Басня Эзопа Покупка осла

bubligum9000

bubligum9000


Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639—1640)
Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».


Эзоп 150 до н. э. (Villa Albani коллекция),Рим

Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.

Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.

От речистого раба хозяин сразу поспешил отделаться, и повел работорговец Эзопа с партией других рабов на рабский рынок на остров Самос. Стали разбирать дорожную поклажу, Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину» — и показывает на самую большую и тяжелую. Посмеялись над ним, но дали. Однако на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах.

На острове Самосе жил простак-философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий — Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Все!» , второй сказал: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего!» — «Как так?» — «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». — «Хочешь, я куплю тебя?» — «А тебе не все равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». — «Ты всегда такой разговорчивый?» — «За говорящих птиц дороже платят». — «Да ты-то ведь не птица, а урод». — «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.

, by Francis Barlow
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» — «А море выпьешь?» — «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» — «Помоги!» — «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.

Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» — «Не знаю!» — «Как так не знаешь? Говори!» — «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.

Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» — «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек — один».

Созвал Ксанф в гости друзей и учеников, а Эзопа поставил у ворот и велел: «Смотри, чтобы никто из простых людей не прошел, а только одни ученые!» Подошел гость, Эзоп его спрашивает: «Чем собака поводит?» Гость не понял, подумал, что его собакой обзывают, обиделся, пошел прочь. За ним другой, третий, десятый; наконец нашелся один и ответил: «Хвостом и ушами!» Эзоп обрадовался: «Вот тебе, хозяин, ученый гость, а больше не было!» На другой день ученики жалуются Ксанфу на Эзопа, а тот объясняет: «Какие же они ученые, если на такой простой вопрос ответить не могли?»

Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: заседал перед народом государственный совет, а с неба налетел орел, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил ее за пазуху рабу. Позвали Ксанфа истолковать знамение. Ксанф, по своему обычаю, гвоорит: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!» Освободил народ Эзопа; Эзоп говорит: «Орел — птица царская; не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю умный урод понравился, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником.

Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов. А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. Эзоп припал к алтарю Муз — его оторвали и повели на казнь. Он сказал:

«Не к добру вы обидели Муз! Так же вот спасался однажды заяц от орла и попросил помощи у навозного жука.

Посмеялся орел над таким заступником и растерзал зайца. Жук стал мстить: высмотрел орлиное гнездо, вытолкнул оттуда орлиные яйца, а сам улетел. Где ни вил орел гнездо, всюду жук разбивал его яйца; наконец положил их орел за пазуху к самому Зевсу. А жук скатал навозный ком, взлетел к Зевсу и тоже бросил его богу за пазуху; возмутился Зевс, вскочил, чтобы отряхнуться, и орлиные яйца опять упали и разбились. И пришлось Зевсу, чтобы не перевелся орлиный род, устроить так, чтобы орлы несли яйца в ту пору, когда жуки не летают. Не обижайте слабых, дельфийцы!»

Но дельфийцы не послушались и сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.


Жак Байи , иллюстрация вход в Лабиринт Версаля со статуями Эзопа и Любви.

Так рассказывали о народном мудреце Эзопе.
источник;
Михаил Гаспаров.” Занимательная Греция “

Рецензии на книгу «Басни» Эзоп

Сборник басен в прозе с пояснениями к каким выводам нужно прийти, прочитав басню.
Есть басни о провидении, слепом случае, судьбе, божественной каре. Во всех них делается вывод, что Бог покарает грешников, что от судьбы уйти невозможно. Что споры и соперничество с людьми вышестоящими обязательно приводят к неудаче. Такие “рабские” фаталистические настроения. “Не радуйся чрезмерно своим удачам, помятуя, как переменчива судьба”.
Эти басни, преобразившись, вошли в культуру многих стран мира.
Есть басни, от которых произошли наши поговорки, например “Старый друг лучше новых двух”, “Лучше синица в руках, чем журавль в небе”, “На Бога надейся, да сам не плошай”, “Семь раз отмерь, один отрежь”, “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”, “Не рой яму другому, – сам в нее попадешь” и др.
Некоторые басни по смыслу и даже по действующим лицам похожи на басни Ивана Андреевича Крылова, на его “Стрекоза и муравей”, “Ворона и лисица”.
Есть басня про змею, которую на груди пригрели – в прямом смысле. Шел путник зимой, увидел замерзшую змею и положил ее себе за пазуху. Когда змея оттаяла, согрелась, она его укусила.
И даже есть басня, очень похожая на нашу народную сказку “Колобок”. Только вместо колобка там была цикада, которую лиса просила подлететь и спеть поближе, потому что она глуха стала. Но, в отличие от Колобка, цикада оказалась умной.
Есть басни, противоречащие друг другу. Так, в одной утверждается, что лучше предать своих сородичей-слуг в угоду своим господам, с которыми нужно поддерживать хорошие отношения. А в другой говорится, что предателя ненавидят не только те, кого он предаёт, но и те, кому он их предаёт.
Огромное количество басен – кладезей народной мудрости. Только вот читать долго подряд не удается – устаешь от одинаковых героев и образов.
В конце – небольшое повествование о жизни самого Эзопа в рабстве у двух его последних хозяев, о том, как он обрел свободу и попал в советники к царю. Тоже в виде притчи.
Рекомендовать кому-либо к прочтению не буду, так как вся эта мудрость и так плотно вошла в нашу жизнь и в большинстве своем используется почти ежедневно в виде поговорок и присказок. А художественной ценности у басен и вовсе нет – совершенно простые безликие рассказики.

