Стальные пещеры – краткое содержание романа Азимова

Стальные пещерыThe Caves of Steel

Стальные пещеры – это научно-фантастический роман американского писателя Айзека Азимова . Это детективный рассказ, который иллюстрирует идею, которую отстаивал Азимов, о том, что научная фантастика может быть применена к любому литературному жанру , а не только как отдельный жанр.

Книга была впервые опубликована как сериал в журнале Galaxy с октября по декабрь 1953 года. В 1954 году вышла книга в твердом переплете Doubleday .

На момент написания Азимов задумал «Стальные пещеры» как нечто совершенно отличное от своей трилогии «Основы» , опубликованной несколькими годами ранее. Однако намного позже Азимов связал их, сделав время Пещер из стали гораздо более ранней частью обширной истории будущего, ведущей к возвышению Галактической Империи, ее падению и появлению двух Оснований, которые заменили ее – с Роботом. Р. Дэниел Оливо , представленный в « Пещерах из стали» , как выяснилось, выжил на протяжении десятков тысяч лет и играл ключевую роль в периоды Империи и Фонда (ов).

Содержание

  • 1 Введение в сюжет
  • 2 Краткое содержание сюжета
  • 3 персонажа
  • 4 прием
  • 5 Адаптации
    • 5.1 Телевизионная адаптация
    • 5.2 Радиоадаптация
    • 5.3 Адаптация игры
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Введение в сюжет

В этом романе Айзек Азимов представляет Элайджу Бейли и Р. Дэнила Оливэ , позже его любимых главных героев. Они живут примерно три тысячелетия в будущем Земли, время, когда были обнаружены путешествия в гиперпространство и колонизированы несколько миров, относительно близких к Земле – пятьдесят планет, известных как «миры-спейсеры». Миры Spacer богаты, имеют низкую плотность населения (в среднем по сто миллионов человек каждый) и в значительной степени используют труд роботов . Между тем, Земля будет перенаселена (с общим населением в восемь миллиардов, три раза больше , чем 1950 Азимова) и были приняты строгие правила против роботов. В «Стальных пещерах» и его продолжениях (первый из которых – «Обнаженное солнце» ) Азимов рисует мрачную ситуацию на Земле, имеющей дело с чрезвычайно большим населением, и ищущими роскошь космонавтами, которые ограничивают рождение, чтобы позволить большое богатство и уединение. .

Азимов называл себя клаустрофилом: «В 1953 году я написал роман, в котором изобразил мир, в котором все живут в подземных городах, удобно отгороженных от открытого воздуха. Люди говорили:« Как вы могли представить себе такую ​​кошмарную ситуацию? » И я ответил бы в изумлении: «Что кошмарные ситуации? » “The„пещеры стали“огромные городские комплексы , покрытые огромными металлическими куполами, которые способны поддерживать десятки миллионов каждый: Нью – Йорк той эпохи (где значительная часть история установлена) охватывает современный Нью-Йорк, а также большие районы Нью-Джерси . Азимов представляет себе, что современный подземный транспорт соединен с торговыми центрами и многоквартирными домами, пока никто не выходит из куполов, и большинство населения страдает от крайнего страха покинуть их . Несмотря на то, что сериалы « Робот» и « Основание » не считались частью одной и той же вымышленной вселенной намного позже, «стальные пещеры» напоминают планету Трантор .

Центральное преступление книги – убийство, которое происходит до открытия романа. (Это азимовский товарный знак, который он приписал своей брезгливости и совету Джона Кэмпбелла начинать рассказ как можно позже.) Жертва – Рой Немменух Сартон, посол Spacer, который живет в Spacetown , заставе Spacer только что за пределами Нью-Йорка. В течение некоторого времени он пытался убедить правительство Земли ослабить ограничения в отношении роботов. Однажды утром его обнаружили возле своего дома, его грудь взорвалась энергетическим бластером . Комиссар полиции Нью-Йорка обвиняет Элайджу в поиске убийцы в сотрудничестве с высокоразвитым роботом по имени Р. Дэниел Оливо, который внешне идентичен человеку и оснащен сканером, способным обнаруживать человеческие эмоции с помощью их энцефалографических волн.

Краткое содержание сюжета

Фракция космонавтов пришла к выводу, что культура космонавтов изнежена, стагнируя из-за отрицательного прироста населения и долголетия. Их решение состоит в том, чтобы поощрять дальнейшее освоение космоса и колонизацию землян совместно с роботами. Однако землянам сначала необходимо преодолеть свой иррациональный антагонизм по отношению к роботам. С этой целью они основали на Земле жилища, через которые они надеются перенести на Землю гуманоидных роботов.

Комиссар полиции Нью-Йорка Джулиус Эндерби тайно является членом группы «Средневековье», подрывной группы противников роботов, которая тоскует о «старине», когда люди не жили в «стальных пещерах». Он использует свое положение для организации встреч со спейсером доктором Сартоном под предлогом дальнейшего сотрудничества, но на самом деле он намеревается уничтожить Р. Дэнила, который живет с доктором Сартоном и похож на него. Эндерби приказывает Р. Сэмми пронести бластер через неконтролируемый «открытый воздух» (то, что ни один землянин не мог допустить), но в пылу мгновенья Эндерби роняет очки и не может различить человека и робота, случайно стреляя в человека. . Зная, что жена Бейли также является средневековым человеком, он поручает Бейли заниматься этим делом, работая с Р. Дэнилом, который представляет космонавтов, и распространяет слухи о роботах-гуманоидах среди подрывников, чтобы вызвать подозрение на Бейли, когда Эндерби позже уничтожает Р. Сэмми с помощью радиации. . Кроме того, Дэниел исключает Эндерби как убийцу, поскольку его мозговой паттерн показывает, что он неспособен к преднамеренному убийству.

Роман следует за Бейли и Оливо, поскольку Бейли начинает подозревать Оливо, но дважды оказывается неправым. Оливо постепенно узнает больше о земных людях и начинает проявлять любопытство к аспектам человеческого поведения и земных технологий. В рамках расследования Бейли совершает поездку в Космический город, где встречается с доктором Фастольфом, который вводит ему слегка наводящий на размышления наркотик, говоря об относительных достоинствах и недостатках общества Земли и космонавтов. Бейли стал причиной распространения человечества по всей галактике. Хотя космонавты считают Бейли недостаточным для обращения достаточного количества землян, они находят свою цель, когда Бейли арестовывает Клузарра по подозрению в подстрекательстве к бунту, и Оливо дает ему наводящие на размышления заявления. Выполнив свою работу, космонавты планируют покинуть Землю, поскольку их дальнейшее присутствие нанесет ущерб их делу, и принимают нераскрытую смерть доктора Сартона как необходимую жертву; это оставляет Бейли девяносто минут, чтобы найти убийцу, который, как он уверен, также очистит его от уничтожения Р. Сэмми.

У Бейли появляется вспышка вдохновения, когда он связывает эмоциональные взлеты и падения Эндерби с тем, насколько близок или далек Бейли был к раскрытию убийства, и, получив запись места преступления, удается продемонстрировать, что фрагменты очков Эндерби остаются на месте. Учитывая, что космонавты уже согласились с тем, что смерть Сартона нераскрыта, они готовы не преследовать Эндерби за аварию, если он согласится работать с ними, чтобы способствовать колонизации других миров среди средневековцев.

