Басня Эзопа Осел и Мул

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Оса и змея.
Осел в львиной шкуре.
Осел и волк.
Осел и лягушки.
Осел и мул.
Осел и мул.
Осел и погонщик.
Осел и садовник.
Осел и собака.
Осел и цикады.

Оса и змея
Оса уселась на голову змее и все время ее жалила, не давая ей покоя. Змея обезумела от боли, а отомстить недругу не могла. Тогда она выползла на дорогу и, завидев телегу, сунула голову под колесо. Погибая вместе с осою, она молвила: “Жизни лишаюсь, но с врагом заодно”.
Басня против тех, кто сам готов погубнуть, лишь бы врага погубить.

Осел в львиной шкуре
Осел натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных. Завидев лисицу, он и ее хотел напугать; но та услышала, как он ревет, и сказала ему: “Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику!”
Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами.

Осел и волк
Осел пасся на лугу и вдруг увидел, что на него бежит волк. Осел притворился, что хромает; а когда волк приблизился и спросил, почему это он хромает, осел ответил: “Скакал через плетень и занозился колючкой!” – и попросил волка сперва вытащить колючку, а потом уж его съесть, чтобы не уколоться. Поверил волк; задрал осел ногу, и стал волк старательно разглядывать его копыто; а осел как ударил его копытом прямо в пасть, так и вышиб ему все зубы. Мучаясь от боли, промолвил волк: “Поделом мне! Отец меня вырастил мясником – не к лицу мне делаться лекарем!”
Так и люди, которые берутся за несвойственное им занятие.

Осел и лягушки
Осел, навьюченный дровами, переходил через болото. Поскользнулся он, упал, не смог подняться и начал стонать и кричать.
Болотные лягушки услыхали его стоны и сказали: “Любезный, ты только что свалился, и уже так ревешь; а что бы ты делал, если бы сидел здесь столько, сколько мы?”
Басню можно применить к человеку малодушному, который падает духом от самых малых неприятностей, между тем как другие спокойно выносят и более тяжкие.

Осел и мул
Погонщик навьючил осла и мула и погнал их в путь. Пока дорога была ровная, осел еще держался под тяжестью; но когда пришлось идти в гору, то выбился он из сил и попросил мула взять у него часть поклажи: тогда он-де сможет донести остальную часть. Но мул такие его слова и слушать не захотел. Рухнул осел с горы и убился насмерть; а погонщик, не зная, как теперь быть, взял и перевалил ношу осла на мула, да еще вдобавок навьючил на него и ослиную шкуру. Нагруженный сверх всякой меры, промолвил мул: “Поделом мне: кабы я послушился осла и принял малую часть его груза, не пришлось бы мне теперь тащить и всю его ношу, и его самого”.
Так некоторые заимодавцы, не желая сделать должникам ни малейшей уступки, нередко теряют на этом весь капитал.

Осел и мул
Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них у обоих одинаковая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмочь; тогда он снял с него часть поклажи и переложил на мула. Прошли они еще немного, и заметил он, что осел еще больше выбивается из сил; опять стал он убавлять ослу груз, пока наконец не снял с него все и не переложил на мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: “Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?”
Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по концу.

Осел и погонщик
Погонщик гнал по дороге осла; но тот прошел немного, свернул в сторону и помчался к обрыву. Он должен был вот-вот свалиться, и погонщик стал его оттаскивать за хвост, но осел упрямо упирался. Тогда погонщик отпустил его и сказал: “Будь по-твоему: тебе же хуже!”
Басня относится к человеку упрямому.

Осел и садовник
Был осел у садовника; есть ему приходилось мало, а мучиться много, и взмолился он, чтобы Зевс отобрал его у садовника и передал другому хозяину. Послал Зевс Гермеса и велел продать осла горшечнику. И здесь ослу тяжело пришлось, и страдал он гораздо больше; вновь стал он призывать Зевса, и, наконец, Зевс распорядился продать его кожевнику. Увидел осел, чем занимается его хозяин, и сказал: “Ох, лучше мне было у прежних моих хозяев: ведь этот, как я погляжу, и вовсе шкуру с меня сдерет”.
Басня показывает, что стоит рабам узнать своих новых хозяев, и они начинают жалеть о старых.

Осел и собака
Осел и собака шли вместе по дороге. Нашли они на земле запечатанное письмо; поднял его осел, сломал печать, открыл и стал читать, чтобы собака слышала, а в письме говорилось про скотный корм: про сено, про ячмень, про солому. Противно было собаке слушать, как осел про это читает, и сказала она ослу: “Пропусти, дружок, немножко: может, там найдется что-нибудь и про мясо и про косточки?” Просмотрел осел все письмо, но ничего не нашел, о чем собака спрашивала. Сказала тогда собака: “Брось, дружок, это письмо опять наземь: нету в нем ничего путного”

Осел и цикады
Осел услышал, как стрекочут цикады; понравилось ему их сладкое пенье, стало ему завидно, и спросил он: “Чем вы питаетесь, чтобы иметь такой голос?” – “Росою”, – ответили цикады. Стал осел и сам кормиться росою, но околел с голоду.
Так люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели и к тому же терпят великие бедствия.

Басня Эзопа Осел и Мул

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 268 936
  • КНИГИ 626 055
  • СЕРИИ 23 565
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 589 020

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

«Я тебя защищу!»

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

Басни Эзопа

Эзоп – древнегреческий поэт-баснописец родился в 6-м веке до нашей эры.

При воспитании ребенка родители стараются как можно понятнее объяснить ему правила поведения и мораль, царящие в общественной жизни. Читая поучительные истории с четко выраженным логическим выводом, существующим в каждой концовке, дети поймут, какие именно ситуации приводят к соответствующим последствиям.

Басни почти всегда являются текстами небольшого объема, в которые вложены наблюдения за людьми и их поведением в различных моментах жизни. Произведения Эзопа демонстрируют внутреннюю суть человека – как с лучшей, так и с худшей стороны. Свои мудрые слова древнегреческий мыслитель вкладывал в уста животных, бывших основными героями его увлекательных историй.

Человек и Лев

Лев и человек шли вместе по дороге. Человек провозгласил: «Человек сильнее льва!» Ответил лев: «Лев сильнее!» Пошли они дальше, и указал человек на каменные плиты с резными фигурами, на которых изобразили львов, укрощаемых и попираемых людьми. «Вот, — сказал он, — видишь, каково приходится львам!» Но отвечал лев: «Кабы львы умели резать по камню, немало бы ты увидел на камне и людей, попираемых львами!»

О том, что иные люди хвастаются тем, чего на деле вовсе не умеют.

Перевод Гаспарова М.

