Анализ стихотворения Я мечтою ловил уходящие тени Бальмонта

Работа с планом: анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени»

Существует несколько методов и схем анализа стихотворений. Все они различаются между собой: некоторые из них в полной мере раскрывают смысл произведения, другие делают упор на форму и стиль. Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» относится к школьной программе, которая намного проще вузовской, поэтому и план анализа можно использовать тот, что легче.

В зависимости от цели анализа, некоторые позиции плана можно объединить или заменить. В целом он будет выглядеть следующим образом:

  1. Информация о произведении и его авторе. Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» следует начать с кратких сведений о поэте. Не стоит переписывать всю биографию. Можно ограничиться только теми эпизодами из жизни автора, которые касаются произведения. То есть необходимо упомянуть, в каком году был написан стих, где опубликован, кому посвящался и т. д.
  2. Жанр. Нужно не только определить жанр произведения, но и написать о его основных признаках. Также следует определить, является ли этот вид литературного произведения типичным для поэта.
  3. Тема и проблема. Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» подразумевает обязательное определение основной темы произведения и проблемы, которая в нем поднимается.
  4. Сюжет, композиция, символика. Если в стихотворении присутствует сюжет, его необходимо пересказать. Композиция стихотворения – это соотношение стиля и сюжета. Если в лирическом произведении отсутствует определенный ряд событий, можно просто указать, что стих написан такими-то строфами. Особое внимание стоит уделить символам, которые есть в каждом лирическом произведении. Необходимо объяснить, какую они играют роль.
  5. Герой. Здесь необходимо дать краткую характеристику главному герою (если он есть).
  6. Стилистика. Нужно описать, к каким средствам выразительности обратился автор.
  7. Отношение к произведению. В этом пункте не стоит ограничиваться примитивным «нравится/не нравится». Лучше всего будет написать, что вызвало положительные эмоции в стихотворении, а какой момент показался неуместным или «сырым». На этом анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» можно считать оконченным.

Информация о стихотворении и авторе

Используя представленную выше схему, можно начинать работать с произведением «Я мечтою ловил уходящие тени». Анализ стихотворения по плану писать намного легче, чем пытаться быстро сочинить что-то уместное.

Автором является Константин Бальмонт. Поэт-символист создавал произведения, наполненные нетипичным и тонким смыслом, который не каждый в силах осознать. В 1895 году увидело мир стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени». История создания этого произведения достаточно прозаична: автор хотел написать о человеческом стремлении к свету и немножко о себе.

Каждое стихотворение написано в определенном жанре. Имеет свои особенности и произведение «Я мечтою ловил уходящие тени». Анализ стихотворения показал, что работа Бальмонта является элегией – сочинением, пронизанным грустью. Пускай символизм поэта и окрашен в романтические тона, а сам автор говорит восторженно и изысканно, между строк его поэтического произведения притаилась давно возникшая в душе грусть.

Тема и проблема

В своей работе автор рассказывает о простых вещах. По сути, он говорит о своем становлении как поэта. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» (Бальмонт), анализ которого предстоит провести, рассказывает о том, как трудно чего-то достичь в жизни, но если упорно идти к своей мечте – все возможно.

Строфу, что начинается со слов «Я на башню всходил», можно принимать за описание того, как пришел Бальмонт в литературу. Но если посмотреть на эту фразу в общем контексте, то становится очевидным, что лирический герой произведения никогда не отступал от задуманного.

Сюжет, композиция, символика

Поэт пытался подняться к недосягаемым вершинам. И чем выше приходилось взбираться по профессиональной лестнице, тем менее значимым казались нелицеприятные высказывания завистников. В стихотворении отчетливо прослеживает история о том, что автор имел некие цели и отчаянно к ним стремился.

Итак, Бальмонт, «Я мечтою ловил уходящие тени»… Анализ стихотворения показывает, что прошло время, когда автору причиняла боль чужая молва. И чем ближе он приближался к собственной цели, тем ярче для него «блистало светило». Используя свои излюбленные символы, поэт говорит, что знает, «как ловить тени». То есть талант позволяет ему останавливать и восстанавливать мгновения прошлого в своих произведениях. Но он желает идти только вперед, оставив позади неоправданные надежды, потери и горести.

