Басня Эзопа Голубка и Ворона

Эзоп — Голубка и ворона

Голубка, откормленная в голубятне, хвасталась, как много у нее птенцов.
Ворона, услыхав ее слова, сказала:
«Перестань, любезная, этим хвастаться: чем больше будет у тебя птенцов, тем горше будешь ты оплакивать свое рабство».

Мораль басни:

Так и среди рабов несчастнее всех те, кто в рабстве рождает детей.

  • Следующий стих → Эзоп — Обезьяна и рыбаки
  • Предыдущий стих → Эзоп — Мальчик-вор и его мать

Читать похожие стихи:

  1. Эзоп — Ласточка и ворона
  2. Эзоп — Ворона и собака
  3. Эзоп — Ворона и ворон
  4. Эзоп — Галка-беглянка
  5. Эзоп — Гуси и журавли
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Голубь Который Хотел Пить Басня Эзопа Читает Павел Беседин

Название: Голубь Который Хотел Пить Басня Эзопа Читает Павел Беседин

Загрузил: Классическая Поэзия и Проза

Длительность: 35 сек

Размер: 786.13 KB

Битрейт: 192 Kbps

786.13 KB и длительностью 35 сек в формате mp3.

Мой Зять Украл Машину Дров Василий Шукшин Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Эзоп 1981 Выпей Море

Василий Шукшин Рассказы Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Притча О Том Как Вернуть Теплоту В Отношениях Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Лебедь Щука И Рак

Поезд Варлам Шаламов Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Интересные Животные Рассказы Сборник Басни Эзопа Пинкфонг Рассказы Для Детей

Пинкфонг! Детские Песни и Сказки

Аудиобасня Для Детей Крестьянин И Работник Иван Андреевич Крылов Слушать Онлайн

Аудиосказки, аудиорассказы и аудиокниги онлайн

Ни Пуха Ни Пера Мультик Про Охотников

Эзоп Бесхвостая Лисица

Эзоп Лиса И Виноград 1981

Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Биография Великого Баснописца Эзопа Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Василий Шукшин Хозяин Бани И Огорода Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Морозко Русская Народная Сказка

Прогулка Агния Барто Стихотворения Детям Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Сураз Василий Шукшин Все Рассказы

Умная Дочка Mp4

Данила Козловский Читает Рассказ Александра Цыпкина Томатный Сок

Царев Врач Или Когда Скальпель Сильнее Клинка Глава V Александр Сапаров Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Эзоп Басня Лисица И Виноград

Голубь Который Хотел Пить Басня Эзопа Читает Павел Беседин

Обзор Углошлифовальной Машины Болгарка Vega Professional Vg 1300

Money Rain Slowed

Рр3 Russian Fishing Квест Находки Путешественника

Money Song Cardi B Tik Tok

Ramil Сияй Караоке

Туманы Синие Собанцева Валентина Засл Арт России

Боже Просвети Путь

Farahnoz Sharafova Dostad Darom Hamesha Hamesha 2021

Отныне Имя Тебе Будет Не Иаков А Израиль Ибо Ты Боролся С Богом И Человеков Одолевать Будешь

Sfm Fnaf Ucn Lolbit Voice By Theniftytable

Концерт К 8 Марта Мама

Ремонт Мышки Для Ноутбука

Gulfstream Park April 26 2020 Race 11

Blind Child Levon Helm

Amv No Differences

How To Make Sweet Potato Puree Baby Food Starting From 6 Months Toddler Food Idea

They Hate This Sniper Overpowered

3 И 4 Часть Коллаба Для Springls Animator

Гордон О Том Сколько Заплатил Бы Путину За Интервью

Mk11 Kitana Ranked Matches Kombat League Season Of The Osh Tekk Army Part 6

Jony Ты Проста Бомбаа

Among Us Обзор Игры И Её Сюжет Летсплей

Free Oxxxymiron Type Beat Inside By Mr Yozh Prod

Анатолий Некрасов Аудиокнига Путы Материнской Любви

Sglive2019 Alttpr Tournament Andy Vs Solski Top 16

2005 Mci D4000 Prison Bus 47 Inmates 3 Solitary 2 Guards Prison Bus C56451

Александр Маленков Только На Детях И Понимаешь Как Бежит Время

Daddy S Got A Gun Among Us Animation Meme

Como Robar Un Tanque En Rope Hero Angipeke 04

Хорошо Быть Оптимистом Кому Отдать Ужин Марина Дружинина Читает Татьяна Лаврищева

Купила Ионизатор Воды Aok Water Щелочная Вода Проверяем Лакмусом

Duo Dinamico Bailando El Twist 1962

Carlo Mattia Napoletano 6 Concorso Note Sul Mare

Dutch Panzer Group Panzer Battalion By Sabaton

Lil Float Aborted Fetus Feat Vintage

Pantera Mouth For War

Ladies Socks Shoes And Slippers No 5 6And 7

Арест Ближайших Соратников Как Команда Зеленского Грабит Страну Дело Чести Для Президента

Хорошо Быть Оптимистом Гошка И Мурзилка Марина Дружинина Читает Елена Воробей

Stronghold Warlords Beta 4K60Fps First Look

Евгений Замятин Островитяне Аудиокнига

Её Отец Снова Пытался Задушить Её Дорама Псих Но Всё В Порядке

Мультик Чистим Зубки Песенки Для Детей

Dukeee X Luldaniel Krazy Flow Official Video

Roully Чупа Чупс Benzaz Remix

Вячеслав Антонов Виа За Глубинку Генеральная Репетиция

Влад А4 А4 Кобяков Глент Топчик Тренды Хочувтренды

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Басни. Эзоп “Голубь, который хотел пить”, “Бесхвостая Лиса”, А.Е. Измайлов “Филин и Чиж”, И.А. Крылов “Крестьянин и работник”»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствуют формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленность. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуется в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующих его отношения к другим людям, к Родине.

