Басня Эзопа Поросенок и Oвцы

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Покупка осла.
Попугай и ласка.
Поросенок и овцы.
Потерпевший кораблекрушение.
Продавец статуй.
Прометей и люди.
Птицелов и аист.
Птицелов и аспид.
Птицелов и жаворонок.
Птицелов и куропатка.

Покупка осла
Один человек, покупая осла, взял его на испытание – привел к своим ослам и поставил возле кормушки. А осел сразу стал рядом с самым ленивым и прожорливым, от которого не было никакого толку, а на других ослов даже не посмотрел. Взял покупатель осла за привязь и отвел обратно к хозяину. тот спросил, чем же кончилось испытание; ответил покупатель: “Мне теперь никаких испытаний не надо: как я погляжу, он такой же, как и тот, кого он из всех одного выбрал себе товарищем”.
Басня показывает: о человеке судят по его друзьям.

Попугай и ласка
Купил человек попугая и пустил его жить в своем доме. Попугай, привычный к домашней жизни, взлетел на очаг, примостился там и стал верещать своим звучным голосом. Увидела его ласка и спросила, кто он такой и откуда явился. Ответил попугай: “Меня только что купил хозяин”. Сказала ласкм: “Наглая тварь! тебя только что купили, и ты так кричишь! А мне, хоть я и родилась в этом доме, хозяева и пикнуть не позволяют, и стоит мне подать голос, как они начинают сердиться и гонят меня прочь”. Попугай на это отвечал: “Ступай себе, хозяюшка: мой-то ведь голос совсем не так противен хозяевам, как твой”.
Басня относится к человеку сварливому, который всегда бросается на других с обвинениями.

Поросенок и овцы
В одном овечьем стаде пасся поросенок. Однажды схватил его пастух, а он стал визжать и упираться. Стали овцы укорять его за такой крик: “Мы ведь не кричим, когда он то и дело хватает нас!” Ответил им поросенок: “Меня он не так хватает, как вас; от вас ему нужна шерсть или молоко, а от меня ему нужно мясо”.
Басня показывает: недаром плачутся те, кто рискует потерять не деньги, а жизнь.

Потерпевший кораблекрушение
Один богатый афинянин вместе с другим плыл по морю. Поднялась страшная буря, и корабль перевернулся. Все остальные пустились вплавь, и только афинянин без конца взывал к Афине, обещая ей бесчисленные жертвы за свое спасение. Тогда один из товарищей по несчастью, проплывая мимо, сказал ему: “Афине молись, да сам шевелись”.
Так и нам следует не только молиться богам, но и самим о себе заботиться.

Продавец статуй
Один человек сделал деревянного Гермеса и понес на рынок. Ни один покупатель не подходил; тогда чтобы зазвать хоть кого-нибудь, он стал кричать, что продается бог, податель благ и хранитель прибыли. Какой-то прохожий спросил его: “Что же ты, любезный, продаешь такого бога, вместо того чтобы самому им пользоваться?” Ответил продавец: “Мне сейчас польза от него нужна скорая, а свою прибыль он обычно приносит медленно”.
Против человека корыстного и нечестивого.

Прометей и люди
Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу сохранили зверообразную.
Басня направлена против человека грубого и глупого.

Птицелов и аист
Птицелов расставил на журавлей сети и издали наблюдал за ловлей. Вместе с журавлями опустился на поле и аист, и птицелов, подбежав, поймал его вместе с ними. Стал аист просить не убивать его: ведь людям он не только не вреден, но даже полезен, потому что ловит и убивает змей и прочих гадов. Ответил птицелов: “Будь ты хоть трижды полезен, но был ты здесь среди негодяев, а потому все равно заслужил наказание”.
Так и мы должны избегать общества дурных людей, чтобы самим не прослыть их сообщниками в недобрых делах.

