Басня Эзопа Муравей и Голубь

Голубь и Муравей

Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine)

Голубь и Муравей

(La Colombe et la Fourmi)

Как-то молодой Голубь в полуденную жару слетает к ручью напиться и видит в воде Муравья, сорвавшегося со стебелька. Бедняжка барахтается из последних сил и вот-вот утонет. Добрый Голубок срывает побег травы и бросает его Муравью; тот влезает на травинку и благодаря этому спасается. Не проходит и минуты, как на берегу ручья появляется босой бродяга с ружьем.

Он видит Голубя и, прельстившись такой добычей, целится в него. Но Муравей приходит на выручку другу – он кусает бродягу за пятку, и тот, вскрикнув от боли, опускает ружье. А Голубок, заметив опасность, благополучно улетает.

Related posts:

Стрекоза и МуравейСтрекоза и Муравей Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум придет На […].

Краткое содержание Патрик Зюскинд ГолубьПатрик Зюскинд Голубь. Когда произошла эта история с голубем, перевернувшая вверх дном его однообразную жизнь, Джонатану Ноэлю было уже за пятьдесят. После 20 лет бессобытийной жизни он ничего необычного не ожидал. Свое прошлое он предпочитал не вспоминать. Например, тот день, когда он, еще мальчик, вернулся с рыбалки, и узнал, что мать забрали туда, откуда не […].

Стрекоза и Муравей (Крылов Иван Андреевич Басни)Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! […].

Серебряный голубьАндрей Белый Серебряный голубь Роман (1911) В золотое утро жаркого, душного, пыльного Троицына дня идет по дороге к славному селу Целебееву Дарьяльский, ну тот самый, что уж два года снимал Федорову избу да часто хаживал к товарищу своему, целебеевскому дачнику Шмидту, который дни и ночи проводит за чтением философических книг. Теперь в соседнем Гуголеве живет […].

Краткое содержание Серебряный голубьАндрей Белый Серебряный голубь В золотое утро жаркого, душного, пыльного Троицына дня идет по дороге к славному селу Целебееву Дарьяльский, ну тот самый, что уж два года снимал Федорову избу да часто хаживал к товарищу своему, целебеевскому дачнику Шмидту, который дни и ночи проводит за чтением философических книг. Теперь в соседнем Гуголеве живет Дарьяльский, в […].

Серебряный голубь краткое содержаниеБелый А. В золотое утро жаркого, душного, пыльного Троицына дня идет по дороге к славному селу Целебееву Дарьяльский, ну тот самый, что уж два года снимал Федорову избу да часто хаживал к товарищу своему, целебеевскому дачнику Шмидту, который дни и ночи проводит за чтением философических книг. Теперь в соседнем Гуголеве живет Дарьяльский, в поместье баронессы […].

Анализ стихотворения “Песенка о московском муравье” Окуджава“Песенка о московском муравье” (1959). Аллегорический ге­рой произведения – муравей, жизнь его наполнена высоким смыслом и драматизмом: Мне нужно на кого-нибудь молиться. Подумайте. Простому муравью… “Простой муравей”, простой человек способен на чувство, возвышающее и его самого, и его возлюбленную: И тени их качались на пороге, Безмолвный разговор они вели, красивые и мудрые, как боги, и […].

Изложение “Голуби” – ТургеневЯ стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребренным морем – раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала Гроза великая. Около меня солнце еще светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой […].

Мини сочинение: ЖивотныеКак общаются между собой животные? Например, муравьи и термиты практически не издают звуков, зато у них очень развит язык телодвижений. Когда работники-термиты начинают лениться, солдат- термит стучит челюстями, и у рабочих тут же появляется новое рвение. У муравьев смотрители раздают усиками свои приказания работни­кам и так же водворяют между ними порядок. Если муравей находится в […].

Тема. И. А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица”Цель: учить выразительности чтения, осмеяние пороков: хитрости и глупости, воспитывать лучшие человеческие качества. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Найдите и прочитайте строчки, которые говорят о глупости Мартышки. – Поняла ли Мартышка, что в зеркале она увидела себя? – Что ответил Медведь на Мартышкины слова? – Как отнеслась Мартышка к ним? […].