Наименование раздела программы: Басни.

Количество часов: 1.

Тип урока: дополнительное чтение.

Элементы содержания: Развитие читательских навыков; работа с текстом.

Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приемами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарем; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова, А. Е. Измайлова.

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

Элементы дополнительного содержания: сравнение басен разных авторов

Тема урока. Басни. Эзоп “Голубь, который хотел пить”, “Бесхвостая Лиса”, А. Е. Измайлов “Филин и Чиж”, И. А. Крылов “Крестьянин и работник”.

  • познакомить с баснями Эзопа, А. Е. Измайлова, И. А. Крылова;
  • развивать речь и обогащать словарный запас детей;
  • развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;
  • осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прочитанных произведений;
  • продолжить работу по моделированию обложки;
  • формировать оценочную самостоятельность.
  1. учебная хрестоматия “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина);
  2. проэктор”;
  3. модели обложек;
  4. рабочая тетрадь “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина).

1. Организацион-ный момент.

– У нас на уроке гости. Продемонстрируем свои знания, умения работать четко и организованно в группах.

– Итак, друзья, начнем урок!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас.

– У каждого из вас есть свой маршрутный лист, на котором вы будете оценивать свою работу на уроке.

Литературы новый жанр узнали,
Особенности басен распознали.
Произведения вместе мы читали,
Урокам баснописцев мы внимали.

2. Постановка задачи урока.

– Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Прочитайте высказывание Крылова.

“ Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. Как вы понимаете, что такое порок?

Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство. Как вы понимаете это высказывание?

– Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен. Выясним, какие пороки высмеивает автор. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов, вспомнить все, что вы узнали о баснях. Во время нашего путешествия нам предстоит познакомиться с новыми баснями

3. Речевая разминка.

– Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем разминку для нашего языка, ему сегодня придется очень много говорить.

а) “Играем в футбол”,
б) “едем на лошади”,
в) “чистим зубки”,
г) “сладкие губки”.

– Отправляемся в путешествие Стоп! Нам пришло письмо с волшебной скороговоркой. Давайте ее прочитаем про себя:

Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла
Лиса лапотки плела:
Мужу – двое, себе – трое,
А детишкам – по лаптишкам.

– А теперь давайте прочитаем так, как будто мы лисы и крадемся в курятник.

– Но мы не сумели туда попасть и за нами гоняться собаки. Давайте прочитаем так, как будто они за нами гоняться, а мы стараемся убежать.

4. Повторение раннее изученного.

– Что такое басня? Вставьте, пропущенные слова.

(Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

– Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)

– Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов, Л. Н. Толстой, С. Михалков.)

– Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым баснописцем стал Эзоп.)

– До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

– Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)

– Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)

– В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.)

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)

– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.

(Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.)

1Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы
2Большое по объему произведение
3Может быть написана в прозе или стихах
4В начале или в конце сформулирован вывод-мораль
5Повторы
6Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)
7Мало описаний
8Высмеиваются человеческие пороки
9Много диалогов
10Интересный короткий занимательный сюжет
11Волшебный помощник

5. Сообщение темы урока.

– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

– Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:

Работай дружно, по плану.
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством и басней еще одного замечательного баснописца А. Е. Измайлова.

– Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) – баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных , у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: “Кулик-астроном”, “Лгун”, “Дворянка-буянка”, “Страсть к стихотворению”.

– Сегодня на уроке вы прослушаете басню “Филин и чиж”.

– А сейчас я предлагают вам сделать зарядку для глаз.

(Работа по офтальмологической таблице Базарного.)

7. Словарная работа.

– Я предлагаю вам прослушать эту басню.

Но для начала небольшая словарная работа.

Что в чем было мочи – изо всех сил.

Изряден – хорош.

Брать должно в образец – считать образцом, подражать.

Беспристрастно – справедливо.

Внимательно послушайте басню. Найдите в ней мораль.

8. Первичное восприятие произведения.

(Чтение басни учителем.)

9. Проверка первичного восприятия.

– Прочитайте название басни.

– Назовите мне героев басни.

– Каким баснописец показал филина?

– Какие человеческие пороки высмеивает автор басни? Какая из пословиц больше подходит к этой басне.

Говорит прямо, а делает криво.

  • Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
  • Всяк крестится, да не всяк молится.
  • На льстивые речи не мечись, на грубую правду не сердись.
  • Кому служу, тому и пляшу.
  • В глаза не хвали, за глаза не кори.
  • Не годится в неправде язык шевелить, чтобы в очи хвалить, а за очи хулить.
  • Встречай не лестью, а с честью!
  • Чьим умом живет, того и песенку поет.

10. Постановка задач перед чтением.

Прежде чем приступить к самостоятельному чтению, вспомним памятку: (Слайд 18)

“Читай ежедневно вслух и “про себя”.

1. Читай внимательно, не отвлекайся на посторонние звуки.

2. Будь внимателен к каждому слову. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. Значение непонятных слов найди в “словарике”.

4. Старайся понять, о чем читаешь.

11. Подвижная физкультминутка.

12. Восприятие текста.

(Работа по группам.)

– А сейчас у нас будет работа по группам. Получите свои задания. Оценивать работу групп будем следующим образом:

– если у группы все получилось, то покажите красный карандаш;

  • если все получилось хорошо, то желтый;
  • если не все получилось, как надо, синего цвета;
  • если только часть задания, то зеленого цвета.

1-я группа: Эзоп “Голубь, который хотел пить”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 1, тетрадь с 42–43 № 1–4.

2-я группа: Эзоп “Бесхвостая лисица”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 2 тетрадь, с 42–43 № 1 – 4.

3-я группа: И. А. Крылов “Крестьянин и работник”: прочитайте по ролям, разгадывание кроссворда, тетрадь с 42– 43 № 1– 4.

