Басня Эзопа Воин и Вороны

Литературное чтение «Басни: Эзоп “Ворон и Лисица”, И.А. Крылов “Ворона и Лисица”»

  1. Продолжить ознакомление с баснями Эзопа и баснями И. А. Крылова;
  2. Формировать умение находить мораль в произведениях;
  3. Развивать внимание, память, воспитывать интерес к чтению.

Подготовка к уроку: учащимся предлагается найти и прочитать басни И. А. Крылова (кроме изучаемых на уроках чтения), узнать больше о жизни баснописца; подготовить выразительное чтение или выучить наизусть одну из басен, которая больше всего понравилась, найти в ней мораль, подготовить иллюстрации.

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

Осип орет, Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип. Архип осип.

Вопрос: Что высмеивает народ этой скороговоркой?

III.Выставка рисунков учащихся к басням И.А. Крылова. (Слайд 3–5)

Вопрос: К каким произведениям подготовлены иллюстрации?

IV. Учащиеся рассказывают об И.А.Крылове. (Приложение)

1. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он научился в семье.

2. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось: ни денег, ни других ценных вещей, только сундучок с книгами.

3. И. А. Крылов с детства мечтал стать литератором. Он много читал. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.

4. Первые басни Крылова в печати появились в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк” Но если прочитать это имя справа налево (задом наперед), сразу можно все понять.

5. Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен.

6. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.

7. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.

V. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают басни:

1. “Мартышка и очки”. (Слайд 6)

2. “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 7)

2. Ролевое чтение наизусть – “Зеркало и Обезьяна”. (Слайд 8)

3. “Обезьяна”. (Слайд 9)

Учитель: Что такое басня? (Ответы учащихся.)

Учитель: Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

VI. Изучение новой темы.

Учитель: Обратите внимание на портрет и прочитайте. (Слайд 10; Приложение 1)

Эзоп-баснописец, величайший благодетель (слайд) человечества, по доле своей был раб, а по роду своему – фригиец из самой Фригии. С виду он был уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котел, курносый, грязный, кожа темная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А еще того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать.

Учитель: А знаете ли вы что? (Слайд 11)

Учитель: Прочитаем басню, которую написал не сказочный персонаж, а реальный Эзоп.

VII. Чтение басни Эзопа “Ворон и лисица”. (Приложение 2)

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.

Какого испытания не выдержал ворон? Лисица в этой басне хитрая или мудрая? Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Эта басня осуждает неразумного неумного человека.

1. Какого испытания не выдержал Ворон?

2. Лисица хитрая или мудрая?

3. Какой вывод (мораль) можно сформулировать в конце? Ответ: Эта басня осуждает неразумного, неумного человека.

IX. Знакомство с басней И.А. Крылова “Ворона и Лисица”. (Слайд 12)

Учитель: Слушаем и смотрим! (Приложение 3 – Просмотр Басни И.А. Крылова в жанре sand animation.)

Учитель: Кому понравилась басня?

X. Работа над словарем. (Слайд 13)

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.

Льстец – льстивый человек.

Гнусный – вызывающий отвращение, омерзительный; Взгромоздиться – взобраться с усилием на что– то высокое.

Пленил – привлек внимание, привели в восторг.

Вещуньина – принадлежащая вещунье.

Вещунья – несущая весть, известие, предсказательница.

Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается пища.

XI. Чтение басни учащимися “Ворона и Лисица”. (Приложение 4)

1. Каждому приятно слышать о себе хорошие слова. Почему И.А. Крылов сказал, что лесть – вредна? Ответ: Лисица хвалила ворону обманчиво.

2. Почему Лиса выбрана на роль льстеца? Ответ: В сказках лисица хитрая, коварная, ловкая.

3. А почему слушательницей выбрана ворона? Ответ: В народе говорят: “Ты почему глупый, как ворона?”

XII. Выборочное чтение.

1. Какими словами автор характеризует Лисицу? (Слайд 14)

[…]Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша[…]

2. С какими ласковыми словами Лисица обращается к Вороне? (Слайд 14)

[…]“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!

3. Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Слайд 14)

[…]Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

XIII. Выразительное чтение басни по ролям.

XIV. Обобщение и выводы.

1. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?