Сценарий сказки “Грибок-теремок”Сценарий сказки “Грибок-теремок” Действующие лица: автор, муравей, кузнечик, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, гриб-теремок Автор: Шел однажды муравей с тростиночкой на плече и повстречал кузнечика. Кузнечик: Торопись, дружище! Муравей : Куда мне торопиться? Кузнечик: А ты посмотри туда, дождь собирается (указывает на небо, гремит гром, дует ветер и собирается идти дождь, звучит тревожная музыка, звуки […].

Анализ басни “Стрекоза и муравьи”Басня Л. Н. Толстого написана в прозаическом стиле. Герои басни – Муравьи и Стрекоза. Автор представляет нам муравьев как трудолюбивый народ, Стрекоза же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал. Басни И. Хемницера, И. Крылова и Л. Толстого похожи сюжетом […].

Cочинение на тему Чудный соборСобор Святой Софии в Нижнем Новгороде – это один из немногих сохранившихся древних храмов в России. В камне он был отстроен Ярославом Мудрым в 1050 году, после того как был разрушен его деревянный предшественник. Во время Отечественной войны здание собора сильно пострадало от фашистских бомбардировок, поэтому до наших дней осталась лишь незначительная часть росписей и […].

Краткое содержание “Светлана” Жуковского В. А“Светлана” – это романтическая поэма. Очевидна аналогия между поэмой Жуковского “Людмила” и “Светланой”. Но в поэме “Людмила” с девушкой происходит трагедия. В “Светлане” же все оказывается дурным сном. В данном случае у читателя появляется надежда, что сверхъестественные силы могут прийти на помощь человеку. В поэме мрачные мысли девушки противоречат ее молодости, ее лучшим надеждам и […].

Сочинение на тему дружбы для 1-4 класса (Дружба между мальчиком и птицей)Сочинение по рассказу Леонида Смилянсного “Лидер”. Дружба – это чувство ответственности за товарища. Уверена, другом может быть человек, животное, птица. Герой рассказа Степка подружился с голубем. Их знакомство состоялось при трагических для голубя обстоятельствах. Мальчик подобрал раненую птицу, и не было никакой надежды, что он выживет. И Степка не отступил. Он поил, кормил птичку, сделал […].

Хронологический указатель басен1788 год Стыдливый игрок. Судьба игроков. Павлин и Соловей. 1805 год Дуб и Трость. Разборчивая Невеста. Старик и трое Молодых. 1807 год Ворона и Лисица. Ларчик. Лягушка и Вол. Оракул. Пустынник и Медведь. Крестьянин и Смерть. 1808 год Музыканты. Парнас. Волк и Ягненок. Обезьяны. Лев на ловле. Орел и Куры. Стрекоза и Муравей. Слон на […].

Стихи к Ахматовой (1)О, Муза плача, прекраснейшая из муз! О ты, шальное исчадие ночи белой! Ты черную насылаешь метель на Русь, И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы. И мы шарахаемся и глухое: ох! – Стотысячное – тебе присягает: Анна Ахматова! Это имя – огромный вздох, И в глубь он падает, которая безымянна. Мы коронованы тем, […].

Светлана – характеристика персонажаПроизведение: Светлана Этот образ – попытка Жуковского создать идеальный русский характер, нарисовать “русскую душу”. Отличительные черты этого характера – чистота, кротость, покорность судьбе, верность, нежность и светлая грусть. Чтобы подчеркнуть “русскость” образа героини, Жуковский использует фольклорные (песенные и сказочные) мотивы. С. гадает у зеркала на Крещенье о своем возлюбленном. Появляется ее жених, который зовет С. […].

Краткое содержание “Другой пересказ Светлана” ЖуковскийСветлана – героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, “Людмила”, на тему “образцовой” баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера “Ленора”, – возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. “Светлана” – попытка создания идеального национального характера, “русской души”, какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души – чистота, кротость, покорность Провидению, […].

