Анализ стихотворения Помощница Барто

Анализ стихотворения Барто Помощница

Стихи детской поэтессы Агнии Львовны Барто знакомы нам с дошкольного возраста, на них мы учились тому, что такое хорошо и что такое плохо, как надо поступать, а как делать не стоит. Одним из таких поучительных произведений является «Помощница».

Главная героиня стихотворения – девочка Таня, которая за день успела сделать много разных дел: помогала есть конфеты брату, пила чай, мяукала с кошкой, пролила клей, посидела с мамой и пошла к бабушке. Однако проблема заключается в том, что ни одним из этих дел она никому не помогла, а только доставляла хлопоты бабушке и маме, которых вечером даже попросила раздеть ее перед сном.

Получается, что она никакая не помощница, а совсем наоборот. И все же автор дает такое название стихотворению не зря: это особый литературный прием (ирония), который придает слову обратное значение. Таким образом, поэтесса высмеивает тех, кто не делает добрых дел, она призывает своих маленьких читателей не быть похожими на Таню.

Рифма в стихотворении проста и понятна: в первом четверостишии зарифмованы первая и третья, вторая и четвертая строчки, во втором четверостишии каждая из строк заканчивается одинаковым буквосочетанием («ла»), в третьем четверостишии первая строка сочетается со второй, а третья – с четвертой.

Можно сказать, что она с тонкой насмешкой осуждает героиню, но не ругает, а пишет так, чтобы каждый для себя понял главное: нужно помогать близким и тогда станешь по-настоящему достойным человеком, а не просто примером для упреков. Однако А. Барто все же любит свою героиню, несмотря на ее поведение. Автор обращается к девочке ласково – Танюша, тем самым показывая, что даже те дети, которые ведут себя нехорошо, все же могут и должны быть любимы. Это стихотворение учит нас очень многому, поэтому не зря его хочется выучить наизусть и рассказать другим.

Анализ стихотворения Помощница Барто

Агния Львовна Барто русская детская писательница. Стихотворения её просты и понятны для маленьких читателей. Очень интересно и весело выстроены рядки произведений.

В стихотворении «Помощница» Барто описывает девочку, которая всем во всем помогает. Только вот Танечка скорее наоборот мешает маме и бабушке. С самого утра она помогла съесть конфеты своему братику, а потом еще и с кошкой помяукала. За день Таня обещала помочь вымыть ложки, но вместо этого пролила клей. Успела заняться всеми своими делами и попить чай и поесть. Танечка просидела рядом с мамой, а когда ей надоело пошла к бабушке.

За весь день Танечка так устала от безделья, что даже попросила маму с бабушкой её раздеть. Перед сном девочка пообещала, что обязательно поможет им завтра.

В стихотворении Агния описывает, что вместо того что бы помочь маме и бабушке девочка всячески наоборот мешала и добавляла еще и им работы. Таким образом, вместо вымытых ложек им пришлось убирать перелитый клей Таней. Брату так и не удалось съесть свои конфеты, а пришлось делиться с сестрой.

Барто пытается донести до своих маленьких читателей, чтобы они были внимательнее. Если уж пообещали помочь и что-то сделать обязательно выполняли. Агния намекает читателю, что не стоит брать пример с Тани и путаться под ногами у взрослых, которые заняты делом. Всегда нужно им помогать и слушать своих родителей. Барто очень весело описала ситуацию где девочка мешает взрослым, но стих её добрый и поучительный.

Картинка к стихотворению Помощница

Популярные темы анализов

Творческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,

Текст данного стиха короток, но на удивление эмоционально завершён и полон. Нет недосказанности или обещания продолжения, порой присущих коротким текстам. Здесь говориться о поре сенокоса, о том, как это выглядит со стороны.

