Анализ стихотворения Бабочка Бальмонта

Анализ стихотворения Бальмонта «Бабочка»

В 1905 году свет увидел сборник «Фейные сказки», который Бальмонт адресовал своей четырехлетней дочке Нине. Этой книги никогда бы не случилось, если бы не счастливое детство самого поэта. У него был добрейшей души отец — рассудительный, спокойный, умный. Мать любила читать, пробовала заниматься литературным творчеством.

Впоследствии Константин Николаевич признавался, что именно она открыла для него прекрасный мир словесности, музыки, языкознания, истории. Огромную роль в развитии будущего стихотворца сыграла великолепная природа

Неудивительно, что сборник «Фейные сказки» получился бесконечно обаятельным.

Книга включает в себя «Посвящение» и три части: «Фея», «Детские песенки» и «Былинки». В первом разделе читатели видят фейную страну глазами фантастических персонажей, во втором демонстрируется авторское восприятие идеального мира, в третьем сравниваются

Казалось бы, совершенно незначительный эпизод — бабочка залетела в старинную усадьбу. Мальчик вернул ей свободу, выпустив в «сад пустынный». Это событие многие взрослые люди назвали бы вполне рядовым. У детей взгляд на реальность сильно отличается.

Ребенок вырос, но давнее спасение бабочки до сих пор осталось в его памяти. Более того — лирический герой считает освобождение насекомого едва ли не самым главным добрым делом в своей жизни.

В сборнике «Фейные сказки» Бальмонт представил на суд публики символическую модель идеального мира. Эта тема волновала многих зарубежных и русских писателей рубежа девятнадцатого — двадцатого столетия. Кроме того, поэт предложил новую трактовку образа Вечной Женственности, так популярного среди символистов. В его книге действует Фея — светлое женское начало. «Фейные сказки» — выдающееся произведение русской литературы Серебряного века.

В сборнике синтезированы особенности различных культур, что выводит его за пределы лирики только для детей.

Дайджест:

Анализ стихотворения Фета «Бабочка» Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Бог и Дьявол» Среди поэтов серебряного века трудно отыскать автора, которого бы не волновали вопросы мироздания. Каждый русский литератор самостоятельно трактовал для себя такие понятия, как «Бог» и «Дьявол», ассоциируя их с событиями. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Грусть» Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось 23 года. К тому моменту. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Кинжальные слова « Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Песня без слов» В 1894 году Бальмонт выпустил сборник «Под северным небом». В стихотворениях преобладали настроения, характерные для поколения 90-х. Лирический герой делился своими романтическими переживаниями, жаловался на безрадостность и унылость собственного существования. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Воздушный храм» Противоречивая природа символа солнца широко отражена в бальмонтовском творчестве. Сквозной образ наделяется поэтом то созидательной, то разрушительной силой. «Жизни податель», дневное светило «ласкает» нежные цветы, но если «захочет», может с. .

О поэтике Константина Бальмонта Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое. .

Анализ стихотворения Блока «Глушь родного леса…» Усадьбу Шахматово, расположенную примерно в двадцати километрах от Москвы, дед Блока купил в 1874 году. Поэт отдыхал в ней каждое лето на протяжении практически всей жизни. Родители начали возить его. .

Общая характеристика лирики Константина Дмитриевича Бальмонта В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения — так называемого «старшего символизма». Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в. .

Краткое содержание «Осень» Бальмонта Бальмонт Константин Дмитриевич Произведение «Осень» I Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу. .

Анализ стихотворения Блока «Ворона» В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в. .

Анализ стихотворения Жуковского «Цвет завета» Василий Жуковский являлся не только наставником великой княгини Марии Федоровны, которой впоследствии суждено было стать русской императрицей, но и имел титул придворного поэта. Именно по этой причине он вынужден был. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Разлука» В 1917 году издательство «Гиперборей» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая», достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала. .

Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью. .

Анализ стихотворения Фета «Я болен, Офелия, милый мой друг!…» Шекспировский «Гамлет» — одна из самых популярных пьес в истории мирового театра. Многие литераторы обращались к бессмертным образам, выведенным в ней. У Фета есть целый цикл, посвященный возлюбленной принца Датского. .

Анализ стихотворения Пушкина «Ты и вы» Дом семьи Олениных Пушкин начал посещать еще до южной ссылки. Вернувшись в Санкт-Петербург после коронации Николая I, он вновь стал приходить к старым друзьям. Визиты эти поэту были дороги, так. .

Анализ стихотворения Блока «В фантазии рождаются порою…» Сборник «Ante Lucem» включает в себя около восьми десятков стихотворений, созданных Блоком в период с 1898 по 1900 год. По этим произведениям видно, что поэтические взгляды юного Александра Александровича еще. .

Анализ сборника стихотворений «Новые стихотворения» Мережковского Д. С Семантические контрасты сборника Мережковского «Новые стихотворения», вобравшего стихи первой половины 1890-х годов, расширяли ту систему контрастов, которая была намечена в «Символах», предыдущем его сборнике. Окрепшее увлечение самодостаточной, не связанной путами. .

Анализ стихотворения Некрасова «Красавице» Произведения первой поэтической книги Некрасова выдержаны в русле романтической тематики. Текст 1839 г. поддерживает общую тенденцию, разделяя художественное пространство на земной мир и «дивную сторону», где обитают высокая поэзия, радость. .

Анализ стихотворения Некрасова «Гробок» Период с 1848 по 1855 год в истории Российской империи получил название «мрачного семилетия». Это время отмечено настоящим цензурным террором. Николай I и его приближенные были настолько напуганы революционными событиями. .

Анализ стихотворения Некрасова «Демону» Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение » Поэт. .

Анализ стихотворения Есенина «О Русь, взмахни крылами…» Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. В течение нескольких месяцев после. .

Анализ стихотворения Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» Наибольшее количество стихотворений Алексей Константинович Толстой создал в 1850-е годы. В частности, речь идет о пейзажной зарисовке «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…». По словам самого графа, на его становление как. .

Анализ стихотворения Блока «Они читают стихи» В 1907 году Александр Блок публикует сборник под названием «Снежная маска», в который вошло стихотворение «Они читают стихи», написано оно было в один из самых сложных периодов жизни поэта, когда. .

Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…» Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих. .

Анализ стихотворения Брюсова «У себя» В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название «Urbi et Orbi» . В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом городе, уделяя. .

Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине» В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них — Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге» Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. .

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик» Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел. .

Анализ стихотворения Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла…» Ночь — важнейший символ тютчевской поэзии. В ее понимании поэт опирается на древнегреческую традицию. В античной мифологии богиня Нюкта — дочь Хаоса. Среди ее собственных детей называются Гемера, Танатос, Харон. .

Анализ стихотворения Цветаевой «Молитва» Свои первые стихи Марина Цветаева написала в 6-летнем возрасте. По воспоминаниям сестры поэтессы, она хранила их в отдельной тетрадке, которая постоянно пополнялась новыми произведениями, наивными и очень романтичными. Тем не. .

Анализ стихотворения Фета «Одинокий дуб» Являясь настоящим королем пейзажной лирики, Афанасий Фет довольно редко затрагивал серьезные философские темы в своем раннем творчестве, так как не испытывал в этом душевной потребности. Однако к середине жизни, когда. .

Подбробный разбор и анализ стихотворения Жираф Гумилев написал это стихотворение после своей поездки в Африку в 1907 году. Поэт настолько мастерски описывает картину, что произвела на него такое сильное впечатление, что становится понятным — он описывает. .

Анализ стихотворения Фета «Сентябрьская роза» «Сад весь в цвету», наполненный голосами птиц, гудением насекомых и благоуханием растений, — важная составляющая художественного пространства сельской усадьбы. Среди частотных деталей фетовского садового топоса выделяются образы цветов. «Безгрешно чистые». .

Анализ стихотворения Некрасова «Пчелы» и «Соловьи» В стихотворении «Пчелы» поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья — странник посоветовал поставить на их пути вехи, чтобы пчелы могли отдыхать. .

Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» Стихотворение «Пророк». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Пророк» был написано М. Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году. Основная тема «Пророка» —. .

Анализ стихотворения Твардовского «В пилотке мальчик босоногий…» Александр Твардовский вошел в историю русской литературы как поэт фронтовой эпохи, хотя после окончания войны он подарил миру десятки замечательных произведений, выдержанных в духе соцреализма. На фронт Твардовский ушел в. .

Анализ стихотворения Тютчева «Как нас ни угнетай разлука…» Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только. .

Анализ стихотворения «Я — Гамлет…» Блока «Я — Гамлет…» . В стихотворении изображена траге­дия чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира. Стихотворение сюжетно: преданность любви Гамлета обостря­ется враждебностью мира. Любовь к Офелии — единственное тепло среди. .

Анализ стихотворения Бальмонта Бабочка

Анализ стихотворения К. Бальмонта «Фантазия»

К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства. Подобным примером может служить стихотворение «Фантазия», написанное им в 1893 году, накануне зенита творчества Бальмонта (он пришелся на 1900 год.)
Основная тема, идея «Фантазии» – необычайная красота зимней природы, которая может меняться, символизируя оттенки душевного состояния, вызывать различные чувства и эмоции.
Лирический сюжет стихотворения заключен в смене обстановки тишины, спокойствия зимнего леса надвигающимися переменами, тревогой, печалью, нарастающими с каждым мгновением:
Вещий лес спокойно дремлет
Слыша тихий стон метели…
Но уже в следующей строфе читаем:
И деревьям что-то мнится
Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,
В час глубокой полуночи мчатся духи через лес…
Природный, сказочный сюжет произведения не поднимает серьезных жизненных проблем, он наполнен романтичностью и художественной выразительностью.
Композиция стихотворения подчеркивает некую таинственность, спокойствие, романтичность, а иногда тревожность и трепет.
Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Его восприятие окружающего мира передает оттенки его душевного состояния. Он чувствует в трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека:
И деревьям что-то мнится
То, что людям не приснится, никому и никогда…
В стихотворении выражены различные оттенки настроений – безмятежность и сонное спокойствие зимней ночи, оттенки тревоги, печали, таинственности и умиротворенности.
В своем стихотворении автор использовал перекрестную рифму, которая усилила художественную выразительность произведения.
Образы Бальмонта, созданные им в «Фантазии», лишены чётких очертаний, окружены тайной: «роптанья ветра», «светлый дождь», «искры лунного сиянья», «тайные грезы», «духи ночи».
Стихотворение насыщено эпитетами (тихий стон, стройные ветви, скорбное моленье, сказочные стволы, ясные и светлые сны) и сравнительными оборотами (как живые изваянья, точно искрится звезда, точно светлый дождь струится, как червь). Очень часто Бальмонт использует олицетворения (лес спокойно дремлет, шепчут сосны, шепчут ели), а во второй строфе – риторические вопросы.
Читая стихотворение «Фантазия», получаешь удовольствие от его музыкальности, художественной выразительности, картины необыкновенной красоты природы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Будем как солнце Бальмонта

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бальмонт К. / Стихотворения / Анализ стихотворения К. Бальмонта «Фантазия»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

«Бабочка» К.Бальмонт

Залетевшая в комнату бабочка бьётся
О прозрачные стёкла воздушными крыльями.
А за стёклами небо родное смеётся,
И его не достичь никакими усильями.

Но смириться нельзя, и она не сдаётся,

Из цветистой становится тусклая, бледная.
Что же пленнице делать ещё остаётся?
Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная!

Анализ стихотворения Бальмонта «Бабочка»

В 1905 году свет увидел сборник «Фейные сказки», который Бальмонт адресовал своей четырехлетней дочке Нине (в «Посвящении» она названа Ниникой). Этой книги никогда бы не случилось, если бы не счастливое детство самого поэта. У него был добрейшей души отец – рассудительный, спокойный, умный. Мать любила читать, пробовала заниматься литературным творчеством. Впоследствии Константин Николаевич признавался, что именно она открыла для него прекрасный мир словесности, музыки, языкознания, истории. Огромную роль в развитии будущего стихотворца сыграла великолепная природа Владимирской губернии. Неподалеку от родительского дома располагался парк, где обожал гулять маленький Бальмонт. Позднее среди своих лучших учителей в поэзии он называл усадьбу и тенистый сад, ручейки и маленькие болотные озера, бабочек и птиц, шелест листьев, зори. Неудивительно, что сборник «Фейные сказки» получился бесконечно обаятельным.

