочки – в честь радиообсерваторий. Уступы – исследовательских кораблей. Долинам дают имена древних поселений. Борозды носят названия великих сооружений архитектуры.

На сегодняшний день, Меркурий – малоисследованная планета земной группы. Полная карта составлена в 2009 году.

Картинка к сообщению Планета Меркурий

Рождение русского человека, который навсегда вошёл в историю, произошло примерно с 1510 по 1530 года. Точная дата так и осталась неизвестной. Предположительно это случилось в Калужской губерн

Княгиня Ольга – одна из самых известных правительниц Древнерусского государства, бывшая регентшей при своём сыне Святославе Игоревиче, первая среди правителей Руси принявшая христианство и ст

На сегодняшний день футбол является одним из наиболее популярных видов спорта во всем мире. Однако, не следует считать футбол (который в Америке называют соккер) самым популярным спортом.

Гриб лисичка обыкновенная – употребляется в пищу человеком. Относится к семейству Лисичковые. Своё имя он получил от русского слова

В настоящее время на смену привычным способам ориентирования пришли всевозможные гаджеты, навигаторы GPS. Проблема скрывается в том, что они могут разрядиться, сломаться, быть потерянными, ко

Человек обладает пятью чувствами, которые считаются основными и рядом дополнительных чувств. Если смотреть развитие психологии как отдельной области знаний, то развивается эта сфера относител

Реферат: Меркурий – горячая планета

Меркурий – горячая планета

1. Меркурий – первая планета в нашей солнечной системе

2. Движение планеты

3. Физические характеристики

5. Атмосфера и физические поля

7. Колонизация Меркурия

8. Меркурий в цифрах

Меркурий — первая от Солнца, самая внутренняя и наименьшая планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг Солнца за 88 дней. Видимая звёздная величина Меркурия колеблется от −2,0 до 5,5, его нелегко заметить по причине очень маленького углового расстояния от Солнца (максимум 28,3°). Планету никогда нельзя увидеть на тёмном ночном небе: Меркурий всегда скрывается в утренней или вечерней заре. Оптимальным временем для наблюдений планеты являются утренние или вечерние сумерки в периоды его элонгаций (периодов максимального удаления Меркурия от Солнца на небе, наступающих несколько раз в год). О планете пока известно сравнительно немного. Аппарат Маринер-10, изучавший Меркурий в 1974—1975 годах, успел картографировать лишь 40—45 % поверхности. В январе 2008 года мимо Меркурия пролетел MESSENGER (КА), который выйдет на орбиту вокруг планеты в 2011 году.

По своим физическим характеристикам Меркурий напоминает Луну, сильно кратерирован. У планеты нет естественных спутников, но есть очень разреженная атмосфера. Планета обладает крупным железным ядром, являющимся источником магнитного поля по своей совокупности составляющим 0,1 от земного.Температура на поверхности Меркурия колеблется от 90 до 700 К (−180…430 °C). Подсолнечная сторона нагревается гораздо больше чем полярные области и обратная сторона планеты.

Самые древние свидетельства наблюдения Меркурия можно найти ещё в шумерских клинописных текстах, датируемых третьим тысячелетием до н. э. Планета названа в честь бога римского пантеона Меркурия, аналога греческого Гермеса и Вавилонского Набу. Астрономический символ Меркурия представляет собой стилизованное изображение крылатого шлема бога Меркурия с его кадуцея. Древние греки времён Гесиода называли Меркурий «Στίλβων» (Стилбон, Блестящий). До V столетия до н. э. греки полагали, что Меркурий это два отдельных объекта: один виден только на восходе Солнца, другой только вечером на закате. В Древней Индии Меркурий именовали Будда и Рогинея. В китайском, японском, вьетнамском и корейском языках Меркурий называется Водяная звезда (水星) (в соответствии с представлениями о «Пяти элементах». На иврите название Меркурия звучит как «Коха́в Хама́» (כוכב חמה) («Солнечная планета»). Несмотря на меньший радиус, Меркурий всё же превосходит по массе такие спутники планет-гигантов, как Ганимед и Титан.

Меркурий движется вокруг Солнца по довольно сильно вытянутой эллиптической орбите (эксцентриситет 0,205) на среднем расстоянии 57,91 млн км (0,387 а. е.). В перигелии Меркурий находится в 45,9 млн км от Солнца, в афелии — в 69,7 млн км. Наклон орбиты к плоскости эклиптики равен 7°. На один оборот по орбите Меркурий затрачивает 87,97 суток. Средняя скорость движения планеты по орбите 48 км/с.

