Анализ стихотворения Снегирь Барто

А.Л. Барто “Снегирь” (4-й класс)

Класс: 4

Цели:

  1. Продолжить знакомство со стихами А.Л.Барто.
  2. Вспомнить жизнь и творчество А.Л.Барто.
  3. Развитие речи, навыков выразительного чтения. Оборудование: проектор, выставка книг.

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд №1, приложение)

2. Речевая разминка. (слайд №2, приложение)

Шесть мышат в шалаше шуршат. (Прочитать «глазами», прочитать быстро, с ?, с !). Выделить каждое слово при чтении.

(Какой звук помогает услышать шуршание мышонка?)

– Как называется этот прием? АЛЛИТЕРАЦИЯ

3. Тема урока. (слайд №3, приложение)

– Тема нашего урока: «Поэзия доброты», в конце урока вы постарайтесь объяснить почему так назвали?

– Мы сегодня продолжим знакомиться со стихами А.Л. Барто.

4. Жизнь и творчество А.Л. Барто.

– Что вы знаете об этой поэтессе?

(Родилась а Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище, некоторые стихи были написаны вместе с мужем «Девочка чумазая», «Девочкам ёвушка»).

– Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом которой стали слова: «Я дарила детям радость, а они возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!» Это известная детская поэтесса, чьи стихи в нашей стране знают все. Спросите у любого ребенка любит ли он стихи А.Барто и он ответит: «Да!». Ее стихи веселые, интересные, понятные, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказать, может весело пошутить.

5. Проверка домашнего задания. (слайд №4, приложение)

– Какие стихи вам понравились и вы их приготовили? (2-3 ученика)

6. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Мы не заметили жука», в исполнении Натальи Устиновой. (слайд №5, приложение)

– Почему ребенок просил раскрыть раму?

7. Загадка. (слайд №6, приложение)

8. Знакомство со стихотворением Барто «Снегирь».

– Рассмотрим иллюстрации, название, как вы думаете, о чем это стихотворение?

– Проверим, подтвердились ли наши предположения.

– Читает ученица наизусть.

– Работа со словами: (слайд №7, приложение)

Скажи на милость –

Прочитать хором.

9. Физкультминутка для глаз.

Глазами повторяйте движение фигур). (слайд №8, приложение)

10. Работа по тексту.

– Прочитайте про себя, попробуйте представить картины, которые возникнут в вашем представлении. (на доске план)

Составим палитру настроения.

– Как менялось настроение мальчика с начала повествования и до конца? (на доске план).

– Прочитаем первую. Взяли карандаш, подчеркнули слова, которые использует автор, чтобы передать, что для мальчика значит птичка?

– Прочитаем вторую? Какие слова подтверждают горе мальчика и его нестерпимое желание иметь птичку?

– Прочитаем третью часть. Какие слова подтверждают радость мальчика?

Как автор относится к мальчику? (сочувствует, понимает, жалеет, немного иронично).

Каким тоном мы начинаем читать стихотворение? (спокойным, размеренным)

А потом? (грустным, тоскливым, но с надеждой)

Как заканчиваем? (радостно)

А последние строчки? (с лукавством)

– Давайте прочитаем это стихотворение ещё раз, попробуем передать при чтении свои чувства и свое отношение.

11. Просмотр мультфильма. (слайд № 9, приложение)

12. Итог урока. (слайд №10, приложение)

– Почему тема урока называется «Поэзия доброты»?

– Вот и в стихотворении «Снегирь» говорит о том, что мальчик хотел иметь птичку, а для чего?

– А вы видели эту птичку?

– Что вы знаете о снегире?

– А вы бы хотели иметь такую птицу дома?

– Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам, строить кормушки.

Захотелось ли вам выучить это стихотворение?

13. Домашнее задание. (слайд № 11, приложение)

– Нарисовать картины к понравившимся эпизодам.

14. Оценки. (По ходу урока).

15. Рефлексия. (слайд №12, приложение)

– Понравился ли вам урок?

16. Дополнительно.

– Прочитать стихотворение в парах, оценить друг друга.

Тема. Агния Барто. Стихотворение «Снегирь».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Обобщить знания детей о творчестве А. Барто, ознакомить с фактами из творческой биографии поэтессы, раскрыть воспитательную направленность стихотворения «Снегирь» и других произведений Барто.

Скачать:

ВложениеРазмер
a._barto_snegir.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Агния Барто. Стихотворение «Снегирь».

Цель: Обобщить знания детей о творчестве А. Барто, ознакомить с фактами из творческой биографии поэтессы, раскрыть воспитательную направленность стихотворения «Снегирь» и других произведений Барто.

До начала урока парты расставлены для работы в группах. На партах лежат ватманы, маркеры и фломастеры, клей, рабочие листы, словарь, дополнительный материал-информация о снегирях, учебники «Литературное чтение»,4 класс.

Звенит звонок. Дети встают в круг.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас мы проведем урок литературного чтения. Поприветствуйте наших гостей.

  1. Энергизатор. «Доскажи словечко…»

Учитель стает в середину круга, бросает мяч любому ученику, проговаривая начало строк из стихов Барто. Ученик, поймав мяч, продолжает стихотворение.

Сообщение темы урока.

– Ответьте хором, кто автор стихотворений, которые мы сейчас вспоминали? (Агния Барто)

-Совершенно верно. Эти стихи знает, пожалуй, каждый ребенок, который еще не умеет читать и писать. Кто помнит, из какого сборника они? (Игрушки) А знаете ли вы, что 17 февраля Агнии Львовне исполнилось бы 106 лет. Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве этой поэтессы. И для начала вспомните, какие произведения Барто вы уже читали?

Дети по очереди перечисляют названия стихов Барто. Учитель записывает на доске.

-Для дальнейшей нашей работы нам надо разделиться на группы. Уже совсем скоро закончится зима и наступит весна. Какие приметы весны вы помните?

