Басня Эзопа Борей и Солнце

Басня Эзопа Борей и Солнце

Что такое басня? Античные риторы были единодушны в ответе на этот вопрос. «Басня, – писали они, – есть вымышленный рассказ, являющий образ истины». Греческое предание гласит: первым собирать и обрабатывать басни начал Эзоп. Геродот сообщает, что он жил при египетском фараоне Амасисе (то есть в первой трети VI в. до Р.Х.) и являлся рабом самосца Иадмона. В конце жизни Эзоп оказался в Дельфах и там по какой-то причине был казнен. Этим исчерпываются достоверные сведения о великом баснописце, все остальное – предания и легенды. Рассказывали, что Эзоп был до крайности безобразен (толстый, большеголовый, темнокожий и к тому же увечный), но чрезвычайно умен, от чего происходили постоянные столкновения с его недалеким хозяином Ксанфом (на эту тему уже в классическую эпоху сложилась целая вереница анекдотов, на основании которых позже было составлено любопытное «Жизнеописание Эзопа»).

Басня оставалась живым явлением эллинской культуры вплоть до V в. до Р.Х. В то время к басенным сюжетам охотно обращались политические ораторы, драматурги, поэты и историки. Их сюжеты были у всех на памяти, и достаточно было легкого намека, чтобы вызвать у слушателей нужную ассоциацию. Затем положение изменилось. К басням перестают апеллировать взрослые, они превращаются в «литературу для детей». Их начинают изучать в школе. Тогда же, около 300 г. до Р.Х. появляются первые сборники «эзоповых басен», которые пользовались широкой популярностью, постоянно переписывались и превратились в настоящие «народные книги».

БОРЕЙ И СОЛНЦЕ
Борей и Солнце спорили, кто сильней; и решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека в дороге. Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей еще сильнее дуть, а человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду. Наконец, устал Борей и уступил человека Солнцу. И Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее: и кончилось тем, что человек не в силах был вынести жары и побежал купаться в ближайшую речку.
Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ
Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получалось. Тогда отец развязал пучок и стал давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко».
Басня показывает, что насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

ВОРОН И ЛИСИЦА
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: ужи велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.

ВОЛК И ЯГНЕНОК
Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать. Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению. Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: «Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!» Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: «Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!»
Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.

Тот, кто составлял эти сборники, не заботился о литературном мастерстве: он думал только о простоте, ясности и общедоступности. Стиль эзоповых басен сух, как либретто. Читателя интересовали в них не красоты стиля, а уроки житейской мудрости. Но эта же сосредоточенность на содержании и равнодушие к форме определили и дальнейшую судьбу басни в литературе. Смены литературных мод, погрузившие в невозвратное забвение столько ценнейших художественных произведений, не коснулись басни: она без ропота и ущерба передавала свои стойкие идеи любой словесной моде, пересказывала их заново и заново, переводила с языка на язык, в зависимости от требований времени и публики придавала им вид то проповеди, то занятной сказки, – и это дало ей возможность пережить крушение античной культуры, пережить средние века и дойти до современного читателя.

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Бесхвостая лисица.
Блоха и атлет.
Бобр.
Богач и кожевник.
Богачи и плакальщицы.
Больной и лекарь.
Борей и Солнце.
Бык и дикие козы.

Бесхвостая лисица
Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье. Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: “Эх ты! не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно”.
Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца, а ради собственной выгоды.

Блоха и атлет
Блоха однажды вспрыгнула на ногу разгоряченному атлету и на скаку укусила его. Он рассердился и уже сложил ногти, чтобы ее раздавить, а она опять прыгнула так, как от природы дано ей прыгать, и ускользнула от гибели. Застонал атлет и молвил: “О Геракл! если ты против блохи мне не помогаешь, то как же ты поможешь мне против соперников?”
Мораль басни Блоха и атлет: Басня показывает, что богов следует призывать не ради пустячных и безвредных мелочей, а только при важной необходимости.

Бобр
Бобр – это животное четвероногое, живет в прудах. Говорят, что из его яичек приготовляют некоторые лекарства. И когда кто-нибудь его увидит и погонится, чтобы убить, то бобр понимает, ради чего его преследуют, и сначала бежит прочь, полагаясь на свои быстрые ноги и надеясь уйти целым; а оказавшись уже на краю гибели, он откусывает и отбрасывает свои яички и этим спасает себе жизнь.
Мораль басни Бобр: Так и разумные люди для спасения жизни ни во что не ставят богатство.

