Анализ стихотворения Баратынского Элегия

Жанр элегии в творчестве Е. Баратынского

Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств

Контрольная работа по русской литературе

Жанр элегии в творчестве Е. Баратынского

Студентка 2 курса

Кандакова Г.А.

Проверил: Л.Н.Тихомирова

Г. Челябинск – 2008 г.

Жанр элегии: особенности развития

Особенности исторической эпохи

Художественные принципы Баратынского Е.А

Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»

Жанр элегии: особенности развития

Начало XIX века. Это время характеризуется направленностью против догматики классицизма, устоявшихся художественных форм и отношения к действительности. Именно в это время поэты и писатели стремятся воплотить образ лирического героя в разнообразных связях с действительностью, отразить сложный внутренний мир человека, его мысли и переживания. Именно в это время возникает новое направление в литературе и искусстве – романтизм, для художественной системы которого главной ценностью является человек и его внутренний мир, взаимосвязь человека с внешним миром.

Особенности исторической эпохи

Е. Баратынского, наряду с такими поэтами, как П. Вяземский, Н. Языков, А. Дельвиг, в истории русской поэзии относят к «поэтам пушкинской поры», поэтам, принявшим новую, пушкинскую художественную систему и давшим ей дальнейшее развитие. Пушкинская пора – это пора воплощения открывшейся сложности духовного богатства человека. Человек ощутил себя носителем высоких и гуманных идей. Чувство свободы, независимости, личного достоинства воодушевляли человека. Исторические события стали просматриваться сквозь призму личного сознания. Это новое сознание и привело к коренной перестройке всей прежней поэтической системы. В это время появляется новый, романтический тип мышления. Поэтому наиболее популярным лирическим жанром в ту пору стала элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустными настроениями.

Элегия – очень динамичный жанр и существенно различается в те или иные исторические эпохи. Кроме того, жанр элегии может быть сразу представлен несколькими жанровыми разновидностями. Так, в начале XIX века – это преимущественно кладбищенская элегия, в 1810 – 1920-е годы начинает господствовать форма унылой элегии (В.А. Жуковский), в то же время существует историческая (или эпическая) элегия (К.Н. Батюшков). К середине 20-х годов уже ощутимо стал проявляться кризис элегического жанра вследствие замкнутости элегического типа сознания, его исключительной сосредоточенности на самом себе. Однако творчество ведущих поэтов эпохи, А. Пушкина и е. Баратынского, показало, что элегия еще не исчерпала всех своих возможностей.

Что же нового привнес Баратынский в жанр элегии? Каковы особенности его элегического жанра? Как творчество данного поэта повлияло на дальнейшее развитие русской поэзии? Вот те вопросы, которые, на наш взгляд, обуславливают актуальность выбранной темы. И именно на эти вопросы мы попытаемся ответить.

Художественные принципы Баратынского Е.А.

Творчество Е. Баратынского – одно из наиболее своеобразных явлений русского романтического движения.

С одной стороны, Баратынский – романтик, поэт нового времени, обнаживший внутренне противоречивый, сложный и раздвоенный душевный мир современного ему человека, отразивший в своем творчестве одиночество этого человека. Ведь глубокие общественные противоречия русской и европейской жизни, приведшие к кризису просветительской мысли и к романтической реакции на нее, не прошли мимо сознания поэта. Но с другой стороны, это поэт, для произведений которого характерны стремление к психологическому раскрытию чувств, философичность. Если для романтиков не свойственно было критиковать чувства с позиций разума, так как они возникают непроизвольно и неподвластны разумной воле человека, то, по мысли Баратынского, движения человеческой души одухотворены, а следовательно, не только разумны, но и поддаются анализу. В отличие от романтиков, он предпочитает правду, добытую разумом, а не «сон» и «мечтательство», которые гибнут при первом же столкновении с реальной жизнью. Лирический герой Баратынского не уходит от действительности в мир сновидений и мечтаний, чаще всего он трезв и холоден, а не страстен.

В раннем творчестве, в элегиях, герой Баратынского не просто выражает свои эмоции, но и анализирует, размышляет; он предстает как человек, полный колебаний, противоречий, внутреннего смятения:

Вам дорог я, твердите вы,

Но лишний пленник вам дороже,

Вам очень мил я, но, увы!

Вам и другие милы тоже…

(«Приманкой ласковых речей…»);

Я полон страстною тоской,

Но не! рассудка не забуду…

(«Мне с упоением заметным…»)

Одной из основных тем его элегий является столкновение лирического героя, полно мечтательных идеалов, с суровой действительностью, с холодным жизненным опытом, который вызывает лишь разочарование:

Обман исчез, нет счастья! и со мной

Одна любовь, одно изнеможенье…

(«Сей поцелуй, дарованный тобой…»)

Герой его поэзии уже не может тешить себя иллюзиями, самообманом. Он смотрит на мир трезво и настороженно.

С другой стороны, еще одной ключевой темой ранней лирики Баратынского можно считать анализ собственной раздвоенности, противоречивости, колебаний:

С тоской на радость я гляжу,

Не для меня ее сиянье,

И я напрасно упованье

В больной душе моей бужу…

Все мнится: счастлив я ошибкой,

И не к лицу веселье мне.

(«Он близок, близок день свиданья…»)

В своей лирике Баратынский склонен также исследовать противоречия жизни и смерти, говорить о свободе выбора и предопределенности. Очень отчетливо звучит в его стихах мысль о том, что способность любить даруется человеку свыше, что Бог наделяет человека страстями:

Безумец! Не она, не вышняя ли воля

Дарует страсти нам? И не ее ли глас

В их гласе слышим мы.

И именно поэтому он доходит в своих размышлениях до оправдания Промысла:

О, тягостна для нас

Жизнь, бьющая могучею волною

И в грани узкие втесненная судьбою.