(тает снег, теплее и ярче светит солнышко, расцветают первые цветы)

– Да. И по названию первоцветов мы разделимся на группы : подснежники, одуванчики, ландыши, лютики. Учитель по цепочке проговаривает детям названия цветов. Дети садятся за свои столы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ об Агнии Барто.

– Ну, а теперь отгадайте загадку:

В день, когда в саду метели пели,

На рябине яблоки поспели.

Только я сорвать одно хотела,

Яблоко вспорхнуло, улетело,

И уселось веточкой повыше!

Ты об этом чуде раньше слышал?

Если да, скорее говори:

“Яблоки зимою. – это Снегири”.

  1. Чтение стихотворения «Снегирь» и анализ первичного восприятия:

– Понравилось ли вам стихотворение? – Оно грустное или веселое? – Что показалось вам веселым?

7. Задания для групп.

Более подробный анализ этого стихотворения мы сделаем немного позднее. У нас сегодня необычный урок и поэтому задания для вас будут тоже необычными. Напоминаю правила работы в группах( ведущий, хронометрист, лаборант, докладчик, помощники)

Вам надо будет провести анализ стихотворения «Снегирь» по вопросам, данным в вашем задании:

  • Прочитайте еще раз стихотворение про себя
  • Подготовьтесь читать стихотворение выразительно, по-цепочке, по 1 столбику. Читайте при подготовке негромко, не мешая другим.
  • Обсудите вопросы к тексту, ответы запишите в рабочем листе.
  • Почему стихотворение называется «Снегирь»?
  • Назовите главных героев.
  • Почему мама сначала не соглашалась покупать снегиря?
  • Исполнилась ли мечта мальчика?
  • Каким образом главный герой добивался исполнения своего желания?
  • Мальчик на самом деле изменился?
  • Согласны ли вы, что стихи Барто – это «незаметное воспитание»? Объясните свое мнение. Чему учит стихотворение? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Для выступления выходит вся группа – читают по очереди все стихотворение, затем докладчик зачитывает вопросы и ответы анализа стихотворения.

Возле доски подготовлена выставка книг Агнии Барто. Вам надо рассказать о том, какие книги поэтессы вы прочитали, и посоветовать прочитать их другим.

  • Расскажите в группе, какие стихи Барто вам понравились больше всего и почему? Высказывайтесь по одному. Не повторяйтесь.
  • Каждый из вас должен быстро записать свои ответы в своем рабочем листе:
  • Фамилия, имя
  • Название прочитанного стихотворения
  • Назовите главных героев
  • Почему понравилось?
  • Приклейте свои рабочие листы на ватман. Это будет ваша газета. Напишите сверху КРУПНЫМИ БУКВАМИ ЕЕ НАЗВАНИЕ «МЫ СОВЕТУЕМ ВАМ ПРОЧИТАТЬ»
  • Для выступления выходит вся группа. Докладчик зачитывает ваши мнения, а вы показываете всем книгу, которую вы прочли, со словами:

«- Я прочел эту книгу (название) и советую вам тоже ее прочитать».

Вашей группе надо подготовить рассказ о птице снегирь и о том, как помочь птицам зимой.

  • Прочитайте текст о снегире.
  • Прочитайте дополнительный материал о видах кормушек.
  • Оформите красиво информацию о снегирях и кормушках на листе ватмана.
  • Выберите двух докладчиков, которые прочтут сообщения громко, выразительно и быстро. Один про снегирей, другой о кормушках.

Вам досталось самое творческое задание.

Вы должны показать пантомиму.

  • Найдите в Словаре(Словарь Ожегова) объяснение слова «пантомима». Ведущий должен прочитать его всей группе.
  • Лаборант должен записать это слово в ваш рабочий лист.
  • Ознакомьтесь с текстами для пантомим.

1.Идет бычок, качается 2. Наша Таня громко плачет

Вздыхает на ходу Уронила в речку мячик,

Ох, доска кончается, «Тише, Танечка, не плачь,

Сейчас я упаду. Не утонет в речке мяч.»

  • Обсудите в группе, какие движения надо показать без слов и звуков, к каждому стихотворению, чтобы зрители поняли, какое стихотворение вы изображаете.
  • Выберите самых артистичных для показа. Потренируйтесь и подготовьтесь к выступлению. Помните, что вы на сцене. Играйте с душой (для подготовки можно выйти за дверь).
  • Для выступления выходят : ведущий и артисты.

8. Защита проектов

9. Итог урока. – Агния Барто – поэтесса, сценарист, очень любила детей, писала о них и для них, то есть для вас. – Какая главная идея объединяет ее стихи? (дети, их воспитание через шутливые стихи)

– Что осуждают стихи Барто? Чему нас учат? С кем из героев вам хотелось бы дружить?

– Понравился ли вам наш урок?

-Да, стихи веселые, часто как бы в шутку, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим.

Агния Барто — Снегирь: Стих

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла…
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится —
Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим —
Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я «спасибо» говорил,
Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.

До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:
— Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной —
Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:
— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
— Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.

Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре…
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?

Анализ стихотворения «Снегирь» Барто

Творчество Агнии Львовны Барто вошло в золотой фонд детской литературы. Воспитательная составляющая ее стихотворений всегда облечена в форму игры и разговора с ребенком на равных.

Стихотворение написано в 1938 году. Его автору исполнилось 32 года, а за плечами уже насыщенная литературная жизнь, поездки для встреч с читателями. По жанру — юмористическая бытовая сценка, по размеру — хорей с перекрестной и смежной рифмой, 17 строф. Лирический герой — мальчик. Композиционно стихотворение можно разделить на 3 части: ошеломленный герой видит фантастическую птичку в магазине, затем — начинает уговаривать маму приобрести снегиря, а в 3 последних строфах получает заветный подарок.

