Анализ стихотворения Баратынского Чудный град порой сольётся

«Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева

  • Анализ стихотворений
  • Тютчев
  • Неохотно и несмело

Произведение «Неохотно и несмело» было написано в 1849 года., когда Тютчев путешествовал в село Овстуг. Основной темой произведения является предвкушение начала грозы. Для Тютчева это явление было одним из самых любимых. Грозу автор сравнивает с молодостью и беззаботностью. Тютчев умело передал то время перед грозой, когда весь мир стоит в тишине. Главные образы в стихотворении наделены человеческими чертами, например земля, солнце и гроза умеют разговаривать.
Стихотворение состоит из пяти строф, написано с помощью перекрестной рифмовкой при помощи четырехстопного хорея. Для более точного описания процессов в природе Тютчев использует различные художественные средства, например параллелизм, ассонанс. Использование глаголов позволяет передать насыщенность и динамику сюжета в первой части. Во второй части уже нет глаголов, поэтому появляется картина замершей природы, которая ожидает грозу.

Очень богато стихотворение и на цвета. Тютчев использовал множество художественных троп, олицетворений, эпитетов, метафор. Тютчев тонко описал настроение перед грозой, и то, что происходит с природой во время дождя.

И помимо описания природы автор раскрыл философскую идею, которая заключается в цикличности процессов на земле.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Неохотно и несмело.
История создания – произведение было написано в 1849 г., впервые было напечатано в журнале «Киевлянин» за 1850 г.

Тема стихотворения – красота природы, объятой раскатами грома и молниями.

Композиция – Пейзажную зарисовку можно поделить на части по смыслу: рассказ о приближении грома, описание дождя с громом и молнией. Формально стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля».

Эпитеты – «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля».

fokinoschool3

Тема: Анализ лирического произведения. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» Цели: а) образовательная: познакомить с личностью и творчеством поэта, поэтапно формировать умение анализировать и интерпретировать художественный текст. б) развивающая: развивать образное мышление, умение постигать поэтическое слово, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, вкус к поэзии; в ) воспитательная: пробуждать любовь к поэзии, к родному краю, чувство прекрасного, бережное отношение к природе Оборудование: 1. Компьютер. 2. Медиаплеер.

Не то , что мните вы , природа , Не слепок , не бездушный лик , В ней есть душа , в ней есть свобода, В ней есть любовь , в ней есть язык. Ф.И.Тютчев

Ход урока.

1.Организационный момент , приветствие . 2. Подготовка к активному усвоению новых знаний . ВИКТОРИНА. 1) Кому принадлежат строки: —«Зима недаром злится, Прошла её пора…» —«Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя , Грохочет в небе голубом…» —«Чародейкою Зимою Околдован , лес стоит…» —«Есть в осени первоначальной Короткая , но дивная пора…» 2) Вспомним биогафию Ф.И.Тютчева. 1. Где родился поэт? 2. Какое ещё родовое имение Тютчевых вы знаете (под Москвой) ? 3. Какой известный в ту пору поэт был воспитателем юного Тютчева ? 4. В каком университете учился Фёдор Иванович Тютчев? 5. На какой службе Тютчев провёл 22 года за границей ? Учитель: По возвращении в Россию Тютчев приезжает в родной Овстуг и пишет здесь несколько стихотворений. Одно из них – «Неохотно и несмело…» Именно анализ этого лирического произведения станет предметом нашего урока (тема) . Но вначале вспомним необходимые для успешной дальнейшей работы теоретические сведения. — Что такое лирика? — Какие лирические жанры вы знаете? — Чем отличается лирика от прозы? Учитель: Сегодня у нас есть прекрасный повод поговорить о родном Брянском крае в связи с изучением стихотворений нашего земляка Ф.И.Тютчева. Чтобы анализировать стихотворение , необходимо как можно больше узнать и об авторе и об истории создания произведений. С этой целью и посмотрим небольшой фрагмент из фильма о Ф.И.Тютчеве .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

3. Изучение нового материала. Аналитическая беседа: Учитель: Какие чувства вызывает этот фильм, какое настроение? (Настроение радостное , так как испытываешь гордость за свой край и людей , которые жили и живут в нём.) Постановка целей : Учитель: Обратимся к эпиграфу нашего урока .Ф.И.Тютчев Считает природу живой ,говорит о ней , как о человеке… Природа всегда являлась предметом вдохновения для поэтов , ведь в основе лирики лежит чувство. На сегодняшнем уроке мы попробуем провести анализ лирического произведения, чтобы ответить на следующие вопросы: а) каким настроением проникнуто стихотворение; б) какими приёмами пользуется автор для создания образов, картин; в) что хотел сказать поэт своим стихотворением? Чтение и анализ стихотворения «Неохотно и несмело…» (читает подготовленный ученик) Учитель: Какое явление природы является центральным образом этого стихотворения? (гроза) Учитель: Первоначальное название этого стихотворения – «Гроза дорогой». Оно написано по дороге в Овстуг. Учитель: Давайте путём построения образного ряда проследим , какие детали пейзажа рисует автор . 1-я строфа: солнце-поле-туча-земля 2-я строфа: ветер- гром-дождь-нивы-гроза 3-я строфа: туча-молния-пламень 4-я строфа: капли-пыль- раскаты 5-я строфа: солнце- поле- земля. Вопрос: Что мы видим благодаря этому ряду? В стихотворении показаны все признаки грозы: туча, ветер, гром, молния, дождь. Сам пейзаж словно бы остаётся тем же , однако гроза многое в нём изменяет. Учитель: 1-я и 5-я строфы похожи : солнце-поле –земля, но Туча исчезает. Что же она приносит ? (ветер-гром-дождь- гроза –пламень и т.д. ) Учитель: какие чувства у путника вызывает гроза ? (страх и восхищение) 1-й вывод: Образы стихотворения создаются через детали пейзажа . Творческое задание (словесное рисование): опишите словами, какие изменения в природе видит человек, оказавшись в поле во время грозы. (Видит , как ползёт туча , налетает ветер , небо заволакивает свинцовыми облаками, потом всё замирает, дальше видит вспышку молнии, слышит раскаты грома, начинается ливень, бушует стихия медленно затихает, край неба становится светлее, заканчивается дождь , выглядывает солнышко) Учитель : это называется динамика или движение. Перед нами не застывший пейзаж, а целое действо. Мы видим начало грозы , кульминацию , конец . Поэт словно оживляет пейзаж.(Вспомним наш эпиграф) Проблемный вопрос (на умение анализировать материал): — Как поэту удаётся оживить пейзаж, сделать так, чтобы мы видели движение, смену картин ? (Предположения — гипотезы учеников) Учитель : Сегодня мы пробуем анализировать стихотворение , а для этого нужно знать некоторые секреты поэтического мастерства. Секрет первый (разгадываем сами): — какая часть речи обозначает действие, найдите слова этой части речи в стихотворении? (глаголы: смотрит , прогремело , принахмурилась, пробилась , окаймил , летит , взглянуло , потонула) Вывод : для передачи движения поэт в стихотворении использует глаголы . Секрет второй (подсказка учителя) : — Подумайте, зачем автору понадобились односоставные предложения ? — Каков порядок слов в предложениях? Как называется такой приём? Вывод — подсказка: односоставные предложения . С их помощью писатели и поэты очень кратко и точно рисуют место , время действия , пейзаж , обстановку , что помогает создавать эффект быстрой смены картин или эффект движения. Инверсия помогает выделить наиболее важные слова (в конце предложения). МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ: Работа с пейзажем А.Саврасова «Просёлок» и фотографией , на которой изображена гроза. ЗАДАНИЕ: давайте сравним пейзаж живописца, фотопейзаж и пейзажную лирику. Проблемные вопросы : — Что в них общего и чем они отличаются ? — Какой из известных вам видов искусства способен передать движение ? ОТВЕТ : все они изображают грозу , но стихотворение передаёт движение грозы , а на картине и на фотографии мы видим лишь один застывший миг ; более полную картину мы видим в стихотворении Ф.И.Тютчева. Движение способно передать кино . 2 -й вывод: Образы создаются благодаря динамике или движению. Учитель: Мы сравниваем стихотворение с другими видами искусства , но если говорить о стиле художественных произведений , то что является их характерным признаком ? (Наличие образа и средств художественной изобразительности , при помощи которых этот образ создаётся) Аналитическое задание : проследить , при помощи каких средств художественной изобразительности создаёт автор образ грозы. 1-я группа : найти олицетворения Солнце смотрит , взглянуло Побилась молнии струя Земля принахмурилась , потонула 2-я группа : найти эпитеты Смотрит неохотно и несмело Смятенная земля РАБОТА СО СЛОВАРЁМ (универсальные учебные действия) СМЯТЕННАЯ — находящаяся в смятении, волнении 3-я группа: метафора и сравнение Взглянуло исподлобья Синей молнии струя (струя – поток жидкости, света) Летит вихрем (творительный сравнения) Раскаты смелей (сравнительная степень прилагательного) 4-я группа : звукопись Раскаты громовые ( г-р ) Всё сердитей и смелей ( в-с-м ) 5-я группа : цветопись Зеленеющие нивы зеленее Синей молнии струя Пламень белый и летучий И в сияньи потонула…земля 3-й вывод: образный ряд, картина создаётся при помощи средств художественной выразительности 4. Обобщение и систематизация материала ( синтез ). ВОПРОС: какова же основная мысль стихотворения , что хотел сказать своим читателям поэт ? (Природа прекрасна во всех своих проявлениях) Учитель: Анализируя стихотворение, мы выяснили , при помощи каких средств художественной выразительности создаётся картина, художественный образ. Обобщите и дайте полный ответ, какие приёмы использует автор в стихотворении «Неохотно и несмело…» ? Вопрос: Скажите , каким настроением проникнуто это стихотворение? (радости, бодрости) УЧИТЕЛЬ: Ребята , мы с вами на уроке провели большое исследование . Вся наша работа была направлена на то , чтобы научить вас понимать прочитанное , вдумываться в смысл и открывать для себя новый мир , мир поэзии . Всё это – элементы анализа стихотворения . Пока что вы умеете далеко не всё , однако наше занятие – ещё один шаг в овладении умениями анализировать стихотворение. Работа с кадром «Анализ лирического стихотворения» 5. Домашнее задание: опираясь на полученные знания , проанализировать стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья»(стр. 204-206) Рефлексия . — Что вы узнали нового ? — Чему научились ? — Какое настроение у вас в конце урока ?

