Басня Эзопа Ласка и Афродита

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Крот.
Купающийся мальчик.
Курица и ласточка.
Ласка и Афродита.
Ласка.
Ласточка и ворона.
Ласточка и змея.
Ласточка и птицы.
Лебедь.
Лебедь.

Крот
Крот, слепая тварь, сказал однажды своей матери: “Я прозрел!” Она решила проверить и дала ему зернышко ладана, спросив, что это такое? Ответил крот, что это – камешек. А она ему: “Дитя мое, не только зрения ты не получил, но еще и нюх потерял!”
Так иные хвастуны обещают невозможное, а сами оказываются бессильными и в малом.

Купающийся мальчик
Мальчик однажды, купаясь в реке, стал тонуть; заметил он прохожего и позвал его на помощь. Тот начал бранить мальчика за то, что он полез в воду, не подумав; но мальчик ему ответил: “Сперва ты мне помоги, а потом, когда вытащишь, тогда и ругай”.
Басня направлена против тех, кто сам дает повод себя бранить.

Курица и ласточка
Курица нашла змеиные яица, бережно их высидела, и они треснули. Увидела это ласточка и сказала ей: “Глупая! зачем вырастила ты таких детенышей, которые, чуть подрастут, тебя же загубят первую!”
Так никакие благодеяния не могут укротить дурной нрав.

Ласка и Афродита
Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и преобразила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик.
Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут.

Ласка
Ласка вошла в кузницу и стала облизывать пилу, которая там лежала. Она порезала об нее язык, потекла кровь; а ласка думала, что это она что-то высасывает из железа, и радовалась, пока не осталась совсем без языка.
Басня рассказывает о тех, кто сам себе вредит страстью к препирательству.

Ласточка и ворона
Ласточка и ворона спорили, кто красивее. И ворона ласточке сказала: “Твоя красота цветет лишь весной, а мое тело и зиму выдерживает”.
Басня показывает, что долголетие лучше красоты.

Ласточка и змея
Ласточка свила себе гнездо под крышею суда. Однажды, когда она улетела, заползла в гнездо змея и съела ее птенцов. Вернулась ласточка, увидела пустое гнездо и стала горько плакать. Другие ласточки старались ее утешить, ведь не ей одной довелось терять детенышей. Но она ответила: “Не столько о детях я плачу, сколько о том, что стала я жертвой насилия в таком месте, где другие жертвы насилия находят помощь”.
Басня показывает, что тогда тяжелее всего людям обиды, когда они приходят от того, от кого их меньше всего ждешь.

Ласточка и птицы
Как только зацвела омела, ласточка догадалась, какая в ней таится опасность для пернатых; и, собрав всех птиц, она стала их уговаривать. “Лучше всего, – говорила она, – вовсе вырубить дубы, на которых растет омела, если же это невозможно, то нужно лететь к людям и умолять их не пользоваться силой омелы для охоты на птиц”. Но птицы не поверили и осмеяли ее, и она просительницей полетела к людям. За ее сообразительность люди ее приняли и оставили жить у себя. Вот почему остальных птиц люди ловят и едят и только ласточку, просившую у них убежища, не трогают, позволяя ей спокойно гнездиться у них в домах.
Басня показывает: кто умеет предугадывать события, тот легко уберегается от опасностей.

Лебедь
Говорят, что лебеди перед смертью поют. И вот один человек увидел, как на базаре продавали лебедя, и купил его, потому что наслышался его пения. Однажды, собираясь угощать гостей, попросил он лебедя спеть на пиру; но тот отказался. Однако вскоре потом, почуяв свою близкую смерть, стал он себя оплакивать песней; и, услышав это, сказал хозяин: “Ежели поешь ты только перед смертью, надо было тогда мне, дураку, не просить тебя о песне, а зарезать”.
Так и некоторые люди, не пожелав что-нибудь сделать по доброй воле, должны бывают это сделать по принуждению.

Лебедь
Один богач выкармливал гуся и лебедя, но с разной целью: гуся – для стола, лебедя – ради пения. А когда пришло время принять гусю ту участь, для которой его растили, была ночь, и нельзя было распознать, который кто: и вместо гуся схватили лебедя. Но запел лебедь, почуяв смерть, и пение это обнаружило его природу и спасло от гибели.
Басня показывает, что часто дары Муз помогают избегнуть гибели.

Вопрос #16. Басни Федра. Эзоп и Федр

В стороне от литературных течений верхушки протекала деятельность баснописца Федра, раба, а затем вольноотпущенника императора Августа. Уроженец провинции Македонии, полугрек, Федр уже с детства вошел в соприкосновение с римской культурой и латинским языком. Начиная с 20-х гг. I в., он выпускает пять сборников «Эзоповых басен». Как самостоятельный жанр, басня до этого времени не была представлена в римской литературе, хотя писатели (особенно сатирики) иногда вводили басенные сюжеты в свое изложение (пестрят баснями сочинения поэта Горация, историка Плутарха, знакомого нам уже “мастера разговорного жанра” Диона Хрисостома, сатирика Лукиана, Иосифа Флавия, Аппиана и Элиана, Ахилла Татия). Термин «басня» не следует, впрочем, понимать в слишком узком смысле; Федр включает в свои сборники не только «басни», но и занимательные рассказы анекдотического характера.