Осел и его Хозяева

Жил-был Осёл. Его хозяином был Садовник, который изнурял его тяжким трудом, а кормил очень скудно, так что взмолился Осёл Зевсу и попросил дать ему другого хозяина. Послушал Зевс Осла и послал Гермеса распорядиться, чтобы Садовник продал Осла Гончару. Но Гончар заставил Осла трудиться ещё больше, а кормил его ещё хуже. Осёл снова запросил помощи у Зевса, и тот приказал продать Осла Кожевнику. Но, увидев, какой работой занимается его новый хозяин, Осёл воскликнул: «Какой же я глупец, лучше было бы мне оставаться у прежних хозяев, а теперь только и остаётся дожидаться, когда сдерут с меня шкуру, а остатки выбросят на помойку, даже не предав их земле!

Читайте также:  Басня Эзопа Диоген и Плешивый

Так, часто, и рабы грустят о прежних своих владельцах, попав к другим, ещё более жестоким.

Перевод Смирнова Д.Н.

Собака на сене

Разлеглась однажды Собака в хлеву на сене. Лежит, рычит и никого к еде не подпускает.
— Ну и бессовестное ты животное! — сказал ей наконец один вол.
— И сама ты сена не ешь, и нас к еде не подпускаешь!

Живи и жить давай другим.

Гора, задумавшая родить

Гора задумала родить, и страшный стон
Разнёсся по земле, — все с нетерпеньем ждут,
Но чуда так и нет: гора родила мышь, —
Ничтожен делом тот, кто в обещаньях щедр!

Перевод Смирнова Д.Н.

Лиса и Виноград

Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда.
«Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий…
но всё бесполезно — до винограда никак не добраться.
«Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.

Перевод Смирнова Д.Н.

Человек и Змея

Человек нашёл на дороге Змею всю закоченевшую от холода и пожалел её — он пригрел её на своей груди, сам страдая от такого неудобства. Когда же Змея оттаяла и пришла в себя, она тут же смертельно ужалила Человека. Он только и успел спросить:
«Зачем ты это сделала?»
«Затем, — отвечала Змея, — чтобы впредь люди знали, как потворствовать злу!»

Помни и ты, что злодей за добро платит чёрной неблагодарностью.

Перевод Смирнова Д.Н.

Демад и Афиняне

Оратор Демад обратился с речью к афинским согражданам, но никто не слушал его. Тогда он спросил: «Рассказать вам басню Эзопа?» Все согласились, и Демад начал так: «Богиня Деметра, Ласточка и Угорь шли вместе по дороге, но путь им преградила река. Тогда Ласточка перелетела её по воздуху, Угорь переплыл по волнам…»

Тут Демад остановился, и в толпе кто-то спросил: «А Деметра-то что?» «А Деметра, — ответил Демад, — рассердилась на всех вас, потому что басни Эзопа для вас дороже, чем дела государственные!»

Так человек неразумный пренебрегает важными делами в угоду развлечениям.

Перевод Смирнова Д.Н.

Два Петуха и Орел

Два Петуха бойко сражались друг с другом, и когда драка, наконец, закончилась, проигравший забился в угол курятника, а победитель, взлетел на крышу и, хлопая крыльями, громко стал кукарекать о своей победе. Орёл сразу же заметил его, схватил и унёс лёгкую добычу.

Так что, если ты победил и хочешь насладиться успехом, не торопись хвастаться, сдержи себя, вспомни о том Петухе!

Перевод Смирнова Д.Н.

Две Лягушки и колодец

Две Лягушки жили в пруду. Когда под лучами жаркого летнего солнца пруд высох, они пошли искать себе другое жилище. По дороге им попался глубокий колодец с водой. Одна Лягушка и говорит: «Давай, прыгнем в него, и будем там жить — у нас будет и крыша над головой, и питьё. Другая Лягушка отвечала с большим благоразумием: «А что, если вода в колодце высохнет, – как мы выберемся из такой глубины?»

Что бы ты ни делал, — всегда думай о последствиях.

Перевод Смирнова Д.Н.

Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу.

Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал.
Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный?

Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем.
Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

Перевод Гаспарова М.

Соловей и Ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней.

Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

Перевод Гаспарова М.

Верблюд

Когда люди в первый раз увидели верблюда, они испугались его роста и в ужасе разбежались. Но прошло время, узнали они его смирный нрав, осмелели и стали к нему подходить; а еще немного спустя поняли они, что верблюд и вовсе не способен злиться, и дошли до такого к нему презрения, что надели на него уздечку и дали детям его погонять.

Басня показывает, что даже страх смягчается привычкой.

Перевод Гаспарова М.

Басни Эзопа

Похожие сказки:

Басни Льва Толстого

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) — известный русский писатель, публицист, философ, номинант нобелевской премии по литературе.
Изучив его произведения, […]

  • Басни Крылова по разным поводам читать детям
    Басни Крылова по разным поводам читать детям
    Образы, ситуации и манеры главных героев коротких поучительных историй надолго запоминаются читателю и слушателю басен меткими фразами […]
  • Басни Михалкова Басни Михалкова
    Благодаря басням Сергея Владимировича Михалкова дети быстро осознают, какие поступки никогда не следует совершать в обществе. Талант поэта не только раскрывает […]
  • Системы и методики развития детей Системы и методики развития детей
    Реджио-педагогика (Италия)
    Основателем этого подхода стал итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци (1920–1994). Опираясь на учение Жана Пиаже, […]
  • Сказки для детей 6 лет с иллюстрациями
    Сказки для детей 6 лет с иллюстрациями
    Сказки для детей 6 лет — увлекательные авторские и народные произведения, сюжеты и персонажи которых обязательно заинтересуют дошкольников. […]
  • Немецкие народные сказки Немецкие народные сказки
    В данном разделе представлены сказки и легенды народов Германии. Увлекательные истории о рыцарях и принцессах, любви и предательстве, щедрости и […]
  • Пословицы и поговорки в картинках Пословицы и поговорки в картинках
    В русском языке множество пословиц и поговорок. Они в простых рифмованных строчках могут содержать как забаву, так и очень глубокую мысль. Для […]
  • Фразеологизмы в картинках Фразеологизмы в картинках

    Фразеологизмы это устойчивые выражения, значения которых не совпадает с значением каждого отдельного слова, входящего в выражение. […]

    Эхо басни см в части 2 11

    Главная > Документ

    Информация о документе
    Дата добавления:
    Размер:
    Доступные форматы для скачивания:

    БАСНИ ЭЗОПА И ЭХО.