Стилистика

Лирический герой представляется читателю в образе неоромантика, которому хочется познать все законы мирозданья и направляться к свету, своей заветной цели. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» (Бальмонт), анализ которого уже подходит к концу, состоит из 5 строф, которые объединены одним смыслом. Основная особенность стилистического решения – это последняя строфа. Она плавно подводит читателя к первой.

Произведение отличается удивительной музыкальностью и плавным строем звуков. Еще одна особенность стихотворения – повтор. То есть последние слова строчки встречаются в следующей, словно образуя соединительную цепочку. Все это добавляет стиху некую таинственность, гармонию, лирическую грусть и красоту.

Завершение

После первого прочтения этого стихотворения воображение сразу же начинает рисовать одинокого человека, который сражается против целого мира. Многим может показаться, что лирический герой борется с космическими законами. На самом деле он сражается с обществом, а «ловить уходящие тени» – это не более чем извлекать из ошибок прошлого полезные уроки. Но сколько существует людей, столько существует и мнений, а символизм хорош тем, что каждый может увидеть в стихотворении что-то свое, то, с чем у него возникают определенные ассоциации.

Очень часто ученики, а иногда и учителя задаются вопросом: «Правильно ли я понял то, что хотел сказать автор?» В действительности, только одному поэту известно, что он хотел сказать. Возможно, в его произведении не было никакого послания, а лишь красивое кружево из слов. Так что любое предположение о том, что пытался донести автор, может считаться верным.

Анализ стихотворения Я мечтою ловил уходящие тени Бальмонта

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Анализ стихотворения Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени .

Стихотворение Бальмонта “ Я мечтою ловил уходящие тени … “ было написано в 1895 году.
Я считаю, что это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма.
В стихотворении “Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и “очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету.

Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною. »), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы – значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Он мечтает («Я мечтою ловил …»), остановить ход времени, приблизится к вечности, в которой обитают «уходящие тени». Это ему вполне удается: в то время как «для уснувшей Земли» наступает ночь – пора забвения и смерти для героя продолжает сиять «огневое светило», приносящее обновление и духовный подъем, а далекие очертания «выси дремлющих гор» становятся все более зримыми. Наверху героя ждет неясная симфония звуков («И какие-то звуки вокруг раздавались. »), что знаменует его полное слияние с высшим миром.
Величественная картина, воссозданная в стихотворении, уходит корнями в романтические представления о гордом одиночке, бросающем вызов земным установлениям. Но здесь лирический герой вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ( «Я узнал, как ловить уходящие тени. »). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, «жреческом» предназначении поэта).
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (особую нагрузку несут шипящие и свистящие согласные, а так же сонорные « р» и « л »), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Это что касается языка. Что же касается содержания стихотворения – оно наполнено глубоким смыслом. Человек идет по жизни все выше и выше, ближе и ближе к своей цели.

Предложения интернет-магазинов

Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени»

Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени».

Цели: 1) познавательные: – приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста;

-формирование представления об особенностям стиля автора;

-подготовка к написанию мини-сочинения;

2) развивающие: – развитие образного мышления;

– приобщение к творчеству поэта;

3) воспитательные: – воспитание внимания к поэтическому слову;

– привитие любви к русской поэзии.

Ход урока.

1. Беседа учителя.

Наш урок будет посвящён анализу стихотворения К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» (1894). Мы узнаем о личности поэта, о его творчестве, попытаемся понять суть поэтического символизма.

Читайте также:  Человеческая комедия – краткое содержание сборника Бальзака

Посмотрите на доску. Здесь записаны годы жизни поэта: 1867-1942.

-Назовите тот период в русской литературе, когда начался творческий путь поэта.

( Это рубеж веков, серебряный век русской поэзии).

– Как можно охарактеризовать это время?

(Это «усталое» время. Кризисное время, ощущение приближающегося конца света).

– В литературе возникает множество направлений: акмеизм, футуризм, символизм. Давайте попробуем подробнее остановиться на символизме, так как К. Бальмонт был прежде всего поэтом-символистом. Вспомните и назовите основные принципы символизма.

Основные принципы символизма.

– Основная поэтическая категория – символ.

– Особая музыкальность стиха.

– «Я» – в центре всего (эгоцентризм).

– Поэзия символизма – выражение души поэта.

