Дюжина ножей в спину революции – краткое содержание сборника Аверченко

Краткое содержание Дюжина ножей в спину революции Аверченко для читательского дневника

Аверченко с самого начала сравнивает произошедшую в стране революцию с грозовой молнией. Разве нужно спасать молнию в грозу. Следующее сравнение с подвыпившим мужиком. Вот он выбежит из темной подворотни с ножом к горлу. Этакую революцию нет смысла защищать, ей хорошо бы воткнуть «дюжину ножей» прямо в спину.

И в советском кино бывают фокусы. Как режиссер в кинематографе автор приказывает механику перемотать пленку назад. По мановению волшебной палочки перед читателем все события последнего времени мелькают в обратном порядке. Ленин и Троцкий бегут из России в опечатанном вагоне, Распутин возвращается в Тюмень. Пули летят обратно в стволы пулеметов, мертвые встают и оживают, поезда идут в обратном направлении. Аверченко просит поставить на паузу пленку 17 октября, когда Николай второй зачитывает манифест и все довольны и счастливы.

Поэтические воспоминания голодного человека. В нетопленной квартире собрались люди. Они делятся своими воспоминаниями о вкусных блюдах, которые им довелось отведать до революции. В центре рассказа жареная навага и бифштекс. Один из собравшихся призывает всех бежать на улицу и свергнуть существующую власть. Однако их сил хватает добежать только до конца коридора.

В миниатюре о траве, примятой сапогом, рассказывается о восьмилетней девочке, страдающей в революцию не меньше взрослых. Она рассуждает и говорит как большая, пугая своей зрелостью автора. Она привыкла к выстрелам и может различать орудия на слух. Писатель жалеет ее, сравнивая с молодой травой. Он сохраняет надежду на лучшее. Пройдут по траве, примнут ее, но она поднимется под лучами солнца.

Такая вот жизнь простого работяги Пантелея Грымзина. Десять лет назад Пантелей получил жалование целых два с половиной рубля за день. Купил пива, водки, ветчины, шпрот и отремонтировал сапоги. За ужином он был зол на тех, кто ест рябчиков с ананасами. Прошла революция. Он получил за день работы 2700 рублей. Сапожнику отдал 2300, на оставшиеся деньги купил немного хлеба и лимонад. За ужином он рассуждает о том, как хорошо живут те, кто сейчас кушает шпроты с ветчиной, да пиво пьет.

На чертовом колесе. Автор описывает Луна-парк, сравнивая его опять с революцией. В парке есть разные аттракционы. «Этакая развеселая кухня», где надо шарами разбивать посуду. Игроки – чиновники, а тарелки – государственные институты: образование, суды, медицина. Другой аттракцион – «Веселая бочка», в нем посетители летят с горки. Это русская семья, которая сталкиваясь с препятствиями, теряет все. На чертовом колесе главный распорядитель Керенский. Приходят новые герои, Троцкий и Ленин.

Новая версия старой сказки. Красная шапочка встречается не с волком в лесу, а с Троцким. Он уговаривает ее убить бабушку и свалить все на волка. В конце появляется охотник. Но ему уже нет места в новой сказке.

Домашняя жизнь королей. Новая версия царской семьи. Муж – Троцкий, жена – Ленин. Жена недовольна жизнью, постоянно жалуется мужу и не рада, что пришлось приехать жить в Россию.

Усадьба и городская квартира. Противостояние нового и старого укладов жизни. После воплощения в жизнь лозунга «Грабь награбленное!» все развалилось. Везде только мусор лежит.

Хлебушко. В огромном здании собралось множество гостей. Среди них много иностранцев. Одинокая женщина стоит у дверей и не заходит. Это – Россия. Англичанину привиделось, что она прячет бомбу. Подошел к ней поговорить и хлеб украл.

Русская словесность и ее эволюция. Эволюция представлена короткими диалогами. В первом случае – огромный выбор для чтения. Второй – читай то, что есть. Третий – порвали старую книгу на части и продали. Четвертый – чтение наизусть за деньги. Пятый – для чтения только вывески. Шестой – ходит дяденька на виселицы смотреть, они на буквы похожи.

Каковы русские в Европах. Иностранцы в компании хвалят друг друга. Один из них русский. Его и боятся и жалеют. Он предлагает выпить и ругает всех. В конце ему приносят общий счет, и он дожжен платить за всех.

Вдребезги разбитые осколки. На берегу реки сидят два бывших русских чиновника. Они рассуждают о том, как раньше было хорошо. Сидящие рядом иностранцы их не понимают. Подходят билетеры и требуют купить билеты, чтобы сидеть у реки. Чиновники уходят со словами «За что они так с Россией?»

Читать краткое содержание Дюжина ножей в спину революции. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Аверченко. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Дюжина ножей в спину революции

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В сказке братьев Гримм «Три брата» рассказывается о том, как старик решил вопрос с наследством.

Эта повесть, насыщенная красками быта и суровой реальности, начинается в одном из вагонов поезда, где ведётся весьма жаркая и волнующая беседа о сущности любви и её атрибутов. Беседа начинается с пожилого человека и дамы с папиросой

«Раковый корпус» – это место, где пришлось встретиться абсолютно разным, не похожим друг на друга людям. Людей, которых трудно представить в компании друг друга вне стен онкологического медучреждения

Это произведение написано нашим современником Чаком Палаником. Действия происходят в наше время. Повествование ведется от лица героя, имя которого не указано.

Произведение продолжает повествование о неком Тарелкине, где упоминалось ранее в книге «Свадьба Кречинского». А начинается все с того, что наш персонаж не получил никаких денег за ведение многочисленных дел,

Краткое содержание Аверченко Дюжина ножей в спину революции

Произведение относится к послереволюционному сатирическому творчеству писателя, представленному в качестве сборника небольших ироничных рассказов.

