Басня Эзопа Лисица и Барс

Эзоп биография для детей и интересные факты

Реальность или миф?

В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».

Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Интересные факты об Эзопе

Факт 1. До наших дней дошла лишь краткая биография Эзопа, так как жил этот древнегреческий поэт очень давно, около 2600 лет назад. Даже в более-менее достоверной информации правду от вымысла отличить достаточно сложно, хотя некоторые моменты его жизни считаются вполне достоверно установленными.

Факт 2. Ни одно из оригинальных произведений Эзопа не сохранилось до наших дней. Известны лишь его стихотворения в переработанном другими античными авторами виде — или, как бы сейчас их назвали, ремейки. Самые старые из этих переработок датируются I веком нашей эры.

Факт 3. Именно басни Эзопа служили основным источником вдохновения и информации для великого баснописца Ивана Крылова. Многие его произведения представляют собой именно творения этого древнегреческого автора, просто в очередной раз переработанные и адаптированные. Что ничуть не умаляет его таланта.

Факт 4. О происхождении Эзопа до сих пор ведутся жаркие споры. К примеру, знаменитый историк Геродот утверждает, что поэт был невольником из Самоса, освобождённым из рабства, а другие античные философы выводят совсем иную его биографию. Есть даже теория, утверждающая, что на самом деле никакого Эзопа никогда не существовало, а под этим именем скрывается собирательный образ нескольких античных авторов.

Факт 5. Существует древний роман “Жизнеописание Эзопа”, которому около 1800 лет, если не больше. В нём утверждается, что поэт страдал от некоего внешнего уродства, но эта версия ставится под сомнение, так как ни один другой автор об этом не упоминает.

Факт 6. Судя по всему, за свою жизнь Эзоп не создал ни одного крупного произведения. Он писал в основном короткие стихотворения-басни, которых (как уже упомянуто выше, в переработанном виде) до наших дней сохранилось 426 штук. Весьма вероятно, их было намного больше.

Факт 7. Басни Эзопа были переведены на множество языков мира. Но при переводах они зачастую перерабатывались — в России над ними работал Крылов, а во Франции, например, знаменитый стихотворец Лафонтен.

Факт 8. На русском языке его произведения тоже издавались в более-менее приближенном к оригиналу виде. Самое крупное русскоязычное издание было опубликовано в далёком 1968 году.

Факт 9. Мартин Лютер, один из крупнейших деятелей эпохи Реформации и основатель такого религиозного направления, как лютеранство, утверждал, что за биографией Эзопа на самом деле скрывается наследие множества поэтов, а сам сборник его произведений представляет собой сборник их стихотворений.

Факт 10. Судя по имеющейся информации, Эзоп действительно писал свои басни в стихотворной форме. Однако, единственный сохранившийся сборник его произведений написан в прозе, но он является переработкой. При этом большинство переводов эзоповских басен также сделаны в стихотворной форме.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Жизненный путь

Родиной поэта-баснописца считается Фригия, что расположена на полуострове Малая Азия. Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?

». На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким».

Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу – свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека. Так выглядит краткая биография баснописца Эзопа.

Биография

Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.

Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.


Эзоп на старинной гравюре

Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.

По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.


Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю

Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.

Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.


Портрет Эзопа

Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.

Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.


Эзоп и петух

На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.

Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.

Творчество

Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

Сборник основных басен Эзопа (278 басен)

Эзоп стал одним из первых, кто понял что Мудрости никогда не бывает много. Его истории трактуют самые запутанные проблемы бытия. И судьба Эзопа подтверждает — мудрости мало что угрожает, разве что невежество.

Басни из переиздания основного эзоповского сборника

  • Блоха и атлет
  • Волк и пастух
  • Гиена и лисица
  • Гиены
  • Домашние голуби и дикие голуби
  • Лисица у Меандра
  • Лебедь
  • Муравей и голубь
  • Путники и ворон
  • Покупка осла
  • Попугай и ласка
  • Прометей и люди
  • Хранитель денег и Клятва
  • Цикада и лисица

Басни Эзопа из рукописей старшей редакции

  • Верблюд
  • Волк и ягненок
  • Два петуха и орел
  • Две сумы
  • Диоген в дороге
  • Диоген и плешивый
  • Дровосеки и дуб
  • Зайцы и лисицы
  • Кабан, конь и охотник
  • Комар и лев
  • Львица и лиса
  • Орешник
  • Осел и мул
  • Птицелов и куропатка
  • Сосна и терновник
  • Собака и повар
  • Собака и улитка
  • Червяк и змея
  • Человек и лев попутчики

Басни из рукописей средней редакции

  • Волк и собака
  • Воин и вороны
  • Деревья и олива
  • Жаворонок
  • Зима и весна
  • Осел и собака
  • Собака, лисица и петух
  • Стена и клин
  • Лев, Прометей и слон

Эзоп: Басни 01 – 48

Эзоп :
Басни 01 – 48
(строки выполнены с басен Эзопа)

