Анализ стихотворения Фантазия Бальмонта

Анализ стихотворения К. Бальмонта “Фантазия”

К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства. Подобным примером может служить стихотворение “Фантазия”, написанное им в 1893 году, накануне зенита творчества Бальмонта (он пришелся на 1900 год.)
Основная тема, идея “Фантазии” – необычайная красота зимней природы, которая может меняться, символизируя оттенки душевного состояния, вызывать различные чувства и эмоции.
Лирический сюжет стихотворения заключен в смене обстановки тишины,

Related posts:

Анализ стихотворения “Фантазия” Бальмонта“Фантазия” внешне представляет собой развернутое описание спящего зимнего леса. Поэт никак не локализует позицию лирического “наблюдателя”, не конкретизирует психологических обстоятельств его видений. Поэтому он использует тему зимней природы лишь как повод для того, чтобы развернуть безбрежную игру лирического воображения. По сути дела, содержанием стихотворения становится мозаика мимолетных, рожденных фантазией поэта образов. Композиция стихотворения аморфна: каждая […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Фантазия”Путь в литературу для Константина Бальмонта отнюдь не был усыпан розами. Несмотря на то, что свое первое стихотворение будущий поэт сочинил в 10 лет, прошло почти четверть века прежде, чем его автор стал по-настоящему знаменитым. Виной всему неугомонный характер Бальмонта, который в душе был истинным романтиком, поэтому постоянно попадал в нелепые истории. Некоторые из них […].

ФантазияСимволисты К. Д. Бальмонт Фантазия Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья, Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез; Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез. Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели, В мягкой бархатной постели им отрадно почивать, Ни о чем не вспоминая, […].

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта “Ветер”В истории русской литературы К. Д. Бальмонт оставил след как представитель “старшего” символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать “мгновение” жизни – все это позволяет сказать, что К. Д. Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX – начала XX веков. Стихотворения К. […].

Анализ стихотворения Бальмонта “В безбрежности”Землю целую и неустанно, ненасытно люби, всех люби, ищи восторга и исступления сего. Ф. М. Достоевский. Этот эпиграф к своему стихотворению “В безбрежности” поэт взял далеко не случайно. Значит, разговор пойдет о сверхлюбви, в понимании житейской и настоящей любви, восторженного поэта: Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Безглагольность”Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных и чистых тонах, к которым все мы привыкли. Все дело в том, что поэт пытается сопоставить то, что открывается его взору, со своими внутренними ощущениями. И […].

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта “Я не знаю мудрости”Стихотворение К. Д. Бальмонта “Я не знаю мудрости” написано в 1902 году. Оно входит в сборник “Только любовь” (1903 год), который наряду с другими книгами (“Горящие здания”, “Будем как солнце”) упрочил авторитет К. Д. Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В стихах поэта преобладают мотивы неприятия мира, меланхолия, скорбь, но для него характерны […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Альбатрос”Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных в излюбленном духе символизма. Именно поэтому не рубеже веков Бальмонт очень много путешествует, не останавливаясь по долгу в одном месте. За несколько лет он успевает […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Осень”Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Голос дьявола”Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является утопическим. Общественные настроения, так близкие поэту, в какой-то момент предстали для него в совершенно ином ракурсе. Бальмонт вдруг осознал, что построение нового общества без разрушения старых основ попросту невозможно. И это означает, что без жертв […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Будем как Солнце! Забудем о том…”Внутренняя свобода – именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали различные страсти. Уже став зрелым мужчиной, поэт задумался о скоротечности жизни и пришел к выводу о том, что мир жесток и несовершенен. Когда у человека […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Бабочка”В 1905 году свет увидел сборник “Фейные сказки”, который Бальмонт адресовал своей четырехлетней дочке Нине (в “Посвящении” она названа Ниникой). Этой книги никогда бы не случилось, если бы не счастливое детство самого поэта. У него был добрейшей души отец – рассудительный, спокойный, умный. Мать любила читать, пробовала заниматься литературным творчеством. Впоследствии Константин Николаевич признавался, что […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Кинжальные словаОтношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной благочинности. В 1901 году Бальмонт даже был выслан из Санкт-Петербурга из-за того, что активно призывал народные массы к свержению царизма. Поэта не спасло его блестящее […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Камыши”Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом. В 1895 году поэт опубликовал поэтический цикл “За пределы”, в который вошло стихотворение “Камыши”. Пытаясь расширить рамки сознания, автор наделил болотные растения чувствами и разумом, проведя параллель […].

Анализ стихотворения Бальмонта “В глухие дни”Период с 1598 по 1613 год – тяжелейшее время в российской истории, названное Смутой. Она характеризовалась кризисом в социальной, политической и экономической сферах, вторжением польско-шведских войск, стихийными бедствиями. Официальным ее началом считается вступление на престол Бориса Годунова, пришедшего к власти после пресечения династии Рюриковичей. Его правление ознаменовалось великим голодом, вызванным тремя неурожайными годами подряд – […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Бог и Дьявол”Среди поэтов серебряного века трудно отыскать автора, которого бы не волновали вопросы мироздания. Каждый русский литератор самостоятельно трактовал для себя такие понятия, как “Бог” и “Дьявол”, ассоциируя их с событиями собственной жизни или же общественными явлениями. Для Константина Бальмонта эти два мифических персонажа олицетворяют не только понятия добра и зла. Они – залог равновесия Вселенной, […].