План урока.

1. Оргмомент: настроение, словарь. Презентация 2. Подготовка к восприятию нового материала: Викторина Тема Теоретические вопросы Фрагмент фильма 3. Усвоение новых знаний: Чтение стихотворения Центральный образ Первое название Приёмы создания образа : — детали пейзажа (образный ряд) — динамика или движение (словесное рисование, секреты поэтического мастерства) — средства художественной выразительности (групповая работа, словарная работа) 4. Обобщение и систематизация материала : Обобщённый вывод о приёмах создания образа. Идея стихотворения. Жанр. 5. Домашнее задание . 6. Рефлексия.

В произведении раскрывается тема красоты природы, объятой громом и молниями. Система образов стихотворения состоит из природных явлений: солнца, молнии, дождя и грозы. В последнем катрене появляется образ земли. За всем, что происходит в природе, наблюдает лирический герой. Это человек, который замечает даже малейшие изменения в окружающем мире. В стихотворении он играет роль созерцателя и рассказчика.

В начале произведения лирический герой рассказывает, как небо только начинают затягивать тучи. Первым их приближение замечает солнце. Кажется, небесное светило не очень радо такому «соседству», ведь поглядывает на поля «неохотно и несмело». Интересно, что в представлении Федора Ивановича хмурится не небо, а земля.

Лирический герой и зеленые нивы ощущают дуновение теплого ветра и вслушиваются в дальние раскаты. С наслаждением они ловят первые дождевые капли. Кажется, нивы предвкушают, что скоро напьются влаги и поэтому становятся еще зеленее.

Стихи третьего катрена посвящены описанию молнии. Она мощным пламенем разрезает тучу, окаймляя ее края. Вместе с молнией усиливается и дождь с грозой. Раскаты, чем-то рассержены, поэтому раздаются все сильнее.

Завершается стихотворение описанием земли. Солнце бросает последний взгляд на поля. Оно недовольно, на что указывает деталь «взглянуло исподлобья». Молния достигает своего апогея, и земля утопает в ее сиянии. Следующие картины бушующей стихии сами вырисовываются в воображении читателя.

Пейзажную зарисовку Ф. И. Тютчев наполнил не только зрительными образами, но и звуковыми, тактильными. Картины природы поражают динамизмом и выразительностью, поэтому произведение занимает достойное место в отечественной литературе.

Образы в стихотворении

Конечно, поэт описывал не только грозу. Без других образов его творение не было бы таким выразительным. В анализе стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело» стоит кратко сказать о том, что центральными образами еще являются солнце и земля. Поэт, используя литературный прием олицетворение, наделяет эти природные явления человеческими качествами.

Небо и земля — это символ связи человека и Вселенной. Если рассматривать стихотворение с этой точки зрения, то тогда они становятся главными героями сюжета. А гроза — это отражение сложных отношений между ними, она показывает противоположность их стихий.

Средства выразительности

Главным инструментом для создания пейзажа являются средства выразительности. При помощи них природа автор показывает, что у каждого природного явления, подобно человеку, есть свой характер и душа. Главную роль играют метафоры – «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «в сиянье потонула вся смятенная земля». Они позволяют очеловечить образы солнца, земли, грома. Эпитеты наполняют пейзаж звуками, цветом, эмоциями: «ветер теплый», «дальный гром», «зеленеющие нивы», «синяя молния», «смятенная земля».

Инструментом для передачи звуков грозы служит также аллитерация. В некоторых стихах нанизаны слова согласным «р»: «и раскаты громовые все сердитей и сильней». Содержание требует от некоторых строк восклицательной интонации. Однако восклицания автор не использовал, видимо, спокойный тон отображает смятение земли, которая замерла в ожидании свежести и влаги.

Анализ стихотворения Баратынского Признание

Анализ стихотворений «Признание» Пушкина и «Признание» Баратынского

Передо мною два произведения с одним и тем же названием: «Признание» Пушкина и «Признание» Баратынского. На первый взгляд, когда прочитаешь единожды, складывается ощущение, что стихи об одном и том же. Однако, при более глубоком изучении прорисовываются образы лирических героев, испытывающих совершенно противоположные чувства.

Сходства обоих стихотворений заключаются в следующем: по характеру оба произведения являются лирической поэзией, по жанру – элегия. В обоих стихотворениях лирические герои выражают их очень откровенно, открывают сокровенные уголки своей души.

Различия стихотворений заключается в том. Что если «Признание» лирического героя Пушкина трогательное. Нежное признание в настоящей любви,

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

то у Баратынского любовь уже прошла

И милый образ твой

И прежние мечтанья;

Безжизненны мои воспоминанья;

В произведениях прослеживается разное отношение лирических героев и к жизни, и к любимой. Так, пушкинский лирический герой – бесконечный романтик, жждующий жизни, любви

Мой ангел, я любви не стою

Но притворитесь! Этот взгляд

Всё может выразить так чудо!

Ах, обмануть меня не трудно!

Я сам обманываться рад!

Любимая для лирического героя Пушкина – «небесное божество»

Я в умилении, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!

Печаль бесплодную рассудком усмири

И не вступай, молю, в напрасный суд

Не властны мы самих себе

И, в молодые наши мечты,

Даём поспешные обеты,

Смешные, может быть, всевидящей судьбе

Его как будто веселит, что некогда любимая будет огорчена

И весть к тебе придёт, но не завидуй нам

Обмена тайных дум не будет между нами

Величие поэта в том, что он умеет создать настроение, создавая художественные образы, может пойти среди читателей своих единомышленников, проникая в сокровенные «уголки души».

Анализ стихотворения Баратынского «Признание»

Молодой поэт вошел в большую литературу как автор элегий, существенно изменивший облик модного в ту пору жанра. Психологическая мотивированность, аналитичность изображения, простота и афористичность стиля — лирическое переживание в изображении Баратынского приобретает точность, убедительность, динамичность.

Заглавие знаменитой элегии 1824 г. высоко оцененной Пушкиным, в состоянии ввести в заблуждение даже современного читателя. Тема откровений лирического «я» касается ситуации после любви, времени угасания когда-то сильного чувства.

Произведение, по форме представляющее эмоциональный монолог, содержит признаки диалогизации. Обосновывая свою позицию и очерчивая жизненные перспективы, говорящий учитывает реакцию героини, чья прямая речь остается за текстом.

Суровый, но искренний герой подтверждает горькие догадки своей слушательницы: в его душе царит «хлад печальный», который сумел погасить «прекрасный огонь» высокого чувства. Грустные перемены не связаны с новыми увлечениями. Они вызваны временем и влиянием «всевидящей» судьбы: вместе со зрелостью жизнь отяготило мучительное «бремя забот», утихомирившее юношеское «волнение страстей».

