Басня Эзопа Лиса и Виноград

Эзоп «Лиса и виноград», И.Крылов «Лисица и виноград»

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград».

УУД

Познавательные:

  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
  • выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации, текстами;
  • проводить сравнительный анализ двух произведений;
  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Коммуникативные:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  • работать в паре, в группе.

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс. 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс. 2 часть», тетрадь на печатной основе, videouroki, карточки для общей таблицы.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре –
Смело четко говорим
И тихонечко сидим

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II Подготовка к основному этапу

Постановка учебной задачи.
Актуализация знаний

– Кто может назвать тему урока?
– Что такое басня?
– От какого слова произошло слово «басня»?
– Чем отличаются басни от других жанров фольклора?
– С какими баснописцами знакомы?

Работают в паре. Вспоминают изученный материал 2 класса.
Высказывают предположения о теме урока. Делают прогноз

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу
Регулятивные: формулируют учебную задачу
Познавательные: формулирование познавательной цели
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками

III Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.

Ознакомление с содер-жанием басен.

– Прослушайте сообщение о баснописце Эзопе
– Прочитаем басню вслух.
– Какое слово не понятно?
(Лоза – длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)
– Кто герой? (Лисица.)
– Какая история с ней произошла?
– Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
– Найдите мораль. Где она находится?
– Прочитайте.
– Как вы её понимаете?
– Что значит «винить обстоятельства»?
Попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».
– На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?
– Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?
– Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?

Слушают подготовленное сообщение товарищем

Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания

Коммуникативные: умение слушать своего товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста
Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено

IV Физ. минутка

Гимнастика для глаз

Направлена на сохранение здоровья детей. (электронный ресурс)

Выполняют упражнения для глаз

V Работа по теме урока (продолжение)

Ознакомление с содер-жанием басен.

– Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?
– Что вы помните об Иване Андреевиче Крылове?
– Прослушайте биографию баснописца? Запишите в тетрадь биографические данные о которых вы не знали или забыли (videouroki )
-Прослушайте басню.
– Понравилась вам басня?
– Прочитайте басню еще раз про себя.
– Какие слова требуют объяснения?
– Где можно найти значение этих слов?
– Найдите и прочитайте их значение.
Рделись – выделялись красным цветом, краснели
Яхонты – старинное название рубина и сапфира

Слушают и записывают в тетрадь биографические факты, читают написанное, слушают аудиозапись басни,
Отвечают на вопросы, выполняют задания

Коммуникативные: умение слушать своего товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,
Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено

VI Работа по теме урока. Cравнение басен

Проведение сравнительного анализа басен

– Сравним две басни, работая в группах, по плану:
1. Форма изложения (в прозе или в стихах).
2. Сюжет (разный или одинаковый, только факты или подробный, выразительный).
3. Герой.
4. Построение басни (повествование, мораль)

Проверка выполненной работы.

– Если в басне И.А.Крылова мораль?
– Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью?
– Как вы ее понимаете?
– Как называется такая мораль?
(скрытой).

Работа в группах по плану в тетрадях

Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, осознание того, что уже усвоено
Коммуникативные:
взаимодействие в группе, инициативное сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формой речи, контроль культуры речи

VII Рефлексия

Совершенствование себя и своих знаний

– Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока?
– Достигли ли мы их?
– Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен?
– Чему нас учат эти басни?
– Оцените свою работу

Оценка деятельности. Рассуждают, высказывают свои мнения

Формировать личностные УУД: осознание ответственности за общее благополучие.

VIII Дом. задание

Развитие памяти, выразительного чтения

– Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Лисица и виноград» или Эзопа по желанию

Записывают дом. задание в дневник

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Лисица и виноград

Басни Эзопа и Жана де Лафонтена входят в программу по литературе для 6-го класса.

Эзоп – VI век до н. э. 1

Жан Лафонтен – 1621–1695 3

Эзоп, Жан де Лафонтен
Лисица и виноград (сборник)

Эзоп
VI век до н. э.