Анализ стихотворения “Вечер” Фет“Вечер” (1855). Стихотворение относится к пейзажной лири­ке Фета: в нем изображается неброская красота русской приро­ды. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как ху­дожник-пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа – источник неожиданных открытий, философского оптимизма: Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Белый лебедь”Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из ярчайших представителей символизма довольно часто прибегал к приему, который давал ему возможность при помощи образов передать свои чувства и настроения. Одним из знаковых произведений этого […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тениСимволизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение “Я мечтою ловил уходящие тени…” , написанное в 1895 году, не является исключением. Между тем, речь в данном произведении идет совсем не […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Воздушный храм”Противоречивая природа символа солнца широко отражена в бальмонтовском творчестве. Сквозной образ наделяется поэтом то созидательной, то разрушительной силой. “Жизни податель”, дневное светило “ласкает” нежные цветы, но если “захочет”, может с легкостью разжечь степной пожар, став источником “страшного сжигающего света”. Величественный образ близок к божественному началу. Автор, пишущий “Солнце” с заглавной буквы, называет его “бессмертным” и […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Золотая рыбка”Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические и творческие натуры, к которым, без сомнения, принадлежал русский поэт Константин Бальмонт? Поэтому неудивительно, что среди его произведений можно встретить стихи-сказки, которые для многих являются […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Песня без слов”В 1894 году Бальмонт выпустил сборник “Под северным небом”. В стихотворениях преобладали настроения, характерные для поколения 90-х. Лирический герой делился своими романтическими переживаниями, жаловался на безрадостность и унылость собственного существования. При этом литературные критики хвалили творчество Константина Дмитриевича за музыкальность и изящество формы. Кроме того, именно в этой книге нашли выражение декадентские идеи, которые Бальмонт […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Я – изысканность русской медлительной речиНачало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях. Не избежал этой участи и Константин Бальмонт, который в 1903 году опубликовал стихотворение “Я – изысканность русской медлительной речи”. К этому моменту Бальмонт, считавший себя […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Ветер”Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении “Ветер”, которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Бесприютность”Константин Бальмонт неоднократно предпринимал попытки заглянуть за границы мироздания и понять, почему их невозможно раздвинуть одним лишь усилием собственного сознания. Поэт терзался вопросом, почему в этом огромном мире он чувствует себя так неуютно и не может во всей Вселенной отыскать место, где бы смог быть по-настоящему счастлив. Его тяготит суета больших городов, но и в […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Грусть”Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось 23 года. К тому моменту Бальмон уже успел побывать в ссылке, неудачно жениться и даже совершить попытку самоубийства. Он разочаровался в жизни и пытался найти утешение в творчестве. Именно поэтому […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Лунный свет”Считается, что сон является неким переходным состоянием между бодрствованием и смертью, когда человек одновременно находится сразу в двух мирах. Именно в этот момент раздвигаются границы мироздания и открываются некие тайны. Пограничная черта между двумя мирами очень хрупка, поэтому люди далеко не всегда могут вспомнить то, что видели во сне. Но именно это состояние так любил […].

Анализ стихотворения “Узник” Пушкина“Узник” (1822). Стихотворение “Узник” написано А. С. Пушкиным в период южной ссылки, когда поэт находится под влиянием романтических настроений. В этом произведении по-прежнему звучит тема вольности, но воспринимается она те­перь в романтическом ключе. Лирический герой – узник – со­поставлен со свободолюбивой птицей орлом, мечтает о вольной жизни, о слиянии с безграничными стихиями: морем, ветром. Так […].

Анализ Стихотворения “В горнице” РубцоваСтихотворение “В горнице”; было написано Н. Рубцовым в 1963 году. На первый взгляд, оно просто и незатейливо. Река, лодка, дом, садик с красными цветами, свет ночной звезды. Но тот, кто знаком с лирикой Рубцова, каждое из этих слов поэтического текста воспринимает как некий обобщенный образ, лейтмотивный для его стихов 60-х – начала 70-х годов. Поражает […].

Анализ стихотворения Бальмонта “Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…”Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название “Четверогласие стихий”. В него вошло стихотворение “Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…”, в котором автор дает ответ на вопрос, что именно является для него важным и первостепенным. Конечно, молодой Бальмонт, увлекающийся символизмом и еще […].

Анализ стихотворения Бунина “Одиночество”У каждого литературного произведения, да и вообще у любого произведения искусства всегда найдется свой читатель или зритель. Тот человек, у которого прочтение или просмотр шедевра вызовет громкий отклик в сердце и душе. Во многом это зависит от нашего душевного состояния, настроения, окружающей нас обстановки, состояния природы. Когда прочитанное вами произведение соответствует вашему душевному состоянию, оно […].

“Какая ночь! Как воздух чист…” анализ стихотворения ФетаСтихотворение “Какая ночь! Как воздух чист…” было написано в 1857 году. К этому времени Афанасий Фет выпустил уже три сборника стихов, и критики отмечали его как художника, могущего передать в словах всю красоту природы. Стихотворение, анализ которого проводится, не является исключением. Сравнение природы и состояния человеческой души часто встречается в творчестве Фета. В данном произведении […].

Анализ стихотворения “День и ночь” Тютчева“День и ночь” (1839). В стихотворении поэт размышляет о происхождении Космоса из Хаоса, к которому иногда тяготеет дух человека, темной первоосновы, движущейся к свету. Но ночь не менее прекрасна, чем день: в ночи светят звезды и сбываются откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, кото­рый ночью исчезает. Лирический герой страшится ночи, так как надвигающаяся бездна […].

Анализ стихотворения “О сущем” Твардовский“О сущем”. Стихотворение относится к философской лирике Твардовского: поэт размышляет о посмертной духовной связи людей и поколений. Лирического героя не волнуют посмертная слава, власть, мелочные почести, но он по праву стремится найти свое место, свою часть на земле: Мне славы тлен – без интереса И власти мелочная страсть. Но мне от утреннего леса Нужна моя […].

Анализ стихотворения – Жди меня – СимоновК. Симонов – стихотворение Жди меня. Стихотворение было очень популярно в годы Великой Оте­чественной войны. Как только оно появилось в “Правде”, его сразу же переписали в свои блокноты тысячи бойцов. Тысячи солдат в своих письмах домой говорили о самом главном, чем они жили, о чем думали. По своим художественным средствам стихотворение край­не скупо, но скупость […].

Читайте также:  Анализ стихотворения Бабочка Бальмонта

Анализ стихотворения “Вечер” Бунин“Вечер”. Данное пейзажное стихотворение принадлежит к философской лирике Бунина. Лирическое произведение написа­но в форме сонета. Лирический герой размышляет о счастье: О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно Финальная строка стихотворения по глубине и объемности роднится по смыслу с […].

Анализ стихотворения “Песня” Жуковского“Песня” (1811). Стихотворение написано после отказа Ека­терины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения – меланхолическая. Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. […].

Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева“Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ су­мрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […].

“Сад” анализ стихотворения Анны АхматовойСтихотворение “Сад” Анны Ахматовой – необыкновенно выразительное произведение, где в четырех строфах раскрыта целая философия. Оно относится к ранней поэзии Анны Андреевны: в момент написания, в 1911 году, поэтессе было лишь 22 года. Начиная анализ стихотворения, сразу можно выделить главное: сюжет произведения основан на сопоставлении. Главной темой является увядание природы и вместе с ней человеческой […].