13. Проверка работы групп.

(Чтение басни вслух, творческое задание.)

– Как понимаете мораль басни?

– Какие басни Эзопа читали во 2 классе?

– Перевести мораль басни Эзопа “Голубь, который хотел пить”

– Почему лисице не удалась ее хитрость?

– Как об этом говорит Эзоп? Перечитайте.

– Заполните сравнительную таблицу.

ЭзопИ. А. Крылов
“Бесхвостая лисица”“Ворона и лиса”
стиль
мораль
герои

– Найдите и зачитайте мораль басни. Как вы ее понимаете?

  1. Кто в старости стал слаб глазами?
  2. Герой басни “Квартет”.
  3. Предмет, который героиня одной из басен “с полдюжины себе купила”.
  4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
  5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”?
  6. Один из героев басни, которые “везти с поклажей воз взялись”
  7. У кого к зиме “ был готов и стол, и дом”?
  8. Герой басни “Лебедь, Щука и Рак”

Почему возник в литературе жанр – басня?

Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

– Почему басни называют нравоучительными?

Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.

– Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
Басня какого баснописца понравилась вам больше и почему?

– Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова, Эзопа, А. Е Измайлова устарели?

15. Домашнее задание.

– Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. На следующем уроке предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.

Придумайте и запишите свою басню по опорным словам: кот, мышь, спать, расхрабриться.

Басни

199. Мальчик, ловящий кузнечиков

За городскою стеною мальчик ловил кузнечиков. Поймал он уже немало, как вдруг увидел скорпиона и, приняв его за кузнечика, сложил уже было руку, чтобы его накрыть. Но скорпион поднял жало и сказал: «Попробуй только это сделать! тотчас потеряешь и тех кузнечиков, которых наловил».

Эта басня учит, что с добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково.

200. Мальчик-вор и его мать

Мальчик в школе украл у товарища дощечку и принес матери. А та не только его не наказала, но даже похвалила. Тогда в другой раз он украл плащ и принес ей, а она приняла это еще охотнее. Время шло, мальчик стал юношей и взялся за кражи покрупнее. Наконец, поймали его однажды с поличным и, скрутив локти, повели на казнь; а мать шла следом и колотила себя в грудь. И вот он сказал, что хочет что-то шепнуть ей на ухо; подошла она, а он разом ухватил зубами и откусил ей кусок уха. Стала мать корить его, нечестивца: мало ему всех его преступлений, так он и родную мать еще увечит! Перебил ее сын: «Кабы наказала ты меня, когда я в первый раз принес тебе краденую дощечку, — не докатился бы я до такой судьбы и не вели бы меня сейчас на смерть».

Басня показывает: если не наказать вину в самом начале, она становится все больше и больше.

201. Голубь, который хотел пить

Голубь, измученный жаждой, увидел картину, изображавшую чашу с водой, и подумал, что она настоящая. Он бросился к ней с громким шумом, но неожиданно наткнулся на доску и разбился: крылья его переломались, и он упал на землю, где и стал добычею первого встречного.

Так иные люди в порыве страсти берутся за дело опрометчиво и сами себя губят.

202. Голубка и ворона

Голубка, откормленная в голубятне, хвасталась, как много у нее птенцов. Ворона, услыхав ее слова, сказала: «Перестань, любезная, этим хвастаться: чем больше будет у тебя птенцов, тем горше будешь ты оплакивать свое рабство».

Так и среди рабов несчастнее всех те, кто в рабстве рождает детей.

203. Обезьяна и рыбаки

Обезьяна, сидя на высоком дереве, увидела, как рыбаки забрасывают в реку невод, и стала следить за их работой. А когда они вытащили невод и сели поодаль завтракать, она соскочила и захотела сама сделать, как они: недаром говорят, что обезьяна — переимчивое животное. Но чуть взялась она за сеть, так в ней и запуталась; и сказала тогда она сама себе: «Поделом мне: зачем я полезла ловить рыбу, не зная, как за это взяться?»

Басня показывает, что браться за дело непривычное не только бесполезно, но даже пагубно.

204. Богач и кожевник

Богач поселился рядом с кожевником; но, не в силах выносить вонь, стал его уговаривать переехать отсюда. А тот все время откладывал, обещая со дня на день переехать. Так оно и шло, пока не кончилось дело тем, что богач привык к запаху и перестал докучать кожевнику.

Басня показывает, что привычка и неудобства смягчает.

205. Богачи и плакальщицы

У богача было две дочери. Одна из них умерла, и он нанял по ней плакальщиц. Вторая дочь сказала матери: «Бедные мы! У нас горе, а мы и плакать не умеем, между тем как эти женщины, совсем чужие, так рыдают и бьют себя в грудь». Ответила мать: «Не дивись, мое дитя, что они так надрываются: им за это деньги платят».

Так иные люди из корыстолюбия не гнушаются наживаться и на чужом горе.

206. Пастух и собака

У пастуха была огромная собака, и он всегда давал ей на съедение мертворожденных ягнят и околевших овец. Однажды, загнав уже стадо, увидел пастух, как собака ходит меж овец и виляет им. «Эй, любезная! — крикнул он, — самой бы тебе того, чего ты им желаешь!»

Басня относится к льстецу.

207. Пастух и море

Пастух пас стадо на берегу моря. Увидел он, какое море спокойное и тихое, и захотелось ему пуститься в плавание. Продал он овец, купил фиников, погрузил их на корабль и отплыл. Но разразилась страшная буря, корабль перевернулся, весь товар погиб, и сам он едва доплыл до берега. А когда снова наступила тишь, увидел он, что стоит на берегу человек и восхваляет спокойное море. И сказал ему пловец: «Эй, любезный, никак морю и от тебя фиников захотелось?»

