Анализ стихотворения Ветер Бальмонта

Анализ стихотворения Бальмонта Ветер

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер», образца символической лирики

Константин Бальмонт – блестящий поэт русского «серебряного века». Символами, полунамеками, подчеркнутой мелодичностью своего стиха, мастерством звукописи покорил он сердца любителей поэзии на заре ХХ столетия.

Такое модернистское течение как символизм требовало от художника сверхрациональной чуткости, тончайшего владения техникой поэтического намека. Оно формировалось под влиянием различных философских учений, от античного платоновского до воззрений, созданных в двадцатом веке такими мыслителями как Владимир Соловьев и Фридрих Ницше. Символисты видели ценность поэзии в недосказанности и в утаивании смысла. Они призвали символ в качестве основного средства для передачи тайного созерцаемого ими содержания.

Кроме этого, в качестве значимого способа выражения использовалась поэтическая музыкальность – свойство звуко-ритмической словесной фактуры стиха. Если делать анализ стихотворения Бальмонта, особенно его звуковой стороны, то можно увидеть, что оно порою строится как поток словесных созвучий и их перекличек, способных заворожить читателя.

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер» нельзя начать, не уточнив, дату его создания. Дело в том, что поэт создал несколько произведений с таким же названием. То, что датировано 1895 годом, написано от лица самого ветра, яркого выразителя сил природы. В поэтический сборник 1903 года входит еще несколько творений, посвященных все тому же ветреному герою, хотя призыв, сделавший символиста Бальмонта знаменитым, связан с другим представителем природных стихий – солнцем.

Анализ стихотворения Бальмонта, как и любого другого поэта, подразумевает выделение главной темы. Это – бегство от настоящего, символизирующего для поэта что-то застывшее, скучное и унылое. Он предлагает своеобразный уход путем слияния мятущейся человеческой души с ветром. Каковы же качества «характера» этой стихии? Ветер – символ духа, живого дыхания всего сущего на Земле.

Анализ стихотворения Бальмонта помогает определить его структуру. Оно построено как речь самого ветра, олицетворяющего живое существо, лирического героя, который рассказывает о себе. Вместо того, чтобы тихо и спокойно, как все, жить «настоящим», он видит «беспокойные» видения, «внимает» намекам таинственной струны, тайнам природы: цветам, шуму деревьев и «легендам волны». У героя появляется ощущение мимолетности «настоящего». Он не хочет жить в нем, стремясь в будущее, которое кажется ему более привлекательным и не таким краткосрочным, хотя и «неясным».

Ключевыми словами в противовес покою являются глаголы «внимаю», «вдыхаю», «плыву», «тревожу». Кроме слов, описывающих деятельность, в стихотворении выражены и сильные эмоции, для этого поэт использовал такие эпитеты, как «восторг нежданный», «ненасытная тревога».

Таким образом, анализ стихотворения Бальмонта позволил сформировать основную мысль, воплощенную автором в этом произведении: счастье в постоянном движении, в неустанном бегстве от покоя «настоящего» и в объединении с вечно переменчивой природой.

Константин Бальмонт, анализ стихотворения «Ветер» тому доказательство, поэт, имеющий тонкий вкус, высокую требовательность к красоте поэтического текста. Музыкальность его стиха, стремление выразить тонкие оттенки чувств и глубокое понимание природы дают возможность говорить, что он – один из самых ярких мастеров поэтического слова начала ХХ века.

/ Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта Ветер

1. К. Д. Бальмонт. «Ветер». Год написания либо 1901, либо 1902.

3. В центре внимания поэта ветер – образ, который непосредственно связан с воздушной стихией:

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты в ветках все шумишь?

Вольный ветер, ветер, ветер,

Пред тобой дрожит камыш.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты душу мне томишь?

Стихотворение строится на основе прямого обращения к ветру, как к живому существу:

Ты вздыхаешь, полусонный,

И спешишь скорей заснуть.

Чуть уснул – и, пробужденный,

Ты готов опять вспорхнуть.

Стой! Куда, неугомонный?

Вечно – прямо, снова – в путь.

4. Поскольку К. Д. Бальмонт принадлежит к такому литературному направлению как символизм и является одним из «старших» символистов, то главную роль в его стихотворении будет играть символ. Таковым является ветер. Он является и главным образом в стихотворении.

Автор использует такой приём как олицетворение:

О неверный! Ветер, ветер,

Ты не помнишь ничего.

Дай и мне забвенья, ветер,

Дай стремленья твоего.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Ты прекраснее всего!

Ключевое слово «ветер» в первой и последних строфах носит внушающий характер: он воздействует на восприятие, увлекает и завораживает. Заставляет сосредоточиться на главном образе и одновременно передаёт стихийную силу, неукротимую энергию ветра.

Центральный образ ветра сначала передаётся как воздействующий: «Что ты в ветках всё шумишь?», «Пред тобой дрожит камыш», «Что ты душу мне томишь? Здесь также использованы риторические вопросы.

Во второй, третьей и в начале четвёртой строфы развёртывается характеризующий образ ветра: на первом плане здесь свойства ветра, характеристики, которыми наделяет его поэт.

В заключительной строфе поэт обращается к ветру с просьбой наделить его теми качествами, которые больше всего привлекают поэта.

Если начало стихотворения имеет тревожно-вопросительный характер, то в конце ярко проявляется восклицательная интонация, наблюдается эмоциональный подъём. Используется приём восклицания: «Стой!», «О неверный!», «Ты прекраснее всего!».

Таким образом, композиционный строй стихотворения обнаруживает непосредственную соотнесённость образа ветра с самим поэтом.

Чувственный образ ветра передаётся за счёт изобразительной звукописи: соотношения шелестящих, шуршащих звуковых соответствий – и мягких, плавных перекличек. Музыкальность свойственна стихотворениям К. Д. Бальмонта. В стихотворении широко используются аллитерация: прокатываются в первой строфе звуковые волны в-т-р-ш и ассонанс: в первом стихе четырежды использован ударный э .

Для того чтобы передать музыкальность, поэтичность и красоту стихотворения, поэт прибегает к своему излюбленному ритмическому ходу – повторы разных типов. Это, прежде всего лексические повторы, встречающиеся в первой и последней строфах: «Ветер, ветер, ветер, ветер, / Что ты в ветках все шумишь? / Вольный ветер, ветер, ветер, / Пред тобой дрожит камыш. / Ветер, ветер, ветер, ветер», «О неверный! Ветер, ветер, / Ты не помнишь ничего. / Дай и мне забвенья, ветер, / Дай стремленья твоего. / Ветер, ветер, ветер, ветер, / Ты прекраснее всего! / Что ты душу мне томишь?».

