Анализ стихотворения Снегирь Барто

Анализ стихотворения Снегирь Барто

Стихотворение это милое, позитивное и смешное. Повествование ведётся от лица мальчика лет семи, нормального паренька – немного хулигана, но очень любящего живую природу. Состоит произведение из строф по четыре строки, но есть две «перебивки» по две строки.

С самого начала читателям рассказывается, где именно произошло то самое чудо – встреча со снегирём. Это было на старейшей улице Москвы, просто в магазине. Точней там не клетки, а целый сад «за окном». Мальчик увидел синего голубя (эпитет из детского восприятия), но тот его не удивил. А дальше герой видит удивительную птицу. Такую красивую и необычную, что он не может от стекла оторваться, а дальше просто теряет сон. Для усиления эффекта Барто использует повторы – «такую птицу, такую…». Мальчику не хватает слов от восторга, но в итоге он объясняет, какой цвет у пёрышек.

Как и многие дети, мальчик хочет, чтобы дома было животное или птица. И вот он начинает просить этого самого снегиря. Пытаясь повлиять на маму, он аж четыре дня ревёт, но это, конечно, преувеличение. Но так просто маму не уговорить. Герой жалуется, что у неё, вообще, привычка (и он даже не говорит «плохая») отвечать не о том. Тут он ей о снегире, а она вдруг о пальто. Но и маму можно понять – старое износилось, карманы дырявые. И ещё она добавляет, что сын дерётся, поэтому снегирь ему не положен. Тогда мальчик начинает ходить следом, говоря только о снегирях, но бесполезно.

Конечно, дальше мальчик старается исправиться – становится таким хорошим, что и сам себя не узнаёт! Он надевает колоши, хотя ему кажется, что на улице сухо, всех благодарит, не крутится, не спорит (с дедом) и даже не дерётся. Вот это самое сложное для него! Ему трудно стало жить на свете с этими муками (слова такие серьёзные поэтесса использует иронично). И даже мама героя удивилась так, что купила снегиря. Мальчик просто счастлив! И теперь можно снова драться…

Всё написано простыми предложениями, легкими словами, сюжет приятный и забавный, но это стихотворение, понятно, не только для детей, но и для взрослых.

Вариант 2

Произведение является одним из стихотворений, вошедших в цикл «Мы с Тамарой ходим парой», и имеет в качестве основной тематики раскрытие детского характера в целях нравственного воспитания при помощи юмористических средств.

Композиционная структура стихотворения условно выделена в три части, на протяжении повествования которых поэтесса демонстрирует изменения, происходящие в поведении главного персонажа с появлением в его жизни памятного момента встречи с зимней птицей в виде снегиря.

Главным персонажем стихотворения является маленький мальчик, который по сюжетной линии в один из день видит маленького яркого снегиря, преображающего внутренний мир ребенка, желающего новой встречи с прекрасным и добрым. Для изображения места действия в произведении поэтессой описывается панорамная и детальная картина с уточнением направления и названий.

В качестве средств художественной выразительности в стихотворении применяются анафора, аллитерация в сочетании с парной рифмовкой, подчёркивающихся использованием многочисленных однородных сказуемых, а также приемом парцелляции, позволяющих ощутить происходящие изменения с мальчиком, находящимся под впечатлением великолепия птички. Выразительные приемы создают особенную атмосферу звукового содержания стихотворения, позволяя воссоздать даже свист птиц в саду.

Отличительной особенностью произведения является использование поэтессой лексического повтора слова «птица», делающего акцент на детском восхищении необычной птичкой, непохожей ни на какие другие. Восхищение ребенка и его мечта об обладании прекрасным снегирем кардинально меняют поведение мальчика, преображая его в воспитанного, доброго ребенка. Тем самым стихотворение передает авторский замысел, заключающийся в передаче детскому разуму всей гаммы ощущений, которые способны выражать человечность.

Тема стихотворения раскрывается посредством использования разнообразных символов, обозначающих истинные человеческие качества в виде заботы, доброты, неравнодушия, сострадания, взаимопомощи, позволяющих продемонстрировать глубокое переосмысление собственного жизненного существования ребенком, произошедшее с ним неожиданно и делающее его намного взрослее.

Анализ стихотворения Снегирь по плану

Снегирь

Возможно вам будет интересно

Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

В своем поэтическом повествований Пушкин выбрал выдумку о древнегреческом Арионе, он был известен как певец. Данный персонаж зарабатывал путем путешествий и исполняя лирические баллады пред знатными зрителями

Афанасий Афанасьевич Фет – поэт-романтик своего века. Его стихи наполнены любовной лирикой и особым даром описания человеческих отношений. Каждое стихотворение – отдельная жизнь, насыщенная душевно-эмоциональными красками.

Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.

Анна Ахматова, поэтесса писавшая стихи о земной любви. Её искрение пронзительные строки о этом сложном чувстве наполняют всю ее жизнь. В то же время язык понятен любому, ведь каждый человек на Земле

Статья по чтению художественной литературы стихотворение “Снегирь” Агнии Барто Чуенковой Лилии Витальевны воспитателя ГБОУ 2120
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Эта статья-небольшой анализ известного художественного произведения, предназначенная для осмысления стихотворения и совместной беседы взрослого с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
stihotvorenie_agnii_barto_snegir.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по чтению художественной литературы:

Стихотворение Агнии Барто «Снегирь»

Воспитателя подготовительной группы

ГБОУ 2120 Москва Д8

Чуенковой Лилии Витальевны

О чем оно? Что мы можем рассказать детям, читая это стихотворение. А может ребенок сам сможет увидеть или почувствует канву, основную мысль произведения? Было бы не плохо, но все-таки, на всякий случай мы можем иметь шпаргалку для беседы по произведениям в нашем взрослом багаже.

В этом прекрасном и очень глубоком по своему смыслу произведению, автор показывает, как меняется психология ребенка, который увидел прекрасное, неземное существо, которое делает его более добрым и понимающим.

Снегири – это птицы, которые прилетают в наши края только зимой, но именно в эту прекрасную пору, мы можем насладиться их присутствием. В этой истории все происходит совершенно по-иному: наш герой, простой городской житель, который привык видеть птиц только в зоомагазине и с окна собственной квартиры. Тут он попадает на улицу, где и происходит очень глубокое и душевное переосмысление, которое приходит к нему неожиданно.

Мальчишка становится более послушным, так как весь вид этой птицы, воспитывает в нем чувство ответственности и доброты, которые он должен испытывать к своему ближнему. В стихотворении очень много символов, которые означают доброту и заботу, которые обязательно сделают этот мир добрее, так как этот герой обязательно будет заботиться о братьях наших меньших, которые иногда попадают в очень сложную ситуацию, но человек всегда сможет прийти на помощь.

Главной мыслью, которую желала донести поэтесса, является то, что душа и поведение мальчика очень изменчивы, так как они совершенно разные: до появления и после появления этой птицы, которая меняет все его миропонимание.

Прекрасное стихотворение, которое должно будет показывать юным читателям одну простую истину, которую не нужно доказывать: доброта спасет мир, так как добро всегда возвращается в двойном обьеме, и каждый ребенок должен это знать и понимать, а это стихотворение будет прекрасным поводом задуматься над всеми проблемами и более четко их понять.

Хорошего чтения вам и новых открытий, дорогие друзья!

На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.

Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла…
Я не мог ни на минутку
Оторваться от стекла.

Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится —
Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим —
Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я «спасибо» говорил,
Всех за все благодарил.

Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти
Только ради снегиря.

До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:
— Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной —
Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:
— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
— Чудеса,- сказала мама
И купила снегиря.

Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре…
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продуктивная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва.

Презентация для показа детям при знакомстве со стихами А.Барто.

Самоценность дошкольного периода очевидна.Первые семь лет жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. Любознательность и познавательные интересы .

Материал представляет собой отчет о проделанной работе по теме развития познавательных способностей у дошкольников и экспериментированию в детском саду в старшей группе.

Статья Методика чтения художественной литературы во второй младшей группе Художественная литература в детском саду способствует полноценному личностному формированию. Чтение художеств.

Агния Барто: «Звенигород»- поэма сиротских судеб

Для детских поэтов и писателей, искусствоведов и педагогов 2006-й стал годом Агнии Львовны Барто. В феврале исполнилось 100 лет со дня ее рождения, а в апреле — 25 со дня кончины. Агнию Львовну помнят юные корреспонденты «Новых рубежей», которых она приветствовала во время одного из юнкоровских слетов в Одинцове, а звенигородцы благодарны за поэму «Звенигород», в очередной раз напомнившую о древнем русском городе.

Эта поэма могла бы стать очередным произведением известной поэтессы о детях войны, которое прочитали бы, похвалили и возвращались бы к нему, как к одной из вех творчества Барто. Однако оно стало действительно знаменитым и изменило судьбы почти тысячи семей, потерявших своих близких в 1941-1945 годах…

Дочь ветеринара не стала балериной

Агния Барто не любила шумихи вокруг своего имени, она просто писала детские стихи. Поэтому многие страницы биографии поэтессы до сих пор известны лишь профессиональным литераторам.

Родилась Агния в Москве, в семье врача-ветеринара, который дал ей хорошее домашнее образование и приличное воспитание. В одном из интервью дочь Барто, Татьяна Щегляева, уточняла, что ее мама родилась не в 1906 году, а в 1907-м. В голодную послереволюционную пору прибавила себе год, чтобы устроиться на работу и получать паек для служащих. Паек выдавали селедкой, из которой варили суп или жарили ее на селедочном же жире. Стихи Агния начала писать еще в детстве, но в будущем видела себя балериной и даже окончила хореографическое училище. На выпускном экзамене прочитала собственное стихотворение «Похоронный марш», которое услышал нарком просвещения Луначарский. Он и стал «крестным отцом» будущей поэтессы, направив в одну из детских редакций. Там Агния познакомилась с Маяковским, Чуковским, Маршаком и поняла, что ее призвание — детские стихи. В начале 1930-х годов произведения молодой поэтессы издавались огромными тиражами, а поэтическая миниатюра «Игрушки» (про тех самых зайчика, мишку, бычка и Таню с мячиком) вошла в детские хрестоматии.

В 1937 году, когда испанские революционеры сражались с армией диктатора Франко, Агния Барто выезжает в Барселону и Мадрид на международный конгресс в защиту культуры. Порой заседания конгресса проходили под бомбежками и, вернувшись домой, поэтесса уже несколько по-другому взглянула на свое творчество, стала говорить в стихах о защите мира. Одновременно ее имя как автора сценария стало появляться в титрах ставших популярными в предвоенные годы комедий: «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер».

Фамилию первого мужа оставила себе

Мало кто знает, что до замужества Агния Барто была Воловой, а после регистрации брака с Павлом Николаевичем Барто, потомком выходцев из Англии и Германии, взяла его фамилию. Они вместе писали стихи, которые потом публиковали. В 1925 году у четы Барто появился сын, которого назвали Эдгаром, но при получении паспорта тот выбрал русское имя Игорь.

Семейное счастье длилось недолго, в конце 1920-х супруги расстались. Тогда же в компании сестер Павла Агния познакомилась с Андреем Щегляевым, с которым затем прожила более 40 лет. Андрей Владимирович был ученым-энергетиком, членом-корреспондентом Академии наук. От этого брака у Агнии Львовны — дочь Татьяна. Она же в одном из интервью подтвердила воспоминания матери, что при расставании с Павлом Барто та сказала: «нравится тебе это или нет, но фамилию я оставляю себе». Впоследствии Павел Николаевич был женат еще три раза. Игорь во время войны рвался на фронт, но был отстранен медкомиссией. Вернувшись из эвакуации, поступил в авиационный институт и погиб под колесами машины 4 мая 1945 года. Эта трагедия осталась с Агнией Львовной на всю жизнь. Андрей Щегляев ушел из жизни на 11 лет раньше своей супруги, оставив на ее сердце еще одну незаживаемую рану…

Поэма помогла найти дочь

В годы войны Агния Барто с сыном находилась в эвакуации в Свердловске. Но и оттуда выезжала на фронт как фронтовой корреспондент, читала на передовой бойцам свои стихи, много выступала на радио, писала статьи, очерки. Тогда вышли ее сборник «Подростки» и поэма «Никита», оказавшиеся «в опале» после 1956 года, поскольку упоминали имя Сталина. Но война победоносно завершилась, и вновь пошли детские стихи, принесшие поэтессе 1950 году Государственную премию. И все же в этих стихах проскальзывали строки горечи, связанные с увиденным Агнией Львовной во время поездок на фронт. В 1947 году вышла в свет ее поэма «Звенигород», в которой Барто, побывавшая в этом городе, описала детский дом для детей, чьи родители погибли. Книжка поступила к читателям и стала жить самостоятельной жизнью, к которой оказались причастны жизни тысяч людей. Вот как рассказывала об этом в своих воспоминаниях сама Агния Львовна: «Случилось так, что в 1954 году библиотекарша Карагандинского дома инвалидов прочитала «Звенигород» уборщице, Софье Ульяновне Гудевой, у которой восьмилетняя дочка Нина, так же, как дети в поэме, потерялась во время войны. Софья Ульяновна написала мне о своей беде. В письме не было никаких просьб, только надежда, что, может быть, Нина жива и выросла в хорошем детском доме. Я решила попытаться помочь Гудевой. Оказалось, что в Москве существует отдел розыска управления милиции…

Я обратилась… Нина нашлась… Ей восемнадцать лет, она работает в городе Умань, на швейной фабрике. Рассказывая мне об этом, майор Петров неожиданно предложил: «Не хотите ли вы первой сообщить матери о том, что ее дочь найдена?» Меня тронуло такое предложение…

Из письма Софьи Ульяновны Гудевой: «… Вы не можете себе представить мое счастье и радость, когда я читала в вашей телеграмме слова: «Горячо поздравляю, ваша дочь нашлась». Сколько лет я искала своего ребенка и сколько лет я проливала слезы! Моя дочь решила переехать ко мне, получила от нее телеграмму: «Встречай, выезжаю…»

Но и на этом история «Звенигорода» еще не кончается. Наоборот… Карагандинские журналисты, увлеченные историей семьи Гудевых, сообщили о ней в ТАСС. Вслед за этим появились заметки во многих газетах. Когда я возвратилась домой, в Москву, я нашла на своем столе семнадцать писем. Самые разные люди просили меня помочь им найти детей, потерянных в годы войны. Что было делать? Направить все эти письма в управление милиции? Но там требуются точные данные, а если их нет?… Как раз во время моих раздумий мне позвонили из редакции «Последних известий по радио». Тогда-то мне пришла в голову мысль: а что, если поискать по радио потерянных в войну детей? Редакция горячо поддержала эту мысль».

