Басня Эзопа Угольщик и Cукновал

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Сосна и терновник.
Старик и смерть.
Старуха и лекарь.
Стена и клин.
Стриженая овца.
Трус, отыскавший золотого льва.
Тунец и дельфин.
Убийца.
Угольщик и сукновал.
Укушенный собакой.

Сосна и терновник
Сосна терновнику говорила надменно: “Нет от тебя никакой пользы, а из меня строят и дома, и крыши храмов”. Отвечал терновник: “А ты вспомни, несчастная, как топоры и пилы тебя терзают, и тебе самой захочется из сосны стать терновником”.
Лучше безопасная бедность, чем богатство с горестями и тревогами.

Старик и смерть
Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе; дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине. Явилась Смерть и спросила, зачем он ее звал. “Чтобы ты подняла мне эту ношу”, – ответил старик.
Басня показывает: всякий человек любит жизнь, как бы он ни был несчастен.

Старуха и лекарь
У старухи болели глаза, и она приглашала лекаря, обещав ему заплатить. А он всякий раз, как приходил и намазывал ей глаза, уносил что-нибудь из ее вещей, пока она сидела зажмурившись. Когда он унес все, что можно, то закончил лечение и потребовал обещанную плату; а когда старуха отказалась платить, он ее потащил к архонтам. И тут старуха заявила, что она обещала заплатить, лишь если ей вылечат глаза, а она после лечения стала видеть не лучше, а хуже. “Раньше я видела у себя в доме все свои вещи, – сказала она, – а теперь ничего не вижу”.
Так дурные люди из корысти нечаянно сами себя разоблачают.

Стена и клин
Забивали в стену клин сильными ударами, и стена, расступясь, крикнула: “Зачем терзаешь ты меня, ведь я тебе ничего дурного не сделала!” А клин в ответ: “Не я виноват, а тот, кто так бьет по мне сзади”.

Стриженая овца
Овца, которую неумело стригли, сказала стригальщику: “Если тебе шерсть нужна, держи ножницы повыше; а если мясо, то режь меня сразу, чем мучить так, укол за уколом”.
Басня относится к тем, кто берется за дело не умеючи.

Трус, отыскавший золотого льва
Некий сребролюбец робкого нрава отыскал льва из золота и начал так рассуждать сам с собою: “Что же теперь со мною будет, не ведаю. Я сам не свой, и что мне делать, не знаю. Алчность моя и робость моя раздирают меня на части. Какой рок или какой бог сотворил из золота льва? Душа моя теперь борется сама с собой: золото она любит, а обличья этого золота страшится. Желание побуждает ее схватить находку, привычка – не трогать находки. О, злая судьба, что дает и не позволяет взять! О, сокровище, в котором нет радости! О, милость богов, обернувшаяся немилостью! Что же? Как мне овладеть им? На какую хитрость пойти? Пойду и приведу сюда рабов: пусть они разом все за него возьмутся, а я буду посматривать издали”.
Басня относится к богачу, который не смеет пользоваться и наслаждаться своим богатством.

Тунец и дельфин
Тунец, спасаясь от дельфина, с громким плеском несся прочь; дельфин чуть было не схватил его, как вдруг тунец с разлету выскочил на берег, а вслед за ним, разогнавшись, вылетел и дельфин. Оглянулся тунец, увидел дельфина уже при смерти и сказал: “Теперь мне и умереть не жалко, раз я вижу виновника моей гибели гибнущим вместе со мной”.
Басня показывает: люди легче переносят свои несчастья, если видят, как бедствуют и виновники этих несчастий.

Убийца
Некий человек совершил убийство, и родственники убитого его преследовали. Он прибежал к реке Нилу, но тут столкнулся с волком. В страхе он забрался на дерево, нависшее над рекой, и спрятался на нем, но увидел змею, которая там раскачивалась. Тогда он бросился в воду; но и тут подстерег его крокодил и сожрал.
Басня показывает: для человека, запятнанного преступлением, ни земля, ни воздух, ни вода не будут убежищем.

Угольщик и сукновал
Угольщик работал в одном доме; подошел к нему сукновал, и, увидев его, угольщик предложил ему поселиться тут же: друг к другу они привыкнут, а жить под одной крышей им будет дешевле. Но возразил на это сукновал: “Нет, никак это для меня невозможно: что я выбелю, ты сразу выпачкаешь сажею”.
Басня показывает: вещи несхожие несовместимы.

Укушенный собакой
Одного человека укусила собака, и он бросился искать помощи. Кто-то ему сказал, что надо вытереть кровь хлебом и бросить хлеб собаке, которая укусила. “Нет, – возразил он, – ежели я так сделаю, то меня кинутся кусать все собаки в городе”.
Так и злонравие в людях, если ему угождать, становится только хуже.

