Стрижонок Скрип – краткое содержание с планом рассказа Астафьева

В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип, с. 82

Мар 19

В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип, с. 82

Ответы к стр. 82

  • Выпиши слова из рассказа Астафьева, которые помогают представить Скрипа.

В ылупился, удивлённо пискнул, первый стрижонок, подрос, появились перья, всё время хотелось есть, храбрый, растопырил крылья, полетел, сделался стремительным, сильным.

  • Восстанови последовательность событий в плане рассказа Астафьева “Стрижонок Скрип”.

1. Рождение стрижонка.
2. Мама прилетела.
3. Встреча с разбойником-соколом.
4. Смерть мамы-стрижихи.
5. На помощь приходят другие стрижи.
6. А что же там, за пределами норки? Первый полёт.
7. Пора на свободу.
8. Постройка своего гнезда.
9. Встреча с мальчишками.
10. В тёплые края.

  • Проведи небольшое исследование. Сравни научно-познавательный текст о стрижах из энциклопедии и художественный рассказ Астафьева. Обрати внимание на изобразительно-выразительные средства.

СТРИЖИ

Трудно определить разницу между концом апреля и началом мая, так как некоторые дни не похожи ни на то, ни на другое: они скорее напоминают февраль. Но когда растаял очередной снег и небо снова приняло безмятежно весенний вид, высоко в небе появились тёмные птицы. Силуэт этих птиц напоминает серп луны. Оперение их чёрного цвета, полёт необыкновенно стремителен, а голос – пронзительный визг. Это стрижи. Только увидев их, можно поверить, что наступил май. Стрижи возвращаются в наши края последними. Это бывает тогда, когда устанавливается тёплая весенняя погода, и насекомые, которыми питаются многие наши птицы, носятся в воздухе.

Стрижи – настоящие дети воздуха: здесь они добывают себе пищу, находят строительный материал для гнёзд. На землю они по доброй воле не садятся. А если птичья судьба сыграет с ними такую злую шутку, то поднимаются они с земли с большим трудом. Но как хороши стрижи в воздухе! Длинные, слегка изогнутые крылья позволяют им делать головокружительные развороты, движения их быстры и необыкновенно легки.

Во время полётов стрижи ловят мошек, комаров и других крылатых насекомых. В хорошую погоду воздух сухой, и насекомые могут летать высоко над землёй. Перед дождём, в сырую погоду, воздух содержит много влаги. Насекомые намокают. Им трудно подниматься вверх, и они летают близко от поверхности земли.

ИЛИ (из Энциклопедии):

При внимательном рассмотрении можно отличить ласточку от стрижа по внешности. Так, у ласточки грудка белого цвета, а стриж лишь под клювом имеет белое пятно. Строение лапки ласточки типично для многих птиц: три пальца расположены спереди, а один сзади. У стрижа все четыре пальца находятся спереди. Стриж не сидит на ветках или проводах, но умело карабкается по шероховатой вертикальной поверхности. Ноги у стрижей очень маленькие. Стрижи не ходят. Вся жизнь стрижей проходит в воздухе, где они не только едят и пьют, но и собирают материал для гнезда, купаются. Стриж более крупный, его крылья длиннее и более узкие, похожие на серп или изогнутую саблю, а хвост короче и шире, чем у ласточки. Стриж самая быстрая птица. Скорость его полета может достигать 160 км/ч. Он летит только по прямой и никогда не складывает крылья. Для поворота стрижу нужно сделать большой вираж. Стрижей отличает то, что в полёте они постоянно кричат. Их и прозвали стрижами за характерный крик, похожий на «стри-и». В кладке стрижа всего 2—3 яйца.

Параметры сравнения«Стрижонок Скрип»НПТ
ТемаО стрижахО стрижах и ласточках
СодержаниеСюжетная линияНаучные факты из жизни стрижей
ЯзыкСредства художественной выразительностиНаучные термины
Авторское отношениеЧётко выраженоНет
Наличие главной мыслиНаличие главной мыслиНе требуется
  • Где ты будешь искать информацию об Астафьеве? Запиши.

В энциклопедии, в Интернете, статьи в словаре.

Урок литературного чтения “В.А.Астафьев “Стрижонок Скрип”

Предметные: уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением.

Коммуникативные: уметь стоить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия

Личностные: проявлять интерес с творчеству В.А. Астафьева, осознавать что побеждает в жизни тот, кто умеет быть заботливым и смелым.

1. Включение в учебную деятельность.

– Давайте настроимся на урок. Прочитайте предложения на доске. (Слайд 2). Презентация

Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!