Так часто разумным людям мука бывает наукой.

208. Пастух и овцы

Пастух пригнал своих овец в рощу и увидел там огромный дуб, весь в желудях. Расстелил он плащ, влез на дерево и начал стряхивать желуди. А овцы стали эти желуди подъедать и незаметно вместе с ними съели плащ. Спустился пастух, увидел, что случилось, и говорит: «Зловредные вы твари! другим людям вы шерсть для плащей даете, а у меня, который вас кормит, и старый-то плащ отнимаете?»

Так многие люди по глупости чужим услуживают, а ближних обижают.

209. Пастух и волчата

Пастух нашел волчат и выкормил их с великим старанием: он надеялся, что когда они вырастут, то не только будут охранять его овец, но даже добывать ему и чужих. Но как только волчата выросли, они при первом удобном случае набросились на его собственное стадо. Со стоном сказал пастух: «Поделом мне: зачем я спас малолетками тех, кого надо было бы убить и взрослыми?»

Так, спасти дурных людей — это значит укрепить их силы против себя же первого.

210. Пастух-шутник

Пастух выгонял свое стадо от деревни подальше и частенько развлекался вот каким образом. Он кричал, будто волки напали на овец, и скликал поселян на помощь. Два-три раза крестьяне пугались и прибегали, а потом возвращались по домам осмеянные. Наконец, волк и в самом деле появился: он стал губить овец, пастух стал звать на помощь, но люди подумали, что это его всегдашние шутки, и не обратили на него внимания. Так и потерял пастух все свое стадо.

Басня показывает: вот чего достигают лжецы, — им не верят, даже когда они говорят правду.

211. Купающийся мальчик

Мальчик однажды, купаясь в реке, стал тонуть; заметил он прохожего и позвал его на помощь. Тот начал бранить мальчика за то, что он полез в воду, не подумав; но мальчик ему ответил: «Сперва ты мне помоги, а потом, когда вытащишь, тогда и ругай».

Басня направлена против тех, кто сам дает повод себя бранить.

212. Стриженая овца

Овца, которую неумело стригли, сказала стригальщику: «Если тебе шерсть нужна, держи ножницы повыше; а если мясо, то режь меня сразу, чем мучить так, укол за уколом».

Басня относится к тем, кто берется за дело не умеючи.

213. Гранатовое дерево, яблоня и терновник

Гранатовое дерево и яблоня спорили, у кого плоды лучше. Спорили они все жарче, пока терновник с ближней изгороди не услышал их и не объявил: «Перестанем, друзья: зачем нам ссориться!»

Так, когда лучшие граждане в раздоре, то даже люди ничтожные набираются важности.

214. Крот

Крот, слепая тварь, сказал однажды своей матери: «Я прозрел!» Она решила проверить и дала ему зернышко ладана, спросив, что это такое? Ответил крот, что это — камешек. А она ему: «Дитя мое, не только зрения ты не получил, но еще и нюх потерял!»

Так иные хвастуны обещают невозможное, а сами оказываются бессильными и в малом.

215. Осы, куропатки и крестьянин

Однажды осы и куропатки, томясь жаждой, пришли к крестьянину и попросили у него попить воды; за это куропатки обещали ему вскопать виноградник и ухаживать за лозами, а осы — летать кругом и жалом отгонять воров. Ответил крестьянин: «Но у меня есть двое волов, они мне ничего не обещают, а все делают: лучше уж им я и дам пить».

Joomla! Open Source Content Management

Nav view search

Навигация

Искать

ФЕДР
(Конец I в. до н. э. – первая половина I в. н. э.)

Федр – римский баснописец. Сведения о его жизни очень скудны. По происхождению Федр был рабом. Родился он в Македонии, но уже с детства попал в Рим. Впоследствии он был отпущен на волю.
Основным жанром своего творчества он избрал басню. Иносказательная форма этого жанра давала возможность выразить протест против верхушки общества. В своих баснях Федр выступает против гнета и насилия правящих кругов, против паразитизма и лени богачей, против тщеславия знати, против доносчиков. Сохранилось 120 басен Федра; они написаны шестистопным ямбом.
Многие сюжеты басен заимствованы Федром у греческого баснописца Эзопа. В Западной Европе басни Федра были использованы французским баснописцем Лафонтеном.
Наш великий баснописец Крылов использовал, творчески переработав, некоторые сюжеты басен Федра, например “Волк и Ягненок”, “Волк и Журавль”, “Ворона и Лисица”, “Петух и Жемчужное Зерно”. В этих баснях Крылов самобытен: он откликается на запросы русской жизни, обобщает явления, русского общества и дает незабываемо яркие образы, поражая читателя богатством языка.

ЛЯГУШКА И МЫШЬ

Однажды возник спор между лягушками и мышами
По поводу того, кому принадлежат болота.
Пока два представителя лягушиного и мышиного племени
Решали этот спор в честной схватке,
Сверху налетел коршун и съел их обоих,
На чём поединок и закончился.
Когда дерутся дураки, выигрывают плуты.

ВОЛК И ЯГНЕНОК

К ручью однажды волк с ягненком враз пришли.
Гнала их жажда. По теченью выше – волк,
Ягненок – ниже много. Глотки озорство
Злодея мучит, – повод к ссоре тут как тут.
“Зачем ты воду, – говорит, – здесь мне мутишь –
Хочу я пить здесь”. А ягненок, страха полн,
Ему ответил: “Как могу вредить тебе?
Вода течет ведь – от тебя к моим губам. ”
А тот, сраженный силой правды слов его:
“Прошло полгода, как ты здесь перечил мне”.
Ягненок молвит: “Не родился я тогда!”
– “Ну что ж! отец твой, – волк в ответ, – перечил мне”.
И тут, схвативши, растерзал ягненка он.
Вот эту басню написал я про того,
Кто гнет безвинных, повод выдумавши сам.

