Басня Эзопа Дельфины и Пескарь

Басня Эзопа Дельфины и Пескарь

(даты, события, история)

(ввселенная, планеты, фазы луны)

Новые статьи:

Какими были трамваи в Выборге? Выборг трамваи.

Причины появления депрессии.

Орущие коты мешают спать. Онлайн игра.

Как перенести контакты и номера с microsoft phone lumia (смартфона) на другой смартфон Анд

Холм Бирса.Карфаген.Тунис. Древний Рим. История.

Проблема глобального мышления человека.

Модальное окно на css. Что это такое и как сделать?

Интересные сны, которые снились знаменитым людям.

Как написать текст на картинке, с помощью CSS + html?

как сделать картинку рядом текстом, в одном блоке. html, css

Проблема с кодировкой текста в html, php, js, mysql. РЕШЕНИЕ.

“ Битвы за свои убеждения никогда не бывают столь кровавы, как битвы за свои заблуждения.”
дед Мазай

С 2005 года в честь Дня Победы в 30 странах мира было распространено более 50 миллионов Георгиевских ленточек. Цвета Георгиевской ленты — черный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются символом доблести солдата на поле боя.

Почитать интересные истории:


Сырно написано? Заложи страницу в закладки 🙂

Рассказы из категории:

Спасибо за посещение этого позитивного портала!
Веселого вам настроения!

Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! 😉

Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss

За порядком на портале следит бог портала – Нубозавр, а тех, кто попытается нарушить святые правила портала, ждёт встреча с этим разъяренным существом!
На портале есть много разных разделов, поэтому каждому разделу соответсвует своя возрастная категория.

Внимание! Программы или файлы находящиеся на портале проверяются на безопасность! Поэтому 99% файлов находящихся на портале – безопасны, но всё-же на всякий случай стоит проверять скачаные файлы антивирусом! Это зависит и от вашего порта скачивания, некоторые вирусы могут передоваться и через них.

Эзоп: Басни 50 – 98

Эзоп:
Басни 50 – 98
(строки выполнены с басен Эзопа)

Ласка и Афродита 50

Ласка запала на красивого юношу.
И решила она, Афродиту упрошу.
Женщиной мне надо преобразиться.
И девой красой, перед ним явиться.
Богиня Афродита, вняла её мольбам.
На красавицу деву юноша запал прям.
Юноша привёл её тут же к себе в дом.
И когда они были в опочивальне вдвоём .
Афродите захотелось, про ласку узнать.
Какое у неё теперь, тело, нрав и стать.
На середину их комнаты, пустила мышь.
Обезумел ласка, жертва пискнула лишь.
Сердита богиня на ласку, мышь сожрала.
Прежний облик ей вернула. Так наказала.
* ** *
2020

иллюстратор Arthur Rackham (1867-1939)

Крестьянин и его сыновья 53

Жили-были у крестьянина сыновья
А между ними то склоки да возня
Он просил их жить надо дружно
По-хорошему это так всем нужно.
Но все уговоры его были в пустую.
Они дрались, ссорились напропалую.
Решил, отец примером их убедить .
Здоровые лбы, чтоб ремнем лупить.
Велел им, принести, прутьев пучок.
Не спросили, зачем, а отец молчок.
Когда братья прутья ему принесли.
Сказал им сломать пучок. Не смогли.
Как они не пыжились ничего не вышло.
Зарделись. Растудыть твою в дышло!
Тогда отец связанный пучок развязал.
И по одному прутику сыновьям выдавал.
Братья, играючи с хрустом их ломали.
Сказал детям тогда крестьянин: “Видали.
Так и вы непутевые все сыновья мои
Хрупки, уязвимы, когда разобщены.
Будете жить дружно, между собою.
Стоять. Братья. Друг за друга горою.
Бедам. Недругам. Вас не припереть.
А поодиночке перебьют. Легко одолеть”.
* ** *
2020

Tenniel 1848

Крестьянский малой улиток жарил.
Воскликнул услыхав как они пищат:
“У вас дом синим пламенем объят.
Твари! Кто по сольфеджио вдарил?”
* ** *
2020

Francis Barlow. 1687

В кузницу впотьмах забралась ласка
Запахи кругом, а на пиле смазка
стала лизать пилу что там лежала
порезала себе язык, кровь побежала
рада, она живительное что-то нашла
пока не осталась совсем без языка.
* ** *
2016

Grandville 1870.

Дельфины и пескарь 62

Война между дельфинами и акул.
Дальше была, жестокой чересчур.
Вынырнул к ним малёк пескарь.
Парламентером, мирить как в старь
Ответил ему на это один дельфин:
” Да мы сдохнем, но в игнор сардин!”
* ** *
06.07.2020

Bewick 1784.

Две лягухи жили рядом
одна – в глубоком пруду с садом
в стороне от дороги
2-я – на дороге, где воды крохи
Садовая, звала 2-ю перебраться к ней
чтобы жить спокойней и сытней
Но 2-я не покидала своё жильё
Пока, едущая телега не раздавила её.
* ** *
2016

Grandville 1870.

