Басня Эзопа Лекарь и Больной

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Бесхвостая лисица.
Блоха и атлет.
Бобр.
Богач и кожевник.
Богачи и плакальщицы.
Больной и лекарь.
Борей и Солнце.
Бык и дикие козы.

Бесхвостая лисица
Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье. Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: “Эх ты! не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно”.
Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца, а ради собственной выгоды.

Блоха и атлет
Блоха однажды вспрыгнула на ногу разгоряченному атлету и на скаку укусила его. Он рассердился и уже сложил ногти, чтобы ее раздавить, а она опять прыгнула так, как от природы дано ей прыгать, и ускользнула от гибели. Застонал атлет и молвил: “О Геракл! если ты против блохи мне не помогаешь, то как же ты поможешь мне против соперников?”
Мораль басни Блоха и атлет: Басня показывает, что богов следует призывать не ради пустячных и безвредных мелочей, а только при важной необходимости.

Бобр
Бобр – это животное четвероногое, живет в прудах. Говорят, что из его яичек приготовляют некоторые лекарства. И когда кто-нибудь его увидит и погонится, чтобы убить, то бобр понимает, ради чего его преследуют, и сначала бежит прочь, полагаясь на свои быстрые ноги и надеясь уйти целым; а оказавшись уже на краю гибели, он откусывает и отбрасывает свои яички и этим спасает себе жизнь.
Мораль басни Бобр: Так и разумные люди для спасения жизни ни во что не ставят богатство.

Богач и кожевник
Богач поселился рядом с кожевником; но, не в силах выносить вонь, стал его уговаривать переехать отсюда. А тот все время откладывал, обещая со дня на день переехать. Так оно и шло, пока не кончилось дело тем, что богач привык к запаху и перестал докучать кожевнику.
Мораль басни Богач и кожевник: Басня показывает, что привычка и неудобства смягчает.

Богачи и плакальщицы
У богача было две дочери. Одна из них умерла, и он нанял по ней плакальщиц. Вторая дочь сказала матери: “Бедные мы! У нас горе, а мы и плакать не умеем, между тем как эти женщины, совсем чужие, так рыдают и бьют себя в грудь”. Ответила мать: “Не дивись, мое дитя, что они так надрывются: им за это деньги платят”.
Мораль басни Богачи и плакальщицы: Так иные люди из корыстолюбия не гнушаются наживаться и на чужом горе.

Больной и лекарь
Один человек был болен. Лекарь спросил, как он себя чувствует; больной ответил, что слишком потеет; лекарь сказал: “Это хорошо”. В другой раз спросил лекарь, как дела; больной ответил, что его все время бьет озноб; лекарь сказал: “И это хорошо”. В третий раз явился лекарь и спросил, как болезнь; больной ответил, что у него водянка; лекарь сказал: “Это тоже хорошо”. И когда навестил больного кто-то из родственников и спросил, как здоровье, то ответил больной: “До того уж хорошо, что помирать впору”.
Мораль басни Больной и лекарь: Так многие, поверхностно судя, считают своих ближних счастливыми как раз за то, от чего они больше всего и мучатся.

Борей и Солнце
Борей и Солнце спорили, кто сильней; и решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека в дороге. Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей еще сильнее дуть, а человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду. Наконец, устал Борей и уступил человека Солнцу. И Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее, и кончилось тем, что человек не в силах был вынести жары, разделся и побежал купаться в ближайшую речку.
Мораль басни Борей и Солнце: Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

Бык и дикие козы
Бык, спасаясь от настигающего льва, забежал в пещеру, где жили дикие козы. Козы стали его лягать и бодать, но он на это только сказал: “Я терплю это, потому что боюсь, но не вас, а того, кто стоит перед пещерой”.
Мораль басни Бык и дикие козы: Так многие из страха перед сильнейшим терпят обиды от слабейших.

Больной и лекарь

Один человек был болен. Лекарь спросил, как он себя чувствует; больной ответил, что слишком потеет; лекарь сказал:

В другой раз спросил лекарь, как дела; больной ответил, что его все время бьет озноб; лекарь сказал:

В третий раз явился лекарь и спросил, как болезнь; больной ответил, что у него водянка; лекарь сказал:

“Это тоже хорошо”.

