Басня Эзопа Орел и Лисица

Исследование басни Эзопа Орел и лисица

Басни Эзопа публикуются на странице Эзоп – http://stihi.ru/avtor/ezop

Предисловие к басням, сборники басен и Жизнеописание Эзопа можно почитать на Пиру в честь Эзопа на форуме сотворчества. Это праздник, который празднуется первые семь дней февраля ежегодно на Галактическом Ковчеге. Там же вы можете опубликовать ваши переводы басен Эзопа и античных авторов, ваши новые, современные басни и притчи в прозе и стихах.
http://kovcheg.ucoz.ru/forum/57 раздел ПИР на весь МИР!

Музыкальная презентация к празднику – http://sseas7.narod.ru/10.htm

Басни Эзопа – результат сотворчества многих авторов разных эпох.
В основе такого творчества лежит суфийское восприятие мира.

Орел с лисицей подружилися однажды,
Открыв, что сходны по характеру, что важно!

Орел на дереве гнездо свил, и лисица
Под тем же деревом решила поселиться.

Настало время, и в норе пищат лисята.
Подобно им в гнезде кричат уже орлята.
Но как ушла лиса охотится, сосед
Лисят похитил, да орлятам на обед.

Вернулась лисонька и тотчас поняла,
Что за беда ее детенышей взяла.
Ей стало горько, сердце болью клокотало,
Как отомстить? Лиса страдалица не знала.

Ведь недоступна зверю птица, и она
В слезах обидчика детей кляла сполна.
А что еще бессильный может предпринять?
К кому за помощью идти, кого позвать.

Но и орлу пришлось за попранную дружбу
Детьми своими расплатиться. Это нужно,
Знать, Справедливости, что движет временами.
Закон Возмездия царит под небесами.

Однажды в жертву человек принес козу,
И жертва жарилась. Орел схватил внизу
Кусок горящий и в гнездо своим птенцам
Понес отведать, оказалось – ко слезам.

Они горящими кусками подавились,
С гнезда попадали, в отчаянии убились.
Лиса же, ими отобедав, так сказала:

– Что на глазах произошло – и это мало.

Нам не уйти от всех последствий никогда.
Подумай прежде, чем придет к тебе беда.

За кажущейся простотой сюжета любой басни при внимательном взгляде, размышлении, вы всегда сможете найти эзотерическое ее значение. Такая работа должна выполняться самостоятельно, не торопясь, возможно, по прошествии некоторого времени после прочтения, зато результат будет благотворен. Именно с такой целью развития самостоятельного мышления и сочинялись первоначальные варианты басен Эзопа учениками Пифагора в качестве домашнего задания на темы этики, а позднее в сборники басен были включены лучшие сочинения разных авторов разных эпох. На примере этой несложной басни можно показать обычный ход размышлений, приводящий читателя к понимаю скрытой за сюжетом начинки.

Итак, один из вариантов разбора сюжета.

Орел с лисицей подружилися однажды,
Открыв, что сходны по характеру, что важно!

Часто сходятся в дружбе люди разных, иногда мало совместимых характеров и воспитания, привычек и образования, и это бывает ко взаимной пользе, так как они взаимодополняют и обогащают друг друга созданием некоторых совместных дел.

Орел на дереве гнездо свил, и лисица
Под тем же деревом решила поселиться.

Имеется в виду Древо Жизни, дающее приют всем и позволяющее мирно сосуществовать даже потенциальным врагам.

Настало время, и в норе уже лисята.
Подобно им в гнезде кричат уже орлята.
Но как ушла лиса охотится, сосед
Лисят похитил, да орлятам на обед.

Природа хищной птицы орла взяла верх над чувствами «дружбы», которая состоялась как бы по негласному договору, как это часто случается среди людей, создающих дружественные союзы. Но наступает время, когда выгода толкает одного из «друзей» проявить свою истинную природу, и это происходят не столько по злому умыслу, сколько по склонности характера, природной черте или наследственной привычке. В данном случае речь идет не о лисятах или орлятах, а о наследстве в любой его форме, возможно, в форме достижений ума или деятельности. Один из «друзей» в отсутствие другого присваивает себе достижения другого, полагая их общими. Но сам факт сокрытия этого присвоения бывает выявлен не сразу, как в этой басне.

Вернулась лисонька и тотчас поняла,
Что за беда ее детенышей взяла.
Ей горько стало за детишек, что таить,
Но тяжелей всего – не в силах отомстить.

