Басня Эзопа Осел и Цикады

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Оса и змея.
Осел в львиной шкуре.
Осел и волк.
Осел и лягушки.
Осел и мул.
Осел и мул.
Осел и погонщик.
Осел и садовник.
Осел и собака.
Осел и цикады.

Оса и змея
Оса уселась на голову змее и все время ее жалила, не давая ей покоя. Змея обезумела от боли, а отомстить недругу не могла. Тогда она выползла на дорогу и, завидев телегу, сунула голову под колесо. Погибая вместе с осою, она молвила: “Жизни лишаюсь, но с врагом заодно”.
Басня против тех, кто сам готов погубнуть, лишь бы врага погубить.

Осел в львиной шкуре
Осел натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных. Завидев лисицу, он и ее хотел напугать; но та услышала, как он ревет, и сказала ему: “Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику!”
Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами.

Осел и волк
Осел пасся на лугу и вдруг увидел, что на него бежит волк. Осел притворился, что хромает; а когда волк приблизился и спросил, почему это он хромает, осел ответил: “Скакал через плетень и занозился колючкой!” – и попросил волка сперва вытащить колючку, а потом уж его съесть, чтобы не уколоться. Поверил волк; задрал осел ногу, и стал волк старательно разглядывать его копыто; а осел как ударил его копытом прямо в пасть, так и вышиб ему все зубы. Мучаясь от боли, промолвил волк: “Поделом мне! Отец меня вырастил мясником – не к лицу мне делаться лекарем!”
Так и люди, которые берутся за несвойственное им занятие.

Осел и лягушки
Осел, навьюченный дровами, переходил через болото. Поскользнулся он, упал, не смог подняться и начал стонать и кричать.
Болотные лягушки услыхали его стоны и сказали: “Любезный, ты только что свалился, и уже так ревешь; а что бы ты делал, если бы сидел здесь столько, сколько мы?”
Басню можно применить к человеку малодушному, который падает духом от самых малых неприятностей, между тем как другие спокойно выносят и более тяжкие.

Осел и мул
Погонщик навьючил осла и мула и погнал их в путь. Пока дорога была ровная, осел еще держался под тяжестью; но когда пришлось идти в гору, то выбился он из сил и попросил мула взять у него часть поклажи: тогда он-де сможет донести остальную часть. Но мул такие его слова и слушать не захотел. Рухнул осел с горы и убился насмерть; а погонщик, не зная, как теперь быть, взял и перевалил ношу осла на мула, да еще вдобавок навьючил на него и ослиную шкуру. Нагруженный сверх всякой меры, промолвил мул: “Поделом мне: кабы я послушился осла и принял малую часть его груза, не пришлось бы мне теперь тащить и всю его ношу, и его самого”.
Так некоторые заимодавцы, не желая сделать должникам ни малейшей уступки, нередко теряют на этом весь капитал.

Осел и мул
Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них у обоих одинаковая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмочь; тогда он снял с него часть поклажи и переложил на мула. Прошли они еще немного, и заметил он, что осел еще больше выбивается из сил; опять стал он убавлять ослу груз, пока наконец не снял с него все и не переложил на мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: “Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?”
Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по концу.

Осел и погонщик
Погонщик гнал по дороге осла; но тот прошел немного, свернул в сторону и помчался к обрыву. Он должен был вот-вот свалиться, и погонщик стал его оттаскивать за хвост, но осел упрямо упирался. Тогда погонщик отпустил его и сказал: “Будь по-твоему: тебе же хуже!”
Басня относится к человеку упрямому.

Осел и садовник
Был осел у садовника; есть ему приходилось мало, а мучиться много, и взмолился он, чтобы Зевс отобрал его у садовника и передал другому хозяину. Послал Зевс Гермеса и велел продать осла горшечнику. И здесь ослу тяжело пришлось, и страдал он гораздо больше; вновь стал он призывать Зевса, и, наконец, Зевс распорядился продать его кожевнику. Увидел осел, чем занимается его хозяин, и сказал: “Ох, лучше мне было у прежних моих хозяев: ведь этот, как я погляжу, и вовсе шкуру с меня сдерет”.
Басня показывает, что стоит рабам узнать своих новых хозяев, и они начинают жалеть о старых.

Осел и собака
Осел и собака шли вместе по дороге. Нашли они на земле запечатанное письмо; поднял его осел, сломал печать, открыл и стал читать, чтобы собака слышала, а в письме говорилось про скотный корм: про сено, про ячмень, про солому. Противно было собаке слушать, как осел про это читает, и сказала она ослу: “Пропусти, дружок, немножко: может, там найдется что-нибудь и про мясо и про косточки?” Просмотрел осел все письмо, но ничего не нашел, о чем собака спрашивала. Сказала тогда собака: “Брось, дружок, это письмо опять наземь: нету в нем ничего путного”

Осел и цикады
Осел услышал, как стрекочут цикады; понравилось ему их сладкое пенье, стало ему завидно, и спросил он: “Чем вы питаетесь, чтобы иметь такой голос?” – “Росою”, – ответили цикады. Стал осел и сам кормиться росою, но околел с голоду.
Так люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели и к тому же терпят великие бедствия.

Басня Эзопа Осел и Цикады

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 079
  • КНИГИ 592 366
  • СЕРИИ 22 122
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 704

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Читайте также:  Басня Эзопа Блоха и Человек

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

Басни (12 стр.)

Басня показывает, что насколько боги помогают честным, настолько же они враждебны нечестным.

174. Путник и Судьба

Путник, уставший после долгой дороги, бросился наземь возле колодца и заснул. Во сне он едва не скатился в колодец; но подошла к нему Судьба, разбудила и сказала: «Любезный, если бы ты свалился, ведь ты бранил бы не себя за свою неосторожность, а меня!»

Так многие люди винят богов, когда виноваты сами.

175. Путник и платан

Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: «А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!» Ответил им платан: «Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей сенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!»

Так не везет и некоторым людям: они делают ближним добро, а благодарности за это не видят.

176. Путник и гадюка

Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, спрятал за пазуху и стал отогревать. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась — ужалила его в живот. Почувствовав смерть, сказал путник: «Поделом мне: зачем я спас умирающую тварь, когда ее и живую-то надо было убить?»

Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ на добро, но даже восстает против благодетеля.

