Басня Эзопа Волк и Ягненок

урок литературы

среда, 16 мая 2012 г.

Басня Эзопа “Волк и ягненок”

19 комментариев:

Эдвард Gromakov мне больше понравилась юасня Крылова вней врифму а в этой нет

Что Вам не понятно в басне И.А.Крылова?

в басни Эзопа отца не было насвете в прошлом году а в басне Кралова ягнёнка не было в прошлом году.В басне Крылова ягнёнок относится к волку уважительно а в басне Эзопа не очень увважительно.У Крылова мораль в начале басне а у Эзопа в конце
Мельников Илья 5 б

Это пересказ басни. Подумайте, пожалуйста над вопросом.

почему волк не съел сразу ягнёнка а после обвинений .
МЕЛЬНИКОВ ИЛЬЯ 5 Б

Потому что ему надо обязательно выебнуться.

Вывод:мне больше понравилась басня Крылова потому что в свою басню он написал в стихотворной форме.В его басне мне больше понятен смысл.
Чунина Ангелина.

Артём Буторин 5″Б”. У обоих басен один и тот же смысл. Они показывают, что если кто-то хочет сделать плохой поступок, тог его ничто не остановит.

Подумайте, пожалуйста, что еще общее у басен? Чем они отличаются?

Мне больше понравилась басня Крылова,потому что в ней есть рифма,а в басни Эзопа нет.В этих баснях смысл один,но содержание разное.

Алиса Петкевич.Мне больше понравилась басня Крылова,потому что она написана в стихотворной форме.А мораль в баснях Эзопа и Крылова одинаковые.

Мне понравился Крылов он пишит басни по интереснее а у Эзопа не очень,но нормально.Смотря для кокого человека.Басалаева Евгения

Не очень понятен смысл слова “нормально”. Поясните, пожалуйста, свою мысль.

АЛИЕВА ИРОДА.В БАСНИ КРЫЛОВА ПО ИНТЕРЕСНЕЕ, А В БАСНИ ЭЗОПА НЕОЧЕНЬ.В БАСНИ КРЫЛОВА ВОЛК ОТНОСИТСЯ К ЯГНЕНКУ ГРУБО И НЕ УВАЖИТЕЛЬНО,А В БАСНИ ЭЗОПА НАРМАЛЬНО.МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ БАСНЯ КРЫЛОВА ПОТОМУ, ЧТО ОНА НАПИСАНА В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ

Я ЧИТАЛА БАСНИ КРЫЛОВА ВОЛК И ЯГНЁНОК.
1 ЧТО ТАКОЕ МОРЕАЛЬ?
2 ЧТО ТАКОЕ БАСНЯ?
3 ПОЧЕМУ ВОЛК НЕ МОЖЕТ СЪЕСТЬ ЯГНЁНКА?
4 ПОЧЕМУ МОРАЛЬ ПОМЕЩЕНА В НАЧАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?
5 КАК ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ ОТНОСИТСЯ К СОБЫТИЮ, КОТОРОЕ ПРОИЗОШЛО?
АЛИЕВА ХУСНИДА 5 Б

1Мораль-это один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
2Басня-это стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
АЛИЕВА ХУСНИДА 5 Б

От Эзопа до Крылова

В споминаем, какие сюжеты и мотивы объединяют басни Эзопа, Лафонтена и Ивана Крылова и как они трансформируются на пути из Древней Греции через Францию в Россию.

Уж сколько раз твердили миру.

Как писал Геродот, Эзоп был рабом, который получил свободу. Изобличая пороки своих господ, он не мог прямо называть их в баснях, поэтому наделял их чертами животных. Обладая образным мышлением, острым глазом и не менее острым языком, Эзоп создал художественный мир, в котором волки рассуждают, лисы подводят под свои неудачи философские объяснения, а муравьи озвучивают мораль. За авторством Эзопа сохранился сборник из 426 басен в прозе, который изучали в античных школах, а сюжеты его актуальных во все времена историй пересказывали многие баснописцы поздних эпох. Например, Жан де Лафонтен и Иван Крылов.

«Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий. но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что́ ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Если верить тому, что Эзоп говорил.