Литературный форум “Ковдория”: Басня – Литературный форум “Ковдория”

  • Литературный форум “Ковдория”
  • >СТИХИ, РАССКАЗЫ, ИСТОРИИ, О КАЗАКАХ, ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И РИСУНКИ, КЛАССНЫЕ ЧАСЫ, ЮМОР, ПУБЛИЦИСТИКА, СТИЛИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
  • >САТИРА, ЮМОР и БАСНИ
  • ОБЩИЕ ПРАВИЛА
  • Просмотр новых публикаций
  • 14 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Басня

#1 Bandy

  • Активный участник
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 458
  • Регистрация: 14 августа 07

Здравствуйте, господа Кавдорийцы(почти как арийцы ) Вот позволил себе первым стихоплётную тему открыть, да и между делом разбираться надо, как все эти многочисленные кнопочки работают Вот у меня примерно такое же лицо как у этого смайлика, когда я сюда захожу, или такое . Ну ладно, ближе к теме. Стихо это, помещаю с небольшим подтекстом, думаю поймёте о чём речь. Интересны будут ваши коментарии.

Козёл Григорий, уважал себя безумно,
считал поэтом и великим мудрецом.
Хотя был молод, но любил болтать занудно,
пытаясь умным выглядеть лицом.

С женой своей Маруськой-бестолковкой,
он разговор вести часами мог,
но то общенье проходило, как с морковкой,
переходя в самодовольный монолог.

На скотный двор Григорий, выбираясь,
стихи свои навязчиво читал,
вниманья птицы и скотины добиваясь,
«произведенья» эти, слушать заставлял.

Прочтя стихи без рифмы и без смысла,
он предавался размышленьям о себе:
– Здесь скотный двор, и как здесь всё мне кисло,
величья надо гения судьбе!
Мне не хватает среди вас, пространства:
душе моей необходим разбег.
Талантов у меня – огромное гигантство!
Я по уму – совсем как человек…
Да я вообще! – с людьми порой болтаю,
а иногда к ним в гости захожу.
Они меня на равных принимают,
а с вами здесь из солидарности сижу.

Добившись, сей брехнёю интереса,
повысив рейтинг среди серых масс,
в глазах общественности поднабрал он «веса»
и от толпы вниманья он впадал в экстаз.

Бараны, свиньи, всё зверьё другое,
разинув пасти, слушают козла,
лишь конь Везувий, услыхав такое,
реально видит лживые слова.

И как-то раз, уставши Гришку слушать,
Везувий тихо и спокойно произнёс:
– Эх ты, козёл, какой же ты болтушка,
в мозги народу, мусор ты занёс.
– Да понимал бы что! Убогая ты кляча,
мои стихи, не уровень тебе –
вспылил Григорий, за корову прячась,
боясь по морде получить своей.

Но умный конь не стал с козлом ругаться:
общаться с выскочкой ему желанья нет.
А двор же, стал за Гришу заступаться,
для них козёл – большой авторитет.
Общественность, в лице несушки Клуши,
приносит возмущение коню:
– Куд-куд-куда свои суёшь ты уши?!
Зачем ругаешь гения зарю?!
Он ско-ко-коро станет знаменитым,
он людям давеча свои стихи читал.
А ты тут лезешь с мозгом перебитым!
Заждался Гришу, славы пьедестал!

И Гришка, чуя за спиной поддержку,
копыта “веером” раскидывать давай:
– Да он же дикий, он ваще невежа,
его бы надо выселить в сарай!
Да что мне стоит, я сейчас договорюся,
да людям я лишь только нА ухо шепну!
И Гришу понесло…Он весь во вкусе,
он сам поверил в бред и болтовню.

Везувий, молча, улыбаясь, наблюдает,
как Гришка к людям в дом большой бежит,
он старый конь, он ясно понимает
чем эта выходка козлу грозит.

Рогами, выбив дверь в жилище к людям,
как вихрь, Гриша в Избу залетел,
там бабушка с дедком, чаёк смакуя,
в поступке этом углядели беспредел.

И вот уже из дома так же резво
козёл в припрыжку, а старик за ним:
– Ах, ты, козлина! Вот тебе, за дело!
Лупасит его палкой дед Максим.

Увидел двор – козлу в конюшне место.
Как блеял он и жалобно стонал!
Кумир пустой не стоит интереса,
себе он цену очень ловко набивал.

Ну, а того, кто разглядел врунишку,
как правило, не слушают сперва.
Наверно оттого, что байки Гришки –
забавней, чем Везувия слова.

А в жизни не всегда старик найдётся,
который палкой выгонит козла,
и сколько уже «Гришек» тех пасётся,
что заняли совсем не их места.

Басня Эзопа Угольщик и Cукновал

Орел и лисица Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика:что еще может делать бесспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их на глазах у орла.

Орел, галка и пастух Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Орел и жук Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Соловей и ястреб Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Должник В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва долник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку, вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на эти слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? Погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Дикие козы и пастух Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтение перед нами».

Кошка и куры Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Эзоп на корабельной верфи Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были только хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным».

Читайте также:  Басня Эзопа Человек и Сатир

Лисица и козел Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пит, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что у нее есть хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение пинял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась на рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила она их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Лисица и лев Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Рыбак Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они бьются, сказал: «негодные вы твари: играл я вам — вы не плясали, перестал — пляшете».