177. Путники

Путники шли по берегу моря. Взошли они на холм и заметили вдали плывущую вязанку хвороста, а подумали, что это большой корабль, и стали ждать, пока он причалит. А когда ветер пригнал хворост поближе, то они решили, что это плот, и поменьше, чем казалось, но продолжали ждать. Наконец, прибило хворост к берегу, увидели они, что это такое, и сказал один другому: «Зря мы дожидались: ничего тут нет!»

Так и некоторые люди издали кажутся грозными, а как посмотреть поближе, оказываются ничтожествами.

178. Путник и Гермес

Путник в дальней дороге дал обет, что если найдет что-нибудь, то половину пожертвует Гермесу. Наткнулся он на суму, в которой были миндаль и финики, и поспешил поднять ее, думая, что там деньги. Вытряхнул он все, что там было, и съел, а скорлупки от миндаля и косточки от фиников положил на алтарь с такими словами: «Вот тебе, Гермес, обещанное от находки: делюсь с тобой и тем, что было снаружи, и тем, что было внутри».

Басня относится к человеку жадному, который ради наживы и богов перехитрить готов.

179. Осел и садовник

Был осел у садовника; есть ему приходилось мало, а мучиться много, и взмолился он, чтобы Зевс отобрал его у садовника и передал другому хозяину. Послал Зевс Гермеса и велел продать осла горшечнику. И здесь ослу тяжело пришлось, и страдал он гораздо больше; вновь стал он призывать Зевса, и, наконец, Зевс распорядился продать его кожевнику. Увидел осел, чем занимается его хозяин, и сказал: «Ох, лучше мне было у прежних моих хозяев: ведь этот, как я погляжу, и вовсе шкуру с меня сдерет».

Басня показывает, что стоит рабам узнать своих новых хозяев, и они начинают жалеть о старых.

180. Осел, навьюченный солью

Осел, навьюченный солью, переходил через реку, но поскользнулся и упал в воду; соль растаяла, и ослу стало легче. Обрадовался осел, и когда в следующий раз подошел к реке, навьюченный губками, то подумал, что если он опять упадет, то снова встанет с облегченной ношей; и поскользнулся уже нарочно. Но вышло так, что губки от воды разбухли, поднять их было уже невмочь, и осел утонул.

Так не следует завидовать выгодам, которые сопряжены с опасностями и несчастьями.

181. Осел и мул

Погонщик навьючил осла и мула и погнал их в путь. Пока дорога была ровная, осел еще держался под тяжестью; но когда пришлось идти в гору, то выбился он из сил и попросил мула взять у него часть поклажи: тогда он-де сможет донести остальную часть. Но мул такие его слова и слушать не захотел. Рухнул осел с горы и убился насмерть; а погонщик, не зная, как теперь быть, взял и перевалил ношу осла на мула, да еще вдобавок навьючил на него и ослиную шкуру. Нагруженный сверх всякой меры, промолвил мул: «Поделом мне: кабы я послушался осла и принял малую часть его груза, не пришлось бы мне теперь тащить и всю его ношу, и его самого».

Так некоторые заимодавцы, не желая сделать должникам ни малейшей уступки, нередко теряют на этом весь капитал.

182. Осел со статуей на спине

Один человек поставил на осла статую бога и погнал осла в город. И каждый встречный этой статуе низко кланялся; а осел решил, что это кланяются ему, возгордился, начал реветь и не захотел идти дальше. Догадался погонщик, в чем дело, и отколотил осла палкою, приговаривая: «Дурная ты голова! только этого не хватало, чтобы люди поклонились ослу!»

Басня показывает, что люди, которые хвастаются чужими заслугами, становятся посмешищем для всех, кто с ними знаком.

183. Дикий осел

Дикий осел повстречал домашнего осла, который грелся на солнце, подошел к нему и позавидовал, что у него такой хороший вид и так много корму. Но потом увидел он, как домашний осел тащит тяжесть, а погонщик идет сзади и колотит его палкой, и сказал: «Нет, больше я тебе не завидую: вижу, что твоя привольная жизнь дорогой ценой тебе достается».

Так не следует завидовать выгодам, которые сопряжены с опасностями и несчастьями.

184. Осел и цикады

Осел услышал, как стрекочут цикады; понравилось ему их сладкое пенье, стало ему завидно, и спросил он: «Чем вы питаетесь, чтобы иметь такой голос?» — «Росою», — ответили цикады. Стал осел и сам кормиться росою, но околел с голоду.

Так люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели и к тому же терпят великие бедствия.

185. Ослы и Зевс

Ослы, измученные постоянным страданиями и невзгодами, отправили к Зевсу послов и просили у него избавления от трудов. Зевс, желая дать им понять, что это дело невозможное, сказал: тогда наступит перемена в их горькой судьбе, когда им удастся напрудить целую реку. А ослы подумали, что он и вправду это обещает; и вот до сих пор, где помочится один осел, туда сбегаются прудить и другие.

Басня показывает: кому что суждено, того не изменить.

186. Осел и погонщик

Погонщик гнал по дороге осла; но тот прошел немного, свернул в сторону и помчался к обрыву. Он должен был вот-вот свалиться, и погонщик стал его оттаскивать за хвост, но осел упрямо упирался. Тогда погонщик отпустил его и сказал: «Будь по-твоему: тебе же хуже!»

Басня относится к человеку упрямому.

187. Осел и волк

Осел пасся на лугу и вдруг увидел, что на него бежит волк. Осел притворился, что хромает; а когда волк приблизился и спросил, почему это он хромает, осел ответил: «Скакал через плетень и занозился колючкой!» — и попросил волка сперва вытащить колючку, а потом уж его съесть, чтобы не уколоться. Поверил волк; задрал осел ногу, и стал волк старательно разглядывать его копыто; а осел как ударил его копытом прямо в пасть, так и вышиб ему все зубы. Мучаясь от боли, промолвил волк: «Поделом мне! Отец меня вырастил мясником — не к лицу мне делаться лекарем!»

Так и люди, которые берутся за несвойственное им занятие.

188. Осел в львиной шкуре

Осел натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных. Завидев лисицу, он и ее хотел напугать; но та услышала, как он ревет, и сказала ему: «Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику!»

Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами.

189. Осел и лягушки

Осел, навьюченный дровами, переходил через болото. Поскользнулся он, упал, не смог подняться и начал стонать и кричать.

Болотные лягушки услыхали его стоны и сказали: «Любезный, ты только что свалился, и уже так ревешь; а что бы ты делал, если бы сидел здесь столько, сколько мы?»