«Маяк» для потерявшихся

Так на радиостанции «Маяк» появилась передача «Найти человека», которую вела Агния Львовна. Она сама предложила способ искать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. 927 семей воссоединились благодаря ее усилиям. А о своей работе на радио Барто в 1968 году написала повесть «Найти человека». Интересно, что и сегодня эта книга пользуется вниманием читателей, не говоря уж об одной из аналогичных телепрограмм. На радио передачу закрыли после того, как стали стареть и умирать матери, искавшие своих детей, а поток писем пошел на убыль. Поэтесса в своих записках горестно переживала это расставание: «С трудом привыкаю к тому, что 13 число каждого месяца теперь день для меня обычный. В течение почти девяти лет он был для меня днем особенным. По 13 числам я подходила к микрофону в радиостудии, чтобы рассказать по «Маяку» тысячам, нет, миллионам людей о том, что еще одна мать нашла своего сына, потерянного маленьким в годы войны, и, может быть, в эту самую минуту где-то, на вокзальной платформе или на аэродроме, обнимает его, давно ставшего взрослым. Или рассказать о том, что в каком-то доме открылись двери, и навстречу друг другу кинулись — тоже теперь уже взрослые — братья или сестры. Бывали передачи, когда я могла сообщить, что соединено несколько семейств, бывало и затишье… И хотя поиски — почти девять лет — подчиняли себе мои мысли, все мое время, вместе с последней передачей из моей жизни ушло что-то драгоценное…»

Имя Агнии Барто в 1960-х годах стало поистине культовым. Ее стихи печатались большими тиражами, ее приветствовали на различных конгрессах и заседаниях, узнавали в лицо и по голосу. А она, пронеся через душу и сердце любовь к погибшему сыну, трагедии всех разлученных войной семей, оставалась скромным, закрытым для посторонних человеком. Может быть, ее согревала мысль, что первым стихотворением, выученным маленьким человечком, пришедшим в этот мир в ближайшие десятилетия, будет то самое — про зайку, мишку или кота, который «кататься не привык — опрокинул грузовик».

Подготовил Николай Митронов.

Все мы с детства учили короткие стихи Агнии Барто про зайку, которого бросила хозяйка, про мишку с оторванной лапой или бычка, шагающего по доске. А вот поэму «Звенигород» помнят немногие. В хрестоматийном издании «Золотая библиотека» 1960 года она занимает 21 страницу и рассказывает о детском доме, где воспитывались дети, потерявшие родителей во время войны, как они готовились отмечать дни рождения и какое внимание уделяли сиротам взрослые, потерявшие своих кровиночек в годы лихолетья. Приведем лишь несколько отрывков из этого произведения.

Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники

Андронюк Татьяна
Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники

Конспект к занятию по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники».

Цель: помочь детям запомнить стихотворение с помощью мнемотехники, выразительно читать.

Образовательные: расширять представление детей о многообразии птиц. Закрепить знания детей о зимующей птице нашего края – снегире. Приобщать детей к поэзии, учить слушать стихотворение, отвечать на вопросы.

Развивающие:

развивать у детей умение с помощью графической аналогии рассказывать стихотворения по мнемотаблице;

развивать общие речевые навыки (голос, выразительность речи) развивать память, внимание.

Воспитательные: воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Тип занятия: закрепление ранее приобретённых знаний и усвоение новых.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое творчество».

Материал к занятию: мнемотаблица по содержанию стихотворения, раскраска «Снегирь», музыкальная запись.

Предварительная работа: беседа с детьми о временах года, о птицах, рассматривание зимних пейзажей и иллюстраций с птицами, чтение стихов и рассказов о птицах, лепка птицы.

Методы и приёмы: словесные, наглядные и практические (беседа, вопросы, чтение художественного произведения, демонстрация наглядного пособия, мнемотаблицы, практическая продуктивная деятельность, игровые методы).

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, в окно. Какое сейчас время года? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, на улице зима. А почему вы так думаете?

Дети: Холодно, мороз, всюду лежит снег.

Воспитатель: Каждому из вас на стол упала снежинка. Давайте возьмем ее за ниточку и подуем. У кого снежинка дольше будет летать? Воздух вдыхаем носом, щеки не надуваем, губы трубочкой.

Воспитатель: Давайте скажем слово «снежинка»по-разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.

Воспитатель: Можно ли услышать зимой пение птиц?

Дети: Можно услышать чириканье воробья, карканье ворон.

Воспитатель: А еще я слышала, как стрекочет сорока. Ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний парк. Который подарит вам интересные встречи. Но чтобы нам туда попасть, нужно произнести заклинание «Раз, два, три – повернись, в зимнем парке окажись.

Воспитатель: Вот мы с вами и в парке. Давайте подойдем к березе. (Дети подходят к мольберту с нарисованной березой). Я буду вам загадывать загадки, а в ответ вы должны найти среди картинок и поместить найденную картинку на березу.

ДИ «Отгадай и найди».

А зовут ее … (Сорока)

(Звучит аудиозапись сороки).

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей).

(Звучит аудиозапись воробья).

И полоска шарфика. (Синица).

(Звучит аудиозапись синицы).

Крикунья хрипловатая – известная персона.

Кто она? … (Ворона).

(Звучит аудиозапись вороны).

Воспитатель: Ребята, а кто знает, чье это пение? Какая птица так поет? (Дети слушают).

Я вам подскажу. Угадайте загадку и тогда догадаетесь, кто так поет.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг спорхнули яблоки,

Ведь это … (Снегири).

Ведь это снегири. Показываю детям картинку со снегирями. Рассматриваем снегирей. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрный. Спинка серого цвета. Грудка у снегиря красная. Природа становится ещё наряднее, когда на покрытых снегом ветках деревьев появляются снегири.

Воспитатель: Ребята, мы с вами отгадали всех птиц, которые сегодня прилетели в зимний парк. Но у нас впереди еще много нового и интересного. Сейчас нам надо подготовить ваши язычки и пальчики к работе.

Артикуляционная гимнастика «Конфета». (Объясняю и показываю: рот закрыт, напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щечку).

Пальчиковая гимнастика «Прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками “идем” по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками “комок”)

Птичек крошками кормили (“кормим птичек “)

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели (“едим суп”,

спать легли (ладошки под щечку).

Воспитатель: А сейчас давайте с вами присядем и послушаем стихотворение Натальи Нищевой «Снегири».

В красных майках снегири.

Греются на солнышке.

Беседа по содержанию стихотворения.

-Кто сидел на ветках?

-В чем они сидели?

-Что делали снегири?

– Кто догадался, для чего нам картинки? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, они будут помогать нам заучивать стихотворение. А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка «Снег».

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти карточки. Показываю мнемотаблицу. В этих карточках спряталось стихотворение «Снегири». Рассказываю с помощью мнемотаблицы. Потом предлагаю рассказать 2-3 детям с использованием схем. Дети рассказывают стихотворение Н. Нищевой «Снегири».

Воспитатель: Снегирь вам дарит раскраски. На них изображены снегири. Только раскрашены они не полностью. Чего не хватает на этих рисунках? Правильно, грудка не раскрашена. Сейчас мы с вами раскрасим грудки снегирям карандашами и у каждого из вас будет свой снегирь. (Дети раскрашивают грудки снегирям).

