Басня Эзопа Купающийся мальчик

Басни Эзопа

Басни Эзопа на первый взгляд могут показаться детскими. Конечно, благодаря их краткости и антропоморфическим персонажам читать их достаточно легко, в том числе молодому поколению. Но нельзя не заметить, насколько верно творения этого баснописца подмечают людские пороки и достоинства. Короткие, но содержательные произведения должны понравиться не только мальчикам, но и мужчинам. Эзопу приписывают авторство нескольких сотен басен, мы же рассмотрим те, на которые, как нам кажется, стоит больше всего обратить внимание.

Крестьянин и аист

Поймал мужик в раскинутые им сети напавших на посевы журавлей стаю. И стал его упрашивать хромой аист, Который вместе с журавлями был пойман: «Я не журавль, я не клевал твоих зерен: я аист — посмотри на цвет моих перьев! — закон богов я чту, как ни одна птица, и хворому отцу ношу в гнездо пищу».

Ловец в ответ: «Какие у тебя нравы, я этого не знаю; но одно знаю — поймал тебя я с теми, кто посев портил, и с ними же теперь тебя казню смертью».

Кто водится с дурными, тот для всех недруг. Хотя бы сам не делал никому злого.

Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться.

Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь.

Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

Путники и медведь

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.

Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!»

Настоящие друзья познаются в опасности.

Больной лев

Когда ко льву с годами подошла старость, и на охоту он уже не мог выйти. В пещере лег он, словно изнурен хворью, и там лежал, притворным исходя хрипом, бессильным стоном свой могучий рев сделав.

Молва о том прошла по всем лесным норам: грустили звери, слыша про недуг львиный. И все поодиночке шли ко льву в гости, а лев легко хватал таких гостей в когти, их пожирал, и доживал свой век сытно.

Лиса однако догадалась, в чем дело, и издали спросила: «Как живешь, царь наш?» Лев отвечал: «Любезная лиса, здравствуй! Но почему же ты в такой дали встала? Скорее, дорогая, подойти ближе и скрась мне смерть забавною твоей речью». Лиса в ответ: «Прости, но я уйду лучше: здесь все следы приводят к твоему входу, обратных же следов ни одного нету».

Блажен, кому достался без потерь опыт, кого чужие бедствия уму учат.

Хвастливый пятиборец

Одного пятиборца земляки все время попрекали, что он трус. Тогда он на время уехал, а воротившись, стал хвастаться, что в других городах совершил он множество подвигов и на Родосе сделал такой прыжок, какого не делывал ни один олимпийский победитель; подтвердить это вам могли бы все, кто там были, если бы они приехали сюда.

Но на это один из присутствующих ему возразил: «Дорогой мой, если ты правду говоришь, зачем тебе подтверждения? Вот тебе Родос, тут ты и прыгай!»

Если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.

Охотник и рыбак

Охотник возвращался из-за гор с ловли, рыбак с сетями шел со стороны моря, и вот на полпути они сошлись вместе. Понравился охотнику улов рыбный, А рыбаку — богатый груз лесной дичи; Поговорив, устроили они мену, И вслед за тем меняться каждый день стали, И ели всласть, пока им не сказал кто-то: «Привычка отбивает у еды сладость: вернетесь скоро каждый ко своей пище».

Топор и топорище

Сделал человек топор и попросил деревья, чтобы они дали ему топорище древесины потверже. Ему дали дикую маслину.

Он приделал топорище и принялся рубить огромные дубы, которые не могли теперь устоять против его топора; он обрубал им сучья и выворачивал корни.

И дуб сказал ясеню: «Поделом мы платимся за то, что дали ему топорище».

Иные погибают оттого, что оказывают помощь своим же врагам.

Комар и бык

Комар уселся на кривом рогу бычьем и, чуть помедлив, зажужжал быку в ухо: «Скажи, коли тяжел я для твоей шеи, и я тогда на ближний улечу тополь!»

Бык отвечал: «Сиди, летай, — мне нет дела: я даже и не знал, что на меня сел ты».

Смешно, когда ничтожный человек нагло ведет себя пред теми, кто его больше.

Купающийся мальчик

Мальчик, еще не умевший плавать, увидел реку с прекрасной чистой водой, разделся и прыгнул в нее, чтобы искупаться.

Но из-за быстрого течения и глубины он не мог достать дна, и закричал пастуху, чтобы тот с берега протянул ему руку.

Пастух обозвал его шальным и руки не подал. Мальчик сказал: «Сперва помоги, а обругать меня ты успеешь, когда вытащишь».