Бесхвостая Лисица
Пересказ А. Измайлова

Преосторожная, прехитрая Лисица,
Цыплят и кур ловить большая мастерица,
На старости своей так сделалась проста,
Что в западню попалась;
Вертелась всячески, туда-сюда металась
И вырвалась кой-как, но только без хвоста.
Как в лес бесхвостой показаться?
Плутовка вздумала на хитрости подняться.
Взяв важный и степенный вид,
Идет в пещеру, где сбиралися Лисицы,
“Подруги и сестрицы! –
Так говорит она. – Какой нам, право, стыд,
Что по сие мы время
Все носим гнусное и тягостное бремя –
Сей хвост, который по земли
За нами тащится в грязи или в пыли.
Какая польза в нем, скажите?
А вред весь от него я доказать могу.
Вы, верно, сами подтвердите,
Что без хвоста быть легче на бегу,
Что часто за хвосты собаки нас ловили;
Но если бы теперь хвосты мы обрубили…”
“Остановись, остановись!” –
Одна ей из сестер сказала.
“А что?” – “Пожалуйста, к нам задом обернись”.
Кургузая тут замолчала,
Попятилась назад и тотчас убежала.
“Как страшно замуж выходить!” –
Невестам всем твердит увядшая девица.
Конечно, что ж ей говорить?
Такая ж и она бесхвостая Лисица!

Волк и Ягненок
Пересказ А. Сумарокова

В реке пил Волк; Ягненок пил,
Однако в низ реки гораздо отступил;
Так пил он ниже;
И следственно, что Волк к тому был месту ближе,
Отколе токи вод стремление влечет;
Известно, что вода всегда на низ течет.
Голодный Волк Ягненка озирает;
От ужаса Ягненок обмирает
И мнит: не буду я с ягнятками играть,
Не станет на руки меня пастушка брать,
Не буду голоса я слышати свирели,
И птички для меня впоследние пропели,
Не на зеленом я скончаюся лугу,
Умру на сем песчаном берегу.
Волк начал говорить: “Бездельник, как ты смеешь
Питье мое мутить,
И в воду чистую мне сору напустить?
Да ты ж такую мать имеешь,
Которая, ко мне учтивства не храня,
Вчера блеяла на меня”.
Ягненок отвечает,
Что мать его дней с тридцать умерла,
Так Волка не она ко гневу привела;
А ток воды бежит на низ, он чает,
Так Волк его опивок не встречает.
Волк третьею виной Ягненка уличает:
“Не мни, что ты себя, бездельник, извинил.
Ошибся я; не мать, отец меня бранил”.
Ягненок отвечал: “Тому уж две недели,
Что псы его заели”.
“Так дядя твой иль брат,
Иль, может быть, и сват,
Бранил меня вчера, я это знаю точно,
И говорю тебе я это не нарочно”.
Ягненков был ответ:
“Всея моей родни на свете больше нет;
Лелеет лишь меня прекрасная пастушка”.
“А! а! вертушка,
Не отвертишься ты; вчера твоя пастушка
Блеяла на меня: комолые рога
И длинный хвост у этого врага,
Густая шерсть, копыта невелики;
Довольно ли тебе, плутишка, сей улики?
Пастушке я твоей покорнейший слуга
За то, что на меня блеять она дерзает,
А ты за то умри”. Ягненка Волк терзает.

Ворона и Лиса
Пересказ А. Сумарокова

И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь еще ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: “Я дам Вороне сок.
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок”.
“Здорово, – говорит Лисица, –
Дружок Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица;
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша;
И Попугай ничто перед тобой, душа;
Прекраснее сто крат твои павлиньих перья;
Нелестны похвалы приятно нам терпеть.
О, если бы еще умела ты и петь!
Так не было б тебе подобной птицы в мире”.
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем;
“А сыру, – думает, – и после я поем:
В сию минуту мне здесь дело не о пире”.
Разинула уста
И дождалась поста:
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь – не пела;
Хотела есть – не ела;
Причина та тому, что сыра больше нет:
Сыр выпал из рта Лисице на обед.