Демонстрация рисунков. (Дети демонстрирую свои рисунки).

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, как красиво раскрасили снегирей. Но пришло время нам возвращаться в свою группу. Давайте произнесем заклинание «Раз, два, три – повернись, в нашей группе окажись!»

Воспитатель: Ну вот, мы и вернулись из путешествия. Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Правильно! Вы выучили новое стихотворение про снегиря, поиграли. А что было для Вас трудным?

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Беседа о книгах. Разучивание стихотворения И. Токмаковой «Весна» Программное содержание: Воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним. Обогащать словарь детей новыми словами: редактор, типография,.

Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе. Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах» Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Разучивание стихотворения Т. Д. Голубь «Главный запах»Цель: приобщать детей.

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе с использованием мнемотехники. Составление рассказа «Весна пришла» Задачи: • Расширить словарь по теме «Весна»; • Совершенствовать грамматический строй речи • Упражнять детей в умении рассказывать о временах.

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Зимние забавы» Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехники «Зимние забавы» Цель: составление описательного.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по развитию речи с использованием мнемотехники Цель: закрепить знания детей о первых признаках весны с помощью игровых технологий и мнемоквадратов. Задачи: Образовательные: Связная речь:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Разучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» Цель: разучить стихотворение С. Маршака «Апрель» Задачи: Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.

НОД «Беседа о весне и заучивание стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» с использованием приемов мнемотехники» Цель: учить детей воспринимать стихи русских поэтов о природе; упражнять детей в умении заучивать стихотворение и рассказывать его наизусть.

Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 5–6 лет с использованием приемов мнемотехники Пояснительная записка Китайская мудрость гласит: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял.» Это утверждение можно отнести к.

Семинар-практикум для родителей «Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники» Особое место среди всех литературных жанров отводится стихотворениям и эта работа с ними вызывает у детей значительные затруднения. Знакомство.

Создание системы работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста Цель проекта: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование интереса и потребности.

Проект урока по литературному чтению на тему: А.Л. Барто, Снегирь.(2 класс)

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский педагогический колледж»

урока литературного чтения

по теме: А.Л. Барто «Снегирь»,

проведённого во 2 «А» классе МБОУ СШ № 9

студенткой 203 группы

Леонтьевой Любовью Вадимовной

Преподавание в начальных классах

Руководитель практики:_________(Лоснова Г.В.)

УМК: «Планета знаний»

Тема урока: А.Л.Барто «Снегирь».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: познакомить учащихся со стихотворением А.Л.Барто «Снегирь», развивать навыки осознанного, выразительного чтения.

– формировать представление о фантазии, творческому мышлению, сравнению, анализу;

– совершенствовать исследовательские навыки, умение составлять сочинять небылицы.

– Развитие умения объяснять смысл названия произведения, выявить причины поступков персонажей, определить своё отношение к ним.

-Воспитывать уважительное отношение к родному языку, совершенствовать навыки общения.

Предметные: воспринимать смысл названия произведения, связь его с содержанием;

Личностные: воспитывать положительный отношение и интерес к урокам литературного чтения;

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого);

Регулятивные: выполнение действий в устной и письменной форме;

Познавательные: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;

Оборудование: Презентация, учебник, портрет.

Литературное чтение: 2-й кл. : учебник: в 2 ч. Ч.2./Э.Э.Кац.-М.:АСТ: Астрель,2012.-174,(2) с.: ил.- (Планета знаний).

    Обучение во 2-м классе по учебнику « Литературное чтение» : программа, тематическое планирование, методические рекомендации/Э.Э.Кац.-М.:Астрель,2012.-155,(5) с.-(Планета знаний).

    Организационный момент. (1 мин.)

    Проверка домашнего задания. (4 мин.)

    Подготовка к первичному восприятию текста. ( 5 мин.)

    Первичное восприятие. Словарная работа. (5 мин.)

    Проверка первичного восприятия. (5 мин.)

    Постановка учебной задачи. (7 мин.)

    Вторичное восприятие. Анализ текста. (3 мин.)

    Обобщение. Подведение итогов урока. (2 мин.)

    Информация о домашнем задании. (1 мин.)

    Рефлексия. (1 мин.)

    Эскиз доски:11 апреля.

    Скажи на милость

    -Здравствуйте ребята! Меня зовут Любовь Вадимовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

    Прозвенел звонок весёлый.

    Всех зовёт он на урок.

    Ну-ка, дети, все готовы?

    Начинаем точно в срок.

    На места все тихо сядем,

    Не нарушим тишину.

    Приготовились все слушать,

    Я урок сейчас начну.

    -Ребята, у вас на столах есть смайлики с разными настроениями. Покажите мне смайлик, который соответствует вашему настроению.

    -Почему вы подняли такой смайлик?

    -Надеюсь, что у тех, кто поднял веселый смайлик, хорошее настроение к концу урока не изменится, а у кого плохое, изменится в лучшую сторону.

    2. Проверка домашнего задания.

    -А сейчас приступим к проверке домашнего задания. Что было задано на дом? (Прочитать произведение «Живая шляпа» по ролям). Спрашиваю по желанию. Кто готов? (чтение по ролям). Молодцы, с домашней работой вы справились.

    Ребята, кто по вашему мнению прочитал выразительнее? Кто соблюдал интонацию, знаки препинания? Кто смог правильно передать те эмоции, которые есть в произведении? (выставляются оценки)

    Подготовка к первичному восприятию текста.

    Мы продолжаем работать по разделу «Писатели о детях и для детей» Чтобы назвать стихотворение, с которым мы сегодня будем работать, отгадайте загадку:

    В день, когда в саду метели пели,

    На рябине яблоки поспели.

    Только я сорвать одно хотела,

    Яблоко вспорхнуло, улетело,

    И уселось веточкой повыше!

    Ты об этом чуде раньше слышал?

    Если да, скорее говори:

    “Яблоки зимою. – это Снегири”.

    -Сейчас, ребята, открываем учебники на стр.116 Сегодня мы с вами поговорим о таком детском писателе, как Агния Львовна Барто (1906-1981). Что вы знаете о ней? Какие стихотворения слышали, а может быть даже учили? (цикл «Игрушки»).

    Послушайте рассказ про Агнии Львовну Барто.

    Рассказ об А.Л. Барто (презентация)

    Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.

    Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом которой стали слова: «Я дарила детям радость, а они возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!» Это известная детская поэтесса, чьи стихи в нашей стране знают все. Спросите у любого ребенка любит ли он стихи А.Барто и он ответит: «Да!». Ее стихи веселые, интересные, понятные, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказать, может весело пошутить.

    Первичное восприятие. Словарная работа.

    Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение «Снегирь», а вы внимательно послушайте.

    Проведём небольшую словарную разминку. На доске у меня написаны слова (Арбат, Галоши, Скажите на милость)

    Ребята, как вы понимаете слова из этого стихотворения?

    Арбат- одна из древнейших улиц российской столицы, название происходит от арабского слова «арбат» («рабат»), означающее «пригород».

    Галоши (Калоши)- непромокаемая, обычно резиновая обувь. Обычно их носят с валенками. В прошлом их носили для защиты обуви и на туфли, и на ботинки.

    Скажи(те) на милость- (разговорная форма) – скажи(те), пожалуйста, вот удивительно, или с иронией в значении вот ещё!