2. Речевая разминка

– Ребята, так как нам на уроке литературного чтения предстоит много читать и отвечать на вопросы, давайте проведем речевую разминку.

Прочитайте строки стихотворения: медленно проговаривая каждый слог, с понижение голоса, с повышением голоса, выразительно. (Слайд 3)

Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь
.

3. Сообщение темы и цели урока.

– Мы продолжаем наше путешествие по Зеленой стране, которую населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе.

Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные. У нас есть все для путешествия в эту страну. Уши, чтобы слышать; глаза, чтобы видеть; сердце, чтобы все понять!

Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране Природа.

– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “природа”. Составьте кластер “Природа”. (Красота, птицы, животные, отдых, источник света, тепла и т.д.)

– Почему я заговорила о природе? (Раздел, который мы изучаем называется “Природа и мы”).

– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Виктора Петровича Астафьева “Стрижонок Скрип”) (Слайд 4)

– Что вы запомнили об авторе, т.е Викторе Петровиче Астафьеве?

– Почему автор так назвал произведение?

– Сегодня мы продолжим работать над этим произведением.

– Как вы думаете, для чего я решила остановиться на этом рассказе? Какие цели мы можем поставить перед собой? (Охарактеризовать героев, проанализируем какие уроки жизни получил стрижонок, составим план произведения.)

4. Актуализация ранее изученного

– Вам было задано прочитать это произведение выразительно. Давайте проверим, как вы знакомы с текстом.

Четверо обучающихся выполняют Тест “Стрижонок Скрип” на нетбуках. Остальные отвечают на мои вопросы строками из текста.

(Коллективная работа над содержанием произведения, выборочное чтение)

– Прочитайте, что увидел стрижонок, вылупившись из яйца?

– Как погиб папа стрижат?

– Что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

– Что хотелось сделать Скрипу когда он немного подрос?

– Почему мама не пускала его и била по голове? (Слайд 5)

– Что нового узнали о стрижах?

(Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей). (Слайд 6)

– Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв “Тиу”.

– Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью).

– Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный народ). Прочитайте. Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?

– Сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат; пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение.

– Что заставило Скрипа заняться строительством норки?

(Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты).

– Как Скрип понял, что норка у него маленькая?

(Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие). (Слайд 7)

– Прочитайте ощущение птички, находящейся в руках мальчика. Что пережил Скрип? (Страх). Почему?

– Подумайте, какую мысль приводит в этой главе Астафьев параллельно с жизнью птички? (Вторжение человека в природную жизнь губительно и страшно)

– Почему стрижи “сделались беспокойными”?

(Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это – комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелет птиц. Отсутствие питания).

– Вам было предложено составить рекламу этого произведения. Что у вас получилось? (2-3 уч-ся)

Физкультминутка для глаз

5. Этап упражнения в применении знаний, умений и навыков. Работа в группах.

Упражнение “Уроки жизни”

– Я предлагаю поработать в группе, посоветоваться и ответить на вопрос:

– Какие уроки усвоил Скрип, проследите по тексту?

1. Отбило охоту отнимать еду у других.

2. Опасно вылезать из норки, риск разбиться.

3. У маленьких птиц есть враги.

4. Опасность должна сплачивать стаю.

5. Без мамы холодно.

6. “Хорошо, когда умеешь летать!”

7. Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

– Подумайте, какие уроки жизни полезны и для вас.

– Мы говорим о скрипе, но ведь в рассказе присутствуют и другие герои. Назовите их.

– Составьте синквей. Первая группа – Белое Брюшко, второй группе – Стрижонок Скрип, третьей группе – стрижиха, четвертой группе – стая стрижей.

Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Белое Брюшко.
Храбрый, внимательный.
Учил, защищал, атаковал, правил.
Заботился о стрижах.
Вожак.

Стрижонок Скрип
Любознательный, трудолюбивый, сильный
Не слушается, летает, строит, выживает
Стал стремительным и сильным
Приносит лето

Стрижиха
Строгая, заботливая, смелая
Кормит, воспитывает, оберегает
С ней очень хорошо
Мать.

Стрижи
Дружные, милосердные
Учат, кормят, оберегают
Помогают выжить
Народ

6. Составление плана рассказа. Упражнение “диафильм”. Фронтальная работа.

(Чтение и деление текста на части, вывешивание рисунков)

1. Первый день стрижей.

2. Жизнь стрижиной семьи.

4. Забота о сиротках.

5. Стрижи учатся летать.

7. Пора в дорогу.

7. Рефлексия. Итог урока.