Волки и Овцы
Пересказ А. Сумарокова

Не верь бесчестного ты миру никогда
И чти врагом себе злодея завсегда.
С волками много лет в побранке овцы жили,
С волками наконец
Установлен мир вечный у овец.
И овцы им собак закладом положили.
Одной овце волк брат, той дядя, той отец;
Владычествует век у них Астреи в поле,
И сторожи овцам не надобны уж боле.
Переменился нрав и волчье естество.
А волки, дав овцам отраду,
Текут ко стаду
На мирно торжество.
Не будет от волков овцам худых судьбинок.
Хотя собак у стада нет;
Однако римляне сабинок
Уносят на подклет.
Грабительски сердца наполнилися жолчью;
Овечье стадо все пошло в поварню волчью.

Горшки
Пересказ А. Сумарокова

Себя увеселять,
Пошел гулять
Со глиняным Горшком Горшок железный.
Он был ему знаком, и друг ему любезный.
В бока друг друга – стук:
Лишь только слышен звук,
И искры от Горшка железного блистались.
А тот недолго мог идти,
И более его нельзя уже найти,
Лишь только на пути
Едины черепки остались.
Покорствуя своей судьбе,
Имей сообщество ты с равными себе.

Дуб и Трость
Пересказ И. Дмитриева

Дуб с Тростию вступил однажды в разговоры.
“Жалею, – Дуб сказал, склоня к ней важны взоры, –
Жалею, Тросточка, об участи твоей!
Я чаю, для тебя тяжел и воробей;
Легчайший ветерок, едва струящий воду,
Ужасен для тебя, как буря в непогоду,
И гнет тебя к земли;
Тогда как я – высок, осанист и вдали
Не только Фебовы лучи пересекаю,
Но даже бурный вихрь и громы презираю;
Стою и слышу вкруг спокойно треск и стон;
Все для меня Зефир, тебе ж все Аквилон.
Блаженна б ты была, когда б росла со мною:
Под тению моей густою
Ты б не страшилась бурь; но рок тебе судил
Расти, наместо злачна дола,
На топких берегах владычества Эола,
По чести, и в меня твой жребий грусть вселил”.
“Ты очень жалостлив, – Трость Дубу отвечала, –
Но, право, о себе еще я не вздыхала,
Да не о чем и воздыхать:
Мне ветры менее, чем для тебя, опасны:
Хотя порывы их ужасны
И не могли тебя досель поколебать,
Но подождем конца”. С сим словом вдруг завыла
От севера гроза и небо помрачила;
Ударил грозный ветр – все рушит и валит,
Летит, кружится лист; Трость гнется – Дуб стоит.
Ветр, пуще воружась, из всей ударил мочи,
И тот, на коего с трудом взирали очи,
Кто ада и небес едва не досягал –
Упал!

Читайте также:  Басня Эзопа Крестьянин и его Сыновья

Лисица и виноград
Пересказ А. Сумарокова

Лисица взлезть
На виноград хотела,
Хотелось ягод ей поесть;
Полезла, попотела.
Хоть люб кусок,
Да виноград высок,
И не к ее на нем плоды созрели доле,
Пришло оставить ей закуски поневоле.
Как до́бычи Лисица не нашла,
Пошла,
Яряся злобно,
Что ягод было ей покушать неудобно.
“Какой, – ворчала, – то невкусный виноград,
До самых не созрел таких он поздних чисел;
Хорош на взгляд,
Да кисел”.
Довольно таковых
Лисиц на свете,
И гордости у них
Такой в ответе.

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Разработка урока: “Басни. Эзоп «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лиса и виноград».”
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Технологическая карта, а также ход урока литературного чтения в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Разработка урока.41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе.