Орел и лисица 1

Решили дружить, рядом поселится,
Гордый орел. Хитрая лисица.
Внизу под дубом, рыжей жилье.
На высоком дубе орлиное гнездо.
Лисица родила лисят под кустами,
вышла на добычу, оставив их с орлами.
А орел, слетел в кусты, лисят схватил,
сожрал их с орлятами голод утолил.
Вернулась лиса, поняла, что случилось,
дети погибли, бессильно злилась.
А отомстить, она птице не могла:
вероломщика горестно, зло, кляла.
Но скоро орлу пришлось поплатиться,
в поле жертву приносили, он- поживится,
слетел, унес горящие нутро козла.
Донес до гнезда, дунул ветер – пламя,
тонкие прутья гнезда, объяло огнем,
нелетающие орлята вспыхнули в нем.
Упали орлята, наземь из гнезда.
Лиса сцапала всех, на глазах у орла.
* ** *
2016

иллюстратор Harrison Weir. Published circa 1871.

Гонимый орлом, видя, жопа, русаку каюк,
Взывающему на выручку пришел навозный жук.
Орeл остервенел, у него охотничий кураж,
Не внемлет, в игнор козявку и заяц фарш.
Защитник гневно удаляется не подавая виду.
Жук яростно клокочет, затаив лютою обиду.
От обиды жгло и жук со временем отомстил,
Из гнезда выкатил яйца всмятку их разбил.
Навозник мстил своему обидчику так постоянно.
Истребляя орлиное потомство жестоко окаянно.
Оберегает орел кладку, да все напрасно.
Нигде орлиному гнезду небезопасно.
Помочь горемычному взялся олимпиец Зевс.
За пазухой у него будет, орлиное койко-мест.
Такая индульгенция, мстителя не охладила
Лишь раззадорила, на хитрость распалила.
Навозный катышек, закинул Дию с высоты.
Бог отряхнулся, а кладка, ошметки скорлупы.
С тех самых трагичных пор, как говорят и повелось
Орлы не вьют гнезд, когда у жлобов потомство завелось.


Grandville 1870

Соловей и ястреб 4

Соловей сидел на высоком дубе, пел.
Увидел его голодный ястреб, налетел.
Схватил. Почувствовал тут певец,
что видать пришел ему конец,
и просил ястреба, его отпустить:
ведь он слишком мал, чтоб жор удалить,
Пусть, он нападает на птиц покрупней,
коль нечего есть, так они сытней.
Но ястреб на это ему возразил:
“Бросить добычу, которая в когтях,
и гнаться за той, которой нет даже в облаках
Я бы ступил, коль тебя б отпустил”.
* ** *
2016

Sergey Strogonoff

Кошка и куры 7

Кошка узнала, что у кур хворь.
Нужен им красный крест. Изволь.
Прикинулась лекарем, явилась туда
на птичье подворье, под дверь она.
Спросила кур: “Как ваше самочувствие?”
“Отлично! куры ей, – В твоё отсутствие”.
*

Arthur Rackham 1912

Лисица и козел 9

Лисицу угораздило; в колодец загреметь,
выбраться она не могла, и там сидеть.
Козла мучила, сильная-сильная жажда
и он набрел на заброшенный колодец также.
“Так хочу напиться. Рыжая, как водица?”
Заглянув в колодец спросил он у лисицы.
Кума ему: “Уж так хороша! Сладка!
Не остановишь меня. Не достанется ни глотка!
Козел тут же спрыгнул в колодец к рыжей, вниз.
Напился вдоволь. И потом там с лисой завис.
Стали они с лисой думать, как выбираться,
Колодец глубокий и карабкаясь не добраться.
Лиска сказала козлу: “Есть план,как спастись.
Ты,на заднее копыта, а передними о стену обопрись.
Я взбегу по твоей спине, в скачу на рога.
Оп-ля! Выпрыгну. А там уж вытащу и тебя”
План лисы принял измученный рогатый козел,
Коварство рыжей седобородый вовсе не учел.
В стену уперся. Встал на заднее копыта.
Лиса мигом ему вскочила на крестец, лиха
взбежала шустро по спине, и прыг на рога,
Прыжком вверх выскочила из устья колодца.
Вылезла, махнула хвостом и пошла прочь.
Козел ее бранить, а уговор; ему помочь.
Лиса ему: “Эх ты! будь у тебя столько ума в голове,
сколько волос в козлиной бороде,
подумал бы, как будешь выбираться,
прежде чем, без оглядки на дно колодца кидаться”.
* ** *
2020

Samuel Croxall 1814.

Лисица и Лев 10

Лиса впервой узрев льва от ужаса обомлела.
Душа ни то что в пятки, а напрочь отлетела.
При второй встрече, она трепетала немножко
Сильное волнение, вызывала страшная кошка.
А в третий раз, рыжая так в корягу обнаглела.
Перебивала льва, и панибратством оборзела.
* ** *
2016

Richard Heighway 1894

Лисица и барс 12

Кто красивей? Спорили. Лиска и барс.
Кот хвалил свою шкуру точечный окрас.
Рыжая ему: “У меня не тело испещренное.
Я красивее, раз у меня душа изощренная!”
* ** *
2020

John Tenniel. The book was published in 1848.