Каждой группе предлагается задание. В конвертах лежат листочки. Прочитайте их. Что на них записано? Выберите из всех пословиц ту, которую можно отнести к рассказу Астафьева “Стрижонок Скрип”.

При солнышке тепло, при матери добро

“Дело словом не заменишь”

“Не страшись, да и не хвались”

“На друга надейся, а сам не плошай!”

“Один за всех, все за одного”.

“Больше дела, меньше слов”

“Мир не без добрых людей”.

“Хозяин всегда себе дело найдет”

“Страшна беда, пока не пришла”

“Учись смолоду – пригодится в старости”.

“У страха глаза велики”

“Глаза страшат, а руки делают”

– Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки.

– Какое задание понравилось больше?

– Какое задание было трудно выполнить?

Читайте также:  Созвездие Рака – доклад сообщение

Выберите из конверта листик такого цвета, каким бы вы оценили свою работу на уроке и приклей на наше дерево.

Зеленый – Урок полезен, все понятно.

Желтый – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Стрижонок Скрип
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок литературного чтения на тему “Стрижонок Скрип” (1 урок) определяет следующие цели:

познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализиро­вать поступки героев, составлять сравнительное описание на ос­нове текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бе­режное отношение к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
strizhonok_skrip.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК № 70 Класс: 4 – Б Дата: 27.02.2020

Тема: В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; расширить знания о стрижах и лебедях; прививать любовь и бережное отношение к животным.

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Личностные: умение удерживать учебную задачу, ценностное эмоциональное отношение к произведению.

Тип урока: у рок открытия новых знаний.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, литературное чтение, 4 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, – М: Просвещение, 2014 (Школа России), портрет В. П. Астафьева, книга В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип», записи на доске, карточки со словами, индивидуальные карточки.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, рабочие тетради, карточки для работы в группах, индивидуальные наборы для оценивания: зеленый квадратик: мне все понятно, отлично; желтый квадратик: мне все понятно, но есть еще ошибки; красный квадратик: мне не все понятно, требуется помощь.

– чтение рассказа (приложение 1) упражнением «Робот» (по команде «Пуск» начинаем читать, по команде «Стоп» останавливаемся, закрываем глаза)

II. Проверка домашнего задания

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кабан».

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте слова: Чтение без размышления – пустое занятие (на доске)

Прочитайте хором, выделяя голосом прилагательное.

Подберите к этому прилагательному синоним (бесполезное, ненужное)

Я думаю, сегодня наш урок вызовет у вас размышления и, значит, не будет пустым, бесполезным.

И так, ребята, в путь за новыми знаниями, новыми размышлениями.

Первое размышление (строки на доске)

Человек – дитя природы и, как дитя родное, должен относиться к своей матери Земле, ибо без неё нам не прожить.

Чтение с доски слов и выделение голосом с уществительных , г лаголов.

Что хотел сказать автор нам, читателям? Определите главную мысль этого предложения (человек и природа неотделимы друг от друга).

Попробуйте догадаться, кто написал эти строки.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство с творчеством В.П.Астафьева.

Работа в парах (приложение 2)

Возьмите листочки и в первой строчке узнаете, с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться? ( С творчеством Виктора Петровича Астафьева)

1.МЛКОПРВИКТОРЖЭЖУПЛПЕТРОВИЧЖВДАЛПАСТАФЬЕВЛА
2.ЛАКЛМТДЮБОВСЯНКАЭЖОЛППКРАСНОЯРСКОГОКРАЯДЩЗС
3.МУДПВСЕМЬЕДЛКРЕСТЬЯНИНАОПТИЮТБАБУШКАДУДКПЖ
4.УЛАПЛУКОРИРТЛСОЛДАТОМЭДЕЛРОЛЩНЛЕУДУКАЖПОРЮ
5.СЛЕСАРЕМЖОШГГРУЗЧИКОМЖДВАХТЁРОМДОУЧИТЕЛЕМУ
6.ВДЖЦКДПГРАЖДАНСКИЙЧЕЛОВЕКЛЖАЛПЬИЬАДЛШНЫОН
7. ДУКАЖПТЮШНСТРИЖОНОКСКРИПМЛКОПРВДЗХР

– Во второй строке узнайте, в каком селе и крае он родился? (в селе Овсянка Красноярского края)

– В третьей строчке найдите, в какой семье он родился и кто занимался его воспитанием?

( в семье крестьянина, воспитывала бабушка)

– 4 строка: Кем он был на фронте во время ВОВ? ( солдатом)

(Получил тяжёлое ранение и контузию. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семёновной Корякиной, ставшей его женой. В 1945 г. вместе демобилизовались и поехали на родину жены – в г. Чусовой (Пермская область). Таким образом, мы можем сказать, что он наш земляк.