Другой повторяющейся темой является противоречие между женой Бейли как «Джесси» или «Иезавель» и ее негодование на Бейли за то, что он объяснил, что библейская история Иезавели была неверно истолкована, подавляя ее фантазии.

Символы

Ниже приводится список всех главных и второстепенных персонажей книги в порядке появления с подробностями сюжета.

  • Элайджа «Lije» Бейли , полицейский в штатском, работающий на Земле. Он призван раскрыть убийство.
  • Винс Барретт, молодой человек, работу которого принял Р. Сэмми.
  • Р. Сэмми, робот, прикомандированный к полицейскому управлению
  • Джулиус Эндерби, комиссар полиции Нью-Йорка, который поручает Бейли расследовать дело об убийстве.
  • Иезавель “Джесси” Наводный Бейли, жена Бейли
  • Рож Неменну Сартон, космический робототехник, убит из бластера. Бейли поручают расследовать его смерть.
  • Р. Дэниел Оливо , партнер Бейли, человекоподобный робот, созданный по подобию Сартона.
  • Бентли Бейли , сын Бейли
  • Хан Фастольф , робототехник из Авроры , мира космонавтов , считает, что космонавты и жители Земли должны работать вместе, чтобы колонизировать галактику и выжить в будущем.
  • Доктор Энтони Герригель, робототехник из Вашингтона, которого называет Бейли
  • Фрэнсис Клузарр, житель Нью-Йорка, арестованный за подстрекательство к бунту против роботов два года назад. Дэниел узнает, что он присутствовал при двух инцидентах.

Прием

Рецензент Грофф Конклин похвалил роман за то, как Азимов «сочетает свой интерес к робототехнике с его всепоглощающим увлечением социологией помешанного на технологиях, бюрократически связанного мира будущего». Баучер и МакКомас похвалили «Стальные пещеры» как «лучшую длинную работу Азимова на сегодняшний день», заявив, что это «самая успешная попытка объединить детектив и научно-фантастический роман». П. Шайлер Миллер назвал это «самым честным сочетанием научной фантастики и детективов, которое мы видели». Вильерс Жерсон из «Нью-Йорк Таймс» писал: «Это необычайно захватывающая и захватывающая детективная история, действие которой происходит на фоне убедительно проработанной научно-фантастической истории».

В 2004 году «Стальные пещеры» были номинированы на ретроактивную премию Хьюго за лучший роман 1954 года.

Адаптации

Телевизионная адаптация была сделана BBC и показана в 1964 году: сохранились лишь несколько коротких отрывков. В июне 1989 года книга была адаптирована Бертом Коулзом в качестве радиоспектакля для BBC с Эдом Бишопом в роли Элайджи Бейли и Сэмом Дастором в роли Дэниела Оливоу . В 2016 году Акива Голдсман был нанят для продюсирования фильма.

Телеадаптация

Story Parade – Стальные пещеры
Жанр научная фантастика
Написано Терри Нэйшн
Режиссер Питер Сасди
В главной роли Питер Кушинг
Джон Карсон
Музыка Радиофонический семинар BBC
Страна происхожденияСоединенное Королевство
Исходный языканглийский
Производство
РежиссерЭрик Тайлер
Продолжительность75 минут
Выпуск
Исходная сеть BBC2
Оригинальный выпуск5 июня 1964 г. ( 1964-06-05 )

Адаптация «Стальных пещер» была сделана BBC и передана на BBC2 5 июня 1964 года как часть антологии под названием Story Parade , которая специализировалась на адаптации современных романов. В главных ролях Питер Кушинг в роли Элайджи Бейли и Джон Карсон в роли Дэниела Оливо. Адаптация была детищем редактора Story Parade Ирен Шубик , которая была энтузиастом научной фантастики, однажды охарактеризовав его как «одного из самых интересных и забавных людей, которых я когда-либо встречал». Шубик ранее разработал и отредактировал серию научно-фантастических антологий « Из этого мира» , в которой был адаптирован рассказ Азимова « Маленький потерянный робот » в 1962 году. Адаптацией романа занимался Терри Нэйшн , который к настоящему времени создал далеков для Доктор Кто .

Сценарий в целом соответствовал сюжету романа. Единственным серьезным отклонением был вывод – в телевизионной версии убийца кончает жизнь самоубийством, когда его разоблачили, хотя в романе он соглашается работать, чтобы убедить средневековцев изменить их образ жизни. Другое важное изменение заключается в том, что робот-робот доктор Герригель – женский персонаж в телевизионной версии.

«Стальные пещеры» получили хорошие отзывы: «Дейли телеграф» заявила, что пьеса «еще раз доказала, что научная фантастика может быть захватывающей, нести послание и стимулировать интеллектуальное развитие», а «Слушатель» , назвав пьесу лучшей из серии « Парад историй », описал ее как «увлекательная смесь научной фантастики и детективов, которая на удивление хорошо сработала». Спектакль был повторен на BBC1 28 августа 1964 года. Как это было обычной практикой в ​​то время, основные записи «Стальных пещер» были стерты через некоторое время после трансляции, и пьеса отсутствует по сей день. Сохранилось несколько коротких отрывков: вступительные названия и убийство Сартона; Элайджа и Дэниел встречаются с доктором Герригель (Наоми Ченс), а Элайджа и Дэниел противостоят средневековому Клаузарру (Джон Бойд-Брент).

Успех «Стальных пещер» привел к тому, что Ирен Шубик разработала серию научно-фантастических антологий « Из неизвестного» , в ходе которой она руководила адаптацией еще шести историй Азимова, включая продолжение « Стальных пещер» «Обнаженное солнце» .

В ролях BBC2 Adaptation:

  • Питер Кушинг в роли Элайджи Бейли
  • Джон Карсон в роли Дэниела Оливэ
  • Кеннет Дж. Уоррен в роли комиссара Джулиуса Эндерби
  • Джон Вентворт, как доктор Хан Фастольф
  • Эллен Макинтош в роли Джесси Бейли
  • Йен Триггер в роли Р. Сэмми
  • Стэнли Уолш в роли Симпсона
  • Джон Бойд-Брент в роли Фрэнсиса Клуссара
  • Наоми Ченс в роли доктора Герригеля
  • Хенни Скотт в роли Бентли Бейли
  • Ричард Бил как Контроллер
  • Ричард Бейнт – менеджер магазина
  • Пэтси Смарт как клиент

Радиоадаптация

В 1989 году BBC Radio 4 транслировало адаптацию Берта Коулза , поставленную Мэтью Уолтерсом, с Эдом Бишопом в роли Бейли и Сэмом Дастором в роли Оливо.