Лисица и обезьяна 14

Лисица и обезьяна вместе шли по дороге,
и начался у них спор, кто знатнее, в итоге.
Много они наговорили каждый про себя,
Как вдруг они увидели гробницы, места.
Обезьяна, видя это, стала тяжко вздыхать.
“В чем дело?” – лисица захотела узнать;
Та рекла: “Это памятники над могилами рабов
Горько мне! Моих предков, вольноотпущенников!”
Рыжая ей: “Ну, ври себе, вздумала меня лечить
ведь никто не воскреснет, чтобы тебя изобличить”.
* ** *
2020

иллюстратор J. M. Conde

Читайте также:  Басня Эзопа Щенок и Лягушки

Лиса и Виноград 15

Лиса в поисках чем набить утробу.
Узрела висящий виноград, на пробу
Гроздь не дастала висит она высоко,
Зуб неймёт, значит зелен, видит око.
Эзопа басня как в прыжках не рвись
′Зелен′ Кума-плутовка, обломись.
* ** *
2016

иллюстратор Don Daily

Кошка и петух 16

Кошка сцапала жирного петуха
решила выпустить ему потроха
но, под благовидным предлогом.
Обвинить, по принятым канонам:
“Кричит, беспокоит не дает спать.”
“Хм. Им, пора на работу вставать.”
Петух ответил, ей на обвинения.
Кошка продолжила свои ухищрения:
“Ты нечестивец; наперекор природе
покрываешь мать, и сестер доколе?”
Петух ей: “Моя в хозяйстве подмога
чтоб у моих хозяев яиц было много.”
Тогда кошка сердито ему вскричала,
в замешательстве гнев не скрывала:
“Думаешь, есть отговорки – нет проблем
и что, я тебя не съем?”
* ** *
2016

Stephen Gooden (1892-1955)

Бесхвостая лисица 17

Лисица потеряла хвост, в западне
рассудила,теперь рыжая никак все,
с таким позором жить, невозможно.
Такое увечье оправдать ей сложно.
Решила склонить к увечью всех лисиц.
Убедить своих всех, братьев и сестриц.
Предложила им отрубить себе хвосты:
во-первых, будут у всех округлые зады,
во-вторых, такую тяжесть не таскать.
Но одна из лисиц стала ей возражать:
“Эх ты! не дала бы ты нам такого совета,
тебе выгодно, скроется твоя примета”.
* ** *
2020

иллюстратор Oliver Herford. 1921.

Рыбак и рыбёшка 18

Рыбак рыбачил целый день.
Да всё ловилась, дребедень.
Башмак, то картуз то сучок.
Цеплялись рыбаку на крючок.
И под вечер, малька словил.
Тот болтаясь, на крюке, попросил:
“Пусти, да ну какая из меня уха.
Надать сперва нарастить потроха.
И для жарки, я совсем малой.”
Рыбак ему: “Ага пусти. Я чё дурной?
Добычу, которая уже в руках.
Не сменю на журавля в облаках.”
* ** *
15.07.2020

Milo Winter 1919.

Лисица и терновник 19

Лисица карабкалась, через забор
чтоб не грохнутся требовался ей упор.
Ухватилась за терновник что рос рядом,
исколола кожу, больно, слёзы градом,
и начала она терновник попрекать:
Нужна его помощь, а он иголки втыкать.
На что терновник, лисице возразил:
“Ошиблась ты, голубушка, инстинкт ступил
вздумав за меня хвататься,
я ведь сам привык, за всех цепляться”.
*

Лисица и крокодил 20

Кто знатней, спорили. Лиса и крокодил.
И каждый, из них свой вид превозносил.
Зеленый говорил, о славе своих праотцов,
что были они гимнасиархами, из столпов.
Рыжая: “И не говори! по шкуре видно твоей,
как корпел ты в гимнасии, книгочей”.
* ** *
2016

Charles H. Bennett 1857.

Петухи и куропатка 23

Чел, куропатку с петухами держал.
И каждый петух в вольере её обижал.
Крепко ей доставалось она приуныла.
Думала невзлюбили её, не вышла рыло.
Ну немного спустя, увидела она.
Как до крови петухи, бьются сполна.
Куропатка видя бойню сказала про себя.
Нет, больше, не жалуюсь я.
У петухов бойцовских такой склад.
Теперь я вижу что и себя они не щадят.
* ** *
01.07.2020

illustrated by Francis Barlow 1687.