Птицелов и аспид
Птицелов взял птичий клей и прутья и отправился на охоту. Увидел он дрозда на высоком дереве и захотел его изловить. Он связал свои прутья конец с концом и стал зорко всматриваться вверх, ни о чем более не думая. И, засмотревшись ввысь, не заметил он у себя под ногами лежащего аспида, наступил на него, а тот извернулся и его ужалил. Испуская дух, сказал птицелов сам себе: “Несчастный я! хотел поймать другого, а не заметил, как сам попался и погиб”.
Кто стоит козни против ближних, сами первыми попадают в беду.

Птицелов и жаворонок
Птицелов ставил на птиц силки. Увидел его жаворонок и спросил, что это он делает. Ответил птицелов: “Город строю!” – и отошел в сторонку. Поверил жаворонок, подошел, клюнул приманку и неожиданно попался в силок. Подбежал птицелов и схватил его, а жаворонок и говорит: “Ну, любезный, если такие ты города строишь, то немного у тебя будет жителей!”
Басня показывает: люди покидают дом и родину чаще всего тогда, когда у власти стоят дурные правители.

Птицелов и куропатка
К птицелову в поздний час пришел гость. Угостить его было нечем, и хозяин бросился к своей ручной куропатке, чтобы ее зарезать. Куропатка стала попрекать его неблагодарностью: ведь немало она ему помогала, когда заманивала и выдавала ему других куропаток, а он ее хочет убить! Ответил птицелов: “Тем охотней я тебя зарежу, коли ты и родичей своих не жалела!”
Басня показывает: кто предает своих соплеменников, того ненавидят не только те, кого он предает, но и те, кому он их предает.

Басни Эзопа, стр. 7

Но в скором времени Дикий Осел снова повстречал своего знакомца. Но на сей раз тот вез тяжелый груз, а погонщик шел за ним и бил его хлыстом.

— Ах, друг мой! — сказал Дикий Осел. — Вот уж я тебе не завидую. Дорого же ты платишь за свои удобства!

Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.

«Счастливое ты животное!»

Муравьи были некогда людьми, и жили эти люди, обрабатывая землю.

Но, вечно недовольные своим урожаем, они при каждом удобном случае воровали у соседей злаки, овощи и плоды и прибавляли к собственным запасам.

В конце концов надоела Юпитеру их жадность, и он превратил их в муравьев.

Однако — хоть облик их переменился, повадки остались те же: и по сей день они ползают по чужим полям и садам, воруют плоды чужого труда и прибавляют к своим запасам.

Как вора ни наказывай, всё на чужое зарится.

Юпитер превратил их в муравьев.

Лягушки и колодец

Жили две Лягушки вместе в одном болоте. Однажды жарким летом болото высохло, и отправились Лягушки искать другое место для житья.

Шли они, шли и нашли глубокий колодец.

Заглянула одна Лягушка в этот колодец и говорит другой:

— Какое уютное, прохладное местечко. Давай прыгнем и будем там жить!

Но другая поумней была.

— Не торопись, подруга, — сказала она первой Лягушке. — А вдруг колодец тоже высохнет, как наше любимое болото? Как мы оттуда вылезем?

Не зная броду, не суйся в воду.

Они нашли глубокий колодец.

Однажды Краб покинул родимый берег моря и поселился на лугу, таком зеленом, милом и, как показалось Крабу, удобном для житья.

Но мимо шла голодная Лиса, увидала Краба и схватила.

И, чуя неминучий конец, Краб вздохнул:

— Так мне и надо! Зачем покинул я родной берег и поселился там, где мне не место?

От добра добра не ищут.

Лиса увидала Краба и схватила.

Кузнечик и Лиса

Кузнечик пел в ветвях платана. Услышала его Лиса — вот, думает, лакомый кусочек. И решила она сманить его на землю.

Встала на виду у Кузнечика и давай его расхваливать: какой, мол, голос чудный и, мол, пусть он спустится, она мечтает познакомиться с тем, кто так дивно умеет петь.

Но Кузнечик был не дурак.

