Басня Эзопа Лев, Медведь и Лиса

Лев и медведь

Лев и медведь затравили молодого оленя и стали за него драться. Бились они жестоко, пока не потемнело у них в глазах и не упали они наземь полумертвые. Проходила мимо лисица и увидела, что лев и медведь лежат рядом, а между ними — олень; подхватила оленя и пошла прочь. А те, не в силах подняться, промолвили:

«Несчастные мы! выходит, это для лисицы мы трудились!»

Басня показывает, что не зря горюют люди, когда видят, что плоды их трудов достаются первому встречному.

Басня относится к таким людям, которые хотят спастись от малой беды, а негаданно попадают в большую.

Сказки для детей:

Зевс и лисица Зевс, восхищаясь умом и хитростью лисицы, поставил ее царем над неразумными животными. Но ему хотелось узнать, с переменой судьбы переменилась […].

Путники и медведь Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому […].

Медведь и сорока Медведь с двумя медвежатами подошел к ручью напиться. Смотрит: спит сохатый, положив голову на камень. Медведь обрадовался: — Спящего убью, […].

Глупый медведь Увидел как-то медведь во сне, что удалось ему раздобыть три жирных куска мяса. Проснулся он утром и отправился на поиски […].

Пастух и медведь Заблудился пастух во время пурги и набрел на медвежью берлогу. Медведь говорит: — Здравствуй, друг, ты что делаешь? Тот отвечает: […].

Бабка и медведь Поехала бабка в лес по дрова. Вдруг слышит: в болоте хряснуло, в лесу стукнуло — медведь идет. — Бабка, бабка, […].

Всего лишь медведь Подружился один человек с медведем. Медведь сделал для человека много добра, тот даже стал богатым. Однажды человек позвал медведя к […].

Медведь и бурундук Медведь всю зиму спал в своей берлоге. Когда же снег стал таять от солнца и побежали первые ручьи, медведь проснулся. […].

Медведь и бурундук Проснулся весной медведь, вылез из берлоги, сел на пенек, потянул­ся и заворчал:»Весна, весна, а есть нечего!» Пошел медведь добычи поискать. […].

Медведь на повозке Поводырь с медведем подошел к кабаку, привязал медведя к воротам, а сам вошел в кабак выпить. Ямщик на тройке подъехал […].

Медведь и баба Пахала баба в поле; увидал медведь и думает себе: «Что я ни разу не боролся с бабами! Сильнее они мужика […].

Рысь, мужик и медведь Мужик рубит сосну, ложатся на летошнюю хвою белые щепки, дрожит сосна, а на самой ее верхушке сидит желтая рысь. Плохо […].

Лошадь и медведь Была у одного крестьянина старая лошадь. Подковал ее мужик на все четыре ноги, отвел в лес и оставил там. Бродит […].

Медведь — липовая нога Жили-были старик со старухой. Посеяли они репку. Вот повадился медведь репку у них воровать. Старик пошел посмотреть и видит: много […].

Как евражка и медведь норами менялись Однажды бурый медведь стоял на холме, а евражка в это время пила воду у реки. Увидела евражка медведя и позвала […].

Мужик и медведь Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: — Мужик, я тебя сломаю. — […].

Медведь и бревно Идет медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует — мед! Поднял Мишка морду кверху и видит […].

Медведь и лиса Жили-были медведь и лиса. У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду. Лиса про то сведала. Как бы […].

Девушка и медведь Было три сестры, младшая — дурочка. Летом собирали они в лесу ягоды; старшая сестра заблудилась, шла, шла и пришла к […].

Как медведь оленеводом был Паслось как то на луговине стадо оленей. Напал на стадо тигр. Отбил нескольких оленей и погнал в тайгу. Одного разорвал, […].

Медведь-камень Жил когда-то в маленькой горной деревушке старик-дровосек. Родных у него не было, вот и жил он вдвоем со — своей […].

Как медведь хвост потерял Жила когда то лиса, а рядом в лесочке медведь жил. Часто они встречались, жили дружно, как родные братья. В те […].

Маша и медведь Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли […].

Карась и медведь Однажды карась, греясь на солнышке, задремал в заводи, подле самого берега. В это время спустился к реке из тайги медведь: […].

Медведь и два охотника Лихие два у нас Охотника здесь были; Случилось запродать медвежью кожу им: Медведя хоть они еще и не убили, Но […].

Как медведь учил дележу Медведь, волк и лиса встретились и стали жаловаться друг другу, что часто и подолгу бродят они голодные, что так и […].