В представлении основных характеристик ветра можно усмотреть два направления.

Прежде всего, постоянно подчёркивается подвижность самого ветра и всего, на что он воздействует (шумишь, вздыхаешь, спешишь, шелестишь: «Рябью входишь в водоёмы», «Шаткой травкою блестишь», «Пред тобой дрожит камыш»).

Причём движение ветра изображается контрастно:

Ты вздыхаешь, полусонный, И спешишь скорей заснуть. Чуть уснул – и, пробуждённый, Ты готов опять вспорхнуть.

За счёт этого контраста предаётся импульсивность, непостоянство и устремлённость. «Вечно прямо, снова – в путь»; отсюда – свобода от всего, в том числе и от груза памяти: «Ты не помнишь ничего». Противоречив сам характер ветра:

Носишь тучи, манишь громы

И опять уходишь в тишь.

Естественно, что характеристики ветра через глаголы движения взаимодействуют с определительно-оценочными характеристиками, в большей мере – через эпитеты, которые обнаруживаются в каждой строфе: вольный, полусонный, неугомонный, воздушно (шелестишь), неверный, прекраснее всего. Поэтому, когда поэт просит:

Дай и мне забвенья, ветер, Дай стремленья твоего,

– он имеет в виду такие качества, как полная свобода (вольность) и вечное движение (романтический непокой). Вот, что роднит поэта и ветер, вот почему для Бальмонта ветер – «прекраснее всего».

Поэта завораживает природа с её вечной изменчивостью. Для Бальмонта всё в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью. А ведь внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого из нас индивидуальны, неразгаданны и полны смысла.

5. Стихотворение состоит из четырёх шестистиший, в которых рифмуются 1-3-5 (нечётные) и 2-4-6 (чётные) строки. Четырёхкратный повтор слова «ветер» в первой строке задаёт размер – четырёхстопный хорей; в движении стихотворения он разнообразится пиррихиями.

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Ветер»

В истории русской литературы К.Д. Бальмонт оставил след как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать «мгновение» жизни – все это позволяет сказать, что К.Д.Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX – начала XX веков. Стихотворения К.Д.Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.
Бальмонт так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания – и рождается образ.

В стихотворении «Ветер» К.Д. Бальмонт использует любимый прием – перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления. Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: «намек струны», «приморская волна», «поцелуем тревожу листву» и т.д. Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К.Д.Бальмонта с импрессионистами.

В данном стихотворении присутствует главный и любимый образ поэта – образ Ветра – символа вечного движения, ненасытной тревоги ( «Я люблю беспокойные сны…», «в восторге нежданном», «в ненасытной тревоге живу»).

Композицию стихотворения «Ветер» составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер – ямб:

Я жить не могу настоящим,

Я люблю беспокойные сны,

Под солнечным блеском палящим

И под влажным мерцаньем Луны.

Символизм К.Д. Бальмонта выражается в ярких тропах: «блеском палящим, «влажным мерцаньем приморской волны», «в восторге нежданном». Они стилистически выдержаны («в рассвете туманном», «с вечернею тучкой»).

Синтаксис стихотворения «Ветер» своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения «Я», чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта. Встречается и анафора – повторение стихотворных строчек: «Я жить не могу настоящим» в первом четверостишии и «Я жить не хочу настоящим» во втором.

Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: «Я жить не могу настоящим», «В ненасытной тревоге живу».

Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра. В неустойчивом равновесии жизни и смерти К.Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, «ненасытно тревоги», ему по нраву «беспокойные сны».

Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения – свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств.

Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями («блеском палящим, «влажным мерцаньем», «деревьям шумящим», «легендам приморской волны», «в рассвете туманном», «с вечернею тучной плыву»), что выражает нетерпение и противоречивость Ветра.

Таким образом, стихотворение «Ветер» является образцом символистической лирики. К.Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Ветер»

17 декабря 2015

Представитель периода увлечения символизмом в поэтическом творчестве, мастер улавливать нюансы окружающего мира и в мелодичном ритме передавать читателям – Константин Бальмонт. В качестве центрального символа произведения поэт выбирал множество неодушевленных предметов, в частности – силы природы. Ветру автор посвятил не одно стихотворение. Вариант 1895 года рассказывает нам о восприятии жизни Бальмонтом на тот момент путем символистского переноса человеческого мироощущения на «характер» ветра.

В поэзии «Ветер» автор виртуозно выхватывает из окружающей действительности мимолетные моменты и картинно пишет их, обогащая эпитетами и инверсиями. Он упоминает солнце «палящее» и «шумящие» деревья, короткий отзвук струны и быстрое волнение морской волны. Трогательно и неожиданно звучит в последней строфе поцелуй листвы.

Главная тема стиха – ветер – будто проносится сквозь написанные строки. Анафорическое начало первых двух строф о нежелании и неумении поэта «жить настоящим» роднит его с бурным потоком неугомонного ветерка, который так же вечно в активном движении – он живет настоящей деятельной жизнью. Таким же мечтает быть автор, и он поистине счастлив, когда ритм жизни пробуждает «ненасытную тревогу».

Ураганом летят дни, и чтобы поспевать за ними, нужно быть таким же скорым и смелым. «В бегстве живу» – заверяет поэт. Даже сны, казалось бы, – воплощение покоя и временного забытья, – Бальмонт любит «беспокойные». Ибо не время замирать и умирать, есть возможность ловить скоротечные моменты.

Стихотворение построено методом перекрестной рифмовки. Обилие глаголов помогает полнее передать динамику произведения. Свобода, быстрый ритм изменения описанных явлений, противопоставления – это характерные черты неприкаянного и неуловимого ветра.

Бальмонт показал себя в новом творении как великолепный знаток лирики символизма. Стихийная сущность ветра сплелась в стихах с характером и личной судьбой автора. Короткие видения моментально находят отклик в чувствительном поэтическом сердце и он, как искусный живописец, щедро рисует их читателям в своем романтичном стихотворении.