Метаморфоза, свершившаяся с личностью пылкого влюбленного, вызвала переоценку жизненных ориентиров. Лирический субъект спокойно рассказывает о собственном безрадостном будущем, включая в свои планы женитьбу по расчету. Изображая лаконичную сцену бракосочетания, Баратынский противопоставляет показное стремление следовать обычаям и обман, таящийся в самой сути «связи хладной». В этом эпизоде также проявляется новаторство авторской манеры: поэт разрушает идею любовного треугольника, извлекая из нее чувство, сердцевину интриги.

Картины грядущего представлены в динамике, охватывая значительный временной этап. Неверность клятвам, уроки предательства, брак без «сердечной прихоти» — таковы этапы эмоционального омертвения. Финальным аккордом мрачного прогноза становится забвение, о котором герой просит бывшую возлюбленную.

Фаталистические мотивы усиливаются в концовке. Люди находятся во власти судьбы, и лучший выход для смертных — «безропотно» следовать предначертанному жребию.

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист

Неодобрительная оценка наивных попыток вырваться из-под влияния фатума выражается при помощи эпитетов: «ветрено», «нескромные», «смешные». Она перекликается с темой нарушенных клятв, которая заявлена в зачине, и замыкает кольцо композиции.

Послушать стихотворение Баратынского Признание

Евгений Баратынский — Признание: Стих

Притворной нежности не требуй от меня:
Я сердца моего не скрою хлад печальный.
Ты права, в нем уж нет прекрасного огня
Моей любви первоначальной.
Напрасно я себе на память приводил
И милый образ твой и прежние мечтанья:
Безжизненны мои воспоминанья,
Я клятвы дал, но дал их выше сил.
Я не пленен красавицей другою,
Мечты ревнивые от сердца удали;
Но годы долгие в разлуке протекли,
Но в бурях жизненных развлекся я душою.
Уж ты жила неверной тенью в ней;
Уже к тебе взывал я редко, принужденно,
И пламень мой, слабея постепенно,
Собою сам погас в душе моей.
Верь, жалок я один. Душа любви желает,
Но я любить не буду вновь;
Вновь не забудусь я: вполне упоевает
Нас только первая любовь.

Грущу я; но и грусть минует, знаменуя
Судьбины полную победу надо мной;
Кто знает? мнением сольюся я с толпой;
Подругу, без любви — кто знает? — изберу я.
На брак обдуманный я руку ей подам
И в храме стану рядом с нею,
Невинной, преданной, быть может, лучшим снам,
И назову ее моею;
И весть к тебе придет, но не завидуй нам:
Обмена тайных дум не будет между нами,
Душевным прихотям мы воли не дадим:
Мы не сердца под брачными венцами,
Мы жребии свои соединим.
Прощай! Мы долго шли дорогою одною;
Путь новый я избрал, путь новый избери;
Печаль бесплодную рассудком усмири
И не вступай, молю, в напрасный суд со мною.
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

Анализ стихотворения «Признание» Баратынского

Стихотворение «Признание» Е. А. Баратынский написал в 1824 г. Лирическое произведение, в котором главный герой повествует о своих самых сокровенных чувствах.

История рассказывает о внезапно ушедшей первой любви. Автор пытается разобраться, как же так произошло, что чувства больше нет. Он ищет причины, чтобы объяснить это изменение некогда любимой женщине и самому себе:

«И пламень мой, слабея постепенно,
Собою сам погас в душе моей…»

Стихотворение представляет собой монолог главного героя. Он хочет оставаться искренним, даже если это признание причинит боль обоим. Девушка, которую он раньше любил, напрямую в тексте не присутствует. Но мужчина, зная ее, предугадывает реакцию, и сразу отвечает на все возможные вопросы, к примеру, исключает причину неверности:

«Я не пленен красавицей другою,
Мечты ревнивые от сердца удали…»

Пережив первое в своей жизни настоящее чувство, рассказчик предполагает, что оно же станет последним:

«Но я любить не буду вновь;
Вновь не забудусь я: вполне упоевает
Нас только первая любовь…»

Мужчина вспоминает ушедшую любовь и говорит о том, как искренне старался возродить ее в себе. Сожалеет, что ничего не вышло, уповая на судьбу. Герой уверен, что больше никогда не сможет полюбить всей душой. И предсказывает, что даже найдя себе другую девушку и сочетавшись с ней браком, не сможет уже обрести той прочной связи, которая была с его первой любовью. Потому просит ее не завидовать ему, а идти своим путем.

«Обмена тайных дум не будет между нами,
Душевным прихотям мы воли не дадим…»

В заключении он просит бывшую возлюбленную не спорить с ним и не просить остаться. Он уверен, что воскресить угасшую связь не удастся. Говорит о поспешности юных чувств. И о том что судьба, вероятно, смеется над теми, кто так самоуверен, что сможет сохранить первую любовь на всю жизнь.

Стихотворение написано в жанре элегии, в форме эмоционального монолога.

Для понимания чувств героя достаточно обратить внимание на фразы, которые он использует в своем повествовании: «хлад печальный», погасивший «прекрасный огонь», влияние «всевидящей» судьбы, «бремя забот», появившееся с возрастом, успокоившееся юношеское «волнение страстей» (другая редакция стихотворения представлена ниже после анализа). Рассказывает об изменениям, произошедших вокруг и в его душе, повлиявших и на его чувства.

Лирический герой и его некогда возлюбленная дали друг другу обеты, когда судьба решила проверить их чувства разлукой. И это изменило их, что и хотел показать Баратынский. Для того, чтобы любить по-настоящему и быть вместе, необходимо быть рядом. Даже самые сильные и искренние чувства могут не выдержать расстояния.

Другая редакция

Притворной нежности не требуй от меня,
Я сердца моего не скрою хлад печальной:
Ты права, в нем уж нет прекраснаго огня
Моей любви первоначальной.
Напрасно я себе на память приводил
И милый образ твой и прежних лет мечтанье, —
Безжизненны мои воспоминанья!
Я клятвы дал, но дал их выше сил.

Спокойна будь: я не пленен другою;
Душой моей досель владела ты одна;
Но тенью легкою прошла моя весна:
Под бременем забот я изнемог душою,
Утихнуло волнение страстей,
Промчались дни; без пищи сам собою
Огонь любви погас в душе моей.
Верь, беден я один: любви я знаю цену,
Но сердцем жить не буду вновь,
Вновь не забудусь я! Изменой за измену
Мстит оскорбленная любовь.

Предательства верней узнав науку,
Служа приличию, Фортуне иль судьбе,
Подругу некогда я выберу себе
И без любви решусь отдать ей руку.

В сияющий и полный ликов храм,
Обычаю безчувственно послушной,
Введу ее, и деве простодушной
Я клятву жалкую во мнимой страсти дам…
И весть к тебе придет; но не завидуй нам:
Не насладимся мы взаимностью отрадной,
Сердечной прихоти мы воли не дадим,
Мы не сердца Гимена связью хладной, —
Мы жребий свой один соединим.

Прости, забудь меня; мы вместе шли доныне;
Путь новый избрал я, путь новый избери,
Печаль безплодную разсудком усмири,
Как я, безропотно покорствуя судьбине.
Не властны мы в самих себе
И слишком ветрено в младыя наши лета
Даем нескромные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

Анализ стихотворения Баратынского Признание

Сколь бы ни была сильна любовь, для неё нужно присутствие любимого человека рядом с тобой. Когда он или она рядом, чувство живёт. Ты видишь того, кто тебе неравнодушен, и тебе приятно на душе.

Но длительная разлука может уничтожить чувство. Твоей пары нет рядом, и с тобой одни лишь воспоминания о ней. Образы прошлого со временем стираются, и чувства, связанные с тем, кто был тебе когда-то так дорог, угасают. И нет больше любви. Она умерла, как умирает всё на свете.

Встретив человека, к которому ты был когда-то неравнодушен, ты можешь увидеть, что он изменился. Перед тобой уже совсем другая женщина или другой мужчина. И принять его может оказаться сложнее, потому что изменения могли быть в худшую сторону. Стихотворение Баратынского «Признание» описывает картину угаснувшей любви.

Главных героев двое – мужчина и женщина, которые когда-то были парой. Речь ведётся исключительно от лица мужчины, но ответы женщины подразумеваются сами собой. Это не одиночество человека, и можно предположить, что мысленно главный герой всё ещё с бывшей возлюбленной.

Но в его речи нет надежды на воскрешение чувства. Он сам пытался его пробудить вновь, вспоминая свою женщину и мечтая о светлом будущем вместе с ней. Но то, что раньше было так живо, превратилось в обычные, пустые, безжизненные схемы. Разлука стёрла краски воспоминаний.

