Басня Эзопа Щенок и Лягушки

Басня Эзопа Щенок и Лягушки

Развивая умственные способности детей, грех не использовать басни. Что есть басня? Басня – иносказательная история, в которой действуют животные, растения, совершая человеческие поступки. Иногда героями становятся люди. В басне критикуются различные пороки людей.

Басни Эзопа

Басня “Гранатовое дерево, Яблоня и Терновник”

Гранатовое дерево и яблоня спорили, у кого плоды лучше. Спорили они все жарче, пока терновник с ближней изгороди не услышал их и не объявил: “Перестанем, друзья: зачем нам ссориться!”

Так, когда лучшие граждане в раздоре, то даже люди ничтожные набираются важности.

Басня “Гусыня, несущая золотые яйца”

Один человек особенно чтил Гермеса (покровителя торговли), и Гермес за это подарил ему гусыню, которая несла золотые яйца. Но у того не было терпения богатеть понемножку: он решил, что гусыня внутри вся из золота, и, недолго думая, зарезал ее. Но и в ожиданиях он обманулся, и яиц с этих пор лишился, потому что в гусыне он нашел одни потроха.

Так что люди корыстолюбивые, польстившись на большее, теряют и то, что имеют.

Басня “Две Лягушки-соседки”

Две Лягушки жили по соседству друг от друга. Одна обитала глубоко в пруду, укрытая от посторонних взглядов, а другая — в неглубокой сточной канаве, через которую проходила просёлочная дорога. Первая Лягушка приглашала другую перебраться к ней — в пруду безопаснее, да и еда лучше и вкусней. Другая же всё отказывалась, мол, трудно покидать насиженное место. Вскоре тяжёлая телега проезжала через канаву, да и раздавила бедную Лягушку.

Вот так несговорчивость до беды доводит!

Басня “Две Лягушки и колодец”

Две Лягушки жили в пруду. Когда под лучами жаркого летнего солнца пруд высох, они пошли искать себе другое жилище. По дороге им попался глубокий колодец с водой. Одна Лягушка и говорит: «Давай, прыгнем в него, и будем там жить — у нас будет и крыша над головой, и питьё. Другая Лягушка отвечала с большим благоразумием: «А что, если вода в колодце высохнет, – как мы выберемся из такой глубины?»

Что бы ты ни делал, — всегда думай о последствиях.

Басни С. Михалкова

Басня “Ошибка”

Прибежал как-то Заяц к Журавлю.
– Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста,
зубы!
– Да они у тебя хорошие!
– Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки!
– Зачем тебе клыки?
– Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть она от
меня побегает!
Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы – два львиных
клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть!
– Вот здорово! – воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. – Побегу
Лису искать!
Бежит Заяц по лесу – Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов
выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю –
дрожит, трясется от страха.
– Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки!
– А эти чем плохи?
– Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие
побольше есть?
– Не поможет! – ответил Журавль. – Ошибся я, Косой! Надо было тебе
сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить.

Мораль басни Ошибка

Чтобы зайца от страха избавить, ему не клыки львиные нужны, а львиное сердце.

Басня “Хочу бодаться”

Это был ужасно приставучий Козленок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:
– Хочу бодаться! Давай бодаться.
– Отстань от меня! – сказал Индюк и важно отошел в сторону.
– Давай бодаться! – пристал Козленок к Поросенку.
– Отвяжись! – ответил Поросенок и зарылся пятачком в землю.
Подбежал Козленок к старой Овце:
– Давай бодаться!
– Отойди от меня! – попросила Овца. – Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!
– А я хочу! Давай пободаемся!
Промолчала Овца и сама отошла в сторону.
Увидел Козленок Щенка.
– А ну! Давай бодаться!
– Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.
– Постой! – заплакал Козленок. – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?
– А я хочу кусаться! – ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

Мораль басни Хочу бодаться

Хочешь бодаться – будь готов к тому, что кто-то не просто не хочет бодаться, а хочет кусаться

Басня “Грибы”

Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.
Бросался всем в глаза его нахальный вид:
– Смотрите на меня! Заметней нет и не было поганки!
Ну как же я красив! Красив и ядовит!

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал.

Мораль басни Грибы

А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.
И потому его никто не замечал.

Басни И. А. Крылова

Басня “Лебедь, щука и рак”

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Мораль басни Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Басня “Трудолюбивый медведь”

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: “Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?” –
“В том, – отвечал сосед, – Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье”.

Мораль басни Трудолюбивый медведь

Мораль басни Крылова «Трудолюбивый медведь» в последних двух строчках. Секрет любого мастерства – терпенье, усидчивость, долгая и старательная работа.

Joomla! Open Source Content Management

Nav view search

Навигация

Искать

ФЕДР
(Конец I в. до н. э. – первая половина I в. н. э.)

Федр – римский баснописец. Сведения о его жизни очень скудны. По происхождению Федр был рабом. Родился он в Македонии, но уже с детства попал в Рим. Впоследствии он был отпущен на волю.
Основным жанром своего творчества он избрал басню. Иносказательная форма этого жанра давала возможность выразить протест против верхушки общества. В своих баснях Федр выступает против гнета и насилия правящих кругов, против паразитизма и лени богачей, против тщеславия знати, против доносчиков. Сохранилось 120 басен Федра; они написаны шестистопным ямбом.
Многие сюжеты басен заимствованы Федром у греческого баснописца Эзопа. В Западной Европе басни Федра были использованы французским баснописцем Лафонтеном.
Наш великий баснописец Крылов использовал, творчески переработав, некоторые сюжеты басен Федра, например “Волк и Ягненок”, “Волк и Журавль”, “Ворона и Лисица”, “Петух и Жемчужное Зерно”. В этих баснях Крылов самобытен: он откликается на запросы русской жизни, обобщает явления, русского общества и дает незабываемо яркие образы, поражая читателя богатством языка.

ЛЯГУШКА И МЫШЬ

Однажды возник спор между лягушками и мышами
По поводу того, кому принадлежат болота.
Пока два представителя лягушиного и мышиного племени
Решали этот спор в честной схватке,
Сверху налетел коршун и съел их обоих,
На чём поединок и закончился.
Когда дерутся дураки, выигрывают плуты.

