Басня Эзопа Галка и Вороны

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Ворон и лисица.
Ворона и ворон.
Ворона и собака.
Воры и петух.
Враги.
Гадатель.
Гадюка и водяная змея.
Гадюка и лиса.
Гадюка и пила.
Галка и вороны.

Ворон и лисица
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.
Басня уместна против человека неразумного.

Ворона и ворон
Вороне было завидно, что ворон дает людям знаменья при гаданиях, предсказывает будущее, и за это люди даже в клятвах его поминают; и решила она добиться того же и для себя. И вот, увидев прохожих на дороге, села она на дерево и начала громко каркать. Обернулись путники и удивились, но один из них воскликнул: “Идемте, друзья: это ворона, а от ее крику – никакого толку”.
Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачи и становятся посмешищем.

Ворона и собака
Ворона приносила жертву Афине и звала собаку на жертвенный пир. Собака ей сказала: “Зачем тратишься на напрасные жертвы? Ведь богиня тебя ненавидит, что даже знаменьям твоим не дает веры”. Ответила ворона: “Оттого-то я и приношу ей жертву: я знаю, что она меня не любит, и хочу, чтобы она ко мне смягчилась”.
Так многие из страха готовы услужить собственным врагам.

Воры и петух
Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу. Но воры сказали: “Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать”.
Мораль басни Воры и петух: все, что полезно хорошим людям, бывает особенно ненавистно дурным.

Враги
Двое врагов плыли на одном корабле. Чтобы держаться друг от друга подальше, один устроился на корме, другой – на носу; так они и сидели. Поднялась страшная буря, и корабль опрокинуло. Тот, что сидел на корме, спросил у кормчего, какой конец корабля грозит потонуть раньше? “Нос”, – ответил кормчий. Тогда тот сказал: “Ну, тогда мне и умереть не жалко, лишь бы увидеть, как мой враг захлебнется раньше меня”.
Так иные люди из ненависти к ближним не боятся пострадать, лишь бы увидеть, как и те страдают.

Гадатель
Гадатель сидел на площади и давал предсказания за деньги. Вдруг к нему подбежал человек и крикнул, что грабители взломали его дом и унесли все добро. В ужасе гадатель вскочил и с воплем бросился со всех ног посмотреть, что случилось. Увидел это кто-то из прохожих и спросил: “Любезный, как же ты берешься гадать о чужих делах, когда о своих ничего не знаешь?”
Эта басня относится к таким людям, которые и сами не умеют жить, и за чужие дела берутся, их не касающиеся.

Гадюка и водяная змея
Гадюка ползла на водопой к источнику. А водяная змея, которая там жила, не пускала ее и негодовала, что гадюка, словно мало ей у себя пищи, забирается и в ее владения. Ссорились они все больше, больше и, наконец, условились решить дело схваткой: кто одолеет, тот и будет хозяином и земли и воды. Вот назначили они срок; а лягушки, которые водяную змею ненавидели, прискакали к гадюке и стали ее ободрять, обещая, что они ей помогут. Началась схватка; гадюка билась с водяной змеей, а лягушки вокруг подняли громкий крик – больше они ничего и не умели. Победила гадюка и стала их попрекать, что обещали они ей помочь в бою, а сами не только не помогали, но даже песни распевали. “Так знай же, любезная, – отвечали лягушки, – что наша помощь не в руках наших, а в глотках”.
Мораль басни Гадюка и водяная змея: где нужда в делах, там словами не поможешь.

Гадюка и лиса
Змея плыла по реке на пучке терновника. Лисица увидела ее и сказала: “По пловцу и корабль!”
Против человека дурного, что берется за злые дела.

Гадюка и пила
Забралась гадюка в кузницу и стала у всех кузнечных орудий просить подачки; собрав, что давали, подползла она к напильнику и его тоже попросила подать ей чего-нибудь. Но тот возразил ей так: “Глупа ты, видно, коли от меня поживы ждешь: я ведь не давать, а только брать ото всех привык”.
Мораль басни Гадюка и пила: глупы те, кто надеется разжиться у скряги.