    Сел на ветку снегирёк- присели.

    Пошёл снежок, и он промок – выпрямиться и поднять руки вверх, покружиться.

    Ветерок подул слегка- наклоны в сторону.

    Обсушил нам снегирька- помахать руками в лицо.

    6. Проверка первичного восприятия.

    Понравилось ли вам прочитанное стихотворение?

    Кто является главным героем стихотворения?

    Что делал мальчик, чтобы ему купили снегиря?

    7. Постановка учебной задачи.

    Каким увидел снегиря мальчик?

    Какие «мучения» испытывал мальчик ради снегиря? Прочитай что сказано об этом в стихотворении.

    Каким был мальчик, мечтавший о снегире: упрямым, упорным, лживым, хитрым, честным, озорным?

    На вопрос мамы мальчик ответил с тоской: «Я теперь всегда такой». Почему он тоскует? Как ты думаешь, сын сказал маме правду?

    8. Вторичное восприятие. Анализ текста.

    А сейчас, ребята, вы будите читать стихотворение, следите внимательно, я остановлю, продолжит кто-нибудь другой. А затем будем анализировать это стихотворение.

    9. Обобщение. Подведение итогов урока.

    О какой птичке мы говорил сегодня?

    С каким стихотворением мы познакомились на уроке?

    Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке литературного чтения?

    Что вам особенно запомнилось?

    10. Информация о домашнем задании.

    Учебник, стр. 116-118. (выразительное читать).

    Ребята, у вас на столе лежат рисунки (солнышко, солнышко с тучкой, тучка), поднимите тот, который показывает ваше настроение на сегодняшнем уроке. (поднимают рисунки)

    -Почему солнышко? Тучка? Солнышко с тучкой?

    Сборник стихов «Снегирь» Агнии Барто

    Поделиться в соц. сетях

    Стихи Агнии Барто
    Сборник стихов «Снегирь»:

    Это один из известных сборников Агнии Барто. Также называется и его заглавное стихотворение, которое было написано в 1938 году. Это история о маленьком мальчике, который не очень хорошо воспитан. Ему доставляет удовольствия делать пакости другим. Он постоянно дерется во дворе со сверстниками. Но все меняется, когда в магазине мальчик видит снегиря. Он очень хочет, чтобы мама купила ему эту птицу. Но та отказывается, так как сын плохо себя вел. И тогда мальчик решает исправиться, лишь бы его мечта о снегире сбылась. Через это стихотворения Агния Барто очень умело рассказывает о правильном воспитании. О том, как важно вести себя хорошо.

    Стихи для детей читать:

    Где живет герой?

    Ура, у нас живёт герой
    В квартире семьдесят второй!

    Не кто-нибудь — сам управдом
    Принёс такую весть.
    И вот к герою мы идём
    Взглянуть, какой он есть.

    Узнаем мы, кого он спас,
    Сниматься будем с ним.
    «Мы — делегация от нас!» —
    Ему мы объясним.

    Вот мы стоим перед дверьми,
    Друг другу шепчем: — Не шуми! —
    Нам открывает паренёк,
    Мальчишка лет восьми.

    Он так обрадовался: — Ой!
    Вы говорите, есть герой
    В квартире семьдесят второй?

    Постойте, может быть, мой брат?
    Он получил восьмой разряд,
    Он метит в мастера!
    А может быть, сестра?

    Она проходчица в метро. —
    Тут он прищурился хитро: —

    Есть у неё жених!
    Он лучший слесарь в гараже,
    И в телевизоре уже
    Показывали их.

    — Ты что несёшь какой-то вздор!
    Впусти нас лучше в коридор!

    Но он стоит и мелет чушь:
    — Ой, я забыл — соседкин муж
    Мечтал героем стать!
    Но он уехал на Урал,
    У них больна свекровь! —

    Так всех жильцов он перебрал
    И начинает вновь:

    — Никита, может быть, герой?
    Три дня вставал чуть свет,
    Теперь всю рощу перерой —
    Там шелкопряда нет!

    А может, бабушка герой?
    Была когда-то медсестрой!

    — Пойми,- сказал один из нас,-
    У вас кого-то кто-то спас!

    — Ну? — удивился паренёк.-
    Так это я как раз!
    Маринку спас, сестру мою,
    Чуть не попала в полынью,
    Уже кричала «Караул!» —
    Но я ей руку протянул.

    Мы согласились: — Все жильцы
    У вас, конечно, молодцы,
    Но непонятно, кто герой
    В квартире семьдесят второй.

    Мы стали адрес проверять:
    Дом 18. Корпус 5.
    Ошибся, значит, управдом,
    Что здесь герои есть!

    Кричит мальчишка: — Дело в том,
    Что этот корпус шесть!

    — Тогда пришли мы не туда! —
    Сказал один из нас.-
    Не в этом корпусе тогда
    Кого-то кто-то спас!
    Не в этом корпусе герой
    В квартире семьдесят второй!

    А паренёк кричит: — Привет!
    У нас пока героя нет,
    Но он появится вот-вот,
    Вы к нам зайдите через год!

    Дом переехал

    Возле Каменного моста,
    Где течёт Москва-река,
    Возле Каменного моста
    Стала улица узка.

    Там на улице заторы,
    Там волнуются шофёры.
    — Ох, — вздыхает постовой, —
    Дом мешает угловой!

    Сёма долго не был дома —
    Отдыхал в Артеке Сёма,
    А потом он сел в вагон,
    И в Москву вернулся он.

    Вот знакомый поворот —
    Но ни дома, ни ворот!
    И стоит в испуге Сёма
    И глаза руками трёт.

    Дом стоял на этом месте,
    Он пропал с жильцами вместе!

    — Где четвёртый номер дома?
    Он был виден за версту! —
    Говорит в испуге Сёма
    Постовому на мосту. —

    Возвратился я из Крыма,
    Мне домой необходимо!
    Где высокий серый дом?
    У меня там мама в нём!

    Постовой ответил Сёме:
    — Вы мешали на пути,
    Вас решили в вашем доме
    В переулок отвезти.

    Поищите за углом —
    И найдёте этот дом.

    Сёма шепчет со слезами:
    — Может, я сошёл с ума?
    Вы мне, кажется, сказали,
    Будто движутся дома?

    Сёма бросился к соседям,
    А соседи говорят:
    — Мы всё время, Сёма, едем,
    Едем десять дней подряд.

    Тихо едут стены эти,
    И не бьются зеркала,
    Едут вазочки в буфете,
    Лампа в комнате цела.

    — Ой, — обрадовался
    Сёма, —
    Значит, можно ехать
    Дома?

    Ну, тогда
    В деревню летом
    Мы поедем
    В доме этом!

    В гости
    К маминым знакомым
    Мы поедем
    Вместе с домом.

    В гости к нам
    Придёт сосед:
    — Ах! — А дома
    Дома нет.

    Я не выучу урока,
    Я скажу учителям:
    — Все учебники далёко —
    Дом гуляет по полям!

    Вместе с нами за дровами
    Дом поедет прямо в лес.
    Мы гулять — и дом за нами,
    Мы домой — а дом… исчез.

    Дом уехал в Ленинград
    На Октябрьский парад.
    Завтра утром, на рассвете,
    Он вернётся, говорят.

    Дом сказал перед уходом:
    «Подождите перед входом!
    Не бегите вслед за мной:
    Я сегодня выходной».

