Басня Эзопа Пастух и Волчата

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Пастух и волк.
Пастух и волчата.
Пастух и море.
Пастух и овцы.
Пастух и собака.
Пастух.
Пастух-шутник.
Пахарь и волк.
Петухи и куропатка.
Пловцы.

Пастух и волк
Пастух нашел новорожденного волчонка, забрал его и выкормил вместе с собаками. Волчонок вырос; но когда случалось волку унести из стада овцу, он гнался за волком вместе с собаками, а когда собаки, не догнав волка, поворачивали, он бежал дальше, выхватывал овцу и делил с волком его добычу, а потом возвращался. Если же волки ниоткуда на стадо не нападали, он убивал овец сам и пожирал их вместе с собаками. Наконец, пастух дознался, в чем дело, понял все и казнил волка, повесив его на дереве.

Пастух и волчата
Пастух нашел волчат и выкормил их с великим старанием: он надеялся, что когда они вырастут, то не только будут охранять его овец, но даже добывать ему и чужих. Но как только волчата выросли, они при первом удобном случае набросились на его собственное стадо. Со стоном сказал пастух: “Поделом мне: зачем я спас малолетками тех, кого надо было бы убить и взрослыми?”
Так, спасти дурных людей – это значит укрепить их силы против себя же первого.

Пастух и море
Пастух пас стадо на берегу моря. Увидел он, какое море спокойное и тихое, и захотелось ему пуститься в плавание. Продал он овец, купил фиников, погрузил их на корабль и отплыл. Но разразилась страшная буря, корабль перевернулся, весь товар погиб, и сам он едва доплыл до берега. А когда снова наступила тишь, увидел он, что стоит на берегу человек и восхваляет спокойное море. И сказал ему пловец: “Эй, любезный, никак морю и от тебя фиников захотелось?”
Так часто разумным людям мука бывает наукой.

Пастух и овцы
Пастух пригнал своих овец в рощу и увидел там огромный дуб, весь в желудях. Расстелил он плащ, влез на дерево и начал стряхивать желуди. А овцы стали эти желуди подъедать и незаметно вместе с ними съели плащ. Спустился пастух, увидел, что случилось, и говорит: “Зловредные вы твари! другим людям вы шерсть для плащей даете, а у меня, который вас кормит, и старый-то плащ отнимаете?”
Так многие люди по глупости чужим услуживают, а ближних обижают.

Пастух и собака
У пастуха была огромная собака, и он всегда давал ей на съедение мертворожденных ягнят и околевших овец. Однажды, загнав уже стадо, увидел пастух, как собака ходит меж овец и виляет им. “Эй, любезная! – крикнул он, – самой бы тебе того, чего ты им желаешь!”
Басня относится к льстецу.

Пастух
У пастуха, который пас стадо волов, пропал теленок. Он искал его повсюду, не нашел и тогда дал обет Зевсу принести в жертву козленка, если вор отыщется. Но вот зашел он в одну рощу и увидел, что его теленка пожирает лев. В ужасе возвел он руки к небу и воскликнул: “Владыка Зевс! обещал я тебе в жертву козленка, если смогу отыскать вора; а теперь обещаю вола, если смогу от вора спастись”.
Басню можно применить к неудачникам, которые ищут то, чего у них нет, а потом не знают, как избавиться от того, что нашли.

Пастух-шутник
Пастух выгонял свое стадо от деревни подальше и частенько развлекался вот каким образом. Он кричал, будто волки напали на овец, и скликал поселян на помощь. Два-три раза крестьяне пугались и прибегали, а потом возвращались по домам осмеянные. Наконец, волк и в самом деле появился: он стал губить овец, пастух стал звать на помощь, но люди подумали, что это его всегдашние шутки, и не обратили на него внимания. Так и потерял пастух все свое стадо.
Басня показывает: вот чего достигают лжецы, – им не верят, даже когда они говорят правду.

