Басня Эзопа Путники

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Путник и гадюка.
Путник и Гермес.
Путник и Судьба.
Путники и ворон.
Путники и медведь.
Путники и платан.
Путники.
Путники.
Пчелы и Зевс.
Разбойник и тутовое дерево.

Путник и гадюка
Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, спрятал за пазуху и стал отогревать. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась – ужалила его в живот. Почувствовав смерть, сказал путник: “Поделом мне: зачем я спас умирающую тварь, когда ее и живую-то надо было убить?”
Басня показывает: злая душа не только не платит благодарностью в ответ на добро, но даже восстает против благодетеля.

Путник и Гермес
Путник в дальней дороге дал обет, что если найдет что-нибудь, то половину пожертвует Гермесу. Наткнулся он на суму, в которой были миндаль и финики, и поспешил поднять ее, думая, что там деньги. Вытряхнул он все, что там было, и съел, а скорлупки от миндаля и косточки от фиников положил на алтарь с такими словами: “Вот тебе, Гермес, обещанное от находки: делюсь с тобой и тем, что было снаружи, и тем, что было внутри”.
Басня относится к человеку жадному, который ради наживы и богов перехитрить готов.

Путник и Судьба
Путник, уставший после долгой дороги, бросился наземь возле колодца и заснул. Во сне он едва не скатился в колодец; но подошла к нему Судьба, разбудила и сказала: “Любезный, если бы ты свалился, ведь ты бранил бы не себя за свою неосторожность, а меня!”
Так многие люди винят богов, когда виноваты сами.

Путники и ворон
Шли люди по своим делам, и попался им ворон, слепой на один глаз. Стали они следить за ним, а один даже предлагал вернуться: этого, мол, требует примета. Но другой возразил: “Как же может ворон предвещать будущее нам, коли собственного увечья он не мог предвидеть и не остерегся?”
Так люди, беспомощные в собственных делах, не годятся и близким в советчики.

Путники и медведь
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.
Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ: “Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!”
Басня показывает: настоящие друзья познаются в опасности.

Путники и платан
Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: “А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!” Ответил им платан: “Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей сенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!”
Так не везет и некоторым людям: они делают ближним добро, а благодарности за это не видят.

Путники
Шли два путника по дороге. Один из них нашел топор, а другой воскликнул: “Вот нам и находка!” Первый ответил: “Неверно говоришь: не нам находка, а мне находка”. Немного спустя столкнулись они с хозяевами, потерявшими топор, и те погнались за ними. Тот, у кого был топор, крикнул другому: “Вот нам и погибель!” Другой ответил: “Неверно говоришь: не нам погибель, а тебе погибель, – ведь когда ты нашел топор, то не взял меня в долю!”
Басня показывает: кто в счастье не делится с друзьями, тот в несчастье будет ими покинут.

Путники
Путники шли по берегу моря. Взошли они на холм и заметили вдали плывущую вязанку хвороста, а подумали, что это большой корабль, и стали ждать, пока он причалит. А когда ветер пригнал хворост поближе, то они решили, что это плот, и поменьше, чем казалось, но продолжали ждать. Наконец, прибило хворост к берегу, увидели они, что это такое, и сказал один другому: “Зря мы дожидались: ничего тут нет!”
Так и некоторые люди издали кажутся грозными, а как посмотреть поближе, оказываются ничтожествами.

Пчелы и Зевс
Пчелам было жалко отдавать людям свой мед, и они явились к Зевсу с просьбой дать им силу поражать жалом всякого, кто подойдет к их сотам. Рассердился на них Зевс за такую злобу и сделал так, чтобы, ужалив кого-нибудь, они тотчас теряли жало, а вместе с ним и жизнь.
Басня относится к людям злобным, которые сами себе приносят вред.

Разбойник и тутовое дерево
Разбойник убил на дороге человека; люди это увидели и погнались за ним, а он бросил убитого и, весь покрытый кровью, пустился бежать. Встречные спросили, почему у него руки в крови; он ответил, что это он лазил на тутовое дерево. Но пока он с ними говорил, набежали преследующие, схватили его и распяли как раз на тутовом дереве. И сказало тутовое дерево: “Я не жалею, что стало орудием твоей смерти: ведь ты совершил убийство, да еще на меня хотел его свалить”.
Так люди, от природы добрые, часто становятся злыми в ответ на клевету.