Тех, кто по неопытности попал в беду, надо сперва вызволить, а уже потом поучать и наставлять.

Блоха и человек

Блоха впилась однажды мужику в ногу. Ее поймал он ловко и спросил: «Кто ты? И отчего ты кровь мою сосать любишь?»

Блоха сказала: «Но ведь мы живем этим! Не убивай меня: от нас вреда мало».

Но человек на это отвечал гневно: «Своей рукою я тебя предам смерти — кто злым рожден, тому вовек не стать добрым: он будет злым и в малом и в большом деле».

Крестьянин и его сыновья

Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере.

Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось.

Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко».

Насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Крот.
Купающийся мальчик.
Курица и ласточка.
Ласка и Афродита.
Ласка.
Ласточка и ворона.
Ласточка и змея.
Ласточка и птицы.
Лебедь.
Лебедь.

Крот
Крот, слепая тварь, сказал однажды своей матери: “Я прозрел!” Она решила проверить и дала ему зернышко ладана, спросив, что это такое? Ответил крот, что это – камешек. А она ему: “Дитя мое, не только зрения ты не получил, но еще и нюх потерял!”
Так иные хвастуны обещают невозможное, а сами оказываются бессильными и в малом.

Купающийся мальчик
Мальчик однажды, купаясь в реке, стал тонуть; заметил он прохожего и позвал его на помощь. Тот начал бранить мальчика за то, что он полез в воду, не подумав; но мальчик ему ответил: “Сперва ты мне помоги, а потом, когда вытащишь, тогда и ругай”.
Басня направлена против тех, кто сам дает повод себя бранить.

Курица и ласточка
Курица нашла змеиные яица, бережно их высидела, и они треснули. Увидела это ласточка и сказала ей: “Глупая! зачем вырастила ты таких детенышей, которые, чуть подрастут, тебя же загубят первую!”
Так никакие благодеяния не могут укротить дурной нрав.

Ласка и Афродита
Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и преобразила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик.
Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут.

Ласка
Ласка вошла в кузницу и стала облизывать пилу, которая там лежала. Она порезала об нее язык, потекла кровь; а ласка думала, что это она что-то высасывает из железа, и радовалась, пока не осталась совсем без языка.
Басня рассказывает о тех, кто сам себе вредит страстью к препирательству.

Ласточка и ворона
Ласточка и ворона спорили, кто красивее. И ворона ласточке сказала: “Твоя красота цветет лишь весной, а мое тело и зиму выдерживает”.
Басня показывает, что долголетие лучше красоты.

Ласточка и змея
Ласточка свила себе гнездо под крышею суда. Однажды, когда она улетела, заползла в гнездо змея и съела ее птенцов. Вернулась ласточка, увидела пустое гнездо и стала горько плакать. Другие ласточки старались ее утешить, ведь не ей одной довелось терять детенышей. Но она ответила: “Не столько о детях я плачу, сколько о том, что стала я жертвой насилия в таком месте, где другие жертвы насилия находят помощь”.
Басня показывает, что тогда тяжелее всего людям обиды, когда они приходят от того, от кого их меньше всего ждешь.

Читайте также:  Басня Эзопа Больной и Лекарь

Ласточка и птицы
Как только зацвела омела, ласточка догадалась, какая в ней таится опасность для пернатых; и, собрав всех птиц, она стала их уговаривать. “Лучше всего, – говорила она, – вовсе вырубить дубы, на которых растет омела, если же это невозможно, то нужно лететь к людям и умолять их не пользоваться силой омелы для охоты на птиц”. Но птицы не поверили и осмеяли ее, и она просительницей полетела к людям. За ее сообразительность люди ее приняли и оставили жить у себя. Вот почему остальных птиц люди ловят и едят и только ласточку, просившую у них убежища, не трогают, позволяя ей спокойно гнездиться у них в домах.
Басня показывает: кто умеет предугадывать события, тот легко уберегается от опасностей.

Лебедь
Говорят, что лебеди перед смертью поют. И вот один человек увидел, как на базаре продавали лебедя, и купил его, потому что наслышался его пения. Однажды, собираясь угощать гостей, попросил он лебедя спеть на пиру; но тот отказался. Однако вскоре потом, почуяв свою близкую смерть, стал он себя оплакивать песней; и, услышав это, сказал хозяин: “Ежели поешь ты только перед смертью, надо было тогда мне, дураку, не просить тебя о песне, а зарезать”.
Так и некоторые люди, не пожелав что-нибудь сделать по доброй воле, должны бывают это сделать по принуждению.