    ОРЕЛ И ЛИСИЦА 9

    ОРЕЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ 9

    СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ 10

    ЛИСИЦА И ЛЕВ 10

    РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА 10

    РАСТОЛСТЕВШАЯ МЫШЬ 11

    ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ 11

    Эхо басни см. в части 2 11

    ЛЕВ, ВОЛК И ЛИСИЦА 11

    ЛЕВ, ОСЕЛ И ЛИСИЦА 12

    МУЖИК И ВОДЯНОЙ 12

    ВОРОН И ЛИСИЦА 13

    ЛИСИЦА И ВИНОГРАД 13

    КОШКА И ПЕТУХ 13

    БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА 13

    Эхо ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА 13

    ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК 14

    ЛИСИЦА И МАСКА 14

    ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ 14

    ЛИСИЦА И СОБАКА 15

    БОРЕЙ И СОЛНЦЕ 15

    ЛАСКА И АФРОДИТА 16

    КРЕСТЬЯНИН И ЗМЕЯ 16

    ЖЕНЩИНА И КУРИЦА 17

    СТАРИК И СМЕРТЬ 17

    ОРАТОР ДЕМАД 17

    ПУТНИКИ И МЕДВЕДЬ 17

    ТРОСТНИК И ДУБ 18

    ОЛЕНЬ И ЛЬВИЦА 18

    ОСЕЛ, ПЕТУХ И ЛЕВ 18

    ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 1 19

    ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 2 19

    СОБАЧКА И ХОЗЯИН 19

    СОБАКИ И ХОЗЯИН 19

    ВОЛК И КОЗЛЕНОК – 1 20

    ВОЛК И КОЗЛЕНОК – 2 20

    ГЕРМЕС И ЗЕМЛЯ 20

    ЗЕВС И ЧЕРЕПАХА 20

    ВОЛК И ЖУРАВЛЬ 21

    ПТИЦЕЛОВ И АСПИД 21

    ОГОРОДНИК И СОБАКА 21

    СОБАКА С КУСКОМ МЯСА 21

    ЛЕВ И КРЕСТЬЯНИН 22

    ЛЕВ И ДЕЛЬФИН 22

    ЛЕВ, ИСПУГАННЫЙ МЫШЬЮ 22

    ЛЕВ И МЕДВЕДЬ 22

    ВОЛКИ И ОВЦЫ 23

    ВОЛК И СТАРУХА 23

    ПЧЕЛЫ И ЗЕВС 24

    МУРАВЬИ И ЗЕВС 24

    ЖРЕЦЫ КИБЕЛЫ 24

    БОЛЬНОЙ И ЛЕКАРЬ 25

    ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ЛАСКА 25

    ПУТНИК И СУДЬБА 26

    ПУТНИКИ И ПЛАТАН 26

    ПУТНИК И ГАДЮКА 26

    ОСЕЛ И САДОВНИК 26

    ОСЕЛ И ЦИКАДЫ 26

    ОСЕЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ 27

    ОСЕЛ И ЛЯГУШКИ 27

    ОСЕЛ, ЛИСИЦА И ЛЕВ 27

    ЗМЕЯ, ЛАСКА И МЫШИ 27

    ГОЛУБКА И ВОРОН 28

    ОБЕЗЬЯНА И РЫБАКИ 28

    БОГАЧИ И ПЛАКАЛЬЩИЦЫ 28

    ПАСТУХ И СОБАКА 28

    ПАСТУХ И ОВЦЫ 29

    ПАСТУХ И ВОЛЧАТА 29

    ПАСТУХ ШУТНИК 29

    ГРАНАТОВОЕ ДЕРЕВО, ЯБЛОНЯ И ТЕРНОВНИК 29

    БЫК И ДИКИЕ КОЗЫ 30

    ОБЕЗЬЯНЬИ ДЕТИ 30

    ПАВЛИН И ГАЛКА 30

    ВЕРБЛЮД, СЛОН И ОБЕЗЬЯНА 30

    СВИНЬЯ И СОБАКА 31

    КАБАН И ЛИСИЦА 31

    ЧЕРЕПАХА И ЗАЯЦ 31

    ЛАСТОЧКА И ЗМЕЯ 32

    ПОКУПКА ОСЛА 32

    ПРОМЕТЕЙ И ЛЮДИ 33

    ЦИКАДА И ЛИСИЦА 33

    ДИОГЕН В ПУТИ 33

    ЛЬВИЦА И ЛИСА 34

    КАБАН, КОНЬ И ОХОТНИК 34

    ДРОВОСЕКИ И ДУБ 35

    СОСНА И ТЕРНОВНИК 35

    ЧЕЛОВЕК И ЛЕВ – ПОПУТЧИКИ 35

    ДВА ПЕТУХА И ОРЕЛ 35

    ЛЕВ, ПРОМЕТЕЙ И СЛОН 36

    ВОЛК И СОБАКА 36

    ОСЕЛ И СОБАКА 36

    ЗИМА И ВЕСНА 37

    СОЛОВЕЙ И ЛАСТОЧКА 37

    РЫБАК И РЫБЫ 37

    ЧЕЛОВЕК И ГЕРМЕС 37

    ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ 38

    АФИНЯНИН И ФИВАНЕЦ 38

    СВАДЬБА СОЛНЦА 38

    ГЕРАКЛ, АФИНА И РАЗДОР 38

    КОЗЕЛ И ВИНОГРАД – 1 39

    КОЗЕЛ И ВИНОГРАД – 2 39

    КРЕСТЬЯНИН И ОРЕЛ 39

    ДВА ДНЯ ПРАЗДНИКА 40

    ЧЕЛОВЕК, СЧИТАЮЩИЙ ВОЛНЫ 40

    ОСЕЛ И ЖАЖДЕНЬ 40

    ЛЬВЫ И ЗАЙЦЫ 41

    МЫШЬ И РАКУШКА 41

    САТИР И ОГОНЬ 42

    ВОЛК И ПАСТУХИ 43

    ЛУНА И ЕЕ МАТЬ 43

    ЛИСА И ЖУРАВЛЬ 43

    КОРОЛЕК И ОРЕЛ 43

    КУКУШКА И ПТИЦЫ 43

    СОФИЗМ ЭВАТА 44

    ЕЗДОК И БЕШЕНЫЙ КОНЬ 45

    МОМ И АФРОДИТА 45

    ЧАСТЬ 3 Новые притчи 2002 45

    ЭХО – ДЕВУШКА 45

    СОБАКА С КОШКОЙ 46

    БЕРЕЗА И ЕЛЬ 46

    ПУСТОЙ МЕШОК 46

    ОРЕЛ И ГЛОРИЯ 46

    СОБАКА У ДОМА 47

    ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ 47

    ЗАЧЕМ СТРОЯТ ГОРОДА 49

    ЗОЛОТАЯ РЫБКА 50

    ОГОНЬ И ФИГУРКИ 51

    Из книги сказок 99 51

    СКАЗКА ПРО КРОТА 51

    МЕЧТА СОЛОВЬЯ 52

    СКАЗКА СОСНЫ 53

    СКАЗКА О ХВОИНКЕ 56

    ЗВЕЗДНЫЕ СУТКИ 58

    Другие сказки в библиотеке Острова Эхо 58

    ЧАСТЬ 4 Избранные басни суфиев 2002 58

    Притчи – басни Джалалуддина Руми 58

    СЛОН В ТЕМНОТЕ 58

    РАДОСТЬ ПРИ НЕОЖИДАННОМ РАЗОЧАРОВАНИИ 60

    Что есть суфизм? – То Ощущение полета 62

    Притчи – басни Джами (избранные) 62

    СМЕРТЬ АБУЛ МАДЖДА САНАЙИ 62

    ИДИОТ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 62

    РАССКАЗ О ТРЕХ МУДРЕЦАХ 64

    СОВЕТ МУДРЕЦА 64

    Абу Али Ибн Сина и сумасшедший 65

    ЦАРЬ НУШИРВАН 65

    МАМУН И ЕГО РАБ 66

    ОТВЕТ ПАДИШАХА 66

    НАХОДЧИВЫЙ МАЛЫШ 67

    ТИРАН И ЖЕНЩИНА 68

    АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 68

    СУЩНОСТЬ ЩЕДРОСТИ 68

    Другие притчи, сказки Джами в библиотеке 69

    Миниатюры – басни Идриса Шаха (избранные) 69

    ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО 69

    МОЛНИЯ И КЕДР 70

    НЕПРЯМОЙ ПУТЬ 70

    ПРИСУТСТВИЕ И ОТСУТСТВИЕ 71

    ЛАВКА ПЛОТНИКА 71

    ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ КРОЛИКА 73

