Басня Эзопа Олень и Виноград

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Огородник.
Олень и виноград.
Олень и лев.
Олень и лев.
Олень.
Оратор Демад.
Орел и жук.
Орел и лисица.
Орел, галка и пастух.
Орешник.

Огородник
Огородник поливал овощи. Кто-то к нему подошел и спросил, почему сорные растения бывают такие здоровые и крепкие, а домашние – тонкие и чахлые? Ответил огородник: “Потому что земля для одних – мать, а для других – мачеха”.
Так несхожи бывают и дети, которых растит мать и которых растит мачеха.

Олень и виноград
Олень, убегая от охотников, спрятался в винограднике. Прошли охотники мимо, и олень, решив, что его уже не заметят, стал объедать виноградные листья. Но один из охотников обернулся, увидел его, метнул оставшийся дротик и ранил оленя. И, почувствовав смерть, олень со стоном сказал сам себе: “Поделом мне: виноград меня спас, а я его губил”.
Басню можно применить к людям, которые обижают своих благодетелей, и за это их наказывает бог.

Олень и лев
Олень, томимый жаждой, подошел к источнику. Пока он пил, заметил он свое отражение в воде и стал любоваться своими рогами, такими большими и такими ветвистыми, а ногами остался недоволен, худыми и слабыми. Пока он об этом раздумывал, появился лев и погнался за ним. Олень бросился бежать и далеко его опередил: Пока места были открытые, олень бежал вперед и оставался цел, но когда добежал до рощи, то запутались его рога в ветвях, не мог он дальше бежать, и лев его схватил. И, чувствуя, что смерть пришла, сказал олень сам себе: “Несчастный я! в чем боялся я измены, то меня спасло, а на что я больше всего надеялся, то меня погубило”.
Так часто в опасностях те друзья, которым мы не доверяли, нас спасают, а те, на которых надеялись, – губят.

Олень и лев
Олень, убегая от охотников, очутился около пещеры, в которой жил лев, и вбежал туда, чтобы спрятаться. Но схватил его лев, и, погибая, олень молвил: “Злополучный я! убегал от людей, а попал зверю в когти!”
Так иные люди из страха перед малыми опасностями бросаются в большие беды.

Олень
Олень, незрячий на один глаз, пришел на берег моря и стал пастись, зрячим глазом повернувшись к земле, чтобы следить, не появятся ли охотники, а слепым глазом – к морю, откуда он не чаял никакой беды. Но мимо проплывали люди, заметили его и подстрелили. И, уже испуская дух, сказал он сам себе: “Несчастный я! земли я остерегался и ждал от нее беды, а море, у которого я искал прибежища, оказалось куда опаснее”.
Вопреки нашим ожиданиям, то, что казалось опасным, оказывается полезным, а то, что казалось спасительным, оборачивается коварным.

Оратор Демад
Оратор Демад говорил однажды перед народом в Афинах, но слушали его невнимательно. Тогда он попросил позволения рассказать народу Эзопову басню. Все согласились, и он начал: “Деметра, ласточка и угорь шли по дороге. Очутились они на берегу реки; ласточка через нее перелетела, а угорь в нее нырнул. ” И на этом замолк. ” А что же Деметра?” – стали все его спрашивать. ” А Деметра стоит и гневается на вас, – отвечал Демад, – за то, что Эзоповы басни вы слушаете, а государственными делами заниматься не хотите”.
Среди людей неразумны те, кто пренебрегают делами необходимыми, а предпочитают дела приятные.

Орел и жук
Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся,- к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.
Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

Орел и лисица
Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало – не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь – летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.
Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обтженных, то от кары богов им все равно не уйти.

Орел, галка и пастух
Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: “Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она – орел”.
Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орешник
Рос орешник возле дороги, и прохожие с него каменьями сбивали орехи. Со стоном орешник молвил: “Несчастный я! что ни год, я сам себе ращу и боль и поношенье”.
Басня о тех, кто страдает за свое же добро.