– 5 строка: Кем работал, когда вернулся с фронта? (слесарем, грузчиком, вахтёром, учителем)

– 6 строка: Найдите название первого его рассказа. (Гражданский человек)

– 7 строка: Найдите название произведения, которое будем читать сегодня. «Стрижонок Скрип» (показ книги «Стрижонок Скрип»).

– что вы узнали о стрижах из текста, который прочитали на пятиминутке чтения?

– задайте вопрос по тексту, который поможет определить, насколько точно твой одноклассник понял его содержание.

2. Работа с текстом

2.1.Словарная работа (приложения 3 – 5)

БЕСЦЕРЕМОННО – (беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости).

ЗАПОЛОШНО – (суматошно, неспокойно, взбалмошно).

ЛЕПИТЬСЯ – (располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному).

ЯР – (крутой берег, обрыв).

– Подберите синонимы к словам.

СЕРЬЕЗНЫЙ – (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный).

ПОТУХЛО – (погасло, прекратилось).

– Подберите антонимы к словам.

МЕРЦАЛА – (темнела, мрачнела).

ТРЕВОГА – (покой, спокойствие).

2.2.Чтение и анализ 1 части «Приятная суета в норке».

– с чего все началось? (Стрижонок первый вылупился из яичка);

– где появился птенец? Что представляло собой жилище стрижа? (Это глубокая норка в берегу);

– почему постоянно мерцало пятнышко света? (Норка узкая, когда мама стрижонка направлялась вдоль нее, вход закрывался);

– прочитайте, как стрижиха-мать заботилась о появлении потомства?;

– с чем сравнивает Скрип капли дождя?;

– какими на свет появляются птенцы? (Без оперения);

– прочитайте, чем порадовала мама-стрижиха своего первенца;

– что главное в этой части?;

– о ком рассказано подробно? Почему?

(Звучит фонограмма «Звуки леса»). Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки леса.

2.3.Чтение и анализ 2 части «Мама-стрижиха».

– почему вторую каплю дождя мама отдала не Скрипу, да еще и оттолкнула? ( Так как потомство стрижей большое, если кормить только одного птенца, остальные умрут);

– прочитайте, на что рассердился Скрип и как проучила его мама?;

– какой вывод после этого случая сделал для себя Скрип? (Что мама у них серьезная и строгая);

– найдите в тексте слова, характеризующие мать-стрижиху. Как называются эти поэтические средства? (Эпитеты: серьезная и строгая (мама); старательная (мать);

– почему «с рассвета и до вечера» носилась мама над берегом?;

– как погиб папа стрижат?;

– что думают люди, глядя с берега на суету птиц?

– что нового узнали из 2 главы о стрижах? (Живут и строят норы в глиняном берегу над рекой. Точнее называются ласточки-береговушки. Живут стаей);

– что главное во 2 части?;

– о ком или о чем рассказывает автор подробно? Почему?

2.4.Чтение и анализ 3 части «Сколько врагов у проворных стрижей!»

– самостоятельное чтение 3 части;

– о чем вы узнали из 3 части?;

– что интересовало подросшего птенца?;

– кто и зачем прервал эксперимент Скрипа? (Мама уволокла птенца, чтобы неразумный не разбился);

– прочитайте эпизод о врагах стрижей;

– прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!»;

– почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью);

2.5. Чтение и анализ 4 главы «Гибель мамы-стрижихи».

– самостоятельное чтение 4 части;

– расскажите о гибели мамы-стрижихи;

– какую ошибку допустил вожак? (Рано дал отбой);

– почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? ( Так как стрижи — дружный народ);

– как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам? Прочитайте;

– сравните законы природы у животных (птицы выкармливают осиротевших птенцов; зайчихи кормят любых зайчат, пингвины устраивают детские ясли, согревая всех детенышей) и у людей. Выскажите свое мнение;

– какое настроение вызвало у вас прочтение этой главы? Почему?;

– соотнесите иллюстрацию в учебнике (с. 101) с текстом.

VI. Рефлексия.
Выберите любую фразу и продолжите
Урок дал мне для жизни …
Мне было сложно …
Меня удивило …
Сегодня я узнал …
Мне захотелось …

Поясните смысл пословицы «При солнышке — тепло, а при матери – добро».

VIII. Домашнее задание: перечитать главы 1 – 4 (с. 97 – 100), составить план и по плану рассказать о маме-стрижихе.

Стрижи – ласточки-береговушки. Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Основной скрепляющий материал для гнезда – слюна. Она быстро застывает на воздухе. Родители не устают кормить своих птенцов. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых.