Книга включает в себя «Посвящение» и три части: «Фея», «Детские песенки» и «Былинки». В первом разделе читатели видят фейную страну глазами фантастических персонажей, во втором демонстрируется авторское восприятие идеального мира, в третьем сравниваются точки зрения ребенка и взрослого человека. Стихотворение «Бабочка» входит в цикл «Былинки». В нем даются воспоминания лирического героя. Он рассказывает о случае, который произошел с ним в пятилетнем возрасте. Казалось бы, совершенно незначительный эпизод – бабочка залетела в старинную усадьбу. Мальчик вернул ей свободу, выпустив в «сад пустынный». Это событие многие взрослые люди назвали бы вполне рядовым. У детей взгляд на реальность сильно отличается. Ребенок вырос, но давнее спасение бабочки до сих пор осталось в его памяти. Более того – лирический герой считает освобождение насекомого едва ли не самым главным добрым делом в своей жизни.

В сборнике «Фейные сказки» Бальмонт представил на суд публики символическую модель идеального мира. Эта тема волновала многих зарубежных и русских писателей рубежа девятнадцатого — двадцатого столетия. Кроме того, поэт предложил новую трактовку образа Вечной Женственности, так популярного среди символистов. В его книге действует Фея – светлое женское начало. «Фейные сказки» – выдающееся произведение русской литературы Серебряного века. В сборнике синтезированы особенности различных культур, что выводит его за пределы лирики только для детей.

Константин
Бальмонт

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Бабочка»

В 1905 году свет увидел сборник «Фейные сказки», который Бальмонт адресовал своей четырехлетней дочке Нине (в «Посвящении» она названа Ниникой). Этой книги никогда бы не случилось, если бы не счастливое детство самого поэта. У него был добрейшей души отец – рассудительный, спокойный, умный. Мать любила читать, пробовала заниматься литературным творчеством. Впоследствии Константин Николаевич признавался, что именно она открыла для него прекрасный мир словесности, музыки, языкознания, истории. Огромную роль в развитии будущего стихотворца сыграла великолепная природа Владимирской губернии. Неподалеку от родительского дома располагался парк, где обожал гулять маленький Бальмонт. Позднее среди своих лучших учителей в поэзии он называл усадьбу и тенистый сад, ручейки и маленькие болотные озера, бабочек и птиц, шелест листьев, зори. Неудивительно, что сборник «Фейные сказки» получился бесконечно обаятельным.

Книга включает в себя «Посвящение» и три части: «Фея», «Детские песенки» и «Былинки». В первом разделе читатели видят фейную страну глазами фантастических персонажей, во втором демонстрируется авторское восприятие идеального мира, в третьем сравниваются точки зрения ребенка и взрослого человека. Стихотворение «Бабочка» входит в цикл «Былинки». В нем даются воспоминания лирического героя. Он рассказывает о случае, который произошел с ним в пятилетнем возрасте. Казалось бы, совершенно незначительный эпизод – бабочка залетела в старинную усадьбу. Мальчик вернул ей свободу, выпустив в «сад пустынный». Это событие многие взрослые люди назвали бы вполне рядовым. У детей взгляд на реальность сильно отличается. Ребенок вырос, но давнее спасение бабочки до сих пор осталось в его памяти. Более того – лирический герой считает освобождение насекомого едва ли не самым главным добрым делом в своей жизни.

В сборнике «Фейные сказки» Бальмонт представил на суд публики символическую модель идеального мира. Эта тема волновала многих зарубежных и русских писателей рубежа девятнадцатого — двадцатого столетия. Кроме того, поэт предложил новую трактовку образа Вечной Женственности, так популярного среди символистов. В его книге действует Фея – светлое женское начало. «Фейные сказки» – выдающееся произведение русской литературы Серебряного века. В сборнике синтезированы особенности различных культур, что выводит его за пределы лирики только для детей.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Блока «Поэт в изгнаньи и в сомненьи»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Твоя гроза меня умчала»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Одной тебе, тебе одной»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Ты проходишь без улыбки»
  • Анализ стихотворения Александра Блока «Свобода смотрит в синеву»

Залетевшая в комнату бабочка бьется

О прозрачные стекла воздушными крыльями.

А за стеклами небо родное смеется,

И его не достичь никакими усильями.

Но смириться нельзя, и она не сдается,

Из цветистой становится тусклая, бледная.

Что же пленнице делать еще остается?

помогите сравнить два стиха А. А. Фет “бабочка” и К. Д. Бальмонт “бабочка” нужно срочно! олимпиада

Сhallenger Просветленный (48536) 5 лет назад

Афанасий Фет. Бабочка.
Стишок начинается как бы не сначала. Бабочка говорит незримому собеседнику, что она хорошая и сейчас сваливает. Стих скучный и безликий.

Ты прав. – Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась,
И вот – дышу.
На долго ли без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Бальмонт. Бабочка. В стихе Бальмонта больше динамизма, даже трагедия существа потерявшего свободу. Драма больше смахивает на фарс, ибо жизнь бабочки ничего не стоит.
Также, бабочкам не свойственна борьба и сила духа проявленная бальмонтовским насекомым. Автор явно ее жалеет.

Залетевшая в комнату бабочка бьется
О прозрачные стекла воздушными крыльями.
А за стеклами небо родное смеется,
И его не достичь никакими усильями.

Но смириться нельзя, и она не сдается,
Из цветистой становится тусклая, бледная.
Что же пленнице делать еще остается?
Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная!

Оба творения не являются шедеврами. У таких мастеров, как Фет и Бальмонт есть посильнее вещи.

Японцы короче пишут.

Гляжу, опавший лист
На дерево взлетел.
То бабочка была

Владимир Поболь Искусственный Интеллект (1572480) 5 лет назад

вот другие бабочки. сравните сами.

Утром рано мне звонила Словно бабочкой влетев Шторы окон мне открыла Люба, Люба – голос трель. А. НИК /Николай Аксельрод/.”У Голубой лагуны”. Том 4A. Чай.

