Анализ стихотворения Будем как солнце Бальмонта

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 15.10.2015 2015-10-15

Статья просмотрена: 10620 раз

Библиографическое описание:

Егорова А. В. Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 593-595. — URL https://moluch.ru/archive/100/22621/ (дата обращения: 17.03.2020).

Стихотворение К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» появилось в 1902 году, на рубеже XIX и XX веков. В литературоведении этот период принято именовать «серебряным веком». Серебряный век породил существенные изменения в структуре литературного искусства: именно в это время появляются новые течения, в том числе и символизм.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х годов, которое сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений [7]. В рамках этого направления, будучи старшим символистом, развивался и творил К. Д. Бальмонт. Одной из составляющих художественной картины мира К. Бальмонта является обращение к природным стихиям, стремление передавать их в символах.

Многие поэты обращались к литературной критике К. Бальмонта: В. Брюсов, М. Цветаева, И. Анненский, З. Гиппиус. Такие литературоведы, как Н. Банников, Л. Озеров занимались изучением его творчества ещё при жизни. Однако, и сегодня, спустя более ста лет, исследования творчества поэта актуальны для литературоведения. Одной из современных тем исследования творчества К. Бальмонта является изучение образа солнца как центрального в его поэзии.

В мировой культуре солнце понимается, в первую очередь, как основная созидательная сила и как центр, сердце, средоточие интуитивного знания, сила чувства и веры, способность ощущать и силу воображения. В языческих верованиях мира солнце воспринимается как верховное божество, как воплощение его всепроникающей власти. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Являясь источником света, солнце символизирует разум и знания. Солнце символизирует жизнь и смерть, а также обновление жизни через смерть. В христианском образном мире восходящее Солнце является символом бессмертия и воскресения [5].

Особый интерес к образу солнца возник на рубеже XIX—XX веков. Тема солнца привлекла А. Белого («Золото в лазури», 1904), М. Горького («Дети солнца», 1905), В. Иванова («Солнце-сердце», 1905–1907), В. В. Маяковского («Солнце», 1923), А. Крученых («Победа над солнцем», 1913) и др.

Своеобразным солнцем символизма, созидающей его силой, было и творчество К. Бальмонта. В. Брюсов высказывался о нём так: «Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила…» [8, с. 9]. Для К. Бальмонта поэзия, в целом, представляла собой утонченный способ для выражения чувств и мыслей. Его произведения — это, буквально, богатейшая копилка переменчивых чувств, настроений, «радужная игра» красок мира, поэтому неудивительно, что они настраивают читателя на волну сопереживания, восприятия всей красоты мира.

Как было отмечено ранее, идеалом красоты мира для поэта является солнце, ему посвящено немало возвышенных строк. Бальмонт писал: «Ход вещей этого мира предопределён Солнцем, и ещё в младенческие свои дни я доверчиво предал свой дух этому Высокому Светильнику…» [1, с. 459]. Уже во многих названиях поэтических сборников Бальмонта прослеживается образ солнца: «Будем как солнце. Книга символов» (1903), «Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917, 1921), «Солнечная пряжа. Изборник» (1890–1918), «Светослужение» (1937).

В цикле «Будем как солнце…» 26 стихотворений, в восьми из которых встречается образ солнца: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце», «Будем как солнце! Забудем о том», «Воздушный храм», «Голос заката», «Рассвет», «Гимн огню», «Двойная жизнь», «С морского дна», «Завет бытия». Но центральным, неслучайно поставленным первым, стихотворением этого сборника, своеобразным дифирамбом солнцу и поэтическим манифестом творчества поэта является стихотворение «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» [6].

Эпиграфом к данному стихотворению служат слова древнегреческого философа Анаксагора [2, с. 10]. Это изречение в качестве анафоры встречается в стихотворении дважды: в первой и последней строфах. Перед Анаксагором открылось величество Вселенной, вобравшей в себя все закономерности жизни, где малое и великое равноценны. У Бальмонта эта космическая стройность воплощена в образе Солнца.

В многозвучной поэзии К. Бальмонта заключается торжество впечатлений, наслаждение от созерцания природных богатств, многоцветье тонких ощущений, сменявшихся зыблющимися душевными состояниями. Лирический герой Бальмонта счастлив, что пришёл в этот мир. Ему дан шанс созерцать «солнце и выси гор», «море и пышный цвет долин». У него есть шанс не просто восхищаться красотой земли, он способен ее воспевать. Таким образом, он служит главному источнику жизни, которым является солнце. Он творит и славит бескрайний мир и этот прекрасный мир принадлежит ему:

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин. [3, с.125]

Солнце в христианской символике является воплощением бессмертия и возрождения. Лирический герой страдал, но «победил холодное забвение», в котором не было солнечного света и тепла. «Холодное забвение» здесь поиск смысла жизни, один из лейтмотивов в творчестве Бальмонта [6]. Для героя Солнце стало источником очищения духа и путем к совершенной жизни, прозрения. Создав свою мечту, герой словно ожил — им разгадан непостижимый замысел мироздания. Человек существует только в данное мгновение, в нем выявляется вся полнота его бытия. Теперь он готов воспевать каждый прожитый миг, ибо в нем истина:

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту свою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою. [3, с.125]

Страдания, трудный поиск истины пробудили мечту лирического героя. Обретя истину, он отдается каждому мгновению и живет в нем в своем творчестве.

В статье «Солнечная сила» Бальмонт писал: «Солнце — гений превращения. И самое, быть может, красивое в Солнце то, что оно умеет ярко говорить через других» [1, с.460]. Как высшая сила, Солнце является источником поэтического вдохновения. Разгадав великий замысел бытия, герой словно перерождается — он посланец солнца в земной мир. Теперь, когда певец свободен от страданий, он осознает мощь и значимость своего слова. Герой рад своему возрождению. Он не желает останавливаться на пути к большему самопознанию, идет все выше и выше и ему нет равных в «певучей силе»:

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто. [3, с.125]

Солнце служит символом цикла человеческой жизни. Лирический герой не огорчается уходу солнца, его не страшит ночная тьма. Певец считает, что восхвалять в своих песнях солнце — его жизненное предназначение. Он поет для солнца даже «в предсмертный час». Он знает, что настанет новый день и возникнет новая жизнь. «Всякое разрушение ведёт лишь к новому творчеству» [1, с. 460], — писал Бальмонт. Лирический герой понимает, что человек часть безграничного мироздания, в нём сокрыта солнечная сила: из её сочетаний добра и зла он извлекает свою мысль и мечту, создаёт гармонию из хаоса [1, с. 456]. И даже если символ жизни погаснет, и Вселенная в привычном образе перестанет существовать, Певец сможет возродить мир собственным творчеством, полным энергии, чистоты и света.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь. Я буду петь о Солнце

В предсмертный час! [3, с.125]

Таким образом, стихотворение К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» раскрывает лирическое сознание поэта, важной частью которого является поиск человеческого предназначения, его места во Вселенной и, главное, смысла жизни.

К. Бальмонту удавалось угадывать истинную сущность каждого мгновения, он понимал, что от «самого ничтожного есть переход к самому великому» [4]. В данном стихотворении образ солнца как символ жизни и истинного знания помогает осуществить лирическому герою этот переход. Эти мгновения присутствуют в жизни каждого человека. Именно на это поэт хотел обратить внимание читателей.

Солнце является главным символом многих стихотворений поэта. Этот образ в творчестве Бальмонта во многом соответствует мировому символическому пониманию солнца, в первую очередь, как источника разума, цикла человеческой жизни и возрождения. Солнечная сила представляется как прозрение и вдохновение, что является важным для автора.

Образ, созданный Бальмонтом, ориентирован не столько на земное восприятие дневного светила, сколько на понимание высшей созидательной силы. Символ направлен в просторы космоса, в вечность. Солнце может видеть всю Вселенную, оно есть сердце мироздания, с которым связан и сам человек.

«Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта

История создания

Стихотворение было написано в 1900 г. и впервые опубликовано в журнале «Ежемесячные сочинения» (№ 10) вместе с двумя другими стихотворениями («Из рода королей» и «В моём саду») под общим заглавием «Три стихотворения» и таким образом формально было объединено с ними в цикл. В 1903 г., при включении этого цикла в авторский сборник «Будем как Солнце», вышедший в издательстве «Скорпион», он получает название «Трилистник».