2. Почему эта история случилась с Вороной?

3. Почему Лисице удалось достичь своей цели?

4. Как баснописец относится к Вороне и Лисице?

Сравним басни Эзопа и Крылова. В чем сходство и различия?

Ответ учащихся: басню Крылова можно читать по ролям, а басню Эзопа невозможно.

Какая басня понравилась больше и почему?

А в басне Крылова присутствует мораль? Где она?

XV. Проверь себя.

Самостоятельная работа по карточке “По страницам басен Крылова”. (Приложение 5)

XVI. Домашнее задание.

Выучить наизусть басню “Ворона и Лисица”. По желанию найти и прочитать басни И.А. Крылова “Ворона” и “Лисица”.

«Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»

урока литературного чтения в 3 классе

«Ворона и лисица».

Эзоп «Ворон и лисица»

Тема урока: «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»

Задачи: Познакомить с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа «Ворон и

Развивать умение работать с басней: правильно называть, выделять вступление,

рассказ, мораль; читать выразительно каждую часть.

Учить сравнивать басни Эзопа и И.. А. Крылова.

Организационный момент. Активизация опорных знаний.

1) Фронтальная беседа

– Что объединяет этих людей?

– Кто такие баснописцы?

– Дайте определение басни.

– Соотнесите фамилию автора и название басни.

– Прочтите мораль басни Эзопа.

– В чем главное отличие басни Крылова от басни Эзопа?

2) Работа в парах.

Взаимная проверка домашнего задания по тетради.

Изучение нового материала. Анализ басен И. Крылова и Эзопа.

1) Слушание басни, в исполнении актера.

– Кто знает, как называется басня и кто ее автор?

– Сегодня знакомимся с баснями «Ворона и лисица» и Эзопа

«Ворон и лисица». Слайд 4

2) Чтение басни учащимися.

3) Словарная работа. Слайд 5.

– Как автор называет своих героев?

– Прочитайте начало басни.

Как называется эта часть басни?

– Что высмеивает автор?

Прочитайте нравоучение басни.

Мораль басни Ворона и лисица И. Крылова

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

– Как баснописец представляет своих героев.

Какие слова – действия использует автор?

Почему именно эти слова?

– В каких словах лисы слышится лесть?

– Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.

(слушание басни в аудиозаписи)

5) Выразительное чтение басни учащимися.

– Как читать каждую часть?

С какой интонацией?

На какие знаки препинания нужно обратить внимание?

6) Чтение басни по ролям.

– Рассмотрите иллюстрацию, сделанную художником к басне. Слайд 6.

– Какие особенности изображения передают характер героев?

– Представьте себя на месте героев басни.

Прочитаем басню по ролям.

7) Самостоятельное чтение учащимися басни Эзопа «Ворон и лисица»

8) – Послушайте эту басню в исполнении мастера художественного слова.

9) (слушание басни в аудиозаписи)

– Прочитайте мораль басни Эзопа?

Мораль басни Ворон и лисица

«Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове – ничего тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

10) Сравнение басен Крылова и Эзопа

Басня Ворона и лисица – анализ

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?

Читайте также:  Басня Эзопа Муж и Жена

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

– Что вы знаете о басне?

– Какие пороки людей высмеивают авторы в баснях «Ворона и лисица» и «Ворон и лисица»?

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Ворон и лисица.
Ворона и ворон.
Ворона и собака.
Воры и петух.
Враги.
Гадатель.
Гадюка и водяная змея.
Гадюка и лиса.
Гадюка и пила.
Галка и вороны.

Ворон и лисица
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать”.
Басня уместна против человека неразумного.

Ворона и ворон
Вороне было завидно, что ворон дает людям знаменья при гаданиях, предсказывает будущее, и за это люди даже в клятвах его поминают; и решила она добиться того же и для себя. И вот, увидев прохожих на дороге, села она на дерево и начала громко каркать. Обернулись путники и удивились, но один из них воскликнул: “Идемте, друзья: это ворона, а от ее крику – никакого толку”.
Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачи и становятся посмешищем.

