Басня Эзопа Покупка осла

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Покупка осла.
Попугай и ласка.
Поросенок и овцы.
Потерпевший кораблекрушение.
Продавец статуй.
Прометей и люди.
Птицелов и аист.
Птицелов и аспид.
Птицелов и жаворонок.
Птицелов и куропатка.

Покупка осла
Один человек, покупая осла, взял его на испытание – привел к своим ослам и поставил возле кормушки. А осел сразу стал рядом с самым ленивым и прожорливым, от которого не было никакого толку, а на других ослов даже не посмотрел. Взял покупатель осла за привязь и отвел обратно к хозяину. тот спросил, чем же кончилось испытание; ответил покупатель: “Мне теперь никаких испытаний не надо: как я погляжу, он такой же, как и тот, кого он из всех одного выбрал себе товарищем”.
Басня показывает: о человеке судят по его друзьям.

Попугай и ласка
Купил человек попугая и пустил его жить в своем доме. Попугай, привычный к домашней жизни, взлетел на очаг, примостился там и стал верещать своим звучным голосом. Увидела его ласка и спросила, кто он такой и откуда явился. Ответил попугай: “Меня только что купил хозяин”. Сказала ласкм: “Наглая тварь! тебя только что купили, и ты так кричишь! А мне, хоть я и родилась в этом доме, хозяева и пикнуть не позволяют, и стоит мне подать голос, как они начинают сердиться и гонят меня прочь”. Попугай на это отвечал: “Ступай себе, хозяюшка: мой-то ведь голос совсем не так противен хозяевам, как твой”.
Басня относится к человеку сварливому, который всегда бросается на других с обвинениями.

Поросенок и овцы
В одном овечьем стаде пасся поросенок. Однажды схватил его пастух, а он стал визжать и упираться. Стали овцы укорять его за такой крик: “Мы ведь не кричим, когда он то и дело хватает нас!” Ответил им поросенок: “Меня он не так хватает, как вас; от вас ему нужна шерсть или молоко, а от меня ему нужно мясо”.
Басня показывает: недаром плачутся те, кто рискует потерять не деньги, а жизнь.

Потерпевший кораблекрушение
Один богатый афинянин вместе с другим плыл по морю. Поднялась страшная буря, и корабль перевернулся. Все остальные пустились вплавь, и только афинянин без конца взывал к Афине, обещая ей бесчисленные жертвы за свое спасение. Тогда один из товарищей по несчастью, проплывая мимо, сказал ему: “Афине молись, да сам шевелись”.
Так и нам следует не только молиться богам, но и самим о себе заботиться.

Продавец статуй
Один человек сделал деревянного Гермеса и понес на рынок. Ни один покупатель не подходил; тогда чтобы зазвать хоть кого-нибудь, он стал кричать, что продается бог, податель благ и хранитель прибыли. Какой-то прохожий спросил его: “Что же ты, любезный, продаешь такого бога, вместо того чтобы самому им пользоваться?” Ответил продавец: “Мне сейчас польза от него нужна скорая, а свою прибыль он обычно приносит медленно”.
Против человека корыстного и нечестивого.

Прометей и люди
Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу сохранили зверообразную.
Басня направлена против человека грубого и глупого.

Птицелов и аист
Птицелов расставил на журавлей сети и издали наблюдал за ловлей. Вместе с журавлями опустился на поле и аист, и птицелов, подбежав, поймал его вместе с ними. Стал аист просить не убивать его: ведь людям он не только не вреден, но даже полезен, потому что ловит и убивает змей и прочих гадов. Ответил птицелов: “Будь ты хоть трижды полезен, но был ты здесь среди негодяев, а потому все равно заслужил наказание”.
Так и мы должны избегать общества дурных людей, чтобы самим не прослыть их сообщниками в недобрых делах.

Птицелов и аспид
Птицелов взял птичий клей и прутья и отправился на охоту. Увидел он дрозда на высоком дереве и захотел его изловить. Он связал свои прутья конец с концом и стал зорко всматриваться вверх, ни о чем более не думая. И, засмотревшись ввысь, не заметил он у себя под ногами лежащего аспида, наступил на него, а тот извернулся и его ужалил. Испуская дух, сказал птицелов сам себе: “Несчастный я! хотел поймать другого, а не заметил, как сам попался и погиб”.
Кто стоит козни против ближних, сами первыми попадают в беду.

Птицелов и жаворонок
Птицелов ставил на птиц силки. Увидел его жаворонок и спросил, что это он делает. Ответил птицелов: “Город строю!” – и отошел в сторонку. Поверил жаворонок, подошел, клюнул приманку и неожиданно попался в силок. Подбежал птицелов и схватил его, а жаворонок и говорит: “Ну, любезный, если такие ты города строишь, то немного у тебя будет жителей!”
Басня показывает: люди покидают дом и родину чаще всего тогда, когда у власти стоят дурные правители.

Птицелов и куропатка
К птицелову в поздний час пришел гость. Угостить его было нечем, и хозяин бросился к своей ручной куропатке, чтобы ее зарезать. Куропатка стала попрекать его неблагодарностью: ведь немало она ему помогала, когда заманивала и выдавала ему других куропаток, а он ее хочет убить! Ответил птицелов: “Тем охотней я тебя зарежу, коли ты и родичей своих не жалела!”
Басня показывает: кто предает своих соплеменников, того ненавидят не только те, кого он предает, но и те, кому он их предает.

Басни Эзопа

Автор о себе

Басни Эзопа

Актуальность басен Эзопа в наши дни ничуть не
меньше, чем и двадцать пять веков назад.
Пересказанные Виктором Поповым средствами
современного поэтического языка, они являют
собой яркое тому подтверждение.

Произведения

  • Лягушка в молоке– басни, 05.07.2013 12:11
  • Тень осла– басни, 10.10.2010 19:41
  • Щипаная Ворона– басни, 10.10.2010 19:52
  • О том, как вилять хвостом– басни, 09.10.2010 21:24
  • Нет ли кого за спиной?– басни, 09.10.2010 18:17
  • Солнце и ветер– басни, 11.10.2010 20:14
  • Два выходных– басни, 10.10.2010 20:53
  • Путник и гадюка– басни, 09.10.2010 19:40
  • Прекрасная идея– басни, 11.10.2010 20:49
  • Если сетуешь на прыщик– басни, 09.10.2010 20:35
  • Лиса и овёс– басни, 12.10.2010 21:04
  • Бесхвостая Лиса– басни, 13.10.2010 20:44
  • Зевс и Черепаха– басни, 13.10.2010 21:43
  • Мужик и бес– басни, 14.10.2010 21:30
  • Недовольный– басни, 14.10.2010 21:55
  • Зависть– басни, 15.10.2010 20:56
  • Птица в клетке– басни, 15.10.2010 22:25
  • Клад– басни, 16.10.2010 19:53
  • Пучок прутьев– басни, 16.10.2010 13:59
  • Стыд– басни, 16.10.2010 21:23
  • Воры и Петух– басни, 17.10.2010 15:08
  • Беззубый Лев– басни, 17.10.2010 15:46
  • Наглец– басни, 17.10.2010 18:33
  • Один, но Лев– басни, 17.10.2010 20:53
  • Тетерев и Лиса– басни, 18.10.2010 21:24
  • Львиная доля– басни, 18.10.2010 22:08
  • Три жизни– басни, 19.10.2010 21:11
  • Золотые яйца– басни, 19.10.2010 21:33
  • Путники и медведь– басни, 19.10.2010 22:16
  • Звездочёт– басни, 20.10.2010 21:05
  • Лев и Мышь– басни, 20.10.2010 21:37
  • Жил как-то Заяц– басни, 21.10.2010 21:14
  • Ослиная хитрость– басни, 21.10.2010 21:53
  • Вставай с колен– басни, 23.10.2010 21:25
  • Путники и Платан– басни, 24.10.2010 10:57
  • Словами сыт не будешь– басни, 24.10.2010 19:24
  • В чужой шкуре– басни, 09.10.2010 17:29
  • Лысый– басни, 24.10.2010 21:46
  • Орёл и Лиса– басни, 24.10.2010 20:58
  • Мудрость– философская лирика, 24.10.2010 21:48

Читатели

ЧитательПроизведениеДатаВремяИсточник
неизвестный читатель 220Лягушка в молоке20.12.201919:43yandex.ru
неизвестный читатель 219Солнце и ветер20.12.201919:15авторская страница
неизвестный читатель 218Лягушка в молоке20.12.201919:12google.com
неизвестный читатель 217Один, но Лев20.12.201914:48google.com
неизвестный читатель 216Тень осла20.12.201913:34не определен
неизвестный читатель 215Язык20.12.201912:36yandex.ru
неизвестный читатель 214Лягушка в молоке20.12.201911:59yandex.ru
неизвестный читатель 141О том, как вилять хвостом20.12.201911:44не определен
неизвестный читатель 213Хитрец20.12.201910:28не определен
неизвестный читатель 212Путник и гадюка20.12.201908:49google.com
неизвестный читатель 11Лягушка в молоке20.12.201908:15yandex.ru
неизвестный читатель 211Лягушка в молоке19.12.201923:56yandex.ru
неизвестный читатель 210Путники и медведь19.12.201922:57yandex.ru
неизвестный читатель 209Лягушка в молоке19.12.201921:53google.com
неизвестный читатель 208Лягушка в молоке19.12.201921:45yandex.ru
неизвестный читатель 138Клад19.12.201919:23не определен
неизвестный читатель 207Лягушка в молоке19.12.201918:37google.com
неизвестный читатель 206Лягушка в молоке19.12.201918:31google.com
неизвестный читатель 205Три жизни19.12.201917:53авторская страница
неизвестный читатель 205Лягушка в молоке19.12.201917:53авторская страница

Рецензии

. Наверное у Льва не ладонь, а лапа, а так все ничего. С уважением Ф.С.