Дуб и тростник 70

Дуб и тростник спорили, кто сильней.
Препирались. Подул сильный ветер, суховей
Тростник пригнулся под порывами, уцелел
Дуб встретил грудью, вырван с корнем, улетел
* ** *
2016

ДУБ И ТРОСТНИК. ЖЮЛЬ ЛУИ ФИЛИПП КУАНЬЕ, 1851

Дельфин и обезьяна 73

Неподалеку от Афин
Один корабль плыл
Мимо мыса Суния.
И его волной накрыло.
Грянула сильная буря.
Всполохами бликуя,
Карабаль перевернуло.
Много разного затонуло.
На борту, магот и шпиц,
Плыли, развлекая лиц
Все бросились вплавь.
Кто на обломках правь.
А с ними плыл и магот.
Дельфин принял её за чел род.
Решил пловцу помогу
И повез её к берегу.
Подплывая уже к Пирею,
Дельфин заговорил с нею:
Не из Афин она родом?
“Евпатриды у неё с родом”.
Ответил ему магот.
(Чутли не ключи, от городских ворот)
Ещё раз спросил дельфин:
Пирей ей вестим?
Думая, что это имярек,
Могот, зазнавшись рек:
Это его близкий друг.
Возлежа проводят досуг,
Дельфин, на ложь осерчал.
Утопил её в гавани скал.
* ** *
06.07.2020

иллюстратор Stephen Gooden

Олень и лев 74

Олень из источника, жажду утолял.
В отражении, свои рога восхвалял.
Такие большие и такие ветвистые.
А ноги худые, слабые, неказистые.
Размышления, его тут лев прервал.
Появился вдруг. Олень от него удрал.
Далеко оторвался, на своих ногах.
В этом его сила. А у львов в сердцах.
Бежал олень по открытому месту, был цел.
А в рощи запутался, рогами в ветвях, засел.
Да так крепко, не вырваться не убежать.
А тут и лев явился, когтями его обнимать.
И чувствуя что всё, смерть пришла.
Сказал олень удрученно, самому себе тогда:
“Вот ведь. Ноги, рога. Экаль не диво.
На что больше всего надеялся то меня и сгубило”.
* ** *
01.07.2020

иллюстратор Brad Sneed

Олень (одноглазый) 75

Олень, незрячий на один глаз.
Пасься на берегу моря. В этот раз,
зрячим глазом обозревая берег луг.
Появится ли охотник, опасность вдруг.
А к морю слепым, не ждал никакой беды.
Оттуда и прилетели, разящие выстрелы.
Мимо берега в лодке люди проплывали.
И в него, с воды, спокойненько попали.
И сказал, уже испускает дух: “Проморгал.
Смерть пришла оттуда, откуда не ждал.”
* ** *
19.07.2020

Harrison Weir 1871.

Олень и лев 76

Убегая от охотников, вбежал олень
спасаясь, в пещеру, где жил лев
и, гибнув, молвил угадив в зев:
“Охотники-зло. А хищник-жопень!”
* ** *
2016

Crane 1887.

Олень и виноград 77

Олень, от охотников, сховался.
В листьях винограда затерялся.
Решил ушли стал, листья поедать.
А охотник глядь, дротик давай метать.
Рек: “Хана. Виноградник то, защитил.
Поделом, зато как я ему отплатил.”
* ** *
01.07.2020

1848 Tenniel.

Кошка и мыши 79

Было много мышей, в доме одном
Кошка туда явилась, узнав о том
стала их ловить и пожирать
одну за другой, серых истреблять
Мыши, чтобы не погибнуть всем хором
попрятались по самым дальним норам
Кошка не могла до них там добраться
Решила выманить, хитростью заняться
повисла на гвозде вроде мертва
притворилась для мышей она
Выглянула одна из мышей, увидела ее
Весит. “Нет. сказала: Брысь!
Хоть и вовсе мешком обернись,
я к тебе не подойду всё равно”.
* ** *
2016

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЭРНСТА ГРИЗЕТА (1869) К БАСНЕ ЭЗОПА «КОШКА И МЫШИ»

Мухи вестимо, на мед и на говно
В одной кладовой пролился было
мед, и на него мухи; налетели
отведав какой он сладкий, ели
Но когда увязли не могли улететь,
то посетовали сказали:
“Несчастные мы!
утопая в сластолюбие нам околеть”
* ** *
2016

Басня Эзопа. Иллюстрации

Лисица и обезьяна 81

На всеобщий сходке неразумных зверей.
Обезьяна плясала, все аплодировали ей.
Всем так понравилось обезьяну хвалили.
И единогласно за это её царем объявили.
Плутовке было завидно, и она затаилась.
Нрав у лисицы был спесив. Жутко злилась.
И вот, заметив мясо кусок в одном капкане
Она про клад-то с битьем челом к обезьяне:
“Только царя достоин этот почётный дар.
Другим взявшим, не избежать небесных кар.”
Та ничего не подозревая угодила в западню.
И стала обезьяна корить рыжею коварную.
Лиса ей: “Эх, любезная с таким умишком царь.
Чур нас. Избави, убереги от таких тварь.
* ** *
15.07.2020

Thummel 1906.

Осел, петух и лев 82

(Конечно, это утверждение хи-хи ха-ха.
Ну примем. Лев трусит от голоса петуха.)