«На Арбате, в магазине»: имеется в виду первый в Москве зоомагазин, открытый еще в царское время. Повтор «такую птицу» подчеркивает восторг мальчика: он просто не находит слов, чтобы описать это чудо. Поэтесса говорит с детьми на их языке, употребляет разговорные словечки, прямая речь в ее стихах естественна и узнаваема. Да и выбранная тема приобретения питомца — самая выигрышная и вечная в детской среде. Уточнение «четыре дня» придает еще больше достоверности происходящему. Интересно, что поэтесса свободно употребляет такие сложные для восприятия ребенка рифмы: птицы-согласится. И действительно, они органично вписываются в текст.

В 5 строфе мама резонно замечает, что в карманах еще нового, в общем-то, пальто мальчик провертел дыры. Видимо, складывая туда всевозможные полезные вещи: камни, гвозди, каштаны. Главная претензия — драчливость потенциального владельца снегиря. И это самое серьезное препятствие, которое преодолевается с огромным трудом: я терпел мученья эти. «Почти не спорил»: с неуловимой иронией А. Барто дает понять, что споры с дедом все же были. «Галоши», возможно, требуют пояснений: это резиновая обувь, одеваемая поверх сапог в дождь и грязь. «До чего же я старался!» — восклицает героический мальчик, вдруг сделавшийся самым вежливым и послушным. Наконец, победный крик на всю квартиру: у меня снегирь живой! Он будет птицей любоваться, слушать ее пение (снегири и в самом деле недурственные певцы). Теперь со спокойной душой можно и подраться. Заключительная строка — еще и намек на то, что, похоже, заботиться о птичке будет одна мама непоседы.

А. Барто — мастер живой юмористической поэзии, неизменно вызывающей отклик у читателей. Ее «Снегирь» — любимое стихотворение нескольких поколений детей.

Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники

Андронюк Татьяна
Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники

Конспект к занятию по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники».

Цель: помочь детям запомнить стихотворение с помощью мнемотехники, выразительно читать.

Образовательные: расширять представление детей о многообразии птиц. Закрепить знания детей о зимующей птице нашего края – снегире. Приобщать детей к поэзии, учить слушать стихотворение, отвечать на вопросы.

Развивающие:

развивать у детей умение с помощью графической аналогии рассказывать стихотворения по мнемотаблице;

развивать общие речевые навыки (голос, выразительность речи) развивать память, внимание.

Воспитательные: воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Тип занятия: закрепление ранее приобретённых знаний и усвоение новых.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое творчество».

Материал к занятию: мнемотаблица по содержанию стихотворения, раскраска «Снегирь», музыкальная запись.

Предварительная работа: беседа с детьми о временах года, о птицах, рассматривание зимних пейзажей и иллюстраций с птицами, чтение стихов и рассказов о птицах, лепка птицы.

Методы и приёмы: словесные, наглядные и практические (беседа, вопросы, чтение художественного произведения, демонстрация наглядного пособия, мнемотаблицы, практическая продуктивная деятельность, игровые методы).

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, в окно. Какое сейчас время года? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, на улице зима. А почему вы так думаете?

Дети: Холодно, мороз, всюду лежит снег.

Воспитатель: Каждому из вас на стол упала снежинка. Давайте возьмем ее за ниточку и подуем. У кого снежинка дольше будет летать? Воздух вдыхаем носом, щеки не надуваем, губы трубочкой.

Воспитатель: Давайте скажем слово «снежинка»по-разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.

Воспитатель: Можно ли услышать зимой пение птиц?

Дети: Можно услышать чириканье воробья, карканье ворон.

Воспитатель: А еще я слышала, как стрекочет сорока. Ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний парк. Который подарит вам интересные встречи. Но чтобы нам туда попасть, нужно произнести заклинание «Раз, два, три – повернись, в зимнем парке окажись.

Воспитатель: Вот мы с вами и в парке. Давайте подойдем к березе. (Дети подходят к мольберту с нарисованной березой). Я буду вам загадывать загадки, а в ответ вы должны найти среди картинок и поместить найденную картинку на березу.

ДИ «Отгадай и найди».

А зовут ее … (Сорока)

(Звучит аудиозапись сороки).

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей).

(Звучит аудиозапись воробья).

И полоска шарфика. (Синица).

(Звучит аудиозапись синицы).

Крикунья хрипловатая – известная персона.

(Звучит аудиозапись вороны).

Воспитатель: Ребята, а кто знает, чье это пение? Какая птица так поет? (Дети слушают).

Я вам подскажу. Угадайте загадку и тогда догадаетесь, кто так поет.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг спорхнули яблоки,

Ведь это … (Снегири).

Ведь это снегири. Показываю детям картинку со снегирями. Рассматриваем снегирей. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрный. Спинка серого цвета. Грудка у снегиря красная. Природа становится ещё наряднее, когда на покрытых снегом ветках деревьев появляются снегири.

Воспитатель: Ребята, мы с вами отгадали всех птиц, которые сегодня прилетели в зимний парк. Но у нас впереди еще много нового и интересного. Сейчас нам надо подготовить ваши язычки и пальчики к работе.

Артикуляционная гимнастика «Конфета». (Объясняю и показываю: рот закрыт, напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щечку).

Пальчиковая гимнастика «Прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками “идем” по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками “комок”)

Птичек крошками кормили (“кормим птичек “)

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели (“едим суп”,

спать легли (ладошки под щечку).

Воспитатель: А сейчас давайте с вами присядем и послушаем стихотворение Натальи Нищевой «Снегири».

В красных майках снегири.

Греются на солнышке.

Беседа по содержанию стихотворения.

-Кто сидел на ветках?

-В чем они сидели?

-Что делали снегири?

– Кто догадался, для чего нам картинки? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, они будут помогать нам заучивать стихотворение. А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка «Снег».