Во первых, читайте басни Эзопа не спеша и не все сразу, иначе набьете оскомину повторяющимися сюжетами с несколько другими персонажами. Во вторых, читайте в академическом издании Литературные Памятники с замечательными комментариями и послесловием М. Гаспарова и с античным греческим романом Жизнеописание Эзопа. По мотивам этого жизнеописания Гильерме Фигейредо была написана пьеса “Лиса и виноград” и сделан очень хороший телевизионный фильм.

Впервые Эзоп упоминается у Геродота, который говорит что Эзоп был рабом Иадмона с острова Самос, потом был освобожден, жил во времена египетского царя Амасиса (6-й век до н.э.), был убит дельфийцами. Гаспаров считает, что Эзоп скорее всего существовал и рассматривает эти данные как единственные на которые можно было бы опереться. Происхождение Эзопа неизвестно. В Жизнеописании Эзоп – фригиец, что не более чем штамп, поскольку фригийцев считали “ни к чему не годными кроме рабства”. Крайне любопытны аргументы по которым фригийцы – прирожденные рабы. Думаете они послушные, выносливые и работящие? А вот и нет! Фригийцы – лентяи и неженки. а значит имеют характер рабов! Ну, это отступление.

Многое в Жизнеописании выглядит как миф, например история с подброшенной чашей из храма повторяет библейскую историю о Иосифе и его братьях. Гаспаров подметил одно интересное свойство Жизнеописания. В нем Эзоп – раб глупого философа Ксанфа, которого он всячески дурачит, спит с его женой и в конце вынуждает Ксанфа освободить его и..в Жизнеописании почти нет басен. Гаспаров тщательно проанализировал все моральные поучения басен и нашел, что 4 начала доминируют в них: практицизм, индивидуализм, скептицизм, пессимизм. Все это совершенно не согласуется с веселым, оптимистическим, бунтарским духом Жизнеописания.

Эзоповские басни дошли до нас главным образом в составе школьных “дидактических материалов”. Анализируя басни и применяя их в аргументации и речах школьники учились риторике. Уже в 3-4 веках до н.э. басни считались примитивной литературой и практически не использовались мыслителями. Показательно, что Цицерон не использует ни одной басни в речах и риторических трактатах. Возрождение басни произошло только в 1-2-м веке н.э. когда Федр на латыни и Барбий на греческом переложили эзоповские басни в стихотворную форму и “закрепили” за басней самостоятельный литературный жанр. К этому периоду и относится Жизнеописание Эзопа, папирусные свитки которого датируются 2-м веком н.э.

И напоследок, цитата из Эзопа

Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Существовал ли реальный прототип Эзопа в древности али нет – это навсегда останется загадкой для историков. Так что, его авторство весьма сомнительно, как и мнимая биография, напоминающая больше легенду, нежели исторические факты. Вполне возможно, что в VI веке до н.э. действительно жил некий баснописец. Но никто не может уверенно заявить, выдумал он сам эти басни или пересказывал более древние притчи. Я склоняюсь к версии, что Эзоп вскоре стал эпонимом, что существенно обогатило его “репертуар”. В прочем, происхождение Эзопа меня интересует гораздо меньше, чем его литературное наследие в виде басен.

Уникальность его сборника очевидна. Тексты, написанные в древние времена, до сих пор могут научить читателей мудрости. Кем бы ни был автор этих басен, но он явно зрит в корень и обладает удивительным красноречием, наполняя стандартные сюжеты яркими ироничными красками. Конечно, мотивы в его баснях часто повторяются: “Не рой яму ближнему”, “От судьбы не уйдешь”, “Горбатого могила исправит”, “Всяк сверчок знай свой шесток”, “Лучше синица в руках, чем журавль в небе”, “За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь”, “Береженого Бог бережет” и т.д. Мне нравится, что в конце каждой басни есть вывод и Эзопов язык придется по вкусу даже детям. Но все-таки басни Крылова в стихотворной форме будут ближе русскому читателю, на мой взгляд. Я уверен, что многие смогут процитировать по памяти отрывки из “Вороны и лисицы” и “Стрекозы и муравья”, например. Хотя в прозе это далеко не самые запоминающиеся басни.

Но первоисточник тоже хорош. Мне понравилось много басен: про слепнувшую старуху и врача, который ее обкрадывал; про одинаковую мерку разума для разных людей; про кару, настигшую убийцу; про осла, навьюченного солью и губками, и многие другие. В общем, рекомендую. Но не стоит читать книгу за один присест, потому что повторяющиеся сюжеты подпортят впечатления. Лучше брать по паре штук каждый день. А еще советую читать и обсуждать их вместе с детьми. В конце отзыва хочется поделиться еще парой ярких басен, сделавших мой день))

Читайте также:  Басня Эзопа Муравей и Голубь

Эзоп кровожаден)) Гринпис негодует))

Бобр – это животное четвероногое, живет в прудах. Говорят, что из его яичек приготовляют некоторые лекарства. И когда кто-нибудь его увидит и погонится, чтобы убить, то бобр понимает, ради чего его преследуют, и сначала бежит прочь, полагаясь на свои быстрые ноги и надеясь уйти целым; а оказавшись уже на краю гибели, он откусывает и отбрасывает свои яички и этим спасает себе жизнь.
Так и разумные люди для спасения жизни ни во что не ставят богатство

Эзоп на злобу дня))

Зевс, сотворив людей, тотчас вложил в них все чувства и забыл только одно – стыд. Поэтому, не зная, каким путем его ввести, он велел ему войти через зад. Сначала стыд противился и возмущался таким унижением, но так как Зевс был непреклонен, то он сказал: “Хорошо, я войду, но на таком условии: если еще что войдет туда после меня, я тотчас удалюсь”. Оттого-то все развратные мальчики и не знают стыда.

Эзоп о бабах-стервах))

У человека с проседью было две любовницы, одна молодая, другая старуха. Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела скрыть, что ее любовник – старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.