Тема: Басни. Эзоп «Лисица и виноград».

И.А. Крылов «Лиса и виноград».

Кол-во учебных часов

Личностные и метапредметные

  • Научиться анализу и интерпретации басни;
  • познакомиться с особенностями жанра и способами изображения персонажей;
  • научиться характеризовать и сравнивать героев басни;
  • выделять особенности басен Эзопа и Крылова;
  • научиться выразительному чтению басни.

Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; уважительное отношение к иному мнению. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; научиться выделять «воспитательную» составляющую басни как жанра; формировать представление о хитрости персонажа.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; учиться переносить смысл басни на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей;

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной басни; выражать отношение к поступкам персонажей; обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего; задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.

Основной тезаурус уроков

характеристика персонажа, мораль, интонация, олицетворение, сюжет.

Литературное чтение (особенности жанра «басня»).

Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).

Театр (подготовка небольшого спектакля по изученной басне).

Живопись (иллюстрирование произведения).

Представление творческих работ (иллюстраций).

Учебник Л.А. Ефросининой;

М.И. Омороковой «Литературное чтение», 3 класс, часть первая, с. 58-60; методическое пособие к учебнику.

Портреты Эзопа и И.А. Крылова.

Рабочая тетрадь №1

Иллюстрации к басне.

I этап. Организационный момент. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха. (Фронтальная работа)

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.

– Ребята, давайте начнём урок с загадки, которую хотела бы, чтоб вы отгадали:

«Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска её боится». (Ответы уч-ся: «Улыбка»).

– Давайте подарим, друг другу улыбки и начнём урок, на котором вместе устремимся к новым открытиям.

– Вспомните наш девиз на уроке. /Хором называют девиз урока: «Наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю выводы»./

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Цель: вспомнить то, что учащимся уже известно о басне, и определить то, что пока неизвестно.

– Ребята, на каждой парте вы найдёте карточку с произведением, которое мы изучали в прошлом году. Я хочу, чтоб вы перечитали его самостоятельно, вспомнили его автора, заголовок, и какому жанру относится это произведение. Работаете в парах.

/ Учащиеся вспоминают, что это басня И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»./

– Ребята, на примере этого произведения попытайтесь вспомнить, что же такое басня. Обсудите в парах.

Басня – это … (версии ответов учащихся)

– Значит басня – это маленькое поучительное произведение. Вспомните, пожалуйста, кто или что чаще всего являются героями басни?

/Ответы: «Чаще всего это животные или предметы, которые ведут себя в басне как люди. Вместо животных или предметов подразумеваются люди»./

– Теперь заглянем в учебник. Стр. 58, рубрика: «Обрати внимание».

Давайте прочтём определение басни в учебнике.

/Уч-ся читают вслух./

– А сейчас на примере басни «Лебедь, Рак и Щука» вспомним художественные особенности басни и дополним таблицу на доске.

– Кто же герои этой басни?

/ Ответы: « Герои – Лебедь, Рак и Щука, а подразумеваются люди. Это одна из художественной особенности басни – иносказание»./

– Как автор говорит о товарищах, как он описывает ситуацию, в которой оказались персонажи?

/ Ответ: «Крылов с юмором описывает эту ситуацию. /

– Значит, ещё одна особенность – юмор.

/ Один из уч-ся выходит к доске и заполняет пропуски в таблице./

2.Введение нового материала.

На доску вывешиваются портреты Эзопа и И.А. Крылова.

Небольшой рассказ учителя о том, когда и где впервые появились басни и кто был их автором. Кто писал басни в России.

– Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы вновь обращаемся к басенному жанру. На доску я вывесила два портрета. Кто изображён на одном из них вам уже известно. Давайте назовём его ещё раз.

/ Ответ: «Это Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец»./

– Правильно. Его любят и взрослые, и дети. А вот кто изображён на втором портрете вы сегодня узнаете. Для этого мы совершим небольшое историческое путешествие в Древнюю Грецию.

