Басня Эзопа Осел и Погонщик

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Оса и змея.
Осел в львиной шкуре.
Осел и волк.
Осел и лягушки.
Осел и мул.
Осел и мул.
Осел и погонщик.
Осел и садовник.
Осел и собака.
Осел и цикады.

Оса и змея
Оса уселась на голову змее и все время ее жалила, не давая ей покоя. Змея обезумела от боли, а отомстить недругу не могла. Тогда она выползла на дорогу и, завидев телегу, сунула голову под колесо. Погибая вместе с осою, она молвила: “Жизни лишаюсь, но с врагом заодно”.
Басня против тех, кто сам готов погубнуть, лишь бы врага погубить.

Осел в львиной шкуре
Осел натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных. Завидев лисицу, он и ее хотел напугать; но та услышала, как он ревет, и сказала ему: “Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику!”
Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами.

Осел и волк
Осел пасся на лугу и вдруг увидел, что на него бежит волк. Осел притворился, что хромает; а когда волк приблизился и спросил, почему это он хромает, осел ответил: “Скакал через плетень и занозился колючкой!” – и попросил волка сперва вытащить колючку, а потом уж его съесть, чтобы не уколоться. Поверил волк; задрал осел ногу, и стал волк старательно разглядывать его копыто; а осел как ударил его копытом прямо в пасть, так и вышиб ему все зубы. Мучаясь от боли, промолвил волк: “Поделом мне! Отец меня вырастил мясником – не к лицу мне делаться лекарем!”
Так и люди, которые берутся за несвойственное им занятие.

Осел и лягушки
Осел, навьюченный дровами, переходил через болото. Поскользнулся он, упал, не смог подняться и начал стонать и кричать.
Болотные лягушки услыхали его стоны и сказали: “Любезный, ты только что свалился, и уже так ревешь; а что бы ты делал, если бы сидел здесь столько, сколько мы?”
Басню можно применить к человеку малодушному, который падает духом от самых малых неприятностей, между тем как другие спокойно выносят и более тяжкие.

Осел и мул
Погонщик навьючил осла и мула и погнал их в путь. Пока дорога была ровная, осел еще держался под тяжестью; но когда пришлось идти в гору, то выбился он из сил и попросил мула взять у него часть поклажи: тогда он-де сможет донести остальную часть. Но мул такие его слова и слушать не захотел. Рухнул осел с горы и убился насмерть; а погонщик, не зная, как теперь быть, взял и перевалил ношу осла на мула, да еще вдобавок навьючил на него и ослиную шкуру. Нагруженный сверх всякой меры, промолвил мул: “Поделом мне: кабы я послушился осла и принял малую часть его груза, не пришлось бы мне теперь тащить и всю его ношу, и его самого”.
Так некоторые заимодавцы, не желая сделать должникам ни малейшей уступки, нередко теряют на этом весь капитал.

Осел и мул
Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них у обоих одинаковая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмочь; тогда он снял с него часть поклажи и переложил на мула. Прошли они еще немного, и заметил он, что осел еще больше выбивается из сил; опять стал он убавлять ослу груз, пока наконец не снял с него все и не переложил на мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: “Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?”
Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по концу.

Осел и погонщик
Погонщик гнал по дороге осла; но тот прошел немного, свернул в сторону и помчался к обрыву. Он должен был вот-вот свалиться, и погонщик стал его оттаскивать за хвост, но осел упрямо упирался. Тогда погонщик отпустил его и сказал: “Будь по-твоему: тебе же хуже!”
Басня относится к человеку упрямому.

Осел и садовник
Был осел у садовника; есть ему приходилось мало, а мучиться много, и взмолился он, чтобы Зевс отобрал его у садовника и передал другому хозяину. Послал Зевс Гермеса и велел продать осла горшечнику. И здесь ослу тяжело пришлось, и страдал он гораздо больше; вновь стал он призывать Зевса, и, наконец, Зевс распорядился продать его кожевнику. Увидел осел, чем занимается его хозяин, и сказал: “Ох, лучше мне было у прежних моих хозяев: ведь этот, как я погляжу, и вовсе шкуру с меня сдерет”.
Басня показывает, что стоит рабам узнать своих новых хозяев, и они начинают жалеть о старых.

Осел и собака
Осел и собака шли вместе по дороге. Нашли они на земле запечатанное письмо; поднял его осел, сломал печать, открыл и стал читать, чтобы собака слышала, а в письме говорилось про скотный корм: про сено, про ячмень, про солому. Противно было собаке слушать, как осел про это читает, и сказала она ослу: “Пропусти, дружок, немножко: может, там найдется что-нибудь и про мясо и про косточки?” Просмотрел осел все письмо, но ничего не нашел, о чем собака спрашивала. Сказала тогда собака: “Брось, дружок, это письмо опять наземь: нету в нем ничего путного”

Осел и цикады
Осел услышал, как стрекочут цикады; понравилось ему их сладкое пенье, стало ему завидно, и спросил он: “Чем вы питаетесь, чтобы иметь такой голос?” – “Росою”, – ответили цикады. Стал осел и сам кормиться росою, но околел с голоду.
Так люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели и к тому же терпят великие бедствия.