Эзоп — Голубь, который хотел пить

Голубь, измученный жаждой, увидел картину, изображавшую чашу с водой, и подумал, что она настоящая. Он бросился к ней с громким шумом, но неожиданно наткнулся на доску и разбился: крылья его переломались, и он упал на землю, где и стал добычею первого встречного.

Мораль басни:

Так иные люди в порыве страсти берутся за дело опрометчиво и сами себя губят.

  • Следующий стих → Эзоп — Ворон и лисица
  • Предыдущий стих → Эзоп — Эфиоп

Читать похожие стихи:

  1. Эзоп — Голодные собаки
  2. Эзоп — Муравей и голубь
  3. Эзоп — Осел, лисица и лев
  4. Эзоп — Собака и улитка
  5. Эзоп — Черепаха и орел

Отзывы к стихотворению: 11

Очень маленькое произведение, но всё равно классно.

Да очень маленькое произведение

Короткое но мораль хорошая

На моё усмотрение басня не очень, а ещё короткая

Мне это надо в классе прочить вот и зашла

Тоже надо в классе.

Прикольная басня только голубя жалко, то что маленькая для меня это хорошо я не люблю читать

Круто только голубя жалко а так круто 5звёзд

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме «Басни. Эзоп “Голубь, который хотел пить”, “Бесхвостая Лиса”, А.Е. Измайлов “Филин и Чиж”, И.А. Крылов “Крестьянин и работник”»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствуют формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленность. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуется в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующих его отношения к другим людям, к Родине.

Наименование раздела программы: Басни.

Количество часов: 1.

Тип урока: дополнительное чтение.

Элементы содержания: Развитие читательских навыков; работа с текстом.

Личностные: осознание чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; знакомство с культурно-историческим наследием своей страны, общечеловеческими ценностями; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметные: овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпритации художественного произведения (выявление морали), умения высказывать и пояснять свою точку зрения; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознания значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные: формирование читательской компетентностью; овладение приемами понимания прослушанного произведения; умение пользоваться словарем; умение составлять несложные монологические высказывания о героях произведения, правильно называть басни из круга детского чтения; различать сказку и басню; сравнивать героев басни; выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова, А. Е. Измайлова.

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

Элементы дополнительного содержания: сравнение басен разных авторов

Тема урока. Басни. Эзоп “Голубь, который хотел пить”, “Бесхвостая Лиса”, А. Е. Измайлов “Филин и Чиж”, И. А. Крылов “Крестьянин и работник”.

  • познакомить с баснями Эзопа, А. Е. Измайлова, И. А. Крылова;
  • развивать речь и обогащать словарный запас детей;
  • развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;
  • осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прочитанных произведений;
  • продолжить работу по моделированию обложки;
  • формировать оценочную самостоятельность.
  1. учебная хрестоматия “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина);
  2. проэктор”;
  3. модели обложек;
  4. рабочая тетрадь “Литературное чтение” (авт. Л. А. Ефросинина).

1. Организацион-ный момент.

– У нас на уроке гости. Продемонстрируем свои знания, умения работать четко и организованно в группах.

– Итак, друзья, начнем урок!
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас.

– У каждого из вас есть свой маршрутный лист, на котором вы будете оценивать свою работу на уроке.

Литературы новый жанр узнали,
Особенности басен распознали.
Произведения вместе мы читали,
Урокам баснописцев мы внимали.

2. Постановка задачи урока.

– Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Прочитайте высказывание Крылова.

“ Люблю, где случай есть, пороки пощипать”. Как вы понимаете, что такое порок?

Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство. Как вы понимаете это высказывание?

– Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен. Выясним, какие пороки высмеивает автор. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов, вспомнить все, что вы узнали о баснях. Во время нашего путешествия нам предстоит познакомиться с новыми баснями

3. Речевая разминка.

– Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте сделаем разминку для нашего языка, ему сегодня придется очень много говорить.

а) “Играем в футбол”,
б) “едем на лошади”,
в) “чистим зубки”,
г) “сладкие губки”.

– Отправляемся в путешествие Стоп! Нам пришло письмо с волшебной скороговоркой. Давайте ее прочитаем про себя:

Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла
Лиса лапотки плела:
Мужу – двое, себе – трое,
А детишкам – по лаптишкам.

– А теперь давайте прочитаем так, как будто мы лисы и крадемся в курятник.

– Но мы не сумели туда попасть и за нами гоняться собаки. Давайте прочитаем так, как будто они за нами гоняться, а мы стараемся убежать.

4. Повторение раннее изученного.

– Что такое басня? Вставьте, пропущенные слова.

(Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

– Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)

– Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов, Л. Н. Толстой, С. Михалков.)

– Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым баснописцем стал Эзоп.)

– До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

– Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)

– Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)

– В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.)

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)

– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола.

(Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.)

1Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы
2Большое по объему произведение
3Может быть написана в прозе или стихах
4В начале или в конце сформулирован вывод-мораль
5Повторы
6Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)
7Мало описаний
8Высмеиваются человеческие пороки
9Много диалогов
10Интересный короткий занимательный сюжет
11Волшебный помощник

5. Сообщение темы урока.

– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

– Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:

Работай дружно, по плану.
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством и басней еще одного замечательного баснописца А. Е. Измайлова.

– Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) – баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных , у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: “Кулик-астроном”, “Лгун”, “Дворянка-буянка”, “Страсть к стихотворению”.

– Сегодня на уроке вы прослушаете басню “Филин и чиж”.

– А сейчас я предлагают вам сделать зарядку для глаз.

(Работа по офтальмологической таблице Базарного.)

7. Словарная работа.

– Я предлагаю вам прослушать эту басню.

Но для начала небольшая словарная работа.