Галка и вороны
Одна галка была ростом больше всех других галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.
Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.

Урок 16. Выражение народной мудрости в баснях Эзопа

УРОК 16

Тема. Выражение народной мудрости в баснях Эзопа.

Цель: рассмотреть притчевую основу басен Эзопа «Крестьянин и его дети» и «Крестьянин и его сыновья»; расширить знания 6-классников о жанре басни; определить сходство и отличие басни от сказки; проанализировать басни Эзопа «Муравей и Жук», «Галка и Вороны» и «Лев и Медведь», раскрыв их аллегорический смысл; развивать умение учеников сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать стремление к честным и благородным поступкам.
Оборудование: выставка иллюстраций школьников к басням Эзопа; м/ф «Лиса» по мотивам басен Эзопа (реж. Р. Ярви, СССР, 1986); презентации «Басни Эзопа».
Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

І. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

Прочитав сборник басен Эзопа, можно увидеть, что самым популярным героем в них является Лиса. Она – персонаж белее двух десятков басен Эзопа: «Лисица и Козел», «Лисица и Собака», «Лисица и Обезьяна», «Лисица и Лев», «Лисица и Крокодил», «Лисица и Барс», «Лисица и Дровосек», «Лисица и виноград», «Лисица и терновник» и др.

  • Воплощением каких человеческих качеств обычно выступает Лиса в сказках и баснях?
  • Подтверждают ли это басни Эзопа?
  • Посмотрели ли вы дома мультфильм «Лиса» по мотивам басен Эзопа? Сохранен ли в нем смысл произведений Эзопа?

У Эзопа есть также немало басен, в которых главными действующими лицами выступают не звери, а люди. Наиболее известные из них – «Крестьянин и его сыновья» и «Крестьянин и его дети». Принято считать, что эти басни Эзопа по своим жанровым характеристикам близки к притче. Вы уже немного знакомы с жанром притчи по теме Библейские сказания и притчи.
Притча по своему назидательному характеру близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в содержании идеи, которая тяготеет к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка.

Вопросы к басне «Крестьянин и его сыновья»:

  • Чем был обеспокоен крестьянин?
  • Как отец проявил свою мудрость?
  • Сформулируйте своими словами вывод, который следует из басни-притчи (Отец прожил длинную жизнь, а поэтому сумел проявить житейскую мудрость: он знал, что дружной семье не страшны никакие враги. И тогда не словами, а примером он доказал своим детям, что когда члены семьи ссорятся между собой, не поддерживают друг друга, то их можно легко победить).

Вопросы к басне «Крестьянин и его дети»:

  • Как вы считаете: хитро или мудро поступил главный герой басни?
  • Оценили ли сыновья поступок отца?
  • Что Эзоп считает залогом успешной жизни человека?

III. Изучение нового материала.

В каждой из басен Эзопа заключена глубинная человеческая мудрость. Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я вам буду читать тексты басен, но не буду озвучивать мораль; а вы после внимательного прослушивания каждой басни будете объяснять, какие человеческие пороки или поступки сатирически изображает в ней автор. А потом я прочитаю обобщения, сделанные Эзопом, и мы определим, кто из вас был наиболее близок к истине.

В летнюю пору гулял Муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его Жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда Муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался Жук голодным, и пришел он попросить у Муравья корму. Сказал Муравей: «Эх, Жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

Одна Галка была ростом больше всех других Галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к Воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был Воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим Галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.
Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.

Лев и Медведь затравили молодого Оленя и стали за него драться. Бились они жестоко, пока не потемнело у них в глазах и не упали они наземь полумертвые. Проходила мимо Лисица и увидела, что Лев и Медведь лежат рядом, а между ними – Олень; подхватила Оленя и пошла прочь. А те, не в силах подняться, промолвили: «Несчастные мы! выходит, это для Лисицы мы трудились!»
Басня показывает, что не зря горюют люди, когда видят, что плоды их трудов достаются первому встречному.