Растолстевшая лисица 24

Зверски голодная, рыскавшая лиса
измученная, ведомая нюхом, нашла
в дупле, что оставили там пастухи,
Много хлеба, большие мясо куски.
Она влезла в дупло, и всё-всё съела.
Но назад, вылезти она не сумела,
утробу у нее сильно так разнесло,
не выпускает наружу, узкое дупло.
Высунувшись, она охала и стонала
Мимо бегущая лиска, её услыхала.
Подошла она и спросила, в чем дело.
А узнав что, сказала: “Растолстела.
Жди, снова стань такою, какой вошла;
а уж там нетрудно, выбраться тогда”.
*

pictures by S. R. Praeger,

Зимородок – это птица
которая любит уединится,
и всегда живет в море;
избегая ловцов что в поле,
вьет гнездо в прибрежных скалах.
И в этот раз на утесе, для малых.
Но однажды, на добычу, она улетела
а море разбушевалось, пеной вскипело,
волной до плеснуло до самого гнезда
залило его, и потонули, ни птенца.
Вернулась птичка.
Увидела. Крах!
Что случилось.
Воскликнула в сердцах:
“Бедная я, бедная!
Я опасности на суше,
Боялась
Искала прибежища у моря,
а оно еще того коварнее оказалось.
Какое горе!”
*

Лисица и маска 27

В студию скульптура забралась лисица.
Желая, художественно обогатится,
Обшарила все ведомая обонянием.
Устроила досмотр всем изваяниям.
Привлекла ее маска, красивая и только.
И рекла повертев: “А разума то в ней нисколько”
* ** *
2016

иллюстратор Don Daily

Ласточка и птицы 39

Ласточка, птицам доказывала не умело
что, для них, опасна цветущая омела,
дубы, на которых омела надо вырубать,
умолять людей против них не применять,
не пользоваться омелой для охоты на птиц.
Стая подняла её на смех, одну из соплеменниц.
Просительницей к людям, она полетела,
люди приняли сообразительную, там она осела.
Вот почему остальных птиц, люди ловят и едят
А ласточку, не трогают, и её соседство, терпят.
*

Grandville 1870.

Лисица и собака 41

Лисица пристала к стаду овец,
ухватила одного, попался ей юнец.
Сделала вид, что ласкает и играет,
“Что делаешь?” собака её вопрошает.
Лиска, кочая сосунка легонька:
“Нянчу малыша и играю с ним.”
Пес оскалив пасть: “Пусти ягненка,
или готовься к ласкам моим!”
* ** *
2016


Francis Barlow. 1687

Когда пересохло их болото, две лягушки
пустились искать, где могут осесть подружки.
Пришли они к колодцу, и одна предложила
Прыгнуть туда. Но другая её остановила:
“А если и здесь, вода вдруг испарится,
то нам оттуда как выбраться, переместится?”
*
perry 43
(think twice befoe you act.
думай дважды
шоб не сожелеть однажды
чего учидил?
и тем загубил!)
* ** *
01.08.2020

иллюстратор Campwillowlake

Лягушки и царь 44

Лягушки Богу:”Нам нужен Чингис хан.”
Бог бросил им неразумным, чурбан.
Они так его всплеска перепугались.
С насиженных мест все сорвались.
Попрятались они в болото в глубину.
А после страшного плюх, чурбан не гу-гу.
Недвижим на плаву. Лягухи осмелели.
Повылезали и все на нем поседели.
Рассудив, что такого царя им не надо.
Панибрат. Молчун, лежебока, скромняга.
Вновь просить: “Нового Царя нам дай.”
Зевс им цаплю. “Ну лягухи. Не зевай!
* ** *
15.07.2020
Не буди лихо
пока оно тихо.
Да стагнация
а цивилизация
лягух пожирают
со свету сживают
01.08.2020

Thummel 1906.

Ветер и Солнце 46

Раз Борей и Илиос, решили потягаться.
Кто заставит путника с хитоном расстаться.
Желая сорвать покров, Борей обрушил шквал,
Но грек больше в одежды кутался а не снимал
Яростно ветер пыжился но выдохся уступил.
Илиосу показать его силу, тепло, жару и пыл.
Солнышко согрело и учинило палящий зной.
Изнывающий покровы долой и ухнул в речку с головой.
*

Tenniel 1848.

Ночью. Чижик в клетке пел
висел на окне, крюк скрипел.
К нему прилетела летучая мышь.
“Ночью поешь. Днем молчишь,
спросила его: Почему?”
Ответил чиж, открыл ей причину
“Я когда-то пел днем, и попался
Поседел в клетке, ума набрался”
Мышь ему: “Скажу тебе честно.
Знаешь. Теперь,это уже бесполезно!”
* ** *
2016