– Возможно, то, что мы вспомнили, поможет нам в ходе анализа стихотворения глубже проникнуть в его смысл. А теперь обратимся к биографии.

( Ученик делает сообщение для класса).

– Остановимся коротко на основных чертах поэтики Бальмонта, отмеченных исследователями творчества поэта.

– Важность впечатления, ощущения, чувства, испытываемого в определённый момент.

– Ведущая тема – тема света, тема постоянного движения.

2.- А теперь обратимся к самой поэзии Бальмонта. Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.

Учитель читает стихотворение.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уже ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

– Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

( Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)

– Какие картины возникли в вашем воображении?

(Закат солнца. Высокая башня….)

-Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили?

-Посчитайте, сколько раз они встречаются? ( 10 раз в двадцати строчках).

– Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует?

(Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)

– В тексте много глаголов( входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.

– Ещё какие-то особенности вы заметили?

(Часто употребляется личное местоимение «я»).

– Посчитайте, сколько раз. ( 11 раз в 20 строчках).

-нненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» – основа стихотворения.

– Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).

– Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? ( С переносным).

– Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.

3. Лингвистический анализ текста.

– С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).

– А кто подразумевается под «Я»?

(Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)

– Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?

( Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).

– Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.

– «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?

( Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)

– Далее метафора развёртывается «Уходящие тени погасавшего дня»… Это день?

(День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

– Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).

– Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.

– А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»?

(Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали…

– В каком значении употребляют двойной союз?

(В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).

– Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта – они яснее.

… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

– Прокомментируйте эти строки.

(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)

– Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.

Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?

4) Чтение стихотворения учащимся.

– Изменилось ли ваше восприятие текста после анализа? Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте?

(Восприятие изменилось. Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим собой.

– Религиозный смысл. Возвеличивается божественное начало, которое противопоставляется уснувшей Земле.

– Философский смысл. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни.

– Поэтический смысл. Тема поэта и поэзии.

– Закончить разговор о я бы хотела словами м. Цветаевой: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала – Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было».

5) Написание мини-сочинений.

Задание. Предлагаю вам на выбор 3 темы для сочинения. Обдумайте их и выберите ту, которая кажется вам ближе, интереснее, понятнее.

1. Лирический герой в стихотворении К. Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…»

2. Мечта и реальность в стихотворении К. Бальмонта.

3. Как изменилось моё восприятие текста, после повторного прочтения.

Презентация на тему Анализ стихотворения К.Бальмонта “Я Мечтою ловил уходящие тени”

Презентация на тему Анализ стихотворения К.Бальмонта “Я Мечтою ловил уходящие тени” из раздела Литература. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

  • Главная
  • Литература
  • Анализ стихотворения К.Бальмонта “Я Мечтою ловил уходящие тени”

Слайды и текст этой презентации

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ К.Д.БАЛЬМОНТА «Я МЕЧТОЮ ЛОВИЛ УХОДЯЩИЕ ТЕНИ…»

Урок литературы в 11 классе

Какое впечатление производит стихотворение? Составьте свой ассоциативный ряд

одухотворенность,
возвышенность,
свобода,
парение,
движение вверх.

Можно ли «мечтой ловить уходящие тени»? В чем смысл поэтического творчества?

1 группа:
Произведите звуковой анализ стихотворения. Какие звуки повторяются? Какова роль аллитераций и ассонансов в ритмической организации стиха и создании настроения?
2 группа:
Найдите все виды повторов (лексические, анафоры, эпифоры, подхваты). Их роль в организации ритмического строя стиха и раскрытии смысла движения. Сколько раз и почему повторяется местоимение Я ?
3 группа:
Проанализируйте композицию стихотворения. Определите вид композиции и ее роль в понимании смысла произведения.
4 группа:
Проанализируйте основные образы стихотворения: башня, погасавший день, уходящие тени, Небо, Земля, горы, вершины, сияние, отуманенный взор, мечта, светила, сильнее сверкали.
5 группа:
Какие поэтические традиции символизма развивает Бальмонт в стихотворении? Выделите основные принципы символизма и сделайте вывод о соответствии этого стихотворения программе символистов

Аллитерации [а], [о], [у]
Ассонансы [с], [з], [д], [ш]
Делают речь более благозвучной, поддерживают ритмическую организацию стиха, интонация становится более четкой, утвердительной, создается впечатление шуршания, шелеста шагов, шепота, таинственности, цикличное движение, постоянное, непрерывное.