И когда навестил больного кто-то из родственников и спросил, как здоровье, то ответил больной:

“До того уж хорошо, что помирать впору”.

Так многие, поверхностно судя, считают своих ближних счастливыми как раз за то, от чего они больше всего и мучатся.

Сказки для детей:

Больной лев и лисица В своей берлоге заболев, Оттуда шлет вассалам Лев Служащий пропуском указ такого рода: Что каждая зверей порода Должна прислать к […].

Лекарь и смерть Юноша каждый день молил свою смерть: – Приди за мной и возьми меня! Однажды явилась ему смерть и спросила: – […].

О том, как лекарь сам себя погубил Жил в одной деревне лекарь по имени Пау-ту. Позвали его как-то к больному. Пришел лекарь, осмотрел больного и прописал лекарство: […].

Астролог и лекарь на кашубах В старые времена жили в городе Гданьске немец-лекарь и немец-астролог. Люди в городе жили крепкие и здоровые, в предсказании погоды […].

Волк, коза и козленок Наполнить вымя молоком Коза пошла за травкою в долину, Замкнула наглухо свой дом И строго приказала сыну: “Чтоб избежать нам […].

Облако в корыте Козленок Мармеладик пил из корыта воду. Смот­рит: в корыте облако плавает. Белое такое, пушистое облако. Тронул его козленок копытцем – […].

Шишки Щенок Тявка лежал в своей будке и наблюдал, как играли козленок Мармеладик и теленок Рогалик. А играли они так: подбегут […].

Солнышко на память Козленок Мармеладик подошел к цыпленку Фью и стал прощаться. – А куда ты уезжаешь? – спросил цыпленок. – К бабушке […].

Как крестьянин двух сеньоров надул Жил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король – человек не как […].

О хитроумном лекаре В одном бедном деревенском доме остановился на постой бродячий лекарь. Ночью он тяжело вздыхал и вертелся с боку на бок. […].

Как крестьянин угадал, сколько черту лет Шел как-то крестьянин лесом. То ли он лесником был, то ли еще кем, то ли просто так погулять вышел. Вдруг […].

Хромая нога не виновата Жил в старину на свете бедный старик. Было у него четыре сына. Умер старик, и досталось от него четырем сыновьям […].

Подарок Один трудолюбивый крестьянин усердно работал в саду. И вот однажды он обнаружил на грядке такую большую тыкву, какой ему никогда […].

Как утенок свою тень потерял Однажды теплым сиреневым утром ковылял по до­роге утенок Крячик. Ковылял и зевал. Но не потому зевал, что не выспался, а […].

Глупый медведь Увидел как-то медведь во сне, что удалось ему раздобыть три жирных куска мяса. Проснулся он утром и отправился на поиски […].

Хитрый Алдар-Косе Жил в одном ауле безбородый хитрец Алдар-Косе. Глаза у него были острые, ноги быстрые, руки проворные, а ум еще проворнее. […].

И сон вредным бывает Как-то раз два крестьянина гнали из Индии буйволиц. Долго они шли, утомились и легли отдохнуть под деревом. В полночь проснулся […].

Как ослик учился уважать старших Шел по дороге ослик Алфавит. Шел и плакал. Встретил его козленок Мармеладик и спрашивает: – Ты почему плачешь? Может, тебя […].

Как волк шубу себе добывал Шел волк лесом, видит: дятел дерево долбит. Говорит он дятлу: – Эх ты, дятел, дерево долбишь, а меду не едал. […].

Косарь и волк Пошел мужик на опушку сено косить. А на опушке жил волк; он подстерег мужика и задумал Косы у мужика в […].

Читайте также:  Басня Эзопа Живот и Ноги

Крестьянин и лошадь Крестьянин засевал овес; То видя, Лошадь молодая Так про себя ворчала, рассуждая: “За делом столько он овса сюда принес! Вот, […].