На ранних этапах своего творчества В.А. Жуковский, считающийся одним из родоначальников русского романтизма, занимался переводом произведений английских и немецких поэтов. Стихотворение «Вечер», увидевшее свет в 1806 г, было

В.В. Маяковский – известный русский писатель. Написал множество стихотворений и поэм. Отличался своим необычным стилем и пессимистическим почерком в своих произведениях. Жизнь Маяковского была нелегка и наполнена множеством преград.

Стихотворение “Встреча зимы”, написано в 1854 году. Его создателем является знаменитый русский писатель Никитин Иван Саввич. Этот поэт знаменит своими простыми, легкими и интересными произведениями, написанными для детей.

Урок обучения грамоте в 1-м классе «Стихи А.Л. Барто “Помощница”, “Маляр”»

Цели урока:

  • Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением “Помощница”; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
  • Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.

Оборудование:

  • Портрет А.Л.Барто.
  • Карточки с заданиями.
  • Мультимедийный проектор – презентация.
  • Таблицы для оформления доски.

1. Включение в учебную деятельность.

Все мы знаем –
Чтение – лучшее учение.
На уроке почитаем,
Много нового узнаем.

2. Постановка целей и определение темы урока.

– Мы с вами прослушали стихотворения из цикла “Игрушки” для самых маленьких. Эти стихи вы знаете с самого раннего детства. Назовите автора этих стихов.

– Кто догадался, какая тема урока?

Стихи Агнии Львовны Барто.

– Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

– Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.

Цели:

  • познакомиться с творчеством А. Л. Барто;
  • учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

3. Работа по теме урока.

– О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

– Кто может прочитать наизусть? (“Зайка”).

– Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?

– Почему зайка остался на скамейке один?

– Как относится девочка к своей игрушке?

– Можно ли её назвать хозяйкой?

(Словарь Ожегова: хозяин, хозяйка – человек, владеющий чем-нибудь.)

– С каким чувством вы слушали это стихотворение?

а) Работа со звуковыми схемами:

1) выбрать правильно схему;

2) выполнить звуковой анализ;

3) проверка по эталону;

4) оценка – сигнальные карты.

б) – Краткая биографическая справка.

– Сегодня на уроке мы почитаем стихи этой замечательной, очень любимой всеми детьми поэтессы.

– Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские стихи оказалось сильнее. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Первая её книга вышла в 1925году. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.

– Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

в) Работа на макбуках .

– работа в парах, – ПРАВИЛА –

– Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.

АНМОИЦОПЩ
963278415

– Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

– Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

– Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Физминутка.

– Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.

г) Работа над стихотворениями “Помощница”, “Маляр”.

– Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

– У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке” (стр.104)

– Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

– Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.

– Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

– Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

– Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

– Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

– Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

– Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).

– Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.

– Скажите, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

– Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

– Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)

д) Стихотворение “Маляр” (чтение наизусть детьми)

– Можно ли мальчика, главного героя стихотворения, назвать настоящим помощником дедушки? Докажите словами стихотворения.

– Какое настроение у дедушки, мальчика? Ваше отношение к герою.

– Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!

ж) Работа в группах (ПРАВИЛА).

– Составить из отдельных фраз стихи Агнии Барто: “Бычок”, “Лошадка”, “Грузовик”.

– Критерии для проверки работы: (по группам на доске)

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Элегия

а) правильность составления стихотворения;

б) выразительное чтение стихотворения.

4. Рефлексия.

– Выберите и продолжите любое предложение.

а) На сегодняшнем уроке я узнал …

б) На этом уроке я похвалил бы себя за …

в) Сегодня я сумел …

5. Итог урока.

– Чему учат нас стихи А. Л. Барто?

– Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.

– Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро!

Урок литературного чтения по теме А.Л. Барто “Помощница”, “Игра в слова”
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок проводится с использованием ИКТ и игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
barto_urok.docx28.2 КБ
prezentatsiya_barto.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1-м классе «Стихи А.Л. Барто “Помощница”, “Игра в слова»

  • Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением “Помощница”; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
  • Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.
  • Портрет А.Л. Барто.
  • Карточки с заданиями.
  • Мультимедийный проектор – презентация.
  • Таблицы для оформления доски.
  1. Включение в учебную деятельность.