Анализ стихотворения А. Фета “Шепот. Робкое дыханье…”Стихотворение “Шепот. Робкое дыханье…”, посвященное возлюбленной поэта М. Лазич, рассказывает о свидании влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, передать все оттенки переживаний двух любящих людей. Свидание начинается задолго до рассвета. Ручей еще “сонный”, все наполнено “серебром” лунного света. Постепенно мир наполняется новыми красками: возникает “свет ночной”, который пока […].

Анализ стихотворения Бальмонта Фантазия

К. Бальмонт – незаурядный лирик Серебряной эпохи. В многих его творениях властвуют не люди, а описательные фигуры и эмоции. Похожим образцом служить элегия «Фантазия». Элегию «Фантазия» Бальмонт издал в 1893 г. Лирик обрисовал в ней дремлющий зимний лес. В этом произведение поэт описывает свои мимолетные впечатления и полет бурной фантазии. Его поэтический герой в основном выражен как наблюдатель и только в конце он становится активным участником всего происходящего.

Далее прослеживается нотка волшебства: «духов ночи», их «жажду Господа, жажду веры». Наш герой замечает в контурах леса, что волшебное, загадочное, непонятное для человеческого ума. Поэтический сюжет элегии – покой и безмолвность, которое переменяется с чувствами уныния, волнения, нарастает как снежный ком с каждым мигом. Происходит воплощение природной стихии – лес, ветер, пурга. В элегии как будто все живое, это ощущается в описании леса: лес «спокойно дремлет», « шепчут, обедали, шепчут сосны» и т.д. Все фигуры Бальмонт описывает, как эфирные, легкие, неотчетливые, без каких либо отчетливых очертаний. Все пронизано безоблачными отблесками света, потопает в «светлом дожде», «искрах лунного сиянья». И грезы здесь чистые, ясные, тихие. Этому творению свойственно мелодичность и сладкозвучность.

Благодаря этому музыкальному звучанию, вспоминаются чувствительное журчания и плескания. Мелодичность дополняет и повторяет такие слова: пенье, пророчество, трепыхаются, дремлет, слушают, сияют. Рифмовка применяется и внутри строк. Стихотворец применяет анафоры: мчатся – мчатся, жажда – жажда, шепчут – шепчут, точно – точно. Поэт для того, чтоб настроить читателя на необходимое восприятие элегии применяет многозначительные приемы языка, выделяет мелодичную сонливость, тревогу, волнение, беспокойство, загадочность, фантазию, волшебство. Часто применяет олицетворение и риторические вопросы.

Бальмонт прекрасно мог чувствовать и улавливать находящийся возле него окружающий мир, выражал искреннее настроение. Произведение наполнено глубоким художественным смыслом, описывает фантастически, великолепные картины. Картины. После прочтения элегии «Фантазия», испытываешь необыкновенное наслаждение от ее мелодичности, сладкозвучия, прекрасной художественной выразительности, где описываются картины исключительной, необычной, волшебной, красоты природы.

Анализ стихотворения Фантазия Бальмонта

Хоть Бальмонт был неплохим поэтом, его творческая дорога не была простой. Его первое стихотворение появилось уже в 10 лет. Но, чтобы добиться популярности и успеха, ему понадобилось около 25-ти лет. А вся проблема в характере поэта. Из-за него Бальмонт постоянно попадал в разного рода нелепые и неудобные ситуации, которые заканчивались не всегда нормально. Например, Бальмонта отчислили из университета потому, что он пропагандировал революционные идеи. Всё дошло до того, что Бальмонту нельзя было находиться в больших городах России за принятие участия в митингах против правительства. А в глубине души поэт Бальмонт видел себя как романтик.

Творение Бальмонта появилось в 1894-ом году. В то время автор уже имел среди общества впечатление человека с бунтарским и революционерским характером. Поэт-революционер преуспел в сфере противостояния правительству, но в поэзии он остался неизвестным, неопытным человеком, не преодолевшим планку начинающего, который до сих пор не опубликовал даже свой первый стихотворный сборник. Одним из стихотворений, вошедших в сборник, была та самая «Фантазия» в жанре лирики и возвышенности. Она выделялась среди других благодаря собственным лёгкостью и изящным слогам.

В революционной активности прекрасный поэт не потерял способностей наслаждаться миром, а известные революционеры Маркс и Энгельс считали, что окружающий миру необходимо быть непривлекательным, серым, ужасным. Хоть в период с 19-ого по 20-ые века в каждой стране были свои недостатки, включая и полудикую Россию, которая только-только познала, что такое капитализм, есть и свои достоинства. Поэт знал, что есть хорошие стороны. Поэтому красота полей и лесов России, чистота и гармония, их первозданность восхищали его. Но там, где трудился Константин, писали и думали не о природе. А всё потому, что в прозе и поэзии писали пессимистично, а восхищение природой – это не пессимизм. Но что бы там не писали, Бальмонт, пробыв в тюремном заключении и в ссылке, хотел писать вовсе не о грусти. Он хотел писать о простой человеческой радости. Видимо, поэтому стихотворение «Фантазия» стала романтической и радостной, где поэт рассказывает про завораживающею красоту зимнего леса. Глядя на пригнутые снегом деревья, поэт не то что умиляется, а даже немного завидует. Константин Бальмонт осознаёт, что никто не сможет запросто спастись и забыться от своих бед и печали. Ещё Бальмонт делает вывод, что ему никогда не получится приобрести безмятежность, умиротворённость как те деревья из стихотворения.

Сам Константин Бальмонт позиционирует себя как ночные духи, мчащиеся сквозь лес. Задавшись вопросом о смятении духов, автор сам же отвечает на него, заглянув себе в душу – они не знают, что с ними будет, к чему готовиться и чего опасаться. Но, к сожалению, никто не поможет им, они не обретет какой-либо жизненной цели. Поэтому поэту остаётся лишь только фантазировать и писать стихотворения, пытаясь найти новую жизненную цель, без которой он остался, стремясь изменить мир к лучшему.