Интересно, что жанровая форма «трилистника» обрела концептуальность и широкую известность лишь в 1910 г., когда впервые увидел свет поэтический сборник Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец», где представлено более 20 «трилистников». Видимо, эта жанровая форма
была позаимствована Анненским именно у Бальмонта , у которого она, впрочем, выглядит капризно-случайной и ничем (в том числе какой-либо сюжетно-тематической связью между тремя стихотворениями) не обусловленной, в то время как у Анненского наблюдаем концептуальное использование формы трилистника как важнейшего жанрово-композиционного элемента книги стихов.
Пожалуй, единственное, что объединяет все три стихотворения бальмонтовского «Трилистника», – это использование именно тех символических образов, которые в 1900 г. были ещё достаточно новыми или даже неожиданными для русской поэзии, а к 1903 г. стали «визитной карточкой» не только Бальмонта, но и русского символизма в целом.

Тема, основная мысль и композиция

Рубеж XIX и ХХ столетий (1899 – 1900) стал переломным моментом в поэтическом творчестве Бальмонта и в эволюции его лирического героя. На смену вечно усталому декаденту приходит сверхчеловек-солнцепоклонник. Даже вечное одиночество, отсутствие «родного угла» теперь не тяготит лирического героя поэзии Бальмонта. Да и кто достоин составить ему компанию? Только Солнце! С этого заявления и начинается стихотворение:

Тему стихотворения можно было бы обозначить вопросом: без чего по-настоящему невозможна жизнь настоящего Человека, Человека вообще? В эпоху, когда в центр внимания всего так называемого цивилизованного общества выдвигается проблема социального устройства жизни людей – справедливого и человечного, лирический герой Бальмонта заявляет о ценностях более высокого порядка. Основная мысль стихотворения состоит в отрицании мещанской мелочности житейских проблем во имя вечного идеала, высокой мечты, подлинно достойной Человека:

– Где ж твой тихий угол?
– Нет его нигде.
Он лишь там, где взор твой устремлен к звезде.
Он лишь там, где светит луч твоей мечты.
Только там, где Солнце. Только там, где ты.

Таков финал лирического сюжета, который, однако, не складывается даже в некое подобие сюжета эпического – в отличие от того, как это было в лирике XIX в. Взяв за сюжетную основу традиционную историю одинокого путника, которому негде укрыться с наступлением ночи, среди заснеженных горных вершин, Бальмонт как бы подчёркивает это отличие, намекая на объект поэтической полемики не только выбором темы и сюжета, но и самим ритмическим складом стихотворения.

Размер и рифмовка

Ритм стихотворения (трёхстопный ямб) и смежная рифмовка даже читателю, не весьма искушённому в истории литературы, не могут сразу не напомнить о знаменитой «Ночной песне странника» И.-В. Гёте, вошедшей в русские хрестоматии в переводе М. Ю. Лермонтова («Из Гёте. (Горные вершины…)»).

А чтобы окончательно укрепить ощущение «чего-то знакомого», возникшее у читателя с первых двух строк, поэт уже в третьей даёт отсылку к знаменитому стихотворению в не менее знаменитом переводе: «Снежные вершины…»

Жанр и литературное направление

В жанровом отношении стихотворение «Солнце удалилось» – такая же классическая элегия, как и «Ночная песня странника». И, однако, это особая – символистическая – элегия. Смысл прямого сопоставления с элегией Гёте – Лермонтова (как в отношении жанра, так и в отношениях ритма, рифмовки, лексического наполнения, пейзажного обрамления и композиции) вне всякого сомнения состоит именно в противопоставлении. Гётевский странник мечтает об отдыхе, о тихом приюте в ночи. Бальмонтовский вечный странник – прообраз того идеального героя русского символизма, которому «уюта – нет, покоя – нет» (А.Блок, «Земное сердце стынет вновь…»). Бальмонтовский путник никуда не придёт: ему некуда прийти, его «тихого угла» – «нет нигде».

Тропы и образы

Третья книга Бальмонта «Будем как Солнце», где данное стихотворение отвечает за концептуальный художественный образ всего сборника, имеет подзаголовок «Книга Символов». Это прямое указание читателю: тропы и образы стихотворений в книге, независимо от их так называемой свежести (а часто и прямо – благодаря её отсутствию) он должен толковать именно в качестве символов. Таковыми являются не только общепринятые символические антитезы (вершины и долины), но и общеязыковые метафоры-олицетворения:

Солнце посылает свой последний взгляд.
Воздух цепенеет, властно скован мглой.
Он лишь там, где светит луч твоей мечты.

Не менее символичны и эпитеты: волны меркнущих морей, тихий угол.

Наконец, для поддержания диалога лирического героя и Вселенной введён образ Того, Кто, наклоняясь, дышит над землёй, т.е. несомненно наделён божественной природой, но при этом полон нежного сочувствия к лирическому герою и страха за него. А может быть это зеркальное отражение самого лирического героя, его «второе я», которое недаром же сливается с «ты»:

Он лишь там, где светит луч твоей мечты.

Исследовательская работа по творчеству К.Д. Бальмонта

Работа представлена как исследование поэтического сборника Бальмонта К.,Д. “Будем как солнце”, его основных мотивов. Уделёно вниманию структурно-семантическому анализу стихотворения “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце”, сопоставительному анализу – “Образ солнца в контексте русской литературы”

Скачать:

ВложениеРазмер
Исследовательская работа по творчеству К.Д. Бальмонта40.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Исследовательская работа по творчеству

Константина Дмитриевича Бальмонта

Выполнила: ученица 11 класса

1. Константин Дмитриевич Бальмонт

3. БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ. Книга символов (1903 год)

4. Анализ стихотворения « Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»

5. Образ солнца в творчестве поэта , в русском и мировом культурном процессе .

7. Список литературы.

Константин Дмитриевич Бальмонт

Русский поэт. Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье. Учился в гимназии в Шуе. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении.

Первый сборник стихотворений Бальмонта вышел в Ярославле в 1890 г., второй — «Под северным небом» — в 1894 г. В них преобладают мотивы гражданской скорби. Вскоре Бальмонт выступает как один из зачинателей символизма.

В конце XIX — начале XX вв. поэт выпустил сборники «В безбрежности», «Тишина», «Будем как Солнце». В 1895—1905 гг. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов; позднее его популярность падает. Его поэзии свойственна подчеркнутая экзотичность, некая манерность и самолюбование.

Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в очерковых прозаических книгах. Был захвачен революционными событиями 1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих (книга «Песни мстителя»).С конца того же года вследствие репрессий самодержавия жил за границей и получил возможность вернуться на родину по амнистии лишь в 1913 г. Много переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».В 1921 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России.

Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.

итриевич (1867-1942 гг.)

ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ. Элегии, стансы, сонеты (1894 год)
В БЕЗБРЕЖНОСТИ (1895 год)

ТИШИНА. Лирические поэмы (1898 год)
ГОРЯЩИЕ ЗДАНИЯ. Лирика современной души (1900 год)
БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ. Книга символов (1903 год)
ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ. Семицветник (1903 год)
ЛИТУРГИЯ КРАСОТЫ. Стихийные гимны (1905 год)
ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ. Детские песенки (1905 год)
ЗЛЫЕ ЧАРЫ. Книга заклятий (1906 год)

ЖАР-ПТИЦА. Свирель славянина (1907 год)
ПЕСНИ МСТИТЕЛЯ (1907 год)

ПТИЦЫ В ВОЗДУХЕ. Строки напевные (1908 год)
ЗОВЫ ДРЕВНОСТИ. Гимны, песни и замыслы древних (1908 год)
ХОРОВОД ВРЕМЕН. Всегласность (1909 год)

ЗЕЛЕНЫЙ ВЕРТОГРАД. Слова поцелуйные (1909 год)

ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ. Испанские народные песни (1911 год)

ЗАРЕВО ЗОРЬ (1912 год)

ЗВЕНЬЯ. Избранные стихи 1890 -1912 (1913 год)

БЕЛЫЙ ЗОДЧИЙ. Таинство четырех светильников (1914 год

ЯСЕНЬ. Видение древа (1916 год)
СОНЕТЫ СОЛНЦА, МЕДА И ЛУНЫ. Песня миров (1917, 1921 годы)
ДАР ЗЕМЛЕ (1921 год)

ГАМАЮН. Избранные стихи (1921 год) ИЗ МИРОВОЙ ПОЭЗИИ (1921 год)

МАРЕВО (1922 год)

МОЕ – ЕЙ. Россия (1923 год)
В РАЗДВИНУТОЙ ДАЛИ. Поэма о России (1929 год)

ГОЛУБАЯ ПОДКОВА. Стихи о Сибири (1937)

БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ. Книга символов (1903 год)

Сборник «Будем как Солнце. Книга символов» издан в 1903 году и пополнил общее собрание сочинений поэта-символиста ХХ века Константина Бальмонта. Сборник стихов «Будем как Солнце» написан по весне, и сам собой символизирует молодость и просветление природное и духовное. Сборник назван Книгой символов, и каждый из них посвящён одной из грандиозных природных стихий: у солнца лирический герой учится мудрости и любви, у огня черпает страсть, у воды заимствует холодный разум и источник жизненных сил, у ветра – независимость. Так или иначе, но творческий век Бальмонта всё же сродни веку его величества Солнца: подобно природному светилу, эта смелая лирика озарила поэтический небосвод России, долгое время удивляла своей яркостью и даже ослепительностью, а затем явила миру свой достойный закат, обещая свой не менее триумфальный восход после победы над всеми невзгодами.

