Басня Эзопа Лев, Волк и Лисица

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Лев, волк и лиса.
Лев, испуганный мышью.
Лев, осел и лисица.
Лев, Прометей и слон.
Лекарь и больной.
Летучая мышь и ласка.
Летучая мышь, терновник и нырок.
Лисица и барс.
Лисица и виноград.
Лисица и дровосек.

Лев, волк и лиса
Лев, состарившись, заболел и залег в пещере. Навестить своего царя явились все звери, кроме одной только лисицы. Воспользовался этим случаем волк и стал наговаривать льву на лисицу: она, мол, звериного владыку ни во что не ставит и потому не пришла навестить его. А лисица тут и появилась и расслышала последние слова волка. Рявкнул на нее лев; а она тотчас попросила дать ей оправдаться. “Кто из всех здесь собравшихся, – воскликнула она, – поможет тебе так, как помогла я, которая бегала повсюду, искала тебе лекарства у всех врачей и нашла его?” Тотчас велел ей лев сказать, что это за лекарство. А она: “Должен ты ободрать заживо волка и завернуться в его шкуру!” И когда волк простерся мертвый, лиса с насмешкою сказала: “Не на зло, а на добро побуждать надо властителя”.
Басня показывает: кто строит козни против другого, тот сам себе готовит западню.

Лев, испуганный мышью
У спящего льва по морде пробежала мышь. Вскочил лев и стал бросаться во все стороны, разыскивая, кто посмел к нему подойти. Увидела это лиса и начала его стыдить: он, лев, и вдруг испугался мыши! “Не мышь меня испугала, – ответил лев, – а наглость ее меня разгневала!”
Басня показывает, что разумные люди и мелочами не пренебрегают.

Лев, осел и лисица
Лев, осел и лисица решили жить вместе и отправились на охоту. Они наловили много добычи, и лев велел ослу ее поделить. Осел поделил добычу на три равные доли и предложил льву выбирать; рассердился лев, сожрал осла, а делить приказал лисе. Лисица собрала всю добычу в одну кучу, а себе оставили лишь маленькую частичку и предложила льву сделать выбор. Спросил ее лев, кто научил ее так хорошо делать, а лисица ответила: “Погибший осел!”
Басня показывает, что несчастья ближних становятся для людей наукою.

Лев, Прометей и слон
Лев не раз жаловался Прометею: сотворил его Прометей и большим, и красивым, в пасти у него – острые зубы, на лапах – сильные когти, всех он зверей сильнее. “И все-таки, – говорил лев, – боюсь я петуха!” Отвечал ему Прометей: “Зря ты меня винишь! все,что мог я сделать, ты от меня получил; просто душа у тебя слишком слабая!” Начал лев плакаться на свою судьбу и жаловаться на свою трусость и решил наконец покончить с жизнью. Шел он с такой мыслью и встретил слона, поздоровался и остановился поговорить. Увидел он, что слон все время шевелит ушами, и спросил: “Что с тобой, почему у тебя такие беспокойные уши?” А вокруг слона в это время как раз порхал комар. “Видишь, – сказал слон, – вон этого, который маленький и жужжит? Так вот, если он заберется мне в ухо, то я погиб”. Сказал тогда лев: “Зачем мне умирать? ведь я должен быть настолько же счастливее слона, насколько петух сильнее комара!”
Ты видишь, как могуч комар: даже слон его боится.

Лекарь и больной
Выносили покойника, и домочадцы шли за носилками. Лекарь сказал одному из них: “Если бы этот человек не пил вина и ставил клистер, он остался бы жив”. – “Любезный, – отвечал ему тот, – ты бы ему это советовал, пока еще не поздно было, а теперь оно уже ни к чему”.
Басня показывает, что нужно помогать друзьям вовремя, а не смеяться над ними, когда их положение безнадежно.