В течение долгого времени считалось, что Меркурий постоянно обращён к Солнцу одной и той же стороной, и один оборот вокруг оси занимает у него те же 87,97 суток. Наблюдения деталей на поверхности Меркурия, выполненные на пределе разрешающей способности, казалось, не противоречили этому. Данное заблуждение было связано с тем, что наиболее благоприятные условия для наблюдения Меркурия повторяются через тройной синодический период, то есть 348 земных суток, что примерно равно шестикратному периоду вращения Меркурия (352 суток), поэтому в различное время наблюдался приблизительно один и тот же участок поверхности планеты. С другой стороны, некоторые астрономы полагали, что меркурианские сутки примерно равны земным. Истина раскрылась только в середине 1960-х годов, когда была проведена радиолокация Меркурия. Оказалось, что меркурианские звёздные сутки равны 58,65 земных суток, то есть 2/3 меркурианского года. Это уникальное для Солнечной системы явление. Явление соизмеримости периодов вращения и обращения Меркурия объясняется, видимо тем, что приливное воздействие Солнца уносило момент количества движения и тормозило вращение, которое было первоначально более быстрым, до тех пор, пока оба периода не оказались в целочисленном отношении. В результате за один меркурианский год Меркурий успевает повернуться вокруг своей оси на полтора оборота. То есть, если в момент прохождения Меркурием перигелия определённая точка его поверхности обращена точно к Солнцу, то при следующем прохождении перигелия к Солнцу будет обращена в точности противоположная точка поверхности, а ещё через один меркурианский год Солнце снова вернётся в зенит над первой точкой. В результате солнечные сутки на Меркурии длятся два меркурианских года или трое меркурианских звёздных суток.

В результате такого движения планеты на ней можно выделить «горячие долготы» — два противоположных меридиана, которые попеременно обращены к Солнцу во время прохождения Меркурием перигелия, и на которых из-за этого бывает особенно горячо даже по меркурианским меркам.

Комбинация движений планеты порождает ещё одно уникальное явление. Скорость вращения планеты вокруг оси — величина практически постоянная, в то время как скорость орбитального движения постоянно изменяется. На участке орбиты вблизи перигелия в течение примерно 8 суток скорость орбитального движения превышает скорость вращательного движения. В результате Солнце на небе Меркурия останавливается, и начинает двигаться в обратном направлении — с запада на восток. Этот эффект иногда называют эффектом Иисуса Навина, по имени библейского героя, остановившего движение Солнца (Нав., X, 12-13). Для наблюдателя на долготах, отстоящих на 90° от «горячих долгот», Солнце при этом восходит (или заходит) дважды.

Интересно также, что, хотя ближайшими по расположению орбит к Земле являются Марс и Венера, Меркурий является ближайшей к Земле планетой большую часть времени, чем любая другая (поскольку другие отдаляются в большей степени, не будучи столь “привязаны” к Солнцу).

Меркурий — самая маленькая планета земной группы. Его радиус составляет всего 2439,7 ± 1,0 км, что меньше радиуса спутника Юпитера Ганимеда и спутника Сатурна Титана. Масса планеты равна 3,3×1023 кг. Средняя плотность Меркурия довольно велика — 5,43 г/см³, что лишь незначительно меньше плотности Земли. Учитывая, что Земля больше по размерам, значение плотности Меркурия указывает на повышенное содержание в его недрах металлов. Ускорение свободного падения на Меркурии равно 3,70 м/с². Вторая космическая скорость — 4,3 км/с.

Близость к Солнцу и довольно медленное вращение планеты, а также отсутствие атмосферы приводят к тому, что на Меркурии наблюдаются самые резкие перепады температур в Солнечной системе. Средняя температура его дневной поверхности равна 623 К, ночной — всего 103 К. Минимальная температура на Меркурии равна 90 К, а максимум, достигаемый в полдень на «горячих долготах» — 700 К.

Несмотря на такие условия, в последнее время появились предположения о том, что на поверхности Меркурия может существовать лёд. Радарные исследования приполярных областей планеты показали наличие там сильно отражающего радиоволны вещества, наиболее вероятным кандидатом в которое является обычный водяной лёд. Поступая на поверхность Меркурия при ударах о неё комет, вода испаряется, и путешествует по планете, пока не замёрзнет в полярных областях на дне глубоких кратеров, куда никогда не заглядывает Солнце, и где лёд может сохраняться практически неограниченно долго.

До недавнего времени предполагалось, что в недрах Меркурия находится металлическое ядро радиусом 1800—1900 км содержащее 60 % массы планеты, окружённое силикатной оболочкой толщиной 500—600 км, так как КА Маринер-10 обнаружил слабое магнитное поле, и считалось, что планета с таким малым размером не может иметь жидкого ядра. Но в 2007 году группа Жана-Люка Марго подвела итоги пятилетних радарных наблюдений за Меркурием, в ходе которых были замечены вариации вращения планеты слишком большие для модели с твёрдым ядром.