Сборник «Будем как солнце» печатался в ноябре и вышел в свет в самом конце 1902 года (датой издания, однако, был указан 1903 год). Второе издание сборника вошло в «Собрание стихов» (1904, «Скорпион», Москва), третье — в состав «Полного собрания стихов» (Москва, «Скорпион», 1908. Т.2), четвёртое — в «Полное собрание стихов». («Скорпион», 1912, т.3), пятое — в «Собрание лирикеи» (Москва, 1918, Кн. 5) В сборник входит большое количество стихотворений :

  1. Я в этот мир пришел чтоб видеть солнце
  2. Будем как солнце
  3. ВОЗДУШНЫЙ ХРАМ
  4. ГОЛОС ЗАКАТА
  5. РАССВЕТ
  6. ГИМН ОГНЮ
  7. НОВОЛУНИЕ
  8. ЛУННОЕ БЕЗМОЛВИЕ
  9. ВЛИЯНИЕ ЛУНЫ
  10. ВОСХВАЛЕНИЕ ЛУНЫ
  11. ВЛАГА
  12. ВОЗЗВАНЬЕ К ОКЕАНУ
  13. БЕЛЫЙ ПОЖАР
  14. СОН
  15. ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ
  16. ЛЬДИНЫ
  17. С МОРСКОГО ДНА
  18. ДОЖДЬ
  19. ПРЕРЫВИСТЫЙ ШЕЛЕСТ
  20. БЕЗВЕТРИЕ
  21. СНЕЖИНКИ
  22. К ВЕТРУ
  23. ВЕТЕР ГОР И МОРЕЙ
  24. ВЕТЕР
  25. ЗАВЕТ БЫТИЯ
  26. ВСКРЫТИЕ ЛЬДА
  27. СЕВЕР
  28. ИСПАНСКИЙ ЦВЕТОК
  29. ТОЛЕДО
  30. PASEO DE LAS DELICIAS В СЕВИЛЬЕ
  31. К ЦАРИЦЕ ФЕЙ
  32. К ЮНОМУ СХИМНИКУ
  33. НЕ ЛУЧШЕ ЛИ СТРАДАНИЕ
  34. СУМЕРКИ
  35. СКАЗАТЬ МГНОВЕНЬЮ: СТОЙ!
  36. ВЕРБЫ
  37. ЦВЕТОК
  38. ПРАЗДНИК СВОБОДЫ
  39. МОИ ПЕСНОПЕНЬЯ
  40. СЛОВА—ХАМЕЛЕОНЫ
  41. ВОЛЯ
  42. ГЛАЗА
  43. «Я полюбил свое беспутство…»
  44. «Мне снятся караваны…»
  45. «Жить среди беззакония…»
  46. «Что достойно, что бесчестно…»
  47. «Все равно мне, человек плох или хорош…»
  48. «Если в душу я взгляну…»
  49. «Я — изысканность русской медлительной речи…»
  50. ГЛАЗА
  51. СКВОЗЬ СТРОЙ
  52. В ЗАСТЕНКЕ
  53. МСТИТЕЛЬ
  54. СОПЕРНИКИ
  55. В ДОМАХ
  56. НАШИМ ВРАГАМ
  57. ГАРМОНИЯ СЛОВ
  58. ОСВОБОЖДЕНИЕ
  59. Эти и многие другие стихотворения входят в этот сборник, написанные как попытка создать космогоническую картину мира, в центре которого находиться Солнце.

Анализ стихотворения « Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»

Стихотворение начинается словами древнегреческого философа Анаксагора. Это изречение в качестве анафоры встречается в стихотворении дважды: в первой и последней строфах. Таким образом, можно увидеть кольцевую композицию произведения. В основе лежит монолог лирического героя. Лирический герой Бальмонта счастлив, что пришёл в этот мир. Ему дан шанс созерцать «солнце и выси гор», «море и пышный цвет долин». У него есть шанс не просто восхищаться красотой земли, он способен ее воспевать. Таким образом, он служит главному источнику жизни, которым является солнце. Он творит и славит бескрайний мир и этот прекрасный мир принадлежит ему(« Я заключил миры в едином взоре. Я властелин») Лирический герой страдал, но «победил холодное забвение», в котором не было солнечного света и тепла. «Холодное забвение» здесь поиск смысла жизни. Для героя Солнце стало источником очищения духа и путем к совершенной жизни, прозрения. Создав свою мечту, герой словно ожил — им разгадан непостижимый замысел мироздания. Человек существует только в данное мгновение, в нем выявляется вся полнота его бытия. Теперь он готов воспевать каждый прожитый миг, ибо в нем истина («Я победил холодное забвенье, Создав мечту свою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою.») Страдания, трудный поиск истины пробудили мечту лирического героя. Обретя истину, он отдается каждому мгновению и живет в нем в своем творчестве. Лирический герой не огорчается уходу солнца, его не страшит ночная тьма. Певец считает, что восхвалять в своих песнях солнце — его жизненное предназначение. Он поет для солнца даже «в предсмертный час. Создать образ вселенной, властелином которой является лирический герой , помогают ключевые образы (горы , долины , небо). Но основным образом, является солнце. Солнце служит символом цикла человеческой жизни. Символ направлен в просторы космоса, в вечность. Солнце может видеть всю Вселенную, оно есть сердце мироздания, с которым связан и сам человек. В лексическом строе текста присутствует слово « откровенье» . Оно имеет 2 значения . Первое- раскрытая тайна . Второе – открытость людям и миру . Дважды звучит слово мечта («создав мою мечту ; мою мечту страданья побудили»).Мечта – открытие , прозрение .Автор использует художественные средства ( тропы ) для создания образа вселенной . Эпитеты – “пышный цвет” (долин), “синий кругозор” , «единый взор» ,«холодное забвенье», «певучая сила» .Метафоры – “мечту страданья пробудили”; «заключил миры в едином взоре» .Риторический вопрос – “Кто равен мне в моей певучей силе?” В стихотворении используется прием параллелизма для придания речи образности и выразительности. Этот прием дает возможность художественной речи выразить разнообразные эмоциональные оттенки.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор .

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

По жанру стихотворение гимн (воспевание солнца). Это видно по интонации текста . Она торжественная, мажорная . он слагается из обращений и воззваний к солнцу. Эмоциональная насыщенность выражается в преобладаниивосклицательных и вопросительных оборотов, воззваний, обращений, многочисленных нарастаний, риторических накоплений и повторений. Автор прибегает к приему ассонанса ( Я в этот мир пришел чтоб видеть Солнце и синий кругозор . я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце и выси гор ) Он применяется в качестве оригинального инструмента, придающего тексту особый колорит. Рисунок гласных звуков подсвечивает мысленную картину, создаваемую смыслами и образами. Прием аллитерации( Я в этот мир пришел чтоб видеть Солнце И синий кругозор . Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор)Повторение одних и тех же звуков служит в качестве дополнительного средства ритмизации речи, оно придает выразительность, певучесть .Размер стихотворения : разностопный ямб. Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге .

Я ̅в э̒то̅т ми̒р при̅ше̒л, что̅б ви̒де̅ть Со̒лнце̅

И̅ си̒ни̅й кру̒го̅зо̒р .

Рифмовка: ABAB – перекрёстная . Строфика стихотворения катрен – четверостишие с перекрёстной рифмой АВАВ .