Путники

Инсценировка Олеси Емельяновой

Продолжительность спектакля: 2 минуты; количество актеров: от 1 до 4.

Первый Нищий
Второй Нищий
Хозяин Топора
Ворона-рассказчица

На первом плане слева и справа деревья, посередине сцены пенек, в который воткнут топор. На втором плане луг. Из-за деревьев вылетает Ворона и садится на пень.

Ища себе воды и пищи,
Но не ища себе труда,
Брели два оборванца нищих
Из ниоткуда в никуда.

Ворона улетает. Из-за деревьев слева выходят двое грязных нищих, одетых в лохмотья, и медленно идут к правой кулисе.

Первый Нищий (заунывным дребезжащим голосом)

Подайте люди, ради Бога!
Не ели мы четыре дня!

Второй Нищий (с досадой)

Чего орешь? Пуста дорога.
Здесь никого нет, кроме пня!

Первый Нищий (разочарованно)

А мне почудилось, прохожий.

Эх ты, кротовья голова!

Первый Нищий подходит к пню и выдергивает из него топор.

Первый Нищий (радостно)

Смотри-ка здесь топор хороший!
Он стоит рубль, а то и два!

Второй Нищий подходит и тоже рассматривает топор.

Второй Нищий (радостно)

Видать, на нас Бог не в обиде!
Нам крупно повезло с тобой!

Второй Нищий пытается взять топор в руки, но Первый Нищий не дает и замахивается на Второго Нищего топором.

Первый Нищий (злобно)

Нет! Первым я топор увидел,
И потому он только мой!

Второй Нищий (примирительно)

Ну ладно, ладно! Успокойся!
Он твой! Закончим этот спор.

Из-за правой кулисы выходит крепкий широкоплечий угрюмый детина Хозяин Топора.

Хозяин Топора (грозно)

А ну, пройдохи и пропойцы,
Кто красть тут вздумал мой топор?

Первый Нищий (испуганно Второму Нищему)

Погибель нам! Ох! Поневоле
Врага мы нажили себе!

Второй Нищий (злорадно)

Э нет, поскольку я не в доле,
Не нам погибель, а тебе!

Второй Нищий убегает. Хозяин Топора вырывает из рук Первого Нищего свой топор и начинает его колотить обухом.

Хозяин Топора (грозно)

Вот я задам тебе, ворюга!

Первый Нищий убегает, Хозяин Топора идет за ним, размахивая топором.

Хозяин Топора (злобно)

Убью, коли найду!

Хозяин Топора скрываются за кулисой. На пенек садится Ворона.

Коль счастьем не делился с другом,
То не с кем разделить беду.

© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2009 г.

Колодец. Три басни Эзопа в одном поучительном сценарии.

Старик и Смерть. Сценка по известной притче Эзопа.

Пьесы для ТЮЗа и театра кукол. Сценарии детских спектаклей для профессионального театра по народным и авторским сказкам.

Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

Сказки и басни. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра

Басня Эзопа Путники

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 079
  • КНИГИ 592 364
  • СЕРИИ 22 121
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 703

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

Читайте также:  Басня Эзопа Рыбак

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

«Басни Эзопа – источник мудрости».

Читайте басни Эзопа, для того чтобы прикоснуться к сокровищнице человеческого опыта и мудрости. Они кратко и очень доходчиво учат нас уму-разуму

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_bratchikov_s.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №4

« Басни Эзопа – источник мудрости».

Выполнил: Братчиков Вячеслав

обучающийся 5А класса

  1. Биография Эзопа.
  2. Эзопов язык.
  3. Популярные басни Эзопа.
  4. Мудрость, скрытая в баснях Эзопа.
  5. Крылатые фразы

Кратко, доходчиво учат нас уму-разуму басни. С детства мы читаем и учим наизусть басни Крылова. Думаю, что весь образованный мир знает, что сюжеты большей части басен позаимствован у древнегреческого баснописца Эзопа. Для меня это стало открытием, когда мы начали изучать историю Древнего мира. Точное число басен Эзопа не знает никто, цифры колеблются от 400 до 650. К сожалению, никаких его рукописей и оригиналов произведений до наших дней не дошло.

