Басня Эзопа Кошка и Мыши

Умники и умницы

Умные дети – счастливые родители

ПНШ 3 класс. Русский язык. Учебник №2 упр. 43, с. 106 – 110

43.

СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ

Мыши жили в развалинах старого замка. Они питались оставшимся в его кладовых зерном. Там же жила и кошка. Но чем она питалась, точно никто не знал.
– Я ем только траву и яблоки из сада, – утверждала кошка.
Но никто никогда не видел, как она это делала.
Со временем мыши заметили, что некоторые из их собратьев стали куда то исчезать. Подозрения пали на кошку.
– При чём тут я? – возмутилась кошка. – погуляют и вернутся!
Но никто не вернулся. Более того – таинственные исчезновения не прекратились.
Тогда мыши обратились за советом к Старой Мудрой Мыши, жившей в дупле сломанного дерева.
– Отыщите в подвале замка большую птичью клетку, – сказала Старая Мудрая Мышь. – Придумайте, как заманить туда кошку. Пусть посидит там несколько дней. А мы понаблюдаем. Если мыши перестанут пропадать, значит, именно кошка – виновница наших бед.
Рано утром, когда кошка ещё спала, мыши начистили до блеска старую клетку для птиц. Клетку установили рядом с жилищем кошки, и её золочёные прутья заблестели в лучах восходящего солнца. Когда кошка проснулась, мыши обступили её со всех сторон.
– Ты самая красивая и умная из нас, – сказали они кошке, – поэтому ты достойна стать нашей королевой! Войди в этот золотой домик! Сидя в нём , ты будешь отдавать нам свои мудрые приказы!
Увидев прекрасную золочёную клетку, кошка зажмурилась от удовольствия. С важным видом королевы она вошла в клетку, и в тот же миг дверца клетки со стуком захлопнулась.
Теперь–то кошка не могла причинить вреда ни одному, даже самому маленькому мышонку. Как ни старалась она сквозь прутья клетки дотянуться до мышей, ничего у неё не получилась.
Как вы догадываетесь, как только кошка очутилась в клетке, мыши перестали пропадать.
Так мыши уличили кошку в обмане и наказали хитрую обманщицу.

Тебе понравилась сказка Анишит Йокоповны? Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?

Анишит Йокоповна задала Маше и Мише такие вопросы: только ли о животных говорится в басне? Из каких частей обычно состоит басня? Можно ли на основе этой сказки сочинить басню?

Сказка напоминает басню, потому что её героями являются животные и потому что в ней есть поучительный смысл: в конце сказки хитрая обманщица кошка была разоблачена и наказана. Также отметим и отличие этой сказки от басни: басня обычно короче и состоит из двух частей – из собственно сказочной истории (сюжета) и поучительного вывода (морали).

На основе сказки «Про мышей и кошку» можно сочинить басню. Для этого нужно коротко изложить главные события сказки и подобрать соответствующий вывод-мораль.

Прочитай пословицы.
1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.
2. Видит око, да зуб неймёт.
3. Близко локоть, да не укусишь.
4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.
5. Отольются кошке мышкины слёзки.
6. И через золото слёзки текут.
7. Не всё коту Масленица!
8. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.

Какие из этих пословиц ты сможешь использовать в качестве морали к твоей «Про мышей и кошку»?

Прочитай первую пословицу. Найди в списке ещё одну, которая близка ей по смыслу.

Первая («На каждую хитрость есть ещё одна хитрость») и восьмая («Не рой яму другому – сам в неё попадёшь») пословицы обладают сходным смыслом. В них речь идёт о том, что, замышляя или делая что-то недоброе, человек рискует сам оказаться в ситуации жертвы. Обе эти пословицы подходят в качестве морали к басне: кошка хотела обхитрить мышей, но сама попалась на их хитрость; кошка рыла яму мышам (вредила им), но сама оказалась в неприятной ситуации.

Прочитай вторую пословицу. Можешь найти другую, в которой речь идёт о том же самом?

Во второй («Видит око, да зуб неймёт») и в третьей («Близко локоть, да не укусишь») пословицах речь идёт об одном и том же: что-то кажется близким и доступным, но дотянуться до этого, заполучить это невозможно. Эти пословицы также можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку». Басня будет заканчиваться как раз такой ситуацией, которая изображена на картине «Кошка в клетке»: кошка видит мышей очень близко от себя, хотела бы их поймать, но не может до них дотянуться, так как заперта в клетке.

Как ты понимаешь смысл четвёртой пословицы?
Можно ли её применить, как мораль для этой истории?

Смысл четвёртой пословицы («Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи»). Речь в ней идёт о том, что если не будешь делать ничего плохого, то не придётся за это и отвечать (дети могут передать этот смысл по-своему, другими словами). Главное примерить эту пословицу в качестве морали к басне и прийти к выводу, что и она подходит: если бы кошка не вредила мышам, то не оказалась бы в клетке.

Пятая («Отольются кошке мышкины слёзки») и седьмая («Не всё коту Масленица!») пословицы даже сюжетно схожи с басней (Масленица это народный праздник), поэтому возможность использовать их в качестве вывода-морали не вызовет никакого сомнения.

Шестая пословица («И через золото слёзки текут») может вызвать разногласия. Если использовать её в качестве вывода к басне, то в ней не будет звучать прямое осуждение кошки, но, так же как вторая и третья пословицы, она подводит метафорический итог ситуации, в которой оказалась кошка: кошка сидит в красивой, золочёной клетке, но ей не радостно. Смысл этой пословицы можно сформулировать так: не в богатстве счастье, или и в окружении дорогих вещей бывает грустно и т. д. Но поскольку, как в случае с пятой и седьмой пословицами, она близка к басне по сюжету, можно использовать её в качестве вывода.