    Мы его напрасно ждём,
    Грустно мокнем под дождём.

    — Нет, — решил сердито Сёма, —
    Дом не должен бегать сам!
    Человек — хозяин дома,
    Всё вокруг послушно нам.

    Захотим — и в море синем,
    В синем небе поплывём!

    Захотим —
    И дом подвинем,
    Если нам мешает дом!

    Мы — моряки

    Мы — моряки,
    Плечи широки,
    Крепкие руки,
    Клёшем брюки.
    Жарко в кочегарке!
    В Африке не жарче!
    Бьётся пульс машинный,
    Видно, что спешим мы.
    Мы — моряки,
    Плечи широки,
    Крепкие руки,
    Клёшем брюки.

    Море в бурю
    Волны хмурит,
    В чёрное ненастье
    Распевают снасти.
    Ишь какая качка!
    Скачешь вроде мячика!
    Эй, смотрите с палубы,
    За борт не упали бы!
    Мы — морские черти,
    Все моря исчертим!

    Там, на горизонте,
    Запылало солнце.
    Огненный костёр
    Пламя распростёр.
    То ли волны блещут?
    То ль знамена плещут?
    Мы — моряки,
    Плечи широки,
    Крепкие руки,
    Клёшем брюки.

    Наш сосед Иван Петрович

    Знают нашего соседа
    Все ребята со двора.
    Он им даже до обеда
    Говорит, что спать пора.

    Он на всех глядит сердито,
    Всё не нравится ему:
    — Почему окно открыто?
    Мы в Москве, а не в Крыму!

    На минуту дверь откроешь —
    Говорит он, что сквозняк.
    Наш сосед Иван Петрович
    Видит всё всегда не так.

    Нынче день такой хороший,
    Тучки в небе ни одной.
    Он ворчит: — Надень галоши,
    Будет дождик проливной!

    Я поправился за лето,
    Я прибавил пять кило.
    Я и сам заметил это —
    Бегать стало тяжело.

    — Ах ты, мишка косолапый, —
    Мне сказали мама с папой, —
    Ты прибавил целый пуд!
    — Нет,- сказал Иван Петрович, —
    Ваш ребёнок слишком худ!

    Мы давно твердили маме:
    «Книжный шкап купить пора!
    На столах и под столами
    Книжек целая гора».

    У стены с диваном рядом
    Новый шкап стоит теперь.
    Нам его прислали на дом
    И с трудом втащили в дверь.

    Так обрадовался папа:
    — Стенки крепкие у шкапа,
    Он отделан под орех!

    Но пришёл Иван Петрович —
    Как всегда, расстроил всех.

    Он сказал, что всё не так:
    Что со шкапа слезет лак,
    Что совсем он нехорош,
    Что цена такому грош,
    Что пойдёт он на дрова
    Через месяц или два!

    Есть щенок у нас в квартире,
    Спит он возле сундука.
    Нет, пожалуй, в целом мире
    Добродушнее щенка.

    Он не пьёт ещё из блюдца.
    В коридоре все смеются:
    Соску я ему несу.

    — Нет! — кричит Иван Петрович. —
    Цепь нужна такому псу!

    Но однажды все ребята
    Подошли к нему гурьбой,
    Подошли к нему ребята
    И спросили: — Что с тобой?

    Почему ты видишь тучи
    Даже в солнечные дни?
    Ты очки протри получше —
    Может, грязные они?

    Может, кто-нибудь назло
    Дал неверное стекло?

    — Прочь! — сказал Иван Петрович. —
    Я сейчас вас проучу!
    Я,- сказал Иван Петрович, —
    Вижу то, что я хочу.

    Отошли подальше дети:
    — Ой, сосед какой чудак!
    Очень плохо жить на свете,
    Если видеть всё не так.

    Особое поручение

    По новому Арбату
    Гуляет старый дед,
    Идёт неторопливо,
    По-зимнему одет,
    И маленькому внуку
    Внушает по пути:

    — Не прыгай! Дай мне руку!
    Не пой и не свисти.
    Будь осторожен, внучек,
    Когда выходишь в путь…-
    Так он мальчишку учит.
    — Нет,- отвечает внучек,-
    Ты осторожен будь!

    Дед удивлён: — А ну-ка,
    Сейчас же замолчи!
    Мне поручили внука,
    А взрослых не учи!

    Теперь в обиде внучек:
    — Тогда пойдём домой,
    Не я тебе поручен,
    А это ты поручен
    Мне бабушкой самой.
    Твердит мне то и дело,
    Чтоб я не забывал,
    Что мне она велела,
    Чтоб ты не уставал.
    Она и за обедом
    Твердит: «Не позабудь,
    Присматривай за дедом,
    Когда идёте в путь.
    Вернитесь, если вьюга, —
    Она ему во вред».

    Поручены друг другу,
    Замолкли внук и дед.

    Птенцы

    В недостроенную дачу
    Мы приехали весной.
    Я проснулась на рассвете,
    Вижу — небо надо мной.

    В кухне кровля не покрыта,
    В потолке у нас дыра.
    Подставляем мы корыто,
    Медный таз и два ведра.

    Просыпаешься в грозу —
    Дождик булькает в тазу,
    Через щель блеснёт зарница —
    Над тобой грохочет гром…

    А вчера влетела птица
    Через крышу прямо в дом.

    Обыскала я везде,
    Вижу — птенчики в гнезде.

    На подстилке пять птенцов,
    Пять пушистых близнецов.

    У детей такие рты —
    Слышен писк за полверсты.

    Если мать не прилетает,
    Писк несётся всё сильней!
    Что мне делать, я не знаю,
    Хоть самой лететь за ней!

    Вдруг от бабушки я слышу,
    Что печник нам сложит печь,
    А потом починит крышу,
    И она не будет течь.

    Что же станется с гнездом?
    Как вернётся птичка в дом?

    Я стою и чуть не плачу —
    К нам печник идёт на дачу,
    Он кричит издалека:
    — Вы искали печника?

    — Нет,- кричу ему в ответ,-
    Печника искал сосед!
    Там из печки дым идёт,
    Не прочищен дымоход.

    Я боялась — он вернётся,
    Я дошла с ним до колодца,
    Проводила до угла,
    С нашей дачи увела.

    Вьётся птичка над гнездом,
    Прилетает прямо в дом.
    Льётся дождик с потолка,
    Но птенцы растут пока.

    Сверчок

    Папа работал,
    Шуметь запрещал…
    Вдруг
    Под диваном
    Сверчок
    Затрещал.

    Ищу под диваном —
    Не вижу сверчка.
    А он, как нарочно,
    Трещит с потолка.

    То близко сверчок,
    То далёко сверчок,
    То вдруг застрекочет,
    То снова молчок.

    Летает сверчок
    Или ходит пешком?
    С усами сверчок
    Или с пёстрым брюшком?

    А вдруг он лохматый
    И страшный на вид?
    Он выползет на пол
    И всех удивит.

    Петька сказал мне:
    — Давай пятачок,
    Тогда я скажу тебе,
    Что за сверчок.

    Мама сказала:
    — Трещит без конца!
    Выселить нужно
    Такого жильца!

    Везде мы искали.
    Где только могли.
    Потерянный зонтик
    Под шкафом
    Нашли,

    Нашли под диваном
    Футляр от очков,
    Но никаких
    Не поймали
    Сверчков.