Эту басню можно применить к человеку малодушному, который падает духом от самых малых неприятностей, между тем как другие спокойно выносят и более тяжкие.

190. Осел, ворон и волк

Пасся на лугу осел, у которого вся спина была в ранах. Сел ему на спину ворон и стал их расклевывать. Осел ревел и бился, а погонщик стоял поодаль и хохотал. Увидел это, проходя мимо, волк и сказал сам себе: «Несчастные мы! нас увидят и бросаются в погоню, а ворон как ни вцепись, над ним только смеются».

Басня Эзопа Осел и Цикады

«В ЭЗОПА УЧИТЕСЬ, ДОБРЫЕ ЛЮДИ!»

Тема: Эзоп (VI в. до н. э.). «Волк и Ягненок», «Ворон и Лисица», «Муравей и Цикада», «Земледельцу дети».

Он – раб, но мудрее свободных; он некрасивый, но выше красавцев.

В Эзопа учитесь, добрые люди!

Для того байка колет под ребро,

Чтобы исправят человеческие заблуды

И похвалят красоту и добро.

Цель: изучить основные сведения о легендарной личности – Эзопа, раскрыть особенности содержания и построения басен, углубить понятие о аллегорию, развивать устную речь учащихся, навыки выразительного и вдумчивого чтения, способствовать формированию обраВНОго мышления, побудить к выявлению творческих способностей.

Оборудование и материалы: портрет Эзопа работы Диего Веласкеса, иллюстрации к басням Эзопа.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

• Что такое басня?

• Из каких частей она состоит? Охарактеризуйте каждую из них.

• Назовите основные признаки басни.

• Раскройте понятие «аллегория», «олицетворение». Приведите примеры.

Читайте также:  Басня Эзопа Обезьяна и Рыбаки

• Назовите известных баснописцев мира.

• Какие жанры литературы близки к басни?

2. Объявление темы урока.

3. Работа с эпиграфами.

• На что обращают внимание Бабрій и Федр, говоря о Эзопа?

• Какой художественный прием использует Бабрій в построении своего высказывания? Что хотел этим сказать автор?

• Составьте пары – антитезы по словам Бабрія. (Раб – мудрее свободных; некрасивый – выше красавцев).

• Сделайте вывод о том, каким был Эзоп. (Мудрый, но внешне уродливый невольник, который благодаря своему уму в глазах людей становился хорошим).

• К чему призывает в своем высказывании Федр?

• Чему могут научиться люди у Эзопа?

• Попробуйте определить, для чего необходима байка людям.

4. Работа с портретом Эзопа.

• Каким предстает перед нами Эзоп? (Некрасивый внешне: выпяченное брюхо, слишком большая голова, на спине – горб).

• Присмотритесь к его лицу. Что выражает взгляд баснописца? (Глаза прищурены, возможно, от усталости или привычки скрывать собственные мысли, взгляд выражает состояние человека, который много в жизни страдала).

• Как вы думаете, о чем думает художник?

• Присмотритесь к рукам Эзопа. Что вы заметили? (Баснописец держит книгу одним пальцем, остальные пальцы отсутствует; это свидетельствует о том, что увечье Эзопа или было вызвано несчастным случаем, или его за что-то наказали; книга говорит об образованности баснописца).

• Что выражает поза Эзопа? (Застывшая поза, незыблемое лица свидетельствуют о момент задумчивости).

5. Сообщения учащихся о Эзопа.

Материал сообщения учащихся о Эзопа

Имя знаменитого баснописца в Древней Греции проиВНОсилось как Айсопос. Первые упоминания о Эзопа, датируемые 440 году до нашей эры, находим у Геродота. Вероятно, что в VI веке была создана первая биография баснописца. Достоверных сведений о Эзопа осталось мало, однако существует немало легенд. Известно, что по своему происхождению выдающийся баснописец был рабом из Фригии. Для тяжелой работы он не годился, снаружи был настолько уродливым, что даже страшно было смотреть на него. Некоторые легенды повествуют, что Эзоп не умел красиво говорить, пока одна из богинь не подарила ему красноречия. Когда же заговорил, то оказалось, что он очень умный и сообразительный. Тогда хозяин, решив избавиться от плохого раба, задешево (семьдесят пять мелких серебряных монет) продал его Ксанфа-философу с острова Самое.

Острый на язык раб и новому хозяину допекал. «И не рассуждай, пожалуйста, слишком много, делай только то, что тебе приказано, ни больше, ни меньше, а то добра тебе не будет!» – частенько говорил Ксанф Езопові, наконец приказал связать раба и держать под замком.

Ксанф был неучем, однако считал себя философом, к тому же был хвастливым. Услышав от своего раба какую-то действительно мудрую мысль, он присваивал ее и хвастался перед друзьями своей ученостью.

Одна из легенд повествует о том, как Ксанф попал в ловушку: заявил своим собеседникам, что он такой умный и всесильный, может выпить море. Его поймали на слове и поспорили: если завтра утром Ксанф не выпьет моря, то потеряет свое имение.

Опомнившись, хвастун прибежал домой, позвал Эзопа и начал умолять:

– – Спасай меня! Проси за спасение все, что хочешь! – Обеднеть – это было самым страшным для Ксанфа.

– Я помогу,. – сказал Эзоп. – Скажешь. Но за это ты должен дать мне волю.

Ксанф вынужден был согласиться. На утро он пришел на берег моря, где собралась толпа, чтобы посмеяться с хвастуна. Осмотрев всех присутствующих, Ксанф гордо произнес:

– Я выпью море, но для этого нужна чаша. Сделайте ее, перелейте воду из моря в чашу, и я докажу, что перед вами не болтун.

Все были потрясены. Но, как повествует одна из легенд, Ксанф не отпустил, как обещал, своего умного раба.

В то время в городе проходили выборы, и весь народ собрался в театре. Вдруг налетел орел, схватил государственную печать и исчез. Озадачены самосцы обратились к Ксанфа с просьбой разгадать знамение. Но Ксанф, хоть и назывался философом, не мог ничего лучшего придумать, чем обратиться к Эзопа или покончить с жизнью. Раб помог своему хозяину, и тогда Ксанф даровал волю разумном Езопові.

Много лет Эзоп жил на Самосе, снискал себе большое уважение, потом решил путешествовать по миру, начав с посещения греческих городов. Везде, где бы он не был, проводил беседы в училищах. Наконец оказался в Дельфах. Его выступления настолько раздражали дельфийцев, что они решили коварно расправиться с Езопом: подложили в его товар золотую чашу из храма, обвинили в святотатстве, привлекли к скале и поставили перед пропастью.