Лебедь
Один богач выкармливал гуся и лебедя, но с разной целью: гуся – для стола, лебедя – ради пения. А когда пришло время принять гусю ту участь, для которой его растили, была ночь, и нельзя было распознать, который кто: и вместо гуся схватили лебедя. Но запел лебедь, почуяв смерть, и пение это обнаружило его природу и спасло от гибели.
Басня показывает, что часто дары Муз помогают избегнуть гибели.

Басня Эзопа Купающийся мальчик

Басни основного эзоповского сборника

1. Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8. Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

9. Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

10. Лисица и лев

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Читать онлайн “Басни Эзопа” автора Эзоп – RuLit – Страница 3

Один человек много путешествовал, а воротясь домой, рассказывал много дивных историй.

Рассказал он и про то, как принимал участие в соревновании по прыжкам на Родосе и так замечательно прыгнул, что всех победил.

Читайте также:  Басня Эзопа Конь, Бык, Собака и Человек

— Можете поехать на Родос, — говорит, — кого угодно там спросите, вам всякий подтвердит.

Но один из тех, кто слушал, вдруг сказал:

— Зачем же нам так далеко ездить? Давай лучше вообразим на минуту, что мы сейчас на Родосе. Ну — прыгай!

Слова без дел — пустая болтовня.

Он рассказывал много дивных историй.

Старая Крабиха и её сынок

Старая Крабиха говорит своему сыночку:

— Ты почему так ходишь? Все бочком, бочком? Надо прямо ходить.

Маленький Краб ей отвечает:

— А как прямо ходят, мама? Ты мне покажи.

Попробовала старая Крабиха показать, да ничего у нее не вышло, и тогда она поняла, что напрасно ругала сына.

Живой пример красноречивей всяких слов.

«Почему ты так ходишь?»

Осел и его тень

Один человек нанял осла для путешествия в летнее время и отправился в путь, а хозяин пошел тоже, чтобы погонять осла.

Шли они шли. Стало очень жарко, и они остановились отдохнуть. Путешественник хотел лечь в тени осла. Но хозяин сам хотел защититься от солнца и не пускал его на это место.

— Ты нанял у меня осла, а не его тень, — говорил он.

Путешественник ответил на это, что он нанял осла в полное свое распоряжение.

От слов они перешли к драке, и пока они тузили друг друга, осел поднялся на ноги и был таков.

Нет такого скверного положения, из которого кто-нибудь не извлек бы пользу.

От слов они перешли к драке.

Крестьянин и сыновья

Крестьянин, чуя, что смерть его близка, призвал к себе сыновей и сказал:

— Дети мои, я умираю. А потому знайте, что в винограднике моем зарыт великий клад. Копайте виноградник, и вы его обретете.

Вот Крестьянин умер, и в скором времени сыновья взяли вилы и лопаты и стали копать виноградник, чтобы отыскать клад. Копали, копали, а клада не нашли. Зато хорошо окученные виноградные кусты принесли такой урожай, какого никто еще никогда не видывал.

Не только в золоте богатство.

Сыновья взялись за лопаты и вилы.

Мартышка на царстве

На собрании всех зверей Мартышка так замечательно плясала, что звери от восторга её выбрали своим Царем.

Лиса, однако, этим осталась недовольна. И вот однажды нашла Лиса капкан с кусочком мяса и говорит Мартышке:

— Я тут нашла прелестнейший кусочек, ваше величество, да сама не стала есть, для вас сохранила. Не угодно ли, ваше величество, угоститься?

Мартышка, не долго думая, хвать мясо и — в капкан, конечно, угодила. Горько стала она упрекать Лису, что подвергла её такой опасности.

А Лиса только смеется и говорит:

— Ах, Мартышка! Ты себя называешь Царем Зверей, а такая на поверку оказалась дура!

На льстивые речи уши не развешивай, не то в капкан угодишь.

Мартышка танцевала и понравилась всем зверям.

Лев состарился. Он не мог больше добывать себе пропитание охотой и решил добывать его хитростью.

Он залег у себя в логове, прикинулся больным, а когда кто-нибудь из зверей приходил его проведать, он того хватал и сжирал.

И многие так расстались с жизнью. Но вот пришла Лиса. Она сразу учуяла неладное и в логово лезть не стала, а позвала Льва наружу.

Лев отвечает, мол, очень плохо ему.

— А что же ты снаружи стоишь? — он говорит Лисе. — Заходи, пожалуйста.

— Я бы зашла, — Лиса ему отвечает. — Да вижу: много следов ведет в твое логово, а ни один не ведет наружу.

Глаза — наш лучший свидетель и советчик.

Лев прикинулся больным.