Жан де Лафонтен выделил новый литературный жанр — басню, — чью фабулу он позаимствовал у античных авторов, в том числе у Эзопа. В 1668 году он выпустил «Басни Эзопа, переложенные в стихах г-ном де Лафонтеном». В баснях Лафонтена не было возвышенной морали: остроумные истории утверждали необходимость мудрого и невозмутимого отношения к жизни. Любимец придворных, попавший в немилость к Людовику ХIV, он писал басни в угоду покровительнице, герцогине Буйонской, и называл свои труды «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене».

Нес муравей сушить за свой порог зерна, Которые он на зиму запас с лета. Голодная цикада подошла близко И попросила, чтоб не умереть, корму. «Но чем же занималась ты, скажи, летом?» «Я, не ленясь, все лето напролет пела». Расхохотался муравей и хлеб спрятал: «Ты летом пела, так зимой пляши в стужу». (Заботиться важнее о своей пользе, Чем негой и пирами услаждать душу.)

Цикада летом пела, Но лето пролетело. Подул Борей — бедняжке Пришлось тут очень тяжко. Осталась без кусочка: Ни мух, ни червячочка. Пошла она с нуждою к соседушке своей. Соседку, кстати, звали мамаша Муравей. И жалобно Цикада просила одолжить Хоть чуточку съестного, хоть крошку, чтоб дожить До солнечных и теплых деньков, когда она, Конечно же, заплатит соседушке сполна. До августа, божилась, вернет проценты ей. Но в долг давать не любит мамаша Муравей. И этот недостаток, нередкий у людей, Был не один у милой мамаши Муравей. Просительнице бедной устроили допрос: — Что ж делала ты летом? Ответь-ка на вопрос. — Я пела днем и ночью и не хотела спать. — Ты пела? Очень мило. Теперь учись плясать.

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» — «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило». — «А, так ты. » — «Я без души Лето целое всё пела». — «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!

Чтоб заключить в коротких мне словах.

«Это истинный ваш род, наконец вы нашли его», — сказал Ивану Крылову известный баснописец своего времени Иван Дмитриев, прочитав первые два перевода Лафонтена, выполненные поэтом. Крылов был мастером простого и точного языка, был склонен к пессимизму и иронии — что всегда отражалось в его произведениях. Он тщательно работал над текстами басен, стремясь к лаконичности и остроте повествования, и многие крыловские «остроумия» до сих пор остаются крылатыми фразами.

Иван Крылов стал классиком русской литературы еще при жизни, прославившись не только переложениями Лафонтена, но и собственными оригинальными злободневными баснями, которыми поэт откликался на самые разные события в стране.

У ручейка ягненок с волком встретились, Гонимые жаждой. По теченью выше — волк, Ягненок ниже. Мучим низкой алчностью, Разбойник ищет повода к столкновению. «Зачем, —он говорит, — водою мутною Питье мне портишь?» Кудрошерстый в трепете: «Могу ли я такую вызвать жалобу? Ведь от тебя ко мне течет вода в реке». Волк говорит, бессильный перед истиной: «Но ты меня ругал, тому шесть месяцев». А тот: «Меня еще и на свете не было». — «Так, значит, это твой отец ругал меня», — И так порешив, казнит его неправедно. О людях говорится здесь, которые Гнетут невинность, выдумавши поводы.

Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. «Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости — «Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить. После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний.

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Басня Эзопа Волк и Ягненок

Давным-давно, никто и не припомнит когда, человек научился выражать поучительную мысль в краткой форме, например в пословицах. Со временем возникла потребность проиллюстрировать назидание каким-нибудь примером из жизни. Чтобы рассказ был занимательным и чтобы поучение не было слишком прямолинейным, в роли персонажей изображали животных, рыб, птиц, растения, вещи и т. п. Такие рассказы стали называть баснями. Произошло это слово от древнерусского глагола баяти — рассказывать. Поучительный вывод басни стали произносить в начале или (чаще) в конце занимательного рассказа. Вывод, или мораль, является важной частью басни, что отображено в таких пословицах, как «Басни толком красны», «Басня моралью красна»,

Читайте также:  Басня Эзопа Обезьяньи дети

«Басни — ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок».