ВОЛК И ЯГНЕНОК

К ручью однажды волк с ягненком враз пришли.
Гнала их жажда. По теченью выше – волк,
Ягненок – ниже много. Глотки озорство
Злодея мучит, – повод к ссоре тут как тут.
“Зачем ты воду, – говорит, – здесь мне мутишь –
Хочу я пить здесь”. А ягненок, страха полн,
Ему ответил: “Как могу вредить тебе?
Вода течет ведь – от тебя к моим губам. ”
А тот, сраженный силой правды слов его:
“Прошло полгода, как ты здесь перечил мне”.
Ягненок молвит: “Не родился я тогда!”
– “Ну что ж! отец твой, – волк в ответ, – перечил мне”.
И тут, схвативши, растерзал ягненка он.
Вот эту басню написал я про того,
Кто гнет безвинных, повод выдумавши сам.

ВОЛК И ЖУРАВЛЬ

Кто за услугу от бесчестных дара ждет –
Грешит тот дважды: недостойным в помощь он,
И уж без кары не уйти ему назад.
У волка в горле кость застряла при еде.
Бедой сраженный начинает он просить,
Маня наградой, чтобы вынули ту кость.
На волчью клятву отозвался тут журавль –
И, доверяя глотке шеи длинноту,
Леченье волку он опасное провел.
Потом награду, по условью, стал просить.
Неблагодарный, ты ведь голову унес
Из пасти волчьей невредимо – что ж еще?

ОЛЕНЬ У РУЧЬЯ

Что мы презрели, нам полезнее подчас
Того, что хвалим. Басня то раскроет нам.
Олень, напившись из ручья, остался тут
И отраженье увидал в воде свое.
Рогам ветвистым он дивится, хвалит их,
Браня при этом слишком тонких ног порок.
Но вот пугает крик охотников его.
Бежит по полю – и движения легки.
От своры спасся. Перед зверем вырос лес.
Он там задержан, там рогами спутан он –
И вот собаки пастью страшной рвут его.
Тут, умирая, говорят, он так сказал:
“О, я несчастный! я сейчас лишь мог понять:
Что презирал я, как полезно было мне,
И что хвалил я, как губительно теперь”.

ЛИСИЦА И ВОРОН

Кто счастлив лестью, что в обманчивых словах, –
Потерпит кару он в раскаянии позднем.
Однажды ворон своровал с окошка сыр
И съесть сбирался, на высокий севши сук.
Лисица видит – и такую речь ведет:
“О, как прекрасен, ворон, перьев блеск твоих,
В лице и теле, ворон, сколько красоты.
Имел бы голос – лучше птицы б не найти”.
А глупый ворон, голос высказать спеша,
Свой сыр роняет изо рта. Поспешно тут
Хитрец лисица жадно в губы сыр берет.
И стонет глупый, что поддался на обман.

ЛИСИЦА И АИСТ

Вредить не надо никому: обидел кто –
Ему придется то ж узнать, – вот басни смысл.
Лисицей первый позван в гости аист был
Обедать с нею. В блюде жидкую она
Дала похлебку, но ее никак не мог
Отведать аист, хоть и голод брал его.
Зовет лисицу он в ответ – и вот бутыль
Наполнил тертым. Клювом черпая своим,
Он насыщался, гостя голодом дразня.
Лисица лижет лишь по горлышку бутыль.
Летела птица тут случайно – говорит:
“Дала пример ты, так его же выноси”.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

К лозе высокой, голод чувствуя, лиса
В прыжках скакала – винограда кисть достать.
Но взять невмочь ей – и она сказала так:
“Еще не зрел он – не хочу я кислый брать”.
Коль кто бессилье хочет словом облегчить,
К себе относит пусть он басни этой смысл.

МУРАВЕЙ И МУХА

Не видишь пользы, так не делай, – басни смысл.
В жестокий муха с муравьем вступила спор, –
Кто больше значит. Муха первой речь ведет:
“С моею славой хочешь ты свою сравнять?!
При жертвах первой я даров богам коснусь;
У алтарей я; облечу я храмы все;
На лоб я сяду и к царю, когда хочу,
И сладко женщин поцелую я в уста.
Труда не зная, лучшим пользуюсь всегда.
Что б мог назвать ты хоть похожего, мужик?”
– “С богами близость – в том, конечно, слава есть,
Но тем, кто мил им; ненавистным – славы нет!
У алтарей ты? – но ведь гонят, как придешь!
Царей ввернула, сладкий женщин поцелуй, –
Ты тем хвастнула, что сокрыть прикажет стыд,
Труда не знаешь? – только что ж имеешь ты?
Когда, в заботе, для зимы зерно беру,
Я вижу часто – ищешь ты в грязи у стен.
Изводишь летом ты меня, зимой – молчок!
Когда замерзнув, смерть находишь ты зимой,
В обильном доме остаюсь я невредим.
Твою гордыню я достаточно сразил”.
Вот эта басня разделяет род людской:
Одни в наряды лезут ложной похвалы,
Другим же – доблесть настоящий блеск дает.

Перевод басен Н.И. Шатерниковой

Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 2. / Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева.- М.: Просвещение, 1965

Текст книги “Басни”

Автор книги: Федр

Жанр: Античная литература, Классика

Возрастные ограничения: +6

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Федр
БАСНИ

пер. Н. И. Шатерников, А. Артюшков
Волк и ягненок

К ручью однажды волк с ягнёнком враз пришли.
Гнала их жажда. По теченью выше – волк,
Ягнёнок – ниже много. Глотки озорство
Злодея мучит, – повод к ссоре тут как тут.
«Зачем ты воду, – говорит, – здесь мне мутишь —
Хочу я пить здесь». А ягнёнок, страха полн,
Ему ответил: «Как могу вредить тебе?
Вода течет ведь – от тебя к моим губам…»
А тот, сражённый силой правды слов его:
«Прошло полгода, как ты здесь перечил мне».
Ягнёнок молвит: «Не родился я тогда!»
– «Ну что ж! отец твой, – волк в ответ, – перечил мне».
И тут, схвативши, растерзал ягнёнка он.
Вот эту басню написал я про того,
Кто гнёт безвинных, повод выдумавши сам.