Мужик, медведь и лиса Хозяин как-то распахивал вырубку. Конь его утомился и плохо тянул. Осерчал пахарь: — Чтоб тебя медведь задрал! А медведь тут […].

Ученый медведь — Дети! Дети! — кричала няня. — Идите медведя смотреть. Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. […].

Как лиса и медведь масла к рождеству купили Как-то раз Медведь и Лиса купили в складчину горшочек с маслом и спрятали его до Рождества под густую елку. Спрятали, […].

Как медведь виноградник сторожил Нанял один человек медведя виноградник сторожить. Пришло время урожай собирать, виноград давить, вино делать. Вот человек взгромоздил большую бочку на […].

Лев и медведь

Лев и медведь затравили молодого оленя и стали за него драться. Бились они жестоко, пока не потемнело у них в глазах и не упали они наземь полумертвые. Проходила мимо лисица и увидела, что лев и медведь лежат рядом, а между ними — олень; подхватила оленя и пошла прочь. А те, не в силах подняться, промолвили:

«Несчастные мы! выходит, это для лисицы мы трудились!»

Басня показывает, что не зря горюют люди, когда видят, что плоды их трудов достаются первому встречному.

Басня относится к таким людям, которые хотят спастись от малой беды, а негаданно попадают в большую.

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки:

Заяц, Лев и Белый Термит Жил когда-то Лев, и была у него виноградная лоза, обвивавшая большое высокое дерево. С этого виноградного дерева лакомился виноградом только сам Лев и его семейство.

О дружбе осла и лиса Жил-был на свете мужчина. Ежедневно он ходил в лес, собирал валежник, складывал его на осла и отвозил на базар продавать. Был мужчина очень злым и.

Лев даривший золото Жил на свете бедный каменотес с женою и сыном. Его семья едва сводила концы с концами. Наверно, они давно бы умерли с голоду, если бы.

Сказка про лесоруба Пошел как-то лесоруб в лес деревья на цепа рубить. Наметил подходящие деревья и давай их валить. Свалил одно, второе, третье… Где повалит, там и оставит.

Лев и лис Гулял лев по лесу и встретил лиса. Видит, лис так похудел, что еле ноги волочит. — Слушай, что это с тобой приключилось, лис? — спрашивает.

Не колет, не стреляет — а дух вышибает Паслись однажды вечером на лугу четыре кобылы да жеребеночек при них. Вышел волк из ближнего леса, и приглянулся ему жеребеночек. Но тот волка приметил, спрятался.

Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка Бежала по степи лиса. Навстречу ей верблюд. — Верблюд, верблюд, куда ты идешь? — спрашивает лиса. — Ищу хорошие места, где вдоволь сытной еды и.

Как медведь оленеводом был Паслось как то на луговине стадо оленей. Напал на стадо тигр. Отбил нескольких оленей и погнал в тайгу. Одного разорвал, а другие от страха убежали.

Рустем и Зораб Книга первая РУСТЕМ НА ОХОТЕ I Из книги царственной Ирана Я повесть выпишу для вас О подвигах Рустема и Зораба. Заря едва на небе занялася.

Царь-медведь Жил себе царь с царицею, детей у них не было. Царь поехал раз на охоту красного зверя да перелетных птиц стрелять. Сделалось жарко, захотелось ему.

Дремучий медведь Сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя-большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить ее внучек, сын Пети-большого — Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда.

Гарпалиону — владыка львов Жил на свете ослёнок. Его никак не звали, потому что от роду ему было всего три дня и хозяин ещё не успел придумать ему имя.

Джамхух — сын оленя Было это давным-давно. Жил в то время на свете один владетельный князь. Однажды в сопровождении своих дворовых он охотился в горах. Долго ходили охотники по.

Антилопа Сеша и Лев Жили-были антилопа Сеша и Лев. Лев был хозяином, а Сеша находился у него в услужении. У каждого было по пять коробок спичек, чтобы зажигать огонь.

Портной, медведь, чёрт и Вирява В одном селе жил портной Шкамрав. Шил он плохо, и постоянно все его бранили. Не раз ему говорили: — У-у! Чтоб у тебя руки отсохли.

Каменный лев, который открыл рот Никто уж и не вспомнит, когда это было, однако случилась эта история у подножия древней горы. Там жили всего два человека. Один был очень богат.

Как шакал перехитрил льва В одном лесу жил большой, злой лев. Каждое утро, выйдя из своей пещеры, он оглашал джунгли ужасным рыком. И тогда все звери в страхе разбегались.

Старик и лев Один старик с сыном пошли в лес за дровами. Вдруг навстречу им лев. — Вот удача, — взревел лев, — три недели я ничего не.