/ Далее учитель немного рассказывает об Эзопе. После рассказа учителя учащиеся читают басни «Лисица и виноград» и «Лиса и виноград»./

После первичного знакомства с текстами басен на доску вывешивается условное обозначение /рубрика: «Словарь»- знакомство с новыми словами/. Дети находят слова, значения которых им неизвестны. Пятерым учащимся предлагается по толковым словарям найти и зачитать их значения.

Лоза – тонкий, длинный, гибкий стебель.

Яхонты – драгоценные камни.

Неймёт – не берёт.

Оскомина – ощущение во рту терпкости и вяжущей кислоты.

3.Анализ и интерпретация басни.

Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать басни; формировать умение характеризовать персонаж; совершенствовать умение чтения текста в соответствии с критериями выразительного чтения.

/ После словарной работы переходим к работе с текстом. На доску вывешивается следующее условное обозначение: рубрика: « Работа с текстом»./

– Ребята, басни тоже бывают разные. Мы прочли басню Эзопа и И.А. Крылова. Как вы уже поняли это одна и та же история, но рассказана она по-разному. В чём их различие?

/ Ответы уч-ся: «Одна басня в стихах, а другая в прозе»./

– Правильно, а по каким признакам мы определяем стихотворный стиль?

(Учащиеся отвечают, что признаки стихотворного стиля – это наличие рифмы, строки и строфы). На доске открывается схема:

– Ребята, помогите устранить знак вопроса. Напишите фамилии авторов, которые писали в данном жанре. (Учащиеся вписывают в первый прямоугольник Эзопа, а во второй И.А. Крылова).

– Теперь я хочу, чтоб Вы попытались выразительно прочитать басни, но прежде мы должны вспомнить средства выразительного чтения. На каждой парте вы найдёте листочки, где вы должны будете заполнить пропуски. Работаете в парах. Советуйтесь друг с другом.

/Ответы учащиеся вписывают в пропуски. «Это темп, громкость и логическое ударение, которое необходимо при выразительном чтении»./

– Теперь, когда мы вспомнили средства выразительного чтения, прочтите басню Крылова в соответствии с этими критериями. Возьмите в руки карандаш. Во время чтения подчёркивайте те слова, на которые падает логическое ударение. Далее одной вертикальной чертой отмечаем короткую паузу, а двумя – длинную.

/ Читаете самостоятельно, проверьте в парах работу./

– Ребята, давайте устроим небольшой конкурс чтецов. От каждого ряда предложите по одному чтецу. Остальные в оценочной карте оценят их после чтения, и мы выберем лучшего чтеца.

/ После чтения басни рубрика: «работа с текстом» ./

– Теперь, когда мы прочли обе басни, я хочу, чтоб мы сравнили их по следующим критериям. Обратите внимание на доску.

  • заголовок;
  • характеристика персонажа;
  • эпизоды описания.

( ответы уч-ся записываются учителем на доске.)

/Первое отличие мы видим уже в заголовке. Эзоп и Крылов по-разному назвали своего персонажа. Эзоп ласково называет свой персонаж Лисица, а у Крылова просто – Лиса./

– А в какой басне Лиса показана хитрее? Найдите и прочтите отрывок подтверждающий это.

/ Ответ: «В басне Крылова Лиса оказалась хитрее». Зачитывают последнюю строфу басни./

– Ребята, какими словами авторы описывают состояние голода Лисы? Найдите в тексте эти слова и прочтите их.

/Ответы: « Голодная кума Лиса…», « …у кумушки глаза и зубы разгорелись…»,

«Голодная Лисица увидала …»./

– А как Крылов и Эзоп описывают виноград. С чем сравнивает его Крылов?

/ «… а кисти сочные, как яхонты, горят…», «… Лисица увидала виноградную лозу со свисающими гроздьями…»./

– Действительно, ребята, в басне Эзопа лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они еще зеленые». В басне Крылова лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Автор даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда: «тотчас оскомину набьешь», как будто уговаривая отказаться от попыток его попробовать. В басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов, а в тексте Крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда.