Пахарь и волк
Пахарь распряг волов и погнал их на водопой. А голодный волк в поисках поживы набрел на брошенный плуг, стал лизать бычье ярмо, потом понемногу, сам того не замечая, просунул в него голову и, не в силах высвободиться, поволок плуг по пашне. Вернулся пахарь, увидел его и воскликнул: “Зловредная ты тварь! вот кабы ты на самом деле забросил разбой и грабеж и взялся бы вместо этого за землепашество. ”
Так и нраву дурных людей нельзя доверять, даже если они обещают стать хорошими.

Петухи и куропатка
Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи стали ее бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили они ее за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и сказала про себя: “Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят”.
Басня показывает: умным людям легче переносить обиды от соседей, если они видят, что те и ближних своих не щадят.

Пловцы
Взошли люди на корабль и пустились в плавание. Когда они были уже далеко в море, поднялась страшная буря, и корабль чуть не потонул. А один из пловцов стал рвать на себе одежду и с плачем и стоном взывает к отеческим богам, обещая им благодарственные жертвы, если корабль уцелеет. Утихла буря, море снова успокоилось, и пловцы, неожиданно избежав опасности, принялись пировать, плясать и прыгать. Но суровый кормчий властно им сказал: “Нет, друзья, и в радости должны мы помнить, что снова может разразиться буря!”
Басня учит не радоваться чрезмерно своим удачам, памятуя, как переменчива судьба.

Басня Эзопа Пастух и Волчата

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 078
  • КНИГИ 592 372
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 705

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Читайте также:  Басня Эзопа Ворон и Лисица

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Урок-обобщение “Басни Эзопа и И.А.Крылова”

Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений Эзопа и И.А.Крылова.

Задачи:

  • обобщать знания учащихся о баснях Эзопа и И.А.Крылова, расширяя знания о творчестве баснописцев;
  • формировать умение выражать своё отношение к прочитанному; выделять мораль в басне»
  • сравнивать басни разных авторов;
  • развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям.

Учебные умения:

  • правильно называть басни из круга детского чтения;
  • сравнивать героев басни;
  • выделять особенности басен Эзопа и И.А.Крылова;
  • работать с книгами басен: отбирать, рассматривать, читать.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выставка о творчестве И.А.Крылова «Поэт и мудрец сложились в нём воедино» Н.В. Гоголь, раздаточный материал, костюмы для драматизации басен, материалы для изготовления афиш.
Л.А.Ефросинина, Литературное чтение. Учебник для учащихся 3 класса в 2 частях. Часть 1. М: «Вентана Граф», 2012.
Л.А.Ефросинина, Литературное чтение. Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса, часть 1. М: «Вентана Граф», 2015.
Эпиграф к уроку «Люблю, где случай есть, пороки почищать». И.А.Крылов.

I. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Я умею думать
Я умею рассуждать
Что полезно для ребят
То и буду выполнять
У меня получится
И у тебя тоже.

(Дети обращаются друг к другу, произнося эти слова).

II. Повторение. Определи литературный жанр. (5 человек читают у доски задания).

1) Из того ли то города из Мурома,
Из того ли села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец» (былина). Слайд 2.

2) «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице» (загадка). Слайд 3.

3) «Землю красит солнце, а человек а – труд» (пословица). Слайд 4.

4) «Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой» (стихотворение). Слайд 5.

5) «Дождик, дождик, пуще –
Дай хлеба гуще!
Хлеба – каравай,
Весь день поливай!» (песня). Слайд 6.

– Какое слово у нас получилось? – Басня. (все читают хором.). Слайд 7-8.
– Что же такое басня? (Ответы детей).
– Вы все уже, наверное догадались, что сегодня урок «Басни дедушки Крылова».
Читают все вместе эпиграф к уроку: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать». И.А.Крылов.
– Как вы понимаете, что такое порок?

Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство. Недостаток, плохая черта: жадность, скупость, злость, коварство, глупость.
«пощипать» – высмеять.

– Какому басенному герою свойственны такие пороки, как жестокость, несправедливость, злость и грубость? Назовите басни, в названиях которых есть слово «волк».

«Волк и ягненок»
«Волк на псарне»
«Волк и кукушка»
«Волк и волчонок»
«Волк и лисица»
«Лев и волк»
«Волк и пастух»
«Волк и журавль»
«Волк и мышонок»
«Волк и кот»
«Волки и овцы»

– На столе у каждого текст о Крылове и Эзопе.