Учитель. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?

Дети. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие , и довольно необычное.

. Что вы узнаете нового, как называется страна, в которой мы побываем, вы скажете в конце путешествия.

Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.

Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! ( Автобус)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)

Учитель. Итак, отправляемся в путешествие . (На доске появляется автобус и самолёт) Дети имитируют средство передвижения. Слайд 1

  1. Постановка целей и определение темы урока.

1 остановка. Слайд 2 (слово библиотека и слова все мы знаем…)
Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека)

Все мы знаем- Чтение- лучшее учение. На уроке почитаем, Много нового узнаем.

. В библиотеке выставка книг с произведениями А. Л. Барто. Дети рассматривают книги, рассказывают, кто какие читал, находят книги А. Л. Барто на книжных полках.

Учитель. Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?

Дети. А. Л. Барто писала стихи для детей. Слайд 3 (обложки книг Барто )

– Кто догадался, какая тема урока?

4 Слайд с надписью Стихи Агнии Львовны Барто. И портрет

– Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

– Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.

  • познакомиться с творчеством А. Л. Барто;
  • учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

3. Работа по теме урока.

2 остановка. «Детский сад»

Учитель. Всего несколько месяцев назад вы дошкольниками были и ходили… (дети дополняют) в детский сад. В стране, по которой мы путешествуем, тоже есть детский сад.

(Учитель прикрепляет к доске табличку с надписью «Детский сад»)

Учитель. Чем занимаются дети в детском саду?
5 Слайд игра «Продолжи стихотворение»

а)Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко, .

б) Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу….

в) Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик…
г) Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

д) Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка…..
– О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

– Кто может прочитать наизусть? (“Зайка”).

– Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?

– Почему зайка остался на скамейке один?

– Как относится девочка к своей игрушке?

– Можно ли её назвать хозяйкой?

– С каким чувством вы слушали это стихотворение?

– Чему учат эти стихи?
( Беречь свои игрушки.)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

3 остановка. «Школа». Слайд 6 со словом школа, рисунки детей-школьников)
Стоит дом,
Кто в него войдет –
Тот ум приобретет.

Дети отгадывают загадку.

(На доске появляется надпись «Школа».)

Учитель. Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)

Учитель. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?

– Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

– Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.Слайд7

– Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

– Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

– Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Физминутка. Слайд 8 со словом физминутка

– Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.

г) Работа над стихотворениями “Помощница”, “Игра в слова”.

– Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

– У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке” (стр.104)

– Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

– Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.

– Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

– Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

– Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом? Слайд 9 с заголовком помощница и со словами ела конфеты, чай пила,пролила клей, мяукала с кошкой, посидела с мамой, пошла к бабушке)

(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

– Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

– Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

– Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).

– Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.

– Скажите, как автор относится к своей героине?

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

– Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

– Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)

– Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!

Подготовленные ученики читают наизусть стихотворение «Любочка» (Слайд10 с заголовком Любочка и девочка со скакалкой)

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
– У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
– Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
– Это детские места.
– Ну, садись! – вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

-Что высмеивает поэтесса?

-Что посоветуете этой девочке?

Чтение стихотворения «Игра в слова»
– Что вы слышали нового?

а) чтение по строфам

б) выборочное чтение к иллюстрациям.

в) многозначность слова «ключ» Слайд 11 с заголовком Ключ и картинками дверной ключ, скрипичный ключ,родник

-Чему учат эти стихи?

Вывод: учат понимать и любить свой родной язык, родную природу

г)творческая работа Слайд 12(соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика, поиграйте словами)

Журчат ручьи, Красу несёт !

Весна идёт, Спешат грачи.

4. Рефлексия. Слайд 13

– Выберите и продолжите любое предложение.

а) На сегодняшнем уроке я узнал …

б) На этом уроке я похвалил бы себя за …

в) Сегодня я сумел …

– Чему учат нас стихи А. Л. Барто?

– Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.

– Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро! Слайд 14

Помощь по Теле2, тарифы, вопросы

Агния барто помощница без сокращения. У эринний дел немало. Анализ стихотворения «Помощница» Барто

У Эринний дел немало

Из цикла «Великолепие кошмара»

«ПОМОЩНИЦА»
Агния Барто

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,-
Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
– Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

У Эринний дел немало,
У Эринний много дел.
Убивают, где попало;
Не успеют – самострел.

Вот и речка обмелела:
Сколько ж в Лету можно класть?!
Да, и было бы за дело,
А то так, как ляжет масть.

Перед вечным сном, как мамы:
– Вы разденьтесь на показ,
Наши траурные гаммы
Вместо «завтра» – в самый раз.

Эриннии
Эринии, Эриннии () – богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их от Никты и Эреба.
Число их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.
Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай. Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии “гордыни”, когда человек берет на себя чересчур много – он чрезмерно богат, слишком счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.
Место обитания безумных демонов – подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.
Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов – Турна, вызвав тем самым кровопролитие.
Ужасная Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.
Их сестра, Мегера – олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.
Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в “Эвменидах”. Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды, (“благомыслящие”), тем самым меняя свою злобную сущность (греч. , “быть безумным”) на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как “блюстительницах правды”, ибо без их воли даже “солнце не преступит своей меры”; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами (“досточтимыми”) и понтиями (“могущественными”).
Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело заниматься вещанием.
С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.
В Риме им соответствовали фурии (“безумные”, “яростные”), Furiae (от furire, “неистовствовать”), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.

Стихотворение про Танюшу, которая целый день всем «помогала» знают многие родители, потому как мы выросли на произведениях Агнии Барто. «Помощница» относится к циклу книг «Азбука», которая написана 1989 г.

У этого стихотворения есть необъяснимая история . Загадочным образом из стиха исчез второй столбик. Кому помешала кошка или столярный клей — неизвестно. Но факт остается фактом и на протяжении 15 лет в сборниках Агнии Барто, которые печатают крупные издательские дома, в стихотворении «Помощница» отсутствует четверостишие. У нас на сайте можно прочесть полную версию стихотворения про помощницу Таню.

Стихотворение «Помощница» А. Барто

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,-
Он с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила двери кошке,
Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
– Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Вопросы, которые помогут детям понять смысл стихотворения «Помощница» Агнии Барто.

  1. Скажи, а кого можно назвать помощником или помощницей? (Здесь важно объяснить ребенку, что от помогающего должна быть настоящая помощь, т.е. другому человеку должно стать легче.)
  2. О ком рассказывается в стихотворении?
  3. Как помогала Таня? Это полезная помощь?
  4. Доставила ли Таня лишние хлопоты (маленькие проблемы)? Какие? (Пролила столярный клей. Здесь необходимо ребенку объяснить, что столярный клей — это клей, которым склеивают деревянные предметы.)
  5. А можно ли сказать, что Танюша очень часто ничего не делала? (Да, она сидела с мамой, к бабушке пошла.)
  6. Можно ли Таню назвать настоящей помощницей?
  7. Как ты думаешь как относится Агния Барто к Танюше, она её любит или не любит, одобряет или осуждает, использует тонкую насмешку или злой смех, одобряет или нет? (Автор своего героя любит, потому как называет ее ласково — Танюша, использует легкую насмешку и не одобряет ее действия.)

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,-
Он с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила дверь для кошки,
Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
– Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Анализ стихотворения «Помощница» Барто

Агния Львовна Барто – любимая не одним поколением детская поэтесса. Её сборники стихов являются неотъемлемой частью каждой семейной библиотеки и становятся настоящими друзьями для родителей и детей. Через поэтические строчки Барто передаёт небольшие жизненные сюжеты, которые ненавязчиво помогают воспитывать в детях нравственные принципы и правила хорошего поведения. Для более доступного детского восприятия героями стихов выступают такие же маленькие человечки: смешные, непосредственные, несмышлёные и капризные.