Коза – острые рога Однажды паслись три козы. Старшие две – задиристые да хвастливые. Все своими рогами похваляются: “Встретился бы нам волк, вот бы […].

Балули Зана и кувшин золота Шел Балули по дороге и видит: крестьянин закапывает кувшин в землю. Подошел он поближе, спросил: – Послушай-ка, братец, с чего […].

Крестьянин и медник Однажды на годекане медник поспорил с крестьянином: кто из них лучше соврет. Крестьянин начал рассказ так: – Как-то раз посеял […].

Волк, перепелка и дергун Летела перепелка, села на меже и вздремнула. И схватил ее волк: – Я тебя съем: Стала перепелка просить: – Не […].

Как собака нашла себе хозяина В давние-давние времена жила собака. Она искала себе хозяина. Потому что жизнь ее была очень тяжела. Однажды отправилась она куда […].

Надюша Встали девочки чуть свет, В сад спешит бригада. Говорит Надюша вслед: – Больше всех им надо! Посадили деревца – И […].

Умный крестьянин Шел как-то крестьянин по дороге, притомился и сел на большой камень у обочины отдохнуть. Подскочил к нему черт да как […].

Обманщик Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. […].

Лев и бык Лев задумал злое против огромного быка и хотел залучить его хитростью. Поэтому он сказал быку, что принес в жертву овцу […].

Басня Эзопа Лекарь и Больной

Ответ оставил Гость

Бесхвостая лисица.
Рыбак и рыбешка.
Лисица и терновник.
Лисица и крокодил.
Рыбаки.
Лисица и дровосек.
Петухи и куропатки.
Растолтевшая лисица.
Зимородок.
Рыбак.
Лисица и маска.
Обманщик.
Угольщик и сукновал.
Потерпевший кораблекрушение.