11 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Фантазия

Популярные темы анализов

Одно из его известных лирических поэзий стихотворение «приговор», которое Н.А. Некрасов написал в 1877 году, в ночь с 7 на 8 января. После того как автор написал его, это стихотворение не входит по каким-то причинам в его сборник собранных произведений,

Знаменитый и многими любимый поэт Александр Брюсов с самой юности был ярким сторонником символизма. Именно это направление привлекало поэта больше всех других. Поэтому вовсе не удивительно, что самые первые произведения

Владимир Владимирович Маяковский был не только уникальным поэтом, но и разносторонним человеком. При этом, многие знакомые с ним люди утверждали, что это довольно таки непонятный, сложный, необыкновенный,

Знаменитое стихотворение “Березка” великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина было написано в 1906-1911 годы. Начать анализ данного произведения нужно с того, что отметить данное произведение относится к пейзажной лирике.

В 1820 году Пушкин гостит в Каменке в имении братьев Давыдовых. Здесь же он знакомится с дочкой генерала Раевского, между ними, скорее всего, возникают недолгие чувства, которые откладывают свой отпечаток на душе поэта. Стихотворение можно

«Фантазия» К. Бальмонт

«Фантазия» Константин Бальмонт

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,
И тоска, и упоенье, — точно искрится звезда,
Точно светлый дождь струится, — и деревьям что-то мнится
То, что людям не приснится, никому и никогда.
Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,
В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.
Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?

Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье,
Неустанного стремленья неизменная печаль, —
Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.
А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданья
Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;
Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют
И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.

Анализ стихотворения Бальмонта «Фантазия»

Путь в литературу для Константина Бальмонта отнюдь не был усыпан розами. Несмотря на то, что свое первое стихотворение будущий поэт сочинил в 10 лет, прошло почти четверть века прежде, чем его автор стал по-настоящему знаменитым. Виной всему неугомонный характер Бальмонта, который в душе был истинным романтиком, поэтому постоянно попадал в нелепые истории. Некоторые из них заканчивались весьма плачевно, как, например, отчисление из университета за пропаганду революционных идей, а также запрет на проживание в крупных российских городах после того, как поэт принял участие в антиправительственном митинге.

К 1894 году, когда появилось на свет стихотворение «Фантазия», Константин Бальмонт уже успел снискать себе славу бунтаря и сторонника революционных идей. Однако на литературном поприще он так и оставался начинающим поэтом, который еще только готовил к изданию свой первый сборник стихов. Именно в него вошла лирическая и очень возвышенная «Фантазия», резко выделяющаяся на фоне других произведений этого периода своей легкостью и изяществом слога.

В своем увлечении учениями идеологов социализма Бальмонт все же не утратил возможность восхищаться окружающим миром, который, если верить Марксу и Энгельсу, должен был быть мрачным и лишенным привлекательности. Конечно, в любой стране на рубеже 19 и 20 веков можно было найти множество недостатков, и полудикая Россия, только вступившая на путь капитализма, представляла собой довольно удручающее зрелище. Однако поэт видел и обратную сторону медали, восхищаясь красотой русских полей и лесов, их первозданной чистотой и гармонией. Правда, в тех литературных кругах, где вращался Бальмонт, о подобном писать было в то время не принято, так как и в прозе, и в поэзии царили пессимистичные настроения. Дамы писали о неразделенной любви и суициде, а мужчины призывали народ на баррикады. Бальмонту же при всей его бунтующей натуре после тюремного заключения и ссылки захотелось наполнить душу простыми человеческими радостями. Вероятно, по этой причине на свет появилась романтическая «Фантазия», в которой автор раскрывает красоту зимнего леса. «Шепчут сосны, шепчут ели, в мягкой бархатной постели им отрадно почивать», — отмечает поэт, очень изящно и образно передавая хрупкость этого совершенного мира. Сон припорошенных снегом деревьев вызывает у поэта не только умиление, но и чувство легкой зависти. Он понимает, что человеку не дано вот так забыться и избавиться от всех своих бед, печалей и неудач. Бальмонт понимает, что лично ему никогда не стать таким же безмятежным и умиротворенным, как деревья, которые могут себе позволить, «ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать».

Себя поэт ассоциирует, скорее, с духами ночи, которые мчатся через лес. «Что их мучит, что тревожит?», — задается вопросом автор. И довольно легко находит на него ответ, заглянув в собственную душу. Там царит полное смятение, так как Бальмонт не знает, что ждет его впереди, к чему следует стремиться и на что надеяться. Его, как и лесных обитателей, «томит тревога, жажда веры, жажда Бога». Однако никто не в состоянии помочь ни поэту, ни духам ночи обрести покой и вернуть себе жизненную цель. Поэтому Бальмонту остается лишь фантазировать на тему заснеженного леса, который представляется поэту убежищем от житейских бурь, хотя автор и понимает, что «сладко дремлют» в этом удивительном царстве лишь деревья. А ему никогда не найти в этом сказочном мире того, что принято именовать смыслом жизни, которого поэт лишен из-за стремления быть бунтарем и желания изменить этот мир к лучшему.

Анализ стихотворения Бальмонта Фантазия

«Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта»

Бальмонт — выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений — стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи — ничем не скованная творческая натура поэта.

Лирический герой в большей части стихотворения — лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека.

Лирический сюжет стихотворения — тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья».

Природные стихии — ветер, метель, лес — оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели» и так далее.

Образы Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».

«Фантазия» пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом дожде»; даже сны — ясные и светлые.

«Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья — сиянья, дремлет — внемлет, метели — ели, вспоминая — проклиная. Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут — шепчут, чьи-то — чьё-то, точно — точно, это — это, что — что, всё — всё, жажда — жажда, мчатся — мчатся.

Читайте также:  Анализ стихотворения Золотая рыбка Бальмонта

Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет — спокойно, сладко, чрез — тайных, стон — тихий, ветви — стройные, моленье — скорбное, стволы — вещие и сказочные, сны — ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе — риторические вопросы.

Общее впечатление — его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.