Понял Эзоп, что настал его смертный час, и говорит: «Дайте мне сказать хотя бы басню!» Последняя из трех басен звучала примерно так:

«Один крестьянин прожил всю жизнь в селе и ни разу не был в городе. Он попросил детей отпустить его, чтобы посмотреть на старости лет на город. Запрягли ему в тележку ослов и сказали: «Ты только их не подгоняй, они дорогу знают и довезут тебя до города». Но в пути их застала непогода и ночь. Ослы заблудились и завезли крестьянина на самый край какой-то скалы. «Владыка Зевс, – воскликнул крестьянин, – за что мне такая злая гибель? Хорошо еще бы от коня, а то от недостойных ослов!» Вот и мне обидно, что я погибаю не от рук достойных людей, а от рабских подонков».

Рассказав байку, он призвал богов в свидетели своей невинной гибели и бросился в пропасть. А потом дельфийцев постигла чума. Так говорит легенда.

Через несколько столетий какой-то человек собрала все истории про легендарного баснописца и записала их как «Повесть о Ксанфа-философа и Эзопа, его рабе, или Похождения Эзопа». Имя составителя этого нам неизвестно, так же, как неизвестно что в повести правда, а что – вымысел.

Древние греки и римляне все свои басни называли езопівськими. Сюжеты неоднократно пересказывались античными и средневековыми авторами и, впоследствии, – Жаном де Лафонтеном, Готхольдом Эфраимом Лессингом, Иваном Андреевичем Крыловым.

6. Чтение учителем басни.

Эзоп на корабельные

Баснописец Эзоп однажды на досуге зашел в корабельные. Кораблестроители смеялись над ним, побуждая его заговорить. И Эзоп сказал: «В древние времена возникли Хаос и Вода. Но Зевс, чтобы показать силу земной стихии, посоветовал Земли трижды глотнуть море. Вот Земля и приступила к работе. За первым разом зависочіли горы. Глотнула раз – и вполне обнажились равнины. Когда же она надумает и третий раз глотнуть Воду, то ваше ремесло станет лишним».

Байка доказывает, что тот, кто насмехается над дотепніших за себя, испытывает досаду.

7. Беседа по содержанию прочитанного.

• Сколько событий отражена в басне? Где происходит действие?

• Определите основные части этой басни.

• Кратко охарактеризуйте персонажей произведения.

• Как кораблестроители отнеслись к Эзопа?

• Почему они с него смеялись?

• Что, по вашему мнению, побудило Эзопа заговорить?

• А как бы вы поступили на месте Эзопа?

• О чем рассказал баснописец?

• В какой форме он выразил свое мнение?

• На что похожа рассказ Эзопа? Ответ аргументируйте. (Миф ).

• Как вы думаете, кораблестроители поняли смысл ответа баснописца? Обоснуйте свое мнение.

• Подумайте, почему в басне не описывается то, что произошло после ответа Эзопа.

• Что доказывает эта байка?

8. . Подготовка к «чтению в ролях» басни «Волк и Ягненок».

• Чтение басни учениками молча.

• Распределение «ролей» (Автор, Волк, Ягненок).

• Обсуждение интонаций, выражать характер героев (Волк – агрессивность, злость, нападение и т.п.; Ягненок – страх, защита и т.п.; автор – неспешность повествования, выразительность, эмоциональность и т.д.).

9. «Чтения в ролях» басни «Волк и Ягненок» (учебник, с. 38-39).

10. Обсуждение прочитанного.

• Какие чувства вызывают у вас персонажи произведения? » Определите отношение автора к героям.

• Какие черты характеров людей олицетворяют Волк и Ягненок? Как называется этот художественный прием?

• Что осуждается в басне? (Осуждение произвола и насилия).

• Как вы поняли мораль произведения?

11. Чтение басни «Ворон и Лисица» (учебник, с. 39).

12. Обсуждение прочитанного.

• О чем рассказывается в басне?

• Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

• Раскройте аллегорический смысл басни.

• Что высмеивается в произведении?

• Как вы поняли вывод: «Эта басня касается неразумного человека»?

13. Чтение басни «Земледельцу дети» (учебник, с. 39).

• Чем эта басня отличается от двух предыдущих?

• Вспомните народные сказки, пословицы, поговорки, близкие по сюжету к этой байки.

• Чему учит произведение? (Прославление разума и согласия между людьми).

• Приведите примеры пословиц, поговорок, которые будут выражать главную мысль басни.

14. Закрепление изученного материала.

Легендарного Эзопа считают основателем жанра басни. Эзоп был рабом и не мог говорить свободно, откровенно, поэтому обращался к аллегорической формы, формы басни.

15. Работа с литературоведческим понятием (запись в тетради) по учебнику (с. 38).

Писатель М. Есть. Салтыков-Щедрин «эзоповым языком» называет ту особую манеру аллегорического изложения, которую писателям приходилось применять для того, чтобы обойти царскую цензуру. Теперь это выражение употребляют для обозначения языка, полной намеков, умалчиваний, аллегорий.

16. Работа в группах.

Методический комментарий. Этот вид работы на карточках предусматривает несколько вариантов его проведения: 1 – работа в группах, 2 – индивидуальные задания (как раВНОвидность – домашние задания), 3 – работа с классом в форме эвристической беседы. В зависимости от уровня подготовленности учащихся учитель может выбрать один вид работы или комбинировать несколько. К примеру, сначала с классом прорабатывается 1-2 басни («Лиса и Козел»), для работы в группах (или индивидуальных заданий на карточках во время чтения классом статьи учебника) предлагается проработать басни «Волы и оси», «Лягушки», «Лиса перед маской», «Угольщик и Сукновал», «Орел, Галка и Пастух», а в качестве домашнего задания – одну из двух или обе басни – «Хвастун-Пятиборец», «Соловей и Ястреб» – по аналогии работы в классе.

На карточках записаны байки без поучительного вывода.

Предложенный вид работы можно провести и в форме игры «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг». В этом случае – команда (команды) знатоков течение минуты пытаются сформулировать мораль басни.

Во время проверки правильности выполнения задания (или ответа на вопрос «знатокам») учитель (ведущий) зачитывает поучительный вывод.

Задачи. Внимательно прочитайте басню. Составьте план согласно ее построения (экспозиция, замысел, действие). Определите и запишите мораль басни.