В ролях BBC Radio 4 Adaptation:

  • Эд Бишоп в роли Элайджи Бейли
  • Сэм Дастор в роли Дэниела Оливэ
  • Мэтт Циммерман в роли комиссара Джулиуса Эндерби
  • Кристофер Гуд, как доктор Хан Фастольф
  • Бет Портер в роли Джесси Бейли
  • Иэн Мичи, как Р Сэмми
  • Винсент Бримбл, как Симпсон
  • Элизабет Мэнсфилд в роли Фрэнсис Клуссар
  • Брайан Миллер – лавочник
  • Борис Ханкер в роли Бентли Бейли
  • Сьюзан Шеридан, как городской диктор

Адаптация игры

В 1988 году компания Kodak выпустила игру для видеомагнитофона под названием « Роботы Айзека Азимова », которая содержала 45-минутный фильм, основанный на мотивах «Стальных пещер». В нем были представлены многие персонажи и события из романа, но сюжетная линия была изменена, чтобы соответствовать потребностям игры с видеомагнитофоном. Также были включены элементы из «Роботов рассвета» (включая персонажей Жискарда Ревентлова и Келдена Амадиро ). Как и в версии BBC2, доктора Герригеля заменила женщина по имени София Кинтана (в честь персонажа, не связанного с Роботами и Империей ).

Айзек Азимов – Стальные пещеры

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Стальные пещеры”

Описание и краткое содержание “Стальные пещеры” читать бесплатно онлайн.

Совершенно убийство представителя другой планеты, космонита, который находился на Земле в составе мирной делегации. Дело может обернуться грандиозным межпланетным скандалом, а это для страдающей от перенаселения своих городов-муравейников и совсем беззащитной перед своими бывшими внеземными колониями Земли будет очень некстати.

Читайте также:  Профессия - краткое содержание повести Азимова

Межпланетным скандал обязан предотвратить нью-йоркский детектив класса С-5 Илайдж Бейли, именно ему поручено расследование убийство космонита. Но у представительства космонитов есть и другие цели кроме расследование убийства, и напарником к Илайжду направляется странный космонит с именем Р. Дэниел Оливо. Илайдж Бейли не сразу догадался что в имени напарника «Р» – означает робот.

– Джесси будет недовольна, я уверен.

– Скажите Джесси, – убеждал его комиссар с таким старанием, что казалось, будто его напряжённый взгляд просверлит отверстие в заслоняющих глаза стёклах, – скажите ей, что если вы это сделаете для меня, я постараюсь присвоить вам С-7, понимаете?

– Хорошо, комиссар, договорились.

Бейли привстал было со стула, но, заметив взгляд Эндерби, снова опустился.

– Ещё один вопрос. – Комиссар медленно кивнул головой.

– Имя вашего партнёра.

– Какое это имеет значение?

– Космониты, – начал комиссар, – довольно странный народ. Вашим партнёром будет не… В общем, он не…

Глаза Бейли широко раскрылись.

– Это необходимо, Лайдж. Просто необходимо. Другого выхода нет.

– В одной квартире? С этой штукой?

– Прошу вас, как друга прошу, – убеждал его комиссар. – Неужто вам надо все это разжёвывать? Мы должны с ним работать. Мы должны выиграть, если хотим избежать новых контрибуций. А выиграть, пользуясь старыми методами, невозможно. Вашим партнёром будет робот. Стоит ему самому раскрыть убийство, стоит ему сообщить своим о нашей беспомощности, и мы погибли. Я имею в виду наш отдел. Вам это ясно, Лайдж, не так ли? Положение очень щекотливое. Вы будете с ним сотрудничать, но нужно, чтобы дело раскрыли вы, а не он. Понятно?

– То есть полностью с ним сотрудничать и в то же время стараться перерезать ему глотку? Хлопать его по плечу одной рукой, а в другой держать нож?

– А что делать? Другого выхода у нас нет.

Бейли нерешительно встал:

– Не знаю, как отнесётся к этому Джесси…

– Если хотите, я поговорю с ней.

– Не надо, комиссар. – Он тяжело вздохнул. – Как его зовут?

– К чему эти увёртки, комиссар, – произнёс Бейли грустно. – Я берусь за расследование, так что давайте называть этого типа полным именем: Робот Дэниел Оливо.

2. Поездка на экспрессе

Как всегда, свободных мест на экспресс-транспорте было немного: ни внизу, где ехать можно было только стоя, ни на верхней площадке с креслами для привилегированных пассажиров.

Непрерывный людской поток струился по обе стороны экспресса по замедляющимся дорожкам тротуаров к межсекторным линиям и неподвижным тротуарам, которые, ныряя под арки и взбираясь на мосты, вели в бесконечный лабиринт жилых кварталов-секторов. А с противоположной стороны к экспрессу стремился точно такой же поток пассажиров, пересекающих дорожки в обратном направлении – от медленных к быстрым.

Кругом сияло море огней; стены и потолки излучали холодный фосфоресцирующий свет; всплески рекламы требовали к себе внимания; яркие цветные указатели не давали сбиться с пути: «К СЕКТОРАМ ДЖЕРСИ», «НАПРАВЛЕНИЕ К МАРШРУТНОЙ СЛУЖБЕ ИСТ-РИВЕР», «ВЕРХНИЙ ГОРИЗОНТ – ВСЕ НАПРАВЛЕНИЯ К СЕКТОРАМ ЛОНГ-АЙЛЕНДА». А над все этим царил неясный шум, неотделимый от жизни стального города: говор, смех, кашель, выкрики, пение, дыхание миллионов людей.

«Ни одного указателя к Космотауну», – подумал Бейли. Он переходил с дорожки с непринуждённостью человека, привыкшего делать это всю жизнь. Едва начав ходить, дети учились «скакать по лентам». Бейли почти не замечал увеличения скорости каждой новой дорожки. Через тридцать секунд он добрался до последнего тротуара, скорость которого достигала шестидесяти миль в час, и теперь мог перешагнуть на ограждённую перилами и остеклённую платформу экспресса.

«Ни одного указателя к Космотауну, – размышлял он. – Да они и не нужны. Тот, кто едет туда по делу, знает, как до него добраться. Если же он этого не знает, значит, делать ему там нечего.» Когда двадцать пять лет назад возник этот посёлок, толпы зевак осаждали его.

Космониты положили этому конец. Вежливо (они всегда отличались вежливостью), но решительно, они отгородились от Нью-Йорка силовым барьером и учредили нечто среднее между пограничными постами и таможней. Убедившись, что вы идёте по делу, они подвергали вас обыску и направляли на медицинский осмотр и дезинфекцию.

Среди землян росло недовольство. Что вполне естественно. Однако оно приняло неоправданно широкий размах. А это, в свою очередь, сказалось на программе модернизации. Бейли вспомнил барьерные бунты. Он был среди толпы недовольных, которые висли на перилах экспресса; не считаясь с привилегиями, занимали кресла на верхней площадке; рискуя жизнью, носились по тротуарам и два дня осаждали Космотаун, выкрикивая лозунги и круша городскую собственность.

При желании Бейли мог вспомнить песенки того времени. Вот, например, «Человек родился на Земле, ты слышишь?» на мотив старой народной песни с тарабарским припевом «Хинки-динки-парле-ву».

Человек родился на Земле, ты слышишь?
Мать-Земля дала ему жизнь, ты слышишь?
Космонит, прочь с лица Земли в свой космос.
Грязный космонит, ты слышишь?

Куплетов насчитывалось сотни. Некоторые из них были остроумными, но гораздо больше было куплетов глупых, а то и непристойных. И каждый оканчивался словами: «Грязный космонит, ты слышишь?» Грязный. Грязный… Это была тщетная попытка землян отплатить космонитам за то, что они упорно считали жителей Земли болезненными до отвращения.