Анализ стихотворения К. Бальмонта «Фантазия»

К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства. Подобным примером может служить стихотворение «Фантазия», написанное им в 1893 году, накануне зенита творчества Бальмонта (он пришелся на 1900 год.)
Основная тема, идея «Фантазии» – необычайная красота зимней природы, которая может меняться, символизируя оттенки душевного состояния, вызывать различные чувства и эмоции.
Лирический сюжет стихотворения заключен в смене обстановки тишины, спокойствия зимнего леса надвигающимися переменами, тревогой, печалью, нарастающими с каждым мгновением:
Вещий лес спокойно дремлет
Слыша тихий стон метели…
Но уже в следующей строфе читаем:
И деревьям что-то мнится
Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,
В час глубокой полуночи мчатся духи через лес…
Природный, сказочный сюжет произведения не поднимает серьезных жизненных проблем, он наполнен романтичностью и художественной выразительностью.
Композиция стихотворения подчеркивает некую таинственность, спокойствие, романтичность, а иногда тревожность и трепет.
Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Его восприятие окружающего мира передает оттенки его душевного состояния. Он чувствует в трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека:
И деревьям что-то мнится
То, что людям не приснится, никому и никогда…
В стихотворении выражены различные оттенки настроений – безмятежность и сонное спокойствие зимней ночи, оттенки тревоги, печали, таинственности и умиротворенности.
В своем стихотворении автор использовал перекрестную рифму, которая усилила художественную выразительность произведения.
Образы Бальмонта, созданные им в «Фантазии», лишены чётких очертаний, окружены тайной: «роптанья ветра», «светлый дождь», «искры лунного сиянья», «тайные грезы», «духи ночи».
Стихотворение насыщено эпитетами (тихий стон, стройные ветви, скорбное моленье, сказочные стволы, ясные и светлые сны) и сравнительными оборотами (как живые изваянья, точно искрится звезда, точно светлый дождь струится, как червь). Очень часто Бальмонт использует олицетворения (лес спокойно дремлет, шепчут сосны, шепчут ели), а во второй строфе – риторические вопросы.
Читая стихотворение «Фантазия», получаешь удовольствие от его музыкальности, художественной выразительности, картины необыкновенной красоты природы.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бальмонт К. / Стихотворения / Анализ стихотворения К. Бальмонта «Фантазия»

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Методическая копилка->Творческие работы

Анализ стихотворения К.Бальмонта «Фантазия»

В стихотворении, на первый взгляд, К.Бальмонт рисует картину спящего зимнего леса:

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск Луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.

Далее картина леса как бы растворяется, уступая место чему-то неопределённому: вздохам, пенью, тоске, упоенью, духам ночи с искрящимися очами. Все эти мимолётные образы, впечатления возникают в воображении лирического героя, рождены его фантазией, поэтому стихотворение так и называется.

Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека. Для создания ощущения таинственности, романтичности, тревожности поэт использует разнообразные художественные средства. Например, сравнения («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Образы природы (ветер, метель, лес) оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели». Стихотворение насыщено эпитетами («тихий стон», «стройные ветви», «скорбное моленье», «вещие сказочные стволы», «ясные светлые сны» и др.). Автор часто прибегает к лексическим повторам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.

Интересны и синтаксические приёмы. Во второй строфе ряд риторических вопросов:

Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн Небес?

Для стихотворения характерны ряды однородных конструкций. Например:

Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

«Точно их томит тревога, жажда веры, жажда Бога…»

В стихотворении слышится баюкающее плескание, неясное журчание, тишина лунной ночи нарушается шёпотом, вздохами. Для создания этих звуковых ассоциаций автор широко использует аллитерацию (повтор согласных) шипящих и свистящих: (ж, ш, щ, ч ; з, с), а также сонорных: (л. р, м, н.). Например:

Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели…
…Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов…

Автор использует строфу с перекрёстной рифмовкой и внутренними рифмами, что придаёт стихотворению особую музыкальность, выразительность. Оно звучит размеренно, певуче и монотонно.

Итак, своеобразие стихотворения К.Бальмонта заключается в использовании символических образов вольных стихий, различных средств выразительности (олицетворений, эпитетов, лексических повторов), особой музыкальности и звуковой организации. Лёгкость, воздушность, трепетность чувствуются в как бы вибрирующем лирическом пейзаже. Поэт рисует лишь контуры предметов, которые кажутся переменчивыми, мимолётными в лунном освещении.

Книс Маргарита, 11 класс А

Анализ стихотворения “Фантазия” Бальмонта

Анализ стихотворения “Фантазия” Бальмонта

Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи – ничем не скованная творческая натура поэта.

Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека.

Лирический сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья».

Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели» и так далее.

Образы Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».

«Фантазия» пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом дожде»; даже сны – ясные и светлые.

«Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья, дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.

Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез – тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе – риторические вопросы.

Общее впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.

Список литературы

«Фантазия» К.Бальмонт

«Фантазия» Константин Бальмонт

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,
И тоска, и упоенье,- точно искрится звезда,
Точно светлый дождь струится,- и деревьям что-то мнится
То, что людям не приснится, никому и никогда.
Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,
В час глубокой полуночи мчатся духи через лес.
Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?

Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье,
Неустанного стремленья неизменная печаль,-
Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.
А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданья
Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;
Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют
И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.

Анализ стихотворения Бальмонта «Фантазия»

Путь в литературу для Константина Бальмонта отнюдь не был усыпан розами. Несмотря на то, что свое первое стихотворение будущий поэт сочинил в 10 лет, прошло почти четверть века прежде, чем его автор стал по-настоящему знаменитым. Виной всему неугомонный характер Бальмонта, который в душе был истинным романтиком, поэтому постоянно попадал в нелепые истории. Некоторые из них заканчивались весьма плачевно, как, например, отчисление из университета за пропаганду революционных идей, а также запрет на проживание в крупных российских городах после того, как поэт принял участие в антиправительственном митинге.

К 1894 году, когда появилось на свет стихотворение «Фантазия», Константин Бальмонт уже успел снискать себе славу бунтаря и сторонника революционных идей. Однако на литературном поприще он так и оставался начинающим поэтом, который еще только готовил к изданию свой первый сборник стихов. Именно в него вошла лирическая и очень возвышенная «Фантазия», резко выделяющаяся на фоне других произведений этого периода своей легкостью и изяществом слога.