Читайте также:  Басня Эзопа Кошка и Куры
Собака, несущая мясо через реку

К чужому рвёшься – по заслугам прочь своё!
Плыла собака, мяса кус держа в зубах,
И отраженье видит в зеркале воды.
«Несёт другая там добычу», – мыслит так
И хочет вырвать. Но обманут жадный глаз:
В зубах, что было, потеряла тут она;
На что польстилась – тоже взять того невмочь.

Лягушки против Солнца

Соседа-вора свадьбу видел пышную
Эсоп и стал немедленно рассказывать:
Жениться как-то богу солнца вздумалось.
Тут к нему громкий крик лягушки подняли.
Услышав шум их, о причине жалобы
Спросил Юпитер. Жители болотные
В ответ: «Сейчас пруды он иссушил один
И морит нас, несчастных, на сухой земле,
Что ж будет, если он ещё детей родит?»

Волк и журавль

Кто за услугу от бесчестных дара ждёт —
Грешит тот дважды: недостойным в помощь он,
И уж без кары не уйти ему назад.
У волка в горле кость застряла при еде.
Бедой сражённый начинает он просить,
Маня наградой, чтобы вынули ту кость.
На волчью клятву отозвался тут журавль —
И, доверяя глотке шеи длинноту,
Леченье волку он опасное провёл.
Потом награду, по условью, стал просить.
Неблагодарный, ты ведь голову унес
Из пасти волчьей невредимо – что ж ещё?

Олень у ручья

Что мы презрели, нам полезнее подчас
Того, что хвалим. Басня то раскроет нам.
Олень, напившись из ручья, остался тут
И отраженье увидал в воде своё.
Рогам ветвистым он дивится, хвалит их,
Браня при этом слишком тонких ног порок.
Но вот пугает крик охотников его.
Бежит по полю – и движения легки.
От своры спасся… Перед зверем вырос лес.
Он там задержан, там рогами спутан он —
И вот собаки пастью страшной рвут его.
Тут, умирая, говорят, он так сказал:
«О, я несчастный! я сейчас лишь мог понять:
Что презирал я, как полезно было мне,
И что хвалил я, как губительно теперь».

Лисица и ворон

Кто счастлив лестью, что в обманчивых словах, —
Потерпит кару он в раскаянии позднем.

Однажды ворон своровал с окошка сыр
И съесть сбирался, на высокий севши сук.
Лисица видит – и такую речь ведёт:
«О, как прекрасен, ворон, перьев блеск твоих,
В лице и теле, ворон, сколько красоты.
Имел бы голос – лучше птицы б не найти».
А глупый ворон, голос высказать спеша,
Cвой сыр роняет изо рта… Поспешно тут
Хитрец лисица жадно в губы сыр берет.
И стонет глупый, что поддался на обман.

Лопнувшая лягушка и бык

Погибнет слабый, если сильных взял в пример.
В лугу лягушка раз увидела быка,
И ей завидно, что такой громады бык.
В морщинах кожу всю надула и детей
Спросила тут же, больше стала ли быка.
Те «нет» сказали… Вновь тут кожу напрягла
Ещё сильнее и опять спросила их,
Кто будет больше. Был вторично назван бык,
И снова в гневе собирается она
Надуть всё тело – и упала, лопнув вдруг.

Лисица и аист

Вредить не надо никому: обидел кто —
Ему придется то ж узнать, – вот басни смысл.

Лисицей первый позван в гости аист был
Обедать с нею. В блюде жидкую она
Дала похлебку, но её никак не мог
Отведать аист, хоть и голод брал его.
Зовёт лисицу он в ответ – и вот бутыль
Наполнил тёртым. Клювом черпая своим,
Он насыщался, гостя голодом дразня.
Лисица лижет лишь по горлышку бутыль.
Летела птица тут случайно – говорит:
«Дала пример ты, так его же выноси».

Пчёлы и трутни перед судом осы

На рослом дубе были как-то соты пчёл.
Лентяи-трутни объявили всё своим.
Ну, в суд то дело, а судьей оса была.
Породе этой – пчёл и трутней как не знать!
И предложила вместе им такой закон:
«Вы сходны телом, да и цвет у вас один —
Законно к спору в этом деле вы пришли!
Но, по незнанью, чтоб не сделать мне греха,
Берите соты и вливайте мед туда.
По форме сотов, по тому, как пахнет мед,
Мы обнаружим, кто ж создатель сотов был».
Отказ – от трутней и согласие – от пчёл.
Оса такое тут решение даёт:
«Теперь уж ясно, кто мог строить их, кто нет.
Итак, я пчелам отдаю работу их».

По этой басне мог бы я молчать теперь, —
Когда бы трутни не отвергли слов суда.

Лисица и виноград

К лозе высокой, голод чувствуя, лиса
В прыжках скакала – винограда кисть достать.
Но взять невмочь ей – и она сказала так:
«Ещё не зрел он – не хочу я кислый брать».

Коль кто бессилье хочет словом облегчить,
К себе относит пусть он басни этой смысл.

Муравей и муха
Не видишь пользы, так не делай, – басни смысл.

В жестокий муха с муравьем вступила спор, —
Кто больше значит. Муха первой речь ведёт:
«С моею славой хочешь ты свою сравнять?!
При жертвах первой я даров богам коснусь;
У алтарей я; облечу я храмы все;
На лоб я сяду и к царю, когда хочу,
И сладко женщин поцелую я в уста.
Труда не зная, лучшим пользуюсь всегда.
Что б мог назвать ты хоть похожего, мужик?»
– «С богами близость – в том, конечно, слава есть,
Но тем, кто мил им; ненавистным – славы нет!
У алтарей ты? – но ведь гонят, как придешь!
Царей ввернула, сладкий женщин поцелуй, —
Ты тем хвастнула, что сокрыть прикажет стыд,
Труда не знаешь? – только что ж имеешь ты?
Когда, в заботе, для зимы зерно беру,
Я вижу часто – ищешь ты в грязи у стен.
Изводишь летом ты меня, зимой – молчок!
Когда замерзнув, смерть находишь ты зимой,
В обильном доме остаюсь я невредим.
Твою гордыню я достаточно сразил».