Разумеется, космониты не покинули Землю. Им даже не понадобилось прибегать к помощи своего наступательного оружия. Земляне убедились, что всякая попытка приблизиться к космопланам пришельцев была равноценна самоубийству. Несколько старомодных самолётов, которые рискнули пролететь над территорией Космотауна ещё в первые дни его основания, попросту исчезли. Единственное, что удалось впоследствии обнаружить, были лишь исковерканные обломки плоскостей.

И едва ли можно было привети толпу в такое неистовство, чтобы она забыла действие субэтерных «руколомок», применявшихся против землян в войнах прошлого столетия.

Космониты отсиживались за барьером, разрушить который земными средствами было невозможно, и ждали, пока городские власти не утихомирят разбушевавшуюся толпу. Это удалось сделать, применив снотворный и рвотный газы, после чего городские исправительные тюрьмы были набиты до отказа вожаками недовольных, подстрекателями и просто теми, кто оказался под рукой. Когда страсти улеглись, всех их отпустили на свободу.

Некоторое время спустя космониты стали снимать свои ограничения. Барьер убрали, а городские власти поручили полиции обеспечить охрану космонитов. Главная же их уступка заключалась в том, что медицинский осмотр перестал быть таким унизительным.

«Теперь, – размышлял Бейли, – дело должно снова принять плохой оборот. Стоит им решить, что землянин проник в Космотаун и совершил убийство, как они, чего доброго, опять поставят свой барьер. Плохо дело».

Он ступил на нижнюю площадку экспресса, протиснулся через толпу пассажиров и по узкой спиральной лестнице поднялся наверх. Он не торопился предъявлять свою карточку находившемуся поблизости контролёру. Класс С-5 не давал права на кресло в экспрессе восточнее Гудзона и западнее Лонг-Айленда, и хотя здесь были свободные места, его могли попросить перейти вниз. Люди все щепетильнее относились к своим привилегиям, и Бейли отлично это знал.

Воздух с характерным свистом обтекал изогнутые ветровые стекла, установленные на спинке каждого кресла. Разговаривать из-за шума было бы трудно, но думать, если к нему привыкнуть, он не мешал.

«Все мы медиевисты по натуре, – рассуждал про себя Бейли. – Особенно, если тебя влекут к себе старые добрые времена, когда Земля была единственным миром, а не одним из пятидесяти, как теперь, причём далеко не самым лучшим».

Бейли рывком повернул голову вправо, откуда донёсся чей-то пронзительный вопль. Какая-то женщина уронила свою сумку, мелькнувшую мягким розовым пятном на скучном фоне серых дорожек. Спешащий с экспресса пассажир, должно быть, нечаянно отбросил её в сторону медленных дорожек, и теперь владелицу уносило прочь от её собственности.

Бейли криво усмехнулся. Женщина сумеет вернуть свою сумку, если сообразит перейти на ещё более медленную дорожку и если ещё одна нога не толкнёт сумку в другом направлении. Он так и не узнает, настигнет она её или нет. Уже сейчас место происшествия отставало от него на полмили.

Пожалуй, ей это не удастся. Высчитано, что в разных частях города пассажиры роняют на дорожках свои вещи в среднем раз в три минуты и не могут их достать. Отдел находок разросся до неимоверных размеров. И это тоже одна из сложностей современной жизни.

«Когда-то было проще, – думал Бейли. – Всё было проще. Это и превращает людей в медиевистов».

Медиевизм принимает различные формы. Для лишённого воображения Джулиуса Эндерби – это такие атрибуты старины, как очки или окна. Для Бейли прошлое – это история. В особенности обычаи разных народов.

Взять, например, нынешний Нью-Йорк, где он живёт и работает. Эта громадина уступает по величине лишь Лос-Анджелесу. А население! Только в Шанхае живёт больше народу. А ведь Нью-Йорку всего триста лет.

Стальные пещеры – Азимов Айзек

Стальные пещеры – Азимов Айзек краткое содержание

Свершились мрачные пророчества! Земля, колыбель человечества, страдает от перенаселения, и ее обитатели вынуждены проводить всю свою жизнь в стальных пещерах гигантских городов, не видя солнечного света и питаясь дрожжевыми культурами, в то время как космониты, потомки землян, заселивших иные планеты, наслаждаются всеми радостями бытия. Внешние Миры значительно превосходят планету-праматерь по своей военной и экономической мощи, и поэтому происшедшее на Земле убийство представителя космонитов доктора Сартона может послужить поводом для начала большой войны. Расследование этого преступления поручается сотруднику нью-йоркской полиции Илайджу Бейли, а его напарником со стороны космонитов выступает весьма необычный сыщик по имени Р. Дэниел Оливо. «Р» — значит «робот»…

Стальные пещеры читать онлайн бесплатно

1. Разговор с комиссаром полиции

Едва Илайдж Бейли уселся за стол, как почувствовал на себе пристальный взгляд Р. Сэмми. Строгое вытянутое лицо Бейли застыло.

— Вы нужны боссу, Илайдж. Немедленно. Велел вам явиться, как только придете.

Р. Сэмми не двинулся с места.

— Я сказал, хорошо. Убирайся!

Р. Сэмми круто повернулся и пошел выполнять другие поручения.

«Будто человек не может делать все это!» — возмутился про себя Бейли.

Он стал не торопясь изучать содержимое своего кисета и прикинул, что если будет выкуривать по две трубки в день, то ему удастся дотянуть до выдачи новой порции.

Затем он вышел из-за перегородки — он уже два года имел право на отгороженный угол — и через общую комнату направился к выходу. Его окликнул оператор ртутного запоминающего устройства Симпсон.

— Вас ждет босс, Илайдж.

— Знаю. Р. Сэмми уже приходил.

Испещренная кодом лента струилась из миниатюрного прибора. Он находил и анализировал данные своей памяти в поисках сведений, хранящихся в крохотных ячейках мерцающей внутри ртути.

— Я дал бы Р. Сэмми коленкой под зад, если бы не боялся сломать себе ногу, — сказал Симпсон. — На днях приходил Винс Бэррет.

— Хотел бы вернуться на старое место. Говорит, готов на любую работу у нас в управлении. Бедняга в отчаянии, но я ничем не мог его порадовать. Его место занял Р. Сэмми, и все тут. Парнишка нанялся на дрожжевую ферму. А ведь способный был малый и всем нравился.

Бейли пожал плечами и сказал строже, чем хотел на самом деле:

— Нам всем предстоит пройти через это.

Босс по своему положению имеет отдельный кабинет. На матовом дверном стекле вытравлена красивая надпись: «ДЖУЛИУС ЭНДЕРБИ. Комиссар полиции города Нью-Йорка».

Бейли вошел в кабинет:

— Вы звали меня, комиссар?

Эндерби посмотрел на него. Он носил старомодные очки, так как его глаза не переносили контактных линз. Только привыкнув к очкам, можно было разглядеть черты его заурядного, невыразительного лица. По твердому убеждению Бейли, комиссар отвергал контактные линзы только затем, чтобы выделяться среди других, а вовсе не из-за своих чувствительных глаз.