    ПРЕДВОДИТЕЛЬ КОЗ 73

    УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК 74

    ЧЕЛОВЕК И ТИГР 75

    ВЫСШИЕ ВОСПРИЯТИЯ 75

    ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ 75

    УЧЕНЫЙ И ФИЛОСОФ 76

    КОШКА И СОБАКА 77

    ВЕЖЛИВОСТЬ И ПРАВДА 77

    Другие сказки Идриса Шаха в отдельных файлах библиотеки. 79

    Предисловие

    Седою сказка не бывает

    И устаревшею для мира

    Она не может стать. Дар Пира,

    Где Безвремение свет рождает.

    Что зернышко восходит в темноте

    Известно нам, и это знают все.

    Однако же, о солнышке поют.

    Но где оно нашло себе приют?

    В бескрайней черноте Вселенной звезды

    Сияют, как неведомые гнезда.

    Что в недрах созревает их всегда?

    Ужели. в сердце солнца. темнота?

    УЧИТЕЛЮ

    Живой калейдоскоп в оттенках света,

    Играющий узором редких форм,

    Взрывающий все табу строгих норм,

    Рождает мед фантазии поэта!

    Каким прекрасным спектром описать

    Иных миров звучанье и свеченье,

    Являющих свое златосеченье,

    Какою рифмой строгой окрылять.

    Невольницей неведомых рассветов

    Вплываю в вихре вальса в Океан,

    В поющий излучающий орган,

    В мерцанье различая пульс ответов.

    ВО ВСЕ ВЕКА

    Любили люди сказки, басни.

    Читать, придумывать. Как будто корешки

    Из тьмы земной на божий свет дают вершки.

    Из бездны времени выуживая счастье.

    Как клад бесценного сокровища ума.

    Так ум нам дан, как рыбаку даются снасти.

    Рыбак, и невод, и улов – в одной мы власти:

    Желанья знать, зачем земная жизнь дана.

    И не воспользоваться снастью – неумно.

    Не станешь рыбу ты руками-то ловить.

    А голодать уму, что диким зверем жить.

    Вот мудрецы. сбирают басни на гумно.

    Иди в амбар, как муравей, что за зерном

    Пришел однажды, и, не в силах осознать

    Все изобилие. хоть зернышко забрать.

    Решил, сказав, что возвратится он потом.

    БАСНИ ЭЗОПА

    Зачем же баснями Эзоп нас поучает?

    В них мудрость юная, которой тысячи лет.

    С алмазных граней их сюжетов льется свет.

    Какую радость встреча с басней предвещает?

    Итак, Эзоп! Его лишь имя нам известно.

    На самом деле был он выдуман затем,

    Чтобы доходчивей коснуться главных тем.

    Игра в учении воистину чудесна!

    Народ на сказках этих учится давно.

    Они как молния способны осветить,

    И подсказать, и удивить, и напоить!

    При этом учат и красиво и умно.

    Итак, Эзоп! Мы полагаем, что Эзопа

    Придумал мудрый Пифагор. А уж затем

    Ученики вложили в басни сотни тем.

    С тех пор пошли. соревнования урока.

    На первый взгляд уроки басен – для детей.

    Читайте также:  Басня Эзопа Лисица и Терновник

    А на второй, коль время есть и для второго,

    Уроки трудные пути ума земного.
    Эзоп – мудрец, живущий в каждом из людей.

    Он был немым в любом из нас и лишь потом

    Заговорил, когда в работе утомился,

    И, с нимфой встретившись прекрасною, сдружился,

    И в сон волшебный был внезапно погружен.

    Что удивляться, коль Эзоп был некрасив.

    Он землю вспахивал ничтожнейшим рабом,

    Ведь ум растет, как подобает, лишь трудом.

    Однажды чудо пробудило в нем прилив.

    И он, представьте, сам с собой заговорил.

    Да вспомнил нимфу, что красою обожгла.

    Она виновницею чуда и была.

    А он молитву благодарности вкусил.

    Возможно, в книгу Гиерокл записал

    Все биографию Эзопа для того,

    Чтоб мы задумались над нею глубоко.

    А между строчек. наставления он дал.

    Быть может, время подойдет, и в третий раз

    Взглянуть захочется вам в сказку – радость глаз.

    Попримеряйте на себя ума одежды,

    Порассмотрите, чем являются надежды.

    Да нет, напрасны те мечтанья. Где ж у нас

    Найдется время, если занят каждый час.

    На этих баснях наставлялись мудрецы

    Во всех веках. В них все начала, все концы.

    У мудрецов всегда в запасе время есть,

    Хотя всех басен всех времен не перечесть.

    На этих баснях и суфийское ученье

    Взошло когда-то, и возникли изреченья.

    Из рек речения, из рек земных времен

    Всходили мудрости ростки, в них мир рожден!

    Руми, Аттар, и Пифагор, и Тот Гермес!

    А если глубже заглянуть – вот мир чудес!

    В нарядах красочных сюжетов есть. орех.

    Он в каждой басенке за внешнею оберткой

    Укрыт надежно, огражденный твердой коркой.

    Скорлупка вкусный плод хранит! Но. не для всех.

    А коль пустой орех – кори тогда себя.

    Не говори же, что бесплодная Земля.

    ЭХО ЭЗОПА

    Не удивительно читать мне в Маснави,

    Что рождено когда-то было на фарси,

    Сюжеты басен, что Эзоповыми были,

    Что Пифагоровыми в плаванье отплыли.

    Все реки водною природою сильны,

    И все ручьи, и все дожди: то путь воды.

    Моря вмещают воды разные всех рек.