    Сверчок — невидимка,
    Его не найдёшь.
    Я так и не знаю,
    На что он похож.

    Снегирь

    На Арбате, в магазине,
    За окном устроен сад.
    Там летает голубь синий,
    Снегири в саду свистят.

    Я одну такую птицу
    За стеклом видал в окне,
    Я видал такую птицу,
    Что теперь не спится мне.

    Ярко-розовая грудка,
    Два блестящие крыла…
    Я не мог ни на минутку
    Оторваться от стекла.

    Из-за этой самой птицы
    Я ревел четыре дня.
    Думал, мама согласится —
    Будет птица у меня.

    Но у мамы есть привычка
    Отвечать всегда не то:
    Говорю я ей про птичку,
    А она мне про пальто.

    Что в карманах по дыре,
    Что дерусь я во дворе,
    Что поэтому я должен
    Позабыть о снегире.

    Я ходил за мамой следом,
    Поджидал её в дверях,
    Я нарочно за обедом
    Говорил о снегирях.

    Было сухо, но галоши
    Я послушно надевал.
    До того я был хорошим —
    Сам себя не узнавал.

    Я почти не спорил с дедом,
    Не вертелся за обедом,
    Я «спасибо» говорил,
    Всех за всё благодарил.

    Трудно было жить на свете,
    И, по правде говоря,
    Я терпел мученья эти
    Только ради снегиря.

    До чего же я старался!
    Я с девчонками не дрался.

    Как увижу я девчонку,
    Погрожу ей кулаком
    И скорей иду в сторонку,
    Будто я с ней незнаком.

    Мама очень удивилась:
    — Что с тобой, скажи на милость?
    Может, ты у нас больной —
    Ты не дрался в выходной!

    И ответил я с тоской:
    — Я теперь всегда такой.

    Добивался я упрямо,
    Повозился я не зря.
    — Чудеса,-сказала мама
    И купила снегиря.

    Я принёс его домой.
    Наконец теперь он мой!
    Я кричал на всю квартиру:
    — У меня снегирь живой!

    Я им буду любоваться,
    Будет петь он на заре…
    Значит, снова можно драться
    Завтра утром во дворе?

    У нас на Якиманке

    У нас на Якиманке
    Вхожу я в каждый дом
    И у ворот на санки
    Кладу железный лом.

    Старик на пятом этаже
    Мне дал свои коньки:
    Они ему малы уже,
    А внуку велики.

    Лежит железная кровать
    В сарае, под столом,
    Её немножко доломать,
    И был бы чудный лом!

    Нашла я прутья от зонта
    В чулане, за стеной.
    У нас в чулане темнота,
    Но я взяла с собой кота,
    И он искал со мной.

    У нас на Якиманке
    Вхожу я в каждый дом
    И у ворот на санки
    Кладу железный лом.

    Я вёдра собираю,
    Тупые топоры.
    И снятся мне сараи,
    Чуланы и дворы.

    Большой поднос из жести
    И ржавую пилу —
    Я всё сложила вместе
    В передней на полу.

    Пришла я с Якиманки,
    А где железный лом?
    Здесь только две жестянки
    Остались под столом!

    Где же сломанная клетка?
    Где железная пила?
    Оказалось, что соседка
    Всё Андрюшке отдала.

    Взял он мой железный лом,
    Положил на санки, —
    Он из школы за углом,
    Тоже с Якиманки.

    Соседке это всё равно,
    Я спорить с ней не стала, —
    Ведь ей неважно, чьё звено
    Проводит сбор металла.

    Но что же мне теперь сдавать —
    Только две жестянки?
    И сегодня я опять
    Хожу по Якиманке.

    Уехали

    Щенка кормили молоком,
    Чтоб он здоровым рос.
    Вставали ночью и тайком
    К нему бежали босиком —
    Ему пощупать нос.

    Учили мальчики щенка,
    Возились с ним в саду,
    И он, расстроенный слегка,
    Шагал на поводу.

    Он на чужих ворчать привык,
    Совсем как взрослый пёс.
    И вдруг приехал грузовик
    И всех ребят увёз.

    Он ждал: когда начнут игру?
    Когда зажгут костёр?
    Привык он к яркому костру,
    К тому, что рано поутру
    Труба зовёт на сбор.
    И лаял он до хрипоты
    На тёмные кусты.

    Он был один в саду пустом,
    Он на террасе лёг.
    Он целый час лежал пластом,
    Он не хотел махать хвостом,
    Он даже есть не мог.

    Ребята вспомнили о нём —
    Вернулись с полпути.
    Они войти хотели в дом,
    Но он не дал войти.

    Он им навстречу, на крыльцо,
    Он всех подряд лизал в лицо.
    Его ласкали малыши,
    И лаял он от всей души.

    Ребенок в поэзии А. Л. Барто и Е.А.Благининой

    Стремительно вошла в мир детской поэзии Агния Львовна Барто(1906—1981). Ее первые же книжки — «Дом переехал», «Игруш­ки», «Наш сосед Иван Петрович» принесли ей широкую извест­ность. Барто мастерски владеет приемами комического, с легко­стью использует характерный для фольклора прием гиперболы. Ее стихи полны нестандартных поворотов сюжета.

    Способность и готовность Гани-ревушки («Девочка-ревушка») плакать по каждому пустяку доводится до гротескного преувели­чения:

    Там не стадо ли коров?

    Барто создает тип девочки, которой ничем не угодишь, кото­рой ничто не нравится, и чтобы сделать ее портрет еще более характерным, Барто каждую реплику девочки снабжает рефре­ном: «Уу-уу-у!» или «Оо-оо-о!». Так возник первый выразитель­ный портрет: «девочка-ревелочка, / хныкалка-сопелочка!». От этого еще в какой-то мере обобщенного портрета Барто удачно шла к открытию характера современного ребенка, чаще всего прибегая к иронии. Зазвучала детская речь, возникли характерные житейские ситуации, взятые из жизни школы, дома, улицы. В галерее обра­зов, созданных Барто, каждый «портрет» написан точно, четко, колоритно, со свойственными современности подробностями. Вот, например, гротескное изображение девочки Лиды, которая имеет слишком много увлечений (стихотворение «Болтунья»):

    Драмкружок, кружок по фото,

    Хоркружок — мне петь охота,

    За кружок по рисованью

    Тоже все голосовали.

    Уже давно стали афоризмом ее слова:

    А что болтунья Лида, мол,

    Это Вовка выдумал.

    А болтать-то мне когда?

    Мне болтать-то некогда.

    Это стихотворение блестяще переложено на музыку С. С. Про­кофьевым.

    Персонажи стихотворения «Мы с Тамарой» — две девочки, два совершенно разных характера — один деятельный, активный, а другой прилепившийся, никчемный и живущий лишь славой и делами подруги, — стали нарицательными.

    Столь же ярким стал портрет «Леночки с букетом», Танюши: «Вот у Тани сколько дела: / Таня ела, чай пила, / Села, с мамой посидела, / Встала, к бабушке пошла. » («Помощница»). Сразу же стало популярным стихотворение «Любочка» о девочке, такой очаровательной, когда она на виду у всех, и такой несимпатич­ной в других ситуациях. И здесь очень точно звучит обобщение, своеобразный урок:

    Случается, что девочки

    Бывают очень грубыми,

    Они зовутся Любами.

