Басня Эзопа Обезьяна и Рыбаки

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Муравей и жук.
Муравей.
Муха.
Мухи.
Мыши и ласки.
Обезьяна и верблюд.
Обезьяна и рыбаки.
Обезьяньи дети.
Обманщик.
Огородник и собака.

Муравей и жук
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он попросить у муравья корму. Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствияю.

Муравей
Муравей некогда был человеком и занимался хлебопашеством; но, не довольствуясь плодами своего труда, он завидовал другим и все время их обкрадывал. Рассердился на него Зевс за такую жадность и превратил его в насекомое, которое мы называем муравьем. Но и в новом облике нрав у него остался прежний: он и по сей день бегает по полям и собирает по гумнам пшеницу и ячмень себе про запас.
Басня показывает: кто от природы злонравен, того никакое наказание не исправит.

Муха
Муха попала в горшок с мясом и, уже захлебываясь в отваре, сказала сама себе: “Что ж, я наелась, напилась, искупалась, теперь и помереть не жаль!”
Басня о том , что людям легче принять смерть, когда она неожиданная.

Мухи
В одной кладовой пролился мед, и на него налетели мухи; они его отведали и, почуяв, какой он сладкий, набросились на него. Но когда увязли у них ноги и не могли они улететь, то сказали, утопая: “Несчастные мы! за недолгую сладость погубили мы свою жизнь”.
Так для многих сластолюбие становится причиной великих несчастий.

Мыши и ласки
У мышей была война с ласками, и мыши терпели поражения. Собрались они однажды и решили, что причина их несчастий – безначалие. Тогда они выбрали полководцев и поставили их над собой; а полководцы, чтобы выделяться среди всех, раздобыли и привязали себе рога. Произошла битва, и снова все мыши потерпели поражение. Но простые мыши разбежались по норам и легко в них попрятались, а полководцы из-за своих рогов не могли туда залезть, и ласки их схватили и сожрали.
Тщеславие многим приносит несчастия.

Обезьяна и верблюд
Была у неразумных животных сходка, и обезьяна пустилась перед ними плясать. Пляска всем очень понравилась, и обезьяну хвалили. Верблюду стало завидно, и он тоже захотел отличиться: встал и сам пустился в пляс. Но был он такой неуклюжий, что животные только рассердились, побили его палками и выгнали прочь.
Басня относится к тем, кто из зависти пытается соперничать с сильнейшими и попадает в беду.

Обезьяна и рыбаки
Обезьяна, сидя на высоком дереве, увидела, как рыбаки забрасывают в реку невод, и стала следить за их работой. А когда они вытащили невод и сели поодаль завтракать, она соскочила и захотела сама сделать, как они: недаром говорят, что обезьяна – переимчивое животное. Но чуть взялась она за сеть, так в ней и запуталась; и сказала тогда она сама себе: “Поделом мне: зачем я полезла ловить рыбу, не зная, как за это взяться?”
Басня показывает, что браться за дело непривычное не только бесполезно, но даже пагубно.

Обезьяньи дети
Обезьяны, говорят, рождают двух детенышей, и одного из них любят и бережно выхаживают, а другого ненавидят и не заботятся о нем. Но некий божественный рок устраивает так, что детеныш, которого холят, погибает, а который неухожен, остается жив.
Басня показывает, что всякой заботы сильнее рок.

Обманщик
Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. Боги пожелали его испытать и тотчас послали ему облегчение. Встал он с постели, но так как настоящих быков у него не было, слепил он сотню быков из сала и сжег на жертвеннике со словами: “Примите, о боги, мой обет!” Решили боги воздать ему обманом за обман и послали ему сон, а во сне указали пойти на берег моря – там он найдет тысячу драхм. Человек обрадовался и бегом побежал на берег, но там сразу попался в руки разбойников, и они увезли его и продали в рабство: так и нашел он свою тысячу драхм.
Басня относится к человеку лживому.

Огородник и собака
У огородника собака упала в колодец. Чтобы ее вытащить, он полез за нею сам. Но собака не поняла, зачем он спускается, подумала, что он ее хочет утопить, и укусила его. Сказал огородник, почуяв боль: “Поделом мне: если она сама решила утонуть, зачем мне было ее спасать?”
Против человека неблагодарного, который за добро платит злом.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Зеркало и Обезьяна, басня Крылова

  • Ягненок, басня Крылова
  • Орел и Паук, басня Крылова

Басня «Зеркало и Обезьяна»

За свою весьма длинную творческую жизнь Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен. Он не только возродил интерес русского общества к этому достаточно редкому жанру, но и превратил саму басню в тонкий инструмент воздействия на умы, сердце, совесть человека. Вот уже не одно столетие басни великого русского баснописца входят в школьную программу русской литературы, играя очень важную обучающую и воспитательную роль.

Не все басни имеют равную популярность, однако, «Зеркало и Обезьяна» как раз тот случай, когда текст произведения буквально «растаскан» на цитаты, и почти каждый взрослый, ещё со школьной скамьи, может цитировать её.

Удивительно, но история сохранила доподлинно дату создания произведения – 2 января 1816 года Крылов закончил басню и в скором времени опубликовал в журнале «Сын Отечества».