И поэтому он говорит ей: ты права, что в моём сердце холод, и что я больше тебя не люблю. Не требуй от меня притворства и тех чувств, которых я не испытываю. Я давал клятвы, но их невозможно исполнить. И жар угас. С этими словами главный герой обращается к невидимой зрителю героине.

В его сердце не живёт другая, поэтому ревновать нет смысла. Но чувство уничтожила коварная разлука. Мысли были заняты другим, возлюбленной рядом не было, и главный герой вспоминал о ней всё реже и реже. Будучи один, он жалок и сам это признаёт, но больше любить он уже не будет. Его устроит брак по расчёту.

Есть грусть, но она пройдет, и судьба сделает своё дело – окончательно разлучит двоих героев. И тому, кто испытывал светлое чувство, но больше не может, станет парой нелюбимая. Это следование мнению толпы, но главного героя устраивает такое решение. Он призывает свою бывшую женщину: избери новый путь, как избрал его я.

В молодости были даны обеты, но они нарушены. Главный герой стал рассудочным и того же просит от героини. Любовь ушла.

Вот такое признание. Да, человек должен быть рядом, чтобы любить его по-настоящему. К чему приводит разлука, видно из стихотворения Баратынского.

Картинка к стихотворению Признание

Популярные темы анализов

События 1825 года стали толчком в тяжелых временах Пушкина. Было восстание декабристов, которое закончилось неудачно. Многих его участников сослали в Сибирь. Среди таких людей оказались и многие друзья писателя. Он даже не знал, что его

Данное стихотворение Велимир Хлебников написал в возрасте тринадцати лет. Вначале он писал совершенно понятные для всех стихотворения, они были просты и незамысловаты. Через некоторое время писателя признали одним из одиозных

В поздний, можно сказать заканчивающийся период творческого пути великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, было создано удивительное произведение «Из Пиндемонти».

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик», написанное в 1940 году, считается одним из ярких произведений военной лирики в творчестве поэта. М.Ю. Лермонтов находится во второй своей ссылке на Кавказе, но в отличие от первой, сейчас он в гуще

В этом стихотворении Есенин описывает свою семейную жизнь со своей последней женой. Писатель говорит, что горячая кровь и холодный расчетливый ум не совместимы вместе. Третья жена Есенина отличалась от всех остальных его женщин.

Раскрытие мотива любовного охлаждения и его связь с темой смерти души в элегии «Признание»

«”Признание” – совершенство. После него никогда не стану печатать своих элегий…»[1].

«Признание» — одна из вершин поэзии Е.А. Баратынского и предмет исследования всех, кто интересовался творчеством этого поэта. В нем в наибольшей степени проявляется его рационализм, своеобразно раскрывается мотив любовного охлаждения, и тема «смерти любви», трансформирующаяся в «смерть души», в нем оригинально представлена.

В стихотворении представлена ситуация расставания лирического героя с возлюбленной. Эта тема часто появлялась в элегиях, и причинами были, в основном, измены возлюбленной. Иногда герой расставался с возлюбленной, надеясь, что расстояние и время заглушат любовь, но все еще продолжал любить. Причиной могла служить и трагическая смерть любимой девушки. Но всегда герой страдал, томился, не находил себе места, обвинял либо судьбу, либо ветреность неблагодарной возлюбленной. В стихотворении «Под небом голубым страны своей родной…» (1826г.) А.С. Пушкина поднимается тема любовного охлаждения самого героя:

Но недоступная черта меж нами есть.

Напрасно чувство возбуждал я:

Из равнодушных уст я слышал смерти весть,

И равнодушно ей внимал я. [2]

Но лирический герой только задается вопросом: «Где муки, где любовь?»[2], но не дает ответа.

У Баратынского та же тема любовного охлаждения раскрывается более подробно:

Притворной нежности не требуй от меня,

Я сердца моего не скрою хлад печальный.

Ты права, в нем уж нет прекрасного огня

Моей любви первоначальной.

Напрасно я себе на память приводил

И милый образ твой и прежние мечтанья:

Безжизненны мои воспоминанья,

Я клятвы дал, но дал их выше сил.[3]

Герой отталкивает бывшую возлюбленную и прямо говорит ей, что любви больше нет. Он не притворяется, не пытается смягчить ситуацию, но при этом он не винит ее ни в чем. С самых первый строк он начинает исследовать ситуацию утраты любви, приведшие к этому причины, свои настоящие чувства, причем с психологической точностью и безжалостностью. Очень тонко подбираются эпитеты: «притворная нежность», «безжизненные воспоминания». Герой понимает, что теперь он абсолютно равнодушен к былой возлюбленной, в нем не осталось даже нежности, заботы, внимания, интереса к тому человеку, который был так любим, так долго жил в сердце, без которого герой, возможно, не представлял своей жизни. Он не ощущает симпатии, теплоты к прошлому, или наоборот тоски, раздражения на прошлое или на близкого в прошлом человека. Чувство его умерло, что доказывают метафоры и эпитеты, используемые автором: в сердце «хлад», воспоминания «безжизненны», «огня любви» больше нет. Последнюю метафору можно соотнести с угасанием и самой духовной жизни («жизнь уподоблялась нити (нить жизни), факелу (факел жизни, светильник жизни, пламенник жизни, а также пламень жизни, огонь жизни)…»[4]). Данное сопоставление позволяет расценивать смерть любви как духовную смерть героя. В его душе только абсолютное равнодушие, но нотки грусти все-таки проскальзывают в его словах. Например, хлад его сердца «печальный», значит он жалеет о потери чувства, образ бывшей возлюбленной для него всё еще «милый», но теплота и близость, придаваемый эпитетом, превращаются в холодную констатацию объективного факта. Он пытался вернуть любовь воспоминаниями, но это напрасные старания. Герой оглядывается назад, но там всё безжизненно, как в пустыне. Он использует несколько стертых метафор («сердца хлад», «огня моей любви»), но они звучат здесь искусственно, как будто автоматически герой их употребляет для того, чтобы объяснить героине ситуацию на ее языке. И даже слова «прекрасного огня моей любви первоначальной» могут быть восприняты как фраза, несобственно-прямая речь героини (они следуют после слов «ты права»).

Герой с самых первых строк кажется бессильным в борьбе за свою любовь. Она исчезла сама по себе, и единственное, что остается ему – это понять, почему так произошло, и смягчить удар, который он наносит некогда дорогому ему человеку. Он анализирует и одновременно объясняет героине:

Я не пленен красавицей другою,

Мечты ревнивые от сердца удали;

Но годы долгие в разлуке протекли.

Но в бурях жизненных развлекся я душою.

Уж ты жила неверной тенью в ней;

Уже к тебе взывал я редко, принужденно,

И пламень мой, слабея постепенно,

Собою сам погас в душе моей.[5]

Причина не в измене, а в естественном ходе жизни. Герой провел много времени вдали от возлюбленной, погруженный в свои дела и проблемы. Он просто о ней стал забывать. Так часто бывает, что вступая в новых жизненный этап, приобретая новых друзей, знакомых, человек забывает о прошлом, теряет интерес к прежним увлечениям, равнодушно читает письма старых друзей, или же просто взрослеет. Разум одерживает победу над чувствами. Романтическое мировоззрение оказывается неприспособленным к жизни. Благородные порывы разбиваются о грубую логику и правила. Реальность учит своим законам, и рациональный ум выходит на первое место. Прежние идеи, интересы, кумиры теряют свою актуальность, и человеку приходится от них отказываться ради благополучия, успеха и просто счастья, неидеального, о котором мечтал всю юность, но реального, разумного.

И здесь лирический герой не винит ни себя, ни героиню, но время и расстояние. В этом заключается оригинальность раскрытия Баратынским мотива любовного охлаждения. Романтического страдания по утраченной или преданной любви герой не испытывает. Он теперь рационально мыслит, а разум всегда уверен, что незачем думать и жалеть о прошлом, нужно жить настоящим и заботиться о будущем. Сердце и душа героя подчинились его уму.

«Образ этого, как будто уже знакомого нам разочарованного героя в “Признании” резко снижен, лишен всякой элегической условности. Не осталось ничего от традиционного “певца”, оплакивающего утрату весны своей: рассказ героя о самом себе реалистически точен и прозаически трезв; разочарованность его не только проявляется в конкретной ситуации, но впервые (после Онегина) выводится из обстоятельств жизни. Перед нами точно зафиксированный процесс охлаждения чувства. Любовь погасла не из-за каких-то романтических причин . Она задушена будничными обстоятельствами будничной жизни»[6] — как точно замечает И. Л. Альми.