Греческие басни фигурировали под именем «Эзопа» (язык, которым написаны басни эзоповского сборника, – обычный разговорный язык греков I-II в.в. н.э.-, но составитель не заботился о литературном мастерстве: он думал только о простоте, ясности, и общедоступности), который вместе с тем был героем многочисленных анекдотов; Федр облекает этот материал в латинские стихи. Сперва ограничиваясь заимствованными сюжетами, он впоследствии пробует перейти и к оригинальному творчеству. Заглавие «Эзоповы басни», по объяснению автора, служит в позднейших книгах лишь жанровой характеристикой, а не указанием на принадлежность сюжетов Эзопу. Стиховая форма басен Федра — старинный ямбический размер республиканской драмы, несколько отклоняющийся от греческого типа и уже вышедший из употребления в «высокой» литературе, но привычный для массового посетителя римского театра.

Федр — плебейский поэт. Выбирая «Эзопов» жанр, он отдает себе отчет в его «низовом» характере. Басня, полагает Федр, создана рабами, которые не осмеливались свободно выражать свои чувства, и нашли для них иносказательную форму шутливой выдумки. Элемент социальной сатиры особенно заметен в первых двух сборниках, в которых преобладает традиционный тип животной басни. Выбор сюжетов (хотя и традиционных), характер их обработки, формулировка нравоучения — все свидетельствует о направленности басни Федра против «сильных».

Первая книга открывается «Волком и ягненком». Сотрудничество с «сильным» невозможно («Корова, коза, овца и лев»). Несогласия между «сильными» приносят «низким» новые страдания («Лягушки, испуганные схваткой быков»). Единственное утешение в том, что сила и богатство чаще приводят к опасностям, чем бедность («Два мула и грабители»). В улучшение положения бедных Федр не верит; при изменении государственных руководителей «бедняки не меняют ничего, кроме имени господина» («Осел — старому пастуху»). Это уже басня с политическим оттенком. Политическое истолкование получает у Федра также басня о «Лягушках, просящих царя»; оно отнесено, правда, к тирании Писистрата в Афинах, но составлено в выражениях, которые гораздо более применимы к утрате республиканской свободы в Риме. Кончается басня призывом к смирению: «граждане, терпите это зло, чтобы не наступило худшее». В некоторых стихотворениях современники могли, вероятно, усмотреть актуальные намеки, хотя поэт и уверяет, что его сатира не направлена против отдельных лиц. Например: Гелиос (Солнце) хочет жениться; лягушки вопят: «Он и так иссушает все болота, что же будет, когда он народит детей?».

После выхода в свет первых двух сборников автор пострадал за свою смелость: он стал жертвой гонения со стороны Сеяна, временщика императора Тиберия, и попал в трудное положение. В своих следующих книгах он ищет покровительства влиятельных вольноотпущенников. Сатира становится гораздо более невинной. «Публично пикнуть — преступление для плебея», — цитирует Федр Энния. Все чаще появляются басни отвлеченного типа, анекдоты — исторические я из современной жизни, бытовые новеллы, вроде сюжета о «неутешной вдове» («Эфесской матроне» Петрония,), ареталогии, даже бесфабульные стихотворения описательного или поучительного содержания, и автор проявляет большую склонность к популярно-философскому морализированию.

Федр ставит себе в заслугу «краткость». Повествование его не задерживается на деталях и сопровождается только немногословными пояснениями морально-психологического характера. Персонажи выражаются сжатыми и четкими формулами. Язык — прост и чист. В результате получается все же некоторая сухость, а иногда и недостаточная конкретность изложения. Нравоучение не всегда вытекает из рассказа. Уже современники упрекали баснописца в «чрезмерной краткости и темноте»; обидчивый автор резко полемизирует с этими «завистниками» и склонен очень высоко расценивать свои литературные заслуги как создателя нового жанра римской поэзии.

«Слава», которой Федр ожидал, пришла не скоро. Литература верхов игнорировала его. Сенека в 40-х гг. еще называет басню «жанром, не испробованным римскими дарованиями»; Федра он или не знает или не признает. В поздней античности басни Федра, изложенные прозой, вошли в состав басенного сборника (так называемый «Ромул»), который в течение многих веков служил для школьного обучения и являлся одним из важнейших источников для средневековой басни. Подлинный Федр стал широко известен лишь с конца XVI в. Как подлинный, так и переработанный Федр был посредствующим звеном между греческим «Эзопом» и новоевропейской басней. Такие общеизвестные сюжеты, как «Волк и ягненок», «Лягушки, просящие царя», «Ворона и лисица», «Волк и журавль», «Лягушка и вол», «Петух и жемчужное зерно» и многие другие, нашедшие в русской литературе классическое стихотворное выражение у Крылова, заимствованы им у французского баснописца Лафонтена, непосредственно пользовавшегося сборником Федра.