Стихотворении занимает одно из основных мест в сборнике . Оно отражает основную тематику сборника .Достаточно хорошо раскрыт образ солнца. Наиболее схоже оно по своему жанру , интонации , смыслу оно со стихотворением «Гимн огню» , в которой автор воспевает одну из основных стихий .

Образ солнца в творчестве поэта , в русском и мировом культурном процессе .

В мировой культуре солнце понимается, в первую очередь, как центр, сердце, сила чувства и веры, способность ощущать и силу воображения. В языческих верованиях мира солнце воспринимается как верховное божество, как воплощение его всепроникающей власти. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Являясь источником света, солнце символизирует разум и знания. Солнце символизирует жизнь и смерть, а также обновление жизни через смерть. В христианском образном мире восходящее Солнце является символом бессмертия и воскресения. Особый интерес к образу солнца возник на рубеже XIX—XX веков. Тема солнца привлекла А. Белого («Золото в лазури», 1904), М. Горького («Дети солнца», 1905), В. Иванова («Солнце-сердце», 1905–1907), В. В. Маяковского («Солнце», 1923), А. Крученых («Победа над солнцем», 1913) и др. Своеобразным солнцем символизма, созидающей его силой, было и творчество К. Бальмонта. В. Брюсов высказывался о нём так: «Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила…» . Для К. Бальмонта поэзия, в целом, представляла собой утонченный способ для выражения чувств и мыслей. Сам Бальмонт называл свои стихи “солнечной пряжей”.Хрестоматийным в символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце». Солнцу – идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Современная душа, по Бальмонту,- это горение, пожар чувств. Сам Бальмонт называл свои стихи “солнечной пряжей”. Хрестоматийным в символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце». Солнцу – идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Современная душа, по Бальмонту,- это горение, пожар чувств. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, которого можно было бы поставить в один ряд с Бальмонтом по страстности мироощущения. В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Примером может послужить ода М.Ломоносова «Солнце». В стихотворениях Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета образ солнца всегда радостный и восторженный. Так, у Державина читаем: «Но, солнце, мой вечерний луч! Уже за холмы синих туч Спускаешься ты в темны бездны»; у Пушкина: «Уж реже солнышко блистало», «Мороз и солнце; день чудесный!», «Блестя на солнце, снег лежит»; у Фета: «Еще вчера, на солнце млея», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок»; у Тютчева: «И солнце нити золотит», «Уж солнца раскаленный шар с главы своей земля скатила,», «Сияет солнце, воды блещут, на всем улыбка, жизнь во всем,», «Солнце светит золотое».

Таким образом, Солнце является одним из ключевых образов в русской и мировой литературе.

В заключение хочется сказать, после Бальмонта осталось большое литературное наследство: стихи, проза, критика, несметное количество переводов с многих языков мира. Но, разумеется, самое главное и ценное в его наследии – это поэзия. Бальмонт выпустил 29 поэтических книг (исключая сборники избранных стихотворений). Конечно, они неравноценны, в них нашел отражение его сложный и противоречивый творческий путь, взлеты, кризисы и угасания таланта. Бальмонт – поэт чрезвычайно плодовитый, но неровный, по преимуществу поэт – лирик. Книга символов «Будем как солнце» (1903) выявила новый этап эволюции поэта, единение его души с космосом, вечностью. Она привлекла к себе жизнеутверждающим пафосом, призывом жить радостно, светло, красиво. Образ солнца стал сквозным в творчестве поэта, в разные годы наполняясь различным философско-символическим содержанием. Языку Бальмонта характерно употребление антитез, гипербол. Часто поэт ставит в синонимический ряд слова, которые имеют антонимические отношения.
В синтаксической структуре Бальмонт отдаёт предпочтение однообразным синтаксических конструкций, использует словесные и лексические повторы. Также Константин Бальмонт любит использовать анафору, лексическую, синтаксическую, морфемную. В целом можно сказать, что язык Константина Бальмонта отличается яркой индивидуальностью. Поэтический язык Константина Бальмонта обладает разносторонней красотой, что и объясняет большую популярность поэта в зрелый период творчества. Творчество поэта Бальмонта уникально. По сути, Константин Дмитриевич чисто формально примыкал к различным течениям, дабы ему было удобней продвигать свои новые поэтические идеи, недостатка в которых он никогда не испытывал. В последнее десятилетие XIX века с творчеством поэта происходит метаморфоза: меланхоличность и мимолетность уступают место солнечному оптимизму. Номинально же принято считать, что стиль, в котором Константин Дмитриевич писал стихи, относился к поэтическому течению символизма. Если в более ранних стихах прослеживались настроения ницшеанства, то на пике развития таланта творчество Константина Бальмонта стало отличаться специфическим авторским оптимизмом и «солнечностью», «огненностью».Если в более ранних стихах прослеживались настроения ницшеанства, то на пике развития таланта творчество Константина Бальмонта стало отличаться специфическим авторским оптимизмом и «солнечностью», «огненностью».

Особенности художественного мира К.Д. Бальмонта

Образы стихий в сборнике “Будем как солнце” (1903) как главной “книге символов” К.Д. Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт – поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Поэт в своей лирике пытается противопоставить иррациональный мир человеческой души с ее поэтикой новой рациональной эпохе, полагая, что только в себе человек сможет найти ответы на мучительные вопросы современности. Поэт уверен, что опора на собственные силы позволит пройти сквозь бурю испытаний. Бальмонт сравнивает отдельную человеческую жизнь с челном в бушующем море. Внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями, вызывает томление духа. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого индивидуальны, неразгаданны и полны смысла.

Будем как солнце! Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому,

Будем лишь помнить, что вечно к иному,

К новому, к сильному, к доброму, к злому,

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному

В нашем хотенье земном!

Каждое стихотворение Бальмонта похоже на картину, где он удивительно красиво, музыкально и поэтично воспевает какой – либо символ. Читателю остается только любоваться созданным шедевром.

Поэта завораживает природа с ее вечной изменчивостью, но и глубоким внутренним спокойствием. Для Бальмонта все в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью.

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают — и снова их нет.

И снова забрезжил блуждающий свет.

И поэт вместе с лирическим героем мечтает, радуется или печалится. Его поэзия – мостик, по которому из обычной жизни мы проходим в волшебство образов, чарующей красоты – в мир иллюзий и фантазий.

Лирический герой его поэзии движим стремлением окунуться в «безбрежность» мира, в бесконечное его разнообразие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой «мимолетности» жизни, В стихотворений «Завет бытия» (1901) поэт заявил, что его поэтическая программа завещана ему самой природой:

. Мне ответил играющий ветер

«Будь воздушным, как ветер, как дым!»

. Мне ответило звучное море:

«Будь всегда полнозвучным, как я!»

. Ничего не ответило солнце,

Но душа услыхала: «Гори!»

Конкретизируя содержание своего «вечного познания», Бальмонт называет «четыре стихии — Огонь, Воду, Землю и Воздух». С ними, заявляет поэт, «неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении». Огонь же — это «любимая моя стихия. Я молюсь Огню. Огонь есть истинно всемирная стихия, и кто причастился Огня, тот слит с Мировым» (1904).

Поклонение стихиям было связано у Бальмонта с культом красоты, безразличием к этическим ценностям, равнодушием к социальным проблемам и попыткой возвысить безусловную свободу демонической, все преступающей личности:

Среди других обманчивых утех

Есть у меня заветная утеха:

Забыть, что значит плач, что значит смех, –

Будить в горах грохочущее эхо

И в бурю созерцать, под гром и вой,

Величие пустыни мировой.

В лирике Бальмонта запечатлены наиболее текучие, бесплотные, подвижные стихии – света, воздуха. Причем поэт стремился передать прежде всего слитное, совокупное ощущение светя, запаха, звука: в его стихах солнце «пахнет травами», «светит звонами»; сам поэт «сладко плачет» и «дышит луной». Природа, таким образом, изображается не столько в ее конкретной зримости, сколько как стихия вне места и времени, пребывающая в абсолютной чистоте и вечности. Внимание поэта привлекали не явления природы, а ее изначальные и неизменные свойства. Предмет его лирического изложения не ветер в поле или ночной осенний ветер, а ветер вообще, «ветрянность» во всех ее проявлениях; не ручей или море, а вода, дрожащая и в капле росы, и в океане, и вмещающая «бесконечные лики. и безмерность своей глубины»; не дерево или деревья, а «древесность». Символический стих Константина Бальмонта где – то даже сближается с мифом. В стихотворении «Славянское Древо» он воспевает мифопоэтические мировое древо, отвлеченно вобравшее в себя «все известные породы деревьев».