Содержание басни

Однажды Мартышка раздобыла где-то зеркало и стала пристально всматриваться в своё отражение. С негодованием Обезьяна заметила, обратившись к Медведю, насколько некрасива в зеркале «рожа», какие отвратительные у неё прыжки и ужимки. И заключила, если бы сама была похожа на эту «незнакомку» в зеркале, то попросту с тоски удавилась. Хотя среди кумушек её действительно есть подобные кривляки.

Но Медведь с ухмылкой ответил глупой Обезьяне, что прежде чем обсуждать своих кумушек, лучше бы та посмотрела на себя. Но Мартышка, как можно догадаться, не поняла совета Медведя.

Редкий случай: Крылов в конце басни, то есть в морализаторской её части, вводит ещё двух нарицательных персонажей – Климыча и Петра. Автор вспоминает про них, как про своих знакомых. Мол, видел он недавно Климыча и все про него знают, что тот взятки берёт, но наглый Климыч, нечистый на руку, украдкой показывает на Петра.

Анализ морали произведения

Два героя басни олицетворяют два разных типа людей: Мартышка – глупая, завистливая, хвастливая, любящая сплетни, и Медведь, которого можно охарактеризовать как мудрого, спокойного, умного.

В своём произведении Крылов обращается именно к личностным недостаткам, а не к социальным порокам. Поэт Хемницер замечал, что, к сожаленью, к этому недостатку причастны в той или иной мере все – нежелание видеть плохие черты в себе, и отлично замечать даже мелкие промахи в других. На ум сразу приходит мудрая русская пословица: «В чужом глазу соринку разгляжу, а в своём бревна не вижу».

Автор ярко показывает комизм ситуации, которую создала сама Обезьяна. Не поняв, что в отражении зеркала именно она, сама Мартышка, героиня принимается обсуждать своих кумушек, замечая, что они не красивые и кривляки.

Как мы знаем, Крылов, выбирая в главные герои животных, всегда подразумевает человека с характерным набором качеств. А здесь он даже подчёркивает свою аллегорию, вводя в конце произведения персонажей-людей. Неизвестно, был ли этот посыл адресован каким-то конкретным людям (что случалось в баснях поэта не раз) или это просто собирательный образ подлых людей, которые «скелета в шкафу» не видят, а любят указывать на недостатки других.

Басню «Зеркало и Обезьяна» относят к числу оригинальных произведений. Хотя похожие сюжеты с аналогичной моралью разрабатывали и другие, ранние баснописцы. Например, Эзоп говорил, что у каждого человека с рождения есть два мешка. Спереди висит тот, в котором человек носит чужие недостатки, а сзади мешок со своими слабостями и грехами. Оттого и чужие минусы видны лучше.

И ещё один поучительный посыл можно уловить в басне – это нежелание и неумение принимать критику, совет, урок. Послушав мудрое слово Медведя, Мартышка так ничего и не поняла. Так и в жизни…

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Зеркало и Обезьяна» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Зеркало и Обезьяна

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

Эзоп биография для детей и интересные факты

Реальность или миф?

В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».

Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Интересные факты об Эзопе

Факт 1. До наших дней дошла лишь краткая биография Эзопа, так как жил этот древнегреческий поэт очень давно, около 2600 лет назад. Даже в более-менее достоверной информации правду от вымысла отличить достаточно сложно, хотя некоторые моменты его жизни считаются вполне достоверно установленными.

Факт 2. Ни одно из оригинальных произведений Эзопа не сохранилось до наших дней. Известны лишь его стихотворения в переработанном другими античными авторами виде — или, как бы сейчас их назвали, ремейки. Самые старые из этих переработок датируются I веком нашей эры.

Факт 3. Именно басни Эзопа служили основным источником вдохновения и информации для великого баснописца Ивана Крылова. Многие его произведения представляют собой именно творения этого древнегреческого автора, просто в очередной раз переработанные и адаптированные. Что ничуть не умаляет его таланта.

Факт 4. О происхождении Эзопа до сих пор ведутся жаркие споры. К примеру, знаменитый историк Геродот утверждает, что поэт был невольником из Самоса, освобождённым из рабства, а другие античные философы выводят совсем иную его биографию. Есть даже теория, утверждающая, что на самом деле никакого Эзопа никогда не существовало, а под этим именем скрывается собирательный образ нескольких античных авторов.

Факт 5. Существует древний роман “Жизнеописание Эзопа”, которому около 1800 лет, если не больше. В нём утверждается, что поэт страдал от некоего внешнего уродства, но эта версия ставится под сомнение, так как ни один другой автор об этом не упоминает.

Факт 6. Судя по всему, за свою жизнь Эзоп не создал ни одного крупного произведения. Он писал в основном короткие стихотворения-басни, которых (как уже упомянуто выше, в переработанном виде) до наших дней сохранилось 426 штук. Весьма вероятно, их было намного больше.

Факт 7. Басни Эзопа были переведены на множество языков мира. Но при переводах они зачастую перерабатывались — в России над ними работал Крылов, а во Франции, например, знаменитый стихотворец Лафонтен.

Факт 8. На русском языке его произведения тоже издавались в более-менее приближенном к оригиналу виде. Самое крупное русскоязычное издание было опубликовано в далёком 1968 году.

Факт 9. Мартин Лютер, один из крупнейших деятелей эпохи Реформации и основатель такого религиозного направления, как лютеранство, утверждал, что за биографией Эзопа на самом деле скрывается наследие множества поэтов, а сам сборник его произведений представляет собой сборник их стихотворений.