На скотном дворе был осел и петух.
Голодного льва на осла привел нюх.
Хотел напасть он уже, осла растерзать.
Но тут петух, звонко давай распевать.
Припал лев к земле, и пустился наутек.
Осел видел, льва напугал Петин голосок.
Сам воспрял духом и в погоню за ним.
Лев и покончил, с веслоухим таким.
* ** *
12.07.2020

Tenniel 1848.

Обезьяна и верблюд 83

На всеобщей сходке неразумных зверей
Обезьяна плясала все аплодировали ей
Всем понравилось, обезьяну хвалили
Верблюд позавидовал, не его оценили
Встал и сам пустился в пляс.
Но был так неуклюж чем всех и потряс
Зверьё осерчало палками его побило
и выгнали прочь. Двугорбого. Чудило!
* ** *
2016

иллюстратор Don Daily

Два жука кормились на островке
Коровьего навоза хватало им вполне.
А когда подступила зима
Один сказ другом: “Слушай сюда.
Я на берег, чтоб тебе хватило навоза
Здесь, в нехватке не будет угроза.
А если там найдется много еды,
то и тебе принесу сюда, лады?”
Перелетел. Жук нашел на берегу,
Ферму. Свежего навоза, на зиму.
Зима прошла, он на островок прилёт.
Островной его увидеть и офигел
какой он жирный да крепкий
стал его корить: “Врун он редкий.
Сам обещал а ничего не принес
Вон как отожрал ряху. Прохвост!”
Жырик ему: “Не меня брани, а обстоятельства
Есть было можно, а унести сложно.”
* ** *
2016

Поросенок и овцы 85

В одном овечьем стаде пасся поросенок
Средь кротких овечек сущий бесенок
Раз пастух сцапал порося и ну вязать
А свин благим матом давай визжать
Овцы: “У нас такое в стаде недопустимо
Нас тоже грубо хватают но терпимо”
Свин: “От Вас берут молоко и шерсть
А на меня совсем другие виды – Есть!
Ну и как прикажете тут не матюгаться!
Явная угроза! куском мясо статься!”
* ** *
2016

Milo Winter 1919.

В миртовую рощу повадился дрозд
Лакомится ягодам, в полный рост
Заметил его птицелов поймал на клей
Рек дрозд сетуя: “Сластолюб. Гибну. Дуралей!”
* ** *
2016

T. Nelson in 1856.

Гадюка и водяная змея 90

Гадюка ползла к источнику на водопой
Местная водяная змея ей: “А ну-ка стой!”
“Ваще-то это мои водные владения.
Вали поздорову, знаешь направления.
У тебя самой, хватает пищи и место.
А энто . Моё гнездо, а двум тут тесно”.
Ссорились они все больше, препирались,
наконец, обе условились, унялись,
Кто из них одолеет в схватке будет барин
Тогда всего . Воды и земли хозяин.
Змеи назначили своей схватке срок;
Услышали лягушки тут же к гадюке скок
Они водную змею терпеть ненавидели
ободряли, гадюку, бравадой сыпали,
обещая, что железно они ей помогут.
Уж, таким союзом легко одолеть смогут.
Началась между гадюк схватка. Стык!
А лягушки вокруг подняли громкий крик,
больше-то они ничего и не умели
Прыг-скок, квакали, ревели,
Победила гадюка, стала их попрекать:
“Вся их подмога, что орать?!
Что проку? Хоть вас орава.
Толку от вас мало.”
Лягухи ей: “Да хилые мы. Однако.
То была психическая. Атака!”
* ** *
2016

Phaedrus 1701.

Гадюка и пила 93

У орудий в кузне, забравшись без стука.
Вспомоществование, просила гадюка.
Напильник ей: “Глупа змея как я посмотрю.
Что ты от меня ждёшь, я сам других пилю.
* ** *
01.07.2020

Читайте также:  Басня Эзопа Лев и Лягушка

Гадюка и лиса 96

Лиска в реке пучок увидала
то змея на терновнике рассекала
сказала: “Ни капли не Чудно
Подспудно. По пловцу и судно”.
* ** *
2016

Samuel Croxall 1814.

Волк и козленок 97

Волчара вроде праздно шлялся
Никуда не лез ничем не интересовался
Между домами шасть, променад
Вдруг слышат отборный мат
Глянул. Козленок на крыше. Его поливает
Как из пулемета. Безнаказанно понимает
Сказал ему тогда рассудительно волк:
“Не ты меня ругаешь, а твое место. Щенок!”
* ** *
2016

иллюстратор Harrison Weir. Published circa 1871.

Волк и козленок 98

От стада козленок отбился
заплутал. А тут и волк явился.
Малец смекает, бежать глупо
Не избежать фарша, трупа.
Обернулся, сказал чуть хныча:
“Волк, я знаю что я – твоя добыча
Так бесславно гибнуть не хочу,
сыграй-ка на дудке, а я спляшу.”
Начал волк по его просьбе играть,
а козленок обещано – плясать.
Услышали это псины и на волчару,
бросились, задав серому жару.
Обернулся удирая волк на бегу,
и сказал мальцу козленку:
“Удираю. Поделом мне мяснику
притворяться музыкантом ни к чему.”
* ** *
2016

Stephen Gooden 1935

Эзоп – Басни

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги “Басни”

Описание и краткое содержание “Басни” читать бесплатно онлайн.