Основной темой двенадцати рассказов сборника является изображение последствий октябрьской революции, непринятой писателем, в сравнении со прошлым России.

В предисловии произведения писатель демонстрирует собственное видение революции в виде неотесанного мужика, готового к нападению в любой момент.

Первый рассказ сборника представляется в виде киноленты, показывающей исторические моменты, вплоть до объявления царем октябрьского манифеста, который принес счастливые мгновения для российских жителей.

Второй рассказ изображается в виде поэмы, описывающей народ, вынужденный слушать лекции о вкуснейшей пище, при этом на деле остающийся постоянно голодным из-за революционного переворота.

Следующим рассказом является изложение истории о стебельке травы, оказывающимся примятым тяжелым сапогом, втоптанным в земле, но жадно желающим ощутить солнечный луч и теплое дыхание ветерка.

«Чертово колесо» представляется рассказом об увеселительном парке, в котором все аттракционы работают в целях уничтожения не только достижений прошлого, но и человеческих жизней. При этом в качестве собственников колеса обозрения, скидывающего людей на асфальт, писатель изображает Ленина и Троцкого.

Затем автор переходит к повествованию о жизни одного из русских рабочих Пантелея Грымзина, который в старые времена получал неплохое жалованье и мог позволить себе хорошее питание, при этом, естественно, возмущаясь богатством других людей, а в нынешнее время, получив гроши за работу, мечтает о прежнем пропитании.

В следующем рассказе писатель излагает в иронической форме сказку про Красную шапочку, раскрывая в ней действия и поступки революционных деятелей, в том числе Троцкого, в виде бесконечной наживы, равнодушия к человеческим проблемам и лживого отношения к людям.

Рассказ «Короли у себя дома» демонстрирует образы Ленина и Троцкого, представленных автором как коронованные супружеские особы, которые внешне изображают благополучное семейство, ежечасно решающее общегосударственные и социальные задачи, а на деле оказываются склочными, постоянно спорящими и ссорящими супругами.

Далее писатель рассуждает о разграбленных старинных усадьбах, прежде представлявшихся гостеприимными домами, а ныне замененными облезлыми квартирами, никогда не убирающимися.

Рассказ «Хлебушко» описывает Россию в образе бедной женщины, скромно наблюдающей беззаботную жизнь зарубежных особ в виде иных мировых государств, среди которых представитель английской страны обещает женщине оказание в будущем помощи.

Особое место в сборнике занимает рассказ об эволюции русских книг, представленных как диалоговая речь, в котором отражается озабоченность автора деградацией населения, лишенного литературного наследия в виде постепенного уничтожения книжного достояния. Вызывает волнение и новелла об отношении иностранцев к русскому народу, вызывающему лишь отторжение и негатив бесконечной пьянкой и откровенным хамством.

В заключительном рассказе, вошедшем в сборник, писатель размышляет о тех прекрасных временах старой России, которая отличается великолепными театральными постановками, множеством отличных литературных произведений, недоступных современному послереволюционному поколению, нежелающему принимать наследие предков, разрушившему все хорошее и не стремящегося создавать новое для собственных детей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Аверченко. Все произведения

Дюжина ножей в спину революции. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Все произведения популярного писателя советской литературы Валентина Саввича Пикуля в той или иной мере связаны с историей Российского Государства. Начиная с первого большого произведения 1954 года «Океанский патруль»

Зима 1942 года, Сибирь. Хмурые военные высаживают новобранцев с поезда и ведут в холодный подвал. Первые дни их будут готовить к лагерной жизни: сначала распределение по ротам, потом – определение для каждого своих обязанностей.

Под Рождество доктор Ватсон зашёл к своему товарищу. Шерлок Холмс отдыхал на диване и рассматривал какую-то шляпу. Он предложил Холмсу послушать про мелкий эпизод, который произошёл с мистером Питерсоном в четыре утра.

Книга «Шляпа Волшебника» – одна из самых прекрасных выпусков серий о Муми-троллях. Это произведение наполнено радостью к жизни, теплом, солнечным светом, морем, нежным песком и всякими приятными моментами, которые стоит проживать и ценить

В дом Оргона приезжает некий Тартюф. Для Оргона этот человек был невероятно мудрым и уважаемым. Тартюф умел красиво разговаривать, раздавал поучения другим. Благодаря общению с ним

Дюжина ножей в спину революции

Предисловие

Здесь автор обосновывает мысль, что революция, это не ребёнок, которого нужно защищать. Это молния, но мы же не будем защищать молнию, выходя на поле во время грозы! Автору революция представляется мужиком, который в любой момент выскочит из подворотни, подставит нож к горлу и снимет с вас пальто. Именно в такую революцию и надо воткнуть дюжину ножей.

Фокус великого кино

Автор, словно режиссёр, приказывает некоему Митьке крутить плёнку назад, и перед нами открываются исторические картины: из мёртвых людей выскакивают пули и возвращаются в дула пистолетов, идут вспять поезда, Ленин покидает Россию, Распутин уезжает в Тюмень и т. д. Автор просит остановить плёнку на манифесте 17 октября, данного Николаем II, времени, когда все люди были поистине счастливы.

Поэма о голодном человеке

В одном доме каждый вечер собираются люди и читают доклады о вкусной еде, которую они когда-то заказывали в ресторанах, ещё до революции. Все они голодны, питаются ужасным хлебом и с упоением, иногда переходящим в истерику, жадно слушают доклады.

Трава, примятая сапогом

Рассказчик общается с девочкой, которая не по годам умна и рассуждает на разные политические и военные темы. Её родители до революции были богаты, а теперь мать очень больна из-за недостатка витаминов в пище. Девочка проявляет себя и как ребёнок: просит достать ей котёнка. «По зелёной молодой травке ходят хамы в огромных тяжёлых сапожищах, подбитых гвоздями. Пройдут по ней, примнут её. Прошли — полежал, полежал примятый, полураздавленный стебелёк, пригрел его луч солнца, и опять он приподнялся и под тёплым дыханием дружеского ветерка шелестит о своём, о малом, о вечном.»