— Ты ошибаешься, — ответил он Лисе, — если полагаешь, что я тебе поверю и к тебе спущусь. Я держусь подальше от тебя и всей твоей родни с тех самых пор, как увидал вход в лисью нору, усеянный крыльями Кузнечиков.

Умного лестью не возьмешь.

Кузнечик пел в ветвях.

Осел с Собакой вместе путешествовали. И вот нашли они на дороге запечатанный конверт.

Осел поднял конверт, вскрыл и стал вслух читать письмо Собаке. А было то письмо на нескольких страницах.

И все там оказалось про траву, да про ячмень, овес и сено — про ту еду, которую едят Ослы.

Надоело Собаке это слушать. Наконец она не вытерпела и говорит:

— Ты пропусти-ка несколько страниц, дружок. Погляди, нет ли там чего про косточки и мясо?

Осел проглядел письмо, но ничего про мясо не нашел и сказал об этом Собаке.

Расстроилась Собака и говорит ему в сердцах:

— Выбрось ты эту писанину! Кому нужна такая дрянь!

Осел с Собакой вместе путешествовали.

Стал Пастух собирать Коз в стадо, чтобы вести обратно в хлев, а одна Коза заупрямилась — не идет к нему ни в какую.

Читайте также:  Басня Эзопа Лиса и Обезьяна

Долго Пастух звал, кричал, свистел, но всё напрасно — Коза на него никакого внимания не обращала. Тогда он запустил в нее камнем — да и сломал ей рог.

Расстроился Пастух и просит Козу — ты, мол, не говори хозяину.

А Коза ему в ответ:

— Я-то не скажу. Рог за меня всё скажет.

Шила в мешке не утаишь.

Он запустил в нее камнем.

Стали Овцы корить Пастуха за то, что так несправедлив.

— Как только тебе не совестно? — спрашивают. — Мы даем тебе шерсть и молоко. А кормиться нам приходится одной травой, да и ту мы сами ищем. Собака — та ничего тебе не дает, а ты ее кормишь с собственного стола. Услыхала Собака эти речи и говорит:

— Всё вы верно говорите. Да только где бы вы были, если бы не я? Воры бы вас украли! Волки бы вас сожрали! Не стереги я вас — да вы бы со страху и траву щипать не могли!

Поняли Овцы, что это чистая правда, и больше никогда уж не корили Пастуха за то, что балует Собаку.

Чужая миска всегда полнее кажется.

«Мы даем тебе шерсть и молоко!»

Поросенок и Овцы

Повадился Поросенок на луг, где паслись Овцы.

Надоело это Пастуху, он схватил его и потащил к мяснику. А Поросенок давай визжать и вырываться.

Увидели Овцы, как он себя ведет, и говорят:

— Пастух нас то и дело хватает и уносит — мы ведь молчим!

— Тут большая разница, — отвечает им бедный Поросенок. — Вы-то ему на шерсть нужны, а я на ветчину!

Легко кричать «Трус!», когда не ты в опасности.

А Поросенок давай визжать и вырываться.

Как-то раз, давным-давно, все Реки дружно стали корить Море за то, что портит им воду.

— Мы к тебе подходим, — сказали они Морю, — со свежей, пресной, питьевой водою. Но, едва смешается с твоей, вода наша делается соленой и невкусной.

А Море в ответ как отрезало:

— Держитесь подальше от меня, вот и останетесь вкусными и свежими.

Не ропщи понапрасну.

«Вода наша делается соленой».

Однажды Лев всем сердцем влюбился в дочь одного Крестьянина и захотел на ней жениться. Крестьянин не хотел выдавать дочь за такого свирепого мужа, но и Льва он оскорбить боялся. Что делать? И вот он наконец придумал.

Пошел ко Льву и говорит:

— Я рад отдать за тебя дочь. Но только с одним условием: позволь мне состричь у тебя когти и вырвать зубы, чтобы она тебя не боялась.

Лев от любви себя не помнил. Вот он и согласился. А без костей и без зубов он стал Крестьянину не страшен, и тот прогнал его со двора дубиной.

Влюбленность без ума к беде ведет.