Купался Мальчик в реке, заплыл слишком глубоко и стал тонуть.

Шел мимо человек, услышал его крики о помощи, свернул к берегу и — чем вытащить из воды — давай его корить, зачем так глубоко забрался, зачем такой неосторожный.

— Ах, господин, — крикнул Мальчик. — Вы бы сперва мне помогли, а уж потом ругайте!

Сначала помоги, потом давай советы.

Однажды, давным-давно, Лягушка вышла из своего болота и объявила всему свету, что она великий доктор и лечит все раны, увечья и болезни.

Была в толпе Лиса. И говорит Лиса Лягушке:

— Если ты такой прекрасный доктор, отчего ж ты себя не вылечишь — свои кривые ноги и кожу свою, пятнистую, в морщинах?

Врач, исцелись-ка ты сам.

Голодная Лиса нашла однажды в дупле много хлеба и мяса, которое припасли для себя охотники.

Довольная такой находкой, Лиса забралась и в другое дупло и там все жадно сожрала. Хотела вылезти — а она, оказывается, так разбухла, что уж пролезть в дыру не может. И стала Лиса громко сетовать на такую свою беду.

Проходила мимо другая Лиса. Узнав, в чем дело, она и говорит:

— Один совет могу дать тебе, подруга. Ты оставайся в дупле, покуда снова не похудеешь, а там уж очень просто в дыру пролезешь.

Жадность может погубить.

Она так разбухла…

Мышка, Лягушка и Ястреб

Дружили когда-то Мышка с Лягушкой. И было это не совсем удобно, потому что Мышка живет только на земле, а Лягушке и в воде хорошо, и на суше.

И вот, чтобы им не разлучаться, Лягушка взяла и привязала к себе Мышку ленточкой.

Покуда они ходили по земле, все было прекрасно, но когда пришли к пруду, Лягушка туда прыгнула, а Мышку за ленточку за собой потащила.

Мышка сразу утонула, бедная, и плавала бездыханная на воде. Летел по небу Ястреб, увидал Мышку, сцапал и унес.

А Лягушка, за ленточку привязанная, не могла освободиться, так что Ястреб ее тоже унес и съел.

Что глупо начато, не может кончиться добром.

Лягушка привязала к себе Мышку ленточкой.

Мальчик и крапива

Один мальчик собирал ягоды с живой изгороди. И вдруг руку ему обстрекала крапива. Он заплакал, побежал к матери и сказал ей:

— Я только чуть-чуть к ней притронулся, мамочка.

Басни Эзопа, стр. 3

— Зачем же нам так далеко ездить? Давай лучше вообразим на минуту, что мы сейчас на Родосе. Ну — прыгай!

Слова без дел — пустая болтовня.

Он рассказывал много дивных историй.

Старая Крабиха и её сынок

Старая Крабиха говорит своему сыночку:

— Ты почему так ходишь? Все бочком, бочком? Надо прямо ходить.

Маленький Краб ей отвечает:

— А как прямо ходят, мама? Ты мне покажи.

Попробовала старая Крабиха показать, да ничего у нее не вышло, и тогда она поняла, что напрасно ругала сына.

Живой пример красноречивей всяких слов.

«Почему ты так ходишь?»

Осел и его тень

Один человек нанял осла для путешествия в летнее время и отправился в путь, а хозяин пошел тоже, чтобы погонять осла.

Шли они шли. Стало очень жарко, и они остановились отдохнуть. Путешественник хотел лечь в тени осла. Но хозяин сам хотел защититься от солнца и не пускал его на это место.

— Ты нанял у меня осла, а не его тень, — говорил он.

Путешественник ответил на это, что он нанял осла в полное свое распоряжение.

От слов они перешли к драке, и пока они тузили друг друга, осел поднялся на ноги и был таков.

Нет такого скверного положения, из которого кто-нибудь не извлек бы пользу.

От слов они перешли к драке.

Крестьянин и сыновья

Крестьянин, чуя, что смерть его близка, призвал к себе сыновей и сказал:

— Дети мои, я умираю. А потому знайте, что в винограднике моем зарыт великий клад. Копайте виноградник, и вы его обретете.

Вот Крестьянин умер, и в скором времени сыновья взяли вилы и лопаты и стали копать виноградник, чтобы отыскать клад. Копали, копали, а клада не нашли. Зато хорошо окученные виноградные кусты принесли такой урожай, какого никто еще никогда не видывал.

Не только в золоте богатство.

Сыновья взялись за лопаты и вилы.

Мартышка на царстве

На собрании всех зверей Мартышка так замечательно плясала, что звери от восторга её выбрали своим Царем.

