Басня Эзопа Лев и Лисица

Лев и лисица

Лев состарился, не мог уже добывать себе еду силой и решил это делать хитростью: он забрался в пещеру и залег там, притворяясь больным; звери стали приходить его проведать, а он хватал их и пожирал. Много зверей уже погибло; наконец, лисица догадалась о его хитрости, подошла и, встав поодаль от пещеры, спросила, как он поживает.

«Плохо!» — ответил лев и спросил, почему же она не входит? А лисица в ответ:

«И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов ведет много, а из пещеры — ни одного».

Так разумные люди по приметам догадываются об опасности и умеют ее избежать.

Басня относится к таким людям, которые хотят спастись от малой беды, а негаданно попадают в большую.

Другие сказки автора

  • Лев и медведь
  • Лев, испуганный мышью
  • Лев и дельфин
  • Лев и крестьянин
  • Лев и бык
  • Народные
    • Русские народные сказки
    • Русские былины
    • Белорусские сказки
    • Украинские сказки
    • Народов России
    • Восточные сказки
    • Мифы и легенды Древней Греции
    • Скандинавские мифы
  • Русские авторы
    • Пушкин А. С.
    • Аксаков С. Т.
    • Бажов П. П.
    • Бианки В. В.
    • Валентина Осеева
    • Гайдар Аркадий
    • Даль В.И.
    • Драгунский В. Ю.
    • Ершов П. П.
    • Житков Б. С.
    • Жуковский В. А.
    • Зощенко М. М.
    • Катаев Валентин
    • Коваль Ю. И.
    • Крылов И. А.
    • Мамин-Сибиряк Д. Н.
    • Одоевский В. Ф.
    • Носов Н. Н.
    • Паустовский К. Г.
    • Пермяк Е. А.
    • Пляцковский М. С.
    • Пришвин М. М.
    • Прокофьева Софья
    • Салтыков-Щедрин М. Е.
    • Скребицкий Г. А.
    • Сутеев В. Г.
    • Сухомлинский В. А.
    • Толстой А. Н.
    • Толстой Л. Н.
    • Успенский Э. Н.
    • Ушинский К. Д.
    • Цыферов Г. М.
    • Чарская Л. А.
    • Чарушин Е. И.
    • Чехов А. П.
    • Шварц Е. Л.
    • Шим Эдуард
  • Зарубежные авторы
    • Андерсен Г. Х.
    • Астрид Линдгрен
    • Братья Гримм
    • Биссет Дональд
    • Гауф В.
    • Гофман Э. Т.
    • Жан де Лафонтен
    • Киплинг Р. Д.
    • Милн А. А.
    • Оскар Уайльд
    • Пройслер Отфрид
    • Родари Джанни
    • Харрис Д. Ч.
    • Шарль Перро
    • Янсон Туве
    • Басни Эзопа
  • Детские стихи
    • Агния Барто
    • Заходер Б. В.
    • Маршак С. Я.
    • Михалков Сергей
    • Корней Чуковский

Популярные

  • Приключения Незнайки и его друзей 1518990
  • Приключения Чиполлино 956673
  • Дядя Фёдор, пёс и кот 924133
  • Крокодил Гена и его друзья 723034
  • Незнайка на Луне 567521
  • Мышонок Пик 438652

Новые

  • Яблоко в осеннем лесу
  • Я хочу сказать своё слово
  • Я не боюсь грома
  • Я больше не буду
  • Юрко–тимуровец
  • Чтобы бабочка не укололась
  • Человек без имени

© 2011 – 2019 Проект «Все сказки»
Все тексты сказок собраны из открытых интернет источников и опубликованы на сайте для не коммерческих целей!
Данные сказки опубликованы в ознакомительных целях. Все авторские права принадлежат правообладателям!

Басня Эзопа Лев и Лисица

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 268 936
  • КНИГИ 626 055
  • СЕРИИ 23 565
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 589 024

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

«Я тебя защищу!»

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

Лев, осел и лисица

Сценка по басне

Продолжительность спектакля: 1 минута; количество актеров: от 2 до 4.

Лев
Осёл
Лисица
Рассказчик

Горница, слева – дверь, справа – печь, посередине – стол. На втором плане – стена с окошком.

Хоть анекдот весьма старинный,
Но до сих пор идет молва,
Как позвала на именины
Лиса к себе осла и льва.

Выходит нарядная Лиса и начинает хлопотать, ставя на стол посуду.

Как на мишки именины
Испекли пирог с малиной.
Но начинка из малин
Не для лисьих именин.

Как на белки именины
Испекли пирог с лещиной.
Но начинка из лещин
Не для лисьих именин.

Как на праздник зайкам шустрым
Испекли пирог с капустой.
Но для лисьих именин
Мы капустный не хотим.

Мы на лисьи именины
Испечем пирог куриный –
Самый вкусный пирожок
Высотою со стожок!

Ноты к этой песенке вы можете скачать здесь: Песенка «Лисьи именины».

Лиса достает из печи большой пирог, с наслаждением нюхает его и ставит на стол. Раздается стук в дверь. Входят Лев и Осёл.

Входите, дорогие гости!
Добро пожаловать к столу!

Осёл и Лев садятся за стол. Лиса наливает им в бокалы напитки. Осёл поднимает бокал.