Наташа, Наташа! полно резвиться И всюду бабочкой легкой порхать, С роем любезных подружек кружиться И беспрестанно прыгать, играть. Кондратий Рылеев 1817 или 1818 РЕЗВОЙ НАТАШЕ
БАБОЧКА Спросил у бабочки: летает на цветы И машет там крылами. Спросил у Воробья: летает на кусты, Порхать между ветвями. Ипполит Богданович 1783 СЛУХ И ВИДЕНИЕ
БАБОЧКА КАМЕРА СМЕХА (3) бабочка, созвездие летучее! — расскажи порхающие солнца. сталь протуберанца не коснется, чтоб унять кометы хворь падучую. Евгений Даенин
БАБОЧКА На небебабочка бабочка бабочка бабочка бабочки бабочки бабочке бабочки бабочки бабочки бабочка летит летит летит летит летит летит летит летит летит летит сидит Леонид Аронзон “У Голубой лагуны”. Том 4A. Из антологии “ЛЕПРОЗОРИЙ-23” /неопубл. / ЗАПИСЬ БЕСЕД БАБОЧКА(трактат)
БАБОЧКА Вдруг крылышки из рук явились голубые, Взлетел и в бабочку преобразился бог: Он рожки получил и ножки золотые; Он плакать начинал, но плакать уж не мог. Ипполит Богданович 1763 ПРЕВРАЩЕНИЕ КУПИДОНА В БАБОЧКУ
БАБОЧКА Превратиться бы в бабочку этой узнице бедной (как печальна принцесса! Как лицо ее бледно! ) и навеки сдружиться с золотою мечтой – улететь к королевичу в край прекрасный и дальный (как принцесса бледна! Как принцесса печальна!). он зари лучезарней, словно май – красотой. Рубен Дарио. Перевод А. Старостина Сонатина
БАБОЧКА Монотонно бабочка текла, И дрожал экран воображенья, А вокруг вибрировала мгла, До истомы, до изнеможенья. М. АНДРЕЕВ “У Голубой лагуны”. Том 3А. Из книги поэм “TERRA INCOGNITA”Вступление из поэмы I “Исход”
БАБОЧКА Горожанин Если б было в нашей власти Вечно бабочкой летать, Не дивился бы я страсти С тем любить, чтоб разлюблять. Время крылья подсекает, И придется сиднем быть. Поздно ветреный узнает, Каково на ветер жить! Николай Карамзин 1800 КУПЛЕТЫ ИЗ ОДНОЙ СЕЛЬСКОЙ КОМЕДИИ, ИГРАННОЙ БЛАГОРОДНЫМИ ЛЮБИТЕЛЯМИ ТЕАТРА
бабочка Как в чей-то глаз, прервав игривый лет, На блеск влетает бабочка шальная И падает, уже полуживая, А человек сердито веки трет, – Франческо Петрарка. Перевод Перевод С. Ошерова
БАБОЧКА На черной ветке белая бабочка замерла МЭТТЬЮ ЛУВЬЕР ИЗ АНТОЛОГИИ СОВРЕМЕННЫХ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ХАЙКУ “МГНОВЕНИЕ ХАЙКУ” 1993 Перевод М. Бару
БАБОЧКА Напрасно желтой бабочкой от сна Очнулось солнце в колыбели летней. Второй весны не будет. Желтизна Берез видна — и с каждым днем заметней. Темней дожди, и толще неба ткань, И синева ее уже в потеках. Но бабочка легко и одиноко Живет — и ей не скажешь: перестань. Юлия Хайрутдинова ЗИНЗИВЕР № 1—2 (7—8) (2007) .

Стихи Бальмонт БАБОЧКА. (Бабочка («Помню я, бабочка билась в окно…»))

Стихи Бальмонт БАБОЧКА. (Бабочка («Помню я, бабочка билась в окно…»)) Помню я, бабочка билась в окно. Крылышки тонко стучали. Тонко стекло, и прозрачно оно. Но отделяет от дали. В мае то было. Мне было пять лет. В нашей усадьбе старинной Узнице воздух вернул я и свет. Выпустил в сад наш пустынный. Если умру я, и спро.

Бабочка («Помню я, бабочка билась в окно…»)

Помню я, бабочка билась в окно.
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло, и прозрачно оно.
Но отделяет от дали.

В мае то было. Мне было пять лет.
В нашей усадьбе старинной
Узнице воздух вернул я и свет.
Выпустил в сад наш пустынный.

Если умру я, и спросят меня —
В чем твое доброе дело? —
Молвлю я «Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела».

Послушайте стихотворение Бальмонта Бабочка

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕТА «БАБОЧКА»

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕТА «БАБОЧКА». 5 КЛАСС

Кто из нас в детстве не ловил бабочек или не любовался их весёлым порханием на залитом
солнцем лугу. Вместе с бабочками приходило долгожданное и яркое лето, а с ним и каникулы … и вообще бабочки ассоциировались с теплом, красотой, беззаботностью. Поэтому обращение к образу бабочки на уроке литературы приятно и радостно, и работа со стихотворением А. Фета «Бабочка» дарит нам положительные эмоции и энергию.

Начинаем урок вопросом:

Понравилось ли вам стихотворение? От чьего лица оно написано?
Стихотворение нравится детям своей мелодичностью, языком. «Красиво написано» —
говорят они. А написано оно от лица бабочки.
К кому оно обращено? (К человеку, который остановился перед бабочкой.)
Что же заставило его остановиться, замереть перед бабочкой? (Её красота и изящество.)
Давайте попробуем описать эту бабочку.
Но сначала найдём в стихотворении те строчки, в которых она сама себя описывает.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Какие слова и выражения рисуют бабочку?
(«Воздушное очертанье», «бархат … с живым миганьем»).
Почему наряд бабочки назван бархатом?
(Крылья бабочки покрыты ворсинками, которые напоминают бархат.)
А что подразумевается под «живым миганьем»? (Бабочка трепещет крылышками, и узор на них переливается под лучами солнца, «мигает», постоянно меняясь.)
Что заставляет человека любоваться «воздушным очертаньем» бабочки? (Она лёгкая,
подвижная, её порхание в воздухе и над цветком напоминает танец, и это делает её милой и привлекательной.] Какие ещё строчки помогают увидеть красоту бабочки?
Она готова, «сверкнув», раскинуть крылья и улететь. Слово сверкнув помогает почувствовать и красоту героини, и её непостоянство и лёгкость.
Как вы думаете, почему в стихотворении нет подробного описания бабочки, а есть только отдельные детали её «портрета»?
Наверно, потому, что видит её поэт всего несколько секунд и успевает заметить только
«воздушное очертанье» и «живое миганье» бархата крыльев. И всё-таки мы видим эту бабочку. Попытаемся её описать: ведь у нас есть выразительные детали её «портрета». Она нарядная, красивая. У неё большие резные крылья с острыми концами, узор на крыльях яркий: он напоминает завитки, опушённые чёрными и белыми ворсинками. На каждой стороне крыла он свой. У бабочки длинные усики, пушистое тёмное брюшко.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я буду ждать Бальмонта

Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Сравните длину первой и третьей строчек в строфе. (Первая и третья строчки длинные, вторая и четвёртая короткие.)
Как вы думаете, для чего поэт использует чередование длинных и коротких строк?
(Мы будто видим, как складываются и раскрываются крылья бабочки, чувствуем, как она дышит.)