Волы тянут воз. Когда Ось скрипела, они оборачивались к ней и говорили: «Эх ты! Это же мы такую тяжесть несем, а ты кричишь!»

Так и среди людей: кое-кто делает вид, что только он изнывает в работе, хотя и другие так же тяжело работают.

Две Лягушки, когда высох стал их, начали искать, где бы им жить. Они пришли к колодцу, и одна из них посоветовала прыгнуть в него. Но вторая сказала: «А когда и здесь высохнет вода, то что мы будем делать?»

Басня учит нас, что не следует браться за дело опрометчиво.

Лиса перед маской

Лиса забралась в мастерскую резчика и, не минуя ни одной вещи в комнате, наткнулась на маску трагедийного актера. Подняв ее, Лиса сказала: «Такая голова – и не имеет мозга».

Эта басня относится к человеку хорошей на красоту, но скудной на ум.

Угольщик и Сукновал

Угольщик работал в каком-то доме: увидев Сукновала, что именно поступал, он предложил поселиться с ним в одной комнате, доказывая, что они заприятелюють и что им будет выгоднее жить вместе. А Сукновал ответил ему: «Но для меня это вообще невозможно: ибо то, что я побілю, ты испачкаешь».

Байка доказывает, что раВНОе не сочетается.

Орел, Галка и Пастух

Орел, взлетев с высокой скалы, схватил ягненка. Галка, увидев это, из зависти решила последовать Орла и с большим шумом бросилась на барана. Но, вонзив когти в шерсть, она не могла их вытащить и только трепетала крыльями. Пастух заметил, что произошло, подбежал и схватил Галку, а вечером, обрезав крылья, принес ее своим детям. Когда они спросили, что это за птица, он ответил: «Как на меня, то я уверен, что это Галка, но, по ее мнению, она – Орел». Следовательно, отставание приводит только к беде и насмешки.

Соловей и Ястреб

Соловей сидел на высоком дереве и, по своему обыкновению, щебетал. Ястреб, что именно не имел пищи, увидел Соловья и, підлетівши, схватил его. Соловей перед неизбежной смертью начал умолять Ястреба отпустить его, говоря, что Ястребу следует нападать на более крупных птиц, если ему не хватает пищи, потому что Соловей не заполнит собой Яструбового желудка. Но Ястреб ответил: «Надо безумном быть, чтобы, выпустив из рук готовую, гоняться за воображаемой добычей».

Байка доказывает, что среди людей есть такие нерозважні, которые, в надежде на большее, выпускают из рук и то, что имеют.

Пятиборец, в котором граждане не раз попрекали, что он трус, уехал, а потом снова вернулся к родному краю и стал хвастаться своими многочисленными подвигами, в том числе таким своим прыжком на Родосе, которого не сделал бы ни один из победителей на Олимпийских играх. Он добавил, что это показали бы все, кто там был, если бы они прибыли сюда. И кто-то из присутствующих сказал в ответ: «Но какой же ты! Когда это правда, то никаких тебе свидетелей не нужно! Здесь Родос, здесь и прыгай!»

Байка доказывает, что всякое слово лишнее, когда что-то можно доказать делом.

Лисица упала в колодец и никак не могла оттуда выбраться. Измученный жаждой, Козел подошел к тому же колодца и, увидев Лису, спросил, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись из удобного случая, похвалила воду и стала уговаривать Козла спуститься вниз. Цап сразу же прыгнул, чтобы успокоить жажду. После этого они вместе попытались выбраться, но Лиса, все сообразив себе на пользу, сказала, что она уже надумала, как спастись им обоим. «Если ты можешь опереться передними ногами на стену и наклонить рога, то я и сама по твоей спине выскочу и тебя вытащу». Цап охотно согласился на такой совет. Лисица вскочила ему на бедра, перешла по спине, а потом, опершись на рога, выскочила наверх и ушла прочь. Цап стал ругать ее за нарушение соглашения, и Лиса, обернувшись, сказала: «Эх ты! Если бы у тебя было столько ума в голове, сколько волос в бороде, то спустился бы ты вниз, не подумав раньше, как подняться вверх?»

Так следует поступать и умным людям: сначала взвесить, чем дело кончится, а тогда уже браться за нее.

17. Обсуждение результатов работы в группах.

Для Езопових басен характерным является то, что их тексты простые и короткие, сюжет передается без второстепенных подробностей, мораль не остается скрытой, а открыто высказывается. Язык прост и близок к разговорному: в ней преобладают глаголы, немного прилагательных, ведь обычно в баснях говорится о действиях, а не о лицах или ситуации. Редко случается диалог – разве что развязка подается в форме прямой реплики.

О чем писал Эзоп:

В мире немало зла. Не следует надеяться на то, что плохой человек может измениться, она может лишь скрыть свою сущность; природа доброго человека очень уязвима, а потому весьма часто ухудшается.

Человеческая судьба изменчива и обычно меняется к худшему. От судьбы не уйти, а потому важнее приспособиться к обстоятельствам и помнить, что все преходяще.

Нередко губительными для человека является его страсти. Самая опасная из них – жадность, за ней идут тщеславие, ласолюбство, зависть, наивность и др., подчеркивается также пагубность страха. Человек, который стал жертвой страстей, ведет себя безрассудно и совершает ошибки, которые приводят к беде.

Читайте также:  Басня Эзопа Демад и Афиняне

Самый надежный в жизни талант – умение довольствоваться тем, что имеешь, не стремясь того, что тебе не принадлежит от природы, не соревноваться с теми, кто сильнее.

В жизни лучше полагаться на самого себя, прежде всего, на собственный труд, терпение, умение учиться на чужих и собственных ошибках. Выбирая друзей, следует быть очень осмотрительным, благодарить им, когда они этого заслуживают, но самому ни от кого не ждать благодарности.

19. Подведение итогов урока.

20. Домашнее задание.

1. Повторить материал урока, определения литературоведческих понятий.

2. Прочитать статью учебника о Эзопа, выполнить письменно творческое задание на с. 40.

Эхо басни см в части 2 11

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

БАСНИ ЭЗОПА И ЭХО.