В дружбе несовместимых по душе людей тоже бывают ситуации, когда более миролюбивый не может отомстить обидчику в силу своего характера. Эта тяжесть выражается в тяжелых мыслях, которые имеют огромное влияние на проявленные события опосредовано. Бывает, что отмщение приходит как бы с неожиданной стороны, так же и в случае благодарности. Бывает, что ты сделал доброе дело, а отзыва не получил, но мысли благодарности всегда реализуются через других людей, от которых человек получает ответ за добрые дела.

Ведь недоступна зверю птица, и она
Лишь проклинала зло обидчика сполна.
А что еще бессильный может предпринять?
К кому за помощью идти, кого позвать.

Но и орлу пришлось за попранную дружбу
Детьми своими расплатиться. Это нужно,
Знать, Справедливости, что движет времена.
Закон возмездия незыблем все века.

Закон Возмездия непреложен в любом отношении, поскольку это закон Природы, любое действие имеет отражающее противодействие, как в мире проявленном, так и в мире мыслей, чувств, хотя здесь включается фактор отложенного времени. Потому и говорится, от судьбы не убежишь. Поэтому благородный человек всегда оказывается в лучшем положении, даже если это незаметно окружающим. Человек вдумчивый сам знает, что все происходящее в его судьбе справедливо. Конечно, лиса поступала подобным образом, съедая птенцов других птиц. Итак, посмотрим, каким же образом произошло отмщение за «лисят».

Однажды в жертву человек принес козу,
И жертва жарилась.

Существо другого, высшего уровня сознания по отношению к героям басни – зверям и птицам – это человек. А по отношению к людям это ангелы и демоны, духи или божества, судьба или «случай», выполняющие волю Божественного провидения. Коза – жертва высшему уровню сознания, под ней подразумевается заряженное энергией мысли (сжигающим огнем) неразумное существо уровня зверей. Злое действие получает отместку «свыше».

И жертва жарилась. Орел схватил внизу
Кусок горящий и в гнездо своим птенцам
Понес отведать, оказалось – ко слезам.

Они горящими кусками подавились,
С гнезда попадали, в отчаянии убились.

Наследство злого человека, опорочившего дружеские узы, будет наказано судьбой, убито отчаянием, нуждой или другим способом, это справедливо и в отношении душевных состояний, мыслей и дел.

Лиса же, ими отобедав, так сказала:
– Что на глазах произошло – и это мало.

Закон Справедливости оказался проявленным на виду, в отличие от совершенного в тайне злодейства, тем самым дается понять, что любое полученное благо в судьбе зримо для незаслуженно обиженного.

Нам не уйти от всех последствий никогда.
Подумай прежде, чем придет к тебе беда.

Прежде, чем начать любое дело, необходимо подумать о начале и о конце его. Так учит пифагорейская традиция. Решаясь на неправедное действие, человек должен осознавать неизбежность возмездия.
Данные комментарии не являются достаточными, но как пример вполне годятся для размышлений. Самое же лучшее, если вы найдете соответствия с событиями собственной жизни и увидите аналогию сюжета басни в реальных событиях.

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Эзоп Басня Орел И Лисица – Скачать mp3 бесплатно

Для вашего поискового запроса Эзоп Басня Орел И Лисица MP3 мы нашли 1000000 песни, соответствующие вашему запросу, но показывающие только 10 лучших результатов. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Орёл и Лисица Басня Эзопа читает Павел Беседин MP3 который загружен Классическая Поэзия и Проза размером 2.72 MB , длительность 2 мин и 4 сек и битрейтом 192 Kbps .

Читайте также:  Басня Эзопа Потерпевший кораблекрушение

Обратите внимание:
Перед загрузкой вы можете просмотреть любую песню, наведите курсор Слушать и нажмите «Воспроизвести» или «Нажмите здесь» Скачать для загрузки mp3-файлов высокого качества. Первые результаты поиска – с YouTube, который будет сначала преобразован, после чего файл можно загрузить, но результаты поиска из других источников могут быть сразу же загружены в MP3-файл без какого-либо преобразования или пересылки.