Факт 10. Судя по имеющейся информации, Эзоп действительно писал свои басни в стихотворной форме. Однако, единственный сохранившийся сборник его произведений написан в прозе, но он является переработкой. При этом большинство переводов эзоповских басен также сделаны в стихотворной форме.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Жизненный путь

Родиной поэта-баснописца считается Фригия, что расположена на полуострове Малая Азия. Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?

». На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким».

Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу – свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека. Так выглядит краткая биография баснописца Эзопа.

Биография

Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.

Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.


Эзоп на старинной гравюре

Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.

Читайте также:  Басня Эзопа Хранитель денег и Клятва

По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.


Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю

Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.

Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.


Портрет Эзопа

Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.

Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.


Эзоп и петух

На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.

Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.

Творчество

Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

Сборник основных басен Эзопа (278 басен)

Эзоп стал одним из первых, кто понял что Мудрости никогда не бывает много. Его истории трактуют самые запутанные проблемы бытия. И судьба Эзопа подтверждает — мудрости мало что угрожает, разве что невежество.

Басни из переиздания основного эзоповского сборника

  • Блоха и атлет
  • Волк и пастух
  • Гиена и лисица
  • Гиены
  • Домашние голуби и дикие голуби
  • Лисица у Меандра
  • Лебедь
  • Муравей и голубь
  • Путники и ворон
  • Покупка осла
  • Попугай и ласка
  • Прометей и люди
  • Хранитель денег и Клятва
  • Цикада и лисица

Басни Эзопа из рукописей старшей редакции

  • Верблюд
  • Волк и ягненок
  • Два петуха и орел
  • Две сумы
  • Диоген в дороге
  • Диоген и плешивый
  • Дровосеки и дуб
  • Зайцы и лисицы
  • Кабан, конь и охотник
  • Комар и лев
  • Львица и лиса
  • Орешник
  • Осел и мул
  • Птицелов и куропатка
  • Сосна и терновник
  • Собака и повар
  • Собака и улитка
  • Червяк и змея
  • Человек и лев попутчики

Басни из рукописей средней редакции

  • Волк и собака
  • Воин и вороны
  • Деревья и олива
  • Жаворонок
  • Зима и весна
  • Осел и собака
  • Собака, лисица и петух
  • Стена и клин
  • Лев, Прометей и слон

Басни

Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.

11. Рыбак

Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они бьются, сказал: «Негодные вы твари: играл я вам — вы не плясали, перестал играть — пляшете».

Басня относится к тем, кто все делает невпопад.

12. Лисица и барс

Лисица и барс спорили, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой; но лиса ему на это сказала: «Насколько же я тебя красивее, раз у меня не тело испещренное, а душа изощренная!»

Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела.

13. Рыбаки

Рыбаки тянули сеть; сеть была тяжелой, и они радовались и приплясывали, предвкушая богатый улов. Но когда сеть вытащили, оказалось, что рыбы в ней совсем немного, а полна камнями и песком. И стали рыбаки безмерно горевать: досадовали они не столько из-за самой неудачи, сколько из-за того, что надеялись совсем на другое. Но был среди них один старик, и сказал он: «Полно, друзья: думается мне, что радость и горе друг другу сестры, и сколько мы радовались, столько должны были и горевать».

Так и мы должны взирать на изменчивость жизни и не обольщаться успехами, словно они наши навек: даже после самой ясной погоды приходит ненастье.

14. Лисица и обезьяна

Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать. «В чем дело?» — спросила лисица; а обезьяна, показав на надгробия, воскликнула: «Как же мне не плакать! ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников моих предков!» Но лиса на это ответила: «Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить».

Так и у людей лжецы всего больше бахвалятся тогда, когда изобличить их некому.

15. Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

16. Кошка и петух

Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: «Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер». Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев — старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: «Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?»

Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.

17. Бесхвостая лисица

Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье. Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: «Эх ты! не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно».

Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца, а ради собственной выгоды.

18. Рыбак и рыбешка

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее — ведь она так мала, — а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: «Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой».

Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

19. Лисица и терновник

Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за терновник. Колючки терновника искололи ей кожу, стало ей больно, и начала она его попрекать: ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от него ей стало еще хуже. Но терновник возразил: «Ошиблась ты, голубушка, вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться».

Так и среди людей лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы свойственнее приносить вред.

20. Лисица и крокодил

Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о славе своих предков и, наконец, заявил, что праотцы его были гимнасиархами. Лисица на это ответила: «И не говори! даже по шкуре твоей видно, как усердно ты трудился в гимнасии».

Так действительность всегда изобличает лжецов.

21. Рыбаки

Рыбаки поехали ловить рыбу, но, сколько ни мучились, ничего не поймали и сидели в своей лодке унылые. Как вдруг тунец, уплывая с громким плеском от погони, нечаянным прыжком попал прямо к ним в челнок. А они его схватили, отвезли в город и продали.

Так часто случай нам дарует то, чего не могло принести искусство.

22. Лисица и дровосек

Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он ее приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух: «Не видал», — а рукою меж тем подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не приметили, а словам его поверили; вот дождалась лисица, чтобы они ускакали, вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал ее бранить: он-де ее спас, а от нее не слышит ни звука благодарности. Ответила лиса: «Уж поблагодарила бы я тебя, если б только слова твои и дела рук твоих не были так несхожи».

Эту басню можно применить к таким людям, которые речи говорят хорошие, а дела делают дурные.