Ворона и собака
Ворона приносила жертву Афине и звала собаку на жертвенный пир. Собака ей сказала: “Зачем тратишься на напрасные жертвы? Ведь богиня тебя ненавидит, что даже знаменьям твоим не дает веры”. Ответила ворона: “Оттого-то я и приношу ей жертву: я знаю, что она меня не любит, и хочу, чтобы она ко мне смягчилась”.
Так многие из страха готовы услужить собственным врагам.

Воры и петух
Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу. Но воры сказали: “Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать”.
Мораль басни Воры и петух: все, что полезно хорошим людям, бывает особенно ненавистно дурным.

Враги
Двое врагов плыли на одном корабле. Чтобы держаться друг от друга подальше, один устроился на корме, другой – на носу; так они и сидели. Поднялась страшная буря, и корабль опрокинуло. Тот, что сидел на корме, спросил у кормчего, какой конец корабля грозит потонуть раньше? “Нос”, – ответил кормчий. Тогда тот сказал: “Ну, тогда мне и умереть не жалко, лишь бы увидеть, как мой враг захлебнется раньше меня”.
Так иные люди из ненависти к ближним не боятся пострадать, лишь бы увидеть, как и те страдают.

Гадатель
Гадатель сидел на площади и давал предсказания за деньги. Вдруг к нему подбежал человек и крикнул, что грабители взломали его дом и унесли все добро. В ужасе гадатель вскочил и с воплем бросился со всех ног посмотреть, что случилось. Увидел это кто-то из прохожих и спросил: “Любезный, как же ты берешься гадать о чужих делах, когда о своих ничего не знаешь?”
Эта басня относится к таким людям, которые и сами не умеют жить, и за чужие дела берутся, их не касающиеся.

Гадюка и водяная змея
Гадюка ползла на водопой к источнику. А водяная змея, которая там жила, не пускала ее и негодовала, что гадюка, словно мало ей у себя пищи, забирается и в ее владения. Ссорились они все больше, больше и, наконец, условились решить дело схваткой: кто одолеет, тот и будет хозяином и земли и воды. Вот назначили они срок; а лягушки, которые водяную змею ненавидели, прискакали к гадюке и стали ее ободрять, обещая, что они ей помогут. Началась схватка; гадюка билась с водяной змеей, а лягушки вокруг подняли громкий крик – больше они ничего и не умели. Победила гадюка и стала их попрекать, что обещали они ей помочь в бою, а сами не только не помогали, но даже песни распевали. “Так знай же, любезная, – отвечали лягушки, – что наша помощь не в руках наших, а в глотках”.
Мораль басни Гадюка и водяная змея: где нужда в делах, там словами не поможешь.

Гадюка и лиса
Змея плыла по реке на пучке терновника. Лисица увидела ее и сказала: “По пловцу и корабль!”
Против человека дурного, что берется за злые дела.

Гадюка и пила
Забралась гадюка в кузницу и стала у всех кузнечных орудий просить подачки; собрав, что давали, подползла она к напильнику и его тоже попросила подать ей чего-нибудь. Но тот возразил ей так: “Глупа ты, видно, коли от меня поживы ждешь: я ведь не давать, а только брать ото всех привык”.
Мораль басни Гадюка и пила: глупы те, кто надеется разжиться у скряги.

Галка и вороны
Одна галка была ростом больше всех других галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.
Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.

Басни Эзопа
в библиотеке Чугунного Козьмы

Плоды руздумья титанов человеческой цивилизации

Библиотека Козьмы Пруткова
содержит сочинения его любимых авторов

Эзоп

ЭЗОП. БАСНИ

Эзоп (Aisopos), древнегреческий баснописец 6 в. до н. э. Сюжеты Эзопа составили основной фонд европейской басни от Федра и Бабрия до Ж. Лафонтена и И. А. Крылова.

Басни Эзопа

ВОРОН И ЛИСИЦА

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос — быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

Не верь врагам — проку не выйдет.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

ЖУК И МУРАВЕЙ

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, — а ты смеялся надо мной, — не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».

БЕДНЯК

У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», — молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя — ты не помог мне, хлопнул об угол — послал великое счастье».

Кто обращается с негодяем ласково — останется в убытке, кто поступает с ним грубо — в барыше.