Свежая музыка

эзоп басня орел и лисица Mp3

вот такоя доля варабуская 2109 Mp3

My Little Balto 2 Who Are You Special Mp3

Gün Döndü Geceye Yavrum Gelmedin Sen Ah Gelmedin Yolunu Gozledim Durdum R Mp3

6 канониры Art Lemon Mp3

а си кью ват песня Mp3

спецназ ошибся адресом Mp3

фитюлька самое милое существо на свете Mp3

Phillip Larue Erase Rewind Mp3

сан хьоме нохчийчоь Mp3

акыркы коңгуроо төө моюн б жээналиев мектеби 2019 жыл Mp3

ука хакида кушиклар Mp3

Zubeyda Seyidowa Hushdak Mp3

согинганим жоним болам Mp3

Majid Kharatha бехтарин суруди эрони 2020 премьера трека 2020 очень хорошая песня Mp3

амина бураева дега доттаг1 Mp3

асиф магеррамов 2019 Mp3

Uzbek Klip 2018 Akam Mp3

Heaven Help My Heart Natalia Piotrowska Mp3

تحميل لعبة Dream League Soccer 2019 للاندرويد مود Pes 2019 بحجم صغير من ميديا فاير باخر الانتقالات Mp3

Bananarama I Want You Back Official Music Video Mp3

Oybek Ergashev Begonaman Mp3

Netzsch Dil 402 C Dilatometer Mp3

Michael Jackson You Can T Win Disco Mix Mp3

Bread Guitar Man Official Audio Mp3

Oxygen Jackson Wang Dance Mp3

На нашем музыкальном сайте вы можете бесплатно прсолушать и скачать любимые, новые и популярные mp3 песни в хорошем качестве. Быстрый поиск любой композиции!

–>МУДРОСТЬ ЖИЗНИ: цитаты стихи молитвы –>

Вторник, 17.03.2020, 13:20

Эзоп (др.-греч. Aesop) — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э..

Эзопов язык (по имени баснописца Эзопа) — тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приёмам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам.

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало – не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь – летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.
Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух.

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: “Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она – орел”.

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: “Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать”.

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: “Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков”. Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: “Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит”.

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: “Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами”.

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам..

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? “Отлично! – сказали куры, – но только когда тебя нет поблизости”.

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8.Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: “Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия – земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду – уж так-то она хороша! – и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: “Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу”. И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: “Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти”.

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.

Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они бьются, сказал: “Негодные вы твари: играл я вам – вы не плясали, перестал играть – пляшете”.

Басня относится к тем, кто все делает невпопад.

Лисица и барс спорили, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой; но лиса ему на это сказала: “Насколько же я тебя красивее, раз у меня не тело испещренное, а душа изощренная!”

Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела.

Рыбаки тянули сеть; сеть была тяжелой, и они радовались и приплясывали, предвкушая богатый улов. Но когда сеть вытащили, оказалось, что рыбы в ней совсем немного, а полна камнями и песком. И стали рыбаки безмерно горевать: досадовали они не столько из-за самой неудачи, сколько из-за того, что надеялись совсем на другое. Но был среди них один старик, и сказал он: “Полно, друзья: думается мне, что радость и горе друг другу сестры, и сколько мы радовались, столько должны были и горевать”.

Так и мы должны взирать на изменчивость жизни и не обольщаться успехами, словно они наши навек: даже после самой ясной погоды приходит ненастье.

Читайте также:  Басня Эзопа Хранитель денег и Клятва

14. Лисица и обезьяна

Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать. “В чем дело?” – спросила лисица; а обезьяна, показав на надгробия, воскликнула: “Как же мне не плакать! ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников моих предков!” Но лиса на это ответила: “Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить”.

Так и у людей лжецы всего больше бахвалятся тогда, когда изобличить их некому.

15. Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: “Они еще зеленые!”

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: “Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер”. Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев – старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: “Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?”

Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.

17. Бесхвостая лисица

Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье. Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: “Эх ты! не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно”.

Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца, а ради собственной выгоды.

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее – ведь она так мала, – а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: “Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой”.

Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

19. Лисица и терновник

Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за терновник. Колючки терновника искололи ей кожу, стало ей больно, и начала она его попрекать: ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от него ей стало еще хуже. Но терновник возразил: “Ошиблась ты, голубушка, вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться”.

Так и среди людей лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы свойственнее приносить вред.

Рыбаки поехали ловить рыбу, но, сколько ни мучились, ничего не поймали и сидели в своей лодке унылые. Как вдруг тунец, уплывая с громким плеском от погони, нечаянным прыжком попал прямо к ним в челнок. А они его схватили, отвезли в город и продали.
Так часто случай нам дарует то, чего не могло принести искусство.