Лексические повторы: уходящие тени, дрожали ступени, вокруг рисовались, сильнее раздавались, ночь наступила, дневное светило. Повторяются ключевые, самые значимые слов и образы.
Эпифоры создают рифму и ритм:
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Анафоры передают быстрое безостановочное движение: и, чем, тем.
Подхваты придают музыкальное звучание стихотворению.
В центре поэтическое Я автора. Подчеркивается субъективный взгляд на мир, взгляд поэта единственный, центральный, главный

Кольцевая композиция создает впечатление законченности, циклического движения, представляет восхождение как вечный процесс.

Башня – высота, путь, высокое устремление, романтический средневековый образ;
погасавший день – мир, погружающийся во тьму, отсутствие света;
уходящие тени – прошлое, мечты;
Небо, Земля – космические начала жизни, между ними – поэт;
горы дремлющие – вершины мудрости, но до поэта их никто не видел,
вершины – чем выше удаленность от реального мира, тем ясней становятся мечты, идеал;
отуманенный взор – неясность до конца, но предчувствие истины;
мечта – поэтическое вдохновение;
светила, сияние, сильнее сверкали – тема света – основная в творчестве символистов(свет истины).

многозначность символа;
музыкальность стиха (звукопись);
поэтическое Я в центре всего; «двоемирие» (Небо-Земля, обыденность – мечта);
выражение движений души поэта – основа поэзии.

Смысл произведения – возвеличивание небесного начала в противовес земному.
Назначение человека – возвыситься над обыденностью, приблизиться к совершенству
Поэт – посланец свыше. Он знает больше, чем другие, способен подняться выше и видеть больше, приблизиться к идеалу. Назначение поэта – приблизить обыденный мир к идеалу, истине
Путь к истине сложен и неоднозначен, для поэта возможен только через творчество, т.е. преобразование реальности в своем воображении.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лебедь Бальмонта

Домашнее задание Напишите сочинение-миниатюру по одной из тем

Лирический герой стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»
Мечта и реальность в стихотворении Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»
Мое восприятие стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Урок – практикум. К. Бальмонт «Сонет» (интерпретация)

Данная работа- это лексический и художественный, смысловой анализ стихотворения К. Бальмонта “Сонет”

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_-_praktikum._k._balmont_sonet_interpretatsiya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок – практикум. К. Бальмонт «Сонет» (интерпретация).

Цели: написать сочинение (интерпретацию) – анализ, отразить в работе ценности формы данного стихотворения, передать чувственное восприятие мира символом поэта.

(это второй урок после семинара по теме: «Поэзия как волшебство» (Константин Бальмонт).

Оборудование: 1) Портреты разных периодов К. Бальмонта

2) распечатано задание, «Сонет».

I. Вступление. При работе над анализом сонета Бальмонта предлагается обратить внимание на «подсказку – ориентир логики работы».

  1. Л. Григорьев, писатель, критик, пишет о Бальмонте: «Поэт, импрессионист, отображал не окружающий мир, а лишь своё субъективное впечатление от него.

Его задача – воссоздание потока мгновенных ощущений и раздумий.

  1. Поклонялся ли поэт жизни?
  2. Отражается ли в «Сонете» умение запечатлеть уходящее мгновение, изменчивость чувств?
  3. Как особенность жанра, художественное своеобразие помогают поэту?

Я не из тех, чьё имя легион,

Я не из царства духов безымянных.

Пройдя пути среди равнин туманных,

Я увидал безбрежный небосклон.

В моих зрачках — лишь мне понятный сон,

В них мир видений зыбких и обманных,

Таких же без конца непостоянных,

Как дымка, что скрывает горный склон.

Ты думаешь, что в тающих покровах

Застыл едва один-другой утёс?

Гляди: покров раскрыт дыханьем гроз.

И в цепи гор, для глаза вечно-новых,

Как глетчер, я снега туда вознёс,

Откуда виден мир в своих основах!

Контрольная работа ученика 11 класса Банадысева Дениса.

Лексический и художественный, смысловой анализ стихотворения К. Бальмонт «Сонет»

Сонет Бальмонта можно понять по разному, с одной стороны это вереница чувств и раздумий, читающихся на одном дыхании, оставляющая после себя впечатление непостоянства и изменчивости окружающего мира, ведущая к обширному пониманию скрытых в «тающих покровах» основ мира.