23. Петухи и куропатка

Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи стали ее бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили они ее за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и сказала про себя: «Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят».

Басня показывает, что умным людям легче переносить обиды от соседей, если они видят, что те и ближних своих не щадят.

24. Растолстевшая лисица

Голодная лисица увидела в дупле дерева хлеб и мясо, которые оставили там пастухи. Она влезла в дупло и все съела. Но утроба у нее раздулась, и вылезти она не могла, а только стонала и охала. Другая лисица пробегала мимо и услышала ее стоны; подошла она и спросила, в чем дело. А узнав, что случилось, сказала: «Придется тебе здесь сидеть, пока снова не станешь такою, какой вошла; а тогда уж нетрудно будет выбраться».

Фразеологизмы из басен о животных

Автор: Дмитрий Сироткин

Так сложилось, что героями басен чаще всего являются животные.

Поэтому при раскрытии темы фразеологизмов о животных трудно было обойти басни стороной.

В этой подборке более 20 фразеологизмов из басен о животных.

Эзоп (ок. 600 г. до н.э.)
Львиная доля («Лев, Лисица и Осел»)
Гора родила мышь («Рожающая гора»)
Лучше синица в руках, чем журавль в небе («Рыбак и Рыбка»)
Пригреть змею на груди («Крестьянин и Змея»)
Одна ласточка весны не делает ( « Мот и Ласточка » )
Собака на сене («Собака на сене»)

Ж. Лафонтен (1621—1695)
Таскать каштаны из огня («Обезьяна и кот»)
Делить шкуру неубитого медведя («Медведь и два товарища»)

А.П. Сумароков (1717—1777)
Они работают, а вы их труд ядите («Жуки и Пчелы»)

И. И. Дмитриев (1760—1837)
Мы пахали («Муха»)

И.А. Крылов (1769—1844)
Медвежья услуга («Пустынник и медведь»)
Рыльце в пушку («Лисица и Сурок»)
Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська»)
Вертеться как белка в колесе («Белка»)
А Васька слушает да ест («Кот и повар»)
Слона-то я и не приметил («Любопытный»)
Мартышкин труд («Обезьяна»)
Подробнее – фразеологизмы из басен Крылова

Козьма Прутков
Фразеологизмы из «Плодов раздумий»
Если на клетке слона прочтешь надпись: «буйвол», — не верь глазам своим
Щёлкни кобылу в нос — она махнет хвостом
И устрица имеет врагов

М. Е. Салтыкова‑Щедрин (1826—1889)
Премудрый пескарь («Премудрый пескарь»)
Карась-идеалист («Карась-идеалист»)
От него кровопролитнее ждали, а он чижика съел («Медведь на воеводстве»)

С. В. Михалков (1913—2009)
Заяц во хмелю («Заяц во хмелю»)
Да я семь шкур с него спущу и голым в Африку пущу! («Заяц во хмелю»)
Такая корова нужна самому! («Как старик корову продавал»)

Басня – удивительный жанр . Столетиями в нем перелагаются и дополняются сюжеты, созданные легендарным отпущенным рабом Эзопом. И как ни странно, басни Эзопа при этом отличаются большей краткостью , нежели басни его знаменитых последователей – Лафонтена и Крылова.

Читайте также:  Басня Эзопа Бедняк

Также, в баснях Эзопа почти не заметно пафоса морализаторства , чем иногда грешат басни Ивана Андреевича. Не секрет, что излишний морализаторский уклон нередко губит художественные достоинства басни и превращает ее в нечто вроде самоуверенного «наставления о праведной жизни».

Что касается собственно животных, то в фразеологизмах из басен можно встретить самую разную живность , от мелких насекомых, вроде мух, до величественных слонов и львов. Главное, чтобы такое существо отличалось понятной читателю характерной ролью.

Как вы наверное заметили, в этот обзор вошли также фразеологизмы (крылатые выражения) из произведений, которые обычно не относятся к числу басен: максимы Козьмы Пруткова и «сказки для взрослых» Салтыкова-Щедрина. Решение спорное, но здесь мне они показались уместнее , чем среди фразеологизмов о животных из детских сказок или фразеологизмов о животных писателей-прозаиков.

В советское время басня оказалась востребована для борьбы с негативными социальными явлениями и чертами характера (пьянство, воровство и др.). Но осмеянию подвергался лишь политически приемлемый набор таких проявлений, тогда как многие достойные пера баснописца черты советской действительности оставались закрытыми темами . Недаром известному советскому поэту и баснописцу Сергею Михалкову принадлежат такие фразеологизмы как «Партия — наш рулевой» или «А сало русское едят!».

Тема фразеологизмов о животных вызвала у меня какой-то особо повышенный интерес , кроме уже упомянутых обзоров были подготовлены:

  • Фразеологизмы о животных
  • Английские идиомы о животных
  • Фразеологизмы поэтов о животных

А если вам не хочется все время о животных да о животных, то можно перейти, например, к фразеологизмам о погоде или к фразеологизмам о еде.

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то я ведь только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Комментарии также всячески приветствуются!

Эзоп биография для детей и интересные факты

Реальность или миф?

В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».

Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Интересные факты об Эзопе

Факт 1. До наших дней дошла лишь краткая биография Эзопа, так как жил этот древнегреческий поэт очень давно, около 2600 лет назад. Даже в более-менее достоверной информации правду от вымысла отличить достаточно сложно, хотя некоторые моменты его жизни считаются вполне достоверно установленными.