Проблематика Жуковский Светлана – баллада о русской старине (Жуковский В. А.)Баллада “Светлана” была написана в подарок на свадьбу своей племяннице Маше, которую он обучал литературному искусству, и которую очень любил. Но религиозная мать Марии была категорически против брака родственников, поэтому по достижении совершеннолетия Машу выдали замуж за опытного хирурга И. Ф. Мойера. “Светлана” стала подарком на свадьбу любимой племяннице и наставлением для нее. В произведении […].

Пословицы и поговорки из басен И. А. КрыловаЗеркало и Обезьяна Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Волк и Волчонок …Сперва мне ведать надо, Каков пастух у стада. А где пастух дурак, там и собаки дуры. Волк и Лисица Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. Квартет Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Чтоб […].

Светлана краткое содержаниеЖуковский В. А. Светлана Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поет, не гадает. Ее милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым. Вот в светлице […].

Краткое содержание СветланаВ. А. Жуковский Светлана Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поет, не гадает. Ее милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым. Вот в светлице […].

Решение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫРешение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ с. 34. Стрекоза и муравей (И. А. Крылов) И. А. Крылов изобразил Муравья трудолюбивым и старательным. Вступление: “Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропел; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза”. Мораль: “Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!” И. А. Крылов говорит о […].

“Орнаментальная проза” Андрея БелогоВ предисловии к первому своему прозаическому произведению (Драматическая симфония) Белый говорит: “Эта вещь имеет три смысла: музыкальный смысл, сатирический смысл и, кроме того, философски-символический смысл”. Это можно сказать обо всей прозе, разве что отметить еще, что второй смысл не всегда чисто сатирический – правильнее было бы назвать его реалистическим. Последний смысл, философский, вероятно, по мнению […].

Басня собственного сочинения с моральюСкарабей и муравей – басня 1 для 5 класса Муравьи каждый день отправлялись на промысел по одной дороге. И каждый день они их колону пересекал Скарабей. Жук был больше в десять раз и не считал нужным церемонится с муравьями. Он бесцеремонно расталкивал мелких насекомых и отправлялся по своим делам, не обращая внимания на недовольные возгласы. […].

Характеристика героев по произведению “Декамерон” Боккаччо КОРОЛИКОРОЛИ Короли – персонажи группы новелл “Декамерона”, рас­сказывающих о благородных поступках различных ко­ронованных особ. Как правило, в каждом из рассказов о Королях повествуется о проявлении какой-то одной из доб­родетелей. Так, например, лангобардский король Агилульф поступает благоразумно и рассудительно: когда незнакомец обманным путем овладевает его женой, го­сударь прекращает розыски виновного, понимая, что, отомстив, вызовет огласку, а […].

Мораль басни или Актуальность Басни в современном миреСочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […].

Тематична атестація з теорії літератури, зміст прочитаних байокХІД УРОКУ I. оголошення мети уроку II. ознайомлення із завданнями для атестації III. Виконання роботи (у письмовій або усній формі) 1. теорія літератури Що таке…: Байка? алегорія? езопова мова? 2. зміст творів Відгадай байку за уривком. 1) “Мартышка к старости слаба глазами стала”. (“Мартышка и очки”) 2) “Ты все пела? Это дело: Так поди же […].

Приключения Калле БлюмквнстаЭти повести – представляют собой остроумную пародию на дешевые детективные романы. В тихом шведском городке, где живут Калле Блюмквист и его друзья, кажется, и не может случиться никаких особых происшествий. Однако события складываются таким образом, что дети, играя “в сыщиков”, нападают на след настоящих грабителей. и помогают полиции выловить преступников. В повести “Расмус-бродяга” – с […].

Краткое изложение Я убит подо Ржевом ТвардовскийА. Т. Твардовский Я убит подо Ржевом Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, – Точно в пропасть с обрыва – И ни дна, ни покрышки. И во всем этом мире До конца его дней – Ни петлички, […].