Далее нам предлагается придумать короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке» и подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц. Для этого необходимо будет пересказать сказку как можно короче, выбирая из неё только самое главное. В помощь предлагается два варианта начала басни.

Кошка и мыши

В одном доме было много мышей. Кошка, узнав об этом, явилась туда и стала их ловить и пожирать одну за другою. Мыши, чтобы не погибнуть вконец, попрятались по норам, и кошка не могла до них там добраться.

Тогда она решила выманить их хитростью. Для этого она ухватилась за гвоздь, повисла и притворилась мертвой. Но выглянула одна из мышей, увидела ее и сказала:

“Нет, любезная, хоть и вовсе мешком обернись, а я к тебе не подойду”.

Басня показывает, что разумные люди, испытав чье-нибудь коварство, не дают больше ввести себя в обман.

Сказки для детей:

Собака, кошка и мыши Был у одного хозяина осел, который работал на него всю жизнь. Когда осел состарился, хозяин стал давать ему меньше корма, […].

Кошка – всегда кошка В давние времена жил один человек, и была у него кошка, которую он считал такой умной, такой необыкновенной, что величал […].

Над нашей квартирой Над нашей квартирой Собака живет, Собака живет, Собака живет. Лает собака И спать не дает, Спать не дает Нам. А […].

Кот Матроскин и мыши У дяди Федора в доме вдруг мыши завелись. Все грызут: и крупу, и валенки. Сунул дядя Федор ногу в тапочек, […].

Осел и Заяц Осел не птица, Он не горазд летать, Однако ж для него не в первый раз хвастАть, Мычать И род зверей […].

Кошка В древности кошки не были домашними животными, они жили в лесу. Жила-была одна кошка, и дружила она с зайцем. Они […].

Дик Уиттингтон и его кошка Очень давно, с тех пор прошло уже лет пятьсот, а то и больше, жил в Англии мальчик по имени Дик […].

Курица и кошка – Ты мне нравишься, курица, – сказала однажды кошка. – Ты серая и я серая, надо нам с тобой подружиться. […].

Капризная кошка Девочка сидела за столом и рисовала картинки. Вдруг пришла полосатая Кошка и стала смотреть, что делает Девочка. – Что это […].

Ученая кошка Жил-был богатый купец. Задумал он однажды отправиться в чужие страны торговать. Накупил много разных товаров, распрощался с женой и пустился […].

Кошка и коршун Жил некогда коршун, рожденный на вершине горного дерева. И жила кошка, рожденная у подножья этой горы. Коршун не решался улетать […].

Беспризорная кошка I Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла […].

Кошка Машка Поехал я зимою в Северный край охотиться за медведями. Поздно вечером добрался я наконец до глухой лесной сторожки. Она находилась […].

Глупая кошка Рассказывают, что в пещере льва завелась однажды мышь. Ночью, когда лев спал, мышь неслышно выползала из своей норки и обгрызала […].

Петух и кошка Жил-был у одного человека петух. А в дом частенько забегала кошка. Прокрадется незаметно на кухню, схватит добычу – и прочь. […].

Медведь, собака и кошка Жил себе мужик, у него была добрая собака, да как устарела – перестала и лаять и оберегать двор с амбарами. […].

Кошка, превращенная в женщину Был в старину такой дурак, Что в Кошку по уши влюбился; Не мог он жить без ней никак: С ней […].

Маленький Жан и большая белая кошка У одного короля было три сына. Одного звали Жан, а двух других Помпон Голубой и Помпон Зеленый. Однажды король им […].

Умные животные: Сравнительно умная кошка Говорят, что слоны и обезьяны очень умные животные. Но и другие животные тоже не дураки. Вот, посмотрите, каких умных животных […].

Новопожалованный Осел Когда чины невежа ловит, Не счастье он себе, погибель тем готовит. Осел добился в знатный чин. В то время во […].

Осел Когда вселенную Юпитер населял И заводил различных тварей племя, То и Осел тогда на свет попал. Но с умыслу ль, […].

Загадки про домашних животных Собой не птица, петь не поет, кто в хозяину идет – она знать дает. (Собака) На сене лежит, сама не […].

Сова и летучая мышь Однажды в густом лесу спала на ветке дерева, повиснув вниз головой, летучая мышь, а на соседней сидела и спала сова. […].

Осел и волк Однажды отощавший за зиму осел щипал траву на лугу. День был солнечный с легким весенним ветерком, и кругом было много […].

Осел, петух и лев На скотном дворе были осел и петух. Голодный лев увидел осла и хотел уже подкрасться и растерзать его. Но в […].

Тигр и осел Рассказывают, что в незапамятные времена один купец, возвращаясь из дальних странствий, купил осла – самого толстого и самого глупого. Погрузил […].

Собака и кот В давние времена выслеживать добычу по запаху умел только кот. Об этом узнала собака и поняла, что это прекрасный способ […].

Работай, кошка, работай! Жил на свете совсем бедный парень. А женился на дочке богатого. Перед венцом она одно условие жениху поставила: как бы […].

Как собака нашла себе хозяина В давние-давние времена жила собака. Она искала себе хозяина. Потому что жизнь ее была очень тяжела. Однажды отправилась она куда […].

Человек и сатир Говорят, что когда-то человек с сатиром решили жить в дружбе. Но вот пришла зима, стало холодно, и стал человек дышать […].