Поверхность Меркурия во многом напоминает лунную — она усеяна множеством кратеров. Плотность кратеров различна на разных участках. Предполагается, что более густо усеянные кратерами участки являются более древними, а менее густо усеянные — более молодыми, образовавшимися при затоплении лавой старой поверхности. В то же время, крупные кратеры встречаются на Меркурии реже, чем на Луне. Самый большой кратер на Меркурии назван в честь великого немецкого композитора Бетховена, его поперечник составляет 625 км. Однако сходство неполное — на Меркурии видны образования, которые на Луне не встречаются. Важным различием гористых ландшафтов Меркурия и Луны является присутствие на Меркурии многочисленных зубчатых откосов, простирающихся на сотни километров — эскарпов. Изучение их структуры показало, что они образовались при сжатии, сопровождавшем остывание планеты, в результате которого поверхность Меркурия уменьшилась на 1 %. Наличие на поверхности Меркурия хорошо сохранившихся больших кратеров говорит о том, что в течение последних 3—4 миллиардов лет там не происходило в широких масштабах движение участков коры, а также отсутствовала эрозия поверхности, последнее почти полностью исключает возможность существования в истории Меркурия сколько-нибудь существенной атмосферы.

В ходе исследований проводимых зондом MESSENGER было сфотографировано свыше 80% поверхности Меркурия и выявлено, что она однородна, что отличает Меркурий от Луны или Марса, у которых одно полушарие резко отличается от другого.[4]

Одна из самых заметных деталей поверхности Меркурия — Равнина Жары («лат. Caloris Planitia»). Этот кратер получил своё название, потому что расположен вблизи одной из «горячих долгот». Его поперечник составляет около 1300 км. Вероятно, тело, при ударе которого образовался кратер, имело поперечник не менее 100 км. Удар был настолько сильным, что сейсмические волны, пройдя всю планету, и сфокусировавшись в противоположной точке поверхности, привели к образованию здесь своеобразного пересеченного «хаотического» ландшафта.

Атмосфера и физические поля

При пролёте космического аппарата «Маринер-10» мимо Меркурия было установлено наличие у планеты предельно разреженной атмосферы, давление которой в 5×1011 раз меньше давления земной атмосферы. В таких условиях атомы чаще сталкиваются с поверхностью планеты, чем друг с другом. Её составляют атомы, захваченные из солнечного ветра или выбитые солнечным ветром с поверхности — гелий, натрий, кислород, калий, аргон, водород. Среднее время жизни определённого атома в атмосфере около 200 суток.

Меркурий обладает магнитным полем, напряжённость которого в 300 раз меньше напряжённости магнитного поля Земли. Магнитное поле Меркурия имеет дипольную структуру и в высшей степени симметрично, а его ось всего на 2 градуса отклоняется от оси вращения планеты, что налагает существенное ограничение на круг теорий объясняющих его происхождение.

Меркурий — наименее изученная планета земной группы. Только два аппарата были направлены для его исследования. Первым был «Маринер-10», который в 1974—1975 гг. трижды пролетел мимо Меркурия; максимальное сближение составляло 320 км. В результате было получено несколько тысяч снимков, охватывающих примерно 45 % поверхности планеты. Дальнейшие исследования с Земли показали возможность существования водяного льда в полярных кратерах.

В настоящее время НАСА осуществляет вторую миссию к Меркурию под названием MESSENGER. Аппарат был запущен 3 августа 2004 года. 14 января 2008 года аппарат впервые совершил пролёт мимо своей цели — Меркурия. Для выхода на орбиту вокруг планеты 18 марта 2011 аппарату придётся проделать ещё два гравитационных маневра мимо Меркурия 6 октября 2008 и 29 сентября 2009. MESSENGER также выполнил один пролет мимо Земли в 2005 году (8 февраля), и два пролёта мимо Венеры: 24 октября 2006 и 5 июня 2007, в ходе которых производил проверку оборудования.

Европейским космическим агентством (ESA) совместно с японским аэрокосмическим исследовательским агентством (JAXA) разрабатывается миссия BepiColombo, состоящая из двух космических аппаратов Mercury Planetary Orbiter (MPO) и Mercury Magnetospheric Orbiter (MMO). Европейский аппарат MPO будет исследовать поверхность Меркурия и его глубины, в то время как японский MMO будет наблюдать за магнитным полем и магнитосферой планеты. Запуск BepiColombo планируется на 2013 год, а в 2019 году он достигнет орбиты Меркурия, где и разделится на две составляющие.