Богач и кожевник
Богач поселился рядом с кожевником; но, не в силах выносить вонь, стал его уговаривать переехать отсюда. А тот все время откладывал, обещая со дня на день переехать. Так оно и шло, пока не кончилось дело тем, что богач привык к запаху и перестал докучать кожевнику.
Мораль басни Богач и кожевник: Басня показывает, что привычка и неудобства смягчает.

Читайте также:  Басня Эзопа Сны правдивые и лживые

Богачи и плакальщицы
У богача было две дочери. Одна из них умерла, и он нанял по ней плакальщиц. Вторая дочь сказала матери: “Бедные мы! У нас горе, а мы и плакать не умеем, между тем как эти женщины, совсем чужие, так рыдают и бьют себя в грудь”. Ответила мать: “Не дивись, мое дитя, что они так надрывются: им за это деньги платят”.
Мораль басни Богачи и плакальщицы: Так иные люди из корыстолюбия не гнушаются наживаться и на чужом горе.

Больной и лекарь
Один человек был болен. Лекарь спросил, как он себя чувствует; больной ответил, что слишком потеет; лекарь сказал: “Это хорошо”. В другой раз спросил лекарь, как дела; больной ответил, что его все время бьет озноб; лекарь сказал: “И это хорошо”. В третий раз явился лекарь и спросил, как болезнь; больной ответил, что у него водянка; лекарь сказал: “Это тоже хорошо”. И когда навестил больного кто-то из родственников и спросил, как здоровье, то ответил больной: “До того уж хорошо, что помирать впору”.
Мораль басни Больной и лекарь: Так многие, поверхностно судя, считают своих ближних счастливыми как раз за то, от чего они больше всего и мучатся.

Борей и Солнце
Борей и Солнце спорили, кто сильней; и решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека в дороге. Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей еще сильнее дуть, а человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду. Наконец, устал Борей и уступил человека Солнцу. И Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее, и кончилось тем, что человек не в силах был вынести жары, разделся и побежал купаться в ближайшую речку.
Мораль басни Борей и Солнце: Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

Бык и дикие козы
Бык, спасаясь от настигающего льва, забежал в пещеру, где жили дикие козы. Козы стали его лягать и бодать, но он на это только сказал: “Я терплю это, потому что боюсь, но не вас, а того, кто стоит перед пещерой”.
Мораль басни Бык и дикие козы: Так многие из страха перед сильнейшим терпят обиды от слабейших.

Борей и Солнце

Борей и Солнце спорили, кто сильней; и решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека в дороге.

Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей еще сильнее дуть, а человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду. Наконец, устал Борей и уступил человека Солнцу.

И Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее, и кончилось тем, что человек не в силах был вынести жары, разделся и побежал купаться в ближайшую речку.

Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

Сказки для детей:

Пушки и паруса На корабле у Пушек с Парусами Восстала страшная вражда. Вот Пушки, выставясь из портов* вон носами, Роптали так пред небесами: […].

Лев и солнце В одном из городов, расположенных по сю сторону Уральского хребта, разнесся слух, что на днях прибыл в город и остановился […].

Солнце и туча Солнце весело и горделиво катило по небу на своей огненной колеснице и щедро разбрасывало лучи – во все стороны! И […].

Солнце Лланфабона В доброе старое время Лланавонская церковь славилась своим большим серебряным колоколом, звон которого разносился по всей стране. Однако милее всех […].

Солнце в доме Встало утром Солнышко И гулять отправилось; И на нашей улице Все ему понравилось: Как у нас рабочие Снег бросали с […].

“Краденое солнце” Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. А сороки-белобоки Поскакали по полям, […].

Солнце и дождь Было у бедняка две дочери. Одну он выдал замуж за пахаря, другую за гончара. Прошло время. Говорит однажды жена бедняку: […].

Загадки про солнце Без него плачемся, а как появится – от него прячемся. (Солнце) Один костер весь свет согревает. (Солнце) Без огня горит, […].

Фэт-Фрумос и солнце Давным-давно, а может быть, и не так давно, не скажу, только случилась такая беда – не стало на земле Солнца. […].

Солнце и лягушки В лице царя светил от всяких зол оплот Имели дочери болот; Ни бедность, ни война, ни прочих бедствий бремя Лягушечье […].