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти карточки. Показываю мнемотаблицу. В этих карточках спряталось стихотворение «Снегири». Рассказываю с помощью мнемотаблицы. Потом предлагаю рассказать 2-3 детям с использованием схем. Дети рассказывают стихотворение Н. Нищевой «Снегири».

Воспитатель: Снегирь вам дарит раскраски. На них изображены снегири. Только раскрашены они не полностью. Чего не хватает на этих рисунках? Правильно, грудка не раскрашена. Сейчас мы с вами раскрасим грудки снегирям карандашами и у каждого из вас будет свой снегирь. (Дети раскрашивают грудки снегирям).

Демонстрация рисунков. (Дети демонстрирую свои рисунки).

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как красиво раскрасили снегирей. Но пришло время нам возвращаться в свою группу. Давайте произнесем заклинание «Раз, два, три – повернись, в нашей группе окажись!»

Воспитатель: Ну вот, мы и вернулись из путешествия. Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Правильно! Вы выучили новое стихотворение про снегиря, поиграли. А что было для Вас трудным?

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Беседа о книгах. Разучивание стихотворения И. Токмаковой «Весна» Программное содержание: Воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним. Обогащать словарь детей новыми словами: редактор, типография,.

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах» Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах»Цель: приобщать детей.

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе с использованием мнемотехники. Составление рассказа «Весна пришла» Задачи: • Расширить словарь по теме «Весна»; • Совершенствовать грамматический строй речи • Упражнять детей в умении рассказывать о временах.

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Зимние забавы» Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехники «Зимние забавы» Цель: составление описательного.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по развитию речи с использованием мнемотехники Цель: закрепить знания детей о первых признаках весны с помощью игровых технологий и мнемоквадратов. Задачи: Образовательные: Связная речь:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Разучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» Цель: разучить стихотворение С. Маршака «Апрель» Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.

НОД «Беседа о весне и заучивание стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» с использованием приемов мнемотехники» Цель: учить детей воспринимать стихи русских поэтов о природе; упражнять детей в умении заучивать стихотворение и рассказывать его наизусть.

Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 5–6 лет с использованием приемов мнемотехники Пояснительная записка Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял.» Это утверждение можно отнести к.

Семинар-практикум для родителей «Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники» Особое место среди всех литературных жанров отводится стихотворениям и эта работа с ними вызывает у детей значительные затруднения. Знакомство.

Создание системы работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста Цель проекта: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование интереса и потребности.

ЮМОР И САТИРА В СТИХАХ А. БАРТО

Агния Львовна Барто.

Агния Львовна Барто родилась в семье врача-ветеринара Льва Николаевича Волова – человека очень образованного, который и внушил ей с детских лет любовь к литературе, к великим русским писателям и поэтам – от Крылова до Льва Толстого, к родному слову, к его огромным, чудесным возможностям.

Писать Агния Львовна Барто начала с детства. В ее самодельном альбоме, от корки до корки исписанном стихами, рядом с озорными эпиграммами на учителей и подруг спокойно и прочно чувствовали себя многочисленные сероглазые короли и принцы ( беспомощное подражание А. Ахматовой), рыцари, юные пажи, которые рифмовались с «госпожи»…

Правда, она хотела стать балериной и училась в хореографическом училище, но стихи писать не прекращала.

На одном из занятий молодежного литературного кружка ( их в 20 годы было великое множество) присутствовал А.В. Луначарский. Он-то и предсказал молодой поэтессе с присущей ему проницательностью ( послушав ее «Похоронный Марш»), что она найдет себя в области создания веселых стихов.

Не менее знаменательной в ее судьбе была встреча с В.В. Маяковским на первом празднике детской книги, и он сам, страшно волнуясь перед выступлением, утверждал, что поэзия для детей вовсе не литература второго сорта, а великое дело.

Существенное значение в творческом развитии Агнии Львовны Барто обрело и знакомство с С.Я. Маршаком. Он всегда предпочитал оказаться скорее придирчивым, чем снисходительным.

Первые стихи Барто были во многом несовершенны, поэтому никогда не переиздавались, и Маршак критиковал их весьма сурово без всякой скидки на возраст и неопытность. Критика эта приносила на первых порах много огорчений, но все же оказалась весьма полезной: заставила творчески работать ( « К сожалению, слишком прямолинейно вела я себя и в разговорах с Маршаком. Однажды, не согласившись с его поправками, боясь утратить свою самостоятельность, чересчур запальчиво сказала: « Есть Маршак и подмаршачники.

Маршаком я стать не могу, а подмаршачником не хочу!») Но Маршак в конце концов признал ее как подлинного мастера и ее именем открывал список молодых поэтов, работающих в детской литературе. (Переходы от доброты к суровости былив характере С.Я. Маршака.

Он сам это знал, поэтому, наверное, ему так понравилась написанная мною шутка:

Поэт однажды Маршаку

Принес неточную строку.

– Ну как же так ? – сказал Маршак.

Он перестал быть добряком,

Он стал сердитым Маршаком.

Он даже стукнул кулаком:

– Позор! – сказал он строго…

Когда плоха твоя строка,

Поэт, побойся Маршака,

Коль не боишься бога.

Первые опыты А. Барто в детской поэзии связаны с разработкой темы, которая будет развиваться и обогащаться на протяжении всего ее творчества – теме дружбы всех народов земли («Китайчонок Ван Ли»).

Все, что связано с жизнью детей, вызывает у Барто обостренный интерес и внимание – начиная от самых первых шагов только что родившегося на свет человека и вплоть до тех пор, когда он стоит на пороге взрослой, зрелой жизни и начинает задумываться о том, кем ему стать, какую дорогу выбрать в большом широком мире, который раскрывается перед ним.