ДВА ГОРШКА

Река несла в своем течении два горшка — глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, — просит глиняный горшок медного. — Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты».

Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.

БЫК И ЖАБА

Бык пошел пить и раздавил детеныша жабы. Приходит на то место его мать — ее там не было — и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» — «Он умер, матушка, — говорят они, — сейчас приходил огромный зверь о четырех ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» — «Перестань, мама, — слышит она в ответ. — Не сердись, — скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним».

Опасно слабому тягаться с сильным.

КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ

В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». — «Должно быть, там зарыт клад», — думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего.

Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Читайте также:  Басня Эзопа Свинья и Cобака

Перевод Алексеева Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. Для высших учебных заведений. Том 1. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. М., «Просвещение», 1965

Басня Эзопа Воин и Вороны

Давным-давно, никто и не припомнит когда, человек научился выражать поучительную мысль в краткой форме, например в пословицах. Со временем возникла потребность проиллюстрировать назидание каким-нибудь примером из жизни. Чтобы рассказ был занимательным и чтобы поучение не было слишком прямолинейным, в роли персонажей изображали животных, рыб, птиц, растения, вещи и т. п. Такие рассказы стали называть баснями. Произошло это слово от древнерусского глагола баяти — рассказывать. Поучительный вывод басни стали произносить в начале или (чаще) в конце занимательного рассказа. Вывод, или мораль, является важной частью басни, что отображено в таких пословицах, как «Басни толком красны», «Басня моралью красна»,

«Басни — ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок».

Каждый народ имеет своих знаменитых баснописцев, например, у древних римлян это Федр, у французов —

Ж. де Лафонтен, у немцев — Лессинг, у украинцев — Л. Глибов и т. д.

В этом разделе вы познакомитесь с баснями древнегреческого поэта Эзопа и произведениями русского баснописца XIX в. Ивана Андреевича Крылова.

Их басни восхищали и слушателей, и читателей многих поколений. Надеемся, что и вам они понравятся.

Эзоп

Рождение жанра басни связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа, которого причисляли к семи выдающимся мудрецам античности. И хотя все сведения о его жизни легендарны, Эзоп, по видимому, всё-таки был реальным человеком. По мнению древнегреческого историка Геродота, Эзон родился рабом, жил на острове Самос, позднее служил при дворе лидийского царя Креза. Был убит жрецами 1 в Дельфах, потому что высмеивал богов.

Чем же снискал себе такую славу человек рабского происхождения, которого современники и потомки считали достойнее жрецов и богачей?

Люди из народа были по-своему очень мудры и остры на язык: они могли метко, порой даже в обидной форме, высмеять любые недостатки знати. Из таких народных насмешек, вероятно, и зародился жанр басни, который сразу же стал довольно глубоким и структурированным.

В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего выступают условные басенные звери. Но под видом животных в баснях аллегорически изображены определённые люди или социальные явления.

Все басни Эзопа написаны прозой. Очень долгое время они существовали устно. Первый сборник «Эзоповых басен» на рубеже IV-III вв. до н. э. составил Деметрий Фалерский 2 . Этот сборник положил начало традиции басенных записей. В него включены более трёхсот произведений разных баснописцев.

В V. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа. Басни Эзопа просты и кратки, их сюжет не отягощён второстепенными подробностями. Басенный язык простой и близкий к разговорному. Сюжеты взяты из жизни.

Чаще всего в баснях Эзопа встречаются такие животные персонажи, как лисица, лев, змея, волк, собака, осёл. Причём характеры этих зверей меняются в зависимости от сюжета басни, то есть все они интересуют автора не сами по себе, а как носители определённых функций. Эзоп придумал свой особый, иносказательный, язык, который так и называют — эзопов язык.

1 Жрец — служитель религиозного культа.

2 Деметрий Фалерский (350-283 гг. до н. э.) — древнегреческий государственный деятель и философ. Один из основателей Александрийской библиотеки.

Басня — это короткий рассказ, написанный в стихах или прозой, который отличается иносказательным сюжетом и через иносказание и аллегорию высмеивает человеческие пороки или недостатки общества.

Экспозиция — это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия.

Мораль басни — меткий вывод, который делает автор из описанной им ситуации. Мораль, как правило, располагается в конце басни, как бы подытоживая её.