Каждый народ имеет своих знаменитых баснописцев, например, у древних римлян это Федр, у французов —

Ж. де Лафонтен, у немцев — Лессинг, у украинцев — Л. Глибов и т. д.

В этом разделе вы познакомитесь с баснями древнегреческого поэта Эзопа и произведениями русского баснописца XIX в. Ивана Андреевича Крылова.

Их басни восхищали и слушателей, и читателей многих поколений. Надеемся, что и вам они понравятся.

Эзоп

Рождение жанра басни связывают с именем древнегреческого баснописца Эзопа, которого причисляли к семи выдающимся мудрецам античности. И хотя все сведения о его жизни легендарны, Эзоп, по видимому, всё-таки был реальным человеком. По мнению древнегреческого историка Геродота, Эзон родился рабом, жил на острове Самос, позднее служил при дворе лидийского царя Креза. Был убит жрецами 1 в Дельфах, потому что высмеивал богов.

Чем же снискал себе такую славу человек рабского происхождения, которого современники и потомки считали достойнее жрецов и богачей?

Люди из народа были по-своему очень мудры и остры на язык: они могли метко, порой даже в обидной форме, высмеять любые недостатки знати. Из таких народных насмешек, вероятно, и зародился жанр басни, который сразу же стал довольно глубоким и структурированным.

В иносказательном сюжете басни действующими лицами чаще всего выступают условные басенные звери. Но под видом животных в баснях аллегорически изображены определённые люди или социальные явления.

Все басни Эзопа написаны прозой. Очень долгое время они существовали устно. Первый сборник «Эзоповых басен» на рубеже IV-III вв. до н. э. составил Деметрий Фалерский 2 . Этот сборник положил начало традиции басенных записей. В него включены более трёхсот произведений разных баснописцев.

В V. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа. Басни Эзопа просты и кратки, их сюжет не отягощён второстепенными подробностями. Басенный язык простой и близкий к разговорному. Сюжеты взяты из жизни.

Чаще всего в баснях Эзопа встречаются такие животные персонажи, как лисица, лев, змея, волк, собака, осёл. Причём характеры этих зверей меняются в зависимости от сюжета басни, то есть все они интересуют автора не сами по себе, а как носители определённых функций. Эзоп придумал свой особый, иносказательный, язык, который так и называют — эзопов язык.

1 Жрец — служитель религиозного культа.

2 Деметрий Фалерский (350-283 гг. до н. э.) — древнегреческий государственный деятель и философ. Один из основателей Александрийской библиотеки.

Басня — это короткий рассказ, написанный в стихах или прозой, который отличается иносказательным сюжетом и через иносказание и аллегорию высмеивает человеческие пороки или недостатки общества.

Экспозиция — это изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которой они находятся до начала действия.

Мораль басни — меткий вывод, который делает автор из описанной им ситуации. Мораль, как правило, располагается в конце басни, как бы подытоживая её.

Сначала басни активно использовались в школах на уроках риторики (красноречия), но очень быстро стали популярным жанром массовой литературы.

Читая басню, мы должны показать, что верим в её достоверность. Поскольку описанная ситуация чаще всего имеет бытовой характер, нужно научиться с помощью интонации выделять реплики каждого действующего лица, используя жесты и мимику.

Благодаря басням сформировался и так называемый эзопов язык — своеобразный способ формулирования двузначных мыслей с намёками, недомолвками, иронией, фигурами умолчания, аллегориями.

Структуру басни можно представить следующей схемой: экспозиция — замысел — повествование — неожиданный результат — реплика-мораль.

Рассмотрим басню Эзопа «Отец и сыновья» (перевод Л. Толстого), относительно приведённой выше структуры.

Тема: Басня «Волк и Ягнёнок». Сравнительный анализ басни И. А Крылова с одноименной басней Эзопа

Открытый урок литературного чтения в 3 «А» классе.

Басня «Волк и Ягнёнок». Сравнительный анализ басни И. А Крылова с одноименной басней Эзопа.

Вид: развивающий урок на деятельностной основе с элементами театрализации.

Тип: урок изучения нового материала.