Прокрался вор на пасеку, пока Пасечника не было, и весь мед украл.

Басни Эзопа

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Лев и Лиса

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Два Горшка

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Лиса и Журавль

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Читайте также:  Басня Эзопа Орел и Жук

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Волк и Ягненок

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

Басни Эзопа, стр. 7

Но в скором времени Дикий Осел снова повстречал своего знакомца. Но на сей раз тот вез тяжелый груз, а погонщик шел за ним и бил его хлыстом.

— Ах, друг мой! — сказал Дикий Осел. — Вот уж я тебе не завидую. Дорого же ты платишь за свои удобства!

Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.

«Счастливое ты животное!»

Муравьи были некогда людьми, и жили эти люди, обрабатывая землю.

Но, вечно недовольные своим урожаем, они при каждом удобном случае воровали у соседей злаки, овощи и плоды и прибавляли к собственным запасам.

В конце концов надоела Юпитеру их жадность, и он превратил их в муравьев.

Однако — хоть облик их переменился, повадки остались те же: и по сей день они ползают по чужим полям и садам, воруют плоды чужого труда и прибавляют к своим запасам.

Как вора ни наказывай, всё на чужое зарится.

Юпитер превратил их в муравьев.

Лягушки и колодец

Жили две Лягушки вместе в одном болоте. Однажды жарким летом болото высохло, и отправились Лягушки искать другое место для житья.

Шли они, шли и нашли глубокий колодец.

Заглянула одна Лягушка в этот колодец и говорит другой:

— Какое уютное, прохладное местечко. Давай прыгнем и будем там жить!

Но другая поумней была.

— Не торопись, подруга, — сказала она первой Лягушке. — А вдруг колодец тоже высохнет, как наше любимое болото? Как мы оттуда вылезем?

Не зная броду, не суйся в воду.

Они нашли глубокий колодец.

Однажды Краб покинул родимый берег моря и поселился на лугу, таком зеленом, милом и, как показалось Крабу, удобном для житья.

Но мимо шла голодная Лиса, увидала Краба и схватила.

И, чуя неминучий конец, Краб вздохнул:

— Так мне и надо! Зачем покинул я родной берег и поселился там, где мне не место?

От добра добра не ищут.

Лиса увидала Краба и схватила.

Кузнечик и Лиса

Кузнечик пел в ветвях платана. Услышала его Лиса — вот, думает, лакомый кусочек. И решила она сманить его на землю.

Встала на виду у Кузнечика и давай его расхваливать: какой, мол, голос чудный и, мол, пусть он спустится, она мечтает познакомиться с тем, кто так дивно умеет петь.

Но Кузнечик был не дурак.

— Ты ошибаешься, — ответил он Лисе, — если полагаешь, что я тебе поверю и к тебе спущусь. Я держусь подальше от тебя и всей твоей родни с тех самых пор, как увидал вход в лисью нору, усеянный крыльями Кузнечиков.

Умного лестью не возьмешь.

Кузнечик пел в ветвях.

Осел с Собакой вместе путешествовали. И вот нашли они на дороге запечатанный конверт.

Осел поднял конверт, вскрыл и стал вслух читать письмо Собаке. А было то письмо на нескольких страницах.

И все там оказалось про траву, да про ячмень, овес и сено — про ту еду, которую едят Ослы.

Надоело Собаке это слушать. Наконец она не вытерпела и говорит:

— Ты пропусти-ка несколько страниц, дружок. Погляди, нет ли там чего про косточки и мясо?

Осел проглядел письмо, но ничего про мясо не нашел и сказал об этом Собаке.

Расстроилась Собака и говорит ему в сердцах:

— Выбрось ты эту писанину! Кому нужна такая дрянь!

Осел с Собакой вместе путешествовали.

Стал Пастух собирать Коз в стадо, чтобы вести обратно в хлев, а одна Коза заупрямилась — не идет к нему ни в какую.