Примечание: В греческой литературе уже Гезиоду (ск. 800 л. до Р. X.) и Стезахору (VI в. до Р. X.) приписывается авторство нескольких басен, но самым знаменитым баснописцем слывет Эзоп, по происхождению фригиец; его басни (все изложены прозой) отличаются необыкновенною отчетливостью, ясностью, простотой, спокойствием и остроумием, поэтому неудивительно, что они уже очень рано широко распространились по всему тогдашнему цивилизованному миру, переделывались в продолжение многих веков вплоть до наших времен и теперь в переделках и переводах составляют, достояние каждой, хотя бы еще очень мало развитой литературы.

Примеры басен (думаю, пригодится):

Эзоп (здесь http://lib.ru/POEEAST/EZOP/aesop.txt – больше).

Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и преобразила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик.

Читайте также:  Басня Эзопа Зимородок

Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут.

Человек с проседью и его любовницы.

У человека с проседью было две любовницы, одна молодая, другая старуха.

Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как

он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела

скрыть, что ее любовник – старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали

его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.

Так повсюду неравенство бывает пагубно.

Федр (больше здесь: http://grigam.narod.ru/verseth/vers1/vers19.htm)

Эзоп для басен подобрал предмет, а я
Отполировал стихами шестистопными.
Двойная в книжке польза: возбуждает смех
И учит жить разумными советами.
А если упрекнут меня за то, что здесь
Не только звери, а и деревья речь ведут,
Пусть вспомнят: это все—смешной лишь вымысел.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9159 – | 7378 – или читать все.

Эзоп Дикие Козы И Пастух Басня mp3

Эзоп Дикие козы и пастух басня

Дикие козы и пастух басня Эзопа читает Павел Беседин

Басня Эзопа Дикие козы и пастух

Козы и Пастух Басня Эзопа ENG SUB Мультфильм со смыслом аудиокнига

Дикие козы и пастух Эзоп притча читает Павел Беседин

Басни Эзопа в стихах Дикие козы и пастух Анимация с козой

Басни Эзопа в стихах Дикие козы и пастух

Эзоп Лисица и лев басня

Эзоп Лисица и козёл басня

Эзоп Эзоп на корабельной верфи басня

Эзоп Должник басня

Дикие козы Иван Крылов все басни

Эзоп Басня Соловей и ястреб

Эзоп Рыбаки басня

Эзоп Басни часть вторая

Эзоп Орёл галка и пастух басня

Басни Эзопа Лисица и козел

Эзоп Рыбак басня

Эзоп Блоха и Атлет

БАСНЯ ЛАСКА И АФРОДИТА ЭЗОП

Орёл галка и пастух басня Эзопа читает Павел Беседин

Басня Эзопа Кошка и петух

Эзоп Рыбак и рыбёшка басня

Дикий осёл Басня Эзопа читает Павел Беседин

Лафонтен Волк Коза и Козлёнок

Эзоп Кошка и куры басня

Эзоп Лисица и барс басня

Волк и Овца Басня Эзопа читает Павел Беседин

Эзоп Бесхвостая лисица басня

БАСНЯ ЖЕНЩИНА И КУРИЦА ЭЗОП

Муравей и жук Басня Эзопа

Басни Эзопа в стихах Оратор Демад

Эзоп Соловей и ястреб басня

Орёл и Жук басня Эзопа читает Павел Беседин

Басня Эзопа Орел Галка и Пастух

Эзоп Басни театрализованное представление

Басня Эзопа Лисица и барс

Басни Эзопа в стихах Эзоп на корабельной верфи

Как скрыть недостатки басня Эзопа ENG SUB Мультфильм со смыслом

Орёл и Лисица Басня Эзопа читает Павел Беседин

Басни Эзопа в стихах Угольщик и сукновал

Убийца басня Эзопа Страшная история ENG SUB Мультфильм со смыслом аудиокнига

Легенда об Эзопе

Бык и жаба Басня Эзопа читает Павел Беседин

Гадюка и водянная змея Басня Эзопа читает Павел Беседин

Железнодорожники в Австрии спасли дикую козу из снежного плена

Басни Эзопа в стихах Пастух

Здесь Вы можете скачать Эзоп Дикие Козы И Пастух Басня. Слушайте онлайн в хорошем качестве, скачивайте mp3 в высоком качестве без регистрации.

Обратите внимание! Все песни были найдены в свободном доступе сети интернет, а файлы с произведениями не хранятся и не загружаются на наш сервер. Если Вы являетесь правообладателем или лицом, представляющим правообладателя, и не хотите чтобы страница с произведением, нарушающие Ваши права, присутствовала на сайте, воспользуйтесь данной формой.