Бальмонт в своем стихотворении играет роль скитальца в своих собственных мыслях и снах. Он преподносит представление о мире, как о сне, в котором, мир видений зыбких и обманных, однако в этой ложной реальности писатель хочет довести главное.

Таких же без конца непостоянных

Как дымка, что скрывает горный склон.

Горный склон и представляется нам, как основа мира, скрытая за множеством зыбких, непостоянных видений, сбивающих с истинного пути. Бальмонт пытается развеять эти видения и показать читателям правду, такую, какая она есть в его понимании.

И в цепи гор, для глаза вечно – новых,

Как глетчер, я снега туда вознёс,

Откуда виден мир в своих основах!

С другой стороны, писатель показывает нам свой путь в литературном творчестве. Показывает он этот путь в виде символов, которые довольно трудно понять. как воплощение реальности в сонете он представляет только себя, предлагая нам прочувствовать его путь прочитав поток этих мгновенных ощущений и раздумий.

В моём понимании его символы расшифровываются, как его собственное понимание и ощущение мира, но также их можно понять, как путь поэта, ищущего себя в литературном творчестве. Давайте разберемся:

Я не из тех, чьё имя легион,

Я не из царства духов безымянных.

Пройдя пути среди равнин туманных,

Я видал безбрежный небосклон.

Это четверостишие можно понять, как попытку Бальмонта отделить себя от основной массы людей – легиона, безымянных духов, ничего из себя не представляющих ( литературном плане) и ступить на литературный простор. Равнины туманные – так воспринимается литература обычным читателем, она кроет в себе много загадок, особенно в символизме, также и Бальмонт, скитаясь по этим равнинам наконец-таки находит свой «безбрежный небосклон».

В моих зрачках — лишь мне понятный сон,

В них мир видений зыбких и обманных,

Таких же без конца непостоянных,

Как дымка, что скрывает горный склон.

Здесь же писатель хотел сказать, что он видит мир по-своему. Где обычные люди видят правду – он видит лишь ложь, обман, фальшь.

Ты думаешь, что в тающих покровах

Застыл едва один-другой утёс?

Гляди: покров раскрыт дыханьем гроз.

Бальмонта посещает мысль, озарение, и он пытается донести свое понимание, свои мысли и чувства до читателей, до окружающих людей, до легиона, от которого он себя отделил.

И в цепи гор, для глаза вечно-новых,

Как глетчер, я снега туда вознёс,

Откуда виден мир в своих основах!

В конце концов Бальмонт решается открыть окружающим, всему миру символизм во всей красе и пролить свет на то, что оставалось в тени и было не замечено.

Подведем итоги. Сонет Бальмонта каждый человек поймёт по-своему, каждый найдёт в нём что-то своё., новый скрытый смысл, такие произведения вечны и найдут своих ценителей в любые времена, оставаясь всегда актуальными, а данный анализ – лишь моё восприятие, смысл, который увидел в нем я, и это восприятие – одно из многих, можно сказать – трактовок данного сонета.

Немного о жанре – сонет имеет твердую рамочную форму – четырнадцать строк, из которых два первых четверостишия носят название «катрены», а два трехстишия, идущие за ними – «терцеты». Данный жанр написания возник и популяризовался в Западной Европе.

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 15.10.2015 2015-10-15

Статья просмотрена: 13632 раза

Библиографическое описание:

Егорова, А. В. Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» / А. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 593-595. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22621/ (дата обращения: 07.01.2021).

Стихотворение К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» появилось в 1902 году, на рубеже XIX и XX веков. В литературоведении этот период принято именовать «серебряным веком». Серебряный век породил существенные изменения в структуре литературного искусства: именно в это время появляются новые течения, в том числе и символизм.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х годов, которое сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений [7]. В рамках этого направления, будучи старшим символистом, развивался и творил К. Д. Бальмонт. Одной из составляющих художественной картины мира К. Бальмонта является обращение к природным стихиям, стремление передавать их в символах.

Многие поэты обращались к литературной критике К. Бальмонта: В. Брюсов, М. Цветаева, И. Анненский, З. Гиппиус. Такие литературоведы, как Н. Банников, Л. Озеров занимались изучением его творчества ещё при жизни. Однако, и сегодня, спустя более ста лет, исследования творчества поэта актуальны для литературоведения. Одной из современных тем исследования творчества К. Бальмонта является изучение образа солнца как центрального в его поэзии.