Исповедь героя похожа на обыкновенный разговор двух прежде близких людей при встрече. Здесь нет пафоса, нет патетичных фраз, риторических восклицаний. Автор использует всю ту же традиционную метафору погасшего пламени для объяснения утраты чувства, которое было смыслом жизни для души героя, и без которого она погибла, а также словосочетания «в бурях жизненный» для обозначения закономерного потока жизни. В этом стихотворении отсутствует мотив сна, но не один раз используются слова «мечтания», «мечты».

Семенко отмечает, что «близко к значению “сна” и значение слова “мечты”. “Мечты ревнивые от сердца удали”, — говорится в “Признании”. “Любовные мечтанья”, “прежних лет мечтанья”, “мечтанья юные” и т. п. всегда появляются у Баратынского в противопоставлении иллюзорного действительному»[7].

Любовь – иллюзия, новое чувство – тоже, их пламень в душе погас, в сердце холод, а воспоминания безжизненны. Всё это метафорически говорит о духовной смерти героя. В его душе тоска по прошлому, разочарование в любви, и еще равнодушие. Он позволил разуму вести себя, а душе мирно дремать, ни о чем не заботясь. Она устала, она жаждет покоя, и получает его, но вечным, безвременным. И прошлое – иллюзия. От него остались одни разочарования. Все мечты не сбылись, все старания были бесполезны, все порывы ни к чему не привели. Прошлое измотало душу, сделало ее равнодушной ко всему, и даже убило её.

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс

Интересен в стихотворении и образ «неверной тени». Мысль о бывшей любимой живет в душе словно тень, словно легкая дымка проходит сквозь ее сон. Причем тень «неверная». В словаре Даля находим значения:

«Верный, исповедующий истинную веру; | вполне преданный вере своей, верующий безусловно; | сполна кому или чему преданный, неизменный, надежный, на кого можно положиться; | не ложный, правдивый, точный, истинный, подлинный, достоверный»[8].

Лирический герой потерял веру в свою любовь, потерял веру, возможно, и в то, что когда-либо еще увидит ее. Он считал своим долгом сохранить свои чувства к ней, помнить ее, быть ей верным, но жизнь сама навела его на другой путь. Он не хотел ее отпускать, поэтому заставлял себя взывать к ней, поэтому принужденно, без душевного отклика. Он винит себя, что не удержал любви, и уколы совести остались в образе тени бывшей возлюбленной в его душе.

У Пушкина в элегии «Под небом голубым страны своей родной…» также присутствует этот образ:

Где муки, где любовь? Увы! в душе моей

Для бедной, легковерной тени,

Для сладкой памяти невозвратимых дней

Не нахожу ни слез, ни пени. [9]

Здесь также тенью (призраком) является образ возлюбленной, к которой лирический герой больше ничего не испытывает. Но возлюбленная пушкинского героя умерла. Он не чувствует горя, боль утраты, не плачет по покинувшему этот мир человеку. Возлюбленная же героя Баратынского жива. Но жива ли она для самого героя? Возможно, вместе с прошлым, вместе с душой для него умерла и она. Он больше не воспринимает ее как близкого человека. Она навсегда останется для него тенью, «безжизненным воспоминанием».

Герой тяжело переживает свою духовную смерть:

Верь, жалок я один. Душа любви желает,

Но я любить не буду вновь;

Вновь не забудусь я: вполне уповает

Нас только первая любовь.[10]

«Жалким» его делает утрата любви, только любовь даёт полноту ощущения жизни. Он уверен, что любить можно только раз, и это первое чувство настолько сильно, что истощает все душевные силы героя. Больше герой не сможет это пережить, не сможет воскресить свою душу. Он очень категоричен в своих высказываниях. Видно, как его словами управляет разум, как рационализм завладел всеми его суждениями. Перед героиней больше не пылкий юноша, любивший её, но взрослый здравомыслящий человек. Недаром здесь звучат как синонимы «любить» и «забудусь». Последнее слово многозначно:

«Забываться, забыться, о деле, вещи: быть забываему, выходить у кого из памяти. Дело это забылось как-то. | О человеке становиться беспамятным; от дряхлости: выживать из ума; в болезни: быть не при себе, не в памяти; засыпая: дремать»[11].

Герой больше никого не полюбит, то есть он больше не задремлет, не заснет. В этом строчке снова возникает мотив мечтаний. Волшебное, прекрасное чувство, любовь, к которому герой стремился всю свою юность, кажется ему иллюзией. Кроме того, как и в «Разуверении» появляется мотив больного («забыться» как потерять сознание, впасть ненадолго в беспамятство). Но если в «Разуверении» смерть души была для героя болезнью, то в «Признании» возврат любви равен заболеванию. Герой этого стихотворения более трезво мыслит. Трезвость пронизывает все его дальнейший рассуждения:

Грущу я; но и грусть минует, знаменуя

Судьбины полную победу надо мной;

Кто знает? мнением сольюся я с толпой;[12]

Пережив утрату романтических иллюзий, смерть собственной души, угасание своей любви, казавшейся поначалу вечной, герой отдает себя в подчинение судьбе. Он сдается. Он вполне верит, что станет обычным обывателем, частью толпы, изберет тихое, разумное счастье, женится на подходящей ему девушке, не на той, которую любит, а на подходящей, с хорошим приданым и характером. Этот брак будет разумен не только с общественной точки зрения, но теперь и с точки зрения самого героя, ведь он «мнением» сольется «с толпой». Свет считает необходимым обдуманный брак, приносящих материальную пользу. Но супруги не будут в близких отношениях, между ними не будет «обмена тайных дум», который является для героя признаков настоящей любви и настоящей духовной жизни. Свобода в желаниях, неограниченное проявление чувств, принятие их другим человеком — вот то, что поддерживает жизнь души. А ее смерть для автора заключается именно в противоположном образе жизни: скучном, однообразном, закономерном, обывательском. Все порывы души глушатся размышлениями ума. Она дремлет в бездействии и уже ничего не желает. Лирический герой Баратынского не хочет такой жизни, но выбора у него нет. Утрата романтических иллюзий – традиционный этап взросления. Это его судьба, и противиться ей он не в силах. Она одерживает «полную» победу над героем. У него нет ни малейшего права на собственный выбор. Ему остается только идти, не противясь, по течению жизнь как бы в полусне, неосознанно.

Герой не индивидуален в своей судьбе. Его участь ждет многих. Своим решением он губит не только чувства бывшей возлюбленной, но и жизнь его будущей избранницы. Все трое будут несчастны, но для героя это неизбежно, и он не пытается это предотвратить:

Не властны мы в самих себе

И, в молодые наши леты,

Даем поспешные обеты,

Смешные, может быть, всевидящей судьбе.[13]

Стихотворение заканчивается обобщающим выводом – излюбленным приемом Баратынского. Анализ чувств завершен, выявлена закономерность, которую можно применить ко всем людям. Индивидуальные переживания героя, таким образом, становятся общечеловеческими.

Эта элегия – настоящее открытия автора и поистине шедевр. В ней мастерски трансформируется мотив любовного охлаждения. Герой здесь – не романтический герой. Он не страдает, не проклинает судьбу, не терзается непреодолимой страстью. Это обыкновенный человек, бывший романтиком, но повзрослевший, понявший жизнь и ее законы. Причины утраты любви он видит в обычном течении жизни, в обстоятельствах, во времени и расстоянии. Его рационализм убийственен. Он даже не пытается воспротивиться судьбе. У него «способность доходить до конца в самых нелестных представлениях о себе самом, беспощадная трезвость видения»[14] – как замечает Альми. И причина этой трезвости в том, что душа его мертва: она устала, она хочет покоя, она дремлет. Не сумев уберечь, сохранить пламя первой любви, душа героя не способна в то же время полюбить вновь, а жизни без любви для нее не существует. У нее просто нет душевных сил для борьбы с роком, и, в конце концов, она погибает. Герою же остается плыть по течению судьбы, а это значит жить обывательской, обычной жизнью. В этом поэт видит духовную смерть. В предыдущих стихотворениях были описаны симптомы смерти души: равнодушие, разочарование, уныние. Здесь даны последствия.

«Пройдет немало лет, целая историко-литературная эпоха, прежде чем воздействие объективного хода событий на помыслы и поступки людей будет осознано настолько, что смогут быть написаны следующие слова Тургенева: “Обстоятельства нас определяют; они наталкивают нас на ту или другую дорогу, и потом они же нас казнят”[15]. Прежде чем зависимость личности от окружающей среды станет предметом раздумий Герцена, Чернышевского, Добролюбова. Нечего и говорить, что между этими раздумьями и философией ранней лирики Баратынского — дистанция огромного размера. Но в элегиях Баратынского — зачатки того процесса, которому предстоит огромное будущее»[16] — утверждает Фризман.