Долго Пастух звал, кричал, свистел, но всё напрасно — Коза на него никакого внимания не обращала. Тогда он запустил в нее камнем — да и сломал ей рог.

Расстроился Пастух и просит Козу — ты, мол, не говори хозяину.

А Коза ему в ответ:

— Я-то не скажу. Рог за меня всё скажет.

Шила в мешке не утаишь.

Он запустил в нее камнем.

Стали Овцы корить Пастуха за то, что так несправедлив.

— Как только тебе не совестно? — спрашивают. — Мы даем тебе шерсть и молоко. А кормиться нам приходится одной травой, да и ту мы сами ищем. Собака — та ничего тебе не дает, а ты ее кормишь с собственного стола. Услыхала Собака эти речи и говорит:

— Всё вы верно говорите. Да только где бы вы были, если бы не я? Воры бы вас украли! Волки бы вас сожрали! Не стереги я вас — да вы бы со страху и траву щипать не могли!

Поняли Овцы, что это чистая правда, и больше никогда уж не корили Пастуха за то, что балует Собаку.

Чужая миска всегда полнее кажется.

«Мы даем тебе шерсть и молоко!»

Поросенок и Овцы

Повадился Поросенок на луг, где паслись Овцы.

Надоело это Пастуху, он схватил его и потащил к мяснику. А Поросенок давай визжать и вырываться.

Увидели Овцы, как он себя ведет, и говорят:

— Пастух нас то и дело хватает и уносит — мы ведь молчим!

— Тут большая разница, — отвечает им бедный Поросенок. — Вы-то ему на шерсть нужны, а я на ветчину!

Легко кричать «Трус!», когда не ты в опасности.

А Поросенок давай визжать и вырываться.

Как-то раз, давным-давно, все Реки дружно стали корить Море за то, что портит им воду.

— Мы к тебе подходим, — сказали они Морю, — со свежей, пресной, питьевой водою. Но, едва смешается с твоей, вода наша делается соленой и невкусной.

А Море в ответ как отрезало:

— Держитесь подальше от меня, вот и останетесь вкусными и свежими.

Не ропщи понапрасну.

«Вода наша делается соленой».

Однажды Лев всем сердцем влюбился в дочь одного Крестьянина и захотел на ней жениться. Крестьянин не хотел выдавать дочь за такого свирепого мужа, но и Льва он оскорбить боялся. Что делать? И вот он наконец придумал.

Пошел ко Льву и говорит:

— Я рад отдать за тебя дочь. Но только с одним условием: позволь мне состричь у тебя когти и вырвать зубы, чтобы она тебя не боялась.

Лев от любви себя не помнил. Вот он и согласился. А без костей и без зубов он стал Крестьянину не страшен, и тот прогнал его со двора дубиной.

Влюбленность без ума к беде ведет.

Прокрался вор на пасеку, пока Пасечника не было, и весь мед украл.

Читать онлайн “Басни Эзопа” автора Эзоп – RuLit – Страница 1

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

Читайте также:  Басня Эзопа Резвый Осел

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

Понтийские басни Николая Георгиади: Волки и овцы (видео)

Проходят века, меняется жизнь, но не меняются черты характера людей, населяющих цивилизованный мир. Правила, по которым живет человеческое общество, исходят из одних и тех же закономерностей.

С древности мыслящие люди в прозе или в стихотворной форме пытались с сарказмом описать слабости людей и подать пример для исправления отрицательных черт, присущих любому человеку.

Продолжателем древних традиций стал и понтийский поэт Николай Георгиади, родившийся 28 ноября 1949 года в греческой понтийской семье, депортированной в Казахстан.

Сегодня Николай Георгиади (Никос Георгиадис) проживает в г. Афины. Ему исполнилось 65 лет, и он с новыми силами сочиняет все новые понтийские басни, основанные на произведениях древнегреческого автора басен-мифов Эзопа и русского баснописца Крылова. Одна из басен, предлагаемая посетителям сайта, называется «Волки и овцы» и берет свою основу в древнем мифе, нашедшем свою новую жизнь в творчестве Ивана Андреевича Крылова.