Летучая мышь и ласка
Летучая мышь упала на землю, и ее схватила ласка. Видя, что смерть пришла, взмолилась летучая мышь о пощаде. Ответила ласка, что не может ее пощадить: от природы у нее вражда со всеми птицами. Но сказала летучая мышь, что она не птица, а мышь, и ласка ее отпустила. В другой раз летучая мышь упала на землю, и ее схватила другая ласка. Стала просить летучая мышь не убивать ее. Ответила ласка, что у нее вражда со всеми мышами. Но сказала летучая мышь, что она не мышь, а летучее животное, и опять отпустила ее ласка. Так, дважды поменяв имя, удалось ей спастись.
Так и нам нельзя всегда быть одинаковыми: те, кто умеет применяться к обстоятельствам, часто избегают больших опасностей.

Летучая мышь, терновник и нырок
Летучая мышь, терновник и нырок решили сложиться и торговать заодно. Летучая мышь заняла денег и внесла в товарищество, терновник дал свою одежду, а нырок купил меди и тоже внес. Но когда они отплыли, разразилась сильная буря, и корабль перевернулся; сами они выбрались на сушу, но все добро потеряли. С тех самых пор нырок все ищет свою медь и ныряет за ней в морскую глубину; летучая мышь боится показаться заимодавцам и днем прячется; а ночью вылетает на добычу; а терновник, отыскивая свою одежду, цепляется за плащи прохожих, чтобы найти между ними свой.
Басня показывает, что больше всего мы заботимся о том, в чем когда-то сами понесли ущерб.

Лисица и барс
Лисица и барс спорили, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой; но лиса ему на это сказала: “Насколько же я тебя красивее, раз у меня не тело испещренное, а душа изощренная!”
Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела.

Лисица и виноград
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: “Они еще зеленые!”
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Лисица и дровосек
Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он ее приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух: “Не видал”, – а рукою меж тем подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не приметили, а словам его поверили; вот дождалась лисица, чтобы они ускакали, вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал ее бранить: он-де ее спас, а от нее не слышит ни звука благодарности. Ответила лиса: “Уж поблагодарила бы я тебя, если б только слова твои и дела рук твоих не были так несхожи”.
Басню можно применить к таким людям, которые речи говорят хорошие, а дела делают дурные.

Басня Эзопа Лев, Волк и Лисица

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 078
  • КНИГИ 592 370
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 705

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Читайте также:  Басня Эзопа Осел и Собака

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Басни (16 стр.)

О том, что разумные люди учатся на несчастьях ближних.

242. Гиена и лисица

Говорят, что гиены каждый год меняют свой пол и становятся то самцами, то самками. И вот однажды гиена, встретив лисицу, стала ее корить: она, гиена, хочет стать ей подругой, а лисица ее отвергает. Но та ответила: «Не меня кори, а свою породу — из-за нее не могу я знать даже, будешь ли ты мне подругой или другом.»

Читайте также:  Басня Эзопа Волк и Конь

Против человека двуличного.

243. Гиены

Говорят, что гиены каждый год меняют свой пол и становятся то самцами, то самками. И вот однажды гиена-самец полезла к самке недолжным образом. Но та ответила: «Делай что хочешь, любезный, но скоро я с тобой буду делать что захочу».

Так выборному чиновнику может сказать его преемник, если тот его обидит.

244. Попугай и ласка

Купил человек попугая и пустил его жить в своем доме. Попугай, привычный к домашней жизни, взлетел на очаг, примостился там и стал верещать своим звучным голосом. Увидела его ласка и спросила, кто он такой и откуда явился. Ответил попугай: «Меня только что купил хозяин». Сказала ласка: «Наглая тварь! тебя только что купили, и ты так кричишь! А мне, хоть я и родилась в этом доме, хозяева и пикнуть не позволяют, и стоит мне подать голос, как они начинают сердиться и гонят меня прочь». Попугай на это отвечал: «Ступай себе, хозяюшка: мой-то ведь голос совсем не так противен хозяевам, как твой».