Читайте также:  Смерть африканского охотника - краткое содержание рассказа Аверченко

Чёртово колесо

Автор рассуждает о том, что такое Луна-парк. Он считает, что здесь может быть весело только дуракам, а он сюда приходит, чтобы на них посмотреть. Приглядывается он к революции и представляет её в виде Луна-парка. На аттракционе «Весёлая кухня», где дураки разбивают шарами посуду, он видит русских чиновников, которых подзуживают иностанцы, а тарелки-это правосудие, образование, наука и т. д. В «Весёлой бочке», где дураки катаются с горки, Аверченко представляет семью, которая стукаясь о разные препятствия постепенно теряет всё: «Бац о тумбу — из вагона ребёнок вылетел, бац о другую — самого петлюровцы выбросили, трах о третью — махновцы чемодан отняли». На чёртовом колесе хозяйничает Керенский, призывая всем кататься, но колесо набирает ход, и людей скидывает на тротуар. Следующими хозяевами колеса объявляют себя Ленин и Троцкий, и всё начинается заново.

Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина

Пантелей получает жалованье за день, 2,5 рубля, покупает себе пива, ветчины, шпрот, у сапожника заказывает подмётки. вот и все деньги разошлись. И во время ужина думает, как же хорошо тем, кто пьёт ликёры и ананасы с рябчиками жуёт. Но вот проходит революция. Теперь он получает за день 2700 р. , отдаёт сапожнику за подмётки 2300, покупает фунт полубелого хлеба, бутылку ситро. За ужином думает, как же хорошо живётся тем, кто пиво пьёт, да шпроты с ветчиной ест. «Почему одним всё, другим — ничего. »

Новая русская сказка

Хватит рассказывать сказку-ложь про Красную шапочку! Давайте раскроем правду: «У одного отца было три сына: до первых двух нам нет дела, а младший был дурак. Состояние его умственных способностей видно из того, что когда у него родилась и подросла дочь — он подарил ей красную шапочку». И вот однажды позвала дуракова жена дочку и велела ей отнести бабушке «горшочек маслица, лепёшечку да штоф вина: может, старуха наклюкается, протянет ноги, а мы тогда все её животишки и достатки заберём».

«Я, конечно, пойду», — отвечает Красная Шапочка. — «Но только, чтобы идти не больше восьмичасового рабочего дня. А насчёт бабушки-это мысль.»

Так пошла она, а навстречу ей заграничный мальчик Лев Троцкий. Он взял всё, что несла Шапочка и предложил свалить пропажу на Серого волка. У бабушки Шапка взяла козлёнка погулять, и тут опять этот мальчик, предложил его съесть, а вину опять на волка переложить. В итоге мальчик предложил убить бабушку и самим жить в её доме, с чем Шапка с удовольствием согласилась. Серый волк прослышал, что на него столько повесили и пошёл разбираться. «Съел заграничного мальчика, сбил лапой с головы глупой девчонки красную шапочку, и, вообще, навёл Серый такой порядок, что снова в лесу стало жить хорошо и привольно. Кстати, в прежнюю старую сказку, в самый конец, впутался какой-то охотник. В новой сказке — к чёрту охотника. Много вас тут, охотников, найдётся к самому концу приходить. »

Короли у себя дома

Автор раскрывает жизнь коронованных особ. Ленин — жена, Троцкий — муж. Они скандалят, перекладывают обязанности друг на друга, Ленин жалуется, что повёлся на уговоры мужа и приехал в Россию. Решают общегосударственные вопросы в спорах и дрязгах. «Вот как просто живут коронованные особы. Горностай да порфира — это на людях, а у себя в семье, когда муж до слёз обидит, — можно и в затрапезный шейный платок высморкаться.»

Усадьба и городская квартира

Автор размышляет над тем, как хорошо жили старые хозяева в усадьбах, еды всегда было видимо-невидимо, гостеприимные были. А потом пошёл клич: «Грабь награбленное», всё разворовали, новые хозяева переселились в облезлые квартиры, да и живут так, по-собачьему, не убираясь, а только мусоря.

Хлебушко

«У главного подъезда монументального здания было большое скопление карет и автомобилей». Подошла к швейцару женщина, попросила разрешения постоять, полюбоваться на разных особ, а звали её Россия. Эти особы мимо проходят, а англичанин зантересовался, не прячет ли она бомбу у себя в котомке. Подошёл, поговорил, обещал помочь. И побрела она восвояси, с надеждой на скорую помощь.

Эволюция русской книги

В форме диалогов описывается несколько этапов. Первый (1916 г.): много книг, огромный выбор. Второй (1920 г.): книг немного, берите те, что есть. Третий: кто-то нашёл книгу, завалявшуюся аж с 1917 г., решили её поделить на 4 части и продать. Четвёртый: известный чтец читает Пушкина наизусть за деньги, а другие удивляются, как это вообще возможно-выучить наизусть. Пятый: читают уже только вывески, и тех недостаёт. Шестой: ходил один гражданин на виселицы смотреть, чтобы почитать, т. к. одна виселица на букву «Г» похожа, другая-на «И».

Русский в Европах

Общаются иностранцы между собой, хвалят друг друга. Среди них оказывается русский. Кто-то начинает его жалеть, кто-то боится, как бы он их не ограбил или бомбу не бросил, начинают у него интересоваться, что же такое взятка, вправду ли ели в Москве собак и крыс, «совнарком и совнархоз опасные болезни?» и т. д. А он говорит, что душа горит, нужно выпить, а потом начинает всех иностранцев поносить. В итоге приносят счёт: «Русский человек за всех должен платить! Получите сполна».