Спасибо за замечание. Поправить не трудно.

Философское напоминание о милости. Мудрец рассказывает историю, но поступок царя не менее мудр! Тогда еще были повелители, принимающие решение без подсказок своих советников.

Большое спасибо за добрые слова и внимательное прочтение.Особенно хорош экс о французском коньяке под селёдку. А что касается Исиды(Изиды), так в те времена было такое многобожие, что вполне возможно, что и у греков такая же богиня была.

Здравствуйте! Как хорошо, что автор ответил!
Отклик – это маленькая поддержка твоих мыслей и чувств, как рукопожатие.

Начало приключений Эзопа объясняет его красноречие.
А вот что смутило. Исида (Изида?) – египетская богиня.
Таки в какой стране сие происходило по-Эзопу и по-вашему? ))
А жара-то, она и в Африке – жара)), и в Греции.

Очередная красочно изложенная вечная истина!
Прочитала у вас и вспомнила её.
Спасибо! Думаю, что вы этими стихами также освежите память у многих людей.
” Интересный народ эти русские!
Там где двое – там третий будет
и под лучший коньяк французский
будут есть селёдку на блюде!” ))) это в пику к грекам!

Наверное я стану поклонницей плутишки-раба-Эзопа! До чего же мне тут уютно смотреть (именно смотреть!) картинки из средних веков!
“а если ей доброго дать пинка” – “добрый пинок” – умилил. Как давно не слышала это словосочетание!
Спасибо!

Какой милый сюжет и прекрасное изложение!
Полагаю, что второй женщине было очень сложно щипать тёмные волосы в тёмной ночи.))

Ой! Средневековый сексуальный фильм посмотрели!)) с изящным разъяснением и простым выходом из сложного положения.
Смешной фильм и не короткий. Так ведь десять раз за минуту не сделать никому! А уж в средние веками с такими одеждами тем более.
Спасибо за юмор!

Если не свершится “до”, то не наступит “после” – закон вечный! При жизни.
Далее – не известно. ))
Спасибо!

Слыхали вы о способе таком,
Спускать лягушек в кринки с молоком?
Раз в молоко лягушек двух спустили.
Лягушки от судьбы тяжёлой загрустили.
Вот от прохлады два кувшина запотели,
Лягушки в молоке тонуть не захотели.
Одна из них ножками масло сбивает,
Другая кувшин насквозь пробивает.
Лягушка первая,что сбивала масло,
От изнеможения вконец угасла.
От тяжких усилий совсем измоталась
И навсегда в молоке осталась.
Лягушка вторая,собравши силы,
Кувшинную стенку насквозь пробила.
Кувшин раскололся как есть пополам,
А лягушка поскакала по своим делам.
Мораль: слушай друг мой (или подружка),
Раз получилось,что ты Лягушка,
Ногами не только учись масло сбивать,
А сильным ударом гранит пробивать!

Ваш вариант отнюдь не плох!
Я, Ваше мненье уважая,
Не опущусь до ловли блох:
Свои грехи мы сами знаем!?

С дружеским приветом! ВП

Отличная басня. и так складно и ладно. сам пытаюсь сочинять. но очень трудно
С улыбкой, Олег

18. Предшественники Эзопа Первые басни о животных

18. Предшественники Эзопа

Первые басни о животных

Греки и римляне считали родоначальником жанра басен о животных старца Эзопа, жившего в Малой Азии в VI столетии до н. э. Однако сегодня мы знаем, что по крайней мере часть басен, приписываемых Эзопу, была известна людям задолго до него. Во всяком случае, басни о животных типа «Эзоповых басен» появились в Шумере на тысячу с лишним лет раньше.

Животные, как и следовало ожидать, играли значительную роль в шумерской назидательной литературе. За последние годы Э. Гордон собрал и перевел общим счетом 295 пословиц и басен, в которых фигурируют 64 вида различных представителей животного мира — млекопитающих, птиц и низших классов животных вплоть до насекомых. Изученный материал позволяет сделать любопытные выводы относительно того, какие животные были наиболее популярны. Чаще всего в шумерской литературе упоминается собака (в 83 пословицах и баснях). На втором месте — крупный домашний скот, далее — осел, лисица, свинья и лишь после них — домашняя овца. За овцой следуют лев и дикий бык (ныне исчезнувшая порода Bos primigenius), затем — домашний козел, волк и т. д.

Ниже я привожу некоторые предварительные переводы наиболее сохранившихся и понятных шумерских басен, выполненные Гордоном. В них фигурируют самые различные животные — от собаки до обезьяны.

Жадность собак иллюстрируется следующими двумя короткими баснями:

«1. Осел плыл по реке; собака не отставала от него и приговаривала: „Когда же он вылезет на берег, чтобы его можно было съесть?“

2. Собака пришла на пир, однако увидев оставшиеся кости, удалилась, сказав себе: „Там, куда я сейчас пойду, для меня найдется больше поживы“».

Однако одно из прекраснейших выражений материнских чувств тоже вложено в уста собаки в другой басне:

«Сука говорила с гордостью: „Мне неважно, какие щенки у меня, рыжие или пятнистые, — я все равно их люблю!“»

Что касается волка, то шумеры, если судить по наиболее хорошо сохранившимся басням, в которых он фигурирует, считали его воплощением кровожадности и коварства. В одной из басен, текст которой, к сожалению, немного поврежден в двух местах, рассказывается о том, как стая из десяти волков утащила несколько, видимо десять, овец, и о том, как один волк, прибегнув к нехитрой софистике, одурачил своих товарищей: «Девять волков и десятый с ними зарезали несколько овец. Десятый волк был жаден и не… (на табличке повреждены одно или два слова). Когда он коварно…. (повреждены одно или два слова), он сказал: „Я разделю ее (добычу) для вас! Вас девять, так пусть одна овца будет вашей общей долей. А я один, так пусть мне достанется девять овец, — это будет моя доля!“»

Из всех диких зверей наиболее ясно и определенно очерчен в шумерских баснях характер лисицы. О ней говорится как о животном чванливом и тщеславном, которое постоянно, на словах и всем своим поведением, стремится преувеличить свое значение. В то же время — это трусливый зверь, способный лишь хвастаться. Вот, например, несколько басен о лисице: «Лиса наступила дикому быку на копыто и спрашивает: „Тебе не очень больно?“»

Или еще: «Лиса не сумела построить себе дом, а потому пришла в дом друга, как завоеватель».

Вот другой пример: «Лиса несла палку (и спрашивала): „Кого бы мне стукнуть?“

Лиса несла официальный документ (и спрашивала): „Чего бы мне потребовать?“»

Или еще: «Лиса скрежещет зубами, но голова у нее трясется».

А вот две самые длинные басни про лису, которые особенно ярко иллюстрируют самомнение и трусость этого персонажа. Обе басни довольно запутаны и обрываются, не доходя до конца, но в целом их смысл и мораль вполне ясны: «Лис сказал своей жене: „Идем со мной! Давай изгрызем город Урук, словно это лук-порей у нас под зубами! Мы будем попирать город Куллаб, словно это башмак у нас под ногами!“ Но не успели они подойти и на 600 гаров к городу (примерно три километра), как собаки зарычали на них: „Геме-Туммаль! Геме-Туммаль! (По-видимому, так звали жену лиса). Иди домой! Ступай прочь!“ — так угрожающе рычали они из города».

Нетрудно понять, что лис и его жена тотчас последовали этому совету и вернулись восвояси.

Вторая басня про лису включает мотив, много позднее использованный Эзопом в басне «Крысы и ласки», хотя в ней и не упоминается лиса: «Лиса потребовала у бога Энлиля рога дикого быка, (и вот) ей были даны рога дикого быка. Но поднялся ветер, полил дождь, а лиса (из-за рогов) не могла укрыться в свою нору. Под утро, когда холодный северный ветер, грозовые тучи и ливень обрушились (?) на лису, она сказала: „Как только рассветет“…»

К сожалению, конец басни отсутствует, но, по-видимому, лиса намеревается снова обратиться к Энлилю, умоляя избавить ее от рогов дикого быка.