Хочу я в самом первом в тосте
Хозяйке вознести хвалу!
Твоё, лиса, очарованье
Да не померкнет в бездне лет!
Ты вся – восторг и обаянье!
Так выпьем же за рыжий цвет!

Осёл, Лев и Лиса чокаются и пьют.

И кстати,
Еще добавить должен я,
Что слов мне описать не хватит…

Лиса (перебивая Осла)

Пирог отведайте, друзья!

С большой охотой! Пахнет дивно!

Лиса берет нож. Осёл забирает у нее нож.

Давай-ка, лучше я!
Вот! Выбирайте!

Осёл разрезает пирог на три равные части и раскладывает по тарелкам. Лев берет свой кусок и в гневе бросает обратно на тарелку.

Доли львиной
Здесь нет! Любая – не моя!
Испортил всё! Тебя за это
Я съем заместо пирога!

Лев бросается на Осла и съедает его.

Теперь, когда тупиц здесь нету,
Дели по-новому!

Ага!
Бери пирог, а я съем крошки!

Лиса перекладывает все куски на тарелку Льву.

Ты мудро поделила всё!
Кто ж научил тебя дележке?

Читайте также:  Басня Эзопа Улитки

Лиса (со вздохом)

Тобою съеденный осёл!

Лев ест пирог. Лиса облизывает пустую тарелку.

Лиса наелася нешибко,
Зато осталася в живых.
Учиться на чужих ошибках
Всегда умней, чем на своих.

© Автор басни. Эзоп.

© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2014 г.

Детям про лису. Сценарии, стихи, сказки, басни и песенки про лисицу.

Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Пьесы для ТЮЗа и театра кукол. Сценарии детских спектаклей для профессионального театра по народным и авторским сказкам.

Сказки и басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра

Басни Эзопа

Эзоп – древнегреческий поэт-баснописец родился в 6-м веке до нашей эры.

При воспитании ребенка родители стараются как можно понятнее объяснить ему правила поведения и мораль, царящие в общественной жизни. Читая поучительные истории с четко выраженным логическим выводом, существующим в каждой концовке, дети поймут, какие именно ситуации приводят к соответствующим последствиям.

Басни почти всегда являются текстами небольшого объема, в которые вложены наблюдения за людьми и их поведением в различных моментах жизни. Произведения Эзопа демонстрируют внутреннюю суть человека – как с лучшей, так и с худшей стороны. Свои мудрые слова древнегреческий мыслитель вкладывал в уста животных, бывших основными героями его увлекательных историй.

Человек и Лев

Лев и человек шли вместе по дороге. Человек провозгласил: «Человек сильнее льва!» Ответил лев: «Лев сильнее!» Пошли они дальше, и указал человек на каменные плиты с резными фигурами, на которых изобразили львов, укрощаемых и попираемых людьми. «Вот, — сказал он, — видишь, каково приходится львам!» Но отвечал лев: «Кабы львы умели резать по камню, немало бы ты увидел на камне и людей, попираемых львами!»

О том, что иные люди хвастаются тем, чего на деле вовсе не умеют.

Перевод Гаспарова М.

Осел и его Хозяева

Жил-был Осёл. Его хозяином был Садовник, который изнурял его тяжким трудом, а кормил очень скудно, так что взмолился Осёл Зевсу и попросил дать ему другого хозяина. Послушал Зевс Осла и послал Гермеса распорядиться, чтобы Садовник продал Осла Гончару. Но Гончар заставил Осла трудиться ещё больше, а кормил его ещё хуже. Осёл снова запросил помощи у Зевса, и тот приказал продать Осла Кожевнику. Но, увидев, какой работой занимается его новый хозяин, Осёл воскликнул: «Какой же я глупец, лучше было бы мне оставаться у прежних хозяев, а теперь только и остаётся дожидаться, когда сдерут с меня шкуру, а остатки выбросят на помойку, даже не предав их земле!

Так, часто, и рабы грустят о прежних своих владельцах, попав к другим, ещё более жестоким.

Перевод Смирнова Д.Н.

Собака на сене

Разлеглась однажды Собака в хлеву на сене. Лежит, рычит и никого к еде не подпускает.
— Ну и бессовестное ты животное! — сказал ей наконец один вол.
— И сама ты сена не ешь, и нас к еде не подпускаешь!

Живи и жить давай другим.

Гора, задумавшая родить

Гора задумала родить, и страшный стон
Разнёсся по земле, — все с нетерпеньем ждут,
Но чуда так и нет: гора родила мышь, —
Ничтожен делом тот, кто в обещаньях щедр!

Перевод Смирнова Д.Н.

Лиса и Виноград

Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда.
«Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий…
но всё бесполезно — до винограда никак не добраться.
«Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.

Перевод Смирнова Д.Н.

Человек и Змея

Человек нашёл на дороге Змею всю закоченевшую от холода и пожалел её — он пригрел её на своей груди, сам страдая от такого неудобства. Когда же Змея оттаяла и пришла в себя, она тут же смертельно ужалила Человека. Он только и успел спросить:
«Зачем ты это сделала?»
«Затем, — отвечала Змея, — чтобы впредь люди знали, как потворствовать злу!»

Помни и ты, что злодей за добро платит чёрной неблагодарностью.

Перевод Смирнова Д.Н.