Учитель. На двух уроках вы ознакомились с текстами восьми басен Эзопа. Еще пять из них («Собака с куском мяса», «Черепаха и Заяц», «Лев и Заяц», «Олень и виноград», «Гусыня, несущая золотые яйца») вы прочитаете, выполняя задания в своих рабочих тетрадях. Все вы, конечно же, заметили, что басня многими чертами напоминает уже хорошо известную вам сказку. А поэтому мы сейчас попробуем сопоставить эти два жанра.
Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку:

  • в основу обоих жанров положено необычное, вымышленное содержание;
  • и сказочные, и басенные истории имеют занимательный характер;
  • много общего можно найти также в персонажах басен и сказок о животных;
  • басню и сказку сближает нравоучительный подтекст;
  • и сказка, и басня могут быть написаны как в стихах, так и в прозе (хотя преимущественно сказка – это прозаическое произведение, а басня чаще имеет стихотворную форму).

Однако при детальном анализе содержания и формы басни и сказки их принципиальные различия оказываются очевидными:

  • персонажи басни изображены в какой-то одной необычной ситуации, в то время как в сказке они действуют на протяжении всего повествования, многократно подтверждая отведенную им роль в сказочном сюжете;
  • повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности; сказка же строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор;
  • в басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое; сюжет сказки не имеет такого деления (он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду);
  • басня – по природе своей сатирическое произведение; в сказке приемы сатиры используются эпизодически и не являются доминантой (за исключением сатирических сказок);
  • образы животных в басне изначально наделены аллегорическими чертами человеческого характера; а в сказках о животных персонажи имеют не аллегорический, а скорее символический смысл.
Читайте также:  Басня Эзопа Собака и Хозяин

Примечание. Символ изображает явление жизни в прямом, самостоятельном значении, его иносказательность проясняется только потом, при свободном проникновении эмоциональных ассоциаций. Аллегория же – это предвзятое и нарочитое средство иносказания, в котором изображение того или иного явления жизни сразу обнаруживает свое переносное значение. (Т.е., например, Лису в сказке мы воспринимаем, в первую очередь, как животное, и лишь после обобщений и умозаключений – как символ хитрости; а Лису в басне мы сразу воспринимаем как образ хитрого и корыстолюбивого человека).

ІV. Подведение итогов урока.

Метод «Микрофон»:
– Чему учат нас басни Эзопа? (Примерные ответы учеников):

  • В своих баснях Эзоп раскрывает истинные и ложные ценности человеческой жизни. Он как бы призывает людей посмотреть на себя со стороны – ведь только так можно увидеть свои недостатки.
  • Баснописец учит нас осмысленно анализировать собственное поведение, поскольку зачастую мы сами оказываемся виновниками своих неудач.
  • Из басен Эзопа мы видим, что в мире немало плохих людей, которые не хотят изменяться, а лишь прячут свою истинную сущность.
  • Часто для человека губительными становятся его прихоти и страсти; опаснейшие из них – жадность, тщеславие, зависть, наивность и др.
  • Самый надежный в жизни дар – умение удовлетворяться тем, что имеешь, и не стремиться к тому, что тебе не дано от природы, не соперничать с теми, кто сильнее.
  • В жизни лучше всего полагаться на самого себя, прежде всего на собственную работу, терпение, умение учиться на своих собственных ошибках.
  • Выбирая друзей, нужно быть очень осмотрительным, благодарить их, когда они этого заслуживают, но самому ни от кого не ждать благодарности.
  • Идейное содержание басен Эзопа свидетельствует о некоем житейском скептицизме их автора, стремлении быть практичным.
  • Поучительные финалы метко разъясняют допущенные героями ошибки.