Читать онлайн “Басни” автора Эзоп – RuLit – Страница 8

Меж тем неделя протекла,

И к дому своему хозяйка возвратилась.

“Голубушка моя, сама хоть посмотри,

Вновь замолила гостья со слезами,

Щенки мои малы, чуть шевелят ногами,

Уж потерпи еще недельки две иль три!”

Соседка снова просьбе уступила,

И чрез условный срок

Вернулася опять в родной свой уголок.

Но тут уж гостья ей с рычаньем отворила

И молвила, с зубами напоказ:

“Уж ты не гнать ли хочешь нас?!

Что ж! я тотчас уйду со всей моей оравой

Мои щенки теперь умеют уж кусать.

Но раньше ты изволь-ка доказать

Зубами нам на эту будку право!”

Что плуту одолжил, своим уж не считай

С ним наживешь лишь хлопоты да муку.

Неблагодарному лишь кончик пальца дай

Он заберет себе всю руку.

Сюжет заимствован у Федра.

30. Орлица и Жук

(L’Aigle et l’Escarbot)

За кроликом следя в полете зорко,

Охотилась Орлица. На пути

Ему Жука попалась норка.

Плохой приют,- но где другой найти?

И что же? Вопреки священнейшему праву,

Свершить над кроликом расправу

Готовилась Орлица. Вдруг

Заговорил, вступаясь, Жук:

“Царица птиц! Презрев мои моленья,

Ты взять вольна его, безжалостно сгубя;

Но пощади меня от оскорбленья,

Даруй бедняге избавленье,

О жизни молит он тебя,

Иль пусть и я за ним погибну следом:

Он другом был мне и соседом”.

Юпитера Орлица, ни одним

Не отвечая словом,

В жестокосердии суровом,

Жука крылом своим

Стряхнула прочь, глуха к его воззванью,

И, оглушив, принудила к молчанью,

А кролика похитила. Тогда,

В отсутствие ее, орлиного гнезда

Успел достигнуть Жук, задумав месть такую:

Он самую ее надежду дорогую

Все яйца нежные разбил.

Гнев и отчаянье Орлицы

Не выдали себе границы;

А в довершенье зла враг неизвестен был,

И жалобы ее лишь ветер разносил.

Так целый год жила она бездетной,

Весною же гнездо свила на высоте.

Увы! Была предосторожность тщетной,

И Жук, в места пробравшись те,

Ей мстя за кролика, все яйца уничтожил.

Вторичный траур потревожил

Надолго эхо гор. Во избежанье бед,

Та, кем несом был прежде Ганимед,

К царю богов с мольбой явилась неуклонно,

И яйца принесла Юпитеру на лоно:

Воистину тот будет смел,

Кто б унести оттуда их посмел!

Но враг прибег к иным расчетам,

Запачкав плащ Юпитера пометом;

И тот, стряхнув его, смахнул и яйца прочь.

Но тут пришлось Юпитеру невмочь

От ярости разгневанной Орлицы.

Она грозила: с этих пор

Бежать навеки из столицы,

Покинув службу царскую и двор.

Юпитер промолчал, но учинил разбор.

Перед судом явился Жук, и смело

Он изложил, как было дело

Вина Орлицы ей доказана была.

Но примирить врагов явилось невозможным,

И царь богов, решеньем осторожным,

Постановил, во избежанье зла:

Чтоб яица свои всегда несли Орлицы

Весною раннею, пока лучем денницы

Не согреваемы, как сонные сурки,

Спят зимним сном своим Жуки.

Содержание заимствовано у Федра. Басня образно, но отдаленно переведена Жуковским (“Орел и Жук”). Похищение Ганимеда орлицею Юпитера описано Виргилием в “Энеиде”.

(Le Lion et le Moucheron)

Бессильному не смейся

И слабого обидеть не моги!

Мстят сильно иногда бессильные враги:

Так слишком на свою ты силу не надейся!

Послушай басню здесь о том,

Как больно Лев за спесь наказан Комаром.

Вот что о том я слышал стороною:

Сухое к Комару явил презренье Лев;

Зло взяло Комара: обиды не стерпев,

Собрался, поднялся Комар на Льва войною.

Сам ратник, сам трубач пищит во всю гортань

И вызывает Льва на смертоносну брань.

Льву смех, но наш Комар не шутит:

То с тылу, то в глаза, то в уши Льву он трубит!

И, место высмотрев и время улуча,

Орлом на Льва спустился

И Льву в крестец всем жалом впился.

Лев дрогнул и взмахнул хвостом на трубача.

Увертлив наш Комар, да он же и не трусит!

Льву сел на самый лоб и Львину кровь сосет.