Стихи Бальмонта несли в себе прозрение, пророчество. Они свидетельствовали о какой – то высшей реальности, которая питает человеческую надежду или вызывает страх отчаяние:

Умей творить из самых малых крох,

Иначе для чего же ты кудесник?

Среди людей ты божества наместник,

Так помни, чтоб в словах твоих был бог.

Одной из сквозных, структурообразующих тем его творчества является тема солнца. Солнцу, которое дарит нам жизнь, красоту, поэт посвятил циклы стихов, сборники «Будем как солнце» и «Сонеты солнца, меда и луны». Животворящая идея выражена в типично бальмонтовской форме, совместившей в себе философическую публицистичность с элементами пластической живописи:

Будем как солнце! Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому,

Будем лишь помнить, что вечно к иному –

К новому, к сильному, к доброму, к злому –

Ярко стремимся мы в сне золотом

Будем молиться всегда неземному

В нашем хотеньи земном!.

Будем как солнце, оно – молодое.

В этом завет красоты!

Чистый, дневной свет, источаемый сквозь туман неведомым небом, – характерная символическая деталь в космических пейзажах поэта, окутанных облаком воображения, и формирует общую, судьбоносную тональность произведения, сообщая ей светлое или трагическое звучание:

Как горит на пальцах у меня!

Как сладко мне присутствие огня!

Смешалось все. Людское я забыл.

Я в мировом. Я в центре вечных сил.

. Со светлыми я светом говорю.

Погаснет солнце в зримой вышине,

И звезд не будет в воздухе незримом,

Весь мир густым затянут будет дымом,

Все громы смолкнут в вечной тишине.

Богатое, необычное воображение поэта помогало ему воспроизвести нежные, зыбкие состояния природы или в животворных лучах солнца, или в таинственном сиянии луны: мягкое шуршание камышей, мление сонного воздуха, «радугой пронизанный туман», «счастье легко дрожащих трав», волшебные пейзажи, сотканные из «лунных сияний» и «трепещущих очертаний» («Фантазия»).

Бальмонт привнес в русскую поэзию множество новых, чисто экзотических тем. В его лирике впервые зазвучал мотив сострадания ущербным созданиям природы: кривым кактусам, побегам белены. По богатству поэтической флоры и фауны, по непосредственности эстетического чувства природы его стих занял ведущее место в отечественной словесности.

Причем он никогда не ограничивался только описанием. Поэт стремился проникнуть в самую суть, «душу» животного или растительного мира, а главное – соотнести этот мир с миром человеческим и Вселенной в целом. Через внешние природные образы он пытался осмыслить свою творческую индивидуальность Можно назвать немало портретно – психологических зарисовок, в которых опорная деталь, как травило, строится на прямом сопоставлении внутреннего и вещного, в виде звучной информационно – иносказательной фразы, напоминающей собой лаконичное пословичное выражение: «я – играющий гром»; «я – нежный иней охлаждения»; «я ведь только облачко, полное огня». И даже свою высокую поэтическую и жизненную программу, смысл жизни поэт К. Бальмонт не мыслит вне той необычной среды, которая называется природа:

Можно жить, безмолвно холодея,

Не считая гаснущих минут,

Как живет осенний лес, редея,

Как мечты поблекшие живут.

Вольный размах поэтического мышления, образные обобщения Бальмонта создали особый, космический тип символизма в русской поэзии начала века. В поэзии Бальмонта встречается и такое, когда безмерное, почти космическое он стремится заключить в малом, земном. Это можно проследить на примере стихотворения «Опричники», выполненною в жанре своеобразной философической реплики. Сначала несколькими штрихами дается характеристика и атмосферы эпохи Ивана Грозного: «Когда опричники. //Когда невинных жгли. // Когда, облив шута горячею водою. » А затем чуткая душа поэта неожиданно гуманную гармонию, умиротворение за пределами.

На небесах, своею чередою,

Созвездья улыбалися, как встарь.

Поэт не принял безумной жестокости людей и не захотел, чтобы эта исходило от Бога:

Я слепну в бешенстве, мучительно скорбя.

О, если мир – божественная тайна, –

Он каждый миг клевещет на себя!

Трудно оторваться поэту от земной плоти – природы. Природа у Бальмонта – это явь Вселенной. Она населена ветром, огнем, водой, светом, тьмой, звездами, растениями.

Я вниманию. цветам и деревьям шумящим

И легендам приморской волны.

Образные лики природы, живые и условные, обрисованы в одухотворенно сценической манере, соотнесены с человеком, его фантазией:

Краса иная сердцу дорога:

Я слышу рев и рокот водопада,

Мне грезятся морские берета

И гор неуловимая громада.

Ветер, огонь, вода и даже солнце у поэта возведены в ранг лирических сущностей, и сами говорят о себе как типичные персонажи, представшие и взору и мысли поэта:

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею

Лелею травы, лелею нивы.

Воссоединение лирического «я» с природой, с Вселенной выражено в стихе на основе символико – метафорического сближения. Жизнь человека уподоблена веяниям природы, а природа, в свою очередь, видит, чувствует, мыслит на языке человеческого мироощущения. Бальмонтовская природа живет прощальными криками гусиных и журавлиных стай («Осень»), звучанием моря и музыкой леса («Рождение музыки»), стонами кукушки и тоскою поэта по родине («дюнные сосны»).

Стих К. Бальмонта символичен по своей внутренней, сюжетно – образной сути. Это поддерживается недосказанностью изложения, некоей непроясненностью переживаний героя, происходящих на лоне природы, ситуацией одиночества и почти постоянной отстраненности его от жизни обыденной, мирской, когда страдающий поэт доверяет свои думы травам, соснам, птицам – всему окружающему миру («Береза». «Одолень – трава», «Зов» и др.).

Символический стиль Бальмонта закреплен в его живом, поэтическом слове, мысль кажется изломанной, манерной, но никогда не теряет при этом своей чистой образности и точности. Лучше всего об этом сказал сам поэт:

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны

Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозрачный ручей,

Я – для всех и ничей

Переплеск многопенный, разорванно – слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклички лесные зеленого мая –

Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Бальмонтовская метафора всегда свежа и неожиданна певец сумел найти в своей душе «бесконечный расцвет златоока», ветер у него не просто дует, а «бьет дыханьем твердь»; вал «мятежится»; путники жаждут «качанья немых кораблей»; для них «развернула свой свиток седая печаль».

Столь же необычные, яркие и оригинальные эпитеты «бесстрастная звезда», «непонятная лазурь», «звучная волна». И все это передается чарующей музыкой слога, его напевностью, виртуозностью, которые усиливаются размеренными как выдох ассонансами:

Луга убегают далеко – далеко

Во всем утомленье – глухое, немое.

Или повторением одного и того же аллитерирующего звука в начале слова:

Ландыши, лютики. Ласки любовные,

Ласточки лепет. Лобзанье лучей.

Стихи эти составлены из назывных предложений, каждое из которых начинается в середине одной строки и заканчивается в середине следующей. Точки на стыке их, казалось, должны нарушить плавное течение интонации, но этого не происходит, потому что точка у Бальмонта «поется». У него есть стихотворение, которое так и названо – «Безглагольность». Почти полное отсутствие глаголов и придает стиху, поэтике в целом импрессионистическую красочность образов и музыкальность:

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Бальмонт наполнил русский стих магией образных звуков и речений, органично соединивших в своем словаре книжное и фольклорное. Это и сделало художественно ценным его волшебную ворожбу со словом, которым он воспел родную землю:

Я любил вознесенное сказками древо,

На котором звенели всегда соловьи,

А под древом раскинулось море посева,

И шумели колосья, и пели ручьи.

Бальмонт силен там, где говорит о своих подлинных чувствах, мечтаниях и порывах, о своем, по слову Брюсова, «бессознательном «Я». Мы сказали бы: настроения и чувства интеллигента, разрываемого противоречиями, не принимающего жизни, ищущего какого-то выхода, но не знающего его, утешающегося «мигами», — такова единственная подлинная стихия Бальмонта. Здесь он — поэт, хотя, разумеется, и чуждый нам.

Но когда Бальмонт переходит к темам философского характера, когда он пытается дать «широкие обобщения, выразить глубокую мысль», то здесь он, как правильно отмечает Брюсов, «слабее слабых».