Развитие электроники и информатики сделало возможным наземные наблюдения Меркурия с помощью приёмников излучения ПЗС и последующей компьютерной обработкой снимков. Одним из первых серии наблюдений Меркурия с ПЗС-приемниками осуществил в 1995—2002 годах Йохан Варелл в обсерватории на острове Ла Пальма на полуметровом солнечном телескопе. Варелл выбирал лучшие из снимков, не используя компьютерного сведения. Сведение начали применять в Абастуманской астрофизической обсерватории к сериям фотографий Меркурия полученных 3 ноября 2001 а также в обсерватории Скинакас Ираклионского университета к сериям от 1-2 мая 2002 года; для обработки результатов наблюдений применили метод корреляционного совмещения. Полученное разрешённое изображение планеты обладало сходством с фотомозаикой Mariner-10, очертания небольших образований размерами 150—200 км повторялись. Так была составлена карта Меркурия для долгот 210—350°.

Как и Луна, Меркурий не имеет плотной атмосферы, располагается относительно близко к Солнцу и совершает медленные обороты вокруг своей оси, имеющей очень маленький наклон. Поэтому, из-за относительно большой схожести, считается, что колонизация Меркурия может быть осуществлена в основном с использованием тех же технологий, подходов и оборудования, что и колонизация Луны.

Несмотря на близость к Солнцу, теоретически было предсказано существование ледяных шапок на полюсах Меркурия. Это делает полюса наиболее подходящим местом для основания колонии. Кроме того в районе полюсов колебания температур при смене дня и ночи будут не так ощутимы, как в любом другом месте на поверхности Меркурия.

Будучи самой близкой к Солнцу планетой, Меркурий обладает огромными запасами солнечной энергии. Количество приходящей солнечной энергии на единицу площади здесь составляет 9,13 кВт/м² (для Земли и Луны — 1,36 кВт/м²). Так как наклон оси Меркурия к оси эклиптики незначителен (приблизительно 0,01°), то существует вероятность, что на возвышенностях полюсов имеются пики вечного света. Даже если их нет, то они могут быть получены на высоких башнях. Кроме того возможно строительство замкнутого кольца солнечных электростанций в районе полюсов, способных обеспечить непрерывную подачу энергии.

Предполагается, что в почве Меркурия имеется большой запас гелия-3, который может стать важным источником экологически чистой энергии на Земле и решающим фактором в развитии экономики Солнечной системы в будущем. Кроме того на Меркурии могут быть большие залежи богатой руды, доступной для добычи. Эта руда в дальнейшем может быть использована для строительства космических станций.

Меркурий больше по размерам чем Луна (диаметр Меркурия — 4879 км, Луны — 3476 км) и имеет большую плотность из-за массивного железного ядра. В следствие этого ускорение свободного падения на Меркурии составляет 0,377 g, что более чем в два раза больше чем на Луне (0,1654 g) и равняется ускорению свободного падения на поверхности Марса. В силу того, что продолжительное действие пониженной силы гравитации пагубно влияет на состояние здоровья человека, Меркурий более привлекателен как объект долговременного пребывания, чем Луна

Практически полное отсутствие атмосферы, чрезвычайная близость к Солнцу и большая длительность дня (176 земных дней) могут стать серьезными препятствиями на пути заселения Меркурия. Даже при наличии льда на полюсах планеты, наличие легких элементов, необходимых для существования жизни, представляется очень маловероятным. Их нужно будет импортировать. Кроме того в окрестностях Меркурия очень сильна сила притяжения Солнца, что требует больших мощностей для путешествия к Меркурию и от него, чем для других планет. Для достижения Меркурия может быть использовано гравитационное влияние Венеры.

Меркурий в цифрах

Афелий – 69 816 927 км

Перигелий – 46 001 210 км

Большая полуось – 57 909 068 км

Орбитальный эксцентриситет – 0,20530294

Сидерический период – 87,969098 дней

Синодический период – 115,88 дней

Орбитальная скорость – 47,87 км/с

Средняя аномалия – 174,795884°

Наклонение – 3,38° (о. c. э.)

Долгота восходящего узла – 48,330541°

Планета Меркурий: краткое описание и интересные факты

Как выглядит поверхность Меркурия

Меркурий – самая маленькая планета в Солнечной системе, находится на самом близком расстоянии от Солнца, относится к планетам земной группы. Масса Меркурия, примерно в 20 раз меньше земной, естественные спутники у планеты отсутствуют. По предположениям ученых, планета обладает застывшим железным ядром, занимающим, около половины объема планеты, затем следует мантия, на поверхности – силикатная оболочка.

Поверхность Меркурия очень напоминает лунную, и густо покрыта кратерами, большинство из которых имеют ударное происхождение — от столкновения с осколками, которые остались со времен формирования Солнечной системы около 4 млрд. лет потому. Поверхность планеты покрыта длинными глубокими трещинами, которые, возможно, образовались в результате постепенного охлаждения и сжатия ядра планеты.