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

Кто за услугу от бесчестных дара ждет –
Грешит тот дважды: недостойным в помощь он,
И уж без кары не уйти ему назад.
У волка в горле кость застряла при еде.
Бедой сраженный начинает он просить,
Маня наградой, чтобы вынули ту кость.
На волчью клятву отозвался тут журавль –
И, доверяя глотке шеи длинноту,
Леченье волку он опасное провел.
Потом награду, по условью, стал просить.
Неблагодарный, ты ведь голову унес
Из пасти волчьей невредимо – что ж еще?

ОЛЕНЬ У РУЧЬЯ

Что мы презрели, нам полезнее подчас
Того, что хвалим. Басня то раскроет нам.
Олень, напившись из ручья, остался тут
И отраженье увидал в воде свое.
Рогам ветвистым он дивится, хвалит их,
Браня при этом слишком тонких ног порок.
Но вот пугает крик охотников его.
Бежит по полю – и движения легки.
От своры спасся. Перед зверем вырос лес.
Он там задержан, там рогами спутан он –
И вот собаки пастью страшной рвут его.
Тут, умирая, говорят, он так сказал:
“О, я несчастный! я сейчас лишь мог понять:
Что презирал я, как полезно было мне,
И что хвалил я, как губительно теперь”.

ЛИСИЦА И ВОРОН

Кто счастлив лестью, что в обманчивых словах, –
Потерпит кару он в раскаянии позднем.
Однажды ворон своровал с окошка сыр
И съесть сбирался, на высокий севши сук.
Лисица видит – и такую речь ведет:
“О, как прекрасен, ворон, перьев блеск твоих,
В лице и теле, ворон, сколько красоты.
Имел бы голос – лучше птицы б не найти”.
А глупый ворон, голос высказать спеша,
Свой сыр роняет изо рта. Поспешно тут
Хитрец лисица жадно в губы сыр берет.
И стонет глупый, что поддался на обман.

ЛИСИЦА И АИСТ

Вредить не надо никому: обидел кто –
Ему придется то ж узнать, – вот басни смысл.
Лисицей первый позван в гости аист был
Обедать с нею. В блюде жидкую она
Дала похлебку, но ее никак не мог
Отведать аист, хоть и голод брал его.
Зовет лисицу он в ответ – и вот бутыль
Наполнил тертым. Клювом черпая своим,
Он насыщался, гостя голодом дразня.
Лисица лижет лишь по горлышку бутыль.
Летела птица тут случайно – говорит:
“Дала пример ты, так его же выноси”.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

К лозе высокой, голод чувствуя, лиса
В прыжках скакала – винограда кисть достать.
Но взять невмочь ей – и она сказала так:
“Еще не зрел он – не хочу я кислый брать”.
Коль кто бессилье хочет словом облегчить,
К себе относит пусть он басни этой смысл.

МУРАВЕЙ И МУХА

Не видишь пользы, так не делай, – басни смысл.
В жестокий муха с муравьем вступила спор, –
Кто больше значит. Муха первой речь ведет:
“С моею славой хочешь ты свою сравнять?!
При жертвах первой я даров богам коснусь;
У алтарей я; облечу я храмы все;
На лоб я сяду и к царю, когда хочу,
И сладко женщин поцелую я в уста.
Труда не зная, лучшим пользуюсь всегда.
Что б мог назвать ты хоть похожего, мужик?”
– “С богами близость – в том, конечно, слава есть,
Но тем, кто мил им; ненавистным – славы нет!
У алтарей ты? – но ведь гонят, как придешь!
Царей ввернула, сладкий женщин поцелуй, –
Ты тем хвастнула, что сокрыть прикажет стыд,
Труда не знаешь? – только что ж имеешь ты?
Когда, в заботе, для зимы зерно беру,
Я вижу часто – ищешь ты в грязи у стен.
Изводишь летом ты меня, зимой – молчок!
Когда замерзнув, смерть находишь ты зимой,
В обильном доме остаюсь я невредим.
Твою гордыню я достаточно сразил”.
Вот эта басня разделяет род людской:
Одни в наряды лезут ложной похвалы,
Другим же – доблесть настоящий блеск дает.

Перевод басен Н.И. Шатерниковой

Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 2. / Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева.- М.: Просвещение, 1965

ТОП-10: Удивительные способности ворон, о которых знают далеко не все

Вороны – не самые обычные птицы. Они обладают очень развитым интеллектом и высокой социальностью, хотя о многих их талантах и привычках люди узнали в ходе очень странных экспериментов и открытий. Например, исследователи вынуждали этих птиц переживать похищения, проверяли на них мифы и испытывали реакции живых ворон на мертвых сородичей. Результаты экспериментов были просто поразительными, а иногда даже жуткими. От уникальных способностей, характерных больше для людей, до странного отношения к смерти и потенциальным угрозам, вороны непременно поразят тех, кто осмелится присмотреться к ним поближе.

10. Работники тематических парков

Фото: Live Science

Примерно 20 лет тому назад Кристоф Габорит (Christophe Gaborit) впервые заметил, как дикие вороны сортируют мусор. Годы спустя Габорит устроился в тематический парк сокольничим. Исторический парк Пюи-дю-Фу (Puy du Fou) находится во Франции, и туда посетители приходят, чтобы прогуляться по древним садам и деревням, а еще чтобы насладиться историческими реконструкциями. К сожалению, как и в любом другом общественном месте, здесь очень сильно мусорят.

В поисках решения этой проблемы Габорит вспомнил про ворон и придумал очень оригинальный ход – выдрессировать грачей так, чтобы они подбирали за людьми их мелкий мусор. Почему именно этот вид птиц? Грачи относятся к роду ворон, и поэтому они тоже очень умны.