Примечания:

[1] Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10 т. М.; Л.: .: Изд. АН СССР, 1951. Т.10. С. 78.

[2] Пушкин А.С. Полн. Собр. соч. В 10-ти т. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1950. Т.2. С. 332.

[3] Баратынский Е. А. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Гл. ред. М.Л. Гофман. СПб.: Издание разряда изящной словесности Императорской Академии Наук, 1914. С. 57.

[4] Григорьева А.Д. Поэтическая фразеология Пушкина. М.: Наука, 1969. С. 151.

[5] Баратынский Е. А. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Гл. ред. М.Л. Гофман. СПб.: Издание разряда изящной словесности Императорской Академии Наук, 1914. С. 57.

[6] Альми И.Л. Элегии Е.А. Баратынского 1819-1824 годов. С. 137.

[7] Семенко И.М.. Поэты пушкинской поры. С. 235.

[8] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб.; М.: Изд-во Тип. Товарищества М.О. Вольф, 1903-1909. Т. 1. С. 443.

[9] Пушкин А.С. Полн. Собр. соч. В 10-ти т. Т.2. С. 332.

[10] Баратынский Е. А. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Гл. ред. М.Л. Гофман. Т. 1. С. 57.

[11] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.1. С. 1389.

[12] Баратынский Е. А. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Гл. ред. М.Л. Гофман. С. 57.

[13] Баратынский Е. А. Полн. собр. соч.: В 2 т. / Гл. ред. М.Л. Гофман. С. 58.

[14] Альми И.Л. Элегии Е.А. Баратынского 1819-1824 годов. С. 138.

[15] Тургенев И.С. Полн. Собр. соч. и писем: В. 6 Т. М.; Л., Изд-во АН СССР, 1963, С. 168.

[16] Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. С. 109.

Элегии. Анализ стихотворений «Разуверение», «Признание», «Любовь»

Первые поэтические опыты Е. Баратынского относятся к 1818 г. (в 1819 г. они появляются в печати) – дружеское послание, альбомные стихи, мадригалы. Но своеобразие уже раннего Баратынского проявилось с особой силой в элегии («В этом роде он первенствует», – писал А. Пушкин в 1827 г.). Элегия – это тот жанр, который принес Баратынскому ранний, громкий и заслуженный успех. Так, 2 января 1822 г. Пушкин пишет П.А. Вяземскому: «Каков Баратынский? Признайся, что он превзойдет и Парни и Батюшкова, если впредь зашагает, как шагал до сих пор – ведь 23 года счастливцу!» (Баратынскому шел двадцать второй год, а самому Пушкину не было и 23 лет!) Или 1 сентября 1822 г. в письме к тому же П.А. Вяземскому: «Мне жаль, что ты не вполне ценишь прелестный талант Баратынского. Он более, чем подражатель подражателей, он полон истинной элегической поэзии».

Элегии Баратынского резко отличались от элегий его предшественников: эта склонность к глубокому размышлению, привычка постоянно анализировать и исследовать свои чувства – новое слово в развитии жанра элегии. Едва ли не первым это по достоинству оценил Пушкин: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко». Элегии Баратынского – элегии психологические. И это как бы определило его место в русской поэзии. Баратынский – поэт-лирик, поэт мысли, философ – и в этом своеобразие его элегий.

Традиционные элегические темы даны у Баратынского не в традиционной элегической тональности (разочарованность, тоска по отцветающей юности, сомнение, страдание). Баратынский внес новое как в содержание, так и в строение элегического жанра. Главное для него – движение души, психология переживаний.

Если у некоторых поэтов элегические и трагические мотивы переплетаются, то у Баратынского любовь – иллюзия:

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей:
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь
И не могу предаться вновь
Раз изменившим сновиденьям!
Слепой тоски моей не множь,
Не заводи о прежнем слова
И, друг заботливый, больного
В его дремоте не тревожь!
Я сплю, мне сладко усыпленье;
Забудь бывалые мечты:
В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

«Разуверение», 1821

Для Баратынского любовь – несбывшаяся мечта, то, что не придет никогда («уж я не верую в любовь»). И в этом не недоверие к любимой женщине, а неверие в саму любовь (любовь – сновиденье). В своей элегии Баратынский дает почти все значения слова «сон» (а в русской поэзии XIX в. «сон» и «мечта» почти синонимичны): дремота, сновиденье, подчеркивая, «мне сладко усыпленье». И этот «сладкий сон», поглотив прошлое, способен лирическому герою заменить настоящее. Баратынский прибегает к одному из своих любимых поэтических приемов – отрицательной частице «не»: «я не могу», «не верю», «не верую» – говорит герой о самом себе. «Не искушай», «не множь», «не заводи», «не тревожь» – обращается он к героине. Да и само слово «любовь» сопровождает та же частица «не»:

В душе моей одно волненье,
А не любовь пробудишь ты.

Давно замечено, что в своих «любовных» элегиях «певцом любви» Баратынский никогда не был:

Мы пьем в любви отраву сладкую;
Но все отраву пьем мы в ней,
И платим мы за радость краткую
Ей безвесельем долгих дней.
Огонь любви – огонь живительный,
Все говорят, но что мы зрим?
Опустошает, разрушительный,
Он душу, объятую им.

Это начало элегии Баратынского «Любовь» (1824). То же неверие в силу любви поэт выражает в этом стихотворении с таким неоднозначным названием. Элегия построена на своеобразной антитезе: «радость краткая», но «отрава сладкая». Огонь живит и разрушает душу, любовь – блаженство и страдание, но бывает она лишь в «цветущей младости» (да и то в «златых снах»).

Лирический герой Баратынского не отдается полностью охватившему его чувству. Он не может любить самозабвенно. И элегия «Признание» (1823) – это не признание в любви, а признание в охлаждении чувства:

Притворной нежности не требуй от меня,
Я сердца моего не скрою хлад печальный.
Ты права, в нем уж нет прекрасного огня
Моей любви первоначальной.
Напрасно я себе на память приводил
И милый образ твой, и прежние мечтанья:
Безжизненны мои воспоминанья,
Я клятвы дал, но дал их выше сил.

В стихотворении доминирует антитеза прошлое (любовь – «прекрасный огонь») – настоящее (сердца «хлад печальный»). Прежнее чувство умерло:

И пламень мой, слабея постепенно,
Собою сам погас в душе моей.

Невозможно повторение того, что пережито, и если прошлое не забыто («безжизненны мои воспоминанья»), то скоро и эти мечтанья навсегда исчезнут («напрасно я себе на память приводил»). Любви не вернуть («Вновь забудусь я: вполне упоевает // Нас только первая любовь»). В этом виновата и судьба («но в бурях жизненных развлекся я душою» – своеобразный поэтический парадокс Баратынского). Поэт как бы рисует различные оттенки этого чувства, все стадии охлаждения, переживаемые лирическим героем: «милый образ» сменяют «притворная нежность», вынужденные клятвы:

Но в бурях жизненных развлекся я душою,
Уж ты жила неверной тенью в ней.
И, наконец, безучастно-жестокое:
Прощай! Мы долго шли дорогою одною;
Путь новый я избрал, путь новый избери;
Печаль бесплодную рассудком усмири
И не вступай, молю, в напрасный суд со мною.

Углубление психологического содержания и вкрапление реалистических деталей характерны для элегии Баратынского:

Кто знает? мнением сольюся я с толпой;
Подругу, без любви – кто знает? – изберу я.
На брак обдуманный я руку ей подам
И в храме стану рядом с нею.

Опять любовь – «сон», «мечтания», да и будущая невеста преданна, «быть может, лучшим снам».

И опять негативная частица «не»: «я не скрою», «я не пленен», «любить не буду», «не забудусь я»; то же обращение к героине: «не требуй», «не завидуй», «не вступай». Да и что ждет лирического героя в его «обдуманном» браке:

Обмена тайных дум не будет между нами,
Душевным прихотям мы воли не дадим,
Мы не сердца под бранными венцами –
Мы жребии свои соединим.

Поэт заканчивает элегию четверостишием, которое само по себе составляет целое стихотворение, настолько оно афористично, прекрасно и глубоко:

Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

Но в этих четырех строчках и насмешка над собственной суровостью – только судьбе дано расставить все по своим местам.

Глубокий лиризм, психологическое содержание, анализ душевных переживаний, стремление вырваться из жанровых рамок, оригинальность обратили внимание читателей на эту элегию. Пушкин писал А. Бестужеву (12 января 1824 г.): «Признание» совершенство. После него не стану печатать своих элегий».