– Теперь, давайте обратимся к рабочей тетради. Самостоятельно выполните задания №1, 2, 3 на странице 36 с взаимопроверкой.

/ После работы в тетради физкультминутка для глаз: в среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторять 1 – 2 раза. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным./

III этап. Моделирование жанра.

Цель: формировать умение моделировать построение жанра; формировать умение характеризовать каждую условную часть басни.

– Ребята, в начале урока в рубрике: обрати внимание , вы прочли, что мораль – это нравоучение, поучение, вывод. Давайте выясним, сколько частей в баснях, и как называются эти части.

/ Ответ: «Две части. В одной происходит само действие, а потом мораль басни»./

– Обратите внимание на доску. Здесь схематично показаны разные структуры. Найдите ту, которая соответствует басням. (Учащиеся отвечают, что вторая схема соответствует нашим басням).

Басня Эзопа Лиса и Виноград

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 079
  • КНИГИ 592 367
  • СЕРИИ 22 122
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 704

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

Басня Эзопа Лиса и Виноград

Верите ли вы, что.

. басня – это короткий рассказ, в котором действуют растения, животные, вещи, а подразумеваются люди, их поступки.

. в баснях высмеиваются достоинства людей.

. мораль в басне может быть пословицей.

. первые басни возникли 2500 лет назад.

. И.А.Крылову и героям его басен поставлен памятник.

. баснописец – писатель, который сочиняет басни.

. басня может быть в прозаической и стихотворной форме.

– Какие вопросы вызвали затруднения?

-На все ли вопросы вы ответили верно, мы узнаем после того, как изучим тему урока.

– Отложите листочки в сторону.

– С баснями, каких авторов мы знакомились на предыдущих уроках?

На доску таблички:

(Мы познакомились с баснями Эзопа и Ивана Андреевича Крылова) 3 слайд

– Посмотрите на ленту времени. Что можно установить по ней?

( По ленте времени мы можем установить, что Эзоп писал свои басни 2500 лет назад. Он жил в Древней Греции. Его басни современницы менее древних сказок. До этого басни уже существовали и существовали пословицы. Басни Крылова написаны200 лет назад. Иван Крылов жил в России.)

На доску таблички:

2500 лет назад 200 лет назад

3. Проверка домашнего задания. Повторение изученного:

– С какой басней вы работали дома?

(Мы читали басню Эзопа «Лисица и виноград»)

– Вспомним текст басни. Кто хочет прочесть её выразительно?

(с.21 Эзоп «Лисица и виноград» ученик читает басню)

– Скажите, как вы понимаете мораль этой басни?

(Некоторые люди обвиняют обстоятельства в том, что им не удалось достигнуть того, чего они хотели. Про таких людей говорят: «Наш Филат не бывает виноват». При всех неудачах нужно винить только себя. Лисица в басне, говоря, что виноград зелёный обманывает саму себя.)

На доску табличка:

Лиса и виноград

ФИЗМИНУТКА 4,5, 6слайд

Встаньте, изобразите без слов лису, которая пытается достать виноград (ПОДПРЫГИВАЮТ, ТЯНУТ РУКИ ВВЕРХ, КРУЖАТСЯ НА МЕСТЕ)

4. Работа над новой темой:

– А теперь сюрприз. (Подготовленный ученик читает наизусть басню Крылова «Лиса и виноград»)

– Как вы думаете, называется это произведение?

(«Лисица и виноград»)

– Автор этой басни Иван Андреевич Крылов.

На доску табличка:

Лисица и виноград

– И нас два произведения с почти одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

(Мы будем сравнивать эти басни)

– Цель нашего урока: сравнить эти басни. (слайд)

Но для того, чтобы сравнивать, нужно хорошо знать объекты сравнения. Поэтому первой нашей задачей будет исследовать произведения.