Эзоп Дикие Козы И Пастух Басня

Booty Bounce Pop Lexy Panterra Twerk Freestyle Reaction

Новые Модели Блесны Ульянка 2014

Zdravko Colic Oj Devojko Selen Velen

Натали А Облака Летят Как Лебеди Разбор На Гитаре

Hand Wrist Exercises For Gamers

Лимон Теплица Бизнеси

Я Вернусь Домой

Boom Boom Room Instrumental Bass Boosted

Садовые Качели Что Это Такое Как Выбрать Где Купить

Улыбка Бога Или Чисто Одесская История

Знакомство С Quality Wings Boeing 787 8 9

Сакура Харуно Она Не Милая Девочка

Страшилка Мёртвая Невеста

Эксклюзив Мураками Белая Студия Телеканал Культура

Warcraft 3 Зов Природы Возвращение Драконов Часть 14 Лабиринт

Zor Tv Madhiyasi

Властелин Калек Saluki

Layali Shisha Pokaz Kasi Wronka

Axwell Don T Worry

Алена Спиридонова Сто Раз

Teen Titans Заставка

Играй И Пой Гармонь

Кот Том Тонкий Лед

А Я Такая Заводная

Предсмертное Обращение Xxxtentacion

Крутые Дорожно Строительные Машины

Гулсанам Мамазоитованинг Оилавий Фотолари 2018

Заюшкина Избушка Аудиосказка В Картинках

Предания Старины С Мокшалей Чамзинского Района

Басни

Так и нраву дурных людей нельзя доверять, даже если они обещают стать хорошими.

39. Ласточка и птицы

Как только зацвела омела, ласточка догадалась, какая в ней таится опасность для пернатых; и, собрав всех птиц, она стала их уговаривать. «Лучше всего, — говорила она, — вовсе вырубить дубы, на которых растет омела, если же это невозможно, то нужно лететь к людям и умолять их не пользоваться силой омелы для охоты на птиц». Но птицы не поверили и осмеяли ее, и она просительницей полетела к людям. За ее сообразительность люди ее приняли и оставили жить у себя. Вот почему остальных птиц люди ловят и едят и только ласточку, просившую у них убежища, не трогают, позволяя ей спокойно гнездиться у них в домах.

Басня показывает: кто умеет предугадывать события, тот легко уберегается от опасностей.

40. Звездочет

Один звездочет имел обыкновение каждый вечер выходить из дому и смотреть на звезды. И вот, прогуливаясь однажды по окраине и всеми мыслями устремившись в небеса, он нечаянно провалился в колодец. Тут он поднял крик и плач; и какой-то человек, заслыша эти вопли, подошел, догадался, что случилось, и сказал ему: «Эх ты! хочешь рассмотреть, что делается в небе, а что на земле, того не видишь?»

Эту басню можно применить к таким людям, которые хвастаются чудесами, а сами не в силах сделать и того, что может всякий.

41. Лисица и собаки

Лисица пристала к стаду овец, ухватила одного из ягнят-сосунков и сделала вид, что ласкает его. «Что ты делаешь?» — спросила ее собака. «Нянчу его и играю с ним», — отвечала лисица. Тогда собака сказала: «А коли так, отпусти-ка ягненка, не то я приласкаю тебя по-собачьему!»

Басня относится к человеку легкомысленному, глупому и вороватому.

42. Крестьянин и его дети

Крестьянин собрался помирать и хотел оставить своих сыновей хорошими земледельцами. Созвал он их и сказал: «Детки, под одной виноградной лозой у меня закопан клад». Только он умер, как сыновья схватили заступы и лопаты и перекопали весь свой участок. Клада они не нашли, зато перекопанный виноградник принес им урожай во много раз больший.

Басня показывает, что труд — это клад для людей.

43. Лягушки

Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы поселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда и прыгнуть. Но другая сказала: «А если и здесь вода пересохнет, как нам оттуда выбраться?»

Басня учит нас не браться за дело, не подумав.

44. Лягушки, просящие царя

Лягушки страдали оттого, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота; но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нем. Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им водяную змею, которая стала их хватать и пожирать.

Басня показывает, что правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных.

45. Волы и ось

Волы тянули телегу, а ось скрипела; обернулись они и сказали ей: «Эх ты! мы везем всю тяжесть, а ты стонешь?»

Так и некоторые люди: другие тянут, а они притворяются измученными.

46. Борей и Солнце

Борей и Солнце спорили, кто сильней; и решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека в дороге. Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей еще сильнее дуть, а человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду. Наконец, устал Борей и уступил человека Солнцу. И Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее, и кончилось тем, что человек не в силах был вынести жары, разделся и побежал купаться в ближайшую речку.

Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

47. Мальчик, объевшийся потрохов

Зарезали люди в жертву богам быка в поле и созвали соседей на угощение. Среди гостей пришла и одна бедная женщина, а с нею сын. Во время долгого пира наелся мальчик до отвала потрохов, напился вина, заболел у него живот, и закричал он от боли: «Ой, мама, из меня потроха лезут!» А мать и говорит: «Не твои это потроха, сынок, а те, которые ты съел!»