По преданию, древнегреческий баснописец Эзоп жил в VI веке до н. э. О нем писали Геродот и Платон. Первый сборник из его устных басен был составлен Деметрием Фалерским в конце IV века до н. э.

Имя Эзопа закрепилось за созданным им жанром, ведь в античном мире все басни назывались «баснями Эзопа». С древних времен и до наших дней сюжеты «эзоповых басен» подвергались обработке в мировой литературе. Темы Эзопа по-своему преломляли Лафонтен и Крылов.

В настоящий сборник помимо жизнеописания Эзопа вошли греческие и латинские басни из эзоповского свода в переводе и с комментариями М. Л. Гаспарова.

Басня показывает, что надо знать своего благодетеля и ему воздавать благодарность.

62. Дельфины и пескарь

Дельфины и акулы вели меж собой войну, и вражда их была чем дальше, тем сильнее; как вдруг вынырнул к ним пескарь (это такая маленькая рыбешка) и стал пытаться их помирить. Но в ответ на это один дельфин сказал: «Нет, лучше мы, воюя, погибнем друг от друга, чем примем такого примирителя, как ты».

Так иные люди, ничего не стоящие, набивают себе цену в смутные времена.

63. Оратор Демад

Оратор Демад говорил однажды перед народом в Афинах, но слушали его невнимательно. Тогда он попросил позволения рассказать народу Эзопову басню. Все согласились, и он начал: «Деметра, ласточка и угорь шли по дороге. Очутились они на берегу реки; ласточка через нее перелетела, а угорь в нее нырнул…» И на этом замолк. «А что же Деметра?» — стали все его спрашивать. «Деметра стоит и гневается на вас, — отвечал Демад, — за то, что Эзоповы басни вы слушаете, а государственными делами заниматься не хотите».

Так среди людей неразумны те, кто пренебрегают делами необходимыми, а предпочитают дела приятные.

64. Укушенный собакой

Одного человека укусила собака, и он бросился искать помощи. Кто-то ему сказал, что надо вытереть кровь хлебом и бросить хлеб собаке, которая укусила. «Нет, — возразил он, — ежели я так сделаю, то меня кинутся кусать все собаки в городе».

Так и злонравие в людях, если ему угождать, становится только хуже.

65. Путники и медведь

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.

Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!»

Басня показывает, что настоящие друзья познаются в опасности.

66. Юноши и мясник

Двое юношей покупали в лавке мясо. Пока мясник хлопотал, один из них ухватил кусок мяса и сунул другому за пазуху. Обернулся мясник, заметил пропажу и начал их уличать; но тот, который взял, божился, что мяса он не брал. Догадался мясник об их хитрости и молвил: «Что ж, от меня вы ложными клятвами спасаетесь, да от богов не спасетесь».

Басня показывает, что ложная клятва всегда нечестива, как ее ни прикрывай.

Шли два путника по дороге. Один из них нашел топор, а другой воскликнул: «Вот нам и находка!» Первый ответил: «Неверно говоришь: не нам находка, а мне находка». Немного спустя столкнулись они с хозяевами, потерявшими топор, и те погнались за ними. Тот, у кого был топор, крикнул другому: «Вот нам и погибель!» Другой ответил: «Неверно говоришь: не нам погибель, а тебе погибель, — ведь когда ты нашел топор, то не взял меня в долю!»

Басня показывает: кто в счастье не делится с друзьями, тот в несчастье будет ими покинут.

Двое врагов плыли на одном корабле. Чтобы держаться друг от друга подальше, один устроился на корме, другой — на носу; так они и сидели. Поднялась страшная буря, и корабль опрокинуло. Тот, что сидел на корме, спросил у кормчего, какой конец корабля грозит потонуть раньше? «Нос», — ответил кормчий. Тогда тот сказал: «Ну, тогда мне и умереть не жалко, лишь бы увидеть, как мой враг захлебнется раньше меня».

Так иные люди из ненависти к ближним не боятся пострадать, лишь бы увидеть, как и те страдают.

Две лягушки жили по соседству: одна — в глубоком пруду в стороне от дороги, другая — на самой дороге, где воды было мало. Та, которая жила в пруду, уговаривала другую перебраться к ней, чтобы жить и сытнее и спокойнее. Но другая не соглашалась и все говорила, что привыкла к своему месту и не может расстаться с ним, — пока, наконец, случайно проезжавшая телега ее не раздавила.

Так и люди с дурными привычками погибают раньше, чем приобретают хорошие.

70. Дуб и тростник

Дуб и тростник спорили, кто сильней. Подул сильный ветер, тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого остался цел; а дуб встретил ветер всей грудью и был выворочен с корнем.

Басня показывает, что с сильнейшими не следует спорить.

71. Трус, отыскавший золотого льва

Некий сребролюбец робкого нрава отыскал льва из золота и начал так рассуждать сам с собою: «Что же теперь со мною будет, не ведаю. Я сам не свой, и что мне делать, не знаю. Алчность моя и робость моя раздирают меня на части. Какой рок или какой бог сотворил из золота льва? Душа моя теперь борется сама с собой: золото она любит, а обличья этого золота страшится. Желание побуждает ее схватить находку, привычка — не трогать находки. О, злая судьба, что дает и не позволяет взять! О, сокровище, в котором нет радости! О, милость богов, обернувшаяся немилостью! Что же? Как мне овладеть им? На какую хитрость пойти? Пойду и приведу сюда рабов: пусть они разом все за него возьмутся, а я буду посматривать издали».