Ворон и Солнце Послало Солнце свою сестру Луну на землю по ягоды. Ходит Луна по тундре, собирает ягоды, встречает Ворону. Собирали они ягоды, […].

Солнце, луна и звезды В древние времена небо было так низко над землей, что человек высокого роста мог дотянуться до него и погладить рукой. […].

Солнце, мороз и ветер Случилось это в стародавние времена. Шли одним путем солнце, мороз и ветер и разговор промеж себя вели. Солнце говорит: – […].

Как тиарийцы искали солнце В той местности, где расположено селение Тиари, часто выпадает снег. Случается, что снег идет даже осенью и весной, зимой же […].

Как купец хотел солнце остановить Жил когда-то купец-богатей. Нанимал он работников и с самого раннего утра до позднего вечера на работе их морил, ни минуты […].

Про цыпленка, солнце и медвежонка: Цыпленок Про меня и про цыпленка Когда я был маленький и знал очень мало, я всему удивлялся и любил сочинять. Летит, […].

Солнце, Месяц и Ворон Воронович Жил-был старик да старуха, у них было три дочери. Старик пошел в амбар крупку брать; взял крупку, понес домой, а […].

Как звери и птицы достали солнце Так это было. Однажды злые духи – тунгаки [злые духи в виде фантастических существ, которые приносили людям всевозможные бедствия] похитили […].

Как солнце и луна людей спасли Давным-давно, рассказывают старые люди, на земле неведомо откуда появилось чудище – семиглавый Дельбеген. Обликом он был, как человек, только на […].

Почему Солнце и Луна поссорились Когда-то Солнце и Луна были друзьями. Они жили вместе, и все хозяйство у них было общее. Однажды рано утром отправилось […].

Как могучий орел вернул ненцам солнце Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с неба. Озера и реки тогда, […].

Почему солнце останавливается перед закатом Когда солнце начинает садиться, оно как будто чего-то ждет, не торопясь, и немного погодя каждый вечер медленно садится. Почему это […].

Почему солнце восходит, когда кричит петух Когда-то, в глубокой древности, на небе сияло девять солнц, а на земле было жарко, как на куске раскаленного железа. Деревья […].

Людоед и богатырь Давным-давно кочевал по свету людоед верхом на синем быке. У лю­доеда семь голов, семь ртов, четырнадцать глаз. Как одолеть людоеда, […].

Читайте также:  Басня Эзопа Дельфийцы и их предки

Мудрость паука Однажды джуок спросил Солнце и Луну: – Как по-вашему, много людей на Земле или мало? – Много,- ответила Луна. – […].

Про цыпленка, солнце и медвежонка: Дневник медвежонка Я – медвежонок. Вчера я узнал об этом. Мне два с половиной месяца и три дня. Со мной часто происходят […].

В гостях у Солнца, Луны и ночи Поспорили как-то раз два человека из племени кивай. Один утверждал: -Хивио-солнце и Гануми – луна – это два разных человека. […].

Кто сильнее всех? Жил один мальчик. Вышел он однажды на улицу, соскользнул по льду к берегу и начал играть. Играл играл мальчик и […].

Луна на ветке На окраине города Мияти, возле храма Асо-дзин-дзя находится “Роща старого бога”. Там у самой дороги стоит высокое дерево – эноки. […].

Луна в колодце Возвращался однажды в сумерки сын старосты из Липуша домой в Тушков. Звали его, как и отца, Мацеком. Так всегда в […].

Культура и искусство

10 лучших басен Эзопа (Перевод с латыни)

Беременная гора

Давно это было, в незапамятные времена. Около огромной горы жили люди. Вот однажды гора начала сотрясаться и стонать, раздался гул и треск.

Гора стонала, как, женщина у которой начались роды и люди решили, что божественная гора сейчас родит. Толпы народа стали прибывать со всех концов земли, чтобы своими глазами поглядеть на великое чудо – что или кого божественная гора произведёт на свет. Дни и ночи стояли люди в трепетном ожидании чуда и, наконец, гора родила мышь!

Так и с людьми бывает — обещают много, а делают ничтожно мало, вопреки большим ожиданиям!

Борей и Солнце

Борей и Солнце поспорили, кто из них сильнее.

Решили они, что выиграет тот, кто заставит раздеться путника на дороге.

Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду и продолжал путь.

Стал Борей ещё сильнее дуть и человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду.

Наконец, устал дуть Борей и уступил очередь Солнцу.