«Ветер» К.Бальмонт

«Ветер» Константин Бальмонт

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер»

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Ветер», которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста. Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами раскупались с завидной скоростью.

Тем не менее, Константин Бальмонт в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение «Ветер», в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора. Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия. Бальмонт еще не осознавал той простой истины, что любая революция имеет обратную сторону медали в виде жертв. Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: «Вечно – прямо, снова – в путь».

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях. Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: «Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть». При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след. Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь. Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту, который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания. Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: «Что ты душу мне томишь?».

Тем не менее, именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником. Он просит его: «Дай стремленья твоего!». И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность – автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания

Слушать стихотворение Бальмонта Ветер

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Ветер»

В истории русской литературы К. Д. Бальмонт оставил след как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать «мгновение» жизни — все это позволяет сказать, что К. Д. Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX — начала XX веков. Стихотворения К. Д. Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения «Фантазия» БальмонтаБальмонт — выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений — стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в.

Анализ стихотворения К. Бальмонта «Фантазия»К. Бальмонт — выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я мечтою ловил уходящие тени Бальмонта

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Я не знаю мудрости»Стихотворение К. Д. Бальмонта «Я не знаю мудрости» написано в 1902 году. Оно входит в сборник «Только любовь» (1903 год).

Анализ стихотворения Бальмонта » Я мечтою ловил уходящие тени… «Стихотворение Бальмонта » Я мечтою ловил уходящие тени… » было написано в 1895 году. Я считаю, что это стихотворение наиболее.

Анализ стихотворения Бальмонта «В безбрежности»Землю целую и неустанно, ненасытно люби, всех люби, ищи восторга и исступления сего. Ф. М. Достоевский. Этот эпиграф к своему.

О поэтике Константина БальмонтаЯ — изысканность русской медлительной речи… К. Бальмонт Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в.

Биография Бальмонта«Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю — в.

Анализ стихотворения в прозе «Голуби»Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и.

Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»«Ночь, улица, фонарь, аптека…»Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности «Бессмысленный.

Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. «Парус»Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Играют.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень»Произведение написано Пушкиным в 1833 году. А. С. приехал в имение Болдино на обратном пути с Урала. Настал период нового.

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Последний шмель»Творческий путь И. А. Бунина начинался с поэзии. Именно в лирике проявились отличительные стороны его таланта, характерные особенности Бунина-художника. В.

Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Зимнее утро»Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной.

Анализ стихотворения С. Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…»Стихотворение С. Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…» датировано 18 июля 1825 года. Оно было написано незадолго до гибели.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К портрету Жуковского»А. С. Пушкин написал стихотворение «К портрету Жуковского» в мае 1818 года. Оно посвящено В. А. Жуковскому. Поводом для создания.

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Творчество»Это стихотворение называется «Творчество», и взято оно из цикла А. Ахматовой «Тайны ремесла». Конечно же, здесь Ахматова рассказывает о самом.

Анализ стихотворения И. А. БУнина » Забытый фонтан»Стихотворение И. Бунина «Забытый фонтан», написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:»Ищу я в этом мире.

Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту»Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму — посвящения.

Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»Н. А Некрасов вырос в селе Грешнево Ярославской губернии, в бассейне великой русской реки Волги. С раннего детства он проводил.

Анализ стихотворения «О как убийственно мы любим»Вы не замечали, что люди, которым мы причиняем боль, чаще те, кто больше всех нам дороги и близки? Ф. И.

Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонек»Стихотворение «Русский огонек» Николай Михайлович Рубцов написал после военной службы. Тогда он по-настоящему проникся искренней любовью к Родине, так как.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»В переломную эпоху начала 20 века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» (1912)Б. Л. Пастернак — крупнейший русский поэт XX века, художник глубокого интеллектуального и художественного напряжения. Им написано множество удивительных, великих.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»«Как часто, пестрою толпою окружен…» — одно из самых сокровенных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное возникшей еще в детские годы мечте.

Анализ стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом»По форме стихотворение А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» (1945 — 1946) представляет собой диалог-нравственное завещание убитого в боях.

Анализ стихотворения Булата Окуджавы «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!»Булат Окуджава — признанный мэтр авторской песни. Успех пришел к поэту потому, что он обращался не к массе, а к.

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Одиночество»На мой взгляд, Иван Алексеевич Бунин — один из крупнейших поэтов 20 века. Сегодня это общепризнанно, однако долгое время заслуженная.

Анализ стихотворения Я. П. Полонского «Лебедь»В стихотворении «Лебедь» рассказывается о судьбе одинокого, прирученного для развлечения царственного лебедя, который томится в неволе и мечтает о свободном.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Отчаяние»Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже.

Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «Какой-нибудь предок мой был — скрипач…»Когда-то Марина Цветаева написала: «Гений тот поезд, на который все опаздывают». Наверное, трудно найти более емкое определение для характеристики ее.

константин бальмонт

сайт исследователей жизни и творчества

А.А. Преображенская. Звук и смысл в стихотворении К. Бальмонта «Ветер»

Исследователями поэтического языка давно обозначена проблема связи звука и смысла в тексте. «Поэзия – звуковая стихия, звукосмысловая связь в поэзии приобретает особое качество, позволяющее звуковым образам слов заменять зрительные представления», – пишет Е.В. Невзглядова [5, с. 23]. В поэзии К. Бальмонта звуковой строй часто играет главенствующую роль [см. об этом: 6, с. 63—70]. На примере стихотворения «Ветер» рассмотрим, в какой мере звуковой характер стихотворения определяет тот смысл, который стремился выразить автор.

Ветер

Ветер, Ветер, Ветер, Ветер,
Что ты в ветках всё шумишь?
Вольный Ветер, Ветер, Ветер,
Пред тобой дрожит камыш.
Ветер, Ветер, Ветер, Ветер,
Что ты душу мне томишь?

Ты вздыхаешь, полусонный,
И спешишь скорей заснуть.
Чуть уснул, и, пробуждённый,
Ты готов опять вспорхнуть.
Стой! Куда, неугомонный?
Вечно – прямо, снова – в путь.

Все места тебе знакомы,
Ты воздушно шелестишь,
Рябью входишь в водоёмы,
Шаткой травкою блестишь,
Носишь тучи, манишь громы,
И опять уходишь в тишь.