Басни Эзопа В Стихах Олень И Лев 2

Название: Басни Эзопа В Стихах Олень И Лев 2

Длительность: 1 мин и 6 сек

Битрейт: 192 Kbps

1.45 MB и длительностью 1 мин и 6 сек в формате mp3.

Басни Эзопа В Стихах Эзоп На Корабельной Верфи

Басня Воришка Автор Юрий Жданович

Эзоп Басня Отец И Сыновья

Орёл И Лисица Басня Эзопа Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Басня Купец И Красавица Автор Юрий Жданович

Басни Эзопа В Стихах Бесхвостая Лисица

Басни Эзопа В Стихах Орёл И Жук

136 Лев И Лисица Басни Эзопа В Переводе И Мартынова

Басни Эзопа В Стихах Оратор Демад

Басни Эзопа В Стихах Враги

Басни Эзопа В Стихах Слепец

Басни Эзопа В Стихах Пахарь И Волк

Басни Эзопа В Стихах Хвастливый Пятиборец

Басни Эзопа В Стихах Человек Обещающий Невозможное

Басни Эзопа В Стихах Пастух

Орёл И Жук Басня Эзопа Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Басня Дед Автор Юрий Жданович

Басни Эзопа В Стихах Лисица И Лев

Басни Эзопа В Стихах Крестьянин И Его Сыновья

Басни Эзопа В Стихах Угольщик И Сукновал

Басни Эзопа В Стихах Кошка И Петух

Басни Эзопа В Стихах Лисица И Дровосек

Басни Эзопа В Стихах Собака С Куском Мяса

Басни Эзопа В Стихах Человек И Сатир

Басни Эзопа В Стихах Юноши И Мясник

Басни Эзопа В Стихах Лягушки

Басни Эзопа В Стихах Путники И Медведица

Басни Эзопа В Стихах Олень

Басни Эзопа В Стихах Крестьянин И Судьба

Басни Эзопа В Стихах Ворожея

Басни Эзопа В Стихах Лягушки

Басни Эзопа В Стихах Лев И Крестьянин

Басни Эзопа В Стихах Пасечник

Басни Эзопа В Стихах Борей И Солнце Анимация С Солнцем

Басни Эзопа В Стихах Олень И Лев

Басни Эзопа В Стихах Лисица И Крокодил

Басни Эзопа В Стихах Трус Отыскавший Золотого Льва

Басни Эзопа В Стихах Рыбак 2

Басни Эзопа В Стихах Волы И Ось

Басни Эзопа В Стихах Лисица И Барс

Басни Эзопа В Стихах Голодные Собаки

Все Верно Бык Басня

Басни Эзопа В Стихах Лисица И Виноград

Басни Эзопа В Стихах Лев И Лягушка

Басни Эзопа В Стихах Комар И Бык

Басни Эзопа В Стихах Звездочёт

Басни Эзопа В Стихах Чайка И Коршун

Басни Эзопа В Стихах Старик И Смерть

Басни Эзопа В Стихах Собака И Заяц

Читайте также:  Басня Эзопа Человек, потерпевший крушение, и Море

Басни Эзопа В Стихах Олень И Лев 2

Spawn The Director S Cut Payback

Нереальный Танец Японца Как Он Это Делает Hd

Hmp Northumberland Fail Why Can T These Idiots Respect My Space

Игровые Приколы 35 18 Best Game Coub Приколы Из Игр

Anno 2205 English 04 Statue Monument Beginning Road To Anno 1800 Let S Play Fullhd 60 Fps

Playing God S Music

Africa Magic Viewer S Choice Awards 2020 Nominees Amvca 2020

Nightcore The Storm Thefatrat Maisy Kay Lyrics

Newcastle Tyne Wear Bouncer Says I Need Permission To Film

Rome 2 Tactics Hammer And Anvil

Ya Ll Barbz Gotta Chill On This Nicki Minaj Wax Figure Fortheonetime

Цигун Видео Упражнения Утренняя Гимнастика С Ли Холденом На 20 Минут

Partita In C Minor Hwv 444 Iii Courante Handel

Uriyadi Director Vijay Kumar I Don T Want To Know Uriyadi S Box Office Collection Bofta