Что в чем было мочи – изо всех сил.

Изряден – хорош.

Брать должно в образец – считать образцом, подражать.

Беспристрастно – справедливо.

Внимательно послушайте басню. Найдите в ней мораль.

8. Первичное восприятие произведения.

(Чтение басни учителем.)

9. Проверка первичного восприятия.

– Прочитайте название басни.

– Назовите мне героев басни.

– Каким баснописец показал филина?

– Какие человеческие пороки высмеивает автор басни? Какая из пословиц больше подходит к этой басне.

Говорит прямо, а делает криво.

  • Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
  • Всяк крестится, да не всяк молится.
  • На льстивые речи не мечись, на грубую правду не сердись.
  • Кому служу, тому и пляшу.
  • В глаза не хвали, за глаза не кори.
  • Не годится в неправде язык шевелить, чтобы в очи хвалить, а за очи хулить.
  • Встречай не лестью, а с честью!
  • Чьим умом живет, того и песенку поет.

10. Постановка задач перед чтением.

Прежде чем приступить к самостоятельному чтению, вспомним памятку: (Слайд 18)

“Читай ежедневно вслух и “про себя”.

1. Читай внимательно, не отвлекайся на посторонние звуки.

2. Будь внимателен к каждому слову. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. Значение непонятных слов найди в “словарике”.

4. Старайся понять, о чем читаешь.

11. Подвижная физкультминутка.

12. Восприятие текста.

(Работа по группам.)

– А сейчас у нас будет работа по группам. Получите свои задания. Оценивать работу групп будем следующим образом:

– если у группы все получилось, то покажите красный карандаш;

  • если все получилось хорошо, то желтый;
  • если не все получилось, как надо, синего цвета;
  • если только часть задания, то зеленого цвета.

1-я группа: Эзоп “Голубь, который хотел пить”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 1, тетрадь с 42–43 № 1–4.

2-я группа: Эзоп “Бесхвостая лисица”: прочитайте, ответьте на вопросы, выполните творческое задание № 2 тетрадь, с 42–43 № 1 – 4.

3-я группа: И. А. Крылов “Крестьянин и работник”: прочитайте по ролям, разгадывание кроссворда, тетрадь с 42– 43 № 1– 4.

13. Проверка работы групп.

(Чтение басни вслух, творческое задание.)

– Как понимаете мораль басни?

– Какие басни Эзопа читали во 2 классе?

– Перевести мораль басни Эзопа “Голубь, который хотел пить”

– Почему лисице не удалась ее хитрость?

– Как об этом говорит Эзоп? Перечитайте.

– Заполните сравнительную таблицу.

ЭзопИ. А. Крылов
“Бесхвостая лисица”“Ворона и лиса”
стиль
мораль
герои

– Найдите и зачитайте мораль басни. Как вы ее понимаете?

  1. Кто в старости стал слаб глазами?
  2. Герой басни “Квартет”.
  3. Предмет, который героиня одной из басен “с полдюжины себе купила”.
  4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
  5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”?
  6. Один из героев басни, которые “везти с поклажей воз взялись”
  7. У кого к зиме “ был готов и стол, и дом”?
  8. Герой басни “Лебедь, Щука и Рак”

Почему возник в литературе жанр – басня?

Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

– Почему басни называют нравоучительными?

Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.

– Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
Басня какого баснописца понравилась вам больше и почему?

– Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова, Эзопа, А. Е Измайлова устарели?

15. Домашнее задание.

– Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. На следующем уроке предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.

Придумайте и запишите свою басню по опорным словам: кот, мышь, спать, расхрабриться.

ТОП-10: Удивительные способности ворон, о которых знают далеко не все

Вороны – не самые обычные птицы. Они обладают очень развитым интеллектом и высокой социальностью, хотя о многих их талантах и привычках люди узнали в ходе очень странных экспериментов и открытий. Например, исследователи вынуждали этих птиц переживать похищения, проверяли на них мифы и испытывали реакции живых ворон на мертвых сородичей. Результаты экспериментов были просто поразительными, а иногда даже жуткими. От уникальных способностей, характерных больше для людей, до странного отношения к смерти и потенциальным угрозам, вороны непременно поразят тех, кто осмелится присмотреться к ним поближе.

10. Работники тематических парков

Фото: Live Science

Примерно 20 лет тому назад Кристоф Габорит (Christophe Gaborit) впервые заметил, как дикие вороны сортируют мусор. Годы спустя Габорит устроился в тематический парк сокольничим. Исторический парк Пюи-дю-Фу (Puy du Fou) находится во Франции, и туда посетители приходят, чтобы прогуляться по древним садам и деревням, а еще чтобы насладиться историческими реконструкциями. К сожалению, как и в любом другом общественном месте, здесь очень сильно мусорят.

В поисках решения этой проблемы Габорит вспомнил про ворон и придумал очень оригинальный ход – выдрессировать грачей так, чтобы они подбирали за людьми их мелкий мусор. Почему именно этот вид птиц? Грачи относятся к роду ворон, и поэтому они тоже очень умны.

В 2000 году Габорит выходил и обучил двух своих первых грачей. Чтобы мотивировать этих птиц собирать, например, обычные окурки, сокольничий собрал специальный шкафчик с отделениями для угощений, которые грач получал всякий раз, когда клал в него мелкий мусор. Благодаря такой методике поощрения мужчина вырастил и успешно обучил еще 6 других грачей, которые распознавали и убирали мусор с территории парка. Новый выпуск пернатых сборщиков мусора закончил свое обучение как раз в 2018 году, и сейчас над Пюи-дю-Фу кружит целая стая птиц, выискивающих отходы, чтобы обменять их на лакомства из ящика.