Хотя лисица шумерских басен и не походит на умное, ловкое животное, каким она предстает перед нами

в европейском фольклоре, она имеет немало общего с лисой из некоторых басен Эзопа (взять хотя бы басню «Лиса и виноград»). Следует также отметить, что до нас дошли, — к сожалению, в весьма плохом состоянии, — фрагменты двух басен, в которых лиса появляется рядом с вороном или вороной, то есть в том же сочетании, что и в баснях Эзопа.

Медведя мы встречаем лишь в двух шумерских баснях; в одной из них, видимо, идет речь о его зимней спячке.

Но если о медведе нам почти нечего сказать, то о мангусте можно найти в пословицах и поговорках немало любопытных сведений. В Древней Месопотамии, как и в современном Ираке, держали ручных мангуст для борьбы с крысами. Шумеры, видимо, подметили и оценили смелость, с какой мангуста бросается на свою добычу в отличие от кошки, которая долго и терпеливо поджидает удобного мгновения, чтобы выпустить когти. Это нашло выражение в такой поговорке:

Читайте также:  Басня Эзопа Дровосеки и Дуб

Кошка долго раздумывает,

Мангуста не теряет времени даром.

С другой стороны, от мангуст было трудно уберечь какую-либо пищу или алкогольные напитки, и хозяевам приходилось мириться с этими пороками своих любимиц. Шумеры говорили не без горечи:

Если есть в доме еда, ее уничтожит мангуста,

А если она что-нибудь оставит мне, придет чужестранец и уничтожит все!

Впрочем, в другой пословице домашняя мангуста забавляет своих хозяев благодаря своему «извращенному вкусу»: «Моя мангуста ест только тухлятину, а ради пива или топленого масла и не пошевелится».

В одной из пословиц как будто встречается упоминание о гиене, но смысл его недостаточно ясен.

Что касается кошки, то она фигурирует в шумерской литературе лишь в виде исключения. Об одном случае уже шла речь (пословица о кошке и мангусте). Во втором случае корова, которая повсюду следует за носильщиком корзин, сравнивается с кошкой.

Лев, согласно пословицам и басням, обитал в местностях, заросших деревьями и тростником. Впрочем, в двух баснях, — текст одной из них сильно поврежден, а в другой неясен смысл, — лев почему-то оказывается в открытой степи. Раз для льва заросли — удобное укрытие, то человек должен сам остерегаться льва и для этого изучать его повадки.

Так, в одной пословице говорится: «О лев, густые заросли — твой союзник!»

А в другой: «Лев и в зарослях не съест человека, который его знает!»

Последнее изречение невольно напоминает историю об Андрокле и льве.

Другая сильно поврежденная табличка сохранила нам обрывки басни про льва, попавшего в западню, и про лису. В большинстве басен лев предстает главным образом как могучий хищник, добычей которого становятся овцы, козы и «свиньи зарослей» (видимо, дикие свиньи).

«Когда лев пришел в овчарню, собака была привязана веревкой из крученой шерсти», — говорится в одной басне. А в другой рассказывается такая история: «Лев схватил „свинью зарослей“ и начал ее терзать, приговаривая: „Хотя твое мясо еще не наполнило мне пасть, твой визг уже просверлил мне уши!“»

Однако лев не всегда выходит победителем, ибо даже он может быть одурачен лестью «беззащитной козы». На эту тему сохранилась басня — одна из самых длинных шумерских басен, весьма напоминающая Эзоповы басни: «Лев схватил беззащитную козу. „Отпусти меня, (и) я дам тебе овцу, одну из моих подружек!“ (сказала коза). „Я отпущу тебя, но (сначала) скажи мне твое имя!“ (сказал лев). (Тогда) коза ответила льву: „Разве ты не знаешь моего имени? Меня зовут „Ты мудрец““! Когда лев дошел до овчарни, он прорычал: „Вот я пришел к овчарне и отпускаю тебя!“ Коза (уже из-за ограды?) ответила, ему: „Да, ты меня отпустил! Но разве ты мудрец? Я не только не дам тебе овцу (которую я обещала), но и сама не останусь с тобой!“»

Сохранилась шумерская басня про слона. В ней слон выводится хвастливым животным; его «ставит на место» самая маленькая из пичужек — крапивник: «Слон хвастался (?), говоря о себе так: „Нет подобного мне в мире! Не…!“ (здесь текст разрушен до конца строки, но можно предположить, что фраза была примерно такая: „Не пробуй равняться со мной!“) И (тогда) в ответ ему крапивник сказал: „Но ведь и я, как я ни мал, был создан точно так же, как и ты!“»

Осел, как известно, служил основным упряжным и вьючным животным в древней Месопотамии. Добродушно подшучивая над ним, шумеры создали образ медлительного и зачастую глупого создания, сходный с образом осла в европейской литературе. Основная особенность осла — поступать диаметрально противоположно тому, чего требует от него хозяин.

Вот несколько примеров: «Его надо тащить (силой) в пораженный мором город, словно вьючного осла».

«Осел сожрет и свою подстилку!»

«Твой беспомощный осел потерял всю скорость! О Энлиль, твой беспомощный человек потерял все силы!»

«Мой ослик не создан для быстрого бега, он создан для того, чтобы орать!»

«Осел опустил голову, а хозяин похлопал его по морде и говорит: „Пора встать и уйти отсюда. Скорей! Шевелись!“»

Иногда осел сбрасывал свою ношу, и его за это нещадно ругали: «Сбросив свой вьюк, осел сказал: „Старые проклятия все еще наполняют мне уши!“»

Случалось, что осел убегал от своего хозяина и не возвращался. Вырвавшийся на волю осел послужил темой для любопытных сравнений в двух поговорках. Вот первая: «Как сбежавший на волю осел, мой язык не повернется вокруг и не вернется вспять».

А вот вторая: «Сила юности покинула мои чресла, как сбежавший осел».

В некоторых изречениях упоминаются неприятные физиологические особенности осла, например: «Если бы нашелся осел, который бы не смердел, такому ослу не понадобился бы погонщик».

И, наконец, сохранилась поговорка про осла, в которой есть любопытный штрих, характеризующий нормы поведения. Звучит она так: «Я не стану жениться на трехлетней, как это делают ослы!» Здесь явно порицаются слишком ранние браки.

Что касается лошади, то одна шумерская басня совершенно неожиданно дала новые сведения о самом раннем периоде одомашнивания коней. В этой басне впервые, насколько нам известно, упоминается верховая езда. Правда, таблички с текстом басни относятся приблизительно к

1700 г. до н. э., но поскольку тот же текст обнаружен и на большой табличке из Ниппура и на школьной табличке из Ура, относящейся примерно к тому же периоду, можно смело предположить, что сочинена эта басня была гораздо раньше. Такой вывод подтверждается не только распространенностью этого текста, но и тем, что он вошел в один из школьных сборников пословиц и поговорок. Поэтому вполне вероятно, что шумеры умели ездить верхом за две тысячи лет до нашей эры, хотя наиболее древнее упоминание о верховой езде письменно зафиксировано на триста лет позднее.

Басня про лошадь звучит так: «Сбросив всадника, лошадь сказала: „Если всегда таскать на себе такой груз, можно и обессилеть!“»

В другой поговорке упоминается о потливости лошадей: «Ты потеешь, как лошадь, — это (выходит) все, что ты выпил!» Здесь почти дословное совпадение с разговорным английским выражением «to sweat like a horse».

Про мула сохранилась всего одна поговорка, но любопытно, что в ней идет речь именно о происхождении этого животного: «О мул, кто тебя признает — твой отец или твоя мать?»

Интересно отметить, что свинья отнюдь не считалась у шумеров «нечистым» животным: в поговорках и баснях свиней закалывают для еды чаще всех других животных!

Вот один пример: «Откормленную свинью должны были заколоть, и тогда она сказала: „Это все из-за пищи, которую я съела!“»

А вот второй: «Он дошел до крайности (?) и тогда заколол свою свинью!»

Или еще: «Мясник, торгующий свининой, резал свинью и приговаривал: „Ну, чего ты визжишь? По этому пути уже отправились твои отцы и деды, и ты пойдешь следом за ними. (И все-таки) ты визжишь!“»

До сих пор не обнаружено ни одной шумерской басни про обезьяну, но существует одна поговорка и шуточное письмо от обезьяны к своей матери. Оба эти текста свидетельствуют о том, что обезьяны развлекали зрителей в шумерских «домах музыки» и что о них не слишком хорошо заботились.

Поговорка гласит: «Весь Эриду процветает, но обезьяна из „большого дома музыки“ роется в отбросах!»

А в шуточном письме говорится следующее:

Лусалусе, «моей матери», расскажи!

Вот что говорит обезьяна:

Ур — превосходный город бога Нанны,

Эриду — процветающий город бога Энки,

Но я сижу за дверьми «большого дома музыки»,

Я должна питаться отбросами, — не дай бог от этого умереть!