Комиссар был явно чем-то встревожен. Он поправил манжеты рубашки, откинулся на спинку кресла и сказал как-то уж слишком тепло:

— Садитесь, Илайдж. Присядьте, пожалуйста.

Бейли сел и ждал в напряженной позе.

— Как Джесси? Как сын?

— Хорошо, — ответил Бейли невыразительно. — Вполне нормально. А ваши как?

— Хорошо, — отозвался Эндерби. — Тоже нормально.

Начало было неудачным.

«Какое-то у него сегодня странное лицо», — подумал Бейли, а вслух сказал:

— Комиссар, я могу просить не посылать за мной Р. Сэмми?

— Вы знаете мое мнение на этот счет, Илайдж. Но раз он есть, должен же я как-то его использовать.

— С ним неприятно иметь дело, комиссар. Пришел сегодня, передал вашу просьбу и стоит как истукан. Так и будет стоять, пока не отошлешь.

— О, это моя вина, Илайдж. Я велел ему позвать вас, но забыл точно указать, что делать дальше.

Бейли вздохнул. Мелкие морщинки у его темно-карих глаз стали более отчетливыми.

— Ну ладно. Так вы хотели меня видеть?

— Да, Илайдж, — сказал комиссар, — и по весьма важному делу.

Он встал, подошел к стене позади стола, нажал какую-то кнопку — и тотчас же часть стены стала прозрачной. Бейли зажмурился от неожиданно хлынувшего потока сероватого света.

— Это сделано по моему заказу в прошлом году. Я вам, кажется, еще не показывал. Подойдите поближе, Илайдж. В старые времена во всех комнатах были подобные штуки. Их называли окнами. Вы слышали об этом?

Читайте также:  Поющий колокольчик - краткое содержание рассказа Азимова

Бейли прекрасно об этом знал, так как читал не один исторический роман.

— Разумеется, — сказал он.

Бейли слегка поежился, но все-таки подошел. Было даже что-то неприличное в том, что уединенность комнаты выставлялась напоказ внешнему миру. Комиссар временами доводил до крайности свое увлечение медиевистикой.

«Эти очки, например», — подумал Бейли.

Так вот в чем дело! Вот почему у него такое странное лицо!

— Простите за любопытность, комиссар, — сказал Бейли, — но у вас, кажется, новая оправа?

Комиссар взглянул на него с удивлением, снял очки, посмотрел на них, потом снова на Бейли. Сейчас его круглое лицо казалось еще более круглым, а подбородок — более заметным. И взгляд у него стал беспомощным, потому что все расплывалось перед его глазами.

— Да, новая, — подтвердил он. Он снова надел очки и добавил с злостью:

— Старые я разбил три дня назад. Дел было по горло, так что новые получил только сегодня утром. Илайдж, эти три дня были сущим адом.

— Да. И по другим причинам. Но об этом потом.

Он повернулся к окну. Бейли последовал его примеру и был слегка поражен, обнаружив, что снаружи идет дождь. С минуту он молча наблюдал, как сверху лились потоки воды, в то время как комиссар горделиво взирал на это явление природы, будто в этом была его личная заслуга.

— За этот месяц я третий раз смотрю, как идет дождь. Интересное зрелище, верно?

Бейли был вынужден согласиться, что зрелище действительно интересное. В свои сорок два года он почти не видел дождя и вообще никакого другого явления природы.

— По-моему, неразумно, что вода вот так, без всякой пользы, поливает город, — заметил он. — Ее место в резервуарах.

— Илайдж, — ответил ему комиссар, — вы модернист. Вот в чем беда. В медиевальные века люди жили на открытом воздухе, и не только на фермах. Даже в городах. Даже в Нью-Йорке. Когда шел дождь, им это не казалось неразумным. Они радовались этому, потому что жили близко к природе. Это и здоровее, и лучше. Все наши беды от того, что мы оторваны от природы. Почитайте-ка на досуге об угольном веке.

Бейли довелось читать и об этом. Он слышал, как многие сетовали по поводу изобретения атомного реактора. Он и сам был не прочь поныть, когда что-нибудь не ладилось или когда одолевала усталость. Человек всегда чем-то недоволен. В угольном веке люди жаловались на паровую машину. А герой одной из пьес Шекспира возмущался тем, что кто-то изобрел порох. Лет через тысячу кому-нибудь не понравится создание позитронного мозга. К черту все!

— Слушайте, Джулиус… — сказал он мрачно. (На работе он предпочитал держаться с комиссаром официально, даже если тот то и дело звал его по-приятельски Илайджем. Сейчас что-то подсказало ему поступить иначе.) — Слушайте, Джулиус, вы говорите здесь о чем угодно, только не о том, зачем вы меня звали. Меня это беспокоит. В чем все-таки дело?

— Я дойду до этого, Илайдж, — ответил комиссар. — Не подгоняйте меня. У нас неприятность, Илайдж.

— Еще бы! Здесь иначе и быть не может. Опять что-то с роботами?

— В каком-то смысле да, Илайдж. Я вот стою здесь и думаю, что еще выпадет на долю нашей старушке Земле… Я сделал это окно не только чтобы иногда любоваться небом, но чтобы видеть город. Смотрю я на него и думаю, каким он будет через сотню-другую лет?

Бейли не был сентиментальным, но и он поддался очарованию открывшегося перед ним вида. Несмотря на окутавшую его серую дымку, город представлял изумительное зрелище. Полицейское управление размещалось на одном из верхних этажей здания муниципалитета, который господствовал над всем. Окно комиссара находилось над крышами соседних башен, устремившихся вверх, подобно растопыренным пальцам чьей-то гигантской руки. Стены этих башен были совершенно гладкими и слепыми — наружные оболочки огромных человеческих ульев.

— Жаль, что идет дождь, — заметил комиссар. — Не виден Космотаун.

Бейли посмотрел на запад. Комиссар был прав. Горизонта не было видно; башни Нью-Йорка тонули в серо-белой пелене дождя.

Электронная книга Стальные пещеры | The Caves of Steel

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

Информация о книге

ISBN: 5-699-18517-8

Описание

Действие романа «Стальные пещеры» происходит в далеком будущем, во времена полной и окончательной урбанизации Земли. Все 8 миллиардов землян живут и работают в огромных закрытых подземных городах. Они давно позабыли, что такое климат, солнечный свет и чистый воздух. Их главная забота – колонисты, космониты, вернувшиеся из далеких галактик и принесшие на Землю новые технологии. Теперь роботы вытесняют людей, захватывая их рабочие места. Движение противников робототехники набирает силу день ото дня.

Иллюстрации

Произведение Стальные пещеры полностью

Скачать fb2 epub mobi28.01.13

Читать онлайн Стальные пещеры

Другие произведения автора

Профессия

Образование на Земле 66-го века претерпело серьезные преобразования. В восемь лет каждому ребенку загружают прямо в мозг программу по освоению чтения и письма. На этом первый образовательный этап заканчивается. До восемнадцати лет дети проживают с родителями, не беспокоясь о будущем.

По достижению 18-ти лет, все проходят тестирование, которое определит будущую профессию. Пройдет полгода, и представители одной профессии отправляются на олимпиаду, которая выявит их положение на карьерной лестнице.