Осколки разбитого вдребезги

Сидят на берегу двое: один бывший сенатор Петербурга, ныне грузчик, другой-бывший директор завода, теперь приказчик комиссионного магазина. Рассуждают о том, как раньше хорошо было, вспоминают много дорогих для них вещей: театры, книги, оперы. Рядом с ними два восточных человека. Рассуждают о прелестях современной жизни, прислушиваются к разговору первых двух и не понимают, о чём те говорят. Тут подходят билетёры, предлагают купить билет, чтобы посидеть на этой набережной. Первые два старика уходят, не желая приобретать дорогие билеты. «За что они Россию так?»

Краткое содержание: Дюжина ножей в спину революции

Предисловие
Суть состоит в том, что революцию не нужно защищать, ведь она не ребенок. Революция – молния, которой не выйдешь на помощь во время грозы! Автор представляет ее мужиком, который в любой момент готов неожиданно выбежать, снять с вас пальто, приставив к горлу нож. Вот такая революция заслуживает дюжину воткнутых ножей.

Фокус великого кино
Автор приказывает подобно режиссеру вернуть все назад: из мертвых людей выходят пули и ворачиваются в пистолеты, вспять идут поезда, Распутин уезжает в Тюмень, покидает Россию Ленин. Движение назад останавливается на 17 октября, когда все люди еще были счастливы.
Поэма о голодном человеке
В доме собрались люди, питающиеся ужасным хлебом, и вспоминают, как они прекрасно питались еще до революции, что заказывали в ресторанах, читают о вкусной еде.

Трава, примятая сапогом
Автор разговаривает, на различные военные и политические темы, с девочкой, которая не по годам умна. Родители девочки были богаты до революции, однако сейчас мать сильно болеет из-за нехватки витаминов. Девочка как ребенок просит достать для неё котенка. «По молодой траве ходят хамы в огромных сапожищах. Пройдут и примнут ее, а стебелек примятый полежал немного, пока луч солнца не коснулся его, не пригрел. Он приподнялся и дальше шелестел о своем.»

Чёртово колесо
Рассказчик рассуждает о Луна-парке и приходит к выводу, что его посещают только дураки, а сам приходит туда, чтобы посмотреть на них. Представляет революцию в виде Луна-парка. На аттракционе «Веселая кухня» дураки разбивают посуду, которая представляет собой образование, науку и правосудие. Тут он видит иностанцев, подсуживающих чиновников. В «Веселой бочке» дураки, катаясь с горки, представляют семью, которая стукаясь о препятствия, постепенно теряет все: один раз бац – вылетел ребенок, второй – чемодан отняли и т.д.
Пока на чертовом колесе командовал Керенский, он заставлял людей кататься на нем, но после того как оно набирало ход людей скидывало на тротуар. После того как командование переходило в руки Ленина и Троцкого картина не менялась.

Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина
До революции Пантелей получает жалованье в 2,5 рубля, на них покупает пива, шпрот и ветчины, заказывает подметки у сапожника и все – деньги разошлись. Ужинает и думает, как же хорошо тем, кто ест ананасы с рябчиками и пьет ликер. Но вот проходит революция, теперь он получает 2700 рублей, за подметки отдает сапожнику 2300, покупает фунт хлеба и бутылку ситро. Во время ужина думает, что лучше живется тем, кто пьет пиво, ест шпроты и ветчину. «Почему одним ничего, а другим все?»

Новая русская сказка
Давайте раскроем правду о сказке-лжи о Красной шапочке. «У одного отца было 3 сына, третий был дурак. Родилась у него дочь, он подарил ей красную шапочку. Однажды его жена послала девочку отнести бабушке штоф вина, горшок масла в надежде о том, что старушка наклюкается и ноги протянет, чтобы тогда забрать все ее достатки.
Красная шапочка говорит что пойдет, но только чтобы дорога заняла не больше рабочего дня, а насчет бабушки мысль хорошая.
Идет она, а на встречу мальчик Лев Троцкий, забрал у нее все и предложил свалить все на волка. У бабушки она взяла козленка, чтобы погулять и мальчик снова решил его съесть и свалить на серого. Потом он предложил вообще убить бабку, и жить вместе в ее доме, на что она охотно согласилась.
Вскоре серый волк узнал о том, что на него много дел наговаривают и пошел разобраться. Сбил он с головы глупой девочки красную шапочку, съел мальчика и навел порядок в лесу. В старой сказке под конец пришел охотник, но в этой сказке ему нет места. Слишком много желающих под конец приходить..»

Короли у себя дома
У автора есть желание раскрыть жизнь особ. Рассматривает ее в виде семьи, где Троцкий – муж, а в роли жены выступает Ленин. Государственные вопросы они решают в спорах и дрязгах, жена жалуется на жизнь, на то, что поехала с мужем в Россию. Когда муж обидит можно и в платок высморкаться, а на людях – порфира да горностай.
Усадьба и городская квартира
Как же раньше хорошо жили старые хозяева – еды было огромное количество, были гостеприимные. Потом решили грабить награбленное, все разворовать. Пришли новые хозяева и лучше не стало – перестали вовсе убираться, только мусорили.

Хлебушко
У главного подъезда здания большое скопление карет и машин. К швейцару подходит женщина и просит разрешения постоять рядом и посмотреть на все со стороны. Звали ее Россией, стояла она смотрела со стороны, но тут одному англичанину показалось, что она прячет бомбу. Подошел к ней, поговорил, обещал помочь и пошла она, надеясь на быструю помощь.
Эволюция русской книги
Несколько этапов описывается диалогами. Первый – огромный выбор книг, второй- берите то, что есть, выбор невелик, третий – нашли завалявшуюся книгу еще с 1917 года, разделили ее на 4 части и продали. Четвертый – чтец читает Пушкина наизусть и за деньги, а остальные удивляются, как вообще возможно учить наизусть. Пятый – читают только вывески, шестой – ходит гражданин на виселицы смотреть, чтобы читать, ведь одна виселица похожа на «Г», другая на «И».