22. Лисица и дровосек

Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он ее приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух: “Не видал”, – а рукою меж тем подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не приметили, а словам его поверили; вот дождалась лисица, чтобы они ускакали, вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал ее бранить: он-де ее спас, а от нее не слышит ни звука благодарности. Ответила лиса: “Уж поблагодарила бы я тебя, если б только слова твои и дела рук твоих не были так несхожи”.

Эту басню можно применить к таким людям, которые речи говорят хорошие, а дела делают дурные.

23. Петухи и куропатка

Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи стали ее бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили они ее за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и сказала про себя: “Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят”.

Басня показывает, что умным людям легче переносить обиды от соседей, если они видят, что те и ближних своих не щадят.

Басни

Скачать полное произведение

1. Орел и лисица.

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом,

чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком

дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса

на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со

своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и

горько ей стало – не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что

отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей

издали проклинать обидчика:что еще может делать бесспомощный и бессильный?

Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле

приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие

внутренности. И только донес их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и

тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята

наземь – летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их на

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных,

то от кары богов им все равно не уйти.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и

взмолился к единственному, кто ему подвернулся, – к навозному жуку. Ободрил

его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того,

кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного

заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил

за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в

вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал

прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы

высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук,

увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой

шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил

ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту

пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никого не должно презирать, ибо никто не бессилен

настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг.

Сперва долник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не

добившись толку, вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать

в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она

поросится. Должник ответил: “Еще как поросится ! даже не поверишь: к

Мистериям она приносит свинок, а к панафинеям кабанчиков”. Изумился

покупатель на эти слова, а заимодавец и говорит ему: “Что ты удивляешься?

Погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит”.

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы

подтвердить ложной клятвою.

4. Дикие козы и пастух.

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе

с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась

непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в

пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы

только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе

приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище,

дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за

неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его

покидают. Обернулись козы и сказали: “Потому-то мы тебя так и остерегаемся:

мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми

своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь

предпочтение перед нами”.

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас,

новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он

опять заведет новых и предпочтет их нам.

5. Эзоп на корабельной верфи.

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь.

Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп

сказал: “Вначале на свете были только хаос да вода. Потом Зевс захотел,

чтобы миру явилась и другая стихия – земля; и он приказал земле выпить море

в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым

глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то

ваше мастерство окажется никому не нужным”.

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим

они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно

и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во

второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а

в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним

Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.

Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод,

пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что

рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего

не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил

много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они

бьются, сказал: “негодные вы твари: играл я вам – вы не плясали, перестал –

Басня относится к тем, кто все делает невпопад.

8. Лисица и барс.

Лисица и барс спорилии, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей

испещренной шкурой; но лиса ему на это сказала: “Насколько же я тебя

красивее, раз у меня не тело испещренное, а душа изощренная!”

Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела.

9. Лисица и обезьяна.

Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто

знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то

гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать. “В чем дело?”

– спросила лисица; а обезьяна, показав на надгробия, воскликнула: “Как же

мне не плакать! Ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников

моих предков!” Но лиса на это ответила: “Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь

никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить”.

Так и у людей лжецы всего больше бахвалятся тогда, когда изобличать их

10. Лисица и виноград.

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и

хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе:

“Они еще зеленые!”.

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил

нет, а винят в этом обстоятельства.

11. Бесхвостая лисица.

Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким

позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и

всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье.

Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых,

потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя

тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: “Эх, ты! не дала бы ты нам такого

совета, не будь тебе самой это выгодно”.

Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца,

а ради собственной выгоды.

12. Рыбак и рыбешка.

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала

умолять, чтобы он пока отпустил ее – ведь она так мала, – а поймал бы потом,

Читайте также:  Басня Эзопа Коварный

когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: “Дураком

бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за

Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая,

13. Лисица и терновник.

Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за

терновник. Колючки терновника искололи ей кожу, стало ей больно, и начала

она его попрекать: ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от

него ей стало еще хуже. Но терновник возразил: “Ошиблась ты, голубушка,

вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться”.

Так и среди людей лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы

свойственнее приносить вред.

14. Лисица и крокодил.

Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о

славе своих предков и наконец, заявил, что праотцы его были гимнасиархами.