Лисица и барс Лисица и барс спорилии, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей испещренной шкурой; но лиса ему на это сказала: «Насколько же я тебя красивее, раз у меня не тело испещренное, а душа изощренная!»

Рыбаки Рыбаки тянули сеть; сеть была тяжелой, и они радовались и приплясывали, предвкушая богатый улов. Но когда сеть вытащили, оказалось, что рыбы в ней совсем немного, а полна она камнями и песком. И стали рыбаки безмерно горевать: досадовали они не столько из-за самой неудачи, сколько из-за того, что надеялись совсем на другое. Но был среди них один старик, и сказал он: Полно, друзья: думается мне, что радость и горе друг другу сестры, и сколько мы радовались, столько должны были и горевать».

Лисица и обезьяна Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать. «В чем дело?» — спросила лисица; а обезьяна, показав на надгробия, воскликнула: «Как же мне не плакать! Ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников моих предков!» Но лиса на это ответила: «Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить».

Лисица и виноград Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».

Кошка и петух Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не дает им спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: «Но ты еще и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер». Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев — старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: «Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?»

Бесхвостая лисица Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье. Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых, потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: «Эх, ты! не дала бы ты нам такого совета, не будь тебе самой это выгодно».

Рыбак и рыбешка Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее — ведь она так мала, — а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: «Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой».

Лисица и терновник Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за терновник. Колючки терновника искололи ей кожу, стало ей больно, и начала она его попрекать: ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от него ей стало еще хуже. Но терновник возразил: «Ошиблась ты, голубушка, вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться».

Лисица и крокодил Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о славе своих предков и наконец, заявил, что праотцы его были гимнасиархами. Лисица на это ответила: «И не говори! Даже по шкуре твоей видно, как усердно ты трудился в гимнасии».

Рыбаки Рыбаки поехали ловить рыбу, но, сколько ни мучились, ничего не поймали и сидели в своей лодке унылые. Как вдруг тунец, уплывая с громким плеском от погони, нечаянным прыжком попал прямо к ним в челнок. А они его схватили, отвезли в город и продали.

Лисица и дровосек Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он ее приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух: «не видал». — а рукою меж тем подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не приметили, а словам его поверили; вот дождалась лисица, чтобы они ускакали, вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал ее бранить: он-де ее спас, а от нее не слышит ни звука благодарности. Ответила лисица: «Уж поблагодарила бы я тебя, если бы только слова твои и дела рук твоих не были так несхожи».

Петухи и куропатки Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи ее стали бить и гнать, и сгоречью куропатка подумала, что невзлюбили ее за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и она сказала про себя: «Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят».

Растолстевшая лисица Голодная лисица увидела в дупле дерева хлеб и мясо, которые оставили там пастухи. Она влезла в дупло и все съела. Но утроба у нее раздулась, и вылезти она не могла, а только стонала и охала. Другая лисица пробегала мимо и услышала ее стоны; подошла она и спросила, в чем дело. А узнав, что случилось, сказала: «Придется тебе здесь сидеть, пока снова не станешь такою, какой вошла; а тогда уж нетрудно будет выбраться».

Зимородок Зимородок — это птичка, которая любит уединение и всегда живет в море; и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных скалах. И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо. Но однажды, когда она вылетала на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела, что случилось, и воскликнула: «Бедная я, бедная! Боялась я опасности на суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось еще того коварнее».

Рыбак Рыбак ловил рыбу в реке. Он растянул свой невод, чтобы перегородить течение от берега, а потом привязал к веревке камень и стал им бить по воде, пугая рыбу, чтобы та, спасаясь бегством, неожиданно попадалась в сети. Кто-то из местных жителей увидал его за таким занятием и стал его бранить за то, что он мутит реку и не дает им пить чистую воду. Ответил рыбак: «Но ведь если бы не мутил я реку, то пришлось бы мне с голоду помереть!»

Лисица и маска Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила все, что там было. И тут ей попалась трагическая маска. Подняла ее лисица и сказала: «Какая голова, а мозгу в ней нет!»

Обманщик Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. Боги пожелали его испытать и тотчас послали ему облегчение. Встал он с постели, но так как настоящих быков у него не было, слепил он сотню быков из сала и сжег на жертвеннике со словами: «Примите, о боги, мой обет!» Решили боги воздать ему обманом за обман и послали ему сон, а во сне указали пойти на берег моря — там он найдет тысячу драхм. Человек обрадовался и бегом побежал на берег, но там сразу попался в руки разбойников, и они увезли его и продали в рабство: так и нашел он свою тысячу драхм.

Угольщик и сукновал Угольщик работал в одном доме; подошел к нему сукновал, и, увидев его, угольщик предложил ему поселиться тут же: друг к другу они привыкнут, а жить под одной крышей им будет дешевле. Но возразил на это сукновал: «Нет, никак это для меня невозможно: что я выбелю, ты сразу выпачкаешь сажею».