(«К чему невольнику мечтания свободы. »)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ранняя лирика Е. Баратынского очень личная, психологическая, но в то же время и философская.

Чем же достигается этот синтез лирики и философии? В своем творчестве Баратынский прежде всего ориентируется на смысловую выразительность слова, его содержательность. Отсюда и емкость фраз, глубина метафор и обобщений, которые порой принимают форму афоризмов:

Пусть радости живущим жизнь дарит,

А смерть сама их умереть научит.

Невластны в самих себе

И, в молодые наши Леты,

Даем поспешные обеты,

Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»

Рассмотрим особенности художественной системы и поэтики Е. Баратынского на конкретном примере.

Разуверение

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

На первый взгляд мы видим в данной элегии конфликт лирического героя с внешним миром, что свойственно всем романтикам, уход лирического героя в мир сновидения:

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье…

Темой элегии становятся переживания лирического героя, испытавшего разочарование в этой жизни. Но при более близком рассмотрении оказывается, что переживания подвергаются анализу. Уже с первых строк становится ясно, что лирический герой, обращаясь к женщине, прекрасно осознает, что она не любит его, это всего лишь прихоть, ей не нужны его искренние чувства:

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей…

Чувств уже нет, это всего лишь имитация. Те чувства, глубокие и сильные, видимо, когда-то оказались обманом, сном:

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

и лирический герой не желает вновь оказаться в этом «обмане». Он не виноват в том, что не верит «увереньям», «не верует в любовь», не верит в «бывалые мечты». Он всего лишь подчиняется общему ходу жизни, в которой счастье невозможно, невозможна и истинная любовь:

В душе моей одно волненье

А не любовь пробудишь ты.

«Волненье» вместо любви. Высокие чувства обернулись для него обманом, и остались только какие-то получувства. Поэтому лирический герой и разочарован, а «прежнее» лишь «множит» его и без того «слепую тоску». Лирический герой не хочет вспоминать о пережитом, так как эти переживания доставляют ему только боль, поэтому он называет себя «больным» и просит его «не тревожить» в его «дремоте».

Мы видим, как на протяжении стихотворения чувство теряет свою одухотворенность. В этом нас убеждает выстроенный в элегии семантический ряд: нежность – обольщения – уверения – любовь – сновидения – слепая тоска – больной – дремота – бывалые мечты – одно волненье. Для того, чтобы его выстроить, необходим глубокий анализ своих переживаний. Может быть, поэтому неоднократно литературоведами и критиками высказывалась мысль о том, что «в элегиях Баратынского дана как бы целостная «история» чувства от его полноты до исчезновения и возникновения нового эмоционального переживания». (В.И. Коровин)

Элегия четко делится на две части. Если в первой части (1,2 четверостишия) лирический герой говорит о том, что было, о прежних чувствах (нежность, любовь и т.д.), то во второй части (3,4 четверостишия) мы видим то, что стало, вернее, то, что осталось от этих чувств. И герой размышляет не о прошлом, а над тем, к чему это «прошлое» привело (тоска, дремота и т.д.)Прежние чувства важны лишь потому, что их надо уразуметь, обдумать, понять, осмыслить и сделать вывод: любовь уже не вернуть, не «пробудить».

Если обратить внимание на синтаксис, то можно заметить, что о былых чувствах лирический герой говорит воодушевленно, взволнованно: об этом свидетельствуют восклицательные знаки, которыми заканчиваются первые два четверостишия. Воспоминания об этих чувствах вызывают у героя бурю эмоций, но доставляют боль. Он будто пытается убедить или оправдать свое теперешнее состояние. В третьем четверостишии, которое тоже заканчивается восклицательным знаком, тема уже сменилась, но герой еще не успокоился, он еще находится по властью эмоций. И в этом свете обращение «друг заботливый» звучит даже саркастично. Но в конце стихотворения мы видим, что лирический герой уже холоден и рассудителен. Он принял решение: он не желает возвращаться в тот обманный мир «сновидений», в котором пребывал ранее. Лирический герой, пусть и разочарованный, пусть и без любви, остается в мире реальном. И пусть жизнь без любви – это тоже «усыпление», «дремота», все же герой остается в ней со своими размышлениями, со своей «слепой тоской». Поэтому в конце элегии уже нет восклицательного знака, а стоит точка, свидетельствуя о том, что последнее четверостишие – это своеобразный вывод из предыдущего анализа собственных переживаний.

Теперь становится понятным и название стихотворения. «Разуверить» — значит лишить уверенности, лишить веры. Следовательно, лирический герой перестает верить в светлые искренние чувства, в идеалы, в человеческие отношения. И он ставит окончательную точку в вопросе о своих переживаниях. Ведь повествование ведется от первого лица, значит, о собственных переживаниях говорит герой. Он разуверился в существовании счастья и избрал для себя «иной путь».

Таким образом, можно сказать, что предметом стихотворения становится сама мысль о гибели подлинного чувства. А элегичность достигается именно тем, что логическое развитие мысли о гибели чувства сопровождается глубоким эмоциональным переживанием.

Значение творчества

Подводя итог всем выше сказанному, можно сказать следующее. В уже существующий жанр элегии, как мы выяснили, Баратынский привнес стремление к психологическому раскрытию чувств и философичность. Его элегии наполнены не только чувствами и переживаниями героя, но и размышлениями, анализом этих переживаний. Так достигается синтез философичности и лиризма. И только так, по мысли Баратынского, можно познать «тревожный век». Он расширил границы жанра, дав ему «новую жизнь».

Именно поэтому Баратынского считают родоначальником «философской поэзии». Ведь, создав средствами лирики образ мыслящего, интеллектуального героя, Баратынский расширил и границы русской поэзии, углубил ее возможности и дал толчок к позднейшему (на рубеже XIX — XX веков) преобразованию языка русской поэзии.