В своем увлечении учениями идеологов социализма Бальмонт все же не утратил возможность восхищаться окружающим миром, который, если верить Марксу и Энгельсу, должен был быть мрачным и лишенным привлекательности. Конечно, в любой стране на рубеже 19 и 20 веков можно было найти множество недостатков, и полудикая Россия, только вступившая на путь капитализма, представляла собой довольно удручающее зрелище. Однако поэт видел и обратную сторону медали, восхищаясь красотой русских полей и лесов, их первозданной чистотой и гармонией. Правда, в тех литературных кругах, где вращался Бальмонт, о подобном писать было в то время не принято, так как и в прозе, и в поэзии царили пессимистичные настроения. Дамы писали о неразделенной любви и суициде, а мужчины призывали народ на баррикады. Бальмонту же при всей его бунтующей натуре после тюремного заключения и ссылки захотелось наполнить душу простыми человеческими радостями. Вероятно, по этой причине на свет появилась романтическая «Фантазия», в которой автор раскрывает красоту зимнего леса. «Шепчут сосны, шепчут ели, в мягкой бархатной постели им отрадно почивать», — отмечает поэт, очень изящно и образно передавая хрупкость этого совершенного мира. Сон припорошенных снегом деревьев вызывает у поэта не только умиление, но и чувство легкой зависти. Он понимает, что человеку не дано вот так забыться и избавиться от всех своих бед, печалей и неудач. Бальмонт понимает, что лично ему никогда не стать таким же безмятежным и умиротворенным, как деревья, которые могут себе позволить, «ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать».

Себя поэт ассоциирует, скорее, с духами ночи. которые мчатся через лес. «Что их мучит, что тревожит?», — задается вопросом автор. И довольно легко находит на него ответ, заглянув в собственную душу. Там царит полное смятение, так как Бальмонт не знает, что ждет его впереди, к чему следует стремиться и на что надеяться. Его, как и лесных обитателей, «томит тревога, жажда веры, жажда Бога». Однако никто не в состоянии помочь ни поэту, ни духам ночи обрести покой и вернуть себе жизненную цель. Поэтому Бальмонту остается лишь фантазировать на тему заснеженного леса, который представляется поэту убежищем от житейских бурь, хотя автор и понимает, что «сладко дремлют» в этом удивительном царстве лишь деревья. А ему никогда не найти в этом сказочном мире того, что принято именовать смыслом жизни, которого поэт лишен из-за стремления быть бунтарем и желания изменить этот мир к лучшему.

Послушать стихотворение Бальмонта Фантазия

Анализ стихотворения К. Бальмонта “Фантазия”

Разделы: Литература

Цели урока: анализируя конкретное стихотворение, увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой “лаборатории”, понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом.

Учитель: Литературная эпоха рубежа 19–20 веков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Лермонтова, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые направления, течения, школы. Один из первых исследователей этой эпохи Венгеров отмечает: “Ни один из предыдущих периодов нашей литературы не знал такого количества литературных имен, не знал такого быстрого достижения известности, таких головокружительных книгопродавческих успехов…” Если рассматривать пространство с 1890 по 1910 годы, то получается впечатление какого-то калейдоскопа. Хотя русский символизм и возник как цельное направление, но очень скоро преломился в ярких, независимых индивидуальностях. Кто из поэтов, на ваш взгляд, является наиболее ярким представителем русского символизма?

Ученик: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб…

Учитель: Одним предложением назовите яркую особенность поэтики каждого.

Читайте также:  Человеческая комедия - краткое содержание сборника Бальзака

Ученик: В.Брюсов – всему творчеству присущ материалистический взгляд на мир; в его поэзии нет мистической символики, характерной для символистов; его лирический герой – индивидуалист, не принимающий современность, поклоняющийся только искусству; Д.Мережковский – характерны осознание рокового одиночества, раздвоенность личности, проповедь красоты; З.Гиппиус – мистицизм, душевная тоска, одиночество, разлад действительности и мечты; К.Бальмонт – неприятие внешнего мира, скорбь, возвеличивание любви, природы; мощная музыкальность стиха; его поэзия импрессионистична; Ф.Сологуб – глубоко пессимистичная поэзия; характерны мифологические и фольклорные образы.

Учитель: Но ведь в их творчестве и очень много общего.

Ученик: Да, общее – это их стремление с помощью художественных образов-символов, часто загадочных по смыслу, отразить в художественной литературе тайные стороны бытия; они верили в спасительную миссию красоты и протестовали против действительности, уверенные в неблагополучии и гибели современного общественного устройства.

Учитель: Сегодня мы вновь обратимся к творчеству уникального, самобытного поэта. Поэта, которым восхищались, которого называли гением. Итак, К.Бальмонт, стихотворение “Фантазия”. Год написания – 1893. Какие события в жизни и творчестве Бальмонта произошли в этот период?

Ученик: В 1892 году Бальмонт впервые посещает Скандинавию, которую не просто полюбил, но и сроднился с нею. Отблески скандинавских впечатлений засверкали в книге стихов “Под северным небом”, где вторым стихотворением была “Фантазия”. Этот сборник стихов стал не только знаменательным событием в творческой биографии Бальмонта, но и ознаменовал новое художественное направление – символизм. В ряде стихотворений еще заметно подражание Фету, Тютчеву, но во всем чувствовался свежий, оригинальный поэтический дар.

Чтение стихотворения наизусть.

Учитель: Если посмотреть на стихотворение, то визуально можно выделить 3 строфы, 3 смысловые части.

Беседа с классом по первой смысловой части.

Какая картина нарисована Бальмонтом в 1 части? – Картина спящего зимнего леса. Природа погружена не просто в сон, а состояние умиротворенного покоя, все овеяно дремотой, ленью (“спокойно дремлют”, “отрадно почивать”). Автор вроде бы описывает реальный материальный мир, но, читая стихотворение, мы как будто отрываемся от земных реалий и отправляемся в какой-то сказочный, загадочный мир, фантастический (вспоминается почему-то сказка А.Роу “Морозко”).

Как поэт достигает этого? Что мы видим? – Мы видим не сосны, ели и березы, а их очертания. Кажется, что если закроешь глаза на миг и вновь их откроешь, они уже исчезнут. Мы видим не саму луну, а только “искры лунного сиянья”, “яркий блеск”. Появляется ощущение мгновения, мига, легкости, зыбкости, переменчивости происходящего. Что мы слышим? – Мы слышим “роптанье ветра”, “тихий стон метели”, шепот елей и сосен (помогает аллитерация “щ”, “ш”, “ч”, “т”, “с”). Кажется, что кто-то приложил палец к губам и тихо произносит: “Т-с-с-с”. Какому изобразительному средству отдает предпочтение Бальмонт? – Олицетворению. Перед нами живой образ природы. Она живет, хотя и “спит”; за ее дремотой скрывается бурная внутренняя жизнь: лес “вещий”(предвидящий будущее, пророческий), “исполнен тайных грез” (мечты, никому неизвестные, скрытые, глубоко личные) и т.д. И только предпоследняя строчка “Ни о чем не вспоминая, никого не проклиная” указывает на присутствие лирического героя, глубоко взволнованного.