Читайте также:  Деревянные кони - краткое содержание книги Абрамова

Русский в Европах
Два иностранца хвалят друг друга и среди них оказывается русский. Кто его боится, чтобы бомбу не подбросил или не ограбил, а кто его жалеет, интересуются, что такое взятка, и правда ли в Москве ели собак и крыс, и т.п. Он говорит, что нужно выпить и поносит всех иностранцев, а в итоге ему приносят счет. «Он должен за всех заплатить, получил сполна!»

Осколки разбитого вдребезги
Двое на берегу реки рассуждают о том, как раньше было хорошо. Ведь один из них грузчик – бывший сенатор, а другой приказчик комиссионного магазина – бывший директор завода. Рядом с ними сидят 2 восточных человека и не понимают о чем рассуждают те. Тут к ним подходят и предлагают купить билеты, для того чтобы посидеть на этой набережной, после чего первые 2 уходят. «За что Россию так?»

Краткое содержание сборника «Дюжина ножей в спину революции» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Дюжина ножей в спину революции». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Дюжина ножей в спину революции – краткое содержание сборника Аверченко

Дюжина ножей в спину революции

Может быть, прочтя заглавие этой книги, какой-нибудь сердобольный читатель, не разобрав дела, сразу и раскудахчется, как курица:

— Ах, ах! Какой бессердечный, жестоковыйный молодой человек — этот Аркадий Аверченко!! Взял да и воткнул в спину революции ножик, да и не один, а целых двенадцать!

Поступок — что и говорить — жестокий, но давайте любовно и вдумчиво разберемся в нем.

Прежде всего, спросим себя, положив руку на сердце:

— Да есть ли у нас сейчас революция.

Разве та гниль, глупость, дрянь, копоть и мрак, что происходит сейчас, — разве это революция?

Революция — сверкающая прекрасная молния, революция — божественно красивое лицо, озаренное гневом Рока, революция — ослепительно яркая ракета, взлетевшая радугой среди сырого мрака.

Похоже на эти сверкающие образы то, что сейчас происходит.

Скажу в защиту революции более того — рождение революции прекрасно, как появление на свет ребенка, его первая бессмысленная улыбка, его первые невнятные слова, трогательно умилительные, когда они произносятся с трудом лепечущим, неуверенным в себе розовым язычком…

Но когда ребенку уже четвертый год, а он торчит в той же колыбельке, когда он четвертый год сосет свою всунутую с самого начала в рот ножку, превратившуюся уже в лапу довольно порядочного размера, когда он четвертый год лепечет те же невнятные, невразумительные слова, вроде: «совнархоз», «уеземельком», «совбур» и «реввоенком» — так это уже не умилительный, ласкающий глаз младенец, а, простите меня, довольно порядочный детина, впавший в тихий идиотизм.

Очень часто, впрочем, этот тихий идиотизм переходит в буйный, и тогда с детиной никакого сладу нет!

Не смешно, а трогательно, когда крохотный младенчик протягивает к огню розовые пальчики, похожие на бутылочки, и лепечет непослушным языком:

— Жижа, жижа. Дядя, дай жижу…

Но когда в темном переулке встречается лохматый парень с лицом убийцы и, протягивая корявую лапу, бормочет: «А ну дай, дядя, жижи, прикурить цигарки или скидывай пальто», — простите меня, но умиляться при виде этого младенца я не могу!

Не будем обманывать и себя и других; революция уже кончилась, и кончилась она давно!

Начало ее — светлое, очищающее пламя, средина — зловонный дым и копоть, конец — холодные обгорелые головешки.

Разве мы сейчас не бродим среди давно потухших головешеек — без крова и пищи, с глухой досадой и пустотой в душе.

Нужна была России революция?

Что такое революция? Это — переворот и избавление.

Но когда избавитель перевернуть — перевернул, избавить — избавил, а потом и сам так плотно уселся на ваш загорбок, что снова и еще хуже задыхаетесь вы в предсмертной тоске и судороге голода и собачьего существования, когда и конца-краю не видно этому сиденью на вашем загорбке, то тогда черт с ним и с избавителем этим! Я сам, да, думаю, и вы тоже, если вы не дураки, — готовы ему не только дюжину, а даже целый гросс «ножей в спину».

Правда, сейчас еще есть много людей, которые, подобно плохо выученным попугаям, бормочут только одну фразу:

— Товарищи, защищайте революцию!

Позвольте, да вы ведь сами раньше говорили, что революция — это молния, это гром стихийного Божьего гнева… Как же можно защищать молнию?

Представьте себе человека, который стоял бы посреди омраченного громовыми тучами поля и, растопырив руки, вопил бы:

— Товарищи! Защищайте молнию! Не допускайте, чтобы молния погасла от рук буржуев и контрреволюционеров!!

Вот что говорит мой собрат по перу, знаменитый русский поэт и гражданин К. Бальмонт, мужественно боровшийся в прежнее время, как и я, против уродливостей минувшего Царизма.

Вот его буквальные слова о сущности революции и защите ее:

«Революция хороша, когда она сбрасывает гнет. Но не революциями, а эволюцией жив мир. Стройность, порядок — вот что нужно нам, как дыхание, как пища. Внутренняя и внешняя дисциплина и сознание, что единственное понятие, которое сейчас нужно защищать всеми силами, это понятие Родины которая выше всяких личностей и классов и всяких отдельных задач, — понятие настолько высокое и всеобъемлющее, что в нем тонет все, и нет разнствующих в нем, а только сочувствующие и слитно работающие — купец и крестьянин, рабочий и поэт, солдат и генерал».

«Когда революция переходит в сатанинский вихрь разрушения — тогда правда становится безгласной или превращается в ложь. Толпами овладевает стихийное безумие, подражательное сумасшествие, все слова утрачивают свое содержание и свою убедительность. Если такая беда овладевает народом, он неизбежно возвращается к притче о бесах, вошедших в стадо свиней».