Басня относится к человеку сварливому, который всегда бросается на других с обвинениями.

Басни из рукописей старшей редакции

245. Диоген в дороге

Киник Диоген шел по дороге и очутился на берегу реки в половодье. Он остановился, не зная, как переправиться. Но тут один из перевозчиков увидел его замешательство, подплыл и переправил его. Диоген, пораженный таким доброжелательством, стоял и проклинал свою бедность, из-за которой он не мог отблагодарить благодетеля. Но пока он об этом размышлял, перевозчик заметил другого путника, который не мог перебраться через реку, бросился к нему и переправил этого тоже. Тогда Диоген подошел к перевозчику и сказал: «Нет, больше нет во мне благодарности за твою услугу: вижу, что ты так поступаешь не по разумному выбору, а по несчастной своей судьбе».

246. Диоген и плешивый

Кинического философа Диогена ругал один плешивый. Диоген сказал: «А я тебя ругать не буду, вовсе нет: я даже похвалю твои волосы, что они с дурной твоей головы повылезли».

247. Верблюд

Верблюду его хозяин приказал пуститься в пляс. Сказал верблюд: «Да уж больно я неуклюж даже когда хожу, не то что когда пляшу!»

Басня относится к человеку, ни к какому делу не пригодному.

248. Орешник

Рос орешник возле дороги, и прохожие с него каменьями сбивали орехи. Со стоном орешник молвил: «Несчастный я! что ни год, я сам себе ращу и боль и поношенье».

Басня о тех, кто страдает за свое же добро.

249. Львица и лиса

Лиса попрекала львицу за то, что та рожает только одного детеныша. Львица ответила: «Одного, но льва!»

Басня показывает, что ценно не количество, а достоинство.

250. Волк и ягненок

Волк гнался за ягненком. тот забежал в храм. Волк стал его звать обратно: ведь если его поймает жрец, то принесет в жертву богу. Ответил ягненок: «Лучше мне стать жертвой богу, чем погибнуть от тебя».

Басня показывает, что если нужно умереть, то лучше умереть с честью.

251. Осел и мул

Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них у обоих одинаковая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмочь; тогда он снял с него часть поклажи и переложил на мула. Прошли они еще немного, и заметил он, что осел еще больше выбивается из сил; опять стал он убавлять ослу груз, пока наконец не снял с него все и не переложил на мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: «Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?»

Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по концу.

252. Птицелов и куропатка

К птицелову в поздний час пришел гость. Угостить его было нечем, и хозяин бросился к своей ручной куропатке, чтобы ее зарезать. Куропатка стала попрекать его неблагодарностью: ведь немало она ему помогала, когда заманивала и выдавала ему других куропаток, а он ее хочет убить! Ответил птицелов: «Тем охотней я тебя зарежу, коли ты и родичей своих не жалела!»

Басня показывает: кто предает своих соплеменников, того ненавидят не только те, кого он предает, но и те, кому он их предает.

253. Две сумы

Прометей, вылепив людей, повесил им каждому на плечи две сумы: одну с чужими пороками, другую — с собственными. Суму с собственными пороками он повесил за спину, а с чужими — спереди. Так и получилось, что чужие пороки людям сразу бросаются в глаза, а собственные они не замечают.

Эту басню можно применить к человеку любопытному, который в собственных делах ничего не смыслит, а о чужих печется.

254. Червяк и змея

Росла у дороги смоковница. Червяк увидел спящую змею и позавидовал, что она такая большая. Захотел он и сам стать таким же, лег рядом и стал растягиваться, пока вдруг от натуги не лопнул.

Так бывает с теми, кто хочет помериться с сильнейшими; они раньше лопнут, чем сумеют достигнуть до соперников.