9. Мертвые вороны вызывают у живых ворон тревогу

Фото: National Geographic

Впечатлительные люди верят, что вороны проводят для своих сородичей настоящие похороны. Это, конечно, полная выдумка, но несложно понять, откуда вообще взялись такие суеверия. Некоторые птицы просто не могут никак не отреагировать на мертвого представителя своего вида. Вдобавок вороны склонны собираться вокруг своих усопших соплеменников, взывать друг к другу и вообще вести себя очень необычно при виде мертвецов.

Впрочем, это не значит, что таким образом эти птицы скорбят и плачут по мертвым. На самом деле все намного прозаичнее и практичнее – выжившие птицы понимают, что одна из ворон погибла, и если что-то погубило одну особь их вида, значит, это может повредить и всей стае. Всеобщее беспокойство по поводу обнаружения мертвого сородича – это скорее попытка выявить потенциальную угрозу, чтобы в будущем ее избежать.

В одном крупном исследовании, связанном с мертвыми воронами, наблюдения проводились в более чем 100 местах скопления этих птиц в пределах штата Вашингтон, США. Ученые выяснили, что людей с мертвыми воронами в руках все остальные птицы этого рода воспринимали как прямую угрозу. Живые вороны старались держаться подальше от таких людей и не кормиться там, где их видели, даже после того, как труп их сородича убирали с глаз долой.

В то же самое время вороны никак не отреагировали на добровольцев, которые приходили либо с пустыми руками, либо приносили на их территорию мертвых голубей. Если же человек, которого раньше видели с мертвой вороной, вновь возвращался, но уже с пустыми руками, вороны все равно еще несколько недель после этого случая вели себя по отношению к нему настороженно или даже агрессивно.

8. Вороны недолюбливают воронов

Не все знают, что ворон и ворона – это птицы разных видов, а не просто способ указать половую принадлежность животного. Эти пернатые относятся к одному семейству, но внешне они все же отличаются. Вдобавок они даже далеко не друзья. Ворон намного крупнее вороны, и этот вид часто не прочь полакомиться яйцами ворон. Иногда вОроны даже едят взрослых ворон. Впрочем, скромная по размерам ворона – не такая уж и легкая добыча.

В недавнем исследовании ученые сравнили популяции 2 этих видов в больших городах и проанализировали свыше 2000 отчетов от любителей птиц, которые долгое время наблюдали за взаимоотношениями воронов и ворон. Оказалось, что нередко ворОны объединяются в целые группы, чтобы насолить своим конкурентам из числа воронов. Банды ворон бывают настолько агрессивными, что вОроны обычно предпочитают держаться подальше от мест скопления своих недругов. В природе существует немало других видов птиц, которые полагаются на скоординированные атаки для отпугивания более крупных хищников.

Впрочем, ни один другой вид не отличается такой сложной системой, разработанной ворОнами, согласно которой они обычно объединяются в группки по 2-5 особей и перемещаются сплоченной и тесной командой. Эффективность подобного взаимодействия стала возможной только благодаря высокой социальности ворон и более независимому или скорее даже замкнутому характеру воронов. Если бы вОроны были более социальными птицами и тоже собирались в банды, ворОнам пришлось бы очень несладко.

7. Басня Эзопа про ворону была правдивой

Фото: Live Science

Еще древние признавали, что вороны – очень умные птицы. Одна из басен Эзопа под названием «Ворона и кувшин» повествует историю умной вороны, которая очень хотела пить. Мечтая утолить свою жажду, птица обнаружила кувшин с водой, но ей никак не удавалось добраться до живительной влаги из-за узкого горлышка сосуда. Тогда умная ворона накидала внутрь камешков, чтобы поднять уровень воды и наконец-то напилась.

В наши дни исследователи решили проверить эту басню, но немного изменили сценарий. Вместо того чтобы доводить птиц до состояния сильной жажды, ученые решили приманить ворон вкусной едой. Для эксперимента была наполнена пара высоких сосудов с лакомствами, плавающими на воде.

Рядом с сосудами лежали мелкие предметы, которые вороны могли бы схватить и кинуть в воду, чтобы поднять ее уровень. Некоторые из этих предметов оказались бы не лучшим выбором, например, пенопласт или легкие полые предметы, которые никак бы не помогли добраться до угощений. Другие вещи были намного плотнее и тяжелее.

Подопытными птицами стали 6 представителей вида новокаледонский ворон (Corvus moneduloides), и все они сразу же поняли, что до вкусняшек добраться будет не так уж и просто. Удивительно, но пернатые статисты уже обладали пониманием принципа вытеснения воды, и, накидав в сосуды тяжелую мелочь, они с легкостью добрались до лакомств. Эзоп не соврал…

6. Они едят жаб вида Rhinella marina

Фото: science alеrt .com

Наверное, не часто увидишь ворону, завтракающую жабой. Однако если этой амфибией будет австралийская жаба-ага (Rhinella marina), ничему не удивляйтесь. В Австралию этот вид завезли для борьбы с насекомыми-вредителями еще в 1935 году, а в наши дни сама эта жаба уже стала ядовитой и опасной для людей. Жаба-ага выделяет белую слизь, которая может убить собаку, кошку, змею или даже взрослого человека.

Когда эти жабы попали в Австралию, они почувствовали себя здесь слишком хорошо и невероятно расплодились. По состоянию на 2006 год популяция этого вида составляла около 200 миллионов особей, и причина у этого очень простая – у жаб-ага на этом материке просто нет особых врагов. В 2018 году один удачливый фотограф запечатлел первое свидетельство того, что именно вороны начали заполнять этот пробел в местной пищевой цепи. Одна такая птица почти целиком сожрала ядовитую жабу всего за 40 минут, и чувствовала она себя после этого просто прекрасно.