Лисица на это ответила: “И не говори! Даже по шкуре твоей видно, как усердно

ты трудился в гимнасии”.

Так действительность всегда изобличает лжецов.

15. Лисица и дровосек.

Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он

ее приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного

спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как

пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух: “не видал”. – а рукою меж тем

подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не

приметили, а словам его поверили; вот дождалась лисица, чтобы они ускакали,

вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал ее бранить: он-де

ее спас, а от нее не слышит ни звука благодарности. Ответила лисица: “Уж

поблагодарила бы я тебя, если бы только слова твои и дела рук твоих не были

Эту басню можно применить к таким людям, которые речи говорят хорошие,

а дела делают дурные.

16.Петухи и куропатки.

Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка,

он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи ее

стали бить и гнать, и сгоречью куропатка подумала, что невзлюбили ее за то,

что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с

другом бьются до крови, и она сказала про себя: “Нет, больше я не жалуюсь,

что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят”.

Басня показывает, что умным людям легче переносить обиды от соседей,

если они видят, что те и ближних своих не щадят.

Зимородок – это птичка, которая любит уединение и всегда живет в море;

и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных

скалах. И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то

мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо. Но однажды, когда

она вылетала на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до

самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела,

что случилось, и воскликнула: “Бедная я, бедная! Боялась я опасности на

суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось еще того коварнее”.

Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей,

которые много опаснее.

18. Лисица и маска.

Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила все, что там было. И тут

ей попалась трагическая маска. Подняла ее лисица и сказала: “Какая голова, а

мозгу в ней нет!”

Басня относится к человеку, который телом величествен, а душой

Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам

принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. Боги пожелали его

испытать и тотчас послали ему облегчение. Встал он с постели, но так как

настоящих быков у него не было, слепил он сотню быков из сала и сжег на

жертвеннике со словами: “Примите, о боги, мой обет!” Решили боги воздать ему

обманом за обман и послали ему сон, а во сне указали пойти на берег моря –

там он найдет тысячу драхм. Человек обрадовался и бегом побежал на берег, но

там сразу попался в руки разбойников, и они увезли его и продали в рабство:

так и нашел он свою тысячу драхм.

Басня относится к человеку лживому.

20. Угольщик и сукновал.

Угольщик работал в одном доме; подошел к нему сукновал, и, увидев его,

угольщик предложил ему поселиться тут же: друг к другу они привыкнут, а жить

под одной крышей им будет дешевле. Но возразил на это сукновал: “Нет, никак

это для меня невозможно: что я выбелю, ты сразу выпачкаешь сажею”.

Басня показывает, что вещи несхожие несовместимы.

21. Человек с проседью и его любовницы.

У человека с проседью было две любовницы, одна молодая, другая старуха.

Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как

он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела

скрыть, что ее любовник – старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали

его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.

Так повсюду неравенство бывает пагубно.

22. Хвастливый пятиборец.

Одного пятиборца земляки все время попрекали, что он трус. Тогда он на

время уехал, а воротившись, стал хвастаться, что в других городах совершил

он множество подвигов и на Родосе сделал такой прыжок, какого не делывал ни

один олимпийский победитель; подтвердить это вам могли бы все, кто там были,

если бы они приехали сюда. Но на это один из присутствующих ему возразил:

“Дорогой мой, если ты правду говоришь, зачем тебе подтверждения? Вот тебе

Родос, тут ты и прыгай!”

Басня показывает: если что можно доказать делом, то на это незачем

/ Полные произведения / Эзоп / Басни

Смотрите также по произведению “Басни”:

Эзоп – Басни

Эзоп – Басни краткое содержание

По преданию, древнегреческий баснописец Эзоп жил в VI веке до н. э. О нем писали Геродот и Платон. Первый сборник из его устных басен был составлен Деметрием Фалерским в конце IV века до н. э.

Имя Эзопа закрепилось за созданным им жанром, ведь в античном мире все басни назывались «баснями Эзопа». С древних времен и до наших дней сюжеты «эзоповых басен» подвергались обработке в мировой литературе. Темы Эзопа по-своему преломляли Лафонтен и Крылов.

В настоящий сборник помимо жизнеописания Эзопа вошли греческие и латинские басни из эзоповского свода в переводе и с комментариями М. Л. Гаспарова.

Басни – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Басни основного эзоповского сборника

1. Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8. Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

Ссылка на основную публикацию