255. Кабан, конь и охотник

Кабан и конь паслись на одном пастбище. Кабан всякий раз портил коню траву и мутил воду; и конь, чтобы отомстить, обратился за помощью к охотнику. Охотник сказал, что может помочь ему, только если конь наденет уздечку и возьмет его седоком на спину. Конь на все согласился. И, вскочив на него, охотник кабана победил, а коня пригнал к себе и привязал к кормушке.

Так многие, в неразумном гневе желая отомстить врагам, сами попадают под чужую власть.

256. Собака и повар

Собака зашла в поварню и, пока повару было не до нее, стащила сердце и бросилась бежать. Обернулся повар, увидал ее и крикнул: «Смотри, любезная, теперь не уйдешь! Не мое ты сердце стащила, но мне свое отдашь!»

Басня показывает, что часто ошибки людей бывают им наукой.

257. Зайцы и лисицы

У зайцев была война с орлами, и они попросили помощи у лисиц. Но те ответили: «Мы бы помогли вам, кабы не знали, кто вы такие и кто такие ваши враги».

Басня показывает: кто заводит вражду с сильнейшими, те сами себя не берегут.

258. Комар и лев

Комар подлетел ко льву и крикнул: «Не боюсь я тебя: ты не сильней, чем я! Подумай, в чем твоя сила? В том, что ты царапаешься когтями и кусаешься зубами? Так это делает любая баба, когда дерется с мужем. Нет, намного я тебя сильнее! Если хочешь — сойдемся в бою!» Затрубил комар, набросился на льва и впился ему в морду возле ноздрей, где волосы не растут. А лев стал раздирать морду собственными когтями, покуда не изошел яростью. Победил комар льва и взлетел, трубя и распевая победную песню. Но тут вдруг попался он в сети пауку и погиб, горько сетуя, что воевал с врагом, сильней которого нет, а гибнет от ничтожной твари — паука.

Басня обращена против того, кто побеждал великих, а побежден ничтожным.

259. Дровосеки и дуб

Дровосеки рубили дуб; сделав из него клинья, они раскалывали ими ствол. Промолвил дуб: «Не так кляну я топор, который меня рубит, как эти клинья, которые от меня же рождены!»

О том, что обида от близких людей тяжелее, чем от чужих.

260. Сосна и терновник

Сосна терновнику говорила надменно: «Нет от тебя никакой пользы, а из меня строят и дома, и крыши храмов». Отвечал терновник: «А ты вспомни, несчастная, как топоры и пилы тебя терзают, и тебе самой захочется из сосны стать терновником».

Лучше безопасная бедность, чем богатство с горестями и тревогами.

261. Человек и лев попутчики

Лев и человек шли вместе по дороге. Человек провозгласил: «Человек сильнее льва!» Ответил лев: «Лев сильнее!» Пошли они дальше, и указал человек на каменные плиты с резными фигурами, на которых изобразили львов, укрощаемых и попираемых людьми. «Вот, — сказал он, — видишь, каково приходится львам!» Но отвечал лев: «Кабы львы умели резать по камню, немало бы ты увидел на камне и людей, попираемых львами!»