Человек с проседью и его любовницы.
Убийца.
Хвастливый пятиборец.
Человек, обещающий невозможное.
Человек и сатир.
Коварный.
Слепец
Орел и лисица.
Орел, галка и пастух.
Орел и жук.
соловей и ястреб.
Должник.
Дикие козы и пастух.
Кошка и куры.
Эзоп на корабельной верфи.
Лисица и козел.
Лисица и лев.
Рыбак.
Лисица и барс.
Рыбаки.
Лисица и обезьяна.
Лисица и виноград.
Кошка и петух.
39. Ласточка и птицы.
40. Звездочет.
41. Лисица и собаки.
42. Крестьянин и его дети.
43. Лягушки.
44. Лягушки, просящие царя.
45. Волы и ось.
46. Борей и Солнце.
47. Мальчик, объевшийся потрохов.
48. Чиж.
49. Пастух.
50. Ласка и Афродита.
51. Крестьянин и змея.
52. Крестьянин и собаки.
53. Крестьянин и его сыновья.
54. Улитки.
55. Хозяйка и служанки.
56. Ворожея.
57. Старуха и лекарь.
58. Женщина и курица.
59. Ласка.
60. Старик и смерть.
61. Крестьянин и судьба.
62. Дельфины и пескарь.
63. Оратор Демад.
64. Укушенный собакой.
65. Путники и медведь.
66. Юноши и мясник.
67. Путники.
68. Враги.
69. Лягушки.
70. Дуб и тростник.
71. Трус, отыскавший золотого льва.
72. Пасечник.
73. Дельфин и обезьяна.
74. Олень и лев.
75. Олень.
76. Олень и лев.
77. лень и виноград.
78. Пловцы.
79. Кошка и мыши.
80. Мухи.
81. Лисица и обезьяна.
82. Осел, петух и лев.
83. Обезьяна и верблюд.
84. Два жука.
85. Поросенок и овцы.
86. Дрозд.
87. Гусыня, несущая золотые яйца.
88. Гермес и скульптор.
89. Гермес и Тиресий.
90. Гадюка и водяная змея.
91. Собака и хозяин.
92. Две собаки.
93. Гадюка и пила.
94. Отец и дочери.
95. Муж и жена.
96. Гадюка и лиса.
97. Волк и козленок.
98. Волк и козленок.
99. Продавец статуй.
100. Зевс, Прометей, Афина и Мом.
101. Галка и птицы.
102. Гермес и земля.
103. Гермес.
104. Зевс и Аполлон.
105. Конь, бык, собака и человек.
106. Зевс и черепаха.
107. Зевс и лисица.
108. Зевс и люди.
109. Зевс и стыд.
110. Герой.
111. Геракл и Плутос.
112. Муравей и жук.
113. Тунец и дельфин.
114. Лекарь и больной.
115. Птицелов и аспид.
116. Краб и лисица.
117. Верблюд и Зевс.
118. Бобр.
119. Огородник.
120. Огородник и собака.
121. Кифаред.
122. Воры и петух.
123. Галка и ворона.
124. Ворон и лисица.
125. Ворона и ворон.
126. Галка и лисица.
127. Ворона и собака.
128. Ворон и змея.
129. Галка и голуби.
130. Живот и ноги.
131. Галка-беглянка.
132. Собака и лисица.
133. Собака с куском мяса.
134. Собака и волк.
135. Голодные собаки.
136. Собака и заяц.
137. Комар и бык.
138. Зайцы и лягушки.
139. Чайка и коршун.
140. Лев и крестьянин.
141. Лев и лягушка.
142. Лев и лисица.
143. Лев и бык.
144. Лев и крестьянин.
145. Лев и дельфин.
146. Лев, испуганный мышью.
147. Лев и медведь.
148. Лев и заяц.
149. Лев, осел и лисица.
150. Лев и мышь.
151. Лев и осел.
152. Разбойник и тутовое дерево.
153. Волки и овцы.
154. Волк и конь.
155. Волк и ягненок.
156. Волк и цапля.
157. Волк и коза.
158. Волк и старуха.
159. Волк и овца.
160. Волк и овца.
161. Гадатель.
162. Мальчик и ворон.
163. Пчелы и Зевс.
164. Жрецы Кибелы.
165. Мыши и ласки.
166. Муравей.
167. Муха.
168. Человек, потерпевший крушение, и море.
169. Мот и ласточка.
170. Больной и лекарь.
171. Летучая мышь, терновник и нырок.
172. Летучая мышь и ласка.
173. Дровосек и гермес.
174. Путник и Судьба.
175. Путники и платан.
176. Путник и гадюка.
177. Путники.
178. Путник и Гермес.
179. Осел и садовник.
180. Осел, навьюченный солью.
181. Осел и мул.
182. Осел со статуей на спине.
183. Дикий осел.
184. Осел и цикады.
185. Ослы и Зевс.
186. Осел и погонщик.
187. Осел и волк.
188. Осел в львиной шкуре.
189. Осел и лягушки.
190. Осел, ворон и волк.
191. Осел, лисица и лев.
192. Курица и ласточка.
193. Птицелов и жаворонок.
194. Птицелов и аист.
195. Верблюд.
196. Змея и краб.
197. Змея, ласка и мыши.
198. Растоптанная змея.
199. Мальчик, ловящий кузнечиков.
200. Мальчик-вор и его мать.
201. Голубь, который хотел пить.
202. Голубка и ворона.
203. Обезьяна и рыбаки.
204. Богач и кожевник.
205. Богачи и плакальщицы.
206. Пастух и собака.
207. Пастух и море.
208. Пастух и овцы.
209. Пастух и волчата.
210. Пастух-шутник.
211. Купающийся мальчик.
212. Стриженая овца.
213. Гранатовое дерево, яблоня и терновник.
214. Крот.
215. Осы, куропатки и крестьянин.
216. Оса и змея.
217. Бык и дикие козы.
218. Обезьяньи дети.
219. Павлин и галка.
220. Верблюд, слон и обезьяна.
221. Зевс и змея.
222. Свинья и собака.
223. Свинья и собака.
Кабан и лисица.
Скряга.
Черепаха и заяц.
Ласточка и змея.
Гуси и журавли.
Ласточка и ворона.
Черепаха и орел.
блоха и атлет.