Мне не достается ни крошки хлеба, мне не достается ни капли пива,

Пришли мне гонца (с посылкой), да поскорее!

Очевидно, обезьяна из «большого дома музыки» города Эриду, процветавшего порта на озере в юго-восточной части Шумера, голодала и была вынуждена отыскивать себе пищу на городских свалках. По неизвестной причине злоключения бедного зверька вошли в поговорку, и вполне возможно, что какой-то склонный к сатире писец превратил эту поговорку в шуточное письмо к «матери» обезьяны (имя «Лусалуса», видимо, означает «обезьяний человек»). Это «письмо», судя по тому, что до нас дошли по крайней мере четыре его копии, сделалось своего рода классической литературной миниатюрой, в то время как первоначальная поговорка вошла лишь в один сборник пословиц и поговорок.

Рыбы, судя по дошедшим до нас литературным текстам, не были представлены в шумерских баснях. Однако из других письменных и археологических источников нам известно, что начиная с глубокой древности рыба была в Шумере одним из основных продуктов питания и высоко ценилась в качестве такового. Если верить уникальному литературному произведению, о котором пойдет речь в следующей главе, то у шумеров, возможно, были даже заповедники для охраны водных жителей от птиц и от крокодилов.

Похожие главы из других книг:

Предшественники

Предшественники Даже беглое изучение источников и мемуаров убеждает: до Петра Россия вовсе не была отгорожена от остальной Европы неким «железным занавесом», как это порой пытаются представить славословящие Петра. Другое дело, что европейские новшества проникали на

Басни Эзопа

Басни Эзопа Большинство эзоповских басен вам хорошо знакомо: они пересказывались на всех языках и в стихах и в прозе, в том числе и нашим Крыловым. Но есть среди них и такие, которые меньше известны; вот некоторые из них.Волк увидел огромную собаку в ошейнике на цепи и

Приложение 1 ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ СТИХИ И БАСНИ ДЕМЬЯНА БЕДНОГО

Приложение 1 ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ СТИХИ И БАСНИ ДЕМЬЯНА БЕДНОГО Хозяин и батрак Государственный совет постановил увеличить до 15 часов рабочий день приказчиков и лишить их праздничного отдыха. Из газет Над мужиком, над Еремеем, В деревне первым богатеем, Стряслась

Предшественники

Предшественники Даже беглое изучение источников и мемуаров убеждает: до Петра Россия вовсе не была отгорожена от остальной Европы неким «железным занавесом», как это порой пытаются представить славословящие Петра. Другое дело, что европейские новшества проникали на

Предшественники

Предшественники Даже беглое изучение источников и мемуаров убеждает: до Петра Россия вовсе не была отгорожена от остальной Европы неким «железным занавесом», как это порой пытаются представить славословящие Петра. Другое дело, что европейские новшества проникали на

…Или древние предшественники?

…Или древние предшественники? Железный гвоздь из Кингуди мог иметь возраст в 387 миллионов лет; золотая нить, найденная в Рутерфорде, находилась в породе, насчитывающей 360 миллионов лет; золотая цепочка миссис Калп выпала из угля, возраст которого может составлять по

Предшественники

Предшественники — Ну, тогда начнём с главного: что все-таки вынесло его на гребень истории?— Надо понять элементарную истину: революцию не может устроить ни один человек, ни одна партия. Революции сами приходят тогда, когда в них нуждается страна. Так было в Нидерландах и

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ САМУРАЕВ

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ САМУРАЕВ Когда же началась собственно японская традиция боевых искусств? Где её истоки? Японская воинская культура моложе китайской почти на тысячелетие. В то время как в Китае регулярно проводились экзамены по ушу среди чиновничества, существовали

Басни и правда

Басни и правда Итак, здесь уже ставился вопрос: «А была ли до времен Ивана Калиты Москва?» Давайте займемся и этой проблемой.Да, в русских летописях Москва упоминается с 1147 года. Упоминается, скажем, нередко. Но это в официальных летописях, многие из которых, как об этом

Предшественники Дарвина

Предшественники Дарвина Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но лишь Дарвин сделал эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. Единой и общепризнанной теории биологической эволюции не создано до сих пор, хотя сам факт эволюции ученые не

Предшественники монет

Предшественники монет Слитки в одну или несколько единиц массы (и в долях единицы) становятся монетами, когда на их поверхности ставится клеймо, рассчитанное в соответствии с размером слиточка таким образом, чтобы покрывать его целиком, что делало бы заметным злостное

Жанр басни в понимании Крылова

Жанр басни в понимании Крылова Басня – жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме и просветительстве. В басне два начала – художественное (рассказ) и логическое (мораль). Без них басня как жанр не существует: уничтожение одного или другого ведет к

Маркс и его предшественники

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ В период правления Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской свершилось объединение двух королевств. Испания заняла главенствующее положение в Европе XVI века. Реконкиста[11] положила конец господству мавров, длившемуся несколько веков, и знамени,

БАСНИ

БАСНИ 803. Br. М 42 v.Ручей нанес так много земли и камней себе в ложе, что и сам принужден был покинуть свое русло.804. S. К. М. Ill, 66 v.Увидала бумага, что вся она покрыта темной чернотой чернил, и стала на это печаловаться; а те доказывают ей, что из-за слов, которые нанесены на ней, ее

Басни

Басни Прозаический или стихотворный короткий рассказ, главными действующими лицами которого являются звери. Звери в баснях наделены человеческими привычками и характерами и разговаривают, как люди. Характеры типичные: лис – хитрец, волк – простоватый обжора, медведь –

«Басни про осла» от Владимира Шебзухова

Уже много веков, наверное, и тысячелетий (если вспомнить басни Эзопа), люди говорят об упрямстве осла, порою сравнивая его с людьми «особого» характера. Не смог остаться в стороне и Ваш покорный слуга, написав в стихотворной форме несколько басен-притч про осла .

Мой герой — Осёл — многогранен… Предлагаю на суд читателя несколько своих творений. Приятного чтения.

Басня «Погонщик и осел» (В. Шебзухов)

Погонщик получил заказ:
Груз — изваянье бога —
Доставить, выполнив наказ,
Срок соблюдая строго!

И на осла уж водрузив
Заветный груз тяжёлый,
Себе свободный путь пробив,
Через базар пошёл он…

Вокруг, завидев божество,
Вставали на колени.
Осёл подумал, что его
Народ так чтит и ценит!

И только, глупый, вдруг при всех
Встал в горделивой позе,
Как тут, напомнив о себе,
Над ним запели розги!

Не ставь в пример того осла,
Кто сам свой сделал выбор —
За труд любого ремесла
Своё дано «спасибо»!

Басня «Осел» (В. Шебзухов)

Осёл — на то он и осёл, чтоб сдуру
Пугать зверей во всём лесу, —
Вдруг облачился в волчью шкуру
И первой повстречал лису…

Лиса — на то она лиса — не дура:
Не испугавшись шкуры той,
Сказала: — Вижу волчью шкуру,
Не слышен лишь мне волчий вой!

Осёл сконфуженно присел,
Хотел завыть и… заревел…

Так по одёжке потому
С тех пор, наверное, встречают…
(Не редко всё же провожают
И по ослиному уму!)

Басня «Дележ» (В. Шебзухов)

Лишь первый крик совы стал слышен,
Уставши от охоты по лесам,
Делить уж собрались добычу,
Осёл со львом и хитрая лиса…

Заняться этим лев ослу велел.
Осёл всё разделил на равные три доли.
Беднягу лев не пожалел и съел
За тот делёж, чтоб не делил так боле!

Делёжкой занялась лиса.
Все доли собрала в одну лишь кучу…
Воскликнул лев: «Вот чудеса!
Кто так делить тебя разумно учит?»

Промолвила лиса: «На ВСЁ –
Мне подсказал наш друг осёл!»

Пусть басня грустною была –
Продлила жизнь лисе она!

Басня «От тюрьмы и от сумы» (В. Шебзухов)

Такое может статься с нами
(Иль наподобье что-то):
Осёл, навьюченный дровами,
Упал с моста в болото…

И громко, громко стал кричать,
Собрав вокруг лягушек,
Что не замедлили сказать,
То, что не грех послушать:

«Годами долгими сидим
Всем скопом на болоте,
Мечтаем мы, но не кричим:
«Где ж ты, наш пруд далёкий?».

Советы слушать, милый друг,
Одним не стоит ухом:
Когда упал ты в яму вдруг,
Не падай только духом!»

Басня «Находчивый осел» (В. Шебзухов)

Провалился в колодец однажды
У хозяина старый осёл.
Но хозяин так, видимо, счёл —
Посчитать этот случай неважным!

Ведь на днях собирался купить
Он на рынке осла молодого,
А колодец свой, старый, зарыть,
Чтобы вырыть с соседями новый!