Эту басню можно применить к должнику, который берет чужое с охотою, а когда приходит пора платить, страдает так, словно отдает свое собственное.

48. Чиж

Чиж в клетке висел на окне и пел среди ночи. На голос его прилетела летучая мышь и спросила, почему это днем он молчит, а ночью поет? Ответил чиж, что есть у него на то причина: пел он когда-то днем и попался в клетку, а после этого стал умнее. Сказала тогда летучая мышь: «Раньше бы ты был таким осторожным, пока тебя еще не поймали, а не теперь, когда это уже бесполезно!»

Басня показывает, что после несчастья раскаянье никому не нужно.

49. Пастух

У пастуха, который пас стадо волов, пропал теленок. Он искал его повсюду, не нашел и тогда дал обет Зевсу принести в жертву козленка, если вор отыщется. Но вот зашел он в одну рощу и увидел, что его теленка пожирает лев. В ужасе возвел он руки к небу и воскликнул: «Владыка Зевс! обещал я тебе в жертву козленка, если смогу отыскать вора; а теперь обещаю вола, если смогу от вора спастись».

Эту басню можно применить к неудачникам, которые ищут то, чего у них нет, а потом не знают, как избавиться от того, что нашли.

50. Ласка и Афродита

Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и преобразила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик.

Читайте также:  Басня Эзопа Лисица и Лев

Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут.

51. Крестьянин и змея

Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть. Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел возле ее норы, чтобы убить ее сразу, едва она покажется. Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно, и стал он просить змею помириться с ним. «Нет, — ответила змея, — ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в камне, ни ты мне — глядя на могилу сына».

Басня показывает, что после сильной вражды не легко бывает примирение.

52. Крестьянин и собаки

Крестьянина на пастбище застигла непогода, и он не мог выйти из хижины, чтобы достать пропитание. Тогда он съел сначала своих овец. Буря не унималась; тогда он поел и коз. Но непогоде конца не было видно, и тогда, в третью очередь, взялся он за пахотных волов. Тут собаки, глядя, что он делает, сказали друг другу: «Пора нам отсюда бежать: коли хозяин не пожалел и волов, что с ним работают, то нас и подавно не пощадят».

Книга Басни онлайн – страница 5

Крестьянин и его дети

Крестьянин собрался помирать и хотел оставить своих сыновей хорошими земледельцами. Созвал он их и сказал: «Детки, под одной виноградной лозой у меня закопан клад». Только он умер, как сыновья схватили заступы и лопаты и перекопали весь свой участок. Клада они не нашли, зато перекопанный виноградник принес им урожай во много раз больший.

Басня показывает, что труд – это клад для людей.

Лягушки

Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы поселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда и пригнуть. Но другая сказала: «А если и здесь вода пересохнет, как нам оттуда выбраться?»

Басня учит нас не браться за дело, не подумав.

Лягушки, просящие царя

Лягушки страдали оттого, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота; но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нем. Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им водяную змею, которая стала их хватать и пожирать.

Басня показывает, что правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных.

Борей и солнце

Борей и Солнце спорили, кто сильней; и решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека в дороге. Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей еще сильнее дуть, а человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду. Наконец устал Борей и уступил человека Солнцу. И Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее: и кончилось тем, что человек не в силах был вынести жары, разделся и побежал купаться в ближайшую речку.

Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

Чиж в клетке висел на окне и пел среди ночи. На голос его прилетела летучая мышь и спросила, почему это он днем молчит, а ночью поет? Ответил чиж, что есть у него на то причина: пел он когда-то днем и попался в клетку, а после этого стал умнее. Сказала тогда летучая мышь: «Раньше бы ты был таким осторожным, пока тебя еще не поймали, а не теперь, когда это уже бесполезно!»

Басня показывает, что после несчастья раскаянье никому не нужно.

Ласка и Афродита

Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и преобразила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик.

Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут.

Крестьянин и змея

Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть. Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел возле ее норы, чтобы убить ее сразу, едва она покажется. Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно, и стал он просить змею помириться с ним. «Нет, – ответила змея, – ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в камне, ни ты мне – глядя на могилу сына».

Басня показывает, что после сильной вражды не легко бывает примирение.

Крестьянин и собака

Крестьянина на пастбище застигла непогода, и он не мог выйти из хижины, чтобы достать пропитание. Тогда он съел сначала своих овец. Буря не унималась; тогда он поел и коз. Но непогоде конца не было видно, и тогда, в третью очередь, взялся он за пахотных волов. Тут собаки, глядя, что он делает, сказали друг другу: «Пора нам отсюда бежать: коли хозяин не пожалел и волов, что с ним работают, то нас и подавно не пощадит».

Басня показывает, что остерегаться более всего надо тех, кто даже своих близких не колеблется обидеть.

Крестьянин и его сыновья

Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко».

Басня показывает, что насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

Хозяйка и служанки

У одной рачительной вдовы были служанки, и она каждую ночь, едва запоет петух, будила их на работу. Измученные работой без передышки, решили служанки задушить домашнего петуха; в нем вся беда, думали они, потому что это он будит по ночам хозяйку. Но когда они это сделали, пришлось им еще хуже: хозяйка теперь не знала ночного времени и будила их не с петухами, а еще того раньше.