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Конь, бык, собака и человек.
Кошка и куры.
Кошка и мыши.
Кошка и петух.
Краб и лисица.
Крестьянин и его дети.
Крестьянин и его сыновья.
Крестьянин и змея.
Крестьянин и собаки.
Крестьянин и судьба.

Конь, бык, собака и человек
Зевс сотворил человека, но жизнь ему дал недолгую. А человек, по своей сообразительности, с наступлением холодов построил себе дом и поселился там. Стужа была сильная, лил дождь; и вот конь не мог больше это выдержать, прискакал к человеку и попросил приютить его. А человек сказал, что пустит коня, лишь если тот подарит ему часть своей жизни: и конь охотно согласился. Немного спустя появился и бык, тоже не в силах более терпеть непогоду, и человек опять сказал, что пустит его, лишь если тот отдаст ему столько-то лет своей жизни; бык отдал, и человек его пустил. Наконец, прибежала собака, измучась на холоду, тоже отдала частицу своего века и тоже нашла приют. Так и получилось, что только назначенные Зевсом годы живет человек по-хорошему и по-настоящему; дожив до конских лет, делается хвастливым и чванным; в бычьи годы становится тружеником и страдальцем; а в собачьи годы оказывается сварливым и ворчливым.
Басню можно применить к человеку старому, злонравному и несносному.

Кошка и куры
Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? “Отлично! – сказали куры, – но только когда тебя нет поблизости”.
Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

Читайте также:  Басня Эзопа Лисица и маска

Кошка и мыши
В одном доме было много мышей. Кошка, узнав об этом, явилась туда и стала их ловить и пожирать одну за другою. Мыши, чтобы не погибнуть вконец, попрятались по норам, и кошка не могла до них там добраться. Тогда она решила выманить их хитростью. Для этого она ухватилась за гвоздь, повисла и притворилась мертвой. Но выглянула одна из мышей, увидела ее и сказала: “Нет, любезная, хоть и вовсе мешком обернись, а я к тебе не подойду”.
Басня показывает, что разумные люди, испытав чье-нибудь коварство, не дают больше ввести себя в обман.

Кошка и петух
Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: “Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер”. Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев – старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: “Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?”
Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.

Краб и лисица
Краб выполз из моря и кормился на берегу. А голодная лисица его увидела, и так как ей есть было нечего, то подбежала она и схватила его. И, видя, что сейчас она его съест, молвил краб: “Что ж, поделом мне: я житель моря, а захотел жить на суше”.
Так и у людей – те, кто бросает свои дела и берется за чужие и несвойственные, поделом попадают в беду.

Крестьянин и его дети
Крестьянин собрался помирать и хотел оставить своих сыновей хорошими земледельцами. Созвал он их и сказал: “Детки, под одной виноградной лозой у меня закопан клад”. Только он умер, как сыновья схватили заступы и лопаты и перекопали весь свой участок. Клада они не нашли, зато перекопанный виноградник принес им урожай во много раз больший.
Басня показывает, что труд – это клад для людей.

Крестьянин и его сыновья
Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: “Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко”.
Басня показывает, что насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

Крестьянин и змея
Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть. Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел возле ее норы, чтобы убить ее сразу, едва она покажется. Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно, и стал он просить змею помириться с ним. “Нет, – ответила змея, – ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в камне, ни ты мне – глядя на могилу сына”.
Басня показывает, что после сильной вражды не легко бывает примирение.

Крестьянин и собаки
Крестьянина на пастбище застигла непогода, и он не мог выйти из хижины, чтобы достать пропитание. Тогда он съел сначала своих овец. Буря не унималась; тогда он поел и коз. Но непогоде конца не было видно, и тогда, в третью очередь, взялся он за пахотных волов. Тут собаки, глядя, что он делает, сказали друг другу: “Пора нам отсюда бежать: коли хозяин не пожалел и волов, что с ним работают, то нас и подавно не пощадят”.
Басня показывает, что остерегаться более всего надо тех, кто даже своих близких не колеблется обидеть.

Крестьянин и судьба
Крестьянин, вскапывая поле, нашел клад; за это он стал каждый день украшать Землю венком, полагая ее своей благодетельницей. Но явилась к нему Судьба и сказала: “Друг мой, зачем ты благодаришь Землю за мой подарок? Ведь это я его тебе послала, чтобы ты разбогател! А ведь если случай переменит твои дела и окажешься ты в нужде и бедности, то опять бранить ты будешь меня, Судьбу”.
Басня показывает, что надо знать своего благодетеля и ему воздавать благодарность.

Урок с ИКТ “Сочиняем басню по картинке”, УМК “Перспективная начальная школа”

  • Закрепить теоретические знания школьников о жанре басни (полученные ими на уроках литературного чтения).
  • Работать с пословицами, сравнивая их между собой по смыслу и примеряя в качестве вывода – морали к басне.
  • Учить детей коротко пересказывать текст, выбирая самое главное.
  • Использовать живописное произведение в качестве иллюстрации.

1. Организационный момент.

(Включена аудиозапись фрагмента ранее знакомой учащимся басни И.А.Крылова «Лисица и виноград»)

– Откуда эти строки? Кто автор?

– А что такое басня?

– А известны ли вам имена других баснописцев? (Эзоп – Древняя Греция, Лафонтен – Франция, И.Крылов – Россия.)

Баснописцем нашего времени является С.Михалков.