ОРЕЛ И ЛИСИЦА 9

ОРЕЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ 9

СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ 10

ЛИСИЦА И ЛЕВ 10

РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА 10

РАСТОЛСТЕВШАЯ МЫШЬ 11

ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ 11

Эхо басни см. в части 2 11

ЛЕВ, ВОЛК И ЛИСИЦА 11

ЛЕВ, ОСЕЛ И ЛИСИЦА 12

МУЖИК И ВОДЯНОЙ 12

ВОРОН И ЛИСИЦА 13

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД 13

КОШКА И ПЕТУХ 13

БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА 13

Эхо ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА 13

ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК 14

ЛИСИЦА И МАСКА 14

ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ 14

ЛИСИЦА И СОБАКА 15

БОРЕЙ И СОЛНЦЕ 15

ЛАСКА И АФРОДИТА 16

КРЕСТЬЯНИН И ЗМЕЯ 16

ЖЕНЩИНА И КУРИЦА 17

СТАРИК И СМЕРТЬ 17

ОРАТОР ДЕМАД 17

ПУТНИКИ И МЕДВЕДЬ 17

ТРОСТНИК И ДУБ 18

ОЛЕНЬ И ЛЬВИЦА 18

ОСЕЛ, ПЕТУХ И ЛЕВ 18

ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 1 19

ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 2 19

СОБАЧКА И ХОЗЯИН 19

СОБАКИ И ХОЗЯИН 19

ВОЛК И КОЗЛЕНОК – 1 20

ВОЛК И КОЗЛЕНОК – 2 20

ГЕРМЕС И ЗЕМЛЯ 20

ЗЕВС И ЧЕРЕПАХА 20

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ 21

ПТИЦЕЛОВ И АСПИД 21

ОГОРОДНИК И СОБАКА 21

СОБАКА С КУСКОМ МЯСА 21

ЛЕВ И КРЕСТЬЯНИН 22

ЛЕВ И ДЕЛЬФИН 22

ЛЕВ, ИСПУГАННЫЙ МЫШЬЮ 22

ЛЕВ И МЕДВЕДЬ 22

ВОЛКИ И ОВЦЫ 23

ВОЛК И СТАРУХА 23

ПЧЕЛЫ И ЗЕВС 24

МУРАВЬИ И ЗЕВС 24

ЖРЕЦЫ КИБЕЛЫ 24

БОЛЬНОЙ И ЛЕКАРЬ 25

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ЛАСКА 25

ПУТНИК И СУДЬБА 26

ПУТНИКИ И ПЛАТАН 26

ПУТНИК И ГАДЮКА 26

ОСЕЛ И САДОВНИК 26

ОСЕЛ И ЦИКАДЫ 26

ОСЕЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ 27

ОСЕЛ И ЛЯГУШКИ 27

ОСЕЛ, ЛИСИЦА И ЛЕВ 27

ЗМЕЯ, ЛАСКА И МЫШИ 27

ГОЛУБКА И ВОРОН 28

ОБЕЗЬЯНА И РЫБАКИ 28

БОГАЧИ И ПЛАКАЛЬЩИЦЫ 28

ПАСТУХ И СОБАКА 28

ПАСТУХ И ОВЦЫ 29

ПАСТУХ И ВОЛЧАТА 29

ПАСТУХ ШУТНИК 29

ГРАНАТОВОЕ ДЕРЕВО, ЯБЛОНЯ И ТЕРНОВНИК 29

БЫК И ДИКИЕ КОЗЫ 30

ОБЕЗЬЯНЬИ ДЕТИ 30

ПАВЛИН И ГАЛКА 30

ВЕРБЛЮД, СЛОН И ОБЕЗЬЯНА 30

СВИНЬЯ И СОБАКА 31

КАБАН И ЛИСИЦА 31

ЧЕРЕПАХА И ЗАЯЦ 31

ЛАСТОЧКА И ЗМЕЯ 32

ПОКУПКА ОСЛА 32

ПРОМЕТЕЙ И ЛЮДИ 33

ЦИКАДА И ЛИСИЦА 33

ДИОГЕН В ПУТИ 33

ЛЬВИЦА И ЛИСА 34

КАБАН, КОНЬ И ОХОТНИК 34

ДРОВОСЕКИ И ДУБ 35

СОСНА И ТЕРНОВНИК 35

ЧЕЛОВЕК И ЛЕВ – ПОПУТЧИКИ 35

ДВА ПЕТУХА И ОРЕЛ 35

ЛЕВ, ПРОМЕТЕЙ И СЛОН 36

ВОЛК И СОБАКА 36

ОСЕЛ И СОБАКА 36

ЗИМА И ВЕСНА 37

СОЛОВЕЙ И ЛАСТОЧКА 37

РЫБАК И РЫБЫ 37

ЧЕЛОВЕК И ГЕРМЕС 37

ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ 38

АФИНЯНИН И ФИВАНЕЦ 38

СВАДЬБА СОЛНЦА 38

ГЕРАКЛ, АФИНА И РАЗДОР 38

КОЗЕЛ И ВИНОГРАД – 1 39

КОЗЕЛ И ВИНОГРАД – 2 39

КРЕСТЬЯНИН И ОРЕЛ 39

ДВА ДНЯ ПРАЗДНИКА 40

ЧЕЛОВЕК, СЧИТАЮЩИЙ ВОЛНЫ 40

ОСЕЛ И ЖАЖДЕНЬ 40

ЛЬВЫ И ЗАЙЦЫ 41

МЫШЬ И РАКУШКА 41

САТИР И ОГОНЬ 42

ВОЛК И ПАСТУХИ 43

ЛУНА И ЕЕ МАТЬ 43

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ 43

КОРОЛЕК И ОРЕЛ 43

КУКУШКА И ПТИЦЫ 43

СОФИЗМ ЭВАТА 44

ЕЗДОК И БЕШЕНЫЙ КОНЬ 45

МОМ И АФРОДИТА 45

ЧАСТЬ 3 Новые притчи 2002 45

ЭХО – ДЕВУШКА 45

СОБАКА С КОШКОЙ 46

БЕРЕЗА И ЕЛЬ 46

ПУСТОЙ МЕШОК 46

ОРЕЛ И ГЛОРИЯ 46

СОБАКА У ДОМА 47

ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ 47

ЗАЧЕМ СТРОЯТ ГОРОДА 49

ЗОЛОТАЯ РЫБКА 50

ОГОНЬ И ФИГУРКИ 51

Из книги сказок 99 51

СКАЗКА ПРО КРОТА 51

МЕЧТА СОЛОВЬЯ 52

СКАЗКА СОСНЫ 53

СКАЗКА О ХВОИНКЕ 56

ЗВЕЗДНЫЕ СУТКИ 58

Другие сказки в библиотеке Острова Эхо 58

ЧАСТЬ 4 Избранные басни суфиев 2002 58

Притчи – басни Джалалуддина Руми 58

СЛОН В ТЕМНОТЕ 58

РАДОСТЬ ПРИ НЕОЖИДАННОМ РАЗОЧАРОВАНИИ 60

Что есть суфизм? – То Ощущение полета 62

Притчи – басни Джами (избранные) 62

СМЕРТЬ АБУЛ МАДЖДА САНАЙИ 62

ИДИОТ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 62

РАССКАЗ О ТРЕХ МУДРЕЦАХ 64

СОВЕТ МУДРЕЦА 64

Абу Али Ибн Сина и сумасшедший 65

ЦАРЬ НУШИРВАН 65

МАМУН И ЕГО РАБ 66

ОТВЕТ ПАДИШАХА 66

НАХОДЧИВЫЙ МАЛЫШ 67

ТИРАН И ЖЕНЩИНА 68

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 68

СУЩНОСТЬ ЩЕДРОСТИ 68

Другие притчи, сказки Джами в библиотеке 69

Миниатюры – басни Идриса Шаха (избранные) 69

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО 69

МОЛНИЯ И КЕДР 70

НЕПРЯМОЙ ПУТЬ 70

ПРИСУТСТВИЕ И ОТСУТСТВИЕ 71

ЛАВКА ПЛОТНИКА 71