Так для многих людей собственные хитрости становятся причиной несчастий.

Мех ласки

Ласка – маленькая храбрая разбойница

Ласка , или обыкновенная ласка (от лат. Mustela nivalis) – хищное млекопитающее семейства куньих, вид рода ласки и хорьки (Mustela). В СНГ выделяют 8 подвидов обыкновенной ласки:

– Северная ласка Mustela nivalis nivalis – обитает в северной и средней частях восточной Европы, в степях Западной Сибири и от южной Сибири до Тихого океана.

– Южная ласка M. n. vulgaris распространена в Западной Европе и в южной части бывшего СССР, за исключением Крыма.

– Крымская ласка M. n. nikolskii населяет Крым и прилегающие части Украины.

– Большая кавказская ласка M. n. dinniki и малая кавказская ласка M. n. caucasica – характерны для Кавказа и Закавказья.

– Туркестанская ласка M. n. pallida обитает в горах Средней Азии, на Тянь-Шане, Памире и Копет-Даге.

– Сибирская (тундряная) ласка M. n. pygmaea – населяет Дальний Восток России. Она очень мелкого размерами с коротким хвостом. Летний мех спины бледно-буроватый, с тусклым ржавым оттенком.

С латинского ласка переводится как «снежная». Происходит от славянского laska «любовь, ласка». Родственное с ласый – «ласковый, льстивый, жадный, падкий на лакомства». Далее сюда же лат. Lasc-vus – «резвый, шаловливый; разнузданный, сладострастный».

Обитает на всех континентах Северного полушария. Ареал Европа, Алжир, Марокко, Египет, Малая Азия, север Ирака, Иран, Афганистан, Монголия, Китай, Корейский п-ов, Япония, Северная Америка, Австралия. Живет на полях и в лесах, в гористых и низменных местностях, не избегая населенных мест. Селится под камнями, в дуплах, развалинах, норах, амбарах.

Ласка – самый маленький представитель отряда хищных. Длина тела 10-25 см, хвоста около 5 см. Весит ласка 50-100 грамм. Туловище ласки тонкое, гибкое, вытянутое, с очень короткими лапками, вооруженными острыми когтями. На длинной мощной шее, продолговатая узкая голова, с маленькими округлыми ушами. У ласки симпатичная, притупленная мордочка, остренький усатый носик на конце тупой и слегка раздвоенный, блестящие, как бусинки, глазки. Хвост короткий, у основания имеются мускусные железы, выделяющие неприятный запах. Строением длинного, гибкого тела и окраской меха очень напоминает горностая, но отличается мелкими размерами и более коротким одноцветным хвостом, чёрной кисточки на хвосте у неё нет.

Мех животного ласки короткий и плотно прилегающий. Густота меха летом и зимой одинакова, но летняя шерсть короче и тоньше зимней. Летний мех ласки от темно-коричневого до цвета топленого молока. Горло, грудь, брюхо, край верхней губы и внутренняя поверхность лапок – чисто-белого цвета. Позади углов рта – резкая граница темных пятен. Осенью, в холодных районах, ласка меняет летний бурый наряд на белоснежный зимний мех, остаются черными только глаза и нос. Только в южных районах обитания, где снега совсем мало, зверек не меняет цвет шерсти.

Мех ласки, в отличие от многих других куньих, не имеет промышленного и охотничьего значения, поэтому в настоящее время охота на нее не ведется. Ласки лишь случайно попадают в ловушки или капканы при добывании других зверей – горностаев, хорей, норок, кротов. Ранее, в послевоенный период XX века, ласка считалась ценным пушным зверем, каждый год заготавливалось от 3 до 20 тыс. шкурок ласки.

Читайте также:  Басня Эзопа Лиса и Обезьяна

Ласка очень ловка и проворна, быстро бегает, хорошо лазает и плавает, отличается большой смелостью и кровожадностью и является опасным врагом для всех мелких животных. В способности пролезать через самые узкие щели и дыры заключается ее главная сила.

Ласка – необыкновенный питомец

На сегодняшний день отношения ласки с людьми довольно сложные. С одной стороны ее недолюбливают за склонность к наглым грабежам и разбоям, с другой – уважают за умение быстро истреблять грызунов. Любопытно, что если она селится рядом с человеком, то никогда не наносит ущерб своему непосредственному «хозяину». Зато от ее дерзких проделок страдают все соседи в округе. Впрочем, если птичники достаточно хорошо защищены (в них нет щелей, лазов или окон), то ласка переключается на домовых мышей и крыс, чем очень помогает местным жителям.

Выпроваживают ласку с фермерского участка, заводя на скотном дворе козу или козла. Как всякое подземное животное ласка чутко реагирует на землетрясения. Поэтому достаточно установить пару ветряков, передающих через шест колебания в землю. Попутно такое устройство будет защищать участок от кротов, землероек, тех же крыс и мышей. Летом можно также втыкать в землю отпугиватели кротов и всяческие вибраторы.