Система образов басен крыловаСистема образов. Басня, как сказка, нарушает логические от­ношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы че­ловеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий […].

Краткое содержание Жизнь Василия Фивейского в сокращении (Андреев Л. Н.)Будто трудолюбивое насекомое – муравей – занимался постройкой своей жизни отец Василий, собирая каждый ее момент из крошечных, но таких важных в жизни простого человека элементов: соединил себя узами брака с достойной женщиной, стал священником, обзавелся детьми – сыном и дочерью. Прошедшие семь лет принесли за собой невосполнимую утрату: его единственный сын утонул в реке. […].

Краткое содержание Собор Парижской Богоматери в сокращении (Гюго М. В.)Время действия в романе 15в. Главные герои: Эсмеральда – цыганка, уличная танцовщица; Квазимодо – звонарь собора Нотр-Дам Фролло – священник собора Феб – военный, командир стрелков Гренгуар – бродяга поэт Флер-де-Лис – кузина Феба, его невеста. Начало истории – праздник шутов. Гренгуар, огорченный провалом своей мистерии, отправляется бродить по Парижу. На Гревской площади он видит […].

Читайте также:  Басня Эзопа Комар и Бык

Проблема роли книги в жизни человека по тексту Ю. В. Бондарева Можно ли без ощущения трагической утраты… (ЕГЭ по русскому)В центре нашего внимания текст великого русского писателя и публициста Юрия Васильевича Бондарева, в котором описана проблема роли книги в жизни человека. Автор очень ответственно подошел к объяснению этой проблемы и рассказывает читателям о том, как книги влияют на душу человека, на его внутренний мир. Юрий Васильевич призывает людей читать и говорит, что отказ от […].

Сочиненин по картине Шишкина Зима в лесуЗнаменитого художника Шишкина Ивана Ивановича считают певцом русского леса. Именно благодаря картинам с изображением леса во всех его видах он получил наибольшую известность. Он изображал как лес в разных состояниях, так и в разные поры года. Множество деревьев то залитых солнечным светом, то покрытых снегом. Кажется, что нет такого вида, который не был изображен автором. […].

Военная тема в современной литературе (В. Быков, К. Воробьев)Нет, наверное, такой семьи, где война не затронула бы жизни людей. За годы Великой Отечественной войны в стране погибло около двадцати семи миллионов человек. Война оставила глубокую рану в душе каждого человека. И те люди, которые прошли через суровые испытания войны, через пекло и ад, будут помнить эти страшные тысяча четыреста восемнадцать дней, которые перевернули […].

Краткое содержание Сказка о золотом петушке в сокращении (Пушкин А. С.)В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь Дадон. То и дело смело наносил он соседям обиды, но, став старым, захотел от ратных дел уйти на покой. Стали тут его беспокоить соседи. Никак не получалось у него охранять царство. Обратился Дадон к мудрецу. Тот вынул Золотого петушка из мешка и сказал усадить птицу на спицу. […].

Краткое содержание Первый учитель Айтматов в сокращении (Литература XX века)Молодой учитель Дюйшен отправился в далекий киргизский аул, для того чтобы обучать там местную ребятню. Из-за отсутствия материальных средств жители превратили в школу местную конюшню, там и происходил процесс обучения. Учениками этой школы стали дети, которых воспитывали в духе того, что, прежде всего человек должен трудиться на сельскохозяйственных работах, но никак не учиться. Среди всех […].

Краткое содержание Кавказский пленник в сокращении (Лермонтов М. Ю.)(1828г.) В черкесском ауле появляется всадник, который тащит за собой пленного русского. Пленник ранен и кажется мертвым, но позже он приходит в сознание, видит кандалы на своих руках и ногах и понимает, что теперь он – раб. Он мечтает о родине, не хочет жить в рабстве и задумывается о смерти. Ночью, когда весь аул спит, […].