Планета Меркурий, как её увидел зонд «Мессенджер» в 2011 году

Сходство Меркурия и Луны заключается не только в ландшафте, но и рядом других особенностей, в частности диаметром обоих небесных тел – 3476 км у Луны, 4878 у Меркурия. День на Меркурии равен примерно 58 земным , или в точности 2/3 меркурианского года. С этим связан ещё один любопытный факт “лунного” сходства – с Земли у Меркурия, как и у Луны, всегда видна только “лицевая сторона”.

Тот же эффект был бы, если бы меркурианский день в точности равнялся меркурианскому году, поэтому до начала космической эры и наблюдений с помощью радиолокации считали, что период вращения планеты вокруг оси составляет 58 суток.

Меркурий очень медленно движется вокруг своей оси, зато, очень быстро движется по орбите. На Меркурии, солнечные сутки, равны 176 земных суток, то есть за это время, благодаря сложению орбитального и осевого движений, на планете успевает пройти два “меркурианских” года!

Атмосфера и температура на Меркурии

Благодаря космическим аппаратам, удалось выяснить, что Меркурий обладает крайне разреженной гелиевой атмосферой, в которой содержится ничтожное состояние неона, аргона и водорода.

Что касается собственно свойств Меркурия, то они во многом сходны с лунными – на ночной стороне температура падает до – 180 градусов Цельсия, что достаточно для замерзания углекислоты и сжижения кислорода, на дневной – повышается до 430-ти, что достаточно для плавления свинца и цинка. Тем не менее, за счет крайне слабой теплопроводности рыхлого поверхностного слоя, уже на глубине в метр температура стабилизируется на уровне плюс 75.

Это обусловлено отсутствием на планете заметной атмосферы. Впрочем, некоторое подобие атмосферы все же есть – из атомов, испущенных в составе солнечного ветра, по большей части металлических.

Поверхность Меркурия очень напоминает лунную. Фото с зонда «Мессенджер»

Изучение и наблюдение Меркурия

Наблюдать Меркурий, даже без помощи телескопа, можно после захода Солнца и до его восхода, однако, создаются определенные сложности, вызванные расположением планеты, даже в эти периоды он не всегда заметен.

В проекции на небесную сферу планета видна как звездообразный объект, который не отходит от Солнца дальше чем на 28 градусов дуги, с сильно изменяющимся блеском – от минус 1,9 до плюс 5,5 звездной величины, то есть примерно в 912 раз. Заметить такой объект в сумерках можно только в идеальных атмосферных условиях и если знать, куда смотреть. А смещение «звезды» за сутки превышает четыре градуса дуги – именно за эту “скорость” планета в свое время и получила наименование в честь римского бога торговли с крылатыми сандалиями.

Вблизи перигелия Меркурий подходит так близко к Солнцу, а его орбитальная скорость настолько увеличивается, что для наблюдателя на Меркурии Солнце двигается назад. Меркурий настолько близок к Солнцу, что за ним очень трудно наблюдать.

В средних широтах (в России в том числе), планета заметна, только в летние месяцы и после захода Солнца.

Наблюдать Меркурий на небе можно, но нужно точно знать куда смотреть – планета видна очень низко над горизонтом (левый нижний угол)

Интересные факты о Меркурии

1. Температура на поверхности Меркурия существенно разнится: от –180 С на темной стороне и до +430 С на солнечной стороне. При этом, так как ось планеты почти не отклоняется от 0 градусов, даже на самой близкой к Солнцу планете (на её полюсах), есть кратеры, дна которых никогда не достигали солнечные лучи.

2. Вокруг Солнца один оборот Меркурий делает за 88 земных дней, а вокруг своей оси один оборот за 58,65 дней, что составляет 2/3 одного года на Меркурии. Этот парадокс вызван тем, что на Меркурий влияет приливное воздействие Солнца.

3. У Меркурия напряженность магнитного поля в 300 раз меньше, нежели напряженность магнитного поля планеты Земля, магнитная ось Меркурия наклонена к оси вращения на 12 градусов.

4. Меркурий — наименьшая из всех планет земной группы, он настолько мал, что уступает в размерах самым крупным спутникам Сатурна и Юпитера – Титану и Ганимеду.

5. Несмотря на то, что ближайшими к Земле по расположению орбит являются Венера и Марс , к Земле на протяжении большего периода времени Меркурий располагается ближе , чем какая-либо другая планета.

6. Поверхность Меркурия напоминает поверхность Луны — она, как и Луна, усеяна большим количеством кратеров. Самым большим и важным отличием этих двух тел является присутствие на Меркурии большого числа зубчатых откосов — так называемых эскарпов, которые простираются на несколько сотен километров. Образовались они путем сжатия, которое сопровождало остывание ядра планеты.

7. Чуть ли не самая заметная деталь на поверхности планеты, это Равнина Жары. Это кратер, который получил свое название благодаря расположению недалеко от одной из «горячих долгот». 1300 км – размер поперечника этого кратера. Тело, в незапамятные времена ударившееся о поверхность Меркурия, должно было иметь диаметр не меньше 100 км.