Эти маленькие птички могут развивать невероятную скорость в 170 км/час, в этом деле они настоящие чемпионы. Характерной особенностью стрижей есть то, что они умеют только летать. Для того, чтобы взлететь им необходим трамплин или возвышенность. Пьют и едят на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мелкие букашки. В полете они могут есть, пить, купаться, подыскивать строительные материалы для своего жилища и даже спать. «Дружный народ стрижи».

1.МЛКОПРВИКТОРЖЭЖУПЛПЕТРОВИЧЖВДАЛПАСТАФЬЕВЛА
2.ЛАКЛМТДЮБОВСЯНКАЭЖОЛППКРАСНОЯРСКОГОКРАЯДЩЗС
3.МУДПВСЕМЬЕДЛКРЕСТЬЯНИНАОПТИЮТБАБУШКАДУДКПЖ
4.УЛАПЛУКОРИРТЛСОЛДАТОМЭДЕЛРОЛЩНЛЕУДУКАЖПОРЮ
5.СЛЕСАРЕМЖОШГГРУЗЧИКОМЖДВАХТЁРОМДОУЧИТЕЛЕМУ
6.ВДЖЦКДПГРАЖДАНСКИЙЧЕЛОВЕКЛЖАЛПЬИЬАДЛШНЫОН
7. ДУКАЖПТЮШНСТРИЖОНОКСКРИПМЛКОПРВДЗХР

Стрижонок Скрип

Краткое содержание рассказа “Стрижонок Скрип”:

Рассказ “Стрижонок Скрип” – читать:

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно. Лишь далеко-далеко тускло мерцало пятнышко света. Стрижонок испугался этого света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме-стрижихе. Она прижала его крылышком к себе. Он задремал, угревшись под крылом. Где-то шёл дождь, падали одна за другой капли. И стрижонку казалось, что это мама-стрижиха стучит клювом по скорлупе яйца. Она так же стучала, перед тем как выпустить его наружу.

Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц.
А самой мамы не было.

— Скрип! — позвал её стрижонок.

— Скрип! Скрип! Скрип! — повторили за ним братья и сестры. Видно, всем понравилось, что они научились звать маму, и они громче и дружней запищали:
— Скрип! Скрип! Скрип!

И тут далёкое пятнышко света потухло. Стрижата притихли.
— Скрип! — послышалось издалека.

“Так это же мама прилетела!” — догадались стрижата и запищали веселей.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу — первому стрижонку.

Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.
— Скрип! — сказал он. Ещё, мол, хочу.

— Скрип-скрип! — радостно ответила мама-стрижиха. Сейчас, дескать, сейчас.

И опять её не стало. И опять стрижата тоскливо запищали. А первый стрижонок кричал громче всех. Ему очень уж понравилось, как мама-стрижиха поила его из клюва.
И когда снова закрылся свет вдали, он что было духу закричал:

— Скрип! — и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут крылом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама-стрижиха отдала не ему, а другому стрижонку. Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели есть. Когда мама принесла мошку и отдала её другому стрижонку. Скрип попытался отнять её. Тогда мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других.

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. Её не разжалобишь писком.

Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип вместе с братьями и сестрами. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень много. В каждой норке жили стрижата. И были у них папы и мамы. А вот у стрижонка Скрипа папы не было. Его сшибли из рогатки мальчишки. Он упал в воду, и его унесло куда-то. Конечно, стрижата не знали об этом. Маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что стрижиха и все стрижи играют над рекой.

Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть!

А ещё ему хотелось выглянуть из норки и посмотреть, что же оно там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветряные запахи на крыльях.

Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, перебирая слабыми лапками, тем больше и ярче делался свет. Боязно!

Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз. Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы. Но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки — и раз-раз его клювом по голове. Сказала сердито:
— Скрип-скрип! — и ещё по голове, и ещё по голове.

Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха так волнуется. Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей! Сидит на вершине берёзы страшный быстрый сокол и подстерегает их. Скоком-прыгом подходит к норкам клюватая ворона. Тихо ползёт меж камней чёрная гадюка. Побольше подрос Скрип, догадываться об этом стал. Ему делалось жутко, когда там, за норкой, раздавалось пронзительное “тиу!”. Тогда мама-стрижиха бросала всё, даже мошку или каплю воды, и, тоже крикнув грозное “тиу!”, мчалась из норки.

И все стрижи с криком “тиу!” высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела.

