Басня Эзопа Крестьянин и Собаки

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Конь, бык, собака и человек.
Кошка и куры.
Кошка и мыши.
Кошка и петух.
Краб и лисица.
Крестьянин и его дети.
Крестьянин и его сыновья.
Крестьянин и змея.
Крестьянин и собаки.
Крестьянин и судьба.

Конь, бык, собака и человек
Зевс сотворил человека, но жизнь ему дал недолгую. А человек, по своей сообразительности, с наступлением холодов построил себе дом и поселился там. Стужа была сильная, лил дождь; и вот конь не мог больше это выдержать, прискакал к человеку и попросил приютить его. А человек сказал, что пустит коня, лишь если тот подарит ему часть своей жизни: и конь охотно согласился. Немного спустя появился и бык, тоже не в силах более терпеть непогоду, и человек опять сказал, что пустит его, лишь если тот отдаст ему столько-то лет своей жизни; бык отдал, и человек его пустил. Наконец, прибежала собака, измучась на холоду, тоже отдала частицу своего века и тоже нашла приют. Так и получилось, что только назначенные Зевсом годы живет человек по-хорошему и по-настоящему; дожив до конских лет, делается хвастливым и чванным; в бычьи годы становится тружеником и страдальцем; а в собачьи годы оказывается сварливым и ворчливым.
Басню можно применить к человеку старому, злонравному и несносному.

Кошка и куры
Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? “Отлично! – сказали куры, – но только когда тебя нет поблизости”.
Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

Кошка и мыши
В одном доме было много мышей. Кошка, узнав об этом, явилась туда и стала их ловить и пожирать одну за другою. Мыши, чтобы не погибнуть вконец, попрятались по норам, и кошка не могла до них там добраться. Тогда она решила выманить их хитростью. Для этого она ухватилась за гвоздь, повисла и притворилась мертвой. Но выглянула одна из мышей, увидела ее и сказала: “Нет, любезная, хоть и вовсе мешком обернись, а я к тебе не подойду”.
Басня показывает, что разумные люди, испытав чье-нибудь коварство, не дают больше ввести себя в обман.

Кошка и петух
Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: “Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер”. Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев – старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: “Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?”
Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.

Краб и лисица
Краб выполз из моря и кормился на берегу. А голодная лисица его увидела, и так как ей есть было нечего, то подбежала она и схватила его. И, видя, что сейчас она его съест, молвил краб: “Что ж, поделом мне: я житель моря, а захотел жить на суше”.
Так и у людей – те, кто бросает свои дела и берется за чужие и несвойственные, поделом попадают в беду.

Крестьянин и его дети
Крестьянин собрался помирать и хотел оставить своих сыновей хорошими земледельцами. Созвал он их и сказал: “Детки, под одной виноградной лозой у меня закопан клад”. Только он умер, как сыновья схватили заступы и лопаты и перекопали весь свой участок. Клада они не нашли, зато перекопанный виноградник принес им урожай во много раз больший.
Басня показывает, что труд – это клад для людей.

Крестьянин и его сыновья
Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: “Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко”.
Басня показывает, что насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

Крестьянин и змея
Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть. Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел возле ее норы, чтобы убить ее сразу, едва она покажется. Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно, и стал он просить змею помириться с ним. “Нет, – ответила змея, – ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в камне, ни ты мне – глядя на могилу сына”.
Басня показывает, что после сильной вражды не легко бывает примирение.

Крестьянин и собаки
Крестьянина на пастбище застигла непогода, и он не мог выйти из хижины, чтобы достать пропитание. Тогда он съел сначала своих овец. Буря не унималась; тогда он поел и коз. Но непогоде конца не было видно, и тогда, в третью очередь, взялся он за пахотных волов. Тут собаки, глядя, что он делает, сказали друг другу: “Пора нам отсюда бежать: коли хозяин не пожалел и волов, что с ним работают, то нас и подавно не пощадят”.
Басня показывает, что остерегаться более всего надо тех, кто даже своих близких не колеблется обидеть.