Демад и Афиняне

Оратор Демад обратился с речью к афинским согражданам, но никто не слушал его. Тогда он спросил: «Рассказать вам басню Эзопа?» Все согласились, и Демад начал так: «Богиня Деметра, Ласточка и Угорь шли вместе по дороге, но путь им преградила река. Тогда Ласточка перелетела её по воздуху, Угорь переплыл по волнам…»

Тут Демад остановился, и в толпе кто-то спросил: «А Деметра-то что?» «А Деметра, — ответил Демад, — рассердилась на всех вас, потому что басни Эзопа для вас дороже, чем дела государственные!»

Так человек неразумный пренебрегает важными делами в угоду развлечениям.

Перевод Смирнова Д.Н.

Два Петуха и Орел

Два Петуха бойко сражались друг с другом, и когда драка, наконец, закончилась, проигравший забился в угол курятника, а победитель, взлетел на крышу и, хлопая крыльями, громко стал кукарекать о своей победе. Орёл сразу же заметил его, схватил и унёс лёгкую добычу.

Так что, если ты победил и хочешь насладиться успехом, не торопись хвастаться, сдержи себя, вспомни о том Петухе!

Перевод Смирнова Д.Н.

Две Лягушки и колодец

Две Лягушки жили в пруду. Когда под лучами жаркого летнего солнца пруд высох, они пошли искать себе другое жилище. По дороге им попался глубокий колодец с водой. Одна Лягушка и говорит: «Давай, прыгнем в него, и будем там жить — у нас будет и крыша над головой, и питьё. Другая Лягушка отвечала с большим благоразумием: «А что, если вода в колодце высохнет, – как мы выберемся из такой глубины?»

Что бы ты ни делал, — всегда думай о последствиях.

Перевод Смирнова Д.Н.

Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу.

Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал.
Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный?

Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем.
Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

Перевод Гаспарова М.

Соловей и Ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней.

Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

Перевод Гаспарова М.

Верблюд

Когда люди в первый раз увидели верблюда, они испугались его роста и в ужасе разбежались. Но прошло время, узнали они его смирный нрав, осмелели и стали к нему подходить; а еще немного спустя поняли они, что верблюд и вовсе не способен злиться, и дошли до такого к нему презрения, что надели на него уздечку и дали детям его погонять.

Басня показывает, что даже страх смягчается привычкой.

Перевод Гаспарова М.

Басни Эзопа

Похожие сказки:

Басни Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) — известный русский писатель, публицист, философ, номинант нобелевской премии по литературе.
Изучив его произведения, […]

  • Басни Крылова по разным поводам читать детям
    Басни Крылова по разным поводам читать детям
    Образы, ситуации и манеры главных героев коротких поучительных историй надолго запоминаются читателю и слушателю басен меткими фразами […]
  • Басни Михалкова Басни Михалкова
    Благодаря басням Сергея Владимировича Михалкова дети быстро осознают, какие поступки никогда не следует совершать в обществе. Талант поэта не только раскрывает […]
  • Системы и методики развития детей Системы и методики развития детей
    Реджио-педагогика (Италия)
    Основателем этого подхода стал итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци (1920–1994). Опираясь на учение Жана Пиаже, […]
  • Сказки для детей 6 лет с иллюстрациями
    Сказки для детей 6 лет с иллюстрациями
    Сказки для детей 6 лет — увлекательные авторские и народные произведения, сюжеты и персонажи которых обязательно заинтересуют дошкольников. […]
  • Немецкие народные сказки Немецкие народные сказки
    В данном разделе представлены сказки и легенды народов Германии. Увлекательные истории о рыцарях и принцессах, любви и предательстве, щедрости и […]
  • Пословицы и поговорки в картинках Пословицы и поговорки в картинках
    В русском языке множество пословиц и поговорок. Они в простых рифмованных строчках могут содержать как забаву, так и очень глубокую мысль. Для […]
  • Фразеологизмы в картинках Фразеологизмы в картинках

    Фразеологизмы это устойчивые выражения, значения которых не совпадает с значением каждого отдельного слова, входящего в выражение. […]

    Лев и лисица — Толстой Л.Н.

    Басня про льва, который состарился и не мог ловить зверей. Он решил их заманивать в пещеру. Но лиса не попалась на хитрость льва.

    Лев и лисица читать

    Лев от старости не мог уже ловить зверей и задумал хитростию жить: зашел он в пещеру, лег и притворился больным. Стали ходить звери его проведывать, и он съедал тех, которые входили к нему в пещеру. Лисица смекнула дело, стала у входа в пещеру и говорит:

    — Что, лев, как можешь?

    — Плохо. Да ты отчего же не входишь?

    А лисица говорит:

    — Оттого не вхожу, что по следам вижу – входов много, а выходов нет.

    Пожалуйста, оцените произведение

    Оценка: 5 / 5. Количестов оценок: 4

    Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

    Напишите причину низкой оценки.

    Спасибо за отзыв!

    Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

    Прочитано 112 раз(а)

    Другие басни Толстого Л.Н.

    Теленок на льду — Толстой Л.Н.

    Басня про теленка, который в коровнике на соломе ловко скакал, делал круги и повороты. А зимой, оказавшись на льду, он сразу упал и .

    Олень и виноградник — Толстой Л.Н.