В мировой культуре солнце понимается, в первую очередь, как основная созидательная сила и как центр, сердце, средоточие интуитивного знания, сила чувства и веры, способность ощущать и силу воображения. В языческих верованиях мира солнце воспринимается как верховное божество, как воплощение его всепроникающей власти. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Являясь источником света, солнце символизирует разум и знания. Солнце символизирует жизнь и смерть, а также обновление жизни через смерть. В христианском образном мире восходящее Солнце является символом бессмертия и воскресения [5].

Особый интерес к образу солнца возник на рубеже XIX—XX веков. Тема солнца привлекла А. Белого («Золото в лазури», 1904), М. Горького («Дети солнца», 1905), В. Иванова («Солнце-сердце», 1905–1907), В. В. Маяковского («Солнце», 1923), А. Крученых («Победа над солнцем», 1913) и др.

Своеобразным солнцем символизма, созидающей его силой, было и творчество К. Бальмонта. В. Брюсов высказывался о нём так: «Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила…» [8, с. 9]. Для К. Бальмонта поэзия, в целом, представляла собой утонченный способ для выражения чувств и мыслей. Его произведения — это, буквально, богатейшая копилка переменчивых чувств, настроений, «радужная игра» красок мира, поэтому неудивительно, что они настраивают читателя на волну сопереживания, восприятия всей красоты мира.

Как было отмечено ранее, идеалом красоты мира для поэта является солнце, ему посвящено немало возвышенных строк. Бальмонт писал: «Ход вещей этого мира предопределён Солнцем, и ещё в младенческие свои дни я доверчиво предал свой дух этому Высокому Светильнику…» [1, с. 459]. Уже во многих названиях поэтических сборников Бальмонта прослеживается образ солнца: «Будем как солнце. Книга символов» (1903), «Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917, 1921), «Солнечная пряжа. Изборник» (1890–1918), «Светослужение» (1937).

В цикле «Будем как солнце…» 26 стихотворений, в восьми из которых встречается образ солнца: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце», «Будем как солнце! Забудем о том», «Воздушный храм», «Голос заката», «Рассвет», «Гимн огню», «Двойная жизнь», «С морского дна», «Завет бытия». Но центральным, неслучайно поставленным первым, стихотворением этого сборника, своеобразным дифирамбом солнцу и поэтическим манифестом творчества поэта является стихотворение «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» [6].

Эпиграфом к данному стихотворению служат слова древнегреческого философа Анаксагора [2, с. 10]. Это изречение в качестве анафоры встречается в стихотворении дважды: в первой и последней строфах. Перед Анаксагором открылось величество Вселенной, вобравшей в себя все закономерности жизни, где малое и великое равноценны. У Бальмонта эта космическая стройность воплощена в образе Солнца.

В многозвучной поэзии К. Бальмонта заключается торжество впечатлений, наслаждение от созерцания природных богатств, многоцветье тонких ощущений, сменявшихся зыблющимися душевными состояниями. Лирический герой Бальмонта счастлив, что пришёл в этот мир. Ему дан шанс созерцать «солнце и выси гор», «море и пышный цвет долин». У него есть шанс не просто восхищаться красотой земли, он способен ее воспевать. Таким образом, он служит главному источнику жизни, которым является солнце. Он творит и славит бескрайний мир и этот прекрасный мир принадлежит ему:

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин. [3, с.125]

Солнце в христианской символике является воплощением бессмертия и возрождения. Лирический герой страдал, но «победил холодное забвение», в котором не было солнечного света и тепла. «Холодное забвение» здесь поиск смысла жизни, один из лейтмотивов в творчестве Бальмонта [6]. Для героя Солнце стало источником очищения духа и путем к совершенной жизни, прозрения. Создав свою мечту, герой словно ожил — им разгадан непостижимый замысел мироздания. Человек существует только в данное мгновение, в нем выявляется вся полнота его бытия. Теперь он готов воспевать каждый прожитый миг, ибо в нем истина:

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту свою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою. [3, с.125]

Страдания, трудный поиск истины пробудили мечту лирического героя. Обретя истину, он отдается каждому мгновению и живет в нем в своем творчестве.