Вот и в нашей истории главная героиня – девочка Таня, которая решила помочь своей семье и переделать кучу, как ей казалось, нужных дел. Стихотворение читается легко. Незамысловатые рифмы и ритмичность, свойственные Барто, позволяют без проблем нарисовать в детском сознании красочные сюжетные картинки. Большое количество используемых глаголов подчёркивают важность Танюшиной помощи в собственных глазах. За день она успела и конфеты поесть, и чай попить, и с мамой посидеть, и, конечно же, устала от такого количества дел.

Но полезной ли была вся проделанная работа для других членов семьи? Ответ однозначен даже для ребёнка. Своей помощью Таня доставила только ещё больше хлопот маме и бабушке. Благодаря ироническому стилю написания, стихотворение вызывает смех у детей и негодование. Да и каждый ребёнок узнает такую Таню в себе. По замыслу автора даже название «Помощница» несёт в себе совершенно противоположное значение.

Важным моментом является то, что Агния Львовна хотела вызвать именно лёгкую добрую насмешку, а не злость и неприязнь к героине. Поэтесса относится к девочке с любовью, называя её ласково Танюша, не ругает и не укоряет её. Но в то же время даёт понять, что не одобряет такие поступки.

Так чему же учит эта история? Это поучительное повествование, которое раскрывает простые жизненные правила и истинное значение слова «помощь». Ведь настоящие поступки должны быть бескорыстными и полезными, а обещания должны выполняться.

Вот так простые стихи воспитывают в малышах уважение к близким и родным, учат нести ответственность за совершённые действия. Всё творчество Агнии Барто вызывает трепетные и добрые чувства. Она любила своих маленьких читателей и прекрасно понимала, каким образом донести до них ту или иную мысль. При этом никогда открыто не ругала и не поучала, а делала это с юмором и иронией, тем самым добиваясь нужного воспитательного эффекта.

Конспект по развитию речи в средней группе по заучиванию стихотворения А. Барто «Помощница»

Надежда Дернова
Конспект по развитию речи в средней группе по заучиванию стихотворения А. Барто «Помощница»

Цель: Формирование интереса к литературному произведению стихотворного жанра.

– Продолжать приучать детей внимательно слушать и заучивать стихотворение.

Развивающая:

Развивать выразительность речи, память, внимание.

– Воспитывать положительное отношение к труду;

– Воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику, внимательно слушать друг друга.

Оборудование: Видео проектор, презентация к стихотворению А. Барто «Помощница», иллюстрация «Семья», кукла.

Ход НОД:

Воспитатель показывает иллюстрацию «Семья».

– Кто изображен на картине? (папа, мама, бабушка, дедушка, дети)

– Скажите одним словом? (семья)

– А кто у вас есть в семье? (дети отвечают)

– Как вы, думаете, надо ли помогать друг другу в семье? Почему? (ответы детей)

– Как вы помогаете маме? (ответы детей)

Воспитатель вносит куклу.

– Здравствуйте, дети! Меня зовут Таня. Я тоже помогаю своей семье.

– Про нашу Таню Агния Барто написала шуточное стихотворение «Помощница». Послушайте.

1.Выразительное чтение воспитателя:

Воспитатель рассказывает стихотворение:

«Помощница»

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла

Перед сном сказала маме:

– Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

– Какие непонятные слова вы услышали? (немало – много)

3.Беседа по содержанию:

– Как называется стихотворение?

– Какое оно по настроению?

– Про кого стихотворение?

– Кому помогала Таня?

– Как Таня помогала брату?

– Что она делала дальше?

– Как она помогала маме? Бабушке?

– Что она сказала маме перед сном?

– Как вы думаете, можно ли сказать, что Таня настоящая помощница? А какая она? Почему?

Подвижная игра «Колпачок»

5. Повторное чтение с установкой на запоминание (сопровождается показом слайдов):

– Послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь его запомнить.