1. Эзоп – полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был рабом. Его басни – это очень короткие рассказы с намёками, скрытым смыслом.У Эзопа название прямо указывает на действующие лица, вывод делает сам автор. Басня написана в прозе.

2. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков. Басни написаны в стихах, мораль подразумевается, вывод делает читатель.

О чем же узнали прочитав тексты? (ответы детей).

III. Изучение нового материала

1. Отгадайте загадку:

Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живет
В деревне кур крадет. (Лиса).

2. Показ иллюстраций к басням.

– К какой басне эта иллюстрация? («Ворон и лисица» Эзопа). Слайд 11
– Героев вы узнали, а помните ли содержание басни?
– Так, например, в басне «Ворон и лисица», ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос. Выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо, и говорит: Эх, Ворон, у тебя еще и ум был в голове – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать.
– В каком жанре написано это произведение?
– Какой вывод делает автор? (Ответ: Эта басня осуждает неразумного, неумного человека. Мораль – Эх, Ворон, у тебя еще и ум был бы в голове – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать).

3. Работа в группах (три группы).

а) Назовите басни Крылова о: (Слайд 12).

  • группа – о Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица»
  • группа – о Волке («Волк и ягненок», «Волк на псарне»
  • группа – об Обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Квартет».

б) Кому принадлежат слова: (Слайд 13).

(В это время три ученика у доски собирают названия басен. Конкурс «Собери название басни».

Читайте также:  Басня Эзопа Лев, Осел и Лисица

– Раздам карточки с частями от названий басен. Они все перепутались. Соберите их.

«Ворона и лисица»
«Ворон и лисица»
«Лисица и виноград»
«Крестьянин и работник»
«Волк и ягненок»
«Бесхвостая лисица»
«Филин и чиж».)

  • группа – «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (лисице из басни «Ворона и лисица»)
  • группа – «Всё про очки лишь мне налгали: А проку на волос нет в них» (Мартышке из басни «Мартышка и очки»)
  • группа – «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»).

(Проверка работ у детей, составляющих названия басен).

в) Вопросы – ответы.

(Выходят три ученика и отвечают на вопрос).

1) «Кумушка, мне странно это:
да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей»).

Ответ: «До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило.

2) «Соседка, перестань срамиться.
Тебе ль с Слоном возиться?» («Слон и Моська»).

Ответ: «Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки».

3) «Соседка, слышала ль ты добрую молву?
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву? («Мышь и крыса»).

Ответ: «Не радуйся, мой свет, …и не надейся по пустому!»

г) Выполнение заданий в рабочей тетради из рубрики «Проталинки». Работа в парах.

1 группа – стр.40
2 группа – стр.42
3 группа – стр.46

(Проверка текстов). (Слайд 15).

д) – А сейчас приглашаю в театр. Вы будете художниками, актерами, режиссерами, а я и наши гости зрителями.

– В театре идут представления. Вам нужно изготовить афиши. Выбирайте себе реквизиты, костюмы. Распределяйте роли. Как подготовитесь, скажете.

1 группа – «Ворона и лисица»
2 группа – «Квартет»
3 группа – «Лисица и виноград»

– Понравились ли вам эти представления?

IV. Подведение итогов

– Чему учат басни Крылова?

Вывод: Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.
Известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа».
Читайте басни, становитесь мудрее!

– Оцените свою работу на уроке. (Это может быть словесная оценка или выбор какого-то знака по желанию детей и учителя: солнышко-тучка, смайлик, раскрашивание определенным цветом какой-либо фигуры).

Басни

Так и нраву дурных людей нельзя доверять, даже если они обещают стать хорошими.