    Басня про оленя, который прятался от охотников в винограднике. Когда охотники ушли, он стал есть виноградные листья, о чем вскоре пожалел. Олень .

    Стрекоза и муравей — Толстой Л.Н.

    Перевод Л.Н. Толстого басни Эзопа. Басня про трудолюбивых муравьев и легкомысленную стрекозу. Стрекоза и муравей читать Осенью у муравьев .

    Все басни Толстого Л.Н.

    Рекомендуем Вам прочитать

    Полкан и Шавка — Михалков С.

    Косого по лесу гоняя,Собаки — Шавка и ПолканПопали прямо в пасть к волкам,Им повстречалась волчья стая. От страха Шавка вся .

    Читайте также:  Басня Эзопа Деревья и Олива

    Собака и ее тень — Толстой Л.Н.

    Басня про собаку, которая переходила через реку по дощечке и несла мясо в зубах. Но увидела свое отражение в реке и бросилась в воду отнимать .

    Дикий и ручной осел — Толстой Л.Н.

    Басня рассказывает о двух ослах. Сначала дикий осел позавидовал ручному, но когда увидел, что его жизнь не так легка, изменил свое мнение. Дикий .

    Добавить комментарий Отменить ответ

    • Крылов И.А. (31)
    • Михалков С.В. (6)
    • Толстой Л.Н. (68)
    • Басни (все) (105)

    Басни по возрасту:

  • для детей 3-4-5 лет (32)
  • для детей 6-7-8 лет (105)
  • для детей 9-10 лет (82)
  • Медвежья услуга. Помощь друга в беде

    Наконец-то лесной Медведь улегся под огромный старый дуб , зарылся в листья своей берлоги и глубоко вздохнул, засыпая под первый снежок с мыслями : — Вот сейчас засну на всю зиму до самой весны ……

    Скоро Новый год!

    Белая полярная сова села на заснеженный подоконник и стала скрестись когтистыми лапами и стучать мощным клювом в морозное окно сказочно красивого дома, стоящего на окраине таежного хвойного леса. — Кто там ? – послышался мужской…

    Как снежинка взрослее стала

    Жила-была Маленькая Снежинка. Жила она в пушистом облачке, в виде капельки дождя, и ждала момента, когда ей нужно будет сформироваться в настоящую снежинку и спуститься на землю. И вот этот момент наступил. Маленькая Снежинка очень…

    Как в резиновой калоше Таракан живёт Тимоша; По утрам – салат и сыр, Перед сном — всегда кефир! Хорошо живёт в калоше Хитрый маленький Тимоша! Но друзей, как старый крот, Ну никак он не найдёт!…

    Герой нашего времени

    Лирико-психологический роман о молодом офицере царской армии Печорине, отправленном на службу в горах. Печорин — натура чувствительная и возвышенная, но эгоистичная. Предисловие Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно…

    История про юношу и девушку, влюбленных друг в друга. Девушка была из богатой семьи, а юноша был беден и зарабатывал на жизнь игрой на музыкальном инструменте на торжествах у зажиточных людей. Ашик-Кериб читать Давно тому…

    В рассказе автор, как большой любитель природы и ценитель прекрасного, описывает красоту зарождения нового дня. Горы, волны моря, деревья, цветы — все вокруг радуются солнцу. Утро читать Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается…

    Дед Архип и Лёнька

    Рассказ о тяжелой судьбе нищего старика и мальчика, которые ходили по деревням и просили милостыню. Однажды они зашли в станицу на Кубани и там с ними произошли трагические события. Дед Архип и Лёнька читать Ожидая…

    Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!Про тебя нашу песню сложили мы,Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова;Мы сложили ее на старинный лад,Мы певали ее под гуслярный звонИ причитывали да присказывали.Православный народ ею…

    Казачья колыбельная песня

    Спи, младенец мой прекрасный,‎Баюшки-баю.Тихо смотрит месяц ясный‎В колыбель твою.Стану сказывать я сказки,‎Песенку спою;Ты ж дремли, закрывши глазки,‎Баюшки-баю. По камням струится Терек,‎Плещет мутный вал;Злой чечен ползет на берег,‎Точит свой кинжал;Но отец твой — старый воин,‎Закален в…

    На севере диком

    На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет, качаясь, и снегом сыпучимОдета, как ризой она.И снится ей все, что в пустыне далекой,В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утесе горючемПрекрасная пальма растет….

    Листья в поле пожелтели,И кружатся и летят;Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную хранят.Под нависшею скалоюУж не любит, меж цветов,Пахарь отдыхать пороюОт полуденных трудов.Зверь, отважный, поневолеСкрыться где-нибудь спешит.Ночью месяц тускл, и полеСквозь туман лишь серебрит. (Илл….