Стихотворение Фета представляет собой как бы неполный диалог: мы слышим ответ бабочки человеку, но не слышим его вопросов к ней. Давайте пофантазируем и попробуем восстановить недостающую часть диалога. Что мог говорить поэт бабочке, о чём спрашивать её? В этом нам помогут слова самой бабочки.
Перечитаем первую строфу. Что же говорил человек бабочке, судя по её ответу?
Видимо, он восхищался её красотой, говорил о лёгкости её полёта. Попробуем придумать поэтические строчки в духе стихотворения Фета. Наряду с простейшими предложениями «Как ты красива», «Никогда не видел такой красоты» дети придумывают и такое: «Красавица в чудесном одеянье, как хороша», «Прекрасным бархатом одета — ты так мила!».

Перечитаем вторую и третью строфы. Что они нам подсказывают для недостающего диалога?
В них есть вопросы, которые задавал автор бабочке:
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Анализ стихотворения К. Бальмонта “Фантазия”

Разделы: Литература

Цели урока: анализируя конкретное стихотворение, увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой “лаборатории”, понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом.

Учитель: Литературная эпоха рубежа 19–20 веков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Лермонтова, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые направления, течения, школы. Один из первых исследователей этой эпохи Венгеров отмечает: “Ни один из предыдущих периодов нашей литературы не знал такого количества литературных имен, не знал такого быстрого достижения известности, таких головокружительных книгопродавческих успехов…” Если рассматривать пространство с 1890 по 1910 годы, то получается впечатление какого-то калейдоскопа. Хотя русский символизм и возник как цельное направление, но очень скоро преломился в ярких, независимых индивидуальностях. Кто из поэтов, на ваш взгляд, является наиболее ярким представителем русского символизма?

Ученик: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб…

Учитель: Одним предложением назовите яркую особенность поэтики каждого.

Ученик: В.Брюсов – всему творчеству присущ материалистический взгляд на мир; в его поэзии нет мистической символики, характерной для символистов; его лирический герой – индивидуалист, не принимающий современность, поклоняющийся только искусству; Д.Мережковский – характерны осознание рокового одиночества, раздвоенность личности, проповедь красоты; З.Гиппиус – мистицизм, душевная тоска, одиночество, разлад действительности и мечты; К.Бальмонт – неприятие внешнего мира, скорбь, возвеличивание любви, природы; мощная музыкальность стиха; его поэзия импрессионистична; Ф.Сологуб – глубоко пессимистичная поэзия; характерны мифологические и фольклорные образы.

Учитель: Но ведь в их творчестве и очень много общего.

Ученик: Да, общее – это их стремление с помощью художественных образов-символов, часто загадочных по смыслу, отразить в художественной литературе тайные стороны бытия; они верили в спасительную миссию красоты и протестовали против действительности, уверенные в неблагополучии и гибели современного общественного устройства.

Учитель: Сегодня мы вновь обратимся к творчеству уникального, самобытного поэта. Поэта, которым восхищались, которого называли гением. Итак, К.Бальмонт, стихотворение “Фантазия”. Год написания – 1893. Какие события в жизни и творчестве Бальмонта произошли в этот период?

Ученик: В 1892 году Бальмонт впервые посещает Скандинавию, которую не просто полюбил, но и сроднился с нею. Отблески скандинавских впечатлений засверкали в книге стихов “Под северным небом”, где вторым стихотворением была “Фантазия”. Этот сборник стихов стал не только знаменательным событием в творческой биографии Бальмонта, но и ознаменовал новое художественное направление – символизм. В ряде стихотворений еще заметно подражание Фету, Тютчеву, но во всем чувствовался свежий, оригинальный поэтический дар.

Чтение стихотворения наизусть.

Учитель: Если посмотреть на стихотворение, то визуально можно выделить 3 строфы, 3 смысловые части.

Беседа с классом по первой смысловой части.

Какая картина нарисована Бальмонтом в 1 части? – Картина спящего зимнего леса. Природа погружена не просто в сон, а состояние умиротворенного покоя, все овеяно дремотой, ленью (“спокойно дремлют”, “отрадно почивать”). Автор вроде бы описывает реальный материальный мир, но, читая стихотворение, мы как будто отрываемся от земных реалий и отправляемся в какой-то сказочный, загадочный мир, фантастический (вспоминается почему-то сказка А.Роу “Морозко”).

Как поэт достигает этого? Что мы видим? – Мы видим не сосны, ели и березы, а их очертания. Кажется, что если закроешь глаза на миг и вновь их откроешь, они уже исчезнут. Мы видим не саму луну, а только “искры лунного сиянья”, “яркий блеск”. Появляется ощущение мгновения, мига, легкости, зыбкости, переменчивости происходящего. Что мы слышим? – Мы слышим “роптанье ветра”, “тихий стон метели”, шепот елей и сосен (помогает аллитерация “щ”, “ш”, “ч”, “т”, “с”). Кажется, что кто-то приложил палец к губам и тихо произносит: “Т-с-с-с”. Какому изобразительному средству отдает предпочтение Бальмонт? – Олицетворению. Перед нами живой образ природы. Она живет, хотя и “спит”; за ее дремотой скрывается бурная внутренняя жизнь: лес “вещий”(предвидящий будущее, пророческий), “исполнен тайных грез” (мечты, никому неизвестные, скрытые, глубоко личные) и т.д. И только предпоследняя строчка “Ни о чем не вспоминая, никого не проклиная” указывает на присутствие лирического героя, глубоко взволнованного.