Орёл И Лисица Басня Эзопа Читает Павел Беседин – Скачать mp3 бесплатно

Орёл и Лисица Басня Эзопа читает Павел Беседин

Орёл и Жук басня Эзопа читает Павел Беседин

Ворон и Лисица Басня Эзопа читает Павел Беседин

Бесхвостая лисица Эзоп читает Павел Беседин

Орёл галка и пастух басня Эзопа читает Павел Беседин

Ворон и лисица Басня Эзопа

1 Орёл и лисица Басни Эзопа в переводе И Мартынова

Лисица и обезьяна Басня Эзопа читает Павел Беседин

Эзоп Басни часть первая

Соловей и Ястреб Басня Эзопа читает Павел Беседин

Дикие козы и пастух басня Эзопа читает Павел Беседин

Басня Эзопа Бесхвостая лисица

Волк и пастух Басня Эзопа читает Павел Беседин

Лиса на смертном одре Притча читает Павел Беседин

Лиса и орёл Из притч Вардана

Веблюд и Зевс Басня Эзопа читает Павел Беседин

Лисица и маска Эзоп читает Павел Беседин

Волк и Ягнёнок Басня Эзопа читает Павел Беседин

Эзоп басня Орел и лисица

Басни Эзопа Аудиокнига

Дикий осёл Басня Эзопа читает Павел Беседин

Стрекоза и муравей Басня Эзопа читает Павел Беседин

Басни Эзопа Лисица и козел

Два горшка Басня Эзопа читает Павел Беседин

Басня Эзопа Лисица и виноград

Эзоп Бесхвостая лисица басня

Басни Эзопа в стихах Орёл и жук

Басни Эзопа в стихах Угольщик и сукновал

Волк и собака Басня Эзопа читает Павел Беседин

Бедняк Эзоп читает Павел Беседин

29 Лисица и обезьяна Басни Эзопа в переводе И Мартынова

Женщина и курица Басня Эзопа читает Павел Беседин

басни Эзопа Орел и лисица

Враги Басня Эзопа притча читает Павел Беседин

Гадюка и водяная змея Басня Эзопа читает Павел Беседин

Басни Эзопа в стихах Лисица и лев

Путники и находка Эзоп притча читает Павел Беседин

Галка и птицы Эзоп притча читает Павел Беседин

Эзоп Бесхвостая Лисица

Басни Эзопа в стихах Крестьянин и змея

Читайте также:  Басня Эзопа Лисица и Крокодил

Волк и Кобыла Басня Эзопа читает Павел Беседин

Зевс Прометей Афина и Мом Эзоп притча читает Павел Беседин

Гадюка и водянная змея Басня Эзопа читает Павел Беседин

Басня Эзопа Лисица и обезьяна

Муравей и жук Басня Эзопа

Басни Эзопа Орел галка и пастух

Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Орёл И Лисица Басня Эзопа Читает Павел Беседин в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Орёл и Лисица Басня Эзопа читает Павел Беседин длительностью 2 мин и 4 сек, размер файла 2.72 MB.

Wwe Exotic Adrian Street Interview

Daville Produce By Chief

Фарахманд Каримов Аноре 2019 Farahmand Karimov Anore 2019

Краски А В Городе Зима

Grigor Aghakhanyan Ft Garik Martirosyan Hisun Tari 1997

Tadeusz Nalepa Dbaj O Miłość Tekst

Панду Насихат Alireza Zanganeh

Ayol Xiyonat Qilsa Musilmon Er Nima Qilishi Kerak Abdulloh Domla

Sardor Tairov Jonli Ijto Hsu Yomon Qizni Yaxshi Kuraman

Bulaye Tujhe Meri Galiyan Me Basau Ek Alag Duniya Onlywhatsapp Status Maker Must Watch

Китайская Магнитола 7018B Прошивка

Часть 2 Гала Концерт Todes Fest Sochi 2018 Тодес Фест Сочи 2018

Azeri Bass Temmi Dolya 2018

Lal Lal Gulab No Goto Gujarati Song Dj Mix

Ғазизхан Feat Baller Шетел Fullhd

Ivan Valeev Заберу Клип 2018

Мастер Сура Сп 2020

В Голове Моей Туманы Маны

Dota Nasıl Indirilir

Ew With Jimmy Fallon Will Ferrell First Lady Michelle Obama

Ban Appeal In Context Of Illegal Running Mods Wmv

ბიოლოგიის ინტეგრირება ისტორიასთან

Сосо И Сандра Павлиашвили Ты У Меня Одна Скачать

Титан Бомбит Ломает Клавиатуры Титан До Того Как Стал Известным

הפרויקט של רביבו מחרוזת שבת The Revivo Project Shabbat Medley

Barrington Levy Visa Versa Love

Научные Факты Великаны Адиты В Коране

Serhat Durmus La Câlin The Twilight Saga Breaking Dawn Part 2

Урок литературного чтения “Сопоставление басни Эзопа “Лисица и Лев” и басни И.А.Крылова “Лев и Лисица” для 3 класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 249 им. М. В. Маневича

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Сопоставление басни Эзопа «Лисица и Лев»

и басни И.А.Крылова «Лев и Лисица».