Ласка – животное весьма агрессивное, известное своей кровожадностью и дерзкими грабежами в хозяйствах людей. Интересно то, что такой храбростью природа наделила крохотное и симпатичное животное. Несмотря на маленький размер, ласка заслужила славу разбойницы. У ласки много врагов: волки, лисицы, барсуки, енотовидные собаки, ястреба, беркуты, совы и филины – все они мечтают полакомиться юрким зверьком. Однако проворная и зубастая красавица без боя не сдается: она способна перегрызть горло обидчику, ловко вывернувшись из его лап в последнюю секунду.

При встрече с человеком, ласка абсолютно не пугается, а наоборот принимает агрессивную стойку. Если к ней приблизиться, она, не задумываясь, кинется в атаку. Не единожды ласка сама нападала на человека, и освободиться от острых зубов этого маленького животного не так просто. Похоже на то, что ласка является рекордсменом по хулиганским выходкам среди животных. Одним словом, ласка – это настоящий разбойник, который нападает на каждого встречного.

Ласку довольно легко приручить, особенно в раннем возрасте. К сожалению, большинство из них в неволе гибнет. Но бывают случаи, когда ласки живут по 4-6 лет. Ручные ласки, в отличие от своих диких родственников, полностью оправдывают свое название. Они очень любопытные, ласковые и верные друзья. Они спят вместе с людьми, играют с кошками и собаками, а некоторые из них ни на шаг не отходят от хозяина. Один англичанин был даже вынужден брать с собой ласку на работу, так как она, видите ли, не хотела оставаться в одиночестве. Вот такая она милая, хитрая, добрая и очень симпатичная зверюшка, вполне соответствующая своему имени.

В Древнем Риме и раннесредневековой Европе ласка была домашним животным, поскольку охотилась на мышей. Ласка очень ловка и проворна, быстро бегает, хорошо лазает по деревьям и плавает, отличается большой смелостью и агрессивностью, является опасным врагом для всех мелких животных. Ласка в огромных количествах, до 2-3 тыс. в год, истребляет мышевидных грызунов, принося тем самым большую пользу природе и человеку. Однако в связи с плохой приручаемостью ласки и, в большей степени, с появлением в Европе серой крысы, с которой ласке было затруднительно справиться, в качестве защитника запасов в этой роли ее вытеснили другие животные – хорьки (фретка), кошки и генетты.

Ласка – удивительный ласковый зверек

В старые времена с лаской было связано множество суеверий и предрассудков. В одних местах считалось, что она приносит в дом счастье, а в других к ней относились очень плохо. У многих славянских и других народов ласку почитают как хранительницу дома:

«В каждом доме живет ласочка. Она очень любит животных, и в дом приходит именно из-за них. Она заплетает гривы лошадям, бегает по спинам коров. Однако если невзлюбит животинку – защекочет».

«Ласка, ласочка, или ласица – мифический зверь, домовейко. В старину верили, что ласка – этот тот же домовой, который ко всему еще ухаживает за скотиной».

Так же на Сицилии просят живущую по соседству ласку не душить кур: «Ласочка, ласочка, не трогай наседок, а я тебя обвенчаю, как только буду иметь возможность. Если ты женщина, я дам тебе царского сына, если ты мужичок, я дам тебе царскую дочь».

У многих славянских и других народов ласка пользуется большим почитанием как хранительница дома. Черногорцы, чтобы заманить ласку, приносят в дом гнездо с ее детенышами. В Боснии считают, что если ласка покинет дом, в котором жила много лет, это означает несчастье для дома.

Согласно некоторым поверьям, в ласке воплощена душа хозяйки, в змее – душа хозяина. Поэтому их и нельзя никому убивать. У славян Зильской долины более всего опасаются убивать белую ласку. У эстонцев ласка – знак счастья. «У каждого хутора – своя ласка». Среди многочисленных поверий о ласке, есть такие, в которых она помогает человеку стать богатым. Поляки старого Сонча верят, что если несколько раз позвать «госпожа ласка», она появится, будет ластиться к человеку и покажет клад. Греки считают, что в награду за хорошее к ней отношение ласка находит заколдованные деньги и переносит их в дом. У польских евреев существует поверье, что тот, на чьей кровати окажется ласка, будет богат.

Ласка – покровительница скота, особенно лошадей. В восточном Полесье имеется обычай, в чистый четверг идти с освященной четверговой свечой в хлев, чтобы увидеть там ласку и по ее окраске определить, какой масти следует держать скотину. На Украине, Белоруссии и Польше верят, что скот плодится той масти, какой цвет имеет ласка. «Де в стойцi є ласицi, там худоба ведеться», – говорят русины Галиции. У эстонцев найти мертвую ласку – к несчастью со скотом. В Минской области считалось, что ласки защищают скот от ведьм. Рассказывают, как в одном селении погиб весь скот, потому что там преследовали ласку.