В статье «Солнечная сила» Бальмонт писал: «Солнце — гений превращения. И самое, быть может, красивое в Солнце то, что оно умеет ярко говорить через других» [1, с.460]. Как высшая сила, Солнце является источником поэтического вдохновения. Разгадав великий замысел бытия, герой словно перерождается — он посланец солнца в земной мир. Теперь, когда певец свободен от страданий, он осознает мощь и значимость своего слова. Герой рад своему возрождению. Он не желает останавливаться на пути к большему самопознанию, идет все выше и выше и ему нет равных в «певучей силе»:

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то.

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто. [3, с.125]

Солнце служит символом цикла человеческой жизни. Лирический герой не огорчается уходу солнца, его не страшит ночная тьма. Певец считает, что восхвалять в своих песнях солнце — его жизненное предназначение. Он поет для солнца даже «в предсмертный час». Он знает, что настанет новый день и возникнет новая жизнь. «Всякое разрушение ведёт лишь к новому творчеству» [1, с. 460], — писал Бальмонт. Лирический герой понимает, что человек часть безграничного мироздания, в нём сокрыта солнечная сила: из её сочетаний добра и зла он извлекает свою мысль и мечту, создаёт гармонию из хаоса [1, с. 456]. И даже если символ жизни погаснет, и Вселенная в привычном образе перестанет существовать, Певец сможет возродить мир собственным творчеством, полным энергии, чистоты и света.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь. Я буду петь о Солнце

В предсмертный час! [3, с.125]

Таким образом, стихотворение К. Д. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» раскрывает лирическое сознание поэта, важной частью которого является поиск человеческого предназначения, его места во Вселенной и, главное, смысла жизни.

К. Бальмонту удавалось угадывать истинную сущность каждого мгновения, он понимал, что от «самого ничтожного есть переход к самому великому» [4]. В данном стихотворении образ солнца как символ жизни и истинного знания помогает осуществить лирическому герою этот переход. Эти мгновения присутствуют в жизни каждого человека. Именно на это поэт хотел обратить внимание читателей.

Солнце является главным символом многих стихотворений поэта. Этот образ в творчестве Бальмонта во многом соответствует мировому символическому пониманию солнца, в первую очередь, как источника разума, цикла человеческой жизни и возрождения. Солнечная сила представляется как прозрение и вдохновение, что является важным для автора.

Образ, созданный Бальмонтом, ориентирован не столько на земное восприятие дневного светила, сколько на понимание высшей созидательной силы. Символ направлен в просторы космоса, в вечность. Солнце может видеть всю Вселенную, оно есть сердце мироздания, с которым связан и сам человек.

Аромат солнца в искусстве символизма

Урок начинается со своеобразного “погружения” — чтения стихотворения К.Бальмонта.

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы,
Все слились в единый хор,
Все сплелись в один узор.

— Так утверждает один из поэтов Серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом? (Высказывания учащихся.)

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробуждённою весной
И смолистою сосной,

Нежно-светлоткаными
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.

— Как вы считаете, какая школа поэтов Серебряного века проявляет значительный интерес к образу солнца? (Символисты.)

— В каких видах искусства заявили о себе символисты? (Музыка, живопись, скульптура, литература.)

Таким образом вы открыли тему урока «Аромат солнца в искусстве символизма». Для исследования вам будут предложены два творца — поэт и живописец. Кто они, вам предлагается определить по высказываниям других людей.

1. “Если сравнивать с птицами, то это великолепный шантэклер, приветствующий день, свет, жизнь”, — сказал о нём Б.Зайцев.

2. А сам он определил свою миссию так: “Я в этот мир пришёл, чтобы видеть солнце”.

3. М.Горький же восторгался: “…Дьявольски интересен и талантлив”.

4. Один из сборников его так и называется «Будем как солнце».

(Константин Бальмонт.)

И эпиграф нашего урока — это цитата “поэта с утренней душой”, как сказал о Бальмонте другой поэт — Александр Блок:

Люди Солнце разлюбили,
Надо к Солнцу их вернуть.

Союзником Бальмонта на нашем уроке будет тот, кого Ромен Роллан назвал “Колумбом душевного покоя”.

Оценка же Максима Горького была проста и лаконична: “Мне… нравится тем, что он меня заставляет задумываться как литератора!”