Не потеряло своей актуальности творчество Е. Баратынского и в наши дни. Ведь мы живем тоже на рубеже веков, в переломное время, когда происходит переоценка ценностей, меняется взгляд на мир, а этот процесс неизбежно сопровождается определенными разочарованиями. Поэтому романтизм в литературе будет жить, хоть и принимая иные формы. Только, к сожалению, не всем хочется поразмышлять над своими чувствами и переживаниями. И поэзия, которая учит этому, демонстрирует такие примеры, будет находить своих читателей в любые времена.

Список литературы

1. Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. – М., 1982г.

2. Зырянов О.В. Пушкинская феноменология элегического жанра. – СПб, 2001г.

3. История русской поэзии. – Л., 1968г. – т.1.

4. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. – М., 1980г.

Анализ, тема и жанр стихотворения «Муза»

Евгений Абрамович Баратынский в своём творчестве старался подчеркнуть, что талант поэта имеет божественное начало. Размышления на эту тему он воплотил во многих произведениях, в том числе в стихотворении «Муза». Анализ этого творения, созданного автором в 1829 г., учащиеся выполняют в 7 классе. Прежде чем делать разбор по плану, рекомендуется прочитать стих полностью.

Краткий обзор

Евгений Баратынский написал анализируемое произведение в 1829 году. Впервые его опубликовали только спустя 6 лет — в 1835 г. Текст появился на страницах журнала «Современник». Стихотворение посвящено музе, которая вдохновляет авторов на создание поэтических строк.

Читайте также:  Анализ стихотворения Помощница Барто

Композиционно произведение не делится на части. Оно представляет собой монолог лирического героя. Рассказчик описывает «спокойную простоту» своей вдохновительницы и говорит, что он «не ослеплён» ею. Идея заключается в том, что богатое содержание значит больше, чем яркая внешность. Автор описывает музу так, как обычно говорят о женщине. В конце произведения содержится вывод о том, что «свет» почтит героиню не «едким осужденьем», а «небрежной похвалой».

Анализ «Музы» Баратынского позволяет определить, что жанр произведения — элегия. В качестве стихотворного размера автор выбрал пятистопный ямб. В произведении используется рифмовка двух видов: параллельная (ААВВ) и перекрёстная (АВАВ). Стихотворение короткое, однако в нём много тропов. Примеры метафор:

  • «поражён бывает мельком свет»;
  • «игра глаз»;
  • «влюблённою толпой не побегут»;
  • «не ослеплён я музою своею».

Эпитеты, которые использует автор: «небрежная хвала», «едкое осужденье», «спокойная простота», «блестящий разговор».

История создания

К тому времени, как появилось на свет произведение «Муза», Баратынский уже приобрёл популярность. Им были написаны три поэмы, а позже поэт выпустил сборник. Евгений Абрамович осознавал степень и глубину своего дара, поэтому стал задумываться о том, откуда берутся поэтические способности. В те годы многие поэты увлекались рассуждениями о роли божественного начала, и Баратынский не стал исключением.

Вдохновительница поэта, о которой рассказывается в стихотворении, отличается от остальных. Многие авторы, в том числе Блок и Бунин, открыто проводили параллели между музами и любимыми женщинами. В некоторых произведениях содержатся и признания в любви, и воспоминания о поцелуях. В стихотворении Евгения Абрамовича сходство музы с дамой тоже можно рассмотреть, но акцент всё же сделан на другом. Главное для поэта — душевные качества и внутренние порывы, а не внешняя красота и лоск.

Исследователи творчества Баратынского считают, что на создание поэтических строк поэта вдохновила его любимая супруга. Она не была красива внешне, но обладала тонкой душевной организацией, хорошим вкусом и развитым интеллектом.

Тема и главная мысль

Основная тема произведения — образ музы, благодаря которой творца посещает вдохновение. По мнению Баратынского, дар имеет божественное начало. Без него не может развиваться искусство. Поэтические образы, созданные автором в элегии:

  • свет (общество);
  • муза;
  • лирический герой, от лица которого ведётся повествование.

В первых строчках поэт говорит, что его муза не может ослепить красотой. Юноши не влюбляются в неё, а героиня, в свою очередь, не флиртует и не поражает изысканной речью. Однако в ней есть то, что привлекает поэта и может заинтересовать «свет». Вот эти качества:

  • простота;
  • спокойствие;
  • «необщее» выражение лица.

Автор кратко пишет о том, что за такие особенности общество может небрежно похвалить музу и уж точно не осудит. Глубокая философская мысль стихов — в том, что ослепляющая яркость и напыщенность могут проиграть в сравнении с простотой и ясностью мыслей. Незамысловатый сюжет побуждает читателя поразмышлять над важными вопросами.

Композиция, жанр и средства выразительности

В стихотворении отсутствует разделение на смысловые части. Повествование начинается с описания музы и заканчивается тем, как может отнестись к ней свет. Лирический герой ведёт неторопливый монолог, перечисляя особенности своей вдохновительницы. Постепенно он подводит читателя к мысли, что главное качество музы — величавая простота.

Элегия, выбранная Баратынским в качестве жанра, больше других подходит для стихов, в которых поднимаются философские вопросы. В первых четырёх строках используется перекрёстная рифмовка, в остальных — параллельная. Поэт использует и женские, и мужские рифмы. Средства выразительности — эпитеты и метафоры. Самые яркие тропы:

  • «едкое осужденье»;
  • «игра глаз»;
  • «небрежная хвала»;
  • «блестящий разговор».

С помощью этих лексических оборотов автор глубоко раскрывает тему, и образ музы получается многогранным.