39. Ласточка и птицы

Как только зацвела омела, ласточка догадалась, какая в ней таится опасность для пернатых; и, собрав всех птиц, она стала их уговаривать. «Лучше всего, — говорила она, — вовсе вырубить дубы, на которых растет омела, если же это невозможно, то нужно лететь к людям и умолять их не пользоваться силой омелы для охоты на птиц». Но птицы не поверили и осмеяли ее, и она просительницей полетела к людям. За ее сообразительность люди ее приняли и оставили жить у себя. Вот почему остальных птиц люди ловят и едят и только ласточку, просившую у них убежища, не трогают, позволяя ей спокойно гнездиться у них в домах.

Басня показывает: кто умеет предугадывать события, тот легко уберегается от опасностей.

40. Звездочет

Один звездочет имел обыкновение каждый вечер выходить из дому и смотреть на звезды. И вот, прогуливаясь однажды по окраине и всеми мыслями устремившись в небеса, он нечаянно провалился в колодец. Тут он поднял крик и плач; и какой-то человек, заслыша эти вопли, подошел, догадался, что случилось, и сказал ему: «Эх ты! хочешь рассмотреть, что делается в небе, а что на земле, того не видишь?»

Эту басню можно применить к таким людям, которые хвастаются чудесами, а сами не в силах сделать и того, что может всякий.

41. Лисица и собаки

Лисица пристала к стаду овец, ухватила одного из ягнят-сосунков и сделала вид, что ласкает его. «Что ты делаешь?» — спросила ее собака. «Нянчу его и играю с ним», — отвечала лисица. Тогда собака сказала: «А коли так, отпусти-ка ягненка, не то я приласкаю тебя по-собачьему!»

Басня относится к человеку легкомысленному, глупому и вороватому.

42. Крестьянин и его дети

Крестьянин собрался помирать и хотел оставить своих сыновей хорошими земледельцами. Созвал он их и сказал: «Детки, под одной виноградной лозой у меня закопан клад». Только он умер, как сыновья схватили заступы и лопаты и перекопали весь свой участок. Клада они не нашли, зато перекопанный виноградник принес им урожай во много раз больший.

Басня показывает, что труд — это клад для людей.

43. Лягушки

Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы поселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда и прыгнуть. Но другая сказала: «А если и здесь вода пересохнет, как нам оттуда выбраться?»

Басня учит нас не браться за дело, не подумав.

44. Лягушки, просящие царя

Лягушки страдали оттого, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота; но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нем. Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им водяную змею, которая стала их хватать и пожирать.

Басня показывает, что правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных.

45. Волы и ось

Волы тянули телегу, а ось скрипела; обернулись они и сказали ей: «Эх ты! мы везем всю тяжесть, а ты стонешь?»

Так и некоторые люди: другие тянут, а они притворяются измученными.

46. Борей и Солнце

Борей и Солнце спорили, кто сильней; и решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека в дороге. Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей еще сильнее дуть, а человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду. Наконец, устал Борей и уступил человека Солнцу. И Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее, и кончилось тем, что человек не в силах был вынести жары, разделся и побежал купаться в ближайшую речку.

Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

47. Мальчик, объевшийся потрохов

Зарезали люди в жертву богам быка в поле и созвали соседей на угощение. Среди гостей пришла и одна бедная женщина, а с нею сын. Во время долгого пира наелся мальчик до отвала потрохов, напился вина, заболел у него живот, и закричал он от боли: «Ой, мама, из меня потроха лезут!» А мать и говорит: «Не твои это потроха, сынок, а те, которые ты съел!»

Эту басню можно применить к должнику, который берет чужое с охотою, а когда приходит пора платить, страдает так, словно отдает свое собственное.

48. Чиж

Чиж в клетке висел на окне и пел среди ночи. На голос его прилетела летучая мышь и спросила, почему это днем он молчит, а ночью поет? Ответил чиж, что есть у него на то причина: пел он когда-то днем и попался в клетку, а после этого стал умнее. Сказала тогда летучая мышь: «Раньше бы ты был таким осторожным, пока тебя еще не поймали, а не теперь, когда это уже бесполезно!»

Басня показывает, что после несчастья раскаянье никому не нужно.

