Басня Эзопа Двое Лысых

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Две собаки.
Две сумы.
Дельфин и обезьяна.
Дельфины и пескарь.
Деревья и олива.
Дикие козы и пастух.
Дикий осел.
Диоген в дороге.
Диоген и плешивый.
Должник.

Две собаки
У одного человека были две собаки: одну он приучил охотиться, другую – сторожить дом. И всякий раз, как охотничья собака ему приносила добычу с поля, он бросал кусок и другой собаке. Рассердилась охотничья и стала другую попрекать: она, мол, на охоте каждый раз из сил выбивается, а та ничего не делает и только отъедается на чужих трудах. Но сторожевая собака ответила: “Не меня брани, а хозяина: ведь это он приучил меня не трудиться, а жить чужим трудом”.
Так и сыновей-бездельников нечего ругать, если такими их вырастили сами родители.

Две сумы
Прометей, вылепив людей, повесил им каждому на плечи две сумы: одну с чужими пороками, другую – с собственными. Суму с собственными пороками он повесил за спину, а с чужими – спереди. Так и получилось, что чужие пороки людям сразу бросаются в глаза, а собственные они не замечают.
Эту басню можно применить к человеку любопытному, который в собственных делах ничего не смыслит, а о чужих печется.

Дельфин и обезьяна
Морские путешественники обычно возят с собой обезьян и мальтийских собачек, чтобы развлекаться в плавании. И один человек, отправляясь в путь, взял с собой обезьяну. Когда они плыли мимо Суния – это мыс неподалеку от Афин, – разразилась сильная буря, корабль перевернуло, все бросились вплавь, а с ними и обезьяна. Увидел ее дельфин, принял за человека, подплыл к ней и повез ее к берегу. Подплывая уже к Пирею, афинской гавани, спросил ее дельфин, не из Афин ли она родом? Ответила обезьяна, что из Афин и что там у нее знатные родственники. Еще раз спросил ее дельфин, знает ли она Пирей? А обезьяна подумала, что это такой человек, и ответила, что знает – это ее добрый знакомый. Рассердился дельфин на такую ложь, потащил обезьяну в воду и утопил.
Против лжеца.

Читайте также:  Басня Эзопа Галка и Вороны

Дельфины и пескарь
Дельфины и акулы вели меж собой войну, и вражда их была чем дальше, тем сильнее; как вдруг вынырнул к ним пескарь (это такая маленькая рыбешка) и стал пытаться их помирить. Но в ответ на это один дельфин сказал: “Нет, лучше мы, воюя, погибнем друг от друга, чем примем такого примирителя, как ты”.
Так иные люди, ничего не стоящие, набивают себе цену в смутные времена.

Деревья и олива
Решили однажды деревья помазать над собой царя. Сказали они оливе: “Царствуй над нами!” Ответила им олива: “Я ли откажусь от моего масла, которое так ценят во мне и бог и люди, чтобы царствовать над деревьями?” Сказали деревья смоковнице: “Иди царствуй над нами!” Ответила им смоковница: “Я ли откажусь от моей сладости и от добрых моих плодов, чтобы царствовать над деревьями?” Сказали деревья терновнику: “Иди, царствуй над нами!” Ответил деревьям терновник: “Если действительно вы помажете меня царем над собою, то придите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет из терновника огонь и пожрет кедры ливанские”.

Дикие козы и пастух
Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: “Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами”.
Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Дикий осел
Дикий осел повстречал домашнего осла, который грелся на солнце, подошел к нему и позавидовал, что у него такой хороший вид и так много корму. Но потом увидел он, как домашний осел тащит тяжесть, а погонщик идет сзади и колотит его палкой, и сказал: “Нет, больше я тебе не завидую: вижу, что твоя привольная жизнь дорогой ценой тебе достается”.
Так не следует завидовать выгодам, которые сопряжены с опасностями и несчастьями.

Диоген в дороге
Киник Диоген шел по дороге и очутился на берегу реки в половодье. Он остановился, не зная, как переправиться. Но тут один из перевозчиков увидел его замешательство, подплыл и переправил его. Диоген, пораженный таким доброжелательством, стоял и проклинал свою бедность, из-за которой он не мог отблагодарить благодетеля. Но пока он об этом размышлял, перевозчик заметил другого путника, который не мог перебраться через реку, бросился к нему и переправил этого тоже. Тогда Диоген подошел к перевозчику и сказал: “Нет, больше нет во мне благодарности за твою услугу: вижу, что ты так поступаешь не по разумному выбору, а по несчастной своей судьбе”.