Какие образы – символы встречаются в первой смысловой части? – Образ луны. Луна – это внеземной мир, мир грез, фантазии, где рождается философская мысль, где приходит творческая фантазия, воображение; мир, очень далекий от реальности. Луна ассоциируется с космосом, а космос – с вечностью, вечность – с бессмертием. Вспомним, как в 1942 году в Париже больной и нищий Бальмонт, прощаясь с жизнью, с солнцем, с поэзией, говорил, что он уйдет по Млечному пути в вечность: “Достаточно я был на этом берегу… Свершив заветное, час ночи стерегу, Чтоб в Млечном быть Пути, Где новых звезд зачатье…”. Также встречаются образы – символы свободных стихий метели и ветра (мы понимаем, что воображение поэта ничем не сковано, ему сейчас ничего не мешает, поэт волен, свободен…).

Выступление учащегося по теме: “Образы – символы в творчестве Бальмонта”.

Бальмонт часто использует различные образы – символы. Проанализировав 3 сборника стихотворений поэта (“Под северным небом”, “Тишина”, “В безбрежности”), я пришел к выводу, что одним из самых частых является образ луны. Вот несколько строчек из стихотворений: “Отчего нас всегда опьяняет Луна? Оттого, что она холодна и бледна. Слишком много сиянья нам Солнце дает, И никто ему песни такой не споет, Что Луне, при Луне, между темных ветвей, Ароматною ночью поет соловей”; “Когда Луна сверкает во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным” (“Лунный свет”); “На алмазном покрове снегов, Под холодным сияньем Луны, Хорошо нам с тобой… Как отрадно мечтать и любить… В царстве чистых снегов, В царстве бледной Луны” (Без улыбки, без слов”).

“Ветра вечернего вздох замирающий. Полной Луны переменчивый лик. Радость безумная. Грусть непонятная. Миг невозможного. Счастия миг”. (“Песня без слов”). В следующих сборниках стихов (например, “Горящие здания”) Луна встречается несколько реже, называется “гаснущей”, “бледной”, “умирающей”, но уже в более позднем сборнике “Будем как солнце” Луна вновь становится частым образом – символом, хотя поэт и говорит, что он “в этот мир пришел, чтоб видеть солнце”. Сами названия стихотворений сборника говорят об этом: “Восхваление Луны”, “Влияние Луны”, “Новолуние”, “Лунное безмолвие”. Можно сделать вывод о том, что Луна для Бальмонта “владычество великой тишины”; эта загадочная царица снов и мечтаний знаменует собой иную сторону бытия, мир неявленный, сокровенный. Луна – это символ другого, красивого мира, мира грез и видений, это уход от настоящего в возвышенный мир. Недаром он писал: “Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны…”

Беседа с классом по второй смысловой части.

Во 2 части перед читателем как бы раскрываются врата в безбрежный и чудесный мир воображения, фантазии, далекий от реальности, но который так волнует поэта, зовет лирического героя в дальний путь. Как в калейдоскопе, сменяются здесь лики зимней ночи, ее мгновенья, и также быстро меняется бальмонтовская фантазия. Что мы теперь слышим? – Уже “вздохи”, “моленье”, природу точно томят тревога, “тоска”, но здесь же – “упоенье”, т.е. состояние восторга, наслаждения. Часто используются во 2 части лексические повторы, слова повторяются, словно баюкают (как не вспомнить В.Маяковского, который говорил, что “стихи Бальмонта плавные и мерные, как качалки и турецкие диваны…”!). Но это состояние характерно не только природе. Кому еще? – Человеку, лирическому герою. Мы уже вместе с лирическим героем ощущаем это состояние восторга. Появляются “духи ночи” (заветные желания, воспоминания), иногда воспоминания о прошлом мучают, душе становится больно. Возникает какая-то тревога (“точно им чего-то жаль”). А чего же жаль лирическому герою? – Жаль, что все это – не наяву, что это сказочный обман (“то, что людям не приснится”). Лирический герой философски подходит к этому.

Беседа с классом по третьей смысловой части.

В третьей, самой маленькой части, все возвращается на круги своя. Уже нет ни напряженности, ни роковых тайн, ни риторических вопросов. С чего начинается 3 часть? – С союза “а”, вторая и третья части противопоставляются, а первая и третья части как бы обрамляют вторую. В 3 части все успокоилось (“сладко дремлют”, “безучастно… внемлют”, “с спокойствием приемлют”). Почему? – Наверное, и природа, и лирический герой готовятся к встрече с новыми впечатлениями. Еще много будет прекрасных мгновений, открытий. А это был лишь краткий миг в нескончаемом потоке времени. – Да, Бальмонт смог “остановить мгновенье”, запечатлеть его в стихотворении, он показал нам личное, при этом сиюминутное восприятие ночи. Он художник – импрессионист (вспоминаются слова Гете: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно”).

В чем же смысл названия стихотворения? – Фантазия – способность к творческому воображению, которое достигает своей кульминационной точки тогда, когда мир природы и внутренний мир человека находятся в гармонии. Гармонии величественного мира природы, необъятного космоса и безграничных недр человеческой души, видений, грез и мечтаний каждого из нас.

Бальмонт очень любил цвет (вспомните хотя бы “Красный парус в синем море, в море голубом…”). Но в этом стихотворении “Фантазия” практически отсутствует цветовая гамма. Почему? – Бальмонт сознательно делает акценты на слуховом, осязательном, зрительном восприятии окружающей действительности. Лишь жизнеутверждающий эпитет “светлый” встречается в стихотворении. Следует отметит, что в стихотворении отсутствует ярко выраженное деление на отдельные строфы. Почему? – Это объясняется тем, что автор изначально задумал стихотворение очень музыкального, напевного плана. Ведь Бальмонт был музыкально одарен. Музыка в его творчестве заливает все. На его стихах, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки. Около 500 романсов создано на его стихи. Произведение “Фантазия” не читается, а поется, и этому способствуют внутренние рифмы, к которым так часто прибегает поэт. Действительно, читаешь Бальмонта – попадаешь в сказку, слушаешь весну.