Басня относится к богачу, который не смеет пользоваться и наслаждаться своим богатством.

Какой-то человек пришел на пасеку, когда пасечника не было, и унес с собой соты и мед. Вернулся пасечник, увидел, что ульи пустые, остановился и начал их осматривать. А пчелы прилетели с поля, заметили его и стали жалить. И пасечник, больно искусанный, сказал им: «Негодные вы твари! Кто украл ваши соты, того вы отпустили, не тронув, а меня, кто о вас же заботится, кусаете!»

Так иные люди, не умея разобраться, от врагов не защищаются, а друзей отталкивают как злоумышленников.

73. Дельфин и обезьяна

Морские путешественники обычно возят с собой обезьян и мальтийских собачек, чтобы развлекаться в плавании. И один человек, отправляясь в путь, взял с собой обезьяну. Когда они плыли мимо Суния — это мыс неподалеку от Афин, — разразилась сильная буря, корабль перевернуло, все бросились вплавь, а с ними и обезьяна. Увидел ее дельфин, принял за человека, подплыл к ней и повез ее к берегу. Подплывая уже к Пирею, афинской гавани, спросил ее дельфин, не из Афин ли она родом? Ответила обезьяна, что из Афин и что там у нее знатные родственники. Еще раз спросил ее дельфин, знает ли она Пирей? А обезьяна подумала, что это такой человек, и ответила, что знает — это ее добрый знакомый. Рассердился дельфин на такую ложь, потащил обезьяну в воду и утопил.

Олень, томимый жаждой, подошел к источнику. Пока он пил, заметил он свое отражение в воде и стал любоваться своими рогами, такими большими и такими ветвистыми, а ногами остался недоволен, худыми и слабыми. Пока он об этом раздумывал, появился лев и погнался за ним. Олень бросился бежать и далеко его опередил: Пока места были открытые, олень бежал вперед и оставался цел, но когда добежал до рощи, то запутались его рога в ветвях, не мог он дальше бежать, и лев его схватил. И, чувствуя, что смерть пришла, сказал олень сам себе: «Несчастный я! в чем боялся я измены, то меня спасло, а на что я больше всего надеялся, то меня погубило».

Так часто в опасностях те друзья, которым мы не доверяли, нас спасают, а те, на которых надеялись, — губят.

Олень, незрячий на один глаз, пришел на берег моря и стал пастись, зрячим глазом повернувшись к земле, чтобы следить, не появятся ли охотники, а слепым глазом — к морю, откуда он не чаял никакой беды. Но мимо проплывали люди, заметили его и подстрелили. И, уже испуская дух, сказал он сам себе: «Несчастный я! земли я остерегался и ждал от нее беды, а море, у которого я искал прибежища, оказалось куда опаснее».

Так часто, вопреки нашим ожиданиям, то, что казалось опасным, оказывается полезным, а то, что казалось спасительным, оборачивается коварным.

Олень, убегая от охотников, очутился около пещеры, в которой жил лев, и вбежал туда, чтобы спрятаться. Но схватил его лев, и, погибая, олень молвил: «Злополучный я! убегал от людей, а попал зверю в когти!»

Так иные люди из страха перед малыми опасностями бросаются в большие беды.

77. Олень и виноград

Олень, убегая от охотников, спрятался в винограднике. Прошли охотники мимо, и олень, решив, что его уже не заметят, стал объедать виноградные листья. Но один из охотников обернулся, увидел его, метнул оставшийся дротик и ранил оленя. И, почувствовав смерть, олень со стоном сказал сам себе: «Поделом мне: виноград меня спас, а я его губил».

Эзоп биография для детей и интересные факты

Реальность или миф?

В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».

Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Интересные факты об Эзопе

Факт 1. До наших дней дошла лишь краткая биография Эзопа, так как жил этот древнегреческий поэт очень давно, около 2600 лет назад. Даже в более-менее достоверной информации правду от вымысла отличить достаточно сложно, хотя некоторые моменты его жизни считаются вполне достоверно установленными.

Факт 2. Ни одно из оригинальных произведений Эзопа не сохранилось до наших дней. Известны лишь его стихотворения в переработанном другими античными авторами виде — или, как бы сейчас их назвали, ремейки. Самые старые из этих переработок датируются I веком нашей эры.

Читайте также:  Басня Эзопа Лев и Олененок

Факт 3. Именно басни Эзопа служили основным источником вдохновения и информации для великого баснописца Ивана Крылова. Многие его произведения представляют собой именно творения этого древнегреческого автора, просто в очередной раз переработанные и адаптированные. Что ничуть не умаляет его таланта.

Факт 4. О происхождении Эзопа до сих пор ведутся жаркие споры. К примеру, знаменитый историк Геродот утверждает, что поэт был невольником из Самоса, освобождённым из рабства, а другие античные философы выводят совсем иную его биографию. Есть даже теория, утверждающая, что на самом деле никакого Эзопа никогда не существовало, а под этим именем скрывается собирательный образ нескольких античных авторов.