8. Вокруг Солнца планета Меркурий вращается со средней скоростью 47,87 км/с, что делает его самой быстрой планетой Солнечной системы.

9. Меркурию единственному из планет Солнечной системы присущ эффект Иисуса Навина. Этот эффект выглядит следующим образом: Солнце, если бы мы наблюдали его с поверхности Меркурия, в определенный момент должно было бы остановиться на небосклоне, а затем продолжить движение, но уже не с востока на запад, а наоборот – с запада на восток. Это возможно в результате того, что примерно в течение 8 дней скорость вращательного движения Меркурия меньше орбитальной скорости планеты.

10. Не так давно, благодаря математическому моделированию, у ученых родилось предположение, что Меркурий – это не самостоятельная планета, а давно потерянный спутник Венеры. Впрочем, пока нет вещественных доказательств, это не более чем теория.

Описание и особенности Меркурия

Меркурий — планета, первая от Солнца. Она самая маленькая в Солнечной системе, немного больше Луны и в 2,5 раза меньше Земли.

Общие сведения о Меркурии

Планета относится к земной группе, у нее нет естественных спутников. Имеет крупное железно-никелевое ядро, составляющее почти 3⁄4 ее диаметра. Циркуляция расплавленного металла в ядре создает условия для образования магнитного поля. Оно слабее, чем у Земли, примерно в 100 раз.

Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 земных суток, а день на нем продолжается 2 меркурианских года. Такое соотношение нетипично для Солнечной системы.

Со средней скоростью 48 км/с планета движется по необычно вытянутой эллиптической орбите со смещенным центром.

Поверхность Меркурия на первый взгляд похожа на лунную: тоже испещрена кратерами от ударов комет и метеоритов. Видны также следы вулканической активности, которая была характерна для ранних этапов образования небесного тела.

Гипотезы образования

Главной гипотезой о появлении этого небесного тела стала небулярная: Солнце возникло из гравитационно неустойчивого газопылевого облака после взрыва сверхновой звезды около 4,6 млрд лет назад, крупные сгущения газов вокруг нового светила привели к появлению планет, в том числе Меркурия.

В XIX в. возникла версия, что эта планета сформировалась как спутник Венеры и впоследствии была потеряна ею. Эта гипотеза объясняет необычную эллиптическую форму ее орбиты.

Согласно еще одной гипотезе, на заре образования Солнечной системы произошло столкновение Меркурия с Венерой по касательной. В результате этого события Меркурий потерял часть мантии и коры, которые были частично собраны Венерой, а остатки рассеяны в пространстве.

Еще одна версия рассказывает о столкновении Протомеркурия с планетезималью, в 5 раз меньшей его по массе, что привело к потере части верхнего слоя будущей планеты. Эта гипотеза объясняет непропорционально крупный размер ее ядра.

Структура планеты

В центре Меркурия — ядро, покрытое мантией и слоем коры. Если внутреннее строение Земли включает твердый центр и жидкую часть, то сплав, наполняющий центр Меркурия, постоянно находится в жидком агрегатном состоянии. Радиус расплавленного центра планеты — 1800 км. Сверху ядро покрывает силикатная мантия, ее толщина около 500 км.

Высокий эксцентриситет орбиты, а также близкое расположение к Солнцу создают мощный приливный эффект, который заставляет вещество в центре циркулировать.

Ранее считалось, что тело такой величины не может обладать жидким ядром, но в ходе радарных наблюдений были отмечены вариации вращения, не свойственные планетам с твердым центром.

Необычны непропорционально крупные размеры ядра этого небесного тела. Центр Земли, например, составляет 16% от объема небесного тела, тогда как центр Меркурия занимает 70%.

Толщина твердого слоя коры планеты по разным данным составляет от 100 до 300 км.

Химический состав

Основные химические элементы, которые формируют планету, — железо и никель. Они находятся в расплавленном состоянии и наполняют крупное ядро. Установлено, что доля железа в сплаве ядра выше, чем у остальных планет Солнечной системы.

В верхнем слое грунта железа не так много: преобладают кальций, магний и сера. В небольших количествах встречается алюминий.

Состав поверхности этой планеты можно сравнить с базальтовыми породами, встречающимися на Земле, и с составом распространенных метеоритов — хондритов.

При похожем содержании элементов средняя плотность верхнего слоя поверхности Меркурия выше, чем у метеоритов.

Поверхность Меркурия

По многочисленным фотографиям можно сказать, что поверхность планеты напоминает лунную: тоже испещрена кратерами от ударов менее массивных небесных тел. Углубления окружены ореолом от выброса вещества при столкновении с метеоритами. Сила тяжести на Меркурии больше, чем на Луне, поэтому размеры этих ореолов на поверхности Меркурия меньше.