Разбор произведения Пушкина

Александр Сергеевич написал стихотворение под названием «Муза» в 1821 г., когда ему было 20 лет. Жанр этого произведения — идиллия. По выражению самого́ поэта, стих перекликается с поэзией Батюшкова. Пушкин раскрывает свой душевный настрой через описание красот природы.

Композиция и главная мысль

Стихотворение необычно тем, что лирический герой рассказывает о музе, не называя её. У Мнемозины и Зевса было 9 дочерей, но для читателя остаётся тайной, какая из них наделила поэта чудесным даром. Судя по семиствольной цевнице, это может быть Эвтерпа — покровительница лирики, чьим инструментом была двойная флейта. Другие признаки указывают на то, что это Полигимния, хранившая в памяти многочисленные гимны в честь богов.

Исследователи творчества Пушкина склоняются к тому, что поэт намеренно создал ощущение тайны. Этим он показал, что его дар универсален. Талантливый человек — одновременно скульптор, художник, музыкант и певец. Действительно, поэт творил в разных жанрах, что свидетельствует о многогранности таланта. Как и в произведении Баратынского, основная тема — божественное происхождение человеческого дара.

В стихотворении используются точные рифмы, причём женские чередуются с мужскими. Размер — шестистопный ямб.

Образы и тропы

Стихотворение наполнено теплотой и светом, в нём нет и намёка на безнадежность. Лирический герой купается в любви музы, вокруг него всё поёт. Будучи ребёнком, он прилежно наигрывает «гимны важные» и «песни мирные». Главные образы:

  • муза;
  • малыш;
  • цевница;
  • природа.

Стихотворение написано возвышенным стилем, позволяющим подчеркнуть гармонию содержания и формы. Образы существуют как бы вне времени. Акцент на божественном происхождении дара прослеживается во всём произведении, а в последней строке Пушкин прямо пишет о «святом очарованье», наполняющем сердце. Средства выразительности, использованные поэтом:

  • перифраз — «девы тайной»;
  • эпитеты — «от милого чела», «слабыми перстами», «по звонким скважинам», «наградою случайной»;
  • старославянизмы — «чело», «персты», «внимать».

Идея стихотворения в том, что высшая награда для поэта — гениальные творения, созданные им самим. Для Пушкина это знак, что на его свирели играет сама муза.

Анализ стихотворения Помощница Барто

Произведение относится к детскому творчеству поэтессы, занимающему значительное место в поэзии автора, и является одной из составных частей цикла книг «Азбука».

Основной тематикой стихотворения поэтесса представляет воспитание в маленьких читателях уважения к родным и близким людям, а также умения нести ответственность за совершенные поступки.

Главной героиней произведения представляется маленькая девочка по имени Таня, один день из жизни которой является сюжетной линией стихотворения. В этот день девочка стремится в собственных глазах стать настоящей и главной помощницей для собственной семьи, оказывая, по ее мнению, необходимую для близких помощь в виде съеденных конфет для братишки, игры с мяукающим котенком, долгого чаепития и обеденного перерыва, а также пролитого клея и бессмысленных посиделок с мамой, а затем и бабушкой, доставляя им этим поступком одни хлопоты и отвлекая от домашних забот и дел. Вечером, уставшая от безделья Таня, нагружает маму просьбой о помощи в подготовке ко сну, прося ее раздеть, обещая на следующий день снова оказать непомерную помощь своей родной семье.

Использование в стихотворении литературного приема в виде ироничного изложения и тонкой насмешки позволяет поэтессе донести авторский замысел, заключающийся в высмеивании Таниной помощи по хозяйству, тем самым придавая названию произведения прямо противоположное значение.

Стихотворная рифмовка, используемая автором, является простой и понятной, выражающаяся в одинаковом буквосочетании окончания строк, которые по композиционной структуре представляют три катрена, составляющих четверостишия.

Смысл стихотворения передается поэтессой в виде поучительного и содержательного повествования, которое в краткой и незлобивой форме демонстрирует маленьким читателям истинное значение понятия помощи, раскрывает необходимость в осуществлении добрых и бескорыстных поступков, полезных дел, а также четкого и ответственного выполнения данных человеку обещаний.

Анализ 2

Самые добрые, трепетные и искренние чувства возникают в русской литературе после прочтения произведений детских писателей. Одной из уважаемых и талантливых писательниц является А. Л. Барто.

Стихотворение «Помощница», которое находится на слуху у тысячи читателей, представляет собой череду действий маленькой девочки по имени Танюша. С первых строк автор проявляет симпатию к ребенку, называя ее ласково, несмотря на последующее содержание стиха. Постоянное движение, динамику в стихотворении подчеркивает присутствие большого количества глаголов: «помогала», «пила», «пошла», «посидела». Однако все они указывают на действия, не связанные с тяжелым трудом, а подчеркивают состояние девочки («устала»). Эти глаголы являются доказательством того, что главная героиня ничего не делала.

В стихотворении есть упоминание о других героях – родственниках Танюши. Благодаря ее действиям читатель догадывается, чем на этот момент заняты они. Мы узнаем, что брат «конфеты ел», мама, возможно, отдыхала «с мамой посидела».

Стихотворение легко запоминается, в нем нет претензий и упреков, лишь легкий юмор и призыв вести образ жизни, противоположный героини стихотворения. Оно учит сдерживать свои обещания, не бросать слова на ветер. Содержит поступки, которые необходимо ребенку, прочитавшему стих, обдумать, проанализировать, возможно, с помощью взрослых, и сделать так, как положено.

Преимущество в использовании гласных о, а придает напевность. Благодаря им стих можно с легкостью пропеть.