Удивительно, но австралийские вороны каким-то образом догадались, какие части тела жабы-ага опасны. Они избегали контакта с белым токсином, хватали жаб за конечности или голову и переворачивали их вверх брюхом, а потом лакомились съедобными внутренностями, языком и бедрами своей жертвы.

5. Они затаивают обиды

Лучше не злите ворону, ведь она все запомнит и будет вам пакостить. Результаты одного странного эксперимента подтвердили, что вороны никогда не забывают лица своих обидчиков. Исследование было опубликовано в 2012 году, и в его ходе ученые на время похитили нескольких ворон из Сиэтла (Seattle), США.

Участники опыта носили маску, изображающую «угрожающее лицо», и в их руки угодило 12 диких ворон. Похищенных птиц держали в плену 4 недели. Все это время за ними ухаживали люди уже в других масках с изображением «заботливого лица», как его обозначили авторы исследования. Впрочем, ни одна из масок не выглядела как-то особенно страшно или наоборот дружелюбно, все они были нейтральными, но просто разными, чтобы птицы могли их распознать и потом отличить похитителей от кормильцев.

В итоге вороны запомнили эти маски и соотнесли их с пережитым опытом. В неволе похитители несколько раз навещали своих жертв, а потом ученые сканировали активность мозга встревоженных птиц. Впервые исследователям удалось задокументировать факт того, что мозг ворон сохраняет негативные ассоциации, совсем как это делают млекопитающие. Птиц, естественно, позже выпустили назад в дикую природу. А вот истинная глубина обиды ворон и их неспособность прощать проявили себя уже в последующем наблюдении. Прошли целые годы, но даже через столь долгий срок эти птицы все еще помнили лицо (маску) своих обидчиков. При виде человека с «угрожающим лицом» вороны начинали сильно шуметь и даже кидать в него мелкие предметы.

4. Обжимания с трупами

Фото: The Atlantic

Некоторые вороны – настоящие извращенцы, ведь они любят сидеть на трупах своих сородичей, проявляя к ним интерес интимного характера. В 2015 году ученые провели обширное исследование поведения ворон в пределах штата Вашингтон. Они приманивали этих птиц к чучелам ворон и наблюдали за реакцией живых особей. К всеобщему удивлению, одна из ворон попыталась спариться с «мертвецом». Таким образом живая птица в реальных условиях слишком сильно рисковала бы подхватить какую-то заразу или пострадать от падальщика. Очень странное поведение для столь сообразительного вида, не правда ли?

Ученые захотели понять, насколько такая реакция распространена среди ворон, и для этого было решено привлечь 308 пар диких птиц во время брачного сезона. Всем им показали чучела ворон, белок и голубей. Белок и голубей использовали для того, чтобы узнать, распространяется ли некрофилия живых птиц и на другие виды животных.

Так вот не распространяется. Необычный интерес к мертвым в качестве объекта для спаривания оказался редким, но все же имеющим место феноменом. Всего 4% ворон пытались оседлать чучело для спаривания. Большинству остальных птиц такое поведение, как и ученым, показалось слишком рискованным.

Некрофилы проявляли также и повышенный уровень агрессии, так что их странную наклонность предположительно можно объяснить стрессом во время сезона спаривания. Вдобавок вид лежащей на земле мертвой вороны мог их просто запутать, но подсознательно птицы все равно понимали, что это опасный контакт, и потому проявляли повышенную раздражительность.

3. Вороны тоже оценивают вес по внешнему виду

Фото: science alеrt .com

Когда человек замечает двигающийся предмет, он может оценить его вес по скорости и характеру перемещения. Например, парящий в воздухе листик четко ассоциируется у нас с очень небольшим весом, потому что мы понимаем, что так падают только очень легкие предметы. Умение определять вес по внешним характеристикам ранее причислялось только людям, но потом ученые понаблюдали за воронами и изменили свое мнение. Подопытными вновь стали 12 птиц вида новокаледонский ворон, и всех их разделили на 2 группы по 6 особей.

Обе группы прошли через одинаковую дрессировку. Задача птиц была положить в коробку какой-нибудь предмет, а взамен они получали лакомство. Однако одна из групп получала приз только за тяжелые вещи, а вторая группка, напротив, поощрялась угощением только за легкие предметы.

Во время второго этапа эксперимента птицам предлагали на выбор 2 новых вида предметов, которых они ранее никогда не видели. Три дня воронам позволяли наблюдать за тем, как эти подвешенные за ниточку объекты реагируют на потоки воздуха от включенного вентилятора.

Естественно, более легкие предметы на ветру раскачивались намного сильнее, чем тяжелые. Вдобавок воронам позволили изучить новые предметы и с выключенным вентилятором. Когда началась новая сессия обмена предметов на лакомства, птицы выбирали правильные вещи в 73% случаев. После демонстрации с вентилятором они просто запомнили, какие предметы легче, а какие тяжелее. Совсем как люди.

2. Вороны против орлов

Фото: National Geographic

В 2015 году фотограф по имени Фу Чан (Phoo Chan) сделал просто удивительные снимки, запечатлев в небе над Калифорнией орла и ворону. Судя по всему, ворона отважилась вступить в схватку с более крупным хищником. Чан смог сфотографировать всю эту борьбу от начала и до конца.

По какой-то причине во время своего нападения ворона внезапно решила оседлать своего врага, и выглядело это ну очень странно. Какое-то время птицы просто летели вдвоем, но потом орел с легкостью скинул своего непрошенного пассажира. Когда на эту серию фотографий взглянули орнитологи, они не увидели в произошедшем ничего необычного. Оказывается, летом вороны очень ревниво относятся к воздушному пространству в районе своих гнезд. Их птенцы часто становятся жертвами других хищных птиц, так что взрослые особи становятся более агрессивными, чтобы отпугивать опасных злоумышленников.