Познакомимся подробнее с басней Крылова. Откройте страницу 24. Посмотрите на текст. Значение каких слов нам нужно установить?

(Рделись и яхонты)

– Как будем узнавать значение слов?

(Нам поможет Толковый словарь)

Поработайте в парах, найдите значение этих слов.

(Рделись – … Яхонты – … дети находят слова в словаре. Называют страницу, зачитывают)

– Прочтите басню «про себя», если ещё встретятся непонятные слова, отметьте их.

(предполагаемые ответы: оскомину – см. в Т. сл. отколь – откуда попусту – зря)

– Наметим линию сравнения: 7 слайд (план сравнения)

– Наденьте на страницы скрепку, чтобы работать с текстами было легче.

– Сравните произведения по форме написания. Какой можно сделать вывод?

(По форме написания: У Эзопа басня – прозаическая, а у Крылова – стихотворная)

На доску табличка: Проза Стих

2. Герои, события

– Сравните героев басен. Как называет героиню Эзоп? А Крылов? Какой делаем вывод?

( Лисица – Кума – лиса. В обоих баснях героиня – животное лиса.)

– Сравните описание поведения героини в баснях. Какой можно сделать вывод?

(«Хотела до них добраться» – у Эзопа. «У кумушки глаза и зубы разгорелись» – у Крылова», «…отколь и как она к ним не зайдет», «…пробившись попусту час целый»- у Крылова. В басне Эзопа лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они еще зеленые». В басне Крылова лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Она даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда: «тотчас оскомину набьешь», как будто уговаривая себя отказаться от попыток его попробовать.)

(В басне Эзопа лисица увидела «виноградную лозу со свисающими гроздьями», а у Крылова – «винограду кисти рделись, кисти сочные, как яхонты горят»)

– В басне Эзопа повествование очень короткое, только факты, а в тексте Крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда. У Эзопа больше повествования, а у Крылова больше описания. Но всё же сравнивая их, можно сделать вывод, что герои и события похожи.

На доску табличка:

События и герои похожи

– Сравните басни с точки зрения их построения.

(У Эзопа основная часть, потом мораль, А у Крылова морали нет.)

– Все согласны, что у Крылова нет морали? Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью?

– Такая мораль называется скрытой. Как вы думаете, для чего Крылов пользуется скрытой моралью?

(чтобы читатели могли сами подумать)

– Прочитайте мораль басни Эзопа. Она подходит к басне Крылова?

Значит можно сделать вывод, что мораль одинаковая.

На доску табличка:

– Подведём итог сравнения. Посмотрите на нашу таблицу. Что можно сказать об истории о лисице и винограде? Какой можно сделать вывод? Докажите свою точку зрения.

2500 лет назад 200 лет назад

Лиса и виноград Лисица и виноград

События и герои похожи

(Это история – бродячий сюжет. Крылов мог знать басни Эзопа и создавать свои на эти же сюжеты.)

1) – Вернёмся к нашим табличкам «Верите ли вы, что…». Снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы, а вы в третьей строке ставите нужный знак.

– По каким вопросам ваше мнение не совпало?

– Объясните, почему вы так решили?

– На какой вопрос вы не нашли ответа на этом уроке?

( . И.А.Крылову и героям его басен поставлен памятник.)

– Ответ на этот вопрос вы можете найти сами в Интернет и к следующему уроку подготовьте сообщение и презентацию на эту тему. Это дополнительное домашнее задание, а основное запишем в дневник: уч. с. 24 выразительное чтение. По желанию можно выучить басню наизусть.

2) Устали? Сожмите кулачки и поднимите руки вверх. Теперь разжимая правую, покажите, какую оценку вы поставите нашему уроку. Разжимая левую, поставьте оценку себе за работу на уроке. Учитель называет оценки учеников.

Читайте также:  Басня Эзопа Кабан, Конь и Охотник
Ссылка на основную публикацию