Таким образом, стихотворение «Помощница» является поучительным. В нем содержится авторское видение проблемы воспитания ребенка, привлечение к труду представлено с помощью необычного приема – иронии. Агния Барто с огромной осторожностью, по-доброму высмеивает поступки девочки, которая с неохотой относится к выполнению работы по дому. Но, благодаря подобной насмешке, автор уверена, что любой ребенок после прочтения этого произведения обратит на себя особое внимание со стороны.

В центре внимания стихотворения истинные ценности, такие как добро, дружба, сострадание, ответственность, которые являются вечными. Именно на них строятся отношения в обществе. Благодаря им из детей вырастают достойные люди.

Анализ стихотворения Помощница по плану

Помощница

Возможно вам будет интересно

Некрасов, имеющий большой опыт в журналистике, использовал элементы публицистики в лирических произведениях. Многие его стихотворения – это краткие хроники бытовых сцен на городских улицах, наполненных простым людом, извозчиками, торговцами, нищими.

Изучив стихотворение «Зима недаром злится. » мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы

Данное стихотворение написано Боратынским под влиянием его поездки в Италию. Эта страна ассоциировалась у него с классической красотой Древнего Рима.

Произведение является автобиографической поэтической зарисовкой, основанной на детских воспоминаниях поэта, и написано в жанре лирического стихотворения, относящегося к раннему бунинскому творчеству.

Произведение Настанет день, исчезну я написано Буниным в первой половине XX века и относится к философской лирике. Представлено в виде размышления о жизни и смерти.

Анализ стихотворения Барто Помощница

Стихи детской поэтессы Агнии Львовны Барто знакомы нам с дошкольного возраста, на них мы учились тому, что такое хорошо и что такое плохо, как надо поступать, а как делать не стоит. Одним из таких поучительных произведений является «Помощница».

Главная героиня стихотворения – девочка Таня, которая за день успела сделать много разных дел: помогала есть конфеты брату, пила чай, мяукала с кошкой, пролила клей, посидела с мамой и пошла к бабушке. Однако проблема заключается в том, что ни одним из этих дел она никому не помогла, а только доставляла хлопоты бабушке и маме, которых вечером даже попросила раздеть ее перед сном.

Получается, что она никакая не помощница, а совсем наоборот. И все же автор дает такое название стихотворению не зря: это особый литературный прием (ирония), который придает слову обратное значение. Таким образом, поэтесса высмеивает тех, кто не делает добрых дел, она призывает своих маленьких читателей не быть похожими на Таню.

Рифма в стихотворении проста и понятна: в первом четверостишии зарифмованы первая и третья, вторая и четвертая строчки, во втором четверостишии каждая из строк заканчивается одинаковым буквосочетанием («ла»), в третьем четверостишии первая строка сочетается со второй, а третья – с четвертой.

Можно сказать, что она с тонкой насмешкой осуждает героиню, но не ругает, а пишет так, чтобы каждый для себя понял главное: нужно помогать близким и тогда станешь по-настоящему достойным человеком, а не просто примером для упреков. Однако А. Барто все же любит свою героиню, несмотря на ее поведение. Автор обращается к девочке ласково – Танюша, тем самым показывая, что даже те дети, которые ведут себя нехорошо, все же могут и должны быть любимы. Это стихотворение учит нас очень многому, поэтому не зря его хочется выучить наизусть и рассказать другим.

Анализ стихотворения Помощница Барто

Агния Львовна Барто русская детская писательница. Стихотворения её просты и понятны для маленьких читателей. Очень интересно и весело выстроены рядки произведений.

В стихотворении «Помощница» Барто описывает девочку, которая всем во всем помогает. Только вот Танечка скорее наоборот мешает маме и бабушке. С самого утра она помогла съесть конфеты своему братику, а потом еще и с кошкой помяукала. За день Таня обещала помочь вымыть ложки, но вместо этого пролила клей. Успела заняться всеми своими делами и попить чай и поесть. Танечка просидела рядом с мамой, а когда ей надоело пошла к бабушке.

Читайте также:  Анализ стихотворения Снегирь Барто

За весь день Танечка так устала от безделья, что даже попросила маму с бабушкой её раздеть. Перед сном девочка пообещала, что обязательно поможет им завтра.

В стихотворении Агния описывает, что вместо того что бы помочь маме и бабушке девочка всячески наоборот мешала и добавляла еще и им работы. Таким образом, вместо вымытых ложек им пришлось убирать перелитый клей Таней. Брату так и не удалось съесть свои конфеты, а пришлось делиться с сестрой.

Барто пытается донести до своих маленьких читателей, чтобы они были внимательнее. Если уж пообещали помочь и что-то сделать обязательно выполняли. Агния намекает читателю, что не стоит брать пример с Тани и путаться под ногами у взрослых, которые заняты делом. Всегда нужно им помогать и слушать своих родителей. Барто очень весело описала ситуацию где девочка мешает взрослым, но стих её добрый и поучительный.

Картинка к стихотворению Помощница

Популярные темы анализов

Стихотворение Николая Некрасова « Сон » было написано 12 ноября 1877 года. После прочтения стихотворения у меня остались хорошие впечатление о нем, само произведение не имеет в своей структуре поэтического звучания и рифмы,

Матери – единственные никогда не предадут и всегда примут таким, какой человек есть. Перед ними не нужно притворяться. Всепрощающие и всё помнящие. Настоящую можно сказать оду матерям воспел Николай Алексеевич Некрасов в своём

В 1848 – 1855 года император Николай I, впечатленный революционными событиями, произошедшими во Франции, устроил тотальную цензуру в отношении журналистов и литераторов. Для Н. А. Некрасова, в то время руководившего журналом «Современник»,

Концепция, изречения в элегии, были исходом воспоминаний и волнений творца от наблюдения страстей войны, которая терзала народонаселение России в населенных пунктах и деревеньках. Блок в период длительной эпохи позиционировался

Анненский Иннокентий Фёдорович – творец, переводчик, директор учебного высшего учебного заведения, эссеист, критик родился в девятнадцатом веке в Сибири. Будущий поэт был слаб здоровьем и находил радость в мире книг,

Урок литературного чтения по теме А.Л. Барто “Помощница”, “Игра в слова”
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок проводится с использованием ИКТ и игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
barto_urok.docx28.2 КБ
prezentatsiya_barto.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-м классе «Стихи А.Л. Барто “Помощница”, “Игра в слова»

  • Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением “Помощница”; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
  • Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.
  • Портрет А.Л. Барто.
  • Карточки с заданиями.
  • Мультимедийный проектор – презентация.
  • Таблицы для оформления доски.
  1. Включение в учебную деятельность.