Я решил прочитать басни Эзопа, для того чтобы прикоснуться к сокровищнице человеческого опыта и мудрости.

Актуальность проекта состоит в том, что в жизни нам не хватает собственного опыта, знаний, то есть того, что делает нас умнее, терпимее и рассудительней. А басни Эзопа учат без назиданий и унижений, не читают нам мораль, не ругают, не кричат на нас, как это делают взрослые. Эзоп же терпеливо и по-отечески помогает нам избежать ошибок и найти выход из трудной жизненной ситуации, разглядеть в себе плохие качества, даёт возможность измениться в лучшую сторону.

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что он может быть использован школьниками для повышения образовательного уровня по истории и литературе, расширения кругозора, а также поможет бороться с негативными проявлениями характера.

Цель : Составить памятку жизненных советов от Эзопа.

– прочитать басни Эзопа

– проиллюстрировать понравившиеся мне басни

– создание презентации «Басни Эзопа – источник мудрости»

– рассказать одноклассникам о знаниях, которые я приобрёл, читая басни Эзопа

– выбрать так форму выступления, чтобы моим одноклассникам было интересно.

Объект исследования : Басни Эзопа.

Эзо́п— легендарный древнегреческий поэт-баснописец.

Предположительно жил около 600 г. до н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках — (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.). Эзоп — родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI века до Рождества Христова, был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени.

Согласно преданию, он был рабом из Фригии (в Малой Азии), впоследствии был отпущен на волю и жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза. Согласно легенде Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в его котомку и затем забили тревогу. После этого было приказано обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности баснописца; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином.

Эзопов язык – особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому обращалась художественная литература, критика и публицистика, лишенные свободы выражения в условиях цензуры.

Аллегория – иносказание. Когда какое-то отвлечённое понятие выражено через конкретный объект. Например, жадность, злоба часто воплощается в облике волка, а тупость — в образе осла, хитрость – в образе лисы, трусость – в образе заяц).

Ирония – отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.

Фабула – место в басне, где рассказывается о том, что случается с разными героями и описываются какие – то события

Мораль – мысль басни, выраженная в нескольких строчках, подтверждаемая опытом жизни, поучение.

Порок – нравственный, духовный недостаток. Всё, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; наклонность к худу, к дурной жизни. Например, злоба, себялюбие, жадность, трусость — человеческие пороки.

Сюжет — последовательность событий. В басне сюжет очень прост и ясен.

Круг персонажей басен Эзопа является довольно широким: свыше 80 разновидностей растений и животных, около 30 человеческих профессий, десятки богов и мифологических фигур. При этом можно определить группу наиболее распространенных персонажей, среди которых: лисица, лев, змея, волк, пес, осел, крестьянин и т.п. Образ персонажа может изменяться согласно новой сюжетной ситуации. Таким образом, персонажи басен Эзопа являются условными фигурами, автора они интересуют не сами по себе, а как носители определенных функций.

С помощью своей мудрости Эзоп создавал истории, позволяющие людям посмотреть на себя и своей поведение со стороны, ведь только так можно увидеть свои недостатки.

Рассмотрим ряд популярнейших басен Эзопа.

В нашем проекте мы рассмотрим несколько басен Эзопа, которые являются самыми популярными и узнаваемыми в мире. Ведь Сюжеты басен Эзопа заимствовали и переделывали на свой лад многие писатели.

Басня «Ворон и лисица»

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:

“Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.

Басня уместна против человека неразумного.

В данной басни мы наблюдаем двух персонажей ворона и лисицу. Мы привыкли считать ворона мудрой птицей, но данная басня нам показывает, что хитростью можно обмануть даже умных выставив их действие неразумными. Эта басня высмеивает лесть и хвалу, которую так любят люди.

Басня «Муравей и жук»

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму.

Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима, и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришел он попросить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

Главные герои басни муравей и жук. Здесь мы видим, что не всегда думаем о завтрашнем дне. Басня высмеивает лень и воспевает трудолюбивых людей.