Диоген и плешивый
Кинического философа Диогена ругал один плешивый. Диоген сказал: “А я тебя ругать не буду, вовсе нет: я даже похвалю твои волосы, что они с дурной твоей головы повылезли”.

Должник
В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: “Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков”. Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: “Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит”.
Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подвердить ложной клятвою.

Басня Эзопа Двое Лысых

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 079
  • КНИГИ 592 366
  • СЕРИИ 22 122
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 704

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Читайте также:  Басня Эзопа Собака и Хозяин

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

Басни Эзопа

Автор о себе

Басни Эзопа

Актуальность басен Эзопа в наши дни ничуть не
меньше, чем и двадцать пять веков назад.
Пересказанные Виктором Поповым средствами
современного поэтического языка, они являют
собой яркое тому подтверждение.

Произведения

  • Лягушка в молоке– басни, 05.07.2013 12:11
  • Тень осла– басни, 10.10.2010 19:41
  • Щипаная Ворона– басни, 10.10.2010 19:52
  • О том, как вилять хвостом– басни, 09.10.2010 21:24
  • Нет ли кого за спиной?– басни, 09.10.2010 18:17
  • Солнце и ветер– басни, 11.10.2010 20:14
  • Два выходных– басни, 10.10.2010 20:53
  • Путник и гадюка– басни, 09.10.2010 19:40
  • Прекрасная идея– басни, 11.10.2010 20:49
  • Если сетуешь на прыщик– басни, 09.10.2010 20:35
  • Лиса и овёс– басни, 12.10.2010 21:04
  • Бесхвостая Лиса– басни, 13.10.2010 20:44
  • Зевс и Черепаха– басни, 13.10.2010 21:43
  • Мужик и бес– басни, 14.10.2010 21:30
  • Недовольный– басни, 14.10.2010 21:55
  • Зависть– басни, 15.10.2010 20:56
  • Птица в клетке– басни, 15.10.2010 22:25
  • Клад– басни, 16.10.2010 19:53
  • Пучок прутьев– басни, 16.10.2010 13:59
  • Стыд– басни, 16.10.2010 21:23
  • Воры и Петух– басни, 17.10.2010 15:08
  • Беззубый Лев– басни, 17.10.2010 15:46
  • Наглец– басни, 17.10.2010 18:33
  • Один, но Лев– басни, 17.10.2010 20:53
  • Тетерев и Лиса– басни, 18.10.2010 21:24
  • Львиная доля– басни, 18.10.2010 22:08
  • Три жизни– басни, 19.10.2010 21:11
  • Золотые яйца– басни, 19.10.2010 21:33
  • Путники и медведь– басни, 19.10.2010 22:16
  • Звездочёт– басни, 20.10.2010 21:05
  • Лев и Мышь– басни, 20.10.2010 21:37
  • Жил как-то Заяц– басни, 21.10.2010 21:14
  • Ослиная хитрость– басни, 21.10.2010 21:53
  • Вставай с колен– басни, 23.10.2010 21:25
  • Путники и Платан– басни, 24.10.2010 10:57
  • Словами сыт не будешь– басни, 24.10.2010 19:24
  • В чужой шкуре– басни, 09.10.2010 17:29
  • Лысый– басни, 24.10.2010 21:46
  • Орёл и Лиса– басни, 24.10.2010 20:58
  • Мудрость– философская лирика, 24.10.2010 21:48