Самыми первыми баснями были просто древние сказки. Приложение 1 (слайд )

Сегодня на уроке вы будете учиться сочинять и записывать басню в прозе по картине Готфрида Минда.(слайд )

Готфрид Минд родился в Берне в 1768 году и прожил там 46 лет. Современники называют его «кошачьим Рафаэлем». Прославился Готфрид искусными зарисовками сцен, взятых из жизни своей любимой кошки Минетты, а также ее многочисленного потомства.

Сегодня на уроке вы будете учиться сочинять и записывать басню в прозе по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».(слайд )

2. Беседа по картине.

– Как вы думаете, какие отношения между кошкой и мышами: обычные или нет?

– Кто из них, как правило, сильный, а кто слабый? Что же на картине непривычного?

– Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?

– Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности?

– Найдите мышей, которые рассматривают кошку.

– Как вы думаете, что чувствует кошка? Как об этом узнали? (Обратите внимание на её позу и взгляд.)

– Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке?

Видно ли это по её позе?

– Хотите послушать сказку, которую придумала, глядя на эту картину, знакомая нам Волшебница?

3. Слушание сказки «СКАЗКА О МЫШАХ И КОШКЕ» (слайд)

4. Беседа по содержанию сказки и сравнение её с басней.

– Вам понравилась сказка?

Чем эта сказка напоминает басню, а чем от неё отличается?

– Какие герои чаще всего действуют в басне?

– Только ли о животных говорится в басне?

– Из каких частей обычно состоит басня?

– Можно ли на основе этой сказки сочинить басню?

Предлагаю в качестве морали к басне использовать пословицу.

  • На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.
  • Видит око, да зуб неймёт.
  • Близко локоть, да не укусишь.
  • Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.
  • Отольются кошке мышкины слёзки.
  • И через золото слёзки текут.
  • Не всё коту масленица.
  • Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.(слайд )

– Какие из этих пословиц можно использовать в качестве морали к басне «Про мышей и кошку»?

– Прочитайте первую пословицу. Найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу.

– Прочитайте вторую пословицу. В какой пословице речь идёт о том же самом?

– Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Можно ли её применить как мораль для этой истории?

6. Сочинение басни

– Придумайте короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которую рассказала Волшебница.

Для этого постарайтесь пересказать сказку как можно короче.

Выбирайте из неё самое главное.

На какую хитрость пошли мыши, которых обижала кошка?

Теперь могла ли кошка причинить вред мышам?

Как только кошка очутилась в клетке, мыши перестали пропадать или нет?

Не забудьте подобрать к своей басне подходящую мораль из списка пословиц.

Подсказка для тех учащихся, кому трудно сочинить басню (стр.109).

Маша началу свою сказку так: «Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда-то пропадали. Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»

– Продолжи и закончи Машин вариант басни. Не забудь завершить басню моралью. Используй для этого пословицу (стр.108), (слайд)

«Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…».

7. Самостоятельная работа учащихся (работа в парах ).

Басни для 2 класса

Басни Эзоп в переводе Л. Н. Толстого

Басни для чтения в начальной школе

Ворон и Лисица

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, Ворон, как посмотрю на тебя — по твоему росту да красоте, только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, Ворон! Коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

Лисица и Виноград

(Лисица увидала — висят спелые кисти Винограда — и стала прилаживаться, как бы их съесть.

Она долго билась, но не могла достать.

Чтоб досаду заглушить, она говорит: «Зелены ещё».

Лев и Лисица

Лев от старости не мог уже ловить зверей и задумал хитростью жить: зашёл в пещеру, лёг и притворился больным. Стали ходить звери его проведывать, и он съедал тех, которые входили к нему в пещеру.

Лисица смекнула дело, стала у входа в пещеру и говорит:

— Что, Лев, как можешь?

— Плохо. Да ты отчего же не входишь?

А лисица говорит:

— Оттого не вхожу, что по следам вижу — входов много, а выходов нет.

Лисица и Журавль

Лисица позвала Журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и Лисица сама всё поела. На другой день Журавль к себе позвал Лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а Журавль всунул свою длинную шею и всё выпил один.

Орёл, Ворона и Пастух

Ходили овцы по полю. Откуда ни взялся Орёл, — упал с неба, вцепился когтями в ягнёнка и унёс его. Ворона видела это и хотела тоже мяса поесть. Она сказала: «Это не хитрая штука. Дай я тоже сделаю, да ещё лучше. Орёл глуп, он малого ягнёнка взял, а я вон того жирного барана выберу». Взялась барану Ворона когтями прямо в волну, хотела поднять — не может. И не знает Ворона, как самой из волны когти выдрать. Пастух пришёл, выдрал Вороне ноги из волны, убил её и бросил.

Растолстевшая Мышь

Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь прошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, Мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

Мышь и Лягушка

Пришла Мышь в гости к Лягушке. Лягушка встретила Мышь на берегу и стала ее звать к себе в хоромы под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива вон вылезла.

— Никогда, — сказала она, — к чужим людям в гости ходить не буду.

Два Петуха и Орёл

Дрались два Петуха у навозной кучи. У одного Петуха было силы больше, он забил другого и прогнал от навозной кучи. Все куры сошлись вокруг Петуха и стали хвалить его. Петух хотел, чтобы и на другом дворе узнали про его силу и славу. Он взлетел на сарай, забил крылами и запел громко: «Смотрите все на меня, я Петуха побил! Нет ни у одного Петуха на свете такой силы».

Не успел пропеть, летит Орёл, сбил Петуха, схватил в когти и унёс в своё

Кот с бубенцом

Стало Мышам плохо жить от Кота. Что ни день, то двух, трёх заест. Сошлись раз Мыши и стали судить, как бы им от Кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать.