Солнце сначала стало слегка пригревать, а человек понемногу снимал с себя все лишнее.

Тогда Солнце припекло, со всей силой.

Кончилось всё тем, что человек не в силах был вынести нестерпимой жары, разделся догола и побежал купаться в ближайшую речку.

Часто убеждение бывает сильнее, чем сама сила.

Путник и Змея

Странник шёл по зимней дороге и увидел лежащую змею, которая почти замерзла.

Пожалел ее странник и спрятал за пазуху, чтобы она быстрее отогрелась.

Пока змея была замерзшей, она не шевелилась, а как только отогрелась и смогла двигаться- ужалила его в живот.

Почувствовав скорую смерть, тихо сказал путник: “Я сам во всём виноват, зачем я спас эту замёрзшую гадину, когда ее и живую-то надо было убить?”

Добро сделанное ради Зла, всегда будет наказано.

Лягушачий царь

Колония болотных лягушек страдала от того, что у них не было крепкой власти, и отправили они к Зевсу- Громовержцу своих послов с просьбой дать им хорошего царя.

Увидел Зевс, какие они глупые и несчастные, и бросил им в болото деревянный чурбан.

Сначала лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота.

Но, увидя, что чурбан был неподвижен, и не мог им навредить, лягушки понемногу осмелели настолько, что прыгали на него, и сидели на нем.

Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя- чурбана, лягушки опять обратились к Зевсу и попросили дать им нового правителя, потому- что настоящий царь слишком уж ленив и покладист.

Рассердился на них Зевс и послал им в цари водяную змею, которая стала их гонять, ловить и пожирать.

Лучше иметь в правителях ленивого и спокойного, чем рьяного и жестокого.

Прометей и Люди

Велел Зевс- Громовержец Прометею вылепить из глины и людей, и животных.

Но увидел Зевс, что неразумных животных у негополучилось гораздо больше чем разумных людей, и. чтобы сохранить равновесие, велел ему часть животных переделать в людей.

Повиновался Прометей Зевсу, но увидел, что получилось так, что люди, переделанные из животных, получили человеческий облик, но душу сохранили звериную.

Поэтому в Человеке, там много глупого, грубого, жестокого, истинно звериного.

Больной и Лекарь

Один человек сильно заболел. Пришёл лекарь и спросил его, как он себя чувствует.

Больной ответил, что слишком потеет; лекарь сказал: “Это очень хорошо !”.

В другой свой приход снова спросил лекарь, как его дела; больной ответил, что его все время знобит; лекарь сказал: “И это хорошо”.

В третий раз явился к больному лекарь и спросил, как протекает болезнь; больной ответил, что у него водянка; лекарь сказал: “Это тоже хорошо! Потому-что вы ещё живы!”.

А когда навестил больного один из его родственников и спросил, как здоровье, то больной сказал: “Уж, до того хорошо, что хоть в гроб ложись!”.

Многим людям кажется благом для ближнего то, что его больше всего мучает.

Скупой

Человек, отличавшийся особенной скупостью, обменял всё своё имущество на большой слиток золота.

Он зарыл своё сокровище под деревом в своём саду, но каждый день выкапывал, чтобы любоваться им, а затем снова закапывал.

Его слуга проследил за своим хозяином и увидел его за этим занятием.

Как только тот отлучился, – выкопал клад и бросился бежать.

На следующий день, когда скупец обнаружил пропажу, то стал громко причитать и рвать на себе волосы.

На его крики прибежал сосед и, узнав причину отчаянья, сказал: «Полно горевать! Возьмите булыжник, положите его в яму, и представьте себе, что это настоящее золото, – и не почувствуете никакой разницы, ведь Вы им всё равно не пользовались. А кому нужно богатство, не приносящее пользы, оно всё равно, как бы, и не существует!».

Скупой всегда платит дважды. А богатство не приносящее пользы не нужная вещь.

Гранатовое дерево, Яблоня и Терновник

Поспорили гранатовое дерево и яблоня, у кого плоды вкуснее. Спорили они так долго и горячо, пока дикий терновник с ближней изгороди не услышал их и не объявил: “Давайте перестанем, друзья: зачем нам ссориться, все наши плоды одинаково вкусны!”.

___________________________________________________________________________Пока сильные в раздоре, то, и ничтожества мнят себя властителями мира .

Две любовницы седого человека

У седого человека было две любовницы, одна молодая, а другая постарше.