Факт 2. Ни одно из оригинальных произведений Эзопа не сохранилось до наших дней. Известны лишь его стихотворения в переработанном другими античными авторами виде — или, как бы сейчас их назвали, ремейки. Самые старые из этих переработок датируются I веком нашей эры.

Факт 3. Именно басни Эзопа служили основным источником вдохновения и информации для великого баснописца Ивана Крылова. Многие его произведения представляют собой именно творения этого древнегреческого автора, просто в очередной раз переработанные и адаптированные. Что ничуть не умаляет его таланта.

Факт 4. О происхождении Эзопа до сих пор ведутся жаркие споры. К примеру, знаменитый историк Геродот утверждает, что поэт был невольником из Самоса, освобождённым из рабства, а другие античные философы выводят совсем иную его биографию. Есть даже теория, утверждающая, что на самом деле никакого Эзопа никогда не существовало, а под этим именем скрывается собирательный образ нескольких античных авторов.

Факт 5. Существует древний роман “Жизнеописание Эзопа”, которому около 1800 лет, если не больше. В нём утверждается, что поэт страдал от некоего внешнего уродства, но эта версия ставится под сомнение, так как ни один другой автор об этом не упоминает.

Факт 6. Судя по всему, за свою жизнь Эзоп не создал ни одного крупного произведения. Он писал в основном короткие стихотворения-басни, которых (как уже упомянуто выше, в переработанном виде) до наших дней сохранилось 426 штук. Весьма вероятно, их было намного больше.

Факт 7. Басни Эзопа были переведены на множество языков мира. Но при переводах они зачастую перерабатывались — в России над ними работал Крылов, а во Франции, например, знаменитый стихотворец Лафонтен.

Факт 8. На русском языке его произведения тоже издавались в более-менее приближенном к оригиналу виде. Самое крупное русскоязычное издание было опубликовано в далёком 1968 году.

Факт 9. Мартин Лютер, один из крупнейших деятелей эпохи Реформации и основатель такого религиозного направления, как лютеранство, утверждал, что за биографией Эзопа на самом деле скрывается наследие множества поэтов, а сам сборник его произведений представляет собой сборник их стихотворений.

Факт 10. Судя по имеющейся информации, Эзоп действительно писал свои басни в стихотворной форме. Однако, единственный сохранившийся сборник его произведений написан в прозе, но он является переработкой. При этом большинство переводов эзоповских басен также сделаны в стихотворной форме.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Жизненный путь

Родиной поэта-баснописца считается Фригия, что расположена на полуострове Малая Азия. Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?

». На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким».

Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу – свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека. Так выглядит краткая биография баснописца Эзопа.

Биография

Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.

Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.


Эзоп на старинной гравюре

Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.

По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.


Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю

Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.

Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.


Портрет Эзопа

Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.

Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.


Эзоп и петух

На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.

Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.

Творчество

Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

Сборник основных басен Эзопа (278 басен)

Эзоп стал одним из первых, кто понял что Мудрости никогда не бывает много. Его истории трактуют самые запутанные проблемы бытия. И судьба Эзопа подтверждает — мудрости мало что угрожает, разве что невежество.

Басни из переиздания основного эзоповского сборника

  • Блоха и атлет
  • Волк и пастух
  • Гиена и лисица
  • Гиены
  • Домашние голуби и дикие голуби
  • Лисица у Меандра
  • Лебедь
  • Муравей и голубь
  • Путники и ворон
  • Покупка осла
  • Попугай и ласка
  • Прометей и люди
  • Хранитель денег и Клятва
  • Цикада и лисица

Басни Эзопа из рукописей старшей редакции

  • Верблюд
  • Волк и ягненок
  • Два петуха и орел
  • Две сумы
  • Диоген в дороге
  • Диоген и плешивый
  • Дровосеки и дуб
  • Зайцы и лисицы
  • Кабан, конь и охотник
  • Комар и лев
  • Львица и лиса
  • Орешник
  • Осел и мул
  • Птицелов и куропатка
  • Сосна и терновник
  • Собака и повар
  • Собака и улитка
  • Червяк и змея
  • Человек и лев попутчики

Басни из рукописей средней редакции

  • Волк и собака
  • Воин и вороны
  • Деревья и олива
  • Жаворонок
  • Зима и весна
  • Осел и собака
  • Собака, лисица и петух
  • Стена и клин
  • Лев, Прометей и слон

Человечество планеты Земля и Космос

Человечество планеты Земля в настоящем и будущем
Текст данной статьи значительно сокращён, в связи с публикацией сборника статей «Miry parallel’nye jizni, byVictorBalaban»,в который вошла тема этой статьи. В статье используются лишь отдельные фрагменты по этой теме. Учтены недовольства читателей в части ссылок, связанных с понятиями космического разума и высшими цивилизациями. Такие ссылки фактически отсутствуют. Потерял актуальность и эпиграф, в котором выражается то, что уже давно и прочно вошло в нашу жизнь, в образ нашего мышления. К тому же, это образ жизни всего человечества, не только нашей страны. Наша страна просто вошла в общую интерпретацию характеристикземного человеческого разума. В предисловие добавлены отдельные известные афоризмы и авторские интерпретации некоторых афоризмов, сочетающиеся по смыслу с данной темой. Они, в некоторой степени, отражают тему изъятого из статьи материала, который подкрепляется также приложением к статье авторских иносказательных выдержек из известных басен.