Так совпало — и старый осёл,
И колодец почти уже высох…
«Коль зарыть, то всё разом!» — пришёл
Вывод быстрый в хозяйственных мыслях…

Вмиг соседей на помощь позвал,
Загремели лопаты о землю.
А осёл поначалу кричал,
Но потом замолчал к удивленью.

Заглянули в колодец друзья,
Удивляясь, что криков не слышат —
Утрамбована там вся земля
И осёл поднимается выше.

Он с себя молча стряхивал грязь
И трамбуя копытами ловко,
Сделал так, что земля поднялась.
(Для спасения чем не «верёвка»?)

Вот предстал перед всеми герой.
Он — осёл, а задумались люди:
Если грязью засыпаны будут —
Не пример ли им станет такой?

Выбор случая: или кричать,
Безнадежно, как дикие звери,
Иль, смирившись с судьбою, молчать…
Но притом, что-то делать и… верить!

Искренне надеюсь, что Вы получили удовольствие от прочитанных басен про осла. Ваш Владимир Шебзухов.

Рекомендую почитать также:

28 комментариев «Басни про осла» от Владимира Шебзухова

Владимир, большое спасибо за чудесные басни!

Очень порадовала басня «Находчивый осел».
Мне, вообще-то, очень неприятно слышать выражение «упрямый осел». Знаете почему? Потому что у меня есть один знакомый настоящий ослик (из зоопарка). Он — очень умный и совсем не упрямый, Олеся любит на нем кататься даже больше, чем на пони.

Согласен, Людочка… у осла своя «философия»…Но человек-всегда был-потребителем, поэтому, наверное, и выскочило от погощика когда-то такое-УП-РЯ-МЫЙ.

Владимир, сегодня всемирный день книг. От всей души желаю Вам в ближайшее время издать Ваше собрание сочинений.

P.S. По счастливому совпадению, сегодня ко мне в руки попали две Ваши изданные книги «Басни» и «Забавные рубаи». Огромное Вам спасибо!

Не за что… обрадуйте Иришу тоже.

Я бы с удовольствием, но она «затаила» свой адрес

Я нв «затаила» адрес — я постеснялась напомнить о подарке:)) На самом деле, жду с нетерпением и очень-очень рада! Спасибо еще раз, адрес отправила!

И еще раз спасибо за отличное настроение — в Америке сейчас утро, и начать день с улыбки крайне полезно. Владимир, потрясающие басни — Вам все жанры подвластны. Смешно, свежо, остроумно! Надо же столько придумать разных сюжетов, и все про осла. Если так легко дается, то я подумала, а почему бы не сделать «Прогулку по зоопарку», книгу басен, вроде азбуки Заходера? Было бы очень весело, а с картинками вообще бы возродилась любовь к жанру басни! спасибо!

Читайте также:  Басня Эзопа Охотник и Лев

Да Ириша.. мне одноклассница пишет(из штата Массачус-и не выговорю), что сегодня солнышко… тепло…
У нас с Людочкой в запасе ещё зверьки ждут!

Вот и чудесно — всех в ваш зоопарк!
Будем ждать!

Владимир какой у вас получился собирательный образ милого ослика. Да соглашусь упрямство осла это штамп. Так проще и наглядней бывает привести пример. Лиса — хитрая плутовка, медведь сильный, но доверчивый, волк грозный.

Ага,Настенька… но вот мало, кто помнит, что заяц-петляет!Этож надо так додумаЦа…охотникам за ним — со следами делать-головоломки!(смайл улыбка)

Владимир, про зайца вы точно подметили, я совсем забыла что он петляет запутывая следы. Про трусость зайца совершенно не согласна, но это еще один стереотип…

Ну, про зайца — так про зайца

НА ЧУЖОМ НЕСЧАСТЬЕ
басня Владимира Шебзухова

Когда-то в старину сказали зайцы:
«Трусливей нас нет, видно, никого!
Осталось нам лишь утопиться, братцы —
Себя, избавив разом от всего!»

Но у пруда, куда пришли топиться,
Лягушки испугались их самих…
Решили зайцы: «Если нам не снится,
То есть ещё трусливее, чем мы!

Так стоит ли из-за того топиться,
Когда есть от чего воодушевиться!»

И до сих пор порою так бывает,
Что на чужих несчастьях дух свой укрепляют!

Владимир, Ваша басня напоминает мне ролик, который был некоторое время хитом в интернете:
Устал за компьютером — ему скажи (шахтеру, выходящему из шахты).

Когда я готовила статью «Марафон доброты», то видела несколько роликов известных артистов, которые настоятельно советуют всем уставшим от жизни посетить Африку и посмотреть на несчастных детей-инвалидов, как они хотят жить.

На мой взгляд, когда несчастные зайцы увидели, что лягушки их боятся, произошло укрепление их духа и это неплохо.

Людмила, вот буквально пару дней назад встретился совет что волю к жизни может вернуть только жизнь. И предлагалось поехать помогать детям в страны третьего мира или устроиться волонтером в детские дома.

Владимер так бывает очень часто, иной раз случится что-то и думаешь как жить дальше. А потом посмотришь человек и с большими проблемами радуется жизни. Вот и находишь в себе новые силы, и окружающая действительность уже не так страшна, начинаешь видеть хорошие моменты.

Ага, Людмила… тут Настеньку вспомнил
Настя
24.04.2013 at 05:04 Владимир какой у вас получился собирательный образ милого ослика. Да соглашусь упрямство осла это штамп. Так проще и наглядней бывает привести пример. Лиса — хитрая плутовка, медведь сильный, но доверчивый, волк грозный.
…………..
Решил закрепить эту тему армянской притчей, ато совсем забыли и про этот «персонаж»

БАСНЯ-ПРИТЧА О ПЕРВОМ ВСТРЕЧНОМ
автор Владимир Шебзухов

По армянскому фольклору

Распелся, как-то, соловей,
Любимец всех в лесу зверей,
Едва присев на ветку,
Так, не заметив рядом с ней
Нежданную соседку.

Распелся, как-то, соловей,
Любимец всех в лесу зверей,
Едва присев на ветку,
Так, не заметив рядом с ней
Нежданную соседку.

Ворона рядышком сидела.
Нет, нет!Она-то и не пела,
Но вдруг сказала соловью:
«Прости, милок, что перебью,
Наверное, не знал ты, видно,
Что петь перед вороной — стыдно!
В пещеру залети и пой…
Нет краше голоса, чем мой!»

Хоть соловей и удивлён,
Был от рожденья скромен он.
И предложил решенье спора
Перенести с вороной в город.
Пусть первый встречный скажет им,
Чей голос был неповторим!

Дополнила ворона тут же:
«Я думаю, не будет хуже,
Лишь интересней станет спор –
Пусть неудачнику, в тот час,
Уж победитель, клюнет в глаз!»
На том был кончен разговор.

Ни мышь, ни кошка, ни змея,
А первой встретилась — свинья.
Валялась жирная в грязи.
Был уговор — пришлось спросить.

Спел соловей, потом ворона.
Вот тут, и всё решенье спора
(Кабы в лесу – был поднят смех) —
«Вороны голос – краше всех!»
………………………………………………………….
Опять на ветке с грустной песней
Сидит безглазый соловей.
И так же, на соседней ветке,
Ворона с новой речью сей:
««Что ты грустишь, ведь всем известно,
Коль был решён наш спор зараз,
Вороний голос – всех чудесней!
Иль грусть, что не вернёшь свой глаз?»

«Нет, не по глазику тоскую,
О первом встречном вспомнил я.
Хоть критику приму любую,
Свинья, она и есть – свинья!»

Лишь в сказке остаётся вечным
Тот брак принцессы… с первым встречным!

Жаль соловушку.
Владимир вы знаете у меня в жизни первый встречный очень часто оказывался именно тем человеком который мне в данную минуту нужен. В каком-то смысле и мой муж «первый встречный».
Но да свято полагаться на первого встречного и загадывать на него все же глупо.

Настя
02.05.2013 at 23:37 · Ответить Владимер так бывает очень часто, иной раз случится что-то и думаешь как жить дальше
…………
Вот Настенька… я когда остался в 35 лет совсем один..(болел 7 долгих лет)… отработал на работе(в музшколе).. в пустой дом не хотелось приходить.. торопиЦа было некуда.. и пришла поздняя бабушка-уборщица.. спросила-чё домой не идёте.. ну я ей и расказал.. што так непривычно жить вдруг.. одному..она подумала(необразованная-деревенского уклада бабушка) и с очень мудрыми глазами сказала-«Господь подскажет, как жить дальше!»

Золотые слова сказала бабушка. Необразованные старые люди, зачастую гораздо проницательнее и добрее людей высокообразованных.

Сильный
Владимир Шебзухов

Гуляя, попал, как-то, ослик под дождик.
Ох, как тяжелы эти капли дождя!
От боли вдруг вспомнил про маленький зонтик,
Что взял он с собою… и, видно, не зря.

Cтал, прячась от капель, о зонтике думать:
«Теперь стало больно, наверно, ему!
И надо же капать так недружелюбно,
Чтоб всем было больно?! Зачем, почему?!»