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом — разбойником соколом. Сокол был не только быстрым, но и хитрым. Он сделал вид, что отступает. Вожак стрижей — Белое брюшко — дал отбой, крикнув победоносное “тиу!”. Но мама-стрижиха ещё гналась за соколом, чтобы уж навсегда отвадить его летать к стрижиньм норкам.

Тут сокол круто развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях. Только щепотка перьев кружилась в воздухе, Перья упали в воду, и их унесло. Долго ждал стрижонок Скрип маму. Он звал её. И братцы и сестрёнки тоже звали. Мама-стрижиха не появлялась, не приносила еду.

Потускнело пятнышко света. Настала ночь. Утихло всё на реке. Утихли стрижи и стрижата, пригретые папами и мамами. И только Скрип был с братьями и сестрами без мамы. Сбились в кучу стрижата. Холодно без мамы, голодно. Видно, пропадать придётся.

Но Скрип ещё не знал, какой дружный народ стрижи! Ночью к ним нырнул вожак — Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого комара. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко.

Выросли стрижата. Не пропали. Пришла пора покидать им родную норку, как говорят, становиться на крыло — самим добывать себе пищу и строить свой дом. Это было радостно и жутко!

Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку или капельку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на писк Скрипа, подтащил его к устью норки и вытолкнул наружу.

Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и. полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу.

— Скрип! Скрип! — испуганно закричал стрижонок, захлебнувшись ветром, и увидел под собою воду. — Скрип! Скрип!

“А если я упаду?” — с ужасом подумал он. Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом.

Потом крики стрижей остались позади. Свист крыльев и гомон птичий угасли. И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой! И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: “Скрип!” — и закружился, закружился над рекой, над берегом, над лесом. Даже в облако один раз залетел. Но там ему не понравилось — темновато и одиноко. Он спикировал вниз и заскользил над водою, чуть не касаясь её брюшком.

Хорошо жить! Хорошо, когда сам умеешь летать! Скрип! Скрип! А потом Скрип и сам стал помогать стрижам — вытаскивал из норок стрижат и тоже гнал их над рекой вместе со всеми стрижами и кричал: — Скрип! Скрип! Держи его! Догоняй.

И ему было весело смотреть, как метались и заполошно кричали молоденькие стрижата, обретая полёт, вечный полёт!

Скрип много съел в этот день мошек, много выпил воды. Ел и пил он жадно, потому что стрижи всегда в движении, всегда в полёте. И оттого надо им всё время есть, всё время пить. Но день кончился. Он ещё раз плюхнулся белым брюшком на воду, схватил капельку воды, отряхнулся и поспешил к своей норке. Но найти её не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку, а сейчас все норки казались ему одинаковыми. Норок много, разве их различишь? Скрип сунулся в одну норку — не пускают, в другую — не пускают. Все стрижиные дома заняты. Что же делать? Не ночевать же на берегу? На берегу страшно. В норке лучше.

И Скрип начал делать свою норку. Выскребал глину остренькими когтями, выклёвывал её и уносил к воде, снова возвратился к яру и опять клевал, скрёб, а в землю подался чуть-чуть.

Устал Скрип, есть захотел и решил, что такой норки ему вполне хватит. Он немного покормился над рекой и завалился спать в свою совсем ещё не глубокую норку.

Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами! Но ничего попались ребятишки, хорошие, выпустили Скрипа. Он полетел над рекой и со страху крикнул:
— Тиу!

Все стрижи высыпали из норок, глядят — никого нет. Ребятишки уже ушли, сокол не летает. Чуть было не побили стрижи Скрипа, но пожалели — молодой ещё.

Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё, и принялся снова работать. Он так много раз подлетал к своей норке, чтобы унести глину, так пробивался в глубь яра, что норку эту отличал уже ото всех. Как-то опять пришли мальчишки, засунули руку, чтобы вытащить Скрипа, а достать не могут. Скрип вертел головою и, должно быть, насмешливо думал: “Шалишь, братцы мальчишки! И вообще совесть надо иметь!” Хорошо, спокойно жилось в своей норке. Теперь Скрип наедался и напивался досыта, сделался стремительным, сильным. Но вот отчего-то сделались беспокойными стрижи. Они почти не находились в норках, а всё летали, кружились, лепились на проводах и часами сидели молча, прижавшись один к одному. А потом с визгом рассыпались в разные стороны, присаживались к осенним лужам, заботливо клевали глину и снова сбивались в стаи, и снова тревожно кружились. Эта тревога передалась и Скрипу. Он стал ждать, сам не зная чего, и в конце августа, на рассвете, вдруг услышал призывный голос вожака Белое брюшко.
— Тиу! — крикнул вожак.