49. Пастух

У пастуха, который пас стадо волов, пропал теленок. Он искал его повсюду, не нашел и тогда дал обет Зевсу принести в жертву козленка, если вор отыщется. Но вот зашел он в одну рощу и увидел, что его теленка пожирает лев. В ужасе возвел он руки к небу и воскликнул: «Владыка Зевс! обещал я тебе в жертву козленка, если смогу отыскать вора; а теперь обещаю вола, если смогу от вора спастись».

Эту басню можно применить к неудачникам, которые ищут то, чего у них нет, а потом не знают, как избавиться от того, что нашли.

50. Ласка и Афродита

Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и преобразила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик.

Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут.

51. Крестьянин и змея

Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть. Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел возле ее норы, чтобы убить ее сразу, едва она покажется. Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно, и стал он просить змею помириться с ним. «Нет, — ответила змея, — ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в камне, ни ты мне — глядя на могилу сына».

Басня показывает, что после сильной вражды не легко бывает примирение.

52. Крестьянин и собаки

Крестьянина на пастбище застигла непогода, и он не мог выйти из хижины, чтобы достать пропитание. Тогда он съел сначала своих овец. Буря не унималась; тогда он поел и коз. Но непогоде конца не было видно, и тогда, в третью очередь, взялся он за пахотных волов. Тут собаки, глядя, что он делает, сказали друг другу: «Пора нам отсюда бежать: коли хозяин не пожалел и волов, что с ним работают, то нас и подавно не пощадят».

Исследовательская работа “Из чего сделаны басни Крылова”
творческая работа учащихся (7 класс) на тему

Что такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальном звене. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение, или, в крайнем случае, как небольшая история развлекательного плана. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, из чего «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке?

Скачать:

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Киргинцевская СОШ

Купинского района Новосибирской области

Центральная 49, 58(383) 30-222.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема: «Из чего «сделаны» басни И.А.Крылова»

Выполнили: Чумакина Н

Что такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальном звене. Знакомится и тут же забывает. Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение, или, в крайнем случае, как небольшая история развлекательного плана. Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!? А что такое басня, откуда она пришла, из чего «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке?

Итак, цель нашей работы – понять, из какого языкового материала состоит басня, постараться вникнуть в суть заложенного в неё смысла, иными словами – проанализировать языковой материал басен И.А. Крылова.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по вопросу;
  2. На основе анализа изученной литературы раскрыть содержание и сущность исследуемой проблемы
  3. Исследовать имена собственные в баснях Крылова;
  4. Найти фразеологические единицы в баснях И.А. Крылова.
  5. Сделать вывод о мастерстве автора басен.

Актуальность проблемы – изучение басен И.А.Крылова носит односторонний характер, то есть изучается лексическое значение их составляющих, в то время как они могут быть объектом изучения фразеологии, морфологии с точки зрения их структуры, семантической слитности. Басни Крылова являются также важным средством развития речи и воспитания любви к родному языку.

Гипотеза – языковой материал басен И.А. Крылова является достаточным и богатым для проведения работы над различными типами единиц с точки зрения их структуры и значения.

Тема данной работы является актуальной при изучении имени существительного в 5-6 классах, имеет практическую значимость: материалы работы могут быть использованы на уроках русского языка при изучении различных категорий имени существительного, при знакомстве с фразеологизмами в 6 классе и на уроках литературы при изучении своеобразия басен И. А. Крылова.

При подготовке данной работы нами была использована такая основная литература, как «Басни» И. А. Крылова, «Толковый словарь русского языка» под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

1. История возникновения басни

«Басня – иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными». [№2, т.1, стр. 52]

«Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ». [№4, стр. 37]

Когда она появилась и кто был первым автором?

В мире, пожалуй, было всего три мудреца-БАСНОПИСЦА: греческий раб Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа». Басни Крылова знали не только в России: ещё при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоевали популярность во Франции, Германии, Англии.

Родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний, эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времён до наших дней – считается Эзоп.

Эзоп – полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в YI веке до н.э. Был ли Эзоп историческим лицом – сказать невозможно. Истории жизни Эзопа не существовало. Историки писали лишь то, что Эзоп был рабом на острове Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит. Откровенно осуждать людские пороки он не мог, поэтому он обратился к басням, в которых излагал свои мысли не прямо, а при помощи затейливых иносказаний: говорится про лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений. Его басни давно прославлены на весь мир, и все позднейшие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта.