Лев голову крутит. Лев гривою трясет;

Но наш герой свое несет:

То в нос забьется Льву, то в ухо Льва укусит.

Престрашный поднял рев,

Скрежещет в ярости зубами,

И землю он дерет когтями.

От рыка грозного окружный лес дрожит.

Страх обнял всех зверей; все кроется, бежит:

Отколь у всех взялися ноги,

Как будто бы пришел потоп или пожар!

Наделал столько всем тревоги!

Рвался, метался Лев и, выбившись из сил,

О землю грянулся и миру запросил.

Читайте также:  Басня Эзопа Две Cобаки

Насытил злость Комар; Льва жалует он миром:

Из Ахиллеса вдруг становится Омиром

Летит трубить свою победу по лесам.

Заимствована у Эзопа. На русский язык басню переводили, кроме Крылова, Дмитриев (“Лев и Комар”) и, изменив персонажей, Сумароков (“Медведь и пчела”).

(L’Ane charge d’eponges et l’Ane charge de sel)

Погонщик двух Ослов с поклажей в город вел.

Хвостом махая, шел походкою веселой:

Он нес сухие губки на спине,

А всякий знает, как легки оне.

Другой едва ступал под ношею тяжелой:

Навьючили бедняге соли целый воз,

И он плелся, повеся хвост и нос.

Шли долго путники, и вот- дошли до броду.

Сев на Осла, что губки нес,

Погонщик пред собой погнал другого в воду

И начал путь ему указывать кнутом;

Но наш Осел упрямого был нраву

И пожелал устроить переправу

Забрал он влево, в яму оступился

И вместе с солью в воду погрузился.

Беда! Ослу пришлося плыть.

Гребет он сильными ногами,

Пыхтит, и фыркает, и борется с волнами;

А плыть далеко. как тут быть?!

Но, видно, сжалилось над бедным Провиденье:

Он в ноше чувствует большое облегченье

Растаяла вся соль, и радостно Осел

С пустым мешком доплыл и на берег взошел.

Погонщик, между тем, со страху за скотину

И своему Ослу ослабил повода,

А этот, видя, что вода

Освободила друга от труда,

Не долго думая, бух вслед за ним в стремнину.

Басни (12 стр.)

Басня показывает, что насколько боги помогают честным, настолько же они враждебны нечестным.

174. Путник и Судьба

Путник, уставший после долгой дороги, бросился наземь возле колодца и заснул. Во сне он едва не скатился в колодец; но подошла к нему Судьба, разбудила и сказала: «Любезный, если бы ты свалился, ведь ты бранил бы не себя за свою неосторожность, а меня!»

Так многие люди винят богов, когда виноваты сами.

175. Путник и платан

Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: «А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!» Ответил им платан: «Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей сенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!»

Так не везет и некоторым людям: они делают ближним добро, а благодарности за это не видят.

176. Путник и гадюка

Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, спрятал за пазуху и стал отогревать. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась — ужалила его в живот. Почувствовав смерть, сказал путник: «Поделом мне: зачем я спас умирающую тварь, когда ее и живую-то надо было убить?»

Басня показывает, что злая душа не только не платит благодарностью в ответ на добро, но даже восстает против благодетеля.

177. Путники

Путники шли по берегу моря. Взошли они на холм и заметили вдали плывущую вязанку хвороста, а подумали, что это большой корабль, и стали ждать, пока он причалит. А когда ветер пригнал хворост поближе, то они решили, что это плот, и поменьше, чем казалось, но продолжали ждать. Наконец, прибило хворост к берегу, увидели они, что это такое, и сказал один другому: «Зря мы дожидались: ничего тут нет!»

Так и некоторые люди издали кажутся грозными, а как посмотреть поближе, оказываются ничтожествами.

178. Путник и Гермес

Путник в дальней дороге дал обет, что если найдет что-нибудь, то половину пожертвует Гермесу. Наткнулся он на суму, в которой были миндаль и финики, и поспешил поднять ее, думая, что там деньги. Вытряхнул он все, что там было, и съел, а скорлупки от миндаля и косточки от фиников положил на алтарь с такими словами: «Вот тебе, Гермес, обещанное от находки: делюсь с тобой и тем, что было снаружи, и тем, что было внутри».

Басня относится к человеку жадному, который ради наживы и богов перехитрить готов.

179. Осел и садовник

Был осел у садовника; есть ему приходилось мало, а мучиться много, и взмолился он, чтобы Зевс отобрал его у садовника и передал другому хозяину. Послал Зевс Гермеса и велел продать осла горшечнику. И здесь ослу тяжело пришлось, и страдал он гораздо больше; вновь стал он призывать Зевса, и, наконец, Зевс распорядился продать его кожевнику. Увидел осел, чем занимается его хозяин, и сказал: «Ох, лучше мне было у прежних моих хозяев: ведь этот, как я погляжу, и вовсе шкуру с меня сдерет».

Басня показывает, что стоит рабам узнать своих новых хозяев, и они начинают жалеть о старых.