Brad Sneed иллюстратор

Басни Эзопа В Стихах Орел И Лисица – Скачать mp3 бесплатно

Басни Эзопа в стихах Орел и лисица

01:55 2.52 MB 268

Басни Эзопа в стихах Орёл и жук

02:17 3.01 MB 529

Орёл и Лисица Басня Эзопа читает Павел Беседин

Басни Эзопа Орел и лисица

1 Орёл и лисица Басни Эзопа в переводе И Мартынова

Басни Эзопа в стихах Бесхвостая лисица

Басни Эзопа в стихах Лисица и барс

Басни Эзопа в стихах Лисица и лев

01:17 1.69 MB 196

Басни Эзопа в стихах Лисица и барс Анимация с манулом

Орёл и Жук басня Эзопа читает Павел Беседин

02:06 2.76 MB 203

Басни Эзопа в стихах Лисица и маска

Басни Эзопа в стихах Лисица и виноград

Басни Эзопа в стихах Лисица и козёл

Басни Эзопа Лисица и козел

Басни Эзопа в стихах Лисица и дровосек

Басни Эзопа в стихах Лисица и крокодил

Басни Эзопа в стихах Путники

136 Лев и лисица Басни Эзопа в переводе И Мартынова

01:11 1.56 MB 401

Басни Эзопа в стихах Рыбак и рыбёшка

Басни Эзопа в стихах Рыбак

Эзоп басня Орел и лисица

04:46 6.27 MB 151

Басни Эзопа в стихах Лисица и собака

Басни Эзопа в стихах Лисица и обезьяна

Эзоп Басни часть первая

01:59:43 157.56 MB 253

Басни Эзопа в стихах Путники и медведица

Басни Эзопа в стихах Старуха и лекарь

Эзоп Бесхвостая Лисица

Басни Эзопа в стихах Человек обещающий невозможное

Басни Эзопа аудиокнига Черепаха и орёл 33 39

Басня Ворон и лисица автор Эзоп

Басни Эзопа аудиокнига Комар и Лев 9 39

01:36 2.11 MB 238

Басни Эзопа в стихах Рыбаки

Орёл заяц и навозный жук

01:53 2.48 MB 551

Эзоп Лисица и козёл басня

01:30 1.97 MB 822

Басни Эзопа в стихах Пахарь и волк

Лжец басня Эзопа Мультфильм со смыслом ENG SUB аудиокнига

02:01 2.65 MB 3.5K

Басня Поросенок и овцы Эзоп

Басня Эзопа Дикие козы и пастух

Басни Эзопа в стихах Кошка и петух

Эзоп Лисица и лев басня

36 808.59 KB 800

2 Орёл и жук Басни Эзопа в переводе И Мартынова

Басня Эзопа Орел Галка и Пастух

Басня Эзопа Бесхвостая лисица

Эзоп 1981 Лиса и лев

34 763.67 KB 557

Ворон и лисица Басня Эзопа

Галка и верёвка Басня Эзопа читает Павел Беседин

Тридцать Девять басен Эзопа Аудиокнига

50:48 66.86 MB 3.9K

Дровосек и Гермес Басня Эзопа читает Павел Беседин

Басни Эзопа в стихах Лев и лягушка

Для вашего поискового запроса Басни Эзопа В Стихах Орел И Лисица мы нашли 50 песен, соответствующие вашему запросу. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Басни Эзопа в стихах Орел и лисица который загружен Mistral168 размером 2.52 MB, длительностью 1 мин и 55 сек и битрейтом 192 Kbps.

Обратите внимание:

Перед загрузкой вы можете послушать любую песню, наведите курсор и нажмите «Слушать» или «Скачать» для загрузки mp3-файла высокого качества. Первые результаты поиска – с YouTube, которые будут сначала преобразованы, после чего файлы можно загрузить, но результаты поиска из других источников могут быть сразу же загружены в MP3 без какого-либо преобразования.

Слушают сейчас

Джадуа Jah Khalib

Щедрий Вечір Оксана Дейна Текст

Sabse Bada Zero Luck Unnodu 2018 Official Trailer 2 Vishnu Manchu

Bagriga Otilsam Hidlari Jannatdan Kifoya Taralgan

Coroa Gostosa E Novinha Gostosa Dançando Funk Na Laje

Марина І Компанія Незабаром Прем Єра Кліпу На Пісню Каzка

Kinsa Siya By Luz Loreto Feat By Rose Esguerra

Subliminal Eye Color Change Journey Subliminal Results Biokinesis

So Sad Remix Buy Xxxtasion

Project Diva Arcade Future Tone Pc Ver Test

Producer Tips Playing Live With Ableton Part 1

Michael Douglas Intro Xx

Chet Baker Best Of Chet Baker

Sherali Jo Rayev 2020 Yil Zor Tvda

По Деревне Не Боясь Прохуярю Я Всю Грязь

Сборник Русских Песен

Relja Princeza Na Belom Tekst

Brandy What About Us Remix

Ehsasamo Asoon Nagir Ali Jahanian علی جهانیان موزیک ویدیو احساسمو آسون نگیر

Х1Инца Хьо Мел Генахь Ю

Чон Бод Фидои Каду Болои Мухамадд

Светлый Праздник Долгожданный Наступает

Страшная Музыка Без Авторских Прав

Как Скачать Гта 5 На Андроид Скачать Гта 5 На Телефон Gta 5 На Андроид Гта 5 На Андроид Gta 5

Дар Пеши Пои Модари Худ Сачда Мекунам

Witcher 2 In 3840X2160 Ultra Settings Gtx 780 Ti Sli

Я Хочу Чтбы Нарисовали Но Не Кто Не Нарисует

Рокобай Бейби Гача Лайф

احلى صور كرستيانو رونالدو اغنية موحالفين أفضل سوة

Басня Эзопа Лисица и Барс

(даты, события, история)

(ввселенная, планеты, фазы луны)

Новые статьи:

Какими были трамваи в Выборге? Выборг трамваи.