Учитель начальных классов

Егорова Ольга Леонидовна,

ГБОУСОШ № 249 Санкт-Петербурга

Тема урока: Сопоставление басни Эзопа «Лисица и Лев» и басни И.А.Крылова «Лев и Лисица».

Программа: Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Цель: Познакомить с художественной идеей басни, выявить черты сходства и различия в античной и поэтической басне.

Осмыслить и сопоставить авторские позиции в произведении;

Оценить собственный эмоциональный отклик на произведения;

Развивать речь ребенка через высказывание собственного отношения к изображаемому в произведениях;

Продолжать изучение построения басни;

Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся.

Оборудование: иллюстрации к басням.

Деятельность учителя

1. Подготовка к первичному восприятию.

2. Первичное восприятие текста.

3. Проверка первичного восприятия.

4. Постановка учебной задачи.

5. Вторичное восприятие произведения.

6. Постановка новой учебной задачи, восприятие нового произведения, проверка первичного восприятия.

8. Домашнее задание.

На доске иллюстрация льва и иллюстрация лисицы.

-Героями произведений каких литературных жанров они могут быть?

-Что могли бы изображать в сказке?

– Вы, я знаю, читали сказки о животных, и сейчас наделяете их чертами, присущими как животным, так и человеку, проявляющих себя в определенных обстоятельствах, на стороне добра или зла.

– А в басне что хочет показать автор, используя образы героев-животных?

Прочитывание басни Эзопа «Лисица и лев» детьми.

– Согласны ли вы с тем, что в басне 2 героя?

– Давайте посмотрим, какую роль отвел Эзоп каждому? Что он хотел показать?

– Испытание какой особенности характера проходит герой?

– Почему именно льва выбрал баснописец для изображения этой ситуации испытания?

– Как интересно, мы встретились с вами не с сопоставлением, столкновением друг с другом двух разных образов, а с проявлением одного в необычной обстановке.

– Прочитайте отрывок о том, как действует лиса.

– На что обратили внимание при чтении?

– Но что руководит действиями лисы?

– Прочитаем не спеша, по частям, понаблюдаем, как Эзоп говорит об этом.

– Попробуйте найти вывод.

– Попробуйте его сами предложить.

– Кентавр Хирон предлагает нам оценить выводы к этой басне:

а) Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.

б) Басня показывает, что и трусливый зверь может стать храбрым.

в) Басня показывает, что «не так страшен черт, как его малюют».

– С каким выводом вы бы согласились?

– Тем не менее, один из выводов является моралью этой басни.

– Мне очень нравится, что вы обратили на показанную в этой басне важную сторону жизни: в общении – доброжелательное отношение друг к другу. Но ведь лев мог изображать, как вы сказали вначале, ситуацию испытания характера человека. О такой ситуации и говорил Эзоп, изображая льва. Тогда терпение и стойкость необходимы в страшной, тяжелой ситуации.

– И.А.Крылов написал басню «Лев и Лисица», с которой мы тоже познакомимся, и посмотрим, только ли названиями похожи эти басни.

Чтение басни Крылова «Лев и Лисица» учителем и знакомство с первыми впечатлениями детей.

– Как выразительно вы прочитали эту басню. Как вам это удалось?

– Думаю, вы ощутили еще что-то. Понаблюдайте, как автор создает образ лисицы.

Лексическая работа: «не видя сроду», «со страстей чуть жива», «в разговор пустилася».

Сравниваем с языком Эзопа, вернувшись к басне «Лисица и лев».