Вот одна Мышка и сказала:

— Я вам скажу, как нам от Кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идёт. Надо Коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём.

— Это бы хорошо, — сказала старая Мышь, — да надо кому-нибудь звонок на Кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок Коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

Путники

Шли по дороге Старик и Молодой. Видят они: на дороге лежит мешок денег.

Молодой поднял и сказал:

— Вот бог мне находку послал.

А Старик сказал:

— Нет, мы не вместе нашли, я один поднял.

Старик ничего не сказал. Прошли они ещё немного. Вдруг слышат, скачет сзади погоня, кричат:

— Кто мешок денег украл?

Молодой струсил и сказал:

— Как бы нам, дядюшка, за нашу находку беды не было.

— Находка твоя, а не наша, и беда твоя, а не наша.

Малого схватили и повели в город судить, а Старик пошёл домой.

Черепаха и Орёл

Черепаха просила Орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало; а она всё просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

Мышь, Петух и Кот

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

— Скажи, какие это звери?

— Един страшный ходит по двору вот этак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.

— Это Петух, — сказала старая Мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая Мышь сказала:

— Дура ты, дура. Ведь это сам Кот.

Волк и Собака

Худой Волк ходил подле деревни и встретил жирную Собаку.

Волк спросил у Собаки:

— Скажи, Собака, откуда вы корм берёте?

— Верно, вы трудную службу служите.

— Нет, наша служба не трудная. Дело наше — по ночам двор стеречь.

— Так только за это вас так кормят, — сказал Волк. — Я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.

— Что ж, иди, — сказала Собака. — Хозяин и тебя также кормить станет.

Волк был рад и пошёл с Собакой к людям служить. Стал уже Волк в ворота входить, видит он, что у Собаки на шее шерсть стёрта.

— А это у тебя, Собака, от чего?

— Да так, — сказала Собака.

— Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.

— Ну, так прощай, Собака, — сказал Волк. — Не пойду к людям жить. Пускай не так жирён буду, да на воле.

Лев и Осёл

Пошёл раз Лев на охоту и взял с собой Осла и сказал ему:

— Ты зайди, Осёл, в лес и кричи, что есть мочи — у тебя горло просторно. Какие звери от этого крика пустятся бежать, я тех поймаю.

Так и сделал. Осёл кричал, а звери бежали, куда попало, и Лев ловил их. После ловли Лев сказал Ослу:

— Ну, хвалю тебя, ты хорошо кричал.

И с тех пор Осёл всё кричит, всё ждёт, чтобы его хвалили.

Мужик и Счастье

Мужик пошёл косить луга и заснул, а Счастье ходило по свету.

Подошло Счастье к Мужику и сказало:

— Вот он вместо работы спит, а потом не сберёт сено за погоду, на меня, на Счастье, скажет.

Скажет: мне счастья нет.

Конь и Кобыла

Кобыла ходила день и ночь в поле, не пахала, а Конь кормился ночью, а днём пахал.

Кобыла и говорит Коню:

— Зачем ты пашешь? Я бы на твоём месте не пошла. Он бы меня плетью, а я бы его ногою.

На другой день Конь так и сделал. Мужик видит, что Конь стал упрям, запрёг в соху Кобылу.

Стрекоза и Муравей

Осенью у Муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная Стрекоза попросила у них корму.

Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму? »

Она сказала: «Недосуг было: песни пела».

Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».

Уж и Ёж

Пришёл раз Еж к Ужу и сказал:

— Пусти меня, Уж, в своё гнездо на время.

Уж пустил. Только как залез Ёж в гнездо, не стало житья ужатам от Ежа.

— Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои все колются о твои иглы, и им больно.

— Тот уходи, кому больно, а мне и тут хорошо.

Галка и Кувшин

Хотела Галка пить. На дворе стоял Кувшин с водой, а в Кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать.

Она стала кидать в Кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было пить.

Лисица и Обезьяна

Выбрали раз звери себе Обезьяну в начальники.

Лисица пришла к Обезьяне и говорит:

— Ты теперь у нас начальник, я тебе услужить хочу: я нашла в лесу клад; пойдём, я тебе покажу.

Обезьяна обрадовалась и пошла за Лисицей.

Лисица привела Обезьяну к капкану и говорит:

— Вот здесь, возьми сама, я до тебя трогать не хотела.

Обезьяна засунула лапы в капкан и попалась. Тогда Лисица побежала, призвала всех зверей и показала им Обезьяну.

— Посмотрите, — говорит, — какого вы начальника выбрали! Видите, у неё ума нет, она в капкан попала.

Мышь полевая и Мышь городская

Пришла важная Мышь из города к простой Мыши. Простая Мышь жила в поле и дала своей гостье, что было: гороха и пшеницы.

Важная Мышь погрызла и сказала:

— Оттого ты и худа, что житьё твоё бедное, приходи ко мне, посмотри, как мы живём.

Вот пришла простая Мышь в гости. Дождались под полом ночи.

Люди поели и ушли. Важная Мышь ввела из щели свою гостью в горницу, и обе влезли на стол. Простая Мышь никогда не видала такой еды и не знала, за что взяться.

— Твоя правда, наше житьё плохое. Я перейду также в город жить.

Только она сказала это, затрясся стол, и в двери вошёл человек со свечкой и стал ловить Мышей. Насилу они ушли в щёлку.

— Нет, — говорит полевая Мышь, — моё житьё в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не знаю.

Кошка и Лисица

Разговорились Кошка с Лисицею, как от собак отделаться.