Потерпевший кораблекрушение Один богатый афинянин вместе с другими плыл по морю. Поднялась страшная буря, и корабль перевернулся. Все остальные пустились вплавь, и только афинянин без конца взывал к Афине, обещая ей бесчисленные жертвы за свое спасение. Тогда один из товарищей по несчастью, проплывая мимо, сказал ему: «Афине молись, да и сам шевелись».

Человек с проседью и его любовницы У человека с проседью было две любовницы, одна молодая, другая старуха. Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела скрыть, что ее любовник — старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.

Убийца Некий человек совершил убийство, и родственники убитого его преследовали. Он прибежал к реке Нилу, но тут столкнулся с волком. В страхе он забрался на дерево, нависшее над рекой, и спрятался на нем, но увидел змею, которая там раскачивалась. Тогда он бросился в воду; но и тут подстерег его крокодил и сожрал.

Хвастливый пятиборец Одного пятиборца земляки все время попрекали, что он трус. Тогда он на время уехал, а воротившись, стал хвастаться, что в других городах совершил он множество подвигов и на Родосе сделал такой прыжок, какого не делывал ни один олимпийский победитель; подтвердить это вам могли бы все, кто там были, если бы они приехали сюда. Но на это один из присутствующих ему возразил: Дорогой мой, если ты правду говоришь, зачем тебе подтверждения? Вот тебе Родос, тут ты и прыгай!»

Книга Басни онлайн – страница 4

Лисица и маска

Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила все, что там было. И тут ей попалась трагическая маска. Подняла ее лисица и сказала: «Какая голова, а мозгу в ней нет!»

Басня относится к человеку, который телом величествен, а душой неразумен.

Обманщик

Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. Боги пожелали его испытать и тотчас послали ему облегчение. Встал он с постели, но так как настоящих быков у него не было, слепил он сотню быков из сала и сжег на жертвеннике со словами: «Примите, о боги, мой обет!» Решили боги воздать ему обманом за обман и послали ему сон, а во сне указали пойти на берег моря – там он найдет тысячу драхм. Человек обрадовался и бегом побежал на берег, но там сразу попался в руки разбойников, и они увезли его и продали в рабство: так и нашел он свою тысячу драхм.

Басня относится к человеку лживому.

Угольщик и сукновал

Угольщик работал в одном доме; подошел к нему сукновал, и, увидев его, угольщик предложил ему поселиться тут же: друг к другу они привыкнут, а жить под одной крышей им будет дешевле. Но возразил на это сукновал: «Нет, никак это для меня невозможно: что я выбелю, ты сразу выпачкаешь сажею».

Читайте также:  Басня Эзопа Зайцы и Лисицы

Басня показывает, что вещи несхожие несовместимы.

Потерпевший кораблекрушение

Один богатый афинянин вместе с другими плыл по морю. Поднялась страшная буря, и корабль перевернулся. Все остальные пустились вплавь, и только афинянин без конца взывал к Афине, обещая ей бесчисленные жертвы за свое спасение. Тогда один из товарищей по несчастью, проплывая мимо, сказал ему: «Афине молись, да и сам шевелись».

Так и нам следует не только молиться богам, но и самим о себе заботиться.

Человек с проседью и его любовницы

У человека с проседью было две любовницы, одна молодая, другая старуха. Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела скрыть, что ее любовник – старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.

Так повсюду неравенство бывает пагубно.

Убийца

Некий человек совершил убийство, и родственники убитого его преследовали. Он прибежал к реке Нилу, но тут столкнулся с волком. В страхе он забрался на дерево, нависшее над рекой, и спрятался на нем, но увидел змею, которая там раскачивалась. Тогда он бросился в воду; но и тут подстерег его крокодил и сожрал.

Басня показывает, что для человека, запятнанного преступлением, ни земля, ни воздух, ни вода не будут убежищем.

Человек, обещающий невозможное

Один бедняк занемог и почувствовал себя совсем дурно; врачи от него отступились; и тогда он взмолился к богам, обещая принести им гекатомбу и пожертвовать богатые дары, если выздоровеет. Жена его, оказавшись поблизости, спросила: «Да на какие же деньги ты это сделаешь?» – «Неужели ты думаешь, – ответил он, – что я стану выздоравливать лишь затем, чтобы боги с меня это потребовали?»

Басня показывает, что люди легко обещают на словах то, чего и не думают выполнить на деле.

Человек и сатир

Говорят, что когда-то человек с сатиром решили жить в дружбе. Но вот пришла зима, стало холодно, и стал человек дышать себе на руки, поднося их к губам. Спросил его сатир, зачем он это делает; ответил человек, что так он согревает руки в стужу. Потом сели они обедать, а еда была очень горячая; и стал человек брать ее понемножку, подносить к губам и дуть. Снова спросил сатир, что это он делает, и ответил человек, что так он охлаждает кушанье, потому что ему слишком горячо. Сказал тогда сатир: «Нет, приятель, не быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ идет и тепло, и холод».

Так и мы должны остерегаться дружбы тех, кто ведет себя двулично.