Под именем Эзопа сохранился сборник басен в прозе. Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Лафонтеном и Крыловым. Самые известные басни Эзопа – «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре».

Жан де Лафонтен – тоже знаменитый, но только французский баснописец.

Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей.

Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь – Эзопа и Федра). В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А. Крыловым «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис» и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха»). Второе издание, включавшее уже одиннадцать книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой и последней книги — в конце 1693 года. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Лафонтен становится всё более свободным, соединяет дидактику с передачей личного чувства.

Художественному значению басен Лафонтена способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

Басни Лафонтена написаны в большинстве случаев вольным стихом; в XVII веке сам по себе стихотворный характер этого жанра приветствовался не всеми — басня воспринималась прежде всего как назидание. Также он усложнил отношение между сюжетной частью и моралью.

И.А. Крылов – был писателем редкой судьбы.

Родился в Москве в семье бедного армейского капитана. После выхода отца в отставку семья поселилась в Твери. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Зимой 1782 г. Крылов переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. В Петербурге он нашёл то, о чём мечтал: образованных людей, книги, театр. Он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным. В журнале читатель без труда узнавал современную ему Россию. В типографии был произведён обыск и Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить. Несколько раз он начинал, казалось бы, начиная всё сначала, пока не открыл свой счастливый жанр – басню. В ней сошлись все грани его таланта писателя. Всего при жизни Крылова вышло девять книг басен. Когда его спросили, почему он избрал такой род стихотворения, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят»

Лисица – олицетворение лицемерия. Вспомните русские народные сказки, лисица в них выступала в роли хитрого, коварного зверя. Обманом она достигала намеченной цели и часто оставалась безнаказанной. Несмотря на такую отрицательную характеристику, охотники многих народов старались носить с собой или амулет в виде лисицы, или хвост лисы. Они верили, что станут увёртливыми, как лиса, а движения их приобретут быстроту, свойственную этому зверю. Лисица является героиней следующих басен: Орел и лисица, Лисица и козел, Лисица и лев, Лисица и барс, Лисица и обезьяна, Лисица и виноград, Бесхвостая лисица, Лисица и терновник, Лисица и крокодил, Лисица и дровосек, Растолтевшая лисица, Лисица и маска, Лисица и собаки, Гадюка и лиса, Зевс и лисица, Краб и лисица, Ворон и лисица, Галка и лисица, Собака и лисица, Лев и лисица, Лев, осел и лисица, Осел, лисица и лев, Кабан и лисица, Лисица у Меандра, Цикада и лисица, Гиена и лисица, Львица и лиса, Зайцы и лисицы, Собака, лисица и петух, Лев, волк и лиса, Ворон и Лис, Лис и Аистиха, Ворон и лисица, Две крысы, яйцо и лиса, Козёл и лисица, Лисица и виноград, Лис и Козел, Лис и Цапля, Ворона и Лисица, Лисица и виноград, Мор зверей, Лисица и Сурок, Крестьянин и Лисица, Добрая лисица, Лев и Лисица, Лиса-строитель, Лисица и Осёл, Лев, Серна и Лиса, Лиса, Крестьянин и Лисица.

Волк символизирует семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство, свободу, индивидуальность, деление знинием и мудростью, хитрость, охоту, поиск. Волк встречается в следующих баснях: Пахарь и волк, Волк и козленок, Собака и волк, Волки и овцы, Волк и конь, Волк и ягненок, Волк и цапля, Волк и коза, Волк и старуха, Волк и овца, Осел и волк, Осел, ворон и волк, Пастух и волчата, Волк и пастух, Волк и собака, Лев, волк и лиса, Волк и Ягненок, Комар и Волк, Волк и Ягненок, Волк на псарне, Волки и Овцы, Волк и Кукушка, Волк и Волчонок, Лев и Волк, Волк и Пастухи, Волк и Журавль, Волк и Мышонок, Волк и Кот, Волки и Овцы, Волк и Пес, Волк и Цапля, Волк, Коза и Козленок, Волк-пастух .