Читатели

ЧитательПроизведениеДатаВремяИсточник
неизвестный читатель 220Лягушка в молоке20.12.201919:43yandex.ru
неизвестный читатель 219Солнце и ветер20.12.201919:15авторская страница
неизвестный читатель 218Лягушка в молоке20.12.201919:12google.com
неизвестный читатель 217Один, но Лев20.12.201914:48google.com
неизвестный читатель 216Тень осла20.12.201913:34не определен
неизвестный читатель 215Язык20.12.201912:36yandex.ru
неизвестный читатель 214Лягушка в молоке20.12.201911:59yandex.ru
неизвестный читатель 141О том, как вилять хвостом20.12.201911:44не определен
неизвестный читатель 213Хитрец20.12.201910:28не определен
неизвестный читатель 212Путник и гадюка20.12.201908:49google.com
неизвестный читатель 11Лягушка в молоке20.12.201908:15yandex.ru
неизвестный читатель 211Лягушка в молоке19.12.201923:56yandex.ru
неизвестный читатель 210Путники и медведь19.12.201922:57yandex.ru
неизвестный читатель 209Лягушка в молоке19.12.201921:53google.com
неизвестный читатель 208Лягушка в молоке19.12.201921:45yandex.ru
неизвестный читатель 138Клад19.12.201919:23не определен
неизвестный читатель 207Лягушка в молоке19.12.201918:37google.com
неизвестный читатель 206Лягушка в молоке19.12.201918:31google.com
неизвестный читатель 205Три жизни19.12.201917:53авторская страница
неизвестный читатель 205Лягушка в молоке19.12.201917:53авторская страница

Рецензии

. Наверное у Льва не ладонь, а лапа, а так все ничего. С уважением Ф.С.

Спасибо за замечание. Поправить не трудно.

Философское напоминание о милости. Мудрец рассказывает историю, но поступок царя не менее мудр! Тогда еще были повелители, принимающие решение без подсказок своих советников.

Большое спасибо за добрые слова и внимательное прочтение.Особенно хорош экс о французском коньяке под селёдку. А что касается Исиды(Изиды), так в те времена было такое многобожие, что вполне возможно, что и у греков такая же богиня была.

Здравствуйте! Как хорошо, что автор ответил!
Отклик – это маленькая поддержка твоих мыслей и чувств, как рукопожатие.

Начало приключений Эзопа объясняет его красноречие.
А вот что смутило. Исида (Изида?) – египетская богиня.
Таки в какой стране сие происходило по-Эзопу и по-вашему? ))
А жара-то, она и в Африке – жара)), и в Греции.

Очередная красочно изложенная вечная истина!
Прочитала у вас и вспомнила её.
Спасибо! Думаю, что вы этими стихами также освежите память у многих людей.
” Интересный народ эти русские!
Там где двое – там третий будет
и под лучший коньяк французский
будут есть селёдку на блюде!” ))) это в пику к грекам!

Наверное я стану поклонницей плутишки-раба-Эзопа! До чего же мне тут уютно смотреть (именно смотреть!) картинки из средних веков!
“а если ей доброго дать пинка” – “добрый пинок” – умилил. Как давно не слышала это словосочетание!
Спасибо!

Какой милый сюжет и прекрасное изложение!
Полагаю, что второй женщине было очень сложно щипать тёмные волосы в тёмной ночи.))

Ой! Средневековый сексуальный фильм посмотрели!)) с изящным разъяснением и простым выходом из сложного положения.
Смешной фильм и не короткий. Так ведь десять раз за минуту не сделать никому! А уж в средние веками с такими одеждами тем более.
Спасибо за юмор!

Если не свершится “до”, то не наступит “после” – закон вечный! При жизни.
Далее – не известно. ))
Спасибо!

Слыхали вы о способе таком,
Спускать лягушек в кринки с молоком?
Раз в молоко лягушек двух спустили.
Лягушки от судьбы тяжёлой загрустили.
Вот от прохлады два кувшина запотели,
Лягушки в молоке тонуть не захотели.
Одна из них ножками масло сбивает,
Другая кувшин насквозь пробивает.
Лягушка первая,что сбивала масло,
От изнеможения вконец угасла.
От тяжких усилий совсем измоталась
И навсегда в молоке осталась.
Лягушка вторая,собравши силы,
Кувшинную стенку насквозь пробила.
Кувшин раскололся как есть пополам,
А лягушка поскакала по своим делам.
Мораль: слушай друг мой (или подружка),
Раз получилось,что ты Лягушка,
Ногами не только учись масло сбивать,
А сильным ударом гранит пробивать!

Ваш вариант отнюдь не плох!
Я, Ваше мненье уважая,
Не опущусь до ловли блох:
Свои грехи мы сами знаем!?

С дружеским приветом! ВП

Отличная басня. и так складно и ладно. сам пытаюсь сочинять. но очень трудно
С улыбкой, Олег

Читать онлайн “Басни” автора Эзоп – RuLit – Страница 4

(Гласит предание) держал себя без страха,

И силы сравнивал обеих их держав.