    • О проекте
    • Блогерам
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности

    Мы рады принять Ваши предложения и пожелания по работе сайта

    Басни Эзопа В Стихах Орел И Лисица – Скачать mp3 бесплатно

    Басни Эзопа в стихах Орел и лисица

    01:55 2.52 MB 268

    Басни Эзопа в стихах Орёл и жук

    02:17 3.01 MB 529

    Орёл и Лисица Басня Эзопа читает Павел Беседин

    Басни Эзопа Орел и лисица

    1 Орёл и лисица Басни Эзопа в переводе И Мартынова

    Басни Эзопа в стихах Бесхвостая лисица

    Басни Эзопа в стихах Лисица и барс

    Басни Эзопа в стихах Лисица и лев

    01:17 1.69 MB 196

    Басни Эзопа в стихах Лисица и барс Анимация с манулом

    Орёл и Жук басня Эзопа читает Павел Беседин

    02:06 2.76 MB 203

    Басни Эзопа в стихах Лисица и маска

    Басни Эзопа в стихах Лисица и виноград

    Басни Эзопа в стихах Лисица и козёл

    Басни Эзопа Лисица и козел

    Басни Эзопа в стихах Лисица и дровосек

    Басни Эзопа в стихах Лисица и крокодил

    Басни Эзопа в стихах Путники

    136 Лев и лисица Басни Эзопа в переводе И Мартынова

    01:11 1.56 MB 401

    Басни Эзопа в стихах Рыбак и рыбёшка

    Басни Эзопа в стихах Рыбак

    Эзоп басня Орел и лисица

    04:46 6.27 MB 151

    Басни Эзопа в стихах Лисица и собака

    Басни Эзопа в стихах Лисица и обезьяна

    Эзоп Басни часть первая

    01:59:43 157.56 MB 253

    Басни Эзопа в стихах Путники и медведица

    Басни Эзопа в стихах Старуха и лекарь

    Эзоп Бесхвостая Лисица

    Басни Эзопа в стихах Человек обещающий невозможное

    Басни Эзопа аудиокнига Черепаха и орёл 33 39

    Басня Ворон и лисица автор Эзоп

    Басни Эзопа аудиокнига Комар и Лев 9 39

    01:36 2.11 MB 238

    Басни Эзопа в стихах Рыбаки

    Орёл заяц и навозный жук

    01:53 2.48 MB 551

    Эзоп Лисица и козёл басня

    01:30 1.97 MB 822

    Басни Эзопа в стихах Пахарь и волк

    Лжец басня Эзопа Мультфильм со смыслом ENG SUB аудиокнига

    02:01 2.65 MB 3.5K

    Басня Поросенок и овцы Эзоп

    Басня Эзопа Дикие козы и пастух

    Басни Эзопа в стихах Кошка и петух

    Эзоп Лисица и лев басня

    36 808.59 KB 800

    2 Орёл и жук Басни Эзопа в переводе И Мартынова

    Басня Эзопа Орел Галка и Пастух

    Басня Эзопа Бесхвостая лисица

    Эзоп 1981 Лиса и лев

    34 763.67 KB 557

    Ворон и лисица Басня Эзопа

    Галка и верёвка Басня Эзопа читает Павел Беседин

    Тридцать Девять басен Эзопа Аудиокнига

    50:48 66.86 MB 3.9K

    Дровосек и Гермес Басня Эзопа читает Павел Беседин

    Басни Эзопа в стихах Лев и лягушка

    Для вашего поискового запроса Басни Эзопа В Стихах Орел И Лисица мы нашли 50 песен, соответствующие вашему запросу. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Басни Эзопа в стихах Орел и лисица который загружен Mistral168 размером 2.52 MB, длительностью 1 мин и 55 сек и битрейтом 192 Kbps.

    Обратите внимание:

    Перед загрузкой вы можете послушать любую песню, наведите курсор и нажмите «Слушать» или «Скачать» для загрузки mp3-файла высокого качества. Первые результаты поиска – с YouTube, которые будут сначала преобразованы, после чего файлы можно загрузить, но результаты поиска из других источников могут быть сразу же загружены в MP3 без какого-либо преобразования.

    Слушают сейчас

    Hayko Dards Lacek Baxi Blbul

    Нурайым Асылбекова Жалгызымсын Скачать

    All The Time Miyagi Andy Panda

    Purp Yanny Ecchi

    Ясин Сурасини Ед Олиш

    Бит В Стиле Моргенштерн

    Амирчон Рузиев Нанги Ватан

    Танки Басс Буст

    Сборники Музыки Для Тренировок

    This Is Hxskar Beautiful

    Addict Hazbin Hotel На Русском

    Tutamas Cover Nahide

    Savol Javob Muhammad Sollallohu Alayhi Va Sallamning Shamoyillari Qanday Bo Lgan

    Как Взломать World Of Tanks На Золото 1

    How To Fill Data In Bar Chart In Jasper Report

    Yorim Aytar Sevaman Deb Mp3

    Семейка Инь Ян Куклы Лол Сюрприз Yin Yang Lol Families Surprise Under

    Vox Prod Tarraxa Do Guetto 2K18 Kizomba Demo Hd

    League Of Legends Awaken

    Русская Душа Федора Воробьёва Хлеборобам

    I Think Boom Boom Boom

    Ты Не Понимаешь Они Умерли Каждый Из Них Без Какой Либо Причины Те Что Были Так Дороги Мне Наруто