Факт 5. Существует древний роман “Жизнеописание Эзопа”, которому около 1800 лет, если не больше. В нём утверждается, что поэт страдал от некоего внешнего уродства, но эта версия ставится под сомнение, так как ни один другой автор об этом не упоминает.

Факт 6. Судя по всему, за свою жизнь Эзоп не создал ни одного крупного произведения. Он писал в основном короткие стихотворения-басни, которых (как уже упомянуто выше, в переработанном виде) до наших дней сохранилось 426 штук. Весьма вероятно, их было намного больше.

Факт 7. Басни Эзопа были переведены на множество языков мира. Но при переводах они зачастую перерабатывались — в России над ними работал Крылов, а во Франции, например, знаменитый стихотворец Лафонтен.

Факт 8. На русском языке его произведения тоже издавались в более-менее приближенном к оригиналу виде. Самое крупное русскоязычное издание было опубликовано в далёком 1968 году.

Факт 9. Мартин Лютер, один из крупнейших деятелей эпохи Реформации и основатель такого религиозного направления, как лютеранство, утверждал, что за биографией Эзопа на самом деле скрывается наследие множества поэтов, а сам сборник его произведений представляет собой сборник их стихотворений.

Факт 10. Судя по имеющейся информации, Эзоп действительно писал свои басни в стихотворной форме. Однако, единственный сохранившийся сборник его произведений написан в прозе, но он является переработкой. При этом большинство переводов эзоповских басен также сделаны в стихотворной форме.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Жизненный путь

Родиной поэта-баснописца считается Фригия, что расположена на полуострове Малая Азия. Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?

». На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким».

Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу – свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека. Так выглядит краткая биография баснописца Эзопа.

Биография

Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.

Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.


Эзоп на старинной гравюре

Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.

По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.


Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю

Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.

Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.


Портрет Эзопа

Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.

Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.


Эзоп и петух

На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.

Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.

Творчество

Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

Сборник основных басен Эзопа (278 басен)

Эзоп стал одним из первых, кто понял что Мудрости никогда не бывает много. Его истории трактуют самые запутанные проблемы бытия. И судьба Эзопа подтверждает — мудрости мало что угрожает, разве что невежество.

Басни из переиздания основного эзоповского сборника

  • Блоха и атлет
  • Волк и пастух
  • Гиена и лисица
  • Гиены
  • Домашние голуби и дикие голуби
  • Лисица у Меандра
  • Лебедь
  • Муравей и голубь
  • Путники и ворон
  • Покупка осла
  • Попугай и ласка
  • Прометей и люди
  • Хранитель денег и Клятва
  • Цикада и лисица

Басни Эзопа из рукописей старшей редакции

  • Верблюд
  • Волк и ягненок
  • Два петуха и орел
  • Две сумы
  • Диоген в дороге
  • Диоген и плешивый
  • Дровосеки и дуб
  • Зайцы и лисицы
  • Кабан, конь и охотник
  • Комар и лев
  • Львица и лиса
  • Орешник
  • Осел и мул
  • Птицелов и куропатка
  • Сосна и терновник
  • Собака и повар
  • Собака и улитка
  • Червяк и змея
  • Человек и лев попутчики

Басни из рукописей средней редакции

  • Волк и собака
  • Воин и вороны
  • Деревья и олива
  • Жаворонок
  • Зима и весна
  • Осел и собака
  • Собака, лисица и петух
  • Стена и клин
  • Лев, Прометей и слон

Книга Басни онлайн – страница 6

Ворожея

Одна ворожея бралась заговорами и заклинаниями отвращать гнев богов и этим отлично жила и немало наживалась. Но нашлись люди, которые обвинили ее в посягательстве на богопочитание, привлекли к суду, осудили и приговорили к смертной казни. И, видя, как вели ее на суд, кто-то ей сказал: «Как же ты бралась отвращать гнев божества, а не смогла унять даже гнев людей?»

Басня обличает обманщиков, которые сулят великое, а попадаются на малом.

Женщина и курица

У одной вдовы была курица, которая каждый день несла по яйцу. Вдова подумала, что если курицу кормить побольше, то она будет нести и по два яйца в день. Так она и сделала; но курица от этого разжирела и вовсе перестала нестись.

Басня показывает, что многие люди, стремясь из жадности к большему, теряют и то, что у них есть.

Старик и смерть

Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе; дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине. Явилась Смерть и спросила, зачем он ее звал. «Чтобы ты подняла мне эту ношу», – ответил старик.

Басня показывает, что всякий человек любит жизнь, как бы он ни был несчастен.

Крестьянин и судьба

Крестьянин, вскапывая поле, нашел клад; за это он стал каждый день украшать Землю венком, полагая ее своей благодетельницей. Но явилась к нему Судьба и сказала: «Друг мой, зачем ты благодаришь Землю за мой подарок? ведь это я его тебе послала, чтобы ты разбогател! А ведь если случай переменит твои дела, и окажешься ты в нужде и бедности, то опять бранить ты будешь меня, Судьбу».

Басня показывает, что надо знать своего благодетеля и ему воздавать благодарность.

Дельфины и пескарь

Дельфины и акулы вели между собой войну, и вражда их была чем дальше, тем сильнее; как вдруг вынырнул к ним пескарь (это такая маленькая рыбешка) и стал пытаться их помирить. Но в ответ на это один дельфин сказал: «Нет, лучше мы, воюя, погибнем друг от друга, чем примем такого примирителя, как ты».

Так иные люди, ничего не стоящие, набивают себе цену в смутные времена.

Оратор Демад

Оратор Демад говорил однажды перед народом в Афинах, но слушали его невнимательно. Тогда он попросил позволения рассказать народу Эзопову басню. Все согласились, и он начал: «Деметра, ласточка и угорь шли по дороге. Очутились они на берегу реки; ласточка через нее перелетела, а угорь в нее нырнул. » И на этом он замолк. «А что же Деметра?» – стали все его спрашивать. «А Деметра стоит и гневается на вас, – отвечал Демад, – за то, что Эзоповы басни вы слушаете, а государственными делами заниматься не хотите».

Так среди людей неразумны те, кто пренебрегает делами необходимыми, а предпочитает дела приятные.

Укушенный собакой

Одного человека укусила собака, и он бросился искать помощи. Кто-то ему сказал, что надо вытереть кровь хлебом и бросить хлеб собаке, которая укусила. «Нет, – возразил он, – ежели я так сделаю, то меня кинутся кусать все собаки в городе».

Так и злонравие в людях, если ему угождать, становится только хуже.

Путники

Шли два путника по дороге. Один из них нашел топор, а другой воскликнул: «Вот нам и находка!» Первый ответил: «Неверно говоришь: не нам находка, а мне находка». Немного спустя столкнулись они с хозяевами, потерявшими топор, и те погнались за ними. Тот, у кого был топор, крикнул другому: «Вот нам и погибель!» Другой ответил: «Неверно говоришь: не нам погибель, а тебе погибель, – ведь когда ты нашел топор, то не взял меня в долю!»

Читайте также:  Басня Эзопа Змея и Краб

Басня показывает: кто в счастье не делится с друзьями, тот в несчастье будет ими покинут.

Лягушки

Две лягушки жили по соседству: одна – в глубоком пруду в стороне от дороги, другая – на самой дороге, где воды было мало. Та, которая жила в пруду, уговаривала другую перебраться к ней, чтобы жить и сытнее, и спокойнее. Но другая не соглашалась и все говорила, что привыкла к своему месту и не может расстаться с ним, – пока, наконец, случайно проезжавшая телега ее не раздавила.

Так и люди с дурными привычками погибают раньше, чем приобретают хорошие.

Дуб и тростник

Дуб и тростник спорили, кто сильней. Подул сильный ветер, тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого остался цел; а дуб встретил ветер всей грудью и был выворочен с корнем.

Басня показывает, что с сильнейшими не следует спорить.

Олень и лев

Олень, томимый жаждой, подошел к источнику. Пока он пил, заметил он свое отражение в воде и стал любоваться своими рогами, такими большими и такими ветвистыми, а ногами остался недоволен, худыми и слабыми. Пока он об этом раздумывал, появился лев и погнался за ним. Олень бросился бежать и далеко его опередил: [ведь сила оленей – в их ногах, а сила львов – в их сердцах.] Пока места были открытые, олень бежал вперед и оставался цел, но когда добежал он до рощи, то запутались его рога в ветвях, не мог он дальше бежать, и лев его схватил. И, чувствуя, что смерть пришла, сказал олень сам себе: «Несчастный я! в чем боялся я измены, то меня спасло, а на что я больше всего надеялся, то меня погубило».

Так часто в опасностях те друзья, которым мы не доверяли, нас спасают, а те, на которых надеялись, – губят.

Олень

Олень, незрячий на один глаз, пришел на берег моря и стал пастись, зрячим глазом повернувшись к земле, чтобы следить, не появятся ли охотники, а слепым глазом – к морю, откуда он не чаял никакой беды. Но мимо проплывали люди, заметили его и подстрелили. И, уже испуская дух, сказал он сам себе: «Несчастный я! Земли я остерегался и ждал от нее беды, а море, у которого я искал прибежища, оказалось куда опаснее».

Так часто, вопреки нашим ожиданиям, то, что казалось опасным, оказывается полезным, а то, что казалось спасительным, оборачивается коварным.

Эзоп — Пастух-шутник

Пастух выгонял свое стадо от деревни подальше и частенько развлекался вот каким образом. Он кричал, будто волки напали на овец, и скликал поселян на помощь. Два-три раза крестьяне пугались и прибегали, а потом возвращались по домам осмеянные.

Наконец, волк и в самом деле появился: он стал губить овец, пастух стал звать на помощь, но люди подумали, что это его всегдашние шутки, и не обратили на него внимания.

Так и потерял пастух все свое стадо.

Мораль басни:

Басня показывает: вот чего достигают лжецы, — им не верят, даже когда они говорят правду.

  • Следующий стих → Эзоп — Стриженая овца
  • Предыдущий стих → Эзоп — Пастух и море

Читать похожие стихи:

  1. Эзоп — Волк и пастух
  2. Эзоп — Пастух и собака
  3. Эзоп — Пастух и волчата
  4. Эзоп — Пастух и волк
  5. Эзоп — Пастух и овцы
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Пастух и волк.
Пастух и волчата.
Пастух и море.
Пастух и овцы.
Пастух и собака.
Пастух.
Пастух-шутник.
Пахарь и волк.
Петухи и куропатка.
Пловцы.

Пастух и волк
Пастух нашел новорожденного волчонка, забрал его и выкормил вместе с собаками. Волчонок вырос; но когда случалось волку унести из стада овцу, он гнался за волком вместе с собаками, а когда собаки, не догнав волка, поворачивали, он бежал дальше, выхватывал овцу и делил с волком его добычу, а потом возвращался. Если же волки ниоткуда на стадо не нападали, он убивал овец сам и пожирал их вместе с собаками. Наконец, пастух дознался, в чем дело, понял все и казнил волка, повесив его на дереве.

Пастух и волчата
Пастух нашел волчат и выкормил их с великим старанием: он надеялся, что когда они вырастут, то не только будут охранять его овец, но даже добывать ему и чужих. Но как только волчата выросли, они при первом удобном случае набросились на его собственное стадо. Со стоном сказал пастух: “Поделом мне: зачем я спас малолетками тех, кого надо было бы убить и взрослыми?”
Так, спасти дурных людей – это значит укрепить их силы против себя же первого.

Пастух и море
Пастух пас стадо на берегу моря. Увидел он, какое море спокойное и тихое, и захотелось ему пуститься в плавание. Продал он овец, купил фиников, погрузил их на корабль и отплыл. Но разразилась страшная буря, корабль перевернулся, весь товар погиб, и сам он едва доплыл до берега. А когда снова наступила тишь, увидел он, что стоит на берегу человек и восхваляет спокойное море. И сказал ему пловец: “Эй, любезный, никак морю и от тебя фиников захотелось?”
Так часто разумным людям мука бывает наукой.

Пастух и овцы
Пастух пригнал своих овец в рощу и увидел там огромный дуб, весь в желудях. Расстелил он плащ, влез на дерево и начал стряхивать желуди. А овцы стали эти желуди подъедать и незаметно вместе с ними съели плащ. Спустился пастух, увидел, что случилось, и говорит: “Зловредные вы твари! другим людям вы шерсть для плащей даете, а у меня, который вас кормит, и старый-то плащ отнимаете?”
Так многие люди по глупости чужим услуживают, а ближних обижают.

Пастух и собака
У пастуха была огромная собака, и он всегда давал ей на съедение мертворожденных ягнят и околевших овец. Однажды, загнав уже стадо, увидел пастух, как собака ходит меж овец и виляет им. “Эй, любезная! – крикнул он, – самой бы тебе того, чего ты им желаешь!”
Басня относится к льстецу.

Пастух
У пастуха, который пас стадо волов, пропал теленок. Он искал его повсюду, не нашел и тогда дал обет Зевсу принести в жертву козленка, если вор отыщется. Но вот зашел он в одну рощу и увидел, что его теленка пожирает лев. В ужасе возвел он руки к небу и воскликнул: “Владыка Зевс! обещал я тебе в жертву козленка, если смогу отыскать вора; а теперь обещаю вола, если смогу от вора спастись”.
Басню можно применить к неудачникам, которые ищут то, чего у них нет, а потом не знают, как избавиться от того, что нашли.

Пастух-шутник
Пастух выгонял свое стадо от деревни подальше и частенько развлекался вот каким образом. Он кричал, будто волки напали на овец, и скликал поселян на помощь. Два-три раза крестьяне пугались и прибегали, а потом возвращались по домам осмеянные. Наконец, волк и в самом деле появился: он стал губить овец, пастух стал звать на помощь, но люди подумали, что это его всегдашние шутки, и не обратили на него внимания. Так и потерял пастух все свое стадо.
Басня показывает: вот чего достигают лжецы, – им не верят, даже когда они говорят правду.

Пахарь и волк
Пахарь распряг волов и погнал их на водопой. А голодный волк в поисках поживы набрел на брошенный плуг, стал лизать бычье ярмо, потом понемногу, сам того не замечая, просунул в него голову и, не в силах высвободиться, поволок плуг по пашне. Вернулся пахарь, увидел его и воскликнул: “Зловредная ты тварь! вот кабы ты на самом деле забросил разбой и грабеж и взялся бы вместо этого за землепашество. ”
Так и нраву дурных людей нельзя доверять, даже если они обещают стать хорошими.

Петухи и куропатка
Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи стали ее бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили они ее за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и сказала про себя: “Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят”.
Басня показывает: умным людям легче переносить обиды от соседей, если они видят, что те и ближних своих не щадят.

Пловцы
Взошли люди на корабль и пустились в плавание. Когда они были уже далеко в море, поднялась страшная буря, и корабль чуть не потонул. А один из пловцов стал рвать на себе одежду и с плачем и стоном взывает к отеческим богам, обещая им благодарственные жертвы, если корабль уцелеет. Утихла буря, море снова успокоилось, и пловцы, неожиданно избежав опасности, принялись пировать, плясать и прыгать. Но суровый кормчий властно им сказал: “Нет, друзья, и в радости должны мы помнить, что снова может разразиться буря!”
Басня учит не радоваться чрезмерно своим удачам, памятуя, как переменчива судьба.

Ссылка на основную публикацию