— Я собак не боюсь, потому что у меня от них одна уловка есть.

А лисица говорит:

— Как можно с одной уловкой отделаться от собак? У меня так семьдесят семь уловок и семьдесят семь увёрток есть.

Пока они говорили, наехали охотники и набежали собаки. У Кошки одна уловка: она вскочила на дерево, и собаки не поймали её, а Лисица начала свои увёртки делать, да не увернулась — собаки поймали её.

Собака и Волк

Собака заснула за двором.

Голодный Волк набежал и хотел съесть её.

Собака и говорит:

— Волк! Подожди меня есть, — теперь я костлява, худа. А вот, дай срок, хозяева будут свадьбу играть, тогда мне еды будет вволю, я разжирею, — лучше тогда меня съесть.

Волк поверил и ушёл.

Вот приходит он в другой раз и видит — Собака лежит на крыше. Волк и говорит:

— Что ж, была свадьба?

А Собака и говорит:

— Вот что, Волк: коли другой раз застанешь меня сонную перед двором, не дожидайся больше свадьбы.

Волк и Белка

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскочил и хотел её съесть.

Белка стала просить:

— Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, Белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь — вы там вверху всё играете и прыгаете.

— Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Мужик и Водяной

Мужик уронил топор в реку; с Горя сел на берег и стал плакать.

Водяной услыхал, пожалел Мужика, вынес ему из реки золотой топор и говорит:

Водяной вынес другой, серебряный топор.

Мужик опять говорит:

Тогда Водяной вынес настоящий топор.

— Вот это мой топор.

Водяной подарил Мужику все три топора за его правду. Дома мужик показал товарищам топоры и рассказал, что с ним было.

Вот один Мужик задумал то же сделать: пошёл к речке, нарочно бросил свой топор в воду, сел на берег и заплакал.

Водяной вынес золотой топор и спросил:

Мужик обрадовался и закричал:

Водяной не дал ему золотого топора и его собственного назад не отдал, — за его неправду.

Отец и Сыновья

Отец приказывал Сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались.

Вот он велел принести веник и говорит:

Сколько они ни бились, не могли сломать.

Тогда Отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит:

— Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь, — вас всякий легко погубит.

Лгун

Мальчик стерёг овец и, будто увидав Волка, стал звать: «Помогите, Волк! Волк!»

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал Волк.

Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, Волк!»

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.

Волк видит: бояться нечего — на просторе перерезал всё стадо.

Конспект урока-проекта «Басни»

Попова Лариса
Конспект урока-проекта «Басни»

Цель: синтезировать полученные сведения о многообразии басен.

1. Охарактеризовать структуру басни.

2. Показать взаимосвязь басен разных авторов.

3. Совершенствовать умение осознанно и выразительно читать и анализировать басни.

4. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.

1. Распределение проектных заданий.

2. Поиск материала учащимися по теме.

3. Подготовка выставки книг и рисунков.

1. Портреты Крылова, Толстого, Лафонтена, Михалкова.

2. Рисунки детей к басням.

3. Книги с баснями разных авторов.

4. Коробка (ящик загадок).

5. У детей листки для самостоятельной работы.

6. Проектор, ноутбук для демонстрации презентаций.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-презентация ваших проектов.

Посмотрите на выставку книг, рисунки, портреты и скажите, как можно назвать тему нашего урока? (Басни – это интересно)

На какие вопросы мы должны будем ответить на уроке? (Почему и чем интересны басни)

Мы с вами уже знаем, что первые басни появились тысячелетия назад, а знаменитый И. А. Крылов написал свои басни 150 лет назад. Зачем же нам, людям 21 века, в век мобильной связи и компьютеров изучать басни?

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки, и басни, как никогда помогают усовершенствовать, прежде всего, самого себя, посмотреть на себя со стороны и постараться избавиться от своих недостатков.

Защита проектных заданий по группам.

1. На какие произведения устного народного творчества похожи басни? Чем?

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Басни похожи на пословицы и поговорки. Главное в них донести мораль читателю.

Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.

2. Каких писателей, создавших басни, вы знаете? Где и когда они жили?

Эзоп — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г до н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились.

Считают, что Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе.

Жан де Лафонтен — французский баснописец.

Первый сборник басен, состоявший из шести книг, вышел в свет в 1668 году,под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные в стихах Ж. де-Лафонтеном»

Басни его завораживают своей жизненностью;иллюзия полная: басня была пережита автором, а потому очаровывает и читателя. Лафонтен действительно видит то, что описывает. Собственно говоря, басниЛафонтена не читаешь и не запоминаешь: их смотришь и слышишь.

Лев Николаевич Толстой, обращаясь к жанру басни, был уверен в том, что он обязательно найдет своего читателя. Потому что, сочиняя произведения такого рода, он стремился к тому, чтобы они были «максимально приближены к детскому восприятию».

Созданные на основе эзоповских, басни Толстого написаны лаконично и без затей. Несмотря на то, что сюжеты являются заимствованными, воспринимаются эти произведения, как оригинальные, настолько самобытно они написаны. Лев Николаевич всегда стремился к тому, чтобы мораль была чёткой и ясной, живой и конкретной.

Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии Наук. В качестве баснописца писатель начал себя проявлять в 1805 году, после того, как перевел на русский язык две басни Лафонтена.

За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец

В своих баснях Крылов дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Каждая басня содержит в себе мораль. Его басни были переведены на французский, итальянский, грузинский и прочие языки. Королём русскоязычной басни называют Ивана Андреевича Крылова

3. Покажите книги с баснями этих писателей.