1. Обучающая: познакомить с басней “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, познакомить с одноимённой басней Эзопа, учить видеть и чувствовать глубокий смысл басни, пополнять словарный запас учащихся, обобщить знания детей о баснях.

2. Развивающая: содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помогать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальным способностям, развивать навык правильного и осознанного чтения

3. Воспитательная: способствовать развитию моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

портрет , рисунки к басням Крылова, проектор, компьютерная презентация, реквизиты для инсценировки басни, конверт с карточками для работы в парах, учебник.

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

На доске выставка рисунков к басням , подготовленная одной из групп учащихся (домашнее задание по группам).

– На рисунках изображены эпизоды из басен . Назовите эти басни.

По мере того, как дети называют басни, рисунки переворачиваются и на них появляются буквы из которых складываются слова.

– Прочитайте, что получилось? (волк, ягнёнок)

– Как вы думаете, почему появились эти слова?

Это герои басни Крылова, с которой мы будем сегодня знакомится.

II. Сообщение темы урока.

– Итак, сегодня мы знакомимся с басней «Волк и ягненок» и с одноимённой басней Эзопа. Слайд 2

III. Цели и задачи урока.

– Нам предстоит выполнить достаточно большую работу:

1. Вспомнить основные моменты биографии Крылова и Эзопа.

2. Повторить уже изученные басни Крылова.

3. Познакомиться с новой басней Крылова.

4. Повести сравнительный анализ новой басни Крылова с одноименной басней Эзопа. Слайд 3

IV. Повторение и закрепление пройденного. Проверка домашнего задания.

1. Уже несколько уроков мы посвятили великому русскому баснописцу . Мы многое о нем узнали. С каждым уроком мы открывали что-то новое об этом великом человеке. И сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты его биографии. Слайд 4

– Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет;

– На его глазах совершались великие события в России;

– Маленьким мальчиком он был в Оренбурге во время осады города Емельяном Пугачевым;

– Он был свидетелем Отечественной войны 1812 года;

– Им было написано более 200 басен;

– Он обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями;

– Его басни переведены более чем на 50 языков.

2. Когда Крылов скончался, его похоронили в некрополе Александро-Невской лавры, увенчав его голову лавровым венком. По всей России по подписке собирали деньги на памятник Крылову.

Перед вами великолепное творение барона Клодта – первый в России памятник литератору – установленный в Летнем саду близ главной аллеи, неподалеку от дома, где жил Крылов. Рельефы по рисунку Агина представляют в бронзе героев его знаменитых басен. Герои 36 басен живут на гранитном пьедестале. Слайд 5

3. Басни не умерли вместе с Крыловым. Они живы и поныне. Поэт Исаковский посвятил замечательные строки великому баснописцу.

(Ученик читает наизусть стихотворение).

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней

Со школьной парты с ними мы встречались

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

4. И обретя крылья «крылатые крыловские слова» оказались в нашей волшебной шкатулке, где хранятся книги с баснями Крылова. Я предлагаю заглянуть в волшебную шкатулку и вспомнить некоторые известные выражения, ставшие крылатыми. Слайд 6

Читайте также:  Басня Эзопа Волк и Козленок

5. Но прежде чем обратиться к басням мне хотелось бы, чтобы вы вспомнили, что такое басня (II группа учащихся). Слайд 7

Перед вами несколько определений слова басня. Они взяты из разных источников, но очень похожи.

(Обобщение ответов детей). Итак, басня это нравоучительное произведение, значит, в басне есть обязательно что? … (мораль). Мораль это … ? (логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Так поступать нельзя).

6. Ну а теперь вперед, к басням Крылова. Небольшая викторина определит, насколько внимательно вы читали его басни (III группа проводит викторину).

7. Викторина Слайды 8-12.

– Перед вами иллюстрация к одной из басен Крылова и три выражения. Ваша задача соотнести одно из этих выражений с иллюстрацией и назвать басню.

8. С басней «Ворона и Лисица» мы знакомились на прошлом уроке. И сейчас мы ее вспомним. А помогут нам в этом ребята, которые подготовили инсценировку басни (IV группа).