– Кто желает рассказать стихотворение?

– Мы с вами слушаем внимательно! А затем поделимся, кто вам понравился и почему?

(Опрашиваются 3-4 человека по желанию)

– Кто вам понравился? Почему?

– Чему вы научились?

– Желаю вам, чтобы вы стали настоящими помощниками в своей семье!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-stih_j5vd9.pptx | 788,58 Кб

Конспект НОД по заучиванию стихотворения В. Берестова «Петушки» в младшей группе Тема: Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки» Возрастная группа: вторая младшая группа Образовательная область: речевое развитие.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка» Программное содержание: Цель: Развивать речь детей, помочь детям запомнить стихотворение А. Барто “Лошадка”, учить рассказывать стихотворение.

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка». ДИ «Кто спрятался?» Тортумашева Анна Анатольевна Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе. Разучивание стихотворения А. Барто «Мишка». Дидактическая.

Конспект НОД по заучиванию стихотворения в старшей группе «Весенняя гостья» Подготовила воспитатель МАДОУ детский сад комбинированного вида №22 Кузнецова Дарья Сергеевна, г. Апрелевка Оборудование: Изображение.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» Клименко Наталия Конспект.

Конспект занятия по заучиванию стихотворения А. Майкова «Ласточка» в старшей группе Задачи. Формировать представления детей о перелетных птицах. Закреплять умение находить и узнавать перелетных птиц на картинках. Помочь.

Конспект занятия по заучиванию стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» в старшей группе Задачи. Развивать интерес детей к художественной литературе. Помочь запомнить стихотворение. Воспитывать любовь, заботливое отношение к.

Конспект занятия по заучиванию стихотворения М. Пожаровой «Маляры» в старшей группе Задачи. Уточнить представления детей о рабочем строителе, помочь понять и запомнить стихотворение, выразительно читать его. Ход занятия.

План-конспект занятия по развитию речи в средней возрастной группе «Заучивание стихотворения о зиме» План-конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» Цель: приобщать детей к поэзии;.

Конспект НОД по заучиванию стихотворения А. Барто «Веревочка» в старшей группе Конспект НОД по заучиванию стихотворения. Тема: Отрывок стихотворения А. Барто «Веревочка». Возрастная группа: Старшая. Цель: Формирование.

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Урок литературного чтения 1 класс

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>УМК «Школа России»

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Учебник Климановой Л.Ф.

Учитель Власова Людмила Юрьевна

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Урок литературного чтения 1 класс УМК «Школа России»

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Учебник ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> Климановой Л. Ф.

Тема: А. Л. Барто «Помощница»

1 Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и ее произведением «Помощница»; учиться правильно, выразительно читать произведение «Помощница», отвечать на вопросы.

2 Развивать умение школьниеов анализировать средства выразительности, развивать образное и ассоциативное мышление, способствовать развитию речи учащихся, обогощая и пополняя активный словарь.

3 Воспитывать у детей уважение к членам семьи,умение отвечать за свои поступки.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Оборудование: ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”> портрет А.Л.Барто, записи на доске: «Агния Львовна Барто», «1) познакомиться с … … … и ее произведением «…»; «2) учиться правильно, выразительно … … «…», отвечать на вопросы», «П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф», «Что ты плачешь, ревушка, Ревушка-коровушка», Лена – девочка с бутетом, отстает по всем предметам…», «Наша Таня громко плачет; уронила в речку мячик…», «одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит».

Ход урока

Формулирование учащимися темы и цели урока

На доске написаны строки из стихотворения А.Барто

  1. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Что ты плачешь, ревушка, Ревушка-коровушка…
  2. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Лена – девочка с бутетом,

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Отстает по всем предметам…

  1. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Наша Таня громко плачет;

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Уронила в речку мячик…

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. На доске написаны двустишия. Прочитайте первое из них. Скажите из какого оно произведения? Кто его автор? (Дети отвечают.)