Учитель. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?

Дети. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие , и довольно необычное.

. Что вы узнаете нового, как называется страна, в которой мы побываем, вы скажете в конце путешествия.

Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.

Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! ( Автобус)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)

Учитель. Итак, отправляемся в путешествие . (На доске появляется автобус и самолёт) Дети имитируют средство передвижения. Слайд 1

  1. Постановка целей и определение темы урока.

1 остановка. Слайд 2 (слово библиотека и слова все мы знаем…)
Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека)

Все мы знаем- Чтение- лучшее учение. На уроке почитаем, Много нового узнаем.

. В библиотеке выставка книг с произведениями А. Л. Барто. Дети рассматривают книги, рассказывают, кто какие читал, находят книги А. Л. Барто на книжных полках.

Учитель. Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?

Дети. А. Л. Барто писала стихи для детей. Слайд 3 (обложки книг Барто )

– Кто догадался, какая тема урока?

4 Слайд с надписью Стихи Агнии Львовны Барто. И портрет

– Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

– Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.

  • познакомиться с творчеством А. Л. Барто;
  • учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

3. Работа по теме урока.

2 остановка. «Детский сад»

Учитель. Всего несколько месяцев назад вы дошкольниками были и ходили… (дети дополняют) в детский сад. В стране, по которой мы путешествуем, тоже есть детский сад.

(Учитель прикрепляет к доске табличку с надписью «Детский сад»)

Учитель. Чем занимаются дети в детском саду?
5 Слайд игра «Продолжи стихотворение»

а)Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко, .

б) Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу….

в) Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик…
г) Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

д) Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка…..
– О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

– Кто может прочитать наизусть? (“Зайка”).

– Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?

– Почему зайка остался на скамейке один?

– Как относится девочка к своей игрушке?

– Можно ли её назвать хозяйкой?

– С каким чувством вы слушали это стихотворение?

– Чему учат эти стихи?
( Беречь свои игрушки.)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

3 остановка. «Школа». Слайд 6 со словом школа, рисунки детей-школьников)
Стоит дом,
Кто в него войдет –
Тот ум приобретет.

Дети отгадывают загадку.

(На доске появляется надпись «Школа».)

Учитель. Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)

Учитель. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?

– Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

– Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.Слайд7

– Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

– Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

– Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Физминутка. Слайд 8 со словом физминутка

– Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.

г) Работа над стихотворениями “Помощница”, “Игра в слова”.

– Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

– У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке” (стр.104)

– Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

– Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.

– Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

– Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

– Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом? Слайд 9 с заголовком помощница и со словами ела конфеты, чай пила,пролила клей, мяукала с кошкой, посидела с мамой, пошла к бабушке)

(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

– Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

– Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

– Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).

– Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.

– Скажите, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

– Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

– Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)

– Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!

Подготовленные ученики читают наизусть стихотворение «Любочка» (Слайд10 с заголовком Любочка и девочка со скакалкой)

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
– У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
– Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
– Это детские места.
– Ну, садись! – вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

-Что высмеивает поэтесса?

-Что посоветуете этой девочке?

Чтение стихотворения «Игра в слова»
– Что вы слышали нового?

а) чтение по строфам

б) выборочное чтение к иллюстрациям.

в) многозначность слова «ключ» Слайд 11 с заголовком Ключ и картинками дверной ключ, скрипичный ключ,родник

-Чему учат эти стихи?

Вывод: учат понимать и любить свой родной язык, родную природу

г)творческая работа Слайд 12(соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика, поиграйте словами)

Журчат ручьи, Красу несёт !

Весна идёт, Спешат грачи.

4. Рефлексия. Слайд 13

– Выберите и продолжите любое предложение.

а) На сегодняшнем уроке я узнал …

б) На этом уроке я похвалил бы себя за …

в) Сегодня я сумел …

– Чему учат нас стихи А. Л. Барто?

– Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.

– Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро! Слайд 14

Агния Барто. Тематика, жанровые особенности, обзор творчества

АЛ. БАРТО (1906—1982)

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье врача-ветери­нара. Учась в общеобразовательной школе, она одновременно по­сещала театральное училище, хотела стать актрисой. Писать стихи Барто начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг, лирические наивные подражания А. Ахматовой. А.Л.Барто принадлежит к поколению поэтов, сформировавшихся под непосредственным влиянием Маяковско­го. У него училась молодая поэтесса искусству новых форм. Чтобы завоевать детскую аудиторию, ей нужно было найти свой поэти­ческий язык, узнаваемый и не похожий ни на какой другой, най­ти темы, волнующие современных детей. Путь Барто в литературе заметно отклонялся от направления, которое пролагали ее старшие коллеги — Чуковский и Маршак. Поэтесса смело использовала сложные (составные, ассонансные) рифмы, которые Чуковский считал недопустимыми в детских сти­хах, свободно меняла размер в строфе. Воспитательную тенденцию она не столь тщательно скрывала в игре или выдумке, предпочитая прямо говорить даже с самым маленьким читателем на серьезные морально-этические темы. Бесспорна ее заслуга в разработке новой большой темы детской книги — общественное поведение ребенка. Начала свой творческий путь молодая поэтесса темой очень важной и почти не разработанной в 20-е годы — интернациональ­ной темой. В 1928 г. появляется знаменитая книжка Барто для маленьких «Братишки», посвященная детям разных народов, маленьким бра­тишкам, отцы которых погибли в борьбе за свободу, счастье лю­дей.