В любом случае ворона, отважившаяся в одиночку напасть на намного более крупного и мощного орла, а затем еще и оседлавшая этого гиганта – это все-таки не самое привычное зрелище. Почему орел позволял вороне, сидевшей у него на спине, досаждать ему так долго? Может, просто эти хищники уже давно привыкли к нападкам со стороны других птиц, и поэтому атака очередной мелкой вороны ничем не удивила конкретно этого орла? Вдобавок, сев на спину орла, ворона как будто успокоилась, и, возможно, именно поэтому крупный хищник какое-то время ее просто игнорировал.

1. Они собирают сложные орудия труда

В 2018 году очередная группка новокаледонских воронов просто поразила ученых своей сообразительностью. Эти птицы продемонстрировали способности, которые ранее отмечались только у приматов, – чтобы добраться до лакомства в ящике, эти вороны сооружали сложные инструменты. Один только факт того, что птица способна на нечто подобное – уже большое открытие. Впрочем, еще более удивительным оказалось то, что ворон этому никто не обучал, им просто показали, что в коробке есть угощение, а ведь чтобы добраться до закуски, пернатым подопытным нужно было справиться с управлением длинными предметами.

Когда птица изучила обстановку, ее оставили наедине с ящиком и коллекцией из слишком коротеньких орудий, с помощью которых до еды было бы не добраться. Задача вороны заключалась в том, что она должна была соорудить из отдельных фрагментов хотя бы один подходящий по длине инструмент. Удивительно, но все птицы справлялись с этой проблемой в течение 4-6 минут.

Как только инструмент был готов, ворона умело проталкивала им лакомство к отверстию в ящичке и подбирала вожделенное угощение. Для исполнения всего этого трюка от испытуемых требовались не только настойчивость и ловкость, но и способность думать наперед. Чтобы объединить короткие кусочки в один длинный инструмент, воронам нужно было представить заранее, как все это будет выглядеть в собранном виде, и как оно сработает еще до того, как это произошло.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Чиж и Голубь, басня Крылова

  • Тень и Человек, басня Крылова
  • Лев и Комар, басня Крылова

Басня Ивана Крылова «Чиж и Голубь»

Басни Ивана Андреевича Крылова носят важное воспитательное значение. В доступной форме вот уже 200 лет русский публицист и писатель обучает детей и напоминает взрослым о том, что такое хорошо, а что не очень, высмеивает отрицательные качества личности, показывает пороки общества, используя сатиру, юмор, образные сравнения, иронию и яркие аллегории.

Басня «Чиж и Соловей» — одно из самых коротких произведений данного жанра у Крылова. Всего 10 строчек. Однако этого объёма талантливому литератору хватило, чтобы проиллюстрировать и ещё раз подтвердить народные мудрости, такие как: «Не смейся чужой беде – своя на гряде», «Одному смешно, а другому к сердцу дошло» или менее известную «чему смеешься, того и сам берегись».

Содержание басни

Текст басни рассказывает о том, как однажды Чиж случайно попал в силок («злодейка-западня»). В отчаянии птица металась и рвалась, желая выбраться из плена. Завидел его Голубь и вместо помощи или хотя бы сочувствия, стал издеваться над бедным Чижом. Более того, стал бахваляться Голубь, что он никогда бы не попался в силок средь бела дня. Однако тут же сам запутался и сам попался в силок. «Чужой беде не смейся, Голубок» — подытоживает свою историю автор.

Мораль басни и художественные приёмы

Мораль басни лежит на поверхности – не смейся над чужой бедой, ведь не ровен час и ты сам можешь оказаться в такой не простой ситуации. Вместо зубоскальства, нужно попытаться оказать помощь, а то в будущем ты и сам можешь её не дождаться. Басня учит не только справедливости, умению думать наперёд, чувству такта, но и простому человеческому сопереживанию.

Автор использует понятный доступный язык. Изложение мысли ясное и чёткое, без витиеватых фраз и тяжёлых аллегорических конструкций (что так часто встречается у Крылова).

Также можно отметить выбор героев. Сегодня мы немного иначе воспринимаем этих птиц. Чиж для современного читателя – егоза и непоседа, в то время как Голубь является символом мира и единения. Такое переосмысление во многом было связано с неспокойным XX веком. В 1949 году Пабло Пикассо создал один из самых узнаваемых символов во всём мире – белая голубка мира.

Однако во времена Крылова птица не имела такого символического значения. Как, впрочем, и особых отрицательные характеристики ей не приписывались. Скорее всего, здесь Иван Крылов просто использовал игру слов. В конце басни он использует ироничное уменьшительно-ласкательное «голубчик», которое звучит не как производное от «Голубь», а как снисходительно обращение к оппоненту. Глуповатому и недальновидному. Мол, поделом тебе, поделом…

Данная басня входит в знаменитый сборник «Басни», она не раз была озвучена актёрами для радио и пластинок.

Многие именитые педагоги и литературоведы высказывали своё мнение на счёт моральной составляющей этой поучительной сказки. Не редко в их пояснениях, смысл басни получает более развёрнутую трактовку. Так, например, поэт И. Хемницер указывал на то, что корень проблемы лежит в молодости и неопытности. Молодые люди самонадеянны и насмешливы, в то время как жизнь прожить – не поле перейти. Оттого не нужно смеяться над промахами другого, ведь в жизни всякое случается.

А вот педагог Д. Тихомиров считает, что эта басня про самовосхищение. Склонность к горделивости заложена в природе человека. Склонны мы считать себя умнее, хитрее и предусмотрительнее других. Но самомнение застит глаза, не позволяя видеть собственные недостатки и оценить достоинства других.