Примечание. По желанию учителя все эти пункты можно предложить в напечатанном виде ученикам. На один из них (по выбору учащегося) он напишет мини-сочинение или развернутый ответ.

Учитель: Басни Эзопа получили широкое распространение. Их мудрость и житейские истины повлияли на духовное развитие многих поколений самых различных времен и народов. Сюжеты Эзоповых басен использовал древнеримский баснописец Федр, французский баснописец ХVII века Жан де Лафонте́н, русские писатели ХVIIІ века В.К. Тредиаковский, А.И. Сумароков, И.И. Дмитриев и др. Каждого из них можно назвать наследником Эзопа в басенном жанре. В ХІХ веке переводами басен Эзопа занимался Л.Н. Толстой: он стремился в более упрощенной форме представить крестьянским детям выразительные, короткие рассказы о пороках и истинных добродетелях человека. В украинской литературе отголоски басен Эзопа прослеживаются в творчестве Г. Сковороды, Е. Гребенки, Л. Глибова, И. Франко и др.
Однако в наибольшей степени творчество Эзопа повлияло на формирование и развитие таланта самого знаменитого русского баснописца – Ивана Андреевича Крылова. С его произведениями мы начнем знакомиться на следующем уроке.

Басни Эзопа, стр. 8

Вернулся Пасечник, увидал пустые ульи, опечалился, стоит и смотрит.

Скоро вернулись пчелы со сбора меда и видят: ульи опрокинуты, а рядом Пасечник — стоит и смотрит. Накинулись они на Пасечника и давай жалить.

Обидно стало Пасечнику, и он крикнул:

— Неблагодарные вы твари! Вора отпустили с медом и ничего ему не сделали! А жалите меня, забыв, как я всегда заботился о вас!

Прежде чем кого-то жалить, подумай, виноват ли он в твоей беде.

Однажды Волк забрел на овсяное поле. Есть он овес, конечно, не собирался и поплелся было прочь, но тут повстречал Лошадь.

— Смотри, — Волк говорит, — какой овес! Ради тебя я не притронулся к нему. Готов послушать, как твои зубы будут хрустеть сочными стеблями.

Лошадь ему на это отвечает:

— Если бы Волки ели овес, любезный друг, едва ль ты стал бы тешить свой слух за счет желудка.

Отдать другому то, что самому не нужно — не велика заслуга.

Рыбак с дудочкой

Один Рыбак умел хорошо играть на дудочке. Вот пришел он к морю, расстелил на берегу невод и стал играть на дудочке. Услышат, думает, рыбы мою музыку, и сами из моря в невод попрыгают.

Долго он играл. И хоть бы одна рыбка показалась. Рассердился Рыбак, бросил дудочку и закинул невод в море. Вынул невод — а там полно рыбы.

Теснятся рыбы, в неводе не умещаются, выпрыгивают на берег. Рыбак им в сердцах и говорит:

— Я играл вам на дудочке, а вы не плясали. Я бросил дудочку — вы пляшете!

Не все будут плясать под твою дудку.

Он стал играть на дудочке.

Человек и Ласочка

Поймал однажды Человек Ласочку, которая рыскала по его дому, и собрался ее в бочке утопить.

— Неужели у тебя хватит духа меня сгубить? Вспомни, сколько я тебе пользы принесла — сколько наловила мышей и ящериц, разносивших в доме у тебя заразу, — и в благодарность сохрани мне жизнь!

— Да, ты мышей ловила, я не спорю, — ответил Человек. — Но кто мою птицу убивал? Кто мясо воровал? Нет-нет! Ты приносила больше вреда, чем добра, и потому умрешь.

Старайся делать побольше добра, чтоб искупить свои грехи.

Поймал Человек Ласочку.

Пошел Рыбак на реку, сеть поставил, привесил тяжелый камень на веревку и давай воду взбивать, чтоб рыбу в сеть загнать.