    Пусть удивляется, коль хочет, человек.

    А, коль не хочет, пусть отыщет те значенья,

    Что, как круги на глади вод, дают реченья.

    Реченья мудрые вовек не иссякают,

    А в каждом искреннем таланте оживают.

    Ну, как, скажите, о любви не говорить,

    И как при этом слов любви не повторить?

    Вот точно так же и сюжеты сказок мудрых

    Из века в век живут и зреют в думах трудных.

    Но Океанова любовь не знает слов,

    А лишь значение всего, что есть Любовь.

    Не удивительно читать мне у Руми

    Сюжеты сказок, что живут у Санайи.

    А что сказать мне о Крылове, о Толстом?

    О каждом Авторе с искрящимся умом?

    И даже Идрис Шах не всех перечислял,

    Когда речения времен передавал.

    Да разве можно удивляться нам на это?

    Когда и эти рифмы просто эхо света

    Звучания мудрого во веки всех веков

    Имен любимых нами Авторов стихов.

    У Соломона в притчах – эхо сказок древних,

    Что из Египта привезли для благоверных.

    Ведь он не зря изрек: – «Вернется все опять»,

    Чтоб новой амфоры границы наполнять.

    «И на круги своя, воротится все то,

    Что будет жить», покуда эхо нам дано.

    Покуда горные вершины и ущелья

    Своей твердыней отражают все сомненья.

    Покуда лес высокий эхом нам вторит.

    Покуда рифма существует, жив пиит.

    Не удивительно, что суфии любили

    Царя времен, и Пифагора не забыли.

    Стихотворный вариант басен (можно назвать ритмической прозой)

    части 1, 2 настоящей книги и жизнеописание Эзопа в стихах (файл Эзоп) появились после переработки текстов основного Эзоповского сборника и других переводов басен по книге Эзоп – Басни (в переводах Л.Н. Толстого, М.Л. Гаспарова и др.) «Эксмо-Пресс», 2000;

    часть 3 – избранные новые басни;

    часть 4 – избранные притчи и басни суфийских Авторов переработаны по нескольким книгам Идриса Шаха и книге Суфии (составитель Лео Яковлев) «Эксмо-Пресс», 2001.

    Более полные стихотворные переводы сказок и произведений суфийских Авторов в библиотеке острова Эхо.

    Мне говорят: – Оригинал же не читала,

    Так что берешься повторять Эзопа ты?

    Я улыбнусь в ответ: – Зато его слыхала!

    Оригинал слыхала чудной красоты.

    Пусть слог не лучше всех других, зато он прост.

    Пусть это проза с ритмом, пусть я не поэт,

    Зато Эзопу отраженье в полный рост,

    И возрождаю мудрость эхом звучных лет.

    ЧАСТЬ 1

    ОРЕЛ И ЛИСИЦА

    Орел с лисицею однажды подружились,

    И друг у друга по соседству поселились.

    Орел на дереве гнездо свил, и лисица

    Под тем же деревом сумела поселиться.

    Настало время, и в норе уже лисята.

    И то же время из гнезда кричат орлята.

    Но как ушла лиса охотится, сосед

    Лисят похитил, да орлятам на обед.

    Вернулась лисонька и тотчас поняла,

    Что за беда ее детенышей взяла.

    Ей горько стало за детишек, что таить,

    Но тяжелей всего – не в силах отомстить.

    Ведь недоступна зверю птица, и она

    Лишь проклинала все обидчика сполна.

    А что еще бессильный может предпринять?

    К кому за помощью идти, кого позвать.

    Но и орлу пришлось за попранную дружбу

    Детьми своими расплатиться. Это нужно,

    Знать, Справедливости, что движет времена.

    Закон возмездия карает все века.

    Однажды в жертву человек принес козу,

    Горела жертва на костре, да на виду.

    Орел схватил кусок горящий и в гнездо,

    Своим детишкам дал отведать, да. во зло.

    Они горящими кусками подавились,

    С гнезда попадали, в отчаянии убились.

    Лиса же, ими отобедав, так сказала:

    Что на глазах произошло – и это мало.

    Нам не уйти от всех последствий никогда.

    Подумай прежде, чем придет к тебе беда.

    ОРЕЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ

    Орел, слетев с высоких скал, унес ягненка.

    А галка, тут же позавидовав, взлетела,

    Да за барана уцепилась. В ходе дела

    Она запуталась когтями в шерсти тонкой.

    И вот беспомощно крылами все махала,

    Пока пастух, увидев это, крылья ей

    Подрезал, чтобы тем порадовать детей:

    – Пусть поиграют с ней, игрушек в доме мало.

    А дети спрашивают: – Что это за птица?

    Да я-то знаю, это галка, а она

    Уж возомнила из себя, поди, орла!

    Несчастье глупого все в зависти таится.

    ОРЕЛ И ЖУК

    Орел за зайцем гнался. Тот, жука увидев,

    К нему с мольбой нижайшей: – Выручи, друг мой!

    А жук к орлу уже: – Пусти его домой!

    Но пренебрег орел жуком, того обидев.

    И зайца съел. А жук обиды не простил.

    И каждый раз в гнезде орла он яйца бил,

    И вот орел, боясь остаться без потомства,

    У Зевса просит: – Защити от вероломства.

    Он на колени Зевсу яйца положил,

    А жук и тут. пред носом Зевса закружил,

    И тот чихнул, а яйца вдребезги тотчас!

    С тех самых пор орла гнездовье скрыто глаз.

    СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ

    Однажды ястреб соловья схватил. беда,

    Чтоб пообедать тем певцом. А соловей,

    Борясь за жизнь свою: – Да мал я для твоей

    Закуски даже, отпусти, что за еда.

    На это ястреб: – Ту добычу, что в когтях,

    Не променяю я на курицу в ветвях.

    ЛИСИЦА И ЛЕВ

    Лисица, в первый раз увидев льва, присела,

    И в землю вжалась, и со страха онемела.

    И во второй раз тоже сильно испугалась,

    Не понимая, как живою – то осталась.

    На третий раз она уж с ним заговорила.

    И, расхрабрившись, про опасности забыла.

    РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА

    Лиса увидела в дупле еды запас,

    Что пастухи тут припасли на поздний час,

    В дупло залезла, съела все и растолстела,

    Да так, что выбраться обратно не сумела.

    И вот заохала она. Лиса другая,

    Что пробегала мимо, так ей: – Ох, родная,

    Придется здесь тебе сидеть, пока не станешь

    Такой, как прежде. Ведь природу не обманешь.

    Басня Эзопа Осел и Мул

    ЛАСТОЧКА И ЗМЕЯ

    Свила под крышею суда гнездо себе

    Когда-то ласточка. В отсутствие ее

    Вползла змея, да и разрушила гнездо,

    И, яйца съев, укрылась снова в темноте.
    Вернулась ласточка и в слезы, а друзья

    Увещевать ее, конечно, принялись:

    – Не на нее одну же беды пролились.