Но без дружелюбия им не остаться.
Пусть маленький домик, а всё ж приютит.
Когда же в нём ослик сумел оказаться,
Стал слушать, как дождик по крыше стучит.

А сделанный вывод, как прежде, не новый.
Не зонтик, так домик жалеет опять.
От капель, чтоб домику не было больно,
Решил он собою его закрывать.

«Ах, бедненький ослик! – кричал медвежонок –
Ведь больно от капель на крыше, поди!»
Ответом само прозвучало невольно:
«Кому-то же в жизни должно повезти!

Спасая других, забываешь о боли…
И тем я судьбе благодарен своей,
Теперь стал сильнее, чем зонтик, и домик…
А больно должно быть тому, кто сильней!»

Владимир,прочитала Вашу басню дочкам, они обе загрустили и в один голос сказали: «Ослика жалко».

Отзывы разные… Это сама притча такая! (она у меня в разделе притч)
А сейчас в раздумье.. помещать или не помещать в свой детский раздел?! Пока обкатываю на «мамкиных» сайтах, озывы скупы ( сюжет нравится), но протеста пока нет!Подожду…

Нашёл притчу эту в оригинале на одном «мамкином» сайте.. там в комменте одному пользователю написали так = «А ты успокой своего Гошу вот этой притчей!» и выставили…
А есть сайты — письма ополченцам, там и стихи им посвящают, я её тоже послал…

Двенадцать ослов
Владимир Шебзухов

Однажды к мудрому Ходже
Погонщик обратился.
«Готов с ума сойти уже!
Считать я утомился.

Велел одиннадцать ослов
Мне перегнать хозяин.
А как считать до ста голов,
Пожалуй, с детства знаю.

Я сел на одного осла.
В пути их стало десять.
А на привале, вот дела,
Одиннадцать — на месте.

Был счёт в пути всегда таков,
Другой же, на привале.
Пересчитай, Ходжа, ослов,
Сколь видишь сам глазами?»

Хоть бедолагу было жаль,
(Поди, с досады мрачен),
С улыбкою Ходжа сказал:
«Двенадцать, не иначе!»

Упрямый и терпеливый
Владимир Шебзухов

Пришёл осёл к пруду, чтобы напиться.
Раскрякались вдруг утки на пруду
Осёл подумал: «Лучше отойду,
Да подожду, дам уткам веселиться!»

Едва угомонились кряки-утки,
Осёл готов был жажду утолить.
Мутна вода в пруду… и как тут быть?
Добавить к ожиданию минутки…

Вновь отошёл с понурой головой.
Решил дождаться чистого пруда.
Прозрачной станет для питья вода.
Лишь так, напившись, обретёт покой.

Лягушке-мамке заявил сынок:
«Упрямый – вправду говорят — осёл!»
«Не тот упрямству ты пример привёл –
В ответ услышал он, едва умолк –

Упрямый не заслужит уваженья,
Как тот, кто дружит, видя цель, с терпеньем!»

Изменены последние две строчки

Упрямый не заслужит уваженья,
Как тот, кто дружит, видя цель, с терпеньем!»

Лошадь и осёл
Владимир Шебзухов

Хвалилась лошадь пред ослом:
«Мы людям облегчаем труд.
И не случайно нас потом,
Их членами семьи зовут.

Незаменимые в бою,
В нас — близкого находят друга.
О вороных и песнь поют,
Порой желанны в час досуга»

«Осёл, уставясь в землю лбом»,
(Традиции не изменив)
И, назывался хоть ослом,
Был в речи сей, правдив.

«К вам пропадает интерес,
Машины вытесняют.
Нет худа без добра — прогресс,
Вам участь облегчает.

Давай-ка спору-не бог весть,
С тобою улыбнёмся.
Но мы, как были, так и есть,
Ослами остаёмся!

Традиции не изменив,
Мораль звучит, как водится:

Пусть свой в прогрессе позитив,
Ослы не переводятся!

Учитель Мудрости
Владимир Шебзухов

Был знаменитым мудрецом.
Не только слухами, в лицо
Был узнаваем в деревнях.
Лишь встретят, восклицают «Ах!
Приятна встреча нам с тобой!
Ты гость для нас не рядовой!»

Раз, ехал на осле мудрец.
Измучен жаждой под конец.
Деревня рядышком была.
Напиться б, напоить осла…

Уже стучится в крайний дом,
Мол, напоить его с ослом.
Хозяин мудреца узнал.
Доброжелательно сказал:

«Встречать тебя – большая честь!
Ведь слава о тебе дошла,
До деревушки, не бог весть,
Средь многих деревень, мала!»

И пригласил его во двор,
И гостя усадил в тени…
И мудреца доволен взор,
Кувшин с водой стоял пред ним.

— «Ты – мудрый человек, мы знаем,
Так, мудрости нас научи.
Пусть и соседи будут с нами,
Я позову их, уж прости.»

Мудрец гостеприимству рад.
Дал, гладя бороду, согласье.
С сей встречей, всё казалось ясно,
Соседи уж кружком сидят,
Как вдруг… из стойла — трубный глас…
Осёл истошно заревел.
Мудрец вначале обомлел,
Но вспомнил об осле тот час.

Забыл осла он напоить
И пред гостями, как тут быть?!
Ан, мудрость новая всплыла,
(Но, как ни странно, от осла!)

— «Осёл мой просветил меня
Нежданно вдруг средь бела дня.
Хоть, мудрости и накопив,
Забыл заботу о других!

А, посему, прошу простить,
Пойду скорей осла поить!»

Напившийся осёл не знал,
Какой урок он преподал!

Басни

Так и нраву дурных людей нельзя доверять, даже если они обещают стать хорошими.

39. Ласточка и птицы

Как только зацвела омела, ласточка догадалась, какая в ней таится опасность для пернатых; и, собрав всех птиц, она стала их уговаривать. «Лучше всего, — говорила она, — вовсе вырубить дубы, на которых растет омела, если же это невозможно, то нужно лететь к людям и умолять их не пользоваться силой омелы для охоты на птиц». Но птицы не поверили и осмеяли ее, и она просительницей полетела к людям. За ее сообразительность люди ее приняли и оставили жить у себя. Вот почему остальных птиц люди ловят и едят и только ласточку, просившую у них убежища, не трогают, позволяя ей спокойно гнездиться у них в домах.

Басня показывает: кто умеет предугадывать события, тот легко уберегается от опасностей.

40. Звездочет

Один звездочет имел обыкновение каждый вечер выходить из дому и смотреть на звезды. И вот, прогуливаясь однажды по окраине и всеми мыслями устремившись в небеса, он нечаянно провалился в колодец. Тут он поднял крик и плач; и какой-то человек, заслыша эти вопли, подошел, догадался, что случилось, и сказал ему: «Эх ты! хочешь рассмотреть, что делается в небе, а что на земле, того не видишь?»

Эту басню можно применить к таким людям, которые хвастаются чудесами, а сами не в силах сделать и того, что может всякий.

41. Лисица и собаки

Лисица пристала к стаду овец, ухватила одного из ягнят-сосунков и сделала вид, что ласкает его. «Что ты делаешь?» — спросила ее собака. «Нянчу его и играю с ним», — отвечала лисица. Тогда собака сказала: «А коли так, отпусти-ка ягненка, не то я приласкаю тебя по-собачьему!»

Басня относится к человеку легкомысленному, глупому и вороватому.

42. Крестьянин и его дети

Крестьянин собрался помирать и хотел оставить своих сыновей хорошими земледельцами. Созвал он их и сказал: «Детки, под одной виноградной лозой у меня закопан клад». Только он умер, как сыновья схватили заступы и лопаты и перекопали весь свой участок. Клада они не нашли, зато перекопанный виноградник принес им урожай во много раз больший.

Басня показывает, что труд — это клад для людей.

43. Лягушки

Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы поселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда и прыгнуть. Но другая сказала: «А если и здесь вода пересохнет, как нам оттуда выбраться?»

Басня учит нас не браться за дело, не подумав.

44. Лягушки, просящие царя

Лягушки страдали оттого, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота; но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нем. Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им водяную змею, которая стала их хватать и пожирать.

Басня показывает, что правителей лучше иметь ленивых, чем беспокойных.

45. Волы и ось

Волы тянули телегу, а ось скрипела; обернулись они и сказали ей: «Эх ты! мы везем всю тяжесть, а ты стонешь?»

Так и некоторые люди: другие тянут, а они притворяются измученными.

46. Борей и Солнце

Борей и Солнце спорили, кто сильней; и решили они, что тот из них победит в споре, кто заставит раздеться человека в дороге. Начал Борей и сильно подул, а человек запахнул на себе одежду. Стал Борей еще сильнее дуть, а человек, замерзая, все плотнее кутался в одежду. Наконец, устал Борей и уступил человека Солнцу. И Солнце сперва стало слегка пригревать, а человек понемногу принялся снимать с себя все лишнее. Тогда Солнце припекло посильнее, и кончилось тем, что человек не в силах был вынести жары, разделся и побежал купаться в ближайшую речку.