По возрасту следы от ударов метеоритами на Меркурии отличаются друг от друга, некоторые из них уже сильно разрушены, другие сохранили форму.

Отличием поверхности от лунной можно назвать эскарпы — зубчатые уступы горных откосов. Происхождение такого ландшафта объясняется сжатием поверхности коры при сокращении ядра.

Поверхность Меркурия однородна в двух полушариях, общая ее площадь — около 75 млн кв. км.

В формировании рельефа участвовали многочисленные вулканы, об их активности свидетельствуют обнаруженные горные массивы и равнины, некогда залитые лавой.

Атмосфера Меркурия

Основой непостоянной атмосферы Меркурия стали кислород, натрий и водород. Гравитационные силы здесь намного меньше, чем на Земле, их не хватает, чтобы удерживать плотную атмосферу. Слабое магнитное поле тоже не может сохранить атмосферу.

Солнечный ветер приносит пыль от метеоритов и частицы газа вместе с продуктами радиоактивного распада, над поверхностью образуется тонкий слой непостоянной экзосферы. Кроме атомов кислорода и водорода, в ней обнаружены гелий, натрий, летучий элемент калия, некоторые инертные газы. Все они не удерживаются планетой: давление солнечного излучения уносит и рассеивает их в космосе.

Сорванная атмосферная оболочка образует экзосферный след, который тянется за планетой на протяжении 2 млн км и похож на хвост кометы.

Природные условия

Особенность Меркурия — большой перепад температур.

Отсутствие постоянной атмосферы, невысокая скорость вращения и плотность верхнего слоя коры не дают удерживать солнечное тепло. Поэтому одной из особенностей Меркурия является большой перепад температур на обращенной к Солнцу и теневой сторонах. На освещенной части поверхность нагревается до +430°С, ночью может быть около 173°С ниже нуля. Разница почти в 600 градусов по шкале Цельсия в сутки наблюдается только на поверхности планеты.

Планета имеет незначительный наклон оси вращения, что делает полюсы практически недостижимыми для Солнца. Радарные исследования этих областей показали, что на поверхности может находиться лед. Предположительно он покрыт пылью, а толщина слоя льда — около 2 м.

Есть гипотеза, что эти залежи льда образовались во время многочисленных ударов комет. Испарившись при этом, вода переместилась по планете в область полюсов, где заняла углубления в породе и застыла. Присутствие льда может означать, что жизнь на Меркурии возможна.

Орбита и вращение Меркурия

Меркурий делает один полный оборот вокруг своей оси (относительно центра Солнца) за 176 земных суток. Это единственное место в Солнечной системе, где год короче суток. Период полного обращения вокруг Солнца занимает половину меркурианских суток. Синодический период Меркурия составляет 116 суток.

Его орбита необычна вытянутой эллиптической формой, она сильно отличается от траектории движения других планет, больше похожих на круг.

Средняя орбитальная скорость Меркурия 48 км/с.

Он движется быстрее при прохождении перигелия, ускоряясь до 56 км/с, в афелии Меркурий замедляется до 38,7 км/с. Соотношение осевого вращения и орбитального движения вблизи перигелия позволило бы наблюдать с поверхности Меркурия необычное для Земли явление: Солнце постепенно останавливается и вскоре начинает двигаться в обратном направлении.

Магнитное поле

Магнитное поле на Меркурии образуется благодаря эффекту динамо из-за циркуляции расплавленного металла в жидком ядре планеты. Таким же способом образует магнитное поле и Земля, но земная магнитосфера в 100 раз сильнее меркурианской. Магнитное поле здесь образует магнитосферу, которая может повлиять на движение солнечного ветра, но недостаточно сильна, чтобы удержать стабильную плотную атмосферу. Магнитное поле Меркурия неравномерно, в нем обнаружены обширные зоны с низкой напряженностью.

Исследование Меркурия

Меркурий появляется в трудах по астрономии начиная с Древнего Вавилона, описывается в Древнем Китае и Древней Греции как утренняя или вечерняя звезда.

Планета привлекала внимание ученых, но была изучена хуже других из-за сложности его наблюдения с Земли. Космическая эра дала необходимые средства для исследования этой планеты.

Последние исследования Меркурия:

1. В 1974 г. американская межпланетная автоматическая станция «Маринер-10» впервые пролетела около Меркурия на расстоянии 320 километров. Были сделаны многочисленные фотографии поверхности Меркурия, предположено наличие льда.
  2. В 2004 г. НАСА запустило исследовательский аппарат «Мессенджер», который достиг Меркурия в 2008 г. и вышел на орбиту в 2011 г. Искусственный спутник исследовал атмосферу, поверхность и ландшафт планеты, провел анализ соотношения элементов в составе планеты и ее экзосферы. Также была создана первая подробная карта поверхности Меркурия. В 2015 г. зонд упал на планету.
  3. В 2018 г. стартовала миссия под названием BepiColombo, объединяющая исследовательские модули из Европы и Японии, они достигнут Меркурия в 2025 г. и будут исследовать атмосферу и его магнитное поле.