Культура и искусство

10 лучших басен Эзопа (Перевод с латыни)

Беременная гора

Давно это было, в незапамятные времена. Около огромной горы жили люди. Вот однажды гора начала сотрясаться и стонать, раздался гул и треск.

Гора стонала, как, женщина у которой начались роды и люди решили, что божественная гора сейчас родит. Толпы народа стали прибывать со всех концов земли, чтобы своими глазами поглядеть на великое чудо – что или кого божественная гора произведёт на свет. Дни и ночи стояли люди в трепетном ожидании чуда и, наконец, гора родила мышь!

Так и с людьми бывает — обещают много, а делают ничтожно мало, вопреки большим ожиданиям!

Борей и Солнце

Борей и Солнце поспорили, кто из них сильнее.

Решили они, что выиграет тот, кто заставит раздеться путника на дороге.

Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду и продолжал путь.

Стал Борей ещё сильнее дуть и человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду.

Наконец, устал дуть Борей и уступил очередь Солнцу.

Солнце сначала стало слегка пригревать, а человек понемногу снимал с себя все лишнее.

Тогда Солнце припекло, со всей силой.

Кончилось всё тем, что человек не в силах был вынести нестерпимой жары, разделся догола и побежал купаться в ближайшую речку.

Часто убеждение бывает сильнее, чем сама сила.

Путник и Змея

Странник шёл по зимней дороге и увидел лежащую змею, которая почти замерзла.

Пожалел ее странник и спрятал за пазуху, чтобы она быстрее отогрелась.

Читайте также:  Басня Эзопа Зевс и Лисица

Пока змея была замерзшей, она не шевелилась, а как только отогрелась и смогла двигаться- ужалила его в живот.

Почувствовав скорую смерть, тихо сказал путник: “Я сам во всём виноват, зачем я спас эту замёрзшую гадину, когда ее и живую-то надо было убить?”

Добро сделанное ради Зла, всегда будет наказано.

Лягушачий царь

Колония болотных лягушек страдала от того, что у них не было крепкой власти, и отправили они к Зевсу- Громовержцу своих послов с просьбой дать им хорошего царя.

Увидел Зевс, какие они глупые и несчастные, и бросил им в болото деревянный чурбан.

Сначала лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота.

Но, увидя, что чурбан был неподвижен, и не мог им навредить, лягушки понемногу осмелели настолько, что прыгали на него, и сидели на нем.

Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя- чурбана, лягушки опять обратились к Зевсу и попросили дать им нового правителя, потому- что настоящий царь слишком уж ленив и покладист.

Рассердился на них Зевс и послал им в цари водяную змею, которая стала их гонять, ловить и пожирать.

Лучше иметь в правителях ленивого и спокойного, чем рьяного и жестокого.

Прометей и Люди

Велел Зевс- Громовержец Прометею вылепить из глины и людей, и животных.

Но увидел Зевс, что неразумных животных у негополучилось гораздо больше чем разумных людей, и. чтобы сохранить равновесие, велел ему часть животных переделать в людей.

Повиновался Прометей Зевсу, но увидел, что получилось так, что люди, переделанные из животных, получили человеческий облик, но душу сохранили звериную.

Поэтому в Человеке, там много глупого, грубого, жестокого, истинно звериного.

Больной и Лекарь

Один человек сильно заболел. Пришёл лекарь и спросил его, как он себя чувствует.

Больной ответил, что слишком потеет; лекарь сказал: “Это очень хорошо !”.

В другой свой приход снова спросил лекарь, как его дела; больной ответил, что его все время знобит; лекарь сказал: “И это хорошо”.

В третий раз явился к больному лекарь и спросил, как протекает болезнь; больной ответил, что у него водянка; лекарь сказал: “Это тоже хорошо! Потому-что вы ещё живы!”.

А когда навестил больного один из его родственников и спросил, как здоровье, то больной сказал: “Уж, до того хорошо, что хоть в гроб ложись!”.

Многим людям кажется благом для ближнего то, что его больше всего мучает.

Скупой

Человек, отличавшийся особенной скупостью, обменял всё своё имущество на большой слиток золота.