Басня «Волк и ягненок»

Волк увидел ягненка, который пил воду из речки, и захотелось ему под благовидным предлогом ягненка сожрать.

Встал он выше по течению и начал попрекать ягненка, что тот мутит ему воду и не дает пить. Ответил ягненок, что воды он едва губами касается, да и не может мутить ему воду, потому что стоит ниже по течению.

Видя, что не удалось обвинение, сказал волк: “Но в прошлом году ты бранными словами поносил моего отца!” Ответил ягненок, что его тогда еще и на свете не было. Сказал на это волк: “Хоть ты и ловок оправдываться, а все-таки я тебя съем!”

Басня показывает: кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.

Герои басни волк и ягненок. Если человек задумал что-то плохое, он хочет найти оправления своим действиям, но злое дело не может быть оправдано.

Басня №4 «Олень и лев»

Олень, томимый жаждой, подошел к источнику. Пока он пил, заметил он свое отражение в воде и стал любоваться своими рогами, такими большими и такими ветвистыми, а ногами остался недоволен, худыми и слабыми. Пока он об этом раздумывал, появился лев и погнался за ним. Олень бросился бежать и далеко его опередил: ведь сила оленей – в их ногах, а львов сердцах. Пока места были открытые, олень бежал вперед и оставался цел, но когда добежал до рощи, то запутались его рога в ветвях, не мог он дальше бежать, и лев его схватил. И, чувствуя, что смерть пришла, сказал олень сам себе: “Несчастный я! в чем боялся я измены, то меня спасло, а на что я больше всего надеялся, то меня погубило”.

Так часто в опасностях те друзья, которым мы не доверяли, нас спасают, а те, на которых надеялись, – губят.

Главные герои олень и лев. В самых сложных и безвыходных ситуациях нам помогают те на кого мы обычно не рассчитываем. Наверное такие ситуации нам даются специально, чтобы понять кому можно доверять.

Басня «Лев и мышь»

Главные персонажи лев и мышь, такие разные и противоречивые, но в сложный момент маленький помог большому. Из басни мы вынесли, что доброе сделанное ранее принесет пользу в дальнейшим.

Басня «Путник и медведь»

Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.

Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо? А тот в ответ: “Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!”

Главные герои человек и медведь. Басня показала истинную цену дружбы. Настоящий друг в беде не бросит.

Басня «Воры и петух»

Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу. Но воры сказали:

“Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать”.

Главные персонажи петух и человек. Если говорить о петухе, то можно сказать, что для одного хорошо, то для другого плохо, а если рассматривать воров, то мы видим, если человек что-то для себя решил, то никакие аргументы не помогут.

  1. Мудрость, скрытая в баснях Эзопа.

В баснях Эзопа люди носят маски животных, птиц, растений. Будучи рабом, Эзоп не мог прямо осуждать, например, владыку, но мог намекнуть на него, создав образ льва.

Басни Эзопа условно можно объединить в группы в зависимости от морали:

– мимолетность и быстротечность всего в мире;

– настоящая сущность вещей,

– умение видеть важное; человеческие слабости, пороки;

– умение ценить то, что имеешь.

Несмотря на глубокую древность басен, произведения древнегреческого баснописца остаются актуальными, потому что в них заключена народная мудрость, говорится о достоинствах и пороках, которые свойственны людям всех времен. Такие чувства, как любовь и ненависть, невинность и злоба, бескорыстие и жадность, простота и гордость – исконны в людях. Эзоп подмечал конфликт этих чувств и часто на этом строил сюжет своих басен. Например, один герой – честный и невинный – вступает в конфликт с бесчестным и злым героем. В басне «Волк и Ягненок» этот конфликт разрешается в пользу Волка. Автор показывает, что честные доводы бессильны перед злым умыслом, поэтому нужно проявлять осторожность в общении с людьми.

Читать эзоповские басни очень легко, даже детям. Они написаны в прозе, очень короткие, а мораль понятна. Баснописец хотел, чтобы мудрость его произведений была доступной каждому, ведь главной целью было не осмеять человеческие пороки, а помочь людям их увидеть в себе через образы животных и исправить.