Роскосмос планирует отправку аппарата для совершения первой посадки на поверхность Меркурия, старт готовится к 2030 г.

Краткая характеристика и основные сведения о планете Меркурий

Фото Меркурия, сделанное автоматической межпланетной станцией «Мессенджер» / NASA

Меркурий считается первой планетой Солнечной системы, ведь он располагается ближе всех к светилу. Первые упоминания о планете относятся к XIV в. до н.э., а названа она в честь древнеримского бога торговли. Меркурий обладает рядом уникальных особенностей, которые выделяют его среди всех остальных планет, вращающихся вокруг Солнца.

Масса и размеры планеты

С 2006 г. Меркурий официально считается самой маленькой планетой Солнечной системы, так как Плутон, который раньше носил это звание, был «переквалифицирован» в карликовые планеты. Радиус Меркурия составляет всего лишь 2439,7 км. При этом полярный и экваториальный радиус планеты не отличаются, то есть на Меркурии не наблюдается полярного сжатия, характерного для всех остальных планет.

Интересно, что даже два спутника планет-гигантов, Ганимед и Титан, обгоняют по радиусу (а значит, и по объему), Меркурий! Объем планеты примерно в 18 раз меньше объема Земли.

Невелика и масса планеты, которая составляет только 5,5% от земной массы. Впрочем, хотя бы по этому показателю Меркурий обгоняет спутники Ганимед и Титан.

Орбита Меркурия

Орбита Меркурия имеет форму эллипса, чей эксцентриситет (мера отклонения эллипса от идеальной окружности) равен 0,206. Это наибольший эксцентриситет среди всех планет. Расстояние от Меркурия до Солнца меняется от 46 до 69,8 млн км, а средняя дистанция составляет 57,9 млн км.

Один оборот вокруг Солнца Меркурий совершает примерно за 87,969 дней. При этом его линейная скорость меняется от минимума в 38,7 км/с до максимума в 56,6 км/с. Таким образом, Меркурий является рекордсменом и по линейной, и по угловой скорости среди планет Солнечной системы.

Однако Меркурий очень медленно вращается вокруг собственной оси. Один оборот он совершает за 58,646 дней. Особенно удивительным является соотношение между длительностью меркурианского года и меркурианских суток. Оно в точности равно 1,5 (87,969/58,646 = 1,5)! То есть на каждые два оборота Меркурия вокруг звезды приходится ровно 3 оборота планеты вокруг собственной оси. Точного объяснения этого явления пока нет, хотя предполагается, что оно связано с воздействием приливных сил со стороны Солнца.

В XIX в. было замечено, что орбита Меркурия не вполне совпадает с расчетной и обладает некоторой аномальной прецессией. Это подтолкнуло физиков к пересмотру всей теории ньютоновской гравитации, что в конечном итоге привело к созданию теории относительности Эйнштейна, которая прекрасно объяснила эту прецессию.

Меркурий не имеет ни одного спутника. В Солнечной системе только Венера обладает такой же особенностью.

Структура Меркурия

Атмосфера у планеты есть, но она весьма условна. Её давление в 500 млрд раз меньше, чем атмосферное давление Земли. Состоит атмосфера из атомов газов и металлов, выбитых из поверхности – кислорода, гелия, натрия, калия, водорода.

Предполагается, что Меркурий имеет очень большое ядро радиусом 1800 км, которое является жидким (в то время как ядра Венеры, Марса и Земли являются твердыми). Над ним располагается тонкий слой мантии толщиной 600 км. Ещё выше располагается кора. Раньше считалось, что ее толщина колеблется от 100 до 300 км, но последние исследования дают другую оценку: 26±11 км. Отличительной чертой Меркурия является чрезвычайно высокая концентрация железа в ядре.

Геологической активности на планете почти не наблюдается, причем предполагается, что активные процессы прекратились более 3,5 млрд лет назад. Из-за этого, а также из-за отсутствия атмосферы и атмосферных явлений (ветров, дождей и т.п.), поверхность планеты почти не меняется. Поэтому на ней сохранилось множество кратеров с древнейших времен.

Климат

Из-за близости к Солнцу солнечная сторона Меркурия прогревается до 427° С. Однако из-за отсутствия атмосферы полушарие, находящееся в тени, успевает остыть до –183° С. Некоторые кратеры настолько глубоки, что на их дно никогда не падают солнечные лучи, поэтому там можно обнаружить лёд.

Список использованных источников