Пожилой женщине стыдно было жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как он к ней приходил, она выдергивала, ещё оставшиеся у него на голове, тёмные волосы.

А молодая женщина хотела скрыть, что ее любовник – уже старик, и вырывала у него седые волосы.

Так и ощипывали его, как курицу, то одна любовница, то другая, пока в конце концов он не остался лысым.

Так поиски разнообразия и излишеств всегда приведут к бессилию и нищите.

Напрасные обещания

Один бедняк серьёзно занемог и почувствовал себя совсем плохо; врачи от него уже отступились и оставили умирать.

И тогда он взмолился всем богам, обещая принести им в жертву быка и пожертвовать богатые дары, если он выздоровеет.

Жена стояла поблизости и спросила: “Да, на какие же деньги ты это сделаешь?”

Читайте также:  Басня Эзопа Лев, Медведь и Лиса

– “Неужели ты думаешь, – ответил тот, – что, если я стану выздоравливать, то, боги с меня это потребует?”.

Люди в горе, часто обещают то, чего и не думают выполнять, после того, как избегнут неприятностей .

Жуковский В – Солнце и борей (басня чит. Е.Велихов)

Солнцу раз сказал Борей:
«Солнце, ярко ты сияешь!
Ты всю землю оживляешь
Теплотой своих лучей.
Но сравнишься ль ты со мною?
Я сто раз тебя сильней!
Захочу — пущусь, завою
И в минуту мраком туч
Потемню твой яркий луч.
Всей земле своё сиянье
Ты без шума раздаёшь,
Тихо на небо взойдёшь,
Продолжаешь путь в молчанье,
И закат спокоен твой!
Мой обычай не такой!
С рёвом, свистом я летаю,
Всем верчу, всё возмущаю,
Всё дрожит передо мной!
Так не я ли царь земной.
И труда не будет много
То на деле доказать!
Хочешь власть мою узнать?
Вот, гляди: большой дорогой
Путешественник идёт;
Кто скорей с него сорвёт
Плащ, которым он накрылся,
Ты иль я. » И вмиг Борей
Всею силою своей,
Как неистовый, пустился
С путешественником в бой.
Тянет плащ с него долой.
Но напрасно он хлопочет…
Путешественник вперёд
Всё идёт себе, идёт,
Уступить никак не хочет
И плаща не отдаёт.
Наконец Борей в досаде
Замолчал; и вдруг из туч
Показало Солнце луч,
И при первом Солнца взгляде,
Оживлённый теплотой,
Путешественник по воле
Плащ, ему не нужный боле,
Снял с себя своей рукой.
Солнце весело блеснуло
И сопернику шепнуло:
«Безрассудный мой Борей!
Ты расхвастался напрасно!
Видишь: злобы самовластной
Милость кроткая сильней!»

Васи́лий Андре́евич Жуко́вский (29 января [9 февраля] 1783, село Мишенское, Белёвский уезд Тульская губерния, Российская империя — 12 апреля [24 апреля] 1852, Баден-Баден, Германский союз) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
В 1802 году Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В «Вестнике Европы» было напечатано его «Сельское кладбище» — вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина.
В 1808 году явилась его «Людмила», переделка «Леноры» Г. А. Бюргера. С этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание — романтизм. Жуковского захватило стремление в даль средних веков, в давно исчезнувший мир сказаний и преданий. Успех «Людмилы» воодушевил Жуковского.
В 1812 году Жуковский вступил в ополчение. В лагере под Тарутином он написал «Певца во стане русских воинов», сразу доставившего ему несравненно большую известность, чем вся предшествовавшая его поэтическая деятельность. В тысячах списков оно разошлось в армии и в России.
В 1815 году Жуковский стал одним из главных участников литературного общества «Арзамас», в шуточной форме ведшего упорную борьбу с консерватизмом классической поэзии. Там он знакомится с вологодским поэтом Константином Николаевичем Батюшковым и становится одним из его друзей и покровителей.
С 1816 года Жуковский становится автором первого официального гимна России «Молитва русских».
Последние 12 лет жизни провёл в Германии, в кругу своих новых родных — сначала в Дюссельдорфе, позднее во Франкфурте-на-Майне, чуть не ежегодно собираясь побывать в России, но, по болезненному состоянию своей жены, так и не успев осуществить этого желания.
В начале 1842 года Жуковский приступает к переводу «Одиссеи». В печати первый том «Одиссеи» вышел в 1848 году, второй — в 1849 году.
Умер 12 (24 апреля) 1852 года в Баден-Бадене. Тело было перевезено в Россию и погребено в Петербурге в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Итогом творчества Жуковского 1808-1814 явилось издание “Стихотворений Василия Жуковского”, включающее около 80 произведений, в том числе созданную осенью 1815 элегию “Славянка” (ч. 2) – один из шедевров романтической лирики.