Крестьянин и судьба
Крестьянин, вскапывая поле, нашел клад; за это он стал каждый день украшать Землю венком, полагая ее своей благодетельницей. Но явилась к нему Судьба и сказала: “Друг мой, зачем ты благодаришь Землю за мой подарок? Ведь это я его тебе послала, чтобы ты разбогател! А ведь если случай переменит твои дела и окажешься ты в нужде и бедности, то опять бранить ты будешь меня, Судьбу”.
Басня показывает, что надо знать своего благодетеля и ему воздавать благодарность.

Басня Эзопа Крестьянин и Собаки

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 079
  • КНИГИ 592 366
  • СЕРИИ 22 122
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 704

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Читайте также:  Басня Эзопа Лебедь и гусь

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Крестьянин и Собака, басня Крылова

Басня «Крестьянин и Собака»

Где почерпнуть мудрость, как не из литературы? Конечно, в русских пословицах, которые издавна служили самым доступным способом передачи умений, вековых знаний, наблюдений и средством воспитания. Но есть случаи, когда пословицы и литература выступают, что называется в одной связке. Речь идёт о крыловских баснях.

Совершенно точно, что к каждой басне Ивана Андреевича Крылова можно подобрать подходящую пословицу или поговорку. И наоборот! Если поговорка – это краткий тезис, то басня поможет наглядно убедиться в её правоте, через ярких героев, понятный знакомый сюжет и красочные аллегории. Это может стать очень увлекательным занятием.

Можно попробовать, например, на басне «Крестьянин и собака», которая была опубликована в 1833 году…

Сюжет басни и герои

Басня рассказывает своему читателю о зажиточном, то есть богатом мужике, который взял себе в помощь собаку. Какая работа у собаки? Дом стеречь и воров отпугивать. Но наша собака оказалась хитрее – она сказала хозяину, что может выполнять сразу несколько работ: полоть, поливать рассаду, стеречь и даже хлеб печь. Ну и оплату, разумеется, Барбос попросил большую, но не настолько как если бы эту работы выполняли несколько помощников.

Жадный хозяин («большой эконом») обрадовался такому решению дел! Правда, недолго он радовался. Приехав с ярмарки, герой увидел, что рассада его куда-то пропала, хлеба нет и подавно, а ещё вдобавок ко всему воры обокрали его двор и дом. Стал спрашивать с собаки, на что та простодушно ответила, что хлеб испечь не смог, потому что следил за рассадой, а рассада пропала, так как Барбос гонял воров по двору, а дом обокрали, так как он отлучился печь хлеб.

Анализ и мораль басни

В русском языке можно найти великое множество пословиц, которые как нельзя лучше опишут мораль этой басни. Например, «за всякое дело берись умело», «торопливый дважды одно дело делает», и, пожалуй, самое точное «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

Автор через аллегории и с помощью свойственного ему красочного языка, говорит нам, что, во-первых, не за своё дело браться не стоит, а, во-вторых, что в погоне за длинным рублём, хватаясь за несколько работ сразу, вряд ли достигнешь успеха.

Неумелые действия, большой объём работы, с которым просто не в состоянии справиться один, скорее всего, приведут к беде. Вот и жадный хозяин, положившись на Барбоса, остался с разорённым домом. Как тут не вспомнить ещё одну известную пословицы – «скупой платит дважды»…

Крестьянин и Собака

У мужика, большого эконома,
Хозяина зажиточного дома,
Собака нанялась и двор стеречь,
И хлебы печь,
И, сверх того, полоть и поливать рассаду.
Какой же выдумал он вздор, —
Читатель говорит, — тут нет ни складу,
Ни ладу.
Пускай бы стеречи уж двор;
Да видано ль, чтоб где собаки хлеб пекали
Или рассаду поливали?
Читатель! Я бы был не прав кругом,
Когда сказал бы: «да», — да дело здесь не в том,
А в том, что наш Барбос за все за это взялся,
И вымолвил себе он плату за троих;
Барбосу хорошо: что нужды до других.
Хозяин между тем на ярмарку собрался,
Поехал, погулял — приехал и назад,
Посмотрит — жизни стал не рад,
И рвет, и мечет он с досады:
Ни хлеба дома, ни рассады.
А сверх того, к нему на двор
Залез и клеть его обкрал начисто вор.
Вот на Барбоса тут посыпалось руганье;
Но у него на все готово оправданье:
Он за рассадою печь хлеб никак не мог;
Рассадник оттого лишь только не удался,
Что, сторожа вокруг двора, он стал без ног;
А вора он затем не устерег,
Что хлебы печь тогда сбирался.