Вот эта басня разделяет род людской:
Одни в наряды лезут ложной похвалы,
Другим же – доблесть настоящий блеск даёт.

Басня «Лягушки, просящие царя»

Лягуш­кам стало не угодно
Прав­ле­ние народно,
И пока­за­лось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слу­шать вся­кий вздор богам бы и не сродно,
На сей однако ж раз послу­шал их Зевес [1] :
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он трес­нулся на царство,
Что ходе­нем [2] пошло тря­синно [3] государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шопо­том Царю по кельям [4] дивовались.
И под­линно, что Царь на-диво был им дан:
Не сует­лив, не вер­то­пра­шен [5] ,
Сте­пе­нен, мол­ча­лив и важен;
Дород­ством, ростом великан,
Ну, посмот­реть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был оси­но­вый чур­бан [6] .
Сна­чала, чтя его особу превысоку,
Не смеет под­сту­пить из под­дан­ных никто:

Со стра­хом на него гля­дят они, и то
Украд­кой, издали, сквозь аир [7] и осоку [8] ;
Но так как в свете чуда нет,
К кото­рому б не при­гля­делся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю под­ползть с пре­дан­но­стью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посме­лей, дай сесть к нему бочком:
Дай попы­таться сесть с ним рядом;
А там, кото­рые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь тер­пит всё по мило­сти своей.
Немного погодя, посмот­ришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наску­чило с таким Царем житье.
Лягушки новое чело­би­тье [9] ,
Чтоб им Юпи­тер в их болот­ную державу
Дал под­линно Царя на славу!
Молит­вам теп­лым их внемля,
Послал Юпи­тер к ним на цар­ство Журавля,
Царь этот не чур­бан, совсем иного нраву:
Не любит бало­вать народа своего;
Он вино­ва­тых ест: а на суде его
Нет пра­вых никого;
Зато уж у него,
Что́ зав­трак, что́ обед, что́ ужин, то расправа.
На жите­лей болот
При­хо­дит чер­ный год.
В Лягуш­ках каж­дый день вели­кий недочет.
С утра до вечера их Царь по цар­ству ходит
И вся­кого, кого ни встре­тит он,
Тот­час засу­дит и – проглотит.
Вот пуще преж­него и ква­ка­нье, и стон,
Чтоб им Юпи­тер снова
Пожа­ло­вал Царя инова;
Что нынеш­ний их Царь гло­тает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выста­вить, ни квак­нуть безопасно;
Что, нако­нец, их Царь тош­нее им засух.
«Почто ж вы прежде жить счаст­ливо не умели?
Не мне ль, безум­ные», вещал им с неба глас:

«Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? – так тот был слиш­ком тих:
Вы взбун­то­ва­лись в вашей луже,
Дру­гой вам дан – так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

При­ме­ча­ния

[1] Зевс – в древ­не­гре­че­ской мифо­ло­гии бог неба, грома и мол­ний, веда­ю­щий всем миром.
[2] Ходе­нём (устар.) – то же, что ходить ходу­ном, сильно сотрясаться.
[3] Тряси́на – зыб­кое место в болоте, порос­шее ярко-зелё­ной тра­вой и мхом, по кото­рому опасно ходить.
[4] Ке́лья – жилище монаха. В пере­нос­ном зна­че­нии: малень­кое, скром­ное помещение.
[5] Вертопра́шный – несе­рьёз­ный, лег­ко­мыс­лен­ный, ветреный.
[6] Чурба́н – обру­бок бревна.
[7] Аи́р – вид при­бреж­ных, вод­ных и болот­ных мно­го­лет­них трав.
[8] Осо́ка – мно­го­лет­няя (обычно болот­ная) трава с твер­дыми узкими и длин­ными листьями.
[9] Челоби́тье – то же, что чело­бит­ная: пись­мен­ное про­ше­ние, жалоба.

Время напи­са­ния: 1808 г.
Кры­ла­тое выра­же­ние: Лягушки, про­ся­щие царя. Цити­ру­ется как иро­ни­че­ская харак­те­ри­стика тех, кто ждет, чтобы все обще­ствен­ные про­блемы были решены какой-либо внеш­ней силой, кто ждет «твер­дой руки», «доб­рого царя».

Источ­ник: И.А. Кры­лов. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний в 3‑х томах. Т. 3: Басни, сти­хо­тво­ре­ния, письма и дело­вые бумаги. Книга вто­рая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. лите­ра­туры. 1946

Басни Эзопа и Эхо – редакция 2019

Басни Эзопа и Эхо / Феано, Москва 2019, библиотека проекта «Галактический Ковчег». Серия «Царства мудрости. Наследие мудрецов», кол-во страниц 146
ISBN: 978-5-8853-4575-0

Предваряет книгу историко-библиографический очерк – Родословная басни. Оглавление и графика – в конце книги. В части первой звучит ритмичное эхо – эзоповы басни, во второй части – басни античных авторов и эхо, а также исследование некоторых басен; в части третьей – новые басни; в части четвёртой – избранные притчи и басни суфийских авторов.

© Феано
Иллюстративный материал – графика:
Marcus Gheeraerts I.(1516-1590), Wenceslaus Hollar (1607 – 1677)
обложка – Wilhelm von Kaulbach (1804 – 1874)

СЕРИЯ «НАСЛЕДИЕ МУДРЕЦОВ. ЦАРСТВА МУДРОСТИ»