О, неверный! Ветер, Ветер,
Ты не помнишь ничего.
Дай и мне забвенья, Ветер,
Дай стремленья твоего.
Ветер, Ветер, Ветер, Ветер,
Ты прекраснее всего! [1, с. 35]

Несомненно, на первый план выходит повтор слова Ветер, представляющего ключевой образ стихотворения. Впервые появившись в заглавии, оно повторяется в первой и заключительной строфах, а всего звучит в тексте восемнадцать раз и всегда выступает в функции обращения. Д.М. Магомедова справедливо отмечает отражение в таком обращении традиции древних гимнов, для которых характерны «обращения к божеству-адресату (инвокации)» [4, с. 62].

Лексический повтор ключевого слова поддержан в стихотворении звукописью, основанной на нескольких рядах звуковых повторов. «Звуковой повтор – это повторяющийся звук, выделенный в звучании, а тем самым и в сознании вступает в ассоциативную связь с семантикой тех слов, которые его содержат» [5, с. 23].

Первый ряд звуковых повторов образован повторением звуков Х и Ш на протяжении всего текста. Представляя собой «рассеянные дистантные» повторы [2, с. 182], этот ряд становится звуковым лейтмотивом стихотворения: шумишь, камыш, душу, томишь, вздыхаешь, спешишь, вспорхнуть, воздушно, шелестишь, входишь, шаткою, блестишь, носишь, манишь, уходишь, в тишь, не помнишь. За счёт этих повторов создаётся звуковой образ Ветра, то есть реализуется изобразительно-выразительная функция звукописи. Читатель слышит шелест, вздохи, порхание – именно звучание ветра.

Кроме того, в тексте наблюдается звукобуквенный повтор ключевого слова Ветер, представляющий собой анаграмму. Анаграмма, по определению В.А. Лукина, – «это способ формально-семантической организации стиха, при котором повторы звуков и слогов воспроизводят центральное в смысловом отношении слово данного текста» [3, с. 75]. Действительно, в стихотворении «Ветер» ключевое слово оказывается рассредоточенным по всему пространству текста в виде отдельных звуков и слогов [как показано на приведённом ранее тексте]. В результате отдельно повторённые звуки, составляющие слово Ветер, принимая на себя семантическую нагрузку ключевого слова, обогащают его семантикой значения других слов, в которых наблюдается звуковой повтор. В этом и заключается эффект анаграммирования.

Но можно ли в данном случае с полной уверенностью говорить об анаграмме? Ведь есть вероятность, как пишет В.А. Лукин, «найти в среднем в трёх строках, взятых наугад, слоги, из которых можно сделать любую анаграмму [подлинную или мнимую]» [3, с. 75]. В стихотворении «Ветер» выявляются следующие признаки подлинной анаграммы, обозначенные В.А. Лукиным:

1. Анаграмматические повторы, которые в исследуемом стихотворении соотносятся семантически с сильной позицией – заглавием «Ветер».

2. Всего в стихотворении 24 строки. Полностью слово Ветер воспроизводится в шести строках, за исключением одного звука – в одиннадцати строках. Можно сделать вывод, что в большинстве строк отражается звуковой состав ключевого слова, покрывая всё пространство стихотворения.

3. Слово Ветер теснее всего связано по звуковому составу со словами в ветках, вспорхнуть, вечно, травкою, неверный, забвенья, стремленья. Все они так или иначе связаны с представлением в стихотворении ключевого образа. Полностью звукобуквенный состав ключевого слова отражается в заключительной строке текста.

4. Анаграммируемое слово отражает тему стихотворения.

Признавая, вслед за В.А. Лукиным, анаграмму явлением градуальным [3, с. 77], убеждаемся, что в нашем случае уместно говорить о явно выраженной анаграмме.

Итак, звуковой строй стихотворения «Ветер» непосредственно связан с характером ключевого образа, а следовательно, и с художественным смыслом всего текста. В субъектной сфере стихотворения ключевой образ соотнесён с лирическим героем не как объект изображения, а как субъект действия [и не случайно выделен заглавной буквой]. С первых же строк развивается олицетворённый образ Ветра. Это достигается не только обращениями, но и олицетворяющим характером глаголов, передающих основные действия как характеристики Ветра [томишь, вздыхаешь, спешишь заснуть, уснул, готов вспорхнуть, шелестишь, входишь, блестишь, носишь, манишь, уходишь, не помнишь], эпитетами [вольный, полусонный, пробуждённый, неугомонный].

Олицетворённый характер Ветра наблюдается на всём пространстве стихотворения. С ним непосредственно связано движение лирического сюжета: лирический герой сначала ощущает необъяснимое тяготение к Ветру [«Что ты душу мне томишь?»]; затем всё больше проникает в характер Ветра как олицетворённой стихии, и, наконец, восклицает: «Ветер, Ветер, Ветер, Ветер, / Ты прекраснее всего!»

Динамика развёртывания лирической темы определяется характером ключевого образа: прихотливо меняющееся состояние Ветра передаётся за счёт контраста. «Полусонный», воздушно шелестящий Ветер, который «рябью» входит «в водоёмы», «шаткой травкою» блестит, вдруг становится грозным и могучим – и вновь тихим и нежным: «Носишь тучи, манишь громы, / И опять уходишь в тишь».

Ключевая характеристика Ветра выделена междометным восклицанием в начале итоговой строфы: «О, неверный!». В звуковом отношении она соотнесена с повторяющимся дважды в той же строке анаграммируемым словом Ветер и отличается от него только отсутствием согласной Т. Неверный в логике созданного образа значит, прежде всего, свободный – не связанный ни местом, ни временем, ни условностями бытийного характера, ни ментальностью [«Ты не помнишь ничего»]. Именно о такой свободе, в забвении каких бы то ни было связей, в неустанной готовности к переменам, мечтает лирический герой: «Дай и мне забвенья, Ветер, / Дай стремленья твоего». Вот почему итоговая строка завершает лирический сюжет стихотворения наивысшей оценкой Ветра с позиции лирического героя:

Ветер, Ветер, Ветер, Ветер,

Ты прекраснее всего!

Финальным аккордом в последней строке полностью отражается анаграммируемое слово Ветер, вбирая в себя её эмоционально усиленный оценочный смысл.

Таким образом, звуковые и смысловые соответствия в тексте бальмонтовского стихотворения создают гармоничную композицию, стержнем которой выступает приём анаграммирования.