Сын медведя Живут два тунгуса с шитыми лицами. Но, несмотря на то что они шитолицые тунгусы, все время живут они с тундровыми тунгусами. Самых настоящих шитолицых они.

Дона Элена Жила-была девушка, и ходила она каждый день по воду к источнику. И вот однажды шла она туда и увидела льва, который лежал в зарослях возле.

Девушка-царь Жил не жил царь, и было у него три сына. Когда хан состарился и ослеп, сыновья спросили его: — Чем помочь тебе, отец? — Дети.

Как медведь и бурундук дружить перестали Когда Хинганские горы еще маленькие были, когда можно было выстрелить из лука и услышать, как стрела по ту сторону Хингана упадет, – вот тогда медведь.

Рассказ о лисице и волке (ночи 148-150) Шахразада сказала: «Да! Знай, о царь, что волк и лисица поселились в одной норе и ютились там вместо и проводили там ночи, и волк притеснял.

Сон медведя Жил-был в лесу старый медведь. Наступила зима, все покрылось снегом, птицы, звери попрятались в свои норы. Медведю есть нечего, хоть помирай с голоду. Голодной курице.

Читайте также:  Басня Эзопа Волк и Пастух

Волк, у которого не было сердца Заболел лев — царь зверей. Болеет день, другой, третий. Стали его навещать звери, приходили один за другим и желали скорейшего выздоровления. Побывали у него и.

Звериное молоко Вариант 1 В некотором царстве, не в нашем государстве жил-был царь на царстве, король на королевстве, и были у него дети: сын Иван-царевич и дочь.

Хамелеон и древесная ящерица Давным-давно, когда звери умели говорить, Нонгвена-хамелеон смастерил улей, чтобы круглый год лакомиться медом. С трудом укрепил он этот улей на дереве и привязал толстыми лианами.

Теремок (пьеса) ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Злой дед. Еж. Добрый дед. Волк. Лягушка. Лиса. Мышка. Медведь. Петух. ЗЛОЙ ДЕД. Зачем ты здесь, гороховый стручок? ДОБРЫЙ ДЕД. А ты зачем.

Кот и лиса Вариант 1 Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал.

Два слабых и один сильный Один слабый против сильного, что мышь против медведя: накроет медведь лапой – и нет ее. А два слабых против сильного – еще посмотреть надо, чья.

Каждому свое место В давние-давние времена просторные леса Химаван-та разделялись на западную и восточную части небольшим озером. А в озере том жила мудрая-премудрая Лягушка. Полновластным правителем восточного Химаванта.

Волшебное зеркало Досталось одному парню от родителей богатое наследство, да он его вскорости промотал. Только и остались у него, что сабля отцова на боку, соли горсть на.

На бок ни разу не упавший богатырь Бочок В лесистых горах, в самом центре их, на берегу большой реки родился один человек. Называемой матерью матери у него не было, называемого отцом отца у.

Мунахар и Манахар Давным-давно жили на свете Мунахар и Манахар. Много воды утекло с тех пор. А коли сказано, что они жили давным-давно, стало быть, теперь их уж.

Больше умом, чем силою Давным-давно, может, тысячу лет тому, подружились лев, волк и дикий кабан. Отправились три приятеля счастье ловить. Куда ни придут, прочему зверью от них нет житья.

Принцесса Клей-Для-Сердец Жил когда-то король, и была у него дочь, прекрасная, как цветущая гуайява, — не девушка, а просто чудо. Когда какой-нибудь юноша имел несчастье увидеть ее.

Лев и человек Жил в лесной глухомани Лев, жил и не ведал, что, кроме лесных обитателей, есть еще множество разных живых существ. И вот однажды покинул он свой.

Бурундук, кедровка и медведь В солнечный летний день ты встань пораньше. Выйди в лес, осторожно пройди опушкой. На верхней ветке старой ольхи увидишь бурундука – маленького лесного зверька. Пушистый.

Медведи и старик Тундровый тунгус есть, старик. У него пятеро детей: три сына, две дочери. В чуме на реке живут. Олень один есть. Вода талая стала, пошел старик.

Медведь и братья В одном доме жили три брата. Самый старший из них имел жену. Братья имели много собак – три упряжки. На зверя охотились. Однажды все братья.

Басни Эзопа

Автор о себе

Басни Эзопа

Актуальность басен Эзопа в наши дни ничуть не
меньше, чем и двадцать пять веков назад.
Пересказанные Виктором Поповым средствами
современного поэтического языка, они являют
собой яркое тому подтверждение.