А ведь именно в стихах о счастье, о «Солнце», «Свете», обо всех этих «царственных стихиях», которые он хочет слить с «Мировым» и к которым хочет найти «вечное познание» и «освобождение», — ведь именно здесь Бальмонт выступает со своей философско-пантеистической концепцией. Он хочет дать глубокие «обобщения». Но этого он не в силах сделать, за этим нет его подлинных переживаний.

И тогда вместо «гимнов» жизни получаются «перечисления» общеизвестных, поверху лежащих явлений, вперемежку с риторикой и пышной фразеологией, которые должны прикрыть пустоту.

Кстати сказать, по той же причине Бальмонт вынужден для вящей убедительности своих «гимнов» прибегать к такому примитивному приему, как начертание своих стихий с прописной буквы, и всюду у него — «Огонь», «Свет», «Земля», «День», «Красота». Брюсов очень точно определил пороки «гимнов» Бальмонта: «Его призывы к веселию кажутся вымученными, стихийные гимны — риторическими. Во всех его преувеличенных прославлениях жизни есть что-то намеренное. принужденность языка и чувства. Слишком уж громко и настойчиво твердит Бальмонт о том, что он радостен, свободен и мудр, слишком старается восхвалять веселие бытия, словно боится, что ему не поверят, словно громкими словами хочет опьянить самого себя, подавить в самом себе сомнения».

Но если слабо все, что Бальмонт говорит о «счастье» в стихиях «Земли», «Солнца» и т. п., то, как обычно, поэтически сильны и в этой книге разнообразно варьируемые старые темы: непознаваемость жизни, ее мрак и страдания, мучительность противоречий и иллюзорная радость «мигов». И это составляет основное содержание книги.

О проклятии жизни наиболее обнажено говорится, пожалуй, в стихотворении «Отречение». Да, жизнь с первого взгляда прекрасна. В ней есть свет, цветы, «много воздуха», великолепные страны, реки, горы, обольстительные женщины, гордая человеческая мысль. Но ведь все это — ненастоящее, неистинное, это– «мираж, обман»:

И так как жизнь не понял ни один,

И так как смысла я еe не знаю. —

Всю смену дней, всю красочность картин,

Всю роскошь солнц и лун — я проклинаю!

Поэт настойчиво, вновь и вновь, повторяет: жизнь — обман, ложь, обманны и мечты, мучительны неразрешимые загадки бытия, и поэтому лучше смерть, лучше не жить на земле. И вот перед нами уже не деланно-риторические восторги, а подлинный крик души. «Душно. Скучно. Последняя черта!» И «светлый» образ певца радости просто исчезает:

Я не прежний веселый, полубог вдохновенный,

Я не гений певучей мечты.

Я угрюмый заложник, я тоскующий пленный,

Я стою у последней черты —

Я устал приближаться от вопросов к вопросам,

Я жалею, что жил на Земле.

Несомненно: приведенные стихи не надуманное, не абстракция. Это глубоко пережитое, правда души поэта. Не случайно центральные разделы сборника «Только любовь», занимающие треть книги, названы «Проклятие» и «Безрадостность». Не случайно, наконец, и то, что в этой, якобы «солнечной» и «нежной» книге, поэт воплотил себя самого в образе. умирающего:

Один я родился, один умираю,

И в смерти живу бесконечно один.

К какому иду я безвестному краю?

Не знаю, не знаю, я — в страхах глубин.

Я знаю, есть Солнце, там в высях, там где-то.

Но я навсегда потерял красоту.

Я мертвая тяжесть, — от вольного лета,

От счастья и света иду в темноту.

Книга «Только любовь», как и все другие книги, написанные Бальмонтом до и после нее, совсем не книги «весны» и «оптимизма». Попытки связать себя со «светом», которого он не знал и по самому существу своего мировоззрения знать не мог, били искусственны и художественно беспомощны. В истории русской поэзии Бальмонт предстает единым в своем творчестве и единым во всем старшем поколением символистов, находясь в кругу того же общего для них пессимистического в отношении к земной жизни мировоззрения, в кругу тех же идей, мотивов и образов.

К 1903 году гегемония Бальмонта кончается и на первое место выступает Брюсов, а также новое, младшее поколение; происходит, по общему признанию, резкий спад творчества Бальмонта. П. Перцов пишет по этому поводу, что после выхода «Urbi et Orbi» и — несколько позже — «Венка» Брюсова «пришел конец гегемонии Бальмонта» и что «в то же время выдвинулись новые первостепенные имена — Вячеслав Иванов, Александр Блок, Андрей Белый. Второе поколение символистов выступило на авансцену».

Сам Брюсов в письме к Перцову (1905) писал: «Десять лет Бальмонт царил полновластно в нашей поэзии. Но теперь жезл выпал из его рук. Он — в прошлом». А впоследствии, назвав «вершинные» достижения Бальмонта, Брюсов отмечает: «Со сборника «Только любовь» начинается уже спуск вниз, становящийся более крутым в «Литургии Красоты» (1905) и почти обрывистый в «Злых чарах» (1906). Еще дальше — следовало бесспорное падение. на топкую, илистую плоскость «Жар-птицы». Характерно также, что в 1913 году, на чествовании Бальмонта в связи с его возвращением из эмиграции, Маяковский от имени молодого поколения поэтов заявил, что в их лице Бальмонт сталкивается «с нашей голой ненавистью. Мы слиты с жизнью, вы восходили по шатким, скрипящим ступеням на древние башни и смотрели оттуда в эмалевые дали. Бальмонт — это отжитое».

Наконец, чтобы расстаться с легендой о Бальмонте как о певце весны, жизнерадостности, оптимизма, приведем высказывание Ин. Анненского, старейшего по возрасту поэта и критика-символиста, который считал Бальмонта ярчайшим выразителем своего поколения. В статье «Бальмонт-лирик» Анненский пишет: «Сознание безысходного одиночества и мистический страх перед собою — вот главные тоны нашего «Я». Поэзия же Бальмонта тем и значительна, что она с предельной силой выразила это «Я» в лирике: «Я» — замученное сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования; «Я» среди природы, где немо и незримо, упрекая его, живут такие же «Я».

Стихотворения (К. Д. Бальмонт)

В данный сборник вошли стихотворения известного поэта Константина Бальмонта.

Оглавление

  • Ранняя пора
  • Горящие здания. Лирика современной души. 1899. Осень
  • Будем как солнце. Книга символов. 1902. Весна

Из серии: Список школьной литературы 10-11 класс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стихотворения (К. Д. Бальмонт) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Будем как солнце

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.

«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь… Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

«Будем как солнце! Забудем о том…»

Будем как солнце! Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому,

Будем лишь помнить, что вечно к иному,

К новому, к сильному, к доброму, к злому,

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному

В нашем хотенье земном!

Будем, как солнце всегда – молодое,

Нежно ласкать огневые цветы,

Воздух прозрачный и все золотое.

Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,

Будь воплощеньем внезапной мечты!

Только не медлить в недвижном покое,

Дальше, еще, до заветной черты,

Дальше, нас манит число роковое

В вечность, где новые вспыхнут цветы.

Будем как солнце, оно – молодое.

В этом завет красоты!

Вот и солнце, удаляясь на покой,

Опускается за сонною рекой.

И последний блеск по воздуху разлит,

Золотой пожар за липами горит.

А развесистые липы, все в цвету,

Затаили многоцветную мечту.

Льют пленительно медвяный аромат,

Этой пряностью приветствуют закат.

Золотой пожар за тканями ветвей

Изменяется в нарядности своей.

Он горит, как пламя новых пышных чар,

Я – отошедший день, каких немного было

На памяти твоей, мечтающий мой брат.

Я – предвечернее светило,

Все краски, сколько их сокрыто в силе света,

Я в мысль одну вложил, которая горит,

В огонь рубиновый одета

И в нежно-дымный хризолит.

Многоразличные созвучия сиянья

По небу разбросав, я все их слил в одно:

В восторг предсмертного сознанья,

Что мне блаженство суждено.

Так пышно я горю, так радостно-тревожно,

В воздушных облаках так пламенно сквозя,

Что быть прекрасней – невозможно,

И быть блаженнее – нельзя.

Гляди же на меня, о дух мечты печальной,

Мечтатели земли, глядите на меня:

Я блеск бездонности зеркальной

Роскошно гаснущего дня.

Любите ваши сны безмерною любовью,

О, дайте вспыхнуть им, а не бессильно тлеть,

Сознав, что теплой алой кровью

Вам нужно их запечатлеть.