Басня показывает, что часто убеждение бывает действеннее, чем сила.

47. Мальчик, объевшийся потрохов

Зарезали люди в жертву богам быка в поле и созвали соседей на угощение. Среди гостей пришла и одна бедная женщина, а с нею сын. Во время долгого пира наелся мальчик до отвала потрохов, напился вина, заболел у него живот, и закричал он от боли: «Ой, мама, из меня потроха лезут!» А мать и говорит: «Не твои это потроха, сынок, а те, которые ты съел!»

Эту басню можно применить к должнику, который берет чужое с охотою, а когда приходит пора платить, страдает так, словно отдает свое собственное.

48. Чиж

Чиж в клетке висел на окне и пел среди ночи. На голос его прилетела летучая мышь и спросила, почему это днем он молчит, а ночью поет? Ответил чиж, что есть у него на то причина: пел он когда-то днем и попался в клетку, а после этого стал умнее. Сказала тогда летучая мышь: «Раньше бы ты был таким осторожным, пока тебя еще не поймали, а не теперь, когда это уже бесполезно!»

Басня показывает, что после несчастья раскаянье никому не нужно.

49. Пастух

У пастуха, который пас стадо волов, пропал теленок. Он искал его повсюду, не нашел и тогда дал обет Зевсу принести в жертву козленка, если вор отыщется. Но вот зашел он в одну рощу и увидел, что его теленка пожирает лев. В ужасе возвел он руки к небу и воскликнул: «Владыка Зевс! обещал я тебе в жертву козленка, если смогу отыскать вора; а теперь обещаю вола, если смогу от вора спастись».

Эту басню можно применить к неудачникам, которые ищут то, чего у них нет, а потом не знают, как избавиться от того, что нашли.

50. Ласка и Афродита

Ласка влюбилась в прекрасного юношу и взмолилась к Афродите, чтобы та превратила ее в женщину. Богиня сжалилась над ее страданиями и преобразила ее в прекрасную девушку. И юноша с одного взгляда так в нее влюбился, что тут же привел ее к себе в дом. И вот, когда они были в опочивальне, Афродите захотелось узнать, переменила ли ласка вместе с телом и нрав, и пустила она на середину их комнаты мышь. Тут ласка, позабыв, где она и кто она, прямо с постели бросилась на мышь, чтобы ее сожрать. Рассердилась на нее богиня и вновь вернула ей прежний облик.

Так и люди, дурные от природы, как ни меняют обличье, нрава изменить не могут.

51. Крестьянин и змея

Змея подползла к сыну крестьянина и ужалила его насмерть. Крестьянин, не помня себя от горя, схватил топор и засел возле ее норы, чтобы убить ее сразу, едва она покажется. Выглянула змея, и ударил он топором, но по змее не попал, а расколол возле норы камень. Однако потом стало ему страшно, и стал он просить змею помириться с ним. «Нет, — ответила змея, — ни я не могу тебе добра желать, глядя на трещину в камне, ни ты мне — глядя на могилу сына».

Читайте также:  Басня Эзопа Чайка и Коршун

Басня показывает, что после сильной вражды не легко бывает примирение.

52. Крестьянин и собаки

Крестьянина на пастбище застигла непогода, и он не мог выйти из хижины, чтобы достать пропитание. Тогда он съел сначала своих овец. Буря не унималась; тогда он поел и коз. Но непогоде конца не было видно, и тогда, в третью очередь, взялся он за пахотных волов. Тут собаки, глядя, что он делает, сказали друг другу: «Пора нам отсюда бежать: коли хозяин не пожалел и волов, что с ним работают, то нас и подавно не пощадят».

Конспект урока-проекта «Басни»

Попова Лариса
Конспект урока-проекта «Басни»

Цель: синтезировать полученные сведения о многообразии басен.

1. Охарактеризовать структуру басни.

2. Показать взаимосвязь басен разных авторов.

3. Совершенствовать умение осознанно и выразительно читать и анализировать басни.

4. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.

1. Распределение проектных заданий.

2. Поиск материала учащимися по теме.

3. Подготовка выставки книг и рисунков.

1. Портреты Крылова, Толстого, Лафонтена, Михалкова.

2. Рисунки детей к басням.

3. Книги с баснями разных авторов.

4. Коробка (ящик загадок).

5. У детей листки для самостоятельной работы.

6. Проектор, ноутбук для демонстрации презентаций.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-презентация ваших проектов.

Посмотрите на выставку книг, рисунки, портреты и скажите, как можно назвать тему нашего урока? (Басни – это интересно)

На какие вопросы мы должны будем ответить на уроке? (Почему и чем интересны басни)

Мы с вами уже знаем, что первые басни появились тысячелетия назад, а знаменитый И. А. Крылов написал свои басни 150 лет назад. Зачем же нам, людям 21 века, в век мобильной связи и компьютеров изучать басни?

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки, и басни, как никогда помогают усовершенствовать, прежде всего, самого себя, посмотреть на себя со стороны и постараться избавиться от своих недостатков.

Защита проектных заданий по группам.

1. На какие произведения устного народного творчества похожи басни? Чем?

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Басни похожи на пословицы и поговорки. Главное в них донести мораль читателю.

Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.

2. Каких писателей, создавших басни, вы знаете? Где и когда они жили?

Эзоп — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г до н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились.

Считают, что Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе.

Жан де Лафонтен — французский баснописец.

Первый сборник басен, состоявший из шести книг, вышел в свет в 1668 году,под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные в стихах Ж. де-Лафонтеном»

Басни его завораживают своей жизненностью;иллюзия полная: басня была пережита автором, а потому очаровывает и читателя. Лафонтен действительно видит то, что описывает. Собственно говоря, басниЛафонтена не читаешь и не запоминаешь: их смотришь и слышишь.

Лев Николаевич Толстой, обращаясь к жанру басни, был уверен в том, что он обязательно найдет своего читателя. Потому что, сочиняя произведения такого рода, он стремился к тому, чтобы они были «максимально приближены к детскому восприятию».

Созданные на основе эзоповских, басни Толстого написаны лаконично и без затей. Несмотря на то, что сюжеты являются заимствованными, воспринимаются эти произведения, как оригинальные, настолько самобытно они написаны. Лев Николаевич всегда стремился к тому, чтобы мораль была чёткой и ясной, живой и конкретной.

Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии Наук. В качестве баснописца писатель начал себя проявлять в 1805 году, после того, как перевел на русский язык две басни Лафонтена.

За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец

В своих баснях Крылов дал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Каждая басня содержит в себе мораль. Его басни были переведены на французский, итальянский, грузинский и прочие языки. Королём русскоязычной басни называют Ивана Андреевича Крылова

3. Покажите книги с баснями этих писателей.

4. Расскажите 2 басни наизусть.

Эзоп, «Муравей и цикада»

Нес муравей сушить за свой порог зерна,

Которые он на зиму запас с лета.

Голодная цикада подошла близко

И попросила, чтоб не умереть, корму.

«Но чем же занималась ты, скажи, летом?»

«Я, не ленясь, все лето напролет пела».

Расхохотался муравей и хлеб спрятал:

«Ты летом пела, так зимой пляши в стужу».

(Заботиться важнее о своей пользе,

Чем негой и пирами услаждать душу.)

Жан де Лафонтен, «Цикада и муравьиха»

Цикада летом пела,

Но лето пролетело.

Подул Борей — бедняжке

Пришлось тут очень тяжко.

Осталась без кусочка:

Ни мух, ни червячочка.

Пошла она с нуждою к соседушке своей.

Соседку, кстати, звали мамаша Муравей.

И жалобно Цикада просила одолжить

Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить

До солнечных и теплых деньков, когда она,

Конечно же, заплатит соседушке сполна.

До августа, божилась, вернет проценты ей.

Но в долг давать не любит мамаша Муравей.

И этот недостаток, нередкий у людей,

Был не один у милой мамаши Муравей.

Просительнице бедной устроили допрос:

— Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос.

— Я пела днем и ночью и не хотела спать.

— Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Иван Крылов, «Стрекоза и муравей» (по ролям)

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Всёпрошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка,мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». —

«А, так ты.» — «Я без души

Лето целое всё пела». —

«Ты всё пела?это дело:

Так поди же, попляши!

1. Найдите басни, в моралях которых заключены похожие мысли.

2. Кто создал эти басни?

3. Прочитайте эти басни наизусть.

Басня «Муравей и Голубка»

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. Л. Н. Толстой

Басня «Лев и Мышь»

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее;она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее. Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала,перегрызла веревку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро. Л. Н. Толстой

1. В каких баснях встречаются одни и те же животные? Похожи ли их характеры и поступки?