Николай Георгиади (Никос Георгиадис)

Текст зачитанный Николаем Дмитриевичем Георгиади звучит на понтийском языке. В статье предлагается для сравнения и лучшего понимания для двуязычных читателей (владение греческим и русским языком) басня Крылова «Волки и овцы» со схожим сюжетом. Смысл басни характерен и для сегодняшней жизни, особенно на фоне политической обстановки в Греции и наступающим годом «Козы или овцы».

Волки и овцы

Овечкам от Волков совсем житья не стало,
И до того, что наконец
Правительство зверей благие меры взяло
Вступиться в спасенье Овец, –
И учрежден Совет на сей конец.
Большая часть в нем, правда, были Волки;
Но не о всех Волках ведь злые толки.
Видали и таких Волков, и многократ, –
Примеры эти не забыты, –
Которые ходили близко стад
Смирнехонько – когда бывали сыты.
Так почему ж Волкам в Совете и не быть?
Хоть надобно Овец оборонить,
Но и Волков не вовсе ж притеснить!”
Вот заседание в глухом лесу открыли;
Судили, думали, рядили
И, наконец, придумали закон.
Вот вам от слова в слово он:
“Как скоро Волк у стада забуянит
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор”.
В законе нечего прибавить, ни убавить.
Да только я видал: до этих пор, –
Хоть говорят, Волкам и не спускают, –
Что будь Овца ответчик иль истец,
А только Волки все-таки Овец
В леса таскают.

Иван Андреевич Крылов, портрет работы Ивана Эггинка

Понтийские басни Николая Георгиади

Никос Георгиадис (Николай Георгиади) широко известен своими произведениями на понтийском диалекте новогреческого языка. Он посвятил, написанные им произведения, своему народу – понтийским грекам. Каждое стихотворение, поэма или слова для песен связаны с богатой событиями историей греков Советского Союза. Исход из Понта, сталинские репрессии, военные годы, депортация в Казахстан, возвращение на Кавказ и переселение в Грецию произошли за 70 лет. Бесконечные трагические события пережитые народом за период протяженностью всего в одну человеческую жизнь придают силы поэту и вдохновляют его на творческие подвиги. Итогом многолетней работы Николая Георгиади стал сборник его стихов на греческом языке «Πατρίδα’ μ αραεύω σε» («Родина, ищу тебя»).

В последнее время результатом новых творческих изысканий Николая Георгиади стали басни на понтийском диалекте греческого языка. Написанные им басни (или в древнегреческой традиции мифы Эзопа) затрагивают многие стороны жизни и характера современного человека. Новое направление в творчестве навеяно произведениями древнегреческого автора басен-мифов Эзопа и русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844).

Баснописцы – последователи Эзопа

Основоположником басенного жанра считается дрвнегреческий поэт Эзоп. Он жил около 600 г. до н. э. предположительно в г. Приена (Малая Азия). Существует и масса других версий его происхождения.

Русский баснописец Крылов не был первым продолжателем дела великого Эзопа. На его творчество повлияли и поздние авторы. В XVII веке стал широко известен французский баснописец Жан де Лафонтен (1621-1695).

французский баснописец Жан де Лафонтен

Попытки уподобиться древнему греку Эзопу имели место и в древности. Выходец из греческой области Македония Федр, благодаря знанию родного греческого языка, перевел на литинский язык и переработал многие произведения своего соплеменника. Он жил на стыке I века до н. э и I века н. э. (20 г. до н. э. – 50 г. н. э.) и считается римским автором.

Во ΙΙ веке нашей эры прославился на весь греко-латинский мир баснописец Бабрий. Он родился в семье италийских греков и проживал предположительно в Сирии. Позже, в V веке, стало извесным имя римского автора басен Авиана.

Басенная традиция живет в веках и призвана быть на службе у сатириков, указывающих на недостатки человека и общества.

Василий Ченкелидис, историк

Ссылка на основную публикацию