Басня Эзопа Рыбак

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Растолстевшая лисица.
Растоптанная змея.
Рыбак и рыбешка.
Рыбак.
Рыбак.
Рыбаки.
Рыбаки.
Свинья и собака.
Свинья и собака.
Скряга.

Растолстевшая лисица
Голодная лисица увидела в дупле дерева хлеб и мясо, которые оставили там пастухи. Она влезла в дупло и все съела. Но утроба у нее раздулась, и вылезти она не могла, а только стонала и охала. Другая лисица пробегала мимо и услышала ее стоны; подошла она и спросила, в чем дело. А узнав, что случилось, сказала: “Придется тебе здесь сидеть, пока снова не станешь такою, какой вошла; а тогда уж нетрудно будет выбраться”.
Басня показывает: трудные обстоятельства со временем сами собой делаются легче.

Растоптанная змея
Змея, которую люди топтали один за другим, стала жаловаться Зевсу. Но Зевс ей ответил: “Укусила бы ты первого, кто на тебя наступил, тогда второй бы уже не посмел”.
Басня показывает: кто дает отпор первым обидчикам, того боятся и остальные.

Рыбак и рыбешка
Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее – ведь она так мала, – а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: “Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой”.
Басня показывает: лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

Рыбак
Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они бьются, сказал: “Негодные вы твари: играл я вам – вы не плясали, перестал играть – пляшете”.
Басня относится к тем, кто все делает невпопад.

Рыбак
Рыбак ловил рыбу в реке. Он растянул свой невод, чтобы перегородить течение от берега до берега, а потом привязал к веревке камень и стал им бить по воде, пугая рыбу, чтобы та, спасаясь бегством, неожиданно попадалась в сети. Кто-то из местных жителей увидал его за таким занятием и стал его бранить за то, что он мутит реку и не дает им пить чистую воду. Ответил рыбак: “Но ведь если бы не мутил я реку, то пришлось бы мне с голоду помереть!”
Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту.

Рыбаки
Рыбаки тянули сеть; сеть была тяжелой, и они радовались и приплясывали, предвкушая богатый улов. Но когда сеть вытащили, оказалось, что рыбы в ней совсем немного, а полна камнями и песком. И стали рыбаки безмерно горевать: досадовали они не столько из-за самой неудачи, сколько из-за того, что надеялись совсем на другое. Но был среди них один старик, и сказал он: “Полно, друзья: думается мне, что радость и горе друг другу сестры, и сколько мы радовались, столько должны были и горевать”.
Так и мы должны взирать на изменчивость жизни и не обольщаться успехами, словно они наши навек: даже после самой ясной погоды приходит ненастье.

Рыбаки
Рыбаки поехали ловить рыбу, но, сколько ни мучились, ничего не поймали и сидели в своей лодке унылые. Как вдруг тунец, уплывая с громким плеском от погони, нечаянным прыжком попал прямо к ним в челнок. А они его схватили, отвезли в город и продали.
Так часто случай нам дарует то, чего не могло принести искусство.

Свинья и собака
Свинья и собака бранились. Свинья поклялась Афродитою, что если собака не замолчит, она ей выбьет все зубы. Собака возразила, что свинья и тут неправа: ведь Афродита свинью ненавидит, да так, что не позволяет входить в свои храмы тем, кто отведал свиного мяса. Свинья в ответ: “Не из ненависти, а из любви ко мне она это делает, чтобы люди меня не убивали”.
Так искусные риторы даже оскорбление, услышанное от противников, часто умеют обратить в похвалу.

Свинья и собака
Свинья и собака спорили, у кого лучше дети. Собака сказала, что она рожает быстрее всех зверей на свете. Но свинья ответила: “Коли так, то не забудь, что рожаешь ты детенышей слепыми”.
Басня показывает: главное не в том, чтобы делать быстро, а в том, чтобы сделать до конца.

Скряга
Один скряга обратил все имущество в деньги, купил слиток золота, закопал его под стеною и каждый день приходил туда посмотреть на него. Поблизости работали люди; один из них приметил его посещения, догадался, в чем дело, и, когда скряга был в отлучке, украл золото. Вернулся хозяин, увидел пустое место и начал рыдать и рвать на себе волосы. Кто-то увидел его отчаянье, узнал, в чем дело, и сказал ему: “Не горюй: возьми камень, положи на то же место и мечтай, что это золото. Ведь когда и лежало тут золото, то ты не пользовался им”.
Басня показывает: обладание без пользования ни к чему.