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Басни. Эзоп “Голубь, который хотел пить”, “Бесхвостая Лиса”, А.Е. Измайлов “Филин и Чиж”, И.А. Крылов “Крестьянин и работник”»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствуют формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленность. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуется в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующих его отношения к другим людям, к Родине.

Наименование раздела программы: Басни.

Количество часов: 1.

Тип урока: дополнительное чтение.

Элементы содержания: Развитие читательских навыков; работа с текстом.

Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приемами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарем; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова, А. Е. Измайлова.

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

Элементы дополнительного содержания: сравнение басен разных авторов

Тема урока. Басни. Эзоп “Голубь, который хотел пить”, “Бесхвостая Лиса”, А. Е. Измайлов “Филин и Чиж”, И. А. Крылов “Крестьянин и работник”.

  • познакомить с баснями Эзопа, А. Е. Измайлова, И. А. Крылова;
  • развивать речь и обогащать словарный запас детей;
  • развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;
  • осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прочитанных произведений;
  • продолжить работу по моделированию обложки;
  • формировать оценочную самостоятельность.
  1. учебная хрестоматия “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина);
  2. проэктор”;
  3. модели обложек;
  4. рабочая тетрадь “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина).

1. Организацион-ный момент.

– У нас на уроке гости. Продемонстрируем свои знания, умения работать четко и организованно в группах.

– Итак, друзья, начнем урок!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас.

– У каждого из вас есть свой маршрутный лист, на котором вы будете оценивать свою работу на уроке.

Литературы новый жанр узнали,
Особенности басен распознали.
Произведения вместе мы читали,
Урокам баснописцев мы внимали.

2. Постановка задачи урока.

– Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Прочитайте высказывание Крылова.

“ Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. Как вы понимаете, что такое порок?

Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство. Как вы понимаете это высказывание?

– Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен. Выясним, какие пороки высмеивает автор. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов, вспомнить все, что вы узнали о баснях. Во время нашего путешествия нам предстоит познакомиться с новыми баснями

Читайте также:  Басня Эзопа Волк и Собака

3. Речевая разминка.

– Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем разминку для нашего языка, ему сегодня придется очень много говорить.

а) “Играем в футбол”,
б) “едем на лошади”,
в) “чистим зубки”,
г) “сладкие губки”.

– Отправляемся в путешествие Стоп! Нам пришло письмо с волшебной скороговоркой. Давайте ее прочитаем про себя:

Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла
Лиса лапотки плела:
Мужу – двое, себе – трое,
А детишкам – по лаптишкам.

– А теперь давайте прочитаем так, как будто мы лисы и крадемся в курятник.

– Но мы не сумели туда попасть и за нами гоняться собаки. Давайте прочитаем так, как будто они за нами гоняться, а мы стараемся убежать.

4. Повторение раннее изученного.

– Что такое басня? Вставьте, пропущенные слова.

(Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

– Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)

– Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов, Л. Н. Толстой, С. Михалков.)

– Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым баснописцем стал Эзоп.)

– До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

– Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)

– Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)

– В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.)

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)

– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.

(Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.)

1Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы
2Большое по объему произведение
3Может быть написана в прозе или стихах
4В начале или в конце сформулирован вывод-мораль
5Повторы
6Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)
7Мало описаний
8Высмеиваются человеческие пороки
9Много диалогов
10Интересный короткий занимательный сюжет
11Волшебный помощник

5. Сообщение темы урока.

– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

– Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:

Работай дружно, по плану.
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством и басней еще одного замечательного баснописца А. Е. Измайлова.

– Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) – баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных , у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: “Кулик-астроном”, “Лгун”, “Дворянка-буянка”, “Страсть к стихотворению”.

– Сегодня на уроке вы прослушаете басню “Филин и чиж”.

– А сейчас я предлагают вам сделать зарядку для глаз.

(Работа по офтальмологической таблице Базарного.)

7. Словарная работа.

– Я предлагаю вам прослушать эту басню.

Но для начала небольшая словарная работа.

Что в чем было мочи – изо всех сил.

Брать должно в образец – считать образцом, подражать.

Внимательно послушайте басню. Найдите в ней мораль.

8. Первичное восприятие произведения.

(Чтение басни учителем.)

9. Проверка первичного восприятия.

– Прочитайте название басни.

– Назовите мне героев басни.

– Каким баснописец показал филина?

– Какие человеческие пороки высмеивает автор басни? Какая из пословиц больше подходит к этой басне.

Говорит прямо, а делает криво.

  • Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
  • Всяк крестится, да не всяк молится.
  • На льстивые речи не мечись, на грубую правду не сердись.
  • Кому служу, тому и пляшу.
  • В глаза не хвали, за глаза не кори.
  • Не годится в неправде язык шевелить, чтобы в очи хвалить, а за очи хулить.
  • Встречай не лестью, а с честью!
  • Чьим умом живет, того и песенку поет.

10. Постановка задач перед чтением.

Прежде чем приступить к самостоятельному чтению, вспомним памятку: (Слайд 18)

“Читай ежедневно вслух и “про себя”.

1. Читай внимательно, не отвлекайся на посторонние звуки.

2. Будь внимателен к каждому слову. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. Значение непонятных слов найди в “словарике”.

4. Старайся понять, о чем читаешь.

11. Подвижная физкультминутка.

12. Восприятие текста.

(Работа по группам.)

– А сейчас у нас будет работа по группам. Получите свои задания. Оценивать работу групп будем следующим образом:

– если у группы все получилось, то покажите красный карандаш;

  • если все получилось хорошо, то желтый;
  • если не все получилось, как надо, синего цвета;
  • если только часть задания, то зеленого цвета.

1-я группа: Эзоп “Голубь, который хотел пить”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 1, тетрадь с 42–43 № 1–4.

2-я группа: Эзоп “Бесхвостая лисица”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 2 тетрадь, с 42–43 № 1 – 4.

3-я группа: И. А. Крылов “Крестьянин и работник”: прочитайте по ролям, разгадывание кроссворда, тетрадь с 42– 43 № 1– 4.

13. Проверка работы групп.

(Чтение басни вслух, творческое задание.)

– Как понимаете мораль басни?

– Какие басни Эзопа читали во 2 классе?

– Перевести мораль басни Эзопа “Голубь, который хотел пить”

– Почему лисице не удалась ее хитрость?

– Как об этом говорит Эзоп? Перечитайте.

– Заполните сравнительную таблицу.

ЭзопИ. А. Крылов
“Бесхвостая лисица”“Ворона и лиса”
стиль
мораль
герои

– Найдите и зачитайте мораль басни. Как вы ее понимаете?

  1. Кто в старости стал слаб глазами?
  2. Герой басни “Квартет”.
  3. Предмет, который героиня одной из басен “с полдюжины себе купила”.
  4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
  5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”?
  6. Один из героев басни, которые “везти с поклажей воз взялись”
  7. У кого к зиме “ был готов и стол, и дом”?
  8. Герой басни “Лебедь, Щука и Рак”

Почему возник в литературе жанр – басня?

Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

– Почему басни называют нравоучительными?

Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.

– Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
Басня какого баснописца понравилась вам больше и почему?

– Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова, Эзопа, А. Е Измайлова устарели?

15. Домашнее задание.

– Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. На следующем уроке предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.

Придумайте и запишите свою басню по опорным словам: кот, мышь, спать, расхрабриться.

Чему учит нас басня Эзопа “Крестьянин и его сыновья”?