Я, робот

В конце 1940-х и начале 1950-х Айзек Азимов начинает печатать свои фантастические рассказы на страницах журналов. Вторая мировая война только что завершилась и мир одержим технологическим возрождением. Рассказы писателя отражали озабоченность общества по поводу опасностей от передовых технологий.
Три закона робототехники:
1) Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку причинили вред
2) Робот обязан подчинятся приказам человека, за исключением тех случаев, когда такой приказ будет противоречить Первому закону
3) Робот должен заботиться о собственной безопасности до тех пор, пока это не противоречит Первому и Второму законам.

С этих трех положений Айзек Азимов навсегда изменил сознание человечества, готовя нас к будущему, в котором человечество само по себе может оказаться устаревшим.
©MrsGonzo для LibreBook

Академия

В течение двенадцати тысяч лет Галактическая Империя процветает. Но ее могущество затухает, империя близка к развалу. Только Гэри Селдон, создатель инновационной науки психоистории, в состоянии заглянуть в будущее империи – в темные времена невежества, варварства и войны, которые будут длиться тридцать тысяч лет.

Для сохранения знаний и во имя спасения человечества, Селдон собирает лучшие умы империи на планете, находящейся на задворках Галактики, которая станет маяком надежды для будущих поколений.

Калейдоскоп. Научно-фантастические повести и рассказы
Академия и Империя

Похожее

Видоизмененный углерод

Двадцать пятый век принес человечеству технологии, которые позволили пересмотреть традиционные взгляды на саму жизнь. Сознание человека теперь хранится не только в мозге, но и на специальных носителях, что дает возможность перемещать его из тело в тело, создавать, при необходимости, резервные копии. Теперь для богачей и власть имущих смерти не существует.

Дождь Забвения

Земля в 2266 года значительно отличается от наших представлений и ожиданий. Она практически необитаема. Планета оказалась непригодной для жизни после техногенной катастрофы получившей название «нанокост». В основном, выжившие живут на орбитальных станциях. Немногие отваживаются жить на поверхности Земли, полностью отказавшись от передовых технологий.

Одна из них – Ожье Верети, археолог, совершающий опасные экспедиции по пустынной земле, чтобы добыть ценные артефакты эпохи до нанокоста, в попытке узнать всю правду о произошедшем.

Профессия

Профессия — это небольшая повесть Айзека Азимова, действие которой разворачивается на Земле в 65 веке. Впервые опубликована в журнале Astounding Science Fiction в 1957 году, а потом была включена в сборник “Девять завтра”. Повесть сильно полюбилась читателям всех стран и до сих пор популярна. Её часто цитируют и делают к ней отсылки. Советуем прочитать, она того стоит. В ней Азимов, в своём фирменном стиле, описывает интересную систему образования будущего.

Нравится книга? Посоветуй её друзьям:

Тут мы советуем лучше сразу приступить к чтению самого произведения. Так эффект будет лучше.

Но для тех, кто хочет перед этим узнать что-то ещё, попытаемся описать завязку с минимальными спойлерами.

Завязка

Итак, система образования будущего серьезно изменилась. Дети больше не учатся читать самостоятельно, вместо этого в восемь лет все проходят так называемый “День Чтения”, когда специальная программа с лент записывает в мозг навык чтения за 15 минут. Потом снова свобода от любого образования до 18 лет, когда будет проходить “День Знаний”. В этот день компьютер выбирает для человека его оптимальную профессию и закладывает в его мозг соответствующую программу. Повлиять на выбор профессии было нельзя. После этого каждый год проводились “Олимпиады”, на которых отбирались лучшие специалисты на другие планеты. Попасть туда было очень престижно. Джордж Пленетей — главный герой повести, страстно хотел стать программистом и тайком от всех изучал книги по программированию. Но в 18 лет в “День знаний” компьютер выбрал для него другую судьбу…

Далее есть краткое содержание из wikipedia.org, на тот случай, если вы уже читали и хотите освежить память, а иначе марш читать саму повесть!

Краткое содержание +

Процесс образования, выбора и получения профессии претерпел в далёком будущем коренные изменения. Вместо долгого процесса обучения по книгам и на практике, людям за минуты записывают в мозг нужные знания с помощью специальной машины и обучающих лент. В восьмилетнем возрасте каждого ребёнка таким образом обучают чтению и письму. До 18 лет он живёт с родителями, ничему не учась. Затем его подвергают машинным тестам, по результатам которых определяют наиболее подходящую профессию, и записывают в мозг необходимые знания. Свободного выбора профессии нет, решение машин окончательно и обжалованию не подлежит. Ещё через полтора года юноша или девушка участвует в «Олимпиаде» — соревновании молодых специалистов в каждой профессии. В зависимости от своих результатов на «Олимпиаде» он получает более или менее престижное место работы. Существующее положение дел устраивает всех. Молодые люди до начала профессионального образования совершенно не пытаются понять, что больше всего их интересует в мире, но с нетерпением ждут дня, когда им объявят результаты тестов и их будущую судьбу.

Но главный герой Джордж Плейтен ещё в «школьные» годы почему-то решил, что ему интересна профессия программиста. Он пытается самостоятельно постичь по книгам основы этой работы, надеясь, что это может повлиять на результаты тестов. Но стать программистом Джорджу не удаётся: по результатам тестов д-р Антонелли объявляет его непригодным к машинному обучению и, следовательно, ни к одной профессии. Джордж шокирован, подозревает врача в подтасовке результатов из личной неприязни, и в состоянии аффекта попадает в приют для слабоумных, где содержатся такие же, как он, молодые люди без профессии. Там они пытаются учиться древним забытым способом, медленно постигая крупицы знаний из книг с помощью учителей. Тратя месяцы на то, что остальные узнают за один сеанс машинного обучения.

По прошествии полутора лет, Джордж по-прежнему видит себя жертвой ошибки, и не может согласиться со своим слабоумием. Он совершает побег и отправляется на «Олимпиаду». Ему удаётся осуществить свой план — познакомиться с кем-нибудь из высокопоставленных чиновников, который согласится его выслушать и, может быть, изменить его участь. Джордж делится с ним тем, к чему давно уже пришёл и чему увидел подтверждение на «Олимпиаде» — что машинное образование, при всех его достоинствах, лишает человека творческого подхода к профессии, заглушает способность самостоятельно мыслить и самосовершенствоваться. В конце концов ему становится ясно, что с самого начала побега он находится под наблюдением, и их встреча не случайна… Его снова погружают в сон и возвращают в «приют для слабоумных». Но он неожиданно понимает, что здесь собраны совсем не слабоумные. Что он один из немногих землян, сохранивших способность к самостоятельному мышлению и образованию, и они учатся по книгам для того, чтобы попытаться прийти к новым изобретениям и открытиям, и продвинуть вперёд научно-технический прогресс.

— Теперь-то я это понимаю, — сказал Джордж, — до того ясно, что только удивляюсь, каким я был слепым. В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрёл спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен. Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы продвинуться вперёд. А кто создаёт образовательные ленты? Специалисты по производству лент? А кто же тогда создаёт ленты для их обучения? Специалисты более высокой квалификации? А кто создаёт ленты… Ты понимаешь, что я хочу сказать. Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению.