180. Осел, навьюченный солью

Осел, навьюченный солью, переходил через реку, но поскользнулся и упал в воду; соль растаяла, и ослу стало легче. Обрадовался осел, и когда в следующий раз подошел к реке, навьюченный губками, то подумал, что если он опять упадет, то снова встанет с облегченной ношей; и поскользнулся уже нарочно. Но вышло так, что губки от воды разбухли, поднять их было уже невмочь, и осел утонул.

Так не следует завидовать выгодам, которые сопряжены с опасностями и несчастьями.

181. Осел и мул

Погонщик навьючил осла и мула и погнал их в путь. Пока дорога была ровная, осел еще держался под тяжестью; но когда пришлось идти в гору, то выбился он из сил и попросил мула взять у него часть поклажи: тогда он-де сможет донести остальную часть. Но мул такие его слова и слушать не захотел. Рухнул осел с горы и убился насмерть; а погонщик, не зная, как теперь быть, взял и перевалил ношу осла на мула, да еще вдобавок навьючил на него и ослиную шкуру. Нагруженный сверх всякой меры, промолвил мул: «Поделом мне: кабы я послушался осла и принял малую часть его груза, не пришлось бы мне теперь тащить и всю его ношу, и его самого».

Так некоторые заимодавцы, не желая сделать должникам ни малейшей уступки, нередко теряют на этом весь капитал.

182. Осел со статуей на спине

Один человек поставил на осла статую бога и погнал осла в город. И каждый встречный этой статуе низко кланялся; а осел решил, что это кланяются ему, возгордился, начал реветь и не захотел идти дальше. Догадался погонщик, в чем дело, и отколотил осла палкою, приговаривая: «Дурная ты голова! только этого не хватало, чтобы люди поклонились ослу!»

Басня показывает, что люди, которые хвастаются чужими заслугами, становятся посмешищем для всех, кто с ними знаком.

183. Дикий осел

Дикий осел повстречал домашнего осла, который грелся на солнце, подошел к нему и позавидовал, что у него такой хороший вид и так много корму. Но потом увидел он, как домашний осел тащит тяжесть, а погонщик идет сзади и колотит его палкой, и сказал: «Нет, больше я тебе не завидую: вижу, что твоя привольная жизнь дорогой ценой тебе достается».

Так не следует завидовать выгодам, которые сопряжены с опасностями и несчастьями.

184. Осел и цикады

Осел услышал, как стрекочут цикады; понравилось ему их сладкое пенье, стало ему завидно, и спросил он: «Чем вы питаетесь, чтобы иметь такой голос?» — «Росою», — ответили цикады. Стал осел и сам кормиться росою, но околел с голоду.

Так люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели и к тому же терпят великие бедствия.

185. Ослы и Зевс

Ослы, измученные постоянным страданиями и невзгодами, отправили к Зевсу послов и просили у него избавления от трудов. Зевс, желая дать им понять, что это дело невозможное, сказал: тогда наступит перемена в их горькой судьбе, когда им удастся напрудить целую реку. А ослы подумали, что он и вправду это обещает; и вот до сих пор, где помочится один осел, туда сбегаются прудить и другие.

Басня показывает: кому что суждено, того не изменить.

186. Осел и погонщик

Погонщик гнал по дороге осла; но тот прошел немного, свернул в сторону и помчался к обрыву. Он должен был вот-вот свалиться, и погонщик стал его оттаскивать за хвост, но осел упрямо упирался. Тогда погонщик отпустил его и сказал: «Будь по-твоему: тебе же хуже!»

Басня относится к человеку упрямому.

187. Осел и волк

Осел пасся на лугу и вдруг увидел, что на него бежит волк. Осел притворился, что хромает; а когда волк приблизился и спросил, почему это он хромает, осел ответил: «Скакал через плетень и занозился колючкой!» — и попросил волка сперва вытащить колючку, а потом уж его съесть, чтобы не уколоться. Поверил волк; задрал осел ногу, и стал волк старательно разглядывать его копыто; а осел как ударил его копытом прямо в пасть, так и вышиб ему все зубы. Мучаясь от боли, промолвил волк: «Поделом мне! Отец меня вырастил мясником — не к лицу мне делаться лекарем!»

Так и люди, которые берутся за несвойственное им занятие.

188. Осел в львиной шкуре

Осел натянул львиную шкуру и стал расхаживать, пугая неразумных животных. Завидев лисицу, он и ее хотел напугать; но та услышала, как он ревет, и сказала ему: «Будь уверен, и я бы тебя испугалась, кабы не слышно было твоего крику!»

Так иные неучи напускной спесью придают себе важность, но выдают себя своими же разговорами.

189. Осел и лягушки

Осел, навьюченный дровами, переходил через болото. Поскользнулся он, упал, не смог подняться и начал стонать и кричать.

Болотные лягушки услыхали его стоны и сказали: «Любезный, ты только что свалился, и уже так ревешь; а что бы ты делал, если бы сидел здесь столько, сколько мы?»