Мне Ленка Нравится Доярка Дмитрий Тамбовский

Рыбалка Павел Салаш Эх Рыбалочка Мой Второй Клип На Авторскую Песню The Song About Fishing

First Ionity Charger In Norway

Friendship Powers Activate

Музыкальные Пародии Новые Русские Бабки

On Top Of Old Smokey Piano

The Last Kingdom Season 3 Official Trailer Hd Netflix Reaction

Monday Midday Weather Update

Way Of The Nioh Seven Master

Crankiplier I Wanna Ruin Our Friendship

I Quit Sniping For A Day And This Happened

Музыка Для Души Красивые Песни В Дорогу Душевный Сборник Шансона 2017 2018

Renegades React To Game Of Thrones Season 8 Episode 3

Destiny Tower Weapons Crucible Challenge

Yale Bans Fraternity For Chants Against Women

Infiltration The Plot To Destroy The Church From Within With Dr Taylor Marshall

Sf Is So Poorly Run People Are Eating Poop Thanks Pelosi

В Чём Суть Curse Of The Dead Gods Ранний Доступ Обзор

Все Звезды Для Любимой

One Week In My Life Vlog 15 Swedish Countryside Zero Menu Slow Living

Hayabusa Breakdown Goa Padha Mehnga

Ap Election Commissioner Ramesh Kumar Press Meet Vijayawada Live Sakshi Tv

Wwe Raw 17Th March 2020 Full Highlights Wwe Raw 3 17 2020 Full Highlights

Civilization 5 Civ 5 Earth 2014 Mod Gameplay Putin S Russia Part 34

Yep Yeni Yigma Mahni 2017 Blatnoy Varavskoy Music

Wwe Supershowdown 15 March 2020 Highlight Wwe Highlight Supershowdown 3 15 2020

Buffy The Vampire Slayer 6X22 Grave Reaction Finale

Red Dead Redemption 2 Watson S Cabin Location Solution

La Vida Moderna 3X85 Es Llamar Summer Crush A Cuando Te Tiraste A Tu Prima En El Pueblo

The Shocking Truth About Muslims

Coronavirus Song 10 Hours

Vivo Usando Solo Life Hacks Per Una Settimana

Eastenders Stacey Scenes 2Nd November 2004

Clorets Winners Bola Enigma And Living In Bondage Amvca7 Africa Magic

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Басня Эзопа Олень и Виноград

Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος ) — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. ДО н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).

Читайте также:  Басня Эзопа Бык и дикие козы

Содержание

Биография в античной традиции

Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Впервые его упоминает Геродот, который сообщает (II, 134), что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 годы до н. э.,) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона.

Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, а первого его хозяина звали Ксанф. Но эти данные извлечены из более раннего рассказа Геродота путём ненадёжных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона). Аристофан («Осы») уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V века) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV века), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крёзе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов. Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов, — все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV века до н. э.

Важнейшим памятником этой традиции стал анонимный позднеантичный роман (на греческом языке), известный как «Жизнеописание Эзопа». Роман сохранился в нескольких редакциях: древнейшие его фрагменты на папирусе датируются II веком н. э.; в Европе с XI века получила хождение византийская редакция «Жизнеописания».

В «Жизнеописании» важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у ранних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции.

Древность не сомневалась в историчности Эзопа. Лютер в XVI веке впервые поставил его под сомнение. Филология XVIII века обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX века довела его до предела: Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи.

В XX веке отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа.

Наследие

Под именем Эзопа сохранился сборник басен (из 426 коротких произведений) в прозаическом изложении. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил», — говорит у Аристофана одно действующее лицо. Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый «Эзопов сборник» вошли басни самых различных эпох.

В III веке до н. э. его басни были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (около 350 — около 283 года до н. э.). Это собрание было утрачено после IX века н. э.