4. Расскажите 2 басни наизусть.

Эзоп, «Муравей и цикада»

Нес муравей сушить за свой порог зерна,

Которые он на зиму запас с лета.

Голодная цикада подошла близко

И попросила, чтоб не умереть, корму.

«Но чем же занималась ты, скажи, летом?»

«Я, не ленясь, все лето напролет пела».

Расхохотался муравей и хлеб спрятал:

«Ты летом пела, так зимой пляши в стужу».

(Заботиться важнее о своей пользе,

Чем негой и пирами услаждать душу.)

Жан де Лафонтен, «Цикада и муравьиха»

Цикада летом пела,

Но лето пролетело.

Подул Борей — бедняжке

Пришлось тут очень тяжко.

Осталась без кусочка:

Ни мух, ни червячочка.

Пошла она с нуждою к соседушке своей.

Соседку, кстати, звали мамаша Муравей.

И жалобно Цикада просила одолжить

Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить

До солнечных и теплых деньков, когда она,

Конечно же, заплатит соседушке сполна.

До августа, божилась, вернет проценты ей.

Но в долг давать не любит мамаша Муравей.

И этот недостаток, нередкий у людей,

Был не один у милой мамаши Муравей.

Просительнице бедной устроили допрос:

— Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос.

— Я пела днем и ночью и не хотела спать.

— Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Иван Крылов, «Стрекоза и муравей» (по ролям)

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Всёпрошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка,мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». —

«А, так ты.» — «Я без души

Лето целое всё пела». —

«Ты всё пела?это дело:

Так поди же, попляши!

1. Найдите басни, в моралях которых заключены похожие мысли.

2. Кто создал эти басни?

3. Прочитайте эти басни наизусть.

Басня «Муравей и Голубка»

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. Л. Н. Толстой

Басня «Лев и Мышь»

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее;она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала,перегрызла веревку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро. Л. Н. Толстой

1. В каких баснях встречаются одни и те же животные? Похожи ли их характеры и поступки?

Животные – герои басен

Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это признак какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — олицетворение невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности

Лисица – олицетворение лицемерия. Вспомните русские народные сказки, лисица в них выступала в роли хитрого, коварного зверя. Обманом она достигала намеченной цели и часто оставалась безнаказанной. Несмотря на такую отрицательную характеристику, охотники многих народов старались носить с собой или амулет в виде лисицы, или хвост лисы. Они верили, что станут увёртливыми, как лиса, а движения их приобретут быстроту, свойственную этому зверю.

Лисица является героиней следующих басен: Орел и лисица, Лисица и козел, Лисица и лев, Лисица и барс, Лисица и обезьяна, Лисица и виноград, Бесхвостая лисица, Лисица и терновник, Лисица и крокодил, Лисица и дровосек, Растолстевшая лисица, Лисица и маска, Лисица и собаки, Гадюка и лиса, Галка и лисица, Собака и лисица, Лев и лисица, Ворон и лисица, Две крысы, яйцо и лиса, Козёл и лисица, Лисица и виноград, Лис и Козел, Лис и Цапля, Ворона и Лисица, Лисица и виноград, Лисица и Сурок, Крестьянин и Лисица, Добрая лисица, Лев и Лисица, Лиса-строитель, Лисица и Осёл, Крестьянин и Лисица.

Волк символизирует семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство, свободу, индивидуальность, деление знинием и мудростью, хитрость, охоту, поиск.

Волк встречается в следующих баснях: Пахарь и волк, Собака и волк, Волки и овцы, Волк и конь, Волк и ягненок, Волк и цапля, Волк и коза, Волк и старуха, Волк и овца, Осел и волк, Осел, ворон и волк, Пастух и волчата, Волк и собака, Лев, волк и лиса, Волк и Ягненок, Комар и Волк, Волк и Ягненок, Волк на псарне, Волк и Кукушка, Волк и Волчонок, Лев и Волк, Волк и Журавль, Волк и Мышонок, Волк и Кот, Волки и Овцы, Волк и Пес, Волк и Цапля, Волк-пастух

Медведь символизирует целительство, божественность, неуязвимость, защиту, правду, выносливость, терпение, интуицию, силу, храбрость.

Медведь – герой следующих басен: Трудолюбивый Медведь, Квартет, Мор зверей, Пустынник и медведь, Медведь у Пчел, Медведь в сетях, Лев и медведь.

Лев символизирует королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость.

Лев является героем следующих басен: Лев и человек, Лев, Лев и Мышь, Лев состаревшийся, Лев и Волк, Лев и Лисица, Лев и Комар, Воспитание Льва, Лев и Барс, Осел, лисица и лев, Львица и лиса, Комар и лев, Человек и лев попутчики, Лев, Прометей и слон, Лев, волк и лиса, Лев и комар, Лев и Мышь, Пастух и лев, Лев и крестьянин, Лев и лягушка, Лев и лисица, Лев и бык, Лев и крестьянин, Лев и дельфин, Лев и осел, Осел, петух и лев, Олень и лев, Лисица и лев.

Обезьяна в китайской традиции означает озорство, тщеславие, желание передразнивать. В христианстве – коварство, хитрость, легкомыслие, любовь к роскоши. У индусов обезьяна олицетворяет доброжелательность и нежность.

Обезьяна встречается в следующих баснях: Лисица и обезьяна, Дельфин и обезьяна, Обезьяна и верблюд, Обезьяна и рыбаки, Обезьяньи дети, Верблюд, слон и обезьяна,Обезьяна, Зеркало и Обезьяна, Квартет, Мартышка и очки. и др.