Украинцы Покутья верят, что «ласка принесет счастье, если на зиму придет до хаты». Поляки и французы верят, что ласка приносит в дом только счастье, а если ее убить, то выводок ласки поест в доме все шапки и отравит еду. Среди всех животных никто не убивает ласки и ласточки, – говорят гуцулы. Гуцулы тоже не убивают ласку, опасаясь мести со стороны ее сородичей.

Ласки нельзя бить, а то, как дохнет на человека, так тот может умереть, – говорят на Львовщине. Ласочка – мышка такая, зверху чорненькая, знизу – бiленька, – говорят белорусы. Ласочка – воно як котенятко, – считают в Житомирской области. «Ласочка – то божа рукавиця с правой руки, ласочка – то божа квiточка».

В древних поверьях под видом ласки часто появляется женщина – фея, волшебница, колдунья или соблазнительница, невеста или молодая замужняя женщина в зависимости от обстоятельств. Само слово буквально передает природу женских чар, используемых для того, что¬бы отвлечь внимание и добиться же¬лаемого результата.

Басня Эзопа гласит о том, как Афродита превратила ласку в девушку, влюбленную в юношу, чтобы они могли обвенчаться. Но во время свадьбы невеста увидела мышь, погналась за ней и превратилась обратно в ласку. В Испании в Каталонии есть поверье, что если увидеть ласку и сказать ей «ты красивая», она надувается, пучится, превращаясь в человека, всячески показывая тем свою радость. Доброе слово, как говорится, и ласке приятно.

Греки, чтобы уберечь от ласки приданое дочери, заговаривают ее: «Ласочка, мы дадим тебе золота и серебра, мы дадим тебе мужа, чтобы ты вышла замуж, имела свой дом и стала хозяйкой». Греки в доме, где поселилась ласка, кладут веретено с пряжей, так как «она любила прясть, пока еще была девушкой». Греческая легенда говорит, что в ласку превратилась девушка, любившая прясть.

У гуцулов ласке посвящается день Святой Катерины – 25 ноября (по старому стилю), ведь ласка – покровительница прях и браков. Считается, что появление ласки помогает рожающей женщине. Как известно, ласка пробегала мимо Алкмены, которая никак не могла родить, и вызвала рождение Геракла. По другому поверью, в ласку Гера превратила служанку матери Геракла за то, что она помогла успешным родам будущего героя.

Сербы считают, что если не дать беременной того, что она просит, то такому человеку ласка прогрызет одежду. Считается, что ребенок, под колыбелью которого пробежала ласка, будет здоров.

У южных и западных славян имеется такая былина: косцы, пахари и жнецы во время работы в поле находят гнездо ласки, и дабы не повредить, переносят в другое место. Ласка, не найдя своих детенышей, напускает в сосуды с водой ядовитую слюну, но когда узнает, что косцы переносят гнездо на прежнее место, все эти сосуды опрокидывает, чтоб не отравить людей. Она никогда не делает зла понапрасну.

В европейских сказках коварная женщина выступает в образе пушистой ласки, пытающейся соблазнить или сбить со следа охотника. В Сербии говорят, что если охотник выстрелит в ласку, то пуля развернется и поразит его самого. Говорят также, что она защищает людей от укуса змей.

Ласку нельзя обижать, она может ночью отгрызть брови или волосы. Если ласку дразнить, она плюнет в глаза и человек ослепнет. В некоторых уголках Европы укоренено верование, что укус ласки считается парализующим.

Ласка – это добрый домовой. Какой она масти – такой и скот подбирают, собаку, кошку, а порой и невесту. Обращаются к ней: «Добро пожаловать, моя ласочка, добро пожаловать, моя невестушка».

Ласка – это символ интуиции, она помогает легко различать ложь и правду, разобраться в поступках людей. Ласку выбирают в талисманы те, кому не хватает внимательности, остроты ощущений и реакции.

Кроме всего прочего, ласка – известный истребитель мышей. В разных районах Болгарии, когда хотят избавиться от грызунов в доме, приглашают ласку «на свадьбу». Сербы считают, что ласка может истребить мышей оригинальным способом – она надувает их, и они лопаются. У эстонцев те люди счастливые, что ласку видели. В Фивах ласка почиталась как священное животное.

В старину бытовала легенда, будто по ночам домовой мучает лошадей, стоящих в конюшне – заплетает им гривы, а иногда доводит их до «белого пота». С домовым боролись: в конюшне держали козла, которого будто бы нечисть боится. Оказалось, что домовым является не кто иной, как ласка. Часто ласка встречается около жилья человека, если там для нее есть корм. Она бегает по загривкам и спинам лошадей, которые ее панически боятся, стараются сбросить с себя и от этого сильно потеют. Ласка же, вцепившись в гриву, чтобы не свалиться, слизывает выступающий пот, получая необходимые минеральные соли. Существует поверье, что ласка, забравшись в ухо лося, может закусать его до смерти.

Ссылка на основную публикацию