Произведения

  • Лягушка в молоке– басни, 05.07.2013 12:11
  • Тень осла– басни, 10.10.2010 19:41
  • Щипаная Ворона– басни, 10.10.2010 19:52
  • О том, как вилять хвостом– басни, 09.10.2010 21:24
  • Нет ли кого за спиной?– басни, 09.10.2010 18:17
  • Солнце и ветер– басни, 11.10.2010 20:14
  • Два выходных– басни, 10.10.2010 20:53
  • Путник и гадюка– басни, 09.10.2010 19:40
  • Прекрасная идея– басни, 11.10.2010 20:49
  • Если сетуешь на прыщик– басни, 09.10.2010 20:35
  • Лиса и овёс– басни, 12.10.2010 21:04
  • Бесхвостая Лиса– басни, 13.10.2010 20:44
  • Зевс и Черепаха– басни, 13.10.2010 21:43
  • Мужик и бес– басни, 14.10.2010 21:30
  • Недовольный– басни, 14.10.2010 21:55
  • Зависть– басни, 15.10.2010 20:56
  • Птица в клетке– басни, 15.10.2010 22:25
  • Клад– басни, 16.10.2010 19:53
  • Пучок прутьев– басни, 16.10.2010 13:59
  • Стыд– басни, 16.10.2010 21:23
  • Воры и Петух– басни, 17.10.2010 15:08
  • Беззубый Лев– басни, 17.10.2010 15:46
  • Наглец– басни, 17.10.2010 18:33
  • Один, но Лев– басни, 17.10.2010 20:53
  • Тетерев и Лиса– басни, 18.10.2010 21:24
  • Львиная доля– басни, 18.10.2010 22:08
  • Три жизни– басни, 19.10.2010 21:11
  • Золотые яйца– басни, 19.10.2010 21:33
  • Путники и медведь– басни, 19.10.2010 22:16
  • Звездочёт– басни, 20.10.2010 21:05
  • Лев и Мышь– басни, 20.10.2010 21:37
  • Жил как-то Заяц– басни, 21.10.2010 21:14
  • Ослиная хитрость– басни, 21.10.2010 21:53
  • Вставай с колен– басни, 23.10.2010 21:25
  • Путники и Платан– басни, 24.10.2010 10:57
  • Словами сыт не будешь– басни, 24.10.2010 19:24
  • В чужой шкуре– басни, 09.10.2010 17:29
  • Лысый– басни, 24.10.2010 21:46
  • Орёл и Лиса– басни, 24.10.2010 20:58
  • Мудрость– философская лирика, 24.10.2010 21:48

Читатели

ЧитательПроизведениеДатаВремяИсточник
неизвестный читатель 100Стыд04.01.202102:39не определен
неизвестный читатель 98Лягушка в молоке04.01.202100:18google.com
неизвестный читатель 99Золотые яйца03.01.202122:35не определен
неизвестный читатель 97В Вавилон03.01.202120:14yandex.ru
неизвестный читатель 59Тень осла03.01.202115:43не определен
неизвестный читатель 96Дар божий03.01.202115:41авторская страница
неизвестный читатель 96Пролог03.01.202115:39авторская страница
неизвестный читатель 96Лиса и овёс03.01.202115:38авторская страница
неизвестный читатель 96Если сетуешь на прыщик03.01.202115:37авторская страница
неизвестный читатель 96Прекрасная идея03.01.202115:36авторская страница
неизвестный читатель 96Путник и гадюка03.01.202115:35авторская страница
неизвестный читатель 96Два выходных03.01.202115:35авторская страница
неизвестный читатель 96Солнце и ветер03.01.202115:34авторская страница
неизвестный читатель 96Нет ли кого за спиной?03.01.202115:33авторская страница
неизвестный читатель 96О том, как вилять хвостом03.01.202115:32авторская страница
неизвестный читатель 96Щипаная Ворона03.01.202115:30авторская страница
неизвестный читатель 96Тень осла03.01.202115:24авторская страница
неизвестный читатель 96Лягушка в молоке03.01.202115:23авторская страница
неизвестный читатель 95Птица в клетке03.01.202114:13google.com
неизвестный читатель 94Путник и гадюка03.01.202112:54google.com

Рецензии

Прекрасно, умело написано, но почему нет ссылки на текст – автора?

Добрый день! Спасибо за оценку! Хоть и поздновато, но постараюсь ответить на Ваш вопрос. Дело в том, что это отрывок из большого произведения о жизни Эзопа и представляет собой некое размышление о взаимоотношениях в обществе в контексте судьбы известного в прошлом мудреца.Произведение целиком не многие готовы осилить, поэтому я разобрал его на отдельные самостоятельные части.Эта страница под названием Басни Эзопа выделена мною из всего моего творчества нарочно, поскольку стоит особняком и заслуживает большего внимания, чем всё остальное. И если заглянуть в резюме автора, то легко обнаружить мою основную страницу и моё имя и фамилию.