Басня Эзопа Рыбак

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 079
  • КНИГИ 592 366
  • СЕРИИ 22 122
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 704

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Читайте также:  Басня Эзопа Оса и Змея

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

Эзоп – Басни

Описание книги “Басни”

Описание и краткое содержание “Басни” читать бесплатно онлайн.

По преданию, древнегреческий баснописец Эзоп жил в VI веке до н. э. О нем писали Геродот и Платон. Первый сборник из его устных басен был составлен Деметрием Фалерским в конце IV века до н. э.

Имя Эзопа закрепилось за созданным им жанром, ведь в античном мире все басни назывались «баснями Эзопа». С древних времен и до наших дней сюжеты «эзоповых басен» подвергались обработке в мировой литературе. Темы Эзопа по-своему преломляли Лафонтен и Крылов.

В настоящий сборник помимо жизнеописания Эзопа вошли греческие и латинские басни из эзоповского свода в переводе и с комментариями М. Л. Гаспарова.

Басни основного эзоповского сборника

1. Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8. Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

9. Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

10. Лисица и лев

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.

Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они бьются, сказал: «Негодные вы твари: играл я вам — вы не плясали, перестал играть — пляшете».

Читайте также:  Басня Эзопа Мясник, Пастух и Ягненок

Басня относится к тем, кто все делает невпопад.

12. Лисица и барс

Лисица и барс спорили, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой; но лиса ему на это сказала: «Насколько же я тебя красивее, раз у меня не тело испещренное, а душа изощренная!»

Тема: Набираемся житейской мудрости. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Тема: Набираемся житейской мудрости. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Цель: знакомство с новым литературным жанром – басня, анализ басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Образовательная: познакомить учащихся с литературным жанром – басня через анализ басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Развивающая: развивать связную речь учащихся, внимание, память.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс », учебник «Русский язык 3 класс », кроссворд, презентация, ноутбук, проектор.

I Организационно – мотивационный этап

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтение проведу, у вас я, меня зовут Мария Валерьевна.

-Начинаем наш урок со скороговорок

-Давайте поупражняемся в скороговорках

– Я прочту. Прочитайте самостоятельно.

-Повторяйте за мной. Попытайтесь сказать самостоятельно.

-Кто нам скажет сам?

Звенит звонок, зовет звонок,

И Зоя в класс к себе идет.

Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
– Попугай, попугай, попугай!

– Сегодня мы начинаем изучение второй части учебника «Литературного чтения». Первая глава называется так: «Набираемся житейской мудрости».

– Но сначала давайте вспомним некоторые произведения, которые мы изучали в первом полугодии.

– Обратите внимание на доску, нам нужно решить кроссворд тогда мы узнает тему сегодняшнего урока.(по произведениям, которые были изучены в первой части учебника «Литературное чтение» 3 класс)

– Кроссворд называется «Кто автор этих строк?» В ответе нужно записать фамилию автора.

1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…(И. Бунин «Листопад»)

2. На лугу большие кучи

Лето. Жарко….. (К. Бальмонт «Гномы»)

3. Нивы сжаты, рощи голы…(С. Есенин)

4. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный … (А. Пушкин «Зимнее утро»)

5.Плыли по небу тучки.

Тучек – четыре штучки:

От первой до третьей – люди….( В. Маяковский «Тучкины штучки»)

– Какое ключевое слово у нас получилось? (Басня)

– Правильно ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым литературным жанром – басня, узнаем, из каких частей она состоит, в чём сходство и в чём отличия басни от сказки о животных.

Тема сегодняшнего урока набираемся житейской мудрости. Басни Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

II Операционально-исполнительский этап

– Откройте учебники по русскому языку 2 часть, найдите «Словарь происхождения слов» Найдите слово басня. Что интересного вам удалось узнать?

