Анализ стихотворения Баратынского Чудный град порой сольётся

Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского

“Чудный град порой сольется” – одно из тех новаторских произведений Баратынского, о котором критики отзывались достаточно прохладно. При этом современному читателю оно понятнее, чем человеку 19 века, поскольку поэт был одним и тех, кто опередил свое время. И краткий анализ “Чудный град порой сольется” по плану покажет ученикам 6 класса, в чем именно это проявилось. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения материала и как дополнительное пособие.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Чудный град.

История создания – написано произведение в тот период, когда его автор женился и, собираясь исполнить мечту об уединенной жизни, отказал от дома многим своим друзьям. Созданное в 1829 году, уже в 1830-м оно было опубликовано в “Радуге”.

Тема – прекрасный мир грез и фантазий, который поэт открывает перед своим читателем.

Композиция – двухчастная. В первом четверостишии поэт описывает чудесный мир своего воображения, во второй выражает философскую позицию, говоря о том, что суетная жизнь способна спугнуть вдохновение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета”.

Метафоры“созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты”.

История создания

Евгений Баратынский был личностью сложной и большей частью непонятной своими современниками. У него были особенные взгляды на поэзию, которые делали его произведения новаторскими. И “Чудный град порой сольется” – одно из таких.

История создания этого стиха тесно связана с личной жизнью его автора, который всегда считал, что поэт должен творить в тишине и уединении. Поэтому после женитьбы он исполнил свою мечту о тихой жизни, отказал от дома большинству друзей и стал много писать. В частности, в 1829 году им было создано и это прекрасное произведение. А уже в 1830-м, то есть на следующий год, его опубликовали в “Радуге”.

После публикации поэт получил личную благодарность от Пушкина, который считал, что в произведении выражена идея, волнующая многих творческих людей. Но, к сожалению, Александр Сергеевич был одним из немногих, кто воспринят это произведение с большим восторгом.

Тема стихотворения

Баратынский открывает перед своим читателей мир фантазий, в которые он погружен – это основная тема стихотворения. Таким образом он метафорически делится с читателем своей мечтой о свободной простой жизни.

Но все же не это главная идея произведения: он рассказывает о том, что решение полностью посвятить себя творчеству не всегда осуществимо, ведь обязательно находится какая-то раздражающая мелочь, которая будет отвлекать.

Композиция

Композиционное деление стихотворения “Чудный град порой сольется” несложное – оно состоит из двух частей.

Первая часть – это развернутая метафора. Баратынский открывает читателю мир грез и мечтаний, важный для него самого. А мечтает он о том, чтобы освободиться от светских условностей и быть счастливым. Однако эти мечтания легко развеиваются прикосновением суровой действительности, которая представляется лирическому герою необычайно печальной и мрачной.

Вторая часть также имеет достаточно неоптимистичный посыл: поэт показывает, что стихотворные строки могут исчезнуть из души очень быстро, спугнутые внешними обстоятельствами. Это очень его печалит, но изменить ситуацию человек в любом случае не в силах.

Это произведение трудно однозначно отнести к какому-то жанру, однако в общем случае оно может считаться философской лирикой, поскольку автор поднимает вопросы, важные не только для него. Он говорит о волшебстве, каковым ему представляется творческая энергия, и показывает поэта как ее проводника. По его мнению, именно уединение и тихая жизнь дают человеку возможность почувствовать эту энергию и передать ее словами.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Этот стихотворный размер создает простую мелодическую линию. Перекрестная рифма объединяет строфы не только общей мыслью, но и схематически.

Средства выразительности

Поэзия Баратынского отличается насыщенностью тропами, которые концентрированно содержатся и в таком небольшом произведении, как “Чудный град порой сольется”. Он использовал в нем такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета” .
  • Метафоры – “созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты” .

Выраженные поэтом идеи в полной мере воплотились в реальности: добровольное заточение пошло автору этих строк на пользу не только в творческом, но и в личном плане. Мысли, выраженные в столь совершенной поэтической форме, буквально стали творческим кредо Баратынского.

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист. », «Чудный град порой сольется. »..
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_56_literatura.docx16.81 КБ
urok_56_literatura.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист. », «Чудный град порой сольется. »..

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Введение в тему урока

– Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. И попробовать определить тему нашего урока.

Пробивался сквозь снежок,

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

– О чём эти загадки?

-Нравится ли вам весна? Почему?

– Что вам весной особенно нравится?

– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

– А какое сейчас время года?

– Давай те сравним эти времена года?

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

– Сегодня мы будем читать стихи, посвященные этим временам года. А написал их Евгений Абрамович Баратынский.

4. Работа по теме урока

Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии ( слайд 1 ). Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны ( слайд 2 ). Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк ( слайд 3 ).

Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным ( слайд 4 ). Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «. оригинален, ибо мыслит».