А неподалеку жил Крестьянин. Увидел он, что делает Рыбак, и говорит:

— Зачем ты воду мутишь? Такую пить нельзя.

— Прости за огорченье, — Рыбак ему в ответ. — Но, только мутя воду, я могу добыть себе пропитание.

Живи и жить давай другим.

Пошел Рыбак рыбу ловить.

Долго Собака гналась за Зайцем. Поймала его и давай кусать, а потом вдруг и лизнула.

Вот бедняга Заяц, не зная, как это понять, и говорит Собаке:

— Если ты друг — зачем кусаться? Если ты враг — зачем лизаться?

Уж лучше явный враг, чем лицемерный друг.

Гнала Собака Зайца.

Араб нагрузил Верблюда и спрашивает:

— Как тебе больше хочется идти — вверх или вниз?

Верблюд Арабу отвечает:

— А что? Прямой путь через пустыню запрещен?

Зачем делать вид, будто выбор есть, если нет его?

Араб навьючил своего Верблюда.

Осел в львиной шкуре

Нашел Осел львиную шкуру, надел на себя, прикинулся Царем Зверей и стал пугать глупцов, которые попадались на пути. Но вот встретилась ему Лиса. Он и ее попробовал пугнуть.

Но Лиса сказала:

— Когда я слышу львиный рык, тут я пугаюсь. А Осел, хоть в львиной шкуре, все по-ослиному ревет.

Умный не судит человека по одежке.

Он притворился Царем Зверей.

Раз увидала голодная Ворона Змею. Змея на солнышке лежала и спала. Ворона думает: вот мертвая Змея, и — хвать ее когтями.

Унесла она Змею в укромное местечко, чтобы полакомиться всласть. А Змея проснулась, подняла голову и ужалила Ворону.

Змея была ядовитая, укус ее смертельный. И умерла Ворона. А перед смертью сказать успела:

— Жестокая судьба! Я думала, что напала на счастливую находку, а нашла я лишь свою погибель!

Змея лежала и спала.

Нашли Собаки мертвого Льва и давай рвать его клыками. Шла мимо Лиса, увидела это и говорит:

— Вы думаете, что вы очень отважны? Да встреться вы нос к носу с живым Львом, вы б тотчас убедились, что его когти острей ваших клыков.

Легко глумиться над обессилевшим гигантом.

«Будь это живой Лев…»

Роза и Амарант росли в саду рядышком. Вот и говорит Амарант своей соседке Розе:

— Как я завидую твоей красе и аромату! Понятно, почему тебя так любят!

Но отвечала Роза с печалью в голосе:

— Ах, друг мой, я цвету недолго. Лепестки мои скоро вянут, опадают, и тогда гибну я сама. Твои ж невидные цветочки не вянут, даже когда их срежут, ибо ты вечнозеленое растение.

Срок красоты недолог.

Роза цвела рядом с Амарантом.

Позавидовала Галка Ворону — ведь люди его уважают, считая вещей птицей, предсказывающей судьбу.

И захотелось Галке, чтобы ее тоже уважали. И вот однажды, завидя путников, вспорхнула она на ветку и во все горло каркнула — ну прямо как ворон.

Испугались путники, решили, что это дурной знак, а потом один разглядел, что это Галка, и говорит другому:

— Пойдем, дружище. Бояться нечего, это всего лишь Галка, и крик ее ровно ничего не значит.

Будь самим собой, прикидываясь другим, только людей насмешишь.

Она вспорхнула и села на ветку.

Расплавил Скупец все свое золото в единый слиток, тот слиток — зарыл на поле и с тех пор что ни день ходил к тому месту, подолгу там сидел и радовался своему богатству.

Заметил один из слуг, куда хозяин ходит, подсмотрел за ним и разгадал его секрет. И однажды ночью пришел он в то место, откопал золото и взял себе.