Вряд ли стоит копаться так глубоко – пусть этим занимаются критики и литературоведы, а простому читателю, и взрослому, и совсем юному понятен посыл: «Иной смех плачем отзывается»!

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Чиж и Голубь» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Чиж и Голубь

Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

Эзоп, мудрец-раб

Про сочинителя басен Эзопа достоверно известно немного. Историк Геродот сообщает, что он жил на острове Самосе примерно до 560 г. до н.э. и был рабом. Остальное сочинила народная фантазия: что он варвар из Фригии в Малой Азии, уродлив, придумано имя хозяина Эзопа – «Ксанф» (рыжий). И вокруг этой пары персонажей складывается вереница анекдотов «Жизнеописания Эзопа».

Велела жена Ксанфу купить раба. Пришел Ксанф на рынок и увидел на помосте низенького, лысого, курносого человечка. «Неужели продаешь это чучело? Кто ж его купит? Я, например, не куплю» – сказал Ксанф работорговцу и вдруг услышал насмешливый голос раба: «Зелен, значит, виноград? Однажды голодная лисица увидела кисть винограда, свисавшую с ветки. Однако, сколько ни прыгала, достать не смогла. Повернулась она тогда и сказала: «Да ну его, этот виноград, он мне и не нужен, он же зеленый еще, невкусный!» Вот так и ты. Говоришь, что не хочешь меня купить, а сам не можешь. Боишься, что жена заругает». Подивился Ксанф уму раба и сказал: «А если я тебя куплю, ты не убежишь?» «А это от тебя будет зависеть». «Как это – от меня? Ноги-то твои!» «Сейчас объясню», – сказал раб и рассказал новую историю: «Поспорили Ветер и Солнце, кто из них сильнее, кто с человека скорее сорвет одежду. Сначала начал Ветер: дует, метелью сыпет, но человек только сильнее кутается. А стоило выйти ласковому Солнышку и пригреть человека, так он и сам разделся».

«Будешь со мной хорошо обращаться, – объяснил раб, – я и сам не убегу».

И Ксанф решил купить Эзопа и привел его домой. Но жена увидела уродца и давай ругать мужа. А Эзоп опять вмешался: «Погоди кричать, хозяйка! Ответь, красивы ли эти сосуды?» – и он показал на бочки во дворе. «Да разве могут толстые глиняные бочки быть красивы? Ты не только урод, но и еще глупец!» – совсем раскричалась женщина. «А между тем вмещают они драгоценное оливковое масло и прекрасное молодое вино. Так что не надо судить по внешности», – сказал Эзоп. И тут же получил от хозяина первую оплеуху – не должен раб быть умнее хозяев и перечить им.

Вскоре Ксанф заметил, что многие жители города стали приходить в его дом именно для того, чтобы поговорить и посоветоваться с рабом Эзопом. И тогда Ксанф решил выставить Эзопа в смешном свете. Он дождался званого обеда и дал Эзопу задание: «Приготовь нам самое прекрасное, что есть на свете». А сам решил: «Что бы он ни принес, все равно скажу, что есть еще прекраснее». Эзоп пошел на кухню и через некоторое время вернулся оттуда с вареными свиными языками. «Это что – самое прекрасное?» – возмутился Ксанф. «Конечно, хозяин, а что может быть лучше языка? С помощью языка люди могут понять друг друга. Только язык дает возможность построить справедливое государство, написать мудрые книги, только с его помощью мы говорим слово «люблю»! И все гости согласились с Эзопом. Тогда Ксанф сказал: «А теперь пойди и приготовь самое ужасное, что есть на свете!» Эзоп вышел из кухни с миской, полной вареных языков. «Опять?» – взревел Ксанф. «Ну а как же иначе, хозяин? – ответил Эзоп. – Ведь именно язык ссорит людей. Язык лжет, язык клевещет, все доносы мира написаны на языке, из-за языка происходят войны между целыми народами». И опять гости подивились мудрости Эзопа, и опять хозяин побил раба после их ухода.

Однажды Эзоп спас своего хозяина от большой беды. Как-то Ксанф возвращался вечером с пира и хвастался, какой он умный и все может. А его ненадежные друзья посмеивались над ним и поддакивали. А один возьми да и скажи: «Ты, наверное, и море можешь выпить?». «Да, – закричал глупый Ксанф, – спорим, что выпью, и тогда ты отдашь мне все, что у тебя есть, а если не выпью – я отдам».

«Не спеши, хозяин, – сказал Эзоп и рассказал ему историю про ворона, который сидел на ветке с куском мяса в клюве и слушал, как лиса его хвалит. Когда лиса сказала: «Всем ты хорош, мог бы стать царем птиц, вот только голоса у тебя нет», ворон каркнул, мясо полетело вниз, лиса подобрала его и ушла со словами: «Голос у тебя есть – ума нет».

Но Ксанф не хотел слушать Эзопа и все же поспорил. А утром пришел в себя и схватился в ужасе за голову: «Помоги, Эзоп! Все, что хочешь, для тебя сделаю, свободу дам, только помоги».

А на берегу моря меж тем уже собрался весь город – смотреть, как Ксанф будет пить море. Эзоп вынес скамью и большой ковш. Ксанф сел на скамью и обратился к приятелю: «Мы договаривались, что я выпью море, так?» «Так», – засмеялся приятель. «Больше ничего?» – спросил Ксанф. «Больше ничего» – ответил приятель. «Тогда вот что: в море впадает много рек. Вот видишь – там недалеко течет ручеек, втекающий в море. Речную воду я пить не договаривался. Отдели ее от морской, и тогда ту, что останется, я выпью». Приятель упал на колени перед Ксанфом, весь город подивился мудрости Ксанфа. А Эзоп так и остался его рабом – Ксанф решил, что умный слуга ему еще пригодится.

Ссылка на основную публикацию