РОДОСЛОВНАЯ БАСНИ – опубликована тут http://stihi.ru/2019/11/27/5530

УЧИТЕЛЮ 23
ВО ВСЕ ВЕКА 23
БАСНИ ЭЗОПА 25
ЭХО ЭЗОПА 27
ВОЛКИ И ОВЦЫ 31
ЛЕБЕДЬ 32
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД 33
КОШКА И ПЕТУХ 33
БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА 33
Эхо – ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА 34
ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК 34
ЗИМОРОДОК 34
ЛИСИЦА И МАСКА 35
ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ 35
КОВАРНЫЙ 35
ЗВЕЗДОЧЁТ 36
ЛИСИЦА И СОБАКА 36
ЛЯГУШКИ 36
ОГОРОДНИК И СОБАКА 36
ВОЛЫ И ОСЬ 36
ОГОРОДНИК 37
ЗЕВС И ЛЮДИ 37
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ 37
ПТИЦЕЛОВ И АСПИД 37
СОБАКА С КУСКОМ МЯСА 38
ЛЕВ И КРЕСТЬЯНИН 38
ЛЕВ И ДЕЛЬФИН 38
ЛЕВ, ИСПУГАННЫЙ МЫШЬЮ 39
ЛЕВ И МЫШЬ 40
ЛЕВ И МЕДВЕДЬ 40
ВОЛК И СТАРУХА 41
ЛЕВ И ЛИСА 41
ВОЛК И ОВЦА 41
ЛИСИЦА И ЛЕВ 41
ОРЁЛ И ЛИСИЦА 43
СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ 44
ОРЁЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ 45
ОРЁЛ И ЖУК 45
РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА 45
РАСТОЛСТЕВШАЯ МЫШЬ 46
ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ 46
Эхо басни см. в разделе 2 47
ВОРОН И ЛИСИЦА 47
ЛЕВ, ВОЛК И ЛИСИЦА 47
ЛЕВ, ОСЁЛ И ЛИСИЦА 48
МУЖИК И ВОДЯНОЙ 49
БОРЕЙ И СОЛНЦЕ 49
ПАСТУХ 51
ЛАСКА И АФРОДИТА 51
КРЕСТЬЯНИН И ЗМЕЯ 51
УЛИТКИ 53
ЖЕНЩИНА И КУРИЦА 53
СТАРИК И СМЕРТЬ 53
ПУТНИКИ И МЕДВЕДЬ 53
ТРОСТНИК И ДУБ 54
ПАСЕЧНИК 54
ОЛЕНЬ И ЛЬВИЦА 54
ОЛЕНЬ И ЛЕВ 54
МУХИ 55
ОСЁЛ, ПЕТУХ И ЛЕВ 55
ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 1 55
ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 2 55
СОБАЧКА И ХОЗЯИН 56
СОБАКИ И ХОЗЯИН 56
ВОЛК И КОЗЛЁНОК – 1 56
ВОЛК И КОЗЛЁНОК – 2 57
ГЕРМЕС И ЗЕМЛЯ 57
ЗЕВС И ЧЕРЕПАХА 57
ПЧЁЛЫ И ЗЕВС 58
МУРАВЬИ И ЗЕВС 58
ЖРЕЦЫ КИБЕЛЫ 58
МУХА 58
СПАСЁННЫЙ 59
БОЛЬНОЙ И ЛЕКАРЬ 59
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ЛАСКА 59
ПУТНИК И СУДЬБА 60
ПУТНИКИ И ПЛАТАН 60
ПУТНИК И ГАДЮКА 60
ОСЁЛ И САДОВНИК 61
ОСЁЛ И ЦИКАДЫ 61
ОСЁЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ 61
ОСЁЛ И ЛЯГУШКИ 62
ОСЁЛ, ЛИСИЦА И ЛЕВ 62
ЗМЕЯ, ЛАСКА И МЫШИ 62
РОПОТ ЗМЕИ 62
ХОТЕЛ ПИТЬ 63
ГОЛУБКА И ВОРОН 63
ОБЕЗЬЯНА И РЫБАКИ 63
БОГАЧИ И ПЛАКАЛЬЩИЦЫ 63
ПАСТУХ И ОВЦЫ 64
ПАСТУХ И СОБАКА 64
ПАСТУХ И ВОЛЧАТА 64
ПАСТУХ ШУТНИК 65
ГРАНАТОВОЕ ДЕРЕВО, ЯБЛОНЯ И ТЕРНОВНИК 65
КРОТ 65
ОСА И ЗМЕЯ 66
БЫК И ДИКИЕ КОЗЫ 66
ОБЕЗЬЯНЬИ ДЕТИ 66
ПАВЛИН И ГАЛКА 66
ВЕРБЛЮД, СЛОН И ОБЕЗЬЯНА 67
ЗЕВС И ЗМЕЯ 67
СВИНЬЯ И СОБАКА 67
КАБАН И ЛИСИЦА 67
СКРЯГА 68
ЧЕРЕПАХА И ЗАЯЦ 68
ПОКУПКА ОСЛА 69
ЛАСТОЧКА И ЗМЕЯ 69
КЛЯТВА 69
ПРОМЕТЕЙ И ЛЮДИ 70
ЦИКАДА И ЛИСИЦА 70
ГИЕНА 70
ДИОГЕН В ПУТИ 71
ОРЕШНИК 71
ОСЁЛ И МУЛ 71
ДВЕ СУМЫ 72
КАБАН, КОНЬ И ОХОТНИК 72
КОМАР И ЛЕВ 72
ДРОВОСЕКИ И ДУБ 73
СОСНА И ТЕРНОВНИК 73
ЧЕЛОВЕК И ЛЕВ – ПОПУТЧИКИ 73
ЛЬВИЦА И ЛИСА 74
ДВА ПЕТУХА И ОРЁЛ 74
ЛЕВ, ПРОМЕТЕЙ И СЛОН 74
ВОЛК И СОБАКА 75
ОСЁЛ И СОБАКА 76
ЗИМА И ВЕСНА 76
СОЛОВЕЙ И ЛАСТОЧКА 76
ЗЕВС И ДУБЫ 77
РЫБАК И РЫБЫ 77
ЧЕЛОВЕК И ГЕРМЕС 77
ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ 77
АФИНЯНИН И ФИВАНЕЦ 78
СВАДЬБА СОЛНЦА 78
ЛЕВ И ВОЛК 78
ГЕРАКЛ, АФИНА И РАЗДОР 78
БОЧКА ЗЕВСА 79
БРАКИ БОГОВ 79
КОЗЁЛ И ВИНОГРАД – 1 79
КОЗЁЛ И ВИНОГРАД – 2 79
КРЕСТЬЯНИН И ОРЁЛ 80
ДВА ДНЯ ПРАЗДНИКА 81
Эхо 81
ЧЕЛОВЕК, СЧИТАЮЩИЙ ВОЛНЫ 81
Эхо 81
ОСЁЛ И ЖАЖДЕНЬ 82
ЛЬВЫ И ЗАЙЦЫ 87
МЫШЬ И РАКУШКА 87
ГЛАЗА И РОТ 87
САТИР И ОГОНЬ 88
ДАР СКОРБИ 88
БЕГЛЫЙ РАБ 89
ВОЛК И ПАСТУХИ 89
ЛУНА И ЕЁ МАТЬ 89
ЛИСА И ЖУРАВЛЬ 90
КОРОЛЁК И ОРЁЛ 90
КУКУШКА И ПТИЦЫ 90
ДЕМОСФЕН 90
СОФИЗМ ЭВАТЛА 91
ЕЗДОК И БЕШЕНЫЙ КОНЬ 92
МОМ И АФРОДИТА 92
МУРАВЕЙ И СТРЕКОЗА 97
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ. 102
ЭХО – ДЕВУШКА 102
СОБАКА С КОШКОЙ 102
БЕРЁЗА И ЕЛЬ 103
ПУСТОЙ МЕШОК 103
ОРЕЛ И ГЛОРИЯ 103
СОБАКА У ДОМА 104
ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ 104
ВЗГЛЯДЫ 104
ДОСТИЖЕНИЯ 105
ЛЕКАРИ 105
РЕПЕЙ 105
МЫСЛИ 105
ИГРА СОБАКИ 106
НЕОБХОДИМОСТЬ 106
ШВЕЙЦАР 107
ЗАЧЕМ СТРОЯТ ГОРОДА 107
БЫВАЕТ 108
ВРАЧ 108
КОКЕТКА 109
ЗОЛОТАЯ РЫБКА 110
ОГОНЬ И ФИГУРКИ 110
ПРО КРОТА 111
МЕЧТА СОЛОВЬЯ 113
СОСНА И ДУБ 113
ГОРА И ЛЮДИ 114
МУРАВЕЙ 116
СКАЗКА О ХВОИНКЕ 117
РАЗГОВОР 120
ЗВЁЗДНЫЕ СУТКИ 120
ЛЕВ В ПЛЕНУ 122
ДВОЕ НИЩИХ 122
СЛОН В ТЕМНОТЕ 123
СКАЗКА О ФЛЕЙТЕ 124
ОДНАЖДЫ СЛОН 127
МУРАВЬИ И КАРАНДАШ 128
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО 130
УСТРИЦА 130
МОЛНИЯ И КЕДР 131
УТОПАНИЕ 131
НЕПРЯМОЙ ПУТЬ 131
ЖАР И ХОЛОД 131
СВОБОДА 132
ФУНКЦИЯ 132
ДОБРОДЕТЕЛЬ 137
ТРИ ЖЕЛАНИЯ 138
СЫР 138
ВЫСШИЕ ВОСПРИЯТИЯ 139
ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ 139
УЧЁНЫЙ И ФИЛОСОФ 139
ДРАКОН 140
ЧЕЛОВЕК И ТИГР 140
ДОБРО И ЗЛО 141
МЫСЛЬ 142
ВЕЖЛИВОСТЬ И ПРАВДА 142
ВРЕМЯ УБЕГАЕТ 142
ПОБЕГ 143
СОЧЕТАНИЕ 143
ПАРИ 143
ПОКРАСКА 144
УДИВЛЕНИЕ 144
ЭЗОПУ 146