Басня Эзопа Муравей и Голубь

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 078
  • КНИГИ 592 372
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 705

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Читайте также:  Басня Эзопа Лев и Лисица

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Лягушки, просящие царя.
Лягушки.
Лягушки.
Мальчик и ворон.
Мальчик, ловящий кузнечиков.
Мальчик, объевшийся потрохов.
Мальчик-вор и его мать.
Мот и ласточка.
Муж и жена.
Муравей и голубь.

Лягушки, просящие царя
Лягушки страдали оттого, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота; но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нем. Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им водяную змею, которая стала их хватать и пожирать.
Басня показывает, что правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных.

Лягушки
Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы поселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда и прыгнуть. Но другая сказала: “А если и здесь вода пересохнет, как нам оттуда выбраться?”
Басня учит нас не браться за дело, не подумав.

Лягушки
Две лягушки жили по соседству: одна – в глубоком пруду в стороне от дороги, другая – на самой дороге, где воды было мало. Та, которая жила в пруду, уговаривала другую перебраться к ней, чтобы жить и сытнее и спокойнее. Но другая не соглашалась и все говорила, что привыкла к своему месту и не может расстаться с ним, – пока, наконец, случайно проезжавшая телега ее не раздавила.
Так и люди с дурными привычками погибают раньше, чем приобретают хорошие.

Мальчик и ворон
Одна женщина гадала о судьбе своего малютки сына, и гадатели ей сказали, что смерть ему принесет ворон. В страхе она изготовила большой ларец и посадила туда сына, чтобы уберечь его от ворона и смерти. А в назначенные часы она этот ларец отворяла и давала сыну необходимую пищу. И вот однажды отворила она ларец, чтобы дать ему пить, а мальчик неосторожно высунулся; и крючок от дверцы, который тоже называется “вороном”, упал ему на темя и убил его насмерть.
Басня показывает , что от судьбы уйти невозможно.

Мальчик, ловящий кузнечиков
За городскою стеною мальчик ловил кузнечиков. Поймал он уже немало, как вдруг увидел скорпиона и, приняв его за кузнечика, сложил уже было руку, чтобы его накрыть. Но скорпион поднял жало и сказал: “Попробуй только это сделать! тотчас потеряешь и тех кузнечиков, которых наловил”.
Басня учит, что с добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково.

Мальчик, объевшийся потрохов
Зарезали люди в жертву богам быка в поле и созвали соседей на угощение. Среди гостей пришла и одна бедная женщина, а с нею сын. Во время долгого пира наелся мальчик до отвала потрохов, напился вина, заболел у него живот, и закричал он от боли: “Ой, мама, из меня потроха лезут!” А мать и говорит: “Не твои это потроха, сынок, а те, которые ты съел!”
Басню можно применить к должнику, который берет чужое с охотою, а когда приходит пора платить, страдает так, словно отдает свое собственное.

Мальчик-вор и его мать
Мальчик в школе украл у товарища дощечку и принес матери. А та не только его не наказала, но даже похвалила. Тогда в другой раз он украл плащ и принес ей, а она приняла это еще охотнее. Время шло, мальчик стал юношей и взялся за кражи покрупнее. Наконец, поймали его однажды с поличным и, скрутив локти, повели на казнь; а мать шла следом и колотила себя в грудь. И вот он сказал, что хочет что-то шепнуть ей на ухо; подошла она, а он разом ухватил зубами и откусил ей кусок уха. Стала мать корить его, нечестивца: мало ему всех его преступлений, так он и родную мать еще увечит! Перебил ее сын: “Кабы наказала ты меня, когда я в первый раз принес тебе краденую дощечку, – не докатился бы я до такой судьбы и не вели бы меня сейчас на смерть”.
Басня показывает: если не наказать вину в самом начале, она становится все больше и больше.

Мот и ласточка
Юноша-расточитель промотал все свое добро, и остался у него только плащ. Вдруг он увидел ласточку, которая прилетела раньше времени, и решил, что уже лето и плащ ему больше не нужен; отнес он плащ на рынок и продал. Но потом опять вернулась зима и сильные холода, и юноша, бродя тут и там, увидел ласточку на земле мертвой. Сказал он ей: “Эх ты! и меня, и себя погубила”. Басня показывает, как опасно все, что делается не вовремя.