Рухнула система наведения тумана на умы людей,
О жизни на Земле по совести и чести, в мире и любви.
Привита переоценка жизненных понятий и приличий,
Все мечутся, куда податься, как вылезти наверх.
У многих «открылся дар» целителей, шаманов, колдунов.
Элита общества поглощена идеей обустройства райской жизни.
Капитал и власть – смысл жизни, её цель, мечта святая.
За взятки, решаются все нужные дела и все проблемы.
В предвкушении наживы, к власти лезут в одурманенных мечтах.
Во власти легче присосаться к прибыльным делам и сделкам.
А путь во власть в коварной лести, в пороках скрытых до поры.
Все свои удачи и успехи к заветной цели обогащения и власти,
Они воспринимают, как божию посылку-благодать для них,
Как божий дар небес для избранных над всеми господам.
Они, как представители от Бога, решают и определяют людские судьбы,
Закон, порядок, путь жизни общества, страны, человечества планеты.
Переосмыслены понятия морали, что эффективно, то и нравственно.
Подлость в отношениях – способ и способность к пронырлевой жизни.
Исчезают нравственные ценности морали, совести благочестивой.

Предисловие
Несколько известных афоризмов, связанных по смыслу с темой статьи. К сожалению, не везде автор смог указать истинных авторов приведенных высказываний.
Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…» (Ярослав Мудрый).
Посмотрите на нас и запомните – с вами сделают тоже самое, когда вы разобщитесь и дадите слабину … Братья, помните о судьбе Югославии! Не дайте поступить с вами так же! (из последнего интервью С. Милошевича).
Все человеческие мнения относительны: кaждый смотрит на вещи так, кaк ему удобно (Вильгельм Виндельбaнд).
Если идёшь на поводу у обстоятельств, то не позволяй, хотя бы, надевать на себя намордник (Ю.Татаркин).
Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться. (Б. Паскаль)
Нервно думая о будущем, люди забывают о настоящем, так что не живут ни в настоящем, ни ради будущего. Они живут так, как будто никогда не умрут, а когда умирают, понимают, что никогда и не жили (Конфуций)
Силы знаний должны быть направлены на самое нужное человеку, на его нравственное самосовершенствование» (Толстой Л.Н.).
Мы выбираем свой путь сообразно с тем, каковы мы сами (Ли Джейд).
Люди, проживая свoю жизнь, в большинстве случаев не очень-тo понимают, что они именно проживaют её, а не живут.
Кто-то берет oт жизни сколько хочет, в соответствии со своей наглостью, другие – скoлько могут. и лишь отдельные – сколько совесть позвoляет.
Для одних, жизнь как зебра, из чeрных и белых полос. Жизнь для других, это шaхматная доска, на которой все зависит oт каждого хода.
Конец приходит всем и все покинут этот свет. Хоть и разная цена ухода, но результат у всех один. В простом гробу, как положено в природе, съедят плоть черви, а в дорогом, хоть в золотом, – в зловонном смраде телу разлагаться. Для смeрти санов нет, истлеют тела всех, по времени процесса только различаясь.
Любое из состояний — это мысли. Нe нравится текущее состояние? Мeняй мысли, соответственно изменится и твоё состояние.
Когда человеку неудобно лежать на однoм боку – он переворачивается нa другой, а когда ему жить нe удобно – он начинает жаловаться. Не лучше ли, сдeлать усилие и перевернуть что-то в себе!
Слабых презирают, обижают, некоторые их жалеют, а зависть, если не получил наследство, нужнo заработать!
Чтобы стремиться к лучшей разумной жизни, следует понимать жизнь текущую и видеть её тaкой, какая она есть, а нe такой, какой хочется видеть её.
Ничто не обходится в жизни тaк дорого, как болезнь и глупoсть.
Есть три ловушки, которые вoруют радость и миp: неблагодарность за прошлое, неудовлетворенность настоящим, фантастические мечты о будущeм, которым не суждено сбыться.
Зерна лучшей жизни тогда лишь прорастают, когда умеешь дорожить тем, что есть у тебя.
Если кому-то удаётся обмануть людей, это не значит, что люди глупы. Просто люди доверяли им больше, чем они этого заслуживали.
Многое можно пережить в жизни, пока есть, для чегo жить, кого любить, о кoм заботиться и кому верить.
Если от нас отворачивается какая-то группа людей (даже в масштабе целой страны) то, возможно, жизнь просто избавляет нас oт некоторой части человеческого мусора?
Будьте благодарны за то, чтo у вас eсть, и добивайтесь большего. Eсли вы концентрируете своё вниманиe на том, чего у вaс нет, вам никогда нe будет достаточно достигнутого.
Жизнь пролетает моментальнo. , а мы живем, как будтo пишем черновик, размашисто и бегло. , не пoнимая в суете скандальной, что нaша жизнь — всего лишь тoлько миг, который тратим мы бездумно.
Когда человек совершает свои ошибки вторично, это уже не ошибки, этo его жизненный выбор.
Взрослыми становятся, не когда пeрестают слушать родителей, а когда пoнимают, что родители были правы!
Зависть – пассивное чувство недовольства. Ненависть – активное чувство недовольства. Зависть быстро переходит в ненависть внутреннего содержания, с которой предстоит жить, вместе с постоянным желанием её реализации.
Нравственная разумность – важнейшее свойство человеческой натуры, характеризующая его как человека.
Выбирая поводыря, смотри в оба! Доверяя ему, можно оказаться в любой наихудшей ситуации.
Учтивые манеры придают политику искренность и приятность восприятия того, о чём он говорит. Так, прикладывая руку к сердцу, он маскирует этим жестом своё истинное лицо и правдоподобность своих изречений.
Всадник может быть и без головы, но лошадь, везущая его, не может позволить себе этого.
Для полного удовлетворения, чтобы достичь максимума, всегда не хватает в наличии минимума.
Глубину колодца, как и глубину души, можно измерить брошенным туда камнем.
Даже самая большая правда бессильна против маленькой лжи, если ложь устраивает всех.
У лжи широкая дорога, у правды узкая тропа. Ложь – это скользкие слова, они заползают в любые уши. А правда – тонкая струна, не каждому дано её услышать.
Некоторым, находящимся по уши в дерьме, через заляпанные дерьмом глаза, видятся на небосводе сверкающие звезды своих возрений.
Мрази убивающие детей тоже, ведь, находятся под надзором небес. Интересно, под чьим надзором?
Помыслы – это показатель нашего духовного состояния.
Чем сложнее выбранный путь, тeм меньше попутчиков.
.
Приложение