В 2000 году Габорит выходил и обучил двух своих первых грачей. Чтобы мотивировать этих птиц собирать, например, обычные окурки, сокольничий собрал специальный шкафчик с отделениями для угощений, которые грач получал всякий раз, когда клал в него мелкий мусор. Благодаря такой методике поощрения мужчина вырастил и успешно обучил еще 6 других грачей, которые распознавали и убирали мусор с территории парка. Новый выпуск пернатых сборщиков мусора закончил свое обучение как раз в 2018 году, и сейчас над Пюи-дю-Фу кружит целая стая птиц, выискивающих отходы, чтобы обменять их на лакомства из ящика.

9. Мертвые вороны вызывают у живых ворон тревогу

Фото: National Geographic

Впечатлительные люди верят, что вороны проводят для своих сородичей настоящие похороны. Это, конечно, полная выдумка, но несложно понять, откуда вообще взялись такие суеверия. Некоторые птицы просто не могут никак не отреагировать на мертвого представителя своего вида. Вдобавок вороны склонны собираться вокруг своих усопших соплеменников, взывать друг к другу и вообще вести себя очень необычно при виде мертвецов.

Впрочем, это не значит, что таким образом эти птицы скорбят и плачут по мертвым. На самом деле все намного прозаичнее и практичнее – выжившие птицы понимают, что одна из ворон погибла, и если что-то погубило одну особь их вида, значит, это может повредить и всей стае. Всеобщее беспокойство по поводу обнаружения мертвого сородича – это скорее попытка выявить потенциальную угрозу, чтобы в будущем ее избежать.

В одном крупном исследовании, связанном с мертвыми воронами, наблюдения проводились в более чем 100 местах скопления этих птиц в пределах штата Вашингтон, США. Ученые выяснили, что людей с мертвыми воронами в руках все остальные птицы этого рода воспринимали как прямую угрозу. Живые вороны старались держаться подальше от таких людей и не кормиться там, где их видели, даже после того, как труп их сородича убирали с глаз долой.

В то же самое время вороны никак не отреагировали на добровольцев, которые приходили либо с пустыми руками, либо приносили на их территорию мертвых голубей. Если же человек, которого раньше видели с мертвой вороной, вновь возвращался, но уже с пустыми руками, вороны все равно еще несколько недель после этого случая вели себя по отношению к нему настороженно или даже агрессивно.

8. Вороны недолюбливают воронов

Не все знают, что ворон и ворона – это птицы разных видов, а не просто способ указать половую принадлежность животного. Эти пернатые относятся к одному семейству, но внешне они все же отличаются. Вдобавок они даже далеко не друзья. Ворон намного крупнее вороны, и этот вид часто не прочь полакомиться яйцами ворон. Иногда вОроны даже едят взрослых ворон. Впрочем, скромная по размерам ворона – не такая уж и легкая добыча.

В недавнем исследовании ученые сравнили популяции 2 этих видов в больших городах и проанализировали свыше 2000 отчетов от любителей птиц, которые долгое время наблюдали за взаимоотношениями воронов и ворон. Оказалось, что нередко ворОны объединяются в целые группы, чтобы насолить своим конкурентам из числа воронов. Банды ворон бывают настолько агрессивными, что вОроны обычно предпочитают держаться подальше от мест скопления своих недругов. В природе существует немало других видов птиц, которые полагаются на скоординированные атаки для отпугивания более крупных хищников.

Впрочем, ни один другой вид не отличается такой сложной системой, разработанной ворОнами, согласно которой они обычно объединяются в группки по 2-5 особей и перемещаются сплоченной и тесной командой. Эффективность подобного взаимодействия стала возможной только благодаря высокой социальности ворон и более независимому или скорее даже замкнутому характеру воронов. Если бы вОроны были более социальными птицами и тоже собирались в банды, ворОнам пришлось бы очень несладко.

7. Басня Эзопа про ворону была правдивой

Фото: Live Science

Еще древние признавали, что вороны – очень умные птицы. Одна из басен Эзопа под названием «Ворона и кувшин» повествует историю умной вороны, которая очень хотела пить. Мечтая утолить свою жажду, птица обнаружила кувшин с водой, но ей никак не удавалось добраться до живительной влаги из-за узкого горлышка сосуда. Тогда умная ворона накидала внутрь камешков, чтобы поднять уровень воды и наконец-то напилась.

В наши дни исследователи решили проверить эту басню, но немного изменили сценарий. Вместо того чтобы доводить птиц до состояния сильной жажды, ученые решили приманить ворон вкусной едой. Для эксперимента была наполнена пара высоких сосудов с лакомствами, плавающими на воде.

Рядом с сосудами лежали мелкие предметы, которые вороны могли бы схватить и кинуть в воду, чтобы поднять ее уровень. Некоторые из этих предметов оказались бы не лучшим выбором, например, пенопласт или легкие полые предметы, которые никак бы не помогли добраться до угощений. Другие вещи были намного плотнее и тяжелее.

Подопытными птицами стали 6 представителей вида новокаледонский ворон (Corvus moneduloides), и все они сразу же поняли, что до вкусняшек добраться будет не так уж и просто. Удивительно, но пернатые статисты уже обладали пониманием принципа вытеснения воды, и, накидав в сосуды тяжелую мелочь, они с легкостью добрались до лакомств. Эзоп не соврал…

6. Они едят жаб вида Rhinella marina

Фото: science alеrt .com

Наверное, не часто увидишь ворону, завтракающую жабой. Однако если этой амфибией будет австралийская жаба-ага (Rhinella marina), ничему не удивляйтесь. В Австралию этот вид завезли для борьбы с насекомыми-вредителями еще в 1935 году, а в наши дни сама эта жаба уже стала ядовитой и опасной для людей. Жаба-ага выделяет белую слизь, которая может убить собаку, кошку, змею или даже взрослого человека.