Сначала басни активно использовались в школах на уроках риторики (красноречия), но очень быстро стали популярным жанром массовой литературы.

Читая басню, мы должны показать, что верим в её достоверность. Поскольку описанная ситуация чаще всего имеет бытовой характер, нужно научиться с помощью интонации выделять реплики каждого действующего лица, используя жесты и мимику.

Благодаря басням сформировался и так называемый эзопов язык — своеобразный способ формулирования двузначных мыслей с намёками, недомолвками, иронией, фигурами умолчания, аллегориями.

Структуру басни можно представить следующей схемой: экспозиция — замысел — повествование — неожиданный результат — реплика-мораль.

Рассмотрим басню Эзопа «Отец и сыновья» (перевод Л. Толстого), относительно приведённой выше структуры.

ТОП-10: Удивительные способности ворон, о которых знают далеко не все

Вороны – не самые обычные птицы. Они обладают очень развитым интеллектом и высокой социальностью, хотя о многих их талантах и привычках люди узнали в ходе очень странных экспериментов и открытий. Например, исследователи вынуждали этих птиц переживать похищения, проверяли на них мифы и испытывали реакции живых ворон на мертвых сородичей. Результаты экспериментов были просто поразительными, а иногда даже жуткими. От уникальных способностей, характерных больше для людей, до странного отношения к смерти и потенциальным угрозам, вороны непременно поразят тех, кто осмелится присмотреться к ним поближе.

10. Работники тематических парков

Фото: Live Science

Примерно 20 лет тому назад Кристоф Габорит (Christophe Gaborit) впервые заметил, как дикие вороны сортируют мусор. Годы спустя Габорит устроился в тематический парк сокольничим. Исторический парк Пюи-дю-Фу (Puy du Fou) находится во Франции, и туда посетители приходят, чтобы прогуляться по древним садам и деревням, а еще чтобы насладиться историческими реконструкциями. К сожалению, как и в любом другом общественном месте, здесь очень сильно мусорят.

В поисках решения этой проблемы Габорит вспомнил про ворон и придумал очень оригинальный ход – выдрессировать грачей так, чтобы они подбирали за людьми их мелкий мусор. Почему именно этот вид птиц? Грачи относятся к роду ворон, и поэтому они тоже очень умны.

В 2000 году Габорит выходил и обучил двух своих первых грачей. Чтобы мотивировать этих птиц собирать, например, обычные окурки, сокольничий собрал специальный шкафчик с отделениями для угощений, которые грач получал всякий раз, когда клал в него мелкий мусор. Благодаря такой методике поощрения мужчина вырастил и успешно обучил еще 6 других грачей, которые распознавали и убирали мусор с территории парка. Новый выпуск пернатых сборщиков мусора закончил свое обучение как раз в 2018 году, и сейчас над Пюи-дю-Фу кружит целая стая птиц, выискивающих отходы, чтобы обменять их на лакомства из ящика.

9. Мертвые вороны вызывают у живых ворон тревогу

Фото: National Geographic

Впечатлительные люди верят, что вороны проводят для своих сородичей настоящие похороны. Это, конечно, полная выдумка, но несложно понять, откуда вообще взялись такие суеверия. Некоторые птицы просто не могут никак не отреагировать на мертвого представителя своего вида. Вдобавок вороны склонны собираться вокруг своих усопших соплеменников, взывать друг к другу и вообще вести себя очень необычно при виде мертвецов.

Впрочем, это не значит, что таким образом эти птицы скорбят и плачут по мертвым. На самом деле все намного прозаичнее и практичнее – выжившие птицы понимают, что одна из ворон погибла, и если что-то погубило одну особь их вида, значит, это может повредить и всей стае. Всеобщее беспокойство по поводу обнаружения мертвого сородича – это скорее попытка выявить потенциальную угрозу, чтобы в будущем ее избежать.

В одном крупном исследовании, связанном с мертвыми воронами, наблюдения проводились в более чем 100 местах скопления этих птиц в пределах штата Вашингтон, США. Ученые выяснили, что людей с мертвыми воронами в руках все остальные птицы этого рода воспринимали как прямую угрозу. Живые вороны старались держаться подальше от таких людей и не кормиться там, где их видели, даже после того, как труп их сородича убирали с глаз долой.