Здравствуйте, Виктор! Я имел ввиду ссылку на текст Эзопа – на этот фрагмент его произведения, а по ссылке я прошёл. Хотел узнать кто ещё переводит его басни в стихи и всё!)))))) И всё!

Нет, такого произведения за Эзопом не числится.Из множества притч о нём я попробовал составить жизнеописание. И этот отрывок можно считать моим лирическим отступлением.

Басни Эзопа аудиокнига. Лев, Медведь и Лисица. 15/39

Ойнатқышты басқару элементтерін көрсету

Автоматты түрде ойнату

  • Жарияланды 2017 ж. 12 Қаз.
  • bit.ly/KindleUnlimitedUK bit.ly/StoriesThatSpeakToYou bit.ly/AudibleGiftMemberships
    amzn.to/2PE7Lx2
    Amazon.com | Audible Gift Memberships
    Kindle Unlimited Membership Plans bit.ly/Stephen_King_LitRes bit.ly/Fall_In_LoveWithListening
    bit.ly/Choose_Your_2_FREE_AUDIOBOOKS
    bit.ly/Litres
    bit.ly/Enjoy2free
    Search Books: amzn.to/2WRm4T6
    AbeBooks: bit.ly/2XVV160 bit.ly/Audiobooks_John_Guy
    bit.ly/John-Guy-Books
    bit.ly/Audiobooks_Dot_Com_Get_Your_Free_Audiobook GET ACCESS TO ALL PRIME DAY DEALS: bit.ly/ALL_PRIME_DAY_DEALS GET ACCESS TO ALL PRIME DAY DEALS: bit.ly/ALL_PRIME_DAY_DEALS Один КЛИК до КНИГ: bit.ly/Litres The Mister (Audible Audio Edition) by E. L. James: amzn.to/2HsqzcQ Каждый день новая книга бесплатно: www.litres.ru/daily/today/?lfrom=294824176
    Книги Эзопа:www.litres.ru/ezop/?lfrom=294824176
    Купить на ЛИТРЕC: www.litres.ru/?lfrom=294824176 Евгений Баратынский goo.gl/uDvZ9w: “Модест Гофман «Боратынский. Биографический очерк», части 1-2, №48 /55. Аудиокнига”
    kzclip.com/video/jioZy9K6CJ8/бейне.html —


Был ли Эзоп историческим лицом – сказать невозможно. Существует несколько версий биографии Эзопа.
Геродот (484-425 г. до н э.) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса (570-526 г. до н.э.) и был убит дельфийцами.
Гераклид Понтийский (387-312 г. до н.э.) сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида (ок. 583-ок. 499 г. до н.э.), и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений.
Аристофан (444-ок. 380 г. до н.э.) уже сообщает подробности о смерти Эзопа – бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью.
Платон (конец V в. до н.э.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа.
Алексид (конец IV в. до н.э.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов.
Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,- все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н. э.
Плутарх (ок 50-ок. 120 г. н.э.) считал, что Эзоп жил в VI веке до н.э. и был советником у легендарного лидийского царя Креза.
Об остроумии Эзопа ходили легенды. Говорят, что как-то решил устроить хозяин Эзопа Ксанф пир и отправил Эзопа на рынок с заданием купить самую лучшую еду, которая только есть на свете. И когда собрались гости, Эзоп подал одни лишь блюда из языков. Удивились гости, спрашивают его в чем дело. А Эзоп отвечает, что выбрал языки, т. к. нет ничего лучше на свете – языком люди договариваются, рассуждают о мудрых вещах, признаются в любви. Заинтересовался Ксанф и приказал Эзопу на следующий день купить самое худшее, что есть на свете. На этот раз Эзоп принёс также языки. На вопрос удивлённых гостей Эзоп заявил. Нет ничего лучше языка, но нет и ничего хуже. Языком люди разжигают раздоры и войны, обманывают и оскорбляют друг друга. Рассердился Ксанф, но так и не смог оспорить своего остроумного раба.
Эзопа представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны – одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона. Завершается история жизни Эзопа несправедливой казнью по ложному обвинению в краже из дельфийского храма.
ezop.su/biografy/
Общественное достояние
Озвучено добровольцами проекта ЛибриВокс.

Читайте также:  Басня Эзопа Крестьянин и его Дети
  • Ойын-сауық
  • Басня Эзопа Лев, Медведь и Лиса

    Кто не слыхал его живого слова?