В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел семейное счастье ( слайд 5 ).

В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Алексйндро- Невской лавры ( слайд 6 ).

2) Работа с учебником

Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна. »

– Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)

– Какие приметы весны видит автор? (чистый воздух, ясный небосвод, бегущие ручьи и т.д.).

– Какие звуки помогают понять, что идет весна?

– Какие образные средства использует поэт? (Олицетворение, эпитеты, метафоры «на крыльях ветерка»)

– А какие краски использует автор? (Лазурь, ясен.)

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– на сколько частей можно разделить стихотворение? ( 2 )

– О чём говорится в 1 части ? а во 2 ?

Прослушивание стихотворения «Чудный град порой сольется…»

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге.

Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется..» построено на параллельных образах: образ летучих облаков. чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим от дыханья/посторонней суеты», от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии.

5.Подведение итогов. Рефлексия

-С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

-Что запомнили об авторе?

Стихотворения передают состояние души поэта. Пейзаж и мир поэта сливаются в одно целое.

6.Д/з Подготовить выразительное чтение стихотворений

Анализ стихотворения Баратынского «Чудный град порой сольется»

Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично.

В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского

Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором,

После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение «Чудный град порой сольется», которое было написано в 1830 году.

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».

По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей.

Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.

Дайджест:

Анализ стихотворения Северянина «Град» Между поэтами в начале 20 века принято было устраивать литературные дуэли. Выражались они в том, что один из авторов задавал тему и создавал стихотворение, а другой в рифмованной форме готовил. .

Анализ стихотворения Баратынского «Пироскаф» Совершая длительное европейское путешествие, весной 1844 г. семья Баратынских прибыла в Италию морским путем. Трехдневное плавание прошло удачно, оставив в душе поэта восторженные впечатления. На борту марсельского корабля родилось яркое. .

Анализ стихотворения Баратынского «Осень» Одна из вершин поэтического наследия Баратынского, произведение появилось в начале 1837 г. и было опубликовано в номере пушкинского «Современника», вышедшего в свет после гибели знаменитого издателя, литератора и друга. Художественный. .

Анализ стихотворения Маяковского «К ответу!» Революцию 1917 года Владимир Маяковский воспринимал через призму личных переживаний. Родившись в небогатой семье и рано лишившись отца, будущий поэт в полной мере ощутил правдивость поговорки о том, что в. .

Анализ стихотворения Фета «Если ты любишь, как я, бесконечно…» До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная. .

Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений» В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Оправдание» Современники вспоминают, что Михаил Лермонтов обладал удивительной интуицией, а его стихи указывают на то, что он мог предвидеть будущее. Во всяком случае, в его творческом наследии достаточно много произведений, в. .

Анализ стихотворения Фета «Нет, я не изменял. До старости глубокой…» Поздний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич — девушки, в которую поэт когда-то был влюблен, но разорвал с избранницей отношения ради более выгодного в финансовом отношении. .

Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную. .

Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы» Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе. .

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал посвятить свою жизнь стихосложению. Судьба. .

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все же взяла вверх, поэтому в. .

Анализ стихотворения Блока «Они читают стихи» В 1907 году Александр Блок публикует сборник под названием «Снежная маска», в который вошло стихотворение «Они читают стихи», написано оно было в один из самых сложных периодов жизни поэта, когда. .

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого. .

Анализ стихотворения Мандельштама «Смутно-дышащими листьями» Мир стихом Осипа Мандельштама достаточно мрачен и неприветлив. Отчасти это объясняется тем фактом, что родным городом поэта является Петербург, сырой, холодный и неприветливый. Но именно в северной российской столице Мандельштам. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия» В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который. .

Анализ стихотворения Есенина «Сыпь, гармоника. Скука… Скука» У Сергея Есенина достаточно много любовных стихов, которые он посвящал различным женщинам. Однако не секрет, что в личной жизни поэт не был счастлив. Все три его брака закончились полным крахом. .

Анализ стихотворения Бродского «Любовь» Одной из самых таинственных возлюбленных Иосифа Бродского считается художница Марина Басманова, которую поэт даже считал своей невестой. Однако судьба распорядилась так, что пара рассталась — Марина ушла к другу Бродского. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи. » Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Жалобы турка» Юный Лермонтов не только всесторонне развит, но и активно интересуется политикой. Однако открыто высказывать свои взгляды не решается по той причине, что еще сведи воспоминания о расправе над декабристами. Тем. .

Анализ стихотворения Рубцова «По вечерам» Николай Рубцов не был поэтом-диссидентом, однако не считал нужным скрывать свои взгляды на те вопросы, которые считал для себя важными. Одним из краеугольных камней в его многочисленных дискуссиях с друзьями. .