В VI веке до нашей эры жил человек, которого звали Эзоп. Согласно преданию он был рабом из Фригии. Впоследствии его отпустили на волю и он жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.

Почему имя этого человека пережило тысячелетия? Он баснописец. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен.

Сохранился большой сборник “Эзоповых басен”.

О чем же эти басни? О хитрости и лени, о трудолюбии и честности, о щедрости души и уважении к человеку.

Вот, к примеру, басня “Крестьянин и его сыновья”. Казалось,

Однако эту работу сыновья проделали не с мечтами о будущем урожае. Они искали клад. А дело было так. Отец, всю жизнь трудившийся на земле, перед смертью схитрил, чтобы приохотить сыновей к занятию земледелием. Он сказал: “Дети мои, я умираю.

Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел”. Сыновья решили, что речь идет о зарытом кладе. Вот и перерыли они весь виноградник. Можно представить их разочарование, когда они не обнаружили никаких сокровищ!

Тем не менее от их усилий

Клад – это умение трудиться. Вот что считал сокровищем старый крестьянин. Этому и учит нас басня Эзопа.

А сам Эзоп, как гласит предание, в конце концов за святотатство был сброшен со скалы. Кто сейчас помнит имена его мучителей? А вот имя легендарного поэта Эзопа знает весь мир.

Вопросы и ответы к первому тому романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Как можно объяснить название романа? Война и мир – это не только изображение военных действий и мирной жизни. Название эпопеи охватывает всю жизнь человеческую: конфликты общественной и личной жизни, борьбу.

История города Санкт-Петербург кратко Во все времена Санкт-Петербург заслужено имел звание самого удивительного, блестящего и порой мистического города. Испытав на себе перевороты, революции и варварскую разруху, Санкт-Петербург до сих пор остается красивейшим городом мира.

“Тысяча путей ведут к заблуждению, к истине – только один” Ж.-Ж. Руссо Ж.-Ж. Руссо – широко известный французский философ XVIII века, прославившийся на весь мир глубиной своих высказываний, которые нередко становились причиной различных дискуссий и заставляли задуматься каждого. Не стало.

“Увертюра ” анализ стихотворения Северянина Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80-х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии.

Конспект урока по истории “ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II” РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ “ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II” Учитель истории высшей категории МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида г. Озерска Челябинской области Екимова Миля Афанасьевна Цели урока: -уяснить основные.

Конспект занятия во второй младшей группе. День матери Конспект НОД во второй младшей группе ко Дню Матери Подарок на День Матери Автор: Воронина Ксения Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад №50 Василеостровского района города Санкт-Петербурга Предлагаю Вам конспект непосредственно.

Єдність навчання і виховання як важлива умова успішної соціалізації учнів Спираючись на праці психологів Б. Г. Ананьєва і В. С. Мерліна, можна стверджувати, що розвиток особистості – це сукупність процесів якісної зміни психологічної цілісності людини, удосконалення його функціональної готовності, формування.

Стихотворение “Я Вас любил…” А. С. Пушкина как камертон русской любовной лирики Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. И каждое новое стихотворение Пушкина содержало огромное философское обобщение пережитого и перечувствованного им. Вот почему и его любовные стихотворения стали.

Павел Петрович – характеристика персонажа Произведение: Отцы и дети Кирсанов Павел Петрович – дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Ему 45 лет, “весь облик…,изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и…стремление вверх, прочь от земли…”.

Кардинал Ришелье – характеристика персонажа Произведение: Три мушкетера Ришелье, кардинал – первый министр, обладающий фактически неограниченной властью даже над королем Людовиком XIII, так или иначе участвующий во всех событиях, происходящих в романе,.и плетущий хитроумные интриги.

Сочинение-рассуждение Собака друг человека Человек неразрывно связан с домашними питомцами. Ни одно десятилетие домашние питомцы живут под одной крышей с людьми. Самыми верными преданными друзьями являются собаки. Они всегда рады видеть своего хозяина, радуются.

Сочинение на тему Первые в космосе С древних веков людей интересовало и влекло к себе небо, усыпанное бесчисленными звездами. Они указывали путь мореплавателям и путешественникам, но на земле… А так хотелось вверх, поближе к звездам! Тем.