Бесшумный в мерцанье церковной свечи,

Многошумный в пожаре,

Глухой для мольбы, многоликий,

Многоцветный при гибели зданий,

Проворный, веселый и страстный,

Что, когда он сжигает мое,

Не могу я не видеть его красоты, —

О красивый Огонь, я тебе посвятил все мечты!

Ты меняешься вечно,

Ты повсюду – другой.

Ты красный и дымный

В клокотанье костра.

Ты как страшный цветок с лепестками из пламени,

Ты как вставшие дыбом блестящие волосы.

Ты трепещешь, как желтое пламя свечи

С его голубым основаньем.

Ты являешься в быстром сиянье зарниц.

Ты, застывши, горишь в грозовых облаках,

Ты средь шума громов и напева дождей

Возникаешь неверностью молний,

То изломом сверкнешь,

То сплошной полосой,

То как шар, окруженный сияющим воздухом,

С переменными красными пятнами.

Ты – в хрустальности звезд и в порыве комет.

Ты от солнца идешь и, как солнечный свет,

Согревательно входишь в растенья

И, будя и меняя в них тайную влагу,

То засветишься алой гвоздикой,

То зашепчешь, как колос пушистый,

То протянешься пьяной лозой.

Ты как искра встаешь

Из глухой темноты,

Долго ждешь, стережешь.

Кто пришел? Это ты!

Через миг ты умрешь,

Но пока ты живешь,

Нет сильней, нет странней, нет светлей красоты!

Не устану тебя восхвалять,

О внезапный, о страшный, о вкрадчивый!

На тебе расплавляют металлы.

Близ тебя создают и куют

Много тяжких подков,

Много кос легкозвонных,

Чтоб косить, чтоб косить,

Много колец для пальцев лилейных,

Много колец, чтоб жизни сковать,

Чтобы в них, как в цепях, годы долгие быть

И устами остывшими слово «любить»

Много можешь ты странных вещей создавать,

Полносложность орудий, чтоб горы дробить,

Чтобы ценное золото в безднах добыть,

И отточенный нож, чтоб убить!

Вездесущий Огонь, я тебе посвятил все мечты,

Я такой же, как ты.

О, ты светишь, ты греешь, ты жжешь,

Ты живешь, ты живешь!

В старину ты, как Змей, прилетал без конца

И невест похищал от венца.

И, как огненный гость, много раз, в старину,

Ты утешил чужую жену.

О блестящий, о жгучий, о яростный!

В ярком пламени несколько разных слоев.

Ты горишь, как багряный, как темный, как желтый,

Весь согретый изменчивым золотом, праздник осенних листов.

Ты блестишь – как двенадцатицветный алмаз,

Как кошачья ласкательность женских влюбляющих глаз,

Как восторг изумрудной волны океана

В тот миг, как она преломляется,

Как весенний листок, на котором росинка дрожит и качается,

Как дрожанье зеленой мечты светляков,

Как мерцанье бродячих огней,

Как зажженные светом вечерним края облаков,

Распростерших свой траур над ликом сожженных и гаснущих дней!

Как сжигал ты меня

Меж колдуний и ведьм, трепетавших от ласки Огня.

Нас терзали за то, что мы видели тайное,

Сожигали за радость полночного шабаша, —

Но увидевшим то, что мы видели,

Был не страшен Огонь.

О, я помню другое: горящие здания,

Где сжигали себя добровольно, средь тьмы,

Меж неверных, невидящих, верные – мы.

И при звуках молитв, с исступленными воплями

Мы слагали хваленья Даятелю сил.

Я помню, Огонь, я тебя полюбил!

И еще есть иное сиянье для нас,

Что горит перед взором навеки потухнувших глаз.

В нем внезапное знанье, в нем ужас, восторг

Пред безмерностью новых глубоких пространств.

Для чего, из чего, кто их взял, кто исторг,

Кто облек их в лучи многозвездных убранств?

Я уйду за ответом!

О душа восходящей стихии, стремящейся в твердь,

Я хочу, чтобы белым немеркнущим светом

Засветилась мне – смерть!

Воззванье к океану

Океан, мой древний прародитель,

Ты хранишь тысячелетний сон.

Светлый сумрак, жизнедатель, мститель,

Водный, вглубь ушедший небосклон!

Зеркало предвечных начинаний,

Видевшее первую зарю,

Знающее больше наших знаний,

Я с тобой, с бессмертным, говорю!

Ты никем не скованная цельность.

Мир земли для сердца мертв и пуст, —

Ты же вечно дышишь в беспредельность

Тысячами юно-жадных уст!

Тихий, бурный, нежный, стройно-важный,

Ты – как жизнь: и правда и обман.

Дай мне быть твоей пылинкой влажной,

Каплей в вечном… Вечность! Океан!

На льдине холодной

Средь царственных льдин.

И ветер чуть дышит,

Как смолкнувший зов.

Но сердце не слышит

Но сердце не хочет

И ветер пророчит

Любил я когда-то,

Но смех и печаль

Ушли без возврата

В туманную даль.

Как мертвое око,

Мне светит луна.

Над водной равниной

Лишь ветер один,

Да льдина за льдиной

Встает из-за льдин.

На темном влажном дне морском,

Где царство бледных дев,

Неясно носится кругом

В нем нет дрожания страстей,

Ни стона прошлых лет.

Здесь нет цветов и нет людей,

На этом темном влажном дне

Нет волн и нет лучей.

И песня дев звучит во сне,

И тот напев ничей.

Ничей, ничей и вместе – всех,

Они во всем равны,

Один у них беззвучный смех

И безразличны сны.

На тихом дне, среди камней,

И влажно-светлых рыб,

Никто, в мельканье ровных дней,

Из бледных не погиб.

У всех прозрачный взор красив,

Поют они меж трав,

Души страданьем не купив,

Души не потеряв.

Меж трав прозрачных и прямых,

Бескровных, как они,

Тот звук поет о снах немых:

«Усни – усни – усни».

Тот звук поет: «Прекрасно дно

Прекрасно то, что все равно,

Что здесь мы все равны».

Но тихо, так тихо, меж дев, задремавших вокруг,

Послышался новый, дотоле неведомый звук.

И нежно, так нежно, как вздох неподводной травы,

Шепнул он: «Я с вами, но я не такая, как вы.

О бледные сестры, простите, что я не молчу,

Но я не такая, и я не такого хочу.

Я так же воздушна, я дева морской глубины,

Но странное чувство мои затуманило сны.

Я между прекрасных прекрасна, стройна и бледна.

Но хочется знать мне, одна ли нам правда дана.

Мы дышим во влаге, среди самоцветных камней.

Но что, если в мире и любят и дышат полней,

Но что, если, выйдя до волн, где бегут корабли,

Увижу я дали и жгучее солнце вдали!»

И, точно понявши, что понятным быть не должно,

Все девы умолкли, и стало в их сердце темно.

И вдруг, побледневши, исчезли, дрожа и скользя,

Как будто услышав, что слышать им было нельзя.

А та, которая осталась,

Бледна и холодна?

Ей стало страшно, сердце сжалось,

Она любила хороводы

Меж искристых камней,

Она любила эти воды

В мельканье ровных дней.

Она любила этих бледных

Мечту их сказок заповедных

И призрачный их взор.

Куда она идет отсюда?

Быть может, там темно?

Быть может, нет прекрасней чуда,

Как это – это дно?

И как пробиться ей, воздушной,

Сквозь безразличность вод?

Но мысль ее, как друг послушный,

Уже зовет, зовет.

Ей вдруг припомнилось так ясно,

Что место есть, где зыбко дно.

Там все так странно, страшно, красно,

И всем там быть запрещено.

Там есть заветная пещера,

И кто-то чудный там живет.

Колдун? Колдунья? Зверь? Химера?

Владыка жизни? Гений вод?

Она не знала, но хотела

На запрещенье посягнуть.

И вот у тайного предела

Она уж молит: «Где мой путь?»

Из этой мглы, так странно-красной

В безлично-бледной глубине,

Раздался чей-то голос властный:

«Теперь и ты пришла ко мне!

Их было много, пожелавших

Покинуть царство глубины

И в неизвестном мире ставших,

Чем все, кто в мире, стать должны.

Сюда оттуда нет возврата,

Вернуться может только труп,

Чтоб рассказать свое «Когда-то»

Усмешкой горькой мертвых губ.