    Да терпеливости нас учит жизнь, судьба.
    На это ласточка: – Обиднее всего

    Обида там, где ты не ждешь совсем ее.

    ПОКУПКА ОСЛА

    Взял человек на испытание осла.

    Пред тем как деньги заплатить, привел к себе.

    Осел увидел, как стояли в стойле все,

    Да встал у самого ленивого вола.
    И человек вернул осла, сказав: – О, нет!

    Его проверил я по дружбе, вот секрет.

    КЛЯТВА

    Один, кому отдали деньги на храненье,

    Решил присвоить их. Кто дал, сказал: – Клянись!

    Пред тем как клясться, он замялся: – Ты вернись,

    Назавтра лучше. Разрешим мы все сомненья.
    Сам за советом поспешил. А по пути

    Он встретил нищего. Спросил его: – Ты кто?

    Услышал: – Клятва я! – Куда идешь, почто?

    – Клятвопреступников стараюсь я найти.

    • А возвращаешься когда? – Лет через тридцать.
    • А не обманешь? – Нет! – качал тот головой.

    И человек, вернувшись, клялся уж судьбой.

    Но тут же Клятва на него со злостью мчится.
    И погналась, чтобы с обрыва в пропасть кинуть.

    А человек, уж задыхаясь: – Ты сказала,

    Что через тридцать лет вернешься, обещала.

    • Кто сильно врет, тот может тотчас же и сгинуть.

    ПРОМЕТЕЙ И ЛЮДИ

    По повеленью Зевса вылепил людей,

    Зверей и птиц своим уменьем Прометей.

    А Зевс увидел – неразумных много больше,

    И повелел вновь потрудиться, да подольше.
    И Прометей в людей животных обращал,

    Пока великий Зевс: – Достаточно! – сказал.

    И вот под обликом скрываются те души,

    Что звать звериными по праву было б лучше.

    ЦИКАДА И ЛИСИЦА

    Цикада пела так волшебно и красиво,

    Что восхитилася лиса, и к ней игриво:

    • Как ты прекрасно распеваешь, посмотреть

    Хотя бы глазиком на чудо, хоть на треть.
    Цикада с дерева: – Что, голодно тебе?

    Но как признаться было в голоде лисе.

    • Да, нет. – Цикада оторвала тут листок,

    Да сверху скинула. Лисица тут же – скок.
    А укусить нельзя. И выдала себя.

    Словами льстивыми прельщаться нам нельзя.

    ГИЕНА

    А говорят, что каждый год меняют пол

    Гиены. Был такой однажды разговор.

    Лису гиена укоряла: – Отвергаешь

    Свою подругу, мною ты пренебрегаешь.
    А ей лисица отвечала: – Кабы знать,

    Кто ты. подруга или друг? Мне не понять.

    Так не меня кори, природу осуждай,

    И по своей природе друга выбирай.

    БАСНИ ИЗ ОТДЕЛЬНЫХ РУКОПИСЕЙ

    ДИОГЕН В ПУТИ

    В пути однажды Диоген перед рекою

    Большой и бурной оказался. Вот вопрос…

    К нему на помощь перевозчик, перевез!

    Мудрец в смущении: нет денег, нет покою…
    Доброжелательность не в силах оплатить,

    Он размышлял о том. Но тут же перевозчик

    Другого сразу перевез. – Раз мой помощник.

    Не выбирая, возит, что ж благодарить,

    Коль по несчастной он судьбе свою работу,

    Не размышляя, выполняет, как заботу?

    ОРЕШНИК

    Камнями люди все поспевшие орехи

    Сбивали с дерева. Детишкам для потехи.

    И вот орешник заскорбил: – Несчастный я.

    Ращу и боль, и поношение – себя.

    ЛЬВИЦА И ЛИСА

    Лиса корила львицу: – Только одного

    Рожаешь львенка ты. Да разве то умно?

    На это львица: – Одного, но это лев!

    Лисица тут же убежала, оробев.

    ОСЕЛ И МУЛ

    Вначале поровну они вдвоем несли

    Хозяйский груз, а уж корит осел мула:

    • Ты вдвое больше ешь, мне ноша тяжела,

    А грузы равные несем. в такой дали.
    Хозяин видит: еле тащится осел.

    И часть поклажи на мула переложил.

    Дорога дальняя, и вот осел без сил.

    А мул как прежде ровным шагом дальше шел.
    Хозяин снял тюки, да все их на мула.

    Вот так судьба нам всем по-разному дала.

    ДВЕ СУМЫ

    Когда по воле Зевса вылепил людей

    Великий знанием богов сам Прометей,

    То две сумы повесил: спереди с грехами,

    Что от чужих людей, но сходных в чем-то с нами,

    А сзади с нашими грехами. Потому

    Свои не видим, а чужие на виду.

    КАБАН, КОНЬ И ОХОТНИК

    Кабан и конь паслись поблизости всегда,

    Им это пастбище дала сама судьба.

    Кабан траву топтал, да воду все мутил,

    И очень сильно тем коня всегда сердил.
    Однажды конь просил охотника помочь,

    А тот ответил: – Прогоню его я прочь,

    Но ты уздечку, что я дам, надень тогда.

    Конь согласился, и охотник без труда.

    Вскочил и вместе кабана они прогнали,

    С тех пор коня под седоком лишь и встречали.

    Верить — значит отказываться понимать. Поль Бурже
    ещё >>

    Эзоп биография для детей и интересные факты

    Реальность или миф?

    В настоящее время существует две точки зрения относительно личности Эзопа: это реальный мужчина или собирательный образ. Большинство информации об Эзопе носит противоречивый характер и не имеет официально исторического подтверждения. Единственным упоминанием историков о биографии Эзопа является запись Геродота о нем как о рабе. Противником ему, к примеру, выступал Мартин Лютер. Он полагал, что сборник эзоповых басен был произведениями нескольких авторов более древних басен, а образ Эзопа является плодом «поэтического сказания».

    Согласно Геродоту, современником Эзопа был древнеегипетский царь Амасис (570-526 гг. до н.э.).

    Интересные факты об Эзопе

    Факт 1. До наших дней дошла лишь краткая биография Эзопа, так как жил этот древнегреческий поэт очень давно, около 2600 лет назад. Даже в более-менее достоверной информации правду от вымысла отличить достаточно сложно, хотя некоторые моменты его жизни считаются вполне достоверно установленными.

    Факт 2. Ни одно из оригинальных произведений Эзопа не сохранилось до наших дней. Известны лишь его стихотворения в переработанном другими античными авторами виде — или, как бы сейчас их назвали, ремейки. Самые старые из этих переработок датируются I веком нашей эры.