В I веке вольноотпущенник императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом (многие басни Федра оригинального происхождения), а Авиан, около IV века, переложил 42 басни латинским элегическим дистихом; в Средневековье басни Авиана, несмотря на их не очень высокий художественный уровень, пользовались большой популярностью. Латинские версии многих басен Эзопова сборника, с добавлением более поздних сказок, а затем и средневековых фаблио, составили так называемый сборник «Ромул». Около 100 года н. э. живший, по-видимому, в Сирии Бабрий, римлянин по происхождению, изложил эзоповы басни греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом (1260—1310) в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев.

Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.

Мартин Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания».

Басни Эзопа были переведены (часто переработаны) на многие языки мира, в том числе знаменитыми баснописцами Жаном Лафонтеном и И. А. Крыловым.

В СССР наиболее полный сборник басен Эзопа в переводе М. Л. Гаспарова был издан издательством «Наука» в 1968 году.

В западном литературоведении басни Эзопа (так называемая «эзопика») принято идентифицировать по справочнику Эдвина Перри (см. Perry Index), где 584 сочинения систематизированы, главным образом, по языковому, хронологическому и палеографическому критериям.

Некоторые басни

  • Белая Галка
  • Бык и Лев
  • Верблюд
  • Волк и Журавль
  • Волк и Пастухи
  • Вороны и другие птицы
  • Вороны и Птицы
  • Ворон и лисица
  • Галка и Голубь
  • Голубь и Вороны
  • Грач и Лиса
  • Два друга и Медведь
  • Два рака
  • Две лягушки
  • Дикая Коза и виноградная ветка
  • Дикая Собака
  • Заяц и Лягушки
  • Зевс и Верблюд
  • Зевс и стыд
  • Змея и Крестьянин
  • Как лиса сосала у Кабана
  • Коза и Пастух
  • Крестьянин и его сыновья
  • Курица и Ласточка
  • Курица и Яйцо
  • Куропатка и Курицы
  • Ласточка и другие птицы
  • Лев и Ишак
  • Лев и Коза
  • Лев и Комар
  • Лев и Медведь
  • Лев и мышка
  • Лев с другими животными на охоте
  • Лев, Волк и Лиса
  • Лев, Лиса и Ишак
  • Летучая мышь
  • Лиса и Аист
  • Лиса и Баран
  • Лиса и Голубь
  • Лиса и Дровосек
  • Лиса и Осёл
  • Лиса и виноград
  • Лошадь и Ишак
  • Львица и Лисица
  • Лягушка, Крыса и Журавль
  • Лягушки и Змея
  • Мухи
  • Мышь и Лягушка
  • Мышь из города и Мышь из деревни
  • Обе курицы
  • Обе лягушки
  • Олень
  • Олень и Лев
  • Орёл и Галка
  • Орёл и Лиса
  • Орёл и Черепаха
  • Осёл и Коза
  • Осёл и Лиса
  • Осёл и Лошадь
  • Осёл, Грач и Пастух
  • Отец и Сыновья
  • Павлин и Галка
  • Пастух и Волк
  • Пастух-шутник
  • Петух и Диамант
  • Петух и Прислуга
  • Собака и Баран
  • Собака и Волк
  • Собака и кусок мяса
  • Старый Лев и Лиса
  • Три быка и Лев
  • Тростник и Оливковое дерево
  • Хвастливый пятиборец
  • Человек и Куропатка
  • Черепаха и Заяц
  • Юпитер и Змея
  • Юпитер и Пчёлы
  • Ягнёнок и Волк

Цитаты

  • Благодарность — признак благородства души.
  • Говорят, что Хилон спросил Эзопа: «Чем занят Зевс?» Эзоп ответил: «Делает высокое низким, а низкое высоким».
  • Если человек берётся за два дела, прямо противоположных друг другу, одно из них непременно не удастся ему.
  • Каждому человеку дано своё дело, и каждому делу — своё время.
  • Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Литература