Басня Эзопа Галка и Вороны

Басни основного эзоповского сборника

1. Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Читайте также:  Басня Эзопа Скряга

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8. Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

9. Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

10. Лисица и лев

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Рубрика: Эзоп

Зевс и Стыд—Эзоп

Зевс и Стыд—Эзоп Зевс, сотворив людей, тотчас вложил в них все чувства и забыл только одно — стыд. Поэтому, не зная, каким путем его ввести, он велел ему войти через зад. Сначала стыд противился и вомущался таким унижением, но так как Зевс был непреклонен, то он сказал: «Хорошо, я войду, но на таком условии: если Читать дальше …

Зевс и Черепаха—Эзоп

Зевс и Черепаха—Эзоп Зевс справлял свадьбу и для всех животных выставил угощение. Не пришла одна черепаха. Не понимая, в чем дело, на следующий день спросил ее Зевс, почему она одна не пришла на пир. «Свой дом — лучший дом», — ответила черепаха. Рассердился на нее Зевс и заставил ее повсюду носить на себе собственный дом. Читать дальше …

Зима и Весна—Эзоп

Зима и Весна—Эзоп Зима насмехалась над весною и попрекала ее: только она появится, как никто не знает покоя, одни идут в луга и рощи, где любо им рвать цветы, любоваться лилиями и розами и вплетать их себе в кудри; другие садятся на корабли и плывут за море, посмотреть, кто там живет; и никто уже не Читать дальше …

Лисица и Лев—Эзоп

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила. Читать дальше …

Галка и Павлины—Эзоп

Галка и Павлины—Эзоп Птицы держали совет, кого избрать царем, и павлин настаивал, чтобы выбрали его, потому что он красивый. Птицы уже готовы были согласиться, но тут галка сказала: «А если ты будешь царем и на нас нападет орел, то как ты нас спасешь?» О том, что не красота, а сила должна украшать правителей. ❅ Притчи Читать дальше …

Галка и Лисица—Эзоп

Галка и Лисица—Эзоп Голодная галка уселась на смоковницу. Там она увидела смоквы, зимние, недозрелые, и решила дождаться, пока они созреют. Увидела лисица, что галка сидит и не улетает, узнала у нее, в чем дело, и сказала: «Напрасно ты, любезная, на что-то надеешься: потешиться такой надеждой, пожалуй, можно, но насытиться — никогда». Мораль басни: Против человека, Читать дальше …

Галка и Голуби—Эзоп

Галка и Голуби—Эзоп Галка увидела, как голубей в голубятне хорошо кормят, и покрасилась белилами, чтобы зажить вместе с ними. И пока она молчала, голуби принимали ее за голубя и не гнали; но когда она забылась и каркнула, они сразу узнали ее голос и выгнали ее прочь. Оставшись без голубиного корму, вернулась галка к своим; но Читать дальше …

Галка и Вороны—Эзоп

Галка и Вороны—Эзоп Одна галка была ростом больше всех других галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались Читать дальше …

Галка и Веревка—Эзоп

Галка и Веревка—Эзоп Человек поймал Галку, привязал ей за ногу верёвку и дал своему сынку поиграть. Не понравилось Галке у людей, и, чуть мальчишка ослабил верёвку, она вырвалась и улетела. Она уже почти подлетела к своему гнезду, когда верёвка запуталась в ветвях, не давая ей двигаться дальше. Долго висела она вниз головой между деревьями и Читать дальше …

Галка-беглянка—Эзоп

Орёл слетел с высокого утёса, схватил ягнёнка крепкими когтями и унёс его в поднебесье. Галка смотрела на это с завистью, и решила сделать то же самое. Гордо облетела она овечье стадо, выбрала здоровенного барана, ухватилась за густую шерсть, но запуталась в ней когтями, и как ни билась, ни колотила крыльями, так и не смогла отцепиться. Читать дальше …