    Факт 3. Именно басни Эзопа служили основным источником вдохновения и информации для великого баснописца Ивана Крылова. Многие его произведения представляют собой именно творения этого древнегреческого автора, просто в очередной раз переработанные и адаптированные. Что ничуть не умаляет его таланта.

    Факт 4. О происхождении Эзопа до сих пор ведутся жаркие споры. К примеру, знаменитый историк Геродот утверждает, что поэт был невольником из Самоса, освобождённым из рабства, а другие античные философы выводят совсем иную его биографию. Есть даже теория, утверждающая, что на самом деле никакого Эзопа никогда не существовало, а под этим именем скрывается собирательный образ нескольких античных авторов.

    Читайте также:  Басня Эзопа Эзоп на корабельной верфи

    Факт 5. Существует древний роман “Жизнеописание Эзопа”, которому около 1800 лет, если не больше. В нём утверждается, что поэт страдал от некоего внешнего уродства, но эта версия ставится под сомнение, так как ни один другой автор об этом не упоминает.

    Факт 6. Судя по всему, за свою жизнь Эзоп не создал ни одного крупного произведения. Он писал в основном короткие стихотворения-басни, которых (как уже упомянуто выше, в переработанном виде) до наших дней сохранилось 426 штук. Весьма вероятно, их было намного больше.

    Факт 7. Басни Эзопа были переведены на множество языков мира. Но при переводах они зачастую перерабатывались — в России над ними работал Крылов, а во Франции, например, знаменитый стихотворец Лафонтен.

    Факт 8. На русском языке его произведения тоже издавались в более-менее приближенном к оригиналу виде. Самое крупное русскоязычное издание было опубликовано в далёком 1968 году.

    Факт 9. Мартин Лютер, один из крупнейших деятелей эпохи Реформации и основатель такого религиозного направления, как лютеранство, утверждал, что за биографией Эзопа на самом деле скрывается наследие множества поэтов, а сам сборник его произведений представляет собой сборник их стихотворений.

    Факт 10. Судя по имеющейся информации, Эзоп действительно писал свои басни в стихотворной форме. Однако, единственный сохранившийся сборник его произведений написан в прозе, но он является переработкой. При этом большинство переводов эзоповских басен также сделаны в стихотворной форме.
    Понравилась статья? Поделись с друзьями!

    Жизненный путь

    Родиной поэта-баснописца считается Фригия, что расположена на полуострове Малая Азия. Эзоп был рабом эллина Иадамона, жившего на острове Самос. Именно он впоследствии даровал баснописцу свободу. Точной даты жизненного пути Эзопа не существует. Считается, что он был рожден около 620 года до н.э., а скончался в 564 году до н.э. Талантливый грек был известен не только своими баснями, но и знаменитыми изречениями. Так, один раз его знакомый Хилон спросил своего друга: «Чем занимается Зевс?

    ». На это Эзоп ему дал следующий ответ: «Делает высокое низким, а низкое высоким».

    Он понимал мораль по-своему, говоря о том, что благодарность является признаком благородства души, а каждому человеку дано свое дело и каждому делу – свое время. Одним из самых важных его изречений была мысль, что умение трудиться является истинным сокровищем для каждого человека. Так выглядит краткая биография баснописца Эзопа.

    Биография

    Творчество Эзопа оставило существенный след в литературном мире, а его афоризмы стали общеизвестными, оставаясь актуальными и сегодня. В древности не высказывали никаких сомнений в историчности образа, а вот Мартин Лютер в XVI веке впервые поставил этот факт под сомнение.

    Биография Эзопа носит легендарный характер, а его происхождение окутано тайнами. По некоторым сведениям, он жил около середины VI века до Рождества Христова. Он якобы был небольшого роста рабом из Фригии, имел резкие черты лица и горб.


    Эзоп на старинной гравюре

    Несмотря на такие внешние особенности, Эзоп обладал удивительным даром слова, острым умом и талантом создавать басни. Из какой семьи произошел будущий баснописец — неизвестно, также нет сведений и о родителях. Его родиной иногда называют Малую Азию, что звучит правдоподобно из-за характера имени.

    По одной из версий жизни Эзопа, первый хозяин решил продать болтливого и бесполезного раба неизвестной национальности. Его приобрел Ксанф с Самоса, которого Эзоп поразил остроумными ответами. Ни разу древнегреческий философ не пожалел о приобретении, ведь благодаря хитрому и изобретательному рабу Ксанф остался в памяти поколений, потому что с ним легенда связывает много шуток и мудростей.


    Раб Эзоп прислуживает хозяину и его гостю

    Распространено предание о том, как Ксанф приказал Эзопу приобрести для намечающегося праздника «всего самого лучшего», что есть в мире. И раб принёс одни только языки различных способов приготовления и пояснил удивлённому хозяину, что самое лучшее – это язык, потому что им устанавливают законы и договоры, выражают мудрые мысли.

    Ксанф подумал и на следующий день попросил Эзопа приобрести «всего самого худшего». И раб снова принёс языки, доказав, что нет ничего хуже: им люди обманывают, начинают ссоры и конфликты. Хозяина хоть и разозлила возникшая ситуация, но он признал правоту Эзопа.


    Портрет Эзопа

    Однажды, после пышного празднества, Ксанф хвастливо заявил, что может выпить море. Утром следующего дня хозяин Эзопа с ужасом вспомнил собственное обещание. Но раб спас его от позора, посоветовав поставить условие: чтобы соперник перекрыл реки, впадающие в море, ведь Ксанф не обещал пить ещё и их. Так философ вышел из затруднительного положения и избежал унижений.

    Эзоп не раз просил Ксанфа дать ему волю, но тот не хотел отпускать мудрого раба. Всё изменилось, когда случилось странное событие – орел во время заседания совета схватил государственную печать и отпустил её за пазуху рабу, а Эзопа попросили разъяснить происшествие.


    Эзоп и петух

    На просьбу он отреагировал своеобразно: сказал, что не положено рабу советовать свободным людям, но вот если бы его уволили, мог бы это сделать. Когда народ согласился, Эзоп объяснил, что орел является царской птицей, значит, царь решил покорить город.

    Расстроенные жители отправили бывшего раба к царю за примирением. Правителю понравился Эзоп, он сделал его советником и помирился с жителями города. Легенда гласит, что после этого мудрец направился в вавилонское и египетское царство, встречался с мудрецами и писал много интересных басен.

    Творчество

    Характерными особенностями басен Эзопа являются их краткость, сатиричность и мудрость. В них он высмеивал всевозможные человеческие пороки, среди которых алчность, коварство, жадность, самолюбие и зависть. Главными героями басен, как правило, выступают животные. Иногда персонажами сюжета также выступали люди и боги Олимпа. Эзоп сотворил целый мир, который превратился в лакмусовую бумажку для людей, которые смогли со стороны увидеть свои пороки.