Переводы

  • В серии: «Collection Budé»: Esope. Fables. Texte établi et traduit par E. Chambry. 5e tirage 2002. LIV, 324 p.
  • Езоповы басни с нравоучением и примечаниями Рожера Летранжа, вновь изданные, а на российской язык переведены в С.-Петербурге, канцелярии Академии наук секретарем Сергеем Волчковым. СПб., 1747. 515 стр. (переиздания)
  • Езоповы басни с баснями латинского стихотворца Филельфа, с новейшего французского перевода, полным описанием жизни Езоповой… снабденного г. Беллегардом, ныне вновь на российской язык переведенные Д. Т. М., 1792. 558 стр.
  • Басни Езоповы, переведенныя с греческаго Иваном Мартыновым. СПб., 1823
  • Полное собрание басен Езопа… М., 1871. 132 стр.
  • Басни Эзопа. / Пер. М. Л. Гаспарова. (Серия «Литературные памятники»). М.: Наука, 1968. 320 стр. 30 000 экз.
    • репринт в той же серии: М., 1993.
    • переизд.: Античная басня. М.: Худож. лит. 1991. С. 23-268.
    • переизд.: Эзоп. Заповеди. Басни. Жизнеописание / пер. Гаспарова М. Л. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 288 с. — ISBN 5-222-03491-7
Читайте также:  Басня Эзопа Богач и Кожевник

Эзоп «Лиса и виноград», И.Крылов «Лисица и виноград»

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград».

УУД

Познавательные:

  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
  • выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации, текстами;
  • проводить сравнительный анализ двух произведений;
  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.

Коммуникативные:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  • работать в паре, в группе.

Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс. 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс. 2 часть», тетрадь на печатной основе, videouroki, карточки для общей таблицы.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре –
Смело четко говорим
И тихонечко сидим

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II Подготовка к основному этапу

Постановка учебной задачи.
Актуализация знаний

– Кто может назвать тему урока?
– Что такое басня?
– От какого слова произошло слово «басня»?
– Чем отличаются басни от других жанров фольклора?
– С какими баснописцами знакомы?

Работают в паре. Вспоминают изученный материал 2 класса.
Высказывают предположения о теме урока. Делают прогноз

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу
Регулятивные: формулируют учебную задачу
Познавательные: формулирование познавательной цели
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками

III Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.

Ознакомление с содер-жанием басен.

– Прослушайте сообщение о баснописце Эзопе
– Прочитаем басню вслух.
– Какое слово не понятно?
(Лоза – длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)
– Кто герой? (Лисица.)
– Какая история с ней произошла?
– Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
– Найдите мораль. Где она находится?
– Прочитайте.
– Как вы её понимаете?
– Что значит «винить обстоятельства»?
Попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».
– На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?
– Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?
– Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?

Слушают подготовленное сообщение товарищем

Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания

Коммуникативные: умение слушать своего товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста
Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено

IV Физ. минутка

Гимнастика для глаз

Направлена на сохранение здоровья детей. (электронный ресурс)

Выполняют упражнения для глаз

V Работа по теме урока (продолжение)

Ознакомление с содер-жанием басен.

– Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?
– Что вы помните об Иване Андреевиче Крылове?
– Прослушайте биографию баснописца? Запишите в тетрадь биографические данные о которых вы не знали или забыли (videouroki )
-Прослушайте басню.
– Понравилась вам басня?
– Прочитайте басню еще раз про себя.
– Какие слова требуют объяснения?
– Где можно найти значение этих слов?
– Найдите и прочитайте их значение.
Рделись – выделялись красным цветом, краснели
Яхонты – старинное название рубина и сапфира

Слушают и записывают в тетрадь биографические факты, читают написанное, слушают аудиозапись басни,
Отвечают на вопросы, выполняют задания

Коммуникативные: умение слушать своего товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,
Регулятивные: контроль, осознание того, что уже усвоено

VI Работа по теме урока. Cравнение басен

Проведение сравнительного анализа басен

– Сравним две басни, работая в группах, по плану:
1. Форма изложения (в прозе или в стихах).
2. Сюжет (разный или одинаковый, только факты или подробный, выразительный).
3. Герой.
4. Построение басни (повествование, мораль)

Проверка выполненной работы.