Читайте также:  Басня Эзопа Эфиоп

фрагмент текста книги:

Неудивительно читать мне в Маснави ,
Что рождено когда-то было на фарси,
Сюжеты басен, что Эзоповыми были,
Что Пифагоровыми в плаванье отплыли.
А реки водною природою сильны,
И все ручьи, и все дожди – то путь воды.
Моря вмещают воды разные всех рек,
Пусть удивляется, коль хочет, человек.

А, коль не хочет, пусть отыщет те значенья,
Что, как круги на глади вод, дают реченья.
Реченья мудрые вовек не иссякают,
А в каждом искреннем таланте оживают!
Ну как, скажите, о любви не говорить,
И как при этом слов любви не повторить?
Вот точно так же и сюжеты сказок мудрых
Из века в век живут и зреют в думах трудных.

Но Океанова любовь не знает слов,
А лишь значение всего, что есть Любовь.
Неудивительно читать мне у Руми
Сюжеты сказок, что озвучил Санайи.

Но что сказать нам о Крылове, о Толстом,
Кто повторял сюжет искрящимся умом!
И Идрис Шах не всех по имени назвал,
Когда речения времён передавал.
У Соломона в притчах – эхо сказок древних,
Что из Египта привезли для благоверных.
Не зря изрёк мудрец: – «Вернётся всё опять»,
Чтоб новой амфоры границы наполнять.

«И на круги своя, воротится всё то,
Что будет жить», покуда Эхо нам дано.
Покуда горные вершины и ущелья
Своей твердыней отражают грех сомненья.
Доколе лес высокий эхом нам вторит,
Живёт и рифма, возрождается пиит.
Неудивительно, что суфии любили
Царя времён, и Пифагора оценили.

Эзопов язык загадочен, хотя и кажется простодушным, очевидным для ума. Но иносказательные намёки простых сюжетов могут увести наблюдателя так далеко по тропочкам размышлений, что он с удивлением обнаружит себя вовлечённым в потайные беседы ума современного с самим собой древним – вечным Эзопом. Кто же такой, на самом деле, древний Эзоп, а бог Зевс, а богиня Афина? А кого изображает баснописец под образами тех или иных животных? Как черты характера людей проявляются и взаимодействуют между собой, раскрываясь благодаря басенным сюжетам? Символическое значение каждого животного играет в басне заглавную роль. Конечно, под масками животных или богов читатель разглядит черты характера человека, а где-то черты своего характера, особенности восприятия чувств. Приглашаю вас поразмышлять не только над очевидным в сюжетах басен, но и над вторым, третьим смыслами, открывающимися внимательному взгляду. Важно попробовать уйти от спешки при чтении и настроиться на то, что преодолело временность и суету, на то, что вечно. Мораль у басен пусть же любой ум поищет самостоятельно, ибо каждому открывается свой уникальный мир восприятия мудрости времён.