    Кто в жизни с ним не встретился своей?

    Бессмертные творения Крылова

    Мы с каждым годом любим все сильней.

    Со школьной парты с ними мы сживались,

    В те дни букварь постигшие едва.

    И в памяти навеки оставались

    Крылатые крыловские слова.

    На уроках литературы с начальных классов мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.

    Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными?

    Цель моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.

    Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и как часто встречаются в баснях И.А.Крылова?

    После изучения теоретического материала и работы над баснями, я пришел к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.

    Задачи:

    Изучить историю происхождения басен.

    Познакомиться с баснями И. А. Крылова.

    Провести сравнительный анализ басен.

    Объект исследования – басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира.

    Предметом исследования стали образы животных в баснях Крылова.

    Актуальность научно – исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а научно – исследовательская работа принесёт пользу и другим ученикам.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Результаты исследования. Басня, согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк. Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.

    В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

    Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал 50 басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овцы – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь, Змея – 5 раз.

    Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок» – всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.

    «Молчи! Устал я слушать,

    Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

    Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

    Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

    В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.

    Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

    Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…

    В басне «Волк и журавль» – неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.

    «Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –

    Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!

    А это ничего, что свой ты долгий нос

    И с глупой головой из горла цел унес!

    Поди ж, приятель, убирайся,

    Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »

    В басне «Волк и Лисица» – глупость, невезение.

    И серый рыцарь мой,

    Обласкан по уши кумой,

    Пошел без ужина домой.

    В басне «Лев и Волк» – жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.

    на мысли Волку вспало,

    Что Лев, конечно не силен,

    Коль так смирен:

    И лапу протянул к ягненку также он.

    Ан вышло с Волком худо:

    Он сам ко Льву попал на блюдо.

    Лев растерзал его…

    На основании этого можно сделать вывод: Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.

    Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

    В басне «Ворона и Лисица» главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.

    «Голубушка, как хороша!

    Ну что за шейка, что за глазки!

    Какие перушки! какой носок!

    И, верно, ангельский быть должен голосок!»

    В басне «Лисица и Сурок» – желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

    «Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

    Чтоб этому была причастна я греху?»

    В басне «Добрая Лисица» – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.

    «Послушайте меня: докажем, что в лесах

    Есть добрые сердца и что…» При сих словах

    Малютки бедные все трое…

    Попадали к Лисе, на низ.

    Что ж кумушка? – Тотчас их съела

    И поученья не допела.

    В басне «Лисица и виноград» – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.

    Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!

    На взгляд – то он хорош,

    Да зелен – ягодки нет зрелой:

    Тотчас оскомину набьешь».

    В басне «Лисица и Осел» – умение иронизировать.

    «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…

    «Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»

    Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя.

    Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.

    А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».

    В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться, как в басне «Лисица и Осел»:

    «Пропал к нему весь прежний страх,

    И поплатился он старинными долгами!

    Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему

    Кто зубом, кто рогами…»

    Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?

    В басне «Собачья дружба» – клятва в вечной дружбе не выдерживает испытание первой же костью.

    «Орест мой!» – «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!

    Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.

    Вот новые друзья к ней взапуски несутся:

    Где делся и совет и лад?

    С Пиладом мой Орест грызутся, –

    Лишь только клочья вверх летят.

    В басне «Прохожие и Собаки» – это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.

    В басне «Слон и Моська» – умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.

    «Вот то-то мне и духу придает,

    Что я, совсем без драки

    Могу попасть в большие забияки…»

    В басне «Две Собаки» – умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.

    «Чем служишь? Вот прекрасно! –

    С насмешкой отвечал Жужу, –

    На задних лапках я хожу».

    В басне «Собака и Лошадь» – желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.

    «И можно ли тебе равняться в чем со мною?

    Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:

    Днем стадо под моим надзором на лугу,

    А ночью дом я стерегу», –

    «Конечно, – Лошадь отвечала, –

    Твоя правдива речь:

    Однако же, когда б я не пахала,

    То нечего б тебе здесь было и стеречь».

    Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты своего покровителя.

    Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими чертами которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

    Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка», «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.

    Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея, наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).

    В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:

    Хотя услуга нам при ну́жде дорога́,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага.

    В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:

    Читайте также:  Басня Эзопа Два Горшка

    «Что изо всех зверей мне только одному

    Никто не сделает упрека,

    Чтоб мертвого я тронул человека».

    На что получает ответ:

    «Так лучше бы ты мертвых ел

    И оставлял живых в покое».

    Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.

    Итак, я пришел к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять. Баснописец создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие басен И. А. Крылова

    Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: «Московский рабочий», 2015.

    Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М.: «Kнигa», 2014.

    Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М.: «Художественная литература», 2011.

    В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.

    АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

    Навигация по сайту

    Новое на сайте

    Объявления

    Реклама

    Басни Эзопа:
    Улитки.
    Хвастливый пятиборец.
    Хозяйка и служанки.
    Хранитель денег и Клятва.
    Цикада и лисица.
    Чайка и коршун.
    Человек и лев попутчики.
    Человек и сатир.
    Человек с проседью и его любовницы.
    Человек, обещающий невозможное.

    Улитки
    Крестьянский мальчик жарил улиток. И, услыхав, как они шипят, воскликнул: “Негодные твари! у вас дом горит, а вы еще песни петь вздумали?”
    Басня показывает: как непристойно все, что делается не ко времени.

    Хвастливый пятиборец
    Одного пятиборца земляки все время попрекали, что он трус. Тогда он на время уехал, а воротившись, стал хвастаться, что в других городах совершил он множество подвигов и на Родосе сделал такой прыжок, какого не делывал ни один олимпийский победитель; подтвердить это вам могли бы все, кто там были, если бы они приехали сюда. Но на это один из присутствующих ему возразил: “Дорогой мой, если ты правду говоришь, зачем тебе подтверждения? Вот тебе Родос, тут ты и прыгай!”
    Басня показывает: если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.

    Хозяйка и служанки
    У одной рачительной вдовы были служанки, и она каждую ночь, едва запоет петух, будила их на работу. Измученные работой без передышки, решили служанки задушить домашнего петуха; в нем вся беда, думали они, потому что это он будит по ночам хозяйку. Но когда они это сделали, пришлось им еще хуже: хозяйка теперь не знала ночного времени и будила их не с петухами, а еще того раньше.
    Так для многих людей собственные хитрости становятся причиной несчастий.

    Хранитель денег и Клятва
    Один человек получил от приятеля на хранение деньги и задумал их присвоить. Друг призвал его к клятве; тогда он забеспокоился и отправился к себе в деревню. У самых городских ворот увидел он какого-то хромого, который шел из города, и спросил его, кто он и куда идет. Ответил хромой, что зовут его Клятва и идет он в погоню за клятвопреступниками. Спросил тогда человек, через сколько же времени возвращается обычно хромой в город. Ответил тот: “Лет через сорок, а то и через тридцать”. И тогда человек, не беспокоясь о будущем, пошел и дал клятву, что никаких денег на хранение не брал. Но тут же Клятва на него накинулась и погналась, чтобы сбросить с обрыва. Стал он жаловаться, что обещала Клятва вернуться через тридцать лет, а сама не дала ему даже и дня. Отвечала Клятва: “Знай же, что если кто против меня жестоко провинится, то и дня не проходит, как я возвращаюсь”.
    Басня показывает: не писаны сроки божьего наказания, посылаемого злодеям за их нечестие.

    Цикада и лисица
    Цикада пела на высоком дереве. Лисице захотелось ее съесть, и пошла лисица на такую хитрость. Став перед деревом, стала она восхищаться дивным голосом и упрашивать цикаду спуститься: хочется ей посмотреть, какое существо так прекрасно поет. Догадалась цикада, что лиса хитрит, оторвала с дерева листок и бросила. Кинулась на него лисица, как на настоящую цикаду; а та сказала: “Ошиблась ты, любезная, если возмечтала, что я сойду: лисиц я остерегаюсь с тех самых пор, как в лисьем навозе заметила я крылышки цикад”.
    О том, что разумные люди учатся на несчастьях ближних.

    Чайка и коршун
    Чайка схватила из моря рыбу, но разодрала себе ею глотку и упала мертвой на морском берегу. Увидел это коршун и сказал: “Поделом тебе: родилась ты птицей, зачем же было тебе кормиться в море?”
    Так справедливо попадает в беду тот, кто бросает свои занятия и берется за совсем ему не свойственные.

    Человек и лев попутчики
    Лев и человек шли вместе по дороге. Человек провозгласил: “Человек сильнее льва!” Ответил лев: “Лев сильнее!” Пошли они дальше, и указал человек на каменные плиты с резными фигурами, на которых изобразили львов, укрощаемых и попираемых людьми. “Вот, – сказал он, – видишь, каково приходится львам!” Но отвечал лев: “Кабы львы умели резать по камню, немало бы ты увидел на камне и людей, попираемых львами!”
    О том, что иные люди хвастаются тем, чего на деле вовсе не умеют.