Медведь символизирует целительство, божественность, неуязвимость, защиту, правду, выносливость, терпение, интуицию, силу, храбрость. Медведь – герой следующих басен: Трудолюбивый Медведь, Квартет, Мор зверей, Пустынник и медведь, Медведь у Пчел, Медведь в сетях, Лев и медведь.

Лев символизирует королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость. Лев является героем следующих басен: Лев и человек, Лев, Лев и Мышь, Лев, Серна и Лиса, Лев состаревшийся, Лев и Волк, Лев и Лисица, Лев и Комар, Воспитание Льва, Лев и Барс, Лев на ловле, Мор зверей, Осел в львиной шкуре, Осел, лисица и лев, Львица и лиса, Комар и лев, Человек и лев попутчики, Лев, Прометей и слон, Лев, волк и лиса, Лев и комар, Лев и Мышь, Пастух и лев, Лев и крестьянин, Лев и лягушка, Лев и лисица, Лев и бык, Лев и крестьянин, Лев и дельфин, Лев, испуганный мышью, Лев и медведь, Лев и заяц, Лев, осел и лисица, Лев и мышь, Лев и осел, Осел, петух и лев, Олень и лев, Трус, отыскавший золотого льва, Лисица и лев.

Обезьяна в китайской традиции означает озорство, тщеславие, желание передразнивать. В христианстве – коварство, хитрость, легкомыслие, любовь к роскоши. У индусов обезьяна олицетворяет доброжелательность и нежность.Обезьяна встречается в следующих баснях: Лисица и обезьяна, Дельфин и обезьяна, Обезьяна и верблюд, Обезьяна и рыбаки, Обезьяньи дети, Верблюд, слон и обезьяна,Обезьяна, Зеркало и Обезьяна, Квартет, Мартышка и очки, Обезьяны, Обезьяна и дельфин,Обезьяна и кот, Обезьяна и леопард.

Осёл символизирует жадность, невежество, глупость. Он медлителен, нетороплив, произносит свои суждения значительно. Самонадеянность и тупость осла очень чётко подмечается авторами.Осёл – герой следующих басен: Осел, петух и лев, Лев, осел и лисица, Лев и осел, Осел и садовник, Осел, навьюченный солью, Осел и мул, Осел со статуей на спине, Дикий осел, Ослы и Зевс, Осел и погонщик, Осел и волк, Осел в львиной шкуре, Осел и лягушки, Осел, ворон и волк, Осел, лисица и лев, Покупка осла, Осел и мул, Осел и собака, Воры и Осел, Два осла, Конь и осел, Лошадь и осёл, Осёл и Соловей, Апеллес и Ослёнок, Осёл и Мужик, Лисица и Осёл, Осёл (Был у крестьянина Осёл. ), Филин и Осёл, Осёл и Заяц.

Вот далеко не полный список персонажей басен. Не забыть нам и Слона, и Лошадь, Корову. Крылов использует и птиц (соловей, петух, чиж, ворона, кукушка, курица, орёл). Люди, хотя довольно редко, но тоже встречаются в роли Повара, Соседа, Крестьянина. Даже предметы становятся героями историй (Ларчик, Очки, Зеркало)

3.Своеобразие имён собственных в баснях И. А. Крылова

Мы исследовали имена собственные в 20 баснях И. А. Крылова: «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягнёнок», «Белка», «Лягушка и Вол», «Собачья дружба», «Лев на ловле», «Волк на псарне», «Камень и Червяк», «Стрекоза и Муравей», «Лжец», «Щука и Кот», «Синица», «Две Бочки», «Мартышка и Очки», «Крестьянин и Работник», «Кукушка и Петух», «Слон и Моська», «Пушки и Паруса». Нам удалось выяснить, что почти в каждой басне есть своеобразные имена собственные, такие как Ворона, Лисица, Волк, Ягнёнок, Мартышка, Очки, Пушки, Паруса и т. д.

Среди имён собственных в баснях можно выделить традиционные, нарицательные имена существительные в роли собственных, а также разделить все собственные имена на одушевлённые и неодушевлённые.