Причины появления депрессии.

Орущие коты мешают спать. Онлайн игра.

Водопровод в Древнем Риме. Что такое Акведук, как работает.

Что означает герб. Двуглавый орел. Расшифровка герба и история появления.

Почему гулять одному и без друзей грустно?

Объекты-призраки. Обман зрения.

Рисунки психически больных людей, душевнобольных

Откуда берется усталость и депрессия после работы или учебы?

Роль церкви в жизни человека. Зачем она нужна и что дает?

Как избавиться от стереотипов и предрассудков? Урок 1.

“ Советские читатели так привыкли читать между строк, что разучились читать то, что в строчках.”
дед Мазай

Рекордные значения скорости ветра (на высоте 10-20 метров над поверхностью Земли) составляют: в порыве – 104 метра в секунду (зафиксировано 12 апреля 1934 года на горе Вашингтон в США)
средняя в течение нескольких минут – 101 метр в секунду (там же и тогда же)
среднемесячная – 24,9 метра в секунду (на мысе Денисона в Антарктиде в июле 1913 года)
среднегодовая – 19,4 метра в секунду (там же в период с апреля 1912 года по февраль 1913 года).

Почитать интересные истории:


Сырно написано? Заложи страницу в закладки 🙂

Рассказы из категории:

Спасибо за посещение этого позитивного портала!
Веселого вам настроения!

Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! 😉

Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss

За порядком на портале следит бог портала – Нубозавр, а тех, кто попытается нарушить святые правила портала, ждёт встреча с этим разъяренным существом!
На портале есть много разных разделов, поэтому каждому разделу соответсвует своя возрастная категория.

Внимание! Программы или файлы находящиеся на портале проверяются на безопасность! Поэтому 99% файлов находящихся на портале – безопасны, но всё-же на всякий случай стоит проверять скачаные файлы антивирусом! Это зависит и от вашего порта скачивания, некоторые вирусы могут передоваться и через них.

Басни

Скачать полное произведение

1. Орел и лисица.

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом,

чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком

дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса

Читайте также:  Басня Эзопа Пахарь и Волк

на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со

своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и

горько ей стало – не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что

отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей

издали проклинать обидчика:что еще может делать бесспомощный и бессильный?

Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле

приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие

внутренности. И только донес их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и

тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята

наземь – летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их на

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных,

то от кары богов им все равно не уйти.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и

взмолился к единственному, кто ему подвернулся, – к навозному жуку. Ободрил

его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того,

кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного

заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил

за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в

вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал

прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы

высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук,

увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой

шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил

ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту

пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никого не должно презирать, ибо никто не бессилен

настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг.

Сперва долник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не

добившись толку, вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать

в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она

поросится. Должник ответил: “Еще как поросится ! даже не поверишь: к

Мистериям она приносит свинок, а к панафинеям кабанчиков”. Изумился

покупатель на эти слова, а заимодавец и говорит ему: “Что ты удивляешься?

Погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит”.

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы

подтвердить ложной клятвою.

4. Дикие козы и пастух.

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе

с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась

непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в

пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы

только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе

приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище,

дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за

неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его

покидают. Обернулись козы и сказали: “Потому-то мы тебя так и остерегаемся:

мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми

своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь

предпочтение перед нами”.

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас,

новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он

опять заведет новых и предпочтет их нам.

5. Эзоп на корабельной верфи.

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь.

Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп

сказал: “Вначале на свете были только хаос да вода. Потом Зевс захотел,

чтобы миру явилась и другая стихия – земля; и он приказал земле выпить море

в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым

глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то

ваше мастерство окажется никому не нужным”.

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим

они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно

и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во

второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а

в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним

Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.

Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод,

пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что

рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего

не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил

много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они

бьются, сказал: “негодные вы твари: играл я вам – вы не плясали, перестал –

Басня относится к тем, кто все делает невпопад.

8. Лисица и барс.

Лисица и барс спорилии, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей

испещренной шкурой; но лиса ему на это сказала: “Насколько же я тебя

красивее, раз у меня не тело испещренное, а душа изощренная!”

Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела.

9. Лисица и обезьяна.

Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто

знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то

гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать. “В чем дело?”

– спросила лисица; а обезьяна, показав на надгробия, воскликнула: “Как же

мне не плакать! Ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников

моих предков!” Но лиса на это ответила: “Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь

никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить”.