И что в том мире неизвестном —

Мне рассказать тебе нельзя.

Но чрез меня, путем чудесным,

Тебя ведет твоя стезя».

И вот колдун, или колдунья,

Вещает деве глубины:

«Сегодня в мире новолунье,

Сегодня царствие луны.

Есть в море скрытые теченья,

И ты войдешь в одно из них,

Твое свершится назначенье,

Ты прочь уйдешь от вод морских.

Ты минешь море голубое,

В моря зеленые войдешь,

И в море алое, живое,

И в вольном воздухе вздохнешь.

Но, прежде чем в безвестность глянешь,

Ты будешь в образе другом.

Не бледной девой ты предстанешь,

А торжествующим цветком.

И нежно-женственной богиней

С душою, полной глубины,

Простишься с водною пустыней,

Достигнув уровня волны.

И после таинств лунной ночи,

На этой вкрадчивой волне,

Ты широко раскроешь очи,

Увидев солнце в вышине!»

Прекрасны воздушные ночи

Для тех, кто любил и погас,

Кто знал, что короче, короче

Единственный сказочный час.

Прекрасно влиянье чуть зримой,

Едва нарожденной луны,

Для женских сердец ощутимой

Сильней, чем пышнейшие сны.

Но то, что всего полновластней

Во мгле торжества своего, —

Цветок нераскрытый – прекрасней,

Он лучше, нежнее всего.

Да будет бессмертно отныне

Безумство души неземной,

Явившейся в водной пустыне

С едва нарожденной луной.

Она выплывала к теченью

Той вкрадчивой зыбкой волны,

Незримому веря влеченью,

В безвестные веруя сны.

И ночи себя предавая,

Расцветший цветок на волне,

Она засветилась, живая,

Она возродилась вдвойне.

И утро на небо вступило,

Ей было так странно-тепло,

И солнце ее ослепило,

И солнце ей очи сожгло.

И целый день, бурунами носима

По плоскости стекла,

Она была меж волн, как призрак дыма,

Бездушна и бела.

По плоскости, изломанной волненьем,

Носилась без конца.

И не следил никто за измененьем

Не видел ни один, что там живая

Как мертвая была, —

И как она тонула, выплывая,

И как она плыла.

А к вечеру, когда в холодной дали

Ее совсем случайно подобрали,

Всю в пене, рыбаки.

Был мертвен свет в глазах ее застывших,

Но сердце билось в ней.

Был долог гул приливов, отступивших

С береговых камней.

Весной, в новолунье, в прозрачный тот час,

Что двойственно вечен и нов

И сладко волнует и радует нас,

Колеблясь на грани миров,

Я вздрогнул от взора двух призрачных глаз

В одном из больших городов.

Глаза отражали застывшие сны

Под тенью безжизненных век,

В них не было чар уходящей весны,

Огней убегающих рек, —

Глаза были полны морской глубины

И были слепыми навек.

У темного дома стояла она,

Виденье тяжелых потерь,

И я из высокого видел окна,

Как замкнута черная дверь

Пред бледною девой с глубокого дна,

Что нищею ходит теперь.

В том сумрачном доме большой вышины

Балладу о море я пел,

О деве, которую мучили сны,

Что есть неподводный предел,

Что, может быть, в мире две правды даны —

Для душ и для жаждущих тел.

И с болью я медлил и ждал у окна

И явственно слышал в окно

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Ранняя пора
  • Горящие здания. Лирика современной души. 1899. Осень
  • Будем как солнце. Книга символов. 1902. Весна

Из серии: Список школьной литературы 10-11 класс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стихотворения (К. Д. Бальмонт) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Анализ стихотворения Бальмонта “Будем как Солнце! Забудем о том…”

Внутренняя свобода – именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали различные страсти. Уже став зрелым мужчиной, поэт задумался о скоротечности жизни и пришел к выводу о том, что мир жесток и несовершенен. Когда у человека есть молодость, он не может ею распоряжаться разумно. Наличие опыта и мудрости, в свою очередь, являются показателем старости. Совместить эти два понятия Бальмонту так и не удалось,

в результате чего появилось на свет стихотворение “Будем как Солнце! Забудем о том…”, написанное в 1903 году.

Это произведение можно расценивать, как Желание автора остановить неумолимый бег времени, которое забирает силы и молодость, хотя и дает взамен бесценные воспоминания. Но поэт готов от них отказаться ради того, чтобы обрести ту внутреннюю безмятежность, которая свойственна юным. Обращаясь к себе самому и к тем, кто ему дорог, Бальмонт призывает к раскрепощению и стиранию условных граней. Он хочет забыть о том, что у каждого человека есть свой поводырь – некая высшая сила, которая предопределяет

судьбу человека. Только молодые и неискушенные люди не задумываются об ее присутствии в собственной жизни. И именно к этому состоянию стремится поэт, который уже изрядно устал от символистских экспериментов и попыток найти смысл в каждом событии.

“Будем молиться всегда неземному в нашем хотенье земном!”, – призывает поэт, намекая на то, что романтизм является неотъемлемым атрибутом молодости, счастья и свободы. Но автор отдает себе отчет, что стремление уподобиться небесным светилам не всегда приводит к тем результатам, на которые рассчитывает человек. Ведь если солнце дарит тепло и ласку, то звезды и луна могут обдать окружающих ледяной холодностью. Поэтому мерилом молодости для Бальмонта является чувства счастья. Именно к этом он призывает людей, заявляя: “Будь воплощеньем внезапной мечты!”. Он боится провести остаток дней “в недвижном покое”, который убивает все чувства и желания, а потом раствориться в вечности, которая обладает удивительным магнетизмом и для многих является самым простым решением всех внутренних противоречий.

“Будем как Солнце, оно – молодое. В этом завет Красоты!”, – обращается Бальмонт к читателям, хотя и осознает, что этот призыв вряд ли сможет найти отклики в душах зрелых людей. Повседневные хлопоты лишают их возможности мыслить абстрактными категориями, отгораживаться от всего того, что убивает чувства, но стимулирует работу мысли. Это пугает поэта, который чувствует, что уже не в состоянии что-то изменить, однако все равно предпринимает подобные попытки в надежде, что судьба еще подарит ему удивительные мгновения счастья.

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Бальмонта “Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…” Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название “Четверогласие стихий”. В него вошло стихотворение.

Анализ стихотворения “Солнце” Белый Андрей “Солнце” (1904) Стихотворение вошло в первый поэтиче­ский сборник А. Белого “Золото в лазури”. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому, идеалу, используя сказочно – гротескные.

Анализ стихотворения Ахматовой “Не будем пить из одного стакана…” В 1913 году Ахматова написала стихотворение “Не будем пить из одного стакана…”, вошедшее в сборник “Четки”. По свидетельству Лидии Корнеевны Чуковской, посвящено оно Михаилу Леонидовичу.

Анализ стихотворения Бальмонта “Белый пожар” В конце 1902 года московское издательство “Скорпион” выпустило четвертую книгу Бальмонта “Будем как солнце”. В течение шести месяцев было продано почти две тысячи экземпляров, что.

Анализ стихотворения Северянина “Солнце и море” В 1913 году московское издательство “Гриф” выпустило сборник “Громокипящий кубок” Игоря Северянина. Книга стала первой, принесшей ему серьезный успех. До ее выхода поэт печатал только.

Анализ стихотворения Лермонтова “Солнце” На страницах юношеских тетрадей Лермонтова можно нередко встретить инициалы “Н. Ф. И.”, разгадать тайну которых исследователи творчества Михаила Юрьевича сумели лишь в двадцатом столетии. Под.

Анализ стихотворения Бальмонта “Лунный свет” Считается, что сон является неким переходным состоянием между бодрствованием и смертью, когда человек одновременно находится сразу в двух мирах. Именно в этот момент раздвигаются границы.

Анализ стихотворения Бальмонта “Бог и Дьявол” Среди поэтов серебряного века трудно отыскать автора, которого бы не волновали вопросы мироздания. Каждый русский литератор самостоятельно трактовал для себя такие понятия, как “Бог” и.

Анализ стихотворения Бальмонта “Бесприютность” Константин Бальмонт неоднократно предпринимал попытки заглянуть за границы мироздания и понять, почему их невозможно раздвинуть одним лишь усилием собственного сознания. Поэт терзался вопросом, почему в.

Анализ стихотворения Бальмонта “Грусть” Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ветер Бальмонта
Ссылка на основную публикацию