В то же самое время вороны никак не отреагировали на добровольцев, которые приходили либо с пустыми руками, либо приносили на их территорию мертвых голубей. Если же человек, которого раньше видели с мертвой вороной, вновь возвращался, но уже с пустыми руками, вороны все равно еще несколько недель после этого случая вели себя по отношению к нему настороженно или даже агрессивно.

8. Вороны недолюбливают воронов

Фото: allaboutbirds.org

Не все знают, что ворон и ворона – это птицы разных видов, а не просто способ указать половую принадлежность животного. Эти пернатые относятся к одному семейству, но внешне они все же отличаются. Вдобавок они даже далеко не друзья. Ворон намного крупнее вороны, и этот вид часто не прочь полакомиться яйцами ворон. Иногда вОроны даже едят взрослых ворон. Впрочем, скромная по размерам ворона – не такая уж и легкая добыча.

В недавнем исследовании ученые сравнили популяции 2 этих видов в больших городах и проанализировали свыше 2000 отчетов от любителей птиц, которые долгое время наблюдали за взаимоотношениями воронов и ворон. Оказалось, что нередко ворОны объединяются в целые группы, чтобы насолить своим конкурентам из числа воронов. Банды ворон бывают настолько агрессивными, что вОроны обычно предпочитают держаться подальше от мест скопления своих недругов. В природе существует немало других видов птиц, которые полагаются на скоординированные атаки для отпугивания более крупных хищников.

Впрочем, ни один другой вид не отличается такой сложной системой, разработанной ворОнами, согласно которой они обычно объединяются в группки по 2-5 особей и перемещаются сплоченной и тесной командой. Эффективность подобного взаимодействия стала возможной только благодаря высокой социальности ворон и более независимому или скорее даже замкнутому характеру воронов. Если бы вОроны были более социальными птицами и тоже собирались в банды, ворОнам пришлось бы очень несладко.

7. Басня Эзопа про ворону была правдивой

Фото: Live Science

Читайте также:  Басня Эзопа Юноши и Мясник

Еще древние признавали, что вороны – очень умные птицы. Одна из басен Эзопа под названием «Ворона и кувшин» повествует историю умной вороны, которая очень хотела пить. Мечтая утолить свою жажду, птица обнаружила кувшин с водой, но ей никак не удавалось добраться до живительной влаги из-за узкого горлышка сосуда. Тогда умная ворона накидала внутрь камешков, чтобы поднять уровень воды и наконец-то напилась.

В наши дни исследователи решили проверить эту басню, но немного изменили сценарий. Вместо того чтобы доводить птиц до состояния сильной жажды, ученые решили приманить ворон вкусной едой. Для эксперимента была наполнена пара высоких сосудов с лакомствами, плавающими на воде.

Рядом с сосудами лежали мелкие предметы, которые вороны могли бы схватить и кинуть в воду, чтобы поднять ее уровень. Некоторые из этих предметов оказались бы не лучшим выбором, например, пенопласт или легкие полые предметы, которые никак бы не помогли добраться до угощений. Другие вещи были намного плотнее и тяжелее.

Подопытными птицами стали 6 представителей вида новокаледонский ворон (Corvus moneduloides), и все они сразу же поняли, что до вкусняшек добраться будет не так уж и просто. Удивительно, но пернатые статисты уже обладали пониманием принципа вытеснения воды, и, накидав в сосуды тяжелую мелочь, они с легкостью добрались до лакомств. Эзоп не соврал…

6. Они едят жаб вида Rhinella marina

Фото: science alеrt .com

Наверное, не часто увидишь ворону, завтракающую жабой. Однако если этой амфибией будет австралийская жаба-ага (Rhinella marina), ничему не удивляйтесь. В Австралию этот вид завезли для борьбы с насекомыми-вредителями еще в 1935 году, а в наши дни сама эта жаба уже стала ядовитой и опасной для людей. Жаба-ага выделяет белую слизь, которая может убить собаку, кошку, змею или даже взрослого человека.