Примечания

1. Бальмонт К.Д. Будем как Солнце. Книга символов; Марьева М.В. Книга К.Д. Бальмонта «Будем как Солнце»: Эклектика, ставшая гармонией. Иваново, 2008.

2. Кожевникова Н.А. Из наблюдений над звуковой организацией стихотворного текста // Проблемы структурной лингвистики 1979. М ., 1981.

3. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.

4. Магомедова Д.М. К.Д. Бальмонт. «Четверогласие стихий». Заглавие и конструктивный принцип цикла // Искусство поэтики. Искусство поэзии. К 70-летию И.В. Фоменко. Сб. науч. трудов. Тверь, 2007.

5. Невзглядова Е.В. О звукосмысловых связях в поэзии // Филологические науки. 1968. № 4.

6. Петрова Т.С. Звуковые соответствия в лирике К. Бальмонта // Русский язык в школе. 1996. № 5.

Поэты серебрянного века К.Д.Бальмонт

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семи сыновей. Известно, что дед поэта был морским офицером. Отец Дмитрий Константинович Бальмонт служил в Шуйском уездном суде и земстве.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

Последние годы жизни

К концу 1920-х годов жизнь К. Бальмонта и Е. Цветковской становилась всё труднее. Литературные гонорары были мизерными, финансовая поддержка, которая исходила в основном от Чехии и Югославии, создавшим фонды помощи русским писателям, стала нерегулярной, затем прекратилась. Поэту приходилось заботиться и о трёх женщинах. «Константин Дмитриевич — в очень трудном положении, едва сводит концы с концами… Имейте в виду, что наш славный Поэт бьётся от нужды действительной, приходившая ему из Америки помощь — кончилась… Дела Поэта всё хуже, хуже», — писал И. С. Шмелёв Зеелеру В.Ф., одному из немногих, кто регулярно оказывал Бальмонту помощь.

Положение сделалось критическим после того, как в 1932 году стало ясно, что поэт страдает серьёзным психическим заболеванием. С августа 1932 по май 1935 года Бальмонты безвыездно жили под Парижем, в бедности. Весной 1935 года Бальмонт попал в клинику. «Мы в беде великой и в нищете полной… И у Константина Дмитриевича нет ни ночной рубашки приличной, ни ночных туфель, ни пижамы. Гибнем, дорогой друг, если можете, помогите, посоветуйте…», — писала Цветковская Зеелеру 6 апреля 1935 года. Невзирая на болезнь и бедственное положение, поэт сохранил прежнюю эксцентричность и чувство юмора. К. Д. Бальмонт — Е. А. Андреевой

В 1940—1942 годах Бальмонт не покидал Нуази-ле-Гран; здесь, в приюте «Русский дом», он и скончался ночью 23 декабря 1942 года от воспаления лёгких. Его похоронили на местном католическом кладбище, под надгробной плитой из серого камня с надписью: «Constantin Balmont, poète russe» («Константин Бальмонт, русский поэт»)

С 1960-х гг. стихи Бальмонта в СССР стали печатать в антологиях. В 1984 г. издан большой сборник избранных произведений

Из всех мемуаристов наиболее тёплые воспоминания о К. Д. Бальмонте оставила М. И. Цветаева, которая была с поэтом очень дружна. Она писала: Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы, не задумываясь, сказала: «Поэт. Этого бы я не сказала ни о Есенине, ни о Мандельштаме, ни о Маяковском, ни о Гумилёве, ни даже о Блоке, ибо у всех названных было ещё что-то кроме поэта в них. Большее или меньшее, лучшее или худшее, но – ещё что-то. В Бальмонте, кроме поэта в нём, нет ничего…»

Читайте также:  Человеческая комедия - краткое содержание сборника Бальзака

«Бывают стихи хорошие, отличные стихи, но проходят мимо, умирают бесследно. И бывают стихи как будто банальные, но есть в них некая радиоактивность, особая магия. Эти стихи живут. Таковы были некоторые стихи Бальмонта», — писала Тэффи

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Ветер»

Я жить не могу настоящим,

Я люблю беспокойные сны

Под солнечным блеском палящим

И од влажным мерцаньем луны.-

Я жить не хочу настоящим,

Я внимаю намекам струны,

Цветам и деревьям шумящим

И легендам приморской волны.

Желаньем томясь несказанным,

Я в неясном грядущем живу,

Вдыхаю в рассвете туманном

И с вечернею тучкой плыву.

И часто в восторге нежданном

Поцелуем тревожу листву.

Я в бегстве живу неустанном,

В ненасытной тревоге живу.

Данное стихотворение было написано в 1895 году. Главной особенностью его является то, что оно написано от лица ветра. Ветер рассказывает о своей жизни, чувствах, желаниях. Бальмонта всегда притягивала природа с её вечной изменчивостью, одухотворённостью, возвышением над земной суетой. Всё это в полной мере было присуще ветру. Бальмонт описывает ветер не только как движение воздуха, он показывает и его душевную, человеческую сторону.

В стихотворении именно ветер является символом. Через этот символ Бальмонт передает основную тему стихотворения – осознание мимолетности всего на земле и в душе человека. Эта вечная идея мимолетности бытия является отражением литературы «Серебряного века» в творчестве Бальмонта.

Поэт показывает слияние ветра и человеческой души. Им в равной мере присуще стремление к «неясному грядущему», возможно, лучшему будущему и отрицание существующей настоящей жизни. Бегство от реальности и постоянная тревога – это состояние русского человека того времени, абсолютно верно переданное с помощью символа – ветра в стихотворении.

Я считаю, что от лица ветра поэт передаёт и свои чувства. Он не может и не хочет жить настоящим, поэтому томится в ожидании желаемого, но совершенно неясного, неизвестного и потаённого будущего. Бальмонта привлекают лишь мимолётные мгновения настоящей жизни: палящий солнечный блеск, влажное мерцание луны, вздох «в рассвете туманном», – которые он и отобразил в стихотворении «Ветер».

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер»

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Ветер», которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста.

Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами

Тем не менее, Константин Бальмонт в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение «Ветер», в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора. Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия.

Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: «Вечно — прямо, снова — в путь».

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях. Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: «Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть». При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след. Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь.

Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту, который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания. Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: «Что ты душу мне томишь?».

Тем не менее, Именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником. Он просит его: «Дай стремленья твоего!». И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность — автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания

Дайджест:

Анализ стихотворения Бальмонта «Альбатрос» Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Грусть» Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось 23 года. К тому моменту. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Золотая рыбка» Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические. .