Профессия (Азимов)

Далёкое будущее, начало 64-го века. Учёные научились определять склонность человека к определённой профессии. Метод основывался на индивидуальных особенностях мозга. Знания записывались на подкорку мозга с помощью специальных носителей информации — образовательных лент.

Классическая система образования исчезла. Её заменили два дня — День чтения и День образования. В День чтения всем восьмилетним детям записывалось умение читать и писать, в День образования восемнадцатилетние люди таким же способом приобретали какую-либо профессию и становились дипломированными специалистами.

Читайте также:  Стальные пещеры - краткое содержание романа Азимова

После Дня образования начиналась Олимпиада, на которой соревновались представители разных профессий. Победители улетали работать на самые развитые планеты класса А.

Джордж Плейтен хорошо помнил свой День чтения. Его родители в тот день волновались гораздо сильнее, чем он сам. Отец Джорджа, дипломированный трубопрокладчик, работал на Земле, где оставалась большая часть каждого поколения. На другие планеты отправлялись только «самые последние модели высококвалифицированных специалистов». Родители надеялись, что хотя бы их детям повезёт, поэтому уже со Дня чтения пытались рассмотреть в них признаки гениальности.

Отец Арманда Тревельяна, друга и соседа Джорджа, дипломированный металлург, работал на Дипории, планете, имеющей связи только с Землёй. Выйдя на пенсию, он вернулся на Землю, чтобы у его сына был шанс «попасть на любой из миров».

Некоторым людям особенно приятно демонстрировать свои успехи именно перед друзьями детства и знакомыми, а не перед всей остальной Вселенной.

Арманд с раннего детства верил, что попадёт на Новию — одну из самых богатых планет обитаемой вселенной, и считал это делом решённым.

В тот дождливый сентябрьский день всех восьмилетних детей собрали в городском Доме образования, обследовали, сделали необходимые анализы. Потом врач исследовал мозг Джорджа и странно нахмурился, увидев результаты. После этого мальчику надели обтекаемый шлем, и далёкий голос долго что-то шептал ему. После процедуры Джордж обнаружил, что умеет читать.

К восемнадцати годам Джордж, превратившийся «в смуглого юношу среднего роста», успел позабыть, что произошло в День чтения. Наступило 1 мая, и молодые люди вновь собрались в городском Доме образования, на этот раз, чтобы получить профессию.

Арманд хотел стать дипломированным металлургом, поскольку «металл будет существовать всегда». Джордж твёрдо решил стать программистом, потому что спрос на эту профессию столетиями оставался неизменным, а хороший программист неминуемо попадал на Новию.

Друзья не знали, к какой профессии наиболее приспособлен их мозг, но Джордж сделал всё, чтобы стать программистом. В тайне от всех он изучал учебники по программированию, математике и электронике, надеясь заранее адаптировать свой мозг для этой профессии, и был непоколебимо уверен, что скоро полетит на Новию.

Процедуру записи проводил доктор Антонелли. Он долго рассматривал результаты исследований, проведённых в День чтения, а потом начал расспрашивать Джорджа, почему он выбрал программирование, ведь обычно люди бояться выбирать конкретную профессию.

В конце концов Джордж признался, что читал о программировании. Доктор Антонелли удивился, но потом сказал, что подобные занятия не могут изменить физическое устройство мозга. После дополнительных исследований выяснилось, что мозг Джорджа вообще не приспособлен для «наложения на него каких бы то ни было знаний», хотя интеллект его выше среднего.

Джорджа отправили в специальный приют, где люди «собирали знания по зёрнышку» — учились по книгам. Его родителям сообщили, что Джордж получил «специальное назначение». К нему были добры и обращались с ним, «как с больным котёнком», но Джордж был уверен, что во всём виноват доктор Антонелли, который мстит ему за излишнюю самоуверенность.

Мир Джорджа рухнул, он отказался есть. Его кормили внутривенно, спрятали все острые предметы и поселили в его комнате флегматичного нигерийца Хали Омани, который действовал на Джорджа успокаивающе. Через некоторое время, не выдержав скуки, Джордж взял в руки книгу.

Книги предназначены для того, чтобы их читали и перечитывали.

Омани показал Джорджу «приют для слабоумных», в котором жило 205 человек. Оказалось, на Земле таких приютов тысячи. В этом жили юноши, но существовали приюты и для старшего возраста, а также заведения, где мужчины и женщины жили вместе.

Джордж начал изучать программирование, работал в парке, помогал на кухне и даже получал небольшое жалование, но смириться со своим положением не мог. Тем временем пришёл март, а вместе с ним — Олимпиада. Джордж решил найти доктора Антонелли и «выжать из него всю правду».

Удерживать Джорджа силой никто не пытался. На стратоплане он прилетел в Сан-Франциско, ближайшую столицу Олимпиады. Город был переполнен людьми, все следили за соревнованиями и делали ставки. Джордж поймал себя на мысли, что все эти люди тоже ничего не достигли, хотя и были дипломированными специалистами.

На глаза Джорджу попался стенд с информацией о состязании металлургов. Заказчиком соревнований была Новия, а одним из участников оказался Арманд Тревельян. Джордж отправился к залу, где соревновались металлурги. В очереди у входа с ним заговорил седой человек в старомодном свитере. Он же оказался его соседом в зале.

Арманд проиграл соревнования только потому, что в их маленький городок завезли устаревшие ленты — он не был знаком с устройством нового аппарата, которым пользовались на соревнованиях. Джордж выбрался из зала, дождался, когда выйдет Арманд, и окликнул его.

Арманд участвовал в Олимпиаде второй раз и уже понимал, что на Новию не попадёт. Джордж спросил, почему бы ему самостоятельно не выучить строение нового аппарата, ведь основные знания у него есть. Арманда разозлило это предложение, он не верил, что знания можно получить из книг. Он начал грубо требовать, чтобы Джордж признался, какую профессию получил.

Начинающуюся драку заметил полицейский. Он потребовал удостоверение, которого у Джорджа не было, — документы выдавались только вместе с дипломом. Спас Джорджа Седой, объявивший его своим гостем. Он представился Ладисласом Индженеску, дипломированным историком, и отвёз Джорджа в номер отеля.

Полицейский говорил с Индженеску очень почтительно, и Джордж решил, что историк — важная птица, а ведь он приехал в Сан-Франциско именно для того, чтобы найти влиятельного человека и добиться переоценки своих способностей.

Джордж показался Индженеску, который специализировался в социологии, интересным объектом дли наблюдения, и историк захотел ему помочь. Он объяснил Джорджу, что история делиться на множество разделов, и социология — только один из них.

С прошлым никогда не бывает покончено . Оно объясняет настоящее.

Индженеску рассказал, почему на Земле возникла именно такая система образования. Когда началась эра межзвёздных полётов и колонизация планет, обнаружилась острая нехватка специалистов. Учить людей обычным способом, с помощью книг, оказалось долго и невыгодно, классическая система обучения сильно замедляла освоение космоса.

Перелом наступил, когда был изобретён новый способ передачи знаний. Земля начала выпускать миллионы специалистов и началось «заполнение Вселенной». Теперь Земля экспортирует не только дипломированных специалистов, но и образовательные ленты, которые обеспечили «единство культуры для всей Галактики».