Эта книжка поэтессы стала значительным событием в детской литературе. Много раз издавалась она и в нашей стране, и за рубе­жом.

В дни Великой Отечественной войны поэзия А.Л. Барто рас­сказывала о героизме и самоотверженности советских людей на фронте и в тылу. Поэтесса выступала по радио, писала стихи для газеты, выезжала в командировки на разные участки фронта.

В 1947 г. она создает поэму «Звенигород» — о дет­ском доме, в котором живут дети, осиротевшие в годы войны

Тема братской дружбы между народами всех стран постоянно углублялась в поэзии А. Барто. В стихотворении «Есть такой горо­док» (1955) она тепло рассказывает о дружбе детей:

С болгарскими марками,

Дружат Тани и Маши

К сильным сторонам творчества А. Барто относятся юмори­стические и сатирические мотивы многих ее стихотворений. Уже в начале поэтического пути, адресуясь к дошкольникам, она создает мастерски юмористические и сатирические зарисовки детских ха­рактеров («Девочка-ревушка», 1929; «Девочка чумазая», 1928). На­долго запоминается сатирический портрет ревушки Гани, у кото­рой «нос распух, что свекла, платье все промокло».

А. Барто широко пользовалась средствами юмора и тогда, ко­гда она рассказывала маленьким детям об игрушечных зайке, мишке, бычке, лошадке («Игрушки», 1936):

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Каждая игрушка в изображении поэтессы приобретает инди­видуальность:

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Игрушки у Барто — полноправные участники детской жизни, друзья малышей:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об иг­рушках: как правило, они написаны от первого лица, если речь идет о каких-то хороших поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке. »; «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в ма­шине. »; «Самолет построим сами. »), и от третьего, когда нет ак­тивных поступков ребенка или это плохие поступки («Зайку бро­сила хозяйка. »; «Наша Таня громко плачет. »). Такой прием по­могает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.

Тема взаимоотношений ребенка и игрушки была популярна в литературе предыдущих десятилетий, но решалась она зачастую на уровне слащавого морализаторства. Барто сумела дать этой теме новое дыхание. Секрет успеха «Игрушек» — в воспроизведении того образа игрушки, который складывается в сознании малыша, в выражении естественного нравственного чувства, что формиру­ется не поучением взрослых, а общением с нею. Барто ввела в литературу для детей нового лирического героя — малыша, по­груженного в свой собственный мир игры и мечты.

Речевая ткань ее стихотворений воспроизводит особенности лексики и синтаксиса детской речи. Ребенок оформляет свою мысль в короткое предложение, часто поражая взрослых афористиче­ской точностью высказываний. И Барто в каждой строке дает про­стое предложение; в нем редко встречаются отклонения от грам­матических норм, совсем нет игры слов или использования слов в переносном значении. Такая речевая строгость как раз и передает характерную для малышей правильность речи:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Позволяя себе сложные рифмы (на пол — лапу, планет — мя­чик, козленок — зеленый), Барто твердо выдерживала заданный размер, добиваясь максимальной ритмичности и звучности.

«Мишка», «Бычок», «Слон», «Самолет» и другие стихотворе­ния из цикла «Игрушки» дети запоминают быстро и с большой охотой: это их собственная, не заимствованная из взрослой лите­ратуры лирическая поэзия.

В творчестве А.Барто то лирически, то с юмором раскрывается поэзия детской личности, начиная с самого раннего возраста, ко­гда ребенок едва начинает ходить («Машенька», 1948). Малыш в этот период — открыватель мира, он только получает самые пер­вые впечатления:

Здесь не комната большая

— Здесь огромная страна,

Вот зеленая поляна

— Это коврик у окна.

В стихах поэтессы прослеживается рост самостоятельности ре­бенка:

Целый день поет щегол

В клетке на окошке,

Третий год ему пошел,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

Среди «малышовых» стихотворений Барто есть и такие, что посвящены важному моменту семейной, а значит, и детской жиз­ни — рождению брата или сестры (цикл «Младший брат»). По­этесса показывает, как это событие переворачивает жизнь стар­ших детей, которые в свои пять – шесть лет уже готовы взять на себя ответственность и заботу о грудничке (стихотворения «Две сестры глядят на братца. », «Света думает», «Комары», «Гроза» и др.). Серьезность старших детей часто контрастирует с «маленьки­ми комедиями», которые неизбежно происходят в такой семей­ной ситуации. Например, девочка Марина охраняет спящего в саду братца от комаров:

Она убила комара

— Забудет, как кусаться.

Но раздался громкий рёв

С тех пор как центром жизни семьи стал малыш, в этом до­машнем мире разлита особая поэтическая атмосфера. Детскому голосу вторят, подчиняются все остальные звуки дома. Мать и груд­ной малыш говорят на своем языке:

Сын зовёт: — Агу, агу!

— Мол, побудь со мною.

А в ответ: — Я не могу.

Вера в ребенка: в его неисчерпаемые способности познавать, открывать тайны мироздания и самого себя; в его художест­венные творческие потенции, осознанная и деятельная любовь к детям — сердцевина таланта А.Л.Барто. Во всех ее сти­хах есть «витамин», стимулирующий духовный рост малыша, живое эмоционально-эстетическое отношение к миру и, ко­нечно, стихи — источник высокого вкуса. Не случайно одна из лучших книг так и называется «Я расту» (1968):

Урок введения нового знания. Тема : А. Л. Барто «Помощница»

Урок введения нового знания.