Как совершился переход к феодальному строю? Мы закончили изучение первого периода истории средних веков, который продолжался с V до XI столетия. Его называют ранним средневековьем. Это было время, когда в большинстве стран Европы, Азии и Северной.

Анализ стихотворения Тютчева Она сидела на полу Это стихотворение все насквозь пропитано грустью и тоской по ушедшим чувствам. И, даже не зная истории его создания, читатель оказывается затронут глубиной любовной лирики и понимает его смысл. А между.

Барон – характеристика персонажа Произведение: Скупой рыцарь БАРОН – герой трагедии А. С. Пушкина “Скупой рыцарь” , вошедшей в цикл “опытов драматических изучений”, известный под редакторским названием “Маленькие трагедии”. Подзаголовок пьесы “Сцены из Чен-стоновой.

Числівники в загадках Реве від на сто гір, на сто кроків, на сто потоків. Головата, дженджуриста, сорочок наділа триста, а нога одна. В одній скрині сімсот козаків. Сімсот соколят на одній подушці сплять.

Позднышев – характеристика персонажа Произведение: Крейцерова соната Позднышев – герой повести Л. Н. Толстого “Крейцерова соната” . Повесть написана после пережитого Толстым духовного кризиса, вследствие которого произошла, по словам писателя, перестройка “деятельности, которая называется.

Полное собрание сочинений Д. И. Фонвизина “Юрий Милославский, или русские в 1612 году”. Краткое изложение текста Не такова немецкая критика. Будучи даже эмпирическою, она обнаруживает стремление законами духа объяснить и явление духа. Многие читатели жаловались на помещение нами статьи Ретшера “О философской критике художественного произведения” .

Воздух детства Готовясь с сыном-восьмиклассником к зачету по биологии, прочел в учебнике, что личинка рыбы после появления из икринки должна всплыть к поверхности воды и проглотить немного атмосферного воздуха для заполнения плавательного.

Урок литературы в 9-м классе. Анализ повести И. С. Тургенева “Ася” Гречишникова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы 2 часа – спаренные уроки Цель: помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность тургеневской прозы, ее глубокий психологизм и лиричность, показать мастерство.

Сейчас вы читаете: Чему учит нас басня Эзопа “Крестьянин и его сыновья”?

Крестьянин и собаки

Крестьянина на пастбище застигла непогода, и он не мог выйти из хижины, чтобы достать пропитание.

Тогда он съел сначала своих овец.

Буря не унималась; тогда он поел и коз.

Но непогоде конца не было видно, и тогда, в третью очередь, взялся он за пахотных волов.

Тут собаки, глядя, что он делает, сказали друг другу:

“Пора нам отсюда бежать: коли хозяин не пожалел и волов, что с ним работают, то нас и подавно не пощадят”.

Басня показывает, что остерегаться более всего надо тех, кто даже своих близких не колеблется обидеть.

Сказки для детей:

Две собаки Дворовый, верный пес Барбос, Который барскую усердно службу нес, Увидел старую свою знакомку Жужу, кудрявую болонку, На мягкой пуховой подушке, […].

Собаки и человек Возле чума, на синем снегу, три собаки сидели: пастушеская Оронка, охотничья Лайка, ездовая Нартка. Собаки спорили. Оронка хвалилась: – Я […].

Играющие собаки Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан. К Полкану подбежал маленький Мопс […].

Охотник и собаки Рано утром встал охотник, взял ружье, патроны, сумку, позвал своих двух собак и пошел стрелять зайцев. Был сильный мороз, но […].

Рыжие собаки Именно после того, как джунгли вошли в деревню, для Маугли началась самая приятная часть его жизни. Он наслаждался спокойной совестью, […].

Собаки и ослиная туша Собака каждому, конечно, уж знакома, Как добрый друг людей, как верный сторож дома; А я скажу вам, что она Жадна […].

Почему собаки так быстро едят Они вместе выросли и поэтому очень хорошо ладили между собой: Йерун и Болтун. Йерун был собакой. С длинными шелковыми ушами […].