Заключительное слово. Каждой весной в г. Шуе Ивановской области открывается яркий и интересный праздник – детский Бальмонтовский фестиваль поэзии “Солнечный эльф”, в котором принимают участие дети всех школ города. Фестиваль посещает много гостей, в том числе и дочь К.Бальмонта С.К.Шаль. Фестиваль длится целую неделю, в течение которой дети посещают выставки, вернисажи рисунков по произведениям К.Бальмонта, в рамках фестиваля проводится и конкурс на лучшее прочтение стихов поэта. Поэта помнят, так как каждая строчка его произведений не может не задеть самых нежных и тонких струн любой человеческой души, а утонченное восприятие Бальмонтом природы не оставит равнодушным ни одного читателя.

Домашнее задание: прочитать стихотворение “Алыча”, ответить на вопрос: “Какие характерные черты самобытного творчества К.Бальмонта проявились в этом стихотворении?”

Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

Бальмонт так же, как и Брюсов, принадлежал к числу старших символистов. Некоторые из современников считали, что его стихотворения, творчество лучше, чем у Брюсова.

С этим трудно спорить, потому что только у него мы видим наивысшую отточенность мастерства звукописи и цветописи. Каждое его стихотворение — это песня души, которая до конца понятна только самому автору.

Наверное, благодаря этой певучести, музыкальности все его произведения, прочитанные мной, с необычайной легкостью покорили мое сердце. Одним из них было стихотворение «Фантазия».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Оно было написано им в 1920 году, то есть до начала эмиграции. И это символично — ведь многие ценители его творчества утверждали, что истинно талантливые стихотворения были написаны им именно в России. Там, где может и было тяжело людям, но, где была природа свойственная только для России: зима с необычайно прекрасным лесом, осень с прозрачно одетыми деревьями. В России природа прекрасна, волшебна, что мы и видим в стихотворении «Фантазия».

Читая его, я на мгновение попала в белое царство снега и как наяву увидела спящий лес, с заботой укутанный в мягкое одеяло. Автор не стремиться к «ботанической» точности, даже наоборот, хочет показать нам то, как выглядит лес в его мечтах, что за лесом, природой можно не только наблюдать, но и использовать их как основание для развития зимнего воображения.

Зима. Ночь. Лес наполнен призрачными тенями деревьев. Он сладко спит под снежным одеялом и не замечает, что каждую ночь в его ветвях «качается» луна, озаряя все призрачным светом. Смотря на деревья, снег, освещенные луной, мы замечаем, что идущий и лежащий на кронах деревьев снег — это уже струящийся дождь, а очертаний елей, сосен трепещут, дрожат. Я отчетливо слышу шум метели то, как ветер, ища себе приют, блуждает между сосен, елей, а те в ответ качаются и что-то шепчут. Все это мы слышим благодаря четко выраженной звукописи, осуществляемой при помощи аллитерации:

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели…

И вдруг в глубине спокойно спящего леса появляются духи ночи. Они, чем-то встревоженные, мчаться через весь лес, исполняя свою печальную песню. Именно в момент их появления мы видим, что герой, ранее почти не активный, начинает действовать, задавая череду вопросов. Это помогает нам увидеть второй план стихотворения — мистический:

Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?

Герой дает ответы на вопросы, говоря, что:

…их томит тревога, жажда веры, жажда бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.

Духи с «искрящимися глазами», внесшие суматоху, неразбериху в стихотворение, так же неожиданно исчезают, как и появились, и в свои права вновь вступает спокойная тишина спящего зимнего леса. Я даже улавливаю свежий нежный аромат мягкого снега, благодаря ассонансу:

А луна все льет сиянье, и без муки, без страданья
Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов.

Для того чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительно-выразительные средства — тропы.

За счет употребления многочисленных олицетворений (трепещут очертанья, лес дремлет, блеск приемлет, роптанью внемлет, шепчут сосны, дождь струится, деревьям мнится, луна льет сиянье) Бальмонт создал яркую картину происходящего. Природные стихии — ветер, лес, метель — в стихотворении движутся, чувствуют, живут. Образ ветра будто просвечивается, приобретает прозрачность и глубину символов. Поэтому все так сильно воздействует на читателя. Природа лишается предметности: становится летуча, невесома, она дрожит и трепещет.

Благодаря эпитетам, в цепочке которых тонет определяемое им существительное (живые изваянья, лунное сиянье, вещий лес, яркий блеск, тайные грезы, мягкая бархатная постель, скорбное молчанье, светлый дождь, сказочные стволы), автор достигает наибольшей выразительности, легкости, невесомости. Предметы, словно растворяются в «светлом дожде», «лунном сиянье». Также эпитеты помогают понять и почувствовать эмоциональное содержание стихотворения.

Многосоюзие, присутствующее в стихотворении, передает душевное состояние автора, придает плавность, певучую медлительность происходящего. С их помощью мы видим, что автора что-то тревожит:

… И тоска, и упоенье — точно искрится звезда
Точно светлый дождь струится, — и деревьям что-то мнится,
То, что людям не приснится, никому и никогда…

Стихотворение написано двусложным размером стиха, а точнее восьмистопным хореем, который придает произведению ритмическую выразительность, но здесь за счет сильного удлинения стиха движение приобретает плавность, мелодичность, напевность.

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
/ _ / _ _ _ / _ / _ / _ _ _ / _

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез
/ _ / _ _ _ / _ / _ / _ _ _ /

Давайте подведем итог.

Стихотворение «Фантазия» является ярким воплощением главных особенностей всей лирики Бальмонта. В нем мы видим музыкальность и певучесть слога, выразительность образов. Также стоит отметить высокий уровень цветописи и звукописи, достигаемых при помощи аллитерации и ассонанса.

К характерным особенностям поэзии Бальмонта стоит отнести и частое использование олицетворений, за счет чего происходит соединение человека с прекрасной живой природой. Природа Бальмонта — это не символ неживого мира, а мир, который чувствовать, трепетать и дрожать.

Ссылка на основную публикацию