Эту басню можно применить к человеку малодушному, который падает духом от самых малых неприятностей, между тем как другие спокойно выносят и более тяжкие.

190. Осел, ворон и волк

Пасся на лугу осел, у которого вся спина была в ранах. Сел ему на спину ворон и стал их расклевывать. Осел ревел и бился, а погонщик стоял поодаль и хохотал. Увидел это, проходя мимо, волк и сказал сам себе: «Несчастные мы! нас увидят и бросаются в погоню, а ворон как ни вцепись, над ним только смеются».

Басни Эзопа в иллюстрациях Эрнста Гризета

Маленькие короткие притчи-басни раба Эзопа, жившего в VI веке до н.э. во Фригии (Малая Азия), до сих пор являются образцом философии и человеческой мудрости. “Эзопов язык” – язык, с помощью которого в скрытой форме можно выразить свой протест, неудовольствие, свои воззрения на мир. Персонажи Эзопа – животные, рыбы, птицы и очень редко человек. Сюжеты басен Эзопа стали основой для произведений многих писателей: так в России для И.А. Крылова и И. И. Хемницера, в Германии – для Лессинга, во Франции – для Лафонтена.

Читайте также:  Басня Эзопа Галка и Птицы

Лев и змея
Однако человеку мало просто слова, человеку нужен еще и зрительный образ. Потому вместе с появлением книгопечатания появляются и иллюстрации к басням Эзопа. Большую серию таких иллюстраций в XIX веке исполнил французский художник Эрнст Гризет (Griset Ernest), опубликовав их в книге “Басни Эзопа” в 1875 году.

Волк и Журавль

Подавился волк костью и не мог выперхнуть. Он подозвал журавля и сказал:
«Ну-ка, ты, журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость: я тебя награжу».
Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит: «Давай же награду».
Волк заскрипел зубами, да и говорит:
«Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?»

Лиса и журавль

Краткая биографическая справка

Эрнест Гризет родился в Болонье, во Франции, 24 августа 1843 года. После революции во Франции в 1848 году вынужден был эмигрировать с родителями в Англию. Первые уроки рисования брал у бельгийского художника Луи Галле. Так получилось, что дом Гризета в северной части Лондона располагался рядом с зоопарком, что и стало причиной того, что главными персонажами его рисунков и иллюстраций на всю жизнь стали животные. Тараканы, муравьи, комические животные – все это можно было встретить на страницах журналов и сатирических изданий, с которыми сотрудничал Гризет. Книга “Басни Эзопа” стала одной из немногих, которая в настоящее время пользуется большой популярностью у коллекционеров. Сам же художник, увы, почти полностью забыт.

Собака и ее отражение

Собака с кухни унесла кусок мяса,
Но по пути, в бегущую взглянув речку,
Решила, что кусок, который там виден,
Куда крупней, и бросилась за ним в воду;
Но, потеряв и то, что у нее было,
Голодная вернулась от реки к дому.
Кто ненасытен, тем отрады нет в жизни: они, гонясь за призраком, добро тратят.

Лисица и Виноград

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла.
Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».
Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай

Лев, Медведь и Лисица

Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться.
Медведь не хотел уступить, и лев не уступал.
Они так долго бились, что ослабели оба и легли.
Лиса увидала промеж них мясо, подхватила его и убежала

Осел и Погонщик

Погонщик гнал по дороге осла; но тот прошел немного, свернул в сторону и помчался к обрыву.
Он должен был вот-вот свалиться, и погонщик стал его оттаскивать за хвост,
но осел упрямо упирался. Тогда погонщик отпустил его и сказал: “Будь по-твоему: тебе же хуже!”

Соловей и Ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал.
Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его.
Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней.
Но ястреб на это возразил: “Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях,
и погнался за добычей, которой и не видать”.
Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

Волк и Ягненок

Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать.
Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить.
Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению.
Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: “Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!”
Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было.
Сказал на это волк: “Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!”

Городская и полевая крысы

Собаки и крокодилы

Советующий дурное осторожному, потратит время зря и будет высмеян.
Псы пьют из Нила, бегая вдоль берега,
Чтоб не попасться в зубы крокодиловы.
И вот, одной собаке, в бег пускавшейся,
Сказал крокодил: «Тебе бояться нечего, попей спокойно».
А она: «И рада бы, да знаю, как ты охоч до мяса нашего».

Лев и Мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её.
Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву.
Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

Лисица

Попалась лиса в капкан, оторвала хвост и ушла.
И стала она придумывать, как бы ей свой стыд прикрыть.
Созвала она лисиц и стала их уговаривать, чтобы отрубили хвосты.
«Хвост, — говорит, — совсем не кстати, только напрасно лишнюю тягость за собой таскаем».
Одна лисица и говорит: «Ох, не говорила бы ты этого, кабы не была куцая!»
Куцая лисица смолчала и ушла.