Какие образы – символы встречаются в первой смысловой части? – Образ луны. Луна – это внеземной мир, мир грез, фантазии, где рождается философская мысль, где приходит творческая фантазия, воображение; мир, очень далекий от реальности. Луна ассоциируется с космосом, а космос – с вечностью, вечность – с бессмертием. Вспомним, как в 1942 году в Париже больной и нищий Бальмонт, прощаясь с жизнью, с солнцем, с поэзией, говорил, что он уйдет по Млечному пути в вечность: “Достаточно я был на этом берегу… Свершив заветное, час ночи стерегу, Чтоб в Млечном быть Пути, Где новых звезд зачатье…”. Также встречаются образы – символы свободных стихий метели и ветра (мы понимаем, что воображение поэта ничем не сковано, ему сейчас ничего не мешает, поэт волен, свободен…).

Выступление учащегося по теме: “Образы – символы в творчестве Бальмонта”.

Бальмонт часто использует различные образы – символы. Проанализировав 3 сборника стихотворений поэта (“Под северным небом”, “Тишина”, “В безбрежности”), я пришел к выводу, что одним из самых частых является образ луны. Вот несколько строчек из стихотворений: “Отчего нас всегда опьяняет Луна? Оттого, что она холодна и бледна. Слишком много сиянья нам Солнце дает, И никто ему песни такой не споет, Что Луне, при Луне, между темных ветвей, Ароматною ночью поет соловей”; “Когда Луна сверкает во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным” (“Лунный свет”); “На алмазном покрове снегов, Под холодным сияньем Луны, Хорошо нам с тобой… Как отрадно мечтать и любить… В царстве чистых снегов, В царстве бледной Луны” (Без улыбки, без слов”).

“Ветра вечернего вздох замирающий. Полной Луны переменчивый лик. Радость безумная. Грусть непонятная. Миг невозможного. Счастия миг”. (“Песня без слов”). В следующих сборниках стихов (например, “Горящие здания”) Луна встречается несколько реже, называется “гаснущей”, “бледной”, “умирающей”, но уже в более позднем сборнике “Будем как солнце” Луна вновь становится частым образом – символом, хотя поэт и говорит, что он “в этот мир пришел, чтоб видеть солнце”. Сами названия стихотворений сборника говорят об этом: “Восхваление Луны”, “Влияние Луны”, “Новолуние”, “Лунное безмолвие”. Можно сделать вывод о том, что Луна для Бальмонта “владычество великой тишины”; эта загадочная царица снов и мечтаний знаменует собой иную сторону бытия, мир неявленный, сокровенный. Луна – это символ другого, красивого мира, мира грез и видений, это уход от настоящего в возвышенный мир. Недаром он писал: “Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны…”

Беседа с классом по второй смысловой части.

Во 2 части перед читателем как бы раскрываются врата в безбрежный и чудесный мир воображения, фантазии, далекий от реальности, но который так волнует поэта, зовет лирического героя в дальний путь. Как в калейдоскопе, сменяются здесь лики зимней ночи, ее мгновенья, и также быстро меняется бальмонтовская фантазия. Что мы теперь слышим? – Уже “вздохи”, “моленье”, природу точно томят тревога, “тоска”, но здесь же – “упоенье”, т.е. состояние восторга, наслаждения. Часто используются во 2 части лексические повторы, слова повторяются, словно баюкают (как не вспомнить В.Маяковского, который говорил, что “стихи Бальмонта плавные и мерные, как качалки и турецкие диваны…”!). Но это состояние характерно не только природе. Кому еще? – Человеку, лирическому герою. Мы уже вместе с лирическим героем ощущаем это состояние восторга. Появляются “духи ночи” (заветные желания, воспоминания), иногда воспоминания о прошлом мучают, душе становится больно. Возникает какая-то тревога (“точно им чего-то жаль”). А чего же жаль лирическому герою? – Жаль, что все это – не наяву, что это сказочный обман (“то, что людям не приснится”). Лирический герой философски подходит к этому.

Беседа с классом по третьей смысловой части.

В третьей, самой маленькой части, все возвращается на круги своя. Уже нет ни напряженности, ни роковых тайн, ни риторических вопросов. С чего начинается 3 часть? – С союза “а”, вторая и третья части противопоставляются, а первая и третья части как бы обрамляют вторую. В 3 части все успокоилось (“сладко дремлют”, “безучастно… внемлют”, “с спокойствием приемлют”). Почему? – Наверное, и природа, и лирический герой готовятся к встрече с новыми впечатлениями. Еще много будет прекрасных мгновений, открытий. А это был лишь краткий миг в нескончаемом потоке времени. – Да, Бальмонт смог “остановить мгновенье”, запечатлеть его в стихотворении, он показал нам личное, при этом сиюминутное восприятие ночи. Он художник – импрессионист (вспоминаются слова Гете: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно”).

В чем же смысл названия стихотворения? – Фантазия – способность к творческому воображению, которое достигает своей кульминационной точки тогда, когда мир природы и внутренний мир человека находятся в гармонии. Гармонии величественного мира природы, необъятного космоса и безграничных недр человеческой души, видений, грез и мечтаний каждого из нас.

Бальмонт очень любил цвет (вспомните хотя бы “Красный парус в синем море, в море голубом…”). Но в этом стихотворении “Фантазия” практически отсутствует цветовая гамма. Почему? – Бальмонт сознательно делает акценты на слуховом, осязательном, зрительном восприятии окружающей действительности. Лишь жизнеутверждающий эпитет “светлый” встречается в стихотворении. Следует отметит, что в стихотворении отсутствует ярко выраженное деление на отдельные строфы. Почему? – Это объясняется тем, что автор изначально задумал стихотворение очень музыкального, напевного плана. Ведь Бальмонт был музыкально одарен. Музыка в его творчестве заливает все. На его стихах, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки. Около 500 романсов создано на его стихи. Произведение “Фантазия” не читается, а поется, и этому способствуют внутренние рифмы, к которым так часто прибегает поэт. Действительно, читаешь Бальмонта – попадаешь в сказку, слушаешь весну.