– Прочтите что такое басня

– Басня – небольшое, чаще всего стихотворное произведение. Слово это происходит от древнего слова «баять», т. е. говорить. Оно связано со словом «байка» (сказка)

– Сегодня мы познакомимся с баснями, которые бытовали 2500 лет назад. Считается, что их сочинил греческий поэт Эзоп. Согласно легенде он жил в VI веке до н. эры в Греции. Эзоп был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться от неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость Эзопа делали его хозяином положения. Басни, сочиненные Эзопом, передавались из уст в уста и навеки вошли в историю.

– Обратите внимание, на портрет Эзопа

– Какой он? Похож ли он на тех поэтов, которых вы изучали?

– Как вы думаете, о чем он мог писать?

– Как вы думаете, похожа ли басня на сказку о животных?

– Откройте учебник литературного чтения 2 часть, на странице 7

– Прочтите басню. Кто нам прочтет выразительно?

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее – ведь она так мала, – а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: “Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой”.
Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

– Ребята, а что такое невод?

Невод – большая рыболовная сеть.

– Прочитайте еще раз вывод, которым завершается басня.

– Чью точку зрения он выражает: рыбака или рыбешек? (Точку зрения рыбака)

– Знаете ли вы какую-нибудь сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня? (напоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, а также начало индийской сказки «Золотая рыба»)

– По-разному ли развиваются события в сказке и в басне? (Да, по-разному. В сказке старик отпускает рыбку в обмен на исполнение желаний, а в басне старик предпочитает маленькую добычу в настоящем, чем что-то большое, но в будущем)

– Какой вывод следует из этой басни?

Вывод по басне: лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

– Давайте с вами встанем, отдохнем.

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

– Давайте прочтем еще одну басню Эзопа

– Откройте страницу 8, найдите басню

– Прочтите басню. Кто нам прочтет выразительно?

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: “Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать”.

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

Ума решился, как вы понимаете это словосочетания? Прочите внизу страницы

– Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?

– А может быть, в баснях похожие истории? Или общая мысль?

– Какая же эта мысль? Прочитайте.

Нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

– В какой части басни она сформулирована? (Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни)

– Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей?

– Основная часть басни называется повествованием, а вывод – моралью.

– Найдите обе эти части в басне «Соловей и Ястреб» и в басне «Рыбак и рыбешка»

– Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья? (точку зрения Ястреба)

– Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, – это история о животных, а вывод, который из нее делается, – касается людей?

-История, которая рассказана в басне это история о животных, а вывод касается людей

-Вот теперь вы можете ответить на вопрос, чем басня похожа на сказку? ( В басне герои – животные, как и в сказке о животных)

– А чем басня отличается от сказки? (Сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования и морали)

– Откройте страницу 9, найдите пословицы

– Прочите их. Как вы понимаете эти пословицы?

Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой. Осторожного коня и зверь не берет. Не доглядишь оком, заплатишь боком. Кто всегда бережется, тот никогда не ожжется.

-Выберите пословицы, которые близки по смыслу морали басни « Соловей и Ястреб».

– Можно ли использовать в качестве морали другие пословицы?

– Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?

– Какая мораль, с вашей точки зрения, является более человечной?

Вывод: надо уметь пользоваться тем, что есть, а не мечтать о том, чего нет

III Рефлексивно-оценочный этап

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что такое басня?

-Чем отличается басня от сказки?

– Откройте дневники и запишите домашние задание выучить одну из басен наизусть

Эзоп Рыбаки Басня

Название: Эзоп Рыбаки Басня

Загрузил: Наш Книгочей

Длительность: 51 сек

Битрейт: 192 Kbps

1.12 MB и длительностью 51 сек в формате mp3.

Эзоп Бесхвостая Лисица Басня

Орёл И Лисица Басня Эзопа Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Эзоп Басня Соловей И Ястреб

Эзоп Рыбак Басня

Эзоп Выпей Море

Эзоп Лисица И Барс Басня

Эзоп Лисица И Виноград Басня

Эзоп Первый Баснописец

Эзоп Рыбак И Рыбёшка Басня

Сборник Мультфильмов Со Смыслом По Мотивам Басен Эзопа Спецвыпуск Для Взрослых И Детей

Эзоп Лисица И Лев Басня

Эзоп Бесхвостая Лисица

Стивен Кинг Побег Из Шоушенка Аудиокнига

Соловей Ханс Кристиан Андерсен Аудиосказка

Басни Эзопа В Стихах Рыбаки 2

Терри Пратчетт Ведьмы За Границей Аудиокнига

Александр Пушкин Метель Аудиокнига

Белка Летяга Милейшее Создание

Сказка Омертвой Царевне И Семи Богатырях А С Пушкина Аудио Сказка

АУДИО СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Басни Эзопа Аудиокнига