    Барто многое сумела сказать о прелести, чуде человеческого общения. Оказавшись один в пустой квартире, мальчишка прихо­дит в полный восторг: он может творить все что хочет, никто ему не сделает замечания, как ему вроде бы сейчас замечательно: «Спа­сибо этому ключу. / Но почему-то я молчу, один в пустой кварти­ре» («В пустой квартире»).

    Необычайной удачей стал цикл «Игрушки». Изящные, лако­ничные, легкие и веселые стихи цикла гармонично объединяли два мира — живой и игрушечный. Полнее всего выражена любовь к игрушке: «Все равно его не брошу — / потому что он хороший» («Мишка»), «Я люблю свою лошадку. » («Лошадка»), и любовь эта — деятельная, проявляющаяся в заботе об игрушке. Какой полет фантазии открывает игрушка-самолет. Собственно, самоле­та пока еще нет, но можно его построить, тогда игра становится особенно увлекательной:

    Самолет построим сами,

    Понесемся над лесами,

    Понесемся над лесами,

    А потом вернемся к маме.

    Для самого маленького игрушка вдруг открывается в неизвест­ном ее свойстве. Плачущая Танечка узнает: «Не утонет в речке мяч». Бывает к игрушке и небрежное отношение, об этом одно из лучших стихотворений — «Зайка»:

    Зайку бросила хозяйка,

    Под дождем остался зайка.

    Со скамейки слезть не мог,

    Весь до ниточки промок.

    Самое загадочное стихотворение «Снегирь» каждый трактует по-своему. Два характера сталкиваются в стихотворении — Сережин и мамин: на любые просьбы сына она выставляет свои требо­вания, которым подчиняться очень трудно. Но одержимый жела­нием иметь снегиря, Сережа готов пойти на все:

    Было сухо, но галоши

    Я послушно надевал.

    До того я был хорошим —

    Сам себя не узнавал.

    На какие только ни шел он мученья: говорил «спасибо», не дрался с девчонками. И наконец за все эти мучения долгожданная награда: «У меня снегирь живой!». Замечательное это стихотворе­ние заставляет задуматься над очень важным вопросом: кто же этот Сережа — лицемер? Стал ли Сережа, пройдя через испыта­ния, лучше, приобрел ли что-нибудь хорошее? Последний во­прос Сережи, обращенный им к самому себе:

    Значит, снова можно драться

    Завтра утром во дворе? —

    содержит одновременно утверждение и какое-то сомнение, ка­кую-то явную неуверенность. Над этим стихотворением хочется думать, так ведь настоящая литература и не должна давать бук­вальных ответов!

    С конца 20-х годов XX века в литературе для детей появилось имя Елены Александровны Благининой(1903—1989), особенно отмеченное С.Я. Маршаком. Ее стихи появлялись в журналах «Мурзилка», «Затейник», «Сверчок», а потом выходили и отдельными изданиями: «Осень», «Сорока-белобока», «Вот какая мама!», «По­сидим в тишине». Благинина по-новому передала прелесть дома, уюта, тишины. Все, что связано с природой, одухотворено в ее стихах любовью — и к рябине за окном, и к двум березкам, кото­рые тянутся друг к дружке «точно две подружки» («Песенка-бес-конеченка»). В основе ее стихотворений лежит фольклорное нача­ло, оно проявляет себя и в стихотворении «Журавушка»:

    На старые места:

    А рядом с журавушкой — ивушка и, конечно, она «грустным-грустна!». Может быть, именно в стихах Благининой впервые вер­нулась в детскую поэзию утраченная было задушевность, интерес к неброским, но таким дорогим чувствам и переживаниям: «Улета­ют, улетели / улетели журавли. ». С особой теплотой Благинина говорит об отношениях дочери и мамы: «Вот какая мама — / Золотая прямо!». Девочка умеет отплатить маме нежностью и заботой. Так хочется побегать, песенку спеть, посмеяться, но со всем этим можно подождать, и подождать ради мамы: «Мама спит, она устала. / Ну и я играть не стала!» (стихотворение «Посидим в тишине»).

    Вопросы и задания

    1. К каким возрастным категориям обращается А.Л.Барто в своей поэзии?

    2. Как связаны игрушки в ее поэзии с жизнью ребенка?

    3. Какие характеры детей возникают в стихах Барто?

    4. Обратите внимание на конец стихотворения «Снегирь». Остался ли Сережа лицемером или что-то изменилось в нем?

    5. Определите, в чем заключается острая характерность героинь Барто.

    6. Какие черты появились в детской поэзии благодаря творчеству Е.А.Благининой?

    Стихи С.В.Михалкова

    Расширил социальную сферу в поэзии для детей Сергей Вла­димирович Михалков (род. в 1913). Своим творчеством он продол­жил традицию старших современников, работая сразу в несколь­ких жанрах: он сатирик, переводчик, публицист, драматург. Его стихи для детей стали печататься с 1933 года в журналах «Мурзилка», «Пионер», в газетах «Известия», «Комсомольская правда», в толстых журналах. Уже первые выступления были отмечены в пе­чати. Интересные мысли о том, что внес Михалков в литературу для детей, высказал А.А.Фадеев. Особенность Михалкова Фадеев увидел в «естественности голоса» молодого поэта, в отсутствии какой бы то ни было назидательности. Вместе с тем речь идет о возможностях расширения границ детской поэзии, о введении в стихи для детей социального содержания, и говорится об этом искренне и серьезно.

    Лучшими стихами Михалкова стали те, где он нашел заветный ключ к живому детскому миру, и хотя стихотворение «А что у вас?» отражает прошедшее уже время, далекую от нынешних де­тей эпоху, но детские голоса звучат, несмотря на это, так же весело, их неугомонное нетерпение, постоянная готовность удив­ляться, удивлять и радоваться вызывают отклик и сегодня. Веч­ным останется стремление к привязанности, к приручению, к поискам друга и друзей и горечь разлуки — все это вызывает горя­чее сочувствие к героям стихотворения «Мы с приятелем». По-прежнему актуально стихотворение «Одна рифма», построенное на неожиданном поэтическом ходе. Вся оригинальность этого сти­хотворения состоит в том, что строчки в нем не рифмуются, как будто автору просто жаль тратить поэтическое слово на людей невежливых, невоспитанных, а заодно и скучных. И все-таки ока­зывается, что рифма нужна, необходима даже, когда надо, чтобы обращение поэта ко всем предыдущим персонажам (и таким же, как они) прозвучало призывно и ярко:

    Этот случай про старушку

    Можно дальше продолжать,

    Но давайте скажем в рифму:

    Старость надо уважать!

    Не теряет своего обаяния, не перестает радовать детей «Дядя Степа» (1935). Тогда, когда поэма только появилась, этот добрый великан оказался прописанным в одном районе и был как бы «районным великаном». За те семьдесят с лишним лет, которые прошли со времени публикации поэмы, он уже перешагнул гра­ницы не только своего района, но даже границы нашей страны, стал принадлежать всем районам, всем городам, всем детям, ибо потребность в сказочном добром великане, мечта о нем всегда будут жить в детском сердце.

    Вопросы и задания

    1. Какие приметы времени 1930-х годов раскрыл в своих стихотворе­ниях С. В. Михалков?

    2. Как вы считаете, что преобладает в стихотворениях поэта — юмор или сатира?

    3. Чем объясняется непреходящий интерес к поэме «Дядя Степа»?

    Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Элегия
    Ссылка на основную публикацию