    Асал Онам Шакар Онам

    Eltex Nv 501 Прошивка Электронный Город

    Melvin Majona Challenge

    Face Салам И Бургер Без Мата

    Powfu Deathbed Live

    Owarimonogatari Cap 9 Sub Español

    Онанг Борида Минус

    Lone Wolf The Song Official Music Video

    Хатони Сен Килдинг Ёки Мен

    Mauricio Islas Simón Castellanos Lmdj Cap 117

    Marina De Ar Fi Lumea Cum Vreau Eu

    Шахзода Зайниддинова Ёр Ёр 2020 Дар Туй

    Caucas Remix Limma

    Хиты 80 Любимые Песни 80Х Дискотека Зарубежная Эстрада 80 Х

    I Got 5 On It Tethered Mix From Us

    Суйгонум Менин Кожоакмат Исмаилов

    Viennese Waltz 7 Rings

    Loboda Парень Новогодний Концерт На Интере Главная Елка Страны

    Твоё Сердечко Украдено Я Не Вер Ну Его Я Жадина

    Нюхай Нюхай Нюхай Бебру Бе Бе Бе Бе Бебру

    Девочка Танцует На Зелёном Фоне Girl Dance

    Макс Корж Самое Мощное Исполнение Песни Слово Пацана В Минске Среди 35 Тысяч Человек

    Stromae Papaoutai Sparobeatz X Margaux Avril Cover Remix

    И.А.Крылов “Ворона и Лисица”. Эзоп “Ворон и Лисица”. Сравнительный анализ басен. 5-й класс

    Разделы: Литература

    Класс: 5

    Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Цель: формировать навык распознавания басни как жанра литературы по характерным признакам.

    Задачи урока через планируемые результаты:

    Личностные:

    • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
    • Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
    • Формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
    • Формирование духовно-нравственных качеств у обучающихся.

    Предметные:

    • Распознавать басни как жанр литературы по характерным признакам
    • Умение распознавать средства художественной выразительности в тексте
    • Выделение особенностей басни как жанра литературы

    Метапредметные:

    Регулятивные:

    • Формировать умение формулировать тему, задачи, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

    Коммуникативные:

    • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
    • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать их.
    • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    Познавательные:

    • Формировать умение работать с баснями разных писателей
    • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять её с учётом решаемых задач.
    • Извлекать нужную информацию и применять её.
    • Развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

    Оборудование:

    • портрет писателей (Эзоп, Крылов);
    • выставка книг баснописцев;
    • выставка иллюстраций к произведению и рисунков обучающихся;
    • Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой
    • карточка-информатор для работы с текстом;
    • заготовленные листочки;
    • ПК;
    • презентация;
    • проектор;
    • экран.

    Ход урока

    Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
    И.А.Крылов

    1. Приветствие учеников. Подготовка к уроку

    2. Определение темы и целей урока. Постановка задач

    Ребята, не так давно мы с вами закончили изучение сказок. Из этого увлекательного и волшебного мира нам предстоит отправиться в не менее прекрасный басенный мир.

    Посмотрите, пожалуйста, на доску.

    Как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

    В начальной школе вы уже знакомились с различными баснями. Что вы знаете о басне?

    Сегодня нам предстоит расширить наши знания о басне, мы познакомимся с удивительными произведениями Эзопа и Крылова.

    Вернемся к теме урока. Взгляните еще раз на доску и определите ключевые слова.

    Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

    Какова наша задача?

    Правильно, сегодня мы будем учиться сравнивать басни.

    А что значит «сравнивать»? Как вы понимаете значение слов «сравнивать», «сопоставлять»?

    Скажите, а нам знакома такая работа? Что мы постоянно сравнивали, когда изучали сказки?

    О каком отличии вы сразу можете сказать, глядя на тему урока? (у Крылова главный действующий персонаж – Ворона, а у Эзопа – Ворон)

    Молодцы, вы очень внимательные!

    Откройте тетради, запишите число, тему урока

    Читайте также:  Басня Эзопа Зайцы и Лисицы

    3. Работа с эпиграфом к уроку

    Вы, наверняка, обратили внимание на эпиграф к уроку. Давайте вспомним, что такое эпиграф.

    (Эпи́граф — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т.п.)

    Прочтите его выразительно. Как он связан с темой урока?

    (В эпиграфе просматривается цель басни – распознавать пороки человеческие)

    Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

    Лексическая работа:

    Ребята, а что значит «порок». Как вы его понимаете?

    Давайте посмотрим, правильно ли мы определили значение этого слова. Проверим себя по словарю.

    Наш юный лексиколог нам в этом поможет.

    Ученик читает словарную статью.

    Порок*

    1. Тяжелый, предосудительный недостаток, позорящее свойство.

    Лживость – большой порок

    2. Развратное поведение

    3. Аномалия, отклонение от нормального вида, состояния

    Пороки речи, пороки сердца

    Какое из значений подходит для нашего варианта? (1).

    Давайте запишем значение слова в тетради.

    4. Первичное усвоение материала

    Слово учителя: Жанр басни очень древний. Родоначальником его считается Эзоп, который жил и творил в 6 в. до н.э. Позже басенные традиции развивал французский писатель XVII в. Жан де Лафонтен, русские мастера слова Александр Петрович Сумароков, Василий Кириллович Тредиаковский, которые творили в XVIIIв, неподражаемый Иван Андреевич Крылов, автор XIX века. Современные писатели также уделяют большое внимание данному жанру, например, Сергей Владимирович Михалков. Вам ни о чем это имя не говорит? (автор гимна Российской Федерации).

    Вы заметили, что басней интересовались на протяжении многих тысячелетий и в самых разных странах.