Тема: А. Л. Барто «Помощница»

Образовательные:

познакомить учащихся со стихотворением А.Л. Барто «Помощница»,

расширить представление детей о творчестве А.Л. Барто; совершенствовать навык чтения;

Развивающие:

развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, научить читать стихотворения выразительно, формировать умение понимать настроение автора; учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл; способствовать развитию интереса к чтению и литературному творчеству;

Воспитательные:

воспитывать в детях трудолюбие, аккуратность, добрые чувства.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.

“Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!”

II.Актуализация знаний.

Чтобы хорошо читать, нужно тренироваться.
Давайте разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всё понятно.

РАЗОГРЕВАЕМ РЕЧЕВОЙ АППАРАТ.

Б) сочетания: а-у, а-о, ы-и, о-а, и-о

2.Программа по чтению.

По горизонтали:
1. Деревянные сестрички,

Две сестрички – невелички,

Застучали по бокам.

Я ответил: Трам- там- там. ( Барабан)
2. Причешу ей шёрстку и приглажу хвостик… ( лошадка ).
3. По воде идёт, крыльями упирается, водой умывается. (Кораблик)
4. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое? (Самолет)
5. Подхожу к нему с вопросом:

– Вы и воду пьете носом? (Слон)
Учитель:

– В какую группу можно объединить все эти слова? (можно объединить в одну группу «Игрушки»)

– Так называется один из сборников стихов известной поэтессы. А кто является автором этого сборника, вы прочитайте в кроссворде слова под № 6 (автор стихов об игрушках – А.Л. Барто)

1) РАБОТА С ПОРТРЕТОМ А.Л. БАРТО.
а) – Сегодня будем читать произведения, которые написала эта поэтесса.
– Посмотрите на её портрет.
– Посмотрите на выражения ее лица. Что бросается вам в глаза?
– Что почувствовали во взгляде?
– Может кто–то знает её имя?

– Верно. Это Агния Львовна Барто.(Учитель открывает на доске место, где записаны имя, отчество, фамилия поэтессы.)

– Кто встречался с произведениями этой поэтессы?

– У кого из вас дома имеются книги А. Барто?

– Какие стихи вы знаете наизусть этого автора?

– Как вы считаете, кому посвящено творчество Агнии Барто ?

Д. – Творчество Агнии Барто посвящено детям.

У. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Первая ее книга вышла в 1925 году. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были веселыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас. Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в этой записи;

12345678910
АНМЗИЦОПЧЩ

– Скажите, как называется произведение ?

Д. Произведение называется «Помощница».

У. Сформулируйте полностью тему нашего урока.

Д. Тема сегодняшнего урока: «Агния Львовна Барто и ее произведение «Помощница»

У. Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, сформулируйте цель нашего урока.

На доске запись:

Цель:1) познакомиться с … … … и ее произведением «…» ;

2) учиться правильно, выразительно … … «…», отвечать на вопросы.

Д. Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведением «Помощница»; учиться правильно, выразительно читать произведение «Помощница», отвечать на вопросы.

Подготовительный этап

У. Как вы думаете, о ком пойдет речь в новом стихотворении?

Д. Главным героем в произведении Агнии Барто «Помощница» будет девочка.

У. Скажите, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей?

Д. Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами.

У. Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Физкультминутка

У. Я сейчас буду перечислять полезные дела и легкие занятия. Если прозвучат название полезного дела, вы наклоняетесь влево. Если услышите название легкого занятия, делаете наклон вправо.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород.

Чтение стихотворения учителем
Проверка правильности восприятия стихотворения

У. О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»?

Д. В стихотворении рассказывается о девочке Тане

У. Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

Ответы детей

Ответы детей

Анализ стихотворения

У. Как вы ответите на поставленный вопрос?

Д. Таню привлекли приятные и легкие занятия.

У. Чем вы это можете доказать?

Д. Таня пошла помогать брату, который ел конфету.

Выборочное чтение

Д. Таня открыла дверь кошке.

Д. Таня ела, чай пила.

У. Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

Д. Таня пролила столярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка.

Д. Таня не стала сама раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.

Выборочное чтение

У. Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала?

Д. Да, Вы правы. Таня то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.

Д. Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала.

У. Докажите это словами текста.

Выборочное чтение

У. Можно ли назвать Таню помощницей?

Д.Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.

У. Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

Ответы детей

У. Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония.

У. Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Д. Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит.

У. Почему вы считаете, что автор любит Таню?

Д. Автор называет ее Танюша.

Другие мнения детей

У. Каково ваше отношение к Тане?

Ответы детей

-А как вы помогаете дома маме, папе, бабушке, дедушке?

Обобщение: да, вы люди у нас уже взрослые и дела у вас, конечно, серьезные.
ОБОБЩЕНИЕ

– Стихи А. Л. Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. О том, как радуются люди, когда видят ваши хорошие дела. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много, они ждут вас, только надо быть очень внимательными и чуткими.

Ваш труд принесёт большую радость всем людям. Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро.

Итог урока.
-Чему учат нас стихи А. Л. Барто? ( Учат честности, чести, душевной щедрости, доброты, сердечности).

– Я хотела, чтобы на душе у вас был праздник оттого, что мы соприкоснулись с творчеством А.Л. Барто.

-Кто знает стихи про эти игрушки?

-Они вам благодарны. И если, вы почувствовали сегодня праздник в душе, то покажите лицо.
Самооценка.

Изменилось ли что-нибудь в вас после встречи с произведениями А.Л. Барто? Чему учат вас эти стихи?

Домашнее задание.

Подумайте, захотелось ли вам прочитать произведение А.Л. Барто, прочитайте своим близким, прочитайте другие произведения этого автора.

Ссылка на основную публикацию