Когда эти жабы попали в Австралию, они почувствовали себя здесь слишком хорошо и невероятно расплодились. По состоянию на 2006 год популяция этого вида составляла около 200 миллионов особей, и причина у этого очень простая – у жаб-ага на этом материке просто нет особых врагов. В 2018 году один удачливый фотограф запечатлел первое свидетельство того, что именно вороны начали заполнять этот пробел в местной пищевой цепи. Одна такая птица почти целиком сожрала ядовитую жабу всего за 40 минут, и чувствовала она себя после этого просто прекрасно.

Удивительно, но австралийские вороны каким-то образом догадались, какие части тела жабы-ага опасны. Они избегали контакта с белым токсином, хватали жаб за конечности или голову и переворачивали их вверх брюхом, а потом лакомились съедобными внутренностями, языком и бедрами своей жертвы.

5. Они затаивают обиды

Лучше не злите ворону, ведь она все запомнит и будет вам пакостить. Результаты одного странного эксперимента подтвердили, что вороны никогда не забывают лица своих обидчиков. Исследование было опубликовано в 2012 году, и в его ходе ученые на время похитили нескольких ворон из Сиэтла (Seattle), США.

Участники опыта носили маску, изображающую «угрожающее лицо», и в их руки угодило 12 диких ворон. Похищенных птиц держали в плену 4 недели. Все это время за ними ухаживали люди уже в других масках с изображением «заботливого лица», как его обозначили авторы исследования. Впрочем, ни одна из масок не выглядела как-то особенно страшно или наоборот дружелюбно, все они были нейтральными, но просто разными, чтобы птицы могли их распознать и потом отличить похитителей от кормильцев.

В итоге вороны запомнили эти маски и соотнесли их с пережитым опытом. В неволе похитители несколько раз навещали своих жертв, а потом ученые сканировали активность мозга встревоженных птиц. Впервые исследователям удалось задокументировать факт того, что мозг ворон сохраняет негативные ассоциации, совсем как это делают млекопитающие. Птиц, естественно, позже выпустили назад в дикую природу. А вот истинная глубина обиды ворон и их неспособность прощать проявили себя уже в последующем наблюдении. Прошли целые годы, но даже через столь долгий срок эти птицы все еще помнили лицо (маску) своих обидчиков. При виде человека с «угрожающим лицом» вороны начинали сильно шуметь и даже кидать в него мелкие предметы.

4. Обжимания с трупами

Фото: The Atlantic

Некоторые вороны – настоящие извращенцы, ведь они любят сидеть на трупах своих сородичей, проявляя к ним интерес интимного характера. В 2015 году ученые провели обширное исследование поведения ворон в пределах штата Вашингтон. Они приманивали этих птиц к чучелам ворон и наблюдали за реакцией живых особей. К всеобщему удивлению, одна из ворон попыталась спариться с «мертвецом». Таким образом живая птица в реальных условиях слишком сильно рисковала бы подхватить какую-то заразу или пострадать от падальщика. Очень странное поведение для столь сообразительного вида, не правда ли?

Ученые захотели понять, насколько такая реакция распространена среди ворон, и для этого было решено привлечь 308 пар диких птиц во время брачного сезона. Всем им показали чучела ворон, белок и голубей. Белок и голубей использовали для того, чтобы узнать, распространяется ли некрофилия живых птиц и на другие виды животных.

Так вот не распространяется. Необычный интерес к мертвым в качестве объекта для спаривания оказался редким, но все же имеющим место феноменом. Всего 4% ворон пытались оседлать чучело для спаривания. Большинству остальных птиц такое поведение, как и ученым, показалось слишком рискованным.

Некрофилы проявляли также и повышенный уровень агрессии, так что их странную наклонность предположительно можно объяснить стрессом во время сезона спаривания. Вдобавок вид лежащей на земле мертвой вороны мог их просто запутать, но подсознательно птицы все равно понимали, что это опасный контакт, и потому проявляли повышенную раздражительность.

3. Вороны тоже оценивают вес по внешнему виду

Фото: science alеrt .com

Когда человек замечает двигающийся предмет, он может оценить его вес по скорости и характеру перемещения. Например, парящий в воздухе листик четко ассоциируется у нас с очень небольшим весом, потому что мы понимаем, что так падают только очень легкие предметы. Умение определять вес по внешним характеристикам ранее причислялось только людям, но потом ученые понаблюдали за воронами и изменили свое мнение. Подопытными вновь стали 12 птиц вида новокаледонский ворон, и всех их разделили на 2 группы по 6 особей.

Обе группы прошли через одинаковую дрессировку. Задача птиц была положить в коробку какой-нибудь предмет, а взамен они получали лакомство. Однако одна из групп получала приз только за тяжелые вещи, а вторая группка, напротив, поощрялась угощением только за легкие предметы.

Во время второго этапа эксперимента птицам предлагали на выбор 2 новых вида предметов, которых они ранее никогда не видели. Три дня воронам позволяли наблюдать за тем, как эти подвешенные за ниточку объекты реагируют на потоки воздуха от включенного вентилятора.

Естественно, более легкие предметы на ветру раскачивались намного сильнее, чем тяжелые. Вдобавок воронам позволили изучить новые предметы и с выключенным вентилятором. Когда началась новая сессия обмена предметов на лакомства, птицы выбирали правильные вещи в 73% случаев. После демонстрации с вентилятором они просто запомнили, какие предметы легче, а какие тяжелее. Совсем как люди.

2. Вороны против орлов

Фото: National Geographic

В 2015 году фотограф по имени Фу Чан (Phoo Chan) сделал просто удивительные снимки, запечатлев в небе над Калифорнией орла и ворону. Судя по всему, ворона отважилась вступить в схватку с более крупным хищником. Чан смог сфотографировать всю эту борьбу от начала и до конца.