Эзоп Мудрые Слова Об Языке

Эзоп Рыбаки Басня

Handmade Rotary Tattoo Guns Самодельние Ротативние Тату Машинки

Relatos Sobrenaturais De K Idols Sofredora K Popper

Ой Годы Вы Годы Задушевная Жизненная Песня Галина Гармонист Самоучка

Пылевой Вентилятор Bahcivan Obr 200 M 2K Sk

Дыхание Собаки Мой Нос Как Новый Заложен Нос Гранулема Выпадают Зубы Болит Щитовидка Гной

Отправить В Отставку Главу Города Шахты Предложил Новый Депутат

Love Letter Payton Moormeier Разбор На Пианино

Подключение Видеорегистратора Vw Golf Vi

Босиком По Снегу Эстафета Принято

100 Bad Days Meme Gacha Life Oc Backstory Warning Flashing Lights

Aconteceu De Novo Dublado Ptbr

Animerap Реп Про Кирито Из Мастер Меча Онлайн Sword Art Online Kirito Rap 2014

Татьяна Буланова Не Бойтесь Любви Official Video

Ветераны Гр Каскад Груз 200 В Самаре

Cielos Abiertos New Wine Encuentro Sobrenatural Mexico 2016

В Верколе Прошёл Литературный Фестиваль

Читайте также:  Басня Эзопа Обезьяна и Верблюд

Ранняя Пташка Erkenci Kus Любимая Джан И Санем

Народный Хор Мгим Им Шнитке Вот Она Милая Роща

Pes 2012 Mod 2020 Android Offline

Nemanja Radulovic Double Sens Les Quatro Saisons Automne A Vivaldi Hd

Rus Sub Mtv Rookie King Channel Bangtan Ep 4

Waltz Routine With Overturned Turning Lock Ballroom Dance

Sailor Moon Crystal S Reaction Sailor Saturn

Radiohead Burn The Witch Cover

A Secret Place Remastered Megadeth

Christina Perri Jar Of Hearts Live At Ocean Way Studios

Такдири Ман Дарде

Pathfinder Kingmaker Билд Воина Двуручника

Как Составить Меню На Неделю Карточки С Рецептами Для Составления Меню

The Modern Lovers Hospital Live

Устинова Татьяна Миф Об Идеальном Мужчине Радиоспектакль Детектив

Самый Дорогой Ноутбук Против Самого Дешевого Asus Rog Mothership Vs Irbis Nb102

Стихотворение Грешу И Каюсь Каюсь И Опять Грешу

Собири Саъдулло Ва Лоики Бозор Туёна

Как Отодвинуть Фуру От Боковой Помехи

Sherali Juraev Feat Mullo Sunatillo A K A Timur Rumi

D Best Of Slow Rock Non Stop Medley 80 S 90 S Best Slow Rock Love Songs Of All Time

Dale Para Tra Feat Dayana Sexy Flow

Gta 5 I Found A Body In This Scary Garage

Декор Ручки Подарок Своими Руками Канзаши

Красивой Женщине Трудно Быть Хорошей Прот Андрей Ткачёв 20 10 2017Г

Океан Ельзи Избранное Okean Elzi The Best

В Минуту Жизни Трудную Трио Гитары

10 Два Пророка Это Два Архангела 11 Глава Откровение

Suite In B Flat Major Hwv 440 I Allmand

New Dokkan Fest Super Saiyan Bardock Ost Extended Dragon Ball Z Dokkan Battle

Devoshun Original Mix Eli Brown

Непутевые Заметки 15 03 2020

Symphony No 2 In D Op 73 Allegro Con Spirito James Judd Royal Philharmonic Orchestra

Как Бог Создал Женщину Притча

Вершина Мира Песня

Best Of Trap Music Mix 2016 My Way To 100K Ep 4

Ne Verersen Verersen

Linkin Park One More Light Elenkay Trap Remix Bass Boosted

Агата Кристи Дворник Сестры

01 2018 05 21 Дет Сад Колосок Первоклашки Всюду Первоклашки Таннец

Belgian Brass Valse Jazz Suite N 1

01 2018 05 21 Дет Сад Колосок Первоклашки Всюду Первоклашки

Airs Avec La Tablature De Luth Airs With Lute Tablature Book 1 Xv Recit Soleils Astres Puissans Stephen Stubbs Suzie Leblanc