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Муза

Человек и «всевидящая судьба», душевная изолированность и непонимание, человек и поиски истины, загадки бытия – все эти вечные темы, затронутые Баратынским в его ранних элегиях, найдут дальнейшее отражение в его позднейшем творчестве. Углубленный анализ чувств – все перипетии, все нюансы душевных переживаний (любовь, вера, измена), этот глубокий психологизм приведет к созданию философской лирики Баратынского.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Е.А. Баратынского:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

«Муза» анализ стихотворения Баратынского по плану кратко – рифма, идея, жанр

Пушкин переживал: «Признание» Баратынского настолько совершенно, что теперь ему стыдно будет печатать свои элегии. Бродский называл «Запустение» Баратынского лучшим стихотворением русской поэзии. В день 220-летия замечательного, но до сих пор не вполне оцененного русского поэта рассказываем о его стихах

Автор Алина Бодрова

19 февраля (2 марта по новому стилю) исполняется 220 лет со дня рождения Евгения Баратынского, одного из лучших русских поэтов XIX века. Дебютировавший в печати несколькими годами позже Пушкина (первая публикация — в 1819 году Первое выступление в печати Пушкина состоялось на пять лет раньше, в 1814 году.) и пришедший в литературу как бы из ниот­куда, после «пажеской катастро­фы» В феврале 1816 года Баратынский вместе с соучениками по Пажескому корпусу в шутку похитил у отца одного из них — камергера Приклонского — 500 рублей и табакерку. Вследствие этого проступка Баратынский был исключен из корпуса с запретом учиться где-либо или вступать в иную службу, кроме солдатской. Несмотря на хлопоты старших родственников, высочайшего прощения не последовало, и в 1818 году Баратынский начал военную службу, поступив рядовым в гвардию., Баратын­ский очень быстро приобрел славу ведущего элегичес­кого поэта, достойного стать наравне с Пушки­ным. Но после заслуженного успеха лирики и поэм первой половины 1820-х годов десяти­летием позже Баратын­ский — как и Пуш­кин — пережил охлажде­ние критики и публики, которое во мно­гом определило и позднейшую репутацию поэта. Несмотря на значи­тельные усилия, предприни­мав­шиеся на рубеже XIX–XX веков русскими символистами (прежде всего Валерием Брюсо­вым) или — в более близкое к нам время — Иосифом Бродским, Баратынский до сих пор занимает в литератур­ном каноне второ­степен­ное место, уступая Пушкину, а затем Лермонтову, Тютчеву и Фету. Оцененный в большей степени исследователями и поэтами, Баратынский остает­ся автором непрочитанным — может быть, из-за необыч­ности своего художест­венного языка, кото­рый сохраняет тесную связь с класси­ческой риторической и поэтической традицией и рассчитан на ее узнавание или комментирова­ние. Тогда за этим ритори­ческим каркасом еще четче проступает то редкое сочетание тонкого чувства и нетривиальной аналити­ческой мысли, изящного ума и философ­ской глубины, которые всегда ценили в Баратын­ском его проницательные читатели.

На примере пяти стихотворений, написанных в разное время, мы попробуем показать, как устроен его поэтический язык и какие эмоциональные и фило­софские смыслы за ним стоят.

Детские годы

Родился 19 февраля 1800 года в небогатой семье дворян, проживавшей в Тамбовской губернии. Его мама Александра Федоровна была фрейлиной, а отец Абрам Андреевич — генерал-адъютантом.


Смотреть галерею Мальчик с раннего детства владел иностранными языками. Французский был принят в доме Баратынских, в 8-летнем возрасте Женя свободно на нем общался. Итальянский познал благодаря своему дяде – итальянцу Боргезе, а немецкий изучал в частном пансионе Петербурга, куда родители отдали его в 1808 году.

В 1810 году отца не стало, и заботы по воспитанию сына мать – умная образованная женщина — полностью взвалила на свои плечи. В 1812 году Евгений поступил в Пажеский корпус города Петербурга. Там с определенной группой товарищей принимал участие в шалостях, закончившихся для него весьма грустно. Одна из них граничила с преступлением (кражей) и стала поводом для исключения юноши из учебного заведения без права поступления на государственную службу, кроме солдатской.

Это позорное происшествие сильно подействовало на 15-летнего Евгения. Молодой человек не раз был готов попрощаться с жизнью. Словно сквозь мрачное стекло, стал смотреть на окружающий мир Евгений Баратынский. Стихи его имели пессимистический настрой, граничащий с душевными терзаниями, пережитыми муками позора.

Баратынский Евгений Абрамович: биография

После исключения Баратынский уехал в Тамбовскую губернию, в деревню к матери. Периодически навещал дядю – адмирала Б. А. Баратынского, проживавшего в Смоленской губернии. Жизнь на сельских просторах полностью пробудила в Евгении стихотворный талант. Рифмованные строки раннего периода были достаточно слабые, но за пару Баратынский приобрел уверенность и собственный индивидуальный стиль.


Смотреть галерею

В 1819 году Евгений Баратынский, стихи которого изучаются школьной программой, был зачислен в Петербургский егерский полк рядовым. Интерес к литературе в этот период побудил его к тому, что молодой автор целенаправленно стал искать знакомство с писателями. Его работы по достоинству оценил Антон Антонович Дельвиг, оказавший значительное влияние на стиль написания Баратынского. Литератор нравственно поддержал юношу, помог в издании собственных произведений и познакомил с такими известными писателями, как Петр Плетнев, Вильгельм Кюхельбекер, Василий Жуковский и Александр Пушкин.

«Я безрассуден – и не диво!» — Евгений Баратынский именно к Дельвигу обращается в этом стихотворении, написанном в 1823 году, где рассказывает о своих сердечных страданиях, а проявлением дружбы с Александром Сергеевичем стала публикация книги «Две повести в стихах», в которую вошли поэмы Баратынского «Бал» и Пушкина «Граф Нулин».

Годы в Финляндии

В 1820 году Баратынский Евгений Абрамович, биография которого вызывает искренний интерес поклонников его творчества, в чине унтер-офицера попал в Нейшлотский полк, базировавшийся в Финляндии. Там он задержался на 5 лет. Жизнь вел спокойную, уединенную. Круг общения составляли пара-тройка офицеров, с которыми он встречался у полкового командира. Этот период, оставивший глубочайшие впечатления в сознании Баратынского, ярко отразился на его поэзии. Суровый край был описан в стихотворениях «Водопад», «Финляндия», «Эда».

В печати периодически стали появляться эпиграммы, мадригалы, элегии и послания Баратынского. Особый успех ему принесла поэма «Пиры», опубликованная в 1820 году. В это время Евгений сблизился с мемуаристом и историком Н. В. Путятой, дружбу с которым сберег до конца своих дней. Николай Васильевич описывал Евгения как худощавого бледного человека, черты которого выражали глубочайшее уныние.

Баратынский Евгений Абрамович: интересные факты

Благодаря ходатайству Путяты в 1824 году Евгению было разрешено приехать в Гельсингфорс (столицу Финляндии). Там он состоял при корпусном штабе генерала Закревского и очень сильно увлекся его женой Аграфеной. Своей музе поэт посвятил множество стихотворных строк («Мне с упоением заметным», «Оправдание», «Нет, обманула вас молва», «Фея», «Бал», «Я безрассуден — и не диво!»). Евгений Баратынский много страдал из-за этой любви. Позже у покорительницы мужских сердец случился роман с А. С. Пушкиным.


Смотреть галерею

Тем временем друзья Баратынского упорно добивались для него присвоения офицерского звания и все время наталкивались на отказ со стороны императора. Причиной этому был независимый характер творчества литератора, его оппозиционные высказывания. Баратынский не был декабристом, но идеи, получившие воплощение в деятельности тайных обществ, полностью овладели его сознанием. Политическая оппозиционность отразилась в эпиграмме на Аракчеева, элегии «Буря», стихотворении «Стансы». Наконец-то в 1825 году Евгений был произведен в офицеры, что дало ему возможность распоряжаться собственной судьбой. Он поселился в Москве, завел семью (женой Евгения Баратынского стала Настасья Львовна Энгельгард) и вскоре вышел в отставку.

«Признание» (1823; 1832–1833)

Притворной нежности не требуй от меня: Я сердца моего не скрою хлад печальной. Ты права, в нем уж нет прекрасного огня Моей любви первоначальной. Напрасно я себе на память приводил И милый образ твой, и прежние мечтанья: Безжизненны мои воспоминанья, Я клятвы дал, но дал их выше сил.