Тут немец вымолвил, слова его прервав:

– У князя нашего есть многие вассалы,

Владенья чьи воистину не малы,

И каждый, в силу данных прав,

Своею властию, на помощь господину

Способен выставить наемную дружину.

Но рассудительно сказал ему чауш1 :

– Я знаю, кто и сколько душ

Здесь может выставить, и это очень живо

Напоминает мне рассказ,

В котором все хоть странно, но правдиво.

Из-за ограды как-то раз

Дракон предстал мне стоголовый,

На жертву броситься готовый.

Смертельным ужасом томим,

Я чувствовал, что кровь моя застыла в жилах;

Но страхом я отделался одним:

Достать меня он был не в силах.

Об этом думал я, когда Дракон другой

Стохвостый, но зато с одною головой,

Явился мне. Затрепетал я снова,

Увидев, как прошла сперва

В отверстие Дракона голова,

Путь проложив затем для остального.

Ваш господин – даю в том слово

Подобье первого, а мой-второго.

(Les Voleurs et l’Ane)

Украв вдвоем Осла, сцепилися два Вора.

“Он мой!” – кричит один. “Нет, мой!”

В ответ ему вопит другой.

До драки вмиг дошла их ссора:

Гремит по лесу шумный бой,

Друг друга бьют они без счету и без толку;

А третий Вор меж тем, подкравшись втихомолку,

Схватил Осла за холку

И в лес увел с собой.

Не так же ль точно часто поступают

Державы сильные со слабою страной?!

Из-за нее заводят спор между собой,

Одна другую в битвах поражают,

И обе ничего не достигают;

А третий кто-нибудь без шума и хлопот

Добычу их себе берет.

Сюжет заимствован у Эзопа. В басне Лафонтен делает намек на владевшую тогда вниманием всей Европы борьбу Священной Римской Империи с Турцией из-за Семиградской области. На русский язык басня переведена Сумароковым (“Воры и Осел”).

14. Предостережение богов

(Simonide, preserve par les Dieux)

Перехвалить нельзя, хваля

Богов, любовницу и короля,

Сказал Малерб. Согласен с этим я,

И это правило всегда блюсти нам надо:

Лесть и спасет, и охранит.

Но вот как в древности платили боги

За похвалы. Однажды Симонид

Атлета восхвалить хотел в высоком слоге;

Но, рассмотрев поближе свой сюжет,

Увидел, что почти в нем содержанья нет.

О чем писать? Родители Атлета

Читайте также:  Басня Эзопа Мясник, Пастух и Ягненок

Совсем неведомы для света:

Отец его – лишь скромный мещанин,

Для песнопения предмет ничтожный;

Известен лишь Атлет один.

И вот Поэт, сказав о нем, что лишь возможно,

Отвлекся в сторону: поставил

В пример всем доблестным борцам

Кастора и Поллукса, их прославил,

Да так, что похвала сим славным близнецам

Две трети заняла в создании Поэта

И только треть осталась для Атлета.

Когда Атлет прочел стихотворенье,

Он не обещанный талант Поэту дал,

А только треть одну; причем сказал,

Что за другие две вознагражденье

Дать Симониду те должны,

Кому они посвящены.

“Но все ж тебя я угостить желаю,

Прибавил тут Атлет; – приди на пир в мой дом,

Куда я избранных сегодня приглашаю:

В кругу друзей, родных мы время проведем”.

Согласен Симонид. Быть может, он страшился,

Чтоб также и похвал, как денег, не лишился.

На славу праздник был:

Всяк веселился, ел и пил.

Вдруг подошел слуга к Поэту торопливо

И заявил, что у ворот

Два незнакомца ждут его. И вот

Пошел Поэт, а за столом шумливо,

Меж тем, все гости пьют, едят,

И тратить время не хотят.

Те незнакомцы – были близнецами,

Воспетыми его стихами.

Из благодарности за похвалы его

Они ему велели удалиться

Скорее с пиршества того:

Атлета дом был должен обвалиться.

Пророчеству свершиться суждено;

Подгнивший потолок внезапно обвалился

На пиршественный стол, на яства, на вино,

На головы гостей; пир грустно прекратился.

Чтоб совершилась месть полней

За оскорбление Поэта

Сломало балкой ноги у Атлета,

И искалеченных гостей

Спешили унести скорей.

Об этом случае прошла молва повсюду,

Дивился всяк такому чуду,

И вдвое начали ценить

Стихи певца, любимого богами.