    Как вы считаете, с чем связан такой интерес к басне?

    А теперь настало самое время для знакомства с нашими баснописцами.

    Реализация домашнего задания. Индивидуальное задание.

    Ваши одноклассники провели исследовательскую работу и подготовили мини-проекты. Сейчас мы предоставим слово им.

    Вам необходимо внимательно слушать, чтобы потом ответить на вопросы. Перечень вопросов у вас на карточках.

    4.1. Выступление ученика

    Эзоп

    О жизни Эзопа известно немного: ведь он был рабом. Даже век, когда он жил, определяется приблизительно.

    Так или иначе, Эзоп не только сочинял, но и собирал народные поучительные и остроумные истории — басни. Вот одна из них:

    Эзоп отличался не только остроумием, но и мудростью. Его считают первым баснописцем. Насколько верно такое мнение, судить трудно, ибо большой сборник его поучительных притч был составлен лишь в Средние века.

    Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем, прибегали к легенде. Греческий автор, иносказательно поучавший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, а потому представляли его горбатым, хромым, а иногда и совсем безобразным.

    Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.

    Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении.

    Учитель: Эзоп был действительно удивительным человеком. Он учил говорить правду, не лицемерить, уважать труд.

    Существует легенда, что однажды в Эзопа влюбилась сама жена его хозяина. Любовь ее была настолько сильна, что она предложила Эзопу бежать. Но не смотря на усилия, беглецов все же поймали. Тогда хозяин, отличавшийся своей суровостью, решил помиловать баснописца и предложил ему самому выбрать себе приговор: либо до конца жизни быть рабом, либо… смерть. Эзоп, к удивлению, ни минуты не раздумывая, выбрал смерть.

    Так он своим примером доказал, что те уроки, которые он дает в своих баснях, он и сам применяет в жизни.

    Нашу тему продолжает ученик с сообщением о Крылове.

    Крылов Иван Андреевич (1769–1844)

    На одной из тихих улочек Санкт-Петербурга, близ главной аллеи Летнего сада стоит памятник Ивану Андреевичу Крылову. Автор сидит на камне и держит в руках перо и тетрадь, возможно, сочиняет очередное творение.

    Но его путь к славе был долог и сложен.

    И.А.Крылов родился 13 февраля 1769 года в семье военного. Андрей Прохорович рано умер, оставив сыну в наследство сундучок с книгами. Они и поддерживали первое время ту любовь к литературе, которую с раннего детства испытывал Иван Андреевич.

    Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых.

    В 13 лет поехал в Петербург с матерью, которой удалось определить его на службу. Отсутствие образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков. Он своеобразно играл на скрипке.

    С 13 лет Крылов начинает пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен.

    Трудности преследовали его на протяжении всей жизни. Не прямое ли доказательство этому то, что впервые басни Крылова были напечатаны лишь в 1808, когда автору было почти 40 лет. Тогда свет увидели 17 его произведений.

    В 1809 выходит первое отдельное издание 23 басни, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей.

    В 1823г. получил Большую золотую медаль за литературные заслуги.

    Скончался Крылов 21 ноября 1844 г.

    С 1809 по 1843 создал около 200 басен.

    Учитель: Крылов всегда был очень близок к народу. Недаром его ласково называют «дедушка Крылов».

    Ну что ж, вы внимательно слушали, пришло время подвести итоги. Внимание на экран. Ответьте на вопросы:

    4.2. Проверка первичного усвоения знаний на основе исследовательской работы

    Эзоп

    Когда жил автор?

    Что такое «эзопов язык»?

    Иносказательный, когда под видом одного подразумевается другое

    Что вас больше всего поразило в биографии Эзопа?

    Какие пороки осуждал в своих баснях?

    Лицемерие, лень, ложь

    Крылов

    Какое образование получил?

    Когда появляются первые басни Крылова?

    Начинает писать в 13 лет, первые басни появились, когда ему было почти 40

    Какие награды получил Иван Андреевич?

    Большая золотая медаль

    В чем особенность творческой биографии Крылова?

    Поздно пришла слава

    Обобщающий вопрос: Что общего в биографиях двух баснописцев вы увидели?

    5. Инсценировка

    Мы познакомились с биографиями писателей, живших так давно…

    Но у нас есть возможность перенестись на несколько сот лет назад и увидеть маленький фрагмент из жизни Ивана Андреевича.

    Будьте внимательны к тому, что говорит автор, он расскажет вам много интересного.

    Инсценировка «Что расскажет нам дедушка Крылов»

    Автор. Москва начала 19-го века. Книжная лавка. Незнакомец, выйдя из экипажа, пошел по улице, остановился у книжной лавки. Звякнул колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Подойдя к прилавку, незнакомец попросил книгу.

    Крылов: «Эзоп. Басни».

    Продавец: Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?

    Крылов. Да, и весьма. Позвольте представиться, Крылов Иван Андреевич.

    Автор. Продавец, забыв о приличиях, стал в упор рассматривать человека лет 35, высокого, с грузной фигурой.

    Продавец. Выражаю вам свое почтение, сударь. Я знаком с вашими пьесами и баснями, занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

    Крылов. Напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает мою основную идею. Басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют, как в сказках. Дети любят разыгрывать басни, подражать их голосам. К басням легко рисовать картинки.