Анализ стихотворения Северянина «Надрубленная сирень» Поэзия Игоря Северянина обладает одной удивительной особенностью — четко передавать смысл, который автор хотел вложить в каждую конкретную фразу. Это искусство поэт оттачивал годами, признаваясь, что именно «рафинированность ощущений» является. .

Анализ стихотворения Тютчева «Как нас ни угнетай разлука…» Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только. .

Анализ стихотворения Фета «Напрасно. » В 14 лет Афанасий Фет лишился дворянского звания и наследства, из-за чего вынужден был расстаться с мечтами о научной карьере и вскоре ушел на военную службу. В течение многих лет. .

Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик» Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события. .

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая. .

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» Не секрет, что Владимир Маяковский, являясь выходцем из рабочего сословия, очень горячо поддерживал революционные идеи. Однако при всей своей проницательности и резкости суждений поэт в творчестве оставался идеалистом, считая, что. .

Анализ стихотворения Маяковского «Лиличка!» Поэт Владимир Маяковский за свою жизнь пережил немало бурных романов, меняя женщин, словно перчатки. Однако его истинной музой на протяжении долгих лет оставалась Лиля Брик — представительница московской богемы, увлекающаяся. .

Анализ стихотворения Фета «Одинокий дуб» Являясь настоящим королем пейзажной лирики, Афанасий Фет довольно редко затрагивал серьезные философские темы в своем раннем творчестве, так как не испытывал в этом душевной потребности. Однако к середине жизни, когда. .

Анализ стихотворения Маяковского «Небоскреб в разрезе» В 1925 году Владимир Маяковский побывал в США, после чего написал цикл стихотворений под названием «Стихи об Америке» — противоречивый, дерзкий, не лишенный критики и, в то же время содержащий. .

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…» В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт. .

Анализ стихотворения Пушкина «Бесы» Осенью 1830 года Александр Пушкин приехал в Болдино, чтобы уладить все вопросы, связанные со вступлением в права владения имением и подготовиться к предстоящей свадьбе. Однако из-за того, что в Москве. .

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…» Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году. .

Анализ стихотворения Маяковского «Советская азбука» Не секрет, что Владимир Маяковский приветствовал смену власти в России и всячески поддерживал все нововведения, касающиеся улучшения жизни народа. С особым воодушевление поэт воспринял «Декрет об образовании», который давал право. .

Анализ стихотворения Фета «Горячий ключ» Личная трагедия, связанная с гибелью любимой женщины, привнесла в творчество Афанасия Фета черты печали и уныния. Именно поэтому литературоведы четко разделяют произведения этого поэта на два периода, первый из которых. .

Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…» Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно. .

Анализ стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Одно из самых знаменитых лирических стихотворений Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» было создано в 1925 году, и имеет под собой романтическую подоплеку. Посвящено оно первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн. .

Анализ стихотворения Брюсова «Умирающий костер» Валерий Брюсов никогда не считал себя гражданским поэтом, так как привык наблюдать за общественными переменами со стороны. Поэтому он довольно редко позволял себе публичные высказывания относительно того, что ждет его. .

Баратынский чудный град порой сольется главная мысль. «Чудный град порой сольётся» Е

“Чудный град порой сольется” – одно из тех новаторских произведений Баратынского, о котором критики отзывались достаточно прохладно. При этом современному читателю оно понятнее, чем человеку 19 века, поскольку поэт был одним и тех, кто опередил свое время. И краткий анализ “Чудный град порой сольется” по плану покажет ученикам 6 класса, в чем именно это проявилось. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения материала и как дополнительное пособие.

Краткий анализ

История создания – написано произведение в тот период, когда его автор женился и, собираясь исполнить мечту об уединенной жизни, отказал от дома многим своим друзьям. Созданное в 1829 году, уже в 1830-м оно было опубликовано в “Радуге”.

Тема – прекрасный мир грез и фантазий, который поэт открывает перед своим читателем.

Композиция – двухчастная. В первом четверостишии поэт описывает чудесный мир своего воображения, во второй выражает философскую позицию, говоря о том, что суетная жизнь способна спугнуть вдохновение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета” .

Метафоры“созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты” .

История создания

Евгений Баратынский был личностью сложной и большей частью непонятной своими современниками. У него были особенные взгляды на поэзию, которые делали его произведения новаторскими. И “Чудный град порой сольется” – одно из таких.

История создания этого стиха тесно связана с личной жизнью его автора, который всегда считал, что поэт должен творить в тишине и уединении. Поэтому после женитьбы он исполнил свою мечту о тихой жизни, отказал от дома большинству друзей и стал много писать. В частности, в 1829 году им было создано и это прекрасное произведение. А уже в 1830-м, то есть на следующий год, его опубликовали в “Радуге”.

После публикации поэт получил личную благодарность от Пушкина, который считал, что в произведении выражена идея, волнующая многих творческих людей. Но, к сожалению, Александр Сергеевич был одним из немногих, кто воспринят это произведение с большим восторгом.