    Каждое произведение включает в себя небольшой сценой из жизни, который имеет обязательный подтекст. Так, одаренный скоростью заяц проигрывает забег черепахе, которая упорно боролась за победу, пока тот прилег поспать. Глупая и ленивая свинья подкапывает корни дерева, плодами которого совсем недавно набила свое брюхо. А сыновья в поисках сокровища своего отца перекапывают весь виноградник старика.

    Читая эзоповы произведения, люди вспоминают о простых истинах, о том, что истинной ценностью является умение работать, а в мире нет ничего одновременно и хуже, и лучше, чем человеческий язык.

    Эзоп является основоположником басни и первым знаменосцем воспевания человеческой добродетели и морали.

    Сборник основных басен Эзопа (278 басен)

    Эзоп стал одним из первых, кто понял что Мудрости никогда не бывает много. Его истории трактуют самые запутанные проблемы бытия. И судьба Эзопа подтверждает — мудрости мало что угрожает, разве что невежество.

    Басни из переиздания основного эзоповского сборника

    • Блоха и атлет
    • Волк и пастух
    • Гиена и лисица
    • Гиены
    • Домашние голуби и дикие голуби
    • Лисица у Меандра
    • Лебедь
    • Муравей и голубь
    • Путники и ворон
    • Покупка осла
    • Попугай и ласка
    • Прометей и люди
    • Хранитель денег и Клятва
    • Цикада и лисица

    Басни Эзопа из рукописей старшей редакции

    • Верблюд
    • Волк и ягненок
    • Два петуха и орел
    • Две сумы
    • Диоген в дороге
    • Диоген и плешивый
    • Дровосеки и дуб
    • Зайцы и лисицы
    • Кабан, конь и охотник
    • Комар и лев
    • Львица и лиса
    • Орешник
    • Осел и мул
    • Птицелов и куропатка
    • Сосна и терновник
    • Собака и повар
    • Собака и улитка
    • Червяк и змея
    • Человек и лев попутчики

    Басни из рукописей средней редакции

    • Волк и собака
    • Воин и вороны
    • Деревья и олива
    • Жаворонок
    • Зима и весна
    • Осел и собака
    • Собака, лисица и петух
    • Стена и клин
    • Лев, Прометей и слон

    АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

    Навигация по сайту

    Новое на сайте

    Объявления

    Реклама

    Басни Эзопа:
    Конь, бык, собака и человек.
    Кошка и куры.
    Кошка и мыши.
    Кошка и петух.
    Краб и лисица.
    Крестьянин и его дети.
    Крестьянин и его сыновья.
    Крестьянин и змея.
    Крестьянин и собаки.
    Крестьянин и судьба.

    Конь, бык, собака и человек
    Зевс сотворил человека, но жизнь ему дал недолгую. А человек, по своей сообразительности, с наступлением холодов построил себе дом и поселился там. Стужа была сильная, лил дождь; и вот конь не мог больше это выдержать, прискакал к человеку и попросил приютить его. А человек сказал, что пустит коня, лишь если тот подарит ему часть своей жизни: и конь охотно согласился. Немного спустя появился и бык, тоже не в силах более терпеть непогоду, и человек опять сказал, что пустит его, лишь если тот отдаст ему столько-то лет своей жизни; бык отдал, и человек его пустил. Наконец, прибежала собака, измучась на холоду, тоже отдала частицу своего века и тоже нашла приют. Так и получилось, что только назначенные Зевсом годы живет человек по-хорошему и по-настоящему; дожив до конских лет, делается хвастливым и чванным; в бычьи годы становится тружеником и страдальцем; а в собачьи годы оказывается сварливым и ворчливым.
    Басню можно применить к человеку старому, злонравному и несносному.

    Кошка и куры
    Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? “Отлично! – сказали куры, – но только когда тебя нет поблизости”.
    Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

    Кошка и мыши
    В одном доме было много мышей. Кошка, узнав об этом, явилась туда и стала их ловить и пожирать одну за другою. Мыши, чтобы не погибнуть вконец, попрятались по норам, и кошка не могла до них там добраться. Тогда она решила выманить их хитростью. Для этого она ухватилась за гвоздь, повисла и притворилась мертвой. Но выглянула одна из мышей, увидела ее и сказала: “Нет, любезная, хоть и вовсе мешком обернись, а я к тебе не подойду”.
    Басня показывает, что разумные люди, испытав чье-нибудь коварство, не дают больше ввести себя в обман.

    Кошка и петух
    Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: “Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер”. Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев – старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: “Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?”
    Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.

    Краб и лисица
    Краб выполз из моря и кормился на берегу. А голодная лисица его увидела, и так как ей есть было нечего, то подбежала она и схватила его. И, видя, что сейчас она его съест, молвил краб: “Что ж, поделом мне: я житель моря, а захотел жить на суше”.
    Так и у людей – те, кто бросает свои дела и берется за чужие и несвойственные, поделом попадают в беду.

    Крестьянин и его дети
    Крестьянин собрался помирать и хотел оставить своих сыновей хорошими земледельцами. Созвал он их и сказал: “Детки, под одной виноградной лозой у меня закопан клад”. Только он умер, как сыновья схватили заступы и лопаты и перекопали весь свой участок. Клада они не нашли, зато перекопанный виноградник принес им урожай во много раз больший.
    Басня показывает, что труд – это клад для людей.

    Крестьянин и его сыновья
    Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: “Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко”.
    Басня показывает, что насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

    Крестьянин и змея
    Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть. Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел возле ее норы, чтобы убить ее сразу, едва она покажется. Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно, и стал он просить змею помириться с ним. “Нет, – ответила змея, – ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в камне, ни ты мне – глядя на могилу сына”.
    Басня показывает, что после сильной вражды не легко бывает примирение.

    Крестьянин и собаки
    Крестьянина на пастбище застигла непогода, и он не мог выйти из хижины, чтобы достать пропитание. Тогда он съел сначала своих овец. Буря не унималась; тогда он поел и коз. Но непогоде конца не было видно, и тогда, в третью очередь, взялся он за пахотных волов. Тут собаки, глядя, что он делает, сказали друг другу: “Пора нам отсюда бежать: коли хозяин не пожалел и волов, что с ним работают, то нас и подавно не пощадят”.
    Басня показывает, что остерегаться более всего надо тех, кто даже своих близких не колеблется обидеть.

    Крестьянин и судьба
    Крестьянин, вскапывая поле, нашел клад; за это он стал каждый день украшать Землю венком, полагая ее своей благодетельницей. Но явилась к нему Судьба и сказала: “Друг мой, зачем ты благодаришь Землю за мой подарок? Ведь это я его тебе послала, чтобы ты разбогател! А ведь если случай переменит твои дела и окажешься ты в нужде и бедности, то опять бранить ты будешь меня, Судьбу”.
    Басня показывает, что надо знать своего благодетеля и ему воздавать благодарность.

  • Ссылка на основную публикацию