Муж и жена
Была у человека жена, нрава которой никто вынести не мог. Решил он проверить, будет ли она так же вести себя и в отцовском доме, и под благовидным предлогом отослал ее к отцу. Через несколько дней она вернулась, и муж ее спросил, как ее там приняли. “Пастухи и подпаски, – отвечала она, – смотрели на меня очень сердито”. – “Ну, жена, – сказал супруг, – уж если на тебя сердились те, кого с их стадами и дома не бывает с утра до вечера, то что скажут другие, от кого ты целый день не отходила?”
Так часто по мелкому можно узнать важное, по явному – скрытое.

Муравей и голубь
Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. Голубь с ближнего дерева оторвал листок и бросил ему; муравей выбрался на листок и спасся. В это время остановился поблизости охотник, приготовил свои прутья и хотел уже голубя изловить; но тут муравей укусил птицелова в ногу, прутья у него дрогнули, и голубь успел улететь.
Басня показывает, что при случае и от бессильных бывает помощь.

Басни И.Крылова. “Чиж и Голубь”
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Открытый урок по чтению УМК “Гармония! содержит интересный дополнительный материал и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_basni.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме;
  2. проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен,
  3. умение использовать пословицы для определения морали, нравоучительной мудрости басни;
  4. развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений.
  1. портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  2. – фотомонтаж писателей;
  3. – выставка книг;

Работать будем по правилам (СЛАЙД № 1)

  1. Работай дружно, по плану.
  2. Умей выслушать другого.
  3. Уважай мнение других.
  4. Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
  1. Упражнения для подготовки речевого аппарата

А) Дыхательная гимнастика (СЛАЙД №2)
вдох – нос, выдох – рот
вдох – рот, выдох – нос
вдох – рот, выдох – рот
вдох – нос, выдох – нос

Б ) Работа над скороговоркой. (СЛАЙД №3)

Чижиха говорит чижу:
“Слетай с чижатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера.”

– Какие литературные жанры знаете? (СЛАЙД №4)

  1. Знакомство с новым материалом

А) повторение о басне

– Что такое БАСНЯ? (СЛАЙД №5)

Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. (Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

– Что необычного в басне?

-Что такое ИРОНИЯ? (СЛАЙД№6)

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

– Зачем пишут басни?

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? ( СЛАЙД №7)

Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.

Б )закрепление знаний о баснописцах

– Каких русских баснописцев знаете?

– Все они жили в разное время, нов своих баснях высмеивали человеческие пороки.

Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры. (СЛАЙД №8)

У Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

Вся толпа двинулась к морю.

– Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

– Многие басни Эзопа стали известны благодаря И. Крылову. Он их переводил с греческого языка.

-Кто подготовил басни Эзопа? ( дом.задание )

– Ещё одним баснописцем являлся С.В.Михалков. Какие басни написал он? (СЛАЙД№9)

– Кто подготовил басни С.Михалкова? (дом. задание)

В) Знакомство с биографией И.А.Крылова

(На доске висит портрет И.А. Крылова) (СЛАЙД №10)

– Какие басни Крылова читали раньше?

Родился И.А.Крылов в Москве. Способностями обладал исключительными, самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Написал 205 басен. Умер в возрасте 76 лет. И был похоронен в Александро – Невской лавре. На деньги, собранные народом, в Летнем саду был установлен памятник работы скульптора Клодта. А басни его актуальны и злободневны сейчас.

-Прошло 238 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками. Басня – подруга жизни.

Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

– О величии этого баснописца говорит то, что в память о нём были возведены памятники.

Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю слайды “Летнего сада”)

В процессе создания памятника Крылову у скульптора Клодта в мастерской жило множество птиц и зверей: осел, кот, собаки, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка. С них он лепил персонажей басен. У мастера жили даже такие крупные хищники как волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Только одно животное Клодт не решился поселить в мастерской — козла. Его к Петру Карловичу каждый раз водила жившая неподалёку старушка. Животные спокойно уживались между собой.. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе.
По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама. (СЛАЙД№12) Рассказ ребенка о памятнике

Г) Закрепление знаний о баснях

– Многие выражения из басен стали «крылатыми выражениями», превратились в пословицы и поговорки. Помогите мне их досказать (СЛАЙД №13)

“Ты все пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей “).

“Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).

“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).

Кто виноват из них, кто прав, судить не нам

Да только воз и ныне там (“Лебедь, Щука и Рак”).

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он кукушку! («Кукушка и Петух»

– Кто подготовил басни И.Крылова? (дом.задание)

Физкультминутка для мышц.

  1. Знакомство с басней “Чиж и Голубь”

А)подготовка к первичному восприятию текста

Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

Прослушать запись басни

– Как оцениваете поведение молодого голубя?

Б)Подготовка к вторичному восприятию.

– Что означают слова? (СЛАЙД № 15)

В) . Чтение басни про себя.

– Найдите в тексте фразы с этими словами

– Кому сочувствует автор? Докажи словами текста. А ты?

– Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?

– Давайте дадим характеристику голубю? (СЛАЙД № 16)

  1. Самоуверенный
  2. Бесчувственный
  3. Добрый
  4. Равнодушный
  5. Эгоист
  6. Злорадствовал

Д) Выборочное чтение

– В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)

– Как должен бы поступить голубь?

– Какова мораль этой басни?

-Приведите примеры из жизни, когда можно было бы сказать: «Вперёд чужой беде не смейся ,голубок»

Физминутка для глаз

– А теперь посмотрим, кто самый внимательный. Вы читаете басню “Чиж и Голубь”, исправляя ошибки в ней (листы на парте)

( Ученики поднимают руки и исправляют ошибки. ) ( СЛАЙД № 17)

Голубя (Чижа) захлопнула злодейка-западня;
Довольный (Бедняжка) в ней и рвался и метался,
А Голубь старый (молодой) над ним же издевался.
“Не стыдно ль, – говорит, – средь бела ночи (дня)
Попался!
Не провели бы так меня?
За это я ручаюсь скучно (смело)”.
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И урок (дело)!
Назад (Вперёд) чужой беде не смейся, Голубок.

Е) Чтение по ролям

– Чьи слова мы озвучим?

– Каким голосом должны читать слова Голубя? Автора?

-Потренируйтесь читать басню по ролям (работа в парах)

6. Знакомство с басней Л.Толстого «Белка и волк» (СЛАЙД № 18)

А) первичное восприятие

Работа в группах (СЛАЙД № 19)

  1. Сказка это или басня
  2. Если басня, то найдите мораль
  3. Найдите сходства и различия с басней И.Крылова
  4. Кто герои произведения
  5. Дайте им характеристику
  6. Найдите их слова в тексте
  7. Потренируйтесь читать басню по ролям

Б) Чтение по ролям

В) Работа с пословицами: ( СЛАЙД № 20)

– Выберите пословицу подходящую к этим басням:

  1. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
  2. Худо тому, кто добра не делает никому.
  3. Не тот боец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
  1. Рефлексия:

– Справлялись со всеми заданиями?

– Кто узнал новое для себя?

– Кому испытывал затруднения?

– О каком жанре литературы говорили на уроке?

– Чем басня отличается от других произведений?

– Каких баснописцев запомнили?

– Что о них узнали?

– Чему учат их басни?

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

урок по литературному чтению 3 класс

Тема: Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками. По страницам басен И.А.Крылова и Эзопа

Цель : обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова и Эзопа.

обучающие – учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать;

развивающая – развивать творческие способности, речь, умение анализировать, классифицировать и обобщать, делать выводы;

воспитывающая – воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам ;

здоровьесберегающие – сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Тип урока – обобщение.

Форма урока – урок-презентация.

Технология развивающего обучения по системе Л.В. Занкова.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.