«Революция есть гроза. Гроза кончается быстро и освежает воздух, и ярче тогда жизнь, красивее цветут цветы. Но жизни нет там, где грозы происходят беспрерывно. А кто умышленно хочет длить грозу, тот явный враг строительства и благой жизни. И выражение „защищать революцию“, должен сказать, мне кажется бессмысленным и жалким. Настоящая гроза не нуждается в защите и подпорках. Уж какая же это гроза, если ее, как старушку, нужно закутывать в ватное одеяло».

Вот как говорит К. Бальмонт… И в одном только он ошибается — сравнивая нашу «выросшую из пеленок» революцию с беспомощной старушкой, которую нужно кутать в ватное одеяло.

Не старушка это, — хорошо бы, коли старушка, — а полупьяный детина с большой дороги, и не вы его будете кутать, а он сам себя закутает вашим же, стащенным с ваших плеч, пальто.

Да еще и ножиком ткнет в бок.

Так такого-то грабителя и разорителя беречь? Защищать?

Да ему не дюжину ножей в спину, а сотню — в дикобраза его превратить, чтобы этот пьяный, ленивый сутенер, вцепившийся в наш загорбок, не мешал нам строить Новую Великую Свободную Россию!

Правильно я говорю, друзья-читатели? А?

И если каждый из вас не бестолковый дурак или не мошенник, которому выгодна вся эта разруха, вся эта «защита революции», — то всяк из вас отдельно и все вместе должны мне грянуть в ответ:

Фокус великого кино

Отдохнем от жизни.

Садитесь, пожалуйста, в это мягкое кожаное кресло, в котором тонешь чуть не с головой. Я подброшу в камин угля, а вы закурите эту сигару. Недурной «Боливар», не правда ли? Я люблю, когда в полумраке кабинета, как тигровый глаз, светится огонек сигары. Ну, наполним еще раз наши рюмки темно-золотистым хересом — на бутылочке-то пыли сколько наросло — вековая пыль, благородная, — а теперь слушайте…

Однажды в кинематографе я видел удивительную картину: Море. Берег. Высокая этакая отвесная скала, саженей в десять. Вдруг у скалы закипела вода, вынырнула человеческая голова, и вот человек, как гигантский, оттолкнувшийся от земли мяч, взлетел на десять саженей кверху, стал на площадку скалы — совершенно сухой — и сотворил крестное знамение так: сначала пальцы его коснулись левого плеча, потом правого, потом груди и, наконец, лба.

Он быстро оделся и пошел прочь от моря, задом наперед, пятясь, как рак. Взмахнул рукой, и окурок папиросы, валявшийся на дороге, подскочил и влез ему в пальцы. Человек стал курить, втягивая в себя дым, рождающийся в воздухе. По мере курения, папироса делалась все больше и больше и, наконец, стала совсем свежей, только что закуренной. Человек приложил к ней спичку, вскочившую ему в руку с земли, вынул коробку спичек, чиркнул загоревшуюся спичку о коробочку, отчего спичка погасла, вложил спичку в коробочку; папиросу, торчащую во рту, сунул обратно в портсигар, надулся — и плевок с земли вскочил ему прямо в рот. И пошел он дальше также задом наперед, пятясь, как рак. Дома сел перед пустой тарелкой и стаканом, вылил изо рта в стакан несколько глотков красного вина и принялся вилкой таскать изо рта куски цыпленка, кладя их обратно на тарелку, где они нод ножом срастались в одно целое. Когда цыпленок вышел целиком из его горла, подошел лакей и, взяв тарелку, понес этого цыпленка на кухню — жарить… Повар положил его на сковородку, потом снял сырого, утыкал перьями, поводил ножом по его горлу, отчего цыпленок ожил и потом весело побежал по двору.

Краткое содержание Дюжина ножей в спину революции Аверченко

Дюжина ножей в спину революции
Предисловие

Здесь автор обосновывает мысль, что революция, это не ребенок, которого нужно защищать. Это молния, но мы же не будем защищать молнию, выходя на поле во время грозы! Автору революция представляется мужиком, который в любой момент выскочит из подворотни, подставит нож к горлу и снимет с вас пальто. Именно в такую революцию и надо воткнуть дюжину ножей.

Фокус великого кино

Автор, словно режиссер, приказывает некоему Митьке крутить пленку назад, и перед нами открываются исторические картины: из мертвых людей выскакивают пули и возвращаются в дула пистолетов, идут вспять поезда, Ленин покидает Россию, Распутин уезжает в Тюмень и т. д. Автор просит остановить пленку на манифесте 17 октября, данного Николаем II, времени, когда все люди были поистине счастливы.

Поэма о голодном человеке

В одном доме каждый вечер собираются люди и читают доклады о вкусной еде, которую они когда-то заказывали в ресторанах, еще до революции. Все они голодны, питаются ужасным хлебом и с упоением, иногда переходящим в истерику, жадно слушают доклады.

Трава, примятая сапогом

Рассказчик общается с девочкой, которая не по годам умна и рассуждает на разные политические и военные темы. Ее родители до революции были богаты, а теперь мать очень больна из-за недостатка витаминов в пище. Девочка проявляет себя и как ребенок: просит достать ей котенка. “По зеленой молодой травке ходят хамы в огромных тяжелых сапожищах, подбитых гвоздями. Пройдут по ней, примнут ее. Прошли – полежал, полежал примятый, полураздавленный стебелек, пригрел его луч солнца, и опять он приподнялся и под теплым дыханием дружеского ветерка шелестит о своем, о малом, о вечном.”