3.1. Традиционные имена собственные в баснях И. А. Крылова

В 20 баснях И. А. Крылова мы насчитали 40 собственных имён. Среди них только 3 являются «традиционными», т. е. представляют собой личные имена, отчества, фамилии и прозвища людей, а также клички животных : Полкан, Барбос («Собачья дружба»), Степан («Крестьянин и Работник»). Таких имён немного – всего 7, 5% от общего количества.

3.2. Нарицательные имена существительные в роли собственных в баснях И. А. Крылова

В баснях, сказках, драматических и некоторых других произведениях названия действующих лиц, выраженные нарицательными именами, пишутся с прописной буквы, например: проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет (Крылов); Дед Мороз (герой сказок; но: дед-мороз – игрушка); Змей Горыныч; Кащей Бессмертный (название оперы Н. А. Римского-Корсакова; в других случаях пишется кощей ); Красная Шапочка; Синяя Борода; Сахар (в пьесе Метерлинка “Синяя птица”).

Среди 40 собственных имён в баснях Крылова мы насчитали 37 нарицательных, например, Ворона, Лисица – «Ворона и Лисица», Ларчик, Механик – «Ларчик» и т.д. Это самая большая группа собственных имён – 92,5% от общего количества. Таким образом, И. А. Крылов традиционно использует в качестве героев своих басен животных, растения, предметы вещественного мира. В соответствии с правилами русского языка, их наименования автор пишет с заглавной буквы. Это не является ошибкой автора, наоборот, этот приём придаёт басням Крылова неповторимое очарование. Каждый герой басни – животное или растение – воспринимается как человек, носитель определённого характера. Известный исполнитель басен И. Ильинский писал: «Сообразуясь с природными нравами и повадками животных, Крылов наделяет их вполне человеческими поступками и мыслями… И животные, и люди в баснях Крылова сказочны, но, как и в подлинной, настоящей сказке, они в то же время достоверны. Их занимательное существование – приключения, конфликты, столкновения – при всей сказочности, абсолютно правдоподобны, вполне вероятны».

3.3. Одушевлённые и неодушевлённые имена собственные в баснях И.А. Крылова

В баснях Крылова среди 40 имён собственных мы насчитали 32 одушевлённых (Кукушка, Петух – «Кукушка и Петух», Червяк «Камень и Червяк», Щука и Кот «Щука и Кот» и т.д.). Это составляет 80% от общего количества.

Интересно, что И. А. Крылов использует и неодушевлённые существительные в роли собственных. Таких мы обнаружили 8 из 40 – соответственно 20% от общего количества ( Очки «Мартышка и Очки», Пушки и Паруса, Океан, Борей «Пушки и Паруса», Жемчужное Зерно «Петух и Жемчужное Зерно», Ларчик из одноимённой басни, Бочки «Две Бочки» ). Это также говорит о своеобразии языка и стиля автора. «Весь животный, растительный и вещный мир оживает в крыловских баснях. Так великолепно он живописует и облекает в живую плоть фантазию, что «даже сам горшок» у него, по выражению Н. В. Гоголя, «поворачивается как живой».

4. Фразеологизмы, фразеологические выражения и их значение в баснях И.А.Крылова

Создатели большинства фразеологизмов остаются неизвестными. В целом фразеологизмы – это создание народа, проявление его мудрости и лингвистического чутья. Во многих фразеологизмах русского языка отражаются традиции, обычаи. («Дареному коню в зубы не смотрят») и поверья русского народа, различные реалии («Ехать в Тулу со своим самоваром»), факты его истории. Многие фразеологизмы уходят корнями в профессиональную речь. Первое место из литературных источников по числу фразеологизмов занимает Библия («Устами младенца глаголет истина»).

И.А.Крылов написал 200 басен, в 85 встречаются фразеологизмы и фразеологические обороты. Всего нами было найдено 132 фразеологические единицы. Примеры некоторых из них приведены в таблице:

Читайте также:  Басня Эзопа Пастух-шутник
Ссылка на основную публикацию