Гадюка и Пила—Эзоп

Гадюка и Пила—Эзоп Забралась гадюка в кузницу и стала у всех кузнечных орудий просить подачки; собрав, что давали, подползла она к напильнику и его тоже попросила подать ей чего-нибудь. Но тот возразил ей так: «Глупа ты, видно, коли от меня поживы ждешь: я ведь не давать, а только брать ото всех привык». ❅ Притчи Эзопа Читать дальше …

Волк, Пес и ошейник—Эзоп

Волк, Пес и ошейник—Эзоп Волк повстречал изрядно откормленного Пса и спросил, как он стал таким большим и жирным. «Человек даёт мне пищу», — отвечал Пёс. «А что это у тебя на шее?» — спросил Волк. «Это след от железного ошейника, который хозяин мне надевает, сажая на цепь». Усмехнулся Волк и говорит: «А по мне уж Читать дальше …

Волк и Ягненок—Эзоп

Волк и Ягненок—Эзоп Волк гнался за ягненком. тот забежал в храм. Волк стал его звать обратно: ведь если его поймает жрец, то принесет в жертву богу. Ответил ягненок: «Лучше мне стать жертвой богу, чем погибнуть от тебя». Басня показывает, что если нужно умереть, то лучше умереть с честью. ❅ Притчи Эзопа ❅ Click here Просмотров: Читать дальше …

Читайте также:  Басня Эзопа Дельфины и Пескарь

Волк и Старуха—Эзоп

Волк и Старуха—Эзоп Голодный волк рыскал в поисках добычи. Подошел он к одной хижине и услышал, как плачет ребенок, а старуха ему грозит: «Перестань, не то выброшу тебя волку!» Подумал волк, что она правду сказала, и стал ждать. Вечер наступил, а старуха все не исполняла обещанного; и ушел волк прочь с такими словами: «В этом Читать дальше …

Волк и Собака—Эзоп

Волк и Собака—Эзоп Волк увидел огромную собаку в ошейнике на цепи и спросил: «Кто это тебя приковал и так откормил?» Ответила собака: «Охотник». — «Нет, не для волка такая судьба! Мне и голод милей, чем тяжелый ошейник». В несчастье и еда не вкусна. ❅ Притчи Эзопа ❅ Click here Просмотров: 4

Волк и Пастух—Эзоп

Волк и Конь—Эзоп Волк шел за стадом овец, но никого не трогал. Пастух сперва заподозрил в нем врага и с опаской выжидал; но, увидев, что волк идет все время следом, а ни на кого не нападает, пастух решил, что нашел в волке не врага, а сторожа. И когда пришла ему нужда отлучиться в город, оставил Читать дальше …

Ворон и Лисица—Эзоп

Ворон и Лисица—Эзоп Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и Читать дальше …

Волки и Овцы—Эзоп

Волки и Овцы—Эзоп Волки хотели напасть на стадо овец, но никак это им не удавалось, потому что овец сторожили собаки. Тогда решили они добиться своего хитростью и послали к овцам послов с предложением выдать собак: ведь из-за них-то и пошла вражда, и если их выдадут, то меж волками и овцами водворится мир. Овцы не подумали, Читать дальше …

Волк и Овца—Эзоп

Волк и Овца—Эзоп Наевшийся волк увидел овцу, лежавшую на земле; догадался он, что это она со страху упала, подошел и ободрил ее: если она ему трижды молвит правду, сказал он, то он ее не тронет. Начала овца: «Во-первых, не встречать бы мне тебя вовсе! Во-вторых, коли уж встретить, то слепого! А в-третьих, сгинуть бы всем Читать дальше …

Волк и конь —Басня Эзопа — читает Павел Беседин

Волк и Конь—Эзоп Волк бродил по полю и увидел ячмень; есть его он не мог и потому повернул и пошел прочь. Встретив по пути коня, он привел его к этому полю и сказал, что нашел здесь ячмень, но сам есть не стал, а сберег для коня: так уж приятно ему слышать, как конь жует колосья. Читать дальше …

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Ссылка на основную публикацию