Тема стихотворения

Баратынский открывает перед своим читателей мир фантазий, в которые он погружен – это основная тема стихотворения. Таким образом он метафорически делится с читателем своей мечтой о свободной простой жизни.

Но все же не это главная идея произведения: он рассказывает о том, что решение полностью посвятить себя творчеству не всегда осуществимо, ведь обязательно находится какая-то раздражающая мелочь, которая будет отвлекать.

Композиция

Композиционное деление стихотворения “Чудный град порой сольется” несложное – оно состоит из двух частей.

Первая часть – это развернутая метафора. Баратынский открывает читателю мир грез и мечтаний, важный для него самого. А мечтает он о том, чтобы освободиться от светских условностей и быть счастливым. Однако эти мечтания легко развеиваются прикосновением суровой действительности, которая представляется лирическому герою необычайно печальной и мрачной.

Вторая часть также имеет достаточно неоптимистичный посыл: поэт показывает, что стихотворные строки могут исчезнуть из души очень быстро, спугнутые внешними обстоятельствами. Это очень его печалит, но изменить ситуацию человек в любом случае не в силах.

Это произведение трудно однозначно отнести к какому-то жанру, однако в общем случае оно может считаться философской лирикой, поскольку автор поднимает вопросы, важные не только для него. Он говорит о волшебстве, каковым ему представляется творческая энергия, и показывает поэта как ее проводника. По его мнению, именно уединение и тихая жизнь дают человеку возможность почувствовать эту энергию и передать ее словами.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Этот стихотворный размер создает простую мелодическую линию. Перекрестная рифма объединяет строфы не только общей мыслью, но и схематически.

Средства выразительности

Поэзия Баратынского отличается насыщенностью тропами, которые концентрированно содержатся и в таком небольшом произведении, как “Чудный град порой сольется”.

Он использовал в нем такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета” .
  • Метафоры – “созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты” .

Выраженные поэтом идеи в полной мере воплотились в реальности: добровольное заточение пошло автору этих строк на пользу не только в творческом, но и в личном плане. Мысли, выраженные в столь совершенной поэтической форме, буквально стали творческим кредо Баратынского.

Данное стихотворение было написано Е.А. Боратынским в 1829 году и имеет свою собственную творческую историю создания.

Как и любое другое лирическое произведение «Чудный град» построено по определенной схеме, а именно по схеме сопоставления образов. Первый из них явно бросается в глаза – это «летучие» облака. Он чудесен, хрупок, нежен. Кажется на первый взгляд, что тема этого стихотворения – это тема природы, однако это не совсем так. Легковесные облака – иными словами олицетворяют собой еще один образ – более емкий и условный – образ поэтического творчества, посещающего поэта. Этот дух настолько неуловим, что каждое постороннее движение может спугнуть его навсегда или на какое-то продолжительное время. Обычная проза жизни только вредит творчеству. Естественно, поэт должен брать вдохновение из окружающих реалий, из своих чувств, но творчество всегда остается творчеством, которое дано не каждому.

Поэт – как проводник этой волшебной энергии творческого полета – в сущности своей обычный человек, который, вдохновившись природой вдали от людской суеты в деревне, создает прекрасные произведения своего ремесла. Именно природа играет ключевую роль в творчестве.

Анализ стихотворения Чудный град порой сольётся по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Родной язык Брюсова

Это восторженное и философское стихотворение. Поэт олицетворяет (и даже обожествляет) родной язык, обращается к нему. Здесь и описание всех противоречивых качеств этого важнейшего для поэта явления.

Анализ стихотворения Анчар Пушкина 9 класс

Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая – мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет

Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может. ». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.

Анализ стихотворения На качелях Фета

Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта.

Является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как и . Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути – идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.

Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение , которое было написано в 1830 году.

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».

По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольётся…»

Цели урока : * совершенствовать навыки выразительного чтения;

* совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Задачи, решаемые на уроке :

Образовательная : дать понятие о «Пушкинской плеяде» в русской литературе, дать представление о лирике Е.А.Баратынского, показать особенности лирики Е.А.Баратынского.

Развивающая : монологическую речь учащихся, мыслительную деятельность учащихся, умение выделять главное, доказывать, анализировать сравнивать.

Воспитательная : воспитывать культуру речи учащихся, прививать любовь к родному языку.

Методические приёмы : рассказ, объяснение учителя, закрепление изученного, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, межпредметные связи – музыка, фотографии.

Оборудование : портрет Е.А.Баратынского, распечатки отрывка из стихотворения Г.Р.Державина «Водопад», магнитофон, аудиокассеты с записями музыки, цветные картинки водопада, два конверта с набором букв для составления слов (групповое задание).