Но были критики, считавшие художественное творчество его “работой умалишённого”.

И, наконец, он так же, как и Бальмонт, духовные поиски осуществлял через символ.

(Это литовский художник и композитор Микаэлюс Чюрлёнис.)

Таким образом, предмет исследования обозначен: это картины М.Чюрлёниса и К.Бальмонта. Идея сформулирована в вопросе: “Почему в своём духовном поиске художники обратились к образу солнца?”

— А разве в искусстве XIX века поэты, художники, композиторы не обращались к этому образу? (Над этим вопросом ученики работали дома, анализируя стихи Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.)

— Как же изменился мотив солнца в искусстве символистов?

“Вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя, — пишет В.Гаспаров в статье «Поэтика Серебряного века». — Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель? Как можно проще” На уроке мы воспользуемся советом Гаспарова и “прочитаем” картины (с учащимися договариваемся, что, употребляя слово “картина”, осознаём — это репродукции) М.Чюрлёниса «Соната Солнца», представляющие цикл, состоящий из четырёх частей: Анданте, Аллегро, Скерцо, Финал.

М.Чюрлёнис — литовский художник и композитор, который за свою недолгую жизнь написал около 300 картин, многие из которых объединены в циклы: «Знаки зодиака», «Соната моря», «Соната солнца» и другие. Он является основоположником музыкальной живописи, разработав целую науку музыки цвета. Его цикл «Соната Солнца» — результат увлечения художника астрономией:

Анданте — из хаоса появляются солнце, планеты;

Аллегро — рождение Земли;

Скерцо — пышно расцветает жизнь: необыкновенной красоты цветы, деревья, подвесные мосты;

Финал — угасание жизни. Звучит суровое предупреждение человеку: нельзя разрушать гармонию, вечная красота в созидании, а не в разрушении.

После этого ученики работают в группах, пытаясь ответить на главный вопрос урока: “Почему в своём духовном поиске символисты обращаются к Солнцу?”

Класс разделён на четыре группы. Каждой группе предложен свой материал для исследования.

1-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Анданте»
  • К.Бальмонт. «Сонеты Солнца»

2-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Аллегро»
  • К.Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 1.

3-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Солната Солнца. Скерцо»
  • К.Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 3.

4-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Финал»
  • К.Бальмонт. «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»

Учащиеся работают по следующему алгоритму:

— Что объединяет эти произведения?

— Какова роль символа в каждом из них?

— Приведите примеры яркой образности в произведениях.

— Какую формулу жизни отстаивают К.Бальмонт и М.Чюрлёнис?

(Во время работы учащихся звучит музыка из балетов И.Стравинского «Жар-птица» — «Заколдованный сад Кощея» и «Петрушка» — «Русская».)

Творческие отчёты учащихся

— Произведения объединены строгостью формы (соната и сонет); оба — четырёхчастные.

— Музыкальность (чистый небесно-голубой пронзительный цвет в картине и аллитерация сонорных в стихотворении).

— Символ Солнца — символ рождения новой жизни.

— Утверждается формула жизни: жизнь = творчество + красота (“мёд” — творчество; “пчёлы” — жизнь; “солнце” — красота).

— Один символ — Солнце как путеводная звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире.

— Наполнено жизненной энергией (в картине — чёткая композиция; в стихотворении — синтаксический строй: риторические восклицания, использование повелительного наклонения глаголов).

— Созидательный пафос (в стихотворении — через ключевые слова — “создатель”, “податель” и прозрачно-тёплый коричневый цвет в картине).

— Идея: красота обладает спасительной силой. Неслучайно эпиграфом к стихотворению стали слова Ф.М. Достоевского “Красотою мир спасётся!”

— Солнце — символ источника красоты, первооснова жизни.

— Авторская позиция выражена предельно ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь красоту, жизнь, солнце.

— Наполнены произведения торжественной патетикой: в стихотворении через анафору, многократное использование “я” — одиннадцать раз; рефрена “Я буду петь”, а в картине автор обращается к символам “колокол”, “паутина”. Тем самым можно утверждать, что обоих авторов объединяет отторжение “футлярной”, бессолнечной жизни.

Отчёты групп обсуждаются. В результате совместными усилиями создаётся следующая схема.

Ссылка на основную публикацию