Анализ стихотворения Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер…» В последние несколько месяцев перед самоубийством, случившимся в конце декабря 1925 года, Есенин активно писал. Ряд стихотворений исследователи творчества поэта объединили в так называемый «зимний» цикл. В произведениях этих во. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Песня без слов» В 1894 году Бальмонт выпустил сборник «Под северным небом». В стихотворениях преобладали настроения, характерные для поколения 90-х. Лирический герой делился своими романтическими переживаниями, жаловался на безрадостность и унылость собственного существования. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Кинжальные слова « Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Безглагольность» Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных и. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Лунный свет» Считается, что сон является неким переходным состоянием между бодрствованием и смертью, когда человек одновременно находится сразу в двух мирах. Именно в этот момент раздвигаются границы мироздания и открываются некие тайны. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Бог и Дьявол» Среди поэтов серебряного века трудно отыскать автора, которого бы не волновали вопросы мироздания. Каждый русский литератор самостоятельно трактовал для себя такие понятия, как «Бог» и «Дьявол», ассоциируя их с событиями. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Белый пожар» В конце 1902 года московское издательство «Скорпион» выпустило четвертую книгу Бальмонта «Будем как солнце». В течение шести месяцев было продано почти две тысячи экземпляров, что по тем временам означало большой. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Бесприютность» Константин Бальмонт неоднократно предпринимал попытки заглянуть за границы мироздания и понять, почему их невозможно раздвинуть одним лишь усилием собственного сознания. Поэт терзался вопросом, почему в этом огромном мире он чувствует. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Бабочка» В 1905 году свет увидел сборник «Фейные сказки», который Бальмонт адресовал своей четырехлетней дочке Нине. Этой книги никогда бы не случилось, если бы не счастливое детство самого поэта. У него. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом. В 1895. .

Анализ стихотворения Блока «Ветер принес издалека…» Начальный этап творчества Александра Блока тесно связан с символизмом — культурным течением, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые. .

Анализ стихотворения «Ветер принес издалека…» Блока Стихотворение «Ветер принес издалека…» написано 29 янва­ря 1901 года — это одно из ранних стихотворений, в котором от­ражены юношеские мечтания: «песни весенней намек», «бездон­ная лазурь», «звездный сны». Оно представляет собой. .

Анализ стихотворения Пастернака «Ветер» В 1955 году Пастернак завершил работу над ключевым своим прозаическим произведением — романом «Доктор Живаго». Книга получила высокую оценку за рубежом, после ее издания Бориса Леонидовича наградили Нобелевской премией по. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Воздушный храм» Противоречивая природа символа солнца широко отражена в бальмонтовском творчестве. Сквозной образ наделяется поэтом то созидательной, то разрушительной силой. «Жизни податель», дневное светило «ласкает» нежные цветы, но если «захочет», может с. .

Анализ стихотворения Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» Стихотворение «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» датировано августом 1925 года. Вероятно, оно вдохновлено июльской поездкой Есенина в родное село Константиново, что в Рязанской губернии. Согласно воспоминаниям сестры поэта, прожил. .

О поэтике Константина Бальмонта Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое. .

Сочинение-рассказ Ветер Сочинение-рассказ «Ветер» Мало кто из нас может сказать, что любит ветер. В воображении сразу всплывают картины холодного и промозглого дня. Ветер сдувает с деревьев последние пожелтевшие листья, а дождь барабанит. .

Основные темы и мотивы лирики Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось. .

Миниатюра «Ветер» 1)сочинение-миниатюра в форме художественного описания 2)сочинение-миниатюра в форме рассуждения объяснения в научном стиле 1. Существует такое явление в природе, как ветер. Так называют дуновение воздуха, которое бывает сильным и слабым. .

На тему: ВЕТЕР ВЕТЕР Кто я? Меня не видно и не слышно. Я говорю с вами на языке шумящих листьев, рябью воды в лужах. Я — Ветер, я легко­мыслен и легок на подъем. .

Анализ стихотворения «Белый лебедь» Бальмонт «Белый лебедь». Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Ярким примером такой лирики и является стихотворение. .

Ветер — сочинение-описание явления природы Ветер Поток воздуха, направленный преимущественно в горизонтальном направлении — это ветер. Данное природное явление классифицируется по скорости, области распространения, силам, вызывающим его, масштабам и уровню воздействия на окружающую среду. Откуда. .

Писатели символисты русского модернизма. Творчество Бальмонта Символисты широко пользовались в своей поэзии приемами импрессионистского искусства, выражая случайные, мимолетные настроения. Они достигли значительных высот в передаче тончайших оттенков чувств. Однако в творческой практике многих из них красота. .

А. Е. Измайлов. Откуда ветер дует. Что сближает эту сказку и знакомую вам басню? 1. Прочтите произведение, которое напоминает од­ну из знакомых басен. Как вы определите жанр это­го произведения? Что это — басня, рассказ, сказка, стихотворение? Произведение «Откуда ветер дует» повторяет сюжет только что. .

ХАЛЕД ХОССЕЙНИ И ЕГО ВЕТЕР ХАЛЕД ХОССЕЙНИ И ЕГО ВЕТЕР Бесспорно талантливое произведение — «Бегущий за вет­ром», в оригинале — «Бегущий за змеем». Американский автор афганского происхождения, взорвавший читательский мир неожиданной общечеловеческой прав­дой об измученной. .

Анализ стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано…» Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно. .

По картине И. И. Левитана «Свежий ветер. Волга» Говоря о важности реки в жизни каждого человека от древних веков и до современности можно подчеркнуть ее значении и как водного ресурса, и как «магистрали», связующей людей. Не менее ценна. .

Анализ стихотворения «Пред картиной Греко» Бальмонт «Пред картиной Греко». К. Бальмонт видел целью своего творчества установление связи между прошлым и будущим, подчеркивая преемственность в творчестве. Поэт всегда мятеж­ник, бунтарь, отвергающий уже сложившиеся представления, Который сливается с. .

«Я родился свободным, как ветер» Просвещение конца XVIII — начала XIX столетия называют литературной эпохой, которая всколыхнула литературную жизнь. Это было начало возникновения сентиментализма как направления в литературе, появился новый жанр, продолжающий свое развитие и. .