Когда эти жабы попали в Австралию, они почувствовали себя здесь слишком хорошо и невероятно расплодились. По состоянию на 2006 год популяция этого вида составляла около 200 миллионов особей, и причина у этого очень простая – у жаб-ага на этом материке просто нет особых врагов. В 2018 году один удачливый фотограф запечатлел первое свидетельство того, что именно вороны начали заполнять этот пробел в местной пищевой цепи. Одна такая птица почти целиком сожрала ядовитую жабу всего за 40 минут, и чувствовала она себя после этого просто прекрасно.

Удивительно, но австралийские вороны каким-то образом догадались, какие части тела жабы-ага опасны. Они избегали контакта с белым токсином, хватали жаб за конечности или голову и переворачивали их вверх брюхом, а потом лакомились съедобными внутренностями, языком и бедрами своей жертвы.

5. Они затаивают обиды

Лучше не злите ворону, ведь она все запомнит и будет вам пакостить. Результаты одного странного эксперимента подтвердили, что вороны никогда не забывают лица своих обидчиков. Исследование было опубликовано в 2012 году, и в его ходе ученые на время похитили нескольких ворон из Сиэтла (Seattle), США.

Участники опыта носили маску, изображающую «угрожающее лицо», и в их руки угодило 12 диких ворон. Похищенных птиц держали в плену 4 недели. Все это время за ними ухаживали люди уже в других масках с изображением «заботливого лица», как его обозначили авторы исследования. Впрочем, ни одна из масок не выглядела как-то особенно страшно или наоборот дружелюбно, все они были нейтральными, но просто разными, чтобы птицы могли их распознать и потом отличить похитителей от кормильцев.

В итоге вороны запомнили эти маски и соотнесли их с пережитым опытом. В неволе похитители несколько раз навещали своих жертв, а потом ученые сканировали активность мозга встревоженных птиц. Впервые исследователям удалось задокументировать факт того, что мозг ворон сохраняет негативные ассоциации, совсем как это делают млекопитающие. Птиц, естественно, позже выпустили назад в дикую природу. А вот истинная глубина обиды ворон и их неспособность прощать проявили себя уже в последующем наблюдении. Прошли целые годы, но даже через столь долгий срок эти птицы все еще помнили лицо (маску) своих обидчиков. При виде человека с «угрожающим лицом» вороны начинали сильно шуметь и даже кидать в него мелкие предметы.

4. Обжимания с трупами

Фото: The Atlantic

Некоторые вороны – настоящие извращенцы, ведь они любят сидеть на трупах своих сородичей, проявляя к ним интерес интимного характера. В 2015 году ученые провели обширное исследование поведения ворон в пределах штата Вашингтон. Они приманивали этих птиц к чучелам ворон и наблюдали за реакцией живых особей. К всеобщему удивлению, одна из ворон попыталась спариться с «мертвецом». Таким образом живая птица в реальных условиях слишком сильно рисковала бы подхватить какую-то заразу или пострадать от падальщика. Очень странное поведение для столь сообразительного вида, не правда ли?

Ученые захотели понять, насколько такая реакция распространена среди ворон, и для этого было решено привлечь 308 пар диких птиц во время брачного сезона. Всем им показали чучела ворон, белок и голубей. Белок и голубей использовали для того, чтобы узнать, распространяется ли некрофилия живых птиц и на другие виды животных.

Так вот не распространяется. Необычный интерес к мертвым в качестве объекта для спаривания оказался редким, но все же имеющим место феноменом. Всего 4% ворон пытались оседлать чучело для спаривания. Большинству остальных птиц такое поведение, как и ученым, показалось слишком рискованным.

Некрофилы проявляли также и повышенный уровень агрессии, так что их странную наклонность предположительно можно объяснить стрессом во время сезона спаривания. Вдобавок вид лежащей на земле мертвой вороны мог их просто запутать, но подсознательно птицы все равно понимали, что это опасный контакт, и потому проявляли повышенную раздражительность.