Словарная работа : * элегия * романтический герой

* лирический герой * звукопись (аллитерация)

На доске записано: тема урока, эпиграф (слова Пушкина), слова (термины), с которыми будем работать на уроке, вопросы к стихотворениям, портрет Е.А.Баратынского, домашнее задание на следующий урок. На партах у детей распечатки со стихотворением Г.Р.Державина.

1. Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня мы с вами познакомимся с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским и будем анализировать его стихотворения.

2. Но прежде мы повторим с вами некоторые понятия, с которыми были знакомы ранее, они нам помогут при разборе стихотворений.

(разбор литературных терминов, написанных на доске )

3. Слово учителя о Е.А.Баратынском. Родился годом младше Пушкина. От рождения он был наделён беспокойным, буйным характером, что и отложило свой отпечаток на судьбу и творчество поэта. Был очень дружен с Пушкиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Жуковским. Поэтому его называют поэтом «пушкинской плеяды». Что это значит? (Время, когда жил и творил Пушкин называют Золотым веком русской поэзии, время расцвета, Баратынский был одним из тех поэтов). Баратынский прославился как мастер элегии. Что это? К сожалению, жизнь у Баратынского оборвалась в 44 года, он заболел и умер во время путешествия за границу от лихорадки. Тело его спустя год было перевезено в Санкт-Петербург и перезахоронено.

Пушкин очень высоко ценил творчество Е.А.Баратынского. Использовал строки из его произведений для эпиграфов «Евгения Онегина», «Выстрела» и других.

А в учебнике у нас перед статьёй о Баратынском эпиграф – слова Пушкина о нём: «…Он шёл своей дорогой один и независим». Как вы это понимаете?

4. Ну, а начать знакомство с творчеством Е.А.Баратынского мне хотелось бы с его стихотворения «Муза». Это что или это кто? (вдохновение).

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица не общим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

5. Комментарий учителя. Муза Баратынского отличается прежде всего «лица не общим выраженьем». Эти слова стали крылатыми: так говорят об оригинальной, неповторимой творческой манере человека в искусстве, да и просто в жизни.

6. Ну, а теперь приступаем к изучению стихотворения «Водопад». Выразительное чтение учеником.

7. Мы с вами изучили уже несколько литературных направлений (классицизм, сентиментализм и т.д.). Как выдумаете к какому из литературных направлений можно отнести это стихотворение? (к романтизму) Докажите это.

(В стихотворении дан романтический образ природы: величественная картина водопада, «вершина», неукротимая «непогода», «бездна». Характерный признак романтизма – параллелизм состояния природы и души человека)

* Почему рёв водопада поэт называет «мятежным»?

* Что притягивает поэта к водопаду? Что его взволновало?

* В чём особенности композиции этого стихотворения?

* Как проявляется образ лирического героя в стихотворении?

* Как описан водопад?

«Чудный град порой сольётся…»

* На какие части можно разделить это стихотворение?

* На каком приёме оно построено?

* О какой «посторонней суете» говорится в последней строфе?

* Что несёт гибель поэзии?

9. Элементы сопоставительной характеристики произведений.

Сопоставим стихотворение Е.А.Баратынского с отрывком одноимённого стихотворения Г.Р.Державина (само стихотворение очень большое ()о стихотворения Г.Р.Державинаатынского с орывком одноимённого стихотворения Г.Р.Державинаека в искусстве, да и просто в жизни ).

Учитель читает стихотворение Державина.

Вопрос: что общего в стихотворениях Державина и Баратынского?

Общее: 1) лексика: Державин Баратынский

рёв рёв, ревучей

2) звуковой эффект: шум, рёв водопада

3) общее впечатление величественной картины природы

Вопрос: Чем отличается описание водопада у двух поэтов?

(Образы, созданные Державиным, прежде всего зрительные: картина мощного сверкающего водопада. Его образы создаются метафорами, богатыми красками:: «алмазна гора», «жемчугу бездна и сребра», «синий холм». У Баратынского же восприятие образов преимущественно звуковое: «шуми, шуми», «протяжный вой», «протяжный отзыв», «свищет аквилон», «непогодою ревучей», «рёв мятежный»)

. Кроме того, впечатление усиливает звукопись – аллитерации на шипящие и «р», имитирующие шум водопада, свист ветра («шуми, шуми», «вершины, протяжный», «свищет», «скрыпучей», «рёв мятежный соглашен» и т.п.)

10. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Какой из двух предложенных музыкальных отрывков наиболее точно отражает внутреннее состояние лирического героя стихотворения «Водопад»?

1) Музыка счастья; 2) «Шторм».

11. А теперь поработаем глазами. Книга Державина с изображением водопада (нецветная, простая). Перед вами четыре картинки с изображением водопада. Какая, по вашему мнению, лучше всего подойдёт, чтобы проиллюстрировать «Водопад» Баратынского?