Заключительное слово. Каждой весной в г. Шуе Ивановской области открывается яркий и интересный праздник – детский Бальмонтовский фестиваль поэзии “Солнечный эльф”, в котором принимают участие дети всех школ города. Фестиваль посещает много гостей, в том числе и дочь К.Бальмонта С.К.Шаль. Фестиваль длится целую неделю, в течение которой дети посещают выставки, вернисажи рисунков по произведениям К.Бальмонта, в рамках фестиваля проводится и конкурс на лучшее прочтение стихов поэта. Поэта помнят, так как каждая строчка его произведений не может не задеть самых нежных и тонких струн любой человеческой души, а утонченное восприятие Бальмонтом природы не оставит равнодушным ни одного читателя.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я мечтою ловил уходящие тени Бальмонта

Домашнее задание: прочитать стихотворение “Алыча”, ответить на вопрос: “Какие характерные черты самобытного творчества К.Бальмонта проявились в этом стихотворении?”

«Бабочка», анализ стихотворения Набокова

История создания

Стихотворение «Бабочка» было написано Набоковым в ранней юности, в 18 лет, но писатель вернулся к нему через 3 года, в 1922 г. В заголовке стихотворения содержится латинское название бабочки – vanessa antiopa. Сейчас бабочки с таким названием не существует, но описанная в стихотворении бабочка есть. Набоков, страстный любитель бабочек, энтомолог, открывший несколько новых видов, был жив, когда описанную им бабочку отнесли к другому разряду. Она стала называться nymphalis antiopa.

Набоков не стал менять подзаголовок стихотворения, так что в нём описанная бабочка относится к тому виду, к которому её определил Линней в 1758 г.

По-русски эта бабочка называется траурницей. Она распространена по всей Европе. В переводе с нескольких европейских языков её название будет звучать как траурная мантия. Эта метафора связана с внешним видом: «Окраска крыльев тёмно-коричневая, вишнёво-коричневая. Крылья с широкой светло-жёлтой каймой и рядом синих или голубых пятен перед ней. На переднем крае крыльев по 2 крупных желтовато-белых пятна».

Литературное направление и жанр

Латинские и греческие слова в подзаголовке создают соответствующий настрой. Антиопа – имя царицы Амазонок, которую пленил Тесей. Набоков как истинный художник почувствовал этот античный привкус в названии и создал элегию в античном смысле слова. Это элегия, составляющая, как в античности, простое описание, рассуждения и эмоциональный отклик.

Тема, основная мысль и композиция

Образ бабочки в творчестве Набокова, пожалуй, самый важный. Бабочка символизирует красоту и недолговечность. Она – произведение искусства, созданное самой природой. Тема красоты, вечности и искусства традиционна для элегии. Мысль лирического героя плавно перетекает от описания бабочки к её месту в мире, дальше взгляд лирического героя расширяется до целой вселенной (ночь и зори), а затем уходит вглубь самого героя. Он перечисляет значимые для него вещи: берёзовая северная роща (родина), любовь, вечная юность (а значит – и страх смерти), жизненное предназначение (образ Серафима). В последних строках, завершающих 12-строчное стихотворение, – главная тайна. Узнавание – вот главная цель творчества, да и самой жизни.

Стихотворение принадлежит к направлению модернизма.

Тропы и образы

Чтобы понять, насколько точно описание траурницы и при этом насколько оно поэтично, нужно посмотреть на бабочку. Первые 8 строк – это описание самой бабочки и её неторопливых движений. В нём есть нечто монументальное, грандиозное, никак не соответствующее размеру (размах крыльев не более 9 м) и значительности этого насекомого.

Набоков использует эпитеты, которые так тесно слиты с метафорами и сравнениями, что создают целостный образ (как и в античной литературе):

Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой,
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.

Бабочка Набокова получилась какой-то «человекообразной». Крылья распахиваются (метафора), что вызывает ассоциацию с глазами, как и васильково-лазоревые «зёрна», то есть просто пятнышки. Крылья дышат (метафора), как будто вздымается грудь, они ликуют (метафора) и теперь уже ассоциируются с человеческими ладонями, которые поднимаются вверх и вниз (припадают к коре и обращаются к лучам).

От описания бабочки Набоков переходит к эмоциональному восприятию этой красавицы. В строках с 7 по 10 два восклицательных предложения, два междометия, обращения восторженного героя и к единомышленнику-читателю, способному видеть красоту, и к самой бабочке. В этих строках Набоков использует перифразы, называя бабочку грёзой берёзовой рощи, трепетом, смехом и любовью вечной юности героя. Эти метафорические перифразы наталкивают читателя на мысль о зрелом возрасте поэта, вспоминающего юность. На самом деле это взгляд в прошлое из будущего: юный поэт заранее тоскует об ушедшей юности, боясь её ухода.

Модернистское стихотворение предполагает раскрытие не только внутреннего мира лирического героя, но и угадывание, прочтение первотекстов, аллюзии на которые есть в стихотворении.

Прежде всего, приходит на ум стихотворение Фета «Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь». Лирический герой Набокова называет бабочку метафорически голубоокой ночью в раме двух палевых зорь. А следующая строчка повторяет ритмику стихотворения Фета: «Здравствуй, о здравствуй, грёза берёзовой северной рощи!»

Бабочка в стихотворении Набокова изображена не на цветке и не летающей. Она сидит на стволе: «Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья, то припадая к коре, то обращаясь к лучам. » Энтомолог Набоков точен в характеристике именно этой бабочки. Траурницы не любят цветы, но часто питаются спелыми фруктами и соком деревьев, особенно забродившим. Образ бабочки, сидящей на дереве, – не только реалистический факт, но и обращение Набокова к архетипу и мифологии. Бабочка сидит на стволе мирового древа, то есть, как и человек, бабочка – недолговечная жительница земли, готовая отправиться в мир мёртвых, к корням, стремящаяся, но не долетающая до мира богов, в крону под небесами. Таким образом, бабочка – воплощение самого человека. Недаром же Набоков при её описании использовал метафору «крылья дышат». Бабочка символизирует дыхание жизни, она существует на хрупкой грани между вечностью и небытием.

Важно и то, что из всех бабочек средней полосы, которыми Набоков любовался в детстве и юности, он выбрал именно траурницу, то есть, согласно названию, оплакивающую чью-то смерть.

Жизнь траурницы одна из самых длинных в мире бабочек – 11-12 месяцев. Но в глазах человека эта бабочка вечна – она летает всё тёплое время года, а весной появляется снова.

И не важно, что это уже другая особь. А что же делает вечным человека? По мнению Набокова, человека увековечивает его творческое предназначение. Так появляется образ Серафима и аллюзия на стихотворение Пушкина «Пророк».