Он зарыл своё сокровище под деревом в своём саду, но каждый день выкапывал, чтобы любоваться им, а затем снова закапывал.

Его слуга проследил за своим хозяином и увидел его за этим занятием.

Как только тот отлучился, – выкопал клад и бросился бежать.

На следующий день, когда скупец обнаружил пропажу, то стал громко причитать и рвать на себе волосы.

На его крики прибежал сосед и, узнав причину отчаянья, сказал: «Полно горевать! Возьмите булыжник, положите его в яму, и представьте себе, что это настоящее золото, – и не почувствуете никакой разницы, ведь Вы им всё равно не пользовались. А кому нужно богатство, не приносящее пользы, оно всё равно, как бы, и не существует!».

Скупой всегда платит дважды. А богатство не приносящее пользы не нужная вещь.

Гранатовое дерево, Яблоня и Терновник

Поспорили гранатовое дерево и яблоня, у кого плоды вкуснее. Спорили они так долго и горячо, пока дикий терновник с ближней изгороди не услышал их и не объявил: “Давайте перестанем, друзья: зачем нам ссориться, все наши плоды одинаково вкусны!”.

___________________________________________________________________________Пока сильные в раздоре, то, и ничтожества мнят себя властителями мира .

Две любовницы седого человека

У седого человека было две любовницы, одна молодая, а другая постарше.

Пожилой женщине стыдно было жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как он к ней приходил, она выдергивала, ещё оставшиеся у него на голове, тёмные волосы.

А молодая женщина хотела скрыть, что ее любовник – уже старик, и вырывала у него седые волосы.

Так и ощипывали его, как курицу, то одна любовница, то другая, пока в конце концов он не остался лысым.

Так поиски разнообразия и излишеств всегда приведут к бессилию и нищите.

Напрасные обещания

Один бедняк серьёзно занемог и почувствовал себя совсем плохо; врачи от него уже отступились и оставили умирать.

И тогда он взмолился всем богам, обещая принести им в жертву быка и пожертвовать богатые дары, если он выздоровеет.

Жена стояла поблизости и спросила: “Да, на какие же деньги ты это сделаешь?”

– “Неужели ты думаешь, – ответил тот, – что, если я стану выздоравливать, то, боги с меня это потребует?”.

Люди в горе, часто обещают то, чего и не думают выполнять, после того, как избегнут неприятностей .

Мудрость Востока

Мудрость Востока — притчи, легенды, цитаты, афоризмы

Раздел: Басни

Мальчик, объевшийся потрохов

Басня Эзопа

Зарезали люди в жертву богам быка в поле и созвали соседей на угощение. Среди гостей пришла и одна бедная женщина, а с нею её сын. Во время долгого пира наелся мальчик до отвала потрохов, напился вина, заболел у него живот, и закричал он от боли:

Петухи и куропатки

Басня Эзопа

Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он её купил и понёс домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи её стали бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили её за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и она сказала про себя: «Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят».

Лисица и дровосек

Басня Эзопа

Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он её приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух:

Лисица и козёл

Басня Эзопа

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козёл, которому захотелось пить, подошёл к тому колодцу, заметил в нём лисицу и спросил её, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козёл, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что у неё есть хорошая мысль, как спастись им обоим:

Лисица и маска

Басня Эзопа

Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила всё, что там было. И тут ей попалась трагическая маска. Подняла её лисица и сказала:

— Какая голова, а мозгу в ней нет!

Так и среди людей есть те, что телом величественны, а душой неразумны.

Лекарь и больной

Басня Эзопа

Выносили покойника, и домочадцы шли за носилками. Лекарь сказал одному из них:

— Если бы этот человек не пил вина и ставил клистир, он остался бы жив.

— Любезный, — отвечал ему тот, — ты бы ему это советовал, пока ещё не поздно было, а теперь оно уже ни к чему.

Краб и лисица

Басня Эзопа

Краб выполз из моря и кормился на берегу. А голодная лисица его увидела, и так как есть ей было нечего, то подбежала она и схватила его. И, видя, что сейчас она его съест, молвил краб:

— Что ж, поделом мне: я житель моря, а захотел жить на суше.