12. Итак, подводя итого анализу данного стихотворения можно сказать, что лирический голос поэта откликается на «мятежный» голос природы. Как любое явление находит отзыв в другом, так взаимный отклик находят друг в друге человек и природа.

13. Выразительное чтение учеником стихотворения «Чудный град порой сольётся…».

14. Работа над стихотворением по вопросам, написанным на доске.

Анализ стихотворения Баратынского “Чудный град порой сольется

Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского

Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором,

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых “чудный град” вдруг неожиданно возникает из “летучих облаков”. Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда “ветр его коснется”, подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении “Чудный град порой сольется” автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, “исчезают от дыханья посторонней суеты”.

По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения “Чудный град порой сольется” выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Баратынского “Муза Поэт Евгений Баратынский был современником Пушкина и поддерживал с ним дружеские отношения. В то время среди литераторов было принято рассматривать свои таланты сквозь призму божественного начала. Это означает, умение красиво.

Анализ стихотворения Лермонтова “Весна В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его.

Анализ стихотворения Маяковского “К ответу Революцию 1917 года Владимир Маяковский воспринимал через призму личных переживаний. Родившись в небогатой семье и рано лишившись отца, будущий поэт в полной мере ощутил правдивость поговорки о том, что в.

Анализ стихотворения Брюсова “Умершим мир! Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к.

Анализ стихотворения Батюшкова “Мой гений В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и.

Анализ стихотворения Фета “Если ты любишь, как я, бесконечно До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная.

Анализ стихотворения Блока “На поле Куликовом Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его.

Анализ стихотворения Тютчева “К. Б. (Я встретил вас – и все былое…) Федор Тютчев был дважды женат и при этом имел продолжительный роман с Еленой Денисьевой, с которой более 15 лет состоял в гражданском браке. Однако история умалчивает о многочисленных любовных увлечениях.

Анализ стихотворения Пушкина “Эхо Вплоть до 19 века русская поэзия носила развлекательный характер. Литераторы того времени сочиняли оды по случаю знаменательных событий и представляли свои стихи на светских раутах, что считалось достаточно модным и.

Анализ стихотворения Северянина “Интродукция Игорь Северянин постоянно вел негласную войну с литературными критиками, которые донимали поэта своими необъективными рецензиями. В том, что его невзлюбили известные журналисты и публицисты, северянин бы отчасти и сам виноват.

Анализ стихотворения Бальмонта “Альбатрос Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных.

Анализ стихотворения Есенина “Я помню, любимая, помню Не секрет, что поэт Сергей Есенин был человеком влюбчивым и достаточно импульсивным. До сих пор ходят споры о том, скольким женщинам за свою недолгую жизнь он успел вскружить голову, и.

Анализ стихотворения Фета “Alter Ego Внутренний мир Афанасия Фета долгое время был закрыт для окружающих. Даже близкие поэта не догадывались о том, что на заре жизни он переживал настоящую душевную драму, связанную с гибелью любимой.

Анализ стихотворения Брюсова “Первый снег Валерий Брюсов с юности увлекался символизмом, поэтому неудивительно, что его первые литературные эксперименты были связаны именно с этим направлением. Позже уверенность в том, что произведения с двойным смыслом представляют несомненную.

Анализ стихотворения Толстого “Волки Ранний период Творчества Алексея Толстого овеян мистикой. Нет, чего-то необычного в карьере молодого камер-юнкера, который открыл в себе писательский талант, не было. Однако свои первые произведения этот автор неизменно выдерживал.

Анализ стихотворения Есенина “Этой грусти теперь не рассыпать Сергей Есенин очень болезненно переживал период своего становления и взросления, считая зрелость синонимом приближающейся старости. Его беспокоило не столько физическое состояние, хотя постоянные запои далеко не самым лучшим образом сказались.

Анализ стихотворения Северянина “Двусмысленная слава В начале 20 века Игорь Северянин снискал для себя славу скандального поэта, который презирает все условности и каноны. Действительно, он вел себя не как типичный литератор, чем шокировал своих собратьев.

Анализ стихотворения Толстого “Против течения Алексей Толстой по своей натуре не был бунтарем, однако его увлечение литературой мало кто одобрял в светском обществе. Виной всему было графское происхождение поэта, который хоть и воспитывался без отца.

Анализ стихотворения Лермонтова “Разлука Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе.

Анализ стихотворения Некрасова “Школьник Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью от того, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в.

Анализ стихотворения Лермонтова “Прощай, немытая Россия В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который.

Анализ стихотворения Маяковского “А все-таки Свой первый поэтический сборник Владимир Маяковский издал в 1913 году, будучи студентом художественного училища. Это событие настолько изменило жизнь молодого поэта, что он искренне стал считать себя гением. Публичные выступления.