Я не пленен красавицей другою, Мечты ревнивые от сердца удали; Но годы долгие в разлуке протекли, Но в бурях жизненных развлекся я душою. Уж ты жила неверной тенью в ней; Уже к тебе взывал я редко, принужденно, И пламень мой, слабея постепенно, Собою сам погас в душе моей. Верь, жалок я один. Душа любви желает, Но я любить не буду вновь; Вновь не забудусь я: вполне упоевает Нас только первая любовь.

Грущу я; но и грусть минует, знаменуя Судьбины полную победу надо мной: Кто знает? мнением сольюся я с толпой; Подругу, без любви, кто знает? изберу я. На брак обдуманный я руку ей подам И в храме стану рядом с нею Невинной, преданной, быть может, лучшим снам, И назову ее моею, И весть к тебе придет; но не завидуй нам: Обмена тайных дум не будет между нами, Душевным прихотям мы воли не дадим: Мы не сердца под брачными венцами, Мы жребии свои соединим.

Прощай. Мы долго шли дорогою одною: Путь новый я избрал, путь новый избери; Печаль бесплодную рассудком усмири И не вступай, молю, в напрасный суд со мною. Невластны мы в самих себе И, в молодые наши леты, Даем поспешные обеты, Смешные может быть всевидящей судьбе.

«„Признание“ — совершенство. После него никогда не стану печатать своих элегий», — с досадой писал Пушкин Александру Бестужеву, прочитав в «Полярной звезде» за 1824 год новую элегию Баратынского.

В «Признании» Баратынский делал еще более уверенный — по сравнению с «Разуве­рением» — шаг от поэтической условности к психологи­ческой рефлексии, как в днев­нике или романе. Эффект особой достовер­ности придавал стихотворению настоящий антипоэтизм — упоминание о браке без любви, на который лирический герой решается сознательно:

Подругу, без любви, кто знает? изберу я. На брак обдуманный я руку ей подам И в храме стану рядом с нею Невинной, преданной, быть может, лучшим снам, И назову ее моею…

На фоне мелодраматических ожиданий жанра сильным ходом выглядит признание в равноду­шии, неспособности к чувству — и принятие этого как неизбежного, даже естественного (хотя за двадцать лет до того «русские шиллеристы», например Андрей Тургенев, не могли ни смирить­ся с этим равнодушием, ни найти язык для его внутренне убедительного описания).

Без «Признания» были бы невозможны поздней­шие парадоксальные пушкинские стихи о люб­ви — «Под небом голубым страны своей родной…», в котором запечатлено очень похожее впечатление от того, что былое страстное чувство обернулось равнодушием, и «На холмах Грузии…», в котором, наоборот, декларируется сила любовного чувства самого по себе.
Отрывок из фильма «Доживем до понедельника». Режиссер ‎Станислав Ростоцкий. 1968 год

Оседлая жизнь Баратынского

Жизнь его стала однообразной; жена имела неспокойный характер, чем причиняла немало страданий Евгению и повлияла на то, что от него отдалились многие друзья.


Смотреть галерею

Мирная семейная жизнь сгладила в поэте все то мятежное, буйное, что терзало его последние годы. Поэт жил то в столице, то в своем имении (село Мураново), то в Казани, часто ездил в Петербург.

В 1839 году Баратынский познакомился с Лермонтовым Михаилом Юрьевичем. В Москве сошелся с такими писателями, как Н. Ф. Павлов, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, С. А. Соболевский. Итогом первого периода творчества Евгения Баратынского стало опубликованное в 1827 году собрание его стихотворений.

Творчество Баратынского

Разгром декабристского восстания круто изменил общественную жизнь России, что не могло не отразиться на поэзии Баратынского. Темы одиночества, великой скорби, прославление смерти как «разрешения всех цепей» («Смерть», «На что вы, дни», «Последняя смерть», «Недоносок», «К чему невольнику мечтания свободы?») вышли на первый план в его творчестве. В стихотворениях остро ощущаются пессимистические мотивы скорби, тщетности бытия, обреченности искусства, неполноценности человеческой природы, грядущей гибели человечества.


Смотреть галерею

В 1832 году начал публиковаться журнал «Европеец»; одним из активных авторов стал Баратынский. Состоялось всего два выхода издания, после чего журнал был запрещен. Великий русский поэт, лишившийся сильного побуждения к словесным трудам, впал в безысходную щемящую тоску.

В 1835 году было опубликовано второе издание его произведений, казавшееся на тот момент завершением его творческого пути. Последней опубликованной при жизни Баратынского книгой стал сборник «Сумерки» (1842), объединивший стихотворения 1830-1840-х годов и посвященный князю Вяземскому Петру Андреевичу. В нем ярко выражено противоречие исторического прогресса и духовно-эстетической природы человека.

Смысл стихотворения

«Муза» Баратынского — это стихотворение взрослого серьезного человека. К моменту написания произведения у автора уже прошел юношеский максимализм. Он стал понимать свое место в русской литературе и то, чего он может достичь. Когда-то Евгений мечтал стать всемирно известным, но теперь он стал скромнее в своих амбициях. Нельзя сказать, что поэта тревожит чувство безнадежности или он перестал надеяться на успех. Нет, он лишь научился радоваться своему небольшому призванию.

Смысл произведения заключается в осмысленном подведении итогов творческого пути. Поэт честен с собой в рассуждении о том, чего смог достичь, и понимает, что он все-таки не последний человек среди поэтов. Евгений называет свое творчество музой.

При помощи такой аллегории он характеризует собственные произведения. Его работы открыты, просты, в них нашла отражение душа поэта, а в большем он не нуждается.

Главное в творчестве — это выражение собственных мыслей.

Путешествие в Неаполь

С конца 1839 года Баратынский Евгений Абрамович (годы жизни — 1800-1844) с женой и девятью детьми жил в подмосковном имении Мураново, позднее принадлежавшему Тютчевым. Деревенская жизнь нравилась поэту: он с удовольствием занимался хозяйством, не прекращая творческих поисков.

В 1843 году Баратынский Евгений Абрамович, биография которого подходила к концу, отправился за границу со старшими детьми и женой, полгода провел в Париже, встречался с писателями и общественными деятелями Франции. Чтобы познакомить со своей поэзией французов, поэт перевел на родной им язык несколько стихотворений.

В 1844 году Баратынский отправился морем в Неаполь через Марсель. Еще в начале пути он чувствовал недомогание, к тому же врачи предупреждали его о возможности неблагоприятного воздействия знойного климата Италии. По прибытии в Неаполь с супругой Баратынского случился болезненный припадок на нервной почве, который очень сильно подействовал на Евгения Абрамовича. У него резко усилились головные боли, часто его беспокоившие. На следующий день после случившегося – 11 июля 1844 года — Баратынский внезапно скончался.


Смотреть галерею

Тело поэта было перевезено в Петербург и погребено на Лазаревском кладбище, в Александро-Невском монастыре.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и создать образ музы. В тексте есть метафоры – «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет»; эпитеты – «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

Анализ стихотворений«Не позволяй душе лениться» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – тема, год, идея

Анализ стихотворений«Можжевеловый куст» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – тема, идея, история создания

Поэзия Баратынского – поэзия мысли

Как говорил великий русский поэт Александр Пушкин, поэзия Баратынского – это поэзия мысли. Поэт нового времени, романтик со сложным душевным миром, полным горести и скорби, вкладывавший в искусство большую личную страсть, был оригинален, ибо мыслил правильно и независимо. Белинский справедливо полагал, что из всех поэтов — современников Пушкина первое место занимает Баратынский Евгений Абрамович. Творчество его являет собой огромное наследие для современного поколения. После смерти Баратынского наступил длительный период практически полного забвения его произведений. Интерес к творчеству поэта возродился в конце 20 – начале 21 века.

В школьную программу входит стихотворение, которое в 1832 году написал Евгений Баратынский, – «Весна». С неповторимой трепетностью и нежностью автор передает всю необыкновенность прихода весны. Природа под пером Баратынского словно оживает, дышит и поет.

Совершенно противоположное настроение в стихотворении «Где сладкий шепот…». Евгений Баратынский описывает приход зимы, ее леденящий холод, мрачное небо и злой бушующий ветер.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Муза.
История создания – произведение появилось в 1829 г., впервые его напечатали в 1835 г. на страницах «Современника».

Тема стихотворения – муза, вдохновляющая своей простотой.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-описание музы. По смыслу его невозможно разделить на части, ведь строки произведения постепенно раскрывают главное качество музы – ее величавую простоту.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и параллельная ААВВ.

Метафоры – «не ослеплен я музою своею», «влюбленною толпой не побегут», «игра глаз», «поражен бывает мельком свет».

Эпитеты – «блестящий разговор», «спокойная простота», «едкое осужденье», «небрежная хвала».

Ссылка на основную публикацию