Животные – герои басен

Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это признак какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — олицетворение невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности

Лисица – олицетворение лицемерия. Вспомните русские народные сказки, лисица в них выступала в роли хитрого, коварного зверя. Обманом она достигала намеченной цели и часто оставалась безнаказанной. Несмотря на такую отрицательную характеристику, охотники многих народов старались носить с собой или амулет в виде лисицы, или хвост лисы. Они верили, что станут увёртливыми, как лиса, а движения их приобретут быстроту, свойственную этому зверю.

Лисица является героиней следующих басен: Орел и лисица, Лисица и козел, Лисица и лев, Лисица и барс, Лисица и обезьяна, Лисица и виноград, Бесхвостая лисица, Лисица и терновник, Лисица и крокодил, Лисица и дровосек, Растолстевшая лисица, Лисица и маска, Лисица и собаки, Гадюка и лиса, Галка и лисица, Собака и лисица, Лев и лисица, Ворон и лисица, Две крысы, яйцо и лиса, Козёл и лисица, Лисица и виноград, Лис и Козел, Лис и Цапля, Ворона и Лисица, Лисица и виноград, Лисица и Сурок, Крестьянин и Лисица, Добрая лисица, Лев и Лисица, Лиса-строитель, Лисица и Осёл, Крестьянин и Лисица.

Волк символизирует семью, обучение, сотрудничество, проницательность, тайну, силу, лидерство, свободу, индивидуальность, деление знинием и мудростью, хитрость, охоту, поиск.

Волк встречается в следующих баснях: Пахарь и волк, Собака и волк, Волки и овцы, Волк и конь, Волк и ягненок, Волк и цапля, Волк и коза, Волк и старуха, Волк и овца, Осел и волк, Осел, ворон и волк, Пастух и волчата, Волк и собака, Лев, волк и лиса, Волк и Ягненок, Комар и Волк, Волк и Ягненок, Волк на псарне, Волк и Кукушка, Волк и Волчонок, Лев и Волк, Волк и Журавль, Волк и Мышонок, Волк и Кот, Волки и Овцы, Волк и Пес, Волк и Цапля, Волк-пастух

Медведь символизирует целительство, божественность, неуязвимость, защиту, правду, выносливость, терпение, интуицию, силу, храбрость.

Медведь – герой следующих басен: Трудолюбивый Медведь, Квартет, Мор зверей, Пустынник и медведь, Медведь у Пчел, Медведь в сетях, Лев и медведь.

Лев символизирует королевские права, спокойствие, семью, силу, смелость.

Лев является героем следующих басен: Лев и человек, Лев, Лев и Мышь, Лев состаревшийся, Лев и Волк, Лев и Лисица, Лев и Комар, Воспитание Льва, Лев и Барс, Осел, лисица и лев, Львица и лиса, Комар и лев, Человек и лев попутчики, Лев, Прометей и слон, Лев, волк и лиса, Лев и комар, Лев и Мышь, Пастух и лев, Лев и крестьянин, Лев и лягушка, Лев и лисица, Лев и бык, Лев и крестьянин, Лев и дельфин, Лев и осел, Осел, петух и лев, Олень и лев, Лисица и лев.

Обезьяна в китайской традиции означает озорство, тщеславие, желание передразнивать. В христианстве – коварство, хитрость, легкомыслие, любовь к роскоши. У индусов обезьяна олицетворяет доброжелательность и нежность.

Обезьяна встречается в следующих баснях: Лисица и обезьяна, Дельфин и обезьяна, Обезьяна и верблюд, Обезьяна и рыбаки, Обезьяньи дети, Верблюд, слон и обезьяна,Обезьяна, Зеркало и Обезьяна, Квартет, Мартышка и очки. и др.

Осёл символизирует жадность, невежество, глупость. Он медлителен, нетороплив, произносит свои суждения значительно. Самонадеянность и тупость осла очень чётко подмечается авторами.

Осёл – герой следующих басен: Осел, петух и лев, Лев, Лев и осел, Осел и садовник, Осел, навьюченный солью, Осел и мул, Осел со статуей на спине, Осел и погонщик, Осел и волк, Осел в львиной шкуре, Осел и лягушки, Покупка осла, Осел и мул, Осел и собака, Два осла, Конь и осел, Осёл и Соловей, Осёл и Мужик, Лисица и Осёл, Филин и Осёл, Осёл и Заяц.

2. Кто авторы этих басен?

3. Инсценируйте 1 басню.

1. Найдите в баснях предметы, которые использовали герои.

2. Составьте о них загадки для «ящика загадок».

3. Придумайте загадки с использованием реплик героев.

В деревянной раме

Художник перед нами.

Художник честный много лет

Дарит каждому портрет.

А портрет на диво!

И выполнен правдиво.

На серебряное блюдце

Мало кто в обиде.

Кто на блюдечко посмотрит –

В нём себя увидит.

Наше мсто на глазах,

Держимся за ушки,

Любят нас все старички,

Мы обычные. (очки)

То, что он продукт молочный,

Вам любой расскажет точно.

Больше всех содержит дыр

Ароматный вкусный. (Сыр)

Ходит гном с бородой

Под диваном и тахтой.

Пройти надо гному.

Он не просто ходит,

Смастерили из досок

И надели поясок,

Пусть хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

«Узнайте басню по цитате»

– Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.

«Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» (Кукушка и Петух»)

«Вперёд своей беде не смейся, голубок» («Чиж и Голубь»)

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»)

«А ларчик просто открывался» («Ларчик»)

«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!» («Слон и Моська»)

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)

«Сильнее кошки зверя нет». («Мышь и Крыса»)

«А Васька слушает, да ест». («Кот и Повар»)

«Слона-то я и не приметил». («Любопытный»)

«Продолжите строчки из басни»

Ворона каркнула во все воронье горло: … (сыр выпал – с ним была плутовка такова)

“А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь!”)

Кто виноват из них, кто прав – судить не нам … (да только воз и ныне там)

“Чем кумушек считать трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”)

“Ты всё пела, это дело…. (так пойди же попляши!”)

“Ай, Моська, знать она сильна…. (что лает на слона!”)

Лучше ты меня, бедняжку, пожалей, пожалей (молоко в другую чашку перелей)

Итог урока.

II. По описанию догадайся, о какой басне идет речь

– Героиня этой истории не сумела разобраться, как пользоваться одной вещью. От досады она её сломала. (Мартышка и очки)

-Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрая противница обманом лишает её всего состояния. (Ворона и лисица).

-Героиня этой истории пела и танцевала все лето. А когда наступила зима, ей стало совсем не до веселья. (Стрекоза и муравей)

-Героиня этой истории считала, что можно прославиться не бесстрашием, а пустым громким лаем. (Слон и моська).

Итог урока

– Закончить наш урокхочется словами Михаила Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессменные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

– Какие качества высмеиваются в баснях, а какие поощряются?

– Я вам желаю искоренять в себе недостатки и растить в себе хорошее, доброе!

Конспект урока «Число 2. Цифра 2» Тема: Число и цифра 2. Цель: Создание условий для ознакомления с числом и цифрой 2. Задачи: 1. Познакомить с образованием числа 2. Цифра.

Конкурс чтецов «Басни Крылова» Дети под музыку заходят в зал, встают в полукруг Ведущий: Поэзии чудесная страница. Для нас сегодня открывает дверь, И чудо пусть любое.

Конспект урока по учебной дисциплине «Коллективное музицирование» в формате квест-проекта КВЕСТ «СПАСЕНИЕ СОФИИ» ЭТАП МОТИВАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: Я приветствую вас, дорогие друзья! Мы продолжаем изучать с вами великое многообразие.

Конспект урока «Звуки [П]-[П`]» Конспект урока учителя-логопеда Барановской Л. А. Тема: «Звуки [П]-[П`]» Цель: Дифференциация звуков [П] – [П`]. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Инсценировка басни Крылова «Квартет» Цели: Развивать у детей творческое воображение, умение проигрывать в действии цепочку заданных движений; Побуждать детей с помощью жестов,.

Отчет о проведенном тематическом мероприятии «Басни дедушки Крылова» (Проект «Книга – добрый друг» совместная работа воспитателя Куломзинского детского сада и библиотекаря сельского Дома культуры) 14 февраля,.

Театрализованное представление по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» «Стрекоза и муравей» (подготовительная группа) (дети под музыку входят в зал и становятся полукругом, в руках цветы). 1 реб. : Летом солнышко.

Конспект урока по СБО. Тема урока: «Изделия из пресного теста. Технология приготовления пирожков с картофелем» План-конспект открытого урока. Тема урока: «Изделия из пресного теста. Технология приготовления пирожков с картофелем». Цель урока: Углубить.

Сценарий осеннего праздника по мотивам басни Крылова «Стрекоза и муравей» Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник свой осенний начинаем. Позабудьте.

Внеклассное чтение басни И. А. Крылова «Кукушка и петух» Внеклассное чтение на тему: Басня И. А. Крылова «Кукушка и петух». Цель: – прививать детям любовь к чтению, познакомить учащихся с биографией.

Ссылка на основную публикацию