Анализ стихотворения Пушкина “Поэт и толпа Пушкин Неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Когда вдали угаснет свет дневной На долю Николая Заболоцкого впало много испытаний, одним из которых стала тюрьма и последующая сибирская ссылка. Однако в 1946 году поэт вернулся в Москву, был восстановлен в Союзе писателей и.

Анализ стихотворения Тютчева “Бессонница О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания.

Анализ стихотворения Тютчева “Цицерон Федору Тютчеву довелось жить в эпоху глобальных мировых изменений, когда общественное сознание перешло на новую ступень развития, породив иные формы взаимоотношений между людьми. Будучи дипломатом, Тютчев мог лично наблюдать, как.

Анализ стихотворения Маяковского “Прозаседавшиеся Владимир Маяковский большинству читателей известен, в первую очередь, как автор гражданской лирики. Тем не менее, в его творчестве достаточно сатирических произведений, которые жестко и метко высмеивают общественные устои. До революции.

Анализ стихотворения Гумилева “Однообразные мелькают История романтических отношений Николая Гумилева и Анны Ахматовой полна взлетов и падений. В ней много радостных страниц, однако еще больше – трагизма, боли и погибших надежд. Гумилев был влюблен в.

Анализ стихотворения Фета “Майская ночь Стихотворение “Майская ночь” , созданное Афанасием Фетом в 1870 году, относится к позднему периоду творчества поэта. К этому времени автор решил полностью завязать с литературой, разорвал отношения с журналом “Современник”.

Анализ стихотворения Фета “Бал В 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак было построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий.

Литература. 6 класс

Конспект урока

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист. », «Чудный град порой сольётся…»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ о жизни и творчестве Е. А. Баратынского;
  • определить роль выразительных средств языка;
  • определить стихотворный размер.

Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге.

Анапест – трёхсложный размер с ударением на третьем слоге.

Дактиль – трёхсложный размер с ударением на первом слоге.

Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе. Иногда автор использует также приём отображения своего внутреннего мира через изображение природы.

Пейзажная лирика – это жанр, нашедший своё воплощение во многих видах искусства, но наиболее ярко он проявлен в живописи, литературе и музыке.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.

  1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. Литература: Учебник 6 класс: часть 1, 2. – 9-е изд. Москва : Просвещение, 2019. 307 с.
  1. Ерёмина О. А. Литература 6 класс: Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В. П. Полухиной и др. Москва : Экзамен, 2008г. 348 с.

Открытые электронные ресурсы:

  1. Баратынский Евгений Абрамович: http://baratynskiy.lit-info.ru/ (Дата обращения: 22.06. 2019);
  2. Музей Мураново: https://muranovo-museum.ru/ru/ (Дата обращения: 22.06. 2019);
  3. К уроку литературы: http://literatura5.narod.ru/ (Дата обращения: 22.06. 2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Баратынский сочинял стихи c детства. «…Я больше всего люблю поэзию. Я очень бы хотел быть автором», – писал он матери в письме. В 1820 году Баратынского переводят по службе в Финляндию. Считается, что здесь он сформировался как поэт-романтик. Он очарован природой Финляндского княжества и пейзажи становятся главной темой его поэзии. Здесь он пишет произведение «Финляндия», одно из лучших своих стихотворений:

Как всё вокруг меня пленяет чудно взор!

Там необъятными водами

Слилося море с небесами;

Тут с каменной горы к нему дремучий бор

Сошёл тяжёлыми стопами,

Сошёл – и смотрится в зерцале гладких вод!

Но не только суровая природа Финляндии очаровала поэта. В 1828 году он пишет удивительное стихотворение о природе русской:

Люблю деревню я и лето:

И говор вод, и тень дубров,

И благовоние цветов;

Какой душе не мило это?

Продолжая любоваться природой, поэт с восторгом описывает родные леса и поля в стихотворении «Где сладкий шёпот…»:

Где сладкий шёпот

В 36 лет Баратынский наследует подмосковное поместье – Мураново. Он поселился там с женой Анастасией Львовной и детьми. Имение полюбилось поэту, и он практически не выезжал оттуда, создавая всё новые и новые поэтические шедевры:

Зима идёт, и тощая земля

В широких лысинах бессилья,

И радостно блиставшие поля

Златыми классами обилья…

Мураново – страна поэта до конца его жизни:

Я помню ясный, чистый пруд;

Под сению берёз ветвистых,

Средь мирных вод его три острова цветут…

Как и многих поэтов, Баратынского вдохновляет смена времён года, особенно наступление весны. В 1815 году в письме к матери он писал, что испытывает великую радость, когда наблюдает за наступлением весны. В стихотворении «Весна, весна! как воздух чист!…» чувство радости с наступлением весны у поэта ярко выражено:

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Наступление весны пробуждает светлые чувства у поэта, душа радуется обновлению природы:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьём она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней.

