Басня Эзопа Диоген в дороге

Басня Эзопа Диоген в дороге

Диоген в дороге

Беда случилась как-то с Диогеном:

Идя дорогой, вышел он к реке.

Река разлилась, было половодье,

А киник шёл без денег, налегке.

Кто ж нищего через реку переправит,

За всякий труд ведь надобно платить,

У Диогена ж пищи даже нету,

А реку старику не переплыть?

Что делать? Неужель идти обратно?

Моста ведь через реку рядом нет,

К тому же вечер, солнце скоро сядет,

Где ж, на ночь глядя, раздобыть монет?

Один из перевозчиков чрез реку

Увидел замешательство его,

Подплыл и молча даром переправил,

Как будто то не труд был для него.

«О, бедность! Проклинаю я тебя! –

Кричало сердце киника тогда, –

Нет, не за труд хотел бы заплатить,

Достойна воздаянья доброта!»

Пока он мыслил так и бедность проклинал,

Другого перевозчик перевёз,

Тот тоже беден был, как Диоген,

Как Диоген, пустую сумку нёс.

Увидев это, Диоген сказал:

«Нет больше благодарности во мне!

Разумный выбор в людях я ценю,

Но то, смотрю, не ведомо тебе!»

Ценность поступков не только в труде,

Внимательным будь и к доброте.

Диоген и плешивый

Ругал плешивый как-то Диогена,

Философ же в ответ ему сказал:

«Ругать тебя, как ты меня, не стану,

Похожим на тебя тогда бы стал.

А похвалить могу, хвалы достоин!

Верней, не ты, а волосы твои!

Дурную голову они терпеть не стали,

Повылезли, смотрю, из головы!»

Ссору не стоит с людьми затевать,

Можешь и сам от неё пострадать.

Хозяин приказал верблюду как-то,

Чтоб тот исполнил танец перед ним.

Верблюд сказал: «Хожу я неуклюже,

Неужто буду в танце я другим?!»

Не стоит верблюда о танце просить,

Ну, разве хотите себя рассмешить!

Один орешник у дороги рос

И был на редкость очень плодовит,

Плоды его камнями все сбивали,

Их на дороге множество лежит.

Как принесёт плодов, стонать он начинает:

«Несчастный я! Сам боль себе ращу!

Не будь плодов, камнями бы не били,

Чем больше их, тем больше получу!»

Не только злое люди страдают,

И за добро порой побивают.

Одна лисица львицу попрекала

За то, что та рожает одного,

Ей львица возразила: «Это ль важно?

Неважно сколько, важно ведь кого!

Рожаю одного, но льва!

А потому, нисколько не жалею!

Рожаешь лис, гордиться чем тут можно?!

Ну, разве плодовитостью своею!»

Достоинство количества ценней

Не только у зверей, и у людей.

Однажды ягнёнок, спасаясь от волка,

В храм забежал, волк же в храм не вошёл –

Боялся людей, те волков не любили,

Иначе б вошёл и ягнёнка нашёл.

Выманить вздумал ягнёнка из храма,

Страшные вещи стал говорить:

Жрец, мол, поймает, жертвою станешь…

Но тот, хоть и страшно, не стал выходить,

Волку сказал: «Выходить я не стану,

Уж если погибну, погибну я здесь!

Жертвою Богу лучше я буду!

Стать жертвой твоей, какая в том честь?!»

Коль смерть неизбежна, с честью умри,

Себя не сберечь – честь сбереги!

Осёл и мул шли вместе по дороге,

Тяжёлый груз безропотно несли.

Но стал осёл ворчать и возмущаться,

Узнав, что с равным грузом оба шли.

«Скажи мне, мул, ну разве справедливо:

Несу я груз такой же как и ты,

А корму получу в два раза меньше?

Отдал бы ты мне часть своей еды!»

Мул промолчал, как будто бы не слышал,

На споры силы тратить не хотел.

Ослу словами разве что докажешь?

А потому до времени терпел.

На полпути осёл наш обессилел,

Хозяин, видя то, ему помог:

Часть ноши перебросил он на мула,

Лишь только так идти тот дальше мог.

Когда ж осёл настолько обессилел,

Что даже так идти уже не мог,

Хозяин всё на мула перебросил,

Без ноши лишь дойти до дома смог.

Придя домой, без ноши, у кормушки,

Мул у осла спросил: «Ну что, осёл,

Неужто должен я с тобой делиться,

Я с грузом путь – ты налегке прошёл?!»

Не по началу суди, по исходу,

Не всякое дело решается с ходу.

Птицелов и куропатка

Однажды к птицелову в поздний час

Усталый и голодный гость пришёл.

Пастель была, но не было еды,

Ни крошки птицелов тот не нашёл.

Вот и решил он гостя угостить

Своею куропаткою ручной.

Не для еды держал – для ловли птиц.

Была б еда, осталась бы живой.

Когда та поняла, что он задумал,

Сказала птицелову: «Как же так?

Я многих куропаток заманила,

Их предала, неужто то пустяк?!»

«Нет, не пустяк, – ответил птицелов, —

За то охотнее зарежу я тебя!

Не пожалела родичей своих!

В погибели своей вини себя!»

Никто не любит тех, кто предаёт,

Пусть даже и полезен будет тот.

По две сумы дал людям Прометей,

Когда из глины вылепил людей,

Пороки в них носить были должны,

Но, спросите, зачем же две нужны?

В одну пороки складывать свои,

В другую же – чужие. Вот зачем!

Их сам повесил людям Прометей,

Повесив же, сказал: «Достались всем!

Пускай в суме, что за спиной весит,

Свои пороки носят лишь они,

А в той, что спереди у них на животе,

Носить чужие только лишь должны!»

Вот почему бросаются в глаза

Пороки те, что спереди висят,

Свои ж увидеть людям тяжело,

В суме, что за спиной, они лежат.

Не смысля ничего в делах своих,

Пекутся люди часто о чужих.