Шестикрылый серафим явился Пушкину в пустыне на перепутье. Речь идёт о состоянии души лирического героя. Юный Набоков тоже находится в состоянии душевной пустыни и перепутья. Он не только переживает всё, что свойственно вступающему во взрослую жизнь юноше, но и гибель страны, эмиграцию и смерть отца. Жизненный опыт зрелого человека рождает мысли о предназначении, начале служения.

Но последнюю строфу можно трактовать как смерть героя. Дивное свиданье с Серафимом – переход по мировому древу из одной его части в другую. Узор крыльев Серафима напоминает крылья траурницы, что соответствует настроению лирического. Таким образом, бабочка – символ взаимопроникновения, связи между мирами: миром мёртвых и живых, земного и божественного. Такова же, с точки зрения Набокова, и роль творца на земле: творчество – прикосновение к вечности.

Размер и рифмовка

Стихотворение представляет собой элегический дистих. Оно написано с правильным чередованием античных размеров гекзаметра (размер эпоса Гомера) и пентаметра, содержащих соответственно 6 и 5 ударных слогов. Строки разделены посредине клаузулой (паузой). Такой ритм делает повествование основательным и размеренным, а стихотворения похожи на античные независимо от содержания. Античность не знала рифмы, нет её и в стихотворении «Бабочка».

Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

Бальмонт так же, как и Брюсов, принадлежал к числу старших символистов. Некоторые из современников считали, что его стихотворения, творчество лучше, чем у Брюсова.

С этим трудно спорить, потому что только у него мы видим наивысшую отточенность мастерства звукописи и цветописи. Каждое его стихотворение — это песня души, которая до конца понятна только самому автору.

Наверное, благодаря этой певучести, музыкальности все его произведения, прочитанные мной, с необычайной легкостью покорили мое сердце. Одним из них было стихотворение «Фантазия».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Оно было написано им в 1920 году, то есть до начала эмиграции. И это символично — ведь многие ценители его творчества утверждали, что истинно талантливые стихотворения были написаны им именно в России. Там, где может и было тяжело людям, но, где была природа свойственная только для России: зима с необычайно прекрасным лесом, осень с прозрачно одетыми деревьями. В России природа прекрасна, волшебна, что мы и видим в стихотворении «Фантазия».

Читая его, я на мгновение попала в белое царство снега и как наяву увидела спящий лес, с заботой укутанный в мягкое одеяло. Автор не стремиться к «ботанической» точности, даже наоборот, хочет показать нам то, как выглядит лес в его мечтах, что за лесом, природой можно не только наблюдать, но и использовать их как основание для развития зимнего воображения.

Зима. Ночь. Лес наполнен призрачными тенями деревьев. Он сладко спит под снежным одеялом и не замечает, что каждую ночь в его ветвях «качается» луна, озаряя все призрачным светом. Смотря на деревья, снег, освещенные луной, мы замечаем, что идущий и лежащий на кронах деревьев снег — это уже струящийся дождь, а очертаний елей, сосен трепещут, дрожат. Я отчетливо слышу шум метели то, как ветер, ища себе приют, блуждает между сосен, елей, а те в ответ качаются и что-то шепчут. Все это мы слышим благодаря четко выраженной звукописи, осуществляемой при помощи аллитерации:

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели…

И вдруг в глубине спокойно спящего леса появляются духи ночи. Они, чем-то встревоженные, мчаться через весь лес, исполняя свою печальную песню. Именно в момент их появления мы видим, что герой, ранее почти не активный, начинает действовать, задавая череду вопросов. Это помогает нам увидеть второй план стихотворения — мистический:

Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?

Герой дает ответы на вопросы, говоря, что:

…их томит тревога, жажда веры, жажда бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.

Духи с «искрящимися глазами», внесшие суматоху, неразбериху в стихотворение, так же неожиданно исчезают, как и появились, и в свои права вновь вступает спокойная тишина спящего зимнего леса. Я даже улавливаю свежий нежный аромат мягкого снега, благодаря ассонансу:

А луна все льет сиянье, и без муки, без страданья
Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов.

Для того чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительно-выразительные средства — тропы.

За счет употребления многочисленных олицетворений (трепещут очертанья, лес дремлет, блеск приемлет, роптанью внемлет, шепчут сосны, дождь струится, деревьям мнится, луна льет сиянье) Бальмонт создал яркую картину происходящего. Природные стихии — ветер, лес, метель — в стихотворении движутся, чувствуют, живут. Образ ветра будто просвечивается, приобретает прозрачность и глубину символов. Поэтому все так сильно воздействует на читателя. Природа лишается предметности: становится летуча, невесома, она дрожит и трепещет.

Благодаря эпитетам, в цепочке которых тонет определяемое им существительное (живые изваянья, лунное сиянье, вещий лес, яркий блеск, тайные грезы, мягкая бархатная постель, скорбное молчанье, светлый дождь, сказочные стволы), автор достигает наибольшей выразительности, легкости, невесомости. Предметы, словно растворяются в «светлом дожде», «лунном сиянье». Также эпитеты помогают понять и почувствовать эмоциональное содержание стихотворения.

Многосоюзие, присутствующее в стихотворении, передает душевное состояние автора, придает плавность, певучую медлительность происходящего. С их помощью мы видим, что автора что-то тревожит:

… И тоска, и упоенье — точно искрится звезда
Точно светлый дождь струится, — и деревьям что-то мнится,
То, что людям не приснится, никому и никогда…

Стихотворение написано двусложным размером стиха, а точнее восьмистопным хореем, который придает произведению ритмическую выразительность, но здесь за счет сильного удлинения стиха движение приобретает плавность, мелодичность, напевность.

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
/ _ / _ _ _ / _ / _ / _ _ _ / _

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез
/ _ / _ _ _ / _ / _ / _ _ _ /

Давайте подведем итог.

Стихотворение «Фантазия» является ярким воплощением главных особенностей всей лирики Бальмонта. В нем мы видим музыкальность и певучесть слога, выразительность образов. Также стоит отметить высокий уровень цветописи и звукописи, достигаемых при помощи аллитерации и ассонанса.

К характерным особенностям поэзии Бальмонта стоит отнести и частое использование олицетворений, за счет чего происходит соединение человека с прекрасной живой природой. Природа Бальмонта — это не символ неживого мира, а мир, который чувствовать, трепетать и дрожать.

Ссылка на основную публикацию