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ КРОЛИКА 73

ПРЕДВОДИТЕЛЬ КОЗ 73

УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК 74

ЧЕЛОВЕК И ТИГР 75

ВЫСШИЕ ВОСПРИЯТИЯ 75

ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ 75

УЧЕНЫЙ И ФИЛОСОФ 76

КОШКА И СОБАКА 77

ВЕЖЛИВОСТЬ И ПРАВДА 77

Другие сказки Идриса Шаха в отдельных файлах библиотеки. 79

Предисловие

Седою сказка не бывает

И устаревшею для мира

Она не может стать. Дар Пира,

Где Безвремение свет рождает.

Что зернышко восходит в темноте

Известно нам, и это знают все.

Однако же, о солнышке поют.

Но где оно нашло себе приют?

В бескрайней черноте Вселенной звезды

Сияют, как неведомые гнезда.

Что в недрах созревает их всегда?

Ужели. в сердце солнца. темнота?

УЧИТЕЛЮ

Живой калейдоскоп в оттенках света,

Играющий узором редких форм,

Взрывающий все табу строгих норм,

Рождает мед фантазии поэта!

Каким прекрасным спектром описать

Иных миров звучанье и свеченье,

Являющих свое златосеченье,

Какою рифмой строгой окрылять.

Невольницей неведомых рассветов

Вплываю в вихре вальса в Океан,

В поющий излучающий орган,

В мерцанье различая пульс ответов.

ВО ВСЕ ВЕКА

Любили люди сказки, басни.

Читать, придумывать. Как будто корешки

Из тьмы земной на божий свет дают вершки.

Из бездны времени выуживая счастье.

Как клад бесценного сокровища ума.

Так ум нам дан, как рыбаку даются снасти.

Рыбак, и невод, и улов – в одной мы власти:

Желанья знать, зачем земная жизнь дана.

И не воспользоваться снастью – неумно.

Не станешь рыбу ты руками-то ловить.

А голодать уму, что диким зверем жить.

Вот мудрецы. сбирают басни на гумно.

Иди в амбар, как муравей, что за зерном

Пришел однажды, и, не в силах осознать

Все изобилие. хоть зернышко забрать.

Решил, сказав, что возвратится он потом.

БАСНИ ЭЗОПА

Зачем же баснями Эзоп нас поучает?

В них мудрость юная, которой тысячи лет.

С алмазных граней их сюжетов льется свет.

Какую радость встреча с басней предвещает?

Итак, Эзоп! Его лишь имя нам известно.

На самом деле был он выдуман затем,

Чтобы доходчивей коснуться главных тем.

Игра в учении воистину чудесна!

Народ на сказках этих учится давно.

Они как молния способны осветить,

И подсказать, и удивить, и напоить!

При этом учат и красиво и умно.

Итак, Эзоп! Мы полагаем, что Эзопа

Придумал мудрый Пифагор. А уж затем

Ученики вложили в басни сотни тем.

С тех пор пошли. соревнования урока.

На первый взгляд уроки басен – для детей.

А на второй, коль время есть и для второго,

Уроки трудные пути ума земного.
Эзоп – мудрец, живущий в каждом из людей.

Он был немым в любом из нас и лишь потом

Заговорил, когда в работе утомился,

И, с нимфой встретившись прекрасною, сдружился,

И в сон волшебный был внезапно погружен.

Что удивляться, коль Эзоп был некрасив.

Он землю вспахивал ничтожнейшим рабом,

Ведь ум растет, как подобает, лишь трудом.

Однажды чудо пробудило в нем прилив.

И он, представьте, сам с собой заговорил.

Да вспомнил нимфу, что красою обожгла.

Она виновницею чуда и была.

А он молитву благодарности вкусил.

Возможно, в книгу Гиерокл записал

Все биографию Эзопа для того,

Чтоб мы задумались над нею глубоко.

А между строчек. наставления он дал.

Быть может, время подойдет, и в третий раз

Взглянуть захочется вам в сказку – радость глаз.

Попримеряйте на себя ума одежды,

Порассмотрите, чем являются надежды.

Да нет, напрасны те мечтанья. Где ж у нас

Найдется время, если занят каждый час.

На этих баснях наставлялись мудрецы

Во всех веках. В них все начала, все концы.

У мудрецов всегда в запасе время есть,

Хотя всех басен всех времен не перечесть.

На этих баснях и суфийское ученье

Взошло когда-то, и возникли изреченья.

Из рек речения, из рек земных времен

Всходили мудрости ростки, в них мир рожден!

Руми, Аттар, и Пифагор, и Тот Гермес!

А если глубже заглянуть – вот мир чудес!

В нарядах красочных сюжетов есть. орех.

Он в каждой басенке за внешнею оберткой

Укрыт надежно, огражденный твердой коркой.

Скорлупка вкусный плод хранит! Но. не для всех.

А коль пустой орех – кори тогда себя.

Не говори же, что бесплодная Земля.

ЭХО ЭЗОПА

Не удивительно читать мне в Маснави,

Что рождено когда-то было на фарси,

Сюжеты басен, что Эзоповыми были,

Что Пифагоровыми в плаванье отплыли.