Даже самый маленький читатель знает на память стихи Барто:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…

Агния Львовна Барто не только друг, но и старший взыскательный т требовательный товарищ. Она не только многое дает своим юным друзьям, но и много спрашивает с них. Она подмечает неудачи, промахи, недостатки, хотя бы самые неприметные на посторонний взгляд, и говорит об этих недостатках во всеуслышание, полным голосом. Но такова и есть настоящая дружба – без взаимных поблажек, нетерпимая к недостаткам. Здесь высмеиваются трусы, лодыри, зазнайки, разгильдяи, грубияны, те, кто хочет пожить на всем готовеньком, без труда и забот.

«Выходи смелее в путь!» – с этим пожеланием и напутствием идут герои веселых и задорных стихов Барто в жизнь, и оно помогает им внутренне расти, мужать, развиваться. Оно вдохновляет их на мечты, дерзания, подвиги, пока еще очень маленькие, но уже свидетельствующие об укреплении решительности, упорства, стойкости. А без этих качеств нельзя стать настоящим человеком.

Агния Львовна Барто многие годы пытливо исследует жизнь, деятельность, устремления, нравы, привычки, то новое, что появляется в характере и образе жизни детворы, и здесь сделано немало открытий, имеющих первостепенное значение для понимания детей и их воспитания.

Каждое стихотворение Барто несет в себе воспитательное зерно, без которого нет настоящей детской литературы.

(Запишите слова С.Я. Маршака, которые могут служить эпиграфом ко всему творчеству Барто:

«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле слова»)

Стихи Барто и читаются, и воспринимаются весело, легко, интересно. Но самое главное, сто они пришлись по душе юным читателям. На школьной парте одной из московских школ была сооружена надпись:

Что в нашей жизни то, а что не то,

Мы все сверяем по Барто.

С любимой писательницей хотелось общаться, хотя бы в письменном виде. И дети писали Барто.

« Здравствуйте, дорогая писательница!

Очень хочу с вами переписываться.

Пока писать больше нечего, пишите

Скорее ответ. До свидания,

Даже не хочется прощаться»

«Я вас люблю и обворачиваю в бумагу.

Когда вы порвались, я вас склеила».

« Я вас люблю и хочу, чтобы вы жили долго, как слон…»

Книги Барто вошли в каждый дом, в каждую семью, в каждую школу, завоевали признание многих и многих миллионов читателей и необычайно полюбились им, навсегда стали для них одними из лучших и любимых друзей, чью теплую и твердую руку чувствуешь и в радостные дни, и в часы испытаний.

А теперь нам следует более основательно разобраться в том, что составляет сущность и характерные особенности творчества А.Л. Барто, что обеспечивает долголетие ее стихов, их значение в жизни целых поколений детворы, впрочем, не только детей, но и многих взрослых, которым иные стихи Барто могут пригодиться не меньше, чем детям, в чем заключается их высокое, зрелое и самобытное мастерство.

1. СТИХИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ.

В поэзии Барто есть одна особенность, которая определяет и самый характер творчества поэтессы, его направленность, его наиболее существенные черты: ни в малейшей степени не упуская из виду детскую специфику, чутко и проникновенно присматриваясь к особенностям детского восприятия, запросов, интересов, поэтесса вместе с тем подчеркивает и утверждает не столько то, что отделяет мир детей от взрослого, а то, что связывает их, порождает их внутреннее единство.

Вот почему вполне естественным в этих стихах оказывается то, что дети ведут себя подчас по-взрослому, а взрослые почти как дети, что и служит основой всякого рода неожиданных эффектов.

Самая главная задача Барто – воспитать чувство долга и ответственности за все, что делается « у нас во дворе», и во всем окружающем мире,- чувство, с годами все больше роднящее и внутренне объединяющее детей со взрослыми.

« Игрушки».

Каждая стихотворная игрушка, как русские народные песенки-потешки, не только забавляет ребенка, но в то же время преподает ему первые уроки нравственности: не забросить мишку с оторванной лапой, пожалеть зайку, быть активным носителем добра, насколько это в твоих силах.

Но даже бесспорно любимые детьми стихи вызывали недовольство у некоторых взрослых. Один возмущенный папа спрашивает у поэтессы: « Разве допустимо, чтобы книжка для маленьких вызывала слезы?» ( ребенок, жалея мишку с оторванной лапой и оставленного под дождем зайку, плакал) « Почему автор позволяет себе омрачать счастливое детство ребенка и травмировать его душу?»

Как вы ответите папе? (Сочувствию и состраданию нужно учить с малых лет. Самое страшное на свете это равнодушие.

Барто учит душу ребенка с малолетства, учит Плакать над чужим горем и радоваться чужим Радостям.)

Интересен лад и ритм стихов. Здесь сочетается ямб с хореем Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

А вот пример составной, неточной рифмы:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Но практика показала, что ребенок не только воспринял такой стих, но даже легко заучил его наизусть. Оказалось, что до ребенка может дойти стих и очень сложный по своей ритмико-интонационной структуре- конечно, если она не надуманна, а соответствует интонации живого, непосредственного разговора, как и есть в стихах Барто.

«Машенька растет»

Малолетней Машеньке поручили присмотреть за мальчиком. ( Цикл « Машенька растет») Он хоть и поменьше ее, но очень озорной, от него можно ожидать всяческих подвохов и каверз. А тут еще со стороны вмешивается другой мальчик.

– Убегай!, – кричит Сережа, –

Он побьет тебя сейчас!

На два года он моложе,

Но сильнее в девять раз!

И хотя Маша от всех этих страхов и огорчений готова расплакаться, но она отвечает, подражая кому-то из взрослых и вместе с тем вкладывая в слова собственное чувство долга:

– Поручили мне его.

Буду с ним теперь построже,

Но не брошу одного.

Мы видим, как горда Маша тем, что смогла выполнить очень сложное для нее поручение и как незаметно для себя « Машенька растет».