3. Вороны тоже оценивают вес по внешнему виду

Фото: science alеrt .com

Когда человек замечает двигающийся предмет, он может оценить его вес по скорости и характеру перемещения. Например, парящий в воздухе листик четко ассоциируется у нас с очень небольшим весом, потому что мы понимаем, что так падают только очень легкие предметы. Умение определять вес по внешним характеристикам ранее причислялось только людям, но потом ученые понаблюдали за воронами и изменили свое мнение. Подопытными вновь стали 12 птиц вида новокаледонский ворон, и всех их разделили на 2 группы по 6 особей.

Обе группы прошли через одинаковую дрессировку. Задача птиц была положить в коробку какой-нибудь предмет, а взамен они получали лакомство. Однако одна из групп получала приз только за тяжелые вещи, а вторая группка, напротив, поощрялась угощением только за легкие предметы.

Во время второго этапа эксперимента птицам предлагали на выбор 2 новых вида предметов, которых они ранее никогда не видели. Три дня воронам позволяли наблюдать за тем, как эти подвешенные за ниточку объекты реагируют на потоки воздуха от включенного вентилятора.

Естественно, более легкие предметы на ветру раскачивались намного сильнее, чем тяжелые. Вдобавок воронам позволили изучить новые предметы и с выключенным вентилятором. Когда началась новая сессия обмена предметов на лакомства, птицы выбирали правильные вещи в 73% случаев. После демонстрации с вентилятором они просто запомнили, какие предметы легче, а какие тяжелее. Совсем как люди.

2. Вороны против орлов

Фото: National Geographic

В 2015 году фотограф по имени Фу Чан (Phoo Chan) сделал просто удивительные снимки, запечатлев в небе над Калифорнией орла и ворону. Судя по всему, ворона отважилась вступить в схватку с более крупным хищником. Чан смог сфотографировать всю эту борьбу от начала и до конца.

По какой-то причине во время своего нападения ворона внезапно решила оседлать своего врага, и выглядело это ну очень странно. Какое-то время птицы просто летели вдвоем, но потом орел с легкостью скинул своего непрошенного пассажира. Когда на эту серию фотографий взглянули орнитологи, они не увидели в произошедшем ничего необычного. Оказывается, летом вороны очень ревниво относятся к воздушному пространству в районе своих гнезд. Их птенцы часто становятся жертвами других хищных птиц, так что взрослые особи становятся более агрессивными, чтобы отпугивать опасных злоумышленников.

В любом случае ворона, отважившаяся в одиночку напасть на намного более крупного и мощного орла, а затем еще и оседлавшая этого гиганта – это все-таки не самое привычное зрелище. Почему орел позволял вороне, сидевшей у него на спине, досаждать ему так долго? Может, просто эти хищники уже давно привыкли к нападкам со стороны других птиц, и поэтому атака очередной мелкой вороны ничем не удивила конкретно этого орла? Вдобавок, сев на спину орла, ворона как будто успокоилась, и, возможно, именно поэтому крупный хищник какое-то время ее просто игнорировал.

1. Они собирают сложные орудия труда

В 2018 году очередная группка новокаледонских воронов просто поразила ученых своей сообразительностью. Эти птицы продемонстрировали способности, которые ранее отмечались только у приматов, – чтобы добраться до лакомства в ящике, эти вороны сооружали сложные инструменты. Один только факт того, что птица способна на нечто подобное – уже большое открытие. Впрочем, еще более удивительным оказалось то, что ворон этому никто не обучал, им просто показали, что в коробке есть угощение, а ведь чтобы добраться до закуски, пернатым подопытным нужно было справиться с управлением длинными предметами.

Когда птица изучила обстановку, ее оставили наедине с ящиком и коллекцией из слишком коротеньких орудий, с помощью которых до еды было бы не добраться. Задача вороны заключалась в том, что она должна была соорудить из отдельных фрагментов хотя бы один подходящий по длине инструмент. Удивительно, но все птицы справлялись с этой проблемой в течение 4-6 минут.

Как только инструмент был готов, ворона умело проталкивала им лакомство к отверстию в ящичке и подбирала вожделенное угощение. Для исполнения всего этого трюка от испытуемых требовались не только настойчивость и ловкость, но и способность думать наперед. Чтобы объединить короткие кусочки в один длинный инструмент, воронам нужно было представить заранее, как все это будет выглядеть в собранном виде, и как оно сработает еще до того, как это произошло.

Ссылка на основную публикацию