Оса и пчела

Басня Сергея Шепеля

Рассказывают, что однажды Господь решил убрать двух людей из этого мира. Это не было наказанием, ведь они не были отъявленными злодеями, но, как известно, так всегда поступают с людьми, когда они не могут в этом воплощении больше ничему научиться. В этом заключается милосердие, ибо тогда люди не успевают наработать новых «лишних» кармических долгов и тем самым усугубить свою судьбу.

Роза или верблюжья колючка

Басня Сергея Шепеля

Человек, живший у края пустыни, посадил в своём саду молодой розовый куст, который ещё ни разу не цвёл. Долго он ждал, когда же тот, наконец, зацветёт, но цветов всё не было. И тогда садовник спросил розовый куст, почему он не цветёт.

Дельфин и обезьяна

Басня Эзопа

Морские путешественники обычно возят с собой обезьян и мальтийских собачек, чтобы развлекаться в плавании. И один человек, отправляясь в путь, взял с собой обезьяну. Когда они плыли мимо Суния — это мыс неподалёку от Афин — разразилась сильная буря, корабль перевернуло, все бросились вплавь, а с ними и обезьяна. Увидел её дельфин, принял за человека, подплыл к ней и повёз её к берегу. Подплывая уже к Пирею, афинской гавани, спросил её дельфин, не из Афин ли она родом? Ответила обезьяна, что из Афин и что там у неё знатные родственники. Ещё раз спросил её дельфин, знает ли она Пирей? А обезьяна подумала, что это такой человек, и ответила, что знает — это её добрый знакомый. Рассердился дельфин на такую ложь, потащил обезьяну в воду и утопил.

Читайте также:  Басня Эзопа Дрозд

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Басни Эзопа

Подробности Категория: Басни и притчи Опубликовано 22.03.2017 17:35 Просмотров: 1511

Подлинность басенного наследства Эзопа определить трудно и вряд ли возможно.

Самый большой сборник басен Эзопа был составлен в средние века, тогда как жил он в VI в. до н.э. (предположительно).
По причине слишком большой отдалённости во времени оригиналов его басен не сохранилось, до нашего времени они дошли в латинской переработке (Федр, I в.) и греческой (Бабрия, II в.), а жизнеописание существует только в виде легенд. Невозможно даже сказать, был ли Эзоп историческим лицом.

Сведения о биографии Эзопа

Согласно одной из легенд он был рабом Иадмона с греческого острова Самос и умер насильственной смертью в Дельфах. Его родиной называют также Фригию (Малая Азия).
О смерти Эзопа в Дельфах рассказывает легенда по Геродоту (древнегреческий историк, около 484 г. до н. э.-около 425 г. до н. э.) и Аристофану (древнегреческий комедиограф, «отец комедии», 444 г. до н. э.-между 387 и 380 гг.).
Согласно этой легенде Эзоп в Дельфах возбудил против себя нескольких граждан своим злословием, и они решили наказать его. Они похитили золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и возвестили о краже. Приказано было обыскать богомольцев, и чашу нашли у Эзопа. Его, как святотатца, побили камнями. По другой версии, аристократы-жрецы обвинили его в святотатстве и сбросили со скалы.
Интерес к басням Эзопа вызвал и интерес к его личности. И здесь также, не имея достоверных сведений, прибегали к легендам. Те, кто относился к сильным мира сего (их он критиковал в своих баснях), естественно, представляли его человеком сварливым и злобным, приписывали ему различные телесные уродства, безобразное лицо и т.д. – прямая противоположность божественной красоте Аполлона.

Диего Веласкес изобразил Эзопа вот так

Во II в. н.э. вышел анонимный роман (на греческом языке) – «Жизнеописание Эзопа». В нём создан образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба», но почти ничего не сказано о его баснях.
Как бы там ни было, в древности не сомневались в историчности Эзопа, а впервые выразил сомнение в его реальном существовании Лютер в XVI в. Он высказал мнение, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, а традиционный образ Эзопа – плод «поэтического сказания». С тех пор об этом идут споры.