Д. Это строчки из стихотварений Агни Львовны Барто «Девочка –ревушка».

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Правильно. Прочитайте второе двустишие. Скажите, из какого оно стихотворения и кто автор?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Это двустишие из стихотворения Агнии Барто «Девочка с букетом»

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Строки из какого произведения Агнии Барто написаны под цифрой 3?

Д. Под цифрой 3 строки из произведения «Наша Таня громко плачет».

У. Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с моими заданиями. А теперь, ориентируясь на только что прочитанные двустишия, назовите автора, о творчестве которого мы будем сегодня говорить на уроке, и обоснуйте свой ответ.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Все двустишия взяты из стихотворений Агнии Барто. Значит, мы сегодня будем говорить о творчестве Агнии Львовны Барто. (Открываю на доске место, где записаны имя, отчество, фамилия поэтессы.)

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Верно. Это А. Л. Барто. Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в этой записи;

П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф

Скажите,как называется произведение и как вы определили его название?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Произведение называется «Помощница». Мы прочиталт запись на доске через одну букву.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Сформулируйте полностью тему нашего урока.

Д. Тема сегодняшнего урока: «Агния Львовна Барто и ее произведение «Помощница»

У. Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, сформулируйте цель нашего урока.

;text-decoration:underline” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>На доске запись:

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Цель:1) познакомиться с … … … и ее произведением «…» ;

2) учиться правильно, выразительно … … «…», отвечать на вопросы.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведением «Помощница»; учиться правильно, выразительно читать произведение «Помощница», отвечать на вопросы.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Учитывая свой читательский опыт и написанные на доске строки, скажите, кому посвящено творчество Агнии Борто ?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Творчество Агнии Барто посвящено детям.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встричалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Первая ее книга вышла в 1925 году. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были веселыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас. Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Вспомните название произведения, с которым мы должны познакомиться на уроке, смысл прочитанных в начале урока строк и скажите, о ком пойдет речь в новом стихотворении и какой это герой.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Главным героем в произведении Агнии Барто «Помощница» будет девочка, которая совершила не очень хороший поступок, вела себя неправильно.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Скажите, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Я сейчась буду перечислять полезные дела и легкие занятия. Если прозвучат название полезного дела, вы наклоняетесь влево. Если услышите название легкого занятия, делаете наклон влево.

Стирать, подметать, есть пироженое, шить, готовить еду, обедать, поливать огород.

Чтение стихотворения учителем

У. Послушайте стихотворение Агнии Барто «Помощница» и скажите, о ком в нем рассказывается. (Учитель читает стихотворение.)

Проверка правильности восприятия стихотворения

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. В стихотворении рассказывается о девочке Тане

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

Ответы детей

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Откройте учебники. Прочитайте стихотворение Помо

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>щница.».Подумайте,что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия?

Ответы детей

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Аналаз стихотворения

У. Как вы ответите на поставленный вопрос?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Таню привлекли приятные и легкие занятия.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Чем вы это можете доказать?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Таня пошла помогать брату, который ел конфету.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Таня открыла дверь кошке.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Таня ела,чай пила.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Таня пролила стоярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Таня не стала сама раздеваться перед сном,а попросила об этом маму. ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Выборочное чтение

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала?

Д. Да, Вы правы. Таня то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Докажите это словами текста.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Можно ли назвать Таню помощницей?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д.Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле.Это специальный литературный прием. Он называется ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>ирония ” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>.

У. Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит.

У. Почему вы считаете,что автор любит Таню?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Д. Автор называет ее Танюша.

Другие мнения детей

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>У. Каково ваше отношение к Тане?

” xml_lang=”ru-RU” lang=”ru-RU”>Учитель обобщает ответы детей. Подводит итог урока.

Узнать стоимость написания работы –>

йе- N2O4 2NO2 2NO O2 2NO2 H2 I2 2HI N2 O2 2NO 2C

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Ссылка на основную публикацию