Старик и Смерть

Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе.
Дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине.
Явилась Смерть и спросила, зачем он ее звал.
“Чтобы ты подняла мне эту ношу”, – ответил старик

Кавалерист и лошадь

Лисица и Лев

Лисица никогда в жизни не видела льва.
И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива;
во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые;
а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.
Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть

Лягушки, просящие царя

Лягушки страдали оттого, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота; но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нем. Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им цаплю, которая стала их хватать и пожирать.
Басня показывает, что правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных.

Медведь и пчелы

Ворон и Лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве.
Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо.
Стала она перед вороном и принялась его расхваливать:
уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами,
да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос.
Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос;
выпустил он мясо и закаркал громким голосом.
А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
“Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове,
– ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.
Басня уместна против человека неразумного

Больной лев

Лев, изнуренный годами, притворился больным, и обманутые этим другие звери приходили навещать его, а лев пожирал их одного за другим.
Пришла и лиса, но встала перед пещерой и оттуда приветствовала льва; и на вопрос, почему она не входит, сказала:
«Потому что следы тех, кто входил, я вижу, а тех, кто выходил, не вижу».
Урок, полученный другими, должен нас предостеречь, ибо в дом человека важного войти легко, а выйти не просто.

Верблюд, Слон и Обезьяна

Животные держали совет, кого избрать царем, и слон с верблюдом выступили и спорили друг с другом,
думая, что всех превосходят и ростом и силою. Однако обезьяна заявила, что оба они не подходят:
верблюд – оттого, что не умеет гневаться на обидчиков, а слон – оттого, что при нем на них
может напасть поросенок, которого слон боится.
Басня показывает, что часто малая помеха останавливает большое дело.

Басни Эзопа, стр. 6

И стал Олень на радостях угощаться сочными виноградными листочками.

Когда возвратились назад охотники, один из них заметил шорох в листве, выстрелил наудачу и попал в Оленя.

И сказал бедный Олень, умирая:

— Я заслужил свой конец, ибо щипал листы со своего благодетеля.

Не будь неблагодарен.

И стал щипать листочки…

Волк гнался за Ягненком, но тот нашел прибежище в храме.

Волк ему и говорит:

— Лучше выходи. Жрец сразу тебя положит на алтарь и принесет богам в жертву.

— Благодарю, — Ягненок отвечает. — Уж лучше пусть меня в жертву принесут, чем Волк сожрет.

Не слушай советов жадного.

Ягненок прибежал к храму.

Пошел однажды Лучник в горы пострелять, а все звери разбежались и попрятались. Только Лев один остался, чтобы сразиться с Лучником.

Лучник выпустил в Льва стрелу, слегка его ранил и кричит:

— Видал, что может сделать мой гонец? Вот погоди минутку, сейчас я сам с тобой схвачусь.

Но Лев, едва стрела его задела, бросился прочь что было мочи.

Все это случайно видела Лиса. Вот она Льву и говорит:

— А ты трус, как я погляжу. Почему же ты не остался, с врагом не сразился?

Лев ей отвечает:

— Ты меня не подначивай. Ведь, если у него такой гонец, уж с ним самим, конечно, мне не сладить!

Читайте также:  Басня Эзопа Осел со статуей на спине

Лучше обходить стороной того, кто ранит издалека.

Лев остался, чтобы сразиться.

Олень заболел, он лежал на лесной поляне, не в силах подняться на ноги.

Узнав про болезнь Оленя, многие звери пришли его проведать. Все приходили, сочувствовали и пощипывали травку возле больного. Так что скоро там ни былинки не осталось.

Прошло несколько дней, Оленю полегчало, однако же он был еще слаб, не мог отправиться на поиски пропитания и умер с голоду по милости своих беспечных друзей.

Беспечный друг порой опаснее врага.

И каждый выщипывал немного травки.

Лев правил всеми Зверями на земле, и был он добр, великодушен, как то Царю и подобает.

Во время своего правления он созывал зверей на совет, и постепенно вместе они сочинили свод таких законов, чтобы всем и дальше жить в равенстве и нерушимом мире.

Волк и Ягненок, Тигр и Лань, Леопард и Олень, Пес и Заяц — все сидели рядышком в дружбе и согласии.

И Заяц тогда сказал:

— О! как я мечтал о таком дне, когда слабый без страха сядет рядом с сильным!

В великодушии — сила.

Лев правил всеми Зверями.

Осел и Погонщик

Погонщик вел Осла по горной тропке. Сначала Осел слушался, а потом вдруг заупрямился, сбросил груз, побежал, побежал и подбежал к самому краю пропасти.

И хотел шагнуть дальше. Тут подоспел Погонщик, ухватил Осла за хвост и стал тянуть. Тянет, тянет, а оттащить Осла от края пропасти никак не может.

Отчаялся Погонщик и крикнул:

— Что же, иди, куда решил. Там ждет тебя верная погибель, и ты очень скоро сам в этом убедишься.