Так и у людей лжецы всего больше бахвалятся тогда, когда изобличать их

10. Лисица и виноград.

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и

хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе:

“Они еще зеленые!”.

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил

нет, а винят в этом обстоятельства.

11. Бесхвостая лисица.

Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким

позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и

всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье.

Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых,

потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя

тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: “Эх, ты! не дала бы ты нам такого

совета, не будь тебе самой это выгодно”.

Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца,

а ради собственной выгоды.

12. Рыбак и рыбешка.

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала

умолять, чтобы он пока отпустил ее – ведь она так мала, – а поймал бы потом,

когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: “Дураком

бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за

Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая,

13. Лисица и терновник.

Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за

терновник. Колючки терновника искололи ей кожу, стало ей больно, и начала

она его попрекать: ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от

него ей стало еще хуже. Но терновник возразил: “Ошиблась ты, голубушка,

вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться”.

Так и среди людей лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы

свойственнее приносить вред.

14. Лисица и крокодил.

Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о

славе своих предков и наконец, заявил, что праотцы его были гимнасиархами.

Лисица на это ответила: “И не говори! Даже по шкуре твоей видно, как усердно

ты трудился в гимнасии”.

Так действительность всегда изобличает лжецов.

15. Лисица и дровосек.

Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он

ее приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного

спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как

пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух: “не видал”. – а рукою меж тем

подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не

приметили, а словам его поверили; вот дождалась лисица, чтобы они ускакали,

вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал ее бранить: он-де

ее спас, а от нее не слышит ни звука благодарности. Ответила лисица: “Уж

поблагодарила бы я тебя, если бы только слова твои и дела рук твоих не были

Эту басню можно применить к таким людям, которые речи говорят хорошие,

а дела делают дурные.

16.Петухи и куропатки.

Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка,

он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи ее

стали бить и гнать, и сгоречью куропатка подумала, что невзлюбили ее за то,

что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с

другом бьются до крови, и она сказала про себя: “Нет, больше я не жалуюсь,

что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят”.

Басня показывает, что умным людям легче переносить обиды от соседей,

если они видят, что те и ближних своих не щадят.

Зимородок – это птичка, которая любит уединение и всегда живет в море;

и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных

скалах. И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то

мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо. Но однажды, когда

она вылетала на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до

самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела,

что случилось, и воскликнула: “Бедная я, бедная! Боялась я опасности на

суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось еще того коварнее”.

Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей,

которые много опаснее.

18. Лисица и маска.

Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила все, что там было. И тут

ей попалась трагическая маска. Подняла ее лисица и сказала: “Какая голова, а

мозгу в ней нет!”

Басня относится к человеку, который телом величествен, а душой

Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам

принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. Боги пожелали его

испытать и тотчас послали ему облегчение. Встал он с постели, но так как

настоящих быков у него не было, слепил он сотню быков из сала и сжег на

жертвеннике со словами: “Примите, о боги, мой обет!” Решили боги воздать ему

обманом за обман и послали ему сон, а во сне указали пойти на берег моря –

там он найдет тысячу драхм. Человек обрадовался и бегом побежал на берег, но

там сразу попался в руки разбойников, и они увезли его и продали в рабство:

так и нашел он свою тысячу драхм.

Басня относится к человеку лживому.

20. Угольщик и сукновал.

Угольщик работал в одном доме; подошел к нему сукновал, и, увидев его,

угольщик предложил ему поселиться тут же: друг к другу они привыкнут, а жить

под одной крышей им будет дешевле. Но возразил на это сукновал: “Нет, никак

это для меня невозможно: что я выбелю, ты сразу выпачкаешь сажею”.

Басня показывает, что вещи несхожие несовместимы.

21. Человек с проседью и его любовницы.

У человека с проседью было две любовницы, одна молодая, другая старуха.

Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как

он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела

скрыть, что ее любовник – старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали

его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.

Так повсюду неравенство бывает пагубно.

22. Хвастливый пятиборец.

Одного пятиборца земляки все время попрекали, что он трус. Тогда он на

время уехал, а воротившись, стал хвастаться, что в других городах совершил

он множество подвигов и на Родосе сделал такой прыжок, какого не делывал ни

один олимпийский победитель; подтвердить это вам могли бы все, кто там были,

если бы они приехали сюда. Но на это один из присутствующих ему возразил:

“Дорогой мой, если ты правду говоришь, зачем тебе подтверждения? Вот тебе

Родос, тут ты и прыгай!”

Басня показывает: если что можно доказать делом, то на это незачем

/ Полные произведения / Эзоп / Басни

Смотрите также по произведению “Басни”:

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Пастух и волк.
Пастух и волчата.
Пастух и море.
Пастух и овцы.
Пастух и собака.
Пастух.
Пастух-шутник.
Пахарь и волк.
Петухи и куропатка.
Пловцы.