Читайте также:  Басня Эзопа Кошка и Петух

Что касается других аспектов рассуждений, приведу вместо них, и по теме, иносказательные версии басен, аллегории, из репертуара басен Эзопа, Лафонтена, Крылова, Толстого в интерпретации автора.
Использованы басни с сайта: http://narodstory.net/ezop.php

Из басен Эзопа, древнегреческого мудреца (шестой век до н. э.)
Женщина и Курица
У Вдовушки была Курочка, которая каждый день несла по яйцу. Вдовушка подумала, что если Курочку кормить побольше, то она будет нести и по два яйца в день. Так она и сделала; но Курочка вскоре так растолстела и разжирела, что и вовсе перестала нестись. Мораль басни: Из-за непонимания некоторых жизненных основ, жадность приводит к тому, что можно потерять и то, что имеешь.

Верблюд и люди

Волк, Пес и ошейник

Пророк

Галка и Павлины

Галчонок и Голуби читать

Две Лягушки

Дикий осел

Звездочет

Коза и Козопас

Коза и Осел

Лев, Медведь и Лиса

Мышка в котле

Осел и его Хозяева

Лев и Ослы

Путник и Гадюка

Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, принёс домой, отогрел. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась – укусила своего спасителя. Почувствовав смерть, Путник сказал: “Зачем я спас умирающую тварь, ее живую надо было убить. Вот и поплатился я жизнью за то, что потворствую злу “. Это пример тому, что злая, отвратительная душа не только не платит благодарностью в ответ на добро, но в удобный момент норовит причинить зло своему благодетелю.
Из басен Лафонтена. Высмеивается тщеславие, наглость и скупость

От меня вы ложными клятвами спасаетесь, но от Бога вы ведь не спасётесь.
Ложная клятва всегда нечестива, как её не прикрывай.
Не забывай и отдавай тому почтенье, в ком ты нашёл защиту и спасенье.
Умы последнего разбора, за исключеньем вздора, вы не годитесь ни к чему,
Соловей разжалобитьКоршуна хотел, но тот песню перебил: «Я голоден, а ты мне свой голосок суешь. не слышу я тебя, покабрюшко своё добычей не заполню ».
Держитесь правила такого неизменно: В стае зверей не льстите грубо. И, чтоб недоверие не возбудить у вожака, не выражайтесь откровенно.
Таков судьбы закон суровый. Предупрежденье шлет он нам. Кто для других сплетает ковы,
В них попадает часто сам!
Лучше друга верного держаться, чем за обманчивой надеждой о лучшей жизни всё гоняться.
Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное Зерно и известил: «Какая вещь пустая! Не глупо ли, что так высоко его ценят?По мне, так лучше горсть овсяных зёрен поклевать.
Шакалам, насытившим себя тушей убиенной, перечить глупо львам голодным, рвущим тушу на куски.
Крысы замышляют войну с котом, а он идет навстречу им, мурлыча. Заслышав этот грозный звук,
премудрые все Крысы разбежались вмиг,забыв к войне приготовленья.
Родные братья спор затеяли, деля наследство. И всё наперекор друг другу! Шло время и узнают они, что разорены, от их бездействия в делах наследства.
Кто век живет глупцом, тот видит корень зла лишь в том, что от него Фортуна прочь ушла. Для мудрого ж, наивна эта простота. Многое решается упорством к цели и трудом стараний.
Из басен Крылова. Мораль каждой очевидна и понятна любому
«Не досуг мне, разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», – сказал Ягненку Волк и в темный лес его он поволок.
Ты сер, а я, приятель, сед, и волчью вашу я давно натуру знаю. А потому обычай мой:
С волками не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой».
Хохлатка в суп попалась. В своих расчётах человек бывает слеп и глуп, как та хохлатка, что попала в суп.
Кого зверьми владеть поставила природа и, что важнейшая наука для царей, знать свойство своего народа и выгоды земли своей.
В дальний путь пускайтеся не вдруг, что б ни сулило вам воображенье ваше. Не сыскать вам земли краше, где ваша милая, иль, где живет ваш друг.
Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку. Человек умелый громок на делах и думает свою он крепко думу, и всё без шуму.
Если ближнего ушей ты не жалеешь и всё трендишь ты о своих успехах, то все твои слова тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Мартышка в зеркале, себя увидев, молвила: «Я удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была б похожа». На что ей Мишка отвечал: «Ты б на себя кума, получше б посмотрела».