При вывозе специалистов соблюдается «равновесие полов» — эмигранты создают семьи и заселяют новые планеты или способствуют росту населения на развивающихся мирах. От этого экспорта зависит экономика Земли, поэтому каждый год выпускаются новые образовательные ленты, которые очень незначительно отличаются от старых.

Индженеску хотел бы изучать Джорджа, и тот позволил ему это при условии, что учёный познакомит его с представителем Новии. Лекция Индженеску помогла Джорджу переосмыслить его проблему, и у него родилась идея, которая могла привести его на Новию.

Индженеску связался по видеофону с новианином, который начал сетовать, что Земля выкачивает из них деньги, выпуская новые модели специалистов, которые почти не отличаются от старых. И тогда Джордж сказал, что можно доучивать по книгам устаревших специалистов, вместо того, чтобы покупать новых, и предложил свою помощь в создании системы образования на Новии.

Джордж попытался убедить новианина, что обучающие ленты вредны, поскольку отучают людей самостоятельно мыслить, чем только насмешил его. Новия, как и все другие планеты не могла себе позволить много лет учить и содержать тех, знания которых к моменту окончания учёбы всё равно устареют.

Поняв, что его план провалился, Джордж запаниковал. К тому же оказалось, что Индженеску прекрасно знает, кто он, а за дверью дожидаются полицейские. Джорджа усыпили и вернули в приют.

Проснувшись, Джордж понял, как сильно он заблуждался. Он хотел собрать на Новии группу молодых людей, чтобы учить их по книгам, но ведь такие учебные заведения — «приюты для слабоумных» — уже существуют здесь, на земле. Друг Джорджа, нигериец Омани, сказал, что на самом деле это заведение называется «Институт высшего образования».

Джордж удивлялся своей слепоте. Раньше он не понимал, что должны существовать люди, изобретающие новые механизмы и пишущие образовательные ленты для тысяч планет. Но такие люди не могут «получать образование через зарядку» — это отучает творчески мыслить и изобретать, поэтому им приходится учиться по старинке.

Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению.

Оказывается, всё это время за Джорджем следили, а Индженеску был сотрудником Института и занимал важный пост в правительстве. Джорджа отпустили, чтобы он побывал у Антонелли, дал выход своим эмоциям и начал мыслить.

Можно определить, имеет ли человек склонность к архитектуре или плотницкому ремеслу, но очень трудно найти человека, склонного к творческому мышлению. Существовало лишь несколько простейших приёмов, позволяющих выявить людей, возможно, обладающих талантом. Их выявляли в День чтения, перепроверяли в День образования, и тех, кто действительно обладал талантом, отправляли в приют.

Таких приходилось «примерно один на десять тысяч», но не все попавшие в приют могли изобретать, поэтому для них устраивалось последнее испытание. Люди, смирившиеся со своей «неполноценностью», становились историками, социологами, психологами, прогнозистами и составляли «второй эшелон». Бунтари, не способные примириться, становились теми, кто двигает вперёд прогресс. Именно поэтому Джорджу не сообщили о его избранности.

Нельзя же сказать человеку: «Ты можешь творить. Так давай, твори». Гораздо вернее подождать, пока он сам не скажет: «Я могу творить, и я буду творить, хотите вы этого или нет».

Остальные люди ничего не знали о приютах, иначе они почувствовали бы себя неудачниками, а ведь каждый индивид должен найти своё место в обществе и «прибавить к своему имени слова „дипломированный специалист“».

«Профессия» Азимов краткое содержание

«Профессия» краткое содержание фантастической повести напомнит о том, как каким предстает общество будущего в повести Азимова «Профессия».

«Профессия» Айзек Азимов краткое содержание

Процесс образования, выбора и получения профессии претерпел в далёком будущем коренные изменения. Вместо долгого процесса обучения по книгам и на практике, людям за минуты записывают в мозг нужные знания с помощью специальной машины и обучающих лент. В восьмилетнем возрасте каждого ребёнка таким образом обучают чтению и письму.

До 18 лет он живёт с родителями, ничему не учась. Затем его подвергают машинным тестам, по результатам которых определяют наиболее подходящую профессию, и записывают в мозг необходимые знания. Свободного выбора профессии нет, решение машин окончательно и обжалованию не подлежит. Ещё через полтора года юноша или девушка участвует в Олимпиаде — соревновании молодых специалистов в каждой профессии.

В зависимости от своих результатов на Олимпиаде он получает более или менее престижное место работы. Существующее положение дел устраивает всех. Молодые люди до начала профессионального образования совершенно не пытаются понять, что больше всего их интересует в мире, но с нетерпенем ждут дня, когда им объявят результаты тестов и их будущую судьбу.

Но главный герой Джордж Плейтен ещё в «школьные» годы почему-то решил, что ему интересна профессия программиста. Он пытается самостоятельно постичь по книгам основы этой работы, надеясь, что это может повлиять на результаты тестов. Но стать программистом Джорджу не удаётся: по результатам тестов д-р Антонелли объявляет его непригодным к машинному обучению и, следовательно, ни к одной профессии.

Джордж шокирован, подозревает врача в подтасовке результатов из личной неприязни, и в состоянии аффекта попадает в приют для слабоумных, где содержатся такие же, как он, молодые люди без профессии. Там они пытаются учиться древним забытым способом, медленно постигая крупицы знаний из книг с помощью учителей. Тратя месяцы на то, что остальные узнают за один сеанс машинного обучения.

По прошествии полутора лет, Джордж по прежнему видит себя жертвой ошибки, и не может согласиться с своим слабоумием. Он совершает побег и отправляется на Олимпиаду. Ему удаётся осуществить свой план — познакомиться с кем-нибудь из высокопоставленных чиновников, который согласится его выслушать и, может быть, изменить его участь.

Джордж делится с ним тем, к чему давно уже пришёл и чему увидел подтверждение на «Олимпиаде» — что машинное образование, при всех его достоинствах, лишает человека творческого подхода к профессии, заглушает способность самостоятельно мыслить и самосовершенствоваться. В конце концов ему становится ясно, что с самого начала побега он находится под наблюдением, и их встреча не случайна…

Его снова погружают в сон и возвращают в «приют для слабоумных». Но он неожиданно понимает, что здесь собраны совсем не слабоумные. Что он один из немногих землян, сохранивших способность к самостоятельному мышлению и образованию, и они учатся по книгам для того, чтобы попытаться прийти к новым изобретениям и открытиям, и продвинуть вперёд научно-технический прогресс.

— Теперь-то я это понимаю, — сказал Джордж, — до того ясно, что только удивляюсь, каким я был слепым. В конце концов, кто изобретает новые модели механизмов, для которых нужны новые модели специалистов? Кто, например, изобрёл спектрограф Бимена? По-видимому, человек по имени Бимен. Но он не мог получить образование через зарядку, иначе ему не удалось бы продвинуться вперёд. А кто создаёт образовательные ленты? Специалисты по производству лент? А кто же тогда создаёт ленты для их обучения? Специалисты более высокой квалификации? А кто создаёт ленты… Ты понимаешь, что я хочу сказать. Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению.

Ссылка на основную публикацию