В голосе его на этот раз не было угрозы. Он звал в отлёт. Взмыл Скрип и видит: всё небо клубится. Тучи стрижей летят к горизонту.

— Тиу! — звал вожак.

И стайка Скрипа помчалась вдаль, смешалась с другими стаями. Стрижей было так много, что они почти заслонили собой разгорающуюся в небе зарю.

— Скрип! Скрип! — тревожно и тоскливо кричали стрижи, прощаясь до следующего лета с родным краем.

— Скрип! До свидания! — крикнул и стрижонок Скрип и помчался за леса, за горы, за край земли.

— До свидания, Скрип! До свидания! Прилетай в свою норку! — кричали вслед Скрипу мальчишки-рыбаки.

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они тоже в одну ночь и приносят с собою лето.

Скучно без стрижей на реке. Чего-то не хватает. Где ты, маленький Скрип? В каких краях и странах? Возвращайся скорее! Приноси нам на крыльях лето!

Рассказ Астафьева В.П. “Стрижонок Скрип” входит в школьную программу по литературе для 4 класса.

Астафьев Виктор рассказ “Стрижонок Скрип”

Читательский дневник по рассказу Виктора Астафьева “Стрижонок Скрип”

Автор: Астафьев, Виктор Петрович

Число страниц: 14

Жанр: рассказ о животных

Главные герои: Скрип, вожак, мама Скрипа.

Характеристика главных героев:

Скрип — проворный, ненасытный птенец.

Немного наглый, но добрый и наивный.

Мама — строгая, справедливая и трудолюбивая.

Заботилась о своих птенцах.

Стрижи — отважные и смелые.

Помогли Скрипу стать самостоятельным.

Краткое содержание рассказа “Стрижонок Скрип” для читательского дневника

В гнезде, которое было устроено в виде глубокой норки, однажды родился Стрижонок Скрип.

Скрипом его прозвали за голос — так птенцы зовут маму.

А у героя была только мама, еще несколько братьев и сестер.

Папы не было — он был убит мальчишками из рогатки.

Мама стрижонка старалась, как могла, постоянно летала за комарами, мошками, ведь птенцы быстро росли.

Скрип первым стал проявлять любопытство и заинтересовался вопросом, есть ли в мире что-то кроме норы?

Он чуть не выпал из норки, но вовремя появилась мама, наказав сыночка.

Но вот пришло несчастье, маму утащил сокол, когда стрижи отбивались от этого своего врага.

Холодно, голодно стало деткам — стрижатам, но стая не бросила их.

И пришло время учиться летать.

Вожак подтащил маленького Скрипа к краю норки и вытолкнул наружу.

Птенец сначала перепугался, но быстро полетел, а вся стая подгоняла его.

Герой немного боялся упасть, особенно когда увидел воду под собой, но вскоре освоился и даже полетел в облако.

Так долго в тот день летал стрижонок, что потерял свою норку, и пришлось рыть свою.

Первый раз норка получилась мелкой, неудобной.

Из-за чего его вытащили мальчишки.

Пришлось Скрипу постараться и вырыть норку побольше.

Теперь его уже не могла достать ни чья рука.

А потом стрижам пришло время улетать, и они попрощались с родным берегом и с мальчишками.

План рассказа:

1) Появление стрижонка на свет.

2) Невоспитанный Скрип.

3) Урок от матери.

4) Обида на родственников.

5) Тоска по папе.

6) Герой учится летать.

7) Прощание с домом.

Рисунок — иллюстрация

Главная мысль

Хорошо маленькому ребенку, когда рядом есть папа и мама, или те, кто позаботятся о нем.

Чему учит произведение “Стрижонок Скрип”

Рассказ учит нас: бережно относится к природе родного края, не разорять птичьих гнезд, не стрелять птиц из рогатки.

Краткий отзыв к рассказу “Стрижонок Скрип” для читательского дневника

Произведение о многом заставляет задуматься.

Прежде всего, о том, что нужно быть послушным, терпеливым.

А птенцу было тяжело мириться с тем, что кроме него, еще кто-то хотел кушать.

Во-вторых, рассказ учит нас самостоятельности.

Нужно быть благодарным своим родителям, но учиться жить самостоятельно.

Также история замечательно описывает рождение, взросление и становление маленького стрижа.

Мы узнаем, как живут эти веселые, юркие птички, а также зачем им нужны длинные норки, каких врагов им приходится опасаться.

Этот рассказ очень познавательный.

Пословицы:

В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

Сокола по полету узнают.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Яр — высокий берег у реки.

Отрывок из рассказа, поразивший меня больше всего:

— Скрип! — и даже полез навстречу маме.