И каждый добрый сын был рад ему платить,

Как можно более, чтоб предков восхвалить

Я возвращаюсь к теме. Я сказал,

Что лучше не жалеть похвал

Нам для богов; к тому ж для Мельпомены

Нет униженья торговать стихом,

И следует при том

Искусству нашему знать цену.

От высших милость – честь для нас;

Олимпу некогда был друг и брат – Парнас.

Басня заимствована у Федра, а также у Цицерона. Симонид – греческий поэт (558-468 до Р. X.), от которого сохранились незначительные отрывки; известны его элегии, лирических же стихотворений, восхваляющих атлетов, от него не осталось.

15. Смерть и Несчастный

(La Mort et le Malheureux)

Один Несчастный каждый день

Звал Смерть к себе, в надежде облегченья.

Он говорил: “Прерви мои мученья!

Приди за мной, возлюбленная тень!”

Не отказала Смерть ему в услуге;

И вот открылась дверь, идет к нему она.

Но, увидав ее, он закричал в испуге:

“Что вижу я! Уйди! Ты мне страшна!

При взгляде на тебя кровь в жилах леденеет,

Могильным холодом твое дыханье веет!

О Смерть! о Смерть! Уйди!”

Вельможный Меценат, проживший столь беспечно,

Сказал: хотел бы жить я вечно

Как нищий, жалкий и больной,

Но только б жить! до сени гробовой

Я жизни буду более чем рад!

“О Смерть, не приходи!” Так все тебе твердят.

Эзоп разработал эту тему иначе, как ясно из следующей басни. Я написал свою, желая дать содержанию более общий характер. Но некто показал мне, что я поступил бы несравненно лучше, придержавшись оригинала, что я пропустил одну из прекраснейших черт, подмеченных Эзопом. Это заставило меня исправить мою ошибку. Нам не превзойти древних; на нашу долю они оставили лишь славу хороших последователей. Но я присоединяю мою басню к басне Эзопа не потому, что она заслуживает этого, но из-за прекрасного, находящегося в ней, имени Мецената, которое так идет к содержанию басни; я не счел себя вправе выбросить его. Приводимые в басне слова приписываются Меценату Сенекою.

Басни Эзопа, стр. 5

— Горе мне! — крикнул Олень при последнем издыхании. — Я презирал свои ноги, а они сослужили мне верную службу, я гордился своими рогами, а они сгубили меня!

Не нам судить о собственных достоинствах.

Олень склонился над прудом.

Собака и Отражение

Шла раз по мосту Собака, держа во рту кусок мяса, и вдруг увидела свое Отражение в воде.

Думает Собака: у той Собаки кусок во рту, кажется, побольше.

И бросилась она в воду, чтоб тот кусок отнять.

И что же — Отражение разбилось, а настоящий кусок мяса уплыл по течению.

В охоте за тенью главное упустишь.

Она прыгнула на другую Собаку.

Очень огорчался Павлин, что голос у него плохой. Вот он и пожаловался Юноне.

— Соловей только рот откроет, — говорит Павлин Юноне, — и все птицы ему завидуют. А стоит мне издать хоть один звук — все надо мной смеются.

Богиня ему отвечает:

— Ты собой прекрасен. Твоя шея переливается, как изумруд, хвост твой не имеет себе равных.

Но Павлин остался безутешен.

— Что толку? — говорит. — Зачем мне красота при таком гнусном голосе?

И отвечает Павлину Юнона:

— Природа каждую птицу наградила по-своему: тебе дала красоту, орлу — силу, соловью — песню. Ты один остался недоволен. Перестань хныкать. Что тебе ни подари, ты быстро найдешь повод для новых жалоб.

Завистнику — всё мало.

«Шея у тебя, как изумруд!»

Орел сидел на высокой скале и зорко высматривал себе добычу. Тем временем Охотник, затясь в расщелине, выследил Орла и пустил стрелу прямо ему в сердце. Умирая, Орел разглядел стрелу в своей груди.

— О, жестокая судьба! — вскричал Орел. — Так глупо умереть! И особенно жестоко, что убившая меня стрела снабжена орлиными перьями!

Беда, какую сам навлек, особенно досадна.

Затаился в расщелине…

Крестьянин и Змея

Как-то раз холодною зимой нашел Крестьянин замерзшую, окоченелую Змею, подобрал и спрятал у себя на груди.