Коварный

Некий коварный человек побился с кем-то об заклад, что покажет, как лживы предсказания дельфийского оракула. Он взял в руки воробья, прикрыл его плащом, вошел в храм и, став против оракула, спросил, что он держит в руке – живое или неживое? Если ответ будет: «Неживое» – он хотел показать живого воробья; если: «Живое» – задушить его и показать мертвого. Но Бог понял его злой умысел и сказал: «Полно, голубчик! Ведь от тебя самого зависит, живое оно или неживое».

Басня показывает, что божество обмануть невозможно.

Слепец

Один человек незрячий умел про каждое животное, которое ему давали в руки, на ощупь угадать, что это такое. И вот однажды ему подложили волчонка; он его ощупал и сказал, раздумывая: «Не знаю, чей это детеныш – волка, лисицы или еще какого подобного животного, – и одно только знаю: в овечье стадо его лучше не пускать».

Так свойства дурных людей часто бывают видны и по их наружности.

Звездочет

Один звездочет имел обыкновение каждый вечер выходить из дому и смотреть на звезды. И вот, прогуливаясь однажды по окраине и всеми мыслями устремившись в небеса, он нечаянно провалился в колодец. Тут он поднял крик и плач; и какой-то человек, заслыша эти вопли, подошел, догадался, что случилось, и сказал ему: «Эх, ты! хочешь рассмотреть, что делается в небе, а что на земле, того не видишь?»

Эту басню можно применить к таким людям, которые хвастаются чудесами, а сами не в силах сделать и того, что может всякий.

Басня Эзопа Угольщик и Cукновал

«В ЭЗОПА УЧИТЕСЬ, ДОБРЫЕ ЛЮДИ!»

Тема: Эзоп (VI в. до н. э.). «Волк и Ягненок», «Ворон и Лисица», «Муравей и Цикада», «Земледельцу дети».

Он – раб, но мудрее свободных; он некрасивый, но выше красавцев.

В Эзопа учитесь, добрые люди!

Для того байка колет под ребро,

Чтобы исправят человеческие заблуды

И похвалят красоту и добро.

Цель: изучить основные сведения о легендарной личности – Эзопа, раскрыть особенности содержания и построения басен, углубить понятие о аллегорию, развивать устную речь учащихся, навыки выразительного и вдумчивого чтения, способствовать формированию обраВНОго мышления, побудить к выявлению творческих способностей.

Оборудование и материалы: портрет Эзопа работы Диего Веласкеса, иллюстрации к басням Эзопа.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

• Что такое басня?

• Из каких частей она состоит? Охарактеризуйте каждую из них.

• Назовите основные признаки басни.

• Раскройте понятие «аллегория», «олицетворение». Приведите примеры.

• Назовите известных баснописцев мира.

• Какие жанры литературы близки к басни?

2. Объявление темы урока.

3. Работа с эпиграфами.

• На что обращают внимание Бабрій и Федр, говоря о Эзопа?

• Какой художественный прием использует Бабрій в построении своего высказывания? Что хотел этим сказать автор?

• Составьте пары – антитезы по словам Бабрія. (Раб – мудрее свободных; некрасивый – выше красавцев).

• Сделайте вывод о том, каким был Эзоп. (Мудрый, но внешне уродливый невольник, который благодаря своему уму в глазах людей становился хорошим).

• К чему призывает в своем высказывании Федр?

• Чему могут научиться люди у Эзопа?

• Попробуйте определить, для чего необходима байка людям.

4. Работа с портретом Эзопа.

• Каким предстает перед нами Эзоп? (Некрасивый внешне: выпяченное брюхо, слишком большая голова, на спине – горб).

• Присмотритесь к его лицу. Что выражает взгляд баснописца? (Глаза прищурены, возможно, от усталости или привычки скрывать собственные мысли, взгляд выражает состояние человека, который много в жизни страдала).

• Как вы думаете, о чем думает художник?

• Присмотритесь к рукам Эзопа. Что вы заметили? (Баснописец держит книгу одним пальцем, остальные пальцы отсутствует; это свидетельствует о том, что увечье Эзопа или было вызвано несчастным случаем, или его за что-то наказали; книга говорит об образованности баснописца).

• Что выражает поза Эзопа? (Застывшая поза, незыблемое лица свидетельствуют о момент задумчивости).

5. Сообщения учащихся о Эзопа.

Материал сообщения учащихся о Эзопа

Имя знаменитого баснописца в Древней Греции проиВНОсилось как Айсопос. Первые упоминания о Эзопа, датируемые 440 году до нашей эры, находим у Геродота. Вероятно, что в VI веке была создана первая биография баснописца. Достоверных сведений о Эзопа осталось мало, однако существует немало легенд. Известно, что по своему происхождению выдающийся баснописец был рабом из Фригии. Для тяжелой работы он не годился, снаружи был настолько уродливым, что даже страшно было смотреть на него. Некоторые легенды повествуют, что Эзоп не умел красиво говорить, пока одна из богинь не подарила ему красноречия. Когда же заговорил, то оказалось, что он очень умный и сообразительный. Тогда хозяин, решив избавиться от плохого раба, задешево (семьдесят пять мелких серебряных монет) продал его Ксанфа-философу с острова Самое.