Читайте также:  Дети - краткое содержание книги Аверченко
Чертово колесо

Автор рассуждает о том, что такое Луна-парк. Он считает, что здесь может быть весело только дуракам, а он сюда приходит, чтобы на них посмотреть. Приглядывается он к революции и представляет ее в виде Луна-парка. На аттракционе “Веселая кухня”, где дураки разбивают шарами посуду, он видит русских чиновников, которых подзуживают иностанцы, а тарелки-это правосудие, образование, наука и т. д. В “Веселой бочке”, где дураки катаются с горки, Аверченко представляет семью, которая стукаясь о разные препятствия постепенно теряет все: “Бац о тумбу – из вагона ребенок вылетел, бац о другую – самого петлюровцы выбросили, трах о третью – махновцы чемодан отняли”. На чертовом колесе хозяйничает Керенский, призывая всем кататься, но колесо набирает ход, и людей скидывает на тротуар. Следующими хозяевами колеса объявляют себя Ленин и Троцкий, и все начинается заново.

Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина

Пантелей получает жалованье за день, 2,5 рубля, покупает себе пива, ветчины, шпрот, у сапожника заказывает подметки… вот и все деньги разошлись. И во время ужина думает, как же хорошо тем, кто пьет ликеры и ананасы с рябчиками жует. Но вот проходит революция. Теперь он получает за день 2700 р., отдает сапожнику за подметки 2300, покупает фунт полубелого хлеба, бутылку ситро. За ужином думает, как же хорошо живется тем, кто пиво пьет, да шпроты с ветчиной ест. “Почему одним все, другим – ничего. ”

Новая русская сказка

Хватит рассказывать сказку-ложь про Красную шапочку! Давайте раскроем правду: “У одного отца было три сына: до первых двух нам нет дела, а младший был дурак. Состояние его умственных способностей видно из того, что когда у него родилась и подросла дочь – он подарил ей красную шапочку”. И вот однажды позвала дуракова жена дочку и велела ей отнести бабушке “горшочек маслица, лепешечку да штоф вина: может, старуха наклюкается, протянет ноги, а мы тогда все ее животишки и достатки заберем”.

“Я, конечно, пойду”, – отвечает Красная Шапочка. – “Но только, чтобы идти не больше восьмичасового рабочего дня. А насчет бабушки-это мысль.”

Так пошла она, а навстречу ей заграничный мальчик Лев Троцкий. Он взял все, что несла Шапочка и предложил свалить пропажу на Серого волка. У бабушки Шапка взяла козленка погулять, и тут опять этот мальчик, предложил его съесть, а вину опять на волка переложить. В итоге мальчик предложил убить бабушку и самим жить в ее доме, с чем Шапка с удовольствием согласилась. Серый волк прослышал, что на него столько повесили и пошел разбираться. “Съел заграничного мальчика, сбил лапой с головы глупой девчонки красную шапочку, и, вообще, навел Серый такой порядок, что снова в лесу стало жить хорошо и привольно. Кстати, в прежнюю старую сказку, в самый конец, впутался какой-то охотник. В новой сказке – к черту охотника. Много вас тут, охотников, найдется к самому концу приходить…”

Короли у себя дома

Автор раскрывает жизнь коронованных особ. Ленин – жена, Троцкий – муж. Они скандалят, перекладывают обязанности друг на друга, Ленин жалуется, что повелся на уговоры мужа и приехал в Россию. Решают общегосударственные вопросы в спорах и дрязгах. “Вот как просто живут коронованные особы. Горностай да порфира – это на людях, а у себя в семье, когда муж до слез обидит, – можно и в затрапезный шейный платок высморкаться.”

Усадьба и городская квартира

Автор размышляет над тем, как хорошо жили старые хозяева в усадьбах, еды всегда было видимо-невидимо, гостеприимные были. А потом пошел клич: “Грабь награбленное”, все разворовали, новые хозяева переселились в облезлые квартиры, да и живут так, по-собачьему, не убираясь, а только мусоря.

Хлебушко

“У главного подъезда монументального здания было большое скопление карет и автомобилей”. Подошла к швейцару женщина, попросила разрешения постоять, полюбоваться на разных особ, а звали ее Россия. Эти особы мимо проходят, а англичанин зантересовался, не прячет ли она бомбу у себя в котомке. Подошел, поговорил, обещал помочь. И побрела она восвояси, с надеждой на скорую помощь.

Эволюция русской книги

В форме диалогов описывается несколько этапов. Первый (1916 г.): много книг, огромный выбор. Второй (1920 г.): книг немного, берите те, что есть. Третий: кто-то нашел книгу, завалявшуюся аж с 1917 г., решили ее поделить на 4 части и продать. Четвертый: известный чтец читает Пушкина наизусть за деньги, а другие удивляются, как это вообще возможно-выучить наизусть. Пятый: читают уже только вывески, и тех недостает. Шестой: ходил один гражданин на виселицы смотреть, чтобы почитать, т. к. одна виселица на букву “Г” похожа, другая-на “И”.

Русский в Европах

Общаются иностранцы между собой, хвалят друг друга. Среди них оказывается русский. Кто-то начинает его жалеть, кто-то боится, как бы он их не ограбил или бомбу не бросил, начинают у него интересоваться, что же такое взятка, вправду ли ели в Москве собак и крыс, “совнарком и совнархоз опасные болезни?” и т. д. А он говорит, что душа горит, нужно выпить, а потом начинает всех иностранцев поносить. В итоге приносят счет: “Русский человек за всех должен платить! Получите сполна”.

Осколки разбитого вдребезги

Сидят на берегу двое: один бывший сенатор Петербурга, ныне грузчик, другой-бывший директор завода, теперь приказчик комиссионного магазина. Рассуждают о том, как раньше хорошо было, вспоминают много дорогих для них вещей: театры, книги, оперы. Рядом с ними два восточных человека. Рассуждают о прелестях современной жизни, прислушиваются к разговору первых двух и не понимают, о чем те говорят. Тут подходят билетеры, предлагают купить билет, чтобы посидеть на этой набережной. Первые два старика уходят, не желая приобретать дорогие билеты. “За что они Россию так?” Пересказала Наталья Чиркина

Вариант 2
Предисловие

Революция подобна мужику, наносящему удар в спину. Именно против такой революции, по мнению автора, стоит бороться силой дюжины ножей.