– Кроме того, язык Басен Крылова лаконичен и точен.

– Какое настроение создает басня Крылова?

-Есть ли в басне Крылова мораль? В какой части басни вы ее нашли?

– Перечитайте ее и выскажите к ней свое отношение.

– Басни с одинаковым сюжетом имеют разные выводы. Поему же?

– Верно. Подумайте, что является ценным в жизни по мнению авторов.

– Перечитайте обе басни дома вслух, а в классе – ту, чтение которой получилось более выразительным и ярким.

– Силу и хитрость, сила и ловкость; мудрость и хитрость.

– С помощью иносказания хочет передать через образы животных какую-то жизненную ситуацию.

Дети читают по предложениям.

Дети свободно высказываются в передаче своего отношения к прочитанному.

– Лисица – действующее лицо, а Лев словно ситуация испытания для лисицы.

– Лев мощный, большой, грозный – производит впечатления силы и угрозы.

Чтение второго предложения.

– Длинное предложение, автор словно сравнивает три разных действия лисицы.

– Ее чувства, меняется отношение.

Дети перечитывают, обращают внимание на речевые обороты, отражающие степень убывающего страха лисицы:

1) «так перепугалась, что еле осталась жива»;

2) «Не так сильно испугалась»;

3) «Расхрабрилась до того, что подошла и заговорила с ним», отмечают доброжелательный характер общения.

– Не надо бояться неизвестного.

– Сначала нужно узнать кого-то, познакомиться, и думать, как вести себя дальше.

– Не нужно делать выводы о человеке, не подумав и не узнав его получше, первое мнение может быть ошибочным.

Дети спорят с каждым выводом.

Дети смотрят на страничку, где Хирон говорит правильный ответ.

Услышав название, дети радуются возможности снова встретиться с интересной ситуацией, вызвавшей столько чувств, споров и рассуждений.

Дети сразу начинают сравнивать 2 басни, подмечают одинаковый сюжет, наличие морали.

Перечитывание басни по 2 строчки, объединенных парной рифмой.

– Эта басня в поэтической форме.

Перечитывание отдельных строк детьми.

– Язык Крылова простой и вместе с тем яркий, он очень выразительно рисует образ лисицы.

Только сейчас дети замечают витиеватый, несколько трудный для прочтения, но очень правильный, красноречивый язык Эзопа.

Басня имеет лукавый, насмешливый характер, настроение более оживленное.

– Мораль в конце басни.

– Мораль в басне Крылова другая.

Дети высказывают свое согласие с таким выводом.

– Авторы думают по-разному.

Выясняем, что в разные времена существовали разные взгляды на жизненные проблемы. Эзоп говорит о терпении, привыкании к сложностям жизни. А И.А.Крылов – об активной роли человека.

1. Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учеб. для 3 кл. – Самара: Корпорация «Федоров», 2009.

2. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 3 класс (1-4). Первая часть», ФНМЦ им. Л.В.Занкова, М., 2002.

Автор: Егорова Ольга Леонидовна → egorovaolga

–> 20.06.2012 0 3985 773

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Технологический прием «Интерактивная раскраска» — еще один из примеров использования анимации в презентации. Рассмотрим второй способ создания раскраски в программе. Суть данного способа заключается в том, что дано черно-белое изображение, после выполнения задания это изображение становится цветным. На следующем слайде находится новое черно-белое изображение и т.д. Прием эффективен при устном счете, для проверки правописания слов в русском языке, при заучивании иностранных слов, при решении математических задач и т.д.

Образные приёмы рефлексии в конце урока отлично подходят для учеников начальной школы, они просты и понятны для детей. Также их можно использовать и в работе с более взрослыми ребятами.

В этой статье мы расскажем вам об интересных мобильных приложениях для педагогов.

Женщине
Владимир Шебзухов

Ты — Женщина! И всё ж прости,

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2020 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Ссылка на основную публикацию