Все это складывается в живую картину, создает внутренне подвижный образ девочки, которая в конце концов стала опытнее и взрослее. Показывая мужественность, решительность, отвагу своих героев, она воспитывает эти качества у своих юных читателей, для которых жизненный опыт Машеньки близок и поучителен.

Само название цикла говорит о многом. Поэтесса не только рисует события из жизни своей юной героини, но вместе с тем соединяет их незримой нитью, протянутой в будущее, и показывает характер своей героини в росте, движении, становлении, что придает динамику каждому стихотворению о Машеньке и соединяет их в нечто цельное.

А когда она начинает говорить, « как мама», это для нее не только взрослые слова – сейчас она поистине преисполнена таким сознанием ответственности и долга, что считает для себя вполне уместным перейти на мамин язык.

Так, введение «взрослой» лексики в детский язык означает в стихах Барто вызревание чувства долга перед людьми, ответственность перед ними, – чувства, присущего как большим, так и маленьким, внутренне объединяющего их.

«Младший брат»

Это стихи о новорожденном, об отношении к нему взрослых и детей. Весь сборник окрашен мягкими, пастельными красками: здесь и радость от общения с малышом ( «Хороший день») и забота о нем старших сестер ( «Комары», «Чепчик») и родителей ( «Купание»). В старой детской литературе стихи о новорожденном – это обычно только сентиментальные умиления и восторженные восклицания. Этого нет у Барто. В книге «Младший брат» много острых и тонких наблюдений за ребенком такого возраста,когда даже и слова «мама» ему не выговорить, и здесь она совершает свои открытия, в которых лирическое начало сочетается с обостренной наблюдательностью и тонким юмором, что очень характерно для всего творчества Барто.

( Освещение этого вопроса идет вместе с анализом стихов того или иного сборника, анализом книжной выставки, используется метод «Лекция вдвоем»)

ЮМОР И САТИРА В СТИХАХ А.БАРТО

«Детским писателем может стать только тот, в ком сильна память детства»

Слияние интереса писательского и педагогического позволило поэтессе сделать много открытий в детской поэзии. Она – родоначальник жанра юмористического и сатирического портрета.

Со страниц книг А . Барто смотрят на нас живые дети. Кого только здесь нет – болтунья, замарашка, плакса, маленькая сплетница, зазнайка, жадина, лентяй, кокетка и многие другие. Цель у поэта одна – помочь детям начать борьбу с недостатками своими и чужими.

Часто на помощь приходит устное народное творчество, от частушки до дразнилки, народная педагогика.

В задорных частушечных ритмах написаны многие стихи поэтессы («Болтунья») – Анализ стихотворения, выразительное чтение.

А. Барто очень требовательна к качеству смеха: ведь смех бывает и глупым, и бессмысленным, и даже жестоким. Поэтесса смеется весело и не зло. Она не хочет обидеть и навсегда осудить маленького человека. Барто заставляет как бы со стороны оглянуться на себя, увидеть в себе что-то такое, над чем можно посмеяться вместе, но при этом внутренне устыдиться и раскаяться.

(Анализ стихов: «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Мы с Тамарой», «Подари, подари…», «Очки», «Помошница», «Снегирь», «Любочка», «Сонечка»)

Как бы не были малы герои ее стихов, А. Барто приучает их к тому, что они в меру своих сил и возможностей должны заботиться о себе и о других, стыдно быть лентяем, бездельником, лежебокой (Танюша- стих. «Помошница» – только обещает работать, а сама после целого дня безделья, вздохнув, говорит:

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Стихотворение «Катя» (1945) посвящено девочке, которая оказалась лишней, когда все работали на огороде:

– Ты что на скамейке сидишь как чужая?

(Это стихотворение до сих пор помещают в учебники для начальной школы)

С особой силой и глубиной разработан в творчестве А. Барто сатирический жанр, свидетельством чего является книга стихов «Лешенька, Лешенька…» (1965), вобравшая стихи многих лет и ставшая событием не только в детской поэзии, но и во всей литературе того времени – по степени мастерства, блеску остроумия, прицельности и точности удара, сатирической резкости и остроте.

«Колючие строки» – так называется одна из сатирических книг А. Барто, и действительно, в ее стихах много «колючек», заостренных против всего того, что не совместимо с внутренней щедростью людей, их творческим задором, широтой мечтаний и стремлений.

Проблема взаимоотношений взрослых и детей, старших и младших – одна из ведущих в творчестве а. Барто.

Уже в 30-е годы создаются стихи, в которых взрослые изображены сатирически, но недостатки их высмеиваются не прямо, а через поступки, привычки их детей.

В стихотворении «Леночка с букетом» (1954) как бы вскользь сказано:

– Лучшим номером программы

Эта девочка была…

Здесь ходовой оборот речи («лучший номер нашей программы») обретает необычное, настораживающее, тревожное звучание, ибо если девочка превращается в 2номер программы», от такой метаморфозы мы не можем ждать ничего хорошего.

А что может быть страшнее, когда «У дедушки – Героя бездельница растет?»

Целый сборник стихов, которые адресованы не столько юным читателям, сколько родителям и воспитателям, вышел в 1958г. – «Про больших и маленьких» («Советский писатель», Москва, 1958) («Леночка с букетом», «Дедушкина внучка», «Лешенька», «Жадный Егор», «Снегирь») (Анализ и выразительное чтение этих стихов).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10246 – | 7936 – или читать все.

Стихи про снегирей – подборка лучших стихотворений про птицу

Короткие стихи и четверостишия про снегирей для детей

Летом, честно говоря,
Трудно встретить снегиря.
А зимою – благодать! –
За версту его видать!

На снегу сидит блистая,
Красногрудых птичек стая.
Полюбуйтесь поскорей,
На красавцев снегирей!

Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.