Острый на язык раб и новому хозяину допекал. «И не рассуждай, пожалуйста, слишком много, делай только то, что тебе приказано, ни больше, ни меньше, а то добра тебе не будет!» – частенько говорил Ксанф Езопові, наконец приказал связать раба и держать под замком.

Ксанф был неучем, однако считал себя философом, к тому же был хвастливым. Услышав от своего раба какую-то действительно мудрую мысль, он присваивал ее и хвастался перед друзьями своей ученостью.

Одна из легенд повествует о том, как Ксанф попал в ловушку: заявил своим собеседникам, что он такой умный и всесильный, может выпить море. Его поймали на слове и поспорили: если завтра утром Ксанф не выпьет моря, то потеряет свое имение.

Опомнившись, хвастун прибежал домой, позвал Эзопа и начал умолять:

– – Спасай меня! Проси за спасение все, что хочешь! – Обеднеть – это было самым страшным для Ксанфа.

– Я помогу,. – сказал Эзоп. – Скажешь. Но за это ты должен дать мне волю.

Ксанф вынужден был согласиться. На утро он пришел на берег моря, где собралась толпа, чтобы посмеяться с хвастуна. Осмотрев всех присутствующих, Ксанф гордо произнес:

– Я выпью море, но для этого нужна чаша. Сделайте ее, перелейте воду из моря в чашу, и я докажу, что перед вами не болтун.

Все были потрясены. Но, как повествует одна из легенд, Ксанф не отпустил, как обещал, своего умного раба.

В то время в городе проходили выборы, и весь народ собрался в театре. Вдруг налетел орел, схватил государственную печать и исчез. Озадачены самосцы обратились к Ксанфа с просьбой разгадать знамение. Но Ксанф, хоть и назывался философом, не мог ничего лучшего придумать, чем обратиться к Эзопа или покончить с жизнью. Раб помог своему хозяину, и тогда Ксанф даровал волю разумном Езопові.

Много лет Эзоп жил на Самосе, снискал себе большое уважение, потом решил путешествовать по миру, начав с посещения греческих городов. Везде, где бы он не был, проводил беседы в училищах. Наконец оказался в Дельфах. Его выступления настолько раздражали дельфийцев, что они решили коварно расправиться с Езопом: подложили в его товар золотую чашу из храма, обвинили в святотатстве, привлекли к скале и поставили перед пропастью.

Понял Эзоп, что настал его смертный час, и говорит: «Дайте мне сказать хотя бы басню!» Последняя из трех басен звучала примерно так:

«Один крестьянин прожил всю жизнь в селе и ни разу не был в городе. Он попросил детей отпустить его, чтобы посмотреть на старости лет на город. Запрягли ему в тележку ослов и сказали: «Ты только их не подгоняй, они дорогу знают и довезут тебя до города». Но в пути их застала непогода и ночь. Ослы заблудились и завезли крестьянина на самый край какой-то скалы. «Владыка Зевс, – воскликнул крестьянин, – за что мне такая злая гибель? Хорошо еще бы от коня, а то от недостойных ослов!» Вот и мне обидно, что я погибаю не от рук достойных людей, а от рабских подонков».

Рассказав байку, он призвал богов в свидетели своей невинной гибели и бросился в пропасть. А потом дельфийцев постигла чума. Так говорит легенда.

Через несколько столетий какой-то человек собрала все истории про легендарного баснописца и записала их как «Повесть о Ксанфа-философа и Эзопа, его рабе, или Похождения Эзопа». Имя составителя этого нам неизвестно, так же, как неизвестно что в повести правда, а что – вымысел.

Древние греки и римляне все свои басни называли езопівськими. Сюжеты неоднократно пересказывались античными и средневековыми авторами и, впоследствии, – Жаном де Лафонтеном, Готхольдом Эфраимом Лессингом, Иваном Андреевичем Крыловым.

6. Чтение учителем басни.

Эзоп на корабельные

Баснописец Эзоп однажды на досуге зашел в корабельные. Кораблестроители смеялись над ним, побуждая его заговорить. И Эзоп сказал: «В древние времена возникли Хаос и Вода. Но Зевс, чтобы показать силу земной стихии, посоветовал Земли трижды глотнуть море. Вот Земля и приступила к работе. За первым разом зависочіли горы. Глотнула раз – и вполне обнажились равнины. Когда же она надумает и третий раз глотнуть Воду, то ваше ремесло станет лишним».

Байка доказывает, что тот, кто насмехается над дотепніших за себя, испытывает досаду.

7. Беседа по содержанию прочитанного.

• Сколько событий отражена в басне? Где происходит действие?

• Определите основные части этой басни.

• Кратко охарактеризуйте персонажей произведения.

• Как кораблестроители отнеслись к Эзопа?

• Почему они с него смеялись?

• Что, по вашему мнению, побудило Эзопа заговорить?

• А как бы вы поступили на месте Эзопа?