Но не успела Змея отогреться в тепле, как тотчас смертельно ужалила своего благодетеля. Перед смертью бедняга плакал, причитая:

— Поделом мне! Такого гада пожалеть!

Не пригревай на груди змею.

Он пожалел Змею.

Жили две Лягушки, две соседки. Одна жила в болоте, где вдоволь воды, которую так любит весь лягушачий род, а другая на лугу, где всего-то и воды, что в канавах после дождя.

Болотная Лягушка, любя подругу, все приглашала ее перейти на житье в болото, где ей будет куда удобней и — главное — безопасней.

Но подруга — ни в какую.

— Я, — она говорила, — здесь привыкла и никуда не двинусь.

А в скором времени заехала на луг тяжелая телега, и погибла та Лягушка под колесами.

Не держись за свои опасные привычки.

Там было вдоволь воды.

Путники и Платан

Двое Путников шли в жаркий летний день по пыльной, голой дороге. Но вот завидели они Платан, свернули с пути и укрылись от палящих солнечных лучей под его прохладной тенью.

Хорошенько отдохнули, а потом, глядя вверх на ветки, один Путник говорит другому:

— Вот глупое дерево — этот Платан! Никакого плода не приносит! И что за польза от него человеку?

Но Платан перебил его сердито:

— Неблагодарный! — крикнул он. — Ты нашел в моей тени защиту от палящего зноя и, пользуясь моей прохладой, смеешь уверять, что я ни на что не годен?

Нет хуже порока, чем неблагодарность.

Однажды Блоха говорит Волу:

— Как так — ты, такой большой и сильный, служишь человеку, делаешь за него самую тяжелую работу, а я, такая кроха, живу себе на нем, сосу его кровь, а он на это — хоть бы что?

На это Вол ей отвечает:

— Человек ко мне добр, и я ему благодарен. Он кормит меня, дает мне приют, а время от времени, чтоб выказать свою нежность, оглаживает меня по голове и шее.

— И меня бы тоже оглаживал, — Блоха говорит. — Если б я позволила. Да только я не позволяю, не то бы от меня мокрое место осталось!

«Ты, такой большой и сильный…»

Птицы, Звери и Летучая Мышь

Птицы воевали со Зверями. Борьба шла с переменным успехом. А Летучая Мышь была сама по себе и не знала, к кому примкнуть. Когда счастье улыбалось Птицам, она их поддерживала, когда Зверям — сражалась в их рядах.

Пока шла война, никто не замечал Летучей Мыши. Но когда война кончилась и все помирились, ни Звери, ни Птицы не захотели иметь дела с двуличным предателем, и так и осталась Летучая Мышь по сей день одиноким отщепенцем.

И вашим и нашим — не лучшая политика.

Она примыкала к победителю.

Господин и две Возлюбленные

У одного Господина стали седеть волосы. А были у него две Возлюбленные — молодая и старая. Старая не хотела, чтобы он был гораздо моложе ее, и, как он к ней придет, вырывала у него из шевелюры черные волоски.

Молодая не хотела, чтобы он выглядел намного старше, и, как он к ней придет, вырывала у него из шевелюры седые волоски.

И стал тот Господин совсем лысый.

Нельзя служить сразу двум господам.

И так он совсем облысел.

Однажды Волк хорошо наелся, у него было веселое, мирное настроение, и захотелось ему позабавиться. И вот невдалеке он увидел Мальчика. Тот лежал, дрожал от страха и думал о том, как бы ему спрятаться.

Подошел Волк к Мальчику и говорит:

— Ага, я тебя нашел! Но, если ты сумеешь сказать три вещи, какие я не смогу оспорить, я тебя не трону и отпущу с миром.

Мальчик набрался храбрости и говорит:

— Во-первых — жаль, что ты меня увидел. Во-вторых — дурак я, что попался. В-третьих — мы не любим волков за то, что они нападают на наших овец.

И Волк ему ответил:

— Да, все, что ты сказал, — на ваш взгляд, правда. И ступай себе по добру по здорову.

Разум силу ломит.

Волк увидел Мальчика.

Олень и винограднику

Олень однажды, спасаясь от охотников, спрятался под сенью виноградного куста. Охотники сбились со следа и прошли себе мимо, его не замечая.

Ссылка на основную публикацию