Снегири, снегири,
Как осколочки зари,
Скачут на дорожке.
Ты, мороз,
их не бери —
Обожжёшь ладошки.

Ой, какие снегири
Цвета утренней зари,
На деревья сели
Яркой акварелью.
Черненькие шапки,
Тоненькие лапки,
Круглые пушочки,
Розовые щечки.
Флейтой засвистели,
Ух ты, полетеееели..

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Тридцать градусов мороза.
Всё кругом белым-бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы –
Красногрудому тепло.

Глянь-ка, мама, посмотри,
За окошком снегири.
Синие, красные,
Крылышки атласные.

Холодно без солнца.
Чтобы не было им скучно,
Чтобы не было им грустно,
Можно с крошками в кормушки
Положить игрушки.

Снегири рябину ели
— Нет вкуснее ужина!
Даже брюшки покраснели
От такого кушанья.

Сидят на ветках снегири,
Сияют, словно фонари.
Их тёплый, розоватый цвет-
Как будто солнышка привет.

Лучшие стихотворения известных поэтов про снегирей

Что за чудо: в зимний день
Оживилась вся сирень.
Красногрудые комочки
Зашумели как листочки.
Будто красных роз букеты
На сирень забросил ветер.
Стайки дружных снегирей
Крошки кушают на ней.
Вова с маленькой Танюшкой
Птичкам сделали кормушки.

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла…
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла…

Солнечный, погожий
Выдался денёк.
Всей семьей на лыжах
Выбрались в лесок.

Вдруг трехлетний Вовка
Маме говорит:
“Чудеса! На ёлке
Яблоко висит!”

А взглянул левее
И застыл без слов:
На соседней ели
Россыпи плодов!

Но пронесся ветер,
И тотчас с ветвей
Упорхнули яблоки
Стайкой снегирей.

Осенне времечко настало.
Не пой, унылый снегирек!
Не пой, как ты певал бывало,
Не пой, мой добренький дружок!

Пускай павлин, хвостом пушистый,
Своею славится трубой!
Петух и ночью голосистый,
А ты, мой друг снегирь, не пой.

Их песни и сердца железны
Почувствуют огромный глас!
Души твоей напевы нежны…
Не пой, мой друг снегирь, на час.

Осенне времечко настало.
Не пой, унылый снегирек!
Не пой, как ты певал бывало,
Не пой, мой добренький дружок!

Зима недолго уж продлится,
С тобой тогда затянем вновь,
Весна ведь петухов боится,
Твой голос призовет любовь.

А с нею всё, всё встрепенется,
Земля растает и моря,
И роза к васильку прижмется,
Придут послушать снегиря.

Осенне времечко настало.
Не пой, унылый снегирек!
Не пой, как ты певал бывало,
Не пой, мой добренький дружок!

На пушистых серебристых ёлках
Стайкою расселись снегири,
Пёрышки оранжевого шёлка
Будто одолжили у зари.
Далеко до праздничного лета,
Что гостит на ласковых морях,
Но сияют нам его приветом
Солнышки-пичужки на ветвях.

Гляньте, легкой стайкой снегири
К нам зимой летят на пустыри.
Черно-белый зимний скушный свет
Красят птицы в теплый алый цвет.
Нет, совсем они не бунтари,
Выправить хотят календари!
В холод от зари и до зари
Вместо солнца светят снегири.
На рябинах у них пир горой.
Всяк в мундире красном, как герой.
Повелось в Руси так исстари, —
Удалые все, богатыри.

На кустах, Андрей, смотри –
Дружной стайкой снегири.
Снегири – лесные птицы,
Прилетают к нам зимой,
Очень трудно прокормиться
В стороне глухой лесной
Свист их грустный, еле слышный,
Не пугаются людей,
Каждый медленный, пушистый,
Словно всех он птиц важней.
Семена клюют прекрасно,
Ждут, когда придёт весна.
Он – красавец, с грудкой красной,
Серо-дымчата спина.
Тихо, тихо напевают
И от нас не улетают.

Снегири в мороз и вьюгу
Рядом с нами зиму всю.
Не летят к теплу и югу,
Как за это их люблю!

Ведь зимой унылой, белой,
Ярких красок мало так.
Что же людям можно сделать
Для беспечных, милых птах?

Покормить их на окошке,
И в мороз теплом укрыть.
Нужно ведь совсем немножко
Чтобы жизнь им сохранить.

Красногрудый друг мой милый!
Отчего ты всё грустишь,
Ноешь в песенке унылой,
Иль насупившись сидишь?
В бедной хижине смиренной
Ты не пленник заключенный,
Ты хозяин, как и я!
Тесной клетки ты не знаешь,
Где задумал, там порхаешь,
Всем мила здесь песнь твоя.

Не тебе ль плачу я дани
Всем, что любишь есть и пить?
И зато у нас нет брани,
Если вздумаешь шалить
И, вспорхнув от сна с зарею,
Раннею кружась порою,
Сядешь прямо на меня:
В волосах моих играешь,
Резво носиком щелкаешь,
Сладкий сон от глаз гоня.

Чуть осердиться сбираюсь,
Ты вспорхнул — и был таков!
Вдруг запел — я улыбаюсь,
Ты прощен! здесь нет силков:
Здесь жероль цветет душиста,
И вода в фарфоре чиста,
Здесь на солнце, пред окном
Ты купаешься привольно
И, натешившись довольно,
Брызжешь светлым вкруг дождем.

Отчего ж так часто, милый,
Грудью бьешься ты в стекло?
Вместо песен — крик унылой?
Отчего? — Здесь так тепло.
В гости просишься к свободе!
Полно! взглянь: во всей природе
Скука — жизни искры нет!
Стужа, вьюги, бури снежны…
Здесь с тобой все дружны, нежны.
Здесь покой, тепло и свет!