• О чем рассказал баснописец?

• В какой форме он выразил свое мнение?

• На что похожа рассказ Эзопа? Ответ аргументируйте. (Миф ).

• Как вы думаете, кораблестроители поняли смысл ответа баснописца? Обоснуйте свое мнение.

• Подумайте, почему в басне не описывается то, что произошло после ответа Эзопа.

• Что доказывает эта байка?

8. . Подготовка к «чтению в ролях» басни «Волк и Ягненок».

• Чтение басни учениками молча.

• Распределение «ролей» (Автор, Волк, Ягненок).

• Обсуждение интонаций, выражать характер героев (Волк – агрессивность, злость, нападение и т.п.; Ягненок – страх, защита и т.п.; автор – неспешность повествования, выразительность, эмоциональность и т.д.).

9. «Чтения в ролях» басни «Волк и Ягненок» (учебник, с. 38-39).

10. Обсуждение прочитанного.

• Какие чувства вызывают у вас персонажи произведения? » Определите отношение автора к героям.

• Какие черты характеров людей олицетворяют Волк и Ягненок? Как называется этот художественный прием?

• Что осуждается в басне? (Осуждение произвола и насилия).

• Как вы поняли мораль произведения?

11. Чтение басни «Ворон и Лисица» (учебник, с. 39).

12. Обсуждение прочитанного.

• О чем рассказывается в басне?

• Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

• Раскройте аллегорический смысл басни.

• Что высмеивается в произведении?

• Как вы поняли вывод: «Эта басня касается неразумного человека»?

13. Чтение басни «Земледельцу дети» (учебник, с. 39).

• Чем эта басня отличается от двух предыдущих?

• Вспомните народные сказки, пословицы, поговорки, близкие по сюжету к этой байки.

• Чему учит произведение? (Прославление разума и согласия между людьми).

• Приведите примеры пословиц, поговорок, которые будут выражать главную мысль басни.

14. Закрепление изученного материала.

Легендарного Эзопа считают основателем жанра басни. Эзоп был рабом и не мог говорить свободно, откровенно, поэтому обращался к аллегорической формы, формы басни.

Читайте также:  Басня Эзопа Волк и Ягненок

15. Работа с литературоведческим понятием (запись в тетради) по учебнику (с. 38).

Писатель М. Есть. Салтыков-Щедрин «эзоповым языком» называет ту особую манеру аллегорического изложения, которую писателям приходилось применять для того, чтобы обойти царскую цензуру. Теперь это выражение употребляют для обозначения языка, полной намеков, умалчиваний, аллегорий.

16. Работа в группах.

Методический комментарий. Этот вид работы на карточках предусматривает несколько вариантов его проведения: 1 – работа в группах, 2 – индивидуальные задания (как раВНОвидность – домашние задания), 3 – работа с классом в форме эвристической беседы. В зависимости от уровня подготовленности учащихся учитель может выбрать один вид работы или комбинировать несколько. К примеру, сначала с классом прорабатывается 1-2 басни («Лиса и Козел»), для работы в группах (или индивидуальных заданий на карточках во время чтения классом статьи учебника) предлагается проработать басни «Волы и оси», «Лягушки», «Лиса перед маской», «Угольщик и Сукновал», «Орел, Галка и Пастух», а в качестве домашнего задания – одну из двух или обе басни – «Хвастун-Пятиборец», «Соловей и Ястреб» – по аналогии работы в классе.

На карточках записаны байки без поучительного вывода.

Предложенный вид работы можно провести и в форме игры «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг». В этом случае – команда (команды) знатоков течение минуты пытаются сформулировать мораль басни.

Во время проверки правильности выполнения задания (или ответа на вопрос «знатокам») учитель (ведущий) зачитывает поучительный вывод.

Задачи. Внимательно прочитайте басню. Составьте план согласно ее построения (экспозиция, замысел, действие). Определите и запишите мораль басни.

Волы тянут воз. Когда Ось скрипела, они оборачивались к ней и говорили: «Эх ты! Это же мы такую тяжесть несем, а ты кричишь!»

Так и среди людей: кое-кто делает вид, что только он изнывает в работе, хотя и другие так же тяжело работают.

Две Лягушки, когда высох стал их, начали искать, где бы им жить. Они пришли к колодцу, и одна из них посоветовала прыгнуть в него. Но вторая сказала: «А когда и здесь высохнет вода, то что мы будем делать?»

Басня учит нас, что не следует браться за дело опрометчиво.

Лиса перед маской

Лиса забралась в мастерскую резчика и, не минуя ни одной вещи в комнате, наткнулась на маску трагедийного актера. Подняв ее, Лиса сказала: «Такая голова – и не имеет мозга».

Эта басня относится к человеку хорошей на красоту, но скудной на ум.

Угольщик и Сукновал

Угольщик работал в каком-то доме: увидев Сукновала, что именно поступал, он предложил поселиться с ним в одной комнате, доказывая, что они заприятелюють и что им будет выгоднее жить вместе. А Сукновал ответил ему: «Но для меня это вообще невозможно: ибо то, что я побілю, ты испачкаешь».