Но тут же был откинут крылом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся.

И каплю вторую мама-стрижиха отдала не ему, а другому стрижонку.

Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели есть.

Еще читательские дневники по произведениям Виктора Астафьева:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Виктор Астафьев – Стрижонок Скрип

Виктор Астафьев – Стрижонок Скрип краткое содержание

Стрижонок Скрип – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно. Лишь далеко-далеко тускло мерцало пятнышко света. Стрижонок испугался этого света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме-стрижихе. Она прижала его крылышком к себе. Он задремал, угревшись под крылом. Где-то шёл дождь, падали одна за другой капли. И стрижонку казалось, что это мама-стрижиха стучит клювом по скорлупе яйца. Она так же стучала, перед тем как выпустить его наружу.

Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц. А самой мамы не было.

— Скрип! — позвал её стрижонок.

— Скрип! Скрип! Скрип! — повторили за ним братья и сестры.

Видно, всем понравилось, что они научились звать маму, и они громче и дружней запищали:

— Скрип! Скрип! Скрип!

И тут далёкое пятнышко света потухло. Стрижата притихли.

— Скрип! — послышалось издалека.

«Так это же мама прилетела!» — догадались стрижата и запищали веселей.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу — первому стрижонку.

Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.

— Скрип! — сказал он. Ещё, мол, хочу.

— Скрип-скрип! — радостно ответила мама-стрижиха. Сейчас, дескать, сейчас. И опять её не стало. И опять стрижата тоскливо запищали. А первый стрижонок кричал громче всех. Ему очень уж понравилось, как мама-стрижиха поила его из клюва.

И когда снова закрылся свет вдали, он что было духу закричал:

— Скрип! — и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут крылом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама-стрижиха отдала не ему, а другому стрижонку.

Обидно. Примолк стрижонок Скрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели есть. Когда мама принесла мошку и отдала её другому стрижонку. Скрип попытался отнять её. Тогда мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других.

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. Её не разжалобишь писком.

Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип вместе с братьями и сестрами.

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень много. В каждой норке жили стрижата. И были у них папы и мамы. А вот у стрижонка Скрипа папы не было. Его сшибли из рогатки мальчишки. Он упал в воду, и его унесло куда-то. Конечно, стрижата не знали об этом.

Маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что стрижиха и все стрижи играют над рекой.

Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть!

А ещё ему хотелось выглянуть из норки и посмотреть, что же оно там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветряные запахи на крыльях.

Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, перебирая слабыми лапками, тем больше и ярче делался свет.

Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз.

Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы. Но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки — и раз-раз его клювом по голове. Сказала сердито:

— Скрип-скрип! — и ещё по голове, и ещё по голове.

Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха так волнуется. Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!

Сидит на вершине берёзы страшный быстрый сокол и подстерегает их. Скоком-прыгом подходит к норкам клюватая ворона. Тихо ползёт меж камней чёрная гадюка.

Побольше подрос Скрип, догадываться об этом стал. Ему делалось жутко, когда там, за норкой, раздавалось пронзительное «тиу!». Тогда мама-стрижиха бросала всё, даже мошку или каплю воды, и, тоже крикнув грозное «тиу!», мчалась из норки.

И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела.

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом — разбойником соколом.

Сокол был не только быстрым, но и хитрым. Он сделал вид, что отступает. Вожак стрижей — Белое брюшко — дал отбой, крикнув победоносное «тиу!». Но мама-стрижиха ещё гналась за соколом, чтобы уж навсегда отвадить его летать к стрижиньм норкам.

Тут сокол круто развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях. Только щепотка перьев кружилась в воздухе, Перья упали в воду, и их унесло…

Долго ждал стрижонок Скрип маму. Он звал её. И братцы и сестрёнки тоже звали. Мама-стрижиха не появлялась, не приносила еду.

Потускнело пятнышко света. Настала ночь. Утихло всё на реке. Утихли стрижи и стрижата, пригретые папами и мамами. И только Скрип был с братьями и сестрами без мамы.

Сбились в кучу стрижата. Холодно без мамы, голодно. Видно, пропадать придётся.

Но Скрип ещё не знал, какой дружный народ стрижи! Ночью к ним нырнул вожак — Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого комара. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко.

Выросли стрижата. Не пропали. Пришла пора покидать им родную норку, как говорят, становиться на крыло — самим добывать себе пищу и строить свой дом.

Это было радостно и жутко!

Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку или капельку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на писк Скрипа, подтащил его к устью норки и вытолкнул наружу.

Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и… полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу.

Ссылка на основную публикацию