Основой для сбора текстов эзоповых басен послужило создание в 295 г. до н.э. Александрийской библиотеки. А поскольку Деметрий являлся не только инициатором создания библиотеки, но и ее первым руководителем, поставившим своей целью собрать, по возможности, все книги мира – то, вероятно, именно в эти годы им и было осуществлено первое собрание эзоповых басен, о котором мы знаем от Диогена Лаэртского. Собрание басен состояло из десяти книг, а утрачено было после IX в. н.э.

Сложности идентификации подлинных сочинений Эзопа, как и самой личности автора, существовали уже в III в. до н.э., их вполне осознавал Деметрий Фалерский.

Можно предположить, что к составлению текстов басен были причастны пифагорейцы, сохранявшие эзотерическое знание лишь для посвящённых, но использовавшие народные сюжеты историй, басен нравственного содержания для самого широкого распространения. Деметрий Фалерский был хорошо знаком и, скорее всего, был приверженцем пифагорейского учения, ибо учился у Теофраста, а сам Теофраст (370 до н. э., — 285 до н. э.), — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки, почитается родоначальником истории философии, следовательно, и пифагорейской традиции, ведь именно Пифагор (YI в. до н.э.) был первым, кто назвался философом.

В первые сборники басен Деметрием сознательно были включены тексты, которые могли принадлежать автору (или авторам) YI в. до н.э., но включалось также и большинство сочинений, соответствовавших критериям мировоззренческой близости и жанровой общности формы «эзоповой басни». Самым важным при составлении сборников «Эзоповых басен» Деметрий полагал именно воспитательную ценность произведения. Деметрий Фалерский проявил себя не только в роли собирателя, исследователя и издателя «эзоповых басен», но также и в качестве автора некоторых из них.

Как пример одного из текстов написанного Деметрием Фалерским, можно назвать басню «Оратор Демад».

Оратор Демад говорил однажды перед народом в Афинах, но слушали его невнимательно. Тогда он попросил позволения рассказать народу Эзопову басню. Все согласились, и он начал: “Деметра, ласточка и угорь шли по дороге. Очутились они на берегу реки; ласточка через нее перелетела, а угорь в нее нырнул. ” И на этом замолк. ” А что же Деметра?” – стали все его спрашивать. ” А Деметра стоит и гневается на вас, – отвечал Демад, – за то, что Эзоповы басни вы слушаете, а государственными делами заниматься не хотите”.
Так среди людей неразумны те, кто пренебрегают делами необходимыми, а предпочитают дела приятные.

(Оратор Демад. Басни основного эзоповского сборника, 63).

Даже при первом рассмотрении ясно, что Эзоп, живший в YI в. до н.э. не мог писать об афинском ораторе конца IY в. до н.э. Вряд ли эту басню мог составить автор живший позднее III в. до н.э., поскольку фигура Демада не была широко известна в последующие столетия, и даже Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.) не упоминал сочинений Демада. Наиболее вероятным автором этой басни представляется именно Деметрий Фалерский, для которого Демад был не только современником – но человеком с которым Деметрий был близко знаком, а также восхищался стилем его речей, о чем сам Деметрий говорит в книге «О риторике». С таким предисловием и начнём.

Оратор с жаром говорил, хотя народ
Был невнимателен.
Тогда Демад сказал:
– Эзопа басню расскажу, а то устал.
Деметра, ласточка и угорь шли вперёд.
Вдруг оказались перед речкою они.
И угорь нырнул, и в небо ласточка взлетела. –

На этом месте замолчал он.
– В чём же дело?
– А что Деметра? – загудели земляки.

Он отвечал:
– Деметра сердится на вас,
Что государственные вам дела скучны,
И вы Эзопом в этот час поглощены.
Но вот закончился Эзопа вкусный час.
Пора трудиться!

Эхо басни – в части 2 – басни античных писателей:
ДЕМОСФЕН – СОФИЗМ ЭВАТЛА

Хранят Эзоповы слова
столетий воды…

Когда-то волею Зевеса
Прометей
дороги людям указал
в потоках дней.
Их было две:
дорога Рабства,
путь Свободы.

Свободы путь
вначале узкий и крутой,
шипами полный
и опасностей, к концу
он станет плавным,
подходящим мудрецу,
плодоносящим
от ручьев воды Живой..

А Рабства путь –
в истоке ровный
и приятный,
в цветах и полный
наслаждений, но потом,
к исходу, – узкий
и со множеством препон,
со страхом смерти неотступной, безвозвратной.

Волки хотели напасть на стадо овец, но никак это им не удавалось, потому что овец сторожили собаки. Тогда решили они добиться своего хитростью и послали к овцам послов с предложением выдать собак: ведь из-за них-то и пошла вражда, и если их выдадут, то меж волками и овцами водворится мир. Овцы не подумали, что из этого получится, и выдали собак. И тогда волки, оказавшись сильнее, без труда расправились с беззащитным стадом.
Так и государства, которые без сопротивления выдают народных вождей, незаметно для себя становятся вскоре добычей врагов.

(Волки и овцы. Басни основного эзоповского сборника, 153).

Хотели волки на овец напасть, но им
Собаки тотчас помешали: – Вы куда!
Тогда на хитрость те пошли, и вот посла
Послали к овцам. Тот прикинулся своим:

– О, распрекрасные, весёлые созданья,
С густою шерстью, благородными глазами!
Зачем собаки изуверы рядом с вами?
Такие злобные, – одни переживанья
От лая громкого, когтистых, крепких лап.
Да прогоните их, чем попусту кормить
Своею пищей. Мы же в мире станем жить,
Овца нам друг, а не скотина, и не раб.

Из-за собак вражда меж нами! Мы друзья.
Подумав, овцы всех собак тогда. прогнали.
А волки, справившись со стадом, всех сожрали.
И эта басня актуальна все века.

Один богач выкармливал гуся и лебедя, но с разной целью: гуся – для стола, лебедя – ради пения. А когда пришло время принять гусю ту участь, для которой его растили, была ночь, и нельзя было распознать, который кто: и вместо гуся схватили лебедя. Но запел лебедь, почуяв смерть, и пение это обнаружило его природу и спасло от гибели.
Басня показывает, что часто дары Муз помогают избегнуть гибели.