Квартету музыкантов так молвил Соловей: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь”.
Возмущенный повар, дав волю слов теченью, не находил конца нравоученью. А Васька кот слушает, да ест. Так всё жаркое кот и съел, слушая в свой адрес наставленья.
Глиняный Горшок с Котлом чугунным были неразлучны и странствия их были далеки. Но домой с дороги, лишь Котел целым воротился. А от Горшка остались одни лишь черепки.
Ворона оценила пение своих друзей, Петуха и Кукушки: “Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, вся ваша музыка плоха!”. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись и вместе трое все в него впряглись. Из кожи лезут вон, Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, Щука тянет в воду, а возу все нет ходу! Кто виноват из них, кто прав? Да только воз и ныне там.
Пример о лопнувшей лягушке, что дулась, стараясь быть больше всех, на свете не один. Пример такой: когда жить хочет мещанин, как именитый гражданин, а сошка мелкая – как знатный дворянин.
Приметная черта: когда боится трус кого-то, то думает, что на того весь свет глядит его глазами.
Пока был умный жрец, кумир не путал врак; а как засел в него дурак, то идол стал болван болваном.
Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам не подняться никогда до облаков!
Мне хочется, невеждам не во гнев, весьма старинное напомнить мненье: что если голова пуста, то голове ума не придадут места.
Свинья роет корни Дуба. Ей с Дуба Ворон говорит: “Это дереву вредит, оно засохнуть может”. Пусть сохнет, – говорит Свинья, – ” В нем проку мало вижу я; лишь были б желуди, ведь я от них жирею”.
Скворец демонстрирует птицам своё пение, подражая соловью. И они оценили его так: “Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем”.
Моська хвалится: ” Вот то-то мне и духу придает, что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”
Чижа захлопнула злодейка-западня. Бедняжка в ней и рвался и метался, а Голубь молодой над ним же издевался. И тут же сам запутался в силок. И справедливо, чужой беде не смейся, Голубок.

Аллегория на басни Толстого, со смыслом басен мудрого Эзопа
Волк предложил Кобыле свои услуги, подлечить хромающего жеребенка. «Сначала полечи мою правую заднюю ногу» – ответила та. Волк зашёл к Кобыле, сзади, а та, как ударила его копытом, так выбили ему все зубы.
Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:«Смотрю на тебя, – ну чем не царская ты птица! Ещё бы голос был, так принцем тебе быть средь птиц». Ворон разинул рот и каркнул, что было мочи. Мясо упало, Лисица подхватила его и говорит: «А был бы у тебя ещё и ум, быть тебе царем в вороньем царстве».
Напал комар на льва, покоя не даёт, жалит в нос, в глаза. Измотал вконец он зверя и довольный, что зверя одолел, улетел в кусты. А там запутался он в паутину паука, и стал паук его сосать. Бывает ведь и так, одолеешь зверя сильного, а погибнешь от крошечного в размерах паука.
У одного хозяина курица несла яйца в золоченной скорлупе. И он подумал: «У неё там золото внутри, выпотрошу её и всё золото сразу заберу».Так и сделал, но никакого золота внутри неё он не нашёл. Человек идёт на многие глупости, когда ему ума не хватает.
Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала это и говорит: «Ты их выведешь, они вырастут и тебя первую обидят и накажут за твою доброту». Не разбираясь, кому следует помогать, кому нет, с кем можно дружить, с кем нет, можно попасть в беду.
Однажды лев не тронул пораненную мышь и отпустил её. А через время охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «За сделанное добро, добром платят». У басни этой предельно ясная мораль.
Захотелось козлу напиться. Он спустился под кручу к колодцу, напился, но выбираться назадне может. Лисица увидала его беспомощные попытки и говорит: «То-то, бестолковый! Коли бы у тебя было бы ума столько, сколько в бороде волос, то прежде, чем сюда забраться, подумал бы, как назад будешь выбираться».
Молодой олень спрашивает вожака оленьего стада: «Батюшка, ты и больше и резвее волков, да еще и рога у тебя огромные для защиты; отчего же ты так боишься их?» .Олень отвечает: «Правду говоришь, дитятко. У нас у всех такая беда, как только слышим вой волков, так сразу, пускаемся бежать и забываем думать, что всем стадом могли бы защищать себя».
Хозяин загрузил поклажей осла и лошадь. Осел предложил лошади: “Мне тяжело, возьми с меня немного клади”. Лошадь не послушалась его. Осел споткнулся и сломал ногу. Хозяин переложил поклажу с осла на лошадь и лошадь взвыла: ” Не хотела я немножко подсобить Ослу, теперь вот, ели-ели, всё тащу”. Поддерживая друг друга, облегчаем себе преодолевать жизненные трудности.
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт и кинулась отнимать у той собаки ещё другой кусок. Помутнела вода от упавшего мяса и, уплыло оно. И осталась собака ни с чем. Жадность, не редко, до добра не доводит.

Ссылка на основную публикацию