– Если в басне И.А.Крылова мораль?
– Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью?
– Как вы ее понимаете?
– Как называется такая мораль?
(скрытой).

Работа в группах по плану в тетрадях

Познавательные: структурирование знаний, анализ, синтез
Регулятивные: осуществлять самоконтроль, осознание того, что уже усвоено
Коммуникативные:
взаимодействие в группе, инициативное сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формой речи, контроль культуры речи

VII Рефлексия

Совершенствование себя и своих знаний

– Итак, ребята, какие мы с вами цели ставили в начале урока?
– Достигли ли мы их?
– Как вы поняли основной нравоучительный смысл этих двух басен?
– Чему нас учат эти басни?
– Оцените свою работу

Оценка деятельности. Рассуждают, высказывают свои мнения

Формировать личностные УУД: осознание ответственности за общее благополучие.

VIII Дом. задание

Развитие памяти, выразительного чтения

– Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Лисица и виноград» или Эзопа по желанию

Записывают дом. задание в дневник

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Презентация по литературе на тему «ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА. ЭЗОП «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД», ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД»

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели урока: 1) формирование навыков выразительного чтения; 2) формирование умения выделять главное в прослушанном сообщении; 3) формирование навыков конструирования вопросов к статье учебника.

Из басен народов мира. Эзоп «Лисица и виноград», Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»

Подумай и ответь… – Что такое басня? – Какие признаки басни вам известны? 1. Басня может быть написана в стихотворной и прозаической форме. 2. Героями басни чаще всего бывают животные, но могут быть и люди. 5. Басня содержит аллегорию. 3. В басне имеется вывод – мораль. 4. Много крылатых выражений. – Что такое аллегория? – Что такое мораль?

Жанровые признаки басни Свойство персонажей басни Цель басни Композиция басни Основа жанра басни Басня – источник пословиц, крылатых выражений Условность Назвать порок, воспитать на отрицательном примере Рассказ и моральный вывод Аллегория. Ворон – тщеславие, легкомыслие. Лисица – лесть, хитрость. Друзья познаются в беде. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Выразительное чтение басен Эзопа «Лисица и виноград»

Жан де Лафонтен

Выразительное чтение басни Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»

Подумай и ответь… – Из каких частей состоит басня? Прочтите их выразительно. Почему Лисице удалось обмануть Ворона? Какова мораль прочитанной басни Эзопа? Найдите строки, в которых нашла отражение мораль басни. На чьей стороне ваши симпатии? Какие особенности басенного жанра подчеркивает Лафонтен?

Подумай и ответь… – Сопоставьте басни двух баснописцев, выявите сходства и различия басен Эзопа и Лафонтена. Эзоп Лафонтен Индивидуальные характеристики героев Форма организации художественной речи Особенности морали Позиция автора

Проверь себя Эзоп Лафонтен Индивидуальные характеристики героев Индивидуальные характеристики отсутствуют Персонаж обладает индивидуальными характеристиками (гасконец, нормандец, любезник) Форма организации художественной речи Прозаическая Стихотворная Особенности морали Мораль и иллюстрирующее ее повествование уравнены в правах Мораль – способ лирического самовыражения Позиция автора Моральный вывод в готовом виде предложен читателю Поэт общается с читателем как равный с равным, приглашает вместе найти истину

Домашнее задание 1. Прочитать статью учебника «Русские басни», составить вопросы к статьям учебника о М.В. Ломоносове и «Русская басня 20 века». Индивидуальное задание: 2. Подготовить сообщения о Копернике и Птолемее.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

  • Русский язык и литература

Презентация поможет узнать обучающимся о жизни баснописцев, а также много интересного о самом жанре басни. На данном уроке я попыталась создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организовать деятельность учащихся, стать помощником и участником учебного процесса.

Презентация наглядно поможет обучающимся лучше усвоить новый материал.

При отборе форм и методов обучения (наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная) учитывались поставленные задачи, возрастные особенности.
На уроке использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации);
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

Ссылка на основную публикацию