9. – Мы говорим, что басня высмеивает пороки, недостатки. Как говорил Крылов: «Люблю, где случай есть пороки пощипать». Какой недостаток высмеивает эта басня?

– Что такое лесть? (угодливое восхваление).

– Почему лесть гнусна, вредна?

(Можешь поверить льстивым словам и не переделать плохо сделанную работу).

– Дома вы должны были подобрать пословицы к басне (V группа). Какие пословицы вы подобрали?

– Посмотрите, какие пословицы подобрала я. Подходят ли они к этой басне?

– Какой поучительный вывод сделали из этой басни?

(Нельзя поддаваться на лесть, не принимать на веру все, что тебе говорят, остерегаться льстивых, неискренних слов похвалы).

Физминутка «Море волнуется»

IV. Новый материал.

1. Ребята, а хотели бы вы познакомиться с новым произведением великого баснописца?

– С какой басней познакомимся?

2. Чтение басни учителем.

– Что вы представили? Кого? Словесно нарисуйте представившуюся вам картину.

(Солнечный день, на открытом месте возле ручья Ягнёнок, который пришёл к ручью напиться. Он не ждал опасности. Рядом голодный волк.

Посмотрите, как выглядит иллюстрация к басне художника А. Лаптева. Слайд 15

– Каким он изобразил Волка? Ягнёнка? Почему?

3. Словарная работа.

– Сейчас вы еще раз самостоятельно прочитаете басню. Но прежде чем вы приступите к самостоятельному чтению, я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова в тексте, которые вам встретятся в тексте. Прочитайте внимательно все слова и выделите для себя те, значение которых вы не знаете.

Обратимся к значениям слов.

4. Самостоятельное чтение басни.

– Какое начало у басни (грустное, тревожное, весёлое)? Почему?

(Тревожное. Ягнёнок зашёл к ручью напиться, а рядом «голодный рыскал волк»).

– Что ещё подсказывает, что может случиться беда?

(Волк «на добычу стремиться», он хочет съесть Ягнёнка, грубо с ним разговаривает).

– Почему Волк сразу не съел Ягнёнка?

( Хочет всё по закону сделать, пытается обвинить Ягнёнка, а Ягнёнок всё не виноват).

– Что можно сказать о волке? О ягнёнке? Попробуем назвать качества характера героев (работа в парах).

Возьмите конверт, который лежит у вас на парте. В нём находятся карточки, на каждой из которых написаны черты характера героев. Разложите их в два столбика: в первый слова, которыми можно охарактеризовать Волка, во второй – Ягнёнка.

(Проверка.) Слайд 17

– К чему стремиться волк, вступая в спор? В чём он обвиняет ягнёнка?

– К чему стремиться ягнёнок в споре? Какие доводы приводит?

– Найдите реплики Волка и Ягнёнка. Подумайте, как они говорят? Какие чувства испытывают? Как с развитием действия меняются их мимика, жесты?

– Каким тоном будете читать слова Волка, Ягнёнка?

– Мы с вами определили характер героев, чувства, которые они испытывают. Это вы должны будете показать при чтении, поскольку вся основанная часть сюжета построена на репликах главных героев. Подготовка выразительного чтения будет вашим домашним заданием.

V. Знакомство с басней Эзопа. Сравнительный анализ басен.

1.- Мы с вами знаем, что основу сюжетов многих басен Крылова составили басни Эзопа. Слайд 18

– Вспомните, кто такой Эзоп?

– Эзоп полуисторический, полумифический автор нравоучительных басен…

– Его представляли горбатым, хромым – одним словом во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. Слайд 19

2. Физминутка для глаз

3. Чтение басни Эзопа.

4. Проведём сравнительный анализ басни Эзопа и Крылова.