Байка доказывает, что раВНОе не сочетается.

Орел, Галка и Пастух

Орел, взлетев с высокой скалы, схватил ягненка. Галка, увидев это, из зависти решила последовать Орла и с большим шумом бросилась на барана. Но, вонзив когти в шерсть, она не могла их вытащить и только трепетала крыльями. Пастух заметил, что произошло, подбежал и схватил Галку, а вечером, обрезав крылья, принес ее своим детям. Когда они спросили, что это за птица, он ответил: «Как на меня, то я уверен, что это Галка, но, по ее мнению, она – Орел». Следовательно, отставание приводит только к беде и насмешки.

Соловей и Ястреб

Соловей сидел на высоком дереве и, по своему обыкновению, щебетал. Ястреб, что именно не имел пищи, увидел Соловья и, підлетівши, схватил его. Соловей перед неизбежной смертью начал умолять Ястреба отпустить его, говоря, что Ястребу следует нападать на более крупных птиц, если ему не хватает пищи, потому что Соловей не заполнит собой Яструбового желудка. Но Ястреб ответил: «Надо безумном быть, чтобы, выпустив из рук готовую, гоняться за воображаемой добычей».

Байка доказывает, что среди людей есть такие нерозважні, которые, в надежде на большее, выпускают из рук и то, что имеют.

Пятиборец, в котором граждане не раз попрекали, что он трус, уехал, а потом снова вернулся к родному краю и стал хвастаться своими многочисленными подвигами, в том числе таким своим прыжком на Родосе, которого не сделал бы ни один из победителей на Олимпийских играх. Он добавил, что это показали бы все, кто там был, если бы они прибыли сюда. И кто-то из присутствующих сказал в ответ: «Но какой же ты! Когда это правда, то никаких тебе свидетелей не нужно! Здесь Родос, здесь и прыгай!»

Байка доказывает, что всякое слово лишнее, когда что-то можно доказать делом.

Лисица упала в колодец и никак не могла оттуда выбраться. Измученный жаждой, Козел подошел к тому же колодца и, увидев Лису, спросил, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись из удобного случая, похвалила воду и стала уговаривать Козла спуститься вниз. Цап сразу же прыгнул, чтобы успокоить жажду. После этого они вместе попытались выбраться, но Лиса, все сообразив себе на пользу, сказала, что она уже надумала, как спастись им обоим. «Если ты можешь опереться передними ногами на стену и наклонить рога, то я и сама по твоей спине выскочу и тебя вытащу». Цап охотно согласился на такой совет. Лисица вскочила ему на бедра, перешла по спине, а потом, опершись на рога, выскочила наверх и ушла прочь. Цап стал ругать ее за нарушение соглашения, и Лиса, обернувшись, сказала: «Эх ты! Если бы у тебя было столько ума в голове, сколько волос в бороде, то спустился бы ты вниз, не подумав раньше, как подняться вверх?»

Так следует поступать и умным людям: сначала взвесить, чем дело кончится, а тогда уже браться за нее.

17. Обсуждение результатов работы в группах.

Для Езопових басен характерным является то, что их тексты простые и короткие, сюжет передается без второстепенных подробностей, мораль не остается скрытой, а открыто высказывается. Язык прост и близок к разговорному: в ней преобладают глаголы, немного прилагательных, ведь обычно в баснях говорится о действиях, а не о лицах или ситуации. Редко случается диалог – разве что развязка подается в форме прямой реплики.

О чем писал Эзоп:

В мире немало зла. Не следует надеяться на то, что плохой человек может измениться, она может лишь скрыть свою сущность; природа доброго человека очень уязвима, а потому весьма часто ухудшается.

Человеческая судьба изменчива и обычно меняется к худшему. От судьбы не уйти, а потому важнее приспособиться к обстоятельствам и помнить, что все преходяще.

Нередко губительными для человека является его страсти. Самая опасная из них – жадность, за ней идут тщеславие, ласолюбство, зависть, наивность и др., подчеркивается также пагубность страха. Человек, который стал жертвой страстей, ведет себя безрассудно и совершает ошибки, которые приводят к беде.

Самый надежный в жизни талант – умение довольствоваться тем, что имеешь, не стремясь того, что тебе не принадлежит от природы, не соревноваться с теми, кто сильнее.

В жизни лучше полагаться на самого себя, прежде всего, на собственный труд, терпение, умение учиться на чужих и собственных ошибках. Выбирая друзей, следует быть очень осмотрительным, благодарить им, когда они этого заслуживают, но самому ни от кого не ждать благодарности.

19. Подведение итогов урока.

20. Домашнее задание.

1. Повторить материал урока, определения литературоведческих понятий.

2. Прочитать статью учебника о Эзопа, выполнить письменно творческое задание на с. 40.

Басни

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало – не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь – летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она – орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, – к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никого не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку, вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! Даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на эти слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? Погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтение перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! – сказали куры, – но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были только хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия – земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Ссылка на основную публикацию