Анализ стихотворения Пушкина «Я пережил свои желанья» В 1820 году Пушкин был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути. .

Анализ стихотворения Маяковского «Ода революции» Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти — это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не. .

Общая характеристика лирики Константина Дмитриевича Бальмонта В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения — так называемого «старшего символизма». Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Сумерки свободы» Изначально Мандельштам встретил приход к власти большевиков радостно. В революции он видел возможность для кардинальных перемен, тотального обновления всех жизненных сфер. При этом уже в книге «Tristia», изданной в 1922. .

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на. .

Будущее человечества в повести Стругацких «Волны гасят ветер» Однако в последней повести трилогии, «Волны гасят ветер», Стругацкие вновь возвращаются к утопической мечте о цивилизации, о «монокосме», в котором человеческое сознание освобождается от телесной оболочки и вступает в свободный. .

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных. .

Бальмонт я вольный ветер анализ композиция. Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер», образца символической лирики

«Я вольный ветер, я вечно вею…» Константин Бальмонт

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.

Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая,

В любви неверный, расту циклоном,
Взметаю тучи, взрываю море,
Промчусь в равнинах протяжным стоном –
И гром проснется в немом просторе.

Но, снова легкий, всегда счастливый,
Нежней, чем фея ласкает фею,
Я льну к деревьям, дышу над нивой
И, вечно вольный, забвеньем вею.

Анализ стихотворения Бальмонта «Я вольный ветер, я вечно вею…»

Стихотворение «Я вольный ветер, я вечно вею…» входит в цикл «Воздушно-белые» сборника «Тишина». Впервые оно появилось в газете «Южное обозрение» в 1898 году под названием «Вольный ветер», а затем вошло в книгу просто под номером 7. Нужно отметить, что весь этот цикл наполнен легкими воздушными картинами и цветочными ароматами. Одним из таких волшебных образов является образ ветра из данного произведения.

Стихотворение написано от первого лица. Его герой – легкий ветерок, который повествует читателю о своей жизни. К. Д. Бальмонт, виртуозно владея приемом аллитерации, создает живые звучащие образы. В словах «вечно вею», «волную волны», «в ветвях вздыхаю» и т. д. так и слышится дыхание воздуха.

Произведение состоит из четырех строф. Преобладают перекрестные рифмы с женскими окончаниями. В первых двух строфах происходит нарастание действия. Автор описывает движение ветра, используя слова с мягкими согласными и йотированными гласными. Таким образом, создается расслабленный, нежный образ героя:
Лелею травы, лелею нивы…
Целую ландыш, в мечту влюбленный…
Я вею, млею, воздушный, сонный.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я не знаю мудрости Бальмонта

С помощью узнаваемых образов в воображении читателя рисуются свежие весенние пейзажи. Легко увидеть мысленным взором сочные зеленые нивы, нежные бледные ландыши, звенящие под дуновением ветерка, услышать шелест трав и тонких ивовых ветвей, в которых танцует наш герой. Все вокруг спокойное и жизнерадостное.

Примечательны метафоры, которыми словно драгоценные камни, украшают стихотворение. Не банальные «небеса» использует Константин Дмитриевич Бальмонт, а «Лазурь немая». Вестник Мая – таким изящным именем называет поэт весеннюю птицу, с которой сравнивает поющий ветерок.

Но в третьей строфе ветер оборачивается опасной неуправляемой стихией. Чаще начинают звучать грубые резкие звуки: «неверный», «взрываю», «море», «промчусь», «протяжным» и др. Это кульминация действия – нежный ветерок превращается в рычащего зверя, готового растерзать все на своем пути.

Однако уже в следующей строфе все стихает и снова наступает умиротворение. Буря минует, и герой снова становится игривым:
Нежней, чем фея ласкает фею,
Я льну к деревьям…

Может быть, под легким ветром К. Д. Бальмонт подразумевает себя. Может, этот образ символизирует юность с ее всплесками эмоций, перемежающимися периодами спокойствия. В любом случае, это необыкновенно чувственное и музыкальное стихотворение прекрасно передает атмосферу весеннего дня.

Представитель периода увлечения символизмом в поэтическом творчестве, мастер улавливать нюансы окружающего мира и в мелодичном ритме передавать читателям – Константин Бальмонт. В качестве центрального символа произведения поэт выбирал множество неодушевленных предметов, в частности – силы природы. Ветру автор посвятил не одно стихотворение. Вариант 1895 года рассказывает нам о восприятии жизни Бальмонтом на тот момент путем символистского переноса человеческого мироощущения на «характер» ветра.

Выхватывает из окружающей действительности мимолетные моменты и картинно пишет их, обогащая эпитетами и инверсиями. Он упоминает солнце «палящее» и «шумящие» деревья, короткий отзвук струны и быстрое волнение морской волны. Трогательно и неожиданно звучит в последней строфе поцелуй листвы.

Главная тема стиха – ветер – будто проносится сквозь написанные строки. Анафорическое начало первых двух строф о нежелании и неумении поэта «жить настоящим» роднит его с бурным потоком неугомонного ветерка, который так же вечно в активном движении – он живет настоящей деятельной жизнью. Таким же мечтает быть автор,

И он поистине счастлив, когда ритм жизни пробуждает «ненасытную тревогу».

Ураганом летят дни, и чтобы поспевать за ними, нужно быть таким же скорым и смелым. «В бегстве живу» – заверяет поэт. Даже сны, казалось бы, – воплощение покоя и временного забытья, – Бальмонт любит «беспокойные». Ибо не время замирать и умирать, есть возможность ловить скоротечные моменты.

Стихотворение построено методом перекрестной рифмовки. Обилие глаголов помогает полнее передать динамику произведения. Свобода, быстрый ритм изменения описанных явлений, противопоставления – это характерные черты неприкаянного и неуловимого ветра.

Бальмонт показал себя в новом творении как великолепный знаток лирики символизма. Стихийная сущность ветра сплелась в стихах с характером и личной судьбой автора. Короткие видения моментально находят отклик в чувствительном поэтическом сердце и он, как искусный живописец, щедро рисует их читателям в своем романтичном стихотворении.

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении “Ветер” , которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста. Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами

Раскупались с завидной скоростью.

Тем не менее, Константин Бальмонт в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение “Ветер”, в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора. Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия.