Темы басен Эзопа

В основе Эзоповых басен – народная басня, имевшая свою долгую историю. Басня встречается уже у Гесиода (первый исторически достоверный древнегреческий поэт, VIII-VII вв. до н. э.), у Архилоха (древнегреческий сатирический поэт, I в. до н.э.).
В баснях Эзопа ярко отражено экономическое неравенство, бедность людей, он говорит об эксплуатации сильными слабых.

ЭЗОП «БЕДНЯК»

У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», – молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя – ты не помог мне, хлопнул об угол – послал великое счастье».

Кто обращается с негодяем ласково – останется в убытке, кто поступает с ним грубо – в барыше.
(Перевод В.А. Алексеева)

ЭЗОП «ДВА ГОРШКА»

Река несла в своем течении два горшка – глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, – просит глиняный горшок медного. – Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».

Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.
(Перевод В.А. Алексеева)

Эзоп в своих баснях рисовал картину жизни Малой Азии VI в., опередившей в экономическом развитии Грецию. Но он не проповедует борьбы с богатыми и сильными.

ЭЗОП «БЫК И ЖАБА»

Бык пошел пить и раздавил детёныша жабы. Приходит на то место его мать – её там не было – и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» – «Он умер, матушка, – говорят они, – сейчас приходил огромный зверь о четырёх ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» – «Перестань, мама, – слышит она в ответ. – Не сердись, – скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним».

Опасно слабому тягаться с сильным.
(Перевод В.А. Алексеева)

Но басни Эзопа ценны пропагандой труда и направленностью против эксплуатации.

ЭЗОП «КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ»

В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». – «Должно быть, там зарыт клад», – думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.

Истинное сокровище для людей – умение трудиться.
(Перевод В.А. Алексеева)

Басни Эзопа в основном представляют собой живые бытовые сценки, взятые из народной жизни; они по сути являются ярким образцом ранней художественной прозы.
Впоследствии литературное наследство Эзопа подвергалось искажениям, переделкам и вызывало подражания, начиная с пересказа стихами римским баснописцем Федром и греческим баснописцем Бабрием, их поэтически переделывали Лафонтен, Дмитриев, Измайлов и др.
Сюжеты некоторых басен Эзопа творчески использовал наш великий баснописец И.А. Крылов.
30 басен Эзопа перевёл Л.Н. Толстой.

ЭЗОП «ВОЛК И КОБЫЛА»

Хотелось волку подобраться к жеребёнку. Он подошёл к табуну и говорит:
– Что это у вас жеребёнок один хромает? Или вы полечить не умеете? У нас, волков, такое лекарство есть, что никогда хромоты не будет.
Кобыла одна и говорит:
– А ты знаешь лечить?
– Как не знать.
– Так вот полечи мне правую заднюю ногу, что-то в копыте больно.
Волк подошёл к кобыле, и, как зашёл к ней сзади, она ударила его задом и разбила ему все зубы.
(Перевод Л.Н. Толстого)

ЭЗОП «СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ»

Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».
(Перевод Л.Н. Толстого)

ЭЗОП «ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
– Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
– Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.
(Перевод Л.Н. Толстого)

В сборник басен под именем Эзопа входят 426 коротких произведений в прозе. Предполагают, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе, т.к. один из персонажей комедии Аристофана говорит: «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил».

Эзопов язык

Выражение «Эзо́пов язык» означает в литературе иносказание, намеренно маскирующее мысль автора. Эзопов язык использует систему «обманных средств»: аллегорию, иронию, перифраз, аллюзию, басенных персонажей. Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образами животных с соответствующими характеристиками или пороками. С тех пор язык иносказаний называют Эзоповым.
В русской литературе Эзопов язык с конца XVIII в. использовался для обхода цензуры. Часто этот приём применял сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин.
Впоследствии Эзопов язык в сатире стал частью индивидуального стиля писателя и применялся уже вне цензурных запретов.

Ссылка на основную публикацию