Упрямца и от пропасти не оттащить.

…и хотел шагнуть.

Увидел голодный Лев — Заяц лежит и спит. Решил он его схватить и съесть, да увидел, что невдалеке идет Олень.

Бросил Лев Зайца и побежал за той добычей, что покрупней. Однако Оленя он не одолел и тогда вернулся к Зайцу.

Вернулся туда, где лежал Заяц, — а того и след простыл. И остался Лев без обеда.

— Так мне и надо, — сказал Лев. — Заяц сам шел мне в лапы, а я погнался за большей выгодой.

Не отвлекайся от намеченной цели.

Он увидел, что мимо идет Олень.

Когда-то, давным-давно, сказали Волки Собакам:

— Зачем нам враждовать? Мы так похожи почти во всем. Только привычки у нас разные. Мы живем свободной жизнью; вы в рабстве у людей, те бьют вас, держат в ошейниках, заставляют стеречь их стада и отары, а в пищу вам швыряют кости. Можно ли и впредь с таким мириться? Не стерегите вы эти их стада, лучше будем вместе пировать и заживем в мире и согласии!

Собаки послушались Волков и пошли к ним в логово. Да только они туда зашли, Волки тотчас на них набросились и растерзали их на части.

Предатель достоин кары.

«Зачем нам враждовать?»

Бык с трудом проталкивался могучим телом в узкую дверь хлева к своему стойлу. Увидел это Теленок и говорит:

— Отойди-ка на минуточку, я тебе покажу, как надо пролезать.

Бык смерил Теленка удивленным взглядом.

— Я и сам это знал, — отвечает, — уже тогда, когда ты еще на свет не родился.

Старших надо уважать.

«Я тебе покажу, как надо пролезать».

Дровосек и Деревья

Пошел Дровосек в лес — попросить у Деревьев рукоять для своего топора.

Старшие Деревья тотчас согласились уважить столь скромную просьбу и предоставили ему для этой цели молодую хилую Осину.

Но как только он смастерил топор, давай рубить самые благородные деревья в лесу — все подряд, без разбору.

Увидели Деревья, как пользуется он их подарком, и стали плакать:

— Горе, горе нам! Теперь мы все погибнем! Но мы сами виноваты. Если бы мы не пренебрегли правами Осины, росли бы спокойно из века в век.

Там, где не блюдут права бедных и слабых, ни для кого нет безопасности.

«Теперь мы все погибнем!»

Жил некогда один Астроном. Он любил ходить ночью по улицам и смотреть на звезды. И вот однажды вышел он за городские ворота, внимательно наблюдая звездное небо. А под ноги он совсем не смотрел — и провалился в иссохший колодец.

Так сидел он в колодце и стонал. Шел мимо кто-то, услышал его стоны, наклонился над краем колодца, узнал от Астронома про его беду и говорит:

— Ты всё смотрел на звезды, не замечая, куда тебя ноги несут, — значит, и поделом тебе.

Глядя на звезды, не забывай о том, что у тебя под ногами.

Он упал в иссохший колодец.

Рабочий Осел и Дикий Осел

Однажды бродил Дикий Осел без дела и набрел на Рабочего Осла. Тот растянулся на солнышке и блаженствовал.

Дикий Осел и говорит:

— Счастливое ты животное! Кожа у тебя лоснится, сразу видно, как ты хорошо питаешься. Как я тебе завидую!

Владимир Шебзухов трактат «Осёл ли осёл» стихи про ослов


Осёл
Владимир Шебзухов


По Эзопу

Осёл — на то он и осёл, чтоб сдуру
Пугать зверей во всём лесу, —
Вдруг облачился в волчью шкуру
И первой повстречал лису…

Лиса — на то она лиса — не дура:
Не испугавшись шкуры той,
Сказала: — Вижу волчью шкуру,
Не слышен лишь мне волчий вой!

Осёл сконфуженно присел,
Хотел завыть и… заревел…

Так по одёжке потому
С тех пор, наверное, встречают…
(Не редко всё же провожают
И по ослиному уму!)

Находчивый осёл
Владимир Шебзухов

https://youtu.be/dToYJKxZQpM



Творческая встреча с московским поэтом-баснописцем членом СП России
Владимиром Шебзуховым Москва Б.Никитская 14/2 28 октября 2018г
КЛУБ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ

https://youtu.be/LHUETRDQ_bU


Провалился в колодец однажды
У хозяина старый осёл.
Но хозяин так, видимо, счёл —
Посчитать этот случай неважным!

Ведь на днях собирался купить
Он на рынке осла молодого,
А колодец свой старый зарыть,
Чтобы вырыть с соседями новый!

Так совпало — и старый осёл,
И колодец почти уже высох…
«Коль зарыть, то всё разом!» — пришёл
Вывод быстрый в хозяйственных мыслях…

Вмиг соседей на помощь позвал,
Загремели лопаты о землю.
А осёл поначалу кричал,
Но потом замолчал к удивленью.