    Человек и сатир
    Говорят, что когда-то человек с сатиром решили жить в дружбе. Но вот пришла зима, стало холодно, и стал человек дышать себе на руки, поднося их к губам. Спросил его сатир, зачем он это делает; ответил человек, что так он согревает руки в стужу. Потом сели они обедать, а еда была очень горячая; и стал человек брать ее понемножку, подносить к губам и дуть. Снова спросил сатир, что это он делает, и ответил человек, что так он охлаждает кушанье, потому что ему слишком горячо. Сказал тогда сатир: “Нет, приятель, не быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ идет и тепло и холод”.
    Так и мы должны остерегаться дружбы тех, кто ведет себя двулично.

    Человек с проседью и его любовницы
    У человека с проседью было две любовницы, одна молодая, другая старуха. Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела скрыть, что ее любовник – старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.
    Так повсюду неравенство бывает пагубно.

    Человек, обещающий невозможное
    Один бедняк занемог и почувствовал себя совсем дурно; врачи от него отступились; и тогда он взмолился к богам, обещая принести им гекатомбу и пожертвовать богатые дары, если выздоровеет. Жена его, оказавшись поблизости, спросила: “Да на какие же деньги ты это сделаешь?” – “Неужели ты думаешь, – ответил он, – что я стану выздоравливать лишь затем, чтобы боги с меня это потребовали?”
    Басня показывает: люди легко обещают на словах то, чего и не думают выполнить на деле.

    Человек и Сатир

    Человек и Сатир
    Источник – басня Эзопа в прозе

    Однажды Человек с Сатиром подружиться захотели,
    Ну, почему бы нет, ведь можно, в самом деле.
    Пусть он и козлоног, но божество лесное,
    И весел, хоть ленив, а подружиться стоит.

    Но вот пришла зима, стал Человек дышать себе на руки –
    Так согревался он от стужи, не от скуки.
    Затем он на горячую похлёбку дул усердно,
    Чтоб губы не обжечь, дул, дул немилосердно.

    “Ну, нет, – сказал Сатир, – нам не бывать друзьями,
    Решенье принято неверное меж нами:
    То с губ твоих идёт тепло, то с них нисходит холод.
    Пойду-ка к нимфам я, пока резов и молод”.

    Вот так решил Сатир, что Человек двуличен,
    И взгляд их на приятельство различен.

    13.04.2020
    Картинка из Интернета

    Рейтинг работы: 2
    Количество отзывов: 1
    Количество сообщений: 6
    Количество просмотров: 17
    © 13.04.2020 Кира Костецкая
    Свидетельство о публикации: izba-2020-2781028

    • ««
    • «
    • 82
    • 83
    • 84
    • 85
    • 86
    • 87
    • 88
    • 89
    • 90
    • »
    • »»

    Кира Костецкая 14.04.2020 19:55:41

    А именно? Что Вы, Ирочка, имеете ввиду?

    ИРИНА*G 14.04.2020 20:24:14

    Ну, я бы написала, что думает человек по этому поводу, а не “парнокопытное. “

    Кира Костецкая 15.04.2020 06:08:54

    Вот как выглядит эта басня в прозе:
    Басня Человек и Сатир читать в переводе Гаспарова М.
    Говорят, что когда-то человек с сатиром решили жить в дружбе. Но вот пришла зима, стало холодно, и стал человек дышать себе на руки, поднося их к губам. Спросил его сатир, зачем он это делает; ответил человек, что так он согревает руки в стужу. Потом сели они обедать, а еда была очень горячая; и стал человек брать ее понемножку, подносить к губам и дуть. Снова спросил сатир, что это он делает, и ответил человек, что так он охлаждает кушанье, потому что ему слишком горячо. Сказал тогда сатир: “Нет, приятель, не быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ идет и тепло и холод”.

    Так и мы должны остерегаться дружбы тех, кто ведет себя двулично.

    ИРИНА*G 15.04.2020 10:42:45

    Странно просто было о двуличии человека слышать из уст Сатира, который сам, бог невесть что – в древнегреческой мифологии: низшее божество, существо с хвостом, рогами и козлиными ногами, развратный спутник бога вина и веселья.

    Кира Костецкая 15.04.2020 11:56:24

    Нигде не читала, что Сатир “низшее” божество.
    Он тоже божество, а в древности “развратность” к тому же не считалась пороком.
    Он бог плодородия. весел, ему оказалось скучно с Человеком.
    Так что вот они, басни Эзопа. Они изумляют нас своими трактовками вещей.

    ИРИНА*G 15.04.2020 12:14:50

    Я прочла это в толковом словаре Ожегова.
    А басни удивителные.

    Ссылка на основную публикацию