Страна, где живут одни собаки Была когда-то на свете очень маленькая и очень странная страна. Она вся состояла из девяноста девяти домиков. У каждого домика […].

Почему собаки не любят кошек Жил на свете один бедный человек. И ни в чем не было этому человеку удачи. Высадит он рис – засуха […].

Крестьянин и Овца Крестьянин позвал в суд Овцу; Он уголовное взвел на бедняжку дело; Судья-Лиса: оно в минуту закипело. Запрос ответчику, запрос истцу, […].

Крестьянин и тэнгу Давным-давно это было. Шел как-то крестьянин по заброшенной тропинке, и вдруг ему повстречался тэнгу. А надо сказать, что тэнгу крестьянин […].

Волк и крестьянин Жил-был старик да старуха. У них было семь овечушек да восьмой жеребеночек, да бык-пестряк, да кошка-судомойка, да собачка-пустолайка, парнечек да […].

Умный крестьянин Шел как-то крестьянин по дороге, притомился и сел на большой камень у обочины отдохнуть. Подскочил к нему черт да как […].

Крестьянин и Топор Мужик, избу рубя, на свой Топор озлился; Пошел Топор в худых; Мужик: взбесился: Он сам нарубит вздор, А виноват во […].

Крестьянин и лошадь Крестьянин засевал овес; То видя, Лошадь молодая Так про себя ворчала, рассуждая: “За делом столько он овса сюда принес! Вот, […].

Крестьянин и Собака У мужика, большого эконома, Хозяина зажиточного дома, Собака нанялась и двор стеречь, И хлебы печь, И, сверх того, полоть и […].

Крестьянин и медник Однажды на годекане медник поспорил с крестьянином: кто из них лучше соврет. Крестьянин начал рассказ так: – Как-то раз посеял […].

Крестьянин и три советника короля Жил когда-то король, и было у него три советника. Они считали себя самыми мудрыми людьми на свете. Но король не […].

Крестьянин и молодые сеньоры Крестьянин жил в деревне, а король – в столице, в Мадриде. Деревня была далеко от Мадрида, и, конечно, король ничего […].

О том как крестьянин на тот свет отправлялся Было, да и не было ничего – жил один крестьянин. С большим трудом скопил он двести рублей, чтобы похоронили его […].

Как крестьянин угадал, сколько черту лет Шел как-то крестьянин лесом. То ли он лесником был, то ли еще кем, то ли просто так погулять вышел. Вдруг […].

Как крестьянин двух сеньоров надул Жил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король – человек не как […].

Крестьянин и Лисица (Лиса Крестьянину однажды говорила…) Лиса Крестьянину однажды говорила: “Скажи, кум милый мой, Чем лошадь от тебя так дружбу заслужила, Что, вижу я, она всегда […].

Крестьянин и Змея (Когда почтен быть хочешь у людей…) Когда почтен быть хочешь у людей, – С разбором заводи знакомства и друзей! Мужик с Змеею подружился. Известно, что Змея […].

Отчего воробей прыгает Когда-то воробьи не только быстро летали, но и очень быстро бегали по земле. Но однажды воробей случайно залетел в королевский […].

Прошение королю Когда-то по соседству с имением одного богатого пана жил бедный крестьянин. Все его богатство состояло из одной коровенки. Как-то она […].

И сон вредным бывает Как-то раз два крестьянина гнали из Индии буйволиц. Долго они шли, утомились и легли отдохнуть под деревом. В полночь проснулся […].

Удачная торговля (Выгодное дело) Погнал раз крестьянин на рынок свою корову и продал ее за семь талеров. На обратном пути пришлось ему проходить мимо […].

О верблюде и кувшине Один крестьянин насыпал зерна в большой глиняный кувшин и пошел на работу. Улучив момент, подошел к кувшину верблюд, засунул туда […].

Король и шут Был у одного короля конь, который не раз спасал ему жизнь в битвах. Король любил своего коня и строго-настрого приказал […].

Ссылка на основную публикацию