Басня Эзопа Волк и Ягненок

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 078
  • КНИГИ 592 372
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 705

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Читайте также:  Басня Эзопа Человек и Змея

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

Книга: Эзоп «Волк и Ягненок»

Серия: “Классика в словах и картинках”

. Сегодня в вечной сокровищнице человеческого достояния десяток эпосов, несколько священных писаний, сотни философских трактатов и гениальных эпохальных романов. Исборник басен Эзопа. Поток времени промывает эту сокровищницу, многое уносится в небытие, а самое весомое остается. Басни Эзопа останутся всегда. Немногие люди затрудняют себя чтением эпосов и священных писаний, философских трактатов и даже гениальных эпохальных романов. Басни Эзопа знают все или почти все. Как сказал великий, хотя и малоизвестный греческий философ: “Человек есть мера вещей” . А сам человек измеряет себя как такового басней. И поэтому басни Эзопа пребудут всегда, пока человек останется человеком. Басням Эзопа уже больше двух тысяч лет. Человечество сопроводило их уникальным изобразительным рядом. Историю” Волка и Ягненка”, “Вороны и Лисицы”, “Стрекозы и Муравья” изображали вазописцы, резчики рельефов, средневековые монахи, искусные ткачихи знаменитого ковра из Байё, неумелые создатели лубочных картинок, художники и граверы всех стилей и направлений, многочисленные талантливые и не очень мастера книжной иллюстрации. И у нас, живущих в XXI веке, есть возможность не только прочесть то, что написал Эзоп, но и увидеть это глазами тех, кто читал эти басни до нас на протяжении многих веков. Для чтения взрослыми детям. Пересказ В. В. Владимирова.

Издательство: “Капитал” (2017)

Другие книги автора:

КнигаОписаниеГодЦенаТип книги
Старый левВашему вниманию предлагается книга Эзопа “Старый лев” . Для чтения взрослыми детям — Златното пате, Флер, Улыбка, (формат: 70×100/24, 10 стр.) Сказка за сказкой Подробнее.201137бумажная книга
Эзоп. БасниПеред вами – басни Эзопа. Точнее – произведения, большинство которых, хотя и связываются традиционно с именем этого легендарного греческого мудреца, принадлежат в действительности десяткам… — АСТ, Фолио, Neoclassic, (формат: 70×90/32, 224 стр.) Классическая и современная проза Подробнее.200353.2бумажная книга
БасниЭзоп – полулегендарный раб с острова Самос, живший в VI в. до н. э., автор множества басен, ставших достоянием мало сказать европейской – земной культуры. Его сюжетамипользовались такие мастера… — ФТМ, электронная книга Подробнее.59.9электронная книга
БасниКнига содержит “Жизнеописание Эзопа”, “Басни основного Эзоповского сборника”, “Басни из отдельных рукописей Эзоповского сборника”, “Басни из пересказов Бабрия”, “Басни из отдельных античных авторов”… — Эксмо-Пресс, (формат: 70×100/32, 448 стр.) Антология мудрости Подробнее.2001560бумажная книга
Эзоп. Заповеди, басни, жизнеописанияОдним из первых мастеров басни греки считали легендарного мудреца и шутника – раба Эзопа, жившего, по преданию, в VI в. до н. э. Имя Эзопа навсегда закрепилось за басенным жанром: все свои басни… — Феникс, (формат: 84×108/32, 320 стр.) Всемирная библиотека поэзии Подробнее.1999380бумажная книга
Басни. 1-5 классыВ сборник вошли самые известные произведения великих баснописцев прошлого. Поучительные и насмешливые истории, основанные на фольклорных сюжетах и проникнутые житейской мудростью и моралью, понятны и… — Омега-Пресс, Школьная библиотека Подробнее.201784бумажная книга
Старый лев. Басни ЭзопаПредлагаем вам сборник “Старый лев. Басни Эзопа” . В серии представлены самые интересные и любимые сказки детей дошкольного и младшего школьного возраста. На страницах этих книг ребёнок познакомится… — Улыбка, Мировая сокровищница Подробнее.201377бумажная книга
Эзоповы басны с нравоучением и примечаниями Р. ЛетранжаВоспроизведено в оригинальной авторской орфографии — Nobel Press, – Подробнее.20121190бумажная книга
Басни ЭзопаОдним из первых мастеров басни греки считали легендарного мудреца и шутника – раба Эзопа, жившего, по преданию, в VI в. до н. э. Имя Эзопа навсегда закрепилось за басенным жанром. Эти греческие и… — Наука, (формат: 70×90/16, 320 стр.) Литературные памятники Подробнее.19681300бумажная книга
Эзоп. Книга басенАллегорические притчи, бичующие человеческие пороки, называются баснями. Это один из древнейших и любимейших читателями литературных жанров. А самый знаменитый баснописец всех времен и народов … — Эксмо, (формат: 80×100/32, 384 стр.) Иллюстрированная библиотека поэта. Мировая классика Подробнее.2009450бумажная книга
Басни«Басни» – легендарное наследие древнегреческого поэта Эзопа (древнегреч. Αἴσωπος). К числу самых известных басен Эзопа принадлежат «Ворон и Лисица», «Человек и Куропатка», «Петух и Прислуга», «Петух… — Public Domain, электронная книга Подробнее.электронная книга
Aesop’s FablesОт издателя:‘It is thrifty to prepare today for the wants of tomorrow.’Living in Ancient Greece in the 5th Century BC, Aesop was said to be a slave and story-teller. His much-loved, enduring fables… — (формат: 110×177мм, 192стр. стр.) Collins Classics Подробнее.201176бумажная книга
Aesop’s FablesОт издателя:Although the Greek slave Aesop was executed over 2, 000 years ago, his fables continue to exert a strong influence on readers of all ages. They are well known to children even before they… — (формат: 110×180мм, 222стр. стр.) Penguin Popular Classics Подробнее.199679бумажная книга
Aesop’s FablesThis timeless collection brings together three hundred of the most enduringly popular of Aesop fables in a collection that will delight young and old readers alike. Here are all the age-old… — (формат: 100х155 мм, 256стр. (цветные иллюстрации) стр.) Collector’s Library Подробнее.2014371бумажная книга
Лисица и виноград (сборник)Басни Эзопа и Жана де Лафонтена входят в программу по литературе для 6-го класса — Public Domain, Классика в школе (Эксмо) электронная книга Подробнее.электронная книга

Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .

См. также в других словарях:

Волк — евр. зеев Волк. За хищность и дикий вой волк считался особенно отвратительным животным. Волки, без сомнения, были более распространены в Палестине в древнее время, хотя они и теперь иногда встречаются там. Вениамин уподобляется хищному волку (Быт … Словарь библейских имен

Ис.65:25 — Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь. Ис.11:6 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книга пророка Исаии 65:25 — Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь. Ис.11:6 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Крылов И.А. — Крылов И.А. Крылов Иван Андреевич (1769 1844) Русский баснописец. Афоризмы, цитаты Крылов И.А. биография • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Волк и ягненок (Волк) • Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Вороненок • Почти у всех во… … Сводная энциклопедия афоризмов

Крылатые фразы — Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью , другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз . Об авторстве… … Сводная энциклопедия афоризмов

Крылов Иван Андреевич — (1769 1844), русский писатель, баснописец; академик Петербургской АН (1841). Создал более 200 басен (1809 43), отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком, высмеивающих общественные и человеческие пороки. По словам Н. В. Гоголя,… … Энциклопедический словарь

ры́скать — рыщу, рыщешь и (разг.) аю, аешь; несов. 1. Бегать в поисках кого , чего л., бросаясь из стороны в сторону (о животных). Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал волк. И. Крылов,… … Малый академический словарь

рыскать — A/A гл см. Приложение II ры/щу и ры/скаю ры/щешь и ры/скаешь ры/щут … Словарь ударений русского языка

Лафонтен, Жан де — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лафонтен. Жан де Лафонтен фр. Jean de La Fontaine … Википедия

ИНГУШЕТИЯ — [Республика Ингушетия офиц. название с 1992], субъект РФ. Территория 3,6 тыс. кв. км. Столица Магас (ингуш. город солнца). География. И. расположена на сев. склонах Б. Кавказского хребта, в центральной его части. Делится на 3 природные почвенно… … Православная энциклопедия

КРЫЛОВ Иван Андреевич — (1769 или 1768 — 1844), русский писатель. Проза: сатирич. «письма» [1—48], составившие журн. «Почта духов» (1789), сатирич. пов. «Ночи» (незаконч.), «Каиб» (обе — 1792), сатирико публицистич. эссе и памфлеты («Речь, говоренная… … Литературный энциклопедический словарь

Ссылка на основную публикацию