Осёл символизирует жадность, невежество, глупость. Он медлителен, нетороплив, произносит свои суждения значительно. Самонадеянность и тупость осла очень чётко подмечается авторами.

Осёл – герой следующих басен: Осел, петух и лев, Лев, Лев и осел, Осел и садовник, Осел, навьюченный солью, Осел и мул, Осел со статуей на спине, Осел и погонщик, Осел и волк, Осел в львиной шкуре, Осел и лягушки, Покупка осла, Осел и мул, Осел и собака, Два осла, Конь и осел, Осёл и Соловей, Осёл и Мужик, Лисица и Осёл, Филин и Осёл, Осёл и Заяц.

2. Кто авторы этих басен?

3. Инсценируйте 1 басню.

1. Найдите в баснях предметы, которые использовали герои.

2. Составьте о них загадки для «ящика загадок».

3. Придумайте загадки с использованием реплик героев.

В деревянной раме

Художник перед нами.

Художник честный много лет

Дарит каждому портрет.

А портрет на диво!

И выполнен правдиво.

На серебряное блюдце

Мало кто в обиде.

Кто на блюдечко посмотрит –

В нём себя увидит.

Наше мсто на глазах,

Держимся за ушки,

Любят нас все старички,

Мы обычные. (очки)

То, что он продукт молочный,

Вам любой расскажет точно.

Больше всех содержит дыр

Ароматный вкусный. (Сыр)

Ходит гном с бородой

Под диваном и тахтой.

Пройти надо гному.

Он не просто ходит,

Смастерили из досок

И надели поясок,

Пусть хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

«Узнайте басню по цитате»

– Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

«Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» (Кукушка и Петух»)

«Вперёд своей беде не смейся, голубок» («Чиж и Голубь»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»)

«А ларчик просто открывался» («Ларчик»)

«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!» («Слон и Моська»)

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)

«Сильнее кошки зверя нет». («Мышь и Крыса»)

«А Васька слушает, да ест». («Кот и Повар»)

«Слона-то я и не приметил». («Любопытный»)

«Продолжите строчки из басни»

Ворона каркнула во все воронье горло: … (сыр выпал – с ним была плутовка такова)

“А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь!”)

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам … (да только воз и ныне там)

“Чем кумушек считать трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”)

“Ты всё пела, это дело…. (так пойди же попляши!”)

“Ай, Моська, знать она сильна…. (что лает на слона!”)

Лучше ты меня, бедняжку, пожалей, пожалей (молоко в другую чашку перелей)

Итог урока.

II. По описанию догадайся, о какой басне идет речь

– Героиня этой истории не сумела разобраться, как пользоваться одной вещью. От досады она её сломала. (Мартышка и очки)

-Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрая противница обманом лишает её всего состояния. (Ворона и лисица).

-Героиня этой истории пела и танцевала все лето. А когда наступила зима, ей стало совсем не до веселья. (Стрекоза и муравей)

-Героиня этой истории считала, что можно прославиться не бесстрашием, а пустым громким лаем. (Слон и моська).

Итог урока

– Закончить наш урокхочется словами Михаила Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессменные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

– Какие качества высмеиваются в баснях, а какие поощряются?

– Я вам желаю искоренять в себе недостатки и растить в себе хорошее, доброе!

Конспект урока «Число 2. Цифра 2» Тема: Число и цифра 2. Цель: Создание условий для ознакомления с числом и цифрой 2. Задачи: 1. Познакомить с образованием числа 2. Цифра.

Конкурс чтецов «Басни Крылова» Дети под музыку заходят в зал, встают в полукруг Ведущий: Поэзии чудесная страница. Для нас сегодня открывает дверь, И чудо пусть любое.

Конспект урока по учебной дисциплине «Коллективное музицирование» в формате квест-проекта КВЕСТ «СПАСЕНИЕ СОФИИ» ЭТАП МОТИВАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: Я приветствую вас, дорогие друзья! Мы продолжаем изучать с вами великое многообразие.

Конспект урока «Звуки [П]-[П`]» Конспект урока учителя-логопеда Барановской Л. А. Тема: «Звуки [П]-[П`]» Цель: Дифференциация звуков [П] – [П`]. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Инсценировка басни Крылова «Квартет» Цели: Развивать у детей творческое воображение, умение проигрывать в действии цепочку заданных движений; Побуждать детей с помощью жестов,.

Отчет о проведенном тематическом мероприятии «Басни дедушки Крылова» (Проект «Книга – добрый друг» совместная работа воспитателя Куломзинского детского сада и библиотекаря сельского Дома культуры) 14 февраля,.

Театрализованное представление по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» «Стрекоза и муравей» (подготовительная группа) (дети под музыку входят в зал и становятся полукругом, в руках цветы). 1 реб. : Летом солнышко.

Конспект урока по СБО. Тема урока: «Изделия из пресного теста. Технология приготовления пирожков с картофелем» План-конспект открытого урока. Тема урока: «Изделия из пресного теста. Технология приготовления пирожков с картофелем». Цель урока: Углубить.

Сценарий осеннего праздника по мотивам басни Крылова «Стрекоза и муравей» Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник свой осенний начинаем. Позабудьте.

Внеклассное чтение басни И. А. Крылова «Кукушка и петух» Внеклассное чтение на тему: Басня И. А. Крылова «Кукушка и петух». Цель: – прививать детям любовь к чтению, познакомить учащихся с биографией.

Читайте также:  Басня Эзопа Живот и Ноги
Ссылка на основную публикацию