Заглянули в колодец друзья,
Удивляясь, что криков не слышат —
Утрамбована там вся земля
И осёл поднимается выше.

Он с себя молча стряхивал грязь
И трамбуя копытами ловко,
Сделал так, что земля поднялась.
(Для спасения чем не «верёвка»?)

Вот предстал перед всеми герой.
Он — осёл, а задумались люди:
Если грязью засыпаны будут —
Не пример ли им станет такой?

Выбор случая: или кричать,
Безнадежно, как дикие звери,
Иль, смирившись с судьбою, молчать…
Но притом, что-то делать и… верить!

Погонщик и осёл
Владимир Шебзухов

Погонщик получил заказ:
Груз — изваянье бога —
Доставить, выполнив наказ,
Срок соблюдая строго!

И на осла уж водрузив
Заветный груз тяжёлый,
Себе свободный путь пробив,
Через базар пошёл он…

Вокруг, завидев божество,
Вставали на колени.
Осёл подумал, что его
Народ так чтит и ценит!

И только, глупый, вдруг при всех
Встал в горделивой позе,
Как тут, напомнив о себе,
Над ним запели розги!

Не ставь в пример того осла,
Кто сам свой сделал выбор —
За труд любого ремесла
Своё дано «спасибо»!

Делёж
Владимир Шебзухов

по Эзопу

Лишь первый крик совы стал слышен,
Уставши от охоты по лесам,
Делить пришли свою добычу
Осёл со львом и хитрая лиса…

Заняться этим лев ослу велел.
Осёл всё разделил на равные три доли.
Беднягу лев не пожалел и съел
За тот делёж, чтоб не делил так боле!

Делёжкой занялась лиса.
Все доли собрала в одну лишь кучу…
Воскликнул лев: «Вот чудеса!
Кто так делить тебя разумно учит?»

Промолвила лиса: «На ВСЁ –
Мне подсказал наш друг осёл!»

Пусть басня грустною была –
Продлила жизнь лисе она!

От тюрьмы и от сумы.
Владимир Шебзухов

Такое может статься с нами
(Иль наподобье что-то):
Осёл, навьюченный дровами,
Упал с моста в болото…
И громко, громко стал кричать,
Собрав вокруг лягушек,
Что не замедлили сказать,
То, что не грех послушать:

«Годами долгими сидим
Всем скопом на болоте,
Мечтаем мы, но не кричим:
«Где ж ты, наш пруд далёкий?».

Советы слушать, милый друг,
Одним не стоит ухом:
Когда упал ты в яму вдруг,
Не падай только духом!»

Принципиальность
Владимир Шебзухов



“Новая метла по-новому метёт”

Пословица

Осла решили наказать.
Его упрямство знали.
Того упрямства не сломать.
Вот выговор и дали.

Жирафу в том не повезло –
Высовывался часто.
Пришлось принять ему с ослом,
Свою напасть от власти.

В лесу настал переворот.
Правительство сменилось.
И в ожиданье, что их ждёт,
Зверьё вдруг затаилось…

Жираф нежданно получил
Медаль за дальновидность.
Сам президент ему вручил.
Такое и не снилось.

Ещё одна медаль ждала
Осла, ему на радость.
За то, что у него была
Своя принципиальность!

Двенадцать ослов
Владимир Шебзухов

Однажды к мудрому Ходже
Погонщик обратился.
«Готов с ума сойти уже!
Считать я утомился.

Велел одиннадцать ослов
Мне перегнать хозяин.
А как считать до ста голов,
Пожалуй, с детства знаю.

Я сел на одного осла.
В пути их стало десять.
А на привале, вот дела,
Одиннадцать — на месте.

Был счёт в пути всегда таков,
Другой же, на привале.
Пересчитай, Ходжа, ослов,
Сколь видишь сам глазами?»

Хоть бедолагу было жаль,
(Поди, с досады мрачен),
С улыбкою Ходжа сказал:
«Двенадцать, не иначе!»

Лошадь и осёл
Владимир Шебзухов

“А пуд как был, он так и есть —
шестнадцать килограмм!”
из песни

Хвалилась лошадь пред ослом:
«Мы людям облегчаем труд.
И не случайно нас потом,
Их членами семьи зовут.

Незаменимые в бою,
В нас — близкого находят друга.
О вороных и песнь поют,
Порой желанны в час досуга»

“Осёл, уставясь в землю лбом”,
(Традиции не изменив)
И, назывался хоть ослом,
Был в речи сей, правдив —

«К вам пропадает интерес,
Машины вытесняют.
Нет худа без добра — прогресс,
Вам участь облегчает.

Давай-ка, спору-не бог весть,
С тобою улыбнёмся.
Но мы, как были, так и есть,
Ослами остаёмся!»

Традиции не изменив,
Мораль звучит, как водится:

Пусть свой в прогрессе позитив,
Ослы не переводятся!


Ссылка на основную публикацию