По какой-то причине во время своего нападения ворона внезапно решила оседлать своего врага, и выглядело это ну очень странно. Какое-то время птицы просто летели вдвоем, но потом орел с легкостью скинул своего непрошенного пассажира. Когда на эту серию фотографий взглянули орнитологи, они не увидели в произошедшем ничего необычного. Оказывается, летом вороны очень ревниво относятся к воздушному пространству в районе своих гнезд. Их птенцы часто становятся жертвами других хищных птиц, так что взрослые особи становятся более агрессивными, чтобы отпугивать опасных злоумышленников.

В любом случае ворона, отважившаяся в одиночку напасть на намного более крупного и мощного орла, а затем еще и оседлавшая этого гиганта – это все-таки не самое привычное зрелище. Почему орел позволял вороне, сидевшей у него на спине, досаждать ему так долго? Может, просто эти хищники уже давно привыкли к нападкам со стороны других птиц, и поэтому атака очередной мелкой вороны ничем не удивила конкретно этого орла? Вдобавок, сев на спину орла, ворона как будто успокоилась, и, возможно, именно поэтому крупный хищник какое-то время ее просто игнорировал.

1. Они собирают сложные орудия труда

В 2018 году очередная группка новокаледонских воронов просто поразила ученых своей сообразительностью. Эти птицы продемонстрировали способности, которые ранее отмечались только у приматов, – чтобы добраться до лакомства в ящике, эти вороны сооружали сложные инструменты. Один только факт того, что птица способна на нечто подобное – уже большое открытие. Впрочем, еще более удивительным оказалось то, что ворон этому никто не обучал, им просто показали, что в коробке есть угощение, а ведь чтобы добраться до закуски, пернатым подопытным нужно было справиться с управлением длинными предметами.

Когда птица изучила обстановку, ее оставили наедине с ящиком и коллекцией из слишком коротеньких орудий, с помощью которых до еды было бы не добраться. Задача вороны заключалась в том, что она должна была соорудить из отдельных фрагментов хотя бы один подходящий по длине инструмент. Удивительно, но все птицы справлялись с этой проблемой в течение 4-6 минут.

Как только инструмент был готов, ворона умело проталкивала им лакомство к отверстию в ящичке и подбирала вожделенное угощение. Для исполнения всего этого трюка от испытуемых требовались не только настойчивость и ловкость, но и способность думать наперед. Чтобы объединить короткие кусочки в один длинный инструмент, воронам нужно было представить заранее, как все это будет выглядеть в собранном виде, и как оно сработает еще до того, как это произошло.

bubligum9000

bubligum9000


Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639—1640)
Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».


Эзоп 150 до н. э. (Villa Albani коллекция),Рим

Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.

Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.

От речистого раба хозяин сразу поспешил отделаться, и повел работорговец Эзопа с партией других рабов на рабский рынок на остров Самос. Стали разбирать дорожную поклажу, Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину» — и показывает на самую большую и тяжелую. Посмеялись над ним, но дали. Однако на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах.

На острове Самосе жил простак-философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий — Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Все!» , второй сказал: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего!» — «Как так?» — «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». — «Хочешь, я куплю тебя?» — «А тебе не все равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». — «Ты всегда такой разговорчивый?» — «За говорящих птиц дороже платят». — «Да ты-то ведь не птица, а урод». — «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.

, by Francis Barlow
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» — «А море выпьешь?» — «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» — «Помоги!» — «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.

Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» — «Не знаю!» — «Как так не знаешь? Говори!» — «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.

Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» — «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек — один».

Созвал Ксанф в гости друзей и учеников, а Эзопа поставил у ворот и велел: «Смотри, чтобы никто из простых людей не прошел, а только одни ученые!» Подошел гость, Эзоп его спрашивает: «Чем собака поводит?» Гость не понял, подумал, что его собакой обзывают, обиделся, пошел прочь. За ним другой, третий, десятый; наконец нашелся один и ответил: «Хвостом и ушами!» Эзоп обрадовался: «Вот тебе, хозяин, ученый гость, а больше не было!» На другой день ученики жалуются Ксанфу на Эзопа, а тот объясняет: «Какие же они ученые, если на такой простой вопрос ответить не могли?»

Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: заседал перед народом государственный совет, а с неба налетел орел, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил ее за пазуху рабу. Позвали Ксанфа истолковать знамение. Ксанф, по своему обычаю, гвоорит: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!» Освободил народ Эзопа; Эзоп говорит: «Орел — птица царская; не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю умный урод понравился, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником.

Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов. А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. Эзоп припал к алтарю Муз — его оторвали и повели на казнь. Он сказал:

«Не к добру вы обидели Муз! Так же вот спасался однажды заяц от орла и попросил помощи у навозного жука.

Посмеялся орел над таким заступником и растерзал зайца. Жук стал мстить: высмотрел орлиное гнездо, вытолкнул оттуда орлиные яйца, а сам улетел. Где ни вил орел гнездо, всюду жук разбивал его яйца; наконец положил их орел за пазуху к самому Зевсу. А жук скатал навозный ком, взлетел к Зевсу и тоже бросил его богу за пазуху; возмутился Зевс, вскочил, чтобы отряхнуться, и орлиные яйца опять упали и разбились. И пришлось Зевсу, чтобы не перевелся орлиный род, устроить так, чтобы орлы несли яйца в ту пору, когда жуки не летают. Не обижайте слабых, дельфийцы!»

Но дельфийцы не послушались и сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.


Жак Байи , иллюстрация вход в Лабиринт Версаля со статуями Эзопа и Любви.

Так рассказывали о народном мудреце Эзопе.
источник;
Михаил Гаспаров.” Занимательная Греция “

Читайте также:  Басня Эзопа Ласка
Ссылка на основную публикацию