Все реки водною природою сильны,

И все ручьи, и все дожди: то путь воды.

Моря вмещают воды разные всех рек.

Пусть удивляется, коль хочет, человек.

А, коль не хочет, пусть отыщет те значенья,

Что, как круги на глади вод, дают реченья.

Реченья мудрые вовек не иссякают,

А в каждом искреннем таланте оживают.

Ну, как, скажите, о любви не говорить,

И как при этом слов любви не повторить?

Вот точно так же и сюжеты сказок мудрых

Из века в век живут и зреют в думах трудных.

Но Океанова любовь не знает слов,

А лишь значение всего, что есть Любовь.

Не удивительно читать мне у Руми

Сюжеты сказок, что живут у Санайи.

А что сказать мне о Крылове, о Толстом?

О каждом Авторе с искрящимся умом?

И даже Идрис Шах не всех перечислял,

Когда речения времен передавал.

Да разве можно удивляться нам на это?

Когда и эти рифмы просто эхо света

Звучания мудрого во веки всех веков

Имен любимых нами Авторов стихов.

У Соломона в притчах – эхо сказок древних,

Что из Египта привезли для благоверных.

Ведь он не зря изрек: – «Вернется все опять»,

Чтоб новой амфоры границы наполнять.

«И на круги своя, воротится все то,

Что будет жить», покуда эхо нам дано.

Покуда горные вершины и ущелья

Своей твердыней отражают все сомненья.

Покуда лес высокий эхом нам вторит.

Покуда рифма существует, жив пиит.

Не удивительно, что суфии любили

Царя времен, и Пифагора не забыли.

Стихотворный вариант басен (можно назвать ритмической прозой)

части 1, 2 настоящей книги и жизнеописание Эзопа в стихах (файл Эзоп) появились после переработки текстов основного Эзоповского сборника и других переводов басен по книге Эзоп – Басни (в переводах Л.Н. Толстого, М.Л. Гаспарова и др.) «Эксмо-Пресс», 2000;

часть 3 – избранные новые басни;

часть 4 – избранные притчи и басни суфийских Авторов переработаны по нескольким книгам Идриса Шаха и книге Суфии (составитель Лео Яковлев) «Эксмо-Пресс», 2001.

Более полные стихотворные переводы сказок и произведений суфийских Авторов в библиотеке острова Эхо.

Мне говорят: – Оригинал же не читала,

Так что берешься повторять Эзопа ты?

Я улыбнусь в ответ: – Зато его слыхала!

Оригинал слыхала чудной красоты.

Пусть слог не лучше всех других, зато он прост.

Пусть это проза с ритмом, пусть я не поэт,

Зато Эзопу отраженье в полный рост,

И возрождаю мудрость эхом звучных лет.

ЧАСТЬ 1


ОРЕЛ И ЛИСИЦА

Орел с лисицею однажды подружились,

И друг у друга по соседству поселились.

Орел на дереве гнездо свил, и лисица

Под тем же деревом сумела поселиться.

Настало время, и в норе уже лисята.

И то же время из гнезда кричат орлята.

Но как ушла лиса охотится, сосед

Лисят похитил, да орлятам на обед.

Вернулась лисонька и тотчас поняла,

Что за беда ее детенышей взяла.

Ей горько стало за детишек, что таить,

Но тяжелей всего – не в силах отомстить.

Ведь недоступна зверю птица, и она

Лишь проклинала все обидчика сполна.

А что еще бессильный может предпринять?

К кому за помощью идти, кого позвать.

Но и орлу пришлось за попранную дружбу

Детьми своими расплатиться. Это нужно,

Знать, Справедливости, что движет времена.

Закон возмездия карает все века.

Однажды в жертву человек принес козу,

Горела жертва на костре, да на виду.

Орел схватил кусок горящий и в гнездо,

Своим детишкам дал отведать, да. во зло.

Они горящими кусками подавились,

С гнезда попадали, в отчаянии убились.

Лиса же, ими отобедав, так сказала:

Что на глазах произошло – и это мало.

Нам не уйти от всех последствий никогда.

Подумай прежде, чем придет к тебе беда.

ОРЕЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ

Орел, слетев с высоких скал, унес ягненка.

А галка, тут же позавидовав, взлетела,

Да за барана уцепилась. В ходе дела

Она запуталась когтями в шерсти тонкой.

И вот беспомощно крылами все махала,

Пока пастух, увидев это, крылья ей

Подрезал, чтобы тем порадовать детей:

– Пусть поиграют с ней, игрушек в доме мало.

А дети спрашивают: – Что это за птица?

Да я-то знаю, это галка, а она

Уж возомнила из себя, поди, орла!

Несчастье глупого все в зависти таится.

ОРЕЛ И ЖУК

Орел за зайцем гнался. Тот, жука увидев,

К нему с мольбой нижайшей: – Выручи, друг мой!

А жук к орлу уже: – Пусти его домой!

Но пренебрег орел жуком, того обидев.

И зайца съел. А жук обиды не простил.

И каждый раз в гнезде орла он яйца бил,

И вот орел, боясь остаться без потомства,

У Зевса просит: – Защити от вероломства.

Он на колени Зевсу яйца положил,

А жук и тут. пред носом Зевса закружил,

И тот чихнул, а яйца вдребезги тотчас!

С тех самых пор орла гнездовье скрыто глаз.

СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ

Однажды ястреб соловья схватил. беда,

Чтоб пообедать тем певцом. А соловей,

Борясь за жизнь свою: – Да мал я для твоей

Закуски даже, отпусти, что за еда.

На это ястреб: – Ту добычу, что в когтях,

Не променяю я на курицу в ветвях.

ЛИСИЦА И ЛЕВ

Лисица, в первый раз увидев льва, присела,

И в землю вжалась, и со страха онемела.

И во второй раз тоже сильно испугалась,

Не понимая, как живою – то осталась.

На третий раз она уж с ним заговорила.

И, расхрабрившись, про опасности забыла.

РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА

Лиса увидела в дупле еды запас,

Что пастухи тут припасли на поздний час,

В дупло залезла, съела все и растолстела,

Да так, что выбраться обратно не сумела.

И вот заохала она. Лиса другая,

Что пробегала мимо, так ей: – Ох, родная,

Придется здесь тебе сидеть, пока не станешь

Такой, как прежде. Ведь природу не обманешь.

Ссылка на основную публикацию