Бальмонт еще не осознавал той простой истины, что любая революция имеет обратную сторону медали в виде жертв. Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: “Вечно – прямо, снова – в путь”.

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях. Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: “Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть”. При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след. Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь. Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту, который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания. Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: “Что ты душу мне томишь?”.

Тем не менее, именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником. Он просит его: “Дай стремленья твоего!”. И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность – автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания.

  1. Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных.
  2. Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является утопическим. Общественные настроения, так близкие поэту, в какой-то момент предстали.
  3. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, о чем Константин Бальмонт знал с самого рождения. Однако на рубеже 19 и 20 веков многие молодые люди считали религию предрассудком и пережитком прошлого.
  4. Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название “Четверогласие стихий”. В него вошло стихотворение ” Я в этот мир.
  5. Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной.
  6. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из.
  7. Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался.
  8. Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого.
  9. Зимой 1850 года блистательный камер-юнкер Алексей Толстой знакомится на балу с Софьей Миллер и без памяти влюбляется в эту женщину, которая отвечает ему взаимностью. Пару не смущает тот факт, что.
  10. Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось.
  11. Говоря о важности реки в жизни каждого человека от древних веков и до современности можно подчеркнуть ее значении и как водного ресурса, и как “магистрали”, связующей людей. Не менее ценна.
  12. Я жил, я был – за все на свете Я отвечаю головой. А. Т. Твардовский Времена меняются, мы уже живем в демократическом государстве, сейчас вовсю публикуются произведения, которые были запрещены.
  13. В 1820 году Пушкин Был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути.
  14. Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не.
  15. Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных.
  16. Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная индивидуальностью и свободная по своей природе. Однако период творческого становления.
  17. Бунин-поэт – это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано самой природой. В лирических.
  18. Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился.
  19. В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его.
  20. Судьба Осипа Мандельштама сложилась весьма трагически, и после революции он подвергся гонениям со стороны советской власти. Впрочем, сам поэт не жаловал тех, кто устроил в России кровавый переворот, называя их.
  21. Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого.
  22. У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили.
  23. После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором – остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода.
  24. Пейзажной лирике в творчестве Афанасия Фета отведена ключевая роль. Практически все произведения поэта раннего периода посвящены красоте русской природы. Автор настолько мастерски и точно воссоздает образы леса, лугов и полей. Александр Блок верил в символы и был убежден, что ничего в жизни не происходит случайно. Именно поэтому, встретив через несколько лет после расставания свою даму сердца, соседку по имению Любовь. Пушкин Неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание.

Анализ стихотворения Бальмонта “Ветер

Во время пребывания в изгнании, в 1903 году, Константин Бальмонт создает стихотворение «Ветер», в котором прибегает к использованию символизмов в тексте своей творческой работы. А это значит, что неживые предметы, о которых шла речь в строках стихотворения, оживали и становились главными героями рифмованных строк.

В 1903 году Бальмонту запретили въезжать на территорию крупных российских городов из-за участия в акциях протеста. Закрыть его в тюремную камеру власти не осмелились, ведь имя автора было достаточно известным в те времена. Но, и такой запрет позволил Бальмонту почувствовать себя настоящим изгнанником. После нескольких месяцев жизни в загородном доме, поэт переезжает в Париж, где и продолжает создавать свои стихотворения. Именно в этот момент, Бальмонт создает стихотворение «Ветер» и, смотря между строк, читатель понимает, как он завидует такому природному явлению.

Ветер постоянно в движении, он может быть там, где ему хочется. Почему Бальмонт так хочет быть похожим на ветер? Да, потому что он скучает по родной земле, он желает перенестись туда, в родной город, он мечтает принять участие в революционных митингах, которые стремятся свергнуть существующую власть. Но, автор еще не понимал, что в таких анти правительских выступлениях есть и обратная сторона. Столкновение народа и власти всегда несут за собой жертвы.

Герой стихотворения – оживленный ветер – свободен и волен в своих поступках. Он может смело проносится над лугами и полями, будоражить зелень и траву, а затем исчезать, не оставляя и следа. В таком образе мечтает быть и сам Бальмонт. Он желает стать невидимкой и на миг проникнуть в человеческие сердца, внести в них истину и исчезнуть. Но, это невозможно! Но, автор не опускает рук. Он просит у ветра вдохновения и жизненного стремления. Бальмонт делает это настолько искренне и душевно, что мы понимаем, он уверен в помощи своего верного друга. Вскоре, он вернется на родную землю и в родные края!

В истории русской литературы К.Д. Бальмонт оставил след как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать «мгновение» жизни – все это позволяет сказать, что К.Д.Бальмонт был поэтом-романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX – начала XX веков. Стихотворения К.Д.Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.
Бальмонт так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания – и рождается образ.
В стихотворении «Ветер» К.Д. Бальмонт использует любимый прием – перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления. Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: «намек струны», «приморская волна», «поцелуем тревожу листву» и т.д. Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К.Д.Бальмонта с импрессионистами.
В данном стихотворении присутствует главный и любимый образ поэта – образ Ветра – символа вечного движения, ненасытной тревоги («Я люблю беспокойные сны…», «в восторге нежданном», «в ненасытной тревоге живу»).
Композицию стихотворения «Ветер» составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер – ямб:

Я жить не могу настоящим,
Я люблю беспокойные сны,
Под солнечным блеском палящим
И под влажным мерцаньем Луны.

Символизм К.Д. Бальмонта выражается в ярких тропах: «блеском палящим, «влажным мерцаньем приморской волны», «в восторге нежданном». Они стилистически выдержаны («в рассвете туманном», «с вечернею тучкой»).
Синтаксис стихотворения «Ветер» своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения «Я», чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта. Встречается и анафора – повторение стихотворных строчек: «Я жить не могу настоящим» в первом четверостишии и «Я жить не хочу настоящим» во втором.
Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: «Я жить не могу настоящим», «В ненасытной тревоге живу».
Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра. В неустойчивом равновесии жизни и смерти К.Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, «ненасытно тревоги», ему по нраву «беспокойные сны».
Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения – свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств.
Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями («блеском палящим, «влажным мерцаньем», «деревьям шумящим», «легендам приморской волны», «в рассвете туманном», «с вечернею тучной плыву»), что выражает нетерпение и противоречивость Ветра.
Таким образом, стихотворение «Ветер» является образцом символистической лирики. К.Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.

Ссылка на основную публикацию