Ах! а тамо ястреб лютый
Бедных птичек так и ждет;
Из засад, злодей, минутой
Налетит и заклюет!
Ты погиб! «Мне всё известно, —
Говоришь ты, — но где тесно,
Там свободы нет святой!
Птичкам страж — их мать природа:
Все кричат мне, что свобода
Лучше клетки золотой!»

Прав ты, прав, о сын природы!
Вольным всюду жизнь сладка:
Где не светит луч свободы,
Хлеб постыл там, соль горька!
Что сказал ты, сам я то же
Гордому скажу вельможе:
Не пленяюсь я мечтой,
Быть свободным в бедной хате
Лучше, чем в большой палате
Жить, как в клетке золотой!

Побелело за окошком,
Всё в снегу. Какая ширь!
Как забытая матрёшка,
На крыльце у нас снегирь.
— Ты, снегирь, не прячься в чаще,
Оставляй лесную даль,
Прилетай в наш сад почаще —
Горсти зёрен нам не жаль!

Красивые и трогательные стихотворения про снегирей

Тихо-тихо сидят снегири на снегу
Меж стеблей прошлогодней крапивы;
Я тебе до конца описать не смогу,
Как они и бедны и красивы!

Тихо-тихо клюют на крапиве зерно,—
Без кормежки прожить не шутки!—
Пусть крапивы зерно, хоть не сытно оно,
Да хоть что-нибудь будет в желудке.

Тихо-тихо сидят на снегу снегири —
На головках бобровые шапочки;
У самца на груди отраженье зари,
скромно-серые перья на самочке.

Поскакали вприпрыжку один за другой
По своей падкрапивенской улице;
Небо взмыло над ними высокой дугой,
Снег последний поземкою курится.

И такая вокруг снегирей тишина,
Так они никого не пугаются,
И так явен их поиск скупого зерна,
Что понятно: весна надвигается!

Снег метёт и кружит, всё морознее дни –
То картинка далёкого детства,
Где на белой берёзе сидят снегири,
Не могу я на них наглядеться!

Край суровый. Не щедрый на краски – Сибирь,
Где зимой лишь снега да морозы,
Где как чудо из сказки – малютка снегирь
Словно солнце горит на берёзе!

Снегири на снегу! Этот розовый цвет!
Он повсюду со мной,как наследство,
Сквозь окно вижу кАк тИхо падают в снег,
Не могу я на них насмотреться!

То в крови у меня до скончания дней –
Не могу без снегов, без морозов!
Разве можно забыть чудо – птах снегирей,
Что как пламя горят на берёзах!

Попросили снегири
Алой краски у Зари.
– Мне не жаль, –
Заря сказала,
Грудки им разрисовала,
Лишь за крылышки взялась.
Стайка раз – и поднялась.
Вот теперь всем ясно,-
Почему у снегирей
Только грудки красные.

Как эти птички дивно хороши!
Клюв аккуратненький, блестящий чёрный глазик,
А из-под перьев брюшко алое торчит,
Словно красивый маленький фонарик.

В холодном свете утренней зари
На ветках дерева, снежком припорошённых,
Расселись чинно, очень важно снегири.
Мне видно их сейчас в окошко дома.

Про них рассказы пишут и стихи,
И даже песни есть про этих птиц прекрасных,
А есть поверье древнее, что на Руси
Снегирь считался птицею отважной.

Считали предки, что защитник был снегирь
И, что в полях бескрайних, снегом занесённых,
Спасал он путников, что сбился с пути,
И приводил к огням жилого дома.

Он алым пятнышком, что светит на груди,
Показывал дорогу всем несчастным.
То — вовсе не пятно, а капля крови впереди —
Ведь поединок с Духом смерти так опасен!

А если расчирикались они,
То это вовсе, друг мой, не напрасно,
Поют пушистые красавцы — снегири
К погоде тёплой, солнечной и ясной.

На сосне заснеженной –
Царство красоты!
На сосне заснеженной –
Птицы, как цветы!
Грудка ярко-красная,
Светлая спина.
Заиграла красками
Старая сосна!
Как осколочки зари,
Здесь на ветках снегири.

Морозец легкий, всюду иней.
На фоне снежной чистоты,
На веточках в лазури синей
Необычайной красоты
Висят фонарики горящие,
Взгляни, ведь это настоящие –
Не лампочки, не фонари –
Живые птахи – снегири!

Загорелось небо ало,
И январская заря
Алый фартук повязала
На груди у снегиря.
Вот снегирь к оконной раме
Подлетел, потом исчез…
Загорелся снегирями
Белый-белый зимний лес.

Много есть зимою разных
Удивительных чудес.
Красногрудых птиц прекрасных
В город к нам направил лес.

Снегири, мороз почуяв
Прилетают в парк, в сады,
Мы любуемся на чудо,
Необычной красоты.

На деревьях видят дети
ярко-красный их наряд.
Птиц нельзя не заприметить,
Словно яблоки висят.

Прилетели снегири,
На рябину пара села.
Грудки красные у них,
Как бока у яблок спелых.

Я на птиц в окно гляжу,
За окном мороз и вьюга.
Зябко бедным снегирям,
Прижимаются друг к другу.

Пожалею снегирей,
Смастерю для них кормушку,
Корм насыплю, раскрошу
Хлеба чёрствого горбушку.

И у мамы я спрошу:
-А когда зима завьюжит,
Где ночлег они найдут,
Чтобы спрятаться от стужи?

Января красногрудые птицы,
Облетают владенья свои,
Теребя ветви дерев — ресницы,
Наконец-то уснувшей земли.

Птиц покой – равновесие судеб,
Поселившихся в январе,
Лишь зимой, что-то было и будет,
Торопя всех времен передел.

Все возможно и неповторимо,
В лоскутах полетевших, пурги,
И весна уже более зрима,
Если нас сторожат снегири.

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Элегия
Ссылка на основную публикацию