Лиса, однако, этим осталась недовольна. И вот однажды нашла Лиса капкан с кусочком мяса и говорит Мартышке:

— Я тут нашла прелестнейший кусочек, ваше величество, да сама не стала есть, для вас сохранила. Не угодно ли, ваше величество, угоститься?

Мартышка, не долго думая, хвать мясо и — в капкан, конечно, угодила. Горько стала она упрекать Лису, что подвергла её такой опасности.

А Лиса только смеется и говорит:

— Ах, Мартышка! Ты себя называешь Царем Зверей, а такая на поверку оказалась дура!

На льстивые речи уши не развешивай, не то в капкан угодишь.

Мартышка танцевала и понравилась всем зверям.

Лев состарился. Он не мог больше добывать себе пропитание охотой и решил добывать его хитростью.

Он залег у себя в логове, прикинулся больным, а когда кто-нибудь из зверей приходил его проведать, он того хватал и сжирал.

И многие так расстались с жизнью. Но вот пришла Лиса. Она сразу учуяла неладное и в логово лезть не стала, а позвала Льва наружу.

Лев отвечает, мол, очень плохо ему.

— А что же ты снаружи стоишь? — он говорит Лисе. — Заходи, пожалуйста.

— Я бы зашла, — Лиса ему отвечает. — Да вижу: много следов ведет в твое логово, а ни один не ведет наружу.

Глаза — наш лучший свидетель и советчик.

Лев прикинулся больным.

Купался Мальчик в реке, заплыл слишком глубоко и стал тонуть.

Шел мимо человек, услышал его крики о помощи, свернул к берегу и — чем вытащить из воды — давай его корить, зачем так глубоко забрался, зачем такой неосторожный.

— Ах, господин, — крикнул Мальчик. — Вы бы сперва мне помогли, а уж потом ругайте!

Сначала помоги, потом давай советы.

Однажды, давным-давно, Лягушка вышла из своего болота и объявила всему свету, что она великий доктор и лечит все раны, увечья и болезни.

Была в толпе Лиса. И говорит Лиса Лягушке:

— Если ты такой прекрасный доктор, отчего ж ты себя не вылечишь — свои кривые ноги и кожу свою, пятнистую, в морщинах?

Врач, исцелись-ка ты сам.

Голодная Лиса нашла однажды в дупле много хлеба и мяса, которое припасли для себя охотники.

Довольная такой находкой, Лиса забралась и в другое дупло и там все жадно сожрала. Хотела вылезти — а она, оказывается, так разбухла, что уж пролезть в дыру не может. И стала Лиса громко сетовать на такую свою беду.

Читайте также:  Басня Эзопа Обезьяньи дети

Проходила мимо другая Лиса. Узнав, в чем дело, она и говорит:

— Один совет могу дать тебе, подруга. Ты оставайся в дупле, покуда снова не похудеешь, а там уж очень просто в дыру пролезешь.

Жадность может погубить.

Она так разбухла…

Мышка, Лягушка и Ястреб

Дружили когда-то Мышка с Лягушкой. И было это не совсем удобно, потому что Мышка живет только на земле, а Лягушке и в воде хорошо, и на суше.

И вот, чтобы им не разлучаться, Лягушка взяла и привязала к себе Мышку ленточкой.

Покуда они ходили по земле, все было прекрасно, но когда пришли к пруду, Лягушка туда прыгнула, а Мышку за ленточку за собой потащила.

Мышка сразу утонула, бедная, и плавала бездыханная на воде. Летел по небу Ястреб, увидал Мышку, сцапал и унес.

А Лягушка, за ленточку привязанная, не могла освободиться, так что Ястреб ее тоже унес и съел.

Что глупо начато, не может кончиться добром.

Лягушка привязала к себе Мышку ленточкой.

Мальчик и крапива

Один мальчик собирал ягоды с живой изгороди. И вдруг руку ему обстрекала крапива. Он заплакал, побежал к матери и сказал ей:

— Я только чуть-чуть к ней притронулся, мамочка.

— То-то и оно, сынок, — отвечала мать. — Оттого она тебя и ужалила. Взялся бы ты за нее покрепче, и нисколько бы она тебя не обстрекала.

Крепче держись за то, что тебе нужно.

Он побежал пожаловаться матери.

Юпитер и Черепаха

Юпитер собрался жениться и у по такому случаю созвал всех зверей на пир. И все пришли, а Черепаха не пришла, к большому удивлению Юпитера.

Вот потом повстречал Юпитер Черепаху и спрашивает, почему, мол, не пришла?

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Ссылка на основную публикацию