Мир изменяется: новые изобретения, новые веяния влияют на общество, но сущность человека остается неизменной. Поэтому басни Эзопа о недостатках людей не могут потерять свою актуальность. Забавная маленькая история способна научить своим примером, как правильно жить.

Часто убеждением можно сделать больше, чем насилием.*

Кто хвастает перед тем, кто его знает, – заслуженно поднимает себя на смех.*

Исправить злого человека невозможно, он может изменить только вид, но не нрав.*

Истинное сокровище для людей – умение трудиться.*

Осла и в львиной коже по крику узнаешь *

Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их.*

Одна ласточка весны не делает.**

Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром.**

Не верь врагам — проку не выйдет.**

Тщеславие толкает человека к нелепому бахвальству и лицемерию.**

Смотри не на вид мой, а на ум. Не всегда ведь тот дурак, у кого лицо неказистое.**

Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научаться поздно, чем никогда.**

Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.**

Самообман может довести до саморазрушения.**

Учиться следует на своих и чужих ошибках.**

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.**

Велико ли, мало ли дело, его надо делать.**

Истинный друг познается в несчастье.**

Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже.**

Благодарность – признак благородства души.**

Читать онлайн “Басни Эзопа” автора Эзоп – RuLit – Страница 2

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

— Ну ладно, — Волк говорит. — Зато в прошлом году ты мне грубостей, помнится, наговорил.

— Да я в прошлом году еще и на свет не родился! — Ягненок отвечает. А сам весь дрожит от страха.

— Ну, не ты, — говорит Волк, — так значит, твой отец. Тебе бы только спорить, а я есть хочу. — И с этими словами схватил и съел бедного Ягненка.

Тиран, если захочет обидеть невинного и беззащитного, всегда найдет причину.

«Как смеешь ты мутить мою воду?»

Прослышал однажды Кот, что Птицы в клетке заболели.

Вот назвался он доктором, взял с собою инструменты, какие полагаются для этой профессии, встал у дверцы и спрашивает:

— Чем вы больны, милые Птички?

А те ему и отвечают:

— Нам сразу полегчает, когда узнаем, что ты ушел и больше не вернешься.

И не впустили Кота.

Умного лестью не проведешь.

Он притворился доктором.

Протратил Мот все свое богатство, только одежка у него и осталась, и вот в один теплый день раннею весной увидал он Ласточку.

Ну, думает, раз Ласточка прилетела, значит, лето на носу, можно и без пальто обойтись. Пошел и продал пальто.

Но потеплело, оказывается, ненадолго. Снова настали холодные дни, и погибла бедная Ласточка.

Увидел Мот мертвую Ласточку и крикнул в сердцах:

— Эх, непутевая ты птица! По твоей милости и я теперь должен дрогнуть от холода!

Одна ласточка еще не делает погоды.

Пошел и продал пальто.

Месяц и его Мать

Попросил Месяц у своей Матери:

— Сшей мне, пожалуйста, плащ.

А та ему в ответ:

— Как я плащ тебе сошью, когда ты сперва Молодой Месяц, потом ты Старый Месяц, а потом вообще неизвестно что?

На переменчивого и родная мать не угодит.

Месяц просил у своей Матери.

Как-то спал Лев в своем логове, а Мышонок бежал мимо и, на свою беду, задел его за гриву и разбудил. Лев схватил Мышонка и хотел его убить. А Мышонок стал просить:

— Не убивай меня, Лев, отпусти меня, а когда-нибудь я тебе отплачу за твое добро.

Льву стало так смешно, что эдакая кроха может чем-то ему помочь, что он весело расхохотался и отпустил Мышонка.

И много времени прошло. Но вот однажды Лев запутался в сети, которую для него расставили охотники. Мышонок узнал его рев и поспешил на выручку. Тут же он взялся за работу, стал перегрызать сеть, грыз-грыз и прогрыз такую большую дыру, что Лев высвободился на волю.

— Ну вот, — Мышонок говорит. — Ты всё смеялся надо мной, когда я тебе обещал отплатить за твое добро. Видишь — и Мышонок может выручить из беды Льва.

Лучше делать добро всем подряд.

Вдруг кто-то и отплатит.

Лев схватил Мышонка.