Cunku Gunes Sirf Geceyi Sevmedi Diye

Детский Сад Колосок Первоклашки Всюду Первоклашки Танец

Everglow Dun Dun Dance Practice Mirrored

Violin Concerto No 4 In D K 218 Iii Rondeau Andante Grazioso Allegro Ma Non Troppo Simon Standage Christopher Hogwood Academy Of Ancient Music

Beni Ne Kadar Seviyorsun

Symphony No 29 In A Major K 201 Iii Menuetto Concertgebouworkest Eduard Van Beinum

Concerto For Jazz Drummer And Symphony Orchestra Iv Movement 4 Louie Bellson Harold Farberman Bournemouth Symphony Orchestra

Kalbine Oturmak Isterdim Ama

Piano Concerto No 14 In E Flat Major K 449 I Allegro Vivace Rudolf Buchbinder Wiener Symphoniker

Symphony No 10 In D Major Ii Andante Hanover Band Roy Goodman

Эзоп – Басни

Эзоп – Басни краткое содержание

По преданию, древнегреческий баснописец Эзоп жил в VI веке до н. э. О нем писали Геродот и Платон. Первый сборник из его устных басен был составлен Деметрием Фалерским в конце IV века до н. э.

Имя Эзопа закрепилось за созданным им жанром, ведь в античном мире все басни назывались «баснями Эзопа». С древних времен и до наших дней сюжеты «эзоповых басен» подвергались обработке в мировой литературе. Темы Эзопа по-своему преломляли Лафонтен и Крылов.

В настоящий сборник помимо жизнеописания Эзопа вошли греческие и латинские басни из эзоповского свода в переводе и с комментариями М. Л. Гаспарова.

Басни – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

10. Лисица и лев

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.

Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они бьются, сказал: «Негодные вы твари: играл я вам — вы не плясали, перестал играть — пляшете».

Басня относится к тем, кто все делает невпопад.

12. Лисица и барс

Лисица и барс спорили, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой; но лиса ему на это сказала: «Насколько же я тебя красивее, раз у меня не тело испещренное, а душа изощренная!»

Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела.

Рыбаки тянули сеть; сеть была тяжелой, и они радовались и приплясывали, предвкушая богатый улов. Но когда сеть вытащили, оказалось, что рыбы в ней совсем немного, а полна камнями и песком. И стали рыбаки безмерно горевать: досадовали они не столько из-за самой неудачи, сколько из-за того, что надеялись совсем на другое. Но был среди них один старик, и сказал он: «Полно, друзья: думается мне, что радость и горе друг другу сестры, и сколько мы радовались, столько должны были и горевать».

Так и мы должны взирать на изменчивость жизни и не обольщаться успехами, словно они наши навек: даже после самой ясной погоды приходит ненастье.

14. Лисица и обезьяна

Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать. «В чем дело?» — спросила лисица; а обезьяна, показав на надгробия, воскликнула: «Как же мне не плакать! ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников моих предков!» Но лиса на это ответила: «Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить».

Так и у людей лжецы всего больше бахвалятся тогда, когда изобличить их некому.

15. Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

16. Кошка и петух

Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: «Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер». Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев — старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: «Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?»

Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.

17. Бесхвостая лисица

Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье. Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: «Эх ты! не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно».

Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца, а ради собственной выгоды.

18. Рыбак и рыбешка

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее — ведь она так мала, — а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: «Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой».

Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

19. Лисица и терновник

Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за терновник. Колючки терновника искололи ей кожу, стало ей больно, и начала она его попрекать: ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от него ей стало еще хуже. Но терновник возразил: «Ошиблась ты, голубушка, вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться».

Так и среди людей лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы свойственнее приносить вред.

20. Лисица и крокодил

Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о славе своих предков и, наконец, заявил, что праотцы его были гимнасиархами. Лисица на это ответила: «И не говори! даже по шкуре твоей видно, как усердно ты трудился в гимнасии».

Ссылка на основную публикацию