Фокус великого кино

Пытаясь мысленно повернуть время вспять, можно дойти до момента, когда начались кровавые события. Автор возвращается к манифесту Николая II, когда не было революций и убийств.

Поэма о голодном человеке

Большинству гурманов, лишенных радости наслаждаться ресторанной пищей, приходится лишь с грустью вспоминать о былых радостях.

Трава, примятая сапогом

Знакомство с рассудительной девочкой затронуло сердце автора. Лишения и горести родителей не дают малышке упасть духом. Непосредственный ребенок все еще мечтает о котенке.

Чертово колесо

Автор сопоставляет аттракционы Луна-парка с революционными преобразованиями. Здесь и “Веселая кухня”, разбивающая засады науки, образования и культуры руками чиновников. Управление ведется с Чертового колеса, хозяином которого объявляет себя каждый видный революционер.

Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина

Пантелей на свое, как ему кажется, мизерное жалованье покупает шпроты, пиво, заказывает подметки, но грезит о недоступных рябчиках. Пожиная плоды революции, рабочий на повышенное жалованье позволяет себе лишь подметки и хлеб. Пантелей думает, что это лишь ему постоянно не везет.

Новая русская сказка

Промышляет в лесу некий заграничный парень Лев Троцкий. Он искушает Красную Шапку убить бабушку. Вину они сбрасывают на Серого Волка. Неудачник узнает о своих выдуманных проделках и убивает иностранца, запугивая Красную Шапку. Охотника в новой сказке уже никто не ждет.

Короли у себя дома

Ленин и Троцкий представляются автору как супруги, вечно устраивающие скандалы. Государственные дела их не беспокоят. Их цель состоит лишь в том, чтобы обвинить противника в своих ошибках.

Усадьба и городская квартира

Автор сравнивает былую жизнь любителей понежиться на усадьбе с их теперешней нищетой и неряшливостью.

Хлебушко

Россия в виде одинокой печальной женщины стоит в сторонке, рассматривая знатных иностранцев. Англичанин обещает ей помощь, одновременно опасаясь ее намерений. В конце рассказа женщина все так же одинока.

Эволюция русской книги

Сначала читают все, чуть позже – слушают декламации, а в конце обыватель ходит любоваться на виселицы, напоминающие ему разные буквы. Таково положение книги в обществе.

Русский в Европах

Русский в ресторане начинает критиковать любопытных иностранцев. Заканчивается все тем, что за всех присутствующих оплачивает счет именно русский он.

Осколки разбитого вдребезги

Два русских человека с грустью вспоминают радости и достижения прошлого. Рядом восточные мужчины обсуждают современные прелести жизни. После предложения за деньги полюбоваться видами с набережной русские недовольно уходят.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Дюжина ножей в спину революции Аверченко

Другие сочинения:

Краткое содержание Люди-братья Аверченко Люди-братья По стечению обстоятельств, автор должен был уехать за границу на постоянное проживание. Поэтому в своем произведении, Аверченко, описывает троих случайно встретившихся земляков, в “ресторане на Приморском бульваре”. Разговорившись, мужчину обнаружили, что уже виделись в родном городе когда-то, и они Read More .

Краткая биография Аверченко Аркадий Тимофеевич Аверченко АВЕРЧЕНКО, АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1881−1925), русский писатель, журналист, издатель. Родился 15 (27) марта 1881 в Севастополе. Отец – неудачливый мелкий торговец; ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться “дома, с помощью старших сестер” (из автобиографии). В 1896, пятнадцати Read More .

Анализ рассказов А. Т. Аверченко (“Октябрь Чекалкин”, “Кривые углы”, “Неизлечимые”) В предисловии к сборнику своей прозы “Круги на воде” (1912) Аверченко определил значение этой книги, да и всего своего творчества, весьма остроумно: “Прямо спасение утопающих!”. Писатель имел в виду угрозу захлебнуться в потоке мрачного пессимизма, наполнившего литературу того времени. Но Read More .

Тема революции в произведениях В. В. Маяковского 1917 – 1921 годов “О, четырежды славься!” – такими словами В. Маяковский встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он был убежден, что революция и поэзия были нужны друг другу. Маяковский искал духовную опору. “Я в Ленине мира веру славлю и веру мою”, – сказал он Read More .

Краткое содержание Синяя тетрадь Казакевич Синяя тетрадь Повесть Эммануила Казакевича “Синяя тетрадь” с первых же страниц привлекает читателя. Ее жанр довольно необычный. До написания автором этой повести, о В. И. Ленине писалось многое, но далеко не в таком стиле, как у Казакевича. Как правило, многие Read More .

Интерес Толстого к революции и революционерам Интерес Толстого к революции и революционерам возник довольно рано, и его характер на протяжении толстовского пути претерпевал заметные изменения. Еще в 60-е годы, в годы зарождения первой революционной ситуации, Толстой написал пьесу “Зараженное семейство”, посвященную “новым людям”, нигилистам. Эта комедия, Read More .

Период Октябрьской революции в творчестве Брюсова Процесс идейно-политического расслоения интеллигенции, значительно усилившийся под влиянием событий 1905-1906 годов, в период Октябрьской революции приобрел бурный и острый характер. Часть интеллигенции, наиболее прочно связанная со старым миром, примкнула к активным или пассивным врагам революционного народа. Другая ее часть не Read More .

Становление нового человека в революции (“Разгром”) Над романом “Разгром” Фадеев работал в течение трех лет (с 1924 по 1927 год). В романе дана общая широкая картина великой переделки мира и человека после революции; это книга о “рождении человека”, о формировании характера нового человека. “Первая и основная Read More .

Ссылка на основную публикацию