Мухи и горшок с медом

Как-то раз увидели Мухи, что опрокинулся горшок с медом, и мед весь вылился. И стали они тем медом лакомиться. Ели-ели, да так увлеклись, что не заметили, как мед им лапки склеил и крылья склеил. И не могут они летать!

— Дуры мы, дуры мы несчастные! За минуту удовольствия жизнью заплатили!

Жадность не знает меры.

Мед склеил им лапки и крылышки.

Северный Ветер и Солнце

Поспорили Солнце с Северным Ветром — кто сильней. И решили проверить свою силу на путнике: кто быстрей с него снимет плащ.

Сперва старался Северный Ветер — налетел на путника, стал вокруг кружить, изо всех сил дует, дергает, дергает его за плащ. Но только чем сильней он дует, тем плотней путник в плащ кутается.

А Солнце — оно ласково улыбнулось путнику, пригрело, и путник распахнул свой плащ. Тут Солнце поддало жару, путник совсем снял свой плащ и весело пошел себе дальше.

Лучше лаской действовать, чем силой.

Налетел Северный Ветер.

Зайцы и Лягушки

Собрались однажды Зайцы и стали плакать и горько сетовать на свою судьбу. Все, мол, нас обижают: люди, птицы, звери — все наши враги, все нас убивают и пожирают. Дальше так жить невозможно! И решили Зайцы свести счеты с жизнью.

И побежали они к ближнему пруду, чтобы в него броситься и утонуть.

А на берегу того пруда было много Лягушек. Лягушки услыхали, что Зайцы бегут, испугались, попрыгали в воду и спрятались.

И тогда самый старый, самый мудрый Заяц и говорит:

— Остановитесь, друзья. Зачем нам себя губить? Видите — кое-кто даже слабее нас, нас боится, нас считает сильными и опасными.

Помни: всегда есть кто-то, кому хуже, чем тебе.

Зайцы побежали к пруду.

Упала Лиса в колодец и не знала, как ей оттуда выбраться. Шел У мимо Козел и захотел воды напиться. Спрашивает Козел у Лисы, хороша ли вода. Лиса отвечает:

— Очень хороша. Да ты сам попробуй.

Козел сразу и прыгнул в колодец. Пил, пил, напился и думает, как бы отсюда вылезти.

— Я придумала. Ты встань на задние ноги, передними в стенку упрись, я на тебя залезу и по твоим рогам наружу выберусь. А как выберусь, уж я тебе помогу.

Так Козел и сделал. И Лиса выбралась из колодца. Выбралась, повернулась и преспокойно пошла прочь.

Стал Козел кричать, напоминать Лисе про ее обещание, а Лиса отвечает:

— Будь у тебя голова на плечах, ты не стал бы прыгать вниз, не зная, как будешь вверх выбираться!

Не зная броду, не суйся в воду.

Козел так и сделал.

Однажды закинул Рыбак в море невод и ничего не вытащил, только одну-единственную маленькую Рыбку. И стала Рыбка просить:

— Отпусти меня обратно в воду. Сам видишь, какая я маленькая. Отпустишь меня, я погуляю, вырасту большая, и тебе же от меня будет больше проку.

— Э, нет, — ответил Рыбак. — Я тебя поймал, ты у меня в руках, а если я тебя отпущу, еще неизвестно, увижу ли я тебя когда-нибудь снова!

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Эзоп – Басни

Эзоп – Басни краткое содержание

По преданию, древнегреческий баснописец Эзоп жил в VI веке до н. э. О нем писали Геродот и Платон. Первый сборник из его устных басен был составлен Деметрием Фалерским в конце IV века до н. э.

Имя Эзопа закрепилось за созданным им жанром, ведь в античном мире все басни назывались «баснями Эзопа». С древних времен и до наших дней сюжеты «эзоповых басен» подвергались обработке в мировой литературе. Темы Эзопа по-своему преломляли Лафонтен и Крылов.

В настоящий сборник помимо жизнеописания Эзопа вошли греческие и латинские басни из эзоповского свода в переводе и с комментариями М. Л. Гаспарова.

Басни – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Басни основного эзоповского сборника

1. Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8. Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

Ссылка на основную публикацию