Это стихотворение – гимн весне, её торжествующему началу.

В другом стихотворении «Чудный град порой сольётся…» поэт наблюдает за облаками. И обращает внимание читателя на то, что таинственный «чудный град», навеянный образами природы может исчезнуть, так как очень лёгок и хрупок, ненадёжен и зыбок:

Чудный град порой сольётся

Из летучих облаков,

Но лишь ветр его коснётся,

Он исчезнет без следов.

Так мгновенные созданья

Исчезают от дыханья

У Баратынского природа тесно связана с человеком, его чувствами, мыслями. В его стихах о природе незримо присутствует лирический герой. Так и в стихотворении «Чудный град порой сольётся…» возникает сравнение с мечтой, которая так же хрупка и растворима, как и природное видение.

Теоретический материал для углублённого изучения

«Из всех поэтов, появившихся вместе с Пушкиным, первое место, бесспорно, принадлежит Баратынскому», – отмечал В. Г. Белинский.

Баратынский много печатался в журнале «Полярная звезда», которую издавали будущие декабристы. И хотя его поэзию К. Рылеев считал излишне романтической, он с удовольствием отдавал поэту страницы своего журнала под публикацию новых стихотворений.

Баратынский родился 19 февраля (2 марта) 1800 года в отцовской усадьбе Мара села Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Отец принадлежал к старинному польскому роду, мать была фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны. Домашнее образование мальчик получил, занимаясь с итальянским гувернёром. С детства знал несколько языков: французский, итальянский, немецкий, русский. Получив начальное домашнее образование, в 1808 году Евгений отправился в частный немецкий пансион. После пансиона он перешёл в самое престижное в то время военно-учебное заведение – Пажеский корпус. Оттуда он часто писал письма матери, в которых говорил о своём непременном желании посвятить жизнь военной службе.

В 19 лет Баратынский поступил простым солдатом в Егерский лейб-гвардии полк. Далее перешёл в Нейшлотский пехотный полк в Финляндии.

В 25 лет ему выхлопотали офицерский чин. В нём он прослужил совсем недолго: ровно через год отказывается от службы и переезжает в столицу.

Там он вскоре обвенчался с Анастасией – любимой дочерью генерал-майора Льва Энгельгардта.

Первое поэтическое произведение было издано в 1819 году. В это же время у поэта в северной столице завязываются творческие отношения с Александром Пушкиным и Антоном Антоновичем Дельвигом.

С лёгкой руки Пушкина Баратынский вошёл в Союз поэтов пушкинской эпохи. К этому союзу также относились поэты, образовавшие блистательное созвездие Северной Лиры: Фёдор Николаевич Глинка, Кондратий Фёдорович Рылеев, Александр Иванович Тургенев, Денис Васильевич Давыдов, и другие.

Пушкинская эпоха – это 1810 – 1830-е годы, «четверть века», отсчитанная самим Пушкиным от даты основания Царскосельского лицея в 1811 году. Пушкинская эпоха впоследствии была названа «золотым веком» русской поэзии.

Первый биограф Пушкина Павел Васильевич Анненков отмечал, что «…три поэта составляли для него плеяду, поставленную им почти вне всякой возможности суда, а ещё менее, какого-либо осуждения: Дельвиг, Баратынский и Языков». Дельвиг был близким другом Пушкина, Баратынский – равным и достойным его соперником в лирических жанрах. Н. М. Языков же – это, в глазах Пушкина, младший поэт с «необыкновенными силами», которому предстоят великие свершения».

Евгений Абрамович прожил непростую жизнь и умер рано, в 44 года. В 19 лет он предсказал свою судьбу: «И, – как узнать? – в стране чужой окончу я свой век унылый». Во время путешествия в Неаполе он заболел и скоропостижно скончался. В 1845 году его тело было перевезено в Петербург. Баратынский похоронен на кладбище в Александро-Невской лавре.

На родине поэта в Тамбовском крае ему установлен памятник.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Вопрос «Какое имение унаследовал Е. А. Баратынский?» и несколько вариантов ответов в виде выпадающего списка:

Нужно вспомнить изученный материал и из представленных ответов выбрать один верный ответ – Мураново, так как Карабиха – имение Н. А. Некрасова, а «Ясная Поляна» – Л. Н. Толстого. Задание основывается на знании биографии поэта.

Формулировка задания предполагает знание изобразительно-выразительные средства.

В списке представлены изобразительно-выразительные средства языка, выделите цветом то из них, которое не используется в стихотворении «Весна, весна! как воздух чист. ».

Нужно быть внимательным и выделить тот троп, который не применяется поэтом в этом стихотворении.

Даются варианты ответов:

Перечитываем стихотворение, анализируем и находим правильный ответ. Необходимо выделить цветом правильный ответ – гипербола.

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Муза
Ссылка на основную публикацию