«Солнце и Борей» В. Жуковский

Солнцу раз сказал Борей:
«Солнце, ярко ты сияешь!
Ты всю землю оживляешь
Теплотой своих лучей.
Но сравнишься ль ты со мною?
Я сто раз тебя сильней!
Захочу — пущусь, завою
И в минуту мраком туч
Потемню твой яркий луч.
Всей земле свое сиянье
Ты без шума раздаешь,
Тихо на небо взойдешь,
Продолжаешь путь в молчанье,
И закат спокоен твой!
Мой обычай не такой!
С ревом, свистом я летаю,
Всем верчу, все возмущаю,
Все дрожит передо мной!
Так не я ли царь земной.
И труда не будет много
То на деле доказать!
Хочешь власть мою узнать?
Вот, гляди: большой дорогой
Путешественник идет;
Кто скорей с него сорвет
Плащ, которым он накрылся,
Ты иль я. » И вмиг Борей
Всею силою своей,
Как неистовый, пустился
С путешественником в бой.
Тянет плащ с него долой.
Но напрасно он хлопочет…
Путешественник вперед
Все идет себе, идет,
Уступить никак не хочет
И плаща не отдает.
Наконец Борей в досаде
Замолчал; и вдруг из туч
Показало Солнце луч,
И при первом Солнца взгляде,
Оживленный теплотой,
Путешественник по воле
Плащ, ему не нужный боле,
Снял с себя своей рукой.
Солнце весело блеснуло
И сопернику шепнуло:
«Безрассудный мой Борей!
Ты расхвастался напрасно!
Видишь: злобы самовластной
Милость кроткая сильней!»

Анализ стихотворения Жуковского «Солнце и Борей»

Жанр басни, к которому обращается поэт, получает в его трактовке оригинальное звучание, соответствующее традициям европейского романтизма. Басни Жуковского отличаются от творений его знаменитого современника — Ивана Крылова. Народной речи, насмешливому тону и житейской смекалке Жуковский противопоставляет возвышенные лирические интонации и высокие гуманистические идеи, скрытые за аллегорией.

Главные герои басни 1827 г. — антропоморфические образы Солнца и Борея. Портреты действующих лиц психологичны: первый подобен спокойному мудрецу, второй — человеку энергичному и импульсивному, иногда впадающему в азарт.

Неугомонный Борей желает вступить в спор с дневным светилом. Грозный и разрушительный северный ветер претендует на первенство, приоритетную роль в природе. Герой обращается с речью к Солнцу: начав с похвал, оратор ставит под сомнение могущество теплого света. По мнению Борея, тишина — это проявление слабости Солнца. Бесшумному действию оппонента герой противопоставляет свой «обычай»: «рев» и «свист», кружение быстрых вихрей. Антитеза по признакам «тихий», «слабый» — «шумный», «сильный» подкрепляется образованием двух лексических групп с соответствующими значениями.

Оратор, считающий себя кандидатом в «цари земные», переключается на предмет спора. Не дожидаясь ответа оппонента, Борей бросается «с путешественником в бой» и терпит неудачу.

Наконец начинает действовать Солнце, которое все это время хранило молчание, ограничиваясь только ролью пассивного слушателя. Ласковый луч, метафорически уподобленный «взгляду», согревает и «оживляет» путника. Автор отдает явное преимущество герою-мудрецу, награждая его не только победой в споре, но попутно демонстрируя способности, которые лежат за границами пари. Суетливые действия Борея напрасны — Солнце выигрывает без видимых усилий, заодно одаривая путешественника живительной теплотой.

Произведение завершается прямой речью дневного светила. Лексема «шепнуло» еще раз возвращает читателя к основной антитезе, приобретающей обновленный смысл. В тихих словах Солнца содержится главная авторская мысль: истинная сила не у тех, кто активен, зол и самоуверен, а у последователей «милости кроткой» — людей, исполненных спокойствия, доброты, терпения и светлой веры. Морально-философские идеалы в трактовке Жуковского неразрывно связаны с христианской духовностью.

Ссылка на основную публикацию