I . Организационный момент (звучит музыка)

II . Актуализация опорных знаний. С ообщение темы и цели урока

-Посмотрите на экран. На какие две группы можно разделить эти произведения? (Басни и сказки о животных)

-Прочитайте названия произведений, которые отнесете к первой группе, ко второй? Что объединяет эти произведения? В чём отличие? Исследуем басню.

«Кот, петух и лиса»

«Ворона и Лисица»

«Волк и семеро козлят»

Литературы новый жанр узнали,

Особенности басен распознали.

Произведения вместе мы читали,

Урокам баснописцев мы внимали.

Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов.

III . Работа по теме урока.

– Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.

Кого называют баснописцами?

Баснописцами называют создателей басен.

– Знаете ли вы баснописцев?

-Д. Эзоп, И.А. Крылов

-Как возникли басни?

– Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

– Что осуждают и высмеивают баснописцы?

– Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

– Что такое ирония?

– Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

– В баснях используется аллегория. Что это такое?

– Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

– Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме

– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.

Д. Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.

Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы

Большое по объему произведение

Может быть написана в прозе или стихах

В начале или в конце сформулирован вывод-мораль

Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)

Высмеиваются человеческие пороки

Интересный короткий занимательный сюжет

– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:

-Работай дружно, по плану.

– Умей выслушать другого.

-Уважай мнение других.

– Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

– Внимание на слайд. Ребята, я буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням И.А. Крылова. Заметьте, среди иллюстраций есть и ваши работы. Первая группа, глядя на иллюстрацию, говорит название басни. Вторая группа мораль этой басни. Третья группа – чему учит данная басня. Карточки с названия басен, со строчками из басен перед вами, они вам помогут. На слайдах иллюстрации к басням «Лебедь, Щука и Рак», «Чиж и Голубь», « Слон и Моська», «Мартышка и очки», « Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Карточки со строчками из басен:

1. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

2. Вперёд чужой беде не смейся голубок.

3. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

4. Аи, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!

5. Как не полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,

Так он её ещё и гонит.

6. Ты всё пела? Это дело: Так, поди, же попляши!

– Видите ребята, сколько басен Крылова вам уже известны. А сколько интересных героев в них. Приглашаю героев басни «Ворона и Лисица»

1 группа готовила инсценировку басни: “Ворона и Лисица”. Но прежде чем послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни. Определите и скажите своими словами мораль басни.

-Почему автор говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, только тогда, когда о тебе говорят правду, а лесть это ложь.)

-Кого вам лисица напоминает? (Льстивого человека)

– А ворона? (Глупого, невнимательного человека)

В чем смысл басни? (Нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку.)

2 группа «Волк и Ягненок»

– Выберите строчку выражающую мораль всей басни. («У сильного всегда бессильный виноват».) Как понимаете смысл этой фразы?

-Удалось ли выступающим передать характеры героев?

Сейчас с помощью синквейна выразите своё отношение к героям инсценированных вами басен Крылова.

На кого из персонажей басни хотели бы походить вы? Почему?

– Почему возник в литературе жанр – басня?

Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

– Почему басни называют нравоучительными?

Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.

– Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?

– Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.

Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. Предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.

– Сами сформулировали мораль. Молодцы!

– Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы отличить басни Крылова от басен других баснописцев.

Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над голо­ вой. Если басня принадлежит Эзопу – присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!

1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки.

(Крылов «Слон и Моська»)

2. Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;

Да только воз и ныне там. (Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)

3. Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом. (Крылов «Стрекоза и Муравей»)

4. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива. (Эзоп «Лисица и лев»)

5. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. (Эзоп «Лев и мышь»)

6. Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали. (Крылов «Мартышка и Очки»)

7. Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

(Крылов «Зеркало и Обезьяна»)

8. Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. (Эзоп «Муравей и голубь»)

9. Чижа захлопнула злодейка – западня;
Бедняжка в ней и рвался и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

(Крылов «Чиж и Голубь»)

У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен И.А. Крылова сейчас прозвучали.

( «Слон и Моська», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Чиж и Голубь»)

Читайте также:  Басня Эзопа Гранатовое дерево, Яблоня и Терновник
Ссылка на основную публикацию