(Лебедь. Басни из рукописей младшей редакции, 277).

– Перед кончиной лебедь песнь души поёт, –
Так говорят. И человеку на базаре
Продали лебедя живого. О товаре
Сказали точно, что пословица не врёт.

Вот, собираясь угощать гостей, сказал
Хозяин лебедю: – Пропой нам песню. – Тот
Молчал, как раньше, как воды набравши в рот.
– Похоже, кто-то на базаре мне солгал.

Но вскоре смерть почуял лебедь и беду,
В неволе лебеди, увы, не могут жить,
И он. запел! Да что об этом говорить!
Хозяин понял: просьбы были ни к чему.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лиса, гуляя виноградником, узрела
Гроздь виноградную, что в солнышке блестела.
Но, коль добраться не смогла, сказала так:
– Зачем незрелые плоды желать? Пустяк.

Читайте также:  Басня Эзопа Живот и Ноги

Поймала кошка петуха, да захотела
Под благовидным всё ж предлогом съесть его.
Вот обвиняет: – Что орёшь, когда темно!
А он в ответ: – Да я бужу людей для дела!

Она опять: – Ты нечестивец, кроешь мать,
Сестёр своих! – А он на это: – Польза есть
Моим хозяевам – яиц уже не счесть!
И без меня могли бы просто голодать.

А кошка, сильно рассердившись, изрекла:
– Неужто думаешь, коль скажешь отговорки,
То я не съем тебя? – Прикрыла глазки–створки,
Да в тот же миг и растерзала петуха.

Лисе в какой-то западне отгрызли хвост.
С таким позором жить немыслимо, нельзя.
Она решила моду сделать «под себя»,
И собрала своих собратьев. Вставши в рост,

Им говорит: – Хвосты бы надо обрубить.
Они мешают, некрасивы, тяжелы! –
Но лишь одна ей возразила из толпы:
– Быть может, ты своё увечье хочешь скрыть!

Лишилась лисонька пушистого хвоста…
Судьба наказывает, видно, неспроста.
Как дальше жить? Лисичка выдумала моду!
Теперь бесхвостые хранят её породу.

Эхо – ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА

Лиса с хвостом гордилась истинной красой!
Она носила этот хвост перед собой.
О назначении его, увы, не знала,
И от охотников она не убежала.

ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК

Лиса, карабкаясь по стенке частоколов,
Чуть не упала, за терновник ухватившись.
Вся искололась. И к нему уж обратившись:
– Хотела помощи твоей, а не уколов!
На это тёрн: – Ошиблась, милая, ведь я
И сам привык цепляться, думай за себя.

Такая птичка любит тишь, уединенье.
Живёт у моря, а гнездится лишь на скалах.
Свила гнездо она себе вдали от шквалов,
От птицеловов и от шумного веселья.
Но так случилось, что стихия разыгралась.
Вернулась птичка – нет гнезда! – Несчастье мне!
Я от опасностей укрылась, но судьбе
Предосторожность всё же малой показалась.

Лиса прокралась в мастерскую лепщика,
И, всё обшарив, нос засунула в сундук.
Нашла там маску трагедийную: – А вдруг,
Её одев, я наберусь тотчас ума?

ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ

Он был не стар, и двух любовниц заимел.
Одна моложе, а другая много старше.
Седые волосы рвала ему, что младше,
А уж старуха остальные, чтоб не смел.
Итак, он лысым стал. Неравенство вредно.
Но без любовниц облысел бы всё равно….

Пришёл коварный человек однажды в храм,
Где уличить хотел оракула во лжи.
Взял воробья, прикрыл плащом, (уж, не взыщи),
И вот взывает к всемогущим небесам:

– Что я держу, оно живое или нет?
Он так решил, коль он услышит, что «живое»,
Задушит тут же воробья, коль «неживое» –
На волю выпустит, являя свой ответ.

А бог увидел всё, да так и говорит:
– Уйми, голубчик, искушение своё.
Живое, нет ли, – всё зависит от того,
Кто ныне спрашивает. Совесть крепко спит.
;

Басня Эзопа Собака, Петух и Лисица

Басни основного эзоповского сборника

1. Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8. Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

9. Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

10. Лисица и лев

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Басня Эзопа Собака, Петух и Лисица

(даты, события, история)

(ввселенная, планеты, фазы луны)

Новые статьи:

Какими были трамваи в Выборге? Выборг трамваи.

Причины появления депрессии.

Орущие коты мешают спать. Онлайн игра.

Стамбул сегодня. Как выглядет бывший Константинопль. Фотографии. Фото

Какую чушь в ссср “вешали людям на уши”?

Как сделать круг в css или круглую рамку для картинки?

Подборка грустных картинок, мемы, тлён, грусть. Жизнь-тлен.

Что делать, чтобы вас ненавидели на работе или в вузе?

“река из мусора и отходов”. Чем примечателен Лиговский проспект?

Как вставить данные в базу данных (таблицу)?

Карты Таро. Часть 2. История карт.

“Для русского материальные ценности и принципы, за ними стоящие, значат слишком мало, а чувства и выражение их – слишком много.”
Джон Голсуорси

Консервный нож был изобретен в 1858 году, почти через полвека после изобретения консервной банки.

Почитать интересные истории:


Сырно написано? Заложи страницу в закладки 🙂

Рассказы из категории:

Спасибо за посещение этого позитивного портала!
Веселого вам настроения!

Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! 😉

Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss

За порядком на портале следит бог портала – Нубозавр, а тех, кто попытается нарушить святые правила портала, ждёт встреча с этим разъяренным существом!
На портале есть много разных разделов, поэтому каждому разделу соответсвует своя возрастная категория.

Внимание! Программы или файлы находящиеся на портале проверяются на безопасность! Поэтому 99% файлов находящихся на портале – безопасны, но всё-же на всякий случай стоит проверять скачаные файлы антивирусом! Это зависит и от вашего порта скачивания, некоторые вирусы могут передоваться и через них.

Ссылка на основную публикацию