    Многие басни смешны, с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Так-то, сударь…Мне пора, до свидания.

    Спасибо большое, ребята, благодаря вам мы смогли увидеть такой интересный случай из жизни Ивана Андреевича.

    А чем вам понравился Крылов, ребята?

    О каких особенностях своих произведений нам рассказал Крылов?

    6. Сравнительный анализ текста

    Правильно, вот сейчас нам и предстоит узнать все особенности басен.

    В начале урока мы уже говорили о сравнении.

    Для того, чтобы лучше разобраться в чем-то, необходимо попытаться сравнить, сопоставить, выявить общее и различное.

    Еще педагог Ушинский говорил, что «Сравнение – есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем, не иначе, как через сравнение».

    Правильность этого суждения мы сейчас докажем. Но сначала познакомимся с текстами басен. Внимательно послушайте, вдумайтесь в смысл каждого произведения. Нам нужно будет сравнить басни.

    Выразительное чтение наизусть. (Ученик читает басню наизусть при одновременном показе мультфильма на экране)

    Вам понравилось, как читали басни? А что понравилось больше всего?

    Итак, мы приступаем к групповой работе. Это значит, что работать вам предстоит вместе, вы сами решите, кто возьмет на себя роль организатора работы в группе.
    Перед вами Карточка-информатор. Вам необходимо произвести сравнительный анализ по вопросам в таблице. Обратите внимание карточку-информатор, которая называется «Структура басни».

    Перед тем, как приступить к работе еще раз внимательно прочитайте тексты басен. Две группы работают с басней Эзопа, и две – с басней Крылова И.А.

    На работу вам отводится 10 минут.

    Работа эта сложная, но я верю, что вместе вы справитесь. Приступайте.

    Структура. БАСНЯ = МОРАЛЬ + ПОВЕСТВОВАНИЕ

    Композицияпостроение художественного произведения.

    Выделите завязку, развитие действия, кульминацию, развязку

    Языковые особенности

    – Какая часть речи преобладает

    – Какие средства художественной выразительности присутствуют (олицетворение, метафора, звукопись, гипербола, градация, сравнение)

    Характеристика героев

    (положительные и отрицательные черты)

    Мораль

    Выведена ли автором, ее положение в тексте

    Ребята, в своих таблицах вы совершенно верно определили мораль каждой из басен. А что же это такое?

    Мораль* – нравственные правила, которым следуют в общественной и домашней жизни.

    – Давайте подведем итоги вашей исследовательской работы с текстом.

    – Вам понравились басни? Чем? Какие же пороки осуждают авторы?

    – Скажите, в чем же сходство басен писателей?

    – Ваши предшественники тоже пытались ответить на эти вопросы, только они свои наблюдения оформляли в виде таблицы. Давайте сравним, а все ли мы отразили в своих ответах.

    Составление диаграммы Венна

    Эзоп

    Сходства

    Крылов

    Язык

    Ряды однородных членов,
    прямая речь (диалог)

    Прилагательные, глаголы, существительные

    Мало выразительных средств

    Метафоры, эпитеты, сравнения.
    Аллегория

    Сюжет

    Ворон унес кусок мяса, Лисица обманула Ворона

    Ворона раздобыла сыр,
    Лисица обманула Ворону

    Мораль

    Итог: Что же общего в баснях двух авторов? – Поучение.

    Какие отличия Вы заметили?

    Давайте узнаем, что же такое Аллегория. Поможет нам в этом учебник. Найдите в статье, посвященной басням, определение этого термина.

    Аллегория* – иносказание. Под видом животных, птиц, растений автор имел ввиду людей, их черты характера.

    Теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, посмотрим внимательно на наши таблицы и попробуем самостоятельно сформулировать ТЕРМИН.

    Мы весь урок исследовали, сравнивали, искали ответы на самые разные вопросы. Пришло время ответить на самый важный вопрос: Что же такое басня?

    Попробуйте самостоятельно прочитать термин и вставить недостающие слова, а затем озвучите получившийся вариант вслух.

    Ба́сня* — стихотворное или прозаическое литературное произведение ______________________ характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — _______________________________ Действующими лицами обычно выступают ___________________________.

    В басне высмеиваются _______________________ людей. Басня — один из _____________________________литературных жанров.

    Прочтем в учебнике определение.

    Вы молодцы! Сегодня самостоятельно у вас получилось сформулировать литературоведческий термин.

    Давайте подведем итоги нашей работы. Перед вами предложения. Закончите их.

    7. Рефлексия. Незаконченные предложения

    Сегодня на уроке:

    • Я узнал, что…
    • Больше всего мне понравилось…
    • Меня поразило…
    • Мне осталось непонятным…

    8. Домашнее задание

    – Письменный ответ на вопрос: Чему меня учит басня Эзопа и Крылова.

    – Индивидуальное сообщение на тему: Отечественная война 1812 года.

    9. Выставление оценок за урок с аргументацией

    Вот и подошел к концу наш урок. Но я в полном замешательстве, что же мне делать. Вы сегодня так хорошо работали, что я даже не знаю, кому поставить самую высокую оценку. Помогите мне. Решите, кто же заслуживает самого высокого балла?

    Ссылка на основную публикацию