Пастух и волк
Пастух нашел новорожденного волчонка, забрал его и выкормил вместе с собаками. Волчонок вырос; но когда случалось волку унести из стада овцу, он гнался за волком вместе с собаками, а когда собаки, не догнав волка, поворачивали, он бежал дальше, выхватывал овцу и делил с волком его добычу, а потом возвращался. Если же волки ниоткуда на стадо не нападали, он убивал овец сам и пожирал их вместе с собаками. Наконец, пастух дознался, в чем дело, понял все и казнил волка, повесив его на дереве.

Читайте также:  Басня Эзопа Душегубец

Пастух и волчата
Пастух нашел волчат и выкормил их с великим старанием: он надеялся, что когда они вырастут, то не только будут охранять его овец, но даже добывать ему и чужих. Но как только волчата выросли, они при первом удобном случае набросились на его собственное стадо. Со стоном сказал пастух: “Поделом мне: зачем я спас малолетками тех, кого надо было бы убить и взрослыми?”
Так, спасти дурных людей – это значит укрепить их силы против себя же первого.

Пастух и море
Пастух пас стадо на берегу моря. Увидел он, какое море спокойное и тихое, и захотелось ему пуститься в плавание. Продал он овец, купил фиников, погрузил их на корабль и отплыл. Но разразилась страшная буря, корабль перевернулся, весь товар погиб, и сам он едва доплыл до берега. А когда снова наступила тишь, увидел он, что стоит на берегу человек и восхваляет спокойное море. И сказал ему пловец: “Эй, любезный, никак морю и от тебя фиников захотелось?”
Так часто разумным людям мука бывает наукой.

Пастух и овцы
Пастух пригнал своих овец в рощу и увидел там огромный дуб, весь в желудях. Расстелил он плащ, влез на дерево и начал стряхивать желуди. А овцы стали эти желуди подъедать и незаметно вместе с ними съели плащ. Спустился пастух, увидел, что случилось, и говорит: “Зловредные вы твари! другим людям вы шерсть для плащей даете, а у меня, который вас кормит, и старый-то плащ отнимаете?”
Так многие люди по глупости чужим услуживают, а ближних обижают.

Пастух и собака
У пастуха была огромная собака, и он всегда давал ей на съедение мертворожденных ягнят и околевших овец. Однажды, загнав уже стадо, увидел пастух, как собака ходит меж овец и виляет им. “Эй, любезная! – крикнул он, – самой бы тебе того, чего ты им желаешь!”
Басня относится к льстецу.

Пастух
У пастуха, который пас стадо волов, пропал теленок. Он искал его повсюду, не нашел и тогда дал обет Зевсу принести в жертву козленка, если вор отыщется. Но вот зашел он в одну рощу и увидел, что его теленка пожирает лев. В ужасе возвел он руки к небу и воскликнул: “Владыка Зевс! обещал я тебе в жертву козленка, если смогу отыскать вора; а теперь обещаю вола, если смогу от вора спастись”.
Басню можно применить к неудачникам, которые ищут то, чего у них нет, а потом не знают, как избавиться от того, что нашли.

Пастух-шутник
Пастух выгонял свое стадо от деревни подальше и частенько развлекался вот каким образом. Он кричал, будто волки напали на овец, и скликал поселян на помощь. Два-три раза крестьяне пугались и прибегали, а потом возвращались по домам осмеянные. Наконец, волк и в самом деле появился: он стал губить овец, пастух стал звать на помощь, но люди подумали, что это его всегдашние шутки, и не обратили на него внимания. Так и потерял пастух все свое стадо.
Басня показывает: вот чего достигают лжецы, – им не верят, даже когда они говорят правду.

Пахарь и волк
Пахарь распряг волов и погнал их на водопой. А голодный волк в поисках поживы набрел на брошенный плуг, стал лизать бычье ярмо, потом понемногу, сам того не замечая, просунул в него голову и, не в силах высвободиться, поволок плуг по пашне. Вернулся пахарь, увидел его и воскликнул: “Зловредная ты тварь! вот кабы ты на самом деле забросил разбой и грабеж и взялся бы вместо этого за землепашество. ”
Так и нраву дурных людей нельзя доверять, даже если они обещают стать хорошими.

Петухи и куропатка
Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи стали ее бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили они ее за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и сказала про себя: “Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят”.
Басня показывает: умным людям легче переносить обиды от соседей, если они видят, что те и ближних своих не щадят.

Пловцы
Взошли люди на корабль и пустились в плавание. Когда они были уже далеко в море, поднялась страшная буря, и корабль чуть не потонул. А один из пловцов стал рвать на себе одежду и с плачем и стоном взывает к отеческим богам, обещая им благодарственные жертвы, если корабль уцелеет. Утихла буря, море снова успокоилось, и пловцы, неожиданно избежав опасности, принялись пировать, плясать и прыгать. Но суровый кормчий властно им сказал: “Нет, друзья, и в радости должны мы помнить, что снова может разразиться буря!”
Басня учит не радоваться чрезмерно своим удачам, памятуя, как переменчива судьба.

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Ссылка на основную публикацию