Увидел как-то спящую змею червяк

И завидно ему вдруг очень стало.

Змея большая, он же невелик.

Вчера хватало, а сегодня мало!

Пока она спала, он рядом лёг,

Растягиваться стал и надуваться,

Но лопнул от натуги тот червяк.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Две собаки.
Две сумы.
Дельфин и обезьяна.
Дельфины и пескарь.
Деревья и олива.
Дикие козы и пастух.
Дикий осел.
Диоген в дороге.
Диоген и плешивый.
Должник.

Две собаки
У одного человека были две собаки: одну он приучил охотиться, другую – сторожить дом. И всякий раз, как охотничья собака ему приносила добычу с поля, он бросал кусок и другой собаке. Рассердилась охотничья и стала другую попрекать: она, мол, на охоте каждый раз из сил выбивается, а та ничего не делает и только отъедается на чужих трудах. Но сторожевая собака ответила: “Не меня брани, а хозяина: ведь это он приучил меня не трудиться, а жить чужим трудом”.
Так и сыновей-бездельников нечего ругать, если такими их вырастили сами родители.

Две сумы
Прометей, вылепив людей, повесил им каждому на плечи две сумы: одну с чужими пороками, другую – с собственными. Суму с собственными пороками он повесил за спину, а с чужими – спереди. Так и получилось, что чужие пороки людям сразу бросаются в глаза, а собственные они не замечают.
Эту басню можно применить к человеку любопытному, который в собственных делах ничего не смыслит, а о чужих печется.

Дельфин и обезьяна
Морские путешественники обычно возят с собой обезьян и мальтийских собачек, чтобы развлекаться в плавании. И один человек, отправляясь в путь, взял с собой обезьяну. Когда они плыли мимо Суния – это мыс неподалеку от Афин, – разразилась сильная буря, корабль перевернуло, все бросились вплавь, а с ними и обезьяна. Увидел ее дельфин, принял за человека, подплыл к ней и повез ее к берегу. Подплывая уже к Пирею, афинской гавани, спросил ее дельфин, не из Афин ли она родом? Ответила обезьяна, что из Афин и что там у нее знатные родственники. Еще раз спросил ее дельфин, знает ли она Пирей? А обезьяна подумала, что это такой человек, и ответила, что знает – это ее добрый знакомый. Рассердился дельфин на такую ложь, потащил обезьяну в воду и утопил.
Против лжеца.

Дельфины и пескарь
Дельфины и акулы вели меж собой войну, и вражда их была чем дальше, тем сильнее; как вдруг вынырнул к ним пескарь (это такая маленькая рыбешка) и стал пытаться их помирить. Но в ответ на это один дельфин сказал: “Нет, лучше мы, воюя, погибнем друг от друга, чем примем такого примирителя, как ты”.
Так иные люди, ничего не стоящие, набивают себе цену в смутные времена.

Деревья и олива
Решили однажды деревья помазать над собой царя. Сказали они оливе: “Царствуй над нами!” Ответила им олива: “Я ли откажусь от моего масла, которое так ценят во мне и бог и люди, чтобы царствовать над деревьями?” Сказали деревья смоковнице: “Иди царствуй над нами!” Ответила им смоковница: “Я ли откажусь от моей сладости и от добрых моих плодов, чтобы царствовать над деревьями?” Сказали деревья терновнику: “Иди, царствуй над нами!” Ответил деревьям терновник: “Если действительно вы помажете меня царем над собою, то придите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет из терновника огонь и пожрет кедры ливанские”.

Дикие козы и пастух
Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: “Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами”.
Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Дикий осел
Дикий осел повстречал домашнего осла, который грелся на солнце, подошел к нему и позавидовал, что у него такой хороший вид и так много корму. Но потом увидел он, как домашний осел тащит тяжесть, а погонщик идет сзади и колотит его палкой, и сказал: “Нет, больше я тебе не завидую: вижу, что твоя привольная жизнь дорогой ценой тебе достается”.
Так не следует завидовать выгодам, которые сопряжены с опасностями и несчастьями.

Диоген в дороге
Киник Диоген шел по дороге и очутился на берегу реки в половодье. Он остановился, не зная, как переправиться. Но тут один из перевозчиков увидел его замешательство, подплыл и переправил его. Диоген, пораженный таким доброжелательством, стоял и проклинал свою бедность, из-за которой он не мог отблагодарить благодетеля. Но пока он об этом размышлял, перевозчик заметил другого путника, который не мог перебраться через реку, бросился к нему и переправил этого тоже. Тогда Диоген подошел к перевозчику и сказал: “Нет, больше нет во мне благодарности за твою услугу: вижу, что ты так поступаешь не по разумному выбору, а по несчастной своей судьбе”.

Диоген и плешивый
Кинического философа Диогена ругал один плешивый. Диоген сказал: “А я тебя ругать не буду, вовсе нет: я даже похвалю твои волосы, что они с дурной твоей головы повылезли”.

Должник
В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: “Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков”. Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: “Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит”.
Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подвердить ложной клятвою.

Название книги

Басни

Басни из рукописей старшей редакции

245. Диоген в дороге

Киник Диоген шел по дороге и очутился на берегу реки в половодье. Он остановился, не зная, как переправиться. Но тут один из перевозчиков увидел его замешательство, подплыл и переправил его. Диоген, пораженный таким доброжелательством, стоял и проклинал свою бедность, из-за которой он не мог отблагодарить благодетеля. Но пока он об этом размышлял, перевозчик заметил другого путника, который не мог перебраться через реку, бросился к нему и переправил этого тоже. Тогда Диоген подошел к перевозчику и сказал: «Нет, больше нет во мне благодарности за твою услугу: вижу, что ты так поступаешь не по разумному выбору, а по несчастной своей судьбе».

Читайте также:  Басня Эзопа Борей и Солнце

246. Диоген и плешивый

Кинического философа Диогена ругал один плешивый. Диоген сказал: «А я тебя ругать не буду, вовсе нет: я даже похвалю твои волосы, что они с дурной твоей головы повылезли».

Верблюду его хозяин приказал пуститься в пляс. Сказал верблюд: «Да уж больно я неуклюж даже когда хожу, не то что когда пляшу!»

Басня относится к человеку, ни к какому делу не пригодному.

Рос орешник возле дороги, и прохожие с него каменьями сбивали орехи. Со стоном орешник молвил: «Несчастный я! что ни год, я сам себе ращу и боль и поношенье».

Басня о тех, кто страдает за свое же добро.

249. Львица и лиса

Лиса попрекала львицу за то, что та рожает только одного детеныша. Львица ответила: «Одного, но льва!»

Басня показывает, что ценно не количество, а достоинство.

250. Волк и ягненок

Волк гнался за ягненком. тот забежал в храм. Волк стал его звать обратно: ведь если его поймает жрец, то принесет в жертву богу. Ответил ягненок: «Лучше мне стать жертвой богу, чем погибнуть от тебя».

Басня показывает, что если нужно умереть, то лучше умереть с честью.

Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них у обоих одинаковая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмочь; тогда он снял с него часть поклажи и переложил на мула. Прошли они еще немного, и заметил он, что осел еще больше выбивается из сил; опять стал он убавлять ослу груз, пока наконец не снял с него все и не переложил на мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: «Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?»

Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по концу.

252. Птицелов и куропатка

К птицелову в поздний час пришел гость. Угостить его было нечем, и хозяин бросился к своей ручной куропатке, чтобы ее зарезать. Куропатка стала попрекать его неблагодарностью: ведь немало она ему помогала, когда заманивала и выдавала ему других куропаток, а он ее хочет убить! Ответил птицелов: «Тем охотней я тебя зарежу, коли ты и родичей своих не жалела!»

Басня показывает: кто предает своих соплеменников, того ненавидят не только те, кого он предает, но и те, кому он их предает.

Прометей, вылепив людей, повесил им каждому на плечи две сумы: одну с чужими пороками, другую — с собственными. Суму с собственными пороками он повесил за спину, а с чужими — спереди. Так и получилось, что чужие пороки людям сразу бросаются в глаза, а собственные они не замечают.

Эту басню можно применить к человеку любопытному, который в собственных делах ничего не смыслит, а о чужих печется.

254. Червяк и змея

Росла у дороги смоковница. Червяк увидел спящую змею и позавидовал, что она такая большая. Захотел он и сам стать таким же, лег рядом и стал растягиваться, пока вдруг от натуги не лопнул.

Так бывает с теми, кто хочет помериться с сильнейшими; они раньше лопнут, чем сумеют достигнуть до соперников.

255. Кабан, конь и охотник

Кабан и конь паслись на одном пастбище. Кабан всякий раз портил коню траву и мутил воду; и конь, чтобы отомстить, обратился за помощью к охотнику. Охотник сказал, что может помочь ему, только если конь наденет уздечку и возьмет его седоком на спину. Конь на все согласился. И, вскочив на него, охотник кабана победил, а коня пригнал к себе и привязал к кормушке.

Так многие, в неразумном гневе желая отомстить врагам, сами попадают под чужую власть.

256. Собака и повар

Собака зашла в поварню и, пока повару было не до нее, стащила сердце и бросилась бежать. Обернулся повар, увидал ее и крикнул: «Смотри, любезная, теперь не уйдешь! Не мое ты сердце стащила, но мне свое отдашь!»

Басня показывает, что часто ошибки людей бывают им наукой.

257. Зайцы и лисицы

У зайцев была война с орлами, и они попросили помощи у лисиц. Но те ответили: «Мы бы помогли вам, кабы не знали, кто вы такие и кто такие ваши враги».

Басня показывает: кто заводит вражду с сильнейшими, те сами себя не берегут.

258. Комар и лев

Комар подлетел ко льву и крикнул: «Не боюсь я тебя: ты не сильней, чем я! Подумай, в чем твоя сила? В том, что ты царапаешься когтями и кусаешься зубами? Так это делает любая баба, когда дерется с мужем. Нет, намного я тебя сильнее! Если хочешь — сойдемся в бою!» Затрубил комар, набросился на льва и впился ему в морду возле ноздрей, где волосы не растут. А лев стал раздирать морду собственными когтями, покуда не изошел яростью. Победил комар льва и взлетел, трубя и распевая победную песню. Но тут вдруг попался он в сети пауку и погиб, горько сетуя, что воевал с врагом, сильней которого нет, а гибнет от ничтожной твари — паука.

Басня обращена против того, кто побеждал великих, а побежден ничтожным.

259. Дровосеки и дуб

Дровосеки рубили дуб; сделав из него клинья, они раскалывали ими ствол. Промолвил дуб: «Не так кляну я топор, который меня рубит, как эти клинья, которые от меня же рождены!»

О том, что обида от близких людей тяжелее, чем от чужих.

260. Сосна и терновник

Сосна терновнику говорила надменно: «Нет от тебя никакой пользы, а из меня строят и дома, и крыши храмов». Отвечал терновник: «А ты вспомни, несчастная, как топоры и пилы тебя терзают, и тебе самой захочется из сосны стать терновником».

Лучше безопасная бедность, чем богатство с горестями и тревогами.

261. Человек и лев попутчики

Лев и человек шли вместе по дороге. Человек провозгласил: «Человек сильнее льва!» Ответил лев: «Лев сильнее!» Пошли они дальше, и указал человек на каменные плиты с резными фигурами, на которых изобразили львов, укрощаемых и попираемых людьми. «Вот, — сказал он, — видишь, каково приходится львам!» Но отвечал лев: «Кабы львы умели резать по камню, немало бы ты увидел на камне и людей, попираемых львами!»

О том, что иные люди хвастаются тем, чего на деле вовсе не умеют.

262. Собака и улитка

Одна собака имела привычку глотать яйца. Увидела она однажды улитку, приняла ее за яйцо, разинула пасть и сильным глотком проглотила. Но, почувствовав в желудке тяжесть, сказала она: «Поделом мне: не надо было думать, будто все, что ни круглое, то и яйцо».

Басня учит нас, что люди, которые берутся за дело не подумав, сами себя невольно ставят в нелепое положение.

263. Два петуха и орел

Два петуха дрались из-за кур, и один другого побил. Побитый поплелся прочь и спрятался в темное место, а победитель взлетел в воздух, сел на высокую стену и закричал громким криком. как вдруг орел налетел и схватил его; а тот, который прятался в темноте, спокойно с этих пор стал владеть всеми курами.

Диоген из Синопа. Басня

«Весь мир принадлежит мудрецам!»

Миф или быль, комедия иль драма?
Описано всё в стиле античной эпиграммы!

Под солнцем Греции, что называют древней,
Скрываясь от лучей палящих, в бочке,
Дремал старик в тени. Торчали только ноги.
На площади центральной в городе Афины,
Давно привыкли к старику и даже полюбили.
Сердца афИнян покорил он мудрыми речами.
Лишь изредка сопливые мальчишки
Мешали, как назойливые мухи,
Ещё бездомные собаки воровали пищу
И писали на глиняную бочку.
А так он счастлив был вполне
И жил на то, что люди подадут по доброй воле
На хлеб и на вино – любил вина он выпить.
И даже бочку новую на праздник подарили,
Та старая давно уж прохудилась.
Мудрец не только спал, но и трудился в бочке.
Он, вечно бормотал себе под нос, на небо глядя,
Прищурив левый глаз мохнатой бровью.
Углём писал на рваной тряпке что-то.

Так вот,
Купец приезжий рот раскрыв от удивленья,
По площади бродил, как раз в тот день,
Осматривая местные красоты
И дам в туниках тонких и почти прозрачных.
Он от фигур их стройных жадный взгляд не отрывал.
От страсти перс вспотел под стёганым халатом.
Торчащих ног из бочки не увидел, о них споткнулся
И как курдюк вина на площади свалился.
На пузе лёжа, ножками болтая,
Всех рассмешил вокруг от мала до велика.
Кряхтя, поднялся чужеземец. Отряхнулся.
С лицом от злости красным, закричал на старца.

КУПЕЦ
Что, как собака здесь ты развалился.
Мешаешь нам гулять, почтенным людям!
Не место тут для нищих оборванцев!
Вон, убирайся в жалкие трущобы!

АВТОР
От крика бранного столпились горожане.
Старик проснулся, под лучами щурясь. Зевнул.
Хлебнул вина из чаши и, дослушав чужеземца,
Ему ответил без обид на оскорбленья.

ДИОГЕН
Прости меня почтенный чужеземец,
Что я своим присутствием тебя обидел.
Но здесь мой дом, вот эта бочка…, площадь…,
Небо надо мной и море…, тут всё вокруг.
Моим друзьям и мне принадлежит.

АВТОР
Купец таким речам не удивился,
Он сумасшедших повидал не мало.
Не дерзость поразила чужеземца,
А бочка старика. Такую он как раз искал в Афинах,
Чтоб в Персию везти оливковое масло…
Внимательнее бочку осмотрел со всех сторон,
Прикинув, как её поставить в трюме,
Купец сказал, поглаживая пузо.

КУПЕЦ
У нас, за эти дерзкие слова с тебя б содрали кожу.
Наглец, присвоил то, что лишь Богам принадлежит.
Кто ты мудрец или безумец дерзкий, не пойму я?
Но некогда с тобой мне говорить, дела…

АВТОР
Уже и сделал шаг хитрец, но тут же обернулся.

КУПЕЦ
А впрочем… Если мне сейчас докажешь,
Что тут при всех ты утверждал так нагло,
Тебя за мудреца сочту прилюдно.
И даже награжу серебряной монетой.
А если не докажешь, бочку мне отдашь.
Подходит?

АВТОР
Старик прищурился.

ДИОГЕН
Но что ж давай, поспорим,
Но мне ответь сначала и ВЫ тоже.

АВТОР
К толпе он обратился, которая вокруг собралась.

ДИОГЕН
Считаете ли вы, прославленные граждане Афин,
Что греческие мудрецы друзья богов Олимпа?

ТОЛПА
Конечно! Несомненно! Все об этом знают!
Им мудрые слова в уста вложили сами Боги!
Учили нас так предки наши, мудрость восхваляя!

АВТОР
Старик доволен был ответом дружным,
И руку протянул.

ДИОГЕН
Теперь поспорим?

АВТОР
Купец ответил, сомневаясь.

КУПЕЦ
Но к чему ты клонишь?

ДИОГЕН
Ты, чужеземец, говорил здесь перед всеми,
Что всё на свете лишь Богам принадлежит?

КУПЕЦ
Конечно, и ещё раз повторю, когда захочешь!

ДИОГЕН
А то, что всё меж лучшими друзьями общее,
Доказывать не надо? Об этом даже дети знают.

АВТОР
В ответ все закивали, дети тоже.

ДИОГЕН
Ну вот, замкнулся круг, здесь логика простая.
Тут мудрецом не надо быть, а рассуждать логично.
Так если мудрецы друзья Богов,
А им, Богам, здесь всё принадлежит
От неба до морской песчинки,
То всё принадлежит и мудрецам афинским тоже.
Всё общее меж лучшими друзьями.
А значит, мудрецам весь Мир принадлежит!

АВТОР
Народ внимательно и тихо слушал старика.
Ну, а когда закончил он, толпа взревела:
«Ура. » кричали все, подбрасывая в воздух, что придётся.

ТОЛПА
Да здравствует философ Диоген!
Мудрец из бочки!

АВТОР
Но не хотел купец с деньгами расставаться,
Сказал он старику.

КУПЕЦ
С чего себя назвал ты мудрецом?

АВТОР
Толпа тут загудела, чужеземец испугался:

ТОЛПА
Мы Диогена мудрецом зовём, мы граждане Афин!

ДИОГЕН
Нет, подождите, дайте я отвечу…

АВТОР
Когда затихли все, старик сказал.

ДИОГЕН
Ты слушал не внимательно купец,
Я мудрецом себя не называл,
Кто из людей мудрец известно лишь Богам Олимпа!
Но если хочешь бочку получить мою,
Ответ… от них мне принеси…. Иди к Богам купец!
Иди я подожду…, иди… к Богам Олимпа!

Читайте также:  Басня Эзопа Сосна и Терновник

АВТОР
От хохота толпа взорвАлась!
Опять «Ура!» кричали Диогену.
Сопливые мальчишки освистали чужеземца.
Он кое-как через толпу пролез,
И припустил, куда-то без оглядки,
За ним с весёлым лаем, бездомные собаки побежали.
Наверное, что б показать купцу дорогу до Олимпа!

Эзоп – Басни

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Басни читать книгу онлайн

Басня показывает, что богов следует призывать не ради пустячных и безвредных мелочей, а только при важной необходимости.

Басни из переиздания основного эзоповского сборника

232. Лисица у Меандра

Собрались однажды лисицы на берегу Меандра, чтобы напиться; но река неслась с таким шумом, что как они друг друга ни подбадривали, никто не решался сойти к воде. Но вот одной из них захотелось унизить других: она вышла вперед, стала насмехаться над их трусостью, а сама, гордясь своей отвагой, смело бросилась в воду. Течение вынесло ее на середину реки, а остальные лисы, стоя на берегу, кричали ей: «Не покидай нас, вернись, покажи, как вернее спуститься к воде?» Отвечала лисица, увлекаемая течением: «У меня есть весточка в Милет, и я хочу ее туда снести; когда буду возвращаться, покажу!»

Против тех, кто своей похвальбой сам себя вводит в опасность.

Говорят, что лебеди перед смертью поют. И вот один человек увидел, как на базаре продавали лебедя, и купил его, потому что наслышался его пения. Однажды, собираясь угощать гостей, попросил он лебедя спеть на пиру; но тот отказался. Однако вскоре потом, почуяв свою близкую смерть, стал он себя оплакивать песней; и, услышав это, сказал хозяин: «Ежели поешь ты только перед смертью, надо было тогда мне, дураку, не просить тебя о песне, а зарезать».

Так и некоторые люди, не пожелав что-нибудь сделать по доброй воле, должны бывают это сделать по принуждению.

234. Волк и пастух

Волк шел за стадом овец, но никого не трогал. Пастух сперва заподозрил в нем врага и с опаской выжидал; но, увидев, что волк идет все время следом, а ни на кого не нападает, пастух решил, что нашел в волке не врага, а сторожа. И когда пришла ему нужда отлучиться в город, оставил он своих овец волку и ушел. Понял волк, что пришел его час, и прикончил чуть ли не все стадо. Вернулся пастух, увидел, что овцы его погибли, и сказал: «Поделом мне: как я мог овец доверить волку?»

Так и люди, которые доверяют свое добро жадным, поделом его теряют.

235. Муравей и голубь

Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. Голубь с ближнего дерева оторвал листок и бросил ему; муравей выбрался на листок и спасся. В это время остановился поблизости охотник, приготовил свои прутья и хотел уже голубя изловить; но тут муравей укусил птицелова в ногу, прутья у него дрогнули, и голубь успел улететь.

Басня показывает, что при случае и от бессильных бывает помощь.

236. Путники и ворон

Шли люди по своим делам, и попался им ворон, слепой на один глаз. Стали они следить за ним, а один даже предлагал вернуться: этого, мол, требует примета. Но другой возразил: «Как же может ворон предвещать будущее нам, коли собственного увечья он не мог предвидеть и не остерегся?»

Так люди, беспомощные в собственных делах, не годятся и близким в советчики.

237. Покупка осла

Один человек, покупая осла, взял его на испытание — привел к своим ослам и поставил возле кормушки. А осел сразу стал рядом с самым ленивым и прожорливым, от которого не было никакого толку, а на других ослов даже не посмотрел. Взял покупатель осла за привязь и отвел обратно к хозяину. тот спросил, чем же кончилось испытание; ответил покупатель: «Мне теперь никаких испытаний не надо: как я погляжу, он такой же, как и тот, кого он из всех одного выбрал себе товарищем».

Басня показывает, что о человеке судят по его друзьям.

238. Домашние голуби и дикие голуби

Птицелов раскинул сети и привязал к ним домашних голубей, а сам стал поодаль и принялся ждать. Дикие голуби подлетели к домашним и запутались в сетях, а птицелов подбежал и начал их ловить. Дикие стали корить домашних за то, что они не предупредили соплеменников о западне; но те отвечали: «Нет, нам важнее не ссориться с хозяином, чем заботиться о соплеменниках».

Так и слуг не следует бранить за то, что из верности своим господам они отступают от любви к своим родичам.

239. Хранитель денег и Клятва

Один человек получил от приятеля на хранение деньги и задумал их присвоить. Друг призвал его к клятве; тогда он забеспокоился и отправился к себе в деревню. У самых городских ворот увидел он какого-то хромого, который шел из города, и спросил его, кто он и куда идет. Ответил хромой, что зовут его Клятва и идет он в погоню за клятвопреступниками. Спросил тогда человек, через сколько же времени возвращается обычно хромой в город. Ответил тот: «Лет через сорок, а то и через тридцать». И тогда человек, не беспокоясь о будущем, пошел и дал клятву, что никаких денег на хранение не брал. Но тут же Клятва на него накинулась и погналась, чтобы сбросить с обрыва. Стал он жаловаться, что обещала Клятва вернуться через тридцать лет, а сама не дала ему даже и дня. Отвечала Клятва: «Знай же, что если кто против меня жестоко провинится, то и дня не проходит, как я возвращаюсь».

Басня показывает, что не писаны сроки божьего наказания, посылаемого злодеям за их нечестие.

240. Прометей и люди

Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу сохранили зверообразную.

Басня направлена против человека грубого и глупого.

241. Цикада и лисица

Цикада пела на высоком дереве. Лисице захотелось ее съесть, и пошла лисица на такую хитрость. Став перед деревом, стала она восхищаться дивным голосом и упрашивать цикаду спуститься: хочется ей посмотреть, какое существо так прекрасно поет. Догадалась цикада, что лиса хитрит, оторвала с дерева листок и бросила. Кинулась на него лисица, как на настоящую цикаду; а та сказала: «Ошиблась ты, любезная, если возмечтала, что я сойду: лисиц я остерегаюсь с тех самых пор, как в лисьем навозе заметила я крылышки цикад».

О том, что разумные люди учатся на несчастьях ближних.

242. Гиена и лисица

Говорят, что гиены каждый год меняют свой пол и становятся то самцами, то самками. И вот однажды гиена, встретив лисицу, стала ее корить: она, гиена, хочет стать ей подругой, а лисица ее отвергает. Но та ответила: «Не меня кори, а свою породу — из-за нее не могу я знать даже, будешь ли ты мне подругой или другом.»

Против человека двуличного.

Говорят, что гиены каждый год меняют свой пол и становятся то самцами, то самками. И вот однажды гиена-самец полезла к самке недолжным образом. Но та ответила: «Делай что хочешь, любезный, но скоро я с тобой буду делать что захочу».

Так выборному чиновнику может сказать его преемник, если тот его обидит.

244. Попугай и ласка

Купил человек попугая и пустил его жить в своем доме. Попугай, привычный к домашней жизни, взлетел на очаг, примостился там и стал верещать своим звучным голосом. Увидела его ласка и спросила, кто он такой и откуда явился. Ответил попугай: «Меня только что купил хозяин». Сказала ласка: «Наглая тварь! тебя только что купили, и ты так кричишь! А мне, хоть я и родилась в этом доме, хозяева и пикнуть не позволяют, и стоит мне подать голос, как они начинают сердиться и гонят меня прочь». Попугай на это отвечал: «Ступай себе, хозяюшка: мой-то ведь голос совсем не так противен хозяевам, как твой».

Басня относится к человеку сварливому, который всегда бросается на других с обвинениями.

Басни из рукописей старшей редакции

245. Диоген в дороге

Киник Диоген шел по дороге и очутился на берегу реки в половодье. Он остановился, не зная, как переправиться. Но тут один из перевозчиков увидел его замешательство, подплыл и переправил его. Диоген, пораженный таким доброжелательством, стоял и проклинал свою бедность, из-за которой он не мог отблагодарить благодетеля. Но пока он об этом размышлял, перевозчик заметил другого путника, который не мог перебраться через реку, бросился к нему и переправил этого тоже. Тогда Диоген подошел к перевозчику и сказал: «Нет, больше нет во мне благодарности за твою услугу: вижу, что ты так поступаешь не по разумному выбору, а по несчастной своей судьбе».

246. Диоген и плешивый

Кинического философа Диогена ругал один плешивый. Диоген сказал: «А я тебя ругать не буду, вовсе нет: я даже похвалю твои волосы, что они с дурной твоей головы повылезли».

–>Коллеги – педагогический журнал Казахстана –>

Тема урока: Мораль басни Эзопа «Сын и нарисованный лев»
Цель: Определить и раскрыть мораль басни Эзопа «Сын и нарисованный лев»
Этапы урока Время
Этап вводно-мотивационный 10 мин
Задание
Деление на группы по 3 человека. Каждая группа получает задание
Групповая работа позволяет услышать мнения других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются новыми и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и к появлению интересных вопросов, поиск на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свои мнения преподавателю или сразу большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно.
Если мне, как учителю, по своему усмотрению формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься некоторыми учениками даже негативно. Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться жребием.
Каждому ученику предложено взять карточку, где с обратной стороны написаны 6 фрагментов фраз о баснях Эзопа (для будущих шести групп). Каждая фраза написана одним определенным цветом. Вначале группа соединяется по цвету, затем, уже за столом по разрозненным фрагментам «собирает» фразу:
1. Басня – литературное произведение нравоучительного сатирического характера.
2. Басни Эзопа становились «музами» для таких известных писателей и баснописцев, как Лафонтен, Толстой, Крылов.
3. Античные легенды рисуют Эзопа народным мудрецом
4. Древнегреческий поэт Эзоп – родоначальник басни
5. Как басня, так и жизнь, ценится не за душу, а за содержание. Эзоп
6. Иносказательная манера выражения мыслей, которой пользуются до наших дней, – эзопов язык.
Задания, связанные с делением на малые группы, позволяют за короткий отрезок времени настроить учеников на деловой лад и создать игровую атмосферу. И первое, и второе являются важными компонентами урока. Через работу в микрогруппах уменьшается дистанция между детьми. Ученики на¬ходят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят ее пользу для дела, которым занята малая группа.
Вопросы учителя к ученикам по определению темы и цели урока.
Прочитайте высказывание на карточках и определите, какова тема сегодняшнего урока. Сформулируйте цель урока.
Этап информационно-операционный
Время
28мин Ребята, работа над текстом будет проходить с использованием стратегии «6 шляп». Вы уже знакомы с алгоритмом работы по данной стратегии.

Распределение времени для выполнения заданий :

– внимательно и осмысленно прочитайте текст – 5 минут;
– ответьте на вопросы, размещенные после текста – 5 минут;
– выступления от группы – 18 минут;

СЫН И НАРИСОВАННЫЙ ЛЕВ
Басня Эзопа

Жил на свете робкий старик, и у него был единственный сын, сильный и смелый. Отец больше всего боялся страсти своего сына к охоте. Как-то раз ему приснилось, что его сына убьет лев. Боясь, что его сон сбудется, отец построил для сына огромный, великолепный дом и поставил его на высоком месте, чтобы сын всегда был на виду. Как отвлечь сына от охоты и удовлетворить его страсть? По просьбе отца на стенах нового жилища художники нарисовали разных животных, и одним из них был лев. Но, даже рассматривая эти картины, молодой человек не мог справиться с охватившей его тоской.
Однажды он приблизился к одной из стен и обругал льва на ней: «Ах ты, чертово чудовище! Это из-за тебя и из-за странного сна моего отца я заключен здесь, в этой тюрьме. Что мне с тобой сделать?»
И, сказав это, он ударил кулаком по стене, чтобы ослепить льва. Но у него под ногтем застряла заноза, и он не смог ее вытащить. Палец воспалился, распух до огромных размеров, начался жар, лихорадка. Лихорадка оказалась такой сильной, что молодой человек умер от нее.
Лев, хотя он был только нарисованным, на самом деле убил молодого человека, как и было предсказано его отцу.

Читайте также:  Басня Эзопа Цикада и Лисица

Белая шляпа: Перечень фактов. Излагает информацию, о чем говорится в тексте

1. Чего боялся старик, построив дом на высоком месте?
2. Что изобразили художники на картинах в доме?
3. Как поступил молодой человек, чтобы ослепить льва?

Черная шляпа: Выявляет негативные стороны жизни в тексте
1.Почему, живя в огромном и великолепном доме, молодой человек не мог справиться с охватившей его тоской?
2. Что (или кто) на самом деле убило сына?

Желтая шляпа: Позитивное мышление. Выявляет положительные стороны, о которых говорит автор
1. Почему старик решил отвлечь сына от страсти к охоте?
2. Какие условия создал отец для сына?

Красная шляпа: Выражение чувств без причин их возникновения. Какие чувства, эмоции возникают? Почему?
1. Какие чувства рождаются в душе при чтении басни по отношению к сыну?
2. Какие чувства рождаются в душе при чтении басни по отношению к отцу?

Зеленая шляпа: Применение изученных фактов. Представьте себя в роли автора? Что вы бы изменили в повествовании? Почему?

1. Если бы вы были автором, что бы изменили в повествовании басни.
2. Почему?

Синяя шляпа: Общий философский вывод. Какую проблему поднимает, на ваш взгляд, автор? Как бы вы её решили? Можно ли считать эту проблему общечеловеческой? Почему?

1. Проанализировав ответы всех групп, определите мораль басни.
2. Актуальна ли данная тема в современной жизни.
– Этап
рефлексивно оценочный 5 мин Продолжите предложение.

Я раскрыл(а) для себя, что мораль этой басни… .

Мораль басни: Любовь ослепляющая, чрезмерная несет ослепительную силу. Чрезмерная опека, попытка вырастить ребенка в полной изоляции от общества ни к чему хорошему не приведет.
Домашнее задание 2 мин Напишите басню на свободную тему (по выбору учеников)

Распределение времени для выполнения заданий :
– внимательно и осмысленно прочитайте текст – 5 минут;
– ответьте на вопросы, размещенные после текста – 5 минут;
– выступления от группы – 18 минут;

Задание: Прочитайте текст басни Эзопа «СЫН И НАРИСОВАННЫЙ ЛЕВ» и ответьте на вопросы, размещенные после текста

Белая шляпа: (Излагает информацию, о чем говорится в тексте)

1. Чего боялся старик, построив дом на высоком месте?
2. Что изобразили художники на картинах в доме?
3. Как поступил молодой человек, чтобы ослепить льва?

Распределение времени для выполнения заданий :
– внимательно и осмысленно прочитайте текст – 1 минута;
– ответьте на вопросы, размещенные после текста – 2 минуты;
– выступления от группы – 2 минуты;

Задание: Прочитайте текст басни Эзопа «СЫН И НАРИСОВАННЫЙ ЛЕВ» и ответьте на вопросы, размещенные после текста

Черная шляпа: (Выявляет негативные стороны жизни в тексте)
1.Почему, живя в огромном и великолепном доме, молодой человек не мог справиться с охватившей его тоской?
2. Что (или кто) на самом деле убило сына?

Распределение времени для выполнения заданий :
– внимательно и осмысленно прочитайте текст – 1 минута;
– ответьте на вопросы, размещенные после текста – 2 минуты;
– выступления от группы – 2 минуты;

Задание: Прочитайте текст басни Эзопа «СЫН И НАРИСОВАННЫЙ ЛЕВ» и ответьте на вопросы, размещенные после текста

Желтая шляпа: (Выявляет положительные стороны, о которых говорит автор)
1. Почему старик решил отвлечь сына от страсти к охоте?
2. Какие условия создал отец для сына?
3. Распределение времени для выполнения заданий :
– внимательно и осмысленно прочитайте текст – 1 минута;
– ответьте на вопросы, размещенные после текста – 2 минуты;
– выступления от группы – 2 минуты;

Задание: Прочитайте текст басни Эзопа «СЫН И НАРИСОВАННЫЙ ЛЕВ» и ответьте на вопросы, размещенные после текста

Красная шляпа: (Какие чувства, эмоции возикают? Почему?)
1. Какие чувства рождаются в душе при чтении басни по отношению к сыну?
2. Какие чувства рождаются в душе при чтении басни по отношению к отцу?

Распределение времени для выполнения заданий :
– внимательно и осмысленно прочитайте текст – 1 минута;
– ответьте на вопросы, размещенные после текста – 2 минуты;
– выступления от группы – 2 минуты;

Задание: Прочитайте текст басни Эзопа «СЫН И НАРИСОВАННЫЙ ЛЕВ» и ответьте на вопросы, размещенные после текста

Зеленая шляпа: (представьте себя в роли автора? Что вы бы изменили в повествовании? Почему?)
1. Если бы вы были автором, что бы изменили в повествовании басни.
2. Почему?

Распределение времени для выполнения заданий :
– внимательно и осмысленно прочитайте текст – 1 минута;
– ответьте на вопросы, размещенные после текста – 2 минуты;
– выступления от группы – 2 минуты;

Задание: Прочитайте текст басни Эзопа «СЫН И НАРИСОВАННЫЙ ЛЕВ» и ответьте на вопросы, размещенные после текста
Синяя шляпа: (какую проблему поднимает, на ваш взгляд, автор? Как бы вы её решили? Можно ли считать эту проблему общечеловеческой? Почему?)

1. Проанализировав ответы всех групп, определите мораль басни.
2. Актуальна ли данная тема в современной жизни.

Басни Эзопа

Басни Эзопа на первый взгляд могут показаться детскими. Конечно, благодаря их краткости и антропоморфическим персонажам читать их достаточно легко, в том числе молодому поколению. Но нельзя не заметить, насколько верно творения этого баснописца подмечают людские пороки и достоинства. Короткие, но содержательные произведения должны понравиться не только мальчикам, но и мужчинам. Эзопу приписывают авторство нескольких сотен басен, мы же рассмотрим те, на которые, как нам кажется, стоит больше всего обратить внимание.

Крестьянин и аист

Поймал мужик в раскинутые им сети напавших на посевы журавлей стаю. И стал его упрашивать хромой аист, Который вместе с журавлями был пойман: «Я не журавль, я не клевал твоих зерен: я аист — посмотри на цвет моих перьев! — закон богов я чту, как ни одна птица, и хворому отцу ношу в гнездо пищу».

Ловец в ответ: «Какие у тебя нравы, я этого не знаю; но одно знаю — поймал тебя я с теми, кто посев портил, и с ними же теперь тебя казню смертью».

Кто водится с дурными, тот для всех недруг. Хотя бы сам не делал никому злого.

Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться.

Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь.

Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

Путники и медведь

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.

Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!»

Настоящие друзья познаются в опасности.

Больной лев

Когда ко льву с годами подошла старость, и на охоту он уже не мог выйти. В пещере лег он, словно изнурен хворью, и там лежал, притворным исходя хрипом, бессильным стоном свой могучий рев сделав.

Молва о том прошла по всем лесным норам: грустили звери, слыша про недуг львиный. И все поодиночке шли ко льву в гости, а лев легко хватал таких гостей в когти, их пожирал, и доживал свой век сытно.

Лиса однако догадалась, в чем дело, и издали спросила: «Как живешь, царь наш?» Лев отвечал: «Любезная лиса, здравствуй! Но почему же ты в такой дали встала? Скорее, дорогая, подойти ближе и скрась мне смерть забавною твоей речью». Лиса в ответ: «Прости, но я уйду лучше: здесь все следы приводят к твоему входу, обратных же следов ни одного нету».

Блажен, кому достался без потерь опыт, кого чужие бедствия уму учат.

Хвастливый пятиборец

Одного пятиборца земляки все время попрекали, что он трус. Тогда он на время уехал, а воротившись, стал хвастаться, что в других городах совершил он множество подвигов и на Родосе сделал такой прыжок, какого не делывал ни один олимпийский победитель; подтвердить это вам могли бы все, кто там были, если бы они приехали сюда.

Но на это один из присутствующих ему возразил: «Дорогой мой, если ты правду говоришь, зачем тебе подтверждения? Вот тебе Родос, тут ты и прыгай!»

Если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.

Охотник и рыбак

Охотник возвращался из-за гор с ловли, рыбак с сетями шел со стороны моря, и вот на полпути они сошлись вместе. Понравился охотнику улов рыбный, А рыбаку — богатый груз лесной дичи; Поговорив, устроили они мену, И вслед за тем меняться каждый день стали, И ели всласть, пока им не сказал кто-то: «Привычка отбивает у еды сладость: вернетесь скоро каждый ко своей пище».

Топор и топорище

Сделал человек топор и попросил деревья, чтобы они дали ему топорище древесины потверже. Ему дали дикую маслину.

Он приделал топорище и принялся рубить огромные дубы, которые не могли теперь устоять против его топора; он обрубал им сучья и выворачивал корни.

И дуб сказал ясеню: «Поделом мы платимся за то, что дали ему топорище».

Иные погибают оттого, что оказывают помощь своим же врагам.

Комар и бык

Комар уселся на кривом рогу бычьем и, чуть помедлив, зажужжал быку в ухо: «Скажи, коли тяжел я для твоей шеи, и я тогда на ближний улечу тополь!»

Бык отвечал: «Сиди, летай, — мне нет дела: я даже и не знал, что на меня сел ты».

Смешно, когда ничтожный человек нагло ведет себя пред теми, кто его больше.

Купающийся мальчик

Мальчик, еще не умевший плавать, увидел реку с прекрасной чистой водой, разделся и прыгнул в нее, чтобы искупаться.

Но из-за быстрого течения и глубины он не мог достать дна, и закричал пастуху, чтобы тот с берега протянул ему руку.

Пастух обозвал его шальным и руки не подал. Мальчик сказал: «Сперва помоги, а обругать меня ты успеешь, когда вытащишь».

Тех, кто по неопытности попал в беду, надо сперва вызволить, а уже потом поучать и наставлять.

Блоха и человек

Блоха впилась однажды мужику в ногу. Ее поймал он ловко и спросил: «Кто ты? И отчего ты кровь мою сосать любишь?»

Блоха сказала: «Но ведь мы живем этим! Не убивай меня: от нас вреда мало».

Но человек на это отвечал гневно: «Своей рукою я тебя предам смерти — кто злым рожден, тому вовек не стать добрым: он будет злым и в малом и в большом деле